Экспериментальное исследование по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природными памятниками Удмуртии
![Реферат: Экспериментальное исследование по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природными памятниками Удмуртии](https://niscu.ru/work/7183129/cover.png)
Анализ беседы с воспитателями показал, что педагоги раскрывают содержание понятия патриотизм, но не достаточно широко раскрывают его смысл. Они осознают значимость ознакомления дошкольников с родным краем, но в работе в меньшей степени используют условия для формирования у детей представлений о природных достопримечательностях Удмуртии. Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин… Читать ещё >
Экспериментальное исследование по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природными памятниками Удмуртии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выявление представлений детей о родном крае и природных достопримечательностях Удмуртии
Для проведения эксперимента нами было выбрано МДОУ «Шунды пи» д. Лонки — Ворцы, Игринского района. В эксперименте участвовали 7 детей 5−6 лет.
Целью констатирующего эксперимента было:
- -выявление представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае;
- -выявление представления детей о природных достопримечательностях Удмуртии;
- -выявление условий формирования у детей представлений о природных достопримечательностях Удмуртии.
Использовались следующие методы исследования: беседа с детьми, беседа с воспитателем.
Беседа с детьми включала серию вопросов:
- 1. Где ты живешь? Как называется твоя деревня?
- 2. О каких красивых местах своей деревни ты можешь рассказать?
- 3. Есть ли в твоей деревне памятники, музей?
- 4. Как называется Республика, в которой ты живёшь?
- 5. Какой главный город Удмуртии? Назови его.
- 6. Какие города Удмуртии ты еще знаешь?
- 7. Какие флаги изображены на картинке?
- 8. Знаешь ли ты природные достопримечательности Удмуртии? Назови их.
- 9. Как ты думаешь, для чего нужны природные достопримечательности?
- 10. Какие реки Удмуртии ты знаешь?
- 11. Какие деревья растут в лесах Удмуртии? Расскажи о ее природе.
На основе показателей уровня развития детей Л. В. Коломийченко, нами были выявлены уровни развития представлений детей о родном крае и его достопримечательностях:
Высокий уровень — уровень представления о родном крае соответствует возрасту; ребёнок знает, где он живёт, называет деревню; подробно рассказывает о красивых местах своего села; знает о существовании и назначении памятников и родников села; не путает понятия республика, страна; называет города республики; узнает и называет флаг России и Удмуртии; называет природные достопримечательности Удмуртии, понимает их назначение; знает названия рек и деревьев Удмуртии; осознает их ценность.
Средний уровень — уровень представлений о родном крае соответствует возрасту; ребёнок знает, в какой деревне он живёт, называет ее; частично рассказывает о достопримечательностях села, осознает их назначения поверхностно; знает название республики, название некоторых городов Удмуртии; узнает флаги, но путает их; не знает природных достопримечательностей республики, но знает название некоторых рек и деревьев.
Низкий уровень — уровень представлений о родном крае не соответствует возрасту; ребёнок знает, где он живёт, называет деревню, но не знает природных достопримечательностей своего города (села); не знает название республики, её городов; не различает флаги; не называет достопримечательностей Удмуртии; не знает названия рек и деревьев своей республики.
Беседу с воспитателем о патриотическом воспитании дошкольников проводили по следующим вопросам:
- 1. Как вы понимаете смысл понятия патриотизм?
- 2. Считаете ли вы важным знакомить дошкольников с малой родиной, республикой, страной?
- 3. Планируется ли работа по ознакомлению дошкольников с селом, Республикой Удмуртия, Россией?
- 4. Проводится ли какаянибудь работа по ознакомлению детей с природными достопримечательностями Удмуртии?
- 5. Какие формы работы используются Вами для ознакомления дошкольников?
- 6. Какие средства ознакомления дошкольников с родным краем и его природными достопримечательностями в работе используются?
Из беседы с воспитателями выяснилось, что патриотизм в их понимании — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за достижения и успехи страны; это соблюдение традиций, культуры своего края; это желание сохранять богатства своей страны. Воспитатели считают важным знакомство дошкольников с их малой родиной, страной, так как от подрастающего поколения от их отношения к родному краю, к её природе, к людям живущим в ней зависит будущее.
Работа по ознакомлению детей с родным краем планируется и ведется согласно перспективному плану. Проводятся занятия, экскурсии, на которых применяются такие средства, как беседа, рассказы, музыка, разнообразный наглядный материал. Но ознакомлению дошкольников с конкретными природными достопримечательностями Удмуртии воспитатели уделяют меньше времени, даются только представления о природе в целом. Для этого в работе используются: наблюдения, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, беседа.
Анализ полученных данных беседы с детьми позволил сделать вывод о том, что представления детей о родном крае и природных достопримечательностях Удмуртии находиться на не высоком уровне, уровне ближе к среднему.
Анализ беседы с воспитателями показал, что педагоги раскрывают содержание понятия патриотизм, но не достаточно широко раскрывают его смысл. Они осознают значимость ознакомления дошкольников с родным краем, но в работе в меньшей степени используют условия для формирования у детей представлений о природных достопримечательностях Удмуртии.
Следующим этапом исследования является формирующий эксперимент.
Основная цель: выявить систему знаний, сформированных у детей в процессе ознакомления их с природными достопримечательностями Удмуртии.
Для реализации этой цели были определены следующие этапы работы:
- 1э. Задача: выявить содержание работы по ознакомлению детей с природными достопримечательностями Удмуртии.
- 2э. Задача: выявить или разработать конкретные методы, средства по ознакомлению детей с природными достопримечательностями Удмуртии.
Словесный метод:
- -проведение беседы с детьми о разных регионах, о природе родного края, о том, чем богата наша природа
- -чтение и рассказы воспитателем легенд, мифов о памятниках природы Удмуртии, о растениях, занесенных в «Красную книгу»
Наглядный метод:
- -рассматривание видеозаписей, видеослайдов о природе, заповедниках родного края
- -рассматривание иллюстраций, фотографий, картин, с изображением природных достопримечательностей Удмуртии («Кедровая роща» с. Зура, гора Байгурезь с. Дебесы, «Березовая роща» г. Ижевск, река Кама, природный парк"Шаркан", Каргора с. Шаркан, «Священная сосна» пос. Ува)
- -экскурсии и наблюдения природы родного села, его достопримечательностях.
Таким образом, формирование представлений у детей о природных достопримечательностях Удмуртии требует дальнейшего изучения.
Вывод по второй главе
Таким образом, в констатирующем эксперименте мы выявили уровень представления детей о родном крае и природных достопримечательностях Удмуртии.
Анализ полученных данных беседы с детьми позволил сделать вывод о том, что представления детей о родном крае и природных достопримечательностях Удмуртии находиться на не высоком уровне.
Анализ беседы с воспитателями показал, что педагоги раскрывают содержание понятия патриотизм, но не достаточно широко раскрывают его смысл. Они осознают значимость ознакомления дошкольников с родным краем, но в работе в меньшей степени используют условия для формирования у детей представлений о природных достопримечательностях Удмуртии.