Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научные основы формирования навыков профессиональной речи студентов — будущих экономистов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной жизни по-новому рассматривается вопрос функционирования языка, который как инструмент приобретения знаний, имеет огромное значение. Язык человека не только активно используется в сфере духовной культуры, но и связан с производством, его отраслями и процессами, с социальными отношениями, соответственно, язык — это элемент социальной сферы. Современное общество ожидает экономиста… Читать ещё >

Научные основы формирования навыков профессиональной речи студентов — будущих экономистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной жизни по-новому рассматривается вопрос функционирования языка, который как инструмент приобретения знаний, имеет огромное значение. Язык человека не только активно используется в сфере духовной культуры, но и связан с производством, его отраслями и процессами, с социальными отношениями, соответственно, язык — это элемент социальной сферы. Современное общество ожидает экономиста, который обладает правильной речью, гибким умом, креативным стилем мышления, навыками ораторского и делового стиля общения. Владеет экономической теорией, реализует свои знания на практике, развивая мышление, основанное на сочетании внутренней свободы личности и ее социальной ответственности, знакомый с новыми достижениями мирового уровня, стремится к постоянному саморазвитию и духовному самосовершенствованию.

Грамотная речь студента-экономиста — фундамент всестороннего развития, основа формирования духовно богатой и интеллектуально развитой личности, обладающей высоким уровнем коммуникации, способной воспринимать и передавать информацию. На это ориентируют государственный стандарт, а также Общеевропейские Рекомендации Совета Европы по вопросам языкового образования. Речевая грамотность, по словам великого педагога В. Сухомлинского, — окно, через которое ребенок видит мир, большой и широкий. Сегодня также особое внимание ученых направлено на изучение специальной лексики, которая обслуживает профессиональную сферу в процессе общения. Интересны современные научные труды О. Я. Гойхман, Л. С. Димовой, А. С. Зубковой, А. М. Кузьминой, А. С. Лукьянычевой, Н. В. Нефедовой, В. М. Ростовцевой и др. Теоретические основы формирования навыков речи находятся в центре внимания учёных, исследующих методологию преподавания языковых дисциплин в неязыковом вузе О. Ю. Афанасьевой, Д. А. Головановой, Л. И. Евенко, Т. В. Иванчиковой, Н. В. Киреевой, И. Ю. Скибицкой, Э. Г. Скибицкого, Л. Н. Смирновой, И. С. Якиманской и др. Но, несмотря на существующие теоретические и практические предпосылки исследования проблемы формирования профессиональной речи студентов-экономистов, многие аспекты данной проблемы остаются недостаточно разработанными.

В учебной работе университетов, готовящих будущих экономистов, уделяется недостаточно внимания проблеме формирования навыков профессиональной речи будущих специалистов, поэтому, к сожалению, совершенное владение языком специальности не является обязательным требованием к умениям и навыкам выпускников высших учебных заведений. Актуальность данной статьи определена потребностью в освещении научных основ формирования профессиональной речи студентов экономических специальностей. профессиональный речь экономист образование Цель нашей статьи — определить научные основы формирования профессиональной речи студентов-экономистов в контексте стандарта языкового образования, раскрыть основные формы, средства, интерактивные методы и приемы формирования профессиональной речи.

Достижение цели потребовало решения ряда взаимосвязанных задач: теоретически синтезировать достижения педагогической, лингвистической наук, определить лингводидактические основы формирования профессиональной речи, проанализировать причины возникновения ошибок, спрогнозировать результат формирования речевых навыков у студентов экономических специальностей.

Методы исследования — теоретический анализ, сравнительный анализ, систематизация, классификация, обобщение информации.

На вопрос, «Какие знания и умения необходимы экономисту для профессиональной деятельности?», первое место, студенты экономических специальностей высших учебных заведений, отводят знаниям законов рынка, второе — знаниям экономической теории и механизмов экономической деятельности, а третье — знаниям языка профессии и механизмов коммуникативного взаимодействия. Таким образом, результаты анкетирования свидетельствуют о том, что современный экономист не представляет свою профессиональную деятельность, которая тесно связана с ведением и участием в деловых переговорах, совещаниях, пресс-конференциях, без коммуникативных знаний, и без умений и навыков их применения в процессе профессионального общения.

