Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Изучение насосной функции сердца детей первого года обучения в школе в условиях различных двигательных режимов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, проведенное исследование показывает, что ограничение двигательной активности развивающегося организма отражается на насосной функции сердца (Р.А.Абзалов, 1985, 1998; И. Б. Ишмухаметов, 1991; Р. Р. Нигматуллина и др., 1992; Р. Р. Абзалов, 1998; J.S.Harrell et al, 1997; A. Boraita Perez et al, 1998). У детей первого года обучения в школе недостаточная двигательная активность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Обзор литературы
    • 1. 1. Хронотропная функция сердца в процессе роста и развития организма
      • 1. 1. 1. Частота сердечных сокращений в покое при различных двигательных режимах
      • 1. 1. 2. Частота сердечных сокращений при мышечной деятельности
      • 1. 1. 3. Влияние возраста и мышечных нагрузок на величину артериального Давления
    • 1. 2. Насосная функция сердца в процессе роста и развития организма
      • 1. 2. 1. Показатели насосной функции сердца в покое
      • 1. 2. 2. Показатели насосной функции сердца при систематических мышечных нагрузках
    • 1. 3. Характеристика двигательной активности
  • Глава II. Методы и организация исследований
    • 2. 1. Характеристика объекта исследования
    • 2. 2. Методика определения показателей насосной функции
  • Сердца
    • 2. 3. Определение развития физических качеств у детей первого года обучения в школе при помощи тестовых заданий
    • 2. 4. Методы статистической обработки
  • Глава III. Собственные исследования. Показатели насосной функции сердца детей первого года обучения в школе
    • 3. 1. Показатели частоты сердечных сокращений детей первого года обучения в школе в условиях различных двигательных режимов
    • 3. 2. Влияние усиленной двигательной активности на показатели ударного объема крови детей первого года обучения в школе
    • 3. 3. Показатели минутного объема крови детей первого года обучения в школе в условиях различной двигательной активности
    • 3. 4. Анализ соотношения ударного объема крови к частоте сердцебиения у детей первого года обучения в школе при адаптации к различным режимам двигательной активности
    • 3. 5. Влияние систематических занятий физическими упражнениями на соотношение ударного объема крови к массе тела детей первого года обучения в школе
    • 3. 6. Изменение показателей артериального давления детей первого года обучения в школе при адаптации к различным двигательным

Изучение насосной функции сердца детей первого года обучения в школе в условиях различных двигательных режимов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Закономерности становления насосной функции сердца и механизмы ее регуляции в развивающемся организме изучались многими исследователями (И.А.Аршавский и сотр.- Б. С. Кулаев и сотр.- Ф. Г. Ситдиков, Э. Адольф, Р. А. Абзалов и сотр.). В настоящее время имеется немало работ, посвященных исследованию параметров насосной функции сердца развивающегося организма при воздействии различных двигательных режимов (Р.А.Абзалов, 1971, 1985;Т. А. Аникина, 1990; г И. Б. Ишмухаметов, 1991; Г. В. Цыганов, 1996; Р. Р. Абзалов, 1998; Л. Т. Фахрисламова, 1998; Р. Р. Нигматуллина, 1999; M. Halle et al, 1999 и др.).

Основа для формирования механизмов приспособления кровообращения к изменяющимся режимам двигательной активности закладывается уже в раннем возрасте. Двигательная активность оказывает существенное влияние на становление и совершенствование насосной функции сердца детей (Х.А.Бекмансуров, 1973; И. А. Аршавский, 1982; Р. А. Абзалов, 1985; Ф. Г. Ситдиков, 1992; J.S.Harrell et al, 1997; Т. Rowland et al, 1997 и др.). Систематические мышечные тренировки способствуют урежению частоты сердцебиений и увеличению сердечного выброса. Развитию брадикардии тренированности у детей на фоне естественного возрастного урежения ЧСС, сти-мулирущего увеличение сердечного выброса, посвящены работы ряда авторов (Р.А.Абзалов, 1971; И. О. Тупицин, 1986; Н. И. Шлык, 1991; S. Jaraba Са-balero et al, 1999). Имеются данные о более высоких величинах УОК во время физической нагрузки у тренированных людей, чем у их нетренированных сверстников (Р.Н.Меркулова и др., 1989; M.G.Hopkins et al, 1996; M. Huonker et al., 1996; O. Galvan et al, 1999; M.C.Malergue, 1999; P. Manetti et al, 1999). Повышение сердечного выброса при мышечной работе осуществляется увеличением частоты сердечных сокращений и ударного объема крови.

В.Л.Карпман, 1978; Н. Warner et al, 1960, F.M.Perna et al, 1997), при этом увеличение УОК более выражено, чем ЧСС (Р.А.Абзалов и др., 1999).

Установлено, что УОК возрастает на раннем этапе мышечных тренировок, а для развития брадикардии тренированности необходим более длительный период воздействия физических нагрузок (Р.Р.Нигматуллина, 1999).

Исследования в области физиологии развития детей имеют прикладное значение, так как позволяют раскрыть закономерности индивидуального развития, выявить особенности функционирования как отдельных систем, так и всего организма детей. На первом году обучения в школе происходит заметное ограничение двигательной активности детей в связи с увеличением объема и интенсивности умственной нагрузки, особенно с включением в учебные программы различных форм дополнительного образования. В работах Г. В. Цыганова (1996), Р. И. Фельдмана и др. (1996), A. Boraito Perez et al (1998) отмечено, что интенсификация обучения оказывает значительное воздействие на детский организм, в том числе и на сердечно-сосудистую систему.

В этой связи необходимо изучение влияния ежедневных занятий физическими упражнениями, ограниченной двигательной активности на насосную функцию сердца растущего организма детей первого года обучения и для оптимизации организованных форм занятий физической культурой в школе.

Цель исследования:

Изучение насосной функции сердца детей первого года обучения в школе в условиях различных двигательных режимов.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

1. Изучить особенности изменения ЧСС у детей первого года обучения в школе при различных режимах двигательной активности.

2. Исследовать развитие показателей УОК и МОК у детей первого года обучения в школе в условиях различной двигательной активности.

Выявить уровни физической подготовленности у детей первого года обучения в школе с различной двигательной активностью.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Становление насосной функции сердца у детей первого года обучения в школе при ежедневных физических нагрузках носит гетеро-хронный характер. Интенсивный прирост ударного объема крови происходит на начальном этапе воздействия систематических физических нагрузок, урежение частоты сердечных сокращений носит затяжной характер.

2. В условиях ежедневных занятий физическими упражнениями у детей первого года обучения в школе увеличиваются показатели физической подготовленности, ускоряются темпы развития брадикар-дии тренированности, ударного и минутного объема крови.

Научная новизна.

В настоящее время наиболее распространенным в школах при обучении учащихся первых классов является дефицит двигательной активности, что, в свою очередь, вызывает значительное снижение темпов развития насосной функции сердца. В целом это ведет к уменьшению кровоснабжения жизненно важных органов и систем организма детей. Нами, путем организации ежедневных занятий физической культурой в течение учебного года было установлено значительное увеличение темпов развития насосной функции сердца и увеличение показателей физической подготовленности детей первого года обучения в школе.

Теоретическое и практическое значение работы.

Полученные данные в ходе исследований имеют теоретическую и практическую ценность прежде всего для тренеров и учителей физической культуры. Это согласуется с тем фактом, что при поступлении детей в школу резко снижается их двигательная активность, а дополнительные ежедневные занятия физическими упражнениями компенсируют этот дефицит. Дополнительные занятия по физической культуре являются тем положительным звеном, которое обеспечивает активный отдых после занятий в классе. Ежедневные физические нагрузки у детей первого года обучения в школе способствуют развитию двигательных качеств, дисциплинируют, организовывают детей, то есть носят и воспитательный характер. Полученные данные дополняют исследования в возрастной физиологии, при изучении влияния различных двигательных режимов на насосную функцию сердца детей на протяжении всего обучения в школе. Результаты исследований могут быть использованы на занятиях по физиологии физических упражнений, теории физической культуры, возрастной физиологии факультетов или институтов физической культуры.

Апробация работы.

Материалы диссертации доложены на итоговых конференциях молодых ученых и специалистов Казанского государственного педагогического Университета (1999;2000), Камского государственного института физической культуры (1999), на Международной конференции «Механизмы функционирования висцеральных систем» (Санкт-Петербург, 1999), на Международной конференции молодых ученых «Молодежь — науке будущего» (Набережные Челны, 2000).

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 7 работ- 2 работы приняты в печать и будут опубликованы в июне месяце 2000 года.

ВЫВОДЫ.

1. Ежедневные занятия физическими упражнениями в течение всего учебного года у детей первого года обучения в школе способствуют развитию брадикардии тренированности. Значительное урежение частоты сердцебиений как у мальчиков, так и у девочек, происходит во втором полугодии учебного года.

2. У детей первого года обучения в школе под влиянием ежедневных систематических занятий физическими упражнениями наблюдается выраженное увеличение ударного объема крови в первом полугодии учебного года.

3. Минутный объем крови у детей первого года обучения в школе в условиях ежедневных систематических занятий физическими упражнениями увеличивается в значительной степени за счет более выраженного роста ударного объема крови и снижения частоты сердцебиений.

4. У детей первого года обучения в школе под влиянием ежедневных занятий физическими упражнениями происходит значительное увеличение показателей соотношения УОК к ЧСС, соотношения УОК к массе тела, что свидетельствует о повышении эффективности насосной функции сердца детей.

5. У детей первого года обучения в школе, ежедневно занимающихся физическими упражнениями, показатели двигательных качеств значительно выше, чем у детей данного же возраста, организованная двигательная активность которых состоит из двух уроков физической культуры в неделю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Ряд исследователей, занимаясь проблемой изучения функциональных изменений в организме детей в связи с поступлением в школу, выявили заметное изменение их двигательной активности. Длительное время дети вынуждены оставаться в сидячем положении на занятиях, что вызывает гипокинезию. Вследствие этого, у детей младших классов происходит изменение насосной функции сердца (РА 1996; Г. В. Цыганов, 1996; Р. И. Фельдман и др., 1996; A. Borraita Perez et al, 1998).

Проведенные нами исследования позволили установить, в какой степени функциональные показатели организма, в частности, насосная функция сердца, а также физическая подготовленность детей первого года обучения в школе зависят от характера двигательной активности.

В своих исследованиях мы изучали изменение параметров насосной функции сердца у детей первого года обучения в школе под влиянием систематических ежедневных занятий физической культурой, которые являются положительным звеном, обеспечивающим активный отдых после занятий в классе.

В результате исследований установлено следующее: у детей экспериментального класса, как у мальчиков, так и у девочек, развитие брадикардии тренированности в покое проходит в достаточно оптимальных условиях физических нагрузок. ЧСС у мальчиков экспериментального класса за период систематических мышечных тренировок в течение учебного года существенно уменьшилась, и разница между исходным и майским значениями составила 19,38 уд/мин. В то же время у мальчиков контрольной группы, занимающихся физической культурой по обычной школьной программе 1−2 часа в неделю, наблюдается даже увеличение ЧСС в покое на 8,65 уд/мин к концу года по сравнению с сентябрем месяцем.

Аналогичное изменение ЧСС под влиянием систематических мышечных тренировок наблюдается и у девочек экспериментального класса: в течение учебного года произошло снижение данного показателя на 13,85 уд/мин. У девочек же контрольного класса среднее значение ЧСС в покое за период учебного года увеличилось с 95,36 уд/мин до 97,9 уд/мин, то есть разница в средних значениях составила 2,6 уд/мин. Урежение ЧСС у детей данного возраста в условиях мышечных тренировок отмечается рядом исследователей (Х.А.Бекмансуров, 1973; Р. А. Абзалов, 1985,1994; Г. Х. Самигуллин, 1988; Л. Г. Ковтун, 1990; И. Б. Ишмухаметов. 1991; Г. В. Цыганов, 1996; Ю. С. Ванюшин, 1998; P. Obert et al, 1998; S. Jaraba Caballero et al, 1999).

Далее нами анализировался УОК как важный параметр насосной функции сердца (С.В.Хрущев, 1980; Р. Р. Нигматуллина и др., 1992; Р. А. Абзалов и др., 1999; M. Rosental et al, 1998; G.R.Richardson et al, 1998).

В течение первого года обучения в показателях УОК у детей контрольного класса существенного увеличения не произошло, а также не произошло и естественного роста УОК. Значит, учебная нагрузка для детей контрольного класса оказалась не оптимальной, в чем убеждает замедление темпов увеличения показателей УОК, особенно у мальчиков контрольного класса, что должно происходить в обязательном порядке.

Анализируя изменение УОК у детей экспериментального класса под влиянием систематических физических нагрузок, мы выявили следующее: удовлетворяя свои двигательные потребности в течение дня, дети экспериментального класса преодолели, по сравнению со своими сверстниками, возрастное отставание развития показателя УОК. Более того, у детей экспериментального класса, как у мальчиков, так и у девочек произошло значительное увеличение показателей УОК (в два с лишним раза) в течение учебного года. У мальчиков данный параметр увеличился в 2,19 раза и составил 56,24 мл в мае месяце, в то время когда базовое сентябрьское значение равнялось 25,66 мл.

У девочек этого же класса увеличение УОК произошло в 2,05 раза и составило 49,46 мл в конце учебного года, тогда как в сентябре — 24,04 мл.

Полученные данные увеличения УОК у детей первого года обучения под влиянием ежедневных систематических физических нагрузок позволяют нам думать о том, что усиленный двигательный режим благоприятно отражается на сократительной способности сердца детей экспериментального класса. Таким образом, увеличение показателя УОК свидетельствует о функциональном развитии сердца, а именно гипертрофии миокарда.

Далее мы подвергли анализу показатель МОК, являющийся интегральной величиной и зависящей, в основном, от характера изменения УОК (Г.Х.Самигуллин, 1988; С. И. Русинова, 1989; Р. Р. Нигматуллина, 1998; Р. А. Абзалов, Ф. Г. Ситдиков, 1998). Следовательно, у детей экспериментального класса, как у мальчиков, так и у девочек, данный параметр, коррелируя с показателем УОК, значительно увеличился под влиянием систематических мышечных тренировок в течение учебного года. У мальчиков значительное увеличение МОК произошло в течение первого полугодия учебного года, то есть за период пяти месяцев систематических мышечных нагрузок. Данное увеличение составило 1,2 л/мин. К концу учебного года за время второго полугодия увеличился лишь на 0,41 л/мин. Данное, сравнительно небольшое увеличение МОК мы склонны расценивать, как адаптацию насосной функции сердца к мышечным нагрузкам. Эффект тренированности по данному показателю насосной функции сердца у мальчиков экспериментального класса в январе месяце составил 1,47 л/мин, а к маю месяцу увеличился до 1,68 л/мин, что свидетельствует о благоприятном влиянии систематических мышечных тренировок на насосную функцию сердца. У мальчиков же из контрольного класса в течение учебного года не произошло значительного увеличения МОК. Возвращаясь к сказанному выше, здесь мы анализировали МОК в том плане, что его составляющие УОК и ЧСС изменились в противоположном направлении: величина ЧСС увеличилась, а УОК не претерпел изменений в течение учебного года. Учитывая это обстоятельство, увеличение МОК у мальчиков контрольного класса можно считать незначительным (увеличение произошло на 0,13 л/мин за период учебного года). Здесь нам хотелось бы отметить еще одну особенность, которая заключается в неизменности среднего значения показателя МОК в течение первого полугодия учебного года. Значит, процесс адаптации к учебной нагрузке шел достаточно напряженно.

Показатели насосной функции сердца мальчиков несколько увеличились во втором полугодии учебного года. Следовательно, к учебной нагрузке сердечно-сосудистая система у исследованных нами мальчиков контрольного класса стала постепенно приспосабливаться. Значит, темпы развития насосной функции сердца постепенно стали увеличиваться в сторону естественного развития их показателей.

У девочек экспериментального класса в течение учебного года, по сравнению с мальчиками этого же класса, произошло значительное увеличение показателей МОК от первого полугодия ко второму. В целом увеличение МОК с сентября до мая произошло на 1,51 л/мин. Отсюда следует, что систематические мышечные тренировки вызывают значительное увеличение показателей МОК в течение учебного года у девочек экспериментального класса, что происходит за счет более выраженного увеличения УОК.

Показатель МОК у девочек контрольного класса претерпел некоторое увеличение в течение учебного года. Следует отметить, что данное увеличение у девочек в значительной степени связано с повышением частоты сердечных сокращений. За первое полугодие учебного года средний показатель МОК увеличился на 0,08 л/мин, а за время второго полугодия — на 0,38 л/мин. Таким образом, мы наблюдаем, как и у мальчиков этого же класса, некоторую напряженность процесса адаптации к учебной нагрузке в первом полугодии. Во втором полугодии средний показатель МОК у тех же девочек увеличился более выражено. Кроме того, учитывая то обстоятельство, что в индивидуальном ряду показатели МОК у девочек контрольного класса возросли в течение учебного года, это является основанием для утверждения, что показатели МОК у девочек контрольного класса за период учебного года увеличились.

Определяя эффективность каждого сокращения сердца соотношением УОК к ЧСС, мы пришли к следующим результатам. У мальчиков контрольного класса произошло достоверное снижение данного показателя с сентября по январь месяцы на 0,15 мл/мин. К маю месяцу показатель соотношения УОК к ЧСС остался на уровне январского значения -1,94 ± 0,06 мл/мин. Значит, определенная напряженность сердца у мальчиков контрольного класса наблюдается, в первую очередь, в первом полугодии учебного года. Это мы наблюдали и по абсолютным показателям ударного объема крови и частоте сердцебиений у тех же мальчиков. У мальчиков же экспериментального класса наблюдается достоверное увеличение показателя соотношения УОК к ЧСС, от серии к серии его определения. Таким образом, с сентября по май месяцы прирост данного показателя произошел в 2,7 раза. Однако следует отметить, что выраженное увеличение показателя происходит за период систематических физических нагрузок в течение первого полугодия учебного года (на 0,32 мл/мин, тогда как во втором полугодии наблюдается меньшее увеличение — на 0,21 мл/мин). Этот факт характеризуется нами как адаптация функционирования сердца к физическим нагрузкам.

Анализируя изменение показателя соотношения УОК к ЧСС у девочек контрольного класса первого года обучения в школе, мы не наблюдали значимых изменений. Данный показатель находился в пределах 0,22 ± 0,07 — 0,26 ± 0,08 мл/мин в течение учебного года. Как и у мальчиков, так и у девочек экспериментального класса наблюдалось значимое увеличение данного показателя от этапа к этапу его определения. Таким образом, более выраженное увеличение произошло за период систематических занятий физическими упражнениями в течение первого полугодия учебного года (0,24 мл/мин). За второе полугодие учебного года увеличение произошло на 0,17 мл/мин. В целом, с сентября по май месяцы показатель соотношения УОК к ЧСС у тех же девочек увеличился в 2,5 раза. Следовательно, ежедневные систематические занятия физическими упражнениями способствуют повышению эффективности насосной функции сердца детей первого года обучения в школе.

Отношением УОК к массе тела оценивали динамику ударного объема крови на фоне изменения массы тела. Согласно имеющимся сведениям (Р.А.Абзалов, 1985; Р. Р. Нигматуллина, 1991) увеличение УОК в процессе индивидуального развития организма происходит в основном равномерно, тогда как периоды интенсивного развития массы тела чередуются с этапами замедления прироста его показателей (Г.В.Цыганов, 1996).

В сентябре месяце средний показатель соотношения УОК к массе тела у мальчиков контрольного класса составил 0,92 ± 0,2 мл/кг. Далее, при определении данного показателя не наблюдалось значимых изменений в его динамике. Таким образом, показатель соотношения УОК к массе к маю месяцу остался на уровне сентябрьского значения и составил 0,90 ± 0,2 мл/кг. У мальчиков же экспериментального класса наблюдалось достоверное увеличение данного показателя в течение учебного года. С сентября по январь месяцы увеличение произошло в 1,75 раз, а с сентября по май — в 1,19 раз. За период ежедневных систематических физических нагрузок в течение учебного года среднее значение показателя соотношения УОК к массе тела у этих же мальчиков увеличилось в 2,1 раза.

У девочек контрольного класса, как и у мальчиков, в динамике данного показателя в течение учебного года не наблюдалось выраженных, значимых изменений. Данный показатель находился в пределах 0,90 ± 0,27 мл/кг в сентябре месяце и 1,09 ± 0,28 — в мае. Наблюдаемое увеличение к маю месяцу не носит достоверного характера. За период первого полугодия у девочек экспериментального класса произошло достоверное увеличение соотношения УОК к массе тела. Данный показатель в сентября месяца — 1,09 ± 0,2 мл/кг — увеличился на 0,61 мл/кг и к январю месяцу составил 1,70 ± 0,39 мл/кг. К маю месяцу произошло дальнейшее увеличение показателя у тех же девочек — 1,99 ± 0,4 мл/кг. В целом с сентября по май месяцы за период ежедневных систематических занятий физическими упражнениями показатель соотношения УОК к массе тела у девочек экспериментального класса увеличился в 1,8 раз.

Для исследования основных двигательных качеств (выносливость, сила, быстрота) и определения их уровня развития использовали тестовые задания с детьми обоих классов в конце учебного года. Бег по методу Купера (6 минут) является одним из результативных тестов для определения выносливости у детей младшего школьного возраста (В.И.Лях, 1998). Дети экспериментального класса имели более высокий результат по данному тестовому заданию, чем их сверстники из контрольного класса. Мальчики экспериментального класса за 6 минут преодолели дистанцию в 1,72 раза большую, чем мальчики контрольного класса. У девочек экспериментального класса результат 6-минутного бега оказался на 602,9 м больше результата девочек контрольного класса. При определении скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств дети экспериментального класса, как мальчики, так и девочки, имели более высокие результаты, характерные для среднего и высоко уровней физической подготовленности.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что ограничение двигательной активности развивающегося организма отражается на насосной функции сердца (Р.А.Абзалов, 1985, 1998; И. Б. Ишмухаметов, 1991; Р. Р. Нигматуллина и др., 1992; Р. Р. Абзалов, 1998; J.S.Harrell et al, 1997; A. Boraita Perez et al, 1998). У детей первого года обучения в школе недостаточная двигательная активность сдерживает рост показателей ударного, минутного объема крови и возрастное урежение сердцебиения. В условиях же ежедневных занятий физическими упражнениями у детей первого года обучения в школе происходит развитие брадикардии тренированности, увеличение ударного и минутного объема крови, повышение эффективности насосной функции сердца. Кроме того, ежедневные систематические занятия физическими упражнениями оказали положительное влияние на развитие двигательных качеств детей первого года обучения в школе. Как для мальчиков, так и для девочек экспериментального класса, характерны средний и высокий уровни развития определяемых двигательных качеств. У детей же контрольного класса организованная двигательная активность которых состоит из двух уроков физической культуры в неделю, наблюдался низкий уровень физической подготовленности, о чем свидетельствуют невысокие результаты тестов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.A. Изучение некоторых функциональных особенностей детского сердца и его регуляторных механизмов в условиях различных двигательных режимов: Автореф. дис.. канд. биол. наук. — Казань, 1971. — 168 с.
  2. P.A. Динамика артериального давления у детей при выполнении физических нагрузок //Механизмы нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Казань, 1973. — С.51−56.
  3. P.A. Адаптация детского организма к различным физическим нагрузкам //Теория и практика физической культуры. 1976. -№ 3.-С. 43.
  4. P.A. Функциональные показатели организма крыс, развивающихся в условиях гипокинезии //Вегетативные показатели адаптации организма к физическим нагрузкам. Казань, 1984. — С. 3−12.
  5. P.A. Движение и развивающееся сердце. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.-90 с.
  6. P.A. Регуляция функций сердца неполовозрелого организма при различных двигательных режимах: Автореф. дис.. докт. биол. наук. Казань, 1986. — 45 с.
  7. P.A. Механизмы регуляции функций сердца развивающегося организма в условиях различных двигательных режимов //Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке. Казань, 1994. — С.3−5.
  8. P.A., Чинкин A.C. Функциональное состояние симпатоад-реналовой системы у детей в покое и при физической нагрузке //Вопросы охраны материнства и детства. 1971. — № 1. — С.83−85.
  9. P.A., Яруллин Р. Х., Бобырев Н. Д. Программа по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных учреждений. -Магариф, Казань, 1996. 54 с.
  10. P.A., Ситдиков Ф. Г. Развивающееся сердце и двигательный режим. Казань, 1998. — 95 с.
  11. Абзалов Р. А, Нигматуллина P.P., Абзалов P.P. Амплитудно-временные характеристики дифференцированной реограммы при де-симпатизации крыс //Бюлл. экспер.биол. и мед. 1998. — Т. 125. — № 1.-С. 116−120.
  12. Абзалов Р. А, Нигматуллина P.P. Изменение показателей насосной функции сердца у спортсменов и неспортсменов при выполнении мышечных нагрузок повышающейся мощности //Теор. и практ. ФК. -1999.-№ 8.-С. 24−27.
  13. P.P. Показатели сердечного выброса у спортсменов и не спортсменов при выполнении мышечных нагрузок: Дис.. канд. биол. наук. Казань, 1998. — 121 с.
  14. Е.И. Характеристика разных типов регуляции гемодинамики в оценке адаптации организма школьников к физической нагрузке //Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков. М., 1980. — С. 53−90.
  15. Е.И., Канакова Н. И. Характеристика некоторых типов взаимосвязи показателей центрального и периферического кровообращения у школьников раннего возраста //Экспериментальная и возрастная кардиология. Владимир, 1980. — С. 5- 9.
  16. Л.И. Проблемы гигиенического нормирования физической нагрузки для детей и подростков //Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков. -М., 1980.-С. 7−15.
  17. Л.И., Карасик В. Е. Возрастные особенности адаптации сердечно-сосудистой системы у детей и подростков к физической нагрузке //Возрастная физиология сердечно-сосудистой системы. Рига, 1980. — С. 14−21.
  18. B.C., Залесский М. З. Врачебный контроль над юными лыжниками-гонщиками в процессе становления их спортивной формы //Лыжный спорт. 1979. — 2 выпуск. — С. 27−30.
  19. Э. Развитие физиологических регуляций. М, 1971. — С. 26−37.
  20. Л.А., Ситдиков Ф. Г. Возможные механизмы бра-дикардии тренированности //Механизмы адаптивных реакций организма к физическим нагрузкам. Казань, 1982. — С. 13−23.
  21. Т.А. Функциональное состояние симпато-адреналовой и ацетилхолин-холинэстеразной систем крыс в онтогенезе и при физических нагрузках: Дис.. канд. биол. наук. Казань, 1990. — 195 с.
  22. П.К. Очерки физиологии функциональных систем. М., 1975.-446 с.
  23. В.Н. Оценка функционального состояния сердца детей в онтогенезе //Вопросы охраны материнства и детства. 1983. — № 2. -С. 21−24.
  24. В.Н., Аринчин А. Л. Типы кровообращения и механизмы их формирования у детей 7−9-летнего возраста //Педиатрия. -1987.-№ 2.-С. 108−109.
  25. А.Л. Состояние сердечно-сосудистой системы у детей 9 лет в условиях различного объема двигательной активности: Дис.. канд. мед. наук. Минск, 1987. — 179 с
  26. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1967. -475 с.
  27. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. Основы не энтропийской теории онтогенеза. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  28. И.А., Кожанов В. В. Показатели гемодинамики у детей дошкольного возраста //Здравоохранение Казахстана. 1982. — С. 3739.
  29. А.М. Изменение минутного объема кровообращения у животных в космическом полете и в модельных исследованиях: Ав-тореф. дис.. канд. биол. наук. М., 1989. — 25 с.
  30. Х.А. Влияние ежедневной продолжительной ходьбы на функции сердечно-сосудистой системы и умственную работоспособность сельских школьников: Автореф. дис. .канд. биол. наук. -Казань, 1973.-24 с.
