Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Комплексное учебно-методическое обеспечение подготовки студентов педагогического колледжа к управленческой деятельности дошкольными образовательными учреждениями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для успешной профессиональной управленческой деятельности, в системе дошкольного образования, имеющей свою специфику, необходимы еще и знания особенностей управления дошкольным образовательным учреждением. Анализ научно-педагогической литературы показал, что вопросам специфики управления дошкольными учреждениями посвящены работы Л. М. Денякипой, T.11.Дороновой, В. Г1. Дубовой, Т. С. Комаровой, Е… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы управленческой деятельности
    • 1. 1. Психолого-педагогические основы управления образовательным учреждением
    • 1. 2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением
    • 1. 3. Структура и содержание управленческой деятельности заведующей дошкольным образовательным учреждением
    • 1. 4. Критерии оценки управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Формирование основ управленческой деятельности студентов педагогического колледжа
    • 2. 1. Подготовка студентов колледжа к управленческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях
    • 2. 2. Учебно-методическое обеспечение процесса формирования управленческой деятельности студентов педагогического колледжа
    • 2. 3. Исследование особенностей подготовки студентов педагогического колледжа к управленческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях
  • Выводы по II главе

Комплексное учебно-методическое обеспечение подготовки студентов педагогического колледжа к управленческой деятельности дошкольными образовательными учреждениями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Стремительные социально-политические, экономические и социокультурные перемены являются характерной чертой современной России. Они диктуют новые требования к личности будущего члена общества, успешная реализация которых возможна в ходе модернизации образования, в том числе и дошкольного. Однако для того, чтобы дошкольное образование успешно развивалось, повышалось его качество, в соответствии с планируемыми целями, обозначенными в национальной Доктрине российского образования, а дошкольные учреждения могли эффективно использовать и наращивать свой потенциал, вести поиск резервов совершенствования своей деятельности, необходимы профессиональные руководители, владеющие общими основами управленческой деятельности и умеющие организовать целенаправленный педагогический процесс в дошкольном учреждении. Исследования свидетельствуют, что на изменившиеся условия сегодня ориентируются немногим более 50% руководителей, причем для большинства из них (89%) характерны па-терналистические качества сознания. Поэтому необходима специальная профессиональная подготовка руководителей дошкольных образовательных учреждений, являющаяся, наряду с приобретением управленческих знаний и опыта, формированием способности к творческому выполнению своей деятельности, и одним из способов повышения качества работы дошкольного учреждения, позволяющим сохранить определенную структуру дошкольной образовательной системы, поддерживающую режим жизнедеятельности и реализующую программные цели, ориентируясь на новые условия.

Потребность в такой подготовке усиливается и в связи с появлением новых нормативно-правовых актов (Закон РФ '" Об образовании", «Положение об аттестации педагогических и руководящих кадров системы образования», государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, решение коллегии Министерства образования РФ от 11.03.94- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 годаПрограмма «Развитие образования в РК» на 2001;2005 годы), предусматривающих специальное образование в области управления в. качестве необходимого условия назначения на руководящую должность. Все более востребованными становятся люди, профессионально занимающиеся управленческой деятельностью, изначально имеющие представление о структуре и содержании руководства воспитательно-образовательным учреждением. Вместе с тем имеются данные о том, что 82% руководителей дошкольных учреждений не имеют специальной управленческой подготовки.

В настоящее время специальное обучение основам управленческой деятельности дошкольными образовательными учреждениями осуществляется только в ВУЗах. Проведенный анализ программ подготовки руководителей дошкольным образованием Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, В. П. Сергеевой показал, что система профессионального управленческого образования в ВУЗах отличается излишней теорети-зацией курсов, рассматривающих основы управления (принципы, функции, методы, средства). Общие вопросы управления учебно-воспитательным процессом и организаторской деятельности руководителей достаточно полно отражены в работах М. Г. Захарова, Ю. А. Копаржевского, Л. Ф. Лебедева, М. М. Поташника, Т. И. Рудпевой, П. И. Третьякова, П. В. Худомииского, Т. И. Шамовой и др.

Для успешной профессиональной управленческой деятельности, в системе дошкольного образования, имеющей свою специфику, необходимы еще и знания особенностей управления дошкольным образовательным учреждением. Анализ научно-педагогической литературы показал, что вопросам специфики управления дошкольными учреждениями посвящены работы Л. М. Денякипой, T.11.Дороновой, В. Г1.Дубовой, Т. С. Комаровой, Е. П. Милашевич, А. Ф. Островской и др. Комплекс общих основ управления и особенностей управленческой деятельности дошкольным учреждением должен явиться основой содержания учебно-методического обеспечения специального, управленческого образования руководителей. Учитывая, что па должность руководителя, особенно в сельской местности, часто выдвигаются лучшие воспитатели, имеющие в основном среднее специальное образование, необходимо осуществлять такую подготовку и .в среднем профессиональном учреждении дошкольного профиля. Учебно-методическое обеспечение среднего профессионального образования может быть реализовано через программы и дидактических материа.

О лов, в которых управленческие знания будут непосредственно связаны с задачами практической подготовки студентов и развитием воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

Современное состояние педагогической и управленческой наук позволяет разработать теоретические основания для проектирования образовательной программы «Управление дошкольным образованием» и дидактических материалов к ней, ориентированных на формирование у студентов не только общих основ управления, но и специальных знаний и практических умений управления дошкольным образовательным учреждением. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы содержание подготовки шло в соответствии с общей логикой развития профессиональной управленческой деятельности, разрабатывалось в соответствии с объективными потребностями модернизации дошкольного образования, учитывало уровень педагогической подготовки студентов и было ориентировано на задачи среднего специального профессионального образования. Вопросы подготовки студентов средних профессиональных учреждений, методы работы с ними рассмотрены в работах Л. Г. Семушиной, Н. Г. Ярошенкообщие вопросы обучения разработаны Ю. К. Бабапским, В. П. Беспалько, С. А. Смирновым.

5 При этом учебно-методическое комплект должен гарантировать эффективное освоение дидактических единиц управленческой деятельности. Для этого, анализируя квалификационные характеристики, требования к должностным обязанностям и технологию оценки управленческой деятельности различных исследователей (И.В.Кузьмина, Н. В. Кухарсв, Т. Г. Навазова, Т. И. Руднева и др.), необходимо разработать критерии, позволяющие оценить уровень освоения содержания учебно-методического обеспечения, а также эффективность труда руководителя дошкольным образовательным учреждением. •.

Результаты анализа подготовки управленцев дошкольными образовательными учреждениями позволили выявить противоречие между изменившейся системой дошкольного образования, имеющей свои особенности, усложнением её содержания, и недостаточной разработанностью учебно-методического обеспечения подготовки специалистов среднего звена.

Таким образом, проблема исследования состоит в определении содержания учебно-методического обеспечения среднего профессионального образования подготовки управленческих кадров в условиях учреждений СПО и разработке критериев управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность проблемыеё недостаточная разработанность, запросы современного дошкольного образования обусловили выбор темы диссертационной работы: «Комплексное учебно-методическое обеспечение подготовки студентов педагогического колледжа к управленческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях».

Цель исследования: разработка комплексного учебно-методического обеспечения подготовки студентов педагогического колледжа к управленческой деятельности дошкольными образовательными учреждениями с учетом современного этапа развития системы дошкольного образования.

Объект исследования: подготовка студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования: процесс подготовки студентов педагогического колледжа к управленческой деятельности дошкольным обра ювател ы 1ым учрежден i icm.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, чго подготовка студентов педагогического колледжа к управлениеской деятельности может осуществляться качественно, если:

— подготовка студентов в сфере управления будет организована комплексно на основе программы и Дидактических материалов, учитывающих современное состояние системы дошкольного образования;

— содержание учебно-методического комплекта будет базироваться на комплексе общих основ управления и особенностей управления дошкольными образовательными учреждениями;

— будут выработаны механизмы оценки, позволяющие корректировать освоение студентами содержания учебно-методического комплекта на основе критериев и показателей управленческой деятельности руководителя дошкольными образовательными учреждениями.

Для достижения цели исследования в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

1 .Рассмотреть общие основы управления и выявить особенности управленческой деятельности руководителя дошкольными образовательными учреждениями в совремешплх условиях развития системы дошкольного образования.

2. Определить структуру комплексного учебно-методического обеспечения подготовки студентов педагогического колледжа к управленческой деятельности дошкольными образовательными учреждениями, включающую программу и дидактические материалы (средства обучения и контроля).

3. Наполнить содержанием дидактические материалы подготовки студентов к управленческой деятельности дошкольным образовательным учреждением, включающих комплекс общих основ управления и особенности управленческой деятельности дошкольным учреждением.

4. Разработать критерии и показатели оценки управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением.

Методологической основой исследования являются: педагогические положения об эффективности управленческого труда (Д.М.Гвишиани, Л-ДДенякина, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. П. Сергеева, Л. И. Чайчиц, Г. А. Ягодин и др.), о научной организации труда (Т.Н.Доронова, Т. С. Комарова, М. И. Кондаков, И. П. Радченко, В. М. Шепель и др.) — исследования вопросов управления учебно-воспитательным процессом и организационной деятельности руководителей (А.К.Желтов, М. Г. Захаров, Т. С. Комарова, Н. В. Кухарев, Т. И. Руднева, Р. Я. Спружа, А. Н. Троян, Р. Х. Шакуров, Т. И. Шамова и др.), философских, социально-экономических и социально-психологических проблем деятельности руководителей (В.Г.Афанасьев, О. А. Дейнеко, П. М. Керженцев, В. Ю. Кричевский, Н. В. Кузьмина, Н. С. Сунцов, Р. Х Шакуров и др.) — концепция содержания непрерывного образования (И.Я.Лернер, Л. М. Новиков, В. В. Краевский и др.), теоретические положения в области отбора и структурирования содержания образования (Ю.К.Бабанский, В. П. Беспалько, М. Н. Скаткин, Н. А. Сорокин и др.), а также подготовки руководителей образовательных учреждений (Т.П.Афанасьев, Л. Г. Семушина, П. И. Третья ков, Т. И. Шамова и др.).

Методы исследования:

— теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по вопросам общих основ управления и особенностям управленческой деятельности руководителей дошкольными образовательными учреждениями;

— изучение государственных и ведомственных документов, статистических данных о работе дошкольных учреждений и руководстве образователы 1ыми учреждениями;

— анализ опыта формирования у студентов основ управленческой деятельности;

— использование диагностических методов (анкетирование, опрос, метод экспертных оценок, наблюдение);

— анализ и обработка полученных результатов;

— экспериментальные методы исследования.

Исследование по выбранной теме проводилось с 1998 по 2002 годы. В нем приняли участие студенты педагогического колледжа .№ 2 г. Сыктывкара Исследованием было охвачено 164 студента и 36 экспертов (руководителей, методистов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и руководителей педагогической практики педколледжа).

Этапы исследования.

На первом этапе (1998;1999) проводился теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, изучение опыта формирования основ управленческой деятельности руководителей, выделение специфики управления дошкольным образовательным учреждением с целью определения содержания, структуры, критериев и показателей и процесса формирования профессиональных умений студентов педагогического колледжа. Это позволило определить объект и предмет исследования, выдвинуть гипотезу, определить цели и задачи исследования. Разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе исследования (1999;2000) на основе анализа деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения разрабатывались и обосновывались критерии и показатели управленческой деятельности, систематизировалось содержание подготовки студентов, обеспечивающее овладение основами управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения. Материалы учебно-методического обеспечения апробировались в ходе опытно-экспериментальной работы по овладению основами управленческой деятельности руководителей дошкольными образовательными учреждениями.

Третий этап (2001;2003) был посвящен обработке и обобщению результатов исследования, оформлению диссертации. Формулировались выводы и заключение.

Научная новизна диссертационного исследования:

— разработаны критерии и показатели оценки управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения: специальные умения по реализации педагогических ориентиров и обеспечению функционирования учрежденияпрофессионально-деловая компетентность, включающая организацию процесса руководства, организацию педагогического процессаличностные качества, включающие профессиональные качества личности и индивидуальные черты;

— построена структура учебно-методического обеспечения, включающая программу, средства обучения и контроля, и определено его содержание, обеспечивающее усвоение различных подходов управления, достаточных для эффективной деятельности начинающего руководителя дошкольного образовательного учреждения в современных условиях развития системы дошкольного образования;

— обосновано включение в содержание подготовки руководителей дошкольными образовательными учреждениями общих основ управления и специфических особенностей управленческой деятельности руководителя дошкольным учреждением.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении общих основ управления учреждением, которые в сочетании с особенностями управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением являются основанием для разработки учебно-методического обеспечения и подходов формирования у студентов готовности к профессиональной управленческой деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что созданный учебно-методический комплект, включающий нормативно-правовую базу (программу курса «Управление дошкольным образованием»), средства обучения и средства контроля, обеспечивает процесс подготовки студентов к управленческой деятельности, профессиональную компетентность п конкурентоспособность выпускников педагогического колледжа, дает возможность начать профессиональную карьеру руководителя дошкольным образовательным учреждением.

Содержание комплекта, включающего общие основы управления и специфические особенности управления дошкольным образовательным учреждением, может быть использовано и уже используется при подготовке специалистов в высших и средних педагогических учебных заведениях. Материалы исследования дополняют и конкретизируют курсы дисциплин «Менеджмент», «Маркетинг», «Основы делопроизводства», «Финансово-хозяйственная деятельность в дошкольном учреждении» и другие, которые ведутся при подготовке студентов по дополнительной квалификации «Руководитель малокомплектного дошкольного образовательного учреждения» специальности 0313 Дошкольное образование.

Критерии и показатели управленческой деятельности, отражающие особенности профессиональной деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением, могут служить основанием для аттестации руководящих кадров образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов проведенного исследования обеспечивается методологической обоснованностью её исходных позицийприменением взаимодополняющих методов исследования адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованияцеленаправленным анализом педагогической действительности и требований, вызванных изменениями в системе дошкольного образованияподтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами опытно-экспериментальной работыапробацией основных положений исследования на конференциях, совещаниях различного уровня.

На защиту выносятся:

1. Комплекс общих основ управления и особенностей управленческой деятельности руководителей дошкольными образовательными учреждениями (составляющих содержание учебно-методического комплекта).

2. Критерии и показатели оценки управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением (специальные знания и умения, профессиональная компетентность и личностные качества).

3. Учебно-методическое обеспечение подготовки студентов средних «специальных учебных заведений к управленческой деятельности дошкольными образовательными учреждениями. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были доложены и получили одобрение на научно-практических конференциях: «Интеграция профессионального образования в Республике Коми: проблемы и перспективы» (г. Сыктывкар, 2000 г.), «Человек XXI века: индивидуальные и социальные аспекты» (г. Сыктывкар, 2000 г.), «Нравственно-правовые и управленческие аспекты молодежной политики» (г. Сыктывкар, 2000 г.), «Управление инновационными процессами в образовательных учреждениях Республики Коми» (г. Сыктывкар, 2001 г.), «Человек культуры XXI века: языки, образование, воспитание» (г. Сыктывкар, 2001 г.).

Учебпо-методический комплекс был внедрен в практику работы Сыктывкарского педагогического колледжа № 2, педагогических колледжей г. г. Ухты, Воркуты Республики Коми, г. Слободского Кировской области. Материалы исследования использовались в практике работы педагогических колледжей при разработке специальных курсов для подготовки руководителей дошкольными образовательными учреждениями, а также при разработке дисциплин дополнительной квалификации «Руководитель малокомплектного образовательного учреждения» по специальности 0313 Дошкольное образование.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Выводы по II главе.

1. Исследование показало, что на современном этапе необходимо обеспечить каждого выпускника колледжа не только разносторонними знаниями, компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной и трудовой сферах, позволяющими быть мобильным и конкурентоспособным специалистом. В связи с этим в Сыктывкарском педагогическом колледже № 2 была разработана модель конкурентоспособного специалиста, предполагающая создание.

О базовых учебных курсов и их согласование друг с другом для достижения нового качества образованности личности в целом. Учитывая решение коллегии Министерства образования РФ, требования Госстандарта среднего профессионального образования, а также высокую потребность Республики Коми в управленческих кадрах (малоком-плектность сельских дошкольных учреждений, неполная обеспеченность дошкольных образовательных учреждений квалифицированными специалистами в области управления), была создана программа «Управление дошкольным образованием» и учебно-методический комплекс для среднего профессионального образования.

2. Эксперимент по внедрению курса «Управление дошкольным образованием», включающий ряд показателей модели, явился необходимой основой для подготовки конкурентоспособного, мобильного специалиста, владеющего определенными знаниями и умениями в области управления. Остальные показатели, представленные в модели выпускника Сыктывкарского педагогического колледжа, интегрируются за счет изучения других учебных дисциплин в соответствии с го.

3 сударственным образовательным стандартом среднего профессионального обраювания. Критерии оценки управленческой деятельности выступили условиями качественной подготовки руководителей.

Овладение курсом «Управление дошкольным образованием» позволяет выпускнику, начавшему самостоятельную работу в дошкольном учреждении, быть уверенным в своей компетентности в вопросах управления. Кроме того, образовательный процесс в колледже (повышенный уровень образования), строящийся на принципах интеграции и преемственности, дает выпускнику возможность получения высшего образования по сокращенным срокам обучения (1 ступень — 2 года 10 месяцев, 2 ступень — 3 года).

Разработанные критерии оценки управленческой деятельности в нашем исследовании выступили в качестве условий эффективной подготовки современного руководителя дошкольного образовательного учреждения.

3. Анализ составленного учебно-методического комплекса, используемого в педагогическом колледже, как средства формирования основ управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении и реализации новых направлений в учебном процессе, позволяет сделать следующие выводы: а) содержание учебно-методического комплекса представляет собой технологию подготовки студентов к управленческой деятельности в дошкольном учреждении в соответствии с требованиями системы дошкольного образования. б) эксперимент по внедрению учебно-методического комплекса показал, что:

— эффективность образовательного процесса и совершенствование всех его элементов осуществляется за счет использования учебно-методического обеспечения в комплексе. Дидактический эффект достигается за счет создания необходимых условий для функционирования образовательного процесса, качественного усвоения содержания образования, реализации целей образования, активизации познавательной деятельности студентов;

— учебно-методический комплекс позволяет преподавателю использовать эффективные методы и приемы работы, а обучающимся — качественно изучать дисциплину «Управление дошкольным образованием»;

— в состав учебно-методического комплекта должны входить следующие компоненты: нормативная и учебно-методическая документация, средства обучения и контроля;

— программа дисциплины «Управление дошкольным образованием» определяет требования к знаниям и умениям студентов, соответствующим государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, критериям оценки управленческой деятельности заведующей детским садом;

— содержание программы включает знания общих основ управления (функции, методы и средства), а также специфических особенностей работы заведующей (вопросы реализации стратегических ориентиров, обеспечения нормативно-правовой базы и работоспособности учреждения, организации процесса руководства и педагогического процесса) в детском саду;

— средства обучения способствуют повышению качества обучения студентов и дают возможность практического освоения курса;

— средства контроля связаны с повышением качества подготовки и конкурентоспособности будущих специалистов системы дошкольного образования.

4. Экспериментальная работа по внедрению и апробации программы «Управление дошкольным образованием» в содержание образования студентов педколледжа подтвердила её эффективность при подготовке к управленческой деятельности в дошкольном учреждении.

5. Доказано, что:

— цели обучения в педагогическом процессе выполняют роль критериев эффективности подготовки студентов, а в качестве целей выступают критерии оценки деятельности руководителя;

— научность и сложность содержания программы «Управление дошкольным образованием» соответствует II (доступному) уровню Ступени абстракции, а степень автоматизации и осознанности усвоения содержания соответствует II (среднему) уровню. Структура программы является условием оценки качества подготовленности студентов;

— необходимость использования в образовательном процессе большого количества практических занятий в целях формирования управленческой деятельности студентов. Данная форма работы оказалась наиболее привлекательной для обучающихся;

— структура и содержание программы «Управление дошкольным образованием» позволяет сформировать основы профессиональной управленческой деятельности.

Общий вывод: специалистов в области управления дошкольным образованием, возможно эффективно подготовить в системе средних специальных учебных заведений при соблюдении следующих условий, если:

— разработать и внедрить в учебное учреждение комплекс, включающий в себя программу «Управление дошкольным образованием» и дидактический компонент, формирующие основы управленческой деятельности, востребованные новыми условиями развития общества и отвечающие критериям оценки эффективности работы руководителя;

— включить в содержание программы научные основы управления образовательным учреждением и специфические особенности труда заведующей дошкольным образовательным учреждением;

— разработать критерии оценки управленческой деятельности в качестве показателей эффективности усвоения содержания программы студентами педагогического колледжа.

Заключение

.

Выбор предмета исследования — процесс подготовки студентов педагогического колледжа к управленческой деятельности дошкольным образовательным учреждением, — обоснован в ходе анализа ис-0 следований педагогов и психологов в сфере управления.

Н.И.Адрианова, В. Г. Афанасьева, СЛ. Батышева, Д. М. Гвишиани, М. И. Кондакова, М. М. Поташника, И. П. Раченко, Р. Х. Шакурова, В. М. Шепеля и других), управленческой деятельности (Б.Г.Ананьева, О С. Г. Вершловского, Н. И. Кабушкина, Ю. А. Конаржевского,.

В.Ю.Кричевского, Н. В. Кузьминой, В. П. Симонова, Г. И. Хозяинова и других) и специфики управления дошкольным учреждением (Л.Д.Денякиной, Т. Н. Дороновой, Т. С. Комаровой, Л. В. Поздняк, Л. И. Спруж, Л. И. Чайчиц и других).

В ходе исследования рассмотрены общие основы управления: закономерности, принципы, функции, методы работы руководителя. Их реализация определяется целью взаимодействия двух систем образовательного учреждения: управляющей и управляемой. Управление является научно обоснованным воздействием на обе системы в целях оптимального решения проблем образования.

Особенности управления дошкольным образовательным учреждением определяются содержанием и организацией жизни и развития, ^ возрастными особенностями, ведущими видами деятельности детей дошкольного возраста, нормативными требованиями (программами воспитания и обучения) к образованию детей, а также потребностями семьи. В исследовании также показана специфика управления мало-¦Э комплектными сельскими дошкольными образовательными учреждениями, которая заключается в практике назначения руководителями воспитателей, имеющих среднее профессиональное образование. Кроме того, существует проблема удаленности малых населенных пунктов от центра, что не позволяет руководителям получить специальное управленческое образование в силу недостаточного финансирования системы дошкольного образования.

Структура и содержание управленческой деятельности руководителя рассматриваются с точки зрения менеджмента — управления через филигранную работу с людьми. Установлено, что на эффективность управленческой деятельности оказывают влияние личностные, профессиональные качества человека, его способности, образование и творческий потенциал, которые создают определенный психологический климат в коллективе, выражающийся в межличностных отношениях. Структурными компонентами управленческой деятельности являются: организаторская, коммуникативная, гностическая, педагоги-3 ческая и социально-психологическая компетентности.

Рассмотрев направления работы заведующей (воспитательной и методической, административно-хозяйственной и работы с родителями), требования и должностные обязанности, приняв во внимание теоретические исследования, мы разработали критерии оценки профессиональной деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Они включают в себя профессионально-деловую компетентность (определяемую результатами деятельности всего коллектива, руководимого заведующей), специальные управленческие знания и умения (определяемые эффективностью управления дошкольным учреждением, в частности, воспитательно-образовательным процессом, планированием и организацией функционирования и развития детского сада, а также умением со-0 ставлять и вести документацию) и личностные качества (определяемые в основе своей способностями к управленческой деятельности, а также принятием или непринятием руководителя коллективом). Названные критерии могут использоваться при проверке руководителя на любом этапе управленческой деятельности и при назначении на должность руководителя.

Анализ системы среднего профессионального образования, реализующей траекторию становления и развития личности студента, направленной на потребности общества и самого выпускника в подготовке мобильного, конкурентоспособного специалиста, владеющего определенными компетенциями в интеллектуальной, гражданскоправовой, коммуникативной и трудовой сферах, позволил разработать модель конкурентоспособного выпускника педагогического колледжа, включающую в себя ряд показателей, касающихся профессиональной компетентности и формирования «личностного знания», которое делает субъект личностью, творит и развивает интеллект.

Решение коллегии Министерства образования РФ, требования государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, потребности Республики Коми в подготовке управленческих кадров привели к необходимости создания комплексного 3 учебно-методического обеспечения подготовки студентов педагогического колледжа к управленческой деятельности, что и являлось объектом исследования. Специальная подготовка к управленческой деятельности повысит конкурентоспособность выпускника, даст ему возможность защитить себя в вопросах, касающихся будущей деятельности, ориентироваться в изменяющейся обстановке, качественно обрабатывать поступающую информацию, осуществлять самоконтроль деятельности, формировать конструктивные взаимоотношения.

Исследование показало недопустимость механического переноса в среднее профессиональное учреждение программ формирования основ управленческой деятельности, разработанных для ВУЗов, в связи с их максимальной теоретизизацией. Поэтому создание системы подготовки студентов педколледжа к основам управленческой деятельно-0 сти шло путем самостоятельной разработки программы «Управление дошкольным образованием» и всего дидактического комплекса к ней (средств обучения и контроля), а также апробации их на практике. Программа ориентирована на государственный образовательный -3 стандарт среднего профессионального образования, критерии оценки, модель выпускника, модель поэтапной подготовки и переподготовки руководителей, преемственность в специальном образовании (договоры с ВУЗами), интеграцию смежных дисциплин и необходимость формирования практических умений, достаточных для первоначальной деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением. Курс «Управление дошкольным образованием» включает ряд показателей модели и является необходимой основой для подготовки конкурентоспособного, мобильного специалиста, владеющего определенными знаниями умениями в области управления. Остальные показатели интегрируются за счет изучения других дисциплин. Критерии оценки управленческой деятельности выступают условиями качественной подготовки руководителей.

Основываясь на теоретической части исследования, содержание программы «Управление дошкольным образованием» включает вопросы из области организации работы и управления дошкольным об-q разовательным учреждением, работы с кадрами, вопросы государственного контроля и нормативно-правового обеспечения образовательного процесса. Это поможет студентам сформировать основы управленческих знаний и деятельности в дошкольном учреждении.

Условием эффективной подготовки студентов педагогического колледжа к управленческой деятельности в дошкольном учреждении является не просто внедрение программы учебно-методического комплекса, но и оценка её содержания по параметрам (научность и сложность), а также измерение степени автоматизации и осознанности усвоения её студентами.

Экспериментальная проверка эффективности разработанной системы, направленной на формирование основ управленческой деятельности дошкольным образовательным учреждением у студентов Сык—3 тывкарского педагогического колледжа № 2 и повышение их конкурентоспособности, дала положительные результаты:

— анализ содержания программы «Управление дошкольным образованием» показал, что материал соответствует II (аналитико.

— 3 синтетической) Ступени абстракции и будет доступен для усвоения студентами колледжа, имеющих знания смежных наук («Дошкольной педагогики», «Основ педагогического мастерства», «Общей психологии»);

— проверка знаний студентов показала II (средний) уровень усвоения содержания программы «Управление дошкольным образованием», что позволяет сделать вывод об усвоении специалистом языка науки управления, умении организовать процесс руководства и педагогический процесс (организуя работу воспитателей и технического персонала, Советов, зная программу воспитания и обучения детей дошкольного возраста, умея её реализовать, в соответствии с возрастными возможностями детей, умея вести делопроизводство). У студентов созданы возможности для реализации стратегических ориентиров в работе, позволяющую им правильно выбрать программу воспитания и обучения детей дошкольного возраста в соответствии с видом и типом дошкольного учреждения, а также прогностично определять цели и задачи детского сада и планировать деятельность.

Сопоставляя данные эксперимента с принятыми критериями управленческой деятельности, можно сделать вывод, что содержание программы подобрано верно, в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к заведующей дошкольным образовательным учреждением и требованиям ГОС СПО, и может выступать в качестве I ступени формирования профессиональной управленческой деятельности будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Основой для внедрения программы «Управление дошкольным образованием» в педагогическом колледже и организации образовательного процесса являются дидактические материалы, составленные в соответствии с принципами и закономерностями обучения для качественного усвоения содержания образования, реализации целей обучения студентов, активизации их учебно-познавательной деятельности. С точки зрения различных потребителей, учебно-методическое обеспечение позволяет преподавателям применять эффективные методы и приемы работы, а студентам — качественно изучать материал. Помимо нормативной документации (программ обучения и практики и т. д.), дидактические материалы включают средства обучения (методические указания, рекомендации и т. д.) и средства контроля (тесты, ситуации, задания).

В ходе исследования, в соответствии с его задачами мы пришли к следующим выводам:

1. Проанализированы общие основы теории управления (закономерности, принципы, функции, методы), выявлена специфика управленческой деятельности заведующей дошкольным учреждением, которая зависит от возрастных особенностей развития, организации жизни детей дошкольного возраста в детском саду и ведущих видов деятельности, а также показаны особенности управления малокомО плектным дошкольным учреждением. Рассмотрена управленческая деятельность руководителя, включающая взаимосвязанные компоненты, на эффективность которой оказывают влияние личностные и q профессиональные качества, способности, образование и творческий потенциал человека, создающие психологический климат в коллективе. Это позволило определить содержание дисциплины «Управление дошкольным образованием».

2. На основе теоретических исследований и изучения требований к заведующей разработаны критерии и показатели оценки деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения, включающие следующие блоки: специальные знания и умения, профессионально-деловую компетентность, личностные качества. Показано, что критерии определяются целями, задачами и направлениями работы дошкольного учреждения.

3. Разработан дидактический материал подготовки студентов педагогического колледжа к управленческой деятельности в дошколь.

-) ном учреждении, состоящий из средств обучения (методические указания, разработки и т. д.) и средств контроля (тесты, задания и др.).

4. В общеобразовательную практику Сыктывкарского педагогического колледжа № 2 внедрено учебно-методическое обеспечение и доказана его эффективность по формированию основ управленческой деятельности. Результаты эксперимента показали доступность (II уровень) содержания программы «Управление дошкольным образованием» для усвоения студентами колледжа и сформированность у них знаний, соответствующих II уровню (среднему).

Для выявления всего спектра влияния учебно-методического обеспечения на повышение качества образования студентов при подготовке к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении требуются дальнейшие экспериментальные исследования с привлечением различных квалифицированных специалистов в области «образования. Дальнейшего изучения требуют такие вопросы, как организация взаимодействия всех преподавателей педагогического колледжа в процессе формирования у студентов основ управленческой деятельности дошкольным образовательным учреждением, преемственность процесса подготовки специалистов в системе «Педкол-ледж — ВУЗ».

Полученные результаты теоретического и экспериментального исследования дают основание считать, что поставленные задачи выполнены, гипотеза и основные положения, выносимые на защиту, получили достоверное подтверждение и реализованы в разработанном учебно-методическом обеспечении и критериях оценки управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения, как условиях проверки эффективности подготовки студентов. Это позволило внедрить основные идеи исследования в практику работы Сыктывкарского педагогического колледжа № 2.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Нов. шк., 1992.
  2. Закон Республики Коми «Об образовании». Сыктывкар, 1995.
  3. В.А. Формирование профессианольной компетентности будущего учителя// Педагогика 1998 — № 1, с. 72−75.
  4. О.М. Развитие творческого мышления руководителя школы в процессе повышения квалификации /Творчество учителя как условие гуманизации и гуманитаризации школы. Мурманск, 1996., Зс.
  5. Н.А. Понятие и сущность управления государственным промышленным предприятием. — Киев., 1971., 11с.
  6. В.В. Тесты по педагогике. Пособие -репетитор для студентов." М.: ИОО МО РФ, 1998.
  7. А.А. Управленческая деятельность.: Практика и резервы организации. М.: Экон, 88с.
  8. О.М. Развитие творческого мышления руководителя школы в процессе повышения квалификации: Творчество учителя как условие гуманизации гуманитаризации школы. — Мурманск, 1992. -с. 3−5.
  9. Аттестация и аккредитация ДОУ: Сборник документов по проведению аттестации и аккредитации ДОУ/ Стернеко Р. Б. — 1-е изд. — Изд-во ACT, 1996,-124с.
  10. Аттестация педагогических и руководящих кадров. Сыктывкар, 1995.
  11. П.Афанасьев В. Г. Актуальные проблемы научного управления обществом. М., 1975.
  12. В.Г. Социальные аспекты управления. — М., 1981. -200с.
  13. В.Г. Человек и управление обществом. — М.: Политиздат, 1977.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общепедагогический аспект). -М.: Педагогика, 1977.
  15. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса. — Киев: «Радянска Школа», 1983.- 28 с.
  16. И.Д., Кузьмина Н. В., Шапошникова Ю. С. Ценностные отношения к профессиализму педагогической деятельности. — Усть-Каменогорск, 1989. 160с.
  17. М.С. Дидактические возможности контроля осознанности усвоения знаний. М., 1981.
  18. К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующего детским садом. Руководителям, воспитателям, студентам, слушателям ИПК, родителям, работникам образования. — М.: ACT, 1997. 390с.
  19. К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М.: Кабинет дошкольного воспитания МГИУУ, 1991, — 81с.
  20. Л.И. Основы управленческой деятельности: Учебное пособие. -М.: НМЦ, 1992. 63с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  22. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: ВШ., 1989.
  23. А.Р. Дошкольная педагогика.- М., 1997.
  24. С. Развитие управления — фактор становления. — Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1991. 198с.
  25. Большая советская энциклопедия в 30 томах. — М., 1975., 19с.
  26. А.К., Поздняк В. Л., Шкатулла В. И. Заведующий дошкольным учреждением. М.: Просвещение, 1984, — 223с.
  27. В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактические аспекты. Киев: Радянская школа, 1987. — 156с.
  28. М.К. Наука управления: новые. М., 1990. — 63с.
  29. Е.Я. Методологические основы эффективного профессионального образования, обеспечение социальной адаптации и занятости молодежи. Сборник докладов Международного конгресса занятости 2000 г.-М., 1996.
  30. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методика, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 139с.
  31. А.И., Бахтурина JI.A., Кобатина И. И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: Просвещение, 1990. 143с.
  32. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / ПодОред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — 192с.
  33. И.П. О личном авторитете руководителя. Социальная «психология личности. — JL, 1974. q 34. Вопросы управления средним профтехучилищем. — М.: BLLL, 1978., 143с.
  34. Д.М. Организация управления. — М., 1972. — 536с.
  35. Ф. Психология управления. — М.: Просвещение, 1982. -362с.
  36. Е.Г., Дмитрук М. Т. Социальные аспекты деятельности преподавателей// Среднее специальное образование. — 1991. — № 8, с. 20−22.
  37. А.Т. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее.-М., 1999.
  38. О., Горличко А. О., Дмитриев Д. Управленческая деятельность, прорыв к новому творчеству// Нар. образование. — № 5.
  39. Ф.Н. Психология. — М., Педагогика, 1973.0 41. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования. — М., 1998.
  40. Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольников. Межвузовский сборник научных трудов. — СПб.: Образование, 1. D 1994.-116с.
  41. А.Г. Социально-психологические аспекты управления учреждениями народного образования: Формирование образовательного комплекса Республики Коми: история и современность. -Сыктывкар, 1992. с. 9−16.
  42. Е.Ю., Островская Л. Ф. О руководстве детским садом. -М.:Просвещение, 1973.- 159с.
  43. JI.M. Контроль как инструмент управления. — Минск: Издательство «Коррадес», 1998. — 88 с.
  44. JI.M. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольных учреждениях. М.: Новая школа, 1997. — 48 с.
  45. JI.M. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание? Минск: НПЖ «Финансы. Учет. Аудит», 1997.-95с.
  46. Детский сад: Книга для заведующих. М.: Просвещение, 1982. — 256 с. 0 49. Дзасаров С. С. Каждому об управлении. — М.: Мысль, 1986. — 157с.
  47. Дошкольное образование в России / Редактор-составитель Р. Б. Стеркина. -М.: ACT, 1998. -336с.
  48. В.П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. — М.: Новая школа, 1995. — 128с.
  49. Н.Н. Подходы к формированию творческой и конкурент-носпособной личности студента в образовательных программах// Среднее профессиональное образование. — 2000. -№ 8 — с. 39−41.
  50. А.В. Психология. М., 1965.
  51. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой.-М.: Знание, 1961.-61с.
  52. В.И. Педагогическое творчество учителей. — М.: Педагогика, 1987. 160с.
  53. Э 56. Загузов Н. И. Подготовка и защита диссертации по педагогике:
  54. Научно-методическое пособие. — М.: Издательский дом Ореал-Лайн, 1998.-192с.
  55. Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968.
  56. И.А. Педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1998.-203с.
  57. Л.Я. Средства обучения как системе// Советская педагогика. 1986.-№ 9.- С. 55−58.
  58. С.С. Как стать менеджером. М.: МГУ, 1989. — 23с.
  59. Н.И. Основы менеджмента. Минск: БГЭУ, 1996. — 284 с.
  60. В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе: Книга для инспектора и методиста района. — М.: Просвещение, 1988. — 192с.
  61. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.
  62. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. /Под ред. A.M. Арсеньева. -М., 1982.
  63. Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. М.: Прогресс, 1990. — 279с.
  64. Е.А. Психология. М., 1999.
  65. И.Д. и др. Основы профессиональной педагогики.-М., 1997.
  66. Е.В. Подготовка студентов дошкольного факультета педвуза к эстетическому воспитанию детей средствами ознакомления с природой: Автореферат диссертации. М, 1996. — 18с.
  67. Т.С. Основы управления дошкольным учреждением: Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания: Сборник научных трудов. — М., 1981.-с. 12−27.
  68. Т., Ибрагимов У. Совершенствование подготовки специалистов дошкольного воспитания.// Дошкольное воспитание, 1985.-№ 10.-с. 73−76.
  69. Т.С. Управление дошкольным учреждением.// Советская педагогика. 1983. — № 11. — с. 69.
  70. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. — М.: Педагогика,! 972. 320с.
  71. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М: Центр «Педагогический поиск», 2000.-224с.
  72. Ю.А. О путях совершенствования управления школой. — Магнитогорск, 1975. — 12с.
  73. Ю.А. Управленческий цикл как «клеточка» процесса управления в школе: Пути повышения уровня организованности в системе народного образования: Сборник научных трудов/ Под ред. О. С. Саметиге. Рига, 1982. — с. 4−17.
  74. Концепция воспитания учащейся молодежи.// Педагогика. — 1992. -№ 3−4.
  75. Концепция дошкольного образования //Дошкольное воспитание. -1989.-№ 5,9.
  76. .В. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М.: Просвещение, 1986. — 208с.
  77. В.Ф. Учитель в условиях изменения политических ценностей: Творчество учителя как условие гуманизации и гуманитаризации школы. Мурманск, 1992. — с. 9−11.
  78. P.JI. Если вы — руководитель. «Элементы психологического менеджмента в повседневной работе» — М.: Дело, 1993. -352с.
  79. P.JI. Совершенствование управленческих знаний, как фактор повышения эффективности работы директоров общеобразовательных школ: Диссертация кандидата педагогических наук. -Л., 1980.-199с.
  80. В.А. Психология. — М.: Просвещение, 1986.
  81. М.В. Проблемы целостного развития ребенка-дошкольника, как субъекта трудовой деятельности. — СПб., Акцент, 1995.
  82. М.В. Проблема целостного 'развития ребенкадошкольника как субъекта трудовой деятельности. — М.: Акцент, 1995.
  83. Л.Д. Каким быть руководителю. Л.: Лениздат, 1986.
  84. Е.С. Психология в управлении. Л., 1974.
  85. Е.С., Волков И. И., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Социально-психологический очерк. — Л.: Лениздат,
  86. Н.В. Методы исследования в педагогической деятельности.-Л., 1970.
  87. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1989. — 121с.
  88. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1989. -124с.
  89. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб-Рыбинск, 1993. — 54с.
  90. Л.Д. Каким быть руководителю. Л.: Лениздат, 1986.
  91. Н.В. Формирование педагогических способностей. — Л.: ЛГУ, 1961.
  92. Т.М. Управление школой. Задачи и деловые игры. — Минск, 1988.- 130с.
  93. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. — 140с.
  94. В.И. Психология в управлении. М., 1990.
  95. А.Н. и др. Профессиональная педагогика.- М., 1997.
  96. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования : Монография.- М., 1996.
  97. В.И. Собрание сочинений в 55-ти томах. — М., 1963. — том 40.
  98. О.А. Образовательная технология профессионального воспитания учителя: Автореферат диссертации. — М., 1995.- 19с.
  99. . Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996. — 528с.
  100. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.-М., 1991.
  101. Лючия Ланг, Вернер Зигерт. Руководство без конфликта. — М., с. 90−146.
  102. А.С. Сочинения в 7-и томах. М, 1958., т.5,292с.
  103. М. Технология и эффективность социального управления. М.: Прогресс, 1982. — 267с.
  104. Ю8.Манухин В. П. Деятельность руководителя по формированию творческого микроклимата в педагогическом коллективе /Творчество учителя как условие гуманизации и гуманитаризации школы. Мурманск, 1996. — 28с.
  105. Д. Профессионалы в управлении. Л.: Лениздат, 1991.-144с.
  106. В.Н. Проблемы профессионального воспитания учителя-филолога: Автореферат диссертации. М., 1995. — 18с.
  107. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М.: Педагогическое Общество России, 1999. — 288с.
  108. A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть. М: Сентябрь, 2 001 160 с.
  109. А.М., Канто А. С. и др. Нововведение во внутришколь-ном управлении. М., 1998.
  110. Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. — М.: Академия, 1999. 304с.
  111. Т.Н. Продуктивная деятельность директора по эффективному управлению образованием учреждений. — Сыктывкар, 1998.-170с.
  112. Научное управление обществом. М., 1973., 207с.
  113. П.Н. и др. Опережающее образование : гипотезы и реалия.- М., 1996.
  114. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1989.-244с.
  115. С.Л. Развивающая предметная среда. М., Педагогика, 1995.
  116. Новые подходы к подготовке педагогических кадров в Республике Коми: Материалы научно-педагогической конференции. -Сыктывкар, 1997.
  117. Н.А. Дошкольная педагогика. — Сыктывкар, 1994.
  118. НОТ в учреждениях дошкольного воспитания: Методическое пособие/ Т. Н. Доронова и др. М.: Б.И., 1989. — 86с.
  119. Обновление дошкольного образования. Сыктывкар, 1995. — 68с.
  120. Общественное дошкольное воспитание: Современные тенденции развития и права ребенка // Дошкольное воспитание. — 1997. № 6 — с.76−82.
  121. О новых подходах организаций и учреждений народного образования к управленческой деятельности в условиях перестройки: Материалы научно-практической конференции. — М., 1990.
  122. Описание модели поэтапной подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров системы образования.// Образование в документах. — 1995. — № 7. — с. 58−63.
  123. Основы внутришкольного управления/ Под ред. Худоминского Ю., Васильева В. и др. М.: Педагогика, 1987. — 166с.
  124. А.А. Внутришкольное управление: поиск путей эффективности. //Советская педагогика. 1986., № 6. — с.71−76.
  125. А.А. Управление учебно-воспитательной работой в шко-ле.-М., 1991.
  126. С.В. Словарь русского языка. М., 1972. — 270с.
  127. Педагогические теории, системы, технологии/ Под. Ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2000. — 512с.
  128. А.В. Способности и труд. — М., 1966.
  129. B.C. Теоретические основы управления: Школовед-ческий аспект. М., 1990. — 174с.
  130. Т., Уотерман Р. В поисках эффективности управления: Опыт лучших компаний. М.: Прогресс, 1986. — 146с.
  131. Л.В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием . — М: Академия, 1999. — 432с.
  132. JI.B. Спецкурс: «Основы управления дошкольным учреждением» М.: АПО, 1996. — 76с.
  133. М.Л. Азбука школьного управления. — М.: Просвещение, 1991.-191с.
  134. М.М. Демократизация управления школой. М., 1990.
  135. М.М. Управление современной школой. — М., 1992. — 201с.
  136. Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности: Сборник тезисов научно-практической конференции. — Усть-Каменогорск-Ленинград, 1989. -305с.
  137. Программы основных педагогических курсов. СПб., 1997.
  138. Профессионализм педагога: Сборник тезисов и практических конференций. Ижевск-СПб., 1992. 240с.
  139. А.А., Радугин К. А. Социология. М.: Центр, 1997. — 160с.
  140. Рационализация самообразования, самоорганизации, самоконтроля/ Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1989.
  141. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений разных типов //Дошкольное воспитание. — 1992. № 2.
  142. Реформа образования в РФ. Концепции и основные задачи очередного этапа. М., 1997. — 53с.
  143. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1996.
  144. С.Л. Основы общей психологии. М., 1976. — 564с.
  145. Т.И. Исследовательская деятельность руководителей факультетов: Автореферат диссертации. Л.: ЛГУ, 1977. — 16с.
  146. Л.Г. Организация коллективного планирования в детском саду: Автореферат диссертации. — Тбилиси, 1985. 25с.
  147. М.С. и др. Технология профессионального консультирования молодежи в службе занятости. — М., 1995.
  148. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов издателей «ТаНдем». Изд-во ЭКМОС, 1995.-352с.
  149. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — 512с.
  150. Т., Воужилайнен Э., Поренне Л., Ниссинен И. Управление по результатам. — М.: Университет, 1993.
  151. А.Л. Социальная психология проблемы управления.-Л.: ЛГУ, 1975.
  152. А.Л. Социальная психология управления. — Л.: ЛГУ, 1986.
  153. Л.Г., Борщанская Б. Р., Подлесская Н. С. Преподавание курса дошкольной педагогики в педагогическом училище. — М.: Просвещение, 1990., 128с.
  154. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и метода обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 192с.
  155. К.Д. Социально-педагогические проблемы организационной сети дошкольных учреждений. — М., 1980.
  156. В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. — М., 2000. — 136с.
  157. И.И. Основы экономики и управления производством. -М.: Просвещение, 1973.
  158. В.П. Педагогический менеджмент. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 427с.
  159. Словарь иностранных слов. — М., 1980.
  160. И.П. и др. Региональная модель профессионального образования. -М., 1998.
  161. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. — 656с.
  162. Современный маркетинг/ Под ред. Хруцкого. М., 1991.
  163. Н.И. Проблемы школоведения. М., 1969.
  164. Спецкурс: «Основы управления дошкольным общеобразовательным учреждением"/ Под ред. Л. В. Поздняк. — М.: Профобразование, 1994. 76с.
  165. Справочник по дошкольному воспитанию: Основные законодательные и инструктивные документы/ Под ред. А.И. Шустова- Сост.: Л. И. Мужелевская и Л. В. Русскова. — 4-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1980. — 543с.
  166. Р.Я. Совершенствование управлением и навыки уровня организации труда в дошкольном учреждении. Методические рекомендации. Рига, 1985.
  167. Г. В. Основы психологической теории деятельности.-Л., 1988.
  168. В.А. Разговор с молодым директором школы. — М.: Просвещение, 1973. 104с.
  169. Теория основы совершенствования управления умений руководить школой. М.: АНН СССР, 1988.
  170. Л.Н. Педагогические сочинения. — М.: Просвещение, 1989., 448с.
  171. А.Н. Функции педагогического анализа в управлении работы дошкольным учреждением: Автореферат диссертации. М., 1984.-23с.
  172. Е.В. Понятийный аппарат педагогики и образования.: Сб. науч тр. Вып.2. -Екатеринбург, 1996.
  173. Е.В. и др. Профессионально-педагогическое образование России. Екатеринбург, 1999.
  174. Е.В. Приоритеты российского профессионального образования.// Педагогика.- 1999.- № 2.
  175. С. Гуманизация педагогики. //Дошкольное воспитание. — 1996. № 3. — с.8−12.
  176. Управление качеством образования /Под ред. Поташника М. М. — М: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  177. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М. М. Поташника, С. В. Лазарева. М.: Педагогика, 1991. — 192с.
  178. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие/ Под ред. B.C. Лазарева. — М., 1997.
  179. Управление это наука и искусство/ А. Байоль, Г. Эмерсон, Ф. Тайлор, Т. Форд. — М.: Республика, 1992. — 351с.
  180. Условия оптимизации работы в дошкольных учреждениях: материалы семинара, проведенного в октябре 1984 г. В г. Ульянове/ Под ред. Т. С. Комаровой. М.: ЦС пед. общество РСФСР, 1985.
  181. Е.Т. Построение системы профессионального взаимодействия в детском саду: Автореферат диссертации. — М., 1998.-20с.
  182. Н.Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1990.
  183. Л.И. Обучение воспитателя планированию педагогической деятельности в системе методической работы в детском саду: Автореферат диссертации. М., 1992. — 15с.
  184. Л.Д. Ступенчатая система образования: история и развитие.// Профобразование России: Итоги 20 века и прогнозы: в 2 т.- М., 1999.
  185. П.А. Основы управленческой деятельности и законодательства: Типовая программа для высших профессиональных училищ и средних специальных заведений. — М.: НМ ЦПО, 1993. — 56с.
  186. А.Н. Инспектирование детских дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 1989. — 64с.
  187. В.И. Работа с педагогическим коллективом в процессе управления. М.: Новая школа, 1997. — 48с.
  188. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. — М.: Высшая школа, 1988. 168с.
  189. О.Б. Инновации в трудовой и профессиональной подготовке молодежи в России и Германии (опыт и тенденции развития) 4.1- М., 1997.
  190. Р.Х. Социально-психологические основы управления:руководящий и педагогический коллектив. — М., 1990. — 207с.196. -Шакуров Р.Х. С чего начинать управление?// Специалист. -1993.-№ 3, с. 33−35.
  191. Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся.- М., 1994.
  192. Н.В. и др. Авторские программы учебных курсов в современной школе // Наука и школа.- 1997.- № 1.
  193. И.К. Социально-психологические аспекты управления образованием// Советская педагогика — 1991. № 3.
  194. В.М. Трудовой коллектив и руководитель. — М: Просвещение, 1976.
  195. JI. Менеджмент в сфере образования// Высшее образование в России. — 1997. — № 2.
  196. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
  197. В.Г., Попов Г. Х., Горячев Г. Д. Стиль работы руководителя. М.: Знание, 1976.
  198. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — JL, 1976.
  199. В.А. Социалогические исследования. Методология и методы.-М., 1987.
  200. В.И. Дошкольная педагогика М., Просвещение, 1986.
  201. Н.С. Записки директора школы. — М.: Педагогика, 1987. 160с.
  202. Рабочая программа дисциплины «Управление дошкольным образованием» Для специальности 0313 «Дошкольная педагогика»
  203. Поворот дошкольных учреждений в сторону ребенка, с его запросами и индивидуальным развитием, возможен только при реализации новых принципов управления и высоком уровне профессионализма его руководителей.
  204. Программа курса направлена на приобретение студентами колледжа основ знаний и умений в теории и практике управления.
  205. Изучение курса опирается на опыт студентов и их знания, умения, навыки, которые они получили в процессе изучения социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин.
  206. Теоретический курс связан с семинарскими и практическими занятиями, педагогической практикой в дошкольных учреждениях.
  207. Изучение курса завершается зачетом, который предлагается студентам в двух вариантах:
  208. Поэтапный зачет с промежуточным контролем за самостоятельной работой в группах.
  209. Программированный опрос по всему разделу с теоретическим и практическим обоснованием основных положений.
  210. Данный курс рассчитан на 38 часов.1. Тематический план
  211. Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов при очной форме обучениявсего лекции Семинары практические занятия
  212. Дошкольное учреждение, как педагогическая. система и объект управления 1 1
  213. Руководитель дошкольного образовательного учреждения 1 1
  214. Основные направления и функции работы руководителя дошкольного учреждения 2 1
  215. Содержание организационно-педагогической работы руководителя дошкольным учреждением 1 2
  216. Методическая работа в дошкольном учреждении 2 2
  217. Контроль за работой воспитателей 2 2
  218. Организация работы методи- 1 2ческого кабинета
  219. Хозяйственная деятельность дошкольного учреждения 1 2
  220. Финансовая деятельность дошкольного учреждения 2 1
  221. Организация медицинского обслуживания в дошкольном учреждении 2 1
  222. Порядок инспектирования дошкольного учреждения 2 2
  223. Нормативно-правовая и методическая документация дошкольного учреждения 2 2
  224. Тема 1. Дошкольное учреждение как педагогическая система и объект управления.
  225. Тема 2. Руководитель дошкольного образовательного учреждения.
  226. Тема 3. Основные направления и функции работы руководителя дошкольного учреждения.
  227. Тема 4. Содержание организационно-педагогической работы руководителя дошкольного учреждения.
  228. Тема 4.1. Методическая работа в дошкольных учреждениях.
  229. Тема 4.2. Контроль за работой воспитателей.
  230. Тема 4.3. Организация работы методического кабинета.
  231. Тема 5. Хозяйственная деятельность дошкольного учреждения.
  232. Требования к планировке здания, площадке детского сада. Обеспечение инвентарем и мебелью. Требования к оборудованию, игрушкам, материалам (строительные нормы и правила, санитарные нормы, медицинские показатели).
  233. Тема 6. Финансовая деятельность дошкольного учреждения.
  234. Тема 7. Организация медицинского обслуживания в дошкольном учреждении.
  235. Адаптация детей в дошкольном учреждении. Условия организа-0 ции режима. Организация закаливания и летнее оздоровление детей.
  236. Организация питания в детском саду. Санитария и гигиена дошкольного учреждения. Заболевания и их профилактика. Проведение медико-педагогических совещаний. Допуск сотрудников к работе с детьми. Санпросвет сотрудников дошкольного учреждения.
  237. Тема 8. Порядок инспектирования дошкольного учреждения.
  238. Тема 9. Нормативно-правовая и методическая документация дошкольного учреждения.
  239. Аттестация и аккредитация ДОУ: Сборник документов по проведению аттестации и аккредитации ДОУ /Стернеко Р.Б. 1-е Изд-во ACT, 1996, — 124с.
  240. К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующего детским садом. ^ Руководителям, воспитателям, студентам, слушателям ИПК, родителям, работникам образования. М.-АСТ, 1997. — 390с.
  241. К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. — М.- Кабинет дошкольного воспитания МГИУУ, 1991, 81с.
  242. Л.И. Основы управленческой деятельности: Учебное посо-Э бие. -М.-НМЦ, 1992. 63с.
  243. А.К., Поздняк Л. В., Шкатула В. И. Заведующий дошкольным учреждением. М.- Просвещение, 1984, — 223с.
  244. А.И., Бахтурина Л. А., Кобатина И. И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.- Просвещение, 1990.— 143с.
  245. Ф. Психология управления. М.- Просвещение, 1982. — 362с.
  246. Е.Ю., Островская Л. Ф. О руководстве детским садом. — М.- Просвещение, 1973. 159с.
  247. Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольных учреждениях. М.- Новая школа, 1997. — 48с.
  248. Л.М. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание? Минск: НПЖ «Финансы. Учет. Аудит», 1997. -95с.
  249. Детский сад: Книга для заведующих. М.- Просвещение, 1982. -256с.
  250. В.П., Милашевич Е. П. Организация методической работы 0 в дошкольном учреждении. М.- Новая школа, 1995. — 128с.
  251. Л.В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием. М.- Академия, 1999. — 432с.
  252. Л.В. Спецкурс: «Основы управления дошкольным учреждением» М.- АПО, 1996. — 76с.
  253. О 15. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебноепособие. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс» 1997. — 512с.
  254. К.Д. Социально-педагогические проблемы организационной сети дошкольных учреждений. М., 1980.
  255. Спецкурс: «Основы управления дошкольным общеобразовательным учреждением"/ Под ред. Л. В. Поздняк М.: Профобразование, 1994.-76с.
  256. Справочник по дошкольному воспитанию: Основные законодательные и инструктивные документы/ Под ред. А.И. Шустова-
  257. Сост.: Л. И. Мужелевская, Л. В. Русскова. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1980. — 543с.
  258. А.Н. Инспектирование детских дошкольных учреждений.
  259. М.: Просвещение, 1989. — 64с
  260. В.Г., Попов Г. Х., Горячев Г. Д. Стиль работы руководителя.1. М.: Знание, 1976.
  261. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики/ Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — 192с.
  262. Д.М. Организация управления. — М., 1972. — 536с
  263. О 3. Генов Ф. Психология управления. М.: Просвещение, 1982. — 362с.
  264. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой.-М.: Знание, 1961.-61с.
  265. В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе: Книга для инспектора и методиста района. — М.: Просвещение, 1988.- 192с.
  266. Т.С. Основы управления дошкольным учреждением: Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания: Сборник научных трудов. — М., 1981.-с. 12−27.
  267. Т.С. Управление дошкольным учреждением. // Советскаяпедагогика. 1983. — № 11.- с. 69.
  268. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Педагогика, 1972.-320с.
  269. Ю.А. О путях совершенствования управления школой. Магнитогорск, 1975. — 12с. о 11. Кудряшова Л. Д. Каким быть руководителю. Л.: Лениздат, 1986.
  270. В.И. Психология в управлении. М., 1990.
  271. Лючия Ланг, Вернер Зигерт. Руководство без конфликта. М., с.90−146.
  272. Современный маркетинг/ Под ред. Хруцкого. М., 1991.
  273. У правление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М. М. Поташника, С. В. Лазарева. — М.: Педагогика, 1991. 192с.
  274. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководящий и педагогический коллектив. —М., 1990. — 207с.
  275. Л. Менеджмент в сфере образования// Высшее образование в России. 1997. — № 2.
  276. Методическая разработка для студентов и преподавателей к практическим и семинарским занятиям по дисциплине «Управление дошкольным образованием» поспециальности 0313 «Дошкольное образование» (извлечения)
  277. Планы практических и семинарских занятий.
  278. Занятие 2. Руководитель дошкольным образовательным учреждением.
  279. Факторы, влияющие на повышение требований к руководителю дошкольным образовательным учреждением.
  280. Структура личности руководителя: — профессионально-деловые качества-- специальные знания-- личностные черты.
  281. Индивидуальный стиль общения, его выработка.
  282. Методические рекомендации.
  283. А., Поздняк Л., Шкатулла В. Заведующая детским дошкольным учреждением. — М., 1984.
  284. Т. Психология управления. М., 1996.
  285. Э 3. Комарова Е. Женщина-руководитель. М., 1989.
  286. А. Руководитель. Размышление о стиле управления. — М., 1987.
  287. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. — М., 1996.
  288. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования // Вестник образования — 1995. № 11.
  289. Задание 5. Методическая работа в дошкольном учреждении.
  290. Направления работы старшего педагога.
  291. Организация работы методического центра дошкольного учреждения.
  292. Формы и методы работы старшего педагога.
  293. Методические рекомендации.
  294. К. Методическое обеспечение системы дошкольного образования в Москве //Дошкольное воспитание. — 1997. № 2.
  295. А., Поздняк Л., Шкатулла В. Заведующий дошкольным учреждением. М.: Просвещение, 1984.
  296. Т. Современная аттестация учителей: цели и тенденции //Педагогика. 1995. — № 3.
  297. В. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе. М., 1988.
  298. Э. Повышение квалификации педагогических кадров дошкольного учреждения //Дошкольное воспитание. — 1991. № 2.
  299. Р. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы дошкольного образования //Дошкольное воспитание. -1991. -№ 5.
  300. Занятие 7. Организация работы методического кабинета.
  301. Функции методического кабинета в детском саду.
  302. Оформление методического кабинета.
  303. Систематизация материала методического кабинета.
  304. Методические рекомендации.
  305. А., Поздняк Д., Шкатулла В. Заведующая дошкольным учреждением. М., 1984.
  306. А.И., Бахтурина Л. А., Кобитина Н. И. Старший воспитатель детского сада. М., 1990.
  307. Г., Островская JI О руководстве детским садом. М., 1973.
  308. Детский сад: Книга для заведующей //Под ред. Л.Тарасовой. — М., 1982.1. Методические указанияпо оформлению нормативно-методической документации дошкольного образовательного учреждения (извлечения).
  309. Все формы управленческой деятельности отражены в документах, выступающих способом и средством реализации возложенных на аппарат управления функций. Эти функции отражаются в документах. Совокупность документации.
  310. Основные требования стандартов.
  311. Заведующая должна хорошо знать и уметь вести и оформлять всю нормативно-методическую документацию дошкольного образовательного образования, обеспечивающую эффективную деятельность детского сада. К основной документации дошкольного учреждения относятся:
  312. Устав дошкольного образовательного учреждения-
  313. Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
  314. Договор между учредителем и дошкольным образовательным учреждением-
  315. Лицензия дошкольного образовательного учреждения-
  316. Программа развития дошкольного образовательного учреждения-
  317. Планы работы дошкольного образовательного учреждения на учебный год, месяц-7. Книга движения детей-
  318. Книга приказов и распоряжений по дошкольному образовательному учреждению-
  319. Тетрадь наблюдения педагогического процесса-
  320. Протокол заседания Совета педагогов.
  321. Программа развития дошкольного образовательного учрехзде-ния.
  322. План действий по реализации программ развития ДОУ
Заполнить форму текущей работой