Педагогические основы оперативно-тактической подготовки слушателей вузов Сухопутных войск
Обучение осуществлять в рамках тематических курсов по каждому виду боя и передвижения. Тематический курс делить на учебные циклы, предусматривающие конечной целью формирование определенной группы умений, в основу которых положить инвариантные составляющие работы командира по организации боя и управлении частями (подразделениями) в бою. Последовательность изложения учебного материала следует… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА I. Педагогическая теория и практика оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов Сухопутных войск
- 1. 1. Основные факторы, обусловливающие возрастание роли оперативно-тактической подготовки офицеров в современных условиях
- 1. 2. Сущность процесса оперативно-тактической подготовки и его характеристика
- 1. 3. Анализ педагогической практики оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов Сухопутных войск
- ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование процесса оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов Сухопутных войск
- 2. 1. Содержание, организация и методика опытно-экспериментальной работы по повышению эффективности процесса оперативно-тактической подготовки слушателей
- 2. 2. Выявление, обоснование основных критериев и показателей эффективности оперативно-тактической подготовки слушателей
- 2. 3. Анализ результатов педагогического эксперимента
- ГЛАВА III. Пути повышения эффективности оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов Сухопутных войск
- 3. 1. Оптимизация содержания и структуры оперативно-тактической подготовки слушателей
- 3. 2. Использование современных педагогических технологий в процессе оперативно-тактической подготовки слушателей
- 3. 3. Совершенствование методики преподавания оператавно-тактической подготовки в ВУЗах Сухопутных войск
Педагогические основы оперативно-тактической подготовки слушателей вузов Сухопутных войск (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Подготовка военных кадров во многом обусловливается развитием военно-политической обстановки, социально-экономическими условиями общества, современным научно-техническим прогрессом, состоянием и перспективами развития военного дела характером и перспективами развития профессиональной деятельности офицерского состава. Все это требует формировать у офицеров наряду с общими качествами, присущими всем специалистам, еще немало других качеств, обусловленных спецификой их служебной деятельности в мирное и военное время.
Специфическая особенность оперативно-тактической подготовки военных кадров состоит в том, что их необходимо готовить к решению задач в условиях противоборства с вероятным противником. Это накладывает большую ответственность на профессиональную деятельность офицерского состава, уровень знаний которого оценивается важнейшим критерием — выполнением боевой задачи, понесенными при этом, потерями в личном составе и боевой технике.
Историко-педагогический анализ оперативно-тактической подготовки свидетельствует о том, что в доперестроечное время в Вооруженных Силах она представляла собой стройную систему обучения военных кадров, позволявшую углублять знания, совершенствовать умения и навыки офицеров для успешного решения боевых задач. Целесообразно подчеркнуть, что этому способствовали объективные факторы, заключающиеся в том, что:
— военной доктриной страны был определен вероятный противник в лице НАТО и США, что конкретизировало оперативно-тактическую подготовку офицеров и Вооруженных Сил в целом;
— в войсках планировались и проводились тактические учения, маневры, в учебные программы ВУЗов были включены и реально проводились командно-штабные учения (КШУ) и командно-штабные военные игры (КШВИ).
— внедрялись новые образцы вооружения и военной техники совершенствовалась учебная материально-техническая база;
— органы управления, войска и ВУЗы не испытывали трудностей в обеспечении материальными и финансовыми ресурсами;
— оперативно-тактическая подготовка офицеров осуществлялась руководителями, имеющими большой личный практический опыт.
За годы перестройки уровень оперативно-тактической подготовки, ее качество резко снизились как в войсках, так и в ВУЗах. Сократилось планирование и проведение тактических учений в войсках, из учебных программ ВУЗов в связи с сокращением лимита времени на оперативно-тактическую подготовку и сокращение сроков обучения в ВУЗах были исключены КШУ и КШВИ.
Негативное влияние на образовательный процесс оказали социальная неустроенность, отсутствие у слушателей перспективы служебного роста после выпуска, так как назначение выпускников осуществлялось на должность той же штатной категории, что и до поступления в ВУЗ. Как следствие этого, понизился конкурс, что привело к снижению уровня подготовленности офицеров, поступающих в ВУЗы. Недостаточное финансирование ВУЗов еще более усугубило проблемы образовательного процесса.
На современном этапе стоит задача не только восстановить прежние позиции, но и, как определено Концепцией развития военного образования в ВС РФ — вывести его на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры военных кадров, формировать у офицеров высокие нравственные качества гражданина и защитника Отечества.1.
Осуществляемое реформирование системы военного образования вызывает много творческих споров и суждений, прежде всего в среде руководящего и преподавательского состава военно-учебных заведений.
1 См. Концепция развития военного образования. Приказ МО РФ 1993 г N 191.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года, приказ Министра обороны Российской Федерации N 191 от 13 апреля 1993 года, обмен мнениями на научно-практических конференциях и семинарах в Вооруженных Силах Российской Федерации, прошедших в 1998 году, не завершили дискуссий. Они, напротив, нацелили на достижение новых рубежей и поиск педагогических инновационных направлений военного обучения1.
Исследования путей совершенствования военного образования, систематизация передового педагогического опыта, накопленного в ВВУЗах, обоснование основ военного профессионального образования нашли отражение в.
