Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства в образовательном процессе вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования были обсуждены и получили одобрение на ежегодных научно-практических и научно-методических конференциях Владимирского государственного гуманитарного университета (г. Владимир, 2003;2008 гг.) — Научно-практической конференции молодых ученых «Инновационные и традиционные подходы в образовании школьников» (г. Москва… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА.,
    • 1. 1. Теоретические предпосылки формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства в образовательном процессе вуза
    • 1. 2. Сущность профориентационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У
  • БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕД ПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 2. 1. Оценка уровня профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства
    • 2. 2. Содержание работы по формированию профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства
    • 2. 3. Анализ результатов исследования
  • Выводы по второй главе

Формирование профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства в образовательном процессе вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В новой социально-экономической ситуации, когда на рынке труда резко возросла конкуренция, от человека требуется не только хорошее образование, но и такие качества, как способность креативно и нетрадиционно мыслить, решать нестандартные задачи, постоянно саморазвиваться и самообразовываться, адаптироваться в постоянно меняющемся мире, самостоятельно делать профессиональные и жизненные выборы.

Современные тенденции развития образования ориентируются на компетентностный и личностно-ориентированный подходы, выдвигают повышенные требования к педагогам общеобразовательной школы, в том числе и к учителю технологии и предпринимательства, которому отводится одна из ведущих ролей в формировании у молодого поколения профессионального самоопределения.

Содержание учебного предмета «технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся с разнообразием существующих профессий, определить профессиональные интересы и способности учащихся, проводить профессиональные пробы, сформировать в процессе практической деятельности первоначальные профессиональные умения и навыки в соответствии с выявленными склонностями, воспитать необходимые личностно-деловые качества.

В педагогической науке и практике накоплен немалый опыт по разработке данной проблемы: методологические' и теоретические основы профессиональной ориентации заложены в работах Н. Н. Захарова, Н. И. Калугина, А. Д. Сазонова, С. Н. Чистяковой и др.- психологические основы профессиональной ориентации отражены в трудах Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцифировой, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского и др.- проблема профессионального самоопределения исследовалась в трудах

Е.М. Борисовой, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, Н. С. Пряжникова, М. В. Ретивых, П. А. Шавира и др.- процесс профессионального становления личности проанализирован в работах Е. А. Климова, А. К. Марковой,

A.Р. Фонарева, Д. Сьюпера, В. Д. Шадрикова и др.

Идеи компетентностного подхода и развития профессиональной компетентности также широко представлены в педагогических исследованиях: теоретические и практические основы профессиональной компетентности учителя раскрыты Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, JI.M. Митиной, В. А. Сластениным и др. Подготовка учителя трудового обучения, технологии и предпринимательства рассмотрена в трудах П. Р. Атутова, А. К. Бешенкова, Г. И. Кругликова, Е. М. Муравьева, А .Я. Найна, В. А. Полякова,

B.Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева и др. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности учителя технологии к профориентационной работе, проблема педагогической поддержки и педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников в условиях профильного обучения исследовались И. П. Арефьевым, Д. И. Беркутовой и др.

Однако в ходе исследования выявлен недостаточный уровень готовности учителей технологии и предпринимательства к осуществлению профориентационной деятельности. Актуальным является развитие у них умений по проведению компетентной профориентационной работы с учащимися.

Проблема формирования профориентационной компетентности у будущего учителя технологии и предпринимательства связана с необходимостью разрешения следующих основных противоречий:

— между социально-экономическими требованиями общества, предъявляемыми к готовности учащихся к выбору профессии и их относительно слабой позицией в профессионально^ самоопределении;

— между необходимостью организации профессиональной ориентации учащихся в школе и недостаточной сформированностью профориентационной компетентности у учителей общеобразовательных учреждений;

— между необходимостью повышения уровня профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства и недостаточной разработанностью теоретических, методологических и технологических основ решения данной проблемы.

В соответствии с обозначенной проблемой нами определена цель исследования, заключающаяся в теоретическом обосновании и последующей экспериментальной проверке модели формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе.

Объект исследования: профессиональная подготовка учителей технологии и предпринимательства в образовательном процессе вуза.

Предмет исследования: процесс формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства.

Гипотеза исследования. Эффективность формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства в образовательном процессе вуза может быть достигнута, если:

— определено понятие профориентационной компетентности учителя технологии и предпринимательства;

— спроектирована модель формирования профориентационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства;

— разработана методика формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства;

— выделены и реализованы педагогические условия формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства.

Задачи исследования:

— определить теоретико-методологические предпосылки исследования профориентационной компетентности учителя технологии и предпринимательства в теории и практике высшего образования;

— раскрыть содержание профориентационной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства;

— разработать модель формирования профориентационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства;

— разработать методику формирования профориентационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства;

— выделить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства в образовательном процессе вуза.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— теории деятельностного подхода (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, Д. Б. Эльконин и др.);

— теории профессионально-педагогической направленности обучения и воспитания студентов (А.А. Бодалев, В. В. Давыдов, В. А. Загвязинский и др.);

— теории развития профессионализма личности педагога и деятельности (Э.Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, JI.M. Митина, В. А. Сластенин и др.);

— идеи трудовой и технологической подготовки молодежи (П.Р. Атутов, В. Д. Симоненко, Д. А. Тхоржевский, Ю. Л. Хотунцев и др.);

— работы по профориентации и профессиональному самоопределению личности (Н.Н. Захаров, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, А. Д. Сазонов, С. Н. Чистякова и др.);

— исследования в сфере формирования профессиональной компетентности педагога (А.В. Добудько, М. И. Лукьянова, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.).

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались:

— теоретические методы исследования (изучение и анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, моделирование, прогнозирование);

— эмпирические методы исследования (наблюдение, индивидуальная и групповая беседа, анкетирование, тестирование, изучение результатов выполненных студентами заданий, метод обобщения независимых характеристик, педагогический эксперимент, методы математической и статистической обработки данных).

