Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Тест профессиональных предпочтений (методика Голланда)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интерпретация результатов Согласно Голланду, основное внимание следует уделять первым двум-трем типам. Как правило, последние компоненты формулы слабее характеризуют тестируемых, ибо основные типы в них, в силу парных свойств личности, несколько противоречивы (интеллектуальный и предприимчивый, реалистичный и социальный, конвенциональный и артистический (см. описания типов). С точки зрения… Читать ещё >

Тест профессиональных предпочтений (методика Голланда) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Инструкция: на бланках попарно приведены различные профессии. Прочитайте их названия. Если вы не знаете, чем занимается носитель той или иной профессии, можете обратиться за разъяснениями к проводящему тест. В каждой паре профессий постарайтесь отдать предпочтение одной из них [3]. Например, если в первой паре (1Р инженер-технолог — 1И конструктор) вы предпочитаете работу конструктора, напишите на своих листочках рядом с цифрой 1 букву «И». То же следует проделать со всеми остальными парами профессий.

1Р Инженер-технолог.

1И Конструктор

2Р Вязальщица.

2С Санитарный врач.

3Р Повар

3К Наборщик.

4Р Фотограф.

4П Заведующий магазином.

5Р Чертежник.

5А Дизайнер

6И Философ.

6С Психиатр

7И Ученый-химик.

7К Бухгалтер

8И Редактор научного журнала.

8П Адвокат.

9И Лингвист.

9А Переводчик художественной литературы.

10С Педиатр

10К Статистик (в театре).

11С Завуч по внеклассной работе.

11П Председатель профсоюзного комитета.

12С Спортивный врач.

12А Фельетонист.

13К Нотариус.

13П Снабженец.

14К Перфораторщик.

14А Карикатурист.

15К Политический деятель.

15А Спасатель.

16Р Садовник.

16И Метеоролог.

17Р Водитель трамвая.

17С Фельдшер

18Р Инженер-электронщик.

18К Секретарь-машинистка.

19Р Телеоператор

19П Режиссер

20Р Маляр

20А Художник по металлу.

21И Биолог.

21С Главный врач.

22И Гидролог.

22К Ревизор (налоговой инспекции).

23И Зоолог.

23П Главный зоотехник.

24И Математик.

24А Архитектор

25С Работник детской комнаты милиции.

25К Счетовод.

26С Учитель.

26П Командир отряда.

27С Воспитатель.

27А Художник по керамике.

28К Экономист.

28П Заведующий отделом.

29К Корректор

29А Критик.

30П Заведующий хозяйством.

30А Дирижер

31Р Радиооператор

31И Специалист по ядерной физике.

32Р Наладчик.

32К Монтажник.

33Р Агроном-семеновод.

33П Председатель кооператива.

34Р Закройщик.

34А Декоратор

35И Научный работник музея.

35С Консультант.

36И Археолог.

36П Эксперт.

37И Ученый.

37А Актер

38С Логопед.

38К Стенографист.

39С Врач.

39П Дипломат.

40С Психолог.

40А Поэт.

41К Главный бухгалтер

При обработке результатов следует подсчитать число одинаковых букв, выбранных испытуемым по каждой паре. Записать соответствующие буквам цифры по следующей схеме:

1. Р = 2. И= 3. С= 4. К= 5. П= 6. А=.

Буква Р обозначает реалистичный тип, И — интеллектуальный, С — социальный, К — конвенциональный, П — предприимчивый и, А — артистический тип.

Интерпретация результатов Согласно Голланду, основное внимание следует уделять первым двум-трем типам. Как правило, последние компоненты формулы слабее характеризуют тестируемых, ибо основные типы в них, в силу парных свойств личности, несколько противоречивы (интеллектуальный и предприимчивый, реалистичный и социальный, конвенциональный и артистический (см. описания типов). С точки зрения проблемы выбора профессии суть концепции Голланда заключается в том, что профессиональная успешность, удовлетворенность, устойчивость зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Представители той или иной профессии — личности однородные. Каждая профессия привлекает к себе людей, личность которых обладает общими взглядами, наклонностями. Поскольку члены каждой профессиональной группы обладают определенным сходством, то во многих ситуациях они реагируют в достаточной мере одинаково, создавая тем самым свою характерную интерперсональную среду. Таким образом, правомерно утверждать наличие модели окружающей человека профессиональной среды. Люди стремятся найти среду и профессию, которые позволили бы им наиболее полно раскрыть свои способности, выразить свои установки и ценностные ориентации, заняться интересующими их проблемами. Не проливая свет на причины и побудительные силы формирования каждого отдельного типа личности, Голланд описывает эти типы по следующей обширной схеме: цели, ценности, Я-образ, образовательные и профессиональные цели, предпочтительные профессиональные роли, способности, специальные дарования, оригинальность достижения, личностное развитие, жизненный путь.

Описание типов личности.

Р — реалистичный тип выбирает из физического и социального окружения цели, ценности и задачи, которые являются для него объективными. Он занимается конкретными делами, ценностями и их использованием: вещами, инструментами, животными и машинами. Он избегает занятий, требующих абстрактного мышления, социальных отношений. Это мужской тип, асоциальный, эмоционально стабильный, конкретный, ориентирован на настоящее. Отдает предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, физической ловкости, конкретности; к таким относятся профессии: механик, инженер, электрик, агроном, садовник, водитель транспортных средств. Этому типу больше присущи математические способности, нежели вербальные способности. Он добивается успеха в основном в области техники и спорта. Представители этого типа имеют простой взгляд на жизнь. При принятии решений зависят от других.

И— интеллектуал занимается решением проблем окружающей среды скорее с помощью идей, слов и символов, чем посредством физических и социальных навыков. Личность интеллектуала отличается аналитичностью, рациональностью, независимостью, абстрактностью, интровертированностью, она критична, любознательна, обладает способностью познания и воображения. Он предпочитает научные специальности: ботаник, астроном, физик, математик, ученый и т. д. Данный тип способен достичь результатов как в вербальной, так и в математической области деятельности. У него имеется комплицированный взгляд на жизнь, он хорошо приспосабливается, независим, самостоятелен.

С — социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют ему установить контакт с окружающей средой. Он использует свои навыки для тренировки, обучения других людей, для изменения их поведения. Этот тип обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. В качестве черт его характера выступают социальность, склонность воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность. Социальный тип заинтересован в благополучии зависящих от него людей. При решении проблемных вопросов опирается больше на эмоции и чувства, чем на интеллектуальные ресурсы. Для этого типа представляют ценность социальные и этические проблемы и занятия. Наиболее предпочтительными занятиями для этого типа являются обучение и лечение: врач, учитель, психолог, советчик… Социальный тип избегает мужских ролей, требующих моторных навыков, занятий с механизмами. У него высокие вербальные, но низкие математические способности. Он имеет хорошую приспособительную способность. Такие люди добиваются успехов в основном в области общения, управления, искусства и учебы. Занимаясь лечением, преподаванием и другими подобными видами деятельности, они достигают успехов и завоевывают признание.

К — конвенциональный тип выбирает из социального и физического окружения такие цели и задачи, ценности которых установлены обычаем и обществом. В соответствии с этим его подход к проблемам стереотипный, практический и корректный. Он в некоторой мере непреклонен, консервативен и непоколебим. Предпочитаемые им занятия носят пассивный характер. Он отдает предпочтение профессиям, требующим четко структурированной деятельности, где ясно, что правильно, а что ложно: машинопись, бухгалтерия, экономика. Конвенционал обладает больше математическими, чем вербальными, способностями. Он неважный оратор и руководитель, трудно приспосабливается. В решениях зависит от других людей, имеет простой взгляд на жизнь.

П — предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, приключенчество. Он убедителен, ценит себя, самоуверен, оригинально агрессивен. У этой личности большая потребность в признании. Предпочитает «мужские», волевые, руководящие роли, где может удовлетворить свои потребности быть доминантным, призванным: заведующий, директор, телерепортер, товаровед, артист, журналист, дипломат… Для этого типа характерна очень обширная сфера деятельности. Наибольших достижений добивается в спорте и в области управления. Зависим от других. Самоутвердиться ему позволяет оральная агрессивность.

А — артист при общении с окружающими использует свои чувства и эмоции, интуицию и воображение для создания художественных образов и продуктов деятельности. Решение проблем осуществляется им в зависимости от своего воображения и от вкуса. Он очень высоко ставит свои эстетические ценности. Артист предпочитает занятия, носящие творческий характер: музыку, рисование, литературное творчество, фотографию… Ему не нравятся «мужские» занятия, такие как спорт, ремонт машин… Основные его достижения — в области искусства. Это самый оригинальный тип. Оригинальность проявляется в первую очередь в творчестве.

У артистического типа личности вербальные способности преобладают над артистическими. Разумеется, всех людей невозможно строго разбить на шесть типов. На основе этих типов образуются модели (структуры) личности, которые имеют множество комбинаций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой