Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Литература. 
Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Когда контакт с ребенком уже установлен, мы постепенно включаем в занятия систему проб, разработанную в Центре лечебной педагогики специалистом по двигательному развитию детей Л. М. Зельдиным. Эта система представляет собой набор действий, из которых построены элементарные операции различных древних ремесел, в том числе и шитья. Данный набор проб оказался полезным и как система упражнений… Читать ещё >

Литература. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Безруких М. М. Обучение первоначальному письму. — М.: Просвещение, 2002.
  • 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
  • 3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
  • 4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.
  • 5. Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью // В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — Мм 1999.
  • 6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
  • 7. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
  • 8. Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.
  • 9. Ремесленные мастерские: от терапии к профессии. Под ред. Ю. В. Липес. — М.: Теревинф, 2004.

Приложения

Приложение 1

Система упражнений для подготовки ребенка к продуктивной деятельности

Когда контакт с ребенком уже установлен, мы постепенно включаем в занятия систему проб, разработанную в Центре лечебной педагогики специалистом по двигательному развитию детей Л. М. Зельдиным. Эта система представляет собой набор действий, из которых построены элементарные операции различных древних ремесел, в том числе и шитья. Данный набор проб оказался полезным и как система упражнений, подготавливающих ребенка к продуктивной деятельности. Ситуация, в которой ребенку предлагаются задания, выстраивается следующим образом:

деятельность должна быть осмысленной для ребенка (например, нужно скатать коврик, чтобы освободить стол для следующего занятия);

получаемые ощущения должны быть достаточно сильными и зависеть от производимых действий (так, ощущения при скатывании шершавого коврика зависят от места приложения силы и от степени нажима);

ребенок должен иметь возможность увидеть и оценить результат. Если во время выполнения действия допущены ошибки, педагогу должно быть понятно, из-за чего именно они произошли (например, коврик не скатывается в трубочку, а едет по столу — значит, ребенок слишком сильно на него давит);

должна быть возможность скорректировать действие (т.е. правильное выполнение должно быть доступно ребенку).

Упражнения расположены соответственно переходу от базовых двигательных и координаторных механизмов к более сложным.

1. Упражнение «Скатать коврик двумя руками»

Ребенок катит по горизонтальной плоскости цилиндр диаметром 2−3 см, положив на него сверху две ладони. Мы используем в качестве цилиндра толстый шерстяной коврик, который ребенок скатывает в трубочку.

При правильной организации действие выполняется прямыми руками за счет синхронизации работы тазобедренного и плечевого суставов. Для успешного выполнения упражнения требуется хорошая общая тоническая регуляция, в частности мышц предплечья и кисти, ведь точка давления на коврик перемещается по ладони в то время, когда ребенок его катит.

2. Упражнение «Передвинуть крышку»

Нужна достаточно большая плоская круглая крышка, которую ребенок мог бы взять, растопырив пальцы (развернутой ладонью). Держа крышку таким образом, нужно двигать ее по столу. Можно устроить игру, в которой требуется накрыть небольшой предмет и переместить его. В этом случае ребенок уже пользуется крышкой как инструментом.

В этом упражнении используется достаточно простой захват, который, однако, сложнее, чем привычное всем детям хватание за палку и захват предмета в кулак. Чтобы удержать крышку, ребенок должен совершить целенаправленное движение (все пальцы удерживают крышку, причем большой палец противопоставлен остальным). Если такое действие пока недоступно ребенку, можно для начала накрывать ладонью и двигать по столу глубокое блюдце или половинку пластмассового шарика — здесь можно обойтись без противопоставления пальцев.

3. Упражнение «Взять бусину»

Постепенно уменьшая захватываемый объект, можно брать шишки, грецкие орехи и, наконец, захватить в щепоть мелкий предмет — бусину диаметром 1 см. Можно перекладывать бусины из кучки на столе в коробочку.

Отрабатываемый в этом упражнении навык необходим для письма.

4. Упражнение «Переместить спицу»

В этом упражнении ребенок использует освоенный ранее захват в щепоть, а также приобретенные в упражнении 1 навыки координации для совершения более сложных действий.

