Заключение.
Психолого-педагогические формы и средства организации совместной деятельности родителей и воспитателей по формированию гуманистического взаимодействия между дошкольниками
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития гуманных отношений детей. Однако в процессе работы с детьми было выявлено, что для достижения большей результативности следует целенаправленно обращать внимание на данную проблему уже в младшем дошкольном возрасте. Именно в этот возрастной период происходит первое проявление гуманных переживаний ребенка — заботливое отношение… Читать ещё >
Заключение. Психолого-педагогические формы и средства организации совместной деятельности родителей и воспитателей по формированию гуманистического взаимодействия между дошкольниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из условий пробуждения гуманных отношений является развитие нравственного сознания детей. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Путь формирования у детей знаний о хорошем поведении до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В данном случае дети знают правила, но поступают неправильно; в другом — поступают как будто бы правильно, но поступки их фальшивы, корыстны, в третьем — поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении остаются, равнодушны к поведению окружающих. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными.
Чувство гуманности не должно вытекать из чувства страха или по принуждению. Донести до сознания детей, объяснить им, что поступать надо честно только потому, что за ложь наказывают, что ложь отвратительна, можно только на конкретных примерах у детей необходимо вызвать жалость, сочувствие к тем, кто пострадал из-за лжи, и постепенно ребенок начинает осознавать, почему нельзя поступать плохо, нельзя причинять людям зло.
Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые развивают в них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить самостоятельность, активность. Необходимо привлекать детей к разрешению конфликтов. Дети чувствуют большое эмоциональное удовлетворение от того, что самостоятельно находят выход из создаваемого положения. Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, возмущаться, сопереживать.
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития гуманных отношений детей. Однако в процессе работы с детьми было выявлено, что для достижения большей результативности следует целенаправленно обращать внимание на данную проблему уже в младшем дошкольном возрасте. Именно в этот возрастной период происходит первое проявление гуманных переживаний ребенка — заботливое отношение в обращении с куклами.
В нашей опытно-экспериментальной работе мы предположили, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста наиболее успешно будет развиваться в совместной игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой игре. Для этого мы определили методы:
анализ психолого-педагогической литературы;
наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;
беседы с детьми;
анкетирование воспитателей детского сада;
экспериментальная игра «Секрет» ;
педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
Результаты констатирующего этапа нашей работы показали, что уровень сформированности гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста находится на уровне чуть ниже среднего: 50% детей имеют II уровень, 30% детей имеют III уровень, и лишь 20% имеют I уровень.
Результаты контрольного этапа показывают, что уровень сформированности гуманных отношений значительно повысился (отсутствуют дети с III уровнем), 60% детей имеют I уровень, 40% - II уровень.
Отсюда следует вывод, что проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются различные гуманные отношения; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.
Данная работа помогла подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что процесс формирования гуманистического взаимодействия между дошкольниками и их родителями будет протекать эффективно если:
будут определены теоретические основы их формирования, использованы разнообразные формы создания условий для гуманистического взаимодействия между дошкольниками и их родителями;
разработаны методические приемы активизирующие формирование качеств гуманной личности ребенка в детском саду.
Задачи, поставленные в ходе исследования, были решены.
Материалы нашей опытно-экспериментальной работы можно применять в практике дошкольных учреждений с целью совершенствования работы по формированию гуманных отношений в игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой игре.
Создание данных условий может способствовать формированию:
нравственных качеств;
волевых качеств;
этических норм и представлений.
Этому также может способствовать разработка специальных сюжетов для использования их детьми в игровой деятельности.
В этом мы и видим перспективы дальнейшей работы по формированию личности дошкольника в целом.