Рефлексивное самообразование и самовоспитание учащихся как средство их саморегуляции и саморазвития
Российское общество станет гуманным и разумным за счет образования человека разумного, а для этого должна утвердиться ценность духовно развитого человека и достойных условий его существования, прежде всего в профессионально организованной образовательной среде, ориентированной на неуклонное саморазвитие подрастающих поколений. Если же процесс самообразования учащихся профессионально… Читать ещё >
Рефлексивное самообразование и самовоспитание учащихся как средство их саморегуляции и саморазвития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс рефлексивного самообразования и самовоспитания — это путь через самопознание человека к саморазвитию.
Проявляемые человеком отношения к людям, себе, труду, учению, профессиональной деятельности и мироустройству подвергаются внешнему наблюдению и диагностике, но их глубокое воздействие на саморазвитие человека достигается только в процессе его собственного осмысления.
Учителя и воспитатели могут активизировать этот процесс и помочь в его осуществлении, но подрастающий человек обеспечит в себе только те изменения, которые сочтет для себя значимыми. Именно поэтому наиважнейшими педагогическими процессами в психологии образования признаются рефлексивное самообразование — образование себя рефлексивными действиями, и его результат — нравственная нормативность молодых людей, их образование, а также рефлексивное самовоспитание, которое осуществляется с целью коррекции безнравственных проявлений и приведения своих действий и отношений к нравственному состоянию.
Педагогические процессы самообразования и самовоспитания учащихся включают в себя диагностическую функцию. Они диагностируют и корректируют уровень сформированности у учащихся отношения к учению, учителю, одноклассникам, себе как субъекту учения и образовательной среде, которые перерастают при их взрослении в ценностное отношение к людям, себе, труду, учению, профессиональной деятельности и мироустройству.
Сущность и значение рефлексивного самообразования в саморазвитии учащихся
Наиболее продуктивным для саморазвития учащихся является процесс самообразования, возбуждающий внутренние усилия на самостроительство нравственной личности. Его качество обеспечивается профессиональной реализацией регулятивной функции, приводящей учащихся к осознанию и реализации нравственных отношений и удержанию их в этом состоянии.
Профессионально обеспеченный процесс рефлексивного самообразования подрастающих поколений решает две значимые задачи:
1) подводит учащихся к реализации природосообразных отношений и стабилизирует их проявление как условие саморазвития;
2) обеспечивает достижение продуктивного результата в учебных и других жизненно значимых действиях.
Рефлексия признается средством организации и диагностики самого приоритетного педагогического процесса самообразования учащихся, результатом которого является образование нравственно устойчивого, энергичного, саморазвивающегося Человека, что и позволяет использовать понятие рефлексивное самообразование.
В основе рефлексивного самообразования лежат ценностные намерения и волевые усилия человека, поэтому процесс определяется как средство саморегуляции для успешного саморазвития учащихся. Его реализация помогает преодолеть бездеятельность, пренебрежение своими способностями, вседозволенность, неподчинение законам и социальным нормам и укрепить ценностное отношение к людям, себе, труду и учению.
Учащиеся должны воспринимать проявляемое ими ценностное отношение к жизненным приоритетам как условие своего саморазвития, определяющее качество их жизни, здоровье и успешность в профессиональной деятельности.
Учителя должны воспринимать рефлексивное самообразование учащихся как залог продуктивного образования нравственно устойчивого саморазвивающегося человека и понимать, что образование учащихся является результатом их самообразования.
Если же процесс самообразования учащихся профессионально не обеспечивается, главная цель системы — образование подрастающих поколений, производство самого человека, активизация человеческого потенциала — не решается, успешность социального развития страны, ее могущество и преуспевание оказываются под угрозой.
Российское общество станет гуманным и разумным за счет образования человека разумного, а для этого должна утвердиться ценность духовно развитого человека и достойных условий его существования, прежде всего в профессионально организованной образовательной среде, ориентированной на неуклонное саморазвитие подрастающих поколений.