Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Деятельность воспитателя по использованию музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование музыкально-дидактических игр в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес. Кроме того, некоторые игрушки — инструменты используются как наглядные — дидактические пособия. Они помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты… Читать ещё >

Деятельность воспитателя по использованию музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возможности использования музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста очень велики.

Применение музыкально-дидактических пособий и игр в образовательной музыкальной деятельности дает возможность провести их наиболее содержательно и интересно. С помощью музыкально-дидактических игр дети быстрее усваивают навыки слушания музыки, певческие навыки, музыкально-ритмические движения, навыки в области игры на детских музыкальных инструментах.

Работу с музыкально-дидактическими играми необходимо выстраивать следующим образом: знакомство с музыкально-дидактической игрой в процессе образовательной музыкальной деятельности, игра в группе под руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность. Чаще всего, на практике, игра не выходит за рамки образовательной музыкальной деятельности. Воспитатели, не имеющие специального музыкального образования, не всегда могут оценить правильность выполнения задания детьми, не имеют возможности использовать музыкальный инструмент (голос, фортепиано, баян, аккордеон) для исполнения музыкальных произведений. Настольно-печатные музыкально-дидактические пособия без музыкального сопровождения теряют всякий смысл. Без развития игрового навыка переход игры в самостоятельную музыкальную деятельность невозможен. В результате, такой важный компонент как музыкально-дидактическая игра выпадает из музыкальной развивающей среды группы, а музыкально-дидактические пособия теряют свою развивающую функцию.

Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем исполнительских умений и навыков, которыми должны владеть старшие дошкольники. Поэтому вначале учебного года намечается план работы музыкального руководителя с воспитателем по развитию музыкальной деятельности детей.

Во время консультаций воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр детей данной возрастной группы, получают советы и рекомендации по проведению этих игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать совместную деятельность с детьми, включая в содержание ту или иную дидактическую игру.

Внедрение музыкально-дидактических игр в образовательный процесс дошкольной образовательной организации требует тесного взаимодействия всех участников организации процесса музыкального развития детей — музыкального руководителя, воспитателя и родителей. [28].

Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки. В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера они переживают, испытывают определенные чувства. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки или используют музыкально-дидактическое пособие для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты. На основе музыкального восприятия дошкольники выражают свое отношение, переживание, чувства.

Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры, задание которых всегда связаны с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Например, в игре «Догадайся, кто поет?» дети на слух определяют тембр голоса поющего: «Эту песенку свою я тебе, дружок, спою. Ты глаза не открывай, кто я — ну-ка, угадай». Их положительное действие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры. Действия направлены на то, чтобы дети самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения, динамические оттенки, тембровую окраску. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу.

Для того чтобы развить у детей интерес к слушанию, используемые произведения должны отличаться высокими художественными качествами — идейным содержанием, способом выражения, которые вызывают сопереживание и воздействуют на внутренний мир ребенка.

Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов. Это и «Сорока», «Петушок», «Андрей — воробей». Дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне, ксилофоне прислушиваясь к их звучанию. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально-дидактических игр.

В процессе обучения слушанию музыки необходимо заботиться о формировании музыкальной памяти, которая совершенствуется в результате неоднократного прослушивания. Слушание одних и тех же пьес, песен необходимо многократно повторять, предусматривая такую методику, чтобы каждый раз ребенок радовался, узнавал о них что-либо новое. При повторном прослушивании внимание детей привлекается не только к художественному воплощению замысла, но и к отдельным средствам музыкальной выразительности. Целостное восприятие станет более содержательным, если произведение имеет яркую мелодию, сочетая высотно-ладовое, ритмическое, темповое, динамическое разнообразие.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения. Успешно применяются музыкально-дидактические игры в процессе пения. Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Основные требования к детскому репертуару — высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения.

В процессе обучения пению у детей старшего дошкольного возраста особенно активно развиваются основные музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Этот процесс требует от старших дошкольников большой активности и умственного напряжения. Они учатся сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, составлять различный характер музыкальных пьес, оценивать качество исполнения, постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладовысотный слух, развиваются творческие наклонности, обогащающие личность в целом.

С помощью музыкально-дидактических игр дети старшего дошкольного возраста знакомятся с звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности. Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми.

При исполнении любой песни необходимо обратить внимание на выразительное, непринужденное пение, на дыхание, на метроритмическую организацию, на правильную передачу динамических оттенков, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии.

Например, для чистого интонирования очень часто используют игру «Музыкальная шкатулка», которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню. Игровой материал: красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор). Ход игры: в шкатулке помещаются 5—6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального сопровождения всей группой детей или индивидуально.

Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок», в которой дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах. [18].

Свои представления о той или иной песне дети передают в рисунках. Содержание их составляют понравившиеся песни, музыкальные произведения, инструменты.

Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки, которые можно проводить даже в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений. Воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции, поэтому одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовать свои движения с музыкой. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкально — дидактических игр, танцев, хороводов. Путем подбора соответствующих музыкальных произведений, музыкально-дидактических игр можно вызывать двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа — все это может отражаться и в движении.

Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок построения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность. Таким образом, несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, а динамические, темповые обозначения — изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений.

В условиях интересной, увлекательной деятельности, музыкально-ритмические движения способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Однако познавательные процессы активизируются лишь в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Речь идет о слуховом внимании, его устойчивости, которая в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, опирающейся на слуховой и двигательный анализаторы.

Музыкально-ритмическая деятельность детей старшего дошкольного возраста проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми с выполнением творческих заданий. Например, в инсценировании сюжета песни «Тень — тень» дети действуют как сказочные герои, в движениях передают музыкально-игровые образы животных, находящиеся в определенных взаимоотношениях. В инсценировке стихов «Кот и мыши» дошкольники движениями раскрывают не только образы литературных персонажей, но и закрепляют умение в различии динамических оттенков, что способствует развитию динамического слуха. Развитию чувства ритма способствуют музыкально-дидактические игры «Прогулка», «Научи матрешек танцевать».

Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес. Кроме того, некоторые игрушки — инструменты используются как наглядные — дидактические пособия. Они помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты. В развитие звуковысотного, тембрового, динамического слуха и чувства ритма роль музыкально-дидактических игр и пособий очень велика. Например, для развития звуковысотного слуха используется игра «Лесенка», в которой дети различают направление движения звукоряда ручными знаками, играя на металлофоне, применяя при этом дидактические игрушки.

С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь уметь четко воспроизводить ритм. Для развития ритмического чувства используются игры «Тень — тень», «Прогулка». Благодаря этим играм у детей развивается чувство ритма, закрепляются знания о длительностях нот. С их помощью дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах, развивается интерес к познанию.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы. Например, в музыкально-дидактической игре «Прогулка», звуки падающих капелек дождя хорошо передает металлофон. Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальный домик» благотворно влияет на развитие тембрового восприятия, совершенствование знаний о музыкальных инструментах.

Благодаря музыкально-дидактическим пособиям и играм дети с интересом обучаются простейшим приемам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, инструментовать пьесы, играть в ансамбле. Помогают обучению различные песенки-попевки включенные в репертуар. Все это делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально-сенсорного развития.

Весь комплекс приемов приобщения дошкольников к занимательному и сложному исполнительству развивает в действиях ребенка самостоятельность, внимание и организованность. [7].

Использование музыкально — дидактических игр в самостоятельной деятельности детей. В старшей и подготовительной группах дошкольных образовательных организаций дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети подготовительной группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия.

В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические пособия и игры. Это еще одна из целей которой служат эти пособия и игры.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Однако говорить о самостоятельности музыкальных проявлений можно только в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне. Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах.

Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенный материальной среды — «музыкальных центров», «музыкальных студий» и т. д. В таком «уголке, центре» должен быть набор следующих технических средств: магнитофон, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, то есть макеты, изготовленные воспитателями), кроме того, различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради», дирижерская палочка.

Пособия для старших дошкольников, по определению Н. А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого — аудиовизуальные (диафильмы, магнитофонные записи) и технические (радио, телевизор), а также те, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно (металлофоны, настольно-печатный музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, фланелеграфы, ноты-самоделки и т. д.).

Организация развивающей музыкальной среды осуществляется исходя из следующих принципов:

  • * принцип взаимодействия — создание развивающей музыкальной среды осуществляется совместно силами дошкольной образовательной организации и семьи;
  • * принцип взаимозаменяемости — возможность компенсации, при временном отсутствии одного или нескольких компонентов развивающей музыкальной среды;
  • * принцип немедленного реагирования — дети должны иметь возможность доступа к музыке в момент возникающей потребности;
  • * принцип доступности — простота в работе с музыкальным материалом для всех участников процесса, независимо от музыкальной образованности;
  • * принцип целостности — интеграция в различных видах деятельности детей;
  • * принцип разумной умеренности — не перегружать детскую психику непрерывно звучащей музыкой [28].

Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку. В содержание самостоятельной музыкальной деятельности, прежде всего, входит то, чему дети научились с помощью взрослых.

Первые проявления самостоятельности возникают в образовательной музыкальной деятельности. У старших дошкольников самостоятельность выражается, прежде всего, в исполнении без участия взрослых песен, игр, они самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства выразительности, жанр, строение. Следовательно, для развития самостоятельной музыкальной деятельности, как и для успешного обучения детей, необходимы активное, сознательное усвоение предлагаемого на занятиях материала, а также заинтересованности и увлеченности.

Учитывая объем умений и навыков детей своей группы, зная музыкальный репертуар, воспитатель помогает детям применять знания, полученные на занятиях по музыкальной деятельности, развивает в детях умение творчески мыслить, действовать самостоятельно.

Применение музыкально-дидактических игр должно быть обусловлено четкой постановкой задачи, решение которой преследует педагог. Если та или иная способность недостаточно развита, педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие именно этой способности. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к музыкальной деятельности, осуществлять её более успешно. [7].

Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки, где хранятся пройденные музыкально-дидактические игры, которые ребёнок может использовать в самостоятельной музыкальной деятельности. Всё это даёт возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.

Таким образом, музыкально — дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах. Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма — должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой