Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основные направления таможенно-тарифной политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гармонизация таможенных тарифов на уровне Таможенного союза с учетом вступления Армении и Киргизии в ЕАЭС, международных тарифных обязательств России и Казахстана перед Внешнеторговой организацией (ВТО). В результате реализации обязательств Российской Федерации перед ВТО по снижению таможенных тарифов и установления льготных торговых режимов с некоторыми странами отечественные производители… Читать ещё >

Основные направления таможенно-тарифной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основным инструментом таможенно-тарифной политики являются таможенные пошлины. С 2005 г. таможенные пошлины классифицируются как неналоговые доходы федерального бюджета. Они играют важную роль в формировании доходов федерального бюджета и составляют, по данным за 2017 г., более 10% в доходах федерального бюджета. Динамика и структура всех таможенных доходов представлена в табл. 9.1.

Структура и динамика доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности[1]

Таблица 9.1

№.

п/п

Показатели

млрд

руб.

млрд

руб.

в % к предыдущему году

млрд

руб.

в % к предыдущему году

Вывозные таможенные пошлины.

2732,2.

2 014,0.

73,9.

1950,3.

96,8.

Ввозные таможенные пошлины.

565,2.

563,9.

101,2.

583,2.

102,4.

Налог на добавленную стоимость.

1785,2.

1 913,6.

107,3.

2067,2.

108,0.

Акцизы при ввозе товаров.

58,8.

62,1.

123,8.

78,2.

125,9.

Иные платежи.

— 47,2.

— 35,2.

X.

24,7.

X.

Итого.

5094,2.

4518,4.

88,7.

4703,6.

104,1.

Общее снижение поступлений в 2016 г. объясняется сокращением поступлений вывозной таможенной пошлины на 26,1%. В 2016 г. доля нефтегазовых доходов составила 45,3% от общей суммы таможенных платежей, администрируемых ФТС России. Уменьшение поступлений вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет обусловлено снижением цен на нефть сырую марки «Юралс» с 51,1 до 41,7 долл. США за баррель, или на 18,4 %[2]. Причиной снижения поступлений вывозных таможенных пошлин от экспорта природного газа является также снижение цен на газ. Иные платежи составили минус 35,2 млрд руб. в связи преобладающим возвратом средств из федерального бюджета, чем поступлений по причине применения льгот по таможенным платежам.

За 2017 г. доходы федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности составили 4703,6 млрд руб., или на 4,1% больше показателей 2016 г., что объясняется ростом стоимости нефти до 53,0 долл. США за баррель. Доходы, связанные с импортом, увеличились на 7,4%, или 189,0 млрд руб., в основном за счет роста поступлений НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, на 8,0% или 153,6 млрд руб.

Таможенные пошлины выполняют две основные функции: фискальную — пополнение доходов федерального бюджета; протекционистскую — защиту национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции. В этих целях в Российской Федерации применяются ввозные, вывозные, специальные, компенсационные, антидемпинговые, сезонные, преференциальные таможенные пошлины[3].

В последние годы таможенно-тарифная политика ЕАЭС реализуется в неблагоприятных внешних условиях для развития внешнеэкономической деятельности со странами дальнего зарубежья. При сохранении экономических санкций со стороны западных стран и роста геополитической напряженности экспорт товаров в страны дальнего зарубежья по прогнозам не увеличится (рис. 9.2). Не ожидается улучшение ценовой конъюнктуры на сырьевые товары. Кроме того, снижается энергоемкость мировой экономики, в частности за счет замены нефти газом, появления альтернативных источников топлива.

В этих условиях основные направления таможенно-тарифной политики Российской Федерации направлены на переход к новому внутреннему равновесию экономики, что требует более низкого уровня потребления импорта и (или) более высокого уровня ненефтегазового экспорта.

Важное значение имеет развитие таможенного союза ЕАЭС. При ввозе товаров в Таможенный союз применяется Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) — свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС1 2. Произведена интеграция информационных систем и систем управления рисками налоговой и таможенной служб, которая направлена на обеспечение мониторинга движения товаров от момента таможенного оформления до реализации конечному потребителю и повышение собираемости налогов, таможенных платежей.

Основные параметры прогноза экспорта и импорта товаров Российской Федерации.

Рис. 9.2. Основные параметры прогноза экспорта и импорта товаров Российской Федерации2:

? — экспорт товаров, млрд долл. США;? — импорт товаров, млрд долл. США Развитие таможенно-тарифной политики ЕАЭС предполагает совершенствование таможенного законодательства как на национальных уровнях, так и на уровне ЕАЭС в соответствии с новым Таможенным кодексом ЕАЭС, вступившим в силу с 1 января 2018 г. В частности, планируется принятие Евразийской экономической комиссией 25 решений в сфере сотрудничества стран — участниц ЕАЭС, разработка новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».[4][5]

Совершенствование единого таможенного тарифа направлено на реализацию его регулирующей роли внешнеэкономической деятельности стран Таможенного союза ЕАЭС. Цели таможенно-тарифной политики Российской Федерации:

  • • поддержание рационального соотношения экспорта и импорта товаров;
  • • повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;
  • • оптимизация товарной структуры внешней торговли;
  • • стимулирование инвестиционных процессов в российской экономике, в том числе путем привлечения прямых иностранных инвестиций;
  • • сдерживание роста внутренних цен;
  • • обеспечение фискальной функции бюджета;
  • • сокращение прямых и косвенных издержек операторов внешнеэкономической деятельности.

Для достижения намеченных целей необходимо выполнение следующих задач.

  • 1. При импорте товаров:
    • • унификация ставок, порядка предоставления отсрочек (рассрочек), условий применения льгот по косвенным налогам в государствах — членах ЕАЭС, чтобы исключить влияние различий в налогообложении на перераспределение товарных потоков;
    • • гармонизация таможенных тарифов на уровне Таможенного союза с учетом вступления Армении и Киргизии в ЕАЭС, международных тарифных обязательств России и Казахстана перед Внешнеторговой организацией (ВТО). В результате реализации обязательств Российской Федерации перед ВТО по снижению таможенных тарифов и установления льготных торговых режимов с некоторыми странами отечественные производители продовольственной продукции могут стать менее конкурентоспособными. Поэтому по особо «чувствительным» позициям товаров необходим постоянный мониторинг для своевременного применения на наднациональном уровне в рамках ЕАЭС специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
    • • усиление контроля за товарами, декларируемыми в Казахстане и импортируемыми в Россию из Казахстана. С конца 2015 г. Казахстан является членом ВТО, что налагает на него обязательства по применению более низких ставок ввозных таможенных пошлин, чем ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС в отношении примерно 3,5 тыс. тарифных позиций. Для защиты внутреннего рынка стран-участниц в рамках ЕАЭС подписан Протокол «О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза»;
    • • эскалация таможенных тарифов — увеличение ставок таможенных пошлин в зависимости от степени переработки товара с целью обеспечения отраслей экономики качественным сырьем (минимальные пошлины на сырье, комплектующие, максимальные — на готовые изделия); оптимизация таможенных тарифов на технологическое оборудование, машины;
    • • усиление контроля за декларированием таможенной стоимости товаров как основы исчисления таможенных платежей.
  • 2. При экспорте товаров:
    • • разработка механизмов проведения единой таможенно-тарифной политики при вывозе товаров из таможенных территорий стран — участниц Таможенного союза ЕАЭС. В настоящее время по вывозным таможенным пошлинам применяются ставки, установленные законодательством стран — участниц Таможенного союза. В Российской Федерации ставки вывозных таможенных пошлин и ограниченный перечень товаров, в отношении которых они применяются, установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
    • • снижение/отмена ставок вывозных таможенных пошлин Российской Федерации по ряду товаров с учетом обязательств страны перед ВТО; в частности, планируется снижение ставок по 38 тарифным линиям промышленных товаров;
    • • применение особой формулы расчета ставок по нефти и нефтепродуктам. Основой таможенно-тарифного регулирования экспорта продукции топливно-энергетического комплекса останется «большой налоговый маневр», который предусматривает перенос фискальной нагрузки с экспорта на добычу нефти. Расширение сотрудничества с партнерами по ЕАЭС в области урегулирования вопросов по поставкам нефти и нефтепродуктов — важное направление таможенно-тарифной политики стран Таможенного союза. В частности, при вывозе нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в другие государства ЕАЭС и в дальнейшем предполагается беспошлинный режим экспорта в пределах утвержденных годовых балансов и при соблюдении экономических интересов страны;
    • • совершенствование правил определения происхождения товаров в целях применения преференциальных режимов, в том числе формирование гармонизированной системы подтверждения страны происхождения товаров, вывозимых из стран Таможенного союза.

Большое значение для стимулирования развития внутренней экономики стран имеет развитие производственно-технологической кооперации с использованием преимуществ таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления. Таможенная процедура переработки на таможенной территории предполагает использование в изготовлении продукции, предназначенной для экспорта, сырья, материалов, комплектующих иностранного производства без уплаты таможенных пошлин и налогов. Данная процедура направлена на максимальное использование производственных мощностей отечественных товаропроизводителей. Актуально широкое применение таможенной процедуры переработки на таможенной территории в автомобилестроении, железнодорожном вагоностроении, авиаи судостроении, легкой промышленности, а не только в алюминиевой промышленности, атомной энергетике. В отношении таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления планируется расширить перечень товаров, которые можно поместить под названную процедуру.

Геополитическая напряженность требует активизации позиции России в международной торговле. Актуальными являются формирование зон свободной торговли с Вьетнамом, Израилем, Сербией, Индией, Египтом, Сингапуром, а также упрощение применения преференциальных, т. е. льготных режимов.

  • [1] Составлено по данным отчетности об исполнении федерального бюджетаза 2015—2016 гг.
  • [2] Взимание таможенных платежей, таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в 2016 г. Customs Online. URL: http://customsonline.ru/4181-vzimanie-tamozhennyh-platezhey-tamozhenno-tarifnoe-regulirovanie-vneshnetorgovoy-deyatelnosti-v-2016;godu.html (дата обращения: 21.09.2018).
  • [3] Классификация таможенных пошлин, порядок их применения подробно изложенв следующем издании: Гусейнова Г. М. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности: учеб, пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016.
  • [4] См.: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012№ 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
  • [5] Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политикина 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (проект) [Электронный ресурс] //Министерство финансов Российской Федерации: [офиц. сайт]. URL: https://www.mmfm.ru/ru/document/?id4=119 695 (дата обращения: 21.09.2018)/
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой