Социально-философское исследование феномена патриотизма
Литературы по проблемам патриотизма и патриотического воспитания немало, ведь этой темой занимаются не только философы, но и этики, социологи, педагоги, психологи, специалисты — управленцы и социальные работники. Часто о патриотизме пишут публицисты, писатели, говорят с пафосом политики, депутаты, практически все партии ориентированны на патриотические идеалы. 1 Однако системного осмысления… Читать ещё >
Содержание
- Введение.С
- Глава I. Эволюция социального статуса патриотизма
- 1. Патриотизм как понятие. Анализ концепций и исследовательских подходов. С
- 2. Эволюция представлений о патриотизме в русской философии. С
- Глава II. Патриотизм как проявление социальности
- 1. Патриотизм как общественная ценность. С
- 2. Этническое многообразие России и идея российского патриотизма. С
- 3. О роли спорта в патриотическом воспитании. С
Социально-философское исследование феномена патриотизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
В ситуации кризиса гуманистической культуры начала XXI века, системы духовно-нравственных ценностей социума представляется важной попытка переосмыслить идеалы патриотизма сквозь призму современных социокультурных реалий.
Патриотизм как традиционная ценность христианского мировидения нуждается в социальном обновлении, в новых вариантах философского объяснения с использованием источников, не оказавшихся в поле зрения прежних поколений россиян. Это духовное наследие русских мыслителей по вопросам патриотизма было прежде сосредоточено в зарубежье, сейчас оно изучается, вводится в научный оборот, восстанавливая во всей полноте отечественные духовные традиции.
Актуальность данной темы исследования определяется, на наш взгляд, потребностями дальнейшего совершенствования системы воспитания детей и молодежи, создания современной государственной молодежной политики, всецело зависимой от философской рефлексии проблем патриотизма. Стремления сохранить территориальную целостность страны, возродить ее былое могущество и авторитет как великой мировой державы нуждаются в опоре на ясно сформулированные патриотические идеалы. Духовная самостоятельность личности и общества не возможна без определения своего отношения к патриотическим ценностям.
Процессы глобализации, вхождение России в глобальное социальное пространство делают вопросы патриотического воспитания особенно актуальными. Наша задача — не раствориться в космополитических настроениях, а патриотическими установками нацелить каждого человека, особенно молодое поколение, на служение Отечеству, активное деятельностное творчество во имя Родины.
Отметим, что и учебный процесс в вузах во многом зависит от ценностных ориентаций молодежи. Мотивация качественной учебы с целью в дальнейшем быть полезным гражданином страны, защитником ее государственных интересов формирует патриотические основания бытия поколения, от которого всецело зависит будущее России.
Степень разработанности.
Литературы по проблемам патриотизма и патриотического воспитания немало, ведь этой темой занимаются не только философы, но и этики, социологи, педагоги, психологи, специалисты — управленцы и социальные работники. Часто о патриотизме пишут публицисты, писатели, говорят с пафосом политики, депутаты, практически все партии ориентированны на патриотические идеалы. 1 Однако системного осмысления проблемы в научной литературе нет. Кроме того, ощущается недостаток внимания к современным интерпретациям патриотизма как социокультурного явления. За последние 15 лет появились только 2 диссертации, да и то ограничившие исследовательское поле патриотизма социальным пространством армии, армейской службы." .
Высокую актуальность на этом направлении общественной жизни проявляют служители Русской православной Церкви, что выражается в о многочисленных конференциях, выступлениях патриарха, научно-богословских дискуссиях. Но и здесь нет целостного осмысления феномена патриотизма. Акцент делается на эмпирическом материале, описаниях подвигов святителей веры во имя Отечества. Не отрицая значения православных патриотических ценностей для исторического развития России и современных духовных исканий, обратим внимание на идеологию светского патриотизма и его разнообразные формы.
1 См. об этом: ж. «За русский народ» (ЛДПР), B.B. ЖириновскогоЗюганов Г. А. Россия — Родина моя. Идеология государственного патриотизма. — M., 1996. — 400 с.
2 См. каталог диссертаций на русском языке с 1995 года: Лопуха А. Д. Патриотизм как профессиональное качество офицеров современной российской армии. — Новосибирск, 1999 гЛутовинов В. И. Патриотизм и проблема его формирования у российской молодежи в современных условиях. Соц.-филос. анализ. Дис. Д-ра филос. наук: 09.00.11. -М, 1998.
3 Патриарх Алексий II. Служение делу христианского просвещения — М., 2008. — 143 с.
В выработке своего понимания патриотизма автор опирался на труды А. С. Хомякова, К. С. Аксакова, П. Я. Чаадаева, Н. Г. Чернышевского, И. А. Герцена, Н. А. Добролюбова, В. Г. Белинского, Н. В. Гоголя, которых всегда отличало возвышенное чувство любви к Родине, истинные дела на благо страны.
Проблемы патриотизма в общем виде, как элемент духовности, рассмотрены в работах Е. С. Троицкого, Г. И. Литвиновой, С. Солдатова, Л. П. Буевой, А. Ф. Анисимова, А. Д. Косичева, Г. В. Платонова, Г. М. Пурынычевой, Г. Э. Ахтямовой, Н. А. Исмукова, Ю. С. Гурова, Р. В. Михайловой, В. Г. Федотовой, А. Меня.
О патриотическом воспитании писали B.C. Соловьев, И. А. Ильин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. Ф. Лосев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, Д. С. Лихачев, В. К. Кирилов, Г. Д. Петрова, А.В. и В. Д. Маслихины. О роли спорта в социуме — В. И. Столяров, М. Я. Сараф, В. К. Бальсевич.
Кроме того, автора вдохновляли художественные и поэтические произведения А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, А. Блока, в чьем творчестве тема Родины была главной.
Концепция патриотического воспитания граждан РоссийскойФедерации" 2003 года является важным документом, определяющим основные направления патриотической работы в массах. Это открытый документ, готовый к развитию, к дополнениям, интеграциям. Его оценка автором диссертационного исследования и размышления по содержанию актуализируют социально-философское изучение проблемы.
В концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации поставлена конкретная задача проведения научно-теоретических исследований в сфере патриотического воспитания, разработки современного понятийного аппарата социально-гуманитарного знания с учетом достижений культурно-исторического, духовно-нравственного развития России и новых источников информации по проблемам патриотизма, а так же новой социально-политической обстановки в мире.
Объектом исследования является патриотическое бытие личности и общества.
Предмет исследования — патриотизм в контексте деятельностного мироосвоения.
Целью диссертационного исследования является разработка социально-философской концепции патриотизма, проблемно-критический анализ патриотизма, его особенностей, механизмов формирования в социокультурном пространстве России.
Достижение цели конкретизовалось в постановке следующих задач:
— осмыслить современное состояние социально-гуманитарного познания по проблемам патриотизмадифференцировать исследовательские подходы и выработать понимание патриотизма, актуальное для современной России;
— исследовать эволюцию идей патриотизма в русской философии;
— осуществить концептуальный анализ онтологических, (базовых) оснований патриотизма как общественной ценности в социокультурном контексте;
— реконструировать модель патриотического воспитания с выделением спорта как стержневого элемента.
Методологическая основа исследования.
В формировании методологической модели исследования автор исходил из принципа преемственности социально-философского знания, не отказываясь от достижений предшествующих поколений, попытался интегрировать традиции и новации различных научных школ, проявивших интерес к проблемам патриотизма. Результаты во многом определялись мировоззренческой позицией диссертанта.
Принципы историзма, диалектики позволили изучить феномен патриотизма в единстве и многообразии его проявлений в истории России. Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу проблем формирования патриотического сознания, метод сравнительного анализа при сопоставлении светских и религиозных видов патриотизма) и дихотомический подход помогли реконструировать систему патриотических ценностей. Социально-философский подход (категориальный анализ) в методологической позиции диссертанта соединен с деятельностным и с аксиологическим анализом, с историческими реконструкциямисистемно-структурный, функциональный методы с приемами феноменологии, (когда исследуется патриотическое сознание) и антропологии.
Конкретные результаты исследования и их научная новизна.
Научная новизна состоит в разработке концептуальной схемы социально-философского анализа патриотизма:
1. проанализировано современное состояние социально-гуманитарного и социально-философского познания по проблемам патриотизма,.
2. исследована эволюция идей патриотизма в русской философиивыявлены религиозные и светские их формы;
3. определены базовые основания патриотизма как общественной ценности в социокультурном контексте России. Установлено, что для успешного развития страны необходима идеология государственного патриотизма, поддержка традиционных ценностей, национально-религиозных и светских патриотических настроений;
4. реконструирована модель патриотического воспитания с использованием спортивного элемента, изучены взаимозависимости идеалов патриотизма личности и общества в аспекте деятельностного подхода.
В результате проведенного исследования обосновываются следующие положения, выносимые на защиту:
1) патриотизм — комплексный, многоаспектный социально-психологический феномен, характеризующийся синергией аксиологического, нормативного, идеационного моментов.
Патриотизм как абсолютная ценность (А.Ф. Лосев), как творческое начало всей человеческой жизни, как этическая норма и возвышенный идеал.
2) патриотизм как социально-философская категория выполняет мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, регулятивную, воспитательную функции.
Многообразные формы проявления патриотизма детерминированы историческими, социально-экономическими, политическими, культурными условиями социума.
3) нормальное функционирование государства не возможно без идеологии государственного патриотизма. Этнический патриотизм — условие сохранение этноса. Российский патриотизм базируется на этнических культурно-исторических ценностях народов, населяющих Россию. Это стабилизирующий фактор в межнациональных отношениях.
4) Востребованной является модель патриотического воспитания со стержневым элементом — спорт, взаимопроникновением патриотических идеалов личности и общества в деятельностном аспекте.
Практическая и теоретическая значимость исследования.
Концептуальные решения диссертационной работы предлагают выход из ситуации духовного кризиса российского общества, ищущего новую систему ценностей, идеалов, смыслов, способную интегрировать социум. Диссертант предложил свое видение этих проблем. На идеалах и ценностях патриотизма реально выстроить социальное согласие. Многие дискуссионные вопросы социально-философского познания могут быть успешно разрешены с патриотических позиций: в истории, культурологи, религоведении, этике, эстетике, истории философии. Положения работы можно использовать в поддержке благоприятного фона для социальных преобразований, в восстановлении культурной самобытности страны.
Результаты исследования применимы в вузовских курсах философии по темам историко-философского раздела («Русская философия»), по систематизированному курсу (темы: «Духовная сфера общества», «Духовность личности», «Смысл истории»), в разработке мировоззренческих спецкурсов по этике, философской антропологии, эстетике, экологии человека.
Апробация работы.
Основные положения работы были представлены автором на аспирантском и методологическом семинарах кафедры философии и ЦГО МарГТУ, на научных конференциях разного уровня (Йошкар-Ола, 2006 -2008 гг.), на Международной конференции в Волгограде (2007 г), в статьях и тезисах по исследуемой проблеме.
Апробация наработанного материала осуществлялась в ходе преподавания курсов философии, экологии человека, физической культуры в Марийском государственном техническом университете (2002 — 2008 гг.).
Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии МарГТУ и кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Ведущие социальные философы признают, что человечество в начале XXI века вступает в эпоху глобализации, сущностными характеристиками которой являются кризис индустриализма, рациональности и технически ориентированной культуры. Деформации в эволюции природной среды породили тенденции деградации личности, конфликтные формы развития социума. Современный мир все быстрее разворачивается во всех измерениях глобального развития. В данных обстоятельствах на первый план выходят ценностные установки и ориентиры человека. Причем общечеловеческие ценности и идеалы отнюдь не перечеркивают значение национально-культурных особенностей. Стремясь к глобальному сознанию, человечество не должно отрицать разнообразие частных интересов (личности, народа, нации, государства). Только утописты могут говорить об исчезновении различий интересов социальных общностей. И тем не менее подвергаются сомнению традиционные ценности национальных культур: Добро, Истина, Красота, Справедливость, патриотизм. Их называют часто «музейными», застывшими частями человеческой культуры202. Патриотизм — важнейший элемент духовно-нравственных ценностей как системы устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе. Каждая культура вырабатывает свои смыслы и значения патриотических ценностей как некий «каркас», иммунитет к другой культуре, не допускающий чуждые элементы и влияния. Освоение личностью патриотических традиций своего народа обеспечивает ее полноценное включение в общественную жизнь Особенно это относится к молодежикакие духовно-нравственные ценности российская молодежь ставит на первое место, является вопросом о будущем России.
202 См. Миронов В. В. Современное коммуникационное пространство как фактор трансформации культуры и философии // Вестник РФО, 2005. № 3. С. 9−22.
Деформация духовно-нравственных ценностей связана с общеполитическими потрясениями 80−90-х годов XX века. В. В. Путин в выступлении на заседании Государственного Совета (декабрь 2006 г.) говорил о более активном участии государства в деле формирования духовно-нравственных ценностей молодежи и заполнения идеологического вакуума, образовавшегося после крушения социалистической идеологии. К сожалению, осознание важности этой проблемы пришло слишком поздноценностный кризис уже наступил. Деградация нравственных и патриотических ценностей — реальность нашего времени, ориентиры молодого поколения сменились в направлении предметно-вещных, материальных ценностей, идеалы приобрели потребительский, ложный характер. Так, по итогам социологических исследований группы профессора И. А. Богучева в начале 90-х гг. 78% школьников старших классов считали своим идеалом героев Гражданской и Великой Отечественной войны, космонавтов, героев художественной литературы, учителей, родителей. А по данным исследований ВЦИОМ на июль 2004 года, молодые люди в возрасте 18−24 лет признавали своими кумирами попи рок-звезд, представителей так называемой «золотой молодежи» (52%), успешных бизнесменов, олигархов (42%).
Ликвидация ценностного кризиса должна идти по линии духовного развития российского социкма, возрождения нравственности и идеалов патриотизма.
Социально-философская рефлексия патриотизма потребовала обращения к основным концепциям и исследовательским подходам разрабатывавшим данную проблему. Были выявлены и проанализированы особенности содержательной эволюции понятий «Родина», «Отечество», «Патриот», «патриотическое воспитание» и т. д. как в тенденциях расширения их смыслов, так и в тенденциях упрощения в значениях.
С позиций деятельностного подхода переосмыслен феномен патриотизма как социокультурного явления. Его содержательные характеристики трансформировались с изменением культурно-исторических условий общественного развития. Девальвация идеалов и ценностей патриотизма в период перестройки осуществлялась через антикоммунизм, разрушение социалистической идеологии, посредством дегероизации отечественной истории, унижение национальных достоинств русского народа и его превращения в основного виновника всех трагедий советского периода.
Усилиями СМИ патриотизм из гуманитарной, духовной сферы переместился в политическую и был объявлен «последним убежищем негодяев», консерваторов, отсталой части граждан.
Ревизия существующих дефиниций понятия «патриотизм» (а их более двух десятков) вызвала стремление диссертанта дать новое определение этой категории. Патриотизм — это исторически сложившаяся и постоянно эволюционирующая категория социально-философского познания, отражающая любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своей активной деятельностью способствовать ее процветанию.
Патриотизм исследован в работе как духовный феномен.
Духовность — это специфически человеческое качество, которое характеризует мотивацию и смысл поведения и общения личности. Это позиция ценностного сознания, способ ценностной ориентации, регуляции человеческих отношений, в основе которых лежит гуманизм. Понятия добра и зла, долга и совести, справедливости и несправедливости, патриотизма, смысла жизни и смерти — это ценностные ориентиры жизни. Они укоренены в системе надиндивидуальных ценностей личности, всегда связываются с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия, мелочных расчетов.
Осуществленный в диссертации анализ представлений о патриотизме в истории русской философии показал, что практически во все времена отечественные советские и религиозные мыслители были озабочены идеей патриотизма. Консолидация их позиций основана на признании патриотической устремленности как основной черты национального характера русского народа, важности темы защиты родной земли в условиях постоянных посягательств на нее со стороны соседей: и восточных и западных, на идеалах патриотического воспитания.
Философские и православные духовные традиции России содержат огромный потенциал для творческого развития патриотических ценностей, востребованный в современном обществе. В исторической памяти народа мифологизированы образы святых-мученников РПЦ, исторических деятелей — царей, полководцев, народных героев в разные времена консолидировавших Русь-матушку своим патриотическим служением, подвижничеством.
Этническое многообразие России закономерно породило идею российского патриотизма. Для всех этнонациональных общностей российский патриотизм един, и именно он является основным стабилизирующим фактором в межнациональных отношениях. Российский патриотизм носит надэтнический характер. Он синтезировал в себе все ценности этнического патриотизма населяющих Россию многочисленных народов. Эти ценности буквально выстраданы многовековым опытом совместной жизни этносов, их борьбы за независимость и территориальную целостность. В государственную мощь и величие России внесли свой достойный вклад каждый из народов, вместе создававших свою историю и судьбу. Созидательными усилиями русского народа интегрировались ценности этнических культур в единую патриотическую национально-государственную идеологию России.
Изучая феномен национальной идеи России, автор настаивает на его патриотическом компоненте как главном стержневом и так же указывает на его творческое будущее. И в современном российском сообществе народов нужен социальный мир, «консенсус», взаимоуважение, общая идентичность. Интеграция национальных интересов должна идти по линии базовых духовно-нравственных ценностей российского социума, в числе наиболее важных из них — патриотизм.
Концепции патриотизма и модели патриотического воспитания в разных школах и течениях отечественной философии (например, славянофилы, западники, политические радикалы и др.) были выстроены как на собственно философском уровне исследования феномена, так и на конкретно-предметном-культорологическом и идеологическом уровнях.
Для П. Я. Чаадаева, B.C. Соловьева, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и др. модели патриотического воспитания основывались на христианском идеале нравственности, ценностях этических традициях. А аргументация и обоснование определялись мировоззренческими установками мыслителей.
В.В. Соловьев открыл традицию соединения этической и социально-философской концептуализации идеала патриотизма.
И.А. Ильин особенно обстоятельно изложил связь патриотического идеала с национальными традициями духовного воспитания. Религиозные, православные традиции — наиболее устойчивая социокультурная форма, т.к. за многие века они не претерпели кардинальных изменений. И сейчас надо признать роль православия в духовном возрождении России, в восстановлении патриотических настроений населения.
Под воздействием процессов вестернизации, американизации российского общества происходят изменения в мироощущении молодежи. На первый план, как уже отмечалось, выдвинулись личные интересы и желания (стремление) реализовать себя как главную и неповторимую ценность. Развивающееся индивидуальное начало начинает ущемлять общее, сдвигать общественные интересы на второй план. Сказываются последствия невнимания общества к вопросам молодежной политики.
Гражданско-патриотическое воспитание не отлажено, не имеет системы, поэтому очень сложно ждать повышения собственной активности молодежи.
Проблема лидера — какими качествами он должен обладать — не менее важна. Приверженность общечеловеческим идеалам, конечно, позитивна, однако молодежный вожак должен быть, прежде всего патриотом своего Отечества, преемником исторических и культурных традиций своего народа.
Распространение пацифистских настроений, рост числа уклонистов от военной службы — серьезные признаки утраты патриотической устремленности российской молодежи. Надо многообразными средствами восстанавливать систему патриотического воспитания. Активная позиция государства в вопросах развития массовой физической культуры и спортаэто начало процесса возвращения здорового патриотизма.
Автор разделяет точку зрения многих исследователей о том, что современное российское общество — это общество многих социальных рисков. Отметим, что одной из заслуг социализма было «чувство уверенности в завтрашнем дне» советского человека. По сути, оно обеспечивалось высоким уровнем социально-экономической безопасности для гражданина и его семья, т. е. минимизацией жизненных рисков. Это обстоятельство усиливало патриотические настроения. В постсоветской, современной России каждый гражданин оказывается в поле многих социальных рисков, в ситуации выживания. Главными законами рисков оказались — неприемлемая бедность и рискованное богатство. Сложившийся в России режим является нездоровым, болезненным. Социальные риски только накапливаются и новый коллапс страны может враз уничтожить эту парадоксальную (на терпении масс построенную) социальную стабильность. Сохранить «чувство уверенности в завтрашнем дне» становится все менее реальным.
Изменить ситуацию, вероятно, возможно на условии формирования «нового социального консенсуса» — стержневой идеей которого может стать патриотизм, как общероссийский идеал.
203 См. напр., Риск в философском измерении. Материалы летней философской школы «Голубое озеро-2004» Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2004. 262 с.
Риски преодолеваются доверием, по мысли Э. Гидденса204. Эти категории тесно переплетены.
Для управления процессами минимизации рисков нужна ясная государственная политика в идеологической области, определение систем идеалов и ценностей, единых для российского социального пространства. На рыночную самоорганизацию в этих вопросах надежды нет.
Можно поразмышлять об оптимальной парадигме социального развития России в современных условиях, как особом цивилизационном пути, — это конвергенция социализма и капитализма, адаптируемая к глобальным процессам с учетом национально-региональных особенностей 205. В свое время об этом говорил А. Д. Сахаров. Он понимал это как «встречное движение» разных типов общественного развития, «взаимосближение, взаимопроникновение"206.
Кстати сказать, светские формы патриотических движений по поддержке гуманизма и развитию духовности существуют в разных странах. По линии культуры, искусства, спорта идут своеобразные процессы интеграции, конвергенции в условиях глобализации. В годы II мировой войны был накоплен исторический опыт поколений, сформировавшийся на принципах борьбы с фашизмом. Современный этап развития человечества требует интеграции и консолидации народов в борьбе с природными катаклизмами, в преодолении техногенных катастроф.
204 См.: Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Jhesis. 1994. № 5.
70S.
Беленький В.Х. О парадигме развития России / ж. Социально-гуманитарные знания. 2002. №З.С. 27.
206 Там же. С. 29.
Список литературы
- Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Науч. тр. / МАИ. — М.: Изд. МАИ, 2002. — 234.
- Амелина, Е.М. Общественный идеал всеединства (от Вл. Соловьева к С.Л. Франку) / Е. М. Амелина. М.: Издатель Е. Разумова, 2000. — 252 с.
- Андреев, Э.М. Культура патриотизма и консолидации общества / Э. М. Андреев, А. В. Кузнецова. М.: ИСПИ, 2004. — 109 с.
- Ахтямова, Г. Э. Проблема идеала совершенного человека в социокультурных системах чувашей и татар / Г. Э. Ахтямова. — Йошкар-Ола: Изд-во Map. гос. ун-та, 2005.-230 с.
- Бахтин, М.М. К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин.: в 7 т. -М., 1997.-Т. 5.
- Барулин, B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии / B.C. Барулин. М.: Онега, 1994. -252 с.
- Бек, У. Общество риска: на пути к другому модерну / У. Бек- пер. с нем. -М.: Прогресс Традиция, 2000. — 386 с.
- Белинский, В.Г. Полное собр. соч.: в 13 т. / В. Г. Белинский. М., 1954. -T.V.
- Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон- пер. с фр. М., 1998. -382 с.
- Бердяев, Н.А. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. — 205 с.
- Бердяев, Н.А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев. М., 1994.
- Беспалова, Т.В. Политический патриотизм: монография / Т. В. Беспалова. Ростов н/Д, 2004.
- Бердяев Н.А. О русской философии. В 2 ч. Ч. 2 / Н. А. Бердяев. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 238 с.
- Билаонова, М. Ю. Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии: научное издание / М. Ю. Билаонова. -Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. 114 с.
- Бойцов, Б.В. Качество жизни / Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев, М. И. Кузнецов. -М.: Изд-во МАИ, 2004. 267 с.
- Бородин, Е.Т. Россия сегодня: философия и идеология русского патриотизма / Е. Т. Бородин. М.: Изд-во газ. «Патриотизм», 1998.
- Блок, А.А. Собр. соч. В 8 т. Т. 5 / А. А. Блок. -М. Л., 1960−1963.
- Булгаков, С.Н. Размышления о национальности. Соч. В 2 т. Т. 2. / С. Н. Булгаков.
- Булгаков, С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов / С. Н. Булгаков. М., 1997.
- Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество / С. Н. Булгаков. Вехи. Интеллигенция в России: сб. статей. 1909−1910. — М., 1991.-е.
- Валеев, И.И. Народность и патриотизм / И. И Валеев. Уфа: Башкортостан, 2000. — с.
- Вебер, М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке. Избр. произведения: пер. с нем. / М.Вебер. М., 1990.
- Волчкова, А.А. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: монография / А. А Волчкова. -М.: Изд-во МГПУ- Самара: Науч. техн. центр, 2003. — 139 с.
- Гаранин, J1.A. Марий Эл на рубеже веков / JI.A. Гагарин, А. С. Казимов. -Йошкар-Ола, 2006. 220 с.
- Герцен, А.И. Собрание сочинений: В 30 т. Т. 15 / А. И. Герцен. — М.
- Гидденс, Э. Судьба, риск, безопасность / Э. Гидденс. 1994. — № 5.
- Гольбах, Поль. Система природы или о законах мира физического и мира духовного / Поль Гольбах. М., 1940.
- Государство и общество. Вып. 5 / МАН ВШ. М., 2006. — 52 с.
- Гражданский патриотизм как духовно-нравственная основа современного общества: материалы региональной науч.-практ. конф. студ. и молодых ученых 21−22 декабря 2007 года Йошкар-Ола. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2007. -414 с.
- Громыко, М.М. О воззрениях русского народа / М. М. Громыко, А. В. Буганов. М., «Паломникъ», 2000.
- Гырдев, Д. Актуальные проблемы общественного познания / Д. Гырдев- пер. с болг. М.: Прогресс, 1982. — 312 с.
- Даль, В.И. Словарь живого великорусского языка. В 4 т. -М., 1999. Т. 3.
- Данилов, В.В. Русь ведическая в прошлом и будущем / В. В. Данилов. М., 1996.
- Добросоцких, А. Воскресни Русь!: О патриотизме, достоинстве русского человека и православном понимании войны / А. Добросоцких. М.: 33. Данил благовестник, 2001.
- Добролюбов, Н.Н. Собр. соч. В 9-ти томах. Т. 3, Т. 6. М.-Л.: 1961−1964. Т. 3, Т. 6.
- Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч. Д., 1980. — Т. XXV, XXVI.
- Духовное обустройство России: сборник. Курск, 1996. — 224 с.
- Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: материалы заседания Филос. клуба. -М.: Книга и бизнес, 2003. -168 с.
- Духовно-нравственные ценности и ориентира современной российской молодежи: взгляд в будущее. 11−12 мая 2006 г., Йошкар-Ола: материалы Всерос. науч. конф. студ. и молодых ученых. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. -300 с.
- Ермичев, А.А. Патриотическая тема в передовой общественной мысли России XIX—XX вв.. / А. А. Ермичев. Л., 1987.
- Зюганов, Г. А. Россия — родина моя. Идеология государственного патриотизма / Г. А. Зюганов. М.: Информпечать, 1996. — 400 с.
- Иванова, С. Ю. Патриотизм, национализм, глобализм: социокультурные, исторические и антропологические аспекты / С. Ю. Иванова. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
- Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996.
- Ильин, И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 1 / И. А. Ильин. М.: Рус. кн., 1993.-398 с.
- Ильин, И.А. О русском национализме: сб. статей / И. А. Ильин. М.: Рос. фонд культуры, 2006. — 160 с.
- Информационная эпоха: проблема ценностей: сб. науч. работ / отв. ред. И. Ю. Алексеева, А. Ю. Сидоров. М.: АМИ, 2007. -108 с.
- Ионов, И.О. Российская цивилизация / И. О. Ионов. М., 2000.
- Ипатов, А.Н. Этнос и цивилизация / А. Н. Ипатов. Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. М.: Республика, 2001.- е.
- Исаков, А. Российский патриотизм сегодня / А. Исаков // Обозреватель. -2004. № 7.
- Исмуков, Н.А. Современность и проблема ценности национальной культуры / Н. А. Исмуков. Чебоксары, 1994.
- Каган М.С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. СПб., 1997.
- Календарные праздники и обряд марийцев: сб. материалов / МарНИИк*сост. и авт. вступ. ст. О. А. Калинина. Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. — 285 с.
- Кант, И. Критика чистого разума // Собр. соч.: В 6 т. М., 1968. Т. 3.
- Катасонов, В.Н. Христианство, наука, культура / В. Н. Катасонов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. — 345 с.
- Кисель, М. А Историческое сознание и нравственность / М. А. Кисель. -М., 1995.
- Ковалев, А. Справедливое общество утопия или возможность / А. Ковалев. — М.: Современные тетради, 2005. — 698 с.
- Ключевский, В.О. Сочинения. В 9 т. Т. 1. Курс русской истории / В. О. Ключевский. М.: Мысль, 1987. — 430 с.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской федерации. -М., 2003.-24 с.
- Крупник, А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: дис. канд. филос. наук: 09.00.10 / А. А. Крупник. М., 1995. — с
- Культурология. XX век: энциклопедия: в 2 т. СПб.: Университетская книга, 1998.
- Лапкин, В. Ценности постсоветского человека / В. Лапкин, В. Пантин // Человек в переходном обществе. М., 1998. — с.
- Левашов, В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий / В. К. Левашов // Социс. 2006. — № 8. — С. 67 — 76.
- Лихачев, Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени / Д. С. Лихачев. Л., 1978.
- Лихачев, Д.С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре / Д. С. Лихачев. М., 2006. — 336 с.
- Логика метаисторического времени. М.: Мысль, 2004. — 240 с.
- Лосский, Н.О. Характер русского народа / Н. О. Лосский. М.: Изд-во «ДАРЪ», 2005.-336 с.
- Луначарский, А.В. О коммунистическом воспитании / А. В. Луначарский. -Киев, 1997.
- Лутовинов, В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях: социально-философский анализ: дис. д-ра филос. наук: 09.00.11 / В. И. Лутовинов. М., 1998.
- Мамлеев, Ю.В. Россия вечная / Ю. В. Мамлеев. М.: «АИФ — Принт», 2002.-336 с.
- Маритэн, Ж. Знание и мудрость / Ж. Маритэн. М., 1999. — 243 с.
- Маслихин, А. В. Человеческая жизнь бесценна: монография / А. В. Маслихин, В. Д. Маслихин. Йошкар-Ола, 2006. — 403 с.
- Мельниченко, И.И. Патриотизм в системе ценностей офицерского корпуса России: филос.-политол. анализ: дис. канд. филос. наук: 09.00.10/ И. И. Мельниченко. М., 1996.
- Мень, А. Быть христианином: интервью и последняя лекция / сост. М. Макаров. М., 1994.
- Моторина, JI.E. Философская антропология: учеб. Пособие для вузов. / JI.E. Моторина. М.: Высш. Шк. 2003. — 255 с.
- Новикова, Л.И. Философия русской истории / Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М., 2003.
- Они защищали Родину. Йошкар-Ола: Изд-во Марийск. полиграфкомбината, 2005.
- Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология: сб. статей. М., 1996. — 200 с.
- Платонов, Г. В. Духовность и наша жизнь (научно-популярный очерк) / Г. В. Платонов, А. Д. Косичев. -М., 1999. 160 с.
- Платонов, О. История русского патриотизма / О. Платонов // Молодая гвардия. 2003. — № 7/8- 2004. — № 4.
- Проблема ценностей в философии. М., 1966.
- Православие. Армия. Держава. М.: Изд-во «Рус. Вестник», 1993. — 110 с.
- Пурынычева, Г. М. Духовность как социокультурный феномен / Г. М. Пурынычева// Общество и история: сб. статей.- Йошкар-Ола: МарГТУ, 1998.- С. 30−34.
- Пурынычева, Г. М. Проблема Отечества в русской философии / Г. М. Пурынычева // Материалы науч. конф. проф.-преп. Состава, докторантов, асп., сотр. МарГТУ, 27−31 мая 1996. -Вып.2, ч. 1. С. 7−9.
- Путин, В.В. Какую Россию мы строим./ В. В. Путин // Российская газета.- 2000. 11 июля.
- Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. М.: Республика, 1998. — 410 с.
- Рикер, П. Память, история, забвение / П. Рикер. М., 2004. — 725 с.
- Розин, В.М. Развитие права в России как условие становления гражданского общества и эффективной власти / В. М. Розин. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2006. — 319 с. 89. Русская идея: М., 1996.
- Русская идея: сб. произведений русских мыслителей / сост. Е.А. Васильев- предисл. А. В. Гулыги. -М.: Айрис-пресс, 2004. 512 с.
- Русские философы (конец XIX XX века): антология. — М.: Изд-во «Кн. Палата», 1993.-368 с.
- С позиций российского патриотизма: справ. Материал / под общей ред. Г. Ю. Семигина. М., 2003.-319 с.
- Семеникова, А.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / А. И. Семеникова. Брянск, 1990.
- Советский энциклопедический словарь. Т. 2. — М., 1963.
- Соловьев, B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1988.
- Соловьев, B.C. Соч. в 2 т. М., 1989. Т. 2.
- Соловьев, B.C. Русская идея / B.C. Соловьев. М., 1991.
- Современный исторический процесс: истоки, перипетии, перспективы: межвуз. сб. Вып. 5 .- Йошкар-Ола, 2004.
- Столович, JI.M. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / Л. М. Столович. М., 1994.
- Троицкий, Е.С. О русской идее. Очерк теории возрождения нации / Е. С. Троицкий. М., 1994. — 313 с.
- Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни / Е. Н. Трубецкой. М.: Республика, 1994. -431 с.
- Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. М., 1960.
- Уледов, А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
- Философия и будущее цивилизации: тез. докл. и выступл. IV Российского философского конгресса (Москва, 24−28 мая 2005 г.). В 5 т. М.: Современные тетради, 2005.
- Федотов, Г. П. Будет ли существовать Россия? / Г. П. Федотов // Россия в русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С.
- Философия здоровья. РАН, Ин-т философии. М.: ИФ, 2001. — 240 с.
- Флоренский, П.А. Сочинения. В 2 т / П. А. Флоренский. М., 1990.
- Франк, C.JI. Предмет знания об основах пределах отвлеченного знания- Душа человека: Опыт введ. в филос. психологию / C.JI. Франк. СПб.: 1995. -655 с.
- Франк, C.JI. Духовные основы общества / C.JI. Франк. М.: Республика, 1992.-510 с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. -366 с.
- Хабермас, Ю. Политические работы / Ю. Хабермас. М., 2005. — 361 с.
- Ценностные ориентации в гуманитарном познании. Киев, 1989.
- Чаадаев, П.Я. Статьи и письма / П. Я. Чаадаев. М., 1987.
- Чернышевский, Н.Г. Полное собрание сочинений. В 15 т./ Н. Г. Чернышевский. М., 1948−1950.
- Человек в современных философских концепциях: Материалы IV междунар. конф. Волгоград, 28−31 мая 2007 г. В 4 т. Волгоград: ВолГУ, 2007.
- Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор / К. В. Чистов. JL, 1986.
- Шаповалов, В.Ф. Россиеведение: учеб. пособие для вузов / В. Ф. Шаповалов. М., 2001. — 573 с. 118. 60 лет Великой Победы: материалы респ. науч.-практ. конф. — Йошкар-Ола: Изд-во об-ва «Знание» РМЭ, 2004. 86 с.
- Шишкина, В.И. История русской философии XI нач. XX веков: Учебник для студ. / В. И. Шишкина, Г. М. Пурынычева. — Йошкар-Ола, 1997. -264 с.
- Шохин, В.К. Ценность / В. К. Шохин // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН. М.: Мысль, 2001. — Т. 4.
- Шпенглер, О. Закат. Европы / О. Шпенглер. М., 1993. — 666 с.
- Это человек. Антология / сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1995.-320 с.
- Элиас, Н. Общество индивидов: пер. снем. / Н. Элиас. М.: Парксис, 2001.-331 с.
- Юнг, К. Г. Проблема души нашего времени: пер. с нем. / К. Г. Юнг. М.: Прогресс. Универс, 1994. — 329 с.
- Янов, А.Л. Патриотизм и национализм в России, 1825−1921 / А. Л. Янов. 2-е изд. — М.: Академкнига, 2002. — 398 с.
- Янов, А.Л. «От патриотизма» к социальному самоутверждению / А. Л. Янов // Обществ, науки и современность. 1998. — № 6. — С. 107−124.