Развитие конкурентной среды товарного рынка в региональной экономической системе
Выявлен двойственный характер роли государства как составляющей институциональной матрицы конкурентной среды и, одновременно, источника изменения ее формальных и неформальных институтов, что позволило разработать теоретические основы методов регионального регулирующего воздействия на состояние конкурентных отношений на товарном рынке, предполагающие четкую спецификацию прав собственностиснижение… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования конкурентной среды товарных рынков
- 1. 1. Эволюция теоретических взглядов на природу конкуренции
- 1. 2. Содержание конкурентного потенциалам и теоретические основы его диагностики 36=
- 1. 3. Сущностная характеристика конкурентной стратегии, ее формы и разновидности
- Глава 2. Механизм функционирования конкурентной среды товарных рынков в региональной экономической- системе
- 2. 1. Регион как субъект управления товарными рынками
- 2. 2- Особенности формирования конкурентной среды региональных товарных рынков в России
- 2. 3. Закономерности управления1 формирующимися товарными рынками
- 3. 1. Особенности и противоречия конкурентной среды товарных рынков в регионе
- 3. 2. Факторы развития конкурентной: среды- товарных рынков и особенности их проявления в регионах ПФО 142'
- 3. 3. Институциональное проектирование конкурентной среды товарных рынков в российских регионах (на примере ПФО)
Развитие конкурентной среды товарного рынка в региональной экономической системе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Наличие в составе национальной экономической системы трех взаимосвязанных уровней (макро-, мезои микроэкономики) обусловливает воспроизведение аналогичной иерархии во всех формах экономических отношений и видах деятельности. При этом каждому из указанных иерархических уровней соответствует особый характер осуществления управленческой деятельности. На макроэкономическом уровне сущностная^ характеристика формата целенаправленных воздействий на состояние и направления развития экономических отношений определяется как регулирование, на микроэкономическом уровне — как менеджмент. Сущность целенаправленных воздействий на мезоэкономическом уровне нуждается в теоретическом и методологическом обосновании, поскольку в условиях углубления общественного разделения труда и, как следствие, увеличения пространственной распределенности растущего числа агентов-экономической деятельности мезоэкономический компонент национальной экономическойсистемы, обеспечивает интеграцию отдельных элементов и кластеров общего экономического пространства. Отличительной особенностью территориально-локализованной системы выступает то, что в ее границах формируется интегральное единство регионального (пространственного) и отраслевого (функционального) аспектов национальной экономики, которые можно уподобить ее горизонтальному и вертикальному измерениям. При этом на мезоэкономическом уровне интегральное единство региональной и отраслевой структуры проявляется как в эксплицитной, так и в имплицитной форме, тогда как на макроэкономическом уровне данный признак приобретает имплицитный вид.
Ключевым механизмом интеграции, «связывания» в единое целое региональных и отраслевых характеристик и условий, функционирования агентов экономической деятельности является конкуренция, входящая в I I экономическую систему в качестве системоформирующей и системоподдерживающей компоненты. Конкурентные отношения выступают объединяющим звеном между макрои микроуровнями национальной экономической системы, обеспечивают синергетический эффект методов регулирующего воздействия государства и менеджмента, создают условия для снижения степени риска развития и зависимости субъектов хозяйствования' от внешней конъюнктуры, формируют предпосылки устойчивого развития регионов.
Повышение роли и значимости управления конкурентными отношениями следует считать закономерным явлением в контексте стратегических приоритетов развития Российской Федерации, среди которых центральное место занимает восстановление поступательной' макроэкономической динамики и переход на инновационный тип экономического роста-. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, которые направлены на развитие конкурентных отношений, по" данным' Всемирного экономического форума, в рейтинге конкурентоспособности 134 стран, учитывающем, состояние институциональной среды, уровень использования производственного и> человеческого потенциала предприятий, в 2008 г. Россия заняла 51-е место, уступив ведущие позиции государствам с развитой рыночной экономикой, а также ряду государств постсоветского пространства. Согласно рейтингу конкурентоспособности ШРЕХ, разработанному Институтом региональной политики и учитывающему три составляющих регионального развития!- уровень конкурентоспособности (А, ВС), динамику и устойчивость текущего положения (А, В, С, Б) а также тип конкурентных преимуществ (финансовый, экономический, социальный, территориальный), в 2008 г. Республика1 Татарстан была отнесена к числу регионов с высоким уровнем конкурентоспособности (5(А)), Нижегородская область — к числу регионов со средним уровнем конкурентоспособности (25(В)) из 83 российских регионов Российской Федерации. В то же время в составе Приволжского федерального округа имеют место регионы-аутсайдеры (Кировская и Ульяновская области, Республика Марий Эл и др.), характеризующиеся слабыми конкурентными позициями по ряду показателей.
Наличие безусловной онтологической значимости конкурентных отношений на мезоуровне должно быть дополнено адекватным теоретико-методологическим обеспечением. Однако масштабность региональной экономической системы как объекта исследования усложняет теоретическое освоение этой комплексной научной проблемы и существенно ограничивает возможности практической реализации имеющихся рекомендаций. С учетом изложенного, проблема разработки теории и методики управления конкурентными отношениями, соответствующих современным требованиям и ориентированных на повышение эффективности функционирования региональной^ экономики в целом, представляет собой одно из приоритетных направлений развития экономической науки, что определило выбор темы диссертационной работы.
Степень изученности проблемы. Начало теории конкуренции было положено в сочинениях представителей классической школы политической экономии, которые рассматривали законы развития конкурентных отношений как «естественный порядок», обеспечивающий достижение максимальной эффективности функционирования экономики в целом и ее отдельных субъектов (А.Смит, Д. Рикардо, Дж.Ст.Милль, Ж.Б.Сей). Существенный вклад в развитие теории межотраслевой конкуренции сделан К.Марксом.
Основой концептуального осмысления характера конкурентных отношений в рыночной экономике и формирования в качестве самостоятельного инструмента ключевой категории конкуренции нами рассматриваются системы взглядов Э. Аткинсона, Р. Ансоффа, Н. Калдора, А. Курно, Дж. Кларка, А. Маршалла, Ж. Окумуры, А. Пигу, К. Поппера,.
Дж.Робинсон, П. Хейне, Э. Чемберлина, Ф. Шерера, А. Шлезингера, Й. Шумпетера и др.
Проблема развития конкурентных отношений всесторонне разрабатывается в рамках концепций государственного регулирования экономики и становится доктринальной основой данного направления экономических исследований (Дж.Гелбрейт, Дж.М.Кейнс, Л. Йохансен, П. Самуэльсон, О. Уильямсон, Ф. Хайек, К. Эклунд, Л. Эрхард и др.).
В отечественной экономической науке проблеме реализации конкурентных отношений посвящены труды Г. Л. Азоева, В. Д. Андрианова,.
A.А.Аузана, М. И. Гельвановского, Т. Ю. Горьковой, В. М. Жуковской, И. Д. Иванова, В. Я. Лившица, И. В. Липсица, Я. А. Певзнера, А. А. Пороховского,.
B.К.Романович, Ю. Б. Рубина, И. В. Стародубровской, К. Ю. Тотьева, А. Ш. Хасановой, А. Ю. Юданова и др. Отдельные аспекты конкурентных отношений и конкурентоспособность субъектов хозяйствования исследовались в работах В. А. Белова, Г. Н. Белоглазовой, Ю. И. Коробова,.
A.В.Пантелеева, В. А. Перехожаева, Г. О. Самойлова, Э. А. Уткина, Р. А. Фатхутдинова, И. П. Хоминича и других российских авторов.
Значительный вклад в развитие теории и практики регионального управления народным хозяйством в современных условиях внесли П. И. Бурак, М. Я. Гохберг, А. Г. Гранберг, А. А. Джаримов, В. С. Золотарев,.
B.В.Ивантер, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова, Н. Д. Кондратьев, В. Н. Лексин, Д. С. Львов, М. Б. Мазанова, Н. Н. Некрасов, О. С. Пчелинцев, Е. Г. Чистяков, И. Н. Шапкин, А. М. Швецов, В. А. Шульга и др. Теоретической основой исследований в области региональной экономики, в том числе методологии комплексного развития, послужили труды российских экономистов:
П1М.Алампиева, Л. В. Канторовича, Н. Н. Колосовского, В. В. Леонтьева,.
А.С.Новоселова, А. Е. Пробста, С. Г. Струмилина, А. И. Татаркина и др. Проблемы регионального развития нашли отражение в работах зарубежных (У.Айзард, Ж.-Р.Будвиль, Э. Гувер, С. Денисон, Х. Зиберт, Г. Камерон,.
Х.Ричардсон и др.) и отечественных (Л.П.Гончаренко, А. Г. Гранберг, Г. В. Гутман, Д. А. Кононов, А. А. Куклин, С. А. Хурсевич и др.) ученых.
Теоретико-методологические подходы к исследованию отраслевых рынков товаров представлены в трудах зарубежных (Д.А.Аакер, Г. Ассэль, А. Дейан, П. Дженстер, Е. Дихтль, П. Друкер, Б. Карлоф, Э. Кемпбел, Ф. Котлер, Р. Кох, И.С.Крулис-Ранда, Д. Крэнс, Ж. Ж. Ламбен, М. Мак-Дональд, Г. Минцберг, Р. М. Морган, М. Портер, Э. Райс, Р. Румельт, А.Дж.Стрикленд, Д. Траут, Г. Хамел, Д. Хасси и др:) и российских (С.Б.Авдашевой, О. В. Аристова, И. В. Арженовского, И. П. Богомолова, О. И. Боткина, Е. П. Голубкова, В. Я. Горфинкеля, Н. М. Розановой, О. А. Третьяка и др.) ученых.
Вместе с тем следует признать, что, несмотря на повышенное внимание со стороны отечественных и зарубежных исследователей к законам и закономерностям функционирования конкурентных отношений, ряд вопросов, которые определяют факторы становления и развития конкуренции в России, а также специфику регионального регулирования конкурентной среды в российской экономике требуют дальнейшего изучения.
Цель и задачи диссертации. Цель диссертации состоит в разработке и научном обосновании теоретико-методических основ и практических рекомендаций, обеспечивающих формирование и эффективное функционирование конкурентной среды товарных рынков в региональной экономической системе в условиях современной российской экономики.,.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1. Определить содержание категории «конкурентная среда товарного рынка».
2. Выявить факторы, определяющие состояние и направления развития конкурентной среды товарного рынка.
3. Проанализировать особенности конкурентной среды товарных рынков в российских регионах в условиях макроэкономической нестабильности.
4. Уточнить содержание обобщенных конкурентных стратегий применительно к товарному рынку в регионе.
5. Разработать методику оценки конкурентной среды товарного рынка на мезоуровне.
6. Предложить методику оценки конкурентной среды товарного рынка на мезоуровне в среднесрочном периоде.
7. Сформулировать методы регионального регулирующего воздействия на состояние конкурентных отношений на товарном рынке.
Объектом исследования является конкурентная среда товарного рынка в региональной экономической системе.
Предметом исследования является совокупность организационно-управленческих отношений, возникающих в ходе формирования и развития конкурентной среды товарного рынка в региональной экономической системе в условиях современной России.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе, посвященные принципам регионального управления, а также практические результаты внедрения программ социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов. В диссертации представлены результаты фундаментальных и прикладных исследований, обоснованные в трудах по экономической теории, а также в работах представителей организационно-управленческого направления: менеджмента знаний, корпоративного, производственного, стратегического, инновационного менеджментауправления человеческим капиталом, маркетинга, теории систем, экономической социологии и др. Исследование базируется на использовании кластерного анализа и синтеза, экстремальных группировок, структурно-функционального моделирования, балльно-индексных оценок, экономико-математического моделирования. При разработке проблем развития конкуренции осуществлен системный подход к исследуемым вопросам, что позволило обеспечить комплексность исследования и выявить основные пути рационализации и повышения эффективности управления на мезоуровне.
Информационную базу диссертационной работы составляют сведения Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов, статистических органов зарубежных государств, данные Министерства экономического развития РФ, Министерства экономики РТ, Всемирного экономического форума, Российской ассоциации маркетинга, Торгово-промышленной палаты РФ, Института региональной политики, Комитета РТ по социально-экономическому мониторингу, специализированных аналитических зарубежных компаний — Standard&Poors, Dun and Bradstreet, Рейтингового агентства «Эксперт РА», а также плановые и отчетные данные предприятий реального сектора экономики, личные наблюдения диссертанта и анкетные опросы работников трудовых коллективов.
В ходе исследования использованы федеральные и региональные законодательные акты и подзаконные документы, регулирующие конкурентные отношения, в том числе: Федеральный закон от 26.07.2006 N 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции», Программа РТ «Развитие и размещение производительных сил РТ на основе кластерного подхода до 2020 г. и на период до 2030 г.» и др.
В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы монографии, коллективные работы, публикации в периодической печати, материалы научно-практических конференций, информационные ресурсы всемирной сети Интернет и др.
Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 5. Региональная экономика: 5.15. Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и эффективности экономической политики на различных уровнях территориальной организации (национальном, в крупных экономических районах, субъектах Федерации, муниципальном) Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».
Научная новизна результатов исследования состоит в разработке комплекса теоретико-методических положений и практических предложений по формированию и оценке эффективности функционирования системы регулирования конкурентной среды товарных рынков как элемента региональной экономической политики, что конкретизируется в следующих положениях:
1. Представлена расширенная трактовка категории «конкурентная среда товарного рынка» как динамично изменяющейся совокупности формальных правил, неформальных ограничений^ складывающихся В' форме спонтанного побочного результата взаимодействия экономических агентов, и санкций (формальных (дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная формы ответственности) и неформальных (остракизм)), обеспечивающих их выполнение, которые определяют поведение, рыночную власть и результат деятельности экономических агентов в рамках территориальной организации, характеризующейся различием (существенных или несущественных) цен, взаимосвязанностью спроса и локальных предпочтений потребителей, замещаемостью предложения и сопоставимостью транспортных издержек производителей (продавцов).
2. Выявлены основные (уровень концентрации предприятия на рынке) и второстепенные (барьеры входа на рынок и выхода с рынка, динамика спроса, уровень дифференциации товара, отдача от масштаба производства, объем экспортно-импортных потоков) факторы, определяющие состояние конкурентной среды, поведение и рыночную власть субъектов хозяйствования в рамках территориально-локализованного товарного рынка.
3. Определены особенности конкурентной среды товарных рынков в } российских регионах в условиях макроэкономической нестабильности: ! изменение границ рынков под влиянием глобализационных процессов, проявляющееся в укреплении олигополистической компонентыдостижение хозяйствующими субъектами доминирующего положения на товарных рынках на основе формирования сетевых организационных структур в форме стратегических альянсов и объединений, образованных в результате слияний и поглощенийактивизация взаимодействия государственных 4 и негосударственных структур, обеспечивающих отношения добросовестной конкуренцииреализация противоречивого единства сотрудничества и конкуренции.
4. Уточнено содержание обобщенных конкурентных стратегий применительно к товарному рынку в*, регионе, определяющих субъектный состав и направления развития его инфраструктуры: стратегия общего ценового лидерства, которая включает экономию на масштабе производства крупными производственными и сбытовыми организациямиэкономию на разнообразии вследствие диверсификации производстваоптимизацию внутрифирменных связейспособствующую снижению общефирменных затратинтеграцию1 распределительных сетей и систем поставкиоптимизацию деятельности субъектов хозяйствования во времени и в пространстве, обеспечивающую реализацию абсолютных преимуществстратегия дифференцирования, которая включает расширение объема продаж за счет увеличения количества реализованных продуктов, стабилизацию потребления* вне зависимости от колебаний спроса на рынке, производство дифференцированного продукта, внимание к обучению персонала, управление качествомстратегия фокусирования, т. е. применение общего ценового лидерства и/или дифференцирования к определенному рыночному сегменту, в качестве которого выступает специфическая покупательская группа, товарная группа или территория'.
5. Разработана методика индексной оценки конкурентной среды товарного рынка на мезоуровне и матрица оценки состояния конкурентной среды в отраслевом или региональном разрезе в краткосрочном периоде, основанная1 на использовании показателей удельного веса числа предприятий региона и выпущенной ими продукции в общей численности предприятий в национальной экономической системе и в общем объеме выпуска продукции в отраслевом разрезе.
6. Предложена методика оценки-конкурентной среды товарного рынка на мезоуровне в среднесрочном>периоде, которая основана на использовании переменных показателей, коррелирующих между собой (объем ВРП, объем поступлений в доходную часть, бюджета от региональной составляющей ч налога на прибыль, удельный вес продукции региона в общем объеме промышленной продукции по. Российской Федерации), что позволяет сформулировать прогноз развития конкурентных отношений в региональной экономической системе.
7. Выявлен двойственный характер роли государства как составляющей институциональной матрицы конкурентной среды и, одновременно, источника изменения ее формальных и неформальных институтов, что позволило разработать теоретические основы методов регионального регулирующего воздействия на состояние конкурентных отношений на товарном рынке, предполагающие четкую спецификацию прав собственностиснижение информационной асимметрии между участниками контракта — простыми и интегральными, экономическими единицами и государственными. властными структурамисоздание формальных институтов (саморегулируемых организаций и др.), адекватных современному этапу развития процессов регионализации и глобализации, что позволит вовлечь в трансакции элементы рыночного саморегулирования, квазирыночные регуляторы и обеспечить конкурентоспособность экономических агентов.
Теоретическая и практическая значимость работы. В исследовании получили дальнейшее углубление и развитие существующие в современной экономической науке теоретические и методологические основы решения проблемы формирования эффективной региональной социально-экономической политики на различных уровнях территориальной организации. Представленные в диссертации теоретические выводы, методические подходы и практические предложения направлены на совершенствование методов решения проблемы управления конкурентной средой с целью обеспечения устойчивого развития региональной экономики.
Предложенная автором диссертации концепция развития конкуренции в мезоэкономической системе является методической основой для выработки практических мер, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики, на дальнейшее развитие потенциала промышленного комплекса Российской! Федерации и Республики Татарстан.
Предложенные разработки и рекомендации автора могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, специализирующихся в области подготовки и переподготовки менеджеров высшего и среднего звеньев при чтении курсов «Региональная экономика», «Макроэкономика», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», отдельных спецкурсов по проблемам конкуренции.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических'и научно-методических конференциях в 2008;2009 гг.: Международной научно-практической конференции «VII Спиридоновские чтения» (Казань, 2009) и др. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 печатных работы общим объемом 2,59 п.л., в том числе 2 статьи в журналах «Вестник Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина», «Экономика и управление», рекомендованных ВАК России для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям.
Разработанные теоретические и практические рекомендации внедрены и используются в работе Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в ходе подготовки целевых программ подготовки и переподготовки кадров для предприятий реального сектора экономики, в учебном процессе в ГОУ ВПО «КГТУ им. А.Н.Туполева», что подтверждено справками о внедрении.
Структура работы определена на основе цели и задач, поставленных в диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 177 наименований, приложений, таблично-графического материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Установлено, что стремительное развитие рынков, а именно повышение уровня их сложности, динамичности, природы взаимосвязей между участниками рынка меняло характер самих субъектов рынка, их цели, мотивацию и способы координации поведения на рынке. Это вызывало эволюцию теоретических моделей рынка, что проявлялось в смягчении ранее принятых жестких допущений о полной рациональности, информированности, нулевых трансакционных издержках и многих других. Появление новых экономических явлений и исследовательских инструментов привело к возникновению новых научных направлений и к необходимости тесного их взаимодействия. Одна из общих закономерностей развития экономической теории состоит в том, что все больше внимания она уделяет анализу потребностей и интересов конкретных субъектов рынка и способам управления их поведением.
2. Обосновано, что современная региональная политика как политика • экономического роста предполагает, что государственные органы управления сосредоточивают свое внимание на оценке состояния конкретных рынков, тенденций их развития, выявлении присущих тому или иному рынку недостатков и разработке мер, направленных на преодолении этих недостатков. В таком случае государственная помощь отдельным предприятиям должна компенсировать имеющиеся недостатки рынка, а не недостатки корпоративного управления. Государственная поддержка, заключающаяся в передаче предприятиям ресурсов, в селективном распределении ресурсов или в воздействии на конкуренцию, необходима в той мере, в какой проявляются недостатки конкретного рынка, а ее эффективность должна оцениваться по степени устранения недостатков этого рынка с точки зрения различных участников рынка. Показатели эффективности управления рынками становятся системно ориентированными и многомерными.
В современных условиях, акцент делается на те факторы, которые обеспечивают рост экспорта, производительности труда и развитие инфраструктуры рынков (образование, коммунальные услуги, дороги и т. д.) — развитие инфраструктуры снижает издержки и привлекает инвестиции. В результате этих мер сдвигаются кривые спроса и предложения. Необходима специальная региональная программа по стимулированию инвестиций, которые должны быть направлены туда, где эффект от их применения будет наибольшим (ключевые для региона рынки с высоким потенциалом роста и мультипликационным эффектом).
3. Разработанная системная концепция развития региональных рынков означает реализацию следующих принципов: органическое слияние методов школы обучения, теории перемен, политических методов управления, дизайна и позиционирования (стратегический маркетинг), школы корпоративной культурысогласование интересов всех общественных групп, оказывающих сильное влияние на развитие предприятий и региона.
4. Чтобы управление предприятиями и рынками было упреждающим, необходимо выстроить систему мониторинга внешней среды. Для этого необходимо использовать специальные системы и методы отслеживания изменений на рынке, ранжировать стратегические решения по степени их срочности и важности, установить жесткий контроль за последствиями принимаемых решений. В этой связи предложены следующие направления развития методологии стратегических исследований:
— согласование концептуально-методического аппарата таких научных дисциплин как прикладная экономическая теория, экономическая социология, менеджмент и маркетинг. Таким образом, чтобы было возможно эффективное совместное использование их инструментов в стратегических исследованиях;
— более широкое использование опросного метода, который дает возможность проанализировать развитие событий до того, как они произошли, понять мотивы поведения людей и оценить эффективность различных способов воздействия на поведение людей;
— анализ фундаментальных ценностей (норм, установок) населения, их устойчивости и факторов, определяющих их динамикумы плохо их знаем и явно недооцениваем влияния" этих институтов на поведение участников рынка;
— развитие качественных исследований, которые позволяют быстро, недорого и достаточно точно уловить начинающиеся изменения («слабые сигналы»), своевременно принять упреждающие меры;
— совершенствование инструментов анализа «прожективных ситуаций», позволяющих оценить возможные направления изменения ситуации на рынках, формы поведения участников рынка в различных ситуациях и их последствия;
— методологическая рефлексия в маркетинговых исследованиях (оценка качества полученных результатов и адекватности используемых инструментов анализа).
5. Выявлено, что ряд специальных технологий опросного метода, когда они используются одновременно с традиционным статистическим анализом, способны своевременно улавливать ранние признаки, начинающихся изменений. Эти технологии обладают хорошими прогностическими возможностями в среднесрочной перспективе при условии, что факторы, обусловливающие начинающиеся изменения, формируются на региональном рынке, а не за его пределами. Для предвидения событий в долгосрочной перспективе, на развитие которых оказывают определяющее влияние глобальные факторы, следует использовать экспертные прогнозы, технологии которых все больше будут напоминать качественные исследования рынков.
Список литературы
- Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 6. — с. 4−12.
- Авдашева С.Б. Хозяйственные связи в российской промышленности: проблемы и тенденции последнего десятилетия. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. -186 с.
- Авраамова Е., Гурков И. Адаптация промышленных предприятий к рыночным условиям // Вопросы экономики. 1996. — № 11.-е. 145−152.
- Азоев Л.Г. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 207 с.
- Албегова И.М., Емцов Р. Г., Холопов A.B. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. М.: Дело и Сервис, 1998. — 320 с.
- Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках.- М.: ТЕИС, 2000.-265 с.
- Анализ тенденций развития регионов в 1992—1995 гг. // Вопросы экономики. 1996. — № 6. — с. 42−77.
- Антонов Г. Д., Евсеенко A.B. Межрегиональный маркетинговый центр -прямая дорога на рынок // ЭКО. 1998. — № 11. — с. 117−123.
- Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований.: М: Аспект Пресс, 1995. 285 с.
- Ю.Безруков Л. А. Будет ли России уютно на мировых рынках? // ЭКО. -2002.-№ 1. -с. 86−110.11 .Белановский С. А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996. — 256 с.
- Белянова Е. Органы власти и деятельность предприятий // Вопросы экономики. -2001. -№ 5. -с. 125−127.
- Н.Блинов А. О. Малое предпринимательство. М.: Ось 89, 1997. — 335 с.
- Блинов А.О., Василевская О. В. Искусство управления персоналом. М.: Гелан, 2001.-411 с.
- Богданов A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука / В 2 кн. -М.: Экономика, 1989. Кн. 1- 303 с, Кн 2 — 350 с.
- Браверман A.A. Маркетинг в российской экономике переходного периода.- М.: Экономика, 1997. 639 с.
- Вигдорчик Е., Вещадин А., Липсиц И. и др. Российские предприятия трудный поиск конкурентных стратегий // ЭКО. 1998. — № 10. — с. 51−68. -№ 11.-С.24−46.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 1999. — 296 с.
- Гаврилов А.И. Механизм инновационного управления экономикой. Н. Новгород: ВВАГС, 2000. — 302 с.
- Гладкий Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб:
- Изд-во В. А. Михайлова, 1998.
- Голофаст В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании. Л.: Наука, 1981.- 159 с.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. М.: Финпресс, 1998. — 416 с.
- Голубков Е.П. Основы маркетинга. М.: Финпресс, 1999. — 656 с.
- Голубцов А.Н. Система информационного обеспечения региона в рыночной экономике. Н. Новгород: Волго-Вятское книжн. изд-во, 1993. -180 с.
- Государственное регулирование в стратегии устойчивого развития экономики России. М.: Наука, 1996. — 285 с.
- Государственное регулирование экономики и социальный прогресс. М.: Финстатинформ, 1997. — 320 с.
- Гранберг А. Г. Российские особенности в региональном разрезе // ЭКО. — 1998.-№ 6.-С. 48−64.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000. -495 с.
- Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. — № 9.-С. 15−27.
- Григорьев Л. Трансформация без иностранного капитала: 10 лет спустя // Вопросы экономики. -2001. -№ 6. С. 15−35.
- Гукова A.B., Егоров А. Ю. Инвестиционный капитал предприятия. М.: КНОРУС, 2006, 276 с.
- Гурков И.Б. Адаптация промышленной фирмы: теория и практика. М.: ВШЭ, 1997.-234 с.
- Данько Т.П. Управление маркетингом. — М.: ИНФРА-М, 2001. 334 с.
- Дерябина М. Институциональные. аспекты постсоциалистического переходного периода // Вопросы экономики. 2001. — № 2. — С. 108−124.
- Для экономического роста в России нет непреодолимых препятствий // ЭКО.-2001.-№ 3.-С. 3−26.
- Дмитриева Е.Д. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998.-144 с.
- Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб., 1992. — 162 с.
- Евсеенко А., Некрасовский К. Управление конкуренцией при формировании рыночной экономики // ЭКО. — 1997. № 9. — С. 15−30.
- Егоршин А.Н. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 720 с.
- Егоршин А.П. и др. Стратегический план города. Н. Новгород: НИМБ, 2000.-240 с.
- Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором //Вопросы экономики. 2001. — № 4. -С. 4−31.
- Институциональная экономика / Под ред. Д. С. Львова. М.: ИНФРА-М, 2001.-318 с.
- Исполнительная власть: проблемы организации деятельности. М.: ТЭИС, 2006, 190 с.
- Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. — 520 с.
- Капелюшников Р. «Где начало того конца?.» // Вопросы экономики. — 2001.-С. 138−156.
- Кисельников A.A. Зарубежный опыт проведения рыночных реформ и управления региональной экономикой. Новосибирск: 1998. — 185 с.
- Клейнер Г. Б. Современная экономика России как «экономика физических лиц» // Вопросы экономики. 1996. — № 4. — С. 36−40.
- Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1997.-288 с.
- Князева И.В. Антимонопольная и конкурентная политика России. -Новосибирск, 1998. 160 с.
- Колосовский H.H. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969.
- Короткое Э.М. Исследование систем управления. — М.: ДеКа, 2000. 282 с.
- Косалс Л.Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
- Кредисов А.И. История учений менеджмента. Киев: ВИРА-Р, 2000. -336 с.
- Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2002. — № 4. -С. 46−66.
- Куперштох В., Соколов В., Ягольницер М. Проблемы проблемного региона // ЭКО. 1997. — № 4. — С. 96−112.
- Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Вопросы экономики. 2001. — № 6. — С. 36−49.
- Курьеров В., Аукционек С. Тенденции развития экономики России в 2001 г. // ЭКО. 2001. — № 6. — С. 3−22.
- ЛЛавров А. Литвак Дж., Сазерлэнд. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. 2001. — № 4.-С. 32−51.
- Ларина Н.И., Кисельников A.A. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: Экономика, 1998.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.-372 с.
- Логика научного исследования / Отв. ред. П. В. Копнин, М. В. Попович. -М.: Наука, 1965. -360 с.
- Логика социологического исследования. М.: Наука, 1987. — 173 с.
- Львов Д.С. Российские реформы в глобальном контексте // Новая и новейшая история. 1996. — № 4. — С. 15−28.
- Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996. — 126 с.
- Маркова В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. М.: ИН-ФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. — 288 с.
- Маршалова A.C., Марчук Е. А. Анализ финансово-экономических отношений в регионе. Новосибирск: 1995. — 202 с.
- Маслова О., Толстова Ю. Методология и методы // Социология в России. -М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998, С. 70−103.
- Мау В. Российские экономические реформы глазами западных критиков // Вопросы экономики. 1999. — № 11. — С. 4−23.
- Мау В. Экономика и революция: уроки истории // Вопросы экономики. -2001.-№ 1.-С. 124−137.
- Мельченко Л. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 5.-С. 3−16.
- Менеджмент, маркетинг и экономика образования / Под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001.
- Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992—1996 гг.). М.: ИС РАН, 1996. — 139 с.
- Морозов Е.И. Методология и методы анализа социальных систем. М.: Изд-во МГУ, 1995.-192 с.
- Морозова Г. А. Управление регионом: маркетинговый подход. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 1999. — 144 с.
- Морозова Г. А., Мальцев В. А. Методология маркетинговых исследований в регионе. Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 1998. — 132 с.
- Муфтиев Г. Г. Рынок средств производства в системе региональной экономики. -М.: Наука, 1993. 116 с.
- Муханова Е.Б. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры. М.: ИЭ РАН, 1994. — 175 с.
- Некрасов H.H. Региональная экономика. М.: Экономика, 1978.
- Николаев М., Махотеева М. Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ // Вопросы экономики. 2002. -№ 5.-С. 126−136.
- Новоселов A.C. Рыночная инфраструктура региона: проблемы формирования и развития. Новосибирск: ЭКОР, 1996. — 315 с.
- Новоселов A.C. Региональные рынки: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999. -479 с.
- Очерки экономических реформ. М.: Наука, 1993. 270 с.
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг. М.: 1996. — 192 с.
- Панкрухин А. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 5. — С. 99−122. — 1999. — № 6. — С. 101−121.
- Попов С.А. Стратегическое управление. М.: ИНФРА-М, 1999. — 344 с.
- Пригожий А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995.-257 с.
- Проблемы функционирования и развития инфраструктуры России в переходный период / Под ред. В. Н. Лившица. М.: 1996. — 238 с.
- Проблемы современного государственного управления в России. М.: Научный эксперт, 2007, 152 с.
- Пути стабилизации экономики России / Под ред. Г. Клейнера. М.: Информэлектро, 1999. — 256 с.
- Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов- Отд. экон. РАН. М.: Экономика, 1999.-793 с.
- Путь российских реформ (Доклад ЦЭМИ РАН) // Вопросы экономики.1996.-№ 6. -С. 119−143.
- Радаев В.В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности // Вопросы экономики. 2001. — № 6. — С. 6079.
- Радаев В.В. Рынок как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1999. — № 3. — С. 28−37.
- Радаев В.В. Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2007, 220 с.
- Развитие и рыночное функционирование корпоративных структур холдингового типа в промышленности. М.: Бюро экономического анализа, 2000.-195 с.
- Развитие региональных фондовых рынков // ЭКО. 1997. — № 2. — с. 16
- Региональная стратегия устойчивого социально-экономического развития / Под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. — 637 с.
- Региональная экономика. М.: ЮНИТИ, 1998.
- Региональные рынки средств производства. Новосибирск: 1992. — 182 с.
- Регионы России. 2006. Статистический ежегодник. М.: Коммстат России, 2007.-Т 1,2.
- Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.: Наука, 1993.-125 с.
- Резник С.Д. и др. Профессиональный менеджмент. Пенза: ПГАСА, 2000. — 546 с.
- Родионов И.И. Основные характеристики рынка информационных услуг развитых капиталистических стран. М.: 1990: — 166 с.
- Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова. -М.: Норма-ИНФРА-М, 1998. 666 с.
- Русинов Ф.М. Основы государственного управления смешанной рыночной экономикой. М.: 1996. — 188 с.
- Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М.: Наука, 1994. — 240 с.
- Селиверстов В.Е., Бандман М. К., Гузнер С. С. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам // Регион: экономика и социология. 1996. — № 1. — с. 22−36.
- Семеркова JI.H. Теория и методология маркетинга рабочей силы. -СПб: СПбГУЭФ, 1997.-176 с.
- Симачев Ю. Формы государственной поддержки // Вопросы экономики. -2001.-№ 5.-С. 127−130.
- Симоненко Н.О. О концепции товарных рынков в Российской Федерации // Экономика и жизнь. 1995. — № 38.
- Смирнов С. Система опережающих индикаторов для России // Вопросы экономики. 2001. — № 3. — С. 23−42.
- Тамбовцев В .Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М: Изд-во МГУ, 1993 — 127 с.
- Тарасова СВ. Экономическая теория благосостояния. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-239 с.
- Татарова Г. Г. Типологический анализ в социологии. М.: Наука, 1993. — 101с.
- Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1995. — 534 с.
- Фатхутдинов P.A. Стратегический маркетинг: Уч-к. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. 640 с.
- Федерализм: Энциклопедический справочник. -М.: ИНФРА-М, 1999.
- Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике иполитике современной России. М.: Центр политических технологий, 1997. —226 с.
- Хрусталев Б.Б. Региональный инвестиционно-строительный комплекс.
- Пенза: ПГ АС А, 2001 .-312 с.
- Хруцкий В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М: Финансы и статистика, 1999. — 528 с.
- Шаститко А.Е. Новая теория фирмы. М.: ТЕИС, 1996. — 226 с.
- Шипов В. Зайцев А. Региональные товарные рынки машиностроительной продукции // Маркетинг. 1996. — № 3. — С. 28−36.
- Шмелев Н. О консенсусе в российской экономической и социальной политике // Вопросы экономики. 1999. — № 8. — С. 49−63.
- Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск: Наука, 1996.-236 с.
- Шнипер Р.И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск: Наука, 1993. — 268 с.
- Экономика общественного сектора как сложная система: методы и примеры применения. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. — 296 с.
- Экономическая энциклопедия / Ин-т экон. РАН. Гл. ред. Л. И. Абалкин. -М.: Экономика, 1999. 1055 с.
- Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 367 с.
- Яковлев А.а. Агенты модернизации. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2006, 496 с. 1. Зарубежные авторы
- Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. СПб: Питер, 2002. — 544 с.
- Айзард У. Некоторые направления регионального развития и сотрудничества и некоторые вопросы в региональной науке, не имеющие ответов // Региональное развитие и сотрудничество. 1998. — № 1−2. — С. 15−25.
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.-327 с.
- Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. Спб.: Питер, 1999.400 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб: Питер Ком, 1999.-416 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-519 с.
- Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегии / Пер. с англ. М.: ИН-ФРА-М, 1999.-804 с.
- Байе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса / Пер. с англ.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 743 с.
- Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Tesis. -1993.-Т. 1. Вып. 1.-С. 22−38.
- Бернет Д., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. — 804 с.
- Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1984.367 с.
- Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Пер. с англ. М.: Финпресс, 2000.272 с.
- Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1979. 406 с.
- Диксон П. Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. М.: Бином, 1998. -560 с.
- Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг / Пер. с нем. М.: Высш. школа, 1995. — 245 с.
- Дойль Питер. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.-560 с.
- Друкер П. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 288 с.
- Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1966. — 659 с.
- Карлоф Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
- Катлип С, Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшенз: Теория и практика / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2000. — 624 с.
- Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1978. 494 с.
- Корнай Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. — № 4. -С. 4−22.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1999.-887 с.
- Котлер Ф. и др. Основы маркетинга / Пер. с анг. 2-е европ. изд. — М.- СПб.- К.: Вильяме, 1998. — 1056 с.
- Коуз Р. Фирма, рынок, право. — М.: Дело, 1993. 260 с.
- Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. Спб.: Питер, 2000. — 320 с.
- Маршалл А. Принципы экономической науки / В 3 т. Пер. с англ. М.: Прогресс-Универс, 1993. — Т 1. — 414 с- Т 2. — 309 с- Т 3. — 350 с.
- Общая теория систем / Пер. с англ. М.: Мир, 1966. — 187 с.
- Ойкен В. Основные принципы экономической политики / Пер. с нем.
- М.: Экономика, 1995.-386 с.
- Ойкен В. Основы национальной экономики / Пер. с нем. М.: Экономика, 1996.-349 с.
- Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2000. — 495 с.
- Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986.-471 с.
- Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: Переходный период и дальнейшее развитие / Под ред. Н. Барра. Пер. с англ. М.: ИКЦ «ДИС», 1997. — 496 с.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / В 2 т. — М.: Наука, 1993. Т 1. — 569 с.
- Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга/Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 415 с.
- Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. — 718 с.
- Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // Tesis. -1994. -Т 2. Вып. 4. С 36−52.
- Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. -752 с.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.-455 с. 1. Прилоэ/сение 1.
- Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию.
- Экономическая модель конкуренции Основоположники модели и их основные труды
- Олигополистическая конкуренция Небольшое количество предприятий- диапазон контроля цен зависит от уровня согласованности действий предприятий- преимущественно неценовая конкуренция- наличие существенных препятствий для организации бизнеса
- Чистая монополия Одно предприятие, выпускающее уникальную продукцию, не имеющее эффективных заменителей- контроль над ценами значительный- спрос неэластичный- вход в отрасль для других фирм заблокирован.
- Источник: Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — С, 10.