Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические подходы к обучению учителей начальных классов преподаванию информатики младшим школьникам в аспекте информатизации образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования были проведены на базе факультета педагогики и психологии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина и Рязанского информационно-диагностического (методического) центра в 2004;2006 гг. Результаты исследования обсуждались на научных семинарах, заседаниях кафедры информатизации образования и методики информатики Рязанского… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные подходы к преподаванию информатики в начальной школе в условиях информатизации образования
    • 1. 1. Анализ научно-педагогической и учебно-методической литературы по вопросам преподавания информатики в начальной школе
    • 1. 2. Психолого-педагогические аспекты обучения информатике в начальной школе
    • 1. 3. Перспективные направления использования прикладных программных средств и периферийного оборудования ПЭВМ в учебном процессе начальной школы
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Теоретические аспекты обучения учителей начальных классов преподаванию информатики младшим школьникам
    • 2. 1. Цели и задачи обучения учителей начальных классов преподаванию информатики в аспекте информатизации образования
    • 2. 2. Методические принципы обучения учителей начальных классов преподаванию информатики младшим школьникам
    • 2. 3. Требования к отбору содержания обучения преподаванию информатики и уровням его усвоения учителями начальных классов
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Методические аспекты обучения учителей начальных классов преподаванию информатики младшим школьникам в условиях информатизации образования
    • 3. 1. Структура и содержание курса «Преподавание информатики в начальной школе»
    • 3. 2. Методы и формы организации обучения учителей начальных классов преподаванию информатики
    • 3. 3. Педагогический эксперимент по проверке уровня знаний, умений и навыков слушателей курса повышения квалификации «Преподавание информатики в начальной школе»
  • Выводы по главе 3

Методические подходы к обучению учителей начальных классов преподаванию информатики младшим школьникам в аспекте информатизации образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общество постепенно переходит на новый этап развития-информацпонный. Процесс информатизации общества, который подразумевает применение информационных и коммуникационных технологий во всех сферах науки и производства, затрагивает и образование на всех его ступенях. Информатизация образования — это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания (Роберт И.В.). В условиях информатизации образования особую актуальность приобретает развитие интеллектуального потенциала обучающегося, умения самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, продуцированию учебной информации. Значительную роль в формировании таких знаний, умений и навыков играет информатика (Бешенков С.А., Кузнецов A.A., Роберт И. В. и др.). Чем раньше у обучаемых будут выработаны эти общеучебные качества, тем успешнее будет осуществляться их дальнейшее обучение. Поэтому в 2002 году информатика как учебный предмет была включена в программу начальной школы в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

В силу особенностей предмета и специфики обучения детей младшего школьного возраста рядом исследователей (Витухновская A.A., Горячев A.B., Первин Ю. А., Трактуева С. А., Яковлева Т. А. и др.) информатику в начальной школе рекомендовано преподавать учителям начальных классов. Однако учитель начальных классов, не имея соответствующей квалификации, без дополнительного обучения не сможет качественно организовать преподавание информатики (Матвеева Н.В., Первин Ю. А. и др.). Создавшееся положение объясняется недостаточной специальной и методической подготовкой педагогов начального образования в области теории и методики обучения информатике младших школьников и использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Ускоренное обучение работающих учителей начальных классов преподаванию информатики целесообразно проводить на курсах повышения квалификации без отрыва от основной работы.

В настоящее время в ряде регионов страны организованы разнообразные курсы повышения квалификации для учителей начальных классов, направленные на подготовку в области методики преподавания информатики и использования средств ИКТ в учебном процессе начальной школы. Однако, во-первых, эти курсы имеют локальный характер, а их содержание, как правило, рассматривает какой-либо отдельный методический аспект преподавания информатики в начальной школе без учёта современного состояния информатизации общества и образования. Во-вторых, обучение на курсах построено на основе эмпирических данных и не имеет необходимой теоретической базы и учебно-методического обеспечения. В связи с этим, возникает потребность в научном обосновании структуры и содержания, форм и методов обучения учителей начальных классов преподаванию информатики младшим школьникам на курсах повышения квалификации с учётом современного состояния информатизации общества и образования.

Общие вопросы подготовки учителей в области теории и методики обучения информатике исследованы в работах Бешенкова СЛ., Богдановой C.B., Богомоловой Е. В., Босовой Л. Л., Брановского Ю. С., Бубнова В. А., Ваграменко Я. А., Григорьева С. Г., Гейна А. Г., Добудько Т. В., Жданова С. А., Захаровой Т. Б., Кравцовой А. Ю., Кузнецова A.A., Кузнецова Э. И., Лапчика М. П., Лесневского A.C., Пугача В. И., Роберт И. В., Софроновой Н. В., Швецкого М. В. и других. По их мнению, информатика является важнейшим компонентом общего образования современного человека.

Научному обоснованию необходимости изучения информатики в начальной школе для повышения эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения посвящены труды Босовой JI. JL, Буцика В. А., Варченко В. И., Горвица Ю. М., Горячева A.B., Дуванова.

A.A., Кузнецова A.A., Макаровой Н. В., Матвеевой Н. В., Новосёловой СЛ., Семёнова А. Л., Слинкиной И. Н., Софроновой Н. В., Первина Ю. А., Чвановой М. С. и других. Практические рекомендации по обучению младших школьников информатике даны в работах Бененсон Е. П., Волковой Т. О., Витухновской A.A., Гориной К. И., Горячева A.B., Дуванова A.A., Дубининой.

B.В., Зарецкого Д. В., Зарецкой З. А., Конопатовой Н. К., Матвеевой Н. В., Меньшаковой A.A., Муранова A.A., Семёнова АЛ., Паутововой А. Г., Первина Ю. А., Плаксина М. А., Typ С.Н., Челак E.H. и других.

Анализ работ современных исследователей (Босова JI. JL, Буцик В. А., Витухновская A.A., Ильченко C.B., Первин Ю. А., Семёнов АЛ. и др.) показал, что широкие потенциальные возможности предметной области информатики в развитии детей младшего школьного возраста ставят перед педагогической наукой необходимость исследования не только современных подходов к обучению информатике в начальной школе, но и научно-методических аспектов подготовки учителей к преподаванию информатики младшим школьникам в условиях информатизации образования. Современные тенденции использования средств информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе начальной школы и, в том числе на уроках информатики, инициируют исследование вопросов подготовки учителей к использованию этих технологий в различных видах учебной деятельности младших школьников.

Разработке методологии и методики обучения педагогов применению средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности посвящены исследования Брановского Ю. С., Ваграменко Я. А., Жданова С. А., Козлова O.A., Кравцовой А. Ю., Кузнецова A.A., Кузнецова Э. И., Лавиной Т. А., Лапчика М. П., Меламуда.

В.Э., Могилева A.B., Панюковой C.B., Роберт И. В., Софроновой Н. В., Шухмана А. Е. и других. Однако в этих работах не акцентировано внимание на подготовке учителей начальных классов на курсах повышения квалификации в области использования средств ИКТ в обучении младших школьников.

Вопросы повышения квалификации учителей рассматривались в работах Андреевой В. П., Бережной С. К., Богомоловой Е. В., Браже Т. Г., Вершловского С. Г., Дударевой J1.H., Жарковой E.H., Зевиной J1.B., Колесниковой И. А., Максимовой В. Н., Масюковой H.A., Мицкевича Н. И., Никитина Э. М., Панасюка А. Ю., Роберт И. В., Толоконникова А. Г., Чегодаева Н. М. и других.

Тем не менее, в настоящее время не достаточно исследованы методические подходы к обучению учителей преподаванию информатики младшим школьникам в аспекте информатизации общества и образования, не определены подходы к решению вопросов теоретического обоснования целей, задач, принципов, структуры и содержания обучения. В основном применяются лишь узконаправленные подходы к изучению того или иного авторского учебного курса для учителей, преподающих информатику в начальной школе.

Сопоставление и анализ учебных планов и программ подготовки учителей начальных классов к преподаванию информатики в системе повышения квалификации показал, что в большинстве случаев в содержание курсов не включены теоретические основы информатики как науки, вопросы теории преподавания информатики, сравнительный анализ различных учебно-методических комплексов по информатике для начальной школы, что затрудняет достижение учителями уровня знаний, умений и навыков в области информатики и методики её преподавания младшим школьникам, соответствующего современному этапу информатизации общества и образования. Отсутствие подготовки в области использования средств информационных технологий делает невозможным эффективное применение современных программных средств и периферийного оборудования ПЭВМ на уроках информатики, интегрированных уроках, во внеурочной деятельности.

Проблема исследования состоит в противоречии между необходимостью обеспечения современной начальной школы учителями, обладающими знаниями, умениями и навыками в области теории и методики обучения информатике младших школьников в условиях информатизации образования и отсутствием научно обоснованных методических подходов к организации обучения учителей начальных классов преподаванию информатики с использованием программно-методических комплексов, прикладных программных средств и периферийного оборудования ПЭВМ на курсах повышения квалификации.

Актуальность исследования определяется необходимостью теоретического обоснования целей, задач, принципов обучения и научно-методической разработки подходов к обучению учителей начальных классов преподаванию информатики младшим школьникам на курсах повышения квалификации, соответствующих современному этапу информатизации общества и образования.

Цель исследования: разработать структуру, содержание, формы и методы обучения учителей начальных классов преподаванию информатики учащимся младшего школьного возраста в условиях использования прикладных программных средств и периферийного оборудования ПЭВМ.

Объектом исследования является процесс обучения учителей начальных классов преподаванию информатики.

Предметом исследования являются методические подходы к обучению учителей начальных классов преподаванию информатики младшим школьникам в аспекте информатизации образования.

Гипотеза исследования: если при разработке структуры содержания, форм и методов обучения учителей начальных классов преподаванию информатики младшим школьникам будут реализованы педагогические, андрагогические и методические принципы, учитывающие современные тенденции развития информатики и ИКТ, то это обеспечит достижение учителями эвристического и творческого уровня усвоения учебного материала.

В соответствии с целью определены задачи исследования:

1. Проанализировать научную, психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу в области преподавания информатики и использования средств ИКТ в начальной школе.

2. Определить цель, задачи обучения учителей начальных классов преподаванию информатики и выделить знания, умения и навыки учителей в области научных основ информатики, психолого-педагогического и содержательно-методического обеспечения преподавания информатики младшим школьникам.

3. Конкретизировать педагогические принципы и разработать методические принципы обучения учителей начальных классов преподаванию информатики на курсах повышения квалификации в аспекте информатизации образования.

4. Определить требования к отбору содержания обучения, разработать структуру содержания и обосновать формы и методы обучения учителей начальных классов преподаванию информатики младшим школьникам.

5. Экспериментально проверить уровень знаний, умений и навыков слушателей курса повышения квалификации «Преподавание информатики в начальной школе».

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные психолого-педагогические работы (Бабанский Ю.К., Беспалько В. П., Выготский Л. С., Лернер И. Я., Скаткин М. Н., Талызина Н. Ф. и др.), основополагающие работы в области информатизации образования (Кузнецов A.A., Лапчик М. П., Панюкова C.B., Роберт И. В., Софронова Н. В. и др.), работы в области теории и методики обучения информатике в начальной школе (Босова Л.Л., Витухновская A.A., Горячев A.B., Дуванов.

A.A., Матвеева H.B., Первин Ю. А., Семёнов A. JL, Софронова Н. В., Typ С.Н., Чванова М. С. и др.), и в средней школе (Бешенков С.А., Лапчик М. П., Макарова Н. В., Ракитина Е. А., Семакин И. Г., Угринович Н. Д. и др.) работы по исследованию профессиональной подготовки учителей информатики (Жданов С.А., Кравцова А. Ю., Кузнецов A.A., Кузнецов Э. И., Лапчик М. П., Пак Н. И., Пугач В. И., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. и др.) и учителей начальных классов (Брусницина Г. Г., Брыксина О. Ф., Витухновская A.A., Добудько Т. В., Мищенко С. Л., Раскина И. И., Яковлева Т. А. и др.), исследования в области теории повышения квалификации (Браже Т.Г., Бережная С. К., Вершловский С. Г., Никитин Э. М., Панасюк А. Ю., Толоконников А. Г., Чегодаев Н. М. и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие взаимодополняющие методы исследования: анализ психолого-педагогической, технической, дидактической и методической литературы по проблеме исследованияанализ стандартов, программ, учебных пособий, методических материалов школьного курса информатикибеседы, интервью с учителями начальных классов, анкетированиеанализ продуктов профессиональной деятельности учителей, преподающих информатику в начальной школеанкетирование и тестирование учителей начальных классов в процессе обучения на курсах повышения квалификациипроведение педагогического эксперимента и анализ полученных результатовнаблюдение за ходом обучения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что выделены перспективные направления использования прикладных программных средств и периферийного оборудования ПЭВМ в учебном процессе начальной школыопределены цель, задачи обучения учителей начальных классов преподаванию информатикивыделены знания, умения и навыки учителей в области научных основ информатики, психолого-педагогических и методических аспектов преподавания информатики младшим школьникам и разработки учебно-методических и материалов на базе ИКТ для преподавания информатикиконкретизированы педагогические принципы и разработаны методические принципы обучения учителей начальных классов преподаванию информатикиопределены и раскрыты требования к отбору содержания обучения учителей начальных классов на курсах повышения квалификации и требования к уровню усвоения учителями учебного материалаобоснована блочно-модульная структура содержания, разработаны формы и методы обучения учителей на курсах повышения квалификации.

Практическая значимость исследования состоит в создании учебно-методического комплекса для обучения учителей начальных классов на курсе повышения квалификации «Преподавание информатики в начальной школе» в аспекте информатизации образования, включающего рабочую программу, тематический план, конспект лекций, презентации к лекциям, перечень семинаров и лабораторных работ, задания для них, материалы для промежуточного и итогового контроля.

Разработанный курс может быть использован и в процессе подготовки студентов по специальности «Педагогика и методика начального образования», смежных специальностей и как часть общего курса «Теория и методика обучения информатике» для студентов, обучающихся по специальности «учитель информатики».

Апробация и внедрение результатов исследования были проведены на базе факультета педагогики и психологии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина и Рязанского информационно-диагностического (методического) центра в 2004;2006 гг. Результаты исследования обсуждались на научных семинарах, заседаниях кафедры информатизации образования и методики информатики Рязанского государственного университета, международной научно-методической конференции «Проблемы подготовки специалистов в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования», г. Кострома, 2003 г., научно-методической конференции «Планирование, организация и контроль самостоятельной работы студентов», г. Иваново, 2003 г., межвузовских научно-методических конференциях «XI Рязанские педагогические чтения» и «XIII Рязанские педагогические чтения», г. Рязань, 2004 г., 2006 г., Всероссийской научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании», Калининград, 2004 г., межрегиональной научной конференции «Теория и практика преобразования педагогических систем», г. Рязань, 2005 г., XVI международной конференции «Применение новых технологий в образовании», г. Троицк, 2005 г.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На I этапе (2001 — 2003) проводилось изучение научной, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, определялись цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования в целом. Были выявлены и изучены основные тенденции развития образовательной области информатики, состояние преподавания информатики в начальной школе, особенности системы повышения квалификации учителей начальных классов в области методики преподавания информатики и использования средств ИКТ.

На II этапе (2003 — 2004) осуществлялась разработка технологий реализации методических аспектов обучения учителей начальных классов преподаванию информатики младшим школьникам в процессе курсовой подготовки.

На III этапе (2004 — 2006) проводился педагогический эксперимент на базе Рязанского государственного университета и Рязанского информационно-диагностического (методического) центра в рамках обучения на курсе повышения квалификации «Преподавание информатики в начальной школе». Проводилась статистическая обработка полученных результатов эксперимента, окончательная проверка гипотезы исследования, выполнен анализ и обобщение теоретических и экспериментальных материалов диссертации.

Обоснованность и достоверность проведённого исследования, его результатов и выводов обусловлены методологической и теоретической обоснованностью исходных данных, опорой на теоретические разработки в области психологии, педагогики, методики преподавания информатики и использования средств ИКТ в начальной школе, совокупностью разнообразных методов исследованиясогласованностью полученных выводов с основными положениями современной педагогической теории, а также результатами педагогического эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Единство теоретических (научных основ информатики, адаптированных к психолого-педагогическим особенностям детей младшего школьного возраста), технологических (базовых пользовательских умений и навыков использования средств ИКТ в профессиональной деятельности учителей) и методических (организационных форм и методов обучения информатике и проведения интегрированных уроков) аспектов определяет структуру содержания обучения учителей преподаванию информатики младшим школьникам.

2. Реализация блочно-модульной структуры содержания курса повышения квалификации, включающего психолого-педагогические, организационные аспекты изучения основных понятий информатики в начальной школе, методику проведения интегрированных уроков с использованием прикладных программных средств и периферийного оборудования ПЭВМ, изучения конкретных тем с использованием ИКТ, обеспечивает формирование у учителей начальных классов знаний, умений и навыков в области преподавания информатики младшим школьникам в аспекте информатизации образования.

Выводы по главе 3.

В данной главе нами разработаны методические аспекты обучения учителей начальных классов теории и методике преподавания информатики младшим школьникам.

1. Исходя из педагогических принципов обучения, андрагогических принципов и сформулированных нами методических принципов обучения учителей начальных классов преподаванию информатики в начальной школе, нами были предложены специфические методы обучения учителей начальных классов в области методики преподавания информатики:

I. Методы обучения с использованием комплекса средств ИКТ: лекции-презентации, электронные лекции, педагогические экспромты с использованием различных приложений и программных продуктов для начальной школы, проблемно-поисковые методы обучения с использованием сети Интернет, тестирование.

II. Методы взаимного сотрудничества: взаимообучение, дискуссии, экспертиза имеющихся наработок, исследовательские игры, ситуационные задачи.

2. На основе исследования различных подходов к преподаванию информатики в начальной школе и психолого-педагогических особенностей обучения учеников начальных классов нами разработано содержание курса «Методика преподавания информатики в начальной школе» для учителей начальных классов. В содержание подготовки были включены:

Общеметодические основы преподавания информатики в начальной школе.

Психологические и организационные аспекты организации обучения информатике в начальной школе.

Методика изучения основных понятий информатики в начальной школе.

Организация и методика проведения уроков информатики в начальной школе (Частные методики).

3. В целях повышения эффективности подготовки учителей начальных классов в области методики преподавания информатики нами предложена блочно-модульная структура обучения и конкретизированы связи между блоками.

4. В результате проведённого педагогического эксперимента по проверке эффективности обучения учителей по курсу «Преподавание информатики в начальной школе» нами установлена и эмпирически доказана целесообразность построения обозначенного курса по блочно-модульной схеме, на основе сформулированных принципов обучения учителей начальных классов преподаванию информатики младшим школьникам на курсах повышения квалификации с применением методов обучения с использованием комплекса средств ИКТ и методов взаимного сотрудничества, что привело к совершенствованию подготовки учителей начальных классов в этой области.

5. В ходе педагогического эксперимента проведена проверка уровня знаний, умений и навыков слушателей курса повышения квалификации «Преподавание информатики в начальной школе». Установлено, что все 100% учителей показали высокий уровень усвоения теоретического материала (среднее значение коэффициента усвоения ка=0,82), из них 97% достигли эвристического уровня усвоения. И 80% от общего числа учителей начальных классов достигли более высокого — творческого уровня усвоения, что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.

