Взаимосвязь планиметрии и стереометрии в преподавании геометрии
Бурное развитие научно-технического прогресса в нашей стране поставило перед советской педагогической наукой и практикой неотложную задачу привести содержание среднего образования в соответствие с современным состоянием науки. Еще более ответственные задачи поставил перед советской школой ХХУ съезд КПСС. «В современных условиях, — указывал на Ш съезде КПСС Генеральный секретарь ЦК ШСС тов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРИСТАВЛЕНИЙ, ФОРМИРУЕШХ В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ СРЕЩДЕЙ ШКОЛЫ
- I. Методологические и психологические основы формирования пространственных представлений
- 2. Роль фузионизма в развитии пространственных представлений
- 3. Уровни развития пространственных представлений
- Глава II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
- 4. Методические основы формирования пространственных представлений
- 5. Основные направления методики формирования пространственных представлений при изучении планиметрии
- 6. Основные направления методики формирования пространственных представлений при
- 4. изучении стереометрии
- 7. Система упражнений для развития пространственных представлений учащихся
- Ф § 8. Организация и результаты эксперименталь^ ной работы
- Основные результаты и общие вывода
Взаимосвязь планиметрии и стереометрии в преподавании геометрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бурное развитие научно-технического прогресса в нашей стране поставило перед советской педагогической наукой и практикой неотложную задачу привести содержание среднего образования в соответствие с современным состоянием науки. Еще более ответственные задачи поставил перед советской школой ХХУ съезд КПСС. «В современных условиях, — указывал на Ш съезде КПСС Генеральный секретарь ЦК ШСС тов. Л.1.Брежнев, — когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической т информации» х .
ЦК КПСС и Совет Министров СССР указывают, что практическое осуществление решений ХХУ съезда ШСС в области экономики, науки и кульазлы требует дальнейшего улучшения всего дела обучения и воспитания подрастающего поколения, повышения качества работы общеобразовательной школы. Особенно важно в современных условиях привести работу школы в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса.
Однсй из тенденций в развитии научно-технического прогресса является математизация научных знаний и практики, проникновение математики в другие науки и все сферы практической деятельности людей. Математические метода и математический стиль мышления становится все более необходимым людям различных профессий: биологам, физикам, медикам, лингвистам и т. д. Академик Ж УССР Б. В. Гнеденко, образно отмечал, что в настоящее время математиза.
I Материалы ХХУ съезда КПСС, Госполитиздат, М., 1976, с. 77. ция знаний совершает своеобразный победный марш. При этом знания, получаемые в ноле и в высших учебных заведениях, считаются решающим фактором научно-технического прогресса.
В настоящее время завершается реформа математического образования в средней общеобразовательной школе. В результате огромных усилий и кропотливой работы ряда коллективов ученых нашей страны — математиков, психологов, методистов и учителей шол, работающих в тесном контакте и содружестве, содержание математического образования существенно приближено к современному состоянию науки и требованиям научно-технического прогресса. Модернизация содержания математического образования, естественно, повлекла за собой переоценку традиционных методов преподавания. Проблема совершенствования методов обучения, соответствующих новому содержанию математического образования, требует дальнейшего решения. В настоящее тремя почти во всех странах идет перестройка содержания и методов преподавания школьного курса математики. При этом делаются попытки найти наиболее полные ответы не только на вопросы «чему учить?», но и на вопрос «как учить?» .
При перестройке школьного курса математики в основном предусматриваются две цели:
1. Приобщить учащихся к некоторым основополагающим идеям и методам современной математики.
2. Добиться более лучшего развития логического, образного и практического шшления учащихся цутем дальнейшего усовершенствования методов обучения. При определении содержания новой программы нашли полное отражение слова Ф. Энгельса: «Чистая математика имеет своим объектом пространственные формы и колит чественные отношения действительного мира» .
Если количественные отношения изучаются в арифметике и алгебре, то пространственные формы — в геометрии.
Наиболее трудно решается проблема совершенствования методики преподавания геометрии, излагаемой в средней школе на дедуктивной основа, В системе математического образования геометрии принадлежит важная роль, в результате изучения геометрии в школе учащиеся овладевают определенным кругом знаний, умением применять эти знания к решению различных задач, знакомятся с некоторыми основополагающими идеями и методами. Велико значение изучения геометрии для развития логического мышления школьников, для формирования их диалектико-материалистического мировоззрения. Уроки геометрии открывают широкие возможности для воспитания технического творчества учащихся, для показа практических приложений математической науки.
Особое значение в процессе преподавания геометрии приобретает задача формирования пространственных представлений учащихся и развития их пространственного воображения. Осуществление этой задачи позволит решить не только общеобразовательные задачи обучения в школе, но и лучше подготовить учащихся к практической деятельности. «Хорошее пространственное воображение нужно конструктору, создающему новые машины, геолог, разведывающему недра земли, архитектору, сооружающему здания современных городов, хирургу, производящему тончайшие операции среди сложной сети кровеносных сосудов и нервных волокон, скульпторуг художнику и т. д.» 2.
1 Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, т. 3, с. 37.
2 Четверухин Н. Ф. Геометрическая характеристика причин трудности узнавания физ^р на чертеже, ж." Математика в школе", 1965, № 4, стр. 13.
С позиций советской психологии способность оперировать пространственными образами рассматривается как одна из важнейт дшх сторон общего интеллектуального развития, проявляясь же в учебной деятельности школьников в процессе овладения математическими знаниями, она выступает как одна из основных математи2 ческих способностей .
Проблему формирования и развития пространственных представлений учащихся в процессе обучения геометрии исследовали с разных позиций многие ученые педагоги: Н. Ф. Четверухин, А. Д. Сему шин, Г. А. Владимире кий, Р. С. Черкасов, А. К. Панкратов, А.А.Пост-нов, Й. Г. Вяльцева, Г. Д. Глейзер, А. М. Пышкало, А. Й. Тимофеев, Н. Рузиев и другие. Однако нельзя считать эту большую и сложную педагогическую проблему решенной. Как отмечается во всех исследованиях, в том числе и в самых последних, учащиеся средних нкол все же обладают бедным запасом пространственных представлений и невысоким уровнем развития пространственного воображения. Это подтверждается и результатами наших наблюдший в школах Узбекистана. Исследуя причины слабого развития геометрических представлений и воображения школьников, мы изучили постановку преподавания геометрии во многих школах г. Коканда и Ферганской области. По нашим наблюдениям недостаточный уровень развития пространственных представлений и пространственного воображения у учащихся объясняется рядом причин. Наиболее существенную причину мы видим в нарушениях взаимосвязей при формировании и развитии пространственных представлений в процессе изучения планиметрии и стереометрии.
1 Якиманская й.С. О разработке метода диагаостики развития пространственного мышления. Сб." Проблемы диагностики умственного развития учащихся", М., 1975 .
2 Дружинин М. Р. Проявление индивидуальных различий в развитии пространственных представлений учащихся при геометрических знаний, Автореферат канд.дисс., Ташкент, 1972.
Традиционно в школе изучаются два кура геометрии — планиметрия и стереометрия, причем первый курс изучается раньше второго, Однако такая последовательность изложения материала не является единственно возможной.
Исторически преодоление изолированности и разрыва в обучении этим курсам в методиках преподавания геометрии шло по двум направлениям*.
I. Фузионистское направление. Построение обучения математике на фузионистской основе означает одновременное изучение в школе различных, но в какой-то мере родственных разделов" например одновременное изложение тем окружность и круг, сфера и шар, обыкновенные и десятичные дроби, производная и интеграл и т. д. Так, учебное подобие для пединститутов «Элементарная геометрия» (авторы: Аргунов Б. И., Балк М.Б.) также написана на основе геометрического фузионизма.
П. Ознакомление учащихся с самыми важными стереометрическими сведениями (например, ознакомление с неплоскими фигурами, вычисление поверхностей и объемов) в процессе обучения планиметрии, В настоящее время обучение геометрии в советской школе (начиная с 1956 г.) идет по этому направлению. Это можно ясно видеть по содержанию вводимых ныне новых программ. В учебных пособиях под редакцией А. Н. Колмогорова (Геометрия-6, Геометрия-7, Геометрия-8), учебном пособий Г. Д. Глейзера (Геометрия, 6−8 классы, для вечерней школы) вводятся обширные стереометрические сведения.
Существует ряд научно-методических работ, направленный на усовершенствование обучения стереометрии. Эти работы условно можно разделить на два направления.
К первому направлению ш относим работы, изучающие проблему усовершенствования обучения традиционному курсу геометрии. К ним относятся диссертационные работы Трифонова П. А. «Наглядные пособия по стереометрии, их конструирование и методика использования в средней школе» (М., 1957) — Федотовой К. П. «Наглядные пособия при преподавании стереометрии в общеобразовательной школе с политехническим обучением» (М., 1959) — Абуговой Х. Б. «Система упражнений в работе с учащимися IX класса по первой теме стереометрии» (Л., 1956) — Назаретского В. Е, «Проедаиошшй чертеж при преподавании стереометрии в 9−10 классах средней школы» (М., 1955) — Семушина АД. «Построение и применение изображений в курсе стереометрии средней школы» (М., 1955) и ряд д?$гих работ.
Ко второму направлению мы отнесли те работы, в которых развитие пространственных представлений учащихся предусматривается через перестройку стереометрического курса на аксиоматической основе. Например, диссертация Дроздовой H.A. «Изложения в средней школе вопросов взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве» (М", 1955) — Войкова С. В, «Геометрия тетраэдра в средней школе» (М., 1946) — Поспелова A. I* «Методика преподавания темы „Многогранники“ в 10 классе средней школы» (Л., 1954) — Полякова А. Н. «Модель, развертка и чертеж в процессе преподавания стереометрии в средней школе» (М., 1954) и другие.
Проблема совмещения указанных двух направлений (друг с другом) нашла свое отражение в диссертациях Щукиной М. А. «Методика применения и систематизация геометрических знаний в работе 10-х классов по теме «Многогранники» (Л., 1956) — Тимофеева А, И. в диссертации «Методика взаимосвязанного изучения начал геометрии с многогранниками» (Т., 1969) и в работах ддегих авторов.
10.
В журнале «Математика в школе» был опубликован ряд статей, посвященных вопросам улучшения преподавания курса стереометрии, Например: Песков Т. А. «Пространственные представления учащихся средней школы», 1940, № 2- Фетисов А. И. «О преподавании геометрии в средней школе» r 1940, № 4- Рыбаков П. М. «О развитии пространственного воображения», 1948, $ 3- Машков М. М. «Развивать геометрическое воображение учащихся», 1949, № 2 — Голянд Г. «К доказательству теоремы о свойствах диагоналей параллепипеда», 1950, J& 3- Житомирская Б. И. «Задачи на вписанные и описанные шары», 1951, № IКолоссовский А.Я. «О развитии пространственных представлений учащихся», 1959, № 2- Краевский К. «Трудности при прохождении курса стереометрии в IX классе средней школы», 1937, № 4- Панкратов А. А. «К методике изучения темы о параллельных проекциях в IX классе», 1958, № 3 и другие,.
Существует также целый ряд научных исследований, посвященных изложению школьного курса геометрии на основе векторов, геометрических преобразований и теории множеств. Например: Барков И, А. Элементы аналитической геометрии в средней школе, Челябинск, 1951; Михайлов К. Ф. Элементы векторной алгебры в курсе геометрии УШ класса, Ярославль, 1957 и другие.
В методической литературе прошлых лет широко обсуждался вопрос о возможности фу зионис тек ого построения icypca геометрии, т. е. о возможности слияния изложения планиметрии со стереометрией. Известный французский математик Жак Адамар признавал плодотворность такого слияния с «точки зрения чисто логической» .
Однако с точки зрения педагогической он полагал необходимым стремиться к разделению встречающихся трудностей, «Умение видеть в пространстве» само по себе представляет серьезную трудность, — писал он, — и я не думаю, что эту трудность следует.
II. т присоединить к другим трудностям с самого начала обучения. Возможно, что убеждения т. Адамара сложились из-за отсутствия эффективной методики фузионистского изучения геометрии.
В известных нам диссертационных работах, где проблема разви4 тия пространственных представлений учащихся ставится в связи с 4 задачей сближения изучения курсов планиметрии и стереометрии, фузионистский подход, по существу, отсутствует, так как вопрос о связи преподавания планиметрии и стереометрии решается в них о односторонне. Так, в диссертации А. А. Постнова исследуется вопрос об «использовании трехмерных тел при изучении планиметрии» и не рассматривается обратная связь. Такое же направление имеет дис.
3 д сертация Н.Рузиева. В диссертации И.Г.Вяльцевои* исследуются особенности методики формирования и развития пространственных представлений учащихся старших классов вечерней (сменной) школы, что естественно, вносит в исследование ряд специфических моментов, не имеющих прямого отношения к фузионизму. Авторы этих работ явно не связывают свои исследования с идеей фузионизма. Следует отметить, что в других диссертационных работах этого направлен§ А^ понятие фузионизма в преподавании геометрии не раскрывается.
1 Адамар К. Элементарная геометрия, ч.1, Учпедгиз, М., 1948, с. 17.
2 Постнов A.A. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся восьмилетней школы с применением средств наглядности (на стереометрическом материале], Канд.дисс., М., 1966.
3 Рузиев Н. Развитие пространственных представлений учащихся в процессе преподавания планиметрии в восьмилетней школе. Канд. дисс., Т., 1968.
4 Вяльцева И. Г. Особенности методики формирования и развития пространственных представлений учащихся старших классов вечерней (сменной) школы. Канд.дисс., Ярославль, 1972.
5 Петров ОЖ Система упражнений на развитие пространственных представлений и пространственного восприятия при изучении начал стереометрии в восьмилетней школе. Канд. дисс., Л., 1974 .
6 Шицалин Г. В. Геометрические места в пространстве и методика их изучения в курсе геометрии средней школы. Канд.дисс., М., 1963.
7 Ирошников Н. П. Задачи и упражнения в курсе стереометрии как средство развития пространственных представлений и пространственного воображения учащихся. Канд.дисс., м., 1951 .
Наиболее1 отчетливо сформирован фузионистский подход в преподавании геометрии в диссертации Я.М.Жовнира1 .
В этом исследовании фузионистская система изучения геометрии, рекомендуемая диссертантом, получила экспериментальную проверку в основном лишь в 6-х классах, что, естественно, ограничило исследование обратной связи «стереометрия» — «планиметрия». Тем не менее, результаты, полученные в этих работах, вносят значительный вклад в методику формирования и развития пространственных представлений учащихся, раскрывают дальнейшие пути к совершенствованию методики преподавания геометрии на основе фузиониетского подхода.
В своем исследовании мы исходим из того, что фузионистский подход к изучению геометрии в школе призван сыграть решающую роль в формировании пространственных представлений и развития пространственного воображения школьников, мы утверждаем, что систематически осуществляемый переход от одномерных и двухмерных геометрических представлений к трехмерным и обратно обогащаем пространственные представления школьников и приближает их к правильному пониманию свойств реального пространства и его изоморфной абстрактной модели — евклидова трехмерного пространства.
Разумеется, что для полной перестройки курса школьной геометрии на фузионистской основе потребуется время. Но изучение даже отдельных логически связанных вопросов планиметрии и стереометрии на фузионистской основе приводит к более равномерному развитию геометрического мышления и, следовательно — к повышению качества знаний и успеваемости по геометрии. Такова общая гипотеза нашего исследования.
I Жовнир Фузионизм в системе преподавания геометрии в средней школе. Канд. дисс., Киев, 1970″.
Таким образом, общей проблемой диссертации является исследование взаимосвязи планиметрии (У1-УШ кл.) и стереометрии (1Х-Х кл.) при формировании пространственных представлений учащихсяразработка методики формирования пространственных представлений учащихся У1-Х классов.
В процессе исследования поставленной общей проблемы диссертации потребовалось решить следующие частные задач и :
1. Раскрыть содержание понятий «пространственное представление», «уровень развития пространственного воображения» на основе современных данных психологической науки.
2. Изучить состояние преподавания геометрии в школах УэССР и качество знаний учащихся под углом зрения решения задачи формирования пространственных представлений и развития воображения у учащихся.
3. Исследовать взаимосвязи планиметрии и стереометрии по развитию пространственных представлений учащихся средней школы.
4. Разработать основные направления методики формирования пространственных представлений учащихся и развития их воображения на уроках планиметрии и стереометрии.
5. Разработать научно-обоснованную систему упражнений, направленную на обогащение пространственных представлений учащихся и развитие их пространственного воображения.
6. Экспериментально проверить разработанную методику и систем средств формирования пространственных представлений учащихся.
Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма, постановления ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения.
Были применены следующие методы исследования:
1. Изучение психологической, учебной, методической и математической литеразуры, связанной с проблемой диссертации.
2. Изучение опыта работы учителей математики (анализ уроков, проведенных бесед и семинаров) по проблеме исследования.
3. Изучение качества пространственных представлений, и выявление уровней развития пространственных представлений и воображения учащихся школ УзОСР (анкетирование, беседы, контрольные работы, тесты).
4. Анализ личного двадцатипятилетнего опыта работы автора в школе и педвузе.
5. Изучение передового педагогического опыта обучения геометрии в средней школе.
6. Разработка экспериментальной методики и системы дидактических материалов.
7. Проведение: педагогических экспериментов.
8. Обсуждение результатов исследования на различных семинарах, научных конференциях, совещаниях, педагогических чтениях работников школ и педвузов.
ШВА I.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, Ф0РШ1РУЕШХ В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБЩИЕ ВШЩ.
В результате проведенного исследования проблемы связи планиметрии и стереометрии в развитии пространственных представлений учащихся можно сделать следующие вывода".
1. При традиционном обучении геометрии развитие пространственных представлений школьников в подавляющем большинстве случаев останавливается на статическ№>динамическом уровне и редко достигает динамического.
2. Подтвердилась гипотеза о возможности успешного развития пространственных представлений школьников на уроках геометрии при условии $$зионистского подхода к изложению вопросов планиметрии и стереометрии*.
3* Включение элементов стереометрии в курс планиметрии поставила учащихся в естественные условия реального трехмерного пространства, что позволило им полнее и глубже понять и быстрее освоить планиметрические факты и отношения, подготовило их к освоению стереометрического материала в IX — X классах. С другой стороны, систематическое повторение планиметрии на уроках стереометрии по разработанной нами методике способствовало формированию и развитию геометрических представлений учащихся, приобретших, благодаря постоянным переходам из одномерного и двухмерного пространств в трехмерное и обратно, особую подвижность и динамичность, что обогащало пространственное воображение учащихся.
4. Систематическая работа по развитию пространственных представлений способствует достижению более гдубоких знаний курсов планиметрии и стереометрии*.
5. Обучение по разработанной в диссертации методике обеспечивает успешную подготовку учащихся к практической деятельности.
6. Достигаемый учащимися уровень развития пространственных представлений обеспечивает успешное усвоение геометрических дисциплин при дальнейшем обучении в высшей школе.
Практические результаты исследования сводятся к следу к>
1. Экспериментально выявлены данные об уровне развития пространственных представлений учащихся УП-Х клаесов школ Узбекистана;
2. Разработаны методические рекомендации по установлению взаимосвязи в работе на уроках планиметрии и стереометрии по формированию пространственных представлений ;
3. Экспериментально проверена результативность фузионистского подхода при обучении геометрии ;
4. Определена роль формирования графических навыков изображения геометрических фи1^р (при полной и неполной наглядной опоре) для формирования пространственных представлений ;
5. Разработаны рекомендации по анализу и синтезу пространственных образов и их отношений при формировании пространственных представлений ;
6. Разработана система упражнений для формирования пространственных представлений.
Разработанная методика обучения геометрии доводилась до педагогической общественности путем: а) публикации статей в республиканских научно-методических изданиях ;
126. б) сообщений автора на различных семинарах, совещаниях, конференциях, педагогических чтениях работников народного образования — в) чтения лекций учителям математики средней школы — г) проведения спецсеминаров со студентами в пединституте.
Содержание диссертации доложено:
— на заседании кафедри общей математики Кокандского госпединститута имени! фкими (1969;1977 гг.) ;
— на заседании сектора обучения математике УзЕШШН (1969;1977 гг.) ;
— на методических семинарах учителей математики г. Коканда (1969;1977 гг.) ;
— на методических семинарах и на Ферганских областных педагогических чтениях (1973 г.) ;
— на IX Республиканских педагогических чтениях, посвященных полувековому юбилею Узбекистана (1974 г.).
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Актуальные вопросы преподавания геометрии в школе журнал «Совет мактаби», Ташкент, 1972, В 8, 0,7 п.л. (в соавторстве).
2. Дать понятие учащимся о многомерном пространстве — «Обучение математике по новой программе», вып. 2, Ташент, У&ШШН, 1973, 0,3 п.л. (в соавторстве).
3. Роль вектора в развитии пространственных представлений учащихся, В об. «Из опыта работы учителей математики и физики», Ташкент, УзШШШ, 1973, 0,5 п.л. (в соавторстве).
4. Содержание и значение геометрического фузионизма, В «Ученых записках», вып. XIX, «Вопросы теории и практики преподавания основ физико-математических наук в школе», Ташкент, УзНИИПН,.
1974, 0,4 п.л.
5. Использование моделей при решении стереометрических задач, В сб. «Обучение математике по новой программе», вып. 3, Ташкент, УйШИПН, 1975, 0,4 п.л.
6. Дидактические упражнения в геометрии, В газете «Укитувчи-лар газетаси», К 92, Ташкент, 1976 г., 0,4 п.л. (в соавторстве).
Список литературы
- Марко К*, Сочинения, т. 20. Энгельс Ф.
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений., т. 18.
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 29.
- Брежнев Л.И. Ленинским курсом, т. I, М., Госполитиздат, 1970.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений, т. Х-1У, изд. 2-е,
- ВЙ.-Л., издг-во АПН РСФСР, 1951.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения, М., Госполитиздат, 1947*
- Абугова Х.Б. Система упражнений в работе с учавдшися IXкласса по первой теме стереометрии, Канд.дисс., • Л., 1956.
- Адамар Ж. Элементарная геометрия (планиметрия), ч. I, 1. Учпедгиз, М., 1948.
- Адамар Ж. Элементарная геометрия (стереометрия), ч. П, 1. Учпедгиз, М., 1951.
- Ананьев Б.Г. Проблема представления в советской психологической науке, «Философские записки0, том У. М.-Л., изд-во АН СССР, 1950.
- Ананьев Б.Г. Новое в учении о восприятии пространства, ж."Вопросы психологии», 1960, $ I.
- Антоновский М.Я. Комплексы учебного оборудования по математике, под ред. член-корр. АПН СССР В.Г.Болтян-| ского. М., изд-во «Педагогика», 1971.
- О сравнительной эффективности различных средств развития пространственного воображения, «Доклады АПН РСФСР», 1960, * 6.
- Курс опытной геометрии, М.-Л., Госиздат, 1933.
- Методика преподавания наглядной геометрии. В кн. Н. М. Бескина «Методика геометрии», М., Учпедгиз, 1947.
- Геометрическое построение на плоскости, Учпедгиз, М., 1955.
- Аргунов Б.Й. Элементарная геометрия, изд-во «Просвещение», Балк М.Б. М., 1966.
- Барыбин К.С. Геометрия, 9 класс, пробный учебник, М., 1. Просвещение", 1973.
- Барыбин К.С. Геометрия, 10 класс, пробный учебник, М., 1. Просвещение", 1974.
- Барыбин К.С. Сборник геометрических задач на доказательство, Учпедгиз, М., 1954.
- Бескин Н.М. Методика геометрии, Учпедгиз, М., 1947.
- Бескин Л.Н. Стереометрия, «Просвещение», М." 1971.
- Березанская Б.С. Вопросы стереометрии в восьмилетней школе, 1. Просвещение", М., 1964.
- Березанская Б.С. Сборник задач и вопросов по геометрии, 1. Учпедгиз, М., 1959.
- Богушевский К.С. и др. Сборник задач по математике дляповторения, Учпедгиз, М., 1953.
- Богушевский К.С. Первые уроки стереометрии в IX классе, 1. Учпедгиз, М., 1955.
- Богушевский К.С. Вопросы преподавания геометрии в восьмилетней школе, «Просвещение», M.f 1964.
- Богомолов С. А. Геометрия (систематический курс), Учпедгиз, М., 1949.
- Богоявленский Д.Н., Психология усвоения знаний в школе, М., Менчинская H.A. Изд-во АПН РСФСР, 1959.
- Болтянский В.Г.и др. Геометрия, экспериментальное учебноепособие для УП класса, М., изд-во «Педагогика», 1974.
- Болтянский В.Г.и др. Геометрия, экспериментальное учебноепособие для У! класса, М., изд-во «Педагогика», 1972.
- Болтянский В.Г., Геометрия, учебное пособие для 9 класса Яглом И.М. средней школы, Учпедгиз, М., 1963.
- Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней шкоде, Учпедгиз, М., 1954.
- Велинкина П.Я. Сборник задач по геометрии для восьмилетней школы, М., «Просвещение», 1964.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение, М., «Просвещение», 1969.
- Веккер Л.М. Динамика осязательного восприятия простравства, Сб. «Материалы университетской психологической конференции», Л., 1949.
- Владимирский Г. А. Система упражнений на графическом материале в преподавании геометрии, Канд.дисс. М., 1947.
- Волков А.Н.И др. Самостоятельные и контрольные работы поматематике, «Просвещение», М., 1966.40. Волхонский А.И.41* Вяльцева И.Г.
- Об исследовании задач по стереометрии" «Математика в школе», 1955, № 4.
- Особенности методики формирования и развития пространственных представлений учащихся старших классов вечерней (сменной) школ! в процессе обучения геометрии, Канд.дисс., Ярославль, 1972.42. Галкина О.И.43. Гальперин П.Я.
- Развитие пространственных представлений на уроках рисования, «Известия АПН РСФСР», выпуск 86, М., 1956.
- Формирование умственных действий и понятий, йзд-во МГУ, 1965.
- Гастева С.А. и др. Методика преподавания математики в восьмилетней школе, под ред. С. Е. Ляпина, М., «Просвещение», 1965.
- Германович П.Ю. Вопросы и задачи на соображение, Учпедгиз, 1. Л., 1957.
- Гельфанд М.В. О решении задач на построение сечениймногогранников, «Математика в школе», 1956, № 4.47. Гончаренко Б.Г.48. Голянд Г.
- Задачи и вопросы по стереометрии, «Просвещение», М., 1964.
- К доказательству теоремы о свойствах диагоналей параллелепипеда, ж."Математика в школе", 1950, $ 3.
- Головина Л.И. Индукция в геометрии, #изматгиз, М., Яглом И. М. 1961.50. ГУрденов Я.й.
- О психологических основах построения систем упражнений по математике и методики преподавания геометрии в У1-УП классах, Канд.дисс., М., 1963.51″ Гуляев А.Н.
- Развитие пространственного воображения на первых уроках стереометрии, «Математика в школе», 1950, # 3"52. Глейзер Г. Д"53. Глейзер Г. Д.
- Взаимосвязь обучения геометрии и жизненного опыта учащихся восьмилетней вечерней (сменной) школы, Канд.дисс., М., 1966″
- Геометрия. Учебник для 6−8 классов вечерней (сменной) школы, М", «Просвещение», 1976.54. Т^рова Л.Л.
- Взаимоотношение мысленных, зрительных и практических операций в процессе решения задач, ж."Вопросы психологии", 1964, # 2.55. Данилова Е. Ф"
- Как помочь учащимся находить путь к решению геометрических задач, Канд.дисс., Калинин, 1958.
- Данилова Е.Ф. Как помочь учащимся находить путь к решениюгеометрических задач, Учпедгиз, М., 1958.
- Демидов В.П. Вопросы методики решения стереометрическихзадач на доказательство, Саранск, 1965.58. Дорф П.Я.59. Дроздова Н. А"
- Роль наглядных пособий в развитии пространственного воображения, «Известия АПН РСФСР», выпуск 21, 1949.
- Изложение в средней школе вопросов взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве, Канд.дисс., М., 1955.60″ Дружинин М. Р,
- Проявление индивидуальных различий в развитии пространственных представлений учащихся при усвоении геометрических знаний, Автореферат канд, дисс., Ташкент, 1972,61. Евклид
- Начала, М., ГТИ, 1948−1950.
- Енакиева В. Иг Метод целесообразного сочетания слова учителя и наглядных средств в обучении геометрии, Куйбышев, 1960.63. Жаров В.А.
- Основные принципы построения задачника по геометрии, Ярославль, 1960.
- Жаров В.А. и др. Вопросы и задачи по геометрии, М.у1. Просвещение", 1965.
- Житомирская Б.И. Задачи на вписанные и описанные шары.
- Математика в шкоде", 1951, № I.
- Жовнир Я.М. Фузионизм в системе преподавания геометриив средней школе, Канд.дисс., Киев, 1970.67. Занков Л. В.
- К проблеме взаимодействия слова и наглядности в обучении, ж."Советская педагогика", 1955, В 8.68. Зыкова В.И.
- Оперирование понятиями при решении геометрических задач, «Известия АПН РСФСР», 1950, вып. 28.
- Ибрагимов А.Ю. К методике решения геометрических задач напостроение в средней школе. Автореферат канд.дисс., Баку, 1955.
- Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображений,"Извеетия АПН РСФСР", выпуск 76, 1956.71* Извольский Н. Методика геометрии, изд-во «Брокгауз-ефрон"1. Петербург, 1924.
- Икромов Ж. Саккиз йиллик мактаб укувчиларининг исботлашга дойр геометрик масалалар ечиш жараё-нида йул куядиган баркарор хатолари ва бу хатоларнинг олдини олиш йуллари. Канд.дисс. Ташкент, 1967.
- Икромов S. Геометрик исботлаш методлари, „Укитувчи“, 1. Тацкент, 1970.
- Икромов Ж. Стереометрик машклар системаси, „Укитувчи“, 1. Ташкент, 1972.
- Ирошников H.H. Задачи и упражнения в курсе стереометриикак средство развития пространственных представлений и пространственного вооружения учащихся, Канд.дисс., М., 1951.
- Кабанова-Меллер E.H. Роль чертежа в применении геометрических теорем, „Известия АПН РСФСР“.выпуск 28, 1956.
- Кабанова-Меллер E.H. О роли наглядного материала в процессах абстракции и обобщения у школьников, ж."Вопросы психологии», М., 1955, В 2.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование пространственных представлений в процессе усвоения учащимися проекционного черчения, «Известия АПН РСФСР», вып. 76, 1956.
- Кабанова-Меллер E.H. Об одном важном требовании к учебникам по геометрии, «Математика в школе», 1961, № 2.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников, изд-во АПН РСФСР, М., 1962.
- Каган В.Ф. Очерки по геометрии, изд^-во Московскогоуниверситета, М., 1963.
- Казаков П.Г. Метод параллельных проекций и его применениедля наглядного изображения геометрических фигур и решения коне тру ктивных задач, Канд. дисс., М., 1966.
- Карнацевич B.C. Анализ ошибок учащихся средней школы по геометрии с точки зрения правильной оценки успеваемости, В сб."Вопросы преподавания математики в средней школе", Учпедгиз, М., 1958.
- Киселев А.П. Геометрия, ч. I и П, М., Учпедгиз, 1950−1960.
- Клонский В.М. и др. Геометрия, учебное пособие для 9−10классов, М., «Просвещение», 1975- 1976.
- Кочеткова E.G. Методика решения задач на построение постереометрии, Автореферат канд.дисс., М., 1947.
- Кочеткова E.G. Сборник задач и упражнений по стереометрии, 1. Учпедгиз, М., 1956.
- Колмогоров А.Н. О профессии математика* «Советская наука», 1. М., 1954.
- Колмогоров А.Н.и др. Геометрия. Учебное пособие (для 6−8классов). М., «Просвещение», 1972, 1973, 1974.
- Карасев П.А. Геометрия на подвижных моделях. М., ГЙЗ, 1924.
- Клименченко Д.В. Задачи и упражнения в школьном курсе геометрии, Автореферат канд.дисс., Киев, 1969.
- Кокстер Г. С. Введение в геометрию, «Наука», М., 1966.93″ Колосов АЛ.
- Книга для внеклассного чтения по математике в старших классах (УШ-Х), Учпедгиз, М., 1952.
- Кордемский Б.А., удивитвльный квадрат, ГТГИ, М., 1952. Русалов Н.В.95. Краевский К.96. Кузнецов С.Н.
- Трудности при прохождении курса стереометрии в IX классе средаей школы, ж. «Математика в школе», 1937, * 4.
- Самодельный стереометрический ящик и самодельный теодолит, Учпедгиз, М., 1959.97. Кулишер А.Р.98. Ланда Л.Н.
- Учебник геометрии. СЛ. СПб, 1914.
- О формировании у учащихся общего метода мыслительной деятельности при решении задач. ж."Вопросы психологии", 1959, Л 3.99. Леонтьев А.Н.100. Ливерц Х.Б.
- Проблемы развития психики. М., изд-во АПН РСФСР, 1959.
- Основные понятия и основные предложения школьного курса геометрии и методика их введения и применения, Автореферат канд. дисс., М., 1958.101. Лидский В.В.
- Задачи по элементарной математике. М., изд-во «Наука», 1965.
- Лобачевский Н.И. Геометрия, Казань, 1909.103, Лобачевский Н. И. О началах геометрии, Казань, 1929.104. Ломов Б.Ф.
- Особенности развития представлений о пространстве в процессе первоначального обучения черчению, «Известия АПН РСФСР», выпуск 86, 1956.
- Лоповок Л.М. Сборник задач по стереометрии, Учпедгиз"1. М., 1959.106. Ляпин М.П.
- Что должен знать учащийся ередней школы об изображении пространственных фигур, ж."Математика в школе", 1956, 4 4.
- Ляпин С.Е. и др. Методика преподавания математики, ч. 2,1. Л., 1956.
- Маркушевич А.И. О повышении идейно-теоретического уровняпреподавания математики в средней школе. Л."Математика в школе", 1950, 4 I.109. Машков М.М.1. ПО. Маслова Г. Г.1.I. Меньших Б. В.1. XI2. Мамажонов Б.
- Развития геометрического воображения учащихся, ж."Математика в школе", 1949, 4
- Развитие пространственных предртавлений учащихся восьмилетней школы при решении задач по геометрии, ж."Математика в школе", 1964, 4 3.
- Задачи на построение в кУрее стереометрии, ж."Математика в школе", 1956, 4 4.
- Болаларнинг аклий тараккиётида тасаввур-ларнннг роли, «Узбекистон», Т., 1972.1. ИЗ.
- Методика преподавания геометрии в старших классах средней школы, под редакцией А. И. Фетисова, изд-во «Просвещение», М., 1967.
- Мельникова К.С., 0 некоторых недостатках в знаниях учащихся Биктяшева Л.З. по математике и возможных путях их устранения, ж."Математика в школе", 1962, 4 5.
- Михайлов К.Ф. Некоторые свойства замечательных точектреугольника, ж."Математика в школе", 1964, 4 I.
- Мишин В.й. О качестве знаний по математике выпускниковсредних школ, я."Математика в школе", 1962, * 2.
- Моденов П.С. Сборник задач по математике с анализомошибок, допущенных поступившими в высшие учебные заведения, изд-во «Советская наука», M., 1952.
- Мотова З.П. Основы построения системы задач по курсу геометрии средней школы, «Сборник работ по мате^-матике и некоторым ее приложениям», Ростов-на-Дону, 1970.
- Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка, «Просвещение», м., 1964.
- Назаретский В.Е. Проекционный чертеж при преподаваниистереометрии в 9−10 классах ередаей школы, Автореферат канд.дисс., M., 1955.121″ Наумович Н. В. Геометрические места в пространстве и задачина построение, Учпедгиз, M., 1962,
- Неванлинна Р. Пространство, время и относительность, 1. Изд-во «Мир», M., 1966.
- Никитин H.H. О преподавании математики в У-Х классах. М., 1. Учпедгиз, 1952.
- Рупасов К.А., Определение математических понятий в курсе Никитин В.В. средней школы, Учпедгиз, M., 1963.
- Геометрик ясаш метода ри, «Укитунчи», Ташкент, 1965.
- О преподавании математики в школе, под ред. А. Д. Сеадушина, йз#-во АПН РСФСР, М., 1959.
- К методике изучения темы о параллельных проекциях в IX клазсе, ж."Математика в школе", 1958, $ 3.
- Система упражнений на развитие пространственных представлений и пространственного восприятия при изучении начал стереометрии в восьмилетней школе, Канд.дисс., 1., 1974.
- Формирование пространственных представлений у старших школьников (на материале стереометрии), Канд.дисс., Л., 1953.
- Математические отнятия, перевод с английского В. С. Бермана, под редакцией й.М.Яглош, «Наука», М., 1970.
- Математика и правдоподобные рассуждения, ИИЯ, М., 1957.
- Как решать задачу, Учпедгиз, М., 1961.
- Методика моделирования в курсе стереометрии средней школы, ж."Математика в школе", 1958.
- Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся восьмилетней школы с применением средств наглядности (на стереометрическом материале), Канд. дисе", М., 1966.
- О педагогических основах обучения математике, Учпедгиз, М., 1963.
- Пооделов А.И. Методика преподавания теш «Многогранники"в 10 классе средней школы, Канд.дисе., Я., 1954.138. Поляков А.Н.
- Модель, развертка и чертеж в процессе подавания стереометрии в средней школе. Канд.дисс., М., 1954.139.
- Психология, под ред. А. А. Смирнова и др., М., Учпедгиз, 1962.
- При ту л о Ф. Ф. Методика изложения геометрических доказательств в средней школе, М., Учпедгиз, 1958.
- Пышкало A.M., К вопросу о математической подготовке уча-Семушин А.Д. щихся, ж."Математика в школе», 1961, * 4.142. Пышкало A.M.
- Геометрия в 1−1У классах, «Просвещение», М., 1965.
- Ребус Б.М. Пространственное воображение как одна изважнейших способностей к технической деятельности, Автореферат канд.дисс., М., 1966.144. Репьев В. В, 145. Рузиев Н.146. Рыбкин Н.
- Общая методика преподавания математики, Учпедгиз, М., 1958.
- Развитие пространственных представлений учащихся в процессе преподавания планиметрии в восьмилетней школе, Канд.дисс., Ташкент, 1968.
- Сборник задач по геометрии, ч. П, стереометрия, «Просвещение», М., 1965.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, М." Учпедгиз, 1948.141.148. Семушин А.Д.
- Формирование геометрических понятий и развитие логического мышления учащихся. В сб. «Вопросы повышения качества знаний учащихся по математике», Изд-во АПН РСФСР, М., 1959.149. С ему шин А. Д.
- Построение и применение изображений в курсе стереометрии средней школы, Канд.дисс., И., 1955.150. Семушин А.Д.
- Методика обучения решению задач на построение по стереометрии, йзд-во АПН РСФСР, 1959.15 X,
- Сборник статей по вопросам преподавания геометрии в средней школе (под ред. П.В. Стратилатова), Учпедгиз, М., 1958.152.
- Сборник «Формирование и развитие пространственных представлений учащихся», под ред. Н. Ф. Четв еру хина, «Просвещение», М., 1964.153. Скаткин М.Н.
- Совершенствование процесса обучения, Изд-ве «Педагогика», М., 1971.
- Соломоник B.C., Сборник вопросов и задач по математике, Илов П.Н. йзд-во «Высшая школа», М., 1964.
- Сотиволдиев Н.С. Урта мактабнинг юкори синфларида хозиргизамон геометриясининг асосий гояларини ри-воалантириш, Канд.дисс., Фаргона, 1965.156. Столяр А.А.
- Педагогика математики, Минск, изд-во «Высшая школа», 1969.157. Слугинов С.П.
- Фузионическое течение в геометрии, Казань, 1914.158. Талызина Н"Ф.ф 159. Тимофеев А.И.t100. Трифонов П.А.1.X. Федотова К#П.162. Фесенко В.М.163. Фетисов А.И.164. Фетисов А.И.165. фуше А.166. Франк М.А.167. Хабиб P.A.168. Хабиб P.A.
- Управление процессом усвоения знаний в школе, М1У, М., 1975.
- Методика взаимосвязанного изучения начал стереометрии с многогранниками, Канд.дисс., Ташкент, 1969.
- Наглядае пособия по стереометрии, их конструирование и методика использования в средней школе, Автореферат канд.дисс., М., 1957.
- Наглядные пособия при преподавании стереометрии в общеобразовательной школе с политехническим обучением. Канд.дисс., М., 1959.
- О слиянии планиметрии и стереометрией. «Математическое образование», 1913, В I.
- Геометрия. Учебник для 9-Ю классов средней школы, Учпедгиз, М., 1957.
- Очерки Евклидовой и евклидовой геометрии, 1. Просвещение", М., 1965.
- Философская энциклопедия, в т.т. 1-У, 1960−1965.
- Педагогика математики (пер. с франц.), М., «Просвещение», 1969.
- Геометрический чертеж в курсе стереометрии, Л., 1941.
- О новых приемах обучения планиметрии, М., «Просвещение», 1969.
- Укувчиларнинг математик тафаккурини шакллан-тириш, «Укитувчи», Ташкент, 1971.169″ Хиячин А, Я" 0 формализме в школьном преподавании математики, «Известия АПН РСФСР», & 4, 1946.
- Ф* 170. Холлингер А. Геометрия для У! класса, Учпедгиз, М., 1961.
- Четверохин Н.Ф. Опыт исследования пространственных представлений и пространственного воображения учащихся, «Известия АПН РСФСР», вып. 21, М., 1949.
- Четверухин Н.Ф. Стереометрические задачи на проекционномчертеже, Учпедгиз, М., 1955.
- Четверухин Н.Ф. Чертежи пространственных фигур в курсегеометрии, Учпедгиз, М., 1946.
- Четверухин Н.Ф. О некоторых методологических вопросах преподавания геометрии, Изд?-во АПН РСФСР, М., ф 1955.175, Четверухин Н. Ф. О научных принципах преподавания геометриив советской школе, ж."Математика в школе", 1950, ^ I.
- Четверухин Н.Ф. Геометрические характеристики причинытрудности узнавания фи1ур на чертеже, ж."Математика в школе", 1965, Л 4.
- Черкасов Р.С. Сборник задач, но стереометрии. М., Учпедгиз, 1. Х958.
- Черкасов Р.С. Постановка стереометрических задач в среднейшколе, Канд.дасс., М., 1949.
- Чичигин В.Г. Методика преподавания геометрии, планиметрия, 1. Учпедгиз, М., 1959.180* Шапиро И. М*
- Связь обучения математике с производительным т.$дом учащихся старших классов сельской общеобразовательной трудовой политехнической средней школы с производственным обучением, Канд.дисс., М., 1964,181. Шеварев П. А.
- Процессы мышления в учетной работе школьника, «."Советская педагогика», 1946, № 3.182. Шигалин Г. В.
- Геометрические места в пространстве и методика их изучения в курсе геометрии средней школы. Автореферат канд.дисс., М., 1963.183. Щербакова Л.Я.
- Векторное построение первых глав школьного курса стереометрии. Автореферат канд.дисс., Л., 1971.184, Щукина М.А.
- Методика применения и систематизация геометрических знаний в работе lO-x классов по теме «Многогранники», Канд.дисс., Л., 1956.185. Эргашев А*, Икромов Д.
- Актуальные вопросы преподавания геометрии в школе, д."Совет мактаби", Т., 1972, А 8.186. Эргашев А*
- Дать понятие учащимся о многомерном пространстве, В об. «Обучение математике по новой программе», 2-й вып., Ташкент, УзНИИПН, 1973.187* Эргашев А., Мухаммедов М.
- Роль вектора в развитии пространственных представлений учащихся. В сб. «Из опыта рабош учителей математики и физики», Ташкент, УзНИИПН, 1973.188* Эргашев А*
- Содержание и значение геометрического физионизма, «Ученые записки», вып. Х2Х, «Вопросы теории и практики преподавания основ физико-математических наук в школе», Ташкент, УзНИИШ, Х974.189″ Эргашев А*
- Использование моделей при решении стереометрических задач, В сб."Обучение математике по новой программе", вып. 3, Ташкент УеНИИШ, 1975.190. Эргашев А., Икромов Д.
- Дидактические упражнения в геометрии. Газета «Укитувчилар газетаси», № 92, 1976.191.192. Эрдниев П.
- Энциклопедия элементарной математики, т. 1У-У, Физматгиз, М., 1963- 1966.
- Сравнение и обобщение при обучении математики, Учпедгиз, М., 1960.193. Эрдниев П*1
- О роли прямых и обратных связей при обучении математике, ж."Вопросы психологии", 1962, * 6.194* Эрдниев П*1
- Об одновременном изучении некоторых разделов математики, ж."Математика в школе", 1963, * 4.195. Эйдельс Д.М.
- Элементы математики в черчении, М., «Просвещение», 1969.
- Якиманская И.О. Уровни анализа, синтеза и абстракции причтении чертежа у учащихся 1У-УШ классов. «Вопросы психологии», 1959, & I .197. Якиманская И.С.Г199.200.г