2 ^ работах Барабанщикова А. В, Муцынова С. С, Алексахина А. Т., Резниченко В. Г4., Вдовюка В.И.5, Лямзина М.А.6 Проблеме интенсификации процесса обучения на основе проблемно-деятельностного подхода, и применения активных форм обучения посвящены научные работы Короткова Э. Н, Вербицкого А. А8., Кроме того, частные проблемы улучшения качества обученности военных специалистов неоднократно освещались в периодической печати.
1 Закон РФ «Об образовании», от 10 июля 1992 г.\Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992. — № 30. Приказ Министра обороны РФ № 191 от 13 апреля 1993 г.: О развитии системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: Воениздат, 1993. -45с. О концепции реформирования системы образования Российской Федерации. Парламентские слушания 20 января 1998 г. -М.
2 См.: Барабанщиков А. В. О закономерностях процесса обучения: научно-методический сборник № 3. -М., 1971.
3 См. Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера. -М.: 1985.
4 См. Резниченко В. Г. Некоторые вопросы тактики и оперативного искусства в современных условиях: Учебное пособие.-М.: ВАФ, 1982.
5 См.: Вдовюк В. И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки офицеров. -Дисс. докт. пед. наук. -М., 1983.
6 Лямзин М. А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) ВУЗов, дис. д-ра пед. наук. -MJBV, 1997.
7 См. Короткое Э. Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. -М.: ВПА, 1990,.
8 См. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991.
Отмечая бесспорную ценность этих научных трудов и вклад их авторов в развитие дидактики высшей военной школы, следует отметить, что по объективным причинам определенная часть из ранее проведенных исследований по совершенствованию образовательного процесса в военно-учебных заведениях уже не в полной мере соответствуют предъявляемым к нему современным требованиям. Потребность в высоком качестве оперативно-тактической подготовки офицеров, обладающих комплексом специальных профессионально-педагогических навыков и умений, а также недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы обусловили ее актуальность и выбор в качестве темы диссертационного исследования.
Цель исследования заключается в уточнении педагогических основ оперативно-тактической подготовки, определении теоретических положений технологии обучения военных специалистов и выработке практических рекомендаций по совершенствованию оперативно-тактической подготовки слушателей.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи: -провести анализ теоретико-педагогические основ оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов, уточнить педагогические основы повышения эффективности оперативно-тактической подготовки;
— опытно-экспериментальным исследованием процесса выявить и обосновать основные критерии оперативно-тактической подготовки, разработать и апробировать комплексно-целевую программу повышения эффективности оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов.
— разработать педагогические пути совершенствования оперативно-тактической подготовки слушателей военных академий и университетов.
— разрешить противоречие между возрастающим объемом содержания оперативно-тактических дисциплин и возможностями обучаемых по его усвоению;
Объектом исследования выбран процесс оперативно-тактической подготовки слушателей военных академий и университетов к профессиональной деятельности.
В качестве предметапедагогические основы оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов.
Объективный процесс непрерывного совершенствования средств вооруженной борьбы на основе достижений научно-технического прогресса и, как следствие, необходимое изменение способов их применения на поле боя, приводит к постоянному обновлению и росту объема учебной информации. Военные ученые утверждают, что каждые 8−10 лет объем научной информации увеличивается вдвое, тогда как время на ее усвоение возрастает незначительно1. По этому, в качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что основным противоречием процесса оперативно-тактической подготовки офицеров является возрастание существующего разрыва между ростом объема учебной информации в области военного дела и уменьшением сроков на ее изучение военными специалистами.
Данное противоречие может быть разрешено разработкой оптимальной структуры и содержания оперативно-тактической подготовки в ВУЗахиспользованием педагогических технологий в процессе оперативно-тактической подготовкиулучшением методики преподавания оперативно-тактической подготовки слушателям ВУЗов, обобщением передового опыта подготовки и проведения занятий, внедрением его в практику образовательного процесса.
Методологическая основа исследования представляет собой основополагающие законы и принципы военной науки, общей и военной психологии и педагогики. Исследование строилось с учетом выводов современной науки о системном подходе к изучению явлений действительностио роли деятельности в развитии личностио ведущей роли коллективной деятельности в.
1 Кор от ков Э. Н. Технология проблемно-деяпгельностного обучения в ВУЗе. -М.- ВПА, 1990. -170с. формировании и развитии личностиоб активности личности в практической деятельности и др.
Теоретическую базу исследования составили следующие педагогические положения ученых-педагогов, военных деятелей: ведущая роль коллективной трудовой деятельности в формировании личности (А.С.Макаренко) — тесная связь обучения и воспитания как основа выработки привычек и качеств человека (К.Д.Упшнский1) — необходимость офицеру обладания теми качествами, которые нужно выработать у подчиненных (М.И.Драгомиров) — развитие практической направленности обучения офицеров (А.В.Суворов).
В исследовании нашли применение положения о путях совершенствования и развития содержания, организации и методики обучения военнослужащих (А.В.Барабанщиков4) — об активной и целеустремленной деятельности офицеров по самосовершенствованию (И.К.Радченко) — о педагогической культуре офицера, как важном условии осуществления им педагогической деятельности (С.С.Муцынов5) — о развитии творческого мышления слушателей ВУЗов в процессе обучения (Э.Н.Коротков) — о критериях оценки эффективности обучения и воспитания военнослужащих (В.И.Вдовюк, 6 П.Н.Городов) и др. В основу научно-исследовательской работы были положены фундаментальные положения концепции проблемно-деятельностного обучения и личностио-социально-деятельностного подхода, разработанных коллективом военных педагогов под руководством Барабанщикова А.В.
См. Ушинский К Д. Собрание сочинений в 5 томах. —M.-JL: 1949.
2 См. Драгомиров М. И. Избранные труды. -М.: 1956. -с.489.
3 См. Суворов А. В. Наука побеждать.-М.- 1987.
4 См. Барабанщиков А. В. Психология и педагогика высшей военной школы: учебное пособие. -М.: Воениздаг, 1989. Барабатцнков А. В. О закономерностях процесса обучения: научно-методический сборник № 3. -М.: ГУ ВУЗ МО СССР, 1971.
5 См. Барабанщиков А. В., Муцинов С. С. Педагогическая культура офицера. -М.: 1985.
6 См. Вдовюк В. И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки офицеров. -Дис. докт. пед. наук. -М.: 1983.
7 См. Городов П. Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. -М.: 1990.
Исследование проводилось на базе двух военных академий (Военной академии им. Петра Великого и Общевойсковой академии) и трех военных университетов (ВУ, ВИУ и ВУ РХБЗ).
Этапы и методы исследования.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа, на каждом из них, в зависимости от решаемых задач, использовались различные методы.
Первый этап (1995;1996гг.). Основными задачами являлись: анализ исследуемой проблемы, сбор литературных источников и изучение информационного поляизучение реального состояния процесса оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов, противоречий и тенденций данного процессаопределение объекта и предмета, цели и задач исследования, построение предварительной рабочей гипотезы. На данном этапе осуществлялся теоретический анализ проблемы, апробация разработанного инструментария, его корректировка и приведение в форму, удобную для обработки на ЭВМуточнялся научный аппарат исследования.
Второй этап (1997;1998гг.) представлял опытно-экспериментальную часть исследования. Проведение педагогического эксперимента по выявлению и обоснованию критериев оценки и педагогических основ повышения эффективности оперативно-тактической подготовки. Одновременно формулировались предварительные теоретические выводы и практические рекомендации по ее совершенствованию.
Третий этап (1999;2000гг.) включал теоретический анализ и обобщение результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, внедрение выводов и рекомендаций в педагогическую практику ВУЗовподготовку и издание научных публикаций по исследуемой проблемелитературное оформление диссертации.
Комплексная методика исследования включала: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, изучение и обобщение опыта и результатов деятельности различных категорий офицеров в войсках, обобщение независимых характеристик, моделирование, педагогический эксперимент, изучение научных источников, анализ и синтез, и др.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Уточнено содержание процесса обучения оперативно-тактической подготовке, под которым понимается целенаправленный, организованный, непрерывный, постоянно развивающийся военно-педагогический процесс, включающий в себя взаимосвязанную деятельность профессорско-преподавательского состава и слушателей по их профессиональной подготовке, моделирование его к проведению занятий, обеспечивающего возможность единого подхода к выработке оптимальных путей формирования профессионализма офицерского состава.
2. Выявлены и уточнены педагогические основы оперативно-тактической подготовки: историко-педагогические и научные предпосылки, сущность и содержание, цели и задачи, факторы, условия и противоречия, оказывающие воздействие на образовательный процесс, педагогический инструментарий (методы, формы и средства) повышения эффективности оперативно-тактической подготовки, результат.
3. Разработана и проверена опытно-экспериментальным путем комплексно-целевая программа повышения эффективности оперативнотактической подготовки слушателей ВУЗов.
4. Разработаны и предложены основные пути повышения эффективности оперативно-тактической подготовки:
— оптимизация структуры и содержания оперативно-тактической подготовки в ВУЗах;
— использование современных педагогических технологий в процессе оперативно-тактической подготовки;
— улучшение методики преподавания оперативно-тактической подготовки слушателям ВУЗов.
На защиту выносятся:
1. Педагогические основы повышения эффективности оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов.
2. Комплексно-целевая программа повышения эффективности оперативнотактической подготовки слушателей ВУЗов, в основу которой положены выводы и предложения диссертационного исследования.
3. Основные пути повышения эффективности оперативно-тактической подготовки слушателей, а также практические рекомендации по их реализации.
Теоретические выводы, полученные в результате исследования, способствуют повышению эффективности профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава ВУЗов, вооружают его методикой работы со слушателями при подготовке к занятиям, а также рекомендациями по эффективному их проведению.
Практическая значимость исследования заключается в научно-прикладной разработке педагогических путей, форм, средств и методов совершенствования оперативно-тактической подготовки. Теоретические выводы и практические рекомендации, полученные в результате исследования, способствуют повышению эффективности процесса оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные теоретические положения в области отечественной педагогики и психологии, комплексным характером методики исследования, адекватностью методов исследования поставленным задачам, представительной выборкой, позитивными результатами при воспроизведении научно обоснованных рекомендаций в ВУЗах МО РФ.
Апробация теоретических положений и практических рекомендаций осуществлялось на протяжении всего исследования в двух военных академиях и трех военных университетах. Предварительные итоги обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, оперативно-тактической подготовки Сухопутных войск Военного университета. Основные положения исследования докладывались автором на занятиях с преподавательским составом кафедр педагогики и оперативно-тактической подготовки Сухопутных войск Военного университета.
Материалы исследования были положены в основу разработки учебных программ и тематических планов оперативно-тактической подготовки слушателей, в частности, для вновь созданного в Военном университете факультета по подготовке заместителей командиров по воспитательной работе, также методических рекомендаций для проведения занятий со слушателями ВУЗов. Автор принимал активное участие в составе исследовательской группы по разработке «Концепции оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов МО РФ». В содержание данного документа им разработан материал для двух глав.
Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Выводы по главе:
1 .Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила, что структуру и последовательность изучения оперативно-тактических дисциплин целесообразно строить таким образом, чтобы слушатели-выпускники были подготовлены действовать в боевой обстановке, как по занимаемой должности, так и, при необходимости, в роли руководителя боевых действий. Для этого целью первого года обучения необходимо ставить овладение ими умением решать типовые профессиональные задачи, в свою очередь целью второго и третьего годов обучения — умение решать различные профессиональные (нетиповые) задачи в любых условиях оперативно-тактической подготовки.
Обучение осуществлять в рамках тематических курсов по каждому виду боя и передвижения. Тематический курс делить на учебные циклы, предусматривающие конечной целью формирование определенной группы умений, в основу которых положить инвариантные составляющие работы командира по организации боя и управлении частями (подразделениями) в бою. Последовательность изложения учебного материала следует принципиально изменить. Вместо традиционного построения (нормативное положение — его обоснование — практическое применение) подачи учебного материала применить следующую схему обучения: от сущности противоречивого явления — к рекомендуемым нормативным положениям — и к их практическому использованию.
Необходимый резерв времени для повышения качества обученности военных специалистов заключается в том, чтобы для проведения комплексных тактических задач создавался единый фон оперативно-тактической обстановки. Это позволит несколько сократить объем необходимого времени для «врастания» слушателей в тактическую обстановку задачи, так как каждая новая тактическая задача будет логически вытекать из предыдущей.
2. Предлагаемую последовательность достижения целей в тематическом курсе можно сформулировать в виде разделения целей теории и практики тактики. Для планомерного достижения поставленных целей как по теории тактики, так и по ее практике строить соответствующую образовательную траектория, которую в общем виде представить следующим образом: лекция — самостоятельная работа — лекция — самостоятельная работа — групповые упражнения — практические занятия — семинар — тактическая летучка — зачет — экзамен.
Это позволит обучаемым приобретать знания, умения и навыки по теории и практике тактики последовательно в соответчик с познавательной деятельностью, без разрывов при отработке тематических курсов, устранить существующий недостаток изучения практики тактики без приобретения соответствующих знаний и умений по ее теории.
Предлагается в дидактическую систему технологии обучения ввести практическое занятие, целью которого определить приобретение обучаемыми умений и навыков по теории и практике тактики посредством решения тактических задач, соответствующей достигаемому уровню обученности сложности оперативно-тактической обстановки. На заключительном этапе тематического курса проводить семинарское занятие, с целью обобщения полученных знаний и развития творческого мышления обучаемых.
3. Направленность изменения методики работы преподавателя определить как создание на занятиях нетипичных (критических) ситуаций, с целью выработки у слушателей психологической устойчивости и развития у них творческого мышления в ходе принятия решения в экстремальных условиях оперативно-тактической обстановки.
Для достижения поставленных целей обучающий должен обладать педагогическим творчеством, которое заключается в самостоятельности педагога в оценке педагогических ситуаций, в выборе, сочетании форм, средств и методов обучения в образовательном процессе по оперативно-тактической подготовке слушателей военных академий и университетов Сухопутных войск.
Практические рекомендации.
Исследование педагогических основ оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов позволяет предложить комплекс мер, направленных на совершенствование обучения слушателей и повышение качества подготовки офицерских кадров в ВУЗах. С этой целью предлагается:
Управлению военного образования рекомендовать введение «Комплексно-целевой программы совершенствования оперативно-тактической подготовки слушателей» (приложение 2) в качестве планирующего документа для руководства при планировании учебного процесса в ВУЗах.
В ВУЗах целесообразно провести научно-практические конференции и семинары по обмену опытом на кафедрах оперативно-тактических дисциплин и в подразделениях слушателей по проблемам совершенствования оперативно-тактической подготовки офицеров. Совместно с учеными кафедр оперативно-тактических дисциплин рекомендовать издание сборника профессионально-ориентированных учебно-ролевых тактических игр с методическими рекомендациями по их подготовке и проведению.
Кадровым органам ВУЗов, начальникам факультетов и курсов предложить отражать уровень оперативно-тактической подготовки слушателей в аттестационных и служебных характеристиках.
Учебно-научным подразделениям, совместно с кафедрами оперативно-тактических дисциплин и подразделениям слушателей предусмотреть разработку комплексного плана подготовки по оперативно-тактическим дисциплинам на время обучения в ВУЗе, организационно-методические указания на учебный год для каждого факультета, курса обучения.
