Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблема совершенствования человека и общества в философии С. Н. Булгакова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Героизма" и «мещанства» — эксплицировано булгаковское содержание данных понятийвыявлена связь между булгаковскими концепциями «христианского подвижничества» и «христианского социализма» — обосновано, что процесс совершенствования человека и общества мыслится Булгаковым как творческийопределено, что основой для такого понимания является признание Булгаковым начал свободы и творчества… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. ОБЩАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
    • 1. 2. ОБОСНОВАНИЕ С. Н. БУЛГАКОВЫМ РЕЛИГИОЗНО-МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ИДЕАЛА
    • 1. 3. СОФИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ИДЕАЛ БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ГЛАВА II. ПУТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
    • 2. 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО. ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО В ХОЗЯЙСТВЕ И ИСКУССТВЕ
    • 2. 2 «ХРИСТИАНСКОЕ ПОДВИЖНИЧЕСТВО КАК
  • ОПТИМАЛЬНЫЙ ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. РОЛЬ ПОЛИТИКИ „ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛИЗМА“ В ПРЕОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕСТВА»
    • 2. 3. ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И
  • ОБЩЕСТВА В ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Проблема совершенствования человека и общества в философии С. Н. Булгакова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Для рефлективного мышления философа, направленного на саму философию, основные проблемы, ее составляющие, издревле представлялись проблемами «вечными». Но это не значит, конечно, что философская мысль внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, знание философское развивается, обогащается все новым содержанием. Оно активно откликается на потребности и духовные запросы каждой новой исторической эпохи или определенного периода исторического развития, сохраняя, при этом свою преемственность, свою опору на богатые традиции. А посему, говоря об актуальности той или иной философской проблемы, в ней, чаще всего, можно выделить два уровня: актуальность, связанную с историческими реалиями.

Л/ЧПМЛ1 глгттглпттт I I //ПЛТТТП 7ТЛ^ ПТСПТГПГТТ г Г /" >' I < I ТЛЛ1ЛЛГ ГГГТГТТ ГГЛЛ ГТ Г1 ЛП" /ТГГ /Л/^ТТ/Т"Л V ТТЛ иивисмсппи^ ш, п «псш^ш// сим}' ситпиъю, ллил,}иамнл иигилэал ловеческого бытия.

Подобная, двойственная, актуальность характерна и для проблемы совершенствования человека и общества. Так, на современном этапе исторического развития наше, й страны довольно важным является вопрос о путях и методах преобразования общества и воспитания человека. Процесс коренного реформирования общества неизбежно повлек за собой столь же коренную переоценку ценностей, отказ от старых идеалов или же определенное их видоизменение, обострив необходимость теоретической разработки новых идеальных ориентиров развития, а также определения основных путей преобразования исторической действительности в направлении этих новых идеалов. И именно это формулирование идеалов и указание путей к их достижению как раз и составляет основной смысл проблемы совершенствования человека и общества.

Данная проблема занимала важное место' в творческих исканиях известного отечественного экономиста, публициста и общественного деятеля, философа и богослова Сергея Николаевича Булгакова (1871−1944). Должное осмысление его вклада в постановку и разрешение проблемы совершенствования человека и общества способно, по нашему убеждению, сыграть значи.

•¦> г. • - тельную роль в деле разработки перспективных ориентиров развития нашей страны, ибо последнее требует, разумеется, не только усвоения фундаментальных ценностей мировой культуры, но и, прежде всего, опоры на национальные философские традиции.

Возможность творческого использования философского наследия Булгакова при решении актуальных проблем современности обусловлена тем, что высказанные философом мысли значительно превзошли проблематику той эпохи, в которую они были высказаны, и даже более того, они имеют общемировое культурное значение, так как обращаются к той глубине человеческого «Я», которая живет в вечности. Те" философские проблемы, которые получили название «вечных» или, по выражению самого Булгакова, «проклятых» вопросов, составляют сокровенный «жизненный нерв» булга-ковского философствования. Эти вопросы: о Боге, о природе человеческого существа, о добре и зле, о смысле жизни и упорядоченности мирового процесса, а также тесно связанная с ними и находящая свое решение исключительно в их силовом поле проблема совершенствования человека и общества (представляющая центральный интерес данного исследования) — даны нам как предмет вечного искания, как загадка, которая, хотя и не допускает окончательного разрешения, однако постоянно и настойчиво ставится нашему разуму. Каждый человек, каждое поколение, каждая историческая эпоха решает их для себя по-своему, конституируя тем самым свое личностное, национальное и культурно-историческое своеобразие. И каждый отдельный опыт их постановки и разрешения необычайно ценен и интересен. А посему, можно надеяться, что и философское наследие Булгакова никогда не утратит своей актуальности и всегда будет находить вдумчивого и отзывчивого читателя и исследователя.

Если же попытаться охарактеризовать, в связи с этим, ситуацию, сложившуюся в современной историко-философской науке, то нельзя не признать, что и с точки зрения степени освоения и критического осмысления творческого наследия Булгакова исследование конкретного содержания, а также места и роли проблемы совершенствования человека и общества в булгаковской философии обладает особой актуальностью.

Степень изученности проблемы.

Характеризуя степень изученности постановки и разрешения проблемы совершенствования человека и общества в творчестве Булгакова, следует сразу же отметить, что не только эта проблема, но и само булгаковское творчество не получило еще должного освещения в философской литературе. До сих пор вышла только одна крупная работа, посвященная его анализу. Это двухтомный труд ближайшего ученика Булгакова — Л. А. Зандера — «Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова), вышедший в 1948 году в Париже. Однако, по признанию самого автора данной работы «ни генезиса его (Булгакова — примеч. нашеГ. В.) мыслей, ни критики их, ни анализа влияний на о. Сергия других мыслителей читатель здесь не найдетцелью данной книги является только изложить систему о. Сергия, помочь понять ее, пробудить к более глубокому проникновению в его мысль».1 Но как можно сделать последнее без первого остается неясным и, в результате, данная попытка истолкования булгаковского творчества как системы оборачивается систематизацией взглядов философа по отдельным проблемам и разделам. Кроме того, более половины работы посвящено рассмотрению булгаковского толкования различных богословских догматов, что также несколько снижает ее историко-философскую ценность.

Значительное внимание к экзегетическим изысканиям Булгакова вообще составляет характерную черту анализа его творчества в исследовательской традиции Русского Зарубежья (подобный характер носят работы прот. Г. Серикова, арх. Серафима (Соболева), А. Шмемана, В. Н. Лосского, Г. В. Фло-ровского). Определенное исключение и, следовательно, большую ценность для исследователя философского творчества о. Сергия представляют фунда.

1 Зандер Л. А. Бог и мир (Миросозерцание о. Сергия Булгакова). — Париж, 1948. Т. 1. С. 7. ментальные труды Н. О. Лосского и В. В. Зеньковского по истории русской философии. Оба автора сосредотачивают свое внимание на софиологии Булгакова как онтологическом учении. При этом, онтологические аспекты человеческого бытия затрагиваются лишь В. В. Зеньковским, да и то в незначительной степени. Что же касается этического и социально-экономического аспектов булгаковского творчества, то они указанными авторами совершенно не рассматриваются.

Достаточно сложно сложилась судьба булгаковского наследия на родине. Условно, в его анализе можно выделить три этапа. Первый из них знаменуют собой полемические отклики на выход булгаковских работ в дореволюционный период. Критические замечания Н. А. Бердяева и Е. Н. Трубецкого положили начало традиции оценки булгаковского творчества как философии, принижающей роль начал человеческой свободы и творчества. Данная традиция (получившая далее развитие в трудах В. Н. Лосского, Г. В. Флоровского и, отчасти, С. С. Хоружего) в определенной мере препятствовала, по нашему убеждению, восприятию теоретических построений Булгакова как философии человеческого совершенствования.

После революции отечественная традиция исследования булгаковского творчества фактически прерывается и возобновляется лишь в конце 60-х годов. Начиная с этого периода и до 1989 года рассмотрение философских и социально-политических идей Булгакова осуществлялось в соответствии с ленинскими оценками философа как «черносотенного», ультрабуржуазного", «елейно-мистического» врага рабочего класса.2 Однако, несмотря на общий критически-негативный тон этих исследований, следует признать и их позитивное значение. Последнее заключается в том, что в этих исследованиях анализировались многие аспекты булгаковского творчества, не получившие достаточного освещения в литературе Русского Зарубежья. Так, социально-философские взгляды Булгакова рассматривали в своих работах К. С. Синю-тина, Л. Ф. Осипова, Н. П. Красников, А. П. Забранюк, М. М. Шейнман и др.

2 Ленин В. Н Поли. собр. соч. Т. 15. С. 218.

Этикой и антропологией Булгакова занимались Л. А. Фокина и О. П. Цели-кова. Попытки общего анализа софиологии Булгакова можно найти в работах Н. С. Семенкина, А. Б. Черткова и В. А. Кувакина. Особо следует выделить имеющую большое методологическое значение статью П. П. Гайденко об антиномической диалектике Булгакова, помещенную в сборнике статей «Критика немарксистских концепций диалектики XX века» (1988).

К 1989 году критика Булгакова сошла на нет, уступив место реабилитации, положительным и все более высоким оценкам. В центре внимания по-прежнему находятся социально-философские идеи Булгакова. При этом, более объективным становится анализ их эволюции. Эта тенденция находит свое выражение в работах И. П. Смирнова, В. В. Сапова, И. Б. Роднянской, В. Н. Акулинина, С. М. Половинкина, Д. А. Крылова и др.

Кстати, интерес именно к социально-политическим взглядам философа проявляется и в англоязычной литературе — в работах таких исследователей истории русской общественной мысли начала XX века как Дж. Патнэм, Г. Фликк, К. Рид.

И все же, следует отметить, что обращение к творческому наследию Булгакова, связанное с имевшим место в последние годы всплеском интереса к русской религиозной философии конца XIXначала XX века, было, в определенном смысле, «отрицательным»: на вооружение бралась, главным образом, булгаковская критика марксистской идеологии. Но на смену периодам разбрасывания камней закономерно приходят периоды их собирания. И настало уже время для тщательного философского анализа «положительной» (конструктивной) части учения Булгакова.

Еще одной задачей, актуально стоящей, на наш взгляд, перед современной историко-философской наукой, является (выдвинутая, но так и не разрешенная Л. А. Зандером) задача понимания творчества Булгакова в его совокупности и внутреннем единстве, истолкования его как целого, как системы. В этом отношении, справедливой кажется нам точка зрения Ю. Н. Давыдова, определившего ближайшие перспективы исследования булгаковской философии как переход «от „инвентаризации“ идей, произведших на нас более или менее сильное „впечатление“, к осмыслению связи этих идей, их внутренней сопряженности друг с другом».3.

Все предпринятые до сих пор попытки продвинуться в этом направлении представляются нам не вполне удовлетворяющими стремление к оценке творчества Булгакова как целостной системы.' Часть из этих попыток связана (как, например, в книге Л. А. Зандера или диссертационной работе Б. Н. Яблонского) с «инвентаризацией» булгаковских идей, но, в таком случае, недостаточно ясной оказывается их взаимосвязь. Следовательно, правильный подход к анализу булгаковского творчества требует выявления «ключевой» идеи, понятия или проблемы, позволяющей понять основные компоненты философских построений мыслителя в их взаимосвязи и взаимной обусловленности (разумеется, при условии, что последняя действительно существует). Попытку реализации этого подхода через утверждение системообразующей роли мифологемы Софии можно найщ в раб, отах В. В. Зеньковского, Н. О. Лосского, С. С. Хоружего, В. Н. Бодрова, И. В. Зиновьева.

Данное диссертационное исследование также представляет собой попытку реализации сформулированного выше подхода. Однако, в соответствии с принятой нами рабочей гипотезой, началом, позволяющим представить основные идеи Булгакова в их взаимосвязи и взаимообусловленности, способна выступить проблема совершенствования человека и общества. Основное достоинство данной гипотезы заключается, на наш взгляд, в том, что в случае своего подтверждения она откроет новые возможности для преодоления обособленного характера рассмотрения онтологического, антропологического, этического, социально-философского и историософского компонентов булгаковского творчества.

Цель и задачи исследования

.

3 Давыдов Ю. Н. Апокалипсис атеистической религии (С. Булгаков как критик революционистской религиозности). // Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. — СПб., 1997.

Целью данного исследования является, таким образом, комплексная реконструкция взглядов С. Н. Булгакова на проблему совершенствования человека и общества, а также установление значения этого комплекса идей для целостного понимания его философской системы.

Основная цель исследования конкретизируется в следующих задачах: определить основные параметры общей постановки проблемы совершенствования человека и обществаустановить степень соответствия им булгаковской постановки данной проблемыраскрыть философское содержание понятий «совершенства», «совершенствования», «идеала», «творчества», «человекобожия» и «богочело-вечества», «подвижничества», а также мифологемы Софии и богословских терминов «образа и подобия Божьего" — выявить особенности в трактовке этих понятий Булгаковымопределить их роль и значение для решения проблемы совершенствования человека и обществаэксплицировать основные пути личного и общественного совершенствования, предлагаемые Булгаковымопределить степень взаимосвязи и согласованности процессов личного и общественного совершенствования в его концепцииустановить значение концепции личного и общественного совершенствования для адекватного понимания эсхатологической философии истории Булгаковаопределить степень корреляции этих концепцийпроверить наличие связи между постановкой и разрешением Булгаковым проблемы совершенствования человека и общества и эволюцией взглядов мыслителясформулировать основные причины выбора Булгаковым религиозно-философской трактовки данной проблемыопределить место проблемы совершенствования человека и общества в философской системе Булгакова.

Методологическая основа исследования:'.

В основу диссертации положен комплексный подход, позволяющий исследовать взгляды С. Н. Булгакова на проблему личного и общественного совершенствования в их идейной взаимосвязи и логической взаимной обусловленности, представить их в виде целостной концепции. В работе соблюдаются принципы объективности и единства исторического и логического. Последний имеет большое значение для анализа эволюции взглядов мыслителя. В диссертации использован также компаративистский подход для определения общих тенденций в постановке и разрешении проблемы совершенствования человека и общества представителями русской религиозной философии XX века и специфики концепции С. Н. Булгакова.

Методологическую помощь при формулировке самой проблемы совершенствования человека и общества оказали работы С. С. Хоружего, посвященные антропологии исихазма, а также работы В. Татаркевича, А. А. Гусейнова и Р. Г. Апресяна, касающиеся трактовки понятия «совершенства» в этике.

Источники исследования.

В качестве источниковой базы исследования выступают философские и философско-публицистические работы С. Н. Булгакова. Большое внимание уделяется его богословским трудам, написанным в эмиграции, философское содержание которых до сих пор в полной мере не эксплицировано. А между тем, именно в этих работах религиозно-философская система Булгакова обретает свой окончательный вид. Для более глубокого понимания творческой эволюции мыслителя привлекается автобиографический материал.

В диссертации также, в рамках сравнительного анализа, используются работы других представителей религиозно-философского движения конца XIX — начала XX века (Вл. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка и др.).

Научная новизна работы.

Научная новизна данной диссертационной работы связана, прежде всего, с осуществлением комплексной реконструкции и анализа взглядов С. Н. Булгакова на проблему совершенствования человека и общества. При этом получен ряд новых положений: установлено, что проблема совершенствования человека и общества являлась определяющей для философских исканий Булгакова и, в связи с этим, анализ разработки Булгаковым общего подхода к постановке данной проблемы, позволяет глубже понять творческую эволюцию мыслителясформулированы основные позиции, составляющие сущность булга-ковского подхода к постановке проблемы совершенствования человека и общества. В частности, определено, что в силу выбора Булгаковым транс-ценденталистской трактовки природы совершенства (идеала) данная проблема характеризуется им как проблема религиозно-метафизическая. При этом, правильная постановка этой проблемы необходимо включает в себя, по Булгакову, конкретизацию антропологической позиции, заключающуюся в выборе между «человекобожием» и «богочеловечеством». Данные понятия обладают в религиозно-философской системе Булгакова двояким смыслом, означая собой как два методологических подхода к проблеме совершенство.

I вания человека и общества, так и два основных идеала или же представления о человеческом совершенствеконстатировано, что, хотя понятие «совершенства» практически не используется Булгаковым, основные его семантические компоненты, выявленные при анализе общефилософской постановки проблемы совершенствования человека и общества, в полной мере приложимы к таким понятиям как Богочеловечество, София Божественная и «образ Божий». При этом, определено, что ведущим из этих компонентов был для Булгакова компонент онтологический. Тем самым, приобретает онтологический смысл и процесс человеческого совершенствования. Смысл этот заключается в движении к Бого.

V г человечеству как совершенной (всецелой) актуализации бытийных потенцийвыявлено, что «христианское подвижничество» является, согласно Булгакову, основным путем человеческого совершенствованияопределен его оптимальный характер, позволяющий гармонизировать личный и социальный аспекты совершенствования, а также избежать крайностей аскетизма, I.

12 героизма" и «мещанства" — эксплицировано булгаковское содержание данных понятийвыявлена связь между булгаковскими концепциями «христианского подвижничества» и «христианского социализма" — обосновано, что процесс совершенствования человека и общества мыслится Булгаковым как творческийопределено, что основой для такого понимания является признание Булгаковым начал свободы и творчества фундаментальными характеристиками природы человекавыявлены основные пути и возможности творческого совершенствования в различных сферах человеческой деятельностиуказаны границы, установленные Булгаковым для процесса творческого совершенствованияустановлена связь этих ограничений с антиномическим стилем и методом мышления Булгакова, а также возможность преодоления этих границ, благодаря идее эсхатологического «трансценза» в «новый эон истории" — установлено, что исторический процесс (понятый как приближение к идеалу Богочеловечества) отождествляется Булгаковым с процессом совершенствования человечества. В силу этого, совершенствование представляется философу необходимым компонентом и условием свершения эсхатологи ческих судеб мира- 1, определено, наконец, центральное место проблемы совершенствования человека и общества в философском творчестве С. Н. Булгакова, а также особое значение ее анализа для представления этого творчества в качестве целостной религиозно-философской системы.

Данные результаты диссертационного исследования могут найти свое применение в учебных курсах и спецкурсах по истории отечественной философии, а также послужить основой для дальнейшего историко-философского освоения богатого творческого наследия Булгакова.

Апробация работы.

Основные положения и развернутый план диссертации обсуждались в 1997;98 гг. на докторантском семинаре проф. А. Н. Кочергина в ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова.

Отдельные положения излагались автором в докладах на международных конференциях «Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века» (Курск, 1997 г.) и «Илиадиевские чтения» (Курск, 1998 г.).

Материалы диссертации были использованы также при подготовке лекций, прочтенных в рамках курса по истории отечественной философии для студентов исторического факультета КГПУ.

Основные идеи диссертации отражены в следующих публикациях:

Христианский социализм" С. Н. Булгакова и современность. // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века: тезисы докл. и выст. межд. научн. конф. (20−21 мая 1997 г.) — Курск, 1997. С. 122−125. (0,2 п. л.).

Проблемы художественного творчества в философии С. Н Булгакова. // Илиадиевские чтения: тезисы докл. и выст. межд. научн. конф. (3−5 марта 1998 г.) — Курск, 1998. С. 57−59. (0,2 п. л.).

Проблема общественного идеала в философии С. Н. Булгакова. // Сборник статей аспирантов кафедры философии. — Курск: Изд-во КГПУ, 1999. С. 3−11.(0,7 п. л.).

Структура диссертационного исследования.

Работа состоит из введения, двух глав (в каждой по три параграфа), заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, в ходе данного диссертационного исследования установлено, что проблема совершенствования человека и общества занимает центральное место в философском творчестве С. Н. Булгакова. Пробудившееся уже в юношеские годы острое ощущение несовершенства окружающей действительности подтолкнуло философа к серьезной теоретической разработке путей ее преобразования. Первоначально пути эти совпадали с путями, намеченными в русле марксистской доктрины, однако очень скоро, присущая Булгакову основательность критической мысли, привела философа к утрате веры в «спасительность» марксистского учения. И весьма показательно, что критическое переосмысление этого учения оказалось, как выявлено нами, связано у Булгакова с разработкой собственного подхода к постановке и разрешению проблемы совершенствования человека и общества.

Проблема эта достаточно адекватно была осознана им как проблема идеала. При этом, перед философской мыслью Булгакова встал один из частных вопросов, составляющих существо данной проблемы, а именно — вопрос о природе идеала. И здесь философ решительно выбирает «трансцендентали-стскую» трактовку последнего. Осознавая идеал как норму, противоречащую эмпирической действительности, Булгаков закономерно приходит к выводу о необоснованности претензий «позитивной» (эмпирической) науки на формирование идеалов, и утверждает, что подобное по силам лишь метафизическому и религиозному мышлению. Фактически реминисцируя онтологическое доказательство бытия Божьего, философ заключает, что существование идеалов добра, истины, красоты, равенства людей и человеческого достоинства свидетельствует о их «реальном» существовании в некой трансцендентной метафизической сфере. Сфера эта, в итоге, осознается Булгаковым как сфера божественного бытия, как София Божественная, к которой оказываются применимы все семантические компоненты «совершенства», определен.

Г ' ¦ * ные нами при анализе общей постановки проблемы совершенствования человека и общества.

Особенно важными оказываются, при этом, телеологический и онтологический компоненты «совершенства». Для того, чтобы обеспечить их аппликацию к процессу человеческого совершенствования Булгаков постулирует существование определенной связи между Богом и человеком. Связь эта устанавливается мыслителем через привлечение богословской идеи о сотворении человека «по образу и подобию Божию». При этом, как установлено, данная идея наполняется Булгаковым философским содержанием: «образ Божий» отождествляется с энтелехией человека, становясь, тем самым, «те-лосом» человека, подразумевающим полноту его бытийности. Отсюда проистекает и негативная оценка Булгаковым «человекобожеского» подхода к решению проблемы совершенствования человека и общества, ибо «челове-кобожеский» идеал может быть, в таком случае, истолкован только как изначально обреченная на провал попытка человека оторваться от собственной бытийной основы. С этим связана и утверждаемая Булгаковым необходимость конкретизации антропологической позиции при постановке и решении проблемы идеала.

Таким образом, антропология связывается у Булгакова с онтологией, и вместе они образуют надежный теоретический базис для решения еще одного из частных вопросов, связанных с общей проблемой совершенствования человека и общества, а именно — вопроса о путях достижения богочеловече-ского идеала.

В ходе рассмотрения нами доказано, что процесс совершенствования человека и общества мыслится Булгаковым как процесс творческий и свободный. Онтологической основой данного процесса является не только со-фийная идея (образ, энтелехия), но и укорененная в самой природе человеческого существа духовность — «подобие Божие», истолкованное мыслителем как совокупность начал свободы и творчества. Именно они придают процессу совершенствования человека его традиционный характер постоянных взлетов и падений", делая основные результаты, достигаемые в ходе этого процесса «роковым образом» незакрепляемыми. А посему, было бы не вполне справедливым по отношению к булгаковскому творчеству преувеличивать (как делали это Н. А. Бердяев, Е. Н. Трубецкой, В. Н. Лосский, С. С. Хору-жий) аспект «софиологической детерминации». И хотя Булгаков действительно утверждает содержательную определенность тематики человеческого творчества в Софии Божественной как «всеорганизме идей», однако сами эти темы избираются человеком свободно и творчески и всегда содержат в себе для человека элемент новизны. А значит мы не можем не признавать творческого характера осуществления человеком софийных тем.

Как установлено нами, основным путем творческого совершенствования человека является в концепции Булгакова «христианское подвижничество». Основное достоинство этого пути заключается в его оптимальном характере. Так, в частности, этот путь позволяет установить оптимальное соотношение между внутренней (духовно-нравственной) и внешней (практически-преобразовательной) активностью человека, а также гармонизировать отношение между личностным и общественным аспектами совершенствования человека.

Однако гармонизация эта может быть, по Булгакову, лишь частичной, ибо, будучи в высшей степени реалистом, философ утверждал, что в эмпирической реальности нашего бытия коренные антиномии или противоречия: между личностью и обществом, между творческим замыслом и его воплощением, между актуальной безграничностью задач совершенствования и ограниченностью (смертностью) человека — преодолены быть не могут, как бы далеко не продвинулось человечество по пути совершенствования. И именно в этом пункте происходит проникновение в булгаковское творчество подлинно религиозных мотивов, связанных с идеей божественными силами осуществляемого «спасения» человечества от последствий «первородного греха».

Однако и идея спасения имеет, как установлено нами, особое значение для адекватного понимания Булгаковской постановки и решения проблемы совершенствования человека и общества. Это совершенствование представлялось философу необходимым компонентом и условием свершения эсхатологических судеб мира. Человечество должно, по Булгакову, осознать Бого-человечество как идеальную основу его собственного бытия и всецело устремиться к нему. И тогда (здесь Булгаков превращается из реалиста в горячего утописта), с божественными силами осуществленным Преображением тварного мира, включающим в себя всеобщее воскресение мертвых, процесс исторического совершенствования человечества станет воистину Бого-человеческим и перед ним, благодаря устранению «трагических» антиномий, откроются небывалые перспективы.

Как бы мы не относились к этой идее Булгакова, нельзя не признать, что именно в сфере эсхатологии его концепция совершенствования человека и общества получает свое логическое завершение.

Таким образом, комплекс идей, связанных с постановкой и решением Булгаковым данной проблемы, действительно объединяет собой онтологические, антропологические, этические, социально-философские и историософские компоненты творчества мыслителя и, тем самым, позволяет представить его в виде целостной религиозно-философской системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. И. Соч. в 2-х тт. — М., 1993.
  2. С. Н. От марксизма к идеализму. СПб., 1903.
  3. С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.
  4. С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб., 1997.
  5. С. Н. Тихие думы. М., 1996.
  6. С., прот. Агнец Божий (О Богочеловечестве. Ч. 1). Париж, ' 1933. ' 1
  7. С., прот. Невеста Агнца (О Богочеловечестве. Ч. III). Париж, 1945.
  8. С., прот. Друг жениха. О православном почитании Предтечи. -Париж, 1927.
  9. С., прот. Купина неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. Париж, 1927.
  10. Ю.Булгаков С., прот. Икона и иконопочитание. Догматический очерк. Париж, 1931.
  11. П.Булгаков С., прот. Лествица Иаковля. Об ангелах. Париж, 1929. I 12. Булгаков С. Н. Автобиографические заметки. — Париж, 1946.
  12. С. Н. Героизм и подвижничество. М., 1992.
  13. С. Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.
  14. С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М., 1991.
  15. С. Н. О чудесах евангельских. М., 1994.
  16. С. Н. У стен Херсониса. СПб., 1993.
  17. С. Н. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования). М., 1991.
  18. С. Н. Слова, Поучения, Беседы. Париж, 1987.
  19. С. Н. Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и1 ¦•.> г • •. раннем христианстве. М., 1916.
  20. С. Н. О реалистическом мировоззрении. // Вопросы философии и психологии. 1904. № 73.
  21. С. Н. Без плана: «Идеализм» и общественные программы. // Новый путь. 1904. № 10−12.
  22. С. Н. Без плана: «Вопросы Жизни» и вопросы жизни: несколько слов о задачах журнала. Жизнь и ее истинный объем и вопросы. Исторические задачи нашего времени. // Вопросы Жизни. 1905. № 2.
  23. С. Н. Без плана: О пути Соловьева, ответ кн. Е. Н. Трубецкого. Дальнейшие задачи идеалистического движения. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге. О христианской политике. // Вопросы Жизни. 1905. № 3.
  24. С. Н. Без плана: Несколько замечаний по поводу статьи Г. И. Чулкова о поэзии Вл. Соловьева. Совместимо ли христианство с любовью к жизни? Связь аскетизма и трагизма. Афр’одита простонародная и Афродита Небесная. // Вопросы Жизни. 1905. № 6.
  25. С. Н. «Трагедия человечества» Эмериха Мадача. // Вопросы Жизни. 1905. № 2.
  26. С. Н. Временное и вечное. // Век. 1906. (24 дек.) № 7.
  27. С. Н. Социальные обязанности церкви. // Народ. 1906. № 5.
  28. С. Н. Индивидуализм или соборность. // Народ. 1906. № 6.
  29. С. Н. Социальная философия Роберта Оуэна. // Вопросы философии и психологии. 1911. № 107.
  30. С. Н. Простота и опрощение. // О религии Льва Толстого. Сб. ст. -М., 1912.
  31. С. Н. Война и русское самосознание (Публичная лекция). М., 1915.
  32. С. Н. Человечность против человекобожия. Историческое оправдание англо-русского сближения. // Русская мысль. 1917. № 5.
  33. С. Н. Церковь и демократия. Речь, произнесенная на Первом всероссийском съезде духовенства и мирян 2 июня 1917 г. в Москве. М., 1917.
  34. С. Н. О путях и формах христианской активности. // Духовный мир студенчества. Прага, 1923. № 3.
  35. С. Н. Новозаветное учение о Царстве Божьем. // Духовный мир студенчества. Прага, 1923. № 3.
  36. С. Н. Об особом религиозном призвании нашего времени. -Прага, 1923.
  37. С. Н. Рост церковного сознания. // Вестник РСХД. 1927. № 12.
  38. С. Н. О Царстве Божьем. // Путь. 1928. № 11.
  39. С. Н. Творческий лик Церкви. // Вестник РСХД. 1929: № ½.
  40. С. Н. Церковь, мир, Движение. // Вестник РСХД. 1929. № 11.
  41. С. Н. Православие и социализм. Письмо в редакцию. // Вестник РСХД. 1930. № 1.
  42. С. Н. Церковное служение Движения. // Вестник РСХД. 1930. № 11.
  43. С. Н. Храм и град. // Вестник РСХД. 1931. № 1.
  44. С. Н. Радость креста. // Вестник РСХД. 1931. № 2.
  45. С. Н. Православие и культура. Доклад на съезде Лиги Православной культуры. // Вестник РСХД. 1931. № 10.
  46. С. Н. Душа социализма. //Новый град. Париж, 1931. № 1, 3- 1933. № 7.
  47. С. Н. Нация и человечество. // Новый град. 1931. № 8.
  48. С. Н. Идея общего дела. // Вестник РСХД. 1934. № 10.
  49. С. Н. «Эсхатология и прогресс». // Вестник РСХД. 1935. № 3.
  50. С. Н. Проблема «условного бессмертия» (Из введения в эсхатологию). Ч. 1−2. // Путь. 1937. № 52−53.
  51. С. Н. Небо на земле. // Вестник РСХД. 1958. № 48−49.
  52. С. Н. Центральная проблема софиологии. // Вестник РСХД. 1971. № 101/102.
  53. С. Н. Россия, эмиграция, православие. // Вестник РХД. 1975. № 116.
  54. С. Н. Этика в Православии. // Церковный вестник. 1978. № 9, 10/11.
  55. С. Н. Из «Дневника» // Вестник РХД. 1979. № 129−130.
  56. С. Н. Расизм и христианство. // Вестник РХД. 1989. № 156−156.
  57. С. Н. Христианская социология. // Вестник РХД. 1991. № 161.ч г ¦ ¦¦ '
  58. С. Н. Софийность твари, (космодицея). // Русская философия: конец XIX начало XX в.: Антология. — СПб., 1993.
  59. Докладная записка Митрополиту Евлогию проф. прот. Сергия Булгакова по поводу определения Архиерейского собора в Карловцах относительно учения о Софии Премудрости Божьей. Париж, 1936.
  60. Из переписки Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и Л. И. Шестова. // Мосты. 1961. № 8.
  61. Из переписки о. Сергия Булгакова с Л. А. и В. А. Зандер. // Вестник РСХД. 1971. № 101/102.
  62. История экономических учений. Лекции проф. С. Н. Булгакова, читанные в Московском Коммерческом Институте в 1910/1911 акад. году. М., 1911.
  63. История социальных учений в XIX веке. Лекции проф. С. Н. Булгакова, читанные в Московском Коммерческом Институте. М., 1913.
  64. Неопубликованные письма Булгакова к Розанову. // Вопросы философии. 1992. № 10.
  65. Христианство перед современной социальной действительностью. Речи Н. А. Бердяева, В. Н. Ильина, Г. П. Федотова, Прот. С. Булгакова в открытом собрании Религиозно-Философской Академии. Париж, 1932.
  66. Т. В. Космизм в русской религиозной философии: В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков. Автореф.. канд. филос. наук. -М., 1994.
  67. В. Н. Философия всеединства: От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 1990.
  68. В. Н. С. Н. Булгаков: вехи жизни и творчества. // Христианский социализм (С. Н. Булгаков). Новосибирск, 1991.
  69. Е. М. Критика гуманизма в русской философии в конце XIX -начале XX вв. // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997.
  70. К. Я. «Ревность по доме твоем». // Вестник РСХД. 1971. № 101/102.
  71. А. В. София и черт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики). // Россия и Германия: Опыт философского диалога. М., 1993.
  72. Е. В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе. // Вопросы философии. 1990. № 8.
  73. Н. А. Возрождение православия (о. С. Булгаков). // Н. А. Бердяев о русской философии. Ч. 2. Свердловск, 1991.
  74. Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  75. Н. А. Философия и жизнь (Дневник публициста). // Новый путь. 1904. № 11.
  76. Н. А. Смысл истории. М., 1990.
  77. Н. А. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан. -Варшава, 1928. ' ''
  78. Н. А. Христианство и активность человека (Христианство на безбожном фронте № 2). Париж, б. г.
  79. Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Париж, 1971.
  80. Н. А. Спасение и творчество (Два понимания христианства). // Путь. 1926. № 2.
  81. В. Н. С. Н. Булгаков: софиологическое видение мира. // Вестник Московского Университета. Сер. 7: «Философия». 1989. № 5.
  82. Вениамин (Новик), игумен. О православном миропонимании (Онтологический аспект). // Вопросы философии. 199}. № 4.
  83. . П. Вечное в русской философии. Нью-Йорк, 1955.
  84. Н. К. Русская философия и религиозное сознание. // Вопросы философии. 1994. № 1.
  85. П. П. Антиномическая диалектика С. Н. Булгакова. // Критика немарксистских концепций диалектики XX века. М., 1988.
  86. П. П. «Вехи»: неуслышанное предостережение. // Вопросы философии. 1992. № 2.
  87. В. В. Идея соборности в русской религиозной философии. М., 1994.
  88. . Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. -М., 1991.
  89. А. В. Русский религиозно-философский ренессанс. // Наш современник. 1990. № 7.
  90. А. А., Апресян Р. Г. Этика. М-- 4998.
  91. Ю. Н. Постмарксистская социология С. Н. Булгакова. // История теоретической социологии. В 4-х тт. Т. 2. М., 1997.
  92. Ю. Н. Апокалипсис атеистической религии (С. Булгаков как критик революционистской религиозности). // Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб., 1997.
  93. Ю. Н. Горькие истины «Вех». // Социологические исследования. 1990. № 10.
  94. К. М. Искатель религиозного единства жизни. // Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.
  95. В. Н. Кант, неокантианство и «русский духовный ренессанс». // «Критика чистого разума» Канта и современность. Рига, 1984
  96. . В. Очерки русской философии начала XX в. Екатеринбург, 1992.
  97. . П. Русская философия серебряного века: (Курс лекций). -Екатеринбург, 1995.
  98. О. В. Концепция всеединства как модель интерпретации образа творческой личности. Дис.. канд. филос. наук. М., 1996.
  99. ПО.Из кн.: Августин Блаженный. О граде Божьем. // Философия истории: Хрестоматия. М., 1995.
  100. П.Ильин Вл. О творчестве. // Живое предание. Православие в современности. М., 1997.
  101. В. Н. Памяти о. Сергия Булгакова. // Вестник РСХД. 1971. № 101/102.
  102. З.Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX начало XX века). — М., 1991.
  103. История философии: Запад Восток — Россия (книга третья: Философия Х1Х-ХХ вв.). — М., 1998.
  104. К. М. Два проекта всемирной истории. // Вопросы философии. 1990. № 2.
  105. А., прот. Памяти о. Сергия Булгакова. // Вестник РСХД. 1971. №
  106. Кон И. С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли. М., 1959.
  107. Н. П. Социально-экономические воззрения русского православия в 20 в. Киев, 1988.
  108. Д. А. Эволюция философских взглядов С. Н. Булгакова. Автореф.. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1995.
  109. В. А. Религиозная философия в России: Начало XX в. М.,
  110. С. А. Очерки по истории русской философской и обществен1991.101/102.1980.tной мысли. Т. 2. Двадцатый век. Frankfurt/Main, 1981. 122. Лосский В. Н., Б. филипов. Спор о Софии. — Париж, 1936.
  111. Н. О. История русской философии. М., 1991.
  112. Н. О. Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии. Ч. 1−2. //Путь. 1926. № 2−3.
  113. Г. Г. Формирование средневекЬЬой философии. М., 1979.
  114. И., прот. Православие в современном мире. New York, 1981.
  115. Монахиня Елена. Профессор протоиерей Сергий Булгаков (1871−1944). // Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб., 1997.
  116. И. К. Критика «буржуазности» и «духовного мещанства» у Д. С. Мережковского, Н. А. Бердяева и С. Н. Булгакова. // Сборник научных трудов Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской. Л., 1989. Т. 130.
  117. Е. Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М., 1997.
  118. К. И. Современная христианская антропология (опыт философского критического анализа). М., 1983.
  119. П. И. О философском движении наших дней. // Новый путь. 1904. № ю.
  120. П. И. Об общественном идеале. М., 1991.
  121. Отрывки из писем В. А. Мордвиновой к В. В. Розанову. //Вестник РХД. 1979. № 130.
  122. Палама, Григорий. Триады в защиту священно-безмолствующих. М., 1995.
  123. С. М. Путь к храму.//Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество. М., 1992.13 9. Полторацкий Н. П. Россия и революция: Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX в. Тенафлай (США), 1988.
  124. Н. П. Русская религиозная философия. // Вопросы философии. 1992. № 2.
  125. А. С., Радугин А. А. Христианское богословие в поисках социального идеала (Критический анализ), M"f1986.
  126. А. С., Радугин А. А. Христианская футурологическая концепция. -М., 1987.
  127. И. Б. С. Н. Булгаков публицист и общественный деятель. // Булгаков С. Н. Соч. в 2-х тт. — М., 1993. Т. 2.
  128. Русская религиозно-философская мысль XX в.: Сб. ст. / Под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975.
  129. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. М., 1995.
  130. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
  131. В. Ш. Русская идея спасения (Жизнь и смерть в русской философии). СПб, 1995.
  132. В. В. От марксизма к «христианской социологии» (путь С. Н. Булгакова). // Социологические исследования. 1990. № 4.
  133. В. В, Филиппов А. Ф. «Христианская социология» С. Н. Булгакова. // Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М, 1990.
  134. Н. С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов. М, 1986.
  135. Серафим (Соболев), арх. Защита софианской ереси прот. С. Булгаковым перед лицом Архиерейского собора Русской Зарубежной Церкви. София, 1937. ' ' - п
  136. Сериков Г, прот. Учение об апокастазисе (о всеобщем восстановлении) у «отца отцов» (святителя Георгия Нисского) и у прот. Сергия Булгакова. //Вестник РСХД. 1971. № 101/102.
  137. Сериков Г, прот. РСХД и о. Сергий Булгаков. // Вестник РСХД. 1971. № 101/102.
  138. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. Научн. сб. под общ. ред. С. С. Хоружего. М., 1995.
  139. К. С. Социальная философия С. Н. Булгакова как разновидность христианской «критики» марксизма. Автореф.. канд. филос. наук. -М, 1968.
  140. И. П. Понимание социализма у М. И. Туган-Барановского, С. Н. Булгакова и Н. А. Бердяева. // Терминоведение. 1994. № 2.
  141. И. П. «От марксизма к идеализму»: М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев. М., 1995.
  142. В. С. Собр. соч. в 10-ти тт. СПб., б. г.
  143. В. С. Собр. соч. в 2-х тт. М., 1990.
  144. Социальные идеи христианства в XX веке. М., 1989.
  145. Социологическая мысль в России. Очерки немарксистской социологии последней трети XIX начала XX вв. — JL, 1978.
  146. В. Н. Новая философия государственного хозяйства. Религиозно-экономическое учение проф. С. Н. Булгакова. Критический этюд. -Пг, 1915.
  147. Н. К столетию со дня рождения прот. Сергия Булгакова. // Вестник РСХД. 1971. № 101/102.
  148. В. Понятие совершенства в этике. // Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981., (
  149. В. Три письма С. Булгакова Н. Г. Петухову (Предисловие к публикации). // Вестник РХД. 1991. № 161.
  150. К. Творение и эволюция. // Мосты. 1961. № 8.
  151. Е. Н. Избранное. М., 1997.
  152. Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
  153. С. JI. Христианство и социализм. // Вестник РСХД. 1930. № 4.
  154. С. JI. Личная жизнь и социальное строительство (Христианство на безбожном фронте № 1). Париж, б. г.
  155. С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Париж, 1930.• 1 '
  156. С. Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия.1. Париж, 1956.
  157. С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.
  158. А. Открытое письмо в редакцию «Вестника». // Вестник РСХД. 1930. № 7.
  159. С. С. Вехи философского творчества Отца Сергия Булгакова. // Булгаков С. Н. Соч. в 2-х тт. М., 1993. Т. 1.
  160. С. С. София Космос — Материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова. // Вопросы философии. 1989. № 12.
  161. С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
  162. С. С. Концепция совершенного человека в перспективе исиха-стской антропологии. // Совершенный человек. Теология и философия образа. М., 1997.
  163. С. С. Неопатристический синтез и русская философия. // Вопросы философии. 1994. № 5.
  164. Л. А. В поисках этических абсолютов, Формирование религиозно-этического учения С. Н. Булгакова. СПб., 1992. Деп. в ИНИОН РАН (47 171).
  165. Л. А. Религиозно-этическое учение С. Н. Булгакова и Русская Православная Церковь конца XIX начала XX вв. Дис.. канд. филос. наук. — СПб, 1994.
  166. О. П. Теологические принципы этики С. Н. Булгакова. // Очерки истории русской этической мысли. М., 1976.
  167. А. Б. Православная философия и современность: Критический анализ «метафизики всеединства» и ее роли в идеологии современного православия. Рига, 1989.
  168. Л. Е. Православный модернизм о движущих силах социального прогресса. М., 1988.
  169. Л. Е. Православие и философский идеализм. Горький, 1986.
  170. Л. Е. Русская религиозная философия Х1Х-ХХ веков. -Нижний Новгород, 1992.
  171. М. М. Христианский социализм. М., 1969.
  172. А., прот. Три образа. // Вестник РСХД. 1971. № 101/102.
  173. . Н. Религиозно-философская система С. Н. Булгакова. Ав-тореф. канд. филос. наук. М., 1994.
  174. A History of Russian Philosophy: From the tenth trough the twentieth centuries. 2 vols. New-York, 1994.
  175. Copleston, Frederick C. Russian religious philosophy. Selected aspects. -Tunbridge Wells (Kent), 1988.
  176. Flikke, Geir. Democracy or Theocracy: Four Idealist Philosophers and the 1905 Revolution. Oslo, 1993.
  177. Putnam G. F. Russian Liberalism challenged from within: Bulgakov and Ber-dyaev in 1904−1905. // The Slavonic & East Europ. review. Vol. 43. № 6. -London, 1965.
  178. Putnam G. F. Russian alternatives to Marxism: Christian socialism and idealistic liberalism in twentieth-century Russia. Knoxville, 1977.
  179. Read C. Religion and Revolution in Russia, 1900−1912. London, 1979.
Заполнить форму текущей работой