Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информационное обеспечение внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы как фактор развития самоорганизации учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первым направлением, основанном на выявлении генезиса подходов к развитию самоорганизации учащихся в среде школы, является обоснование правомерности использования информационного подхода как методологического основания исследования и формирование уточненного понятия «самоорганизация учащихся в среде школы». Информационный подход позволил нам расширить данное понятие включением информационного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития самоорганизации уча- 17 щихся в среде школы на основе информационного подхода
    • 1. 1. Генезис подхода к развитию самоорганизации учащихся
    • 1. 2. Развитие информационного обеспечения внутришкольного управления на основе использования информационно-коммуникативных технологий
    • 1. 3. Модель компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения

    1.4. Организационно-педагогические условия, при которых информационное обеспечение внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы является фактором развития самоорганизации учащихся в среде школы.

    Выводы по первой главе.

    ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по развитию самоорганизации учащихся в среде школы под влиянием информационного обеспечения внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы.

    2.1. Общая характеристика опытно-поисковой работы.

    2.2. Реализация информационного обеспечения внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы, обеспечивающего развитие самоорганизации учащихся

    2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы.

    Выводы по второй главе.

Информационное обеспечение внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы как фактор развития самоорганизации учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аюуальность темы исследования обусловлена общественной потребностью в специалистах, умеющих сознательно и ответственно организовывать свою деятельность, осуществлять самообразование, профессиональное и социальное самоопределение. Поэтому сегодня перед школой особенно остро встает проблема развития самоорганизации учащихся, обеспечивающего их социализацию в условиях современного информационного общества, что нашло отражение в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, Федеральной программе реализации национального приоритетного проекта «Образование», где также подчеркивается необходимость информатизации образования, оптимизации информационно-образовательной среды школы.

Методологический аспект актуальности исследования определяется развитием синергетических идей в педагогике (В.И. Андреев [21], М. А. Весна [42], А. В. Меренков [110, 111] и др.), предполагающих изучение динамических аспектов личности и взаимодействия ее разных уровней, рассматривающих самоорганизацию как свойства открытых систем и процесса такого взаимодействия элементов системы, в результате которого образуется, складывается новый порядок или новая структура.

Психолого-педагогический аспект исследования позволяет определить самоорганизацию не только как новый образовательный результат, но и как условие успешности ученика в образовательной деятельности и средство самоопределения ученика в современной среде школы. Усиление субъектности ученика не только в образовательном процессе, но и во внутришкольном управлении, повышение вариативности образовательной среды школы предполагают развитость самоорганизации ученика как способности, «умений самому организовывать себя в процессе достижения цели» (Н.Ю. Скороходова) и наличие достаточных информационно-коммуникационных условий в среде школы для осуществления самоорганизации ученика, как «процесса упорядоченной сознательной деятельности личности, направленной на организацию и управление самой себя» (Н. А. Заенутдинова).

В педагогических исследованиях [21, 25, 80, 95, 97, 100, 121, 133, 155, 163 и др.] самоорганизация в основном рассматривалась по отношению к учебной деятельности с позиций личностно-ориентированного, деятельностного и компетент-ностного подходов. Наиболее общие вопросы освещены в исследованиях В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Г. Н. Серикова, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, A.M. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна и др. В последние два десятилетия появились работы С. С. Амирова, В. И. Донцова, Н. С. Копейной, О .Я. Устиновой, Г. В. Коган, посвященные изучению самоорганизации студентов вузов. В последние три года появились исследования самоорганизации учащихся школы Н. Н. Титаренко (учащихся начальной школы), Н. Н. Рыбаковой (учащихся подросткового возраста), В. А. Львович, А. К. Осина (старшеклассников).

В качестве одного из методологических решений развития самоорганизации учащихся в среде школы мы предлагаем рассмотрение самоорганизации с позиций информационного подхода. «Полноценная реализация установки, при которой в центр образовательного процесса ставится личность ученика и его развитие, возможна на наш взгляд, лишь тогда, когда ученику предоставлены широкие информационные возможности и создана обстановка, в которой он лично и ответственно принимает решения, исходя из имеющейся у него информации. В противном случае узкие информационные рамки вынуждают ученика вместо самостоятельного вывода принимать на веру точку зрения, излагаемую учителем, способ деятельности, предлагаемый учителем, подавляя свое личностное участие и восприятие» (Гейн А.Г.). По нашему представлению, информация нормативно — регламентирующего, перспективно — ориентирующего, деятельностно — стимулирующего характера (планы работы, графики представления образовательных услуг, расписания, устав, положения, правила, инструкции, учебные планы, составы учебно-методических комплексов, образовательные программы обязательных и элективных курсов, программы развития школы, технологические карты прохождения курсов, результаты мониторингов, портфолио, и т. д.) в оптимальной динамической форме предъявления, оперативно корректируемой, доступной дистанционно не только в школе, но и дома, могла бы обеспечить ориентационную основу самоорганизации, обеспечивающую сознательный выбор учащимся действий и правильное их осуществление, а также внешнее мотивирование, стимулирование, регулирование, детерминирующее внутренние механизмы самоорганизации личности.

Это возможно, на наш взгляд, реализовать за счет целенаправленного информационного обеспечения учащихся информацией, создающей ориентационную основу самоорганизации, в рамках информационного обеспечения внутри-школьного управления. Мы строим свое исследование на двух подходах к информационному обеспечению внутришкольного управления, один из которых предполагает использование в нем классических оснований, другой учитывает специфику внутришкольного управления, определяемую взаимодействием управляющей и управляемой подсистем школы. Первый означает, что информационное обеспечение внутришкольного управления дает возможность субъектам управляющей системы осуществлять ряд классических функций: анализ, планирование, организацию, контроль. Второй сострит в признании неограниченных возможностей информационного взаимодействия в рамках действующих информационных управленческих сетей всем субъектам внутришкольного управления (включая педагогов, учащихся и родителей). Это позволяет рассматривать информационное обеспечение внутришкольного управления как среду педагогического взаимодействия, насыщенную полной и достоверной информацией учебно-организационного характера, обеспечения мотивации, побуждения, регулирования образовательной деятельности учащихся, действенности полученных образовательных результатов для осуществления самоуправления (самоанализа, саморегулирования, самоорганизации).

Оценивая состояние практики информационного обеспечения внутришкольного управления, согласимся с авторами, которые считают, что движение прямых и обратных информационных потоков в системе школы в настоящее время не обеспечивает в полной мере установления прямых и обратных связей, нормального функционирования всех звеньев внутришкольного управления. Его современное состояние определяет скудность информационно-организационного пространства учащегося для создания информационной ориентационной основы его самоорганизации. Изучение практики информационного обеспечения самоорганизации учащихся в условиях школы позволило выявить, что уровень использования учащимися учебно-организационной информации низкий (информация не доступна, не точна, не оперативна, не достаточна), при этом не используется потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и его средств. Внедрение ИКТ во внутришкольное управление нацелено в основном на обеспечение управляющей системы школы.

Следует отметить, что проблема создания информационных условий для обеспечения развития самоорганизации учащихся в среде школы остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения. Информационное обеспечение таких функций управления, как организация и регулирование (уведомление, мотивация, регламентация, ориентировка деятельности участников образования, в том числе учащихся) является «белым пятном» в педагогической теории. С точки зрения объектов информационного обеспечения рассматриваются субъекты управляющей системы школы, хотя специфика внутришкольного управления определяется взаимодействием управляющей и управляемой подсистем и включением в систему информационного обеспечения не только администрации, но и педагогов, учащихся, родителей. До сих пор в теории и практике доминирует устаревшее представление об информационном обеспечении внутри-школьного управления как обеспечивающей системе, не связанной с педагогикой.

Таким образом, информационное обеспечение внутришкольного управления нуждается в развитии. Проблема совершенствования информационного обеспечения внутришкольного управления на основе использования новых информационных технологий, как показали исследования в этой области, многогранна [20, 32, 34, 35, 36, 39, 49, 50, 54, 62, 69, 72, 74, 76, 77, 83, 91, 92, 93, 94, 98, 108, 109, 114, 119, 122, 123, 134, 137, 141, 169, 175,177 и д.р.]. Это и вопросы возможности модернизации и повышения эффективности на основе использования ЭВМ отдельных видов управленческой деятельности — информационно-аналитической (Е.С.

Комарова, Д. Б. Канаев, П. И. Третьяков, Г. Н. Сериков, М.М. Поташник), — принятия управленческого решения (Б.И. Канаев, Б. С. Гершунский, M.JI. Гайнетдинов, Д. Ш. Матрос, и др.) — вопросы оптимизации протекания внутри общеобразовательного учреждения информационных процессов (доступа, хранения, обработки, накопления, продуцирования, тиражирования информации) — расширения возможностей доступа к информации для всех участников образовательного процесса и организации информационного взаимодействия между ними (Т.М. Давыденко, С. М. Попов, И. В. Роберт и др.) — вопросы научных основ разработки программного обеспечения для управления (Д.Б. Канаев и др.).

Современные подходы к разрешению этой проблемы связаны с построением единого информационного образовательного пространства школы на основе единых баз данных, как особых средств новых информационных технологий. Федеральные целевые программы «Электронная Россия на период 2002;2010 гг.», «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002;2006 гг.», Национальный проект «Образование», Федеральный проект «Информатизация системы образования» инициировали широкое развитие компьютеризации образовательных учреждений и инициативность разработчиков компьютеризированных информационных систем управления образовательными учреждениями.

Представленность в научной литературе исследований по самоорганизации учащихся и развитию внутришкольного управления на основе ИКТ являются теоретическими предпосылками для научного выявления педагогического потенциала информационного обеспечения внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы как фактора развития самоорганизации учащихся в среде школы.

На основании анализа существующих исследований, а также собственного поиска в данном направлении нами была сформулирована проблема исследования. Ее суть заключается в необходимости разрешения противоречия между объективно существующей в практике общеобразовательных учреждений потребностью развития самоорганизации учащихся и недостаточным теоретическим обоснованием педагогического потенциала информационного обеспечения внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения как фактора развития самоорганизации учащихся.

Актуальность исследуемой проблемы, имеющиеся научные предпосылки, способствующие ее решению, обусловили выбор темы исследования: «Информационное обеспечение внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы как фактор развития самоорганизации учащихся».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель информационного обеспечения внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения, реализация которой будет способствовать развитию самоорганизации учащихся в среде школы.

Объект исследования — информационное обеспечение внутришкольного управления.

Предмет исследования — информационное обеспечение внутришкольного управления как фактор развития самоорганизации учащихся в среде школы.

Гипотеза исследования: развитию самоорганизации учащихся в среде школы может способствовать.

1) разработка и реализация модели информационного обеспечения внутришкольного управления, системообразующим элементом которой является компьютеризированная информационная система, а) построенная на основе объектно-информационной модели общеобразовательного учреждения и информационно-функциональной модели внутришкольного управленияб) включающая информационно-преобразующий, субъектно — функциональный, технологический, программно — аппаратный модули, модули нормативноправового и информационного обеспеченияв) обладающая свойствами полифункциональности, модифицируемости, обеспечения многопользовательского режима использования и наличия опережающих функций предоставления информационно-коммуникационных услуг по отношению к уровню развития потребностей в информации, 2) и выполнение необходимых организационно-педагогических условий: а) осуществление в системе информационного обеспечения внутришкольного управления организационных и технологических преобразований, адекватных информационно-коммуникативным технологиям и их средствам, направленных на выделение подсистемы информационного обеспечения самоорганизации учащихся в среде школыб) осуществление управления системой информационного обеспечения внутришкольного управления на основе принципов первого руководителя, новых задач и учета инновационности преобразований.

Задачи исследования:

1. Исследовать генезис подходов к развитию самоорганизации учащихся в среде школы с целью обоснования правомерности использования информационного подхода как методологического основания исследования самоорганизации учащихся в среде школы и выявления педагогического потенциала информационного обеспечения внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы.

2. Разработать и теоретически обосновать модель информационного обеспечения внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения.

3. Выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия, при которых информационное обеспечение внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы становится фактором развития самоорганизации учащихся.

4. В ходе опытно-поисковой работы проверить влияние информационного обеспечения внутришкольного управления, построенного на основе предлагаемой модели, на развитие самоорганизации учащихся при реализации выявленных организационно-педагогических условий.

5. Разработать научно-методические рекомендации по реализации условий, при которых информационное обеспечение внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы становится фактором развития самоорганизации учащихся.

Методологическую основу исследования составляют: философская идея самоорганизации как универсальной реальности открытой самоорганизующейся системы (И. Пригожин, Г. Хакен и др.), синергетический подход к изучению педагогических объектов и явлений (В.И. Андреев, М. А. Весна и др.), системный подход к изучению управленческих и педагогических процессов (В.Г. Афанасьев, Ю. А. Конаржевский, С. А. Репин, Г. Н. Сериков и др.) — принцип развития личности в деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.) — личност-но-ориентированный, деятельностный подходы (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов,.

A.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская и др.), компетентностный подход (В.А. Демин, Э. Ф. Зеер, В. В. Краевский, В. В. Сериков, А. Н. Тубельский, А. В. Хуторской, В. М. Шепель и др.), информационный подход (Б.В. Бирюков, К. Колин, А. В. Славин,.

B.И. Штанько, Н. О. Яковлева и др.) к изучению социальных и педагогических процессов.

Теоретическую основу исследования составляют: исследования по проблеме самоорганизации учащихся (В.И. Андреев, Ю. К. Бабанский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Меренков, Г. Н. Сериков и др.), теория внутришкольного управления (Т.М. Давыденко, Ю. А. Конаржевский, М. М. Поташник, В. П. Симонов, B.C. Татьянченко, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.) — исследования по проблеме информационного обеспечения управления педагогическими системами (В.П. Беспалько, Ю. А. Конаржевский, Г. Н. Сериков, B.C. Татьянченко, П. И. Третьяков, Т. К. Чекмарева, Ю. В. Чернов, Т. И. Шамова и др.) — теория информатизации управления в социальных организациях (Ю.П. Васильев, Г. Поппель, В. М. Глушков, Ю. М. Каныгин и др.) — теории информационных систем (А.Р. Саймон, Г. и Дж. Хансен, К. Дж. Дейт, Г. А. Титоренко и др.) — исследования в области информатизации управления образованием и применения компьютерной техники и сетевых технологий (Н.В. Апатова, М.Г. Гайнет-динов, Б. И. Канаев, Д. Б. Канаев, Д. Ш. Матрос, И. В. Роберт и др.).

База исследования: гимназия № 19 г. Миасса, общеобразовательные учреждения №№ 76, 77, 82, 88, 129 г. Челябинска, № 7 г. Чебаркуль, №№ юб, 108, 109, 110 и 112 г. Трехгорный Челябинской области.

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов исследования, который включает в себя: анализ теоретических исследований, специальной литературы, практических разработок информационных систем в образованииизучение и анализ опыта внедрения и использования информационных технологий в управлении социальными организациямимоделирование, проектированиенаблюдениеконстатирующий и формирующий экспериментэкспертное оценивание, статистическая обработка результатов эксперимента.

Этапы исследования: исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1994;1999) изучались возможности развития информационного обеспечения внутришкольного управления на основе компьютеризированных информационных систем. Проектировались и внедрялись в практику школы № 19 города Миасса различные версии информационной системы школы. Определялись сущностные свойства, функциональные и технологические возможности компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения.

На втором этапе (1999;2005) осуществлялось осмысление проблемы исследования на основе изучения и анализа научной литературы и полученного на этапе проектирования и внедрения информационной системы практического опыта. Были выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены модель информационного обеспечения внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения и организационно-педагогические условия, при которых повышается качество информационного обеспечения внутришкольного управления, проявляются его педагогический потенциал. Этот этап включал внедрение компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения в школах Челябинской области и экспериментальную проверку возможностей развития информационного обеспечения внутришкольного управления.

На третьем этапе (2005;2007) было осуществлено исследование одного из эффектов развития информационного обеспечения внутришкольного управления, проявившегося во влиянии на развитие самоорганизации учащихся в среде школы. Осуществлена систематизация результатов исследования, разработаны научно-методические рекомендации по информационному обеспечению самоорганизации учащихся на основе компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. В качестве методологического основания исследования применен информационный подход, позволивший уточнить информационный характер процессов самоорганизации учащихся в среде школы и развития самоорганизации учащихся, как следствия целенаправленного информационного обеспечения самоорганизации учащихся в среде школы, и предложить модель самоорганизации учащихся, включающую информационно-компетентностную ориентационную основу действий.

2. Проведено исследование педагогического потенциала информационного обеспечения внутришкольного управления в контексте выявления скрытых возможностей педагогического влияния на учащихся на основе совершенствования информационно-технологического компонента ориентационной основы самоорганизации, обеспечивающей сознательный выбор учащимися действий и правильное их осуществление, а также внешнее мотивирование, стимулирование, регулирование, детерминирующее внутренние механизмы самоорганизации личности.

3. На основе интерпретации теоретических основ информационных систем в социальных организациях для педагогической среды и учета ее специфики определено понятие компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения и построена ее модель.

4. Выделен комплекс организационно-педагогических условий, при которых информационное обеспечение внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы становится фактором развития самоорганизации учащихся, включающий: а) осуществление в системе информационного обеспечения внутришкольного управления организационных и технологических преобразований, адекватных информационно-коммуникативным технологиям и их средствам, направленных на выделение подсистемы информационного обеспечения самоорганизации учащихсяб) осуществление управления системой информационного обеспечения на основе принципов первого руководителя, новых задач и учета инновационное&tradeпреобразований.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что.

1. уточнены понятия «компьютеризированная информационная система общеобразовательного учреждения», «самоорганизация учащихся в среде школы»;

2. выявлен педагогический потенциал информационного обеспечения внутри-школьного управления на основе компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения;

3. раскрыта сущность принципа комплексного моделирования при построении компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения;

4. уточнены уровни самоорганизации учащихся в среде школы, сформулированы критерии и показатели развития самоорганизации учащихся в среде школы, позволившие выделить три уровня самоорганизации на основе информационного обеспечения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны:

— комплекс баз данных (Автоматизированное рабочее место администратора «АРМАДА», «План работы школы», «Технологические карты учебных курсов»), на основе которых учащиеся могут быть обеспечены учебно-организационной информацией для самоорганизации своей жизнедеятельности в среде школы;

— методико-технологическое обеспечение функционирования компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения;

— методические рекомендации по реализации организационно-педагогических условий развития самоорганизации учащихся, опосредованным целенаправленным информационным обеспечением на основе компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения.

Материалы настоящего исследования могут быть использованы в массовой практике общеобразовательных учреждений для развития самоорганизации учащихся.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются исходными методологическими позициямиобеспечиваются использованием комплекса взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследованиясистематическим отслеживанием результатов на разных этапах опытно-поисковой работыприменением вероятностно-статистических методов обработки данных исследованияподтверждаются результатами повышения уровня самоорганизации учащихся в среде школы в условиях информационного обеспечения внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системымасштабами организации опытно-поисковой работы в общеобразовательных учреждениях различного типавоспроизводимостью полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись посредством:

— публикаций результатов исследования;

— участия в XVI международной конференциивыставке «Информационные технологии в образовании» — Москва, 2006;

— участия во всероссийских научно-практических конференциях («Компьютеры в образовании» — Троицк Московской области, 1994; «Интернет. Общество. Личность. ИОЛ-2000» — Санкт-Петербург, 2000; «Развитие новых технологий в системе образования РФ» — Самара, 2000; «Информатизация образования» — Екатеринбург, 1994, 2001; «Информационные технологии в образовании» — Самара, 2001; «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» — Челябинск, 2002,2003);

— участия в работе коллегий Министерства образования и науки Челябинской области («Информатизация системы образования Челябинской области — Челябинск, 2004,2006);

— выступлений на методических семинарах по информатизации управления образования (ИДПОПР, Челябинск, 2000, 2005; Управления образования г. г. Сне-жинск, Трехгорный, Троицк, 2000;2003; Уральская летняя школа информационных технологий, Миасс, 1998;2004);

— выступлений на курсах повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений (ИДПОПР, Челябинск, 2004).

— проведения курсов повышения квалификации для методистов межшкольных методических центров (Региональный координационный центр, Челябинск, 2006);

— внедрения результатов исследования в гимназии № 19 г. Миасса, общеобразовательных учреждениях №№ 76, 77, 82, 88, 129 г. Челябинска, № 7 г. Чебаркуль, №№ 106,108,109, 110 и 112 г. Трехгорный Челябинской области;

— работы заместителем директора по информатизации (1993;2000), по научно-методической работе (2000;2006) гимназии № 19 города Миасса, руководителем межшкольного методического центра (2005;2007) города Миасса Челябинской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Самоорганизация учащихся в среде школы представляет собой особую деятельность учащихся, побуждаемую и направляемую целями самоуправления и самосовершенствования своей жизнедеятельности, осуществляемую через действия целеполагания, планирования, проектирования способов реализации цели, исполнения (преодоления трудностей, проявления волевых качеств), самоконтроля, опосредованных доступной информацией, информационной средой и ключевыми компетентностями учащихся, представляющих ориентационную основу самоорганизации.

2. Продуктогенной причиной влияния информационного обеспечения внутри-школьного управления на развитие самоорганизации учащихся в среде школы является совершенствование информационно-технологического компонента ориен-тационной основы самоорганизации, обеспечивающей сознательный выбор учащимися действий и правильное их осуществление, а также внешнее мотивирование, стимулирование, регулирование, детерминирующее внутренние механизмы самоорганизации личности.

3. Ресурсы информационного обеспечения внутришкольного управления, как фактора развития самоорганизации учащихся, возрастают за счет повышения его качества при реализации модели информационного обеспечения внутришкольного управления, системообразующим элементом которой является компьютеризированная информационная система, удовлетворяющая следующим требованиям: а) построена на основе объектно-информационной модели общеобразовательного учреждения и информационно-функциональной модели внутришкольного управленияб) включает информационно-преобразующий, субъектно-функциональный, технологический, программно-аппаратный модули, модули нормативно-правового и информационного обеспеченияв) обладает свойствами полифункциональности, модифицируемости, обеспечения многопользовательского режима использования и наличия опережающих функций предоставления информационно-коммуникационных услуг по отношению к уровню развития потребностей в информации.

4. Проявлению продуктогенных причин влияния информационного обеспечения внутришкольного управления на развитие самоорганизации учащихся способствуют организационно-педагогические условия: 1) осуществление организационных и технологических преобразований, адекватных информационно-коммуникативным технологиям и их средствам, направленных на выделение подсистемы для информационного обеспечения самоорганизации учащихся и 2) осуществление управления системой информационного обеспечения на основе принципов первого руководителя, новых задач и учета инновационное&tradeпреобразований.

Структура диссертации соответствует логике исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Основными задачами опытно-поисковой эмпирическим путем проверить влияние информационного обеспечения внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения на развитие самоорганизации учащихся при реализации выявленных организационно-педагогических условий.

2. Полученные в ходе констатирующего этапа опытно-поисковой работы данные, свидетельствуют о преобладании адаптационно-репродуктивного (низкого) уровня самоорганизации учащихся в среде школы, а информационная ори-ентационная основа самоорганизации учащихся в среде школы не достаточна для его развития.

3. Для отслеживания результатов опытно-поисковой работы нами были определены три уровня самоорганизации учащихся в среде школы: адаптационно-репродуктивный (низкий) уровень самоорганизации, комбинирующе-продуктивный (средний) уровень самоорганизации, интегративно-рефлексивный (высокий) уровень самоорганизации. Для определения уровня самоорганизации учащихся в среде школы были выделены показатели: 1) преобладающий тип самоорганизации (поддерживающий, развивающий, продуцирующий новые формы организации) — 2) уровень практического владения действиями по самоорганизации- 3) осознанность, целесообразность и систематичность использования учебно-организационной информации при выполнении действий по самоорганизации.

4. Развернутая на основе разработанной компьютеризированной информационной системы опытно-поисковая работа подтвердила теоретическую гипотезу о том, что информационное обеспечение внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы является фактором развития самоорганизации учащихся в среде школы.

5. Основным критерием влияния информационного обеспечения внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы на самоорганизацию учащихся явилось в нашей работе продвижение учащихся с более низкого на более высокий уровень самоорганизации в среде школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная система образования ориентирует деятельность общеобразовательной школы на развитие самоорганизации учащихся в среде школы как достижение нового образовательного результата и как условие успешности образовательной деятельности учащихся в условиях повышения вариативности содержании, форм, методов образования в среде школы. Нормативные документы (Федеральный закон «Об образовании», Национальная Доктрина образования Российской Федерации, Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Федеральный проект «Информатизация системы образования», Национальный приоритетный проект «Образование») подтверждают необходимость развития самоорганизации учащихся в среде школы.

Эффективная реализация вышеназванных задач, по нашему мнению, возможна при условии использования неограниченных возможностей информационного взаимодействия в рамках действующих информационных управленческих сетей всех субъектов внутришкольного управления (включая педагогов, учащихся и родителей). Это позволяет рассматривать информационное обеспечение внутришкольного управления как среду педагогического взаимодействия, насыщенную полной и достоверной информацией учебно-организационного характера, обеспечения мотивации, побуждения, регулирования образовательной деятельности учащихся, действенности полученных образовательных результатов для осуществления самоуправления (самоанализа, саморегулирования, самоорганизации).

Изучение и анализ психоло-педагогической литературы, исследований в области информатизации управления образованием и применения компьютерной техники и сетевых технологий, теории информатизации управления в социальных организациях, теории информационных систем и их адаптация к условиям общеобразовательного учреждения позволили выделить основные направления разрешения проблемы становления информационного обеспечения внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы как фактора развития самоорганизации учащихся в среде школы.

Первым направлением, основанном на выявлении генезиса подходов к развитию самоорганизации учащихся в среде школы, является обоснование правомерности использования информационного подхода как методологического основания исследования и формирование уточненного понятия «самоорганизация учащихся в среде школы». Информационный подход позволил нам расширить данное понятие включением информационного компонента ориен-тационной основы выполнения действий в структуре самоорганизации. Самоорганизация учащихся в среде школы уточняется нами как особая деятельность учащихся, побуждаемая и направляемая целями самоуправления и самосовершенствования своей жизнедеятельности, осуществляемая через действия целе-полагания, планирования, проектирования способов реализации цели, исполнения (преодоления трудностей, проявления волевых качеств), самоконтроля, опосредованных доступной информацией, информационной средой и ключевыми компетентностями учащихся, представляющих ориентационную основу самоорганизации.

Второе направление исследовательской работы заключалось в выявлении продуктогенных причин влияния информационного обеспечения внутришкольного управления на развитие самоорганизации учащихся в среде школы, которые заключаются в совершенствовании информационно-технологического компонента ориентационной основы самоорганизации, обеспечивающей сознательный выбор учащимися действий и правильное их осуществление, а также внешнее мотивирование, стимулирование, регулирование, детерминирующее внутренние механизмы самоорганизации личности.

Ресурсы информационного обеспечения внутришкольного управления как фактора развития самоорганизации учащихся возрастают за счет повышения качества информационного обеспечения внутришкольного управления, которое представлено нами в исследовании как реализуемые в совокупности существенные свойства информационного обеспечения внутришкольного управления: 1) способность удовлетворить информационные потребности субъектов внутришкольного и внешнего управления при выполнении ими управленческих функций- 2) эффективность информационных процессов обеспечения управленческой информацией во внутришкольном управлении как на индивидуальном, так и на корпоративном уровнях- 3) целостность системы информационного обеспечения внутришкольного управления.

Третье направление исследования заключалось в уточнении понятия «компьютеризированная информационная система общеобразовательного учреждения» и построении ее модели, при которой повышается качество информационного обеспечения внутришкольного управления. Понятие «компьютеризированная информационная системы общеобразовательного учреждения», уточнено нами как взаимосвязанная совокупность, включающая следующие компоненты: 1) организованные данные об объектах внутришкольного управления- 2) информационно-коммуникативные технологии и их средства- 3) персонал, реализующий функции администрирования- 4) пользователей. Через нее реализуется сбор и хранение данных, преобразование их в управленческую информацию и ее предъявление пользователям (субъектам внутришкольного управления). Термин «компьютеризированная» отражает факт использования в информационной системе в качестве средств, процедур и технологий реализации информационных процессов информационно-коммуникативных технологий и их средств.

Модель компьютеризированной информационной системы построена на основе системного подхода и принципа комплексного моделирования и отвечает следующим требованиям а) опирается на объектно-информационную модель общеобразовательного учреждения и информационно-функциональную модель внутришкольного управленияб) включает информационно-преобразующий, субъектно-функциональный, технологический, программно-аппаратный модули, модули нормативно-правового и информационного обеспеченияв) обладает свойствами полифункциональности, модифицируемости, обеспечения многопользовательского режима использования и наличия опережающих функций предоставления информационно-коммуникационных услуг по отношению к уровню развития потребностей в информации.

Четвертое направление исследования позволило выявить организационно-педагогические условия, при которых реализуется потенциал информационного обеспечения внутришкольного управления на основе компьютеризированной информационной системы как фактора развития самоорганизации учащихся: а) осуществление в системе информационного обеспечения внутришкольного управления организационных и технологических преобразований, адекватных информационно-коммуникативным технологиям и их средствам, направленных на выделение подсистемы для информационного обеспечения самоорганизации учащихсяб) осуществление управления системой информационного обеспечения на основе принципов первого руководителя, новых задач и учета инновационности преобразований.

Проведенное исследование проблемы позволило сделать следующие выводы:

Продуктогенными причинами влияния информационного обеспечения внутришкольного управления на развитие самоорганизации учащихся в среде школы является совершенствование информационно-технологического компонента ориентационной основы самоорганизации, обеспечивающей сознательный выбор учащимися действий и правильное их осуществление, а также внешнее мотивирование, стимулирование, регулирование, детерминирующее внутренние механизмы самоорганизации личности.

Ресурсы информационного обеспечения внутришкольного управления как фактора развития самоорганизации учащихся возрастают за счет повышения качества информационного обеспечения внутришкольного управления при внедрении специальным образом спроектированной компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения, на фоу не реализации организационно-педагогических условий.

Проведенное исследование подтвердило правильность нашего предположения о качественном влиянии специальном образом построенной компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения на развитие информационного обеспечения внутришкольного управления при выполнении организационно-педагогических условий, сформулированных в гипотезе.

Апробированная в ходе вариативного эксперимента система условий, явилась действенным средством развития информационного обеспечения внутришкольного управления, что подтверждает справедливость выдвинутой гипотезы.

Лонгитюдный характер исследования, его повторяемость, экспертная проверка и анализ динамики полученных результатов дают основание для вывода об относительной истинности положений высказанных в гипотезе.

Проведенное исследование не претендует на раскрытие всех аспектов рассмотренной проблемы ввиду ее сложности и многоаспектности и может быть продолжено в следующих направлениях: педагогическое содействие развитию самоорганизации учащихся в информационно-образовательной среде школыразвитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов в информационно-образовательной среде школыформирование готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению развитием информационного обеспечения внутришкольного управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.Ф. Философия информационной цивилизации Текст. / Р. Ф. Абдеев. М.: Владос: 1994. — 336 с.
  2. Автоматизированные информационные технологии в экономике Текст.: учебник / Под ред. проф. Г. А. Титоренко. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1999. -400 с.
  3. , Р. Планирование будущего корпорации Текст. / Р. Акофф. М.: 1985.-327 с.
  4. , Т.М. Информатизация управления учебным процессом Текст. / Т. М. Алексеева // «Интернет. Общество. Личность. ИОЛ-2000». Сборник трудов конференции. СПб.: Институт «Открытое общество», 2000. — С. 12.
  5. , Т.М. Информатизация управления школой Текст. / Т. М. Алексеева // Развитие новых технологий в системе образования РФ: Материалы Международной научно-практической конференции (Россия, Самара, 26−27 мая 2000 г.) Самара: «Парус», 2000. — С. 21−22.
  6. , Т.М. Информатизация школы вопросы конкретной реализации Текст. / Т. М. Алексеева // Материалы V Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 30 июня-Зиюля 1994 — Троицк, 1994.-С. 219.
  7. , Т.М. О внедрении компьютеризированных информационных систем в образовательных учреждениях Текст. / Т. М. Алексеева // «Информационные технологии в образовании ИТО-2001». Сборник трудов семинара ИТО-Самара. Самара. 2001. — С.3−4.
  8. , Т.М. Структура школьной базы данных АРМАДА Текст.: Методическое пособие / Т.М. Алексеева- Миасс: Геотур, 2002. 57 с.
  9. , Т.М. Технология работы со школьной базой данных АРМАДА Текст.: Методическое пособие / Т.М. Алексеева- Миасс: Геотур, 2002. 54 с.
  10. , Т.М. Условия внедрения и использования компьютеризированных информационных систем во внутришкольном управлении Текст. / Т. М. Алексеева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров:
  11. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.1. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2001.-С. 108−113.
  12. , Т.М. Компьютерная система для школьной администрации Текст. / Т. М. Алексеева, М. Н. Алексеев, В. Г. Струц, JI.B. Струц // Материалы II Всероссийской конференции «Компьютеры в образовании». СПб., 1994. -С. 4.
  13. , Т.М. Новый подход к проектированию плана работы школы (на основе СУБД Access) Текст. / Т. М. Алексеева // Информатика и образование, 2007. -№ 7. — С. 106−108.
  14. , В.Г. Социальная информация и управление обществом Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1975. — 408 с.
  15. , В.Г. Системность и общество Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  16. , Э.В. Эффективность информационного обеспечения управления Текст. / Э. В. Афанасьев, В. Н. Ярошенко. -М.: Экономика, 1987. 315 с.
  17. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедид. аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  18. , JI.A. Управление информационной деятельностью в системе повышения квалификации работников образования на базе компьютерных технологий (на примере Воронежской области) Текст.: дис.. кан. тех. наук / JT.A. Бачурина. Воронеж, 1998. — 230 с.
  19. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  20. Бестужев-Лада, И. В. Моделирование в социологических исследованиях Текст. / И.В. Бестужев-Лада, В. Н. Варыгин, В. А. Малахов. М.: Наука, 1978. — 103 с.
  21. , Ю. СУБД Access для Windows 95 в примерах Текст. / Ю. Бе-карвич, Н. Пушкина. Спб.: BNV — Санкт-Петербург, 1997. — 203 с.
  22. , Б.В. Кибернетика и методология науки Текст. / Б. В. Бирюков.-М., 1974.-317 с.
  23. , Д. Основы менеджмента: пер. с англ. Текст. / Бодди, Д., Пэйтон Р. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского СПб: Издательство «Питер», 1999. — 816 с.
  24. , О. А. Информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя школы Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Борисова. М.: РГБ, 2005.
  25. , П.В. Теория самоорганизации в образовании и информационные проблемы современности Текст. / П. В. Бритвин // Информатика и образование 2007. — № 2. — С. 36−38.
  26. , М.Ю. Формирование школьного информационного пространства на основе современных ИТ Электронный ресурс.: // http://edu.km.ru/metoda/tezisybuharkina0202.htm.
  27. , В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой Текст. / В. В. Васильев. Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1990.- 139 с.
  28. , Ю.В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика Текст. / Ю. В. Васильев. -М.: Педагогика, 1990. 190 с.
  29. , Ю.П. Управление внутрифирменной системой информации Текст. / Ю. П. Васильев. -М.: Экономика, 1984. 232 с.
  30. , Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. М.: Академия, 2001. — 440 с.
  31. , Н.В. Совершенствование подготовки студентов педвузов в области управления образовательным процессом в школе на основе применения информационных технологий Текст.: авт. дис. кан. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Веревка. Москва, 2001. — 19 с.
  32. , М.А. Педагогическая синергетика Текст.: монография / М. А. Весна. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2001. -405 с.
  33. , О. Самоуправление как ресурс самоорганизации учебной деятельности студентов Текст. / О. Виштак // Высшее образование в России. -2004.-№ 7.-С. 151−153.
  34. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики Текст. / Под ред. Т. И. Шамовой. -М.: Педагогика, 1991. 192 с.
  35. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций Текст. / Под ред. Н. В. Горбуновой. М., 1995. — 112 с.
  36. , А.П. Управление инновационным процессом в современной школе: организационно-педагогический аспект Текст.: авт. дис.. кан. пед. наук / А. П. Волчкова. Москва, 1999. — 21 с.
  37. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 533 с.
  38. , Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления Текст. / Г. Г. Габдуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. — 206 с.
  39. , М.Г. Организационно педагогические условия применения ЭВМ в управлении народным образованием Текст.: дис.. кан. пед. наук / М. Г. Гайнетдинов. — Казань, 1992. — 233 с.
  40. , Б.С. Методологическое значение в педагогике. Основы методики информационного обеспечения Текст. / Б. С. Гершунский, Н. Д. Никифоров. М.: Знание, 1986. — 396 с.
  41. , В.М. Основы безбумажной информатики Текст. / В.М. Глуш-ков. М.: Наука, 1987, — 552 с.
  42. , Е.В. Теория управления Текст. / Е. В. Глущенко, Е. В. Захарова, Ю. В. Тихонравов. М.: Вестник. 1997. — 336 с.
  43. , JI.K. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы Текст. / JI.K. Гребенкина, Н. С. Анциперова Н.С. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 160 с.
  44. Государственный стандарт общего образования Электронный ресурс. // http://www.lexed.ru/standart
  45. , К. Введение в системы баз данных Текст. / К. Дейт. 6-е изд. / Пер. с англ. — Киев- М- Спб.: Изд. дом «Вильяме», 2000. — 848 с.
  46. , С.М. Проектирование баз данных Текст.: учебник / С. М. Диго. -М.: Финансы и статистика, 1995. 208 с.
  47. , Л.И. Компьютерные технологии в образовании Текст.: учебное пособие для студентов пединститутов и учителей / Л. И. Долинер, P.P. Пашкова, И. И. Данилина. Екатеринбург: Уральский государственный пед. институт, 1993.- 120 с.
  48. , М.Е. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности Текст.: учеб. пособие / М. Е. Дуранов, А. Г. Гостев. Челябинск: ЧелГУ, 1996. — 72 с.
  49. , Т.Ф. Система информационного обеспечения управления институтом повышения квалификации работников образования Текст.: дис.. кан. пед. наук / Т. Ф. Есенкова. М., 1996. — 224 с.
  50. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов Р. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -208 с.
  51. Закон Российской федерации «Об образовании» Текст. // Российская газета. 1992. — 31 июля. — С. 3−6.
  52. , В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы Текст. / В. И. Зверева. М.: Новая школа, 1997. — 320 с.
  53. , Ю.Н. Теория информационных объектов и системы управления базами данных Текст. / Ю. Н. Иванов. М.: Наука, 1998. — 232 с. у
  54. , В.А. Педагогические аспекты синергетики Текст. / В. А. Игнатова // Педагогика. 2001. — № 6. С. 26−31.
  55. , Д.Ф. Теория управления образованием Текст.: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образоват. учреждений / Д. Ф. Ильясов, Т. Н. Сериков. М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 2004. — 344 с.
  56. Информатизация общего среднего образования Текст. / Под ред. Д. Ш. Матроса. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  57. Информатика, образование и методология (сборник научно-методических материалов). М.: ИНИНФО, 1993.
  58. Информационные системы в экономике Текст. / Под ред. В. В. Дика. -М.: Финансы и статистика, 1996. 256 с.
  59. Информационные технологии в управлении развитием образовательной системы Текст. / Под ред. Чернецова П. И., Сиволапова А. В., Кондрашовой Т. И. Челябинск, 2001. — 77 с.
  60. Информация и управление: философско-методологические аспекты Текст. -М., 1985.
  61. , Е.В. Информационное обеспечение как средство повышения качества педагогического управления учреждениями дополнительного образования детей Текст.: дис. .канд. пед. наук / Е. В. Ислентьева. Екатеринбург, 2002.-181 с.
  62. , А.Я. Самоуправление как средство повышения успеваемости студентов Текст.: авт. дис. кан. пед. наук: 13.00.01 / А. Я. Камалетдинова. Челябинск, 1994. — 24 с.
  63. , Б.И. Теория и технология квалиметрического подхода к результату внутришкольного управления Текст.: дис. .докт. пед. наук / Б. И. Канаев. М., 2000. — 510 с.
  64. , Д.Б. Принципы создания и применения электронного инструментария в управлении педагогическим процессом Текст.: авт. дис.. кан. пед. наук / Д. Б. Канаев. Самара, 2000. — 17 с.
  65. , Ю.М. Информатизация управления: социальные аспекты Текст. / Ю. М. Каныгин. Киев: Наук. Думка, 1991. — 156 с.
  66. , М.В. Инновации в мировой педагогике Текст. / М. В. Кларин. -Рига: Эксперимент, 1995.- 175 с.
  67. , Г. В. Формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов при изучении курса педагогики Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Г.В. Коган. -М.: РГБ, 2005.
  68. , Г. М. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с. у
  69. , К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение Текст. / К. Колин / Alma mater. 2000. — № 2. — С. 16−22.
  70. , Е.С. Условия совершенствования системы информационного обеспечения управления дошкольным образованием (на муниципальном уровне) Текст.: дис.. кан. пед. наук / Е. С. Комарова. Магнитогорск, 2000. — 181 с.
  71. , Л.Ф. Современные образовательные стратегии и синергетика Электронный ресурс. / Л. Ф. Комолова // Вопросы информатизации образования. 2007. — № 8//http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&articlekey=196
  72. , Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Ю. А. Конаржевский. Челябинск, 1980.-492 с. у
  73. , Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление Текст. / Ю. В. Конаржевский. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.-224 с.
  74. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации (утверждена 10 июля 1998 года) Электронный ресурс. // http://www.informika.ru/text/goscom/informat.html
  75. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Электронный ресурс. // http://www.ed.gov.ru/min/pravo/276/#l
  76. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе Текст. М.: Наука, 1994.-239 с.
  77. , И.О. Управление инновационной деятельностью в образовательном учреждении Текст. // И. О. Котлярова // Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Челябинск: Изд-во «Факел», Вып. 2, 1998. -168 с.
  78. , Н.А. Автоматизированные информационные системы Текст. / Н. А. Криницкий, Г. А. Миронов, Г. Д. Фролов / Под ред. А, А. Дородницына. М.: Наука, 1982. — 384 с.
  79. , Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 184 с.
  80. , С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания Текст. / С. В. Кульневич, Воронеж, 1997.
  81. , А.Н. Избранные психологические произведения Текст.: В 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 320 с.
  82. , А. Ю. Информационное обеспечение образовательного процесса обучающихся в профессиональном колледже Электронный ресурс.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01,13.00.08 / А. Ю. Линденгольц. М.: РГБ, 2005.
  83. , И.В. История воззрений на самоорганизацию от античностиудо конца XVI века : Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе Текст. / И. В. Лупандин. М.: Наука, 1994. — С. 7−35.
  84. , В. А. Формирование приемов самоорганизации учебной деятельности учащихся старших классов Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Львович. М.: РГБ, 2006.
  85. , Б.Н. Информационные системы и структуры данных Текст.: учебное пособие / Б. Н. Макаровский. М.: Статистика, 1980. — 199 с.
  86. , А.С. Сочинения: В 7 т. Текст. / А. С. Макаренко. М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1958. — Т. 7. — 583 с. У
  87. , Ю.В. Автоматизированные информационные системы сферы образования Текст. / Ю. В. Мартынов, И. А. Смольникова // Сб. трудов XII Ме-ждунар. конференции «Информационные технологии в образовании». Часть IV. М.: МИФИ, 2002. С. 201−204.
  88. Материалы VII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» Текст. М., 1998. — 203 с.
  89. Материалы VIII Международной конференции «Применение новых информационных технологий в образовании», 30 июня 3 июля 1997 г., Текст. -Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 1997. — 216 с.
  90. Материалы международной конференции «Интернет, общество, личность 1999» Электронный ресурс. — Санкт-Петербург, 1999. — URL:
  91. Материалы международной конференции «Интернет, общество, личность 2000» Санкт-Петербург, 28 февраля — 3 марта 2000 г. Текст. — СПб.: Институт «Открытое общество», 2000. — 416 с.
  92. , Д.Ш. Информационная модель школы Текст. / Д.Ш. Матрос// Информатика и образование. 1996. — № 3109.
  93. , Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга Текст. / Д. Ш. Матрос, Д. М. Пол ев, Н. Н. Мельникова. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 123 с.
  94. , А.В. Методики формирования у школьников навыков самоуопределния Текст. / А. В. Меренков. Екатеринбург, Издательство «Сократ», 2006.- 184 с.
  95. , А.В. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного Текст. / А. В. Меренков. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2007. — 280 с.
  96. , М.Х. Основы менеджмента Текст.: Пер. с англ / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1997. — 704 с.
  97. , А.И. Теория экономических информационных систем Текст.: учебник / А. И. Мишенин. М.: Финансы и статистика, 1999. — 240 с.
  98. , А.В. Принципы системной компьютеризации управления вусистеме образования Текст. / А. В. Могилев // Информационные технологии вобразовании: Тезисы докладов III Всероссийской конференции. М., 1994. — С. 79.
  99. , A.M. Нововведения во внутришкольном управлении: Научно-практическое пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем Текст. / A.M. Моисеев, А. Е. Каптб,
  100. A.В. Лоренсов, О. Г. Хомерики / Под общей редакцией A.M. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 232 с.
  101. Национальная Доктрина образования Российской Федерации Электронный ресурс. // http://www.informika.ru/text/goscom/doctrina.html
  102. , А.В., Захаревич В. Г. Самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция в учебном процессе Текст.: учебн. пособие / А. В. Непомнящий,
  103. B.Г. Захаревич В. Г. Таганрог: ТРГИ, 1989. — 223 с.
  104. , П.К. Информационные модели в области управления образованием (исторический очерк) Электронный ресурс. / П. К. Одинцов, Е. Н. Каракозова //http://www.bspu.secna.ru/Journal/pedagog/pedagog3/at22.html
  105. , С.И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М.: АЗЪ, 1996. 928 с.
  106. , А. К. Педагогическая система формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности учащихся сельской школы Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. К. Осин. -М.: РГБ, 2003.
  107. Пак, Э.Д. О принципах создания информационных систем для образовательных учреждений Текст. / Э. Д. Пак // Сборник трудов участников XIV Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Часть IV. М.: МИФИ, 2004. — 250 с.
  108. , Н.Ю. База данных школы Текст. / Н. Ю. Пахомова, Б. Шрей-бер // Информатика и образование, 1988. № 5. — С. 82−84.
  109. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602 с.
  110. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  111. , К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-255 с.
  112. , И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой Текст. / И. Пригожин, И. Стенгерс. -М.: Прогресс, 1986.
  113. , С.А. Программно-целевой принцип управления образованием Текст. / С. А. Репин. Челябинск: ЧГПУ, 1999, — 220 с.
  114. , И.В. Информатика, информационные и коммуникационные технологии Текст.: учебно-методическое пособие: Раздел I. Информация, информационная деятельность, информационное взаимодействие / И. В. Роберт. -М.: Изд-во УРАО, 2001. 32 с.
  115. , C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Текст. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — T.I. — 488 с.
  116. , C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Текст. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т.П. — 328 с.
  117. , Н. Н. Педагогическое управление развитием самоорганизации подростков в процессе обучения Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Н. Рыбакова. М.: РГБ, 2005.
  118. , С.В. Информационное обеспечение управления дошкольным образовательным учреждением Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / С. В. Савинова.-М., 1999.-240 с.
  119. , А.Р. Стратегические технологии баз данных: менеджмент на 2000 год Текст.: Пер. с англ. / Под ред. и предисл. М. Р. Когаловского. М.: Финансы и статистика, 1999. — 479 с.
  120. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования» Текст. -М.: Локус-Пресс, 2005. 52с.
  121. , А.И. Структура информационного обеспечения управления качеством образования Текст. / А. И. Севрук // Школьные технологии. 2005. -№ 1. С. 202−206.
  122. , Г. Самостоятельность в учении Текст. / Г. Селевко // Сельская школа. 2006. — № 1. — С. 37−47
  123. , Г. Научи себя учиться Текст. / Г. Селевко // Сельская школа. -2006,-№ 2.-С. 25−35.
  124. , Е.В. Модель педагогического содействия становлению самоуправления учащихся в пятом классе Текст.: дДис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Семенова. Челябинск, 2004. — 176 с.
  125. , В.П. Управление образовательными системами Текст.: программно-методическое пособие / В. П. Сергеева. М., 2000. — 136 с.
  126. , Г. Н. Образование: аспекты системного отражения Текст. / Г. Н. Сериков. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
  127. , Г. Н. Теоретические основы системного управления Текст. / Г. Н. Сериков. Челябинск: ЧИПКРО, 1993. — 171 с.
  128. Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация Текст.: монография / Г. Н. Сериков. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. -664 с.
  129. , В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами Текст.: учебное пособие / В. П. Симонов. М.: ПоР, 1999.-430с.
  130. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов Текст. -М., 2000, с. 245.
  131. , А.В. Проблемы возникновения нового знания Текст. / А. В. Славин. М.: Наука, 1976. — 295 с.
  132. Советский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1986. — 1600 с.
  133. Субмуниципальная образовательная программа: управление качеством Текст. / Под ред. Д. В. Татьянченко, С. Г. Воровщикова. Челябинск, 2001. -296 с.
  134. B.C. Информационный банк руководителя общеобразовательной школы Текст. / B.C. Татьянченко. Челябинск: Изд-во ОблИУУ, 1992. -110 с.
  135. , B.C. Планирование внутришкольного контроля Текст. / B.C. Татьянченко. Челябинск, 1990.
  136. , А.Г. Развитие систем управления: методология и концептуальные структуры Текст. / А. Г. Теслинов. М.: «Глобус», 1998. — 229 с.
  137. , Н. Н. Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Н. Титаренко. М.: РГБ, 2005.
  138. , П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента Текст. / П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 1997. -228 с.
  139. , А.И. Логические основы метода моделирования Текст. /А.И. Уемов.-М.: Мысль, 1971.-312 с.
  140. , А.И. Системный подход и общая теория систем Текст. / А. И. Уемов. М.: Мысль, 1978. — 272 с.
  141. Управление качеством образования Текст.: практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  142. Управление образовательными системами Текст. / Под ред. Т.И. Шамо-вой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 320 с.
  143. Управление развитием школы Текст.: пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  144. Управление школой: теоретические основы и методы Текст.: учебное пособие / Под ред. B.C. Лазарева М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336 с.
  145. , Я. О. Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности студентов вузов Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 /Я.О. Устинова. -М.: РГБ, 2003.
  146. Федеральная целевая программа «Электронная Россия на период 20 022 010 г.» Электронный ресурс. // http://www.minsvyaz.ru/site.shtml?id= 1100
  147. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002−2005 гг. Электронный ресурс. // http://www.educom.ru/ru/projects/programs/development/
  148. Федеральная целевая программа «Информатизация системы образования» Электронный ресурс. // http://www.ural-chel.ru/guon/obl.htm
  149. Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986.-560 с.
  150. , Ю.Г. Психодидактика высшей школы: психолого-дидактические основы преподавания Текст. / Ю. Г. Фокин. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 424 с.
  151. , А.И. Строим информационное пространство школы: трудности и достижения Электронный ресурс. / А. И. Фрадков, О. А. Исайкин. // http://center.fio.ru/vio/vio06/cdsite/Articles/artl17.htm
  152. , Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии Текст. / Г. Хакен. -М.- Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003.
  153. , В.А. Процесс самоорганизации личности студентов при изучении психологии с помощью активных методов обучения Электронный ресурс.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.06 / В. А. Халанская. Белгород: РГБ, 2007.
  154. , Г., Хансен Д. Базы данных: разработка и управление Текст.: пер. с англ. / Г. Хансен, Д. Хансен. М.: ЗАО «Издательство Бином», 1999. -704 с.
  155. , О.Г. Развитие школы как инновационный процесс Текст.: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов / Под ред. М. М Поташника. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
  156. , А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс. / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. -23 апреля, http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  157. , Ю.В. Информационное обеспечение управления учебно-воспитательным процессом в средней общеобразовательной школе Текст.: дис.. кан. пед. наук/Ю.В. Чернов. Новосибирск, 1980. — 141 с.
  158. , Т.И. Управление образовательными системами Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин / Под ред Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -320 с.
  159. , Т.И. Совершенствование системы внутришкольной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы Текст. / Т. И. Шамова, Т. К. Чекмарева. М.: МГПИ, 1989. -191с.
  160. , К. Работы по теории информации и кибернетике Текст. / К. Шенон. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. — 830 с.
  161. , В.И. Информация. Мышление. Целостность Текст.: монография / В. И. Штанько. Харьков, 1992. — 144 с.
  162. , Л.А. Организация инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении Текст. :. авт. дис. кан.нпед. Наук / Л. А. Штыкова. -Ижевск, 2001.-21 с.
  163. Энциклопедический социологический словарь Текст. / Под ред. Г. В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. — 939 с.
  164. , Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании Текст.: метод, пособие / Н. Р. Юсуфбекова. М.: ЦС ПО РСФСР, 1991. — 91 с.
  165. , Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения Текст. / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.-239 с.
  166. , Е.В. Комплексное моделирование высшего учебного заведения Текст. / Е. В. Яковлев // Педагогика, № 2,2001 г. С. 33−36.
  167. , Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования Текст.: монография / Н. О. Яковлева. М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. — 239 с.
  168. XIV Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» Текст.: сборник трудов участников конференции. Часть IV. М.: МИФИ, 2004. — 250 с.
  169. XV Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» Текст.: сборник трудов участников конференции. Часть1. М.: МИФИ, 2005. — 199 с.
  170. XVI Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» Текст.: сборник трудов участников конференции. Часть
  171. V. М.: «БИТ про», 2006. — 182 с.
  172. , C.S. (1994). Information Literacy in an Information Society: A Concept for the information Age. Syracuse, NY: ERIC Clearinghouse on Information and Technology.
  173. , A. (1985). Study and Information Skills Across the Curriculum. London: Heinemann Educational Books.
  174. , C.C. (1993) Seeking Meaning: A Process Approach to Library and Information Services, ie. Greenwich, CT: Ablex.
  175. McKenzie, J. (2000). Beyond technology: Questioning, research and the information literate school. Bellingham, WA: FNO Press.
  176. , RJ. (1995). Information literacy: Philosophy, principles, and practice. School Libraries Worldwide, 1(1), 54−68. (EJ 503 408).
  177. , R.J. (1995). Transformational leadership and transformational learning: Information literacy and the World Wide Web. NASSP Bulletin, 83 (605), 4−12. (EJ 585 570).
  178. Warlick, David. The New Literacy. Scholastic Administrator, March/April 2005.
Заполнить форму текущей работой