Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы оперативно-тактической подготовки слушателей вузов Сухопутных войск

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение осуществлять в рамках тематических курсов по каждому виду боя и передвижения. Тематический курс делить на учебные циклы, предусматривающие конечной целью формирование определенной группы умений, в основу которых положить инвариантные составляющие работы командира по организации боя и управлении частями (подразделениями) в бою. Последовательность изложения учебного материала следует… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА I. Педагогическая теория и практика оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов Сухопутных войск
    • 1. 1. Основные факторы, обусловливающие возрастание роли оперативно-тактической подготовки офицеров в современных условиях
    • 1. 2. Сущность процесса оперативно-тактической подготовки и его характеристика
    • 1. 3. Анализ педагогической практики оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов Сухопутных войск
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование процесса оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов Сухопутных войск
    • 2. 1. Содержание, организация и методика опытно-экспериментальной работы по повышению эффективности процесса оперативно-тактической подготовки слушателей
    • 2. 2. Выявление, обоснование основных критериев и показателей эффективности оперативно-тактической подготовки слушателей
    • 2. 3. Анализ результатов педагогического эксперимента
  • ГЛАВА III. Пути повышения эффективности оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов Сухопутных войск
    • 3. 1. Оптимизация содержания и структуры оперативно-тактической подготовки слушателей
    • 3. 2. Использование современных педагогических технологий в процессе оперативно-тактической подготовки слушателей
    • 3. 3. Совершенствование методики преподавания оператавно-тактической подготовки в ВУЗах Сухопутных войск

Педагогические основы оперативно-тактической подготовки слушателей вузов Сухопутных войск (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Подготовка военных кадров во многом обусловливается развитием военно-политической обстановки, социально-экономическими условиями общества, современным научно-техническим прогрессом, состоянием и перспективами развития военного дела характером и перспективами развития профессиональной деятельности офицерского состава. Все это требует формировать у офицеров наряду с общими качествами, присущими всем специалистам, еще немало других качеств, обусловленных спецификой их служебной деятельности в мирное и военное время.

Специфическая особенность оперативно-тактической подготовки военных кадров состоит в том, что их необходимо готовить к решению задач в условиях противоборства с вероятным противником. Это накладывает большую ответственность на профессиональную деятельность офицерского состава, уровень знаний которого оценивается важнейшим критерием — выполнением боевой задачи, понесенными при этом, потерями в личном составе и боевой технике.

Историко-педагогический анализ оперативно-тактической подготовки свидетельствует о том, что в доперестроечное время в Вооруженных Силах она представляла собой стройную систему обучения военных кадров, позволявшую углублять знания, совершенствовать умения и навыки офицеров для успешного решения боевых задач. Целесообразно подчеркнуть, что этому способствовали объективные факторы, заключающиеся в том, что:

— военной доктриной страны был определен вероятный противник в лице НАТО и США, что конкретизировало оперативно-тактическую подготовку офицеров и Вооруженных Сил в целом;

— в войсках планировались и проводились тактические учения, маневры, в учебные программы ВУЗов были включены и реально проводились командно-штабные учения (КШУ) и командно-штабные военные игры (КШВИ).

— внедрялись новые образцы вооружения и военной техники совершенствовалась учебная материально-техническая база;

— органы управления, войска и ВУЗы не испытывали трудностей в обеспечении материальными и финансовыми ресурсами;

— оперативно-тактическая подготовка офицеров осуществлялась руководителями, имеющими большой личный практический опыт.

За годы перестройки уровень оперативно-тактической подготовки, ее качество резко снизились как в войсках, так и в ВУЗах. Сократилось планирование и проведение тактических учений в войсках, из учебных программ ВУЗов в связи с сокращением лимита времени на оперативно-тактическую подготовку и сокращение сроков обучения в ВУЗах были исключены КШУ и КШВИ.

Негативное влияние на образовательный процесс оказали социальная неустроенность, отсутствие у слушателей перспективы служебного роста после выпуска, так как назначение выпускников осуществлялось на должность той же штатной категории, что и до поступления в ВУЗ. Как следствие этого, понизился конкурс, что привело к снижению уровня подготовленности офицеров, поступающих в ВУЗы. Недостаточное финансирование ВУЗов еще более усугубило проблемы образовательного процесса.

На современном этапе стоит задача не только восстановить прежние позиции, но и, как определено Концепцией развития военного образования в ВС РФ — вывести его на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры военных кадров, формировать у офицеров высокие нравственные качества гражданина и защитника Отечества.1.

Осуществляемое реформирование системы военного образования вызывает много творческих споров и суждений, прежде всего в среде руководящего и преподавательского состава военно-учебных заведений.

1 См. Концепция развития военного образования. Приказ МО РФ 1993 г N 191.

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года, приказ Министра обороны Российской Федерации N 191 от 13 апреля 1993 года, обмен мнениями на научно-практических конференциях и семинарах в Вооруженных Силах Российской Федерации, прошедших в 1998 году, не завершили дискуссий. Они, напротив, нацелили на достижение новых рубежей и поиск педагогических инновационных направлений военного обучения1.

Исследования путей совершенствования военного образования, систематизация передового педагогического опыта, накопленного в ВВУЗах, обоснование основ военного профессионального образования нашли отражение в.

2 ^ работах Барабанщикова А. В, Муцынова С. С, Алексахина А. Т., Резниченко В. Г4., Вдовюка В.И.5, Лямзина М.А.6 Проблеме интенсификации процесса обучения на основе проблемно-деятельностного подхода, и применения активных форм обучения посвящены научные работы Короткова Э. Н, Вербицкого А. А8., Кроме того, частные проблемы улучшения качества обученности военных специалистов неоднократно освещались в периодической печати.

1 Закон РФ «Об образовании», от 10 июля 1992 г.\Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992. — № 30. Приказ Министра обороны РФ № 191 от 13 апреля 1993 г.: О развитии системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: Воениздат, 1993. -45с. О концепции реформирования системы образования Российской Федерации. Парламентские слушания 20 января 1998 г. -М.

2 См.: Барабанщиков А. В. О закономерностях процесса обучения: научно-методический сборник № 3. -М., 1971.

3 См. Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера. -М.: 1985.

4 См. Резниченко В. Г. Некоторые вопросы тактики и оперативного искусства в современных условиях: Учебное пособие.-М.: ВАФ, 1982.

5 См.: Вдовюк В. И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки офицеров. -Дисс. докт. пед. наук. -М., 1983.

6 Лямзин М. А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) ВУЗов, дис. д-ра пед. наук. -MJBV, 1997.

7 См. Короткое Э. Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. -М.: ВПА, 1990,.

8 См. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991.

Отмечая бесспорную ценность этих научных трудов и вклад их авторов в развитие дидактики высшей военной школы, следует отметить, что по объективным причинам определенная часть из ранее проведенных исследований по совершенствованию образовательного процесса в военно-учебных заведениях уже не в полной мере соответствуют предъявляемым к нему современным требованиям. Потребность в высоком качестве оперативно-тактической подготовки офицеров, обладающих комплексом специальных профессионально-педагогических навыков и умений, а также недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы обусловили ее актуальность и выбор в качестве темы диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в уточнении педагогических основ оперативно-тактической подготовки, определении теоретических положений технологии обучения военных специалистов и выработке практических рекомендаций по совершенствованию оперативно-тактической подготовки слушателей.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи: -провести анализ теоретико-педагогические основ оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов, уточнить педагогические основы повышения эффективности оперативно-тактической подготовки;

— опытно-экспериментальным исследованием процесса выявить и обосновать основные критерии оперативно-тактической подготовки, разработать и апробировать комплексно-целевую программу повышения эффективности оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов.

— разработать педагогические пути совершенствования оперативно-тактической подготовки слушателей военных академий и университетов.

— разрешить противоречие между возрастающим объемом содержания оперативно-тактических дисциплин и возможностями обучаемых по его усвоению;

Объектом исследования выбран процесс оперативно-тактической подготовки слушателей военных академий и университетов к профессиональной деятельности.

В качестве предметапедагогические основы оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов.

Объективный процесс непрерывного совершенствования средств вооруженной борьбы на основе достижений научно-технического прогресса и, как следствие, необходимое изменение способов их применения на поле боя, приводит к постоянному обновлению и росту объема учебной информации. Военные ученые утверждают, что каждые 8−10 лет объем научной информации увеличивается вдвое, тогда как время на ее усвоение возрастает незначительно1. По этому, в качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что основным противоречием процесса оперативно-тактической подготовки офицеров является возрастание существующего разрыва между ростом объема учебной информации в области военного дела и уменьшением сроков на ее изучение военными специалистами.

Данное противоречие может быть разрешено разработкой оптимальной структуры и содержания оперативно-тактической подготовки в ВУЗахиспользованием педагогических технологий в процессе оперативно-тактической подготовкиулучшением методики преподавания оперативно-тактической подготовки слушателям ВУЗов, обобщением передового опыта подготовки и проведения занятий, внедрением его в практику образовательного процесса.

Методологическая основа исследования представляет собой основополагающие законы и принципы военной науки, общей и военной психологии и педагогики. Исследование строилось с учетом выводов современной науки о системном подходе к изучению явлений действительностио роли деятельности в развитии личностио ведущей роли коллективной деятельности в.

1 Кор от ков Э. Н. Технология проблемно-деяпгельностного обучения в ВУЗе. -М.- ВПА, 1990. -170с. формировании и развитии личностиоб активности личности в практической деятельности и др.

Теоретическую базу исследования составили следующие педагогические положения ученых-педагогов, военных деятелей: ведущая роль коллективной трудовой деятельности в формировании личности (А.С.Макаренко) — тесная связь обучения и воспитания как основа выработки привычек и качеств человека (К.Д.Упшнский1) — необходимость офицеру обладания теми качествами, которые нужно выработать у подчиненных (М.И.Драгомиров) — развитие практической направленности обучения офицеров (А.В.Суворов).

В исследовании нашли применение положения о путях совершенствования и развития содержания, организации и методики обучения военнослужащих (А.В.Барабанщиков4) — об активной и целеустремленной деятельности офицеров по самосовершенствованию (И.К.Радченко) — о педагогической культуре офицера, как важном условии осуществления им педагогической деятельности (С.С.Муцынов5) — о развитии творческого мышления слушателей ВУЗов в процессе обучения (Э.Н.Коротков) — о критериях оценки эффективности обучения и воспитания военнослужащих (В.И.Вдовюк, 6 П.Н.Городов) и др. В основу научно-исследовательской работы были положены фундаментальные положения концепции проблемно-деятельностного обучения и личностио-социально-деятельностного подхода, разработанных коллективом военных педагогов под руководством Барабанщикова А.В.

См. Ушинский К Д. Собрание сочинений в 5 томах. —M.-JL: 1949.

2 См. Драгомиров М. И. Избранные труды. -М.: 1956. -с.489.

3 См. Суворов А. В. Наука побеждать.-М.- 1987.

4 См. Барабанщиков А. В. Психология и педагогика высшей военной школы: учебное пособие. -М.: Воениздаг, 1989. Барабатцнков А. В. О закономерностях процесса обучения: научно-методический сборник № 3. -М.: ГУ ВУЗ МО СССР, 1971.

5 См. Барабанщиков А. В., Муцинов С. С. Педагогическая культура офицера. -М.: 1985.

6 См. Вдовюк В. И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки офицеров. -Дис. докт. пед. наук. -М.: 1983.

7 См. Городов П. Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. -М.: 1990.

Исследование проводилось на базе двух военных академий (Военной академии им. Петра Великого и Общевойсковой академии) и трех военных университетов (ВУ, ВИУ и ВУ РХБЗ).

Этапы и методы исследования.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа, на каждом из них, в зависимости от решаемых задач, использовались различные методы.

Первый этап (1995;1996гг.). Основными задачами являлись: анализ исследуемой проблемы, сбор литературных источников и изучение информационного поляизучение реального состояния процесса оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов, противоречий и тенденций данного процессаопределение объекта и предмета, цели и задач исследования, построение предварительной рабочей гипотезы. На данном этапе осуществлялся теоретический анализ проблемы, апробация разработанного инструментария, его корректировка и приведение в форму, удобную для обработки на ЭВМуточнялся научный аппарат исследования.

Второй этап (1997;1998гг.) представлял опытно-экспериментальную часть исследования. Проведение педагогического эксперимента по выявлению и обоснованию критериев оценки и педагогических основ повышения эффективности оперативно-тактической подготовки. Одновременно формулировались предварительные теоретические выводы и практические рекомендации по ее совершенствованию.

Третий этап (1999;2000гг.) включал теоретический анализ и обобщение результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, внедрение выводов и рекомендаций в педагогическую практику ВУЗовподготовку и издание научных публикаций по исследуемой проблемелитературное оформление диссертации.

Комплексная методика исследования включала: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, изучение и обобщение опыта и результатов деятельности различных категорий офицеров в войсках, обобщение независимых характеристик, моделирование, педагогический эксперимент, изучение научных источников, анализ и синтез, и др.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнено содержание процесса обучения оперативно-тактической подготовке, под которым понимается целенаправленный, организованный, непрерывный, постоянно развивающийся военно-педагогический процесс, включающий в себя взаимосвязанную деятельность профессорско-преподавательского состава и слушателей по их профессиональной подготовке, моделирование его к проведению занятий, обеспечивающего возможность единого подхода к выработке оптимальных путей формирования профессионализма офицерского состава.

2. Выявлены и уточнены педагогические основы оперативно-тактической подготовки: историко-педагогические и научные предпосылки, сущность и содержание, цели и задачи, факторы, условия и противоречия, оказывающие воздействие на образовательный процесс, педагогический инструментарий (методы, формы и средства) повышения эффективности оперативно-тактической подготовки, результат.

3. Разработана и проверена опытно-экспериментальным путем комплексно-целевая программа повышения эффективности оперативнотактической подготовки слушателей ВУЗов.

4. Разработаны и предложены основные пути повышения эффективности оперативно-тактической подготовки:

— оптимизация структуры и содержания оперативно-тактической подготовки в ВУЗах;

— использование современных педагогических технологий в процессе оперативно-тактической подготовки;

— улучшение методики преподавания оперативно-тактической подготовки слушателям ВУЗов.

На защиту выносятся:

1. Педагогические основы повышения эффективности оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов.

2. Комплексно-целевая программа повышения эффективности оперативнотактической подготовки слушателей ВУЗов, в основу которой положены выводы и предложения диссертационного исследования.

3. Основные пути повышения эффективности оперативно-тактической подготовки слушателей, а также практические рекомендации по их реализации.

Теоретические выводы, полученные в результате исследования, способствуют повышению эффективности профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава ВУЗов, вооружают его методикой работы со слушателями при подготовке к занятиям, а также рекомендациями по эффективному их проведению.

Практическая значимость исследования заключается в научно-прикладной разработке педагогических путей, форм, средств и методов совершенствования оперативно-тактической подготовки. Теоретические выводы и практические рекомендации, полученные в результате исследования, способствуют повышению эффективности процесса оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные теоретические положения в области отечественной педагогики и психологии, комплексным характером методики исследования, адекватностью методов исследования поставленным задачам, представительной выборкой, позитивными результатами при воспроизведении научно обоснованных рекомендаций в ВУЗах МО РФ.

Апробация теоретических положений и практических рекомендаций осуществлялось на протяжении всего исследования в двух военных академиях и трех военных университетах. Предварительные итоги обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, оперативно-тактической подготовки Сухопутных войск Военного университета. Основные положения исследования докладывались автором на занятиях с преподавательским составом кафедр педагогики и оперативно-тактической подготовки Сухопутных войск Военного университета.

Материалы исследования были положены в основу разработки учебных программ и тематических планов оперативно-тактической подготовки слушателей, в частности, для вновь созданного в Военном университете факультета по подготовке заместителей командиров по воспитательной работе, также методических рекомендаций для проведения занятий со слушателями ВУЗов. Автор принимал активное участие в составе исследовательской группы по разработке «Концепции оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов МО РФ». В содержание данного документа им разработан материал для двух глав.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по главе:

1 .Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила, что структуру и последовательность изучения оперативно-тактических дисциплин целесообразно строить таким образом, чтобы слушатели-выпускники были подготовлены действовать в боевой обстановке, как по занимаемой должности, так и, при необходимости, в роли руководителя боевых действий. Для этого целью первого года обучения необходимо ставить овладение ими умением решать типовые профессиональные задачи, в свою очередь целью второго и третьего годов обучения — умение решать различные профессиональные (нетиповые) задачи в любых условиях оперативно-тактической подготовки.

Обучение осуществлять в рамках тематических курсов по каждому виду боя и передвижения. Тематический курс делить на учебные циклы, предусматривающие конечной целью формирование определенной группы умений, в основу которых положить инвариантные составляющие работы командира по организации боя и управлении частями (подразделениями) в бою. Последовательность изложения учебного материала следует принципиально изменить. Вместо традиционного построения (нормативное положение — его обоснование — практическое применение) подачи учебного материала применить следующую схему обучения: от сущности противоречивого явления — к рекомендуемым нормативным положениям — и к их практическому использованию.

Необходимый резерв времени для повышения качества обученности военных специалистов заключается в том, чтобы для проведения комплексных тактических задач создавался единый фон оперативно-тактической обстановки. Это позволит несколько сократить объем необходимого времени для «врастания» слушателей в тактическую обстановку задачи, так как каждая новая тактическая задача будет логически вытекать из предыдущей.

2. Предлагаемую последовательность достижения целей в тематическом курсе можно сформулировать в виде разделения целей теории и практики тактики. Для планомерного достижения поставленных целей как по теории тактики, так и по ее практике строить соответствующую образовательную траектория, которую в общем виде представить следующим образом: лекция — самостоятельная работа — лекция — самостоятельная работа — групповые упражнения — практические занятия — семинар — тактическая летучка — зачет — экзамен.

Это позволит обучаемым приобретать знания, умения и навыки по теории и практике тактики последовательно в соответчик с познавательной деятельностью, без разрывов при отработке тематических курсов, устранить существующий недостаток изучения практики тактики без приобретения соответствующих знаний и умений по ее теории.

Предлагается в дидактическую систему технологии обучения ввести практическое занятие, целью которого определить приобретение обучаемыми умений и навыков по теории и практике тактики посредством решения тактических задач, соответствующей достигаемому уровню обученности сложности оперативно-тактической обстановки. На заключительном этапе тематического курса проводить семинарское занятие, с целью обобщения полученных знаний и развития творческого мышления обучаемых.

3. Направленность изменения методики работы преподавателя определить как создание на занятиях нетипичных (критических) ситуаций, с целью выработки у слушателей психологической устойчивости и развития у них творческого мышления в ходе принятия решения в экстремальных условиях оперативно-тактической обстановки.

Для достижения поставленных целей обучающий должен обладать педагогическим творчеством, которое заключается в самостоятельности педагога в оценке педагогических ситуаций, в выборе, сочетании форм, средств и методов обучения в образовательном процессе по оперативно-тактической подготовке слушателей военных академий и университетов Сухопутных войск.

Практические рекомендации.

Исследование педагогических основ оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов позволяет предложить комплекс мер, направленных на совершенствование обучения слушателей и повышение качества подготовки офицерских кадров в ВУЗах. С этой целью предлагается:

Управлению военного образования рекомендовать введение «Комплексно-целевой программы совершенствования оперативно-тактической подготовки слушателей» (приложение 2) в качестве планирующего документа для руководства при планировании учебного процесса в ВУЗах.

В ВУЗах целесообразно провести научно-практические конференции и семинары по обмену опытом на кафедрах оперативно-тактических дисциплин и в подразделениях слушателей по проблемам совершенствования оперативно-тактической подготовки офицеров. Совместно с учеными кафедр оперативно-тактических дисциплин рекомендовать издание сборника профессионально-ориентированных учебно-ролевых тактических игр с методическими рекомендациями по их подготовке и проведению.

Кадровым органам ВУЗов, начальникам факультетов и курсов предложить отражать уровень оперативно-тактической подготовки слушателей в аттестационных и служебных характеристиках.

Учебно-научным подразделениям, совместно с кафедрами оперативно-тактических дисциплин и подразделениям слушателей предусмотреть разработку комплексного плана подготовки по оперативно-тактическим дисциплинам на время обучения в ВУЗе, организационно-методические указания на учебный год для каждого факультета, курса обучения.

На кафедрах оперативно-тактических дисциплин (№ 1, № 2 и № 3) Военного университета (ВУ) целесообразно спланировать подготовку нового учебника, учебного пособия (или новое издание имеющегося) «Методика преподавания оперативно-тактической подготовки общевойсковых частей и соединений», а также частных методик преподавания данного предмета применительно к специфике ВУЗа. Изыскать возможности для ежегодного включения работ слушателей по проблематике оперативно-тактической подготовки, в научный сборник, издаваемый в ВУ.

Перспективное исследование проблемы целесообразно осуществлять по следующим направлениям: педагогические проблемы оперативно-тактической подготовки офицеров в системе непрерывного военного образованияпедагогическая система оперативно-тактической подготовки слушателей гуманитарных ВУЗоввлияние организационно-педагогических факторов на эффективность оперативно-тактической подготовки слушателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании», от 10 июля 1992 г.\Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992. № 30.
  2. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 5.01.1996
  3. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принят ГД 19 июля 1996 г., одобрен Советом Федерации 7августа 1996 г.\ Военное образование, 1996 г., № 1.
  4. Государственные образовательные стандарты. М.: 1994. Приказ МО РФ 1994 r. N 362.
  5. Концепция строительства Вооруженных Сил. Указ Президента РФ от 31.07.1997.
  6. Концепция развития военного образования. Приказ МО РФ 1993 г N 191.
  7. Положение о ВУЗах МО РФ. М.-2000г: Приказ МО РФ. N 10 от 4. 2000 г.
  8. Положение о порядке применения государственных образовательных стандартов в вузах МО РФ. Приказ МО РФ 1995 г. N 420.
  9. Боевой устав Сухопутных войск. Часть 2 (батальон, рота): введен в действие приказом главнокомандующего Сухопутными войсками от 19 июля 1989 г. № 35. -М.: Воениздаг, 1989.
  10. Приказ Министра обороны РФ № 156 от 17 мая 1994 г.: О государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в части Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования. -М.: Воениздат, 1994. -Зс.
  11. Приказ Министра обороны РФ № 191 от 13 апреля 1993 г.: О развитии системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: Воениздат, 1993. -45с.
  12. Приказ Министра обороны РФ от 22 июля 1993 г.: О совершенствовании подготовки научно-педагогических кадров в Министерстве обороны Российской Федерации. -М.: Воениздат, 1993. -78с.
  13. Приказ Министра обороны РФ № 217 от 9 ноября 1992 г.: Руководство по участию слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ в конкурсе на лучшую научную работу.-М.: Воениздат, 1992.- 54с.
  14. Приказ Министра обороны РФ № 292 от 22 декабря 1992 г.: О результатах проверки военно-учебных заведений.-М.: Воениздат, 1992.- 36с.
  15. Приказ ГК СВ № 106 от 14 июля 1993 г.: О создании комиссий по разработке квалификационных характеристик специалистов, учебных планов и программ подготовки слушателей и курсантов ВУЗов СВ. -М.: Воениздат, 1993. -60с.
  16. Постановление коллегии Министерства обороны от 6 февраля 1993 г.: Об основных направлениях развития системы военного образования в МО РФ. -М.: Воениздат, 1993. -32с.
  17. Директива МО РФ № 86 1995г.: О распределении времени учебных занятий в учебных планах военно-учебных заведений МО РФ. -М.: Воениздат, 1995.
  18. Директива Министра обороны РФ Д-43. 1994 г.: О введении в действие учебной нагрузки, планирования и учета труда преподавательского состава
  19. ВУЗов МО РФ. -М.: Воениздат, 1994.
  20. Федеральная программа развития образования в России/ГК РФ по высшему образованию. -М.: Министерство образования РФ, 1996.
  21. О концепции реформирования системы образования Российской Федерации / Парламентские слушания 20 января 1998 г. -М.: Комитет по образованию и науке, 1998. -11с.
  22. Рекомендации по разработке квалификационных характеристик офицеров-выпускников высших военно-учебных заведений МО СССР.-М.: ГУ ВУЗ МО СССР, 1989, — 36с.
  23. Рекомендации по разработке учебных планов и программ для подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Министерства обороны СССР. Рукопись.-М.:ГУ ВУЗ МО СССР, 1989.-48с.
  24. Рекомендации по организации обучения слушателей и курсантов по индивидуальным планам. Рукопись.-М.:ГУ ВУЗ МО СССР, 1989.-18с.
  25. Квалификационная характеристика на офицера-выпускника ВУ. -М.: 1996.
  26. Отзывы на выпускников ВУ. Делопроизводство учебного отдела.
  27. Учебная программа подготовки слушателей ВУ по дисциплине «Оперативно-тактическая подготовка «. -М.: ВУ, 1996 г.
  28. Тематический план изучения дисциплины «Оперативно-тактическая подготовка «. -М.: ВУ, 1996 г.
  29. Альбом схем и основных положений военной педагогики. —М.:1985.
  30. Активные формы обучения в учебном процессе/УОсновы дидактики высшей военной школы: учебное пособие. -М.: ВАФ, 1994.
  31. Активные методы обучения или деловые игры? Вестник высшей школы. 1988. -№ 1. — с.71−76.
  32. В.Д., Андреев Г. П., Давыдов Н. А. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса в академии на основе использования ЭВМ. -М.: ВПА, 1988.
  33. В.И. Семинар: опыт, размышления, поиск, выводы, рекомендации. -М.: ВАФ, 1997. 35с.
  34. Ю.С., Борисова Н. В. и др. О классификации методов активного обучения. Тезисы докладов межведомственной школы-семинара по активным методам обучения. -Рига.: Школа, 1983.
  35. Большая Советская энциклопедия. -М.: 1974.
  36. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. Под. ред. А. В. Барабанщикова. -М.: ВПА, 1980, с.277
  37. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера. -М.: 1985.
  38. А.В., Конюхов Н. И. Теоретические и методические вопросы выработки профессиограмм выпускников академии ВПА. -1987
  39. А.В. Дидактические проблемы высшей военной школы.-М: 1988
  40. Военная педагогика и психология. /Под редакцией А. В. Барабанпщкова. -М.: 1984.
  41. А.В., Звягинцев В. Г. Педагогика высшей военной школы: Учебное пособие. М.: ВПА, 1985. -134 с.
  42. А.В., Давыдов В. П., Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии: Учебное пособие. -М.: ВПА, 1987.-136 с.
  43. А.А. Военно-педагогическое творчество: сущность, содержание и условия оптимизации /Философско-методологический анализ/. -М.: ВПА, 1988.
  44. А.А. Активные методы обучения. -М.: 1986
  45. И.Б. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы, как социокультурное явление. -Воронеж, 1996. -101 с.
  46. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.:Просвещение, 1985.- 154с.
  47. В.Л. Разработка методики формирования содержания обучения по учебной дисциплине «Тактика» в высших общевойсковых командных училищах в системе непрерывного военного образования. Дис. канд. воен. наук. -М.: ВАФ, 19%. -219с.
  48. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М.: ВШ, 1989.
  49. В.П. О критериях качества подготовки специалиста. Вестник высшей школы. -1988. № 1. -с.3−8.
  50. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192 с.
  51. Елоумберг И. В и Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973. ^с.270
  52. В.И., Вдовюк В. И., Под редакцией Барабанщикова А.В. Психология и педагогика высшей военной школы: учебное пособие. -М.: Воен-издат, 1989.
  53. В.И., Шабанов ГА. Педагогика высшей военной школы: современные проблемы в структурно-логических схемах и таблицах. Учебное пособие. М: ВУ, 1996.
  54. В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки офицеров. -Дис. докт. пед. наук. —М.: 1983
  55. А.А. активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1991. -с.207
  56. Внедрение в учебный процесс новых технологий обучения/Материалы ' научно-практической конференции. -М.: ВАФ, 1993.
  57. Военный энциклопедический словарь/ Пред. Гл. ред. комиссии Н. В. Огарков. -М.: Воениздат, 1983. -48,769,772 863с.
  58. В.Б. Проблемные ситуационные задачи и задания тестового типа/Новые методы и средства обучения. -М.: Знание, 1989.
  59. И.Н. Новое оружие-новая тактика // Военная мысль, — 1984,-№ 2, — с.34−45.
  60. И.Е. Разработка принципов построения моделей оценки эффективности современных информационных технологий учебного назначения. -СПб.: СПб iy, 1995. -21с.
  61. Военное обозрение. Информационно-методическая бюллетень N 2. -М.: УВО ГУК и ВО МО РФ, 1997.
  62. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в современной психологии. -М., 1966.
  63. .Г. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. -М.: Педагогика, 1987. -264с.
  64. П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. -М.: 1990
  65. А.К. Самообразование как социальная культура. -Л.: 1976 8. Груз дев Б. П. Дидактические проблемы военного образования/военно-научный сборник. -М.: ВА БТВ, 1995. -138с.
  66. .П. Формирование творческого мышления и индивидуализация обучения в оперативно-тактической и тактико-специальной подготовке.-М.:ВА БТВ, 1990. -120 с.
  67. В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.:Педагогика, 1986.
  68. В.П. Методика военно-педагогического исследования. М.: ВПА, 1967.
  69. М.И. Избранные труды. М.: Воениздат, 1956.
  70. В.И. Толковый словарь русского языка.- М.: Энциклопедия, 1981. -520с.
  71. В.П. Методика обучения слушателей управлению частями (подразделениями). Военная мысль. 1993, — № 9 с.52−58.
  72. В.В. Психологические условия эффективного овладения офицером управленческой деятельностью. Автореф. Дис.. канд. псих. Наук. -М.: ГА ВС, 1992. -с.21
  73. В.Ф. Основные направления реформы военного образования. Военная мысль. -1991. -№ 4. -с.55−61.
  74. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. -160с.
  75. В.И. Противоречия процесса обучения. -Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1971. -с. 182
  76. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, ТГУ, 1995. — 98 с.
  77. JI.C. О подготовке офицерских кадров Сухопутных войск к управленческой деятельности/ТВоеннаямысль-1998. -№ 2. -с.8−11.
  78. И.И. Структура процесса учения.-М.: Из-во МГУ, 1986, — 200 с.
  79. Индивидуализация обучения слушателей академии / методическое пособие. -М.: ВАФ, 1990. -96с.
  80. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981. -96с.
  81. А. Военная школа России: состояние, проблемы, перспективы. Военный парад, № 3(21), 1997.
  82. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1989.
  83. Э.Н. Пед основы развития интеллектуальных качеств офицеров. Автореф. Дис.. канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1973.
  84. Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения. -М.: ВПА, 1988.
  85. Э.М. Современные методы в учебном процессе академии. -М.: 1988
  86. Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. -М.: ВПА, 1990.
  87. Я.А. Избранные сочинения. -М.: АПН РСФСР, 1965.
  88. Я.А. Великая дидактика//Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М.:Просвещение, 1981.
  89. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд. ЛГУ, 1980. -172с.
  90. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л. :Изд-воЛГУ, 1973.
  91. В.Л. Технологии обучения: формирование и развитие / Учебное пособие. -М.: 1995.
  92. И .Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.Д980.
  93. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.
  94. И.Я. Проблемное обучение. -М.: «Знание», 1974.
  95. Лямзин М. А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) ВУЗов, дис. д-ра пед. наук. -М., ВУ, 1997.
  96. А.С. Рекомендации по организации отбора, профессионального становления и повышения квалификации преподавательского состава академии. -М.: ВАФ, 1995.
  97. Методика контроля учебных занятий в академии: Учебное пособие. ВАХЗ, 1992.
  98. Методические рекомендации по разработке средств диагностики соответствия уровня подготовки выпускника требованиям Государственного образовательного стандарта. М. ГК ВО. МГТА. 1995.
  99. Место и роль психологии и педагогики в подготовке и совершенствовании профессионализма офицерских кадров: Материалы межвузовской научно-практической конференции преподавателей психологии и педагогики вузов МО, — М.: ВУ, 1997.
  100. Методы системного педагогического исследования. Под ред. Кузьминой Н.В.-Л.: ЛГУ, 1980.
  101. Материалы учебно-методического сбора руководящего состава военных академий, от 26.03.98. -М.: УВО ГУК МО РФ, 1998.
  102. Методика преподавания опертивно-тактической подготовки общевойсковых частей и соединений / учебное пособие. -М.: ВУ, 1998.
  103. Методика применения новых информационных технологий в академии при подготовке и проведении основных видов занятий / учебно-методические материалы. -М.: ВАФ, 1997. -114с.
  104. А.В. Педагогические основы тактической подготовки командиров и штабов частей (соединений) ВВ к КШУ. Дисс.канд.пед.наук.-М., 1998.
  105. Н.М., Снеговский В. Я., Соколов А. Г., Швырев В. Ю. Российские Вооруженные Силы в чеченском конфликте: анализ. Итоги, выводы. -Париж. -М.: 1985
  106. Новые технологии обучения. ИЦ по проблемам управления качеством подготовки специалистов. М. 1991.
  107. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Рус. яз., 1991.-917с.
  108. Опыт работы кафедр академии по внедрению активных методов обу-чения./Методический сборник № 80. -М.: ВАФ, 1992. -123с.
  109. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. В. С. Аванесов. Изд. МИСиС. М., 1989.
  110. Опыт кафедр по совершенствовании системы контроля. -М.: МГУ, 1986. -96с.
  111. Опыт анкетных опросов: Из истории социальных и психологических исследований в Российской армии. Информационно-методический сборник. -М., 1993.-№ 4(7).
  112. Применение рейтинговой системы контроля знаний студентов. М.: 1992.
  113. Проблемы комплексного применения ТСО в целях повышения эффективности и качества занятий по военно-специальной подготовке слушателей и курсантов: Материалы научно-методической комиссии/ МО СССР ГУ ВУЗ, 1984. -83с.
  114. Педагогический словарь. В двух томах. М: Изд-во АЛЛ РСФСР, 1960. -Т. 1.-774с.- Т.2.-766с.
  115. Постижение военного искусства. Идейное наследие А. Свечина -М.- 1999 г. Стр 540.
  116. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. — 608 с.
  117. И.К., Макашов В .Я. Некоторые вопросы самообразования офицерского состава. -Методические рекомендации ЭВЗРКУ ПВО. -1985
  118. Рекомендации по методике применения ТСО в учебном процессе академии / Учебное пособие. -М.: ВАФ, 1985. -104с.
  119. Решение пленарного заседания научно-методической комиссии по применению ТСО при ГУ ВУЗ МО СССР/ -М.: МО СССР, ГУ ВУЗ, -М.:1987.
  120. Рейтинг в учебном процессе вуза. Опыт, проблемы, рекомендации. М.: Гуманитарная академия ВС, 1992.
  121. Сборник категорий, понятий и терминов по военной педагогике и педагогике высшей военной школы: Учебно-методическое пособие. -М.: ВПА, 1990,-с.63
  122. Я.И. и др. Методология и методы педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1989. -с.224
  123. Совершенствование оперативно-тактической (тактической) подготовки слушателей (курсантов) в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской федерации, (шифр «Тактика-97»). Промежуточный отчет. -М.: ВАБТВ, 1998,-150с.
  124. Современные технологии обучения. Сборник научно-методических трудов. Вып.1. С.-Птб.: ПС РФ высшего образования, С-Птб ГЭУ, 1995. — 97 с.
  125. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. -Т.З. -М.: Педагогика, 1981. 650 с. 172.
  126. Л.Ф., Покатов А. В. Содержание военного образования и пути его совершенствования // Научно-методический сборник МО РФ. -1993. -№ 43. -с.3−7.
  127. М.Н. Проблемы дидактики. -М., 1984. -164с.
  128. М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М., 1971.
  129. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России. -СПб.: СПб ГУ, 1995. -39с.
  130. С.И. Применение некоторых количественных методов ъ конкретных психолого-педагогических исследованиях. -М.: ВПА, 1974
  131. Таланчук Н.М.: Критерии оценки передового опыта педагогического опыта. /Советская педагогика. 1979. № 7
  132. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста. Современная высшая школа.-1986. -№ 2. -с.75−84.
  133. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. -№ 3. -с.10−14.
  134. Э. Н. Совершенствование оперативно-тактической подготовки слушателей военных академий. -М.- 1998.
  135. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л. Ф. Йльичев, П. Н. Федосеев, С. Н. Ковалев, В. Г. Панов -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -840с.
  136. К.Д. Собрание сочинений в 5 томах. -М.-Л.: 1949. -Т. 5.
  137. Ю.Ф. Повышение эффективности познавательной деятельности слушателей академии. М.: ВПА, 1988.
  138. Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений. -Дис. канд. пед. наук. 1992.
  139. Перечень приложений к диссертации.1 .Методика опытно- экспериментальной работы
  140. Основные положения комплексно-целевой программы совершенствования оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов.
  141. Квалификационные требования к выпускнику Военного университета МОРФ.4.Оценочная карта лекции.
  142. Оценочная карта семинарского занятия.
  143. Оценочная карга устного выступления.
  144. АНКЕТА для преподавателей ВУЗов.
  145. АНКЕТА для слушателей ВУЗа.
  146. ПЛАН индивидуальных заданий на самостоятельную работу слушателей
  147. Принципиальная схема дисциплины «оперативно-тактическая подготовка «(предлагаемая).
  148. Критерии и их показатели (критериальные признаки) процесса оперативно-тактической подготовки.
  149. Карта экспертной оценки уровня оперативно-тактической подготовки слушателей.
  150. Место технологии обучения в системе обученияВУЗа.
  151. Траектория познавательной деятельности слушателей по оперативно-тактической подготовке
  152. Структура концепции оперативно-тактической подготовки
  153. МЕТОДИКА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.1. Цели исследования:
  154. Выявить педагогические основы оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов.
  155. Экспериментально проверить систему мер по повышению эффективности процесса оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов.
  156. Обосновать пути совершенствования процесса оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов и выработать практические рекомендации по их реализации.
  157. Объектом исследования является: оперативно-тактическая подготовка слушателей ВУЗов.
  158. Предмет исследования: педагогические основы процесса оперативно-тактической подготовки.
  159. Этапы исследования Задачи и методы исследования Содержание работы исследователя
  160. Методы эмпирического уровня: наблюдения, анкетирование, интервьюирование, беседы, изучение результатов деятельности, сбор опытных данных, обобщение независимых характеристик, констатирующии эксперимент и ДР.
  161. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ комплексно-целевой программы совершенствования оперативно-тактической подготовки слушателей ВВУЗов.
  162. Планируется использовать в данных целях разработанную систему педагогических воздействий и взаимодействий.
  163. Содержание мер Ответственные
  164. На факультетах (курсах) слушателей Разработка целей оперативно-тактической подготовки на каждом курсе обучаемых. Закрепление в документах по планированию. Ком. подразделений слушателей.
  165. Педагогическое обеспечение процесса обучения оперативно-тактической подготовке.
  166. Содержание оперативно-тактической подготовки слушателей предполагает её построение в соответствии с квалификационными требованиями к выпускнику ВУЗа
  167. Организация процесса обучения оперативно-тактической подготовке слушателей в ВУЗах.
  168. Цель: обеспечить профессиональную направленность оперативно-тактической подготовки. Создание оптимальных организационно-педагогических условий для повышения ее эффективности.1. В ВУЗе Руководя
  169. Разработка и всестороннее обеспечение технологии про- щийблемного подхода- установление межкафедральных и межпред- составметных связей- ВУЗакоординация их деятельности по проблемам совершенство-вания оперативно-тактической подготовки слушателей.
  170. Результаты обучения оперативно-тактической подготовке.
  171. В подразделениях слушателей Изучение результатов и соотнесение их с целевыми установками на подготовку выпускников к практической деятельности в войсках- внесение корректив в дальнейшую деятельность Командование подразделений слушателей ' |
  172. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к выпускнику Военного университета МО РФ
  173. Кафедра оперативно-тактической подготовки проводит исследование уровня эффективности процесса обучения ОТП слушателей -ВУЗов. С этой целью хотелось бы использовать опыт и мнение широкого круга людей, в том числе и Ваше.
  174. Просим Вас после прослушивания лекции оценить ее при помощи критериев. Проявление определенного элемента лекции обозначьте знаком +.
  175. Результаты анкеты будут использованы только для научно-исследовательской работы. Документ можно не подписывать.
  176. Раньше, чем оценивать лекцию по критериям, сделайте оценку лекции в целом (подчеркните):
  177. Отличная образцовая лекция- 3. Лекция среднего уровня
  178. Хорошая лекция- 4. Малоудачная лекция.1. Тема лекц иипп Критерии Полностью Значительно Частично Непро-являеггся
  179. Оригинальность и целеустремленность лекции
  180. Высокий теоретический уровень (глубина анализа и использование работ классиков о войне и армии).3 Новые научные достижения
  181. Связь теоретических знаний с практикой (с жизнью войск)
  182. Логичность лекции (упорядочение)
  183. Примеры из военной практики убедительность аргументов и правильное их использование
  184. Подчиненность лекций родов войск общевойсковой, тактике
  185. Элементы связи военных дисциплин с МПОилр.9 Культура речи
  186. Наглядность и применение тех. средств
  187. П. Элемент воспитательного влияния лекции на слушателей12 Контакт со слушателями
  188. Свободносп» преподнесения учебного материала (преподаватель не читает)
  189. Записи, зарисовки схем, наброски так-тическ. обсггановок15 Применение фильмов.
Заполнить форму текущей работой