Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности организации метакогнитивного опыта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Готовность использовать приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта. Соответственно одним из критериев интеллектуальной зрелости является возможность человека оперативно и эффективно мобилизовать свои интеллектуальные силы для решения возникшей проблемы. В составе метакогнитивного опыта можно выделить четыре типа ментальных структур: непроизвольный интеллектуальный контроль… Читать ещё >

Особенности организации метакогнитивного опыта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Способность к саморегуляции интеллектуальной деятельности — важнейший ресурс интеллектуального роста человека. В последние годы в центре внимания современных психологов оказались метакогнитивные (в том числе рефлексивные) процессы, отвечающие за управление ходом текущей интеллектуальной деятельности (Borkowski, Peck, Reid, 1983; Forrest-Pressley et al., 1985; Давыдов, 1989; Степанов, Семенов, 1985, и др.).

В составе метакогнитивного опыта можно выделить четыре типа ментальных структур: непроизвольный интеллектуальный контроль, произвольный интеллектуальный контроль, метакогнитивная осведомленность, открытая познавательная позиция.

Непроизвольный интеллектуальный контроль — ментальные структуры, отвечающие за организацию процесса построения познавательного образа на субсознательном уровне. Сформированность непроизвольного интеллектуального контроля проявляет себя в наличии способности распределять внимание по всем аспектам проблемной ситуации, а также фокусировать его на ключевых элементах этой ситуации; структурировать воспринимаемый материал (например, быстро и точно выделять отдельные детали в изображении или основные идеи в тексте); учитывать контекст происходящего; тормозить импульсивность при принятии решений в условиях неопределенности; привлекать обобщающие категории в процессе переработки информации и т. д.

Произвольный интеллектуальный контроль — ментальные структуры, обеспечивающие сознательное управление и регулирование собственного интеллектуального поведения, в том числе в виде способностей планировать свою интеллектуальную деятельность; предвосхищать последствия своих действий и возможные изменения ситуации; оценивать отдельные «шаги» в своей интеллектуальной работе и собственные знания в соответствующей предметной области; приостанавливать при необходимости свою интеллектуальную активность (способность сказать себе «Стоп!»); выбирать стратегию самообучения с учетом своих познавательных потребностей и реальных условий деятельности.

Метакогнитивная осведомленность — система представлений человека о своих интеллектуальных возможностях. Метакогнитивная осведомленность предполагает:

  • • знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств (каковы особенности собственной памяти, мышления, предпочитаемые способы постановки и решения проблем и т. д.), а также знание оснований своей интеллектуальной деятельности (в виде представлений о закономерностях запоминания, правилах эффективного мышления, различиях между логически необходимыми и эмпирически верными суждениями и т. д.);
  • • умение оценивать свои индивидуальные интеллектуальные качества как на уровне «плохой — хороший», «недостаточный — достаточный», так и на уровне самопринятия;
  • • готовность использовать приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта. Соответственно одним из критериев интеллектуальной зрелости является возможность человека оперативно и эффективно мобилизовать свои интеллектуальные силы для решения возникшей проблемы.

Открытая познавательная позиция — это такой тип познавательного отношения к миру, при котором индивидуальное умозрение отличается вариативностью, гибкостью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события; толерантностью по отношению к необычной, невозможной, парадоксальной информации; готовностью обсуждать и принимать точку зрения другого человека и т. д.

Итак, ментальные структуры, образующие состав метакогнитивного опыта, являются психологической основой способности к интеллектуальной саморегуляции и, следовательно, условием продуктивной интеллектуальной деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой