Дидактические условия обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов
На основе единства учебных предметов («Материаловедение швейного производства», «Оборудование швейного производства», «Конструирование и моделирование женской одежды», «Технология швейного производства») создаются условия, которые обеспечивают системный подход в обучении учащихся профессиональных училищ по специальности «Портной легкой женской одежды» при выполнении ими творческих проектов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов
- 1. 1. Анализ содержания обучения учащихся в профессиональных училищах
- 1. 2. Психолого — педагогические особенности обучения учащихся в профессиональных училищах
- 1. 3. Инновационный метод творческих проектов в профессиональных училищах
- 1. 4. Средства обучения и их использование в процессе выполнения творческих проектов
- Вывод по первой главе
- ГЛАВА 2. Содержание и методика выполнения творческих проектов учащимися профессиональных училищ
- 2. 1. Содержание обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов по специальности «Портной легкой женской одежды»
- 2. 2. Этапы организации выполнения творческих проектов
- 2. 3. Тестовые задания для подготовки учащихся к выполнению творческих проектов
- 2. 4. Методика и результаты опытно — экспериментальной проверки эффективности обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов в процессе изучения курса
- Технология швейного производства"
- Выводы по второй главе
Дидактические условия обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы исследования. Глубочайшие социально-экономические изменения, происходящие в стране, привели к коренным преобразованиям во всех сферах деятельности человека, в том числе и в области профессионального образования. В этих условиях особенно важно готовить молодежь к труду в условиях рыночных отношений. Выпускники профессиональных учебных заведений должны быть конкурентоспособными на рынке труда, обладать профессиональной самостоятельностью и мобильностью.
Традиционно сложившемуся педагогическому процессу в профессиональных учебных заведениях, в основном, присуще предъявление знаний, фактов в готовом виде и деятельность учащихся, совершаемая по шаблону или образцу. Все виды контроля исключительно направлены на проверку степени усвоения определенного объема информации, зачастую отсутствует творческий характер обучения. Такой подход формирует у учащегося репродуктивное мышление, приводит к пассивности, безынициативности, потребительскому отношению к обучению. Традиционная система не предусматривает обучение учащихся методологии творчества и, как следствие, часто наблюдается низкая способность учащихся к «творческой профессиональной деятельности» [129, С.385], независимо от будущей конкретной профессии.
Различные аспекты развития технического творчества учащихся, как педагогической проблемы, нашли глубокое освещение в трудах известных педагогов П. Р. Атутова, В. Е. Алексеева, П. Н. Андрианова, Ю. К. Бабанского, С. Я. Батышева, И. Я. Лернера, А. Н. Прядехо и других ученых.
Концептуальные положения о содержании профессионального образования изложены в трудах В. А. Ермоленко, Н. И. Думченко, B.C. Леднева, А. Н. Лейбовичавопросам совершенствования профессионального обучения посвящены работы С. Я. Батышева, А.П.
Беляева, М. А. Жиделева, В. А. Скакуна, О. В. Федорова, С. А. Шапоринскогопсихологические аспекты трудовой деятельности исследованы в работах Е. А. Климова, Н. Д. Левитова, К. К. Платонова, В. В. Чебышевой и их ученикахпроблема проверки и оценки знаний, умений и навыков отражена в исследованиях B.C. Аванесов, В. П. Беспалько, К. Ф. Красикова, A.A. Куприянов и др.
Обзор методической литературы по обучению в профессиональных учебных заведениях показал, что ранее выработанные методы традиционного преподавания в нынешних условиях не могут обеспечить в полном объеме развитие необходимого потенциала интеллектуального опережения, выражающегося в готовности учащихся к восприятию новых знаний, идей, технологий, к новым продуктивным разработкам. Из этого следует, что необходим поиск инновационных методов, в большей степени обеспечивающих профессиональную мобильность и профессиональную самостоятельность обучающихся.
Кроме этого, действующие методики обучения недостаточно эффективно используют возможности учебных заданий поискового характера, способствующие формированию творческих начал в структуре личности. Это приводит к тому, что зачастую учебные занятия носят репродуктивный характер, в результате этого у большинства учащихся формируется воспроизводящее мышление, обеспечивающее низкий потенциал роста интеллекта, жизненно необходимый в современном обществе.
Анализируя отечественный и зарубежный опыт в области производственного обучения учащихся профессиональных училищ, можно сделать вывод о том, что одним из основных методов профессиональной подготовки учащихся профессиональных училищ может быть инновационный метод проектов, применение которого направлено на формирование потребности и готовности учащихся к восприятию и самостоятельному получению новых знаний с последующим применением их в практической деятельности.