База исследования: ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет», ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет».

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2003;2004 гг.) осуществлялся анализ проблемы формирования профориентационной компетентности учителя технологии и предпринимательства в образовательном процессе вуза, обосновывалась актуальность, разрабатывалась программа исследованияопределялись методологические основы, цели и задачи исследования, формировалась гипотеза, разрабатывалась методика научного поиска. Проводился обзор философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.

На втором этапе (2004;2005 гг.) разрабатывалась модель формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства в образовательном процессе вуза, определялись структура, содержание, принципы ее реализации. Обосновывались педагогические условия реализации модели. Был начат педагогический эксперимент, в ходе которого проводился первичный сбор и обработка информации.

На третьем этапе (2005;2008 гг.) продолжался педагогический эксперимент по определению эффективности разработанной модели, осуществлялся перевод теоретических положений в конкретные действия, проводилась разработка и реализация плана мероприятий по внедрению разработанной модели, осуществлялся анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, делались выводы, оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— дано понятие профориентационной компетентности учителя технологии и предпринимательства, рассматриваемое в качестве составляющей его профессиональной компетентности и представляющее собой системное личностно-профессиональное образование, обеспечивающее формирование активной позиции учащихся в профессиональном самоопределении и включающее следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, оценочный;

— разработана и апробирована модель формирования профориентационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе, основанная на личностно-деятельностном, компетентностном подходах, позволяющая повысить эффективность подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к профориентационной деятельности;

— разработана методика формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства включающая: формирование мотивационно-ценностного отношения к будущей профориентационной деятельностиформирование профориентационных знаний и уменийформирование опыта профориентационной деятельностиразвитие рефлексии и самооценки;

— теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профориентационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства: ориентация образовательного процесса на активное и мотивированное овладение студентами системой профориентационных знаний и уменийвведение профориентационных аспектов в общегуманитарную и общепрофессиональную подготовку будущих учителей технологии и предпринимательствавключение в содержание обучения авторского курса «Профориентационная компетентность учителя технологии" — применение в образовательном процессе интерактивных игровых технологий, способствующих развитию личностно-профессиональных качеств будущих учителей технологии и предпринимательствапобуждение будущих учителей технологии и предпринимательства к постоянному самообразованию и саморазвитиюподбор диагностических методик для исследования уровня сформированности профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства.

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории и практики профессионального образования знаниями об особенностях формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательствав раскрытии содержания профориентационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательстваопределении уровней и критериев сформированности профориентационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства.

Практическая значимость исследования:

— разработан и внедрен в практику образовательного процесса вуза курс «Профориентационная компетентность учителя технологии»;

— разработаны формы и методы профориентационной деятельности педагогов: деловые игры, методы игрового моделирования, тренинги, совокупность задач-ситуаций профориентационного и личностного самоопределения и др.;

— подобраны диагностические методики для исследования уровня сформированности профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства (методика М. Рокича «Ценностные ориентации», «Тест-опросник для определения уровня самооценки» (С.В. Ковалев), «Опросник самоактуализации (тест CAMOAJI)» (Э. Шостром), тест «Шкала самоэффективности» (Р. Шварцер и М. Ерусалем);

— разработанные в ходе исследования материалы (программа курса «Профориентационная компетентность учителя технологии», методика определения уровней сформированности профориентационной компетентности, тестовые задания по проверке профориентационных знаний, профориентационных кроссворды и т. д.) могут быть использованы в подготовке педагогов в вузе, институтах повышения квалификации работников образования, учреждениях дополнительного образования, муниципальных общеобразовательных учреждениях, профконсультационных пунктах, центрах занятости населения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования были обсуждены и получили одобрение на ежегодных научно-практических и научно-методических конференциях Владимирского государственного гуманитарного университета (г. Владимир, 2003;2008 гг.) — Научно-практической конференции молодых ученых «Инновационные и традиционные подходы в образовании школьников» (г. Москва, ИСМО РАО, 2006 г.) — Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития технологического образования и профориентационной работы в общеобразовательной школе и вузе (г. Кострома, КГУ, 2008 г.) — на заседаниях кафедры педагогики и методики преподавания технологии и совета технико-экономического факультета ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет», 'а также на заседаниях кафедры профессиональной педагогики ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет».

Положения, выносимые на защиту

1. Профориентационная компетентность учителя технологии и предпринимательства является составляющей его профессиональной компетентности и рассматривается как системное личностно-профессионалъное образование, обеспечивающее формирование активной позиции учащихся в профессиональном самоопределении и включающее следующие компоненты: мотивационньш, когнитивный, операционно-деятелъностный, эмоционально-волевой, оценочный.

2. Модель формирования профориентационной компетентности учителей технологии и предпринимательства, построенная на личностно-деятельностном и компетентностном подходах. Отражает поэтапно последовательный процесс формирования профориентационной компетентности: 1 этап — формирование мотивационно-ценностного отношения к будущей профориентационной деятельности- 2 этап — формирование профориентационных знанийи умений- 3 этапформирование опыта профориентационной деятельности- 4 этапсамооценка собственной профориентационной деятельности.

3. Педагогические условия формирования профориентационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства':

— ориентация образовательного процесса на активное и мотивированное овладение студентами системой профориентационных знаний и умений;

— введение профориентационных аспектов в общегуманитарную и общепрофессиональную подготовку будущихучителей технологии и предпринимательства;

— включение в содержание обучения авторского курса «Профориентационная компетентность учителя технологии»;

— применение в образовательном процессе интерактивных игровых технологий, способствующих развитию личностно-профессиональных качеств будущих учителей технологии и предпринимательства;

— побуждение будущих учителей технологии и предпринимательства к постоянному самообразованию и саморазвитию- •

— подбор диагностических методик для исследования уровня сформированности профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается четким определением проблемы, цели и задач в предметной области исследования, непротиворечивостью гипотезы и сформулированных исследовательских задач, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, многолетним целенаправленным изучением опыта формирования профориентационной компетентности студентов технико-экономического факультетапозитивными результатами рекомендаций, внедряемых в педагогическую практику, всесторонним анализом и обработкой экспериментальных данных.

Структура диссертации обусловлена логикой проведенного научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.

Выводы по второй главе

Теоретический анализ и данные констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень профориентационной компетентности у студентов выпускных курсов специальности 30 600 «Технология и предпринимательство» и потребовали поиска новых путей организации формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства.

Нами были предложены новые подходы в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов, способствующие повышению эффективности формирования профориентационной компетентности. Спроектирована и апробирована модель формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства, построенная на принципах непрерывности, системности, комплексности, целостности, полноты, многоуровневости, основывающаяся на компетентностном и личностно-деятельностном подходах, включающая в себя: цель (формирование профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства) — компоненты (мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, оценочный) — виды деятельности студентов (академическая деятельность, квазипрофессщшальная деятельность, учебно-профессиональная деятельность) — этапы методики формирования профориентационной компетентностипедагогические условиярезультат сформированности профориентационной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что наиболее эффективно формирование профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства будет осуществляться, если данная модель будет реализована с учетом следующих педагогических условий:

— ориентацией образовательного процесса на активное и мотивированное овладение студентами системой профориентационных знаний и умений;

— введением профориентационных аспектов в общегуманитарную и общепрофессиональную подготовку будущих учителей технологии и предпринимательства;

— включением в содержание обучения авторского курса «Профориентационная компетентность учителя технологии»;

— применением в образовательном процессе интерактивных игровых технологий, способствующих развитию личностно-профессиональных качеств будущих учителей технологии и предпринимательства;

— побуждением будущих учителей технологии и предпринимательства к постоянному самообразованию и саморазвитию;

— подбором диагностических методик для исследования уровня сформированности профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства.

Разработанная модель позволила спрогнозировать процесс подготовки студентов специальности 30 600 «Технология и предпринимательство», спроектировать процесс формирования профориентационной компетентности у будущих педагогов.

Целостный характер формирования профориентационной компетентности студентов обеспечивался комплексом дисциплин общегуманитаной, общепрофессиональной и предметной подготовки.

Разботанная и внедренная в практику образовательного процесса вуза на технико-экономическом факультете программа курса «Профориентационная компетентность учителя технологии» расширила и углубила профориентационные знания и умения будущих учителей технологии и предпринимательства, явилась связующим звеном в формировании мотивационного, когнитивного, операционно-деятельностного, эмоционально-волевого, оценочного компонентов профориентационной компетентности. Интеграция вышеперечисленных курсов создает дополнительные возможности для развития личности будущих учителей технологии и предпринимательства.

Проведенная экспериментальная работа позволила сделать нам следующие выводы:

— в ходе экспериментальной работы доказана эффективность разработанной модели формирования профориентационной компетентности У будущих учителей технологии и предпринимательства;

— подтверждено влияние педагогических условий на повышение эффективности формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства;

— введение в учебный процесс активизирующих методик обучения способствует профессиональному и личностному росту будущих учителей технологии и предпринимательстваподтвердилась возможность достижения в процессе профессиональной подготовки высокого уровня профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с изменившимися требованиями к профессиональному самоопределению учащихся в новых социально.-экономических условиях предъявляются особые требования и к качеству профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства и, в частности, к профориентационной подготовке.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить степень разработанности и актуальность проблемы формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства. Нами установлено, что • в научной литературе проблемы профессиональной ориентации учеными представлены достаточно глубоко и широко, что дает возможность выделить ее структурные компоненты: профессиональное просвещение, профессиографию, профессиональную консультацию, профессиональный отбор, профессиональную адаптацию. Профессиональная ориентация зависит от социально-экономических, психолого-педагогических факторов, учебно-воспитательной работы школы, профориентационной компетентности педагогов, деятельности учащихся в процессе обучения. Выяснено также, что, не смотря на достаточно хорошо разработанную проблему профессиональной ориентации с учащимися, остается необходимость в повышении эффективности формирования профориентационной компетентности у будущих учителей в образовательном процессе вуза.

В ходе исследовании были рассмотрены такие понятия, как «профориентация», «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «готовность к деятельности», «готовность к профориентационной деятельности».

Профессиональное самоопределение понимается как сложный процесс поэтапного формирования личностью системы своих качеств и основополагающих отношений к себе, обществу, профессиональной сфере деятельностиреалистического образа себя как будущего профессионаланепрерывного развития и самосовершенствования потенциальных способностей, адекватных им профессиональных планов и намерений.

Выявлено, что готовность будущих учителей к профориентационной деятельности можно определить как интегративное профессионально значимое качество личности, обеспечивающее ей развивающий переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности и включающее совокупность профориентационных знаний и умений, практический опыт их реализации в рамках учебного предмета «технология», личностно-профессиональные качества.

В нашей работе выявлено также, что компетентностный подход становится наиболее приоритетным направлением реформирования общего и профессионального образования во всем мире. Однако компетентностной подход в определении целей и содержания образования не является совершенно новым в отечественной системе образования. Идеи компетентностного подхода в обучении рассматривались исследователями П. Я. Гальпериным, В. В. Краевским, И .Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, Г. П. Щедровицким и др.

Профессиональная компетентность учителя это интеграция знаний, умений и практического опыта педагога, способного к действию в различных ситуациях с учетом сложившихся обстоятельств, и испытывающего потребность в данной профессиональной деятельности.

Профориентационная компетентность является составляющей профессиональной компетентности учителя.

Целью профориентационной компетентности учителя является оказание квалифицированной помощи самоопределяющемуся подростку в г образовательном процессе школы.