Заключение

.

1. Анализ научной, психолого-педагогической и учебно-методической литературы в области преподавания информатики и использования средств ИКТ в начальной школе позволил систематизировать современные подходы к преподаванию информатики в начальной школе по следующим позициям: цели, принципы построения курса, непрерывность/преемственность, направленность, использование средств ИКТ и др.- выделить с учётом психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста перспективные направления использования прикладных программных средств и периферийного оборудования ПЭВМ в учебном процессе начальной школы: создание новых и совершенствование имеющихся программно-методических комплексов для начальной школы на базе технологии гипермедиа и телекоммуникацийразработка и использование специализированных программно-аппаратных комплексов (программируемые компьютерные исполнители и напольные роботы и др.) — применение цифровой фото и видеотехники, графических планшетов, музыкальных редакторов в преподавании различных предметов начальной школы, а также во внеурочной деятельностиорганизация и наполнение Интернет-порталов для методической поддержки учителей.

2. Определена цель обучения учителей начальных классов преподаванию информатики младшим школьникам: сформировать у учителей начальных классов знания, умения и навыки в области информатики как науки, теории и методики обучения информатике в аспекте информатизации образования, использования средств ИКТ в преподавании различных предметов и во внеурочной деятельности. В соответствии с целью определены задачи обучения, на основании которых выделены знания, умения и навыки учителей начальных классов. Учитель должен иметь целостное представление об информатике как науке, ее месте в современном мире и в системе науквладеть системой знаний о теоретических основах информатики и её прикладных аспектахзнать психолого-педагогические аспекты преподавания информатики учащимся младшего школьного возрастазнать структуру и содержание курсов информатики для начальной школы с учётом тенденций их развития в условиях информатизации образованияуметь планировать и проводить учебные занятия по информатике с учетом специфики тем и разделов курса и в соответствии с учебным планомвладеть современными научно обоснованными приемами, методами и средствами обучения информатике в начальной школеуметь грамотно осуществлять межпредметную интеграцию информатики с другими предметами начальной школызнать основные направления и перспективы информатизации начального образованиявладеть средствами информационных и коммуникационных технологий на уровне, необходимом для реализации педагогической деятельности и самообразованияуметь проводить экспертную оценку и педагогически грамотно применять электронные средства учебного назначения по информатике для начальной школыуметь разрабатывать дополнительные учебные и методические материалы по информатике и другим предметам на базе средств ИКТ.

3. Конкретизированы педагогические принципы (принципы развивающего характера обучения, научности содержания и методов учебного процесса, систематичности и последовательности и др.) применительно к процессу обучения учителей начальных классов преподаванию информатики на курсах повышения квалификации с учётом андрагогических принципов. Разработаны методические принципы обучения учителей начальных классов преподаванию информатики младшим школьникам на курсах повышения квалификации: принцип учёта современного этапа информатизации общества и образованияпринцип единства теоретических, технологических и методических аспектов обученияпринцип опоры на субъективный педагогический опыт и др.

4. Сформулированы требования к отбору содержания обучения учителей начальных классов преподаванию информатики (научность, комплексность, системность и др.) — разработана блочно-модульная структура содержания курса «Преподавание информатики в начальной школе" — обоснованы формы и методы обучения: с использованием средств ИКТ (лекции-презентации, электронные лекции, педагогические экспромты с использованием различных приложений и программных продуктов для начальной школы, проблемно-поисковые с использованием сети Интернет и др.) и взаимного сотрудничества (взаимообучение, дискуссии, исследовательские игры, ситуационные задачи и др.).

