Методика воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста
Чем меньше ребенок, тем меньше он способен контролировать свое поведения, помнить и выполнять правила. Поэтому взрослый постоянно напоминает малышу о соблюдении правил: «Ты помнишь, что надо сделать перед едой?». В старшем возрасте воспитатель использует косвенные приемы, иногда лишь намечают линию поведения, говоря: «Ты большой, и наверное, сам знаешь, как себя вести? Важно, чтобы усвоение… Читать ещё >
Методика воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование нравственного поведения дошкольника нужно проходить под руководством взрослых. Основная задача — воспитывать у него организованное поведение в соответствии с общепринятыми правилами, руководствуясь которыми он может самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками, управлять своими желаниями. Ребенок должен усвоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительной стереотип поведения.
Обучение как один из ведущих методов воспитания помогает усвоить определенный объем конкретных навыков и умений, от которых зависит культура поведения ребенка. Усваивая необходимые навыки, ребенок знакомится с правилами поведения. Благодаря правилам ребенок должен уяснить, как надо вести себя с взрослыми и сверстниками дома и в детском саду, на улице и в общественных местах. С этой целью, ребенка обучают правилам, связанным с соблюдением чистоты и опрятности, общения и речевого этикета, правилам, помогающим строить отношения со сверстниками, окружающими людьми, правилам вежливости, поведения за столом, на занятиях, в процессе совместной деятельности. С правилами знакомят постепенно, в естественных ситуациях, с учетом возраста.
По мере взросления ребенка постепенно расширяется круг правил. Тут их знакомят со следующими правилами: «Как вести себя на улице», «Правила дружной игры», «Правила вежливости», «Соблюдай правила пешехода» и т. п.
Полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых условиях, использовать для этого различные поручения, игры, задания. Воспитатель поручает сходить к соседу и спросить что-нибудь. При этом взрослый напоминает ему, как обратиться с просьбой, выразить признательность за услугу.
Для расширения представлений детей о культуре отношений между людьми воспитатель использует речевые игры «Магазин», «Почта», «Поликлиника», «Библиотека», правила и условия которых обязывают ребят проявлять такт, вежливость, умение обратиться с просьбой. По ходу игры взрослый разъясняет, что они должны быть предупредительными, вежливыми.
Вводя любое правило надо разъяснять его смысл. Убедившись в том, что он знает и понимает правила, можно потребовать от него соответствующих норм поведения.
Ребенку полезно показать способы выполнения правил. Например, как сидеть за столом, пользоваться ложкой и вилкой и др. Показ в сочетании со словом помогает ребенку понять, что от него хотят. Это особенно важно в работе с малышами. Если можно сказать: «Делай, как я» — прокомментировать свои действия и дать им оценку.
Прием параллелиума, опирающийся на детскую подражательность и стремление к самостоятельности, исключает изменение назидания, наставления. Ребенку легко равняться на «образец», так как он видит и действует одновременно.
Чем меньше ребенок, тем меньше он способен контролировать свое поведения, помнить и выполнять правила. Поэтому взрослый постоянно напоминает малышу о соблюдении правил: «Ты помнишь, что надо сделать перед едой?». В старшем возрасте воспитатель использует косвенные приемы, иногда лишь намечают линию поведения, говоря: «Ты большой, и наверное, сам знаешь, как себя вести? Важно, чтобы усвоение правил требовало от старших дошкольников элементарного самоконтроля, чтобы ребенок примерял и сравнивал свои действия с нормами поведения.
Руководя поведение детей, приходится прибегать к замечаниям. Здесь важны так и доброжелательность взрослого.
Выбирая способы влияния на детей, воспитатель учитывает возраст, индивидуальные особенности, настроение ребенка, конкретную ситуацию. Маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений, а сложные требования не доходят до них, в таких случаях необходимы игровые приемы. Заставит малыша поздороваться или благодарить не всегда удается. Но если взять в руки мишку, и от его имени поздороваться, то он скорее ответит на приветствие. Если в руках у взрослого волшебная палочка, это дает возможность руководить поведением детей. Можно использовать потешки, меткие сравнения из художественных произведений. Волшебное воздействие оказывает на детей стихи:
Я под краном руки мыла, А лицо помыть забыла.
Увидал меня Тризор, Зарычал: «Какой позор!».
Используются произведение: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Девочка чумазая», «Дочка-ревушка», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Неумейка».
Хорошо воздействуют на ребенка шутки, загадки, пословицы: «Кончил дело — гуляй смело», «Когда я ем, я глух и нем».
Дети воспринимают правила поведения, когда осознанно, когда конкретно обосновывают их. Ребенок не всегда способен связывать нарушение правил поведения с отрицательными последствиями для других. Чтобы помочь ему осознать требования взрослых, полезно оценивать его поступки: «Поступил по правилам — хорошо», «Поступил против правил — плохо». Похвала и порицание помогут отличить хорошее от дурного. Полезно, чтобы оценка содержала такие определения: добрый, аккуратный, воспитанный, отзывчивый.
Осмыслению нравственной основы правил способствуют этические беседы, которые проводятся со старшими дошкольниками. Ребенку можно задавать вопросы: «Чтобы ты сделал, если увидел, что взрослый что-то уронил?», «Ты нечайно задел взрослого: как быть?», «Как надо вести себя, когда ты разговариваешь со взрослыми?».
Психологической особенностью дошкольника является его стремление к подражанию. Широко используется в формировании положительного поведения ребенка — пример друзей. «Можно гордиться поведением Жени. Он поступил по-товарищески». Для ребенка немаловажно, что скажет о его поведении товарищ, особенно старшему дошкольнику. Для простого усвоения правил необходим систематический контроль за поведением ребенка в игровой, учебной, трудовой деятельности, общении со старшеклассниками и взрослыми. Контроль не должен быть навязчивым. В общении детей между собой возникает множество ситуаций, в которых они самостоятельно решают, как поступить. Воспитатель видя, как ведет себя ребенок, делает вывод, насколько прочно он усвоил правила поведения. Культура поведения ребенка проявляется не только в умении прощаться и извиняться, но в способности быть доброжелательным, уважительно относиться к окружающим.
Таким образом, методы формирования культуры поведения различны. Выбор определяется задачами развития и уровнем сформированности каждого ребенка. Руководя поведением детей, важно творчески подходить к выбору методов и приемов, то есть уметь понимать ребенка и находить решение в выборе средств воздействия, когда и в каких случаях возможны исключения от общепринятых правил, а когда они недопустимы.