Профориентационная компетентность будущего учителя технологии и предпринимательства нами понимается как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства, представляющая собой системное личностное образование, интегрирующее профориентационные знания, умения, практический опыт, личностно-профессиональные качества и обеспечивающее эффективность выполнения профориентационных функций в будущей профессиональной деятельности. t

На основании анализа литературы мы определили структуру профориентационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства, которая состоит из следующих компонентов: мотивационный, когнитивный, операционно-деятелъностный, эмоционально-волевой, оценочный.

Мотивационный компонент профориентационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства связан с мотивационно-ценностным отношением к будущей профессии, со способностью видеть и понимать свою педагогическую деятельность, свободно ориентироваться в ней, осознавать свою роль и предназначение.

Когнитивный компонент содержит систему знаний, необходимых для осуществления профориентационной деятельности.

Операционно-деятелъностный компонент включает умения, позволяющие реализовать имеющиеся знания в типовых и нестандартных ситуациях профориентационной деятельности.

Эмоционально-волевой компонент определяет личностно-профессиональные качества (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей. и т. д.) имеющие существенное значение для эффективной профориентационной деятельности.

Оценочный компонент отражает способность к самоанализу, с последующей мотивацией саморазвития, самосовершенствования (умения критически оценивать свои личностные и профессиональные качества, анализировать причины успехов и неудач, затруднений в процессе профориентационной деятельности).

Формирование профориентационной компетентности будет осуществляться в процессе образования и педагогической деятельности педагога за счет роста его способностей и личностных качеств, профориентационных знаний и умений, самообразования и самовоспитания.

Для ее оценки мы определили критерии, которые будут отражать качественные характеристики сформированности структурных компонентов.

Мотивационный — интерес и потребность к педагогической деятельности, понимание необходимости в помощи самоопределяющемуся школьнику, положительное отношение к профориентационной деятельности ит. д.

Когнитивной — степень владения психолого-педагогическими и профориентационными знаниями.

Операционалъно-деятельностной — качество, самостоятельность, эффективность умений и навыков.

Эмоционально-волевой — степень эмоциональной устойчивости и гибкости, умение находить выход из трудной ситуации.

Оценочный — способность к самоанализу, самооценке.

По каждому критерию были определены характеризующие их показатели, на основании которых определены уровни сформированности профориентационной компетентности: высокий (творческий), средний t интерпретирующий), низкий (воспроизводящий).

Анализ современного состояния проблемы профориентационной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства потребовал построения модели формирования профориентационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства.

Разработке модели формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства предшествовал анализ необходимости построения модели, рассмотрение понятий «модели» и «моделирование».

Представленная нами модель подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, построена на принципах непрерывности, системности, комплексности, целостности, полноты, многоуровневости, основывается на компетентностном и личностно-деятельностном подходах, включает в себя: цель (формирование профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства) — компоненты (мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, оценочный) — виды деятельности студентов академическая деятельность, квазипрофессиональная деятельность, учебно" профессиональная деятельность) — этапы методики формирования профориентационной компетентностипедагогические условиярезультат сформированности профориентационной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства.

Уровень сформированности профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства оценивается с помощью мотивационного, когнитивного, операционно-деятельностного, эмоционально-волевого и оценочного критериев.

Эффективность реализации предложенной модели обуславливается соблюдением следующих педагогических условий:

— ориентацией образовательного процесса на активное и мотивированное овладение студентами системой профориентационных знаний и умений;

— введением профориентационных аспектов в общегуманитарную и общепрофессиональную подготовку будущих учителей технологии и предпринимательства;

— включением в содержание обучения авторского курса «Профориентационная компетентность учителя технологии»;

— применением в образовательном процессе интерактивных игровых технологий, способствующих развитию личностно-профессиональных качеств будущих учителей технологии и предпринимательства;

— побуждением будущих учителей технологии и предпринимательства к постоянному самообразованию и саморазвитию;

— подбором диагностических методик для исследования уровня сформированности профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства.

Разработанная модель позволяет прогнозировать процесс подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, проектировать процесс формирования профориентационной компетентности педагогов в новых условиях.

Экспериментальная работа позволила нам:

— активно воздействовать на формирование профориентационной компетентности у студентов специальности 30 600 «Технология и предпринимательство», благодаря разработанной модели формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства;

— проверить и уточнить гипотезу исследования, пути повышения эффективности формирования профориентационной компетентности;

— определить состав и количество участников экспериментальной и контрольной группвыявить содержание показателей оценки уровней профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства.

Мы провели констатирующий, формирующей и контрольный эксперименты.

Данные констатирующего эксперимента подтвердили недостаточность уровня профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства. Формирующий эксперимент был направлен на реализацию разработанной модели формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства. Эффективность модели формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства стала возможным при реализации выделенных нами г педагогических условий. Процесс формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства осуществлялся поэтапно: формирование мотивационно-ценностного отношения к будущей профориентационной деятельностиформирование профориентационных знаний и уменийформирование опыта профориентационной деятельностисамооценка собственной профориентационной деятельности.

Целостный характер формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и. предпринимательства г обеспечивался комплексом дисциплин общегуманитарной, общепрофессиональной и предметной подготовки. Базовой составляющей формирования профориентационной компетентности являлось содержание, представленное курсом «Профориентационная компетентность учителя технологии».

Целью контрольного эксперимента была направлена на выявление эффективности проведенной работы на основании сравнения итоговых показателей обследования контрольной и экспериментальной групп. Анализ сравнения результатов выявил положительную динамику формирования профориентационной компетентности у студентов экспериментальной группы: уменьшилось число студентов с низким и средним уровнями готовности, увеличилось число студентов с высоким уровнем готовности. На основании подученных данных контрольного и констатирующего экспериментов мы сделали вывод об эффективности модели формирования профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства.

Результаты экспериментальной работы позволяют утверждать, что задачи, поставленные в исследовании, реализованы, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

В процессе исследования разработана программа курса «Профориентационная компетентность учителя технологии», включающая: пояснительную записку, в которой обозначены цель и задачи курса «Профориентационная компетентность учителя технологии», перечень знаний и умений, которыми должны владеть студенты по окончании изучения курса, формы оценки результатов изучения студентами курсатематический планособенности содержания тем программысписок литературывопросы к зачету.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. В дальнейшем могут быть изучены такие аспекты рассматриваемой проблемы, как информационно-коммуникативные средства в формировании профориентационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства, а также специальная подготовка в формировании профориентационной компетентности учителя технологии и предпринимательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: Учебное пособие. Изд. второе, перераб. и доп. Под общ. ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС,'2007. — 166 с.
  2. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — М.: Наука, 1997.-380 с.
  3. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.-388 с.
  4. , И.П. Теория и методика подготовки учителя технологии к профориентационной работе: Автореф. дис.: д-ра. пед. наук: 13.00.08 / И. П. Арефьев. М., 1997. — 34 с.
  5. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  6. , П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в 2-х томах / Под ред. Г. Н. Никольской. Том 1. — М., 2001. — 360 с.
  7. , П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в 2-х томах / Под ред. Г. Н. Никольской. Том 2. — М., 2001. — 369 с.
  8. , В.Г. Общество: системность, познание, управление / В. Г. Афонасьев. -М.: Политиздат, 1981. 432 с. в
  9. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  10. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  11. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  12. , В.И. Компетенции в профессиональном образовании / В.И.
  13. Байденко // Высшее образование в России. 2004. -№ 11. С.4−13.
  14. , М. В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук /М.В. Батырева. — Тюмень., 2003. — 25 с.
  15. , А.В. Диагностика профессионально важных качеств / А. В. Батаршев, И. Ю. Алексеева, Е. В. Майорова. СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
  16. , Н.А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1993.-383 с.
  17. , Д.И. Подготовка учителя технологии к педагогической поддержке профессионального самоопределения школьников в условиях9профильного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. И. Беркутова. Ульяновск, 2007. — 24 с.
  18. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  19. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  20. , И.В. Философский принцип системности и системный подход / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. // Вопросы философии. -1978.-№ 8.-С. 39−52.
  21. , О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук / О. М. Бобиенко. — Казань, 2005. — 186 с.
  22. , А.Н. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В. Д. Симоненко / авт.-сост. А. Н. Бобровская. Волгоград: Учитель, 2005. — 171с.
  23. , А.А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» / А.А., Бодалев // Психологопедагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни / Под ред. В. Э. Чудновского и др. М., 1997. — С. 22−28.
  24. , А.А. О предмете акмеологии / А. А. Бодалев // Психологический журнал. 1995. — № 1. — С.17 — 34.
  25. , В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. / В. А. Бодров. М.: ПЭР СЭ, 2006. — 511 с.
  26. , Л.И. Избранные психологические труды: Проблемыформирования личности / Л. И. Божович. М.: Международнаяпедагогическая академия, 1996. 209 с.
  27. , Е.М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект: Автореферат, дис.. д-ра психол. наук / Е. М. Борисова. М., 1995. — 47 с.
  28. , Н.П. Формирование готовности педагогов к профориентационному содействию школьникам: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. П. Бурнатова. Челябинск, 2004. — 23 с.
  29. , В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие покадровой работе / В. Р. Веснин. М.: Юристъ, 1998. — 496 с.
  30. , В.Б. Повышение квалификации учителей в США: социально-психологический подход /В.Б. Гаргай // Педагогика 1992. — № 7 — 8. -С. 102−109.
  31. , В.Б. США: персональный подход в повышении квалификации учителей / В. Б. Гаргай // Педагогика. 1993. — № 1. С. 110−115.
  32. , Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1988.- 144 с.
  33. , А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника:
  34. Воспитательная концепция профессиональной ориентации / А.Е.
  35. Голомшток. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
  36. , А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонёев, Н. И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева- Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
  37. , А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога / А. Г. Грецов. СПб.: Питер, 2006. — 224 с.
  38. , А.А. Формирование профессионального мастерства будущих учителей / А. А. Гримоть, Е. Н. Чеботаренок. Минск: МГПИ, 1991. — 118 с. г
  39. , С.С. Профессиональная ориентация школьников в Великобритании // Школа и производство / С. С. Гриншпун. № 4. — 2007. -С. 71−75.
  40. , К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич. М.: Медицина, 1970. — 272 с.
  41. , Е.В. Профориентационная работа в школе: метод, пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. М.: Просвещение, 2007. — 96 с.
  42. , Р.Э. Подготовка учителя технологии и предпринимательства в контексте открытого образоания: Автореф. дис.. .-канд. пед. наук / Р. Э. Гшиянц. — Майкоп, 2007. 21 с.
  43. , В.В. О понятии личности в современной психологии / В. В. Давыдов // Психол. журнал. 1988. — Т. 9, № 4. С. 22−31.
  44. , О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Учебно-методическое пособие / О.Б. Даутова- Под ред. А. П. Тряпицыной. Спб.: КАРО, 2006. — 352 с.
  45. , А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. -М.: Изд-во РАУ, 1993. 32 с.
  46. , Н.К. Подготовка педагогов: новые подходы // Перспективы / Н. К. Джангира. 1996. — № 2. — С. 133−147.
  47. , А.Н. Зарубежная школа: сбвременное состояние и тенденции развития /А.Н. Джуринский. -М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  48. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для учителя / И. П. Арефьев, Т. В. Васильева, А. Я. Журкина и др.- Под ред С. Н. Чистяковой. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 112 с.
  49. , А.В. Профессиональная компетентность учителя винформационном обществе: Дис.. канд. пед. наук / А. В. Добудько. t1. Самара, 2000. 163 с.
  50. , В.К. Основное направление развития образования в современном мире / В. К. Дьяченко. — М.: Школьные технологии, 2005. -512 с.
  51. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко. Минск: БГУ, 1976. — 176 с.
  52. , М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, В.А.
  53. Пономаренко. Минск. — Изд-во «Университетское», 1985. — 206с.
  54. , И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук / И. Е. Елина. М.: 1999. -201 с.
  55. , Л.П. Предпрофильное обучение школьников в системе довузовской подготовки: Автореф. дис.. пед. наук / Л. П. Жукова. -Нижний Новгород, 2005. 20 с.
  56. , В.И. Психологические основы выбора профессии / В. И. Жуковская. -Минск: Нар. света, 1978. 112 с.
  57. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
  58. , В.Г. Акмеологические проблемы профессионализма / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. М.: Изд-во НИИ ВШ, 1993. — 48 с. -(Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзорная информация- Вып. 6).
  59. , Н.А. Педагогическое руководство профессиональнымсамоопределением старшеклассников в условиях профильного обучения: Дис.. канд. пед. наук /Н.А. Заруба. -М.: 1995. 146 с.
  60. , Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. -М.: Просвещение, 1988.- 272 с.
  61. , И.Г. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие по спецкурсу / И. Г. Зуев. Владимир. ВГПИ, 1986. — 91 с.
  62. , Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога: Дис. д-ра психол. наук / Э. Ф. Зеер. Л., 1988. — 348 с.
  63. , Э.Ф. Кризисы профессионального становления- личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманкж // Психол. журнал. 1997. — Т. 18, № 6. — С. 35−44.
  64. , Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы / Э. Д. Зеер, A.M. Павлова, Н. О. Садовникова. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2006. — 192 с.
  65. , Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Издательство УралГППУ, 1998. — 126 с.
  66. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня / И. А. Зимняя. — 2003. — № 5.-С. 34−42. ' •
  67. История, теория и практика политехнического образования школьников: коллективная монография / Под ред. В. А. Полякова, П. Н. Андрианова, Г. А. Молевой. Владимир: ВГПУ, 2007. — 216 с.
  68. , JI.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников: Пер. с лит. / Л. А. Йовайша. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
  69. , Н.И. Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. -М.: Просвещение, 1983. 191 с.
  70. , И.В. Формирование готовности учителя к профессиональному самоопределению подростков «группы риска» в системе повышения квалификации: Дис.. канд. пед. наук / И. В. Карнаева. — Кемерово, 2003.-202 с.
  71. , А.В. Психология труда: Учеб. для студентов вузов / А. В. Карпов и др.- Под ред. проф. А. В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. -350 с.
  72. , Н.Э. Теория и практика формирования профессиональногосамоопределения молодежи в условиях непрерывного образования / Н.Э.
  73. , Ю.А. Захаров, Б.П. Невзоров, Т. М. Чурекова. Кемерово, 1996.- 160 с.
  74. , Н.М. Педагогические условия повышения специальной компетентности учителя технологии: Дис.. канд. пед. наук / Н. М. Кириллова. Курган, 2000. — 203 с.
  75. , Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1988.-199 с.
  76. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 400 с. г
  77. , Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 304 с.
  78. , Е.А. Как выбрать профессию: Книга для уч-ся / Е. А. Климов. — 2-е изд., доп. и дораб. — М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  79. , Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е. А. Климов. -Обнинск: Принтер, 1993. 57 с.
  80. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. М.: МГУ, 1995.-224 с.
  81. , В.И. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки / В. И. Ковалев, В. Н. Дружинин // Психол. журнал. 1982. — Т. 3, № 6. — С. 35−44.
  82. , Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. М.: Знание, 1983. — 93 с.
  83. , JI.H. Цель и смысл жизни / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  84. Кон, И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива) / И. С. Кон. М.: Наука, 1988. -271 с.
  85. , Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю. А. Конаржевский. — М.: Профиздат, 1997.-80 с.
  86. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 1. — С. 3−16.
  87. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования // Школьные технологии. 2003. — № 3. — С. 80 — 91.
  88. , В.В. Место и функции эксперимента в педагогическомгисследовании / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1984. — 390 с.
  89. , В.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.
  90. , Л.П. Теория и практика подготовки студентов педагогического вуза к профессиональному самоопределению школьников: Дис.. д-ра пед. наук / Л. П. Крившенко. М.: 2000. — 332 с.
  91. , С.В. Теория и практика организации предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие 4.1/. С.В., Кривых, Г. Н.
  92. , Н.Н. Букина. Под ред. С. В. Кривых. 2-е изд. — СПб.: СПбАППО, 2005.- 252 с.
  93. , Т.В. Психологический анализ профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопр. психологии. -1983.-№ 2. С. 51−59.
  94. , Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев // Вопр. психологии. 1985. — № 1. — С. 86−93.
  95. , Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев. М.: Изд-во МЭИ, 1986. — 108 с.
  96. , Н.В. Профессионализм личности" преподавателя и мастер производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990. -119 с.
  97. , Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. JL: Медицина, 1984. — 216 с.
  98. , A.M. Профессиональное самоопределение учащихся / A.M.
  99. , А.Б. Ценципер. Минск: Народная асвета, 1976. — 128 с.
  100. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  101. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова // Педагогика. 2001. — № 10. — С.56−61.
  102. , П.А. Формирование профориентационной компетентности будущего учителя физической культуры: Дис.. канд. пед. наук / П. А. Макаров. — Тольятти, 2005. 278 с.
  103. , Л.В. Педагогическая технология формирования готовностиучащихся старших классов общеобразовательных учреждений к выборупрофессии: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. В. Мальцева. Курган, 2000.-22 с.
  104. , В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис.. д-ра психол. наук /В.Л. Марищук. Л., 1982. — 351 с.
  105. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Междунар. гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  106. , А.К. Психология труда учителя'/ А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  107. , А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. Спб.: Изд. гр. «Евразия, 1997. — 304 с.
  108. , О.А. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников / О. А Махаева, Е. Е. Григорьева. М.: УЦ «Перспектива», 2006. — 52 с.
  109. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя / Подгред. А. Я. Журкиной, С. Н. Чистяковой. Кемерово: Обл. ИУУ, 1996. -149 с.
  110. , Л.М. Психология профессионального развития учителя: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / Л. М. Митина. М., 1995. — 43 с.
  111. , Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.- Под ред. Л. М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
  112. , Л.М. Личностное и профессиональное .развитие человека вVновых социально-экономических условиях // Вопросы психологии / Л. М. Митина. 1997. — № 4. — С.28−38.
  113. , Л.М. Психология профессионального развития учителя: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / Л. М. Митина. М., 1995. — 43с.
  114. , Л.М. Психология профессионального развития учителя: Дис.. д-ра психол. наук / Л. М. Митина. М., 1995. — 408с.
  115. , JI.M. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. -200 с.
  116. , Л.М. Профессиональная социализация личности / Л. М. Митина, Р. Л. Кричевский // Проблемы профессиональной социализации личности / Под ред. Л. М. Митиной. Кемерово, 1996. — С. 7−22
  117. Ш. Михайлов, И.В. О профориентационной работе во Франции / И. В. Михайлов // Вопросы психологии. — 1977. № 5.
  118. , А.Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. Челябинск: ИПРМОРФ, 1995. — 288 с.
  119. ПЗ.Неверкович, С. Д. Игровые методы подготовки кадров: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Высшая школа. — 1995. — 207 с.
  120. , С.Д. Опыт применения организационно-обучающих игр в школьной профориентации // Вестник МГУ. — Сер. 14. Психология. -1990. -№ 1. С. 56−70.
  121. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А. В. Карпова. М.: Гардарики, 2005. — 232 с.
  122. , С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов- Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд. испр. М.: ООО Издательство «Оникс»: ООО Издательство «Мир и образование», 2007. -640с.
  123. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / Сост. В. М. Казакевич, A.M. Марченко. М.: Дрофа, 2000. -256 с.
  124. , Е.М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе / Е. М. Павлютенков. Владивосток: Изд-во Дальневост. Университета, 1990. — 176 с.
  125. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. спец. / Под общей редакцией B.C. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»: — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. — 336 с.
  126. , А.И. Основные проблемы и задачи исследований в области общепедагогической подготовки будущих учителей / А. И. Пискунов. — М., 1972.-С. 9−17.
  127. , Н.П. Моделирование как элемент управленческой деятельности / Н. П. Пищулин, В. М. Ананишев //. Школьные технологии. 2001.-№ 3.
  128. , Ю.В. Психология профессионального становления личности: (основы психологической концепции профессионализации) / Ю. П. Поваренков. Курск: Изд-во КГПИ, 1991. — 131 с.
  129. , Ю.П. Психологический анализ профессионализации / Ю. П. Поваренков // Психологические проблемы профессионального становления личности. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1992. С. 116−129.
  130. , Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.
  131. Программы средних общеобразовательных учреждений: Технология: 1−4 классы, 5−11 классы / Под ред. Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1996. — 224 с.
  132. , A.M. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия. — 1984. — 1600 с.
  133. , Е.Н. Выбирайте профессию / Е. Н. Прощицкая. М.: Просвещение, 1995.- 191 с.
  134. , Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии / Е. Н. Прощицкая // Школа и производство. — 1993. № 4.
  135. , Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. 496 с.
  136. , Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8−11 классы) / Н. С. Пряжников. М.: ВАКО, 2005. — 288 с.
  137. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  138. Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева и др. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  139. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987.-240 с.
  140. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
  141. , Дж. Педагогическое тестирование: 'Проблемы, заблуждения, перспективы / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2001. — 142 с.
  142. , Г. В. Психология и выбор •• профессии: программа предпрофильной подготовки: Учеб. пособие для психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. М.: Генезис, 2005. — 208 с.
  143. Рекомендации по использованию в профильном обучении экспериментального учебника Технология профессионального успеха (естественнонаучный профиль) / С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев и др. // Школа и производство. 2002. — № 1.9
  144. , М.В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению / М. В. Ретивых. Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. — 111 с.
  145. , М.В. Как помочь выбрать профессию / М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко. Тула: Приокс. Кн. изд-во, 1990. — 132 с.
  146. , М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению: Автореф. дисс.. .докт. пед. наук.- Чебоксары, 1998. 38 с.. '
  147. , Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала / Е. И. Рогов.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 336 с. .
  148. Рос1унов, А. Т. Формирование профессиональной пригодности / А. Т. Ростунов. Минск: Вышэйшая школа, 1984. — 176 с.
  149. , И.В. Комплект программ профессиональных проб в учебном процессе для школьников 6 — 8 классов / И. В. Рябцева. Новокузнецк: ИПК, 2004.-100 с.
  150. , М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9−11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / М. Ю. Савченко. М.: Вако, 2006. — 240 с.
  151. , А.Д. Профессиональная ориентация учащихся / А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко, B.C. Аванесов, Б. И. Бухалов. М.: Просвещение', 1988.- 223 с.
  152. , А.Д. Профессиональная ориентация молодежи / А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Менщиков и др. М.: Высш. шк., 1989. — 272 с.
  153. , В.Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учеб. пособие / В. Д. Симоненко, Т. Б. Суровицкая, М. В. Ретивых, Е. Д. Волохова. Брянск: БГПИ, 1995. — 100 с.
  154. , В.Д. Основы технологической культуры: Учебник для уч-ся 10−11 классов / В. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГПУ, 1998. — 268 с.
  155. , В.Д. Основы технологической культуры: Книга для учителя /В.Д. Симоненко. — Брянск: Изд-во БГПУ, 1998. 281 с.
  156. , В.Д. Социально-профессиональное самоопределение учащихся школ-интернатов / В. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГПУ, 1995.-170 с.
  157. , В.Д. Технология: Учебник для уч-ся 9 класса общеобр. школы / Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005. — 288 с.
  158. , А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии / А. П. Ситников. -М.: Технол. шк. бизнеса, 1996. —428 с.
  159. , Я. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. / Я. Скалкова и коллектив. М.: Педагогика, 1989. — (Зарубежная школа и педагогика). — 224 с.
  160. , М.И. Методология и методика педагогических исследований / М. И. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 152 е.
  161. , В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 576 с.
  162. , В.А. Формирование личности в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1996. — 235 с.
  163. , В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1991. № 10. — С. 79−84.
  164. , В.И. Психологические условйя введения студентов в профессию педагога / В. И. Слободчиков, Н. А. Исаева // Вопр. психологии. 1996. — № 4. — С. 72−80.
  165. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. — 928 с.
  166. , Е.Н. К понятию профессиональное становление личности. Профессиональная педагогика: Критерии понятия дефиниции: Сб. научн. тр. / отв. ред. Г. Д. Бухарова. Вып. 1. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. ун-та, 2003. — С. 162−168.
  167. Твоя профессиональная карьера: программа курса для 8−9 кл. / Под ред. С. Н. Чистяковой. — М.: Просвещение, 2005. 92 с.
  168. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8−9 кл. общеобразоват. учреждений / М. С. Гуткин, П. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко и др. Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2006.-159 с.
  169. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / С. Н. Чистякова, И. А. Умовская, Т. И. Шалавина, А>И. Цуканов- под ред. С. Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 2006. — 160 с.
  170. Технология профессионального успеха: уче-.б. для 10−11 кл. / В. П. Бондарев, А. В. Гапоненко, Л. А. Зингер и др. Под ред. С. Н. Чистяковой. — 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. — 141 с.
  171. , Е.В. Базовое профессиональное образование: Проблемы реализации и развития / Е. В. Ткаченко, А. Т. Глазунов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. Ун-та, 2001. — 253 с.
  172. , В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика) / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.-282 с.
  173. , Т.Ф. Профессиональное самоопределение учащихся общеобразовательной школы в процессе профильного обучения: Дис.. канд. пед. наук / Т. Ф. Трутина. Екатеринбург, 2004.
  174. Туру бал ина, Н. В. Твоя будущая профессия: Сборник тестов по профориентации / Н. В. Турубалина. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. -288 с.
  175. , Б.М. Педагогические условия формирования готовности будущих учителей к профориентационной работе в школе: Автореф. дис.. .канд. пед. наук /Б.М. Утегенова. Челябинск, 1993. — 19 с.
  176. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, Н. П. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 840 с.
  177. , А.Р. Психология становления личности профессионала: Учеб. пособие / А. Р. Фонарев. — М.: Издательство психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 240 с.
  178. , В. Человек в поисках смысла / В. Франки. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  179. Фукуяма, С. Теоретические основы профориентации / С. Фукуяма / Под ред. Е. Н. Жильцова, Н. Н. Нечаева. М.: МГУ, 1989. — 108с.
  180. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  181. , А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. Спб: Питер, 2001. — 544 с.
  182. , Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-метод. пособие / Т. В. Черникова. М.: Глобус, 2006. — 256 с.
  183. , А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 96 с.
  184. , С.Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление / С. Н. Чистякова, Н. Н. Захаров. — М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  185. , С.Н. Методика профессиональной ориентации школьников / С. Н. Чистякова, М. Л. Кондюрин. Петрозаводск, 1991. — 175 с.
  186. , С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: Метод, пособие / науч. ред. С. Н. Чистякова, А. Я. Журкина. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1997. — 80 с.
  187. , П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. М.: Педагогика, 1981. — 72 с.
  188. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. — 320 с.
  189. , В.Д. Проблемы познавательных способностей в психологии труда и обучении / В. Д. Шадриков // Системный подход в инженерной психологии и психологии труда / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: 1992. -С. 48−60.
  190. , Т.И. Мир труда и профессий / Т. И. Шалавина. — Кемерово: ОблИУУ, 1995.-196 с.
  191. , П.Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. М.: ПЦ Эксперимент, 1993. — 154 с.
  192. , В.И. Подготовка учителя к трудовому воспитанию школьников: Монография / Под ред. действительного члена РАО, д. пед. наук, профессора В. А. Сластенина. Тольятти, Изд-во, 2002. — 304 с.
  193. , С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 58−62.
  194. , С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 320с.
  195. , Н.Ю. Формирование фамилистической компетентности учителя (на примере подготовки учителя технологии): Автореф. дис.. .канд. пед. наук / Н. Ю. Шлейкова. Ульяновск, 2005. — 24 с.
  196. , Р.В. Формирование системы профессионально важных качеств в процессе овладения профессией / Р. В. Шрейдер // Проблемы индустриальной психологии: Сб. научн. тр. / Отв. ред. В. Д. Шадриков. -Ярославль, 1979. С. 19−36.
  197. , В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М. — Л.: Наука, 1996. — 302 с.
  198. , Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах./ Под редакцией Д. И. Фельдштейна. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-416 с.
  199. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978.-391 с.
  200. Barett J., Williams G. Test Your Own Aptitude Kogan Page Ltd., London., 1991.
  201. Egan G. The skilled Helper: A Model for Systematik Helping and international Relating. BOOKS / COLE. Monterey C.A., 1984.
  202. Roger C. Education, Training and Employmend. Pergamon Press Oxford. England., 1985.
  203. Super, D.E. Gareer development: self concept theory / D.E. Super. Ney York: Harper & Row publ., 1963. — 362 p.
Заполнить форму текущей работой