Из опыта работы
Красный и оранжевый — активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый — цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется. Зелёный — создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик… Читать ещё >
Из опыта работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Хочу рассказать, какие приёмы использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды на уроке информатики.
I. На основе результатов экспериментальной работы школы С. В. Кравкова, установлено, 10% информации мы запоминаем из того, что слышим; 50% информации мы запоминаем из того, что видим; 90% информации мы запоминаем из того, что делаем сами. Особое значение в развитии познавательной сферы и личности в целом играет зрительная информация.
1. Для профилактики близорукости я использую:
тренажёр для глаз М. Норбекова (при использовании упражнений происходит укрепление мышц глаза);
упражнения для глазодвигательных мышц:
— плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5 — 6 раз); - посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы; - вращать глазами по кругу по часовой стрелке и обратно.
упражнения, снимающие утомление глаз:
— сидя, крепко зажмурить глаза на 3 — 5 секунд, а затем открыть на 3 — 5 секунд. Повторить 6 — 8 раз (упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаза); - сидя, быстро моргать в течение 1 — 2 секунд (способствует улучшению кровоснабжения); - стоя, смотреть прямо перед собой 2 — 3 секунды, а затем поставить палец руки на 25 — 30 см от глаза, перевести взор на кончик пальца и смотреть прямо на него 3 — 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 раз (снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии); - сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты (способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение).
На основе исследований работ В. С. Мухиной, Б. И. Шапиро разработала следующую схему работы:
2. Учебный материал располагаю на «волне» (для учащихся 2−6 классов).
Прошу детей посмотреть вокруг, и из слов (слова висят на стенах класса, разного цвета) составить предложения (работает 3 группы). Полученные предложения располагаем на «волне» на доске, а потом читаем их хором.
3. Таблицы, схемы оформляю в разных цветах и на доске работаю мелом разного цвета.
Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека — вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.
Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный. Красный цвет всегда влияет на физическое состояние, жёлтый — на умственное, а голубой — на эмоции.
Красный и оранжевый — активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый — цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется. Зелёный — создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.
От цвета бумаги изменяется даже число верных ответов. Например, на зелёной бумаге число верных ответов было на 20% больше, чем на белой, а на красной, напротив, уменьшилось на 19%.
Активно использую монохромные пятна, нарисованные кленовые листья. На уроках детям рекомендую пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим для многих категорий детей.
II. Использую на уроках ."Сенсорный крест". Он укрепляет мышцы спины (профилактика нарушения осанки), снимает гиподинамику, стабилизирует эмоциональное состояние (карточки, расположенные на «сенсорном кресте», разного цвета). «Сенсорный крест» висит посередине доски или с краю на такой высоте, чтобы дети, подойдя к «кресту» не просто достали карточку, а потянулись за ней (позвоночник распрямляется, снимается напряжение с плечевого пояса). Карточки даны разного цвета — ребёнок выбирает карточку понравившегося цвета (стабилизируется эмоциональное состояние), страх перед выполнением задания проходит, и ребёнок спокойно выполняет задание.
III. Для учащихся младших классов особое внимание уделяю упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
В начальных классах на уроках информатики я использую:
- — тренажёры для пальцев рук (мешочки, заполненные горохом, гречкой, пшеном, рисом). При их использовании происходит:
- — стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы); - развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям; - влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка; - улучшение циркуляции крови; - активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев.
- — пальчиковую гимнастику.
IV. Не нужно забывать и о дыхании.
Для нормализации дыхания использую технику «Сила дыхания» Адама Дж. Джексона. Урок начинаю с успокаивающего дыхания, во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание.
Таблица 1. Успокаивающее дыхание.
Вдох. | выдох. | пауза. |
4 с. | 4 с. | 2 с. |
4 с. | 5 с. | 2 с. |
4 с. | 6 с. | 2 с. |
Таблица 2. Мобилизующее дыхание.
Вдох. | пауза. | выдох. |
4 с. | 2 с. | 4 с. |
5 с. | 2 с. | 4 с. |
6 с. | 2 с. | 4 с. |
Использую упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата и разных органов:
- — эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза: [ и ] - мозг, функция почек [ э ] - железа внутренней секреции [ а ] - глотка, гортань, щитовидная железа [ о ] - средняя часть груди [ ои ] - сердце — после ритмичного дыхания (дышать через нос), рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки Б, В, Н, Т, Ж, Ш, Ф — воздух как бы выталкивается через нос.
- — Пение полезно для здоровья, особенно если проблемы с лёгкими или частые бронхиты.
V. Использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно — перспективные. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка П. И. Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает.
VI. Для снятия напряжения с плечевого пояса, с позвоночника применяю физминутки. Самую большую физминутку провожу на 20 минуте урока, так как на этой минуте наступает фаза компенсированного (преодолеваемого) утомления.
VII. Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то мы должны формировать адекватную самооценку у детей. Проанализировав статью Зинаиды Шинтарь «Сто слов, которые следует употреблять в работе с детьми» (приложение к газете «Первое сентября» № 15 за 2005 год «Начальная школа»), применяю это на практике, так как считаю, что в работе с детьми мы должны употреблять такие слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя. Не нужно забывать «Слово — лечит, слово и калечит». (Приложение 1).
Мне очень близки слова академика, хирурга Н. М. Амосова: «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддержать его высокий уровень здоровья вполне возможно».