  31. Г. Ф., Нурбаева М. Н. Особенности регуляции сердечного ритма у сельских школьников //Здравоохранение Белоруссии. 1988.-№ 1 .-С. 11−14.
  32. A.A. Состояние сердечно-сосудистой системы и дыхания во время сна у детей дошкольного возрастаю //Труды VII научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1962. — С. 206.
  33. A.A. Коэффициент «резервных» возможностей частоты сердцебиений как один из показателей возможностей сердца //Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков.-М., 1974.-С. 70−72.
  34. Д.П. Функциональное состояние двигательного аппарата девочек 7−10 лет при выполнении циклических движений разной интенсивности //Новые исследования по возрастной физиологии. -М.: Педагогика, 1981. № 2. — С. 75−77.
  35. JI.A., Кушаковский М. С. Дистрофия миокарда у спортсменов. 1980. — 224 с.
  36. JI.A., Ведерников В. В. О генезе синусовой брадикар-дии у спортсменов //Теория и практика физкультуры. 1986. — № 8. -С. 46−47.
  37. Ю.С. Деятельность сердца и состояние симпатоадрена-ловой системы у мальчиков, занимающихся спортом: Дис. .канд. биол. наук. Казань, 1986. — 167 с.
  38. Ю.С. Адаптация сердечной деятельности детей 5−7 лет к физическим нагрузкам различной мощности //Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 16−18.
  39. Ю.С., Ситдиков Ф. Г. Адаптация сердечной деятельности и состояние газообмена у спортсменов к физической нагрузке //Физиология человека. 1997. — Т. 23. — № 4. — С. 69−73.
  40. Н.В. Влияние резко усиленной двигательной активности на регуляцию функций сердца растущего организма: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Казань, 1995. — 16 с.
  41. Н.В., Абзалов P.A. Функциональные показатели сердца крыс, подверженных различным двигательным режимам //Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке: Тез. докладов. Казань, 1994.
  42. Р.Н. Реакция срочной адаптации сердечно-сосудистой системы у детей и подростков на физические нагрузки разной мощности //Возрастные особенности физиологических систем. М., 1985. -С. 74.
  43. И.Х. Влияние двигательных режимов на функции сердца растущих крысят: Автореф. дис. .канд. биол. наук. Казань, 1993. -15 с.
  44. И.Х. Изменение ударного объема крови юных спортсменов в восстановительном периоде после выполнения Гарвардского степ-теста //Теория и практика физической культуры. 1999. — № 8. -С. 30−32.
  45. И.В., Бирюкова О. В. Возрастные изменения параметров сердца и его гемодинамика у спортсменов-лыжников высокой квалификации (по данным эхо-доплерэхокардиографии)
  46. Ультразвуковая диагностика в педиатрии: Сборник научных трудов. Под редакцией Ефремовой Е. А. 1988. — С. 27−33.
  47. И.Н. Особенности гемодинамики у детей в норме и при некоторых патологических состояниях: Автореф. дис. .докт. биол. наук. -М., 1974.-39 с.
  48. И.Н. Сравнительная оценка некоторых абсолютных и относительных показателей гемодинамики у детей и подростков //Вопросы охраны материнства и детства. 1975. — № 10. — С. 13−15.
  49. И.Н. Тетраполярная реография в исследовании ударного объема сердца у детей //Педиатрия. 1977. — № 4. — С. 57−59.
  50. К.В., Глазычев О. С. Индивидуальные особенности кардиогемодинамики детей и устойчивость к школьному эмоциональному напряжению //Педиатрия. 1993. — № 4. — С. 44−47.
  51. И.И. Некоторые показатели АД у практически здоровых детей и подростков по данным тахоосциллографии. Баку, 1972. — Т. 36.-С. 105−106.
  52. Р.И. Влияние экзогенных норадреналина и аце-тилхолина на сердце крысят, развивающихся при различных двигательных режимах: Автореф. дис. .канд. биол. наук. Казань, 1991. -18 с.
  53. Г. А., Москаленко Н. П., Глезер М. Г. и др. Различия в регуляции системы кровообращения на пробы с нагрузкой в зависимости от пола и возраста обследуемых //Кардиология. 1983. — № 4. — С. 41−45.
  54. И.В. Состояние центральной и периферической гемодинамика у детей дошкольного возраста в покое и при физических нагрузках: Автореф. дