Взаимосвязь слова и изображения как средство художественного развития детей 5-7 лет
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры эстетического воспитания МГОПУ, на заседаниях кафедры дошкольной и специальной педагогики МГПИ им. Н. К. Крупскойдокладывались на научно-практических конференциях (г.г. Москва, Казань, Зеленодольск, Йошкар-Ола… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА I. Психолого-педагогические и искусствоведческие основы взаимодействия речи и изображения
- 1. 1. Взаимодействие литературы и изобразительного искусства
- 1. 2. Возможности взаимосвязи слова и изображения в развитии детей
- 1. 3. Речевая активизация детей на занятиях изобразительной деятельностью
- ГЛАВА II. Содержание, формы и методы развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи изобразительной и речевой деятельности
- II. I. Состояние проблемы использования взаимодействия речевой и изобразительной деятельности в современной педагогической практике
- 11. 2. Формирование выразительного образа средствами интеграции речевой и изобразительной деятельности
- 11. 3. Развитие творческой активности детей в процессе взаимодействия художественно-речевой и изобразительной деятельности
- II. I. Состояние проблемы использования взаимодействия речевой и изобразительной деятельности в современной педагогической практике
Взаимосвязь слова и изображения как средство художественного развития детей 5-7 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
В истории развития педагогической мысли вопросам эстетического воспитания подрастающего поколения во все времена уделялось немало внимания. Проблема приобщения детей к духовным ценностям человечества остается значимой и на современном этапе развития общества. Использование в практике работы с детьми синтеза искусств является одним из ведущих направлений в области художественного воспитания. Объединение различных видов художественной деятельности детей и средств эстетического воспитания по сравнению с возможностями отдельных видов искусства имеет значительное преимущество в творческом развитии детей. Поэтому, проблема взаимосвязи развития образной выразительности в словесном и изобразительном детском творчестве приобретает особую значимость.
Теоретико-методологическим основам художественного развития детей посвящены исследования Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной и других авторов.
В настоящее время изучены возможности взаимосвязи изобразительной с другими видами деятельности детей: Т. С. Комарова (взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности и их взаимодействие с другими видами художественного творчества детей), О. Ю. Зырянова (взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомления с природой), С. П. Козырева (взаимосвязь изобразительной деятельности и восприятия музыкальных произведений), Г. П. Новикова взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства в эстетическом воспитании детей), А. И. Савенков (создание выразительного образа в коллективных работах с использованием игровых ситуаций), Е. Л. Трусова (взаимосвязь.
4 рисования, лепки, аппликации с игрой-драматизацией). Основа этого взаимодействия, по их мнению, заключается во взаимосвязи выразительных средств, выделении их в одном виде художественной деятельности и последующем обдумывании, каковы возможности передачи этих образов в другом виде деятельности его средствами выразительности.
Однако, еще недостаточно исследована проблема взаимосвязи художественно-речевой и изобразительной деятельности как средства художественного развития детей дошкольного возраста, средства углубления образного познания ими окружающей действительности. Под понятием f художественное развитие", в нашем случае, мы понимаем овладение детьми способами осуществления речевой и изобразительной деятельности для создания выразительного образа.
В этой связи особую актуальность приобретает научное обоснование и опытно-экспериментальная апробация технологии использования словесных и изобразительных факторов культуры в процессе художественно-творческого развития ребенка.
Этим обусловлен выбор темы исследования: Взаимосвязь слова и изображения как средство художественного развития детей 5−7 лет.
Цель исследования — выявление возможностей взаимодействия слова и изображения как средства, обеспечивающего самовыражение личности ребенка в процессе творческой деятельности и разработка на этой основе системы взаимодействия художественно-речевой и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования — художественное развитие детей 5−7 лет.
Предмет исследования — процесс художественного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи изобразительной и художественно-речевой деятельности.
Гипотеза исследования — эффективность художественного развития детей может быть существенно повышена, если: обеспечить взаимодействие изобразительной и художественно-речевой деятельности детей при восприятии и формировании выразительного образа;
— осуществить комплексное использование словесного метода обучения (включающего художественное слово, беседу, речевой образец и так далее) и речевой активизации детей на занятиях изобразительной деятельностью;
— активизировать творческие проявления детей, которые заключаются в самостоятельном рассказывании по рисункам, использовании образных средств выразительности и развитии замысла рисунка на основе имеющегося у них опыта.
Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач исследования:
1. Раскрыть сущность и исторические условия возникновения и развития взаимосвязи литературного и изобразительного творчества.
2. Определить возможности взаимодействия художественно-речевой и изобразительной деятельности в творчестве детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать состояние проблемы взаимодействия словесного и изобразительного творчества в педагогическом процессе на современном этапе.
4. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить содержание и формы художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия изобразительного и художественно-речевого творчества.
Методологической основой исследования являются деятельностный и культурологический подходы, теоретические положения о взаимосвязи видов художественно-творческой деятельности на основе развития психических процессов, положения эстетики о взаимосвязи искусств.
На данном методологическом фундаменте выстроены теоретические положения о взаимосвязи художественно-речевой и изобразительной деятельности в создании выразительного образа как одном из средств художественного развития детей.
Теоретическим фундаментом исследования явились труды в области педагогики, психологии и искусствоведения: по теоретико-методологическому обоснованию проблем эстетического воспитания и художественного развития Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева,.
Т.С.Комаровой, Н. П. Сакулиной, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другихпо вопросам взаимосвязи и взаимодействия словесных и пластических искусств Ю. Б. Борева, В. В. Ванслова, Н. А. Дмитриевой, А. Я. Зися, М. С. Кагана, Г. Э. Лессинга, К. В. Пигарева, Г. П. Степанова и другихпо формированию образности детской речи Н. В. Гавриш, А. Н. Гвоздева, Н. С. Карпинской, Л. А. Колуновой, О. С. Ушаковой, С. М. Чемортан и другихпо вопросам значения и возможностей взаимодействия искусств, а также взаимосвязи детской речи и рисунка в развитии личности ребенка А. Д. Алехина, Л. Н. Бачериковой,.
A.А.Дмитриевой, З. В. Денисовой, Е. Н. Колокольцева, Т. С. Комаровой Р.Г.Мирошкиной, Е. В. Савушкиной, Н. М. Сокольниковой, Г. П. Шевченко и других. по вопросам формирования способности детей дошкольного возраста создавать выразительные образы.
B.А.Езикеевой, Л. В. Компанцевой, Р. Г. Казаковой, Т. Г. Казаковой, Р. М. Чумичевой и других.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ искусствоведческой, психолого-педагогической и научно-методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта работы с детьми по развитию изобразительного и речевого творчества, наблюдения за деятельностью детей и педагогов, диагностика и коррекция, анализ продуктов детского творчества, анкетирование педагогов дошкольных образовательных учреждений, статистические методы обработки информации, полученной в ходе исследования.
Ведущим методом исследования явилась опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста, включающая разработку содержания и системы взаимодействия художественно-речевого и изобразительного творчества.
Опытно-экспериментальной базой явились МДОУ № № 74,11 г. Йошкар-Олы. Всего экспериментом было охвачено: на этапе констатации 336 детей шестого года жизни, проживающих в городе Йошкар-Оле, а также районах республики Марий Элна формирующем этапе — 46 детей, на контрольном — 83 детей. В анкетировании приняло участие 86 педагогов дошкольных образовательных учреждений города и республики.
Этапы исследования.
Первый этап (1995;1998 г. г.) — поисково-теоретический: изучение и анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и научно-методической литературыопределение и формулировка цели, предмета, общей гипотезы и задач исследованияанализ состояния проблемы исследования в современной практике работы ДОУ: разработка анкеты и проведение анкетированияразработка критериев оценки продуктов детской творческой деятельности и проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (1998;2000 г. г.) — опытно-экспериментальный: составление плана и разработка программы формирующего этапа экспериментавыбор форм, методов и разработка содержания учебно-воспитательной работы по художественному развитию детей средствами взаимосвязи слова и изображения, внедрение данной программы в ходе опытно-экспериментальной работыпроведение контрольных срезов.
Третий этап (2000;2001 г. г.) — заключительно-обобщающий: анализ итогов экспериментальной работы, обработка, систематизация и оформление результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в обосновании и исследовании взаимосвязи словесного и изобразительного творчества в формировании образного познания мира детьми, определении педагогических и психологических основ взаимосвязи слова и изображения, в выделении основных направлений процесса художественного развития детей средствами взаимосвязи словесного и изобразительного творчества (развитие эстетического восприятия, формирование эстетической оценки и работа над развитием выразительности детского рисунка и образности речи, развитие творческой активности детей) — в разработке критериев оценки образной выразительности детских работ в вербальной и графической формах.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении современного состояния проблемы взаимосвязи словесного и изобразительного детского творчества в ДОУ, в разработке и опытной проверке технологии использования комплекса художественно-речевой и изобразительной деятельности как средства художественного развития дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы как в специальных, так и в нормативных курсах по теории и методике развития детского изобразительного творчества в системе подготовки специалистов дошкольного профиля, педагогами дошкольных образовательных учреждений в практике работы с детьми.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Взаимодействие слова и изображения в педагогическом процессе способствует формированию выразительного образа предмета и овладению обобщенным способом его воплощениясогласованию мыслительного и изобразительного процессовзакреплению и уточнению представлений об окружающемболее полному выражению мыслей и чувств детей, развитию их самостоятельности и инициативы, и тем самым является одним из эффективных средств художественного развития детей.
2. Процесс взаимосвязи речевой и изобразительной деятельности, который включает три взаимосвязанных этапа: развитие эстетического восприятия и эстетической оценкиформирование выразительности рисунков и речи детейразвитие творческой активности, качественно улучшает художественное развитие дошкольников.
3. Использование комплекса специально подобранных методов и приемов обучения, а также разработка содержания обучения, основанного на художественном тематизме и применении обобщенных способов создания образа в графической и вербальной формах является необходимым условием развития художественного творчества детей.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической базой исследования и теоретическим обоснованием проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, соответствие их поставленным задачам, подтверждается математической обработкой, сочетанием качественного и количественного анализа материала.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры эстетического воспитания МГОПУ, на заседаниях кафедры дошкольной и специальной педагогики МГПИ им. Н. К. Крупскойдокладывались на научно-практических конференциях (г.г. Москва, Казань, Зеленодольск, Йошкар-Ола) и Вавиловских чтениях (г.Йошкар-Ола). Основные положения диссертационного исследования использовались при чтении лекций в курсе «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» для студентов факультета педагогики и психологии детства МГПИ им. Н. К. Крупской, слушателей курсов повышения квалификации Марийского института образования, в публикациях автора.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, библиографии, приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В настоящее время одной из основных тенденций художественного развития детей является интеграция всех средств эстетического воспитания и различных видов художественно-творческой деятельности, которая важна как для полноценного эстетического восприятия окружающей действительности, так и для развития художественных способностей детей. Объединив художественные средства различных искусств, педагог может помочь ребенку достичь более высокого уровня художественного развития в оптимальные сроки.
Особенно важно использовать комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста, так как именно эта возрастная стадия представляет собой начальную ступень формирования творчества в разных видах художественной деятельности, среди которых изобразительная и художественно-речевая занимают важное место. Исследованием взаимодействия создания выразительного образа в вербальной и графической формах детьми старшего дошкольного возраста посвящена данная работа.
Анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы позволяет сделать вывод о важной роли взаимодействия слова и изображения в педагогическом процессе, которое способствует эстетическому восприятию действительности, формированию целостного представления «картины мира» — обеспечивает эффективность развития художественно-творческих способностей детей. Кроме того, художественно-речевая деятельность на основе рисунка влияет на развитие монологической речи, ее образной выразительностихудожественное слово и рассказы детей по рисункам, в свою очередь, помогают обогащению замысла, содержания рисунка.
Внимательное и продуманное отношение педагога к своей речи, а также правильная организация речевой активности детей на занятиях изобразительной деятельностью будут способствовать формированию выразительного образа предмета и овладению детьми обобщенным способом создания изображениясогласованию мыслительного и изобразительного процессовболее полному осмыслению детьми результатов своей деятельности, самоконтролю за способами и приемами изображенияразвитию интереса к процессу изобразительной деятельности.
Взаимосвязь изображения с речью помогает более полному освещению первоначального замысла в тех случаях, когда ребенок не в состоянии выразить его только при помощи изобразительных средствобогащению активного словаря детей образными словами и выражениямиразвитию воображения детей в процессе рассказывания по рисункам с выходом за пределы изображенногозакреплению и уточнению представлений об окружающемразвитию самостоятельности и инициативы.
Изучение состояния проблемы использования взаимодействия речевой и изобразительной деятельности в современной педагогической практике показало, что несмотря на понимание педагогами важности комплексного подхода, они не обращают должного внимания на детскую и собственную речь во время занятий изобразительной деятельностью. Это, отчасти, объясняется и недостаточным количеством методических разработок по данному вопросу.
Изучая детские работы, мы выделили четыре уровня развития выразительности речи и рисунка и установили, что самого высокого уровня без специального обучения достигает незначительное количество детей (менее 1%). С целью преодоления этих недостатков, была разработана специальная программа, в которой содержание занятий представлено как единый комплекс задач, решение которых направлено на развитие художественно-речевой и изобразительной деятельности детей и основано на художественном тематизме, логическом освоении детьми навыков художественно-речевой и изобразительной деятельности и обучении дошкольников применению обобщенных способов создания образа в рисунке и рассказе.
Художественный тематизм характерен для всех видов художественной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. В ходе опытно-экспериментальной работы мы формировали у детей старшего дошкольного возраста представление о том, что все виды художественной деятельности позволяют им выразить свои чувства и мысли в разных художественных формах (прежде всего на примерах речевой и изобразительной).
Наиболее эффективными приемами развития художественной деятельности детей средствами взаимосвязи слова и изображения, по нашему мнению, являются:
— сопоставление текста и изображения, сравнение иллюстраций одного и разных авторов;
— словесные дидактические игры и упражнения;
— показ и объяснение технических приемов, принципов композиционного построения;
— моделирование;
— беседа, рассказ;
— рисование по предложенному сюжету, составление рассказа по иллюстрации или собственному рисунку.
С помощью данных приемов были сформированы предпосылки для самостоятельного использования детьми выразительных средств речи и рисунка, объединение их в своих творческих работах. Как показало проведенное исследование, необходимым условием художественного развития детей средствами взаимосвязи слова и изображения является органическая связь обучения с творчеством на занятиях, в самостоятельной художественной деятельности и в повседневной жизни.
Другим важным условием является подготовка педагогов к этой работе, включающая изучение и освоение разнообразных форм, методов и приемов использования взаимодействия речевой и изобразительной деятельности. Мы убедились, что разработка системы художественного развития в дошкольном образовательном учреждении, включающая развитие эстетического восприятия и эстетической оценки, формирование выразительности рисунков и речи детей, развитие творческой активности, дает возможность избежать спонтанности в воспитательном процессе, определить задачи художественного развития детей, содержание знаний, умений, навыков детей.
Положительное влияние взаимодействия изобразительной и речевой деятельности на художественное развитие детей проявилось в процессе совместного накопления жизненного опыта и формирования знаний, умений и навыковв отражении своих впечатлений в графической и вербальной формахпродукты изобразительной деятельности являлись наглядной опорой для выражения мыслей и чувств в рассказе, направляли внимание детей на использование художественных выразительных средств языка, развертывании рассказа. Кроме того, использование взаимосвязи слова и изображения помогло осмыслению детьми зависимости изобразительно-выразительных средств от содержания образа (наглядного или вербального) — дети научились отражать в рисунке особенности вербального образа с использованием выразительных средств рисунка, а также при описании иллюстраций, репродукций передавать изобразительный образ с помощью средств художественного языка. Рисунки детей обогатились эмоционально в результате соединения впечатлений от литературного текста со знанием особенностей передачи их в графической форме.
Таким образом, ясно проявляется взаимообогащение изобразительной и художественно-речевой деятельности, влияние данного взаимодействия на развитие и проявление детского творчества. В настоящем исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель, решены все поставленные задачи. Вместе с тем, затронутые в исследовании вопросы не исчерпывают целиком сложную и многогранную проблему художественного развития детей в процессе речевой и изобразительной деятельности. Несомненный интерес представляют вопросы использования художественного слова с разной целевой установкой в процессе подготовительной работы и на занятиях изобразительной деятельностью, а также проблема речевого сопровождения педагогом на различных этапах формирования и осуществления замысла ребенком. Эти аспекты в нашем исследовании упоминаются лишь описательно и требуют дальнейшего глубокого изучения.
Список литературы
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. — М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Ананьев Б.Г. Очерки психологии. М., 1945. — 160 с.
- Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л.: ЛГУ, 1955. -188 с.
- Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1983. -С.234−245.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. -М.: Новая школа, 1925. 283 с.
- Бачерикова Л.Н. Речь и рисунок показатели деятельности второй сигнальной системы : Автореф. дис.канд.биол.наук. -Челябинск, 1979.- 18 с.
- Белинский В.Г. Избранные сочинения в 3-х т. М.: Гослитиздат, 1936.- Т.2.- 736 с.
- П.Бехтерев В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. С.- Пбг, 1910. — 60 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.-496 с.
- Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Курск: Кур. гос. пед. ин-т, 1976.-58 с.
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка. -М.: Новая Москва, 1924−556 с.
- Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. художник, 1966. — 120 с.
- Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобразительное искусство, 1989. — 328 с.
- Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — 156 с.
- Ворожейкина О.И. Синтез искусств в формировании эстетического вкуса у младших дошкольников в процессе обучения изобразительному искусству : Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1996.-21 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. — 96 с.
- Гавриш Н.В. Развитие образности речи старших дошкольников //Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. М., 1994. — С.72−82.
- Галанов Б.Е. Живопись словом. М.: Советский писатель, 1972. -184 с.
- Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982.-64 с.
- Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев: Изд-во Саратовского ун-та, 1990. — 104 с.
- Гете И.В. Об искусстве. Л — М.: Искусство, 1975. — 623 с.
- Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1995.-64 с.
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М: Академия, 1997. — 272 с.
- Гросул Н.В. Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1991. — 16 с.
- Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л.: Наука, 1974. — 199 с.
- Дмитриева А.А. Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1984. — 17 с.
- Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.314 с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. -272 с.
- Дранков В. Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта. //Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1983. -С. 123−139.
- Дронова О.О. Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунков детей дошкольного возраста: Автореф- дис.канд.пед.наук. М&bdquo- 1987. — 16 с.
- Друммонд В.Б. Введение в изучение ребенка. М.: Моск. книгоиздательство, 1910. — 387 с.
- Дудина Н.А. Развитие творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием : Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1995. — 18 с.
- Езикеева В.А. Творчество в рисунках детей 5−7 лет под влиянием произведений искусства. // Художественноетворчество в детском саду. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974. — С. 151−156.
- Еремеев А.Ф. Границы искусства. М.: Искусство, 1987. — 319 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370 с.
- Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств. Д.: Наука, 1978. — С. 5−20.
- Зись А.Я. Виды искусства. М.: Знание, 1970. — 128 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Гос. учебно-пед. изд-во Мин.прос. РСФСР, 1961. -224 с.
- Инжестойкова В.А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1987. — 23 с.
- Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
- Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — С.3−12.
- Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности (социально-педагогический аспект) М., 1985.-68 с.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983.- 112 с.
- Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. -М.: Педагогика, 1972. 152 с.
- Козырева С.П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. — 21 с.
- Колунова JI.A. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. М., 1994. — С. 83−87.
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970. — 152 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. -160 с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1996. — 178 с.
- Комарова Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 106 с.
- Комарова Т.С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Красота. Радость. Творчество.: Программа эстетического воспитаниядетей 2−7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2000. -128 с.
- Компанцева JI.B. Влияние поэтического образа природы на выразительность детского рисунка : Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1969.-20 с.
- Компанцева JI.B. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
- Короткова Э.П. Роль картины в развитии речи дошкольников. Ростов-на-Дону, 1971. — 32 с.
- Котова И.Я. Образ человека и животного в лепке // Художественное творчество в детском саду. /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974. — С.98−104.
- Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. — 144 с.
- Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. С.-Пб.: Акцидент, 1997. — 190 с.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. — 256 с.
- Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. -208с.
- Леонтьев А.Ф. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1965.-245 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Леушина A.M. О своеобразии образов речи маленьких детей // Психология речи: Уч. записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1946. — Т.53. — С. 17−27.
- Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. — 479 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1985. 175 с.
- Лурия И.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979.-319 с.
- Ляхов В.И. Искусство книги. М.: Сов. Художник, 1978. -248 с.
- Мейлах Б. Пути комплексного изучения художественного творчества // Содружество наук и тайна творчества. М.: Искусство, 1968. — С. 5−34.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Мирошкина Р.А. Формирование выразительности рисунка старших дошкольников на основе восприятия иллюстраций детских книг: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-наДону -Магнитогорск, 1979. — 16 с.
- Митькина А.Ф. Психологический анализ формирования образов у детей дошкольного возраста в процессе рисования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1955. — 16 с.
- Михалев В.П. Видовая специфика и синтез искусств. Киев: Наукова думка, 1984. — 99 с.
- Московская С. Педагогика будущего синтез искусств. -С.-Пб., 1995.- 80 с.
- Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств (очерки теории). М.: Искусство, 1982. — 192 с.
- Назарова С.И. Педагогическое руководство изобразительной деятельностью школьников в условиях комплекса искусств: Автореф. дис. канд.пед. наук. М., 1994. — 17 с.
- Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -208 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
- Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. -156 с.
- Новикова Г. П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд.пед. наук. -М., 1994. 18 с.
- Опевалова Е.В. Психологический анализ взаимодействия образного и вербального в умственной деятельности дошкольника : Автореф. дис.канд.псих.наук. Л., 1980. — 21 с.
- Основы эстетического воспитания /Под ред. Н. А. Кушаева. -М.: Просвещение, 1986. 240 с.
- Павлов И.П. Полн. собр. соч.: В 6-ти т. 2 изд. — М.: АН СССР, 1951−1952.-Т.3.-Кн.2.-438 с.
- Пеня Т.Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1984. — 19 с.
- Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации. М.: Сов. художник, 1973. — 336 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М: Наука, 1976. -303 с.
- Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследования проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — С. 3−26.
- Праздников Г. А. Процесс художественного творчества. Л.: Знание, 1977.-40 с.
- Психология речи. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1946. — Т. LIII.- 178 с.
- Развитие речи дошкольника: Сб. научных трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. — 137 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.- М.: Педагогика, 1986. 172 с.
- Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы.
- Методы. М.: Мысль, 1969. — 190 с.
- Родари Дж. Грамматика фантазии / пер. с итал.
- Ю.А.Добровольской- 2-е изд. — М.: Прогресс, 1990. — 191 с.
- Рыбников Н.А. Детские рисунки и их изучение. M.-JL, 1926. -48 с.
- Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1970. — 247 с.
- Савушкина Е.В. Развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства : Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1994.- 19 с.
- Пб.Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. — 216 с.
- Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
- Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980.-208 с.
- Селли Дж. Очерки по психологии детства /пер. с англ. М.: Издание К. И. Тихомирова, 1901. -456 с.
- Синева Е.Н. Сказочные образы в рисунках детей. // Художественное творчество в детском саду. /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.:Просвещение, 1974. — С.95−98.
- Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания : Автореф. дис. док.пед.наук. М., 1997. — 43 с.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн. М.: Academia, 1999. — 364 с.
- Софронова Т.И. Изодеятельность как социально-педагогический фактор приобщения дошкольников кнациональной культуре. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 1997. — 24 с.
- Степанов Г. П. Синтез искусств. Д.: Знание, 1976. — 32 с.
- Струнина Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1984. — 23 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1967. — 216 с.
- Трусова E.JI. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельностей в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста : Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986.-24 с.
- Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
- Ушакова О.С. Развитие поэтического слуха как одно из условий словесного творчества детей 6−7 лет : Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1973. — 24 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение, 1968. 558 с.
- Фейнберг E. J1. К проблеме сопоставления синтеза наук и синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1978. — С. 204−209.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. — 160 с.
- Хангельдиева И.Г. Взаимодействие и синтез искусств. М.: Знание, 1982.-64 с.
- Харитонов В.В. Взаимосвязь искусств. Екатеринбург, 1992. -147 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. 3-е изд. — М.: Юристъ, 1997. -512с.
- Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 287 с.
- Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. Кишинев: Штилнца, 1986.- 108 с.
- Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника : Автореф. дис. докт. пед. наук. Ростов-на -Дону, 1995.-47 с.
- Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, гос.пед.ун-та, 1995. — 272 с.
- Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1992. — 126 с.
- Шевченко Г. П. Формирование у младших подростков представлений о художественном образе средствами комплексного воздействия искусств. Автореф. дис. канд.пед.наук. — Киев, 1974. — 25 с.
- Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Петроград: Школа и жизнь, 1915. — 309 с.
- Эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Эстетика /Научный ред. А. А. Радугин. М.:Центр, 1998. — 240 151. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Сост.
- Г. С.Лабковская. М.: Просвещение, 1983. — 304 с. 15 2. Эстетическое воспитание в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1985. — 207 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-47 с.
- Яковлева И.Л. Искусство в школе будущего // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — С. 12−20.
- Jameson, К. Pre-school and infant art. Studio vista London. -1973 — 155c.
- Lendall Haskell, L. Art in the Early Childhood years. Columbus -etc.: Merrill, cop. 1979 — XI — 218c.
- Luckens. Die Entwickelungsstufen beim Zeichnen. Zeit. f. Kinderfors.- Chung, 11 1897.
- McCabe, A. Language Game to play with your child: Enhancing communication from infancy through late childhood. New York- London -.Insight books, Cop 1992 — XXV -260c.
- Schmalholz Garritson, J. Child arts: Integrating Curriculum through the arts. Menlo Park (Calif.), 1979. -VII -159c.