Тест профессиональных предпочтений (методика Голланда)
Интерпретация результатов Согласно Голланду, основное внимание следует уделять первым двум-трем типам. Как правило, последние компоненты формулы слабее характеризуют тестируемых, ибо основные типы в них, в силу парных свойств личности, несколько противоречивы (интеллектуальный и предприимчивый, реалистичный и социальный, конвенциональный и артистический (см. описания типов). С точки зрения… Читать ещё >
Тест профессиональных предпочтений (методика Голланда) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Инструкция: на бланках попарно приведены различные профессии. Прочитайте их названия. Если вы не знаете, чем занимается носитель той или иной профессии, можете обратиться за разъяснениями к проводящему тест. В каждой паре профессий постарайтесь отдать предпочтение одной из них [3]. Например, если в первой паре (1Р инженер-технолог — 1И конструктор) вы предпочитаете работу конструктора, напишите на своих листочках рядом с цифрой 1 букву «И». То же следует проделать со всеми остальными парами профессий.
1Р Инженер-технолог. | 1И Конструктор |
2Р Вязальщица. | 2С Санитарный врач. |
3Р Повар | 3К Наборщик. |
4Р Фотограф. | 4П Заведующий магазином. |
5Р Чертежник. | 5А Дизайнер |
6И Философ. | 6С Психиатр |
7И Ученый-химик. | 7К Бухгалтер |
8И Редактор научного журнала. | 8П Адвокат. |
9И Лингвист. | 9А Переводчик художественной литературы. |
10С Педиатр | 10К Статистик (в театре). |
11С Завуч по внеклассной работе. | 11П Председатель профсоюзного комитета. |
12С Спортивный врач. | 12А Фельетонист. |
13К Нотариус. | 13П Снабженец. |
14К Перфораторщик. | 14А Карикатурист. |
15К Политический деятель. | 15А Спасатель. |
16Р Садовник. | 16И Метеоролог. |
17Р Водитель трамвая. | 17С Фельдшер |
18Р Инженер-электронщик. | 18К Секретарь-машинистка. |
19Р Телеоператор | 19П Режиссер |
20Р Маляр | 20А Художник по металлу. |
21И Биолог. | 21С Главный врач. |
22И Гидролог. | 22К Ревизор (налоговой инспекции). |
23И Зоолог. | 23П Главный зоотехник. |
24И Математик. | 24А Архитектор |
25С Работник детской комнаты милиции. | 25К Счетовод. |
26С Учитель. | 26П Командир отряда. |
27С Воспитатель. | 27А Художник по керамике. |
28К Экономист. | 28П Заведующий отделом. |
29К Корректор | 29А Критик. |
30П Заведующий хозяйством. | 30А Дирижер |
31Р Радиооператор | 31И Специалист по ядерной физике. |
32Р Наладчик. | 32К Монтажник. |
33Р Агроном-семеновод. | 33П Председатель кооператива. |
34Р Закройщик. | 34А Декоратор |
35И Научный работник музея. | 35С Консультант. |
36И Археолог. | 36П Эксперт. |
37И Ученый. | 37А Актер |
38С Логопед. | 38К Стенографист. |
39С Врач. | 39П Дипломат. |
40С Психолог. | 40А Поэт. |
41К Главный бухгалтер |
При обработке результатов следует подсчитать число одинаковых букв, выбранных испытуемым по каждой паре. Записать соответствующие буквам цифры по следующей схеме:
1. Р = 2. И= 3. С= 4. К= 5. П= 6. А=.
Буква Р обозначает реалистичный тип, И — интеллектуальный, С — социальный, К — конвенциональный, П — предприимчивый и, А — артистический тип.
Интерпретация результатов Согласно Голланду, основное внимание следует уделять первым двум-трем типам. Как правило, последние компоненты формулы слабее характеризуют тестируемых, ибо основные типы в них, в силу парных свойств личности, несколько противоречивы (интеллектуальный и предприимчивый, реалистичный и социальный, конвенциональный и артистический (см. описания типов). С точки зрения проблемы выбора профессии суть концепции Голланда заключается в том, что профессиональная успешность, удовлетворенность, устойчивость зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Представители той или иной профессии — личности однородные. Каждая профессия привлекает к себе людей, личность которых обладает общими взглядами, наклонностями. Поскольку члены каждой профессиональной группы обладают определенным сходством, то во многих ситуациях они реагируют в достаточной мере одинаково, создавая тем самым свою характерную интерперсональную среду. Таким образом, правомерно утверждать наличие модели окружающей человека профессиональной среды. Люди стремятся найти среду и профессию, которые позволили бы им наиболее полно раскрыть свои способности, выразить свои установки и ценностные ориентации, заняться интересующими их проблемами. Не проливая свет на причины и побудительные силы формирования каждого отдельного типа личности, Голланд описывает эти типы по следующей обширной схеме: цели, ценности, Я-образ, образовательные и профессиональные цели, предпочтительные профессиональные роли, способности, специальные дарования, оригинальность достижения, личностное развитие, жизненный путь.
Описание типов личности.
Р — реалистичный тип выбирает из физического и социального окружения цели, ценности и задачи, которые являются для него объективными. Он занимается конкретными делами, ценностями и их использованием: вещами, инструментами, животными и машинами. Он избегает занятий, требующих абстрактного мышления, социальных отношений. Это мужской тип, асоциальный, эмоционально стабильный, конкретный, ориентирован на настоящее. Отдает предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, физической ловкости, конкретности; к таким относятся профессии: механик, инженер, электрик, агроном, садовник, водитель транспортных средств. Этому типу больше присущи математические способности, нежели вербальные способности. Он добивается успеха в основном в области техники и спорта. Представители этого типа имеют простой взгляд на жизнь. При принятии решений зависят от других.
И— интеллектуал занимается решением проблем окружающей среды скорее с помощью идей, слов и символов, чем посредством физических и социальных навыков. Личность интеллектуала отличается аналитичностью, рациональностью, независимостью, абстрактностью, интровертированностью, она критична, любознательна, обладает способностью познания и воображения. Он предпочитает научные специальности: ботаник, астроном, физик, математик, ученый и т. д. Данный тип способен достичь результатов как в вербальной, так и в математической области деятельности. У него имеется комплицированный взгляд на жизнь, он хорошо приспосабливается, независим, самостоятелен.
С — социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют ему установить контакт с окружающей средой. Он использует свои навыки для тренировки, обучения других людей, для изменения их поведения. Этот тип обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. В качестве черт его характера выступают социальность, склонность воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность. Социальный тип заинтересован в благополучии зависящих от него людей. При решении проблемных вопросов опирается больше на эмоции и чувства, чем на интеллектуальные ресурсы. Для этого типа представляют ценность социальные и этические проблемы и занятия. Наиболее предпочтительными занятиями для этого типа являются обучение и лечение: врач, учитель, психолог, советчик… Социальный тип избегает мужских ролей, требующих моторных навыков, занятий с механизмами. У него высокие вербальные, но низкие математические способности. Он имеет хорошую приспособительную способность. Такие люди добиваются успехов в основном в области общения, управления, искусства и учебы. Занимаясь лечением, преподаванием и другими подобными видами деятельности, они достигают успехов и завоевывают признание.
К — конвенциональный тип выбирает из социального и физического окружения такие цели и задачи, ценности которых установлены обычаем и обществом. В соответствии с этим его подход к проблемам стереотипный, практический и корректный. Он в некоторой мере непреклонен, консервативен и непоколебим. Предпочитаемые им занятия носят пассивный характер. Он отдает предпочтение профессиям, требующим четко структурированной деятельности, где ясно, что правильно, а что ложно: машинопись, бухгалтерия, экономика. Конвенционал обладает больше математическими, чем вербальными, способностями. Он неважный оратор и руководитель, трудно приспосабливается. В решениях зависит от других людей, имеет простой взгляд на жизнь.
П — предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, приключенчество. Он убедителен, ценит себя, самоуверен, оригинально агрессивен. У этой личности большая потребность в признании. Предпочитает «мужские», волевые, руководящие роли, где может удовлетворить свои потребности быть доминантным, призванным: заведующий, директор, телерепортер, товаровед, артист, журналист, дипломат… Для этого типа характерна очень обширная сфера деятельности. Наибольших достижений добивается в спорте и в области управления. Зависим от других. Самоутвердиться ему позволяет оральная агрессивность.
А — артист при общении с окружающими использует свои чувства и эмоции, интуицию и воображение для создания художественных образов и продуктов деятельности. Решение проблем осуществляется им в зависимости от своего воображения и от вкуса. Он очень высоко ставит свои эстетические ценности. Артист предпочитает занятия, носящие творческий характер: музыку, рисование, литературное творчество, фотографию… Ему не нравятся «мужские» занятия, такие как спорт, ремонт машин… Основные его достижения — в области искусства. Это самый оригинальный тип. Оригинальность проявляется в первую очередь в творчестве.
У артистического типа личности вербальные способности преобладают над артистическими. Разумеется, всех людей невозможно строго разбить на шесть типов. На основе этих типов образуются модели (структуры) личности, которые имеют множество комбинаций.