На столе на расстоянии вытянутых рук от ребенка сложены спицы диаметром 0,5 см. Перед ребенком параллельно спицам стоит узкая коробочка. Задание состоит в том, чтобы брать каждую спицу двумя руками и перекладывать ее со стола в коробочку.

Это упражнение требует симметричного движения двух рук. Часто оказывается, что одна рука отстает, в таком случае следует добиться, чтобы более «быстрая» рука двигалась вместе с отстающей, а не опережала ее. Только построив таким образом симметричное движение, можно затем стремиться к прогрессу отстающей стороны. Упражнение требует высокой точности действия, поэтому может вызывать трудности.

5. Упражнение «Закрыть банку»

В этом упражнении предметы, предлагаемые ребенку, должны определять завинчивающее движение. Это может быть банка диаметром 10 см с крышкой, завинчивающейся не меньше, чем на полоборота. Действие выполняется на весу: ребенок одной рукой держит дно банки, а другой — крышку, и вращающим движением обеих рук открывает и закрывает ее.

Упражнение требует согласованности сгибания-разгибания плечевых и локтевых суставов с пронацией — супинацией в предплечьях.

6. Упражнение «Придвинуть к себе пуговицу»

На столе на расстоянии 2−3 см друг от друга лежат разные пуговицы. Ребенок указательным пальцем придвигает к себе пуговицы по одной, стараясь при этом не задеть остальные. Критерием успешности может служить сложность пути, по которому ребенок способен провести пуговицу, не отрывая от нее палец (в идеале должна получаться траектория, подобная пути лыжника во время слалома).

Упражнение учит согласовывать свои действия с окружающей обстановкой. Двигая одну пуговицу, ребенок должен смотреть не на нее, а на лежащие рядом с ней.

7. Упражнение «Выбор бусин на ощупь»

В небольшой непрозрачный мешочек кладутся разные бусины. Чтобы собрать бусы, ребенок на ощупь находит и достает из мешка бусинки заданной формы. Возможны разные способы предъявления образца — на ощупь, зрительно или по описанию («Теперь достань мне шершавую продолговатую бусину»).

Цель упражнения — научиться на ощупь оценивать форму и фактуру предметов, что способствует развитию внутрикистевой координации.

8. Упражнение «Неправильная мозаика»

Это упражнение напоминает выкладывание обычной мозаики, только ее элементы могут быть самой разной неправильной формы. Лучше всего сделать их из глины на небольшой деревянной ножке. Из таких фигурок можно составлять всевозможные рисунки, например втыкая их в толстый слой пластилина. Упражнение развивает способность к композиции и дает возможность использовать весь набор координаций, необходимых для точной ручной деятельности.

Мы повторяем каждое упражнение, пока ребенок не освоит его, а затем стараемся автоматизировать полученное действие, включая его в выполнение более общей задачи. На этом этапе можно попросить ребенка не просто придвигать к себе пуговицы, а выбирать только красные, чтобы пришить цветочки на лоскутное панно. Можно во время работы обсуждать, что мы будем делать дальше — это тоже отвлекает внимание от непосредственно выполняемого действия. Естественно, что техника при этом сначала ухудшается, но затем восстанавливается уже на новом уровне — теперь ребенок хорошо владеет освоенным навыком, может управлять им и использовать для разных целей.

У детей с тяжелыми нарушениями развития и плохой координацией не всегда удается достичь автоматизации навыков. Однако успешное выполнение даже отдельных упражнений влияет на уровень координации и дает ребенку важный опыт предметной деятельности, расширяя возможности его взаимодействия с внешним миром.

Приложение 2

Технология изготовления простых швейных изделий

Цветочки с объемным рисунком из ниток. Из картона вырезаем цветок с нечетным количеством лепестков. Ребенок обматывает серединку цветка у основания лепестков толстой нитью, проводя ее поочередно то сверху, то снизу лепестка. Чтобы получить объемный орнамент, достаточно намотать 7−10 слоев. Можно менять нитки, подбирая красивые сочетания цветов. Затем серединка и лепестки украшаются любым способом, соответствующим возможностям ребенка: приклеиваются блестки, нашиваются бусинки, бубенчики и т. п. Получается яркое украшение, которое можно повесить на елку.

Косичка с узелками. На станок для бисера привязывается за середину веревочка длиной около 50 см. Два конца одинаковой длины свободно свисают. Из тканей разной расцветки нарезаются лоскутки (шириной около 3 и длиной около 10 см). Ребенок берет свободные концы веревочки и завязывает узел, закрепляя под ним лоскуток. Каждый новый лоскуток тоже фиксируется узлом, и в результате получается красивая объемная косичка.

Салфеточка с бахромой. Эта работа сложнее, в ней больше выбора и возможностей для проявления фантазии. В отличие от двух предыдущих поделок, которые можно использовать лишь как игрушки или елочные украшения, салфеточка — это уже настоящее изделие, подобное тем, которые дети видят у себя дома. Делать такие работы нравится всем детям.

  • 1. Из канвы или подобной ей светлой ткани вырезается квадрат со стороной 15−20 см.
  • 2. С каждой стороны вытягивается по несколько крайних нитей, так что получается бахрома длиной около 1 см.
  • 3. Середина салфеточки украшается.

Здесь возможны разные уровни сложности.

Самый простой вариант: на салфеточку накладывается картонный трафарет, и ребенок закрашивает прорези в нем специальными фломастерами по ткани. Ребенок может чиркать фломастером в любом направлении, все равно получится нужная картинка.

Более сложный вариант — приклеить термоаппликацию с помощью утюга.

Еще более сложный вариант — пришить аппликацию из ткани. Ребенок может выбрать одну из имеющихся у нас в запасе вырезанных фигурок (люди, животные, машины, домики, цветочки) или с помощью педагога вырезать новую. Из ткани с крупным рисунком легко вырезать готовую картинку. Выбранная фигурка:

приметывается на руках;

прострачивается на машинке;

проглаживается утюгом.

Кукла из ниток. Эта работа уже достаточно сложная, для нее требуется несколько занятий.

Заготовка для куклы:

  • 1. Белые вязальные нитки наматываются на картонный прямоугольник длиной 15 см.
  • 2. Моток снимается.
  • 3. Верхняя часть мотка перевязывается такой же ниткой — получается голова.
  • 4. Моток разрезается снизу.
  • 5. Слева и справа отделяется часть ниток для рук.
  • 6. Чтобы сформировать верхнюю часть туловища, кукла обматывается нитью в такой последовательности: вокруг талии, затем на противоположное плечо, вокруг шеи, затем (перекрещивая нить на груди) опять вокруг талии.
  • 7. Плетутся косички — руки.

Изготовление одежды; обтяжка головы и ладоней (необязательно):

Первый вариант. Кукла одевается в платье, сшитое отдельно на машинке (в горловине платья сзади делается разрез). В этом случае голову и ладони куклы можно обтянуть кусочками розового трикотажа и пришить платье к ним. Разрез в платье зашивается и маскируется каким-нибудь украшением.

Второй вариант. На куклу надевается юбка из любой ткани. В качестве пояса можно использовать ленточку или тесьму.

Третий вариант. Делается платье из ярких ниток. Для этого они тоже наматываются на картонку, моток снимается, разрезается снизу и надевается на плечи куклы. Чтобы платье держалось, его незаметно пришивают к верхней части туловища.

Оформление головы:

  • 8. Глаза, нос и рот рисуют фломастерами или глаза делают из бусинок, а нос и рот вышивают (мы не вышиваем глаза, так как это пугает многих детей).
  • 9. Волосы можно сделать из пряжи другого цвета. Для этого мы прошиваем верхнюю часть головы, оставляя большие петли, которые потом разрезаются. Другой вариант — волосы делаются из непряденой шерсти, которая прикладывается к голове и пришивается в нескольких местах.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой