Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие конкурентной среды товарного рынка в региональной экономической системе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлен двойственный характер роли государства как составляющей институциональной матрицы конкурентной среды и, одновременно, источника изменения ее формальных и неформальных институтов, что позволило разработать теоретические основы методов регионального регулирующего воздействия на состояние конкурентных отношений на товарном рынке, предполагающие четкую спецификацию прав собственностиснижение… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования конкурентной среды товарных рынков
    • 1. 1. Эволюция теоретических взглядов на природу конкуренции
    • 1. 2. Содержание конкурентного потенциалам и теоретические основы его диагностики 36=
    • 1. 3. Сущностная характеристика конкурентной стратегии, ее формы и разновидности
  • Глава 2. Механизм функционирования конкурентной среды товарных рынков в региональной экономической- системе
    • 2. 1. Регион как субъект управления товарными рынками
    • 2. 2- Особенности формирования конкурентной среды региональных товарных рынков в России
      • 2. 3. Закономерности управления1 формирующимися товарными рынками
  • Глава 3. Направления повышения эффективности конкурентной среды товарных рынков в региональной экономической/ системе
    • 3. 1. Особенности и противоречия конкурентной среды товарных рынков в регионе
    • 3. 2. Факторы развития конкурентной: среды- товарных рынков и особенности их проявления в регионах ПФО 142'
    • 3. 3. Институциональное проектирование конкурентной среды товарных рынков в российских регионах (на примере ПФО)

Развитие конкурентной среды товарного рынка в региональной экономической системе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Наличие в составе национальной экономической системы трех взаимосвязанных уровней (макро-, мезои микроэкономики) обусловливает воспроизведение аналогичной иерархии во всех формах экономических отношений и видах деятельности. При этом каждому из указанных иерархических уровней соответствует особый характер осуществления управленческой деятельности. На макроэкономическом уровне сущностная^ характеристика формата целенаправленных воздействий на состояние и направления развития экономических отношений определяется как регулирование, на микроэкономическом уровне — как менеджмент. Сущность целенаправленных воздействий на мезоэкономическом уровне нуждается в теоретическом и методологическом обосновании, поскольку в условиях углубления общественного разделения труда и, как следствие, увеличения пространственной распределенности растущего числа агентов-экономической деятельности мезоэкономический компонент национальной экономическойсистемы, обеспечивает интеграцию отдельных элементов и кластеров общего экономического пространства. Отличительной особенностью территориально-локализованной системы выступает то, что в ее границах формируется интегральное единство регионального (пространственного) и отраслевого (функционального) аспектов национальной экономики, которые можно уподобить ее горизонтальному и вертикальному измерениям. При этом на мезоэкономическом уровне интегральное единство региональной и отраслевой структуры проявляется как в эксплицитной, так и в имплицитной форме, тогда как на макроэкономическом уровне данный признак приобретает имплицитный вид.

Ключевым механизмом интеграции, «связывания» в единое целое региональных и отраслевых характеристик и условий, функционирования агентов экономической деятельности является конкуренция, входящая в I I экономическую систему в качестве системоформирующей и системоподдерживающей компоненты. Конкурентные отношения выступают объединяющим звеном между макрои микроуровнями национальной экономической системы, обеспечивают синергетический эффект методов регулирующего воздействия государства и менеджмента, создают условия для снижения степени риска развития и зависимости субъектов хозяйствования' от внешней конъюнктуры, формируют предпосылки устойчивого развития регионов.

Повышение роли и значимости управления конкурентными отношениями следует считать закономерным явлением в контексте стратегических приоритетов развития Российской Федерации, среди которых центральное место занимает восстановление поступательной' макроэкономической динамики и переход на инновационный тип экономического роста-. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, которые направлены на развитие конкурентных отношений, по" данным' Всемирного экономического форума, в рейтинге конкурентоспособности 134 стран, учитывающем, состояние институциональной среды, уровень использования производственного и> человеческого потенциала предприятий, в 2008 г. Россия заняла 51-е место, уступив ведущие позиции государствам с развитой рыночной экономикой, а также ряду государств постсоветского пространства. Согласно рейтингу конкурентоспособности ШРЕХ, разработанному Институтом региональной политики и учитывающему три составляющих регионального развития!- уровень конкурентоспособности (А, ВС), динамику и устойчивость текущего положения (А, В, С, Б) а также тип конкурентных преимуществ (финансовый, экономический, социальный, территориальный), в 2008 г. Республика1 Татарстан была отнесена к числу регионов с высоким уровнем конкурентоспособности (5(А)), Нижегородская область — к числу регионов со средним уровнем конкурентоспособности (25(В)) из 83 российских регионов Российской Федерации. В то же время в составе Приволжского федерального округа имеют место регионы-аутсайдеры (Кировская и Ульяновская области, Республика Марий Эл и др.), характеризующиеся слабыми конкурентными позициями по ряду показателей.

Наличие безусловной онтологической значимости конкурентных отношений на мезоуровне должно быть дополнено адекватным теоретико-методологическим обеспечением. Однако масштабность региональной экономической системы как объекта исследования усложняет теоретическое освоение этой комплексной научной проблемы и существенно ограничивает возможности практической реализации имеющихся рекомендаций. С учетом изложенного, проблема разработки теории и методики управления конкурентными отношениями, соответствующих современным требованиям и ориентированных на повышение эффективности функционирования региональной^ экономики в целом, представляет собой одно из приоритетных направлений развития экономической науки, что определило выбор темы диссертационной работы.

Степень изученности проблемы. Начало теории конкуренции было положено в сочинениях представителей классической школы политической экономии, которые рассматривали законы развития конкурентных отношений как «естественный порядок», обеспечивающий достижение максимальной эффективности функционирования экономики в целом и ее отдельных субъектов (А.Смит, Д. Рикардо, Дж.Ст.Милль, Ж.Б.Сей). Существенный вклад в развитие теории межотраслевой конкуренции сделан К.Марксом.

Основой концептуального осмысления характера конкурентных отношений в рыночной экономике и формирования в качестве самостоятельного инструмента ключевой категории конкуренции нами рассматриваются системы взглядов Э. Аткинсона, Р. Ансоффа, Н. Калдора, А. Курно, Дж. Кларка, А. Маршалла, Ж. Окумуры, А. Пигу, К. Поппера,.

Дж.Робинсон, П. Хейне, Э. Чемберлина, Ф. Шерера, А. Шлезингера, Й. Шумпетера и др.

Проблема развития конкурентных отношений всесторонне разрабатывается в рамках концепций государственного регулирования экономики и становится доктринальной основой данного направления экономических исследований (Дж.Гелбрейт, Дж.М.Кейнс, Л. Йохансен, П. Самуэльсон, О. Уильямсон, Ф. Хайек, К. Эклунд, Л. Эрхард и др.).

В отечественной экономической науке проблеме реализации конкурентных отношений посвящены труды Г. Л. Азоева, В. Д. Андрианова,.

A.А.Аузана, М. И. Гельвановского, Т. Ю. Горьковой, В. М. Жуковской, И. Д. Иванова, В. Я. Лившица, И. В. Липсица, Я. А. Певзнера, А. А. Пороховского,.

B.К.Романович, Ю. Б. Рубина, И. В. Стародубровской, К. Ю. Тотьева, А. Ш. Хасановой, А. Ю. Юданова и др. Отдельные аспекты конкурентных отношений и конкурентоспособность субъектов хозяйствования исследовались в работах В. А. Белова, Г. Н. Белоглазовой, Ю. И. Коробова,.

A.В.Пантелеева, В. А. Перехожаева, Г. О. Самойлова, Э. А. Уткина, Р. А. Фатхутдинова, И. П. Хоминича и других российских авторов.

Значительный вклад в развитие теории и практики регионального управления народным хозяйством в современных условиях внесли П. И. Бурак, М. Я. Гохберг, А. Г. Гранберг, А. А. Джаримов, В. С. Золотарев,.

B.В.Ивантер, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова, Н. Д. Кондратьев, В. Н. Лексин, Д. С. Львов, М. Б. Мазанова, Н. Н. Некрасов, О. С. Пчелинцев, Е. Г. Чистяков, И. Н. Шапкин, А. М. Швецов, В. А. Шульга и др. Теоретической основой исследований в области региональной экономики, в том числе методологии комплексного развития, послужили труды российских экономистов:

П1М.Алампиева, Л. В. Канторовича, Н. Н. Колосовского, В. В. Леонтьева,.

А.С.Новоселова, А. Е. Пробста, С. Г. Струмилина, А. И. Татаркина и др. Проблемы регионального развития нашли отражение в работах зарубежных (У.Айзард, Ж.-Р.Будвиль, Э. Гувер, С. Денисон, Х. Зиберт, Г. Камерон,.

Х.Ричардсон и др.) и отечественных (Л.П.Гончаренко, А. Г. Гранберг, Г. В. Гутман, Д. А. Кононов, А. А. Куклин, С. А. Хурсевич и др.) ученых.

Теоретико-методологические подходы к исследованию отраслевых рынков товаров представлены в трудах зарубежных (Д.А.Аакер, Г. Ассэль, А. Дейан, П. Дженстер, Е. Дихтль, П. Друкер, Б. Карлоф, Э. Кемпбел, Ф. Котлер, Р. Кох, И.С.Крулис-Ранда, Д. Крэнс, Ж. Ж. Ламбен, М. Мак-Дональд, Г. Минцберг, Р. М. Морган, М. Портер, Э. Райс, Р. Румельт, А.Дж.Стрикленд, Д. Траут, Г. Хамел, Д. Хасси и др:) и российских (С.Б.Авдашевой, О. В. Аристова, И. В. Арженовского, И. П. Богомолова, О. И. Боткина, Е. П. Голубкова, В. Я. Горфинкеля, Н. М. Розановой, О. А. Третьяка и др.) ученых.

Вместе с тем следует признать, что, несмотря на повышенное внимание со стороны отечественных и зарубежных исследователей к законам и закономерностям функционирования конкурентных отношений, ряд вопросов, которые определяют факторы становления и развития конкуренции в России, а также специфику регионального регулирования конкурентной среды в российской экономике требуют дальнейшего изучения.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации состоит в разработке и научном обосновании теоретико-методических основ и практических рекомендаций, обеспечивающих формирование и эффективное функционирование конкурентной среды товарных рынков в региональной экономической системе в условиях современной российской экономики.,.

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:

1. Определить содержание категории «конкурентная среда товарного рынка».

2. Выявить факторы, определяющие состояние и направления развития конкурентной среды товарного рынка.

3. Проанализировать особенности конкурентной среды товарных рынков в российских регионах в условиях макроэкономической нестабильности.

4. Уточнить содержание обобщенных конкурентных стратегий применительно к товарному рынку в регионе.

5. Разработать методику оценки конкурентной среды товарного рынка на мезоуровне.

6. Предложить методику оценки конкурентной среды товарного рынка на мезоуровне в среднесрочном периоде.

7. Сформулировать методы регионального регулирующего воздействия на состояние конкурентных отношений на товарном рынке.

Объектом исследования является конкурентная среда товарного рынка в региональной экономической системе.

Предметом исследования является совокупность организационно-управленческих отношений, возникающих в ходе формирования и развития конкурентной среды товарного рынка в региональной экономической системе в условиях современной России.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе, посвященные принципам регионального управления, а также практические результаты внедрения программ социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов. В диссертации представлены результаты фундаментальных и прикладных исследований, обоснованные в трудах по экономической теории, а также в работах представителей организационно-управленческого направления: менеджмента знаний, корпоративного, производственного, стратегического, инновационного менеджментауправления человеческим капиталом, маркетинга, теории систем, экономической социологии и др. Исследование базируется на использовании кластерного анализа и синтеза, экстремальных группировок, структурно-функционального моделирования, балльно-индексных оценок, экономико-математического моделирования. При разработке проблем развития конкуренции осуществлен системный подход к исследуемым вопросам, что позволило обеспечить комплексность исследования и выявить основные пути рационализации и повышения эффективности управления на мезоуровне.

Информационную базу диссертационной работы составляют сведения Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов, статистических органов зарубежных государств, данные Министерства экономического развития РФ, Министерства экономики РТ, Всемирного экономического форума, Российской ассоциации маркетинга, Торгово-промышленной палаты РФ, Института региональной политики, Комитета РТ по социально-экономическому мониторингу, специализированных аналитических зарубежных компаний — Standard&Poors, Dun and Bradstreet, Рейтингового агентства «Эксперт РА», а также плановые и отчетные данные предприятий реального сектора экономики, личные наблюдения диссертанта и анкетные опросы работников трудовых коллективов.

В ходе исследования использованы федеральные и региональные законодательные акты и подзаконные документы, регулирующие конкурентные отношения, в том числе: Федеральный закон от 26.07.2006 N 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции», Программа РТ «Развитие и размещение производительных сил РТ на основе кластерного подхода до 2020 г. и на период до 2030 г.» и др.

В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы монографии, коллективные работы, публикации в периодической печати, материалы научно-практических конференций, информационные ресурсы всемирной сети Интернет и др.

Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 5. Региональная экономика: 5.15. Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и эффективности экономической политики на различных уровнях территориальной организации (национальном, в крупных экономических районах, субъектах Федерации, муниципальном) Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке комплекса теоретико-методических положений и практических предложений по формированию и оценке эффективности функционирования системы регулирования конкурентной среды товарных рынков как элемента региональной экономической политики, что конкретизируется в следующих положениях:

1. Представлена расширенная трактовка категории «конкурентная среда товарного рынка» как динамично изменяющейся совокупности формальных правил, неформальных ограничений^ складывающихся В' форме спонтанного побочного результата взаимодействия экономических агентов, и санкций (формальных (дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная формы ответственности) и неформальных (остракизм)), обеспечивающих их выполнение, которые определяют поведение, рыночную власть и результат деятельности экономических агентов в рамках территориальной организации, характеризующейся различием (существенных или несущественных) цен, взаимосвязанностью спроса и локальных предпочтений потребителей, замещаемостью предложения и сопоставимостью транспортных издержек производителей (продавцов).

2. Выявлены основные (уровень концентрации предприятия на рынке) и второстепенные (барьеры входа на рынок и выхода с рынка, динамика спроса, уровень дифференциации товара, отдача от масштаба производства, объем экспортно-импортных потоков) факторы, определяющие состояние конкурентной среды, поведение и рыночную власть субъектов хозяйствования в рамках территориально-локализованного товарного рынка.

3. Определены особенности конкурентной среды товарных рынков в } российских регионах в условиях макроэкономической нестабильности: ! изменение границ рынков под влиянием глобализационных процессов, проявляющееся в укреплении олигополистической компонентыдостижение хозяйствующими субъектами доминирующего положения на товарных рынках на основе формирования сетевых организационных структур в форме стратегических альянсов и объединений, образованных в результате слияний и поглощенийактивизация взаимодействия государственных 4 и негосударственных структур, обеспечивающих отношения добросовестной конкуренцииреализация противоречивого единства сотрудничества и конкуренции.

4. Уточнено содержание обобщенных конкурентных стратегий применительно к товарному рынку в*, регионе, определяющих субъектный состав и направления развития его инфраструктуры: стратегия общего ценового лидерства, которая включает экономию на масштабе производства крупными производственными и сбытовыми организациямиэкономию на разнообразии вследствие диверсификации производстваоптимизацию внутрифирменных связейспособствующую снижению общефирменных затратинтеграцию1 распределительных сетей и систем поставкиоптимизацию деятельности субъектов хозяйствования во времени и в пространстве, обеспечивающую реализацию абсолютных преимуществстратегия дифференцирования, которая включает расширение объема продаж за счет увеличения количества реализованных продуктов, стабилизацию потребления* вне зависимости от колебаний спроса на рынке, производство дифференцированного продукта, внимание к обучению персонала, управление качествомстратегия фокусирования, т. е. применение общего ценового лидерства и/или дифференцирования к определенному рыночному сегменту, в качестве которого выступает специфическая покупательская группа, товарная группа или территория'.

5. Разработана методика индексной оценки конкурентной среды товарного рынка на мезоуровне и матрица оценки состояния конкурентной среды в отраслевом или региональном разрезе в краткосрочном периоде, основанная1 на использовании показателей удельного веса числа предприятий региона и выпущенной ими продукции в общей численности предприятий в национальной экономической системе и в общем объеме выпуска продукции в отраслевом разрезе.

6. Предложена методика оценки-конкурентной среды товарного рынка на мезоуровне в среднесрочном>периоде, которая основана на использовании переменных показателей, коррелирующих между собой (объем ВРП, объем поступлений в доходную часть, бюджета от региональной составляющей ч налога на прибыль, удельный вес продукции региона в общем объеме промышленной продукции по. Российской Федерации), что позволяет сформулировать прогноз развития конкурентных отношений в региональной экономической системе.

7. Выявлен двойственный характер роли государства как составляющей институциональной матрицы конкурентной среды и, одновременно, источника изменения ее формальных и неформальных институтов, что позволило разработать теоретические основы методов регионального регулирующего воздействия на состояние конкурентных отношений на товарном рынке, предполагающие четкую спецификацию прав собственностиснижение информационной асимметрии между участниками контракта — простыми и интегральными, экономическими единицами и государственными. властными структурамисоздание формальных институтов (саморегулируемых организаций и др.), адекватных современному этапу развития процессов регионализации и глобализации, что позволит вовлечь в трансакции элементы рыночного саморегулирования, квазирыночные регуляторы и обеспечить конкурентоспособность экономических агентов.

Теоретическая и практическая значимость работы. В исследовании получили дальнейшее углубление и развитие существующие в современной экономической науке теоретические и методологические основы решения проблемы формирования эффективной региональной социально-экономической политики на различных уровнях территориальной организации. Представленные в диссертации теоретические выводы, методические подходы и практические предложения направлены на совершенствование методов решения проблемы управления конкурентной средой с целью обеспечения устойчивого развития региональной экономики.

Предложенная автором диссертации концепция развития конкуренции в мезоэкономической системе является методической основой для выработки практических мер, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики, на дальнейшее развитие потенциала промышленного комплекса Российской! Федерации и Республики Татарстан.

Предложенные разработки и рекомендации автора могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, специализирующихся в области подготовки и переподготовки менеджеров высшего и среднего звеньев при чтении курсов «Региональная экономика», «Макроэкономика», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», отдельных спецкурсов по проблемам конкуренции.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических'и научно-методических конференциях в 2008;2009 гг.: Международной научно-практической конференции «VII Спиридоновские чтения» (Казань, 2009) и др. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 печатных работы общим объемом 2,59 п.л., в том числе 2 статьи в журналах «Вестник Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина», «Экономика и управление», рекомендованных ВАК России для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям.

Разработанные теоретические и практические рекомендации внедрены и используются в работе Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в ходе подготовки целевых программ подготовки и переподготовки кадров для предприятий реального сектора экономики, в учебном процессе в ГОУ ВПО «КГТУ им. А.Н.Туполева», что подтверждено справками о внедрении.

Структура работы определена на основе цели и задач, поставленных в диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 177 наименований, приложений, таблично-графического материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Установлено, что стремительное развитие рынков, а именно повышение уровня их сложности, динамичности, природы взаимосвязей между участниками рынка меняло характер самих субъектов рынка, их цели, мотивацию и способы координации поведения на рынке. Это вызывало эволюцию теоретических моделей рынка, что проявлялось в смягчении ранее принятых жестких допущений о полной рациональности, информированности, нулевых трансакционных издержках и многих других. Появление новых экономических явлений и исследовательских инструментов привело к возникновению новых научных направлений и к необходимости тесного их взаимодействия. Одна из общих закономерностей развития экономической теории состоит в том, что все больше внимания она уделяет анализу потребностей и интересов конкретных субъектов рынка и способам управления их поведением.

2. Обосновано, что современная региональная политика как политика • экономического роста предполагает, что государственные органы управления сосредоточивают свое внимание на оценке состояния конкретных рынков, тенденций их развития, выявлении присущих тому или иному рынку недостатков и разработке мер, направленных на преодолении этих недостатков. В таком случае государственная помощь отдельным предприятиям должна компенсировать имеющиеся недостатки рынка, а не недостатки корпоративного управления. Государственная поддержка, заключающаяся в передаче предприятиям ресурсов, в селективном распределении ресурсов или в воздействии на конкуренцию, необходима в той мере, в какой проявляются недостатки конкретного рынка, а ее эффективность должна оцениваться по степени устранения недостатков этого рынка с точки зрения различных участников рынка. Показатели эффективности управления рынками становятся системно ориентированными и многомерными.

В современных условиях, акцент делается на те факторы, которые обеспечивают рост экспорта, производительности труда и развитие инфраструктуры рынков (образование, коммунальные услуги, дороги и т. д.) — развитие инфраструктуры снижает издержки и привлекает инвестиции. В результате этих мер сдвигаются кривые спроса и предложения. Необходима специальная региональная программа по стимулированию инвестиций, которые должны быть направлены туда, где эффект от их применения будет наибольшим (ключевые для региона рынки с высоким потенциалом роста и мультипликационным эффектом).

3. Разработанная системная концепция развития региональных рынков означает реализацию следующих принципов: органическое слияние методов школы обучения, теории перемен, политических методов управления, дизайна и позиционирования (стратегический маркетинг), школы корпоративной культурысогласование интересов всех общественных групп, оказывающих сильное влияние на развитие предприятий и региона.

4. Чтобы управление предприятиями и рынками было упреждающим, необходимо выстроить систему мониторинга внешней среды. Для этого необходимо использовать специальные системы и методы отслеживания изменений на рынке, ранжировать стратегические решения по степени их срочности и важности, установить жесткий контроль за последствиями принимаемых решений. В этой связи предложены следующие направления развития методологии стратегических исследований:

— согласование концептуально-методического аппарата таких научных дисциплин как прикладная экономическая теория, экономическая социология, менеджмент и маркетинг. Таким образом, чтобы было возможно эффективное совместное использование их инструментов в стратегических исследованиях;

— более широкое использование опросного метода, который дает возможность проанализировать развитие событий до того, как они произошли, понять мотивы поведения людей и оценить эффективность различных способов воздействия на поведение людей;

— анализ фундаментальных ценностей (норм, установок) населения, их устойчивости и факторов, определяющих их динамикумы плохо их знаем и явно недооцениваем влияния" этих институтов на поведение участников рынка;

— развитие качественных исследований, которые позволяют быстро, недорого и достаточно точно уловить начинающиеся изменения («слабые сигналы»), своевременно принять упреждающие меры;

— совершенствование инструментов анализа «прожективных ситуаций», позволяющих оценить возможные направления изменения ситуации на рынках, формы поведения участников рынка в различных ситуациях и их последствия;

— методологическая рефлексия в маркетинговых исследованиях (оценка качества полученных результатов и адекватности используемых инструментов анализа).

5. Выявлено, что ряд специальных технологий опросного метода, когда они используются одновременно с традиционным статистическим анализом, способны своевременно улавливать ранние признаки, начинающихся изменений. Эти технологии обладают хорошими прогностическими возможностями в среднесрочной перспективе при условии, что факторы, обусловливающие начинающиеся изменения, формируются на региональном рынке, а не за его пределами. Для предвидения событий в долгосрочной перспективе, на развитие которых оказывают определяющее влияние глобальные факторы, следует использовать экспертные прогнозы, технологии которых все больше будут напоминать качественные исследования рынков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 6. — с. 4−12.
  2. С.Б. Хозяйственные связи в российской промышленности: проблемы и тенденции последнего десятилетия. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. -186 с.
  3. Е., Гурков И. Адаптация промышленных предприятий к рыночным условиям // Вопросы экономики. 1996. — № 11.-е. 145−152.
  4. Л.Г. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 207 с.
  5. И.М., Емцов Р. Г., Холопов A.B. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. М.: Дело и Сервис, 1998. — 320 с.
  6. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках.- М.: ТЕИС, 2000.-265 с.
  7. Анализ тенденций развития регионов в 1992—1995 гг. // Вопросы экономики. 1996. — № 6. — с. 42−77.
  8. Г. Д., Евсеенко A.B. Межрегиональный маркетинговый центр -прямая дорога на рынок // ЭКО. 1998. — № 11. — с. 117−123.
  9. Г. С. Лекции по методологии социологических исследований.: М: Аспект Пресс, 1995. 285 с.
  10. Ю.Безруков Л. А. Будет ли России уютно на мировых рынках? // ЭКО. -2002.-№ 1. -с. 86−110.11 .Белановский С. А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996. — 256 с.
  11. Е. Органы власти и деятельность предприятий // Вопросы экономики. -2001. -№ 5. -с. 125−127.
  12. Н.Блинов А. О. Малое предпринимательство. М.: Ось 89, 1997. — 335 с.
  13. А.О., Василевская О. В. Искусство управления персоналом. М.: Гелан, 2001.-411 с.
  14. A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука / В 2 кн. -М.: Экономика, 1989. Кн. 1- 303 с, Кн 2 — 350 с.
  15. A.A. Маркетинг в российской экономике переходного периода.- М.: Экономика, 1997. 639 с.
  16. Е., Вещадин А., Липсиц И. и др. Российские предприятия трудный поиск конкурентных стратегий // ЭКО. 1998. — № 10. — с. 51−68. -№ 11.-С.24−46.
  17. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 1999. — 296 с.
  18. А.И. Механизм инновационного управления экономикой. Н. Новгород: ВВАГС, 2000. — 302 с.
  19. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб:
  20. Изд-во В. А. Михайлова, 1998.
  21. В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании. Л.: Наука, 1981.- 159 с.
  22. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. М.: Финпресс, 1998. — 416 с.
  23. Е.П. Основы маркетинга. М.: Финпресс, 1999. — 656 с.
  24. А.Н. Система информационного обеспечения региона в рыночной экономике. Н. Новгород: Волго-Вятское книжн. изд-во, 1993. -180 с.
  25. Государственное регулирование в стратегии устойчивого развития экономики России. М.: Наука, 1996. — 285 с.
  26. Государственное регулирование экономики и социальный прогресс. М.: Финстатинформ, 1997. — 320 с.
  27. А. Г. Российские особенности в региональном разрезе // ЭКО. — 1998.-№ 6.-С. 48−64.
  28. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000. -495 с.
  29. А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. — № 9.-С. 15−27.
  30. Л. Трансформация без иностранного капитала: 10 лет спустя // Вопросы экономики. -2001. -№ 6. С. 15−35.
  31. A.B., Егоров А. Ю. Инвестиционный капитал предприятия. М.: КНОРУС, 2006, 276 с.
  32. И.Б. Адаптация промышленной фирмы: теория и практика. М.: ВШЭ, 1997.-234 с.
  33. Т.П. Управление маркетингом. — М.: ИНФРА-М, 2001. 334 с.
  34. М. Институциональные. аспекты постсоциалистического переходного периода // Вопросы экономики. 2001. — № 2. — С. 108−124.
  35. Для экономического роста в России нет непреодолимых препятствий // ЭКО.-2001.-№ 3.-С. 3−26.
  36. Е.Д. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998.-144 с.
  37. О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб., 1992. — 162 с.
  38. А., Некрасовский К. Управление конкуренцией при формировании рыночной экономики // ЭКО. — 1997. № 9. — С. 15−30.
  39. А.Н. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 720 с.
  40. А.П. и др. Стратегический план города. Н. Новгород: НИМБ, 2000.-240 с.
  41. А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором //Вопросы экономики. 2001. — № 4. -С. 4−31.
  42. Институциональная экономика / Под ред. Д. С. Львова. М.: ИНФРА-М, 2001.-318 с.
  43. Исполнительная власть: проблемы организации деятельности. М.: ТЭИС, 2006, 190 с.
  44. Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. — 520 с.
  45. Р. «Где начало того конца?.» // Вопросы экономики. — 2001.-С. 138−156.
  46. A.A. Зарубежный опыт проведения рыночных реформ и управления региональной экономикой. Новосибирск: 1998. — 185 с.
  47. Г. Б. Современная экономика России как «экономика физических лиц» // Вопросы экономики. 1996. — № 4. — С. 36−40.
  48. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1997.-288 с.
  49. И.В. Антимонопольная и конкурентная политика России. -Новосибирск, 1998. 160 с.
  50. H.H. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969.
  51. Э.М. Исследование систем управления. — М.: ДеКа, 2000. 282 с.
  52. Л.Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
  53. А.И. История учений менеджмента. Киев: ВИРА-Р, 2000. -336 с.
  54. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2002. — № 4. -С. 46−66.
  55. В., Соколов В., Ягольницер М. Проблемы проблемного региона // ЭКО. 1997. — № 4. — С. 96−112.
  56. Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Вопросы экономики. 2001. — № 6. — С. 36−49.
  57. В., Аукционек С. Тенденции развития экономики России в 2001 г. // ЭКО. 2001. — № 6. — С. 3−22.
  58. ЛЛавров А. Литвак Дж., Сазерлэнд. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. 2001. — № 4.-С. 32−51.
  59. Н.И., Кисельников A.A. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: Экономика, 1998.
  60. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.-372 с.
  61. Логика научного исследования / Отв. ред. П. В. Копнин, М. В. Попович. -М.: Наука, 1965. -360 с.
  62. Логика социологического исследования. М.: Наука, 1987. — 173 с.
  63. Д.С. Российские реформы в глобальном контексте // Новая и новейшая история. 1996. — № 4. — С. 15−28.
  64. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996. — 126 с.
  65. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. М.: ИН-ФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. — 288 с.
  66. A.C., Марчук Е. А. Анализ финансово-экономических отношений в регионе. Новосибирск: 1995. — 202 с.
  67. О., Толстова Ю. Методология и методы // Социология в России. -М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998, С. 70−103.
  68. Мау В. Российские экономические реформы глазами западных критиков // Вопросы экономики. 1999. — № 11. — С. 4−23.
  69. Мау В. Экономика и революция: уроки истории // Вопросы экономики. -2001.-№ 1.-С. 124−137.
  70. Л. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 5.-С. 3−16.
  71. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / Под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001.
  72. Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992—1996 гг.). М.: ИС РАН, 1996. — 139 с.
  73. Е.И. Методология и методы анализа социальных систем. М.: Изд-во МГУ, 1995.-192 с.
  74. Г. А. Управление регионом: маркетинговый подход. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 1999. — 144 с.
  75. Г. А., Мальцев В. А. Методология маркетинговых исследований в регионе. Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 1998. — 132 с.
  76. Г. Г. Рынок средств производства в системе региональной экономики. -М.: Наука, 1993. 116 с.
  77. Е.Б. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры. М.: ИЭ РАН, 1994. — 175 с.
  78. H.H. Региональная экономика. М.: Экономика, 1978.
  79. М., Махотеева М. Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ // Вопросы экономики. 2002. -№ 5.-С. 126−136.
  80. A.C. Рыночная инфраструктура региона: проблемы формирования и развития. Новосибирск: ЭКОР, 1996. — 315 с.
  81. A.C. Региональные рынки: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999. -479 с.
  82. Очерки экономических реформ. М.: Наука, 1993. 270 с.
  83. А.П. Маркетинг образовательных услуг. М.: 1996. — 192 с.
  84. А. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 5. — С. 99−122. — 1999. — № 6. — С. 101−121.
  85. С.А. Стратегическое управление. М.: ИНФРА-М, 1999. — 344 с.
  86. А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995.-257 с.
  87. Проблемы функционирования и развития инфраструктуры России в переходный период / Под ред. В. Н. Лившица. М.: 1996. — 238 с.
  88. Проблемы современного государственного управления в России. М.: Научный эксперт, 2007, 152 с.
  89. Пути стабилизации экономики России / Под ред. Г. Клейнера. М.: Информэлектро, 1999. — 256 с.
  90. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов- Отд. экон. РАН. М.: Экономика, 1999.-793 с.
  91. Путь российских реформ (Доклад ЦЭМИ РАН) // Вопросы экономики.1996.-№ 6. -С. 119−143.
  92. В.В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности // Вопросы экономики. 2001. — № 6. — С. 6079.
  93. В.В. Рынок как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1999. — № 3. — С. 28−37.
  94. В.В. Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2007, 220 с.
  95. Развитие и рыночное функционирование корпоративных структур холдингового типа в промышленности. М.: Бюро экономического анализа, 2000.-195 с.
  96. Развитие региональных фондовых рынков // ЭКО. 1997. — № 2. — с. 16
  97. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического развития / Под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. — 637 с.
  98. Региональная экономика. М.: ЮНИТИ, 1998.
  99. Региональные рынки средств производства. Новосибирск: 1992. — 182 с.
  100. Регионы России. 2006. Статистический ежегодник. М.: Коммстат России, 2007.-Т 1,2.
  101. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.: Наука, 1993.-125 с.
  102. С.Д. и др. Профессиональный менеджмент. Пенза: ПГАСА, 2000. — 546 с.
  103. И.И. Основные характеристики рынка информационных услуг развитых капиталистических стран. М.: 1990: — 166 с.
  104. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова. -М.: Норма-ИНФРА-М, 1998. 666 с.
  105. Ф.М. Основы государственного управления смешанной рыночной экономикой. М.: 1996. — 188 с.
  106. Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М.: Наука, 1994. — 240 с.
  107. В.Е., Бандман М. К., Гузнер С. С. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам // Регион: экономика и социология. 1996. — № 1. — с. 22−36.
  108. JI.H. Теория и методология маркетинга рабочей силы. -СПб: СПбГУЭФ, 1997.-176 с.
  109. Ю. Формы государственной поддержки // Вопросы экономики. -2001.-№ 5.-С. 127−130.
  110. Н.О. О концепции товарных рынков в Российской Федерации // Экономика и жизнь. 1995. — № 38.
  111. С. Система опережающих индикаторов для России // Вопросы экономики. 2001. — № 3. — С. 23−42.
  112. В .Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М: Изд-во МГУ, 1993 — 127 с.
  113. СВ. Экономическая теория благосостояния. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-239 с.
  114. Г. Г. Типологический анализ в социологии. М.: Наука, 1993. — 101с.
  115. Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1995. — 534 с.
  116. P.A. Стратегический маркетинг: Уч-к. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. 640 с.
  117. Федерализм: Энциклопедический справочник. -М.: ИНФРА-М, 1999.
  118. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике иполитике современной России. М.: Центр политических технологий, 1997. —226 с.
  119. .Б. Региональный инвестиционно-строительный комплекс.
  120. Пенза: ПГ АС А, 2001 .-312 с.
  121. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М: Финансы и статистика, 1999. — 528 с.
  122. А.Е. Новая теория фирмы. М.: ТЕИС, 1996. — 226 с.
  123. В. Зайцев А. Региональные товарные рынки машиностроительной продукции // Маркетинг. 1996. — № 3. — С. 28−36.
  124. Н. О консенсусе в российской экономической и социальной политике // Вопросы экономики. 1999. — № 8. — С. 49−63.
  125. Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск: Наука, 1996.-236 с.
  126. Р.И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск: Наука, 1993. — 268 с.
  127. Экономика общественного сектора как сложная система: методы и примеры применения. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. — 296 с.
  128. Экономическая энциклопедия / Ин-т экон. РАН. Гл. ред. Л. И. Абалкин. -М.: Экономика, 1999. 1055 с.
  129. Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 367 с.
  130. А.а. Агенты модернизации. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2006, 496 с. 1. Зарубежные авторы
  131. Д.А. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. СПб: Питер, 2002. — 544 с.
  132. У. Некоторые направления регионального развития и сотрудничества и некоторые вопросы в региональной науке, не имеющие ответов // Региональное развитие и сотрудничество. 1998. — № 1−2. — С. 15−25.
  133. Р. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.-327 с.
  134. Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. Спб.: Питер, 1999.400 с.
  135. И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб: Питер Ком, 1999.-416 с.
  136. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-519 с.
  137. Г. Маркетинг: принципы и стратегии / Пер. с англ. М.: ИН-ФРА-М, 1999.-804 с.
  138. М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса / Пер. с англ.
  139. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 743 с.
  140. Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Tesis. -1993.-Т. 1. Вып. 1.-С. 22−38.
  141. Д., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. — 804 с.
  142. Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1984.367 с.
  143. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Пер. с англ. М.: Финпресс, 2000.272 с.
  144. Дж.К. Экономические теории и цели общества / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1979. 406 с.
  145. П. Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. М.: Бином, 1998. -560 с.
  146. Е., Хершген X. Практический маркетинг / Пер. с нем. М.: Высш. школа, 1995. — 245 с.
  147. Дойль Питер. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.-560 с.
  148. П. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 288 с.
  149. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1966. — 659 с.
  150. . Деловая стратегия / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  151. Катлип С, Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшенз: Теория и практика / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2000. — 624 с.
  152. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1978. 494 с.
  153. Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. — № 4. -С. 4−22.
  154. Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1999.-887 с.
  155. Ф. и др. Основы маркетинга / Пер. с анг. 2-е европ. изд. — М.- СПб.- К.: Вильяме, 1998. — 1056 с.
  156. Р. Фирма, рынок, право. — М.: Дело, 1993. 260 с.
  157. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. Спб.: Питер, 2000. — 320 с.
  158. А. Принципы экономической науки / В 3 т. Пер. с англ. М.: Прогресс-Универс, 1993. — Т 1. — 414 с- Т 2. — 309 с- Т 3. — 350 с.
  159. Общая теория систем / Пер. с англ. М.: Мир, 1966. — 187 с.
  160. В. Основные принципы экономической политики / Пер. с нем.
  161. М.: Экономика, 1995.-386 с.
  162. В. Основы национальной экономики / Пер. с нем. М.: Экономика, 1996.-349 с.
  163. М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2000. — 495 с.
  164. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986.-471 с.
  165. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: Переходный период и дальнейшее развитие / Под ред. Н. Барра. Пер. с англ. М.: ИКЦ «ДИС», 1997. — 496 с.
  166. А. Исследование о природе и причинах богатства народов / В 2 т. — М.: Наука, 1993. Т 1. — 569 с.
  167. П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга/Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 415 с.
  168. Дж. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. — 718 с.
  169. М. Методология позитивной экономической науки // Tesis. -1994. -Т 2. Вып. 4. С 36−52.
  170. Г. А. Маркетинговые исследования / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. -752 с.
  171. Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.-455 с. 1. Прилоэ/сение 1.
  172. Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию.
  173. Экономическая модель конкуренции Основоположники модели и их основные труды
  174. Олигополистическая конкуренция Небольшое количество предприятий- диапазон контроля цен зависит от уровня согласованности действий предприятий- преимущественно неценовая конкуренция- наличие существенных препятствий для организации бизнеса
  175. Чистая монополия Одно предприятие, выпускающее уникальную продукцию, не имеющее эффективных заменителей- контроль над ценами значительный- спрос неэластичный- вход в отрасль для других фирм заблокирован.
  176. Источник: Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — С, 10.
Заполнить форму текущей работой