5. В ходе педагогического эксперимента проведена проверка уровня знаний, умений и навыков слушателей курса повышения квалификации «Преподавание информатики в начальной школе». Установлено, что все 100% учителей показали высокий уровень усвоения теоретического материала (среднее значение коэффициента усвоения ка=0,82), из них 97% достигли эвристического уровня усвоения. И 80%> от общего числа учителей начальных классов достигли более высокого — творческого уровня усвоения, что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Б. Принципы подготовки учителей информатики начальных классов. // Материалы электронной конференции ЭНИТ-2000, Ульяновск, 17 — 19 мая 2000. http://enit.ulsu.ru/tl/041/
  2. Андреева В. П, Повышение квалификации учителей начальных классов в условиях многопредметности преподавания в современной школе. Дис.. канд. пед. наук: М.: 2001. 165 с.
  3. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-№ 6,-80 с.
  4. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М., «Педагогика», 1977. 256 с.
  5. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.-М.: 1982- 187 с.
  6. И. В. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. 1991. — № 3. — С. 93−95.
  7. С.К. Вариативный подход к повышению квалификации педагогических работников профессиональной школы. Автореферат дис. .канд. пед. наук. Ярославль: 2000. 20 с.
  8. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. — 304 с.
  9. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1995. — 336 с.
  10. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособ. -М.: Высш. шк., 1989. 144 е.: ил.
  11. С.А., Давыдов А. Л., Матвеева Н. В. Гуманитарная информатика в начальном обучении // Информатика и образование. -1997-№ 3.-С. 96−106.
  12. С.А., Давыдов А. Л., Матвеева Н. В. Гуманитарная информатика в начальном обучении // Информатика и образование. -1997.-№ 4.-С. 62−64.
  13. Блочно-модульные учебные планы повышения квалификации педагогических кадров / Архангельский обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования- Подгот. Р. В. Овчарова, С. С. Татарченкова. Архангельск, 1992.- 125 с.
  14. Е.В. Психолого-педагогические аспекты обучения информатике в начальной школе: Учеб.-метод. пособ. / Ряз. обл. ин-т развития образования. Рязань, — 2005. — 67 с.
  15. Л.Л. Проблемы пропедевтической подготовки по информатике и информационным технологиям // Материалы X Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк, 1999. —с. 12−14.
  16. Л.Л. Пропедевтическая подготовка сельских школьников в области информатики и информационных технологий. Автороеферат дис.. канд. пед. наук. М.: 2000. — 20 с.
  17. Т.Г. Индивидуальные формы повышения квалификации учителей // Вечерняя средняя школа. 1993, № 4. — с. 19−21.
  18. Г. Г. Вопросы подготовки студентов педагогического факультета к использованию компьютера в начальной школе. Дисс.. канд. пед. наук. СПб.: РГПУ, 1994.
  19. О.Ф. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического колледжа к реализации содержания образования науровне учебного предмета «Информатика». Дис.. канд. пед. наук: Самара 1999.-229 с.
  20. H.H. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики // Информационные технологии в образовании 2001. Тез. докл. Международной конф. — М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2001.
  21. H.H. Оптимизация использования интеллектуальных ресурсов учащихся на уроках информатики в начальной школе. http://conf-vm.narod.ru/conf/conf2/partl/bulgakova.htm
  22. В.А. Пропедевтика основ информатики в 1 4 классах. Дисс.. канд. пед. наук. -М.: 1992.
  23. В.И. Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе. Дисс.. канд. пед. наук. Калининград, 1998.- 164 с.
  24. С.Г. Образование взрослых: Опыт и проблемы / Под ред. С. Г. Вершловского. М.: Знание., 2002 — 167 с.
  25. A.A. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы. // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 1 2001. — М.: Образование и информатика, 2001. — 80 с.
  26. A.A. Обучение студентов педвузов технологии решения информационно-поисковых задач. // Информатика и образование. № 7, 2003. С. 96−100.
  27. A.A. Система подготовки специалистов в области информатизации начального образования. // Информатика и образование № 5,2003. С. 90−96.
  28. В.В., Смирнова С. И. Компьютерная обучающая программа «Комбинаторика» для начальной школы // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика в образовании». № 2 2001. — М.: Информатика и образование, 2001. — 80 с.
  29. Ю.М., Зворыгина Е. В. Психолого-педагогические основы использования программно-методической системы «КИД/Малыш» // Информатика и образование. 1996. — № 2. — С. 43−51.
  30. A.B. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. -М.: «Баласс», 2003, 160 с.
  31. A.B. и др. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. -М.: «Баласс», 2003, 240 с.
  32. A.B. и др. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: «Баласс», 2005, — 144 с.
  33. A.B. и др. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. -М.: «Баласс», 2004, 128 с.
  34. A.B., Меньшикова A.A. «Методика преподавания информатики в начальной школе на примере курса „Информатика в играх и задачах“». «Информатика», приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 33 -47 (нечетные).
  35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 100 Информатика, 2000 г.
  36. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 31 200 Педагогика и методика начального образования, 2000 г.
  37. O.A. Статистические методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — с. 48- ил.
  38. И. В. Педагогические основы адаптации будущих учителей к информационным технологиям в образовании. Автореферат дис.. .канд. пед. наук. Новокузнецк.: 2000. 24 с.
  39. Т. Н. Развитие методической культуры педагога // Повышение квалификации педагогических кадров: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ярославль, 2000. -С.61−64.
  40. О.В. Повышение эффективности процесса усвоения учебного материала младшими школьниками в условиях компьютеризации обучения. Автореферат дис.. канд. пед. наук. Москва: 2000. 18 с.
  41. Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1999.
  42. Дошкольник и компьютер: Медико-гигиенические рекомендации/ JT.A. Леонова, A.A. Бирюкович, Т. А. Изотова, и др.- Под ред. JT.A. Леоновой. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 64 с.
  43. В.В. Уроки развития, или пропедевтический курс информатики для малышей // Информатика и образование. 1995. — № 3. С. 61−69.
  44. Л.Ф., Лебо Л. В., Интегрированный урок в I классе // Уроки информатики в начальной школе. Серия «Информатика в школе». — М.: Информатика и образование, 2000. 96 с.
  45. A.A. Азы информатики// Информатика, Приложение к газете «Первое сентября», 2003, № 31.
  46. Дударева J1.H. Гуманитаризация процесса повышения квалификации учителя в ИПК. Дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2000. 159 с.
  47. E.H. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации. Дисс.. канд. пед. наук. Барнаул, 1998. — 160 с.
  48. Д.В., Зарецкая З. А. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников // Информатика и образование. 1997. — № 7. С. 89−95.
  49. Д.В., Зарецкая З. А., Первин Ю. А. Модуль 1 в курсе «Информационная культура» // Информатика и образование. 1996. -№ 4, — С. 87−94.
  50. И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
  51. JI.B. Системная организация деятельности учителей-слушателей курсов повышения квалификации по освоению современных образовательных технологий. Автореферат дис. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону: 2000. 28 с.
  52. С.М. Содержание и организация информационной подготовки будущего учителя начальных классов. Дисс.. канд. пед. наук. -М.: 2000.- 120 с.
  53. С.И. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ., асп. и преп. — М. 1999.
  54. С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 128 с.
  55. С.В. Элементы компьютерной грамотности в начальной школе. Автореферат дис.. канд. пед. наук. Москва: 1999. 18 с.
  56. Инструктивное письмо 13−51−109/13 от 22.05.2003 «Об организации обучения информатике в третьем классе общеобразовательныхучреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»
  57. Информатика в начальной школе модели, подходы, проблемы. // Компьютер в школе 1999, № 8 (http://www/osp.ru/school/1999/08/06print.htm)
  58. Информатика: Пособие для учителя: 2 кл. / A.JI. Семенов, Т. А. Рудченко, A.A. Муранов, Е. И. Яковлева. — М.: Просвещение: Ин-т новых технологий образования, 2002. — 136 с.
  59. Использование информационных технологий в школьном образовании. Опыт России и зарубежных стран. Информационный проспект компании Microsoft.
  60. JI.B., Дубинина Э. Ф. Интегрированный урок по теме «Звук ц. и буквы Ц, ц» (I класс) // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика в образовании». № 2 2001. — М.: Информатика и образование, 2001. — 80 с.
  61. Е.Б., Фридланд А. Я. Повышение качества обучения в открытом образовании // Материалы Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 20−24 ноября 2000 г. СПб.- 2000. — 292с.
  62. Ким H.A., Коробейникова Г. Ф., Камышова Е. А. Занимательная информатика для младших школьников // Информатика и образование. -1996. -№ 4.-с. 87−94.
  63. М.В. Формирование информационной культуры учителя в системе повышения квалификации. Дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2003.- 1183 с.
  64. Н.Г. Основные тенденции технологического образования в начальной школе. // Начальная школа, 2005. № 3. С. 115−119.
  65. А.Ю. Предмет «Информационные технологии» в школах Англии и Уэльса // Информатика и образование 1997, № 5, с. 101 105.
  66. А.Ю. Основные направления использования информационных технологий в Шотландской школе // Информатика и образование 1997, № 6, с. 104−108.
  67. Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекция 4. Внимание как центральное психологическое новообразование детей младшего школьного возраста. «Начальная школа», приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 40.
  68. Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекция 5. Память как центральная психическая функция младшего школьного возраста. «Начальная школа», приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 42.
  69. Крахмалева Т. С, Флейдер Н. Г., Рекомендации о преподавании информатики в условиях перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края в 2005/2006 учебном году, www.ippk.ru
  70. A.A., Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Современный курс информатики: от элементов к системе// Информатика и образование. 2004. № 1. С. 2−8.
  71. A.A., Бешенков С.А, Ракитина Е. А. и др. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа). //Информатика и образование, 2005. № 4. С. 11.
  72. Э.И. Общеобразовательные и профессиональные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом вузе. Дис. докт. пед. наук. М., 1990.
  73. Курс «Современные информационные технологии в начальной школе» http://adm-edu.spb.ru/index
  74. В.В. Становление информационной компетентности будущего учителя начальных классов. Дис.. канд. пед. наук. Петрозаводск, 2006. 210 с.
  75. Лабораторные работы по MS Excel и MS Access: Методические указания/ Сост. Д. С. Иванова, О. В. Синявина, В.А. Новикова- Ряз. гос. пед. ун-т имени С. А. Есенина. Рязань, 2003. — 24 с.
  76. Т.А. Непрерывная подготовка учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: Монография. М.- Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2006. — 171 с.
  77. Л.В., Дубинина Э. Ф. «Интегрированный урок по теме «Объединение отношений» (I класс) // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика в образовании». № 2 2001. — М.: Информатика и образование, 2001. — 80 с.
  78. О.М. Современное образование Дании: что можно взять в нашу школу/ М.: Сентябрь, 2003. 176 с.
  79. Е.Ю. Совершенствование информационной подготовки студентов гуманитарных психолого-педагогических специальностей педвуза. Дис.. канд. пед. наук. -М.: 2003. 175 с.
  80. В.Н. Профессиональная педагогика и андрагогика в системе непрерывного психолого-педагогического образования учителей // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования.- М., 1993.- Вып. 2.- с. 83−90.
  81. Л.Д. Развитие творческой готовности будущих учителей к использованию ЭВМ в учебном процессе. Автореферат дис. .канд. псих. наук. Шуя.: 2001. 20 с.
  82. H.A. Теория и практика проектной деятельности в системе повышения квалификации работников образования. Дис.. д-ра пед. наук. Минск, 2001.-235 с.
  83. Н.В. Цели и задачи введения в школу пропедевтического курса информатики. Содержание пропедевтического курса информатики в начальной школе. Материалы сайта http://bank.orenipk/ru
  84. H.B., Челак E.H., Конопатова H.K. Информатика. Учебник для2 класса. М.: Бином ЛЗ, 2005, — 175 с.
  85. Н.В., Челак E.H., Конопатова Н. К. Информатика. Учебник для3 класса. М.: Лаборатория базовых знаний, 2004, — 191 с.
  86. H.B. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие / Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, E.H. Челак. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. — 287 е.: ил.
  87. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988.
  88. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13−13, ИНФО № 3, 2002
  89. Н.И. Теоретические основы дидактической системы повышения квалификации. Дис. д-ра пед. наук. Минск, 2001. 230 с.
  90. С.Л. Формирование профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к использованию информационных технологий в обучении младших школьников. Автореферат дис. .канд. пед. наук. Курск.: 2003. 22 с.
  91. A.B., Титоренко С. А. Дидактические принципы в компьютерном обучении // Педагогическая информатика.- 1993, № 2.-сЛ0−16.
  92. ЮЗ.Мылова И. Б. Подготовка специалистов в области информатизации начального образования. // Информатика и образование, 2004. № 9. С. 83 -87.
  93. И.Б. Реализация развивающего потенциала теоретических знаний предметной области «Информатика» в начальной школе. Дис.. канд. пед. наук: СПб: 1998. 230 с.
  94. Найму шина Л. И. Русский язык и математика на уроках информатики// Уроки информатики в начальной школе. Серия «Информатика в школе». М.: Информатика и образование, 2000. — 96 с.
  95. Начальная школа. О проведении экспериментальной работы в 2002/2003 учебном году. Сост. Петрова И. А. М.: АПК и ПРО, 2002, с. 40.
  96. Ю7.Немов P.C. Психология Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2 Возрастная психология. М.: Просвещение: Владос, 1994. -356 с.
  97. Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы формирования и развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. Дис. д-ра пед. наук. СПб.: 1999. — 296 с.
  98. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. -М, 1998.
  99. Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2002. 67 с.
  100. СЛ. Проблемы информатизации дошкольного образования //Информатика и образование. — 1990. — № 2.
  101. Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с.
  102. O.A., Калмыков A.A. Дистанционное обучение. Гиперсловарь. http://www.dist.mnepu.ru/distkurs/hip dic/do/00 00 cl. htm
  103. Основы андрагогики / Под ред. Колесниковой И. А., М.: «Академия», 2003 г.-236 с.
  104. Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей. / Сост. Маслова В. В. Мариуполь, 2004. — 19 с.
  105. Оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников вузов по специальности 30 100 Информатика, 2004 г.
  106. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. Метод, пособие. -М.: шк., 1991. 79 с.
  107. C.B. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. -225 с.
  108. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластёнин, H.A. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. М., Просвещение, 1988. — 479 е.
  109. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под. ред. П. И. Пидкасистого. М. Российское педагогическое агентство, 1995. 638 с.
  110. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов JI.C., Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 е.: ил.
  111. Ю.А. Информатика дома и в школе. Книга для учителя. — СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 144 е.: ил.
  112. Ю.А. Концепция курса раннего обучения информатике.//Информатика и образование, 2003. № 3. С. 75 82.
  113. Ю.А. Концепция курса раннего обучения информатике.//Информатика и образование, 2003. № 4. С. 80 88.
  114. Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие / Ю. А. Первин М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 228 е.: ил.
  115. Перечень курсов и семинаров. http ://www. iro .yar.ru: 8101 /partners/peresl/pervin/kaz.htm
  116. И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 400 е.: ил.
  117. Постановление правительства РФ о федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)» от 28 августа 2001 г. N 630 г. Москва
  118. Приморский Институт Переподготовки и Повышения Квалификации Работников Образования. Семинар «Пропедевтический курс информатики и ИКТ». http://www.pipplgo.ru
  119. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников. «Методика преподавания информатики в начальной школе», http://oit.uni-dubna.ru
  120. В.И. Технологии обучения будущих учителей информатики в педагогических институтах / Самарский гос. пед. ин-т, 1994.
  121. И.И., Федяинова Н. В. Подготовка учителей начальных классов к преподаванию информационных технологий на интегративной основе. // Информатика и образование, 2004. № 9. С. 89 92.
  122. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.03.2002 г. N 199/13 www.intos.ru.
  123. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994.
  124. И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. // Информатика и образование, 2004. № 5. С. 22−29.
  125. И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. // Информатика и образование, 2004. № 6. С. 63−70.
  126. Н.Ю. Мультимедиа в образовании. // Информатика и образование, 1994. № 4, С. 89−96.
  127. В.А. Компьютерная графика и мультипликация как средство развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. Автореферат дис.. канд. пед. наук. СПб: 1999. 18 с.
  128. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340−03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.)
  129. Санкт-Петербургский РЦ ФИО. Информационные технологии для учителей начальных классов, http://new.spb.fio.ru
  130. Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
  131. O.B. Образовательные сайты для учителей и учеников начальных классов //Образование, 2003, № 9. 66 е., с. 46 — 49.
  132. О.В. Основные подходы к подготовке учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики // Образовательные технологии, 2006, № 1. Воронеж, 2006. 278 е., с. 38 -41.
  133. О.В. Подготовка учителей начальных классов к преподаванию информатики младшим школьникам // Информатика и образование. -2006, № 7.-С. 122−126.
  134. В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
  135. И.Н. Использование компьютерной техники в процессе развития алгоритмического мышления у младших школьников. Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. — 189 с.
  136. A.JI. Совершенствование подготовки учителей информатики путем введения элементов информационного моделирования в проектирование программных средств учебного назначения. Автореферат дис. .канд. пед. наук. Москва.: 2000. 24 с.
  137. A.B. Технические средства в обучении и воспитании детей: Учеб. пособие для средних учебных заведений / A.B. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.
  138. О.Г. Формирование элементов логической и алгоритмической грамотности у младших школьников. Дис.. канд. пед. наук: Минск 2006.- 196 с.
  139. Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / Н. В. Софронова. М.: Высш. шк., 2004. — 223 с. ил.
  140. Н.В. Теоретические и технологические основы обеспечения учебного процесса программно-методическими средствами (на примере общеобразовательной области «Информатика»): Дис.. д-ра пед. наук: Чебоксары, 1999.-332 с.
  141. Специфика обучения и повышения квалификации индивидуальных слушателей http://www.iatp.md/do/p6.html
  142. И.Ю. Методическая система обучения программированию в процессе подготовки учителя начальных классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 2000.
  143. Ю. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика. // Окно в ситуационную методику обучения (www.casemethod.ru).
  144. А.Г. Методика реализации обучения информационным технологиям в системе повышения квалификации руководителей и специалистов. Автореферат дис. .канд. пед. наук. Тольятти: 2000. 20 с.
  145. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Утверждены приказом Минобразования России от 18.06.97 № 1221.
  146. Typ С.Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1−4 классов. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. — 544 е.: ил.
  147. Ю.Н., Макаров A.A. Статистический анализ данных на компьютере. М.: ИНФРА-М, 1998, 528 с.
  148. И.И. Техника безопасности: не так уж это скучно! // «Информатика», Приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 16.
  149. Н.В. Интегративный подход в обучении информационным технологиям будущего учителя начальных классов. Дис.. канд. пед. наук: Омск, 2003.- 196 с.
  150. М.С., Королева Н. Б. О развитии внимания у детей с ранним обучением информатике // Педагогическая информатика. 1999. — № 4.-с. 3−9.
  151. Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров. Дис.. д-ра пед. наук. СПб.: 1997. 296.
  152. Е.Н., Конопатова Н. К. Развивающая информатика. Методическое пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 г. — 208 е.: ил.
  153. И.М. Система форм организации обучения в советской школе. М., 1987, стр. 16−30.
  154. И.Н. Формирование познавательного интереса младших школьников средствами информационных технологий Дис.. канд. пед. наук: Брянск, 2006. 175 с.
  155. О.И. Методические рекомендации проведения предметных уроков с компьютерной поддержкой в начальных классах. http://chur.sakha.ru/NPK/Shvesova.htm
  156. А.Е. Совершенствование содержания подготовки педагогических кадров к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Дисс.. канд. пед. наук. -М.: 2000. 149 с.
  157. А.И. «Применение мультимедиапродуктов в учебном процессе начальной школы», http://chur.saklia.ru/NewsData/NasKl.htm
  158. Т.А. Из опыта подготовки учителя информатики младшей школы. //В сб. материалов Первой Международной научно-практической конференции «Современные технологии в начальном образовании 99». -Москва, 1999. — С.32−35.
  159. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА
  160. Утверждено на заседании Кафедры информатизации образования и методики информатики
  161. В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования с 2002 года предмет информатика был включен в учебный план начальной школы. Предполагается, что этот предмет должны преподавать учителя начальных классов.
  162. Данный курс предназначен для подготовки учителей начальных классов к проведению уроков информатики в начальной школе.
  163. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
  164. ОБЪЕМ КУРСА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
  165. Вид учебной работы Всего часов1. Общая трудоемкость 361. Лекции 20
  166. Практические занятия (семинары) 61. Лабораторные работы 10
  167. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"11. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНп/п Разделы курса (блоки) Лекции Практические занятия (семинары) Лабораторные работы
  168. Общеметодические основы преподавания информатики в начальной школе 10 21. Психологические и организационные аспекты организации обучения информатике в начальной школе 4 2
  169. ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В1. НА ЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  170. ЛЕКЦИЯ 1. Цели и задачи курса информатики в начальной школе. (2 часа) Учебные вопросы
  171. Предмет методики преподавания информатики в начальной школе и её место в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов и информатики.
  172. Цели и задачи курса информатики в начальной школе.
  173. Методические принципы пропедевтического курса информатики.
  174. ЛЕКЦИЯ 2. Специфика методов и форм обучения информатике на пропедевтическом этапе. (2 часа) Учебные вопросы
  175. Содержание начального курса информатики.
  176. Формы организации учебной деятельности на уроках информатики.
  177. Методы обучения информатике в начальной школе: а. Метод проектов.б. Игра как основной метод обучения информатике в начальной школе.в. Компьютерные игры.г. Примеры игр.
  178. Структура урока информатики в начальной школе.
  179. В. А. Опыт преподавания информатики в начальных классах общеобразовательных школ с применением компьютеров.
  180. Т. Л. Пропедевтический курс информатики для младшего звена.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМА ТИКЕ В НА ЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  181. ЛЕКЦИЯ 4. Возрастные психолого-педагогические особенности младших школьников. (2 часа) Учебные вопросы
  182. Особенности высших психических функций детей младшего школьного возраста в аспекте обучения информатике.
  183. Рекомендации по организации уроков информатики в начальной школе.
  184. ЛЕКЦИЯ 5. Школьный кабинет информатики. Санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере. Требования техники безопасности. (2 часа) Учебные вопросы
  185. Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров в начальной школе
  186. Требования техники безопасности. Методика ознакомления учащихся с ТБ и правилами поведения в кабинете информатики.
  187. Рекомендации по организации учебной деятельности на уроках информатики.
  188. Компьютер и здоровье. Дополнительная информация.
  189. I. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ИНФОРМАТИКИ В1. НА ЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  190. ЛЕКЦИЯ 6. Методика формирования представлений об основных понятиях информатики. (2 часа) Учебные вопросы
  191. Понятие информации. Виды и свойства информации.
  192. Методика изучения понятия информации в пропедевтическом курсе информатики.
  193. Алгоритм. Виды и свойства алгоритма.
  194. Методика изучения алгоритмических структур в начальной школе.
  195. ЛЕКЦИЯ 7. Методические аспекты проблемы формирования и развития навыков алгоритмического мышления. (2 часа) Учебные вопросы
  196. Основные характеристики алгоритмического мышления.
  197. Логика и информатика в начальной школе.
  198. Учебная компьютерная среда ПервоЛого.
  199. ЛЕКЦИЯ 8. Интегрированные уроки в начальной школе. (2 часа) Учебные вопросы
  200. Межпредметные связи как основа интеграции информатики с учебными предметами начальной школы.
  201. Организационно-технические проблемы интеграции информатики со школьными предметами
  202. Примеры интеграции уроков информатики с уроками математики, русского языка, окружающий мир.13. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
  203. Семинарское занятие 1 (2 часа) Методические особенности преподавания пропедевтического курсаинформатики1. Учебные вопросы
  204. Организация и проведение уроков информатики в начальной школе (опыт школ города).
  205. Использование мультимедийных игр в обучении.
  206. Проекты в курсе информатики начальной школы. Организация творческой деятельности учащихся на основе использования средств ИКТ.
  207. Сравнительный анализ методик проведения уроков по различным программам.
  208. Семинарское занятие 2 (2 часа) Психолого-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств ИКТ в обучении младших школьников1. Учебные вопросы
  209. Организация обучения информатике в компьютерном классе.
  210. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики.3. Компьютер и здоровье.
  211. Влияние компьютерных игр на детей младшего школьного возраста.
  212. Семинарское занятие 3 (2 часа) Мировоззренческий аспект информатики в начальной школе1. Учебные вопросы
  213. Общетеоретическая и технологическая составляющие курса информатики в начальной школе.
  214. Формирование целостного мировоззрения учащихся посредством изучения информатики.
  215. Методика проведения интегрированных уроков информатики и математики, информатики и изобразительного искусства и др. в начальной школе.
  216. Лабораторная работа № 1 (2 часа) Педагогические программные средства для начальной школы
  217. Мультимедийные развивающие игры.2. Обучающие программы.3. Среда ПервоЛого.
  218. Методика начального знакомства с устройством и областями применения компьютера.
  219. Лабораторная работа № 2 (2 часа) Методика проведения уроков информатики с использованием рабочих тетрадей
  220. Рабочие тетради по курсу «Информатика в играх и задачах».
  221. Рабочие тетради по курсу Семёнова A.JI.
  222. Рабочие тетради по курсу Матвеевой Н. В., Челак E.H., Конопатовой Н.К.
  223. Рабочие тетради по курсу «Первые шаги в мире информатики».
  224. Лабораторная работа № 3 (6 часов) Создание учебно-методического комплекта к уроку информатики вначальной школе
  225. УМК включает в себя: Дидактический материал
  226. Файл презентации для проведения урока (.ppt)
  227. Файл или файлы, подготовленные учителем для проведения урока (учебный раздаточный материал) (.doc)
  228. Файл контрольных или тестовых заданий, разработанных учителем (.doc или .xls). Методический материал
  229. МЛ., Семакин И., Хеннер Е. К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. — М.: Академия, 2001.
  230. А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1998.
  231. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М.: Высшая школа, 1991.
  232. КВ. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994.
  233. Журнал «Информатика и образование».
  234. Журнал «Информатика в начальном образовании» (приложение к журналу «Информатика и образование»),
  235. Журнал «Информатика в начальной школе» (приложение к журналу «Информатика и образование»),
  236. Журнал «Уроки информатики в начальной школе» (приложение к журналу «Информатика и образование»),
  237. Журнал «Педагогическая информатика».
  238. Журнал «Компьютер в школе».
  239. Газета «Информатика» (приложение к газете «1 сентября»).
  240. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА
  241. Утверждено на заседании Кафедры информатизации образования и методики информатики
  242. Протокол № 2 от 17.09.2005 Зав. кафедрой д-р пед. наук, проф. C.B. Панюкова1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАраздела «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «для курсов повышения квалификации учителей начальных классов36 часов)
  243. Составитель: Синявина О.В.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  244. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛА
  245. ОБЪЕМ КУРСА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
  246. Вид учебной работы Всего часов1. Общая трудоемкость 361. Лекции 4
  247. Практические занятия (семинары) 41. Лабораторные работы 28
  248. ЛЕКЦИЯ 1. Информатика как наука. (2 часа) Учебные вопросы
  249. Структура предметной области информатики.
  250. Связь теории и методики обучения и воспитания информатике с науками информатикой, психологией, педагогикой
  251. Информатика как наука и учебный предмет в школе.
  252. Основные содержательные линии курса информатики и тенденции их развития.
  253. ЛЕКЦИЯ 2. Устройство и принцип работы ПК. Программное обеспечение и периферийное оборудование ПК (2 часа) Учебные вопросы
  254. Устройство и принцип работы персонального компьютера.
  255. Назначение персонального компьютера.
  256. Основные и внешние устройства.
  257. Программное обеспечение персонального компьютера: Основное и прикладное программное обеспечение.
  258. Периферийное оборудование ПК и его назначение.13. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
  259. Семинарское занятие 1 (2 часа) Информационные ресурсы учебного назначения1. Учебные вопросы
  260. Электронные средства учебного назначения. Типология. Цели использования в учебном процессе.
  261. Решение дидактических и методических задач с помощью электронных средств учебного назначения.
  262. Электронные учебники. Дидактические возможности.
  263. Современные системы тестирования.
  264. Приёмы организации урока с использованием электронных средств
  265. Семинарское занятие 2 (2 часа) Информационные ресурсы учебного назначения1. Учебные вопросы
  266. Современные подходы к разработке электронных средств учебного назначения.
  267. Психолого-педагогические и эргономические требования к электронным средствам учебного назначения.
  268. Показатели оценки электронного средства учебного назначения.
  269. Рекомендации по экспертной оценке качества электронных средств учебного назначения.
Заполнить форму текущей работой