Вопросы содержания, отбора, методики выполнения творческих проектов являются в настоящее время объектом научного исследования многих ученых. Сущность и значение метода проектов в учебной деятельности наиболее полно раскрыты в работах М. Б. Павловой, а также в научных работах В. Д. Симоненко и его учеников.
Сущность метода проектов состоит в том, что учащиеся вовлекаются в поиск и процесс разрешения той или иной проблемы. Это способствует осознанию и реализации ее в конкретных объектах или услугах. Применение метода проектов в условиях профессиональных училищ позволяет преподавателю и мастеру в процессе организации учебно-производственной деятельности создавать творческие ситуации, побуждающие учащихся активизировать мыслительный аппарат и способствующие ускорению реализации своих идей. Метод проектов отражает новые требования, предъявляемые к квалифицированному специалисту, и ориентирует учащихся на развитие следующих профессиональных качеств: умение творчески мыслить, выделять проблему, накапливать, перерабатывать и использовать полученную информацию, самостоятельно принимать решения, планировать свою работу, самостоятельно контролировать этапы выполняемой работы, проводить несложную исследовательскую работу, формулировать выводы, овладевать коммуникативными навыками сотрудничества в коллективе.
Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам внедрения метода проектов в учебный процесс профессиональных учебных заведений позволяет сделать вывод о том, что до сих пор отсутствуют научно обоснованные педагогические и методические рекомендации по применению проектного метода в профессиональном обучении молодых рабочих. Таким образом, имеются противоречия, между стремлением педагогов и мастеров профессиональных учебных заведений к формированию познавательной активности, творческих способностей учащихся в условиях профессионального обучения и отсутствием необходимого дидактического и методического обеспечения. Это объясняет необходимость и целесообразность осуществления исследования, направленного на выявление дидактических условий обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов, как одного из важнейших аспектов указанной проблемы.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Дидактические условия обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов».
Цель исследования заключается в обосновании и экспериментальной проверке эффективности дидактических условий обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов в процессе изучения курса «Технология швейного производства».
Объект исследования: процесс обучения учащихся профессиональных училищ.
Предмет исследования: содержание, методы и средства обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов в процессе изучения курса «Технология швейного производства».
В основу исследования положена следующая гипотеза: применение творческих проектов в обучении учащихся профессиональных училищ будет эффективным, если:
— выявлены дидактические условия успешного обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов- - определены содержание и требования к отбору творческих проектов- -разработано соответствующее дидактическое обеспечение.
На основе единства учебных предметов («Материаловедение швейного производства», «Оборудование швейного производства», «Конструирование и моделирование женской одежды», «Технология швейного производства») создаются условия, которые обеспечивают системный подход в обучении учащихся профессиональных училищ по специальности «Портной легкой женской одежды» при выполнении ими творческих проектов в процессе изучения курса «Технология швейного производства». Это способствует повышению познавательного интереса учащихся, их творческой направленности, профессиональной самостоятельности, профессиональной мобильности и т. п. В этом случае взаимосвязь указанных учебных предметов с выполнением творческих проектов становится действенной, что способствует полноценной профессиональной подготовке учащихся к овладению будущей профессией.
В соответствии с гипотезой для достижения цели определены задачи исследования:
— провести научный ретроспективный анализ содержания обучения учащихся в профессиональных училищах;
— выявить и обосновать дидактические условия обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов;
— разработать, экспериментально проверить и внедрить в учебный процесс дидактическое обеспечение для подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных училищах по специальности «Портной легкой женской одежды»: программу, содержание творческих проектовтестовые задания.
Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские и общенаучные положения о целостности становления и формирования личности в процессе деятельности, общения и познания (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн) — педагогическая концепция развития профессионального образования (С.Я. Батышев, В.А. Скакун) — теория деятельностной организации контроля в учебном процессе (B.C. Аванесов, В.П. Беспалько) — теория формирования умений и навыков (Е.А. Климов, В.В. Чебышева) — теоретические положения о проектном методе обучения (В.Д. Симоненко).
Теоретической базой исследования являются фундаментальные работы ведущих отечественных ученых по общей дидактике (Ю.К. Бабанский, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин) — работы известных ученых, рассматривающих вопросы профессионального образования (П.Р. Атутов, С. Я. Батышев, B.C. Безрукова) — педагогические основы производственного обучения учащихся профессиональных училищ (В.А. Скакун, К. Н. Катханов, С.А. Шапоринский) — психологические основы развития профессиональных умений и навыков (Н.Д. Левитов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В.В. Чебышева) — научно-педагогические основы проектного обучения (Л.М. Иляева, М. Б. Павлова, В.Д. Симоненко).
Для реализации целей и задач исследования применялись следующие методы:
— теоретические (анализ и синтез философских, психологических, педагогических трудов по рассматриваемой проблеме);
— эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседы, экспертная оценка, тестирование, педагогическое проектирование и реализация системы педагогического контроля в процессе опытно-экспериментальной работы).
Были применены статистики для обработки результатов эксперимента методики математической.
Эмпирической базой исследования явились профессиональные училища № 26 (г. Ишима), № 18 (пгт Абатск), профессиональные лицеи № 8 и № 46 (г. Ишима). В исследовании приняло участие 282 респондента.
Исследование состояло из трех этапов:
Первый этап (1996;1997) — поисково-теоретический. На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы и оценки состояния проблемы по теме исследования были определены цель, объект, предмет, задачи исследования, выбрана методика эксперимента. В результате этого было разработаны: содержание учебной программы по подготовке квалифицированных рабочих в профессиональных училищах по специальности «Портной легкой женской одежды», методические указания к выполнению творческих проектов, дидактический материал. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент.
Второй этап (1997;1999) — опытно — экспериментальный. На основе результатов, полученных в процессе констатирующего эксперимента, были выявлены и дополнены содержание творческих проектов, критерии их отбора, определены средства обучения, необходимые в ходе выполнения творческих проектов. На данном этапе был проведен обучающий эксперимент, в ходе которого, обосновывались и апробировались дидактические условия выполнения творческих проектов учащимися профессиональных училищ в процессе изучения курса «Технология швейного производства».
Третий этап (1999) — обобщающий. На этом этапе проводилась формирующая часть эксперимента: анализ, обобщение, статистическая обработка экспериментальных данных, сформулированы основные выводы и рекомендации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит:
— в выявлении и обосновании на основе анализа литературы содержания обучения учащихся профессиональных училищ, необходимых профессиональных качеств будущих квалифицированных рабочих;
— уточнение дидактических условий обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов- -в разработке алгоритма выполнения проектов включающего этапы выполнения творческого проекта, содержание деятельности учащихся, ожидаемый результат.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы для подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных училищах по специальности «Портной легкой женской одежды», методических указаний к выполнению творческих проектов для учащихся профессиональных училищ по специальности «Портной легкой женской одежды" — в разработке тестовых заданий для определения уровня знаний в процессе подготовки учащихся к выполнению творческих проектов.
На защиту выносится дидактические условия обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов:
— программа подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных училищах по специальности «Портной легкой женской одежды»;
— дифференцированные тестовые задания для проверки уровня знаний учащихся;
— алгоритм выполнения проектной деятельности учащихся профессиональных;
— методические указания к выполнению творческих проектов для учащихся профессиональных училищ по специальности «Портной легкой женской одежды».
Достоверность полученных выводов и результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных проблеме, объекту, предмету, задачам исследованияона подтверждена результатами педагогического экспериментапроверкой результатов исследования в строго учитываемых и контролируемых условияхобсуждением основных теоретических положений исследования и практических результатов в широкой аудитории педагогических работникованализом итогов педагогического эксперимента с использованием современного аппарата математической обработкиитоговыми результатами при внедрении творческих проектов в учебный процесс.
Апробация и внедрение результатов исследования проверялись в ходе научно-экспериментальной работы. Основные положения диссертационного иследования обсуждались на следующих конференциях и семинарах: IV Международной научно-практической конференции «Роль и место образовательной области „Технология“ в системе общего среднего образования» (Брянск, 1998) — научно-практической конференции «Образовательная область „Технология“. Опыт и пути внедрения в учебный процесс школ Тюменской области» (Ишим, 1998) — IV Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в подготовке учителя технологии и предпринимательства» (Тула, 1998) — научно-практической конференции «Новая парадигма образования и пути ее реализации: Технология. Экономика. Предпринимательство» (Новокузнецк, 1999) — Международной конференции «Проблемы технологического образования сельских школьников» (Армавир, 1999), V Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства, экономики» (Тула, 1999).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и пяти приложений.
Результаты исследования, полученные в ходе проведенного эксперимента, позволили сформулировать следующие выводы:
1. Профессиональное образование должно быть ориентированно на специализированную подготовку учащихся, обладающих высоким уровнем профессионализма, мобильности и компетентности.
2. Достижение высокого уровня профессионализма, мобильности и компетентности учащихся профессиональных училищ достигаются путем вовлечения их в деятельность по разработке творческих проектов, особенностью которых высокая профессиональная направленность. Одним из направлений решения данной проблемы является обучение учащихся выполнению творческих проектов в процессе подготовки специалистов — портной легкой женской одежды.
3. На основе выявленных дидактических условий обучения учащихся профессиональных училищ нами разработаны методические указания к выполнению творческих проектов, способствующие включению учащихся в самостоятельный поиск оптимального варианта решения творческих задач.
4. Для повышения результативности работы учащихся над творческим проектом нами был разработан алгоритм выполнения творческого проекта включающий.
5. Для определения уровня готовности учащихся к практической творческой деятельности, сформированности у них таких важнейших интеллектуальных умений (анализ, синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний, использование знаний в нестандартных ситуациях), использовались разработанные тестовые задания по технологии швейного производства для профессиональных училищ.
6. Результаты опытно — экспериментальной работы, проведенной в условиях профессиональных училищ, надежность которых установлена путем применения математических методик обработки опытных данных свидетельствуют, что разработанные дидактические условия позволяют повысить эффективность обучения учащихся, способствуют формированию у учащихся профессиональных качеств, самостоятельности и мобильности, о чем свидетельствует коэффициент эффективности для второго разряда 77 = 1,13 и для третьего разряда г] ~ 1,58.
Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили, что сформулированные в исследовании цели и задачи полностью реализованы и гипотеза подтверждена диссертационным исследованием.
Проведенное исследование, не претендует на решение всего комплекса теоретических и прикладных проблем в области обучения учащихся в профессиональных училищах по специальности «Портной легкой женской одежды». В частности, в работе не рассматриваются вопросы блочно-модульного обучения и профессиональной подготовки учащихся на производстве, в этом видятся перспективные направления работы по данной проблеме. Кроме того, развитие техники, новых технологий, предполагает необходимость корректировки и совершенствования содержания методического комплекса по специальности «Портной легкой женской одежды».
Список научных трудов.
1. Использование компьютера в процессе проектирования швейных изделий. //Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего и среднего образованиях Тезисы докладов IV Международной научно-практической конференции. -Брянск, 1998. -С.89.
2. О программе для подготовки квалифицированных специалистов в профессиональных училищах по специальности «Портной женской легкой одежды». //Образовательная область «Технология». Опыт и пути внедрения в учебный процесс школ Тюменской области: Тезисы научно практической конференции. -Ишим, 1998. -С.56−58.
3. Выполнение творческих проектов учащимися профессиональных училищ. //Инновационные процессы в подготовке учителя технологии и предпринимательства: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть I. -Тула, 1998. -С. 127−129.
4. Программа для подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных училищах по специальности «Портной легкой женской одежды». -Брянск, 1998. -24с.
5. Методические указания к выполнению творческих проектов по циклу учебных дисциплин: технология швейного производства, конструирование, моделирование и художественное оформление легкой женской одежды. Для учащихся ПУ обучающихся по специальности «Портной легкой женской одежды». -Брянск, 1998. -10с.
6. Использование дидактических средств обучения в профессиональных училищах. //Проблемы технологического образования учащихся в современных условиях: Сборник статей Международной конференции. -Армавир, 1999. -С.89−92. (в соавторстве).
7. Применение метода проектов в технологической подготовке подростков. //Проблемы технологического образования учащихся в современных условиях: Сборник статей Международной конференции. -Армавир, 1999. -С.69−73. (в соавторстве).
8. Учет психологических особенностей подростков в обучении проектной деятельности. // Проблемы технологического образования учащихся в современных условиях: Сборник статей Международной конференции. -Армавир, 1999. -С.80−82.
9. Тестовая диагностика качества профессиональной подготовки учащихся по предмету «Технология швейного производства». //Новая программа образования: Технология. Экономика. Предпринимательство. Выпуск № 1. Тезисы научно-практической конференции. -Новокузнецк, 1999. -С.61−62.
10.К вопросу о профессиограмме портного индивидуальной мастерской. //Технологическое образование и предпринимательствоСборник научных статей. -Брянск, 1999. -С.44−48.
11.Роль творческих проектов в повышении качества подготовки учащихся профессиональных училищ по специальности «Портной легкой женской одежды». //Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства и экономики: Тезисы V Международной научно-практической конференции. -Тула, 1999. -С.54−57.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Переход страны к рыночной экономике вызвал необходимость коренных преобразований системы подготовки учащихся профессиональных училищ, что предполагает достижение:
— высокого уровня профессионализма выпускников в сочетании с достаточно высокой степенью сформированности творческой активности и способностей к осуществлению проектной деятельности;
— высокой профессиональной мобильности выпускников. Это вызвано массовым возникновением малых и средних предприятий различных форм собственности, развитием индивидуальной частной деятельности, динамизмом современных производственных технологий.
Список литературы
- Аванесов B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. Пособие для профессорского преподавательского состава высшей школе. -М.: Исследовательский центр, 1995. -95 с.
- Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М., 1989. -167 с.
- Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. -М.: Наука, 1982. -198 с.
- Ажикин Г. И. Самостоятельная работа учащихся в профтехучилищ в процессе производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1987. -175 с.
- Ажикин Г. И. Обучение учащихся навыкам рационального планирования. -М.: Высшая школа, 1979. -64 с.
- Алексеев B.C. Организация технического творчества учащихся: учебно-методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1984. -46 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -ЛГУ., 1968. -339 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 1- Пер. с англ. /Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского. -М.: Педагогика, 1982. -320 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 2- Пер. с англ. /Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского. -М.: Педагогика, 1982. -С.36−97.
- Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ. Дис. на звание док. пед. наук: 13.00.01. -М&bdquo- 1985. -520 с.
- Атутов П.Р. Политехническое образование школьников. -М.: Педагогика, 1986. -175 с.
- Атутов П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. -М.: Просвещение, 1985. -127 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. -М.: Педагогика, 1987. -256 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М., 1982.-192 с.
- Бабаыский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. ~М.: Просвещение, 1985. -208 с.
- Бабанский Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). -Киев., 1984. -260 с.
- Батышев С.Я. Подготовка рабочих в средних профтехучилищах. -М.: Педагогика, 1988. -173 с.
- Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации. -М.: Высшая школа, 1987. -340 с.
- Батышев С.Я. Производственная педагогика: Учебник для работников, занимающихся профессиональным обучением рабочих на производстве. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1984. -672 с.
- Батышев С.Я. Задачи системы профтехобразования в условиях перехода крыночной экономике. -М.: А.П.О., 1993. -91 с.
- Батышев A.C. Передовой опыт в учебном процессе в средних ПТУ. -М.: Высшая школа, 1983. -175 с.
- Бацаева Т.Е. Психолого педагогические условия подготовке будущих учителей начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью учащихся: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.. -Брянск, 1998. -228 с.
- Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. -Екатеринбург, 1994. -152 с.
- Безрукова B.C. Педагогика: Учебник для инж.-пед. спец. /Екатеринбург, обл. ин-т развития регионального образования. -Екатеринбург, 1994. -337 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. -Екатеринбург: Изд. «Деловая книга», 1996. -344 с.
- Беляева А.П. Профессионально педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведения. -СПб., 1995. -227 с.
- Беспалько В.П. Теория учебника. -М.: Педагогика, 1988. -160 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995. -336 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.-192 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989. -144 с.
- Бланк А.Ф., Фомина З. М. Моделирование и конструирование женской одежды. -М.: Легпромбытиздат, 1995. -256 с.
- Бронников H. JL, Мурга JI.A., Суслин A.B. Творческие задания и проекты по электрорадиотехнологии. //Материалы IV Международной научно -практической конференции. Часть 1. -Тула, 1998. -228 с.
- Брун В., Тилысе М. История костюма: от древности до нового времени. -М.: ЭКСМО, 1996.-462 с.
- Булгаков A.A. Профессионально техническое образование в СССР на современном этапе. М.: Высшая школа, 1977. -308 с.
- В поисках оптимального варианта /А.П, Аверьянов, М. М. Поташник, А. Н. Моисеев, О.И. Патрушева- под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1982. -150 с.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект пособие для студентов педагогов и учителей. -М.: Педагогическое общество России, 1999. -192 с.
- Гольдин И.И. Проблемное обучение в профессионально-технических училищах. -М.: Высшая школа, 1979. -101 с.
- ГОСТ 12 807–88. Изделия швейные. Классификация стежков, строчек и швов. М.: Изд-во стандартов, 1989. -42 с.
- ГОСТ 20 521–75. Технология швейного производства термины и определения. -М.: Изд-во стандартов, 1992. -9 с.
- ГОСТ 24 103. Изделия швейные. Термины и определения дефектов. -М.: Изд-во стандартов, 1991. -5 с.
- Губенков С.Ю. Дидактические условия обучения профессиональному творчеству учащихся профтехучилищ во внеклассной работе на основе хозрасчетных отношений: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. -СПб, 1991.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. -240 с.
- Данилав М.А., Есипов Б. П. Дидактика. -М., 1957. с. 250.
- Дидактика производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1973. -415 с.
- Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1 /Под ред. П. Р. Атутова. -М.: ИОСО РАО, 1997. -230 с.
- Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2 /Под ред. П. Р. Атутова. -М.: ИОСО РАО, 1998. -176 с.
- Дидактика средней школы /Под ред. Скаткина. -М.: Просвещение, 1982. -318 с.
- Думченко Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров. -М.: Высшая школа, 1983. -111 с.
- Егорова Р.И., Осипова JI.B., Ященков С. К. Методика практикума по обработке тканей. Пособие для учителя. -М.: Просвящение, 1975. -160 с.
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 1, 2. -М., 1986.
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочихпрофессий. Вып.1. Изд.2-е, перераб. и доп. -М.: Экономика, 1990. -224 с.
- Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. -Ми.: ПолымяД992. -320 с.
- Желбанова Р.И. Развитие в процессе педагогики творческих способностей будущих учителей. //Материалы IV Международной научно практической конференции. Часть 1. -Тула, 1998. С. 59−62.
- Жиделев М.А. Современные методы обучения. -М.: Высшая школа, 1985. -72 с.
- Жураковская В.М. Десять творческих проектов для учащихся 7−9 классов. -Брянск, 1997. -196 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. -160 с.
- Зорина Л.Я. Средства обучения как система // Советская педагогика. -1986. -№ 9. -С.55−58.
- Зубенко П.Н. Индивидуальная работа с учащимися в процессе производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1980. -44 с.
- Зюзин А.И. Ремонт швейных машин. -Н. Новгород: Изд-во «Нижегородская ярмарка», 1995. -512 с.
- Изард К. Эмоции человека. Пер. с англ. -М., 1980. -203 с.
- Ильюк М.И., Симоненко В. Д., Шевченко H.A. Кабинет профориентации. -Киев: Рад. Школа, 1980. -144 с.
- Иляева Л.М., Симоненко В. Д., Шипицин Н. П. Творческие проекты для учащихся 5−7 классов по технологии обработки конструкционных материалов. -Брянск: Изд. БГПИ, 1995. -56 с.
- Инструкция по проведению проверочных, контрольных и единых контрольных работ по производственному и теоретическому обучению в учебных заведениях профтехобразования. -М., 1969. -36 с.
- Казанская В.Г. Психология основных уроков в средних ПТУ. -М.: Высшая школа, 1987. -63 с.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя. -М.: Пед. Общество России, 1999. -86 с.
- Катханов К.H. Психологические основы производственного труда. -М.: Высшая школа, 1987. -338 с.
- Катханов К.Н. Педагогические основы производственного труда учащихся в профтехучилищах. Изд. 2-е., испр. и доп. Профпедагогика. -М.: Высшая школа, 1976. -335 с.
- Катханов К.Н. Педагогические основы производственного труда. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1987. -358 с.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. -М.: Просвещение, 1990. -158 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. -350 с.
- Клочков И.Д. Подготовка рабочих широкого профиля в средних ПТУ. -М.: Педагогика, 1979. -188 с.
- Козуб JI.B. Дидактические основы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам маркетинга. -Дис. .канд. пед. наук: 13.00.08. -Брянск, 1998. -231с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. -М.: Просвящение, 1989. -255 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. -207 с.
- Кононец H.A., Борисова М. Б. Единая саморазвивающаяся педагогическая система. //Профессиональное образование. -1997. -№ 5. С.20
- Кочетов С.И. Основы применения средств обучения в профтехучилищах. -М.: Высшая школа, 1986. -158 с.
- Кочетов С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. -М.: Высшая школа, 1986. -61 с.
- Красикова К.Ф. Тестовая диагностика качества профессиональной подготовки. Учебно-методическое пособие для руководителей и работников учебных заведений начального и среднего профессионального образования. -Тюмень: ТОГИРО, 1997. -78 с.
- Кругликов Г. И. Теоретические основы методики преподавания технологии (избранные лекции): Учебное пособие для студентов технолого-экономических факультетов педвузов и педколледжей. -Курск: Изд. КГГТУ, 1998. -252 с.
- Кругликов Г. И. Руководство по выполнению письменных экзаменационных работ. Методические указания. -М.: Высшая школа, 1986.-47 с.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. —Л.: Медицина, 1984. -216 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М., 1970. -221 с.
- Куприянов А. А. Проверка и оценка знаний учащихся профтехучилищ по специальным предметам. -М.: Высшая школа, 1984. -111 с.
- Кыверялг А. А., Батышев С .Я. Технические средства в учебном процессе. -Таллин, 1985. -209 с.
- Левин М.М. Сущность и структура методов обучения. -М., 1979.
- Левитов Н.Д. Психология труда. -М.: Учпедгиз, 1963. -340 с.
- Леднев B.C. Содержание обучения: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. -223 с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М: Знамя, 1976. -64 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.-186 с.
- Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. -М.: Высшая школа, 1994. -279 с.
- Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально -технического образования. -М.: Высшая школа, 1983. -343 с.
- Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально -технического образования. -М.: Высшая школа, 1977. -254 с.
- Макиенко Н.И., Крупицкий Э. И. Педагогический процесс в учебных заведениях профтехобразования. -Минск: Высшая школа, 1971. -264 с.
- Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. -М.: Лег. и пищ.пром., 1983. 231с.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. -Казань, 1972.
- Машкова И.Н., Малов С. Л. Психология производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1990. -206 с.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие для слушателей ИПК преподавателей педагогических дисциплин университетов и педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1985. -319 с.
- Методика обучения учащихся технологии. Книга для учителя. /Под ред.
- В.Д. Симоненко. -Изд. Ишимского Гос. пед-го института. НМД «Технология». Брянск Ишим, 1998. -296 с.
- Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе. Научное и методическое обеспечение. -М.: Издательский центр, 1995. -78 с.
- Методические рекомендации по разработке частных методик по производственному обучению. -М., 1979. -82 с.
- Немов P.C. Психология: Учебник для студентов педагогических вузов: В 3 ich. -3-е изд. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. -Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -632 с.
- Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающей игры. -М.: Просвещение, 1991.-160 с.
- Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений: Профпедагогика. -М.-. высшая школа, 1986. -288 с.
- Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1986. -158 с.
- Организация и методика производственного обучения в сПТУ. -М.: Высшая школа, 1974. -227 с.
- Осипов А.Н. Подготовка квалифицированных рабочих для сельскохозяйственного производства. -М.: Высшая школа, 1985. -240 с.
- Осипова Л.В. Практикум по обработке тканей. Учебное пособие для учащихся IX X классов. Изд. 4-е. -M.: Просвещение, 1974. -159 с.
- Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского. -М.: Высшая школа, 1977. -502 с.
- Павлова М.Б. О проектном подходе к разработке содержания нового учебного предмета «Технология» //Школа и производство. -1993, № 5. -43−45 с.
- Ш. Пармон Ф. М. Композиция костюма: учебник для вузов. -М.: Легпромбытиздат, 1997. -318 с.
- Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1988. -478 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 1998. -640 с.
- Першина Л.Ф., Петрова C.B. Технология швейного производства: Учеб. для сред. учеб. заведений. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Легпромбытиздат, 1991. -416 с.
- Петров Б.М. Основы педагогической психологии. -М.: Высшая школа, 1985.-64 с.
- Пидкасистый П.И., Портнов М. А. Искусство преподавания. -М.: Российское Педагогическое Агентство, 1998. -184 с.
- Письменное инструктирование на уроках производственного обучения портных: Методические рекомендации. -М., 1973. -105 с.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. -М., 1962.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. Учебник для индустриально-педагогических техникумов. -М.: Высшая школа, 1973. -256 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. -Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. -576 с.
- Понамарев Я.А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976. -303 с.
- Понамарев Я.А. Психология творческого мышления. -М., 1960. -352 с.
- Понамарева P.A. Психолого дидактические основы совершенствования.профессиональной подготовки учащихся профессионально-технических училищ. -Киев, 1979. -23 с.
- Портная индивидуальной мастерской. Программа для учащихся V-XI классов школ-интернатов и методические рекомендации в помощь учителю. /Сидорова Л.В., Жураковская В. М. -Брянск: НМЦ «Технология», 1997. -195 с.
- Проблемы методики профессионального обучения в средних ПТУ. -М.: Высшая школа, 1985. -112 с.
- Проект концепции реформы профессионального образования. //Профессиональное образование. -1997. -№ 2. С.2−5.
- Производственное обучение в ПТУ. Учебно-методическое пособие для индустриально-педагогических техникумов и повышения квалификации мастеров производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1972. -320 с.
- Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. -512 с.
- Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. 2-е изд., перераб и доп. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. -904 с.
- Прядехо А.Н. Развитие творческих интересов и способностей подростков. -М.: АПН СССР, 1990.-217 с.
- Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. Изд-во МГУ, 1979.-208 с.
- Разработка и применение дидактических средств обучения в средних ПТУ / В. И. Сопин, С. Б. Вербицкая, H.A. Лабунская. -М.: Высшая школа, 1986.-128 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989. -664 с.
- Сборник основных требований к комплексу и отдельным видам средств обучения. -М., 1984.
- Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. -Брянск, 1998. -268 с.
- Синявский В.В. Психолого-педагогические основы профессиональной адоптации учащихся профтехучилищ. -Киев: Высшая школа, 1985. -87 с.
- Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения: Методическое пособие. -2-е изд. перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1988. -239 с.
- Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. -М.: Высшая школа, 1987. -271 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М., 1977. -67 с.
- Совершенствование процесса обучения рабочей молодежи: Профпедагогика / Под ред. О. Ф. Федоровой. -М.: Высшая школа, 1982. -111 с.
- Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1980. -1600 с.
- Соловьев Н.П. Новый этап в развитии системы профессионально -технического образования. -М.: Высшая школа, 1980. -237 с.
- Сорокин H.A. Дидактика: Учебное пособие для педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1974. -222 с.
- Справочник менеджера образования. В 2-х т./Сост. B.C. Гиршович. -М.: Новая школа, 1995. -Т.1. -400 с.
- Стандарт Российской Федерации Образования: начальное профессиональное образование. Профессия: портной. ОСТ 9 ПО 02. 19 695. Издание официальное. -17 с.
- Стандарт Российской Федерации Образования: начальное профессиональное образование. Профессия: закройщик. ОСТ 9 ПО 02. 200−95. Издание официальное. -21 с.
- Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. -4-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1993. -431 с.
- Труханова А.Т. Технология женской и детской легкой одежды. -М.: Лег. индус., 1983.
- Учебный процесс в профессионально-технических учебных заведениях: Профпедагогика. Пер. с нем. / Хайнце К., Гёйтер Е., Симон Г. и др. -М.: Высшая школа, 1985. -222 с.
- Федорова О.В. Дидактические условия активизации деятельности учащихся профтехучилищ: Дис. .кан. пед. наук. -Ленинград, 1969.
- Фиганов И.С. Педагогика трудового коллектива. -М.: Высшая школа, 1988. -227 с.
- Френкель А.Ш. Организация и оборудование рабочего места мастера производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1980. -64 с.
- Френкель А.Ш., Френкель Ю. А. Планирование учебного процесса в средних городских профтехучилищах: Профпедагогика. М.: Высшая школа, 1981. -112 с.
- Френкель С.Ш. Организация производственного обучения в профтехучилищах. -М.: Высшая школа, 1971. -175 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. -288 с.
- Чахоянц В.Е., Мартынова Е. И. Современные требования к уроку производственного обучения: Методические рекомендации. -2-е изд., доп. -М.: Высшая школа, 1986. -30 с.
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения. -М.: Высшая школа, 1983. -237 с.
- Чебышева В.В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков. -М.: Высшая школа, 1980. -79 с.
- Шаповаленко С.Г. Учебник в системе средств обучения. -М., 1980.
- Шаповаленко С.Г. Школьное оборудование и кабинетная система. -Вопросы школоведения. -М.: Просвещение, 1982. -С. 183−222.
- Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1981. -206 с.
- Шершнева Л.П., Рогова А. П. Проектирование и производство женского платья. -М.: Легкая и пищ. промышленность, 1983. -224 с.
- Шильникова А.Е. Научные основы построения учебного плана для подготовки рабочих профессий широкого профиля. ВНИИ профтехобразования. Научные труды. Выпуск 36. -Л., 1977. -40 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М., 1971.-177 с.
- Эльконин Д.Б. Психологические условия развивающегося обучения. -М.: Просвещение, 1970. -114 с.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. /Под ред. С. Я. Батышева. -М.: АПО. Т.1 -А-Л-1998. -568 с.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. /Под ред. С. Я. Батышева. -М.: АПО. Т.2 -М-П -1999. -440 с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. -М, 1980. -С.32−34.
- Якиманская И.С. Развивающееся обучение. -М.: Педагогика, 1979. -144 с.
- Якуба Ю.А. Связь теории и производственного обучения в средних профтехучилищах. -М.: Высшая школа, 1986. -54 с.