На кафедрах оперативно-тактических дисциплин (№ 1, № 2 и № 3) Военного университета (ВУ) целесообразно спланировать подготовку нового учебника, учебного пособия (или новое издание имеющегося) «Методика преподавания оперативно-тактической подготовки общевойсковых частей и соединений», а также частных методик преподавания данного предмета применительно к специфике ВУЗа. Изыскать возможности для ежегодного включения работ слушателей по проблематике оперативно-тактической подготовки, в научный сборник, издаваемый в ВУ.
Перспективное исследование проблемы целесообразно осуществлять по следующим направлениям: педагогические проблемы оперативно-тактической подготовки офицеров в системе непрерывного военного образованияпедагогическая система оперативно-тактической подготовки слушателей гуманитарных ВУЗоввлияние организационно-педагогических факторов на эффективность оперативно-тактической подготовки слушателей.
Список литературы
- Закон РФ «Об образовании», от 10 июля 1992 г.\Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992. № 30.
- Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 5.01.1996
- Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принят ГД 19 июля 1996 г., одобрен Советом Федерации 7августа 1996 г.\ Военное образование, 1996 г., № 1.
- Государственные образовательные стандарты. М.: 1994. Приказ МО РФ 1994 r. N 362.
- Концепция строительства Вооруженных Сил. Указ Президента РФ от 31.07.1997.
- Концепция развития военного образования. Приказ МО РФ 1993 г N 191.
- Положение о ВУЗах МО РФ. М.-2000г: Приказ МО РФ. N 10 от 4. 2000 г.
- Положение о порядке применения государственных образовательных стандартов в вузах МО РФ. Приказ МО РФ 1995 г. N 420.
- Боевой устав Сухопутных войск. Часть 2 (батальон, рота): введен в действие приказом главнокомандующего Сухопутными войсками от 19 июля 1989 г. № 35. -М.: Воениздаг, 1989.
- Приказ Министра обороны РФ № 156 от 17 мая 1994 г.: О государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в части Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования. -М.: Воениздат, 1994. -Зс.
- Приказ Министра обороны РФ № 191 от 13 апреля 1993 г.: О развитии системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: Воениздат, 1993. -45с.
- Приказ Министра обороны РФ от 22 июля 1993 г.: О совершенствовании подготовки научно-педагогических кадров в Министерстве обороны Российской Федерации. -М.: Воениздат, 1993. -78с.
- Приказ Министра обороны РФ № 217 от 9 ноября 1992 г.: Руководство по участию слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ в конкурсе на лучшую научную работу.-М.: Воениздат, 1992.- 54с.
- Приказ Министра обороны РФ № 292 от 22 декабря 1992 г.: О результатах проверки военно-учебных заведений.-М.: Воениздат, 1992.- 36с.
- Приказ ГК СВ № 106 от 14 июля 1993 г.: О создании комиссий по разработке квалификационных характеристик специалистов, учебных планов и программ подготовки слушателей и курсантов ВУЗов СВ. -М.: Воениздат, 1993. -60с.
- Постановление коллегии Министерства обороны от 6 февраля 1993 г.: Об основных направлениях развития системы военного образования в МО РФ. -М.: Воениздат, 1993. -32с.
- Директива МО РФ № 86 1995г.: О распределении времени учебных занятий в учебных планах военно-учебных заведений МО РФ. -М.: Воениздат, 1995.
- Директива Министра обороны РФ Д-43. 1994 г.: О введении в действие учебной нагрузки, планирования и учета труда преподавательского состава
- ВУЗов МО РФ. -М.: Воениздат, 1994.
- Федеральная программа развития образования в России/ГК РФ по высшему образованию. -М.: Министерство образования РФ, 1996.
- О концепции реформирования системы образования Российской Федерации / Парламентские слушания 20 января 1998 г. -М.: Комитет по образованию и науке, 1998. -11с.
- Рекомендации по разработке квалификационных характеристик офицеров-выпускников высших военно-учебных заведений МО СССР.-М.: ГУ ВУЗ МО СССР, 1989, — 36с.
- Рекомендации по разработке учебных планов и программ для подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Министерства обороны СССР. Рукопись.-М.:ГУ ВУЗ МО СССР, 1989.-48с.
- Рекомендации по организации обучения слушателей и курсантов по индивидуальным планам. Рукопись.-М.:ГУ ВУЗ МО СССР, 1989.-18с.
- Квалификационная характеристика на офицера-выпускника ВУ. -М.: 1996.
- Отзывы на выпускников ВУ. Делопроизводство учебного отдела.
- Учебная программа подготовки слушателей ВУ по дисциплине «Оперативно-тактическая подготовка «. -М.: ВУ, 1996 г.
- Тематический план изучения дисциплины «Оперативно-тактическая подготовка «. -М.: ВУ, 1996 г.
- Альбом схем и основных положений военной педагогики. —М.:1985.
- Активные формы обучения в учебном процессе/УОсновы дидактики высшей военной школы: учебное пособие. -М.: ВАФ, 1994.
- Активные методы обучения или деловые игры? Вестник высшей школы. 1988. -№ 1. — с.71−76.
- Алексеев В.Д., Андреев Г. П., Давыдов Н. А. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса в академии на основе использования ЭВМ. -М.: ВПА, 1988.
- Амелин В.И. Семинар: опыт, размышления, поиск, выводы, рекомендации. -М.: ВАФ, 1997. 35с.
- Арутюнов Ю.С., Борисова Н. В. и др. О классификации методов активного обучения. Тезисы докладов межведомственной школы-семинара по активным методам обучения. -Рига.: Школа, 1983.
- Большая Советская энциклопедия. -М.: 1974.
- Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. Под. ред. А. В. Барабанщикова. -М.: ВПА, 1980, с.277
- Барабанщиков А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера. -М.: 1985.
- Барабанщиков А.В., Конюхов Н. И. Теоретические и методические вопросы выработки профессиограмм выпускников академии ВПА. -1987
- Барабанщиков А.В. Дидактические проблемы высшей военной школы.-М: 1988
- Военная педагогика и психология. /Под редакцией А. В. Барабанпщкова. -М.: 1984.
- Барабанщиков А.В., Звягинцев В. Г. Педагогика высшей военной школы: Учебное пособие. М.: ВПА, 1985. -134 с.
- Барабанщиков А.В., Давыдов В. П., Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии: Учебное пособие. -М.: ВПА, 1987.-136 с.
- Балаховский А.А. Военно-педагогическое творчество: сущность, содержание и условия оптимизации /Философско-методологический анализ/. -М.: ВПА, 1988.
- Балаев А.А. Активные методы обучения. -М.: 1986
- Баткин И.Б. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы, как социокультурное явление. -Воронеж, 1996. -101 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.:Просвещение, 1985.- 154с.
- Барышев В.Л. Разработка методики формирования содержания обучения по учебной дисциплине «Тактика» в высших общевойсковых командных училищах в системе непрерывного военного образования. Дис. канд. воен. наук. -М.: ВАФ, 19%. -219с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М.: ВШ, 1989.
- Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста. Вестник высшей школы. -1988. № 1. -с.3−8.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192 с.
- Елоумберг И. В и Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973. ^с.270
- Варваров В.И., Вдовюк В. И., Под редакцией Барабанщикова А.В. Психология и педагогика высшей военной школы: учебное пособие. -М.: Воен-издат, 1989.
- Вдовюк В.И., Шабанов ГА. Педагогика высшей военной школы: современные проблемы в структурно-логических схемах и таблицах. Учебное пособие. М: ВУ, 1996.
- Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки офицеров. -Дис. докт. пед. наук. —М.: 1983
- Вербицкий А.А. активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1991. -с.207
- Внедрение в учебный процесс новых технологий обучения/Материалы ' научно-практической конференции. -М.: ВАФ, 1993.
- Военный энциклопедический словарь/ Пред. Гл. ред. комиссии Н. В. Огарков. -М.: Воениздат, 1983. -48,769,772 863с.
- Володин В.Б. Проблемные ситуационные задачи и задания тестового типа/Новые методы и средства обучения. -М.: Знание, 1989.
- Воробьев И.Н. Новое оружие-новая тактика // Военная мысль, — 1984,-№ 2, — с.34−45.
- Вострокнутов И.Е. Разработка принципов построения моделей оценки эффективности современных информационных технологий учебного назначения. -СПб.: СПб iy, 1995. -21с.
- Военное обозрение. Информационно-методическая бюллетень N 2. -М.: УВО ГУК и ВО МО РФ, 1997.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в современной психологии. -М., 1966.
- Гершунский Б.Г. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. -М.: Педагогика, 1987. -264с.
- Городов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. -М.: 1990
- Громцева А.К. Самообразование как социальная культура. -Л.: 1976 8. Груз дев Б. П. Дидактические проблемы военного образования/военно-научный сборник. -М.: ВА БТВ, 1995. -138с.
- Груздев Б.П. Формирование творческого мышления и индивидуализация обучения в оперативно-тактической и тактико-специальной подготовке.-М.:ВА БТВ, 1990. -120 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.:Педагогика, 1986.
- Давыдов В.П. Методика военно-педагогического исследования. М.: ВПА, 1967.
- Драгомиров М.И. Избранные труды. М.: Воениздат, 1956.
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка.- М.: Энциклопедия, 1981. -520с.
- Дяжинин В.П. Методика обучения слушателей управлению частями (подразделениями). Военная мысль. 1993, — № 9 с.52−58.
- Дударев В.В. Психологические условия эффективного овладения офицером управленческой деятельностью. Автореф. Дис.. канд. псих. Наук. -М.: ГА ВС, 1992. -с.21
- Ермаков В.Ф. Основные направления реформы военного образования. Военная мысль. -1991. -№ 4. -с.55−61.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. -160с.
- Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. -Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1971. -с. 182
- Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, ТГУ, 1995. — 98 с.
- Золотов JI.C. О подготовке офицерских кадров Сухопутных войск к управленческой деятельности/ТВоеннаямысль-1998. -№ 2. -с.8−11.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения.-М.: Из-во МГУ, 1986, — 200 с.
- Индивидуализация обучения слушателей академии / методическое пособие. -М.: ВАФ, 1990. -96с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981. -96с.
- Карманов А. Военная школа России: состояние, проблемы, перспективы. Военный парад, № 3(21), 1997.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1989.
- Короткое Э.Н. Пед основы развития интеллектуальных качеств офицеров. Автореф. Дис.. канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1973.
- Коротков Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения. -М.: ВПА, 1988.
- Коротков Э.М. Современные методы в учебном процессе академии. -М.: 1988
- Коротков Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. -М.: ВПА, 1990.
- Коменский Я.А. Избранные сочинения. -М.: АПН РСФСР, 1965.
- Коменский Я.А. Великая дидактика//Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М.:Просвещение, 1981.
- Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд. ЛГУ, 1980. -172с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л. :Изд-воЛГУ, 1973.
- Латышев В.Л. Технологии обучения: формирование и развитие / Учебное пособие. -М.: 1995.
- Лернер И .Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.Д980.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. -М.: «Знание», 1974.
- Лямзин М. А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) ВУЗов, дис. д-ра пед. наук. -М., ВУ, 1997.
- Малин А.С. Рекомендации по организации отбора, профессионального становления и повышения квалификации преподавательского состава академии. -М.: ВАФ, 1995.
- Методика контроля учебных занятий в академии: Учебное пособие. ВАХЗ, 1992.
- Методические рекомендации по разработке средств диагностики соответствия уровня подготовки выпускника требованиям Государственного образовательного стандарта. М. ГК ВО. МГТА. 1995.
- Место и роль психологии и педагогики в подготовке и совершенствовании профессионализма офицерских кадров: Материалы межвузовской научно-практической конференции преподавателей психологии и педагогики вузов МО, — М.: ВУ, 1997.
- Методы системного педагогического исследования. Под ред. Кузьминой Н.В.-Л.: ЛГУ, 1980.
- Материалы учебно-методического сбора руководящего состава военных академий, от 26.03.98. -М.: УВО ГУК МО РФ, 1998.
- Методика преподавания опертивно-тактической подготовки общевойсковых частей и соединений / учебное пособие. -М.: ВУ, 1998.
- Методика применения новых информационных технологий в академии при подготовке и проведении основных видов занятий / учебно-методические материалы. -М.: ВАФ, 1997. -114с.
- Мурыгин А.В. Педагогические основы тактической подготовки командиров и штабов частей (соединений) ВВ к КШУ. Дисс.канд.пед.наук.-М., 1998.
- Новичков Н.М., Снеговский В. Я., Соколов А. Г., Швырев В. Ю. Российские Вооруженные Силы в чеченском конфликте: анализ. Итоги, выводы. -Париж. -М.: 1985
- Новые технологии обучения. ИЦ по проблемам управления качеством подготовки специалистов. М. 1991.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Рус. яз., 1991.-917с.
- Опыт работы кафедр академии по внедрению активных методов обу-чения./Методический сборник № 80. -М.: ВАФ, 1992. -123с.
- Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. В. С. Аванесов. Изд. МИСиС. М., 1989.
- Опыт кафедр по совершенствовании системы контроля. -М.: МГУ, 1986. -96с.
- Опыт анкетных опросов: Из истории социальных и психологических исследований в Российской армии. Информационно-методический сборник. -М., 1993.-№ 4(7).
- Применение рейтинговой системы контроля знаний студентов. М.: 1992.
- Проблемы комплексного применения ТСО в целях повышения эффективности и качества занятий по военно-специальной подготовке слушателей и курсантов: Материалы научно-методической комиссии/ МО СССР ГУ ВУЗ, 1984. -83с.
- Педагогический словарь. В двух томах. М: Изд-во АЛЛ РСФСР, 1960. -Т. 1.-774с.- Т.2.-766с.
- Постижение военного искусства. Идейное наследие А. Свечина -М.- 1999 г. Стр 540.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. — 608 с.
- Радченко И.К., Макашов В .Я. Некоторые вопросы самообразования офицерского состава. -Методические рекомендации ЭВЗРКУ ПВО. -1985
- Рекомендации по методике применения ТСО в учебном процессе академии / Учебное пособие. -М.: ВАФ, 1985. -104с.
- Решение пленарного заседания научно-методической комиссии по применению ТСО при ГУ ВУЗ МО СССР/ -М.: МО СССР, ГУ ВУЗ, -М.:1987.
- Рейтинг в учебном процессе вуза. Опыт, проблемы, рекомендации. М.: Гуманитарная академия ВС, 1992.
- Сборник категорий, понятий и терминов по военной педагогике и педагогике высшей военной школы: Учебно-методическое пособие. -М.: ВПА, 1990,-с.63
- Скалова Я.И. и др. Методология и методы педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1989. -с.224
- Совершенствование оперативно-тактической (тактической) подготовки слушателей (курсантов) в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской федерации, (шифр «Тактика-97»). Промежуточный отчет. -М.: ВАБТВ, 1998,-150с.
- Современные технологии обучения. Сборник научно-методических трудов. Вып.1. С.-Птб.: ПС РФ высшего образования, С-Птб ГЭУ, 1995. — 97 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. -Т.З. -М.: Педагогика, 1981. 650 с. 172.
- Сосиков Л.Ф., Покатов А. В. Содержание военного образования и пути его совершенствования // Научно-методический сборник МО РФ. -1993. -№ 43. -с.3−7.
- Скаткин М.Н. Проблемы дидактики. -М., 1984. -164с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М., 1971.
- Скопылатов И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России. -СПб.: СПб ГУ, 1995. -39с.
- Съедин С.И. Применение некоторых количественных методов ъ конкретных психолого-педагогических исследованиях. -М.: ВПА, 1974
- Таланчук Н.М.: Критерии оценки передового опыта педагогического опыта. /Советская педагогика. 1979. № 7
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста. Современная высшая школа.-1986. -№ 2. -с.75−84.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. -№ 3. -с.10−14.
- Тузов Э. Н. Совершенствование оперативно-тактической подготовки слушателей военных академий. -М.- 1998.
- Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л. Ф. Йльичев, П. Н. Федосеев, С. Н. Ковалев, В. Г. Панов -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -840с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 5 томах. -М.-Л.: 1949. -Т. 5.
- Худолеев Ю.Ф. Повышение эффективности познавательной деятельности слушателей академии. М.: ВПА, 1988.
- Шабанов Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений. -Дис. канд. пед. наук. 1992.
- Перечень приложений к диссертации.1 .Методика опытно- экспериментальной работы
- Основные положения комплексно-целевой программы совершенствования оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов.
- Квалификационные требования к выпускнику Военного университета МОРФ.4.Оценочная карта лекции.
- Оценочная карта семинарского занятия.
- Оценочная карга устного выступления.
- АНКЕТА для преподавателей ВУЗов.
- АНКЕТА для слушателей ВУЗа.
- ПЛАН индивидуальных заданий на самостоятельную работу слушателей
- Принципиальная схема дисциплины «оперативно-тактическая подготовка «(предлагаемая).
- Критерии и их показатели (критериальные признаки) процесса оперативно-тактической подготовки.
- Карта экспертной оценки уровня оперативно-тактической подготовки слушателей.
- Место технологии обучения в системе обученияВУЗа.
- Траектория познавательной деятельности слушателей по оперативно-тактической подготовке
- Структура концепции оперативно-тактической подготовки
- МЕТОДИКА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.1. Цели исследования:
- Выявить педагогические основы оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов.
- Экспериментально проверить систему мер по повышению эффективности процесса оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов.
- Обосновать пути совершенствования процесса оперативно-тактической подготовки слушателей ВУЗов и выработать практические рекомендации по их реализации.
- Объектом исследования является: оперативно-тактическая подготовка слушателей ВУЗов.
- Предмет исследования: педагогические основы процесса оперативно-тактической подготовки.
- Этапы исследования Задачи и методы исследования Содержание работы исследователя
- Методы эмпирического уровня: наблюдения, анкетирование, интервьюирование, беседы, изучение результатов деятельности, сбор опытных данных, обобщение независимых характеристик, констатирующии эксперимент и ДР.
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ комплексно-целевой программы совершенствования оперативно-тактической подготовки слушателей ВВУЗов.
- Планируется использовать в данных целях разработанную систему педагогических воздействий и взаимодействий.
- Содержание мер Ответственные
- На факультетах (курсах) слушателей Разработка целей оперативно-тактической подготовки на каждом курсе обучаемых. Закрепление в документах по планированию. Ком. подразделений слушателей.
- Педагогическое обеспечение процесса обучения оперативно-тактической подготовке.
- Содержание оперативно-тактической подготовки слушателей предполагает её построение в соответствии с квалификационными требованиями к выпускнику ВУЗа
- Организация процесса обучения оперативно-тактической подготовке слушателей в ВУЗах.
- Цель: обеспечить профессиональную направленность оперативно-тактической подготовки. Создание оптимальных организационно-педагогических условий для повышения ее эффективности.1. В ВУЗе Руководя
- Разработка и всестороннее обеспечение технологии про- щийблемного подхода- установление межкафедральных и межпред- составметных связей- ВУЗакоординация их деятельности по проблемам совершенство-вания оперативно-тактической подготовки слушателей.
- Результаты обучения оперативно-тактической подготовке.
- В подразделениях слушателей Изучение результатов и соотнесение их с целевыми установками на подготовку выпускников к практической деятельности в войсках- внесение корректив в дальнейшую деятельность Командование подразделений слушателей ' |
- КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к выпускнику Военного университета МО РФ
- Кафедра оперативно-тактической подготовки проводит исследование уровня эффективности процесса обучения ОТП слушателей -ВУЗов. С этой целью хотелось бы использовать опыт и мнение широкого круга людей, в том числе и Ваше.
- Просим Вас после прослушивания лекции оценить ее при помощи критериев. Проявление определенного элемента лекции обозначьте знаком +.
- Результаты анкеты будут использованы только для научно-исследовательской работы. Документ можно не подписывать.
- Раньше, чем оценивать лекцию по критериям, сделайте оценку лекции в целом (подчеркните):
- Отличная образцовая лекция- 3. Лекция среднего уровня
- Хорошая лекция- 4. Малоудачная лекция.1. Тема лекц иипп Критерии Полностью Значительно Частично Непро-являеггся
- Оригинальность и целеустремленность лекции
- Высокий теоретический уровень (глубина анализа и использование работ классиков о войне и армии).3 Новые научные достижения
- Связь теоретических знаний с практикой (с жизнью войск)
- Логичность лекции (упорядочение)
- Примеры из военной практики убедительность аргументов и правильное их использование
- Подчиненность лекций родов войск общевойсковой, тактике
- Элементы связи военных дисциплин с МПОилр.9 Культура речи
- Наглядность и применение тех. средств
- П. Элемент воспитательного влияния лекции на слушателей12 Контакт со слушателями
- Свободносп» преподнесения учебного материала (преподаватель не читает)
- Записи, зарисовки схем, наброски так-тическ. обсггановок15 Применение фильмов.