Знание языка — один из основных компонентов профессиональной подготовки, который повышает эффективность труда, помогает лучше ориентироваться на производстве и в деловых контактах. Экономист должен обладать рядом основных коммуникативных умений, без которых он не сможет выполнять свои профессиональные действия, а именно:

  • · владеть правильной, логично выстроенной профессиональной речью, нормами современного литературного языка;
  • · уметь общаться с коллегами, клиентами в официальных и неофициальных ситуациях, принимать участие в дискуссиях на любую тему, уметь создать и поддержать дружелюбную атмосферу общения, находить выход из конфликтной ситуации;
  • · иметь навыки спонтанной речи, уметь понимать и реагировать на сказанное собеседником в профессиональном общении;
  • · готовить публичные выступления, применять различные формы ведения дискуссии, пользоваться экономической терминологией;
  • · работать со специальной экономической литературой, пополнять и активно использовать личный терминологический тезаурус;
  • · уметь направлять диалог, учитывая цели профессиональной деятельности, прогнозировать развитие диалога и реакцию собеседника;
  • · отстаивать собственное мнение, осуществлять анализ собственной речи с позиции нормативности и оптимальности использованных языковых средств;
  • · уметь вести деловые переговоры с помощью вербальных и невербальных средств общения;
  • · свободно пользоваться различными функциональными стилями в профессиональном общении.

Для преподавателей колледжей и университетов становится необходимым осмысление таких понятий, как языковая и речевая компетенция студентов, общения и его разновидности, коммуникативная основа обучения языку и тому подобное. В обиход профессиональной речи входят термины, связанные с коммуникативным аспектом обучения родному языку. Известно, что слово «компетенция» означает «способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта» [6]. Студенты, усваивая лингвистические дисциплины, совершенствуют свою языковую и речевую компетентность.

Мы согласны с мнением Т. Иванчиковой, которая определяет сущность понятия «языковая компетентность студентов экономических специальностей», которая базируется на понимании дискурсивной природы компетентности, что, в свою очередь, предполагает анализ должностных инструкций и профессиональных требований, предъявляемых к речевому поведению экономистов, а также учет возрастных особенностей студентов [4, с. 35]. Речевая компетентность является одним из основных факторов формирования положительного имиджа будущего экономиста: она способствует успешной самопрезентации специалиста, повышению его деловой активности, эффективности решения профессиональных задач в сфере коммуникаций. В деятельности большинства специалистов экономического профиля уровень речевой компетентности не только определяет качество выполнения ими должностных обязанностей, но и влияет на главный экономический показатель — прибыль.

Профессиональная речь студента-экономиста свидетельствует о его интеллектуальном и духовном развитии, внутренней культуре. Культурой речи называют владения нормами литературного языка в его устной и письменной форме [1, с. 118]. Культура речи проявляется в таких аспектах, как нормативность, адекватность, эстетичность, полифункциональность. Главная цель каждого культурного человека заключается в обогащении своей речи, её совершенствовании. Необходимо научиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции. Культура речи включает в себя три компонента: коммуникативный, нормативный и этический.

Экономисты находятся в постоянном общении, вступают в контакт иногда с десятками людей в день. Приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет след в душе человека на весь день. Речевой этикет имеет большое практическое значение для формирования профессиональной речи, так как, более тесно, чем просто речевые сообщения соотносится с конкретной ситуацией общения. Соблюдение речевых этикетных норм особенно актуально в начале общения, оно помогает установить контакт между партнерами для дальнейшего выполнения совместной работы. В зависимости от условий высказывания, одни и те же единицы речевого этикета могут иметь различное содержание, а воспроизведение его будет зависеть от того, какое слово мы отметим, выделим. Выполняя такие упражнения, студенты учатся слышать и понимать значение для повышения и понижения голоса в середине и в конце предложения; соотносить особенности интонации с порядком слов; оценивать жесты и громкость.

Во время усвоения норм речевого этикета будущим экономистам предлагают такие речевые ситуации, содержание которых определяет общий тон речи (торжественный, спокойный, мягкий, ласковый, приветливый, радостный), помогает владеть своим голосом: сознательно говорить тихо или громко в зависимости от профессиональной ситуации, регулировать высотой голоса; понимать и оперировать в речевых ситуациях паузами; создавать соответствующую позу, мимику, жесты. Каждый студент должен знать этикетные единицы, которыми выражается формулы благодарности, этикетные формулы обращений, приветствия, прощания, извинения и т. д.

Если специалист допускает речевые ошибки, то это будет отвлекать собеседника от главной мысли, ради которой ведется разговор. Неправильно поставленное ударение, использование жаргонизмов, нарушение норм — могут стать причиной недоразумения во время общения.

А. Зубкова и А. Лукьянычева в своей «Шпаргалке по русскому языку и культуре речи» уточняют понятие нормативность — это употребление языковых средств, регулируемое единой общеобязательной нормой Соблюдение правил устной и письменной речи: правильное ударение, интонирование, словоупотребления, строение предложений, диалога, текста, это соблюдение общепринятых стандартов [3, с.37]. Владение нормами литературного языка — это показатель уровня образованности экономиста, его культуры. Поэтому во время занятий нужно следить за тем, придерживаются ли студенты правил устной и письменной речи: правильное акцентирование, интонирование, словоупотребление, строение предложений, диалога, текста, норм речевого этикета.

Однако, владея лишь нормами литературного языка, будущий экономист не достигнет желаемых результатов сотрудничества, в процессе переговоров ему часто приходится слышать специфические для экономики термины. Основными критериями профессионализма является знание своей специальности, уровень владения профессиональной терминологией. Специалисты овладевают искусством использования экономической терминологии в процессе делового общения практически в течение всей профессиональной деятельности, учитывая, что количество новых терминов, постоянно обогащают язык профессии.

Довольно точно раскрыл содержание понятия «термин» Б. Головин в учебном пособии «Основы культуры речи». Термин — это отдельное слово или образованное на базе имени существительного подчинительное словосочетание, обозначающее профессиональное понятие и предназначенное для удовлетворения специфических нужд общения в сфере определённой профессии [2, с. 276]. Характеризуются термины по признакам: системность, наличие дефиниции, отсутствие экспрессивной окраски, стилистическая нейтральность.

Терминология экономической науки является существенным элементом, без которого наука просто не может функционировать как особая форма деятельности. Говорить и думать экономической русским и иностранным языком обязывают современные процессы глобализации, компьютеризации и использования Интернет в профессиональной деятельности. С первых дней обучения в университете, студент погружается в атмосферу особой, характерной только для его специальности профессиональной речи. Основное отличие профессиональной речи от обычной — это огромное количество специальных слов и выражений, богатая и широко разветвленная терминология. Для экономистов-новичков особенно важно с первых дней усваивать экономическую науку на языке устойчивых и общепринятых в научной среде сроков.

Следует учитывать, что эффективность изучения экономических терминов и их активное использование в устной и письменной профессиональной речи зависит от вдумчивого усвоения терминологии, ее применение в конкретных речевых ситуациях.

На практических занятиях курсов «Деловой язык и культура речи», «Деловой язык и деловое общение», «Общий деловой язык» внимание преподавателей должно быть сосредоточено на формировании профессиональной речи. Так, при анализе профессионально ориентированных текстов основное внимание должно обращаться на термин и его значение, то есть лексику и семантику. Преподаватели могут предложить будущим экономистам такие упражнения и задания:

  • · выберите правильный вариант употребления слова, запишите, раскрыв скобки;
  • · прочитайте слова и словосочетания. Объясните их значение. Выделите, среди предлагаемых слов такие, которые касаются только определенной области знаний. Добавьте 5−6 экономических терминов. Объясните их правописание;
  • · прочитайте текст. Выпишите экономические термины и сформулируйте их значение.

Большинство экономических процессов по своему содержанию очень сложные. Студенты знакомятся с новыми незнакомыми для них терминами, в основном иностранного происхождения, а это, следовательно, требует организации работы над их усвоением и правописанием. Одной из форм работы с терминами может быть составление рукописных толковых словарей экономических терминов. Следует обратить внимание на то, что бы это было не копирование словарей, а поисковая работа, предусматривает проработку лексикографических источников, выяснения происхождения слова-термина и его толкование.

С целью определения уровня профессиональной речи и владения языковыми нормами, среди студентов специальностей «Экономика предприятия», «Бухгалтерский учет» был проведён ряд комплексных контрольных работ, в которых приняли участие 40 будущих экономистов и бухгалтеров. Проанализируем одну из работ, где студенты получили задание отредактировать текст экономической тематики и написать сочинение.

В первом задании студенты должны были отредактировать профессионально ориентированный текст. Цель задания — определить мастерство владения терминологией специальности, умение устранять ошибки, используя при этом словари. Задача оказалась довольно сложной, так как только 1,4% студентов исправили все ошибки в тексте. 8% студентов выполнили задачу, не заметив незначительного количества ошибок. Средний уровень выполнения задания показали 22 студента (54%). Не выполнили задачу 36,6% студентов — во время выполнения задания не понимали значения терминов, исправляли ошибки интуитивно, не руководствуясь правилами.

Второе задание — написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: «Современные проблемы экономики», «Информационные технологии в экономической деятельности», «Культура речи будущего экономиста». Цель задания — проверить умение студентов создавать собственные высказывания, подчиняя их заданной теме, соблюдая композицию, стилевые особенности, использовать профессиональную лексику, редактировать написанное в соответствии с требованиями культуры речи. Правильно выполнили задание 23,3% студентов. Их сочинения соответствовали выбранной теме, замысел изложен точно, в логической последовательности, без ошибок. 43,3% студентов-экономистов допустили незначительное количество грамматических ошибок, 20% студентов частично выполнили задания — нарушали нормы и логику изложения. 13,4% студентов неправильно выполнили задание: их сочинения не соответствовали выбранной теме, речь однообразная, с многочисленными ошибками.

На основании тщательного анализа контрольных работ мы пришли к выводу: уровень профессиональной речи студентов — низкий, а это значит, что педагоги не уделяют достаточно внимания работе над её формированием. Подавляющее большинство будущих экономистов допускает орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные ошибки, это обусловлено пассивным владением устной и письменной речью, недостаточно свободным ее использованием в профессиональной деятельности.

Формирование профессиональной речи студентов — будущих экономистов предполагает использование интерактивных методов и приемов обучения. Проанализировав все интерактивные приемы, выделенные передовыми педагогами и методистами, мы выбрали наиболее эффективные именно для формирования профессиональной речи будущих экономистов:

  • · метод конкретной ситуации. Развивает способность понимать, анализировать, самостоятельно принимать решения;
  • · прием «мозгового штурма». Активизирует творческую мысль;
  • · метод деловой игры. Активизирует творческую деятельность, развивая творческие способности;
  • · метод эвристических вопросов. Систематизирует наиболее значимые вопросы;
  • · прием «незаконченное предложение». Позволяет студентам преодолевать стереотипы, свободнее высказываться по предлагаемым темам, отрабатывать умение говорить кратко, но точно, логично и убедительно.

Для полноценного усвоения знаний, умений, навыков и одновременно для формирования профессиональной речи студентов экономических специальностей необходимо использовать исследовательский метод, который обеспечивает творческое использование знаний, способствует овладению методами научного познания в процессе их поиска и применения, является условием формирования интереса, потребности в таком роде деятельности.

Реализовать методику формирования профессиональной речи студентов было бы невозможно без комплексного использования средств обучения, под которыми понимают необходимые для работы студентов на занятии специально подобранные учебные пособия, словари, дидактический материал, учебные программы, учебно-методические комплексы, системы упражнений и задач; технические средства обучения [5, с. 322].

Использование технических средств обучения дает возможность совершенствовать методы, формы и содержание образования, в соответствии с задачами развития личности в современном обществе. В связи с компьютеризацией учебного процесса на занятиях компьютер используется как многофункциональное средство:

  • · средство индивидуализации обучения;
  • · источник информации;
  • · средство оценки, учета и регистрации знаний;
  • · средство творческой деятельности студента — будущего экономиста;
  • · средство поощрение обучения в игровой форме.

Важными условиями формирования профессиональной речи является разработка учебных комплектов для студентов учебных заведений экономического профиля, в том числе электронных средств обучения, внедрение компьютерных технологий, дистанционных курсов, электронных пособий и т. д. Каждая подача теории сопровождается программой с практическими задачами, компьютер автоматически регистрирует ошибки и выставляет оценки. Использование компьютера при формировании правильности речи студентов-экономистов обеспечивает обратную связь, делает обучение разнообразным. Внедрение компьютерной технологии открывает новые возможности — увеличивается объем усвоения информации, экономится время. Компьютерное обучение «материализует» профессиональную речь с помощью цвета, графики, динамики изображения. Привлекает студентов к активному взаимодействию с таблицами, схемами, алгоритмами, активизирует познавательную деятельность студентов-экономистов, пробуждает интерес к обучению, повышает уровень знаний, развивает изобретательность, творческие способности.

Итак, задачи перед высшей школой сложные и перспективные. Для совершенствования процесса формирования речевых навыков необходимо: обучать языку специальности в целостной системе получения студентами профессионального образования, не разделяя дисциплины на профессиональные и непрофессиональные, развивать у студентов навыки тщательного отбора языковых средств, в зависимости от целей и задач высказываний, стимулировать их к анализу и совершенствованию собственного речи.

В современном обществе установлены достаточно высокие критерии подбора кадров. Будущий специалист должен обладать не только профессиональными навыками, работодатель хочет видеть специалиста, способного к решению разного рода задач, способного мобилизовать волевой фактор при решении поставленных задач, и имеет достаточную подготовку в области коммуникаций. Владение профессиональной речью расширяет возможности трудоустройства выпускников экономических специальностей высших учебных заведений, поскольку знания и применения коммуникативных норм является необходимым компонентом их профессиональной деятельности.

Библиографический список

  • 1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.
  • 2. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1980. 335 с.
  • 3. Зубкова А. С., Лукьянычева А. С. Шпаргалка по русскому языку и культуре речи. Полный зачет. М.: Аллель, 2010. 64 с.
  • 4. Иванчикова Т. В. Формирование речевой компетентности студентов экономических специальностей вуза: ситуационный подход: автореф. дис. … доктора педагогических наук. Москва, 2010, 40 с.
  • 5. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов/на Д: Изд. центр «МарТ», 2005. 448 с.
  • 6. Компетенция // Википедия. [2015—2015]. Дата обновления: 16.10.2015. Режим доступа URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=73 940 438 (дата обращения: 16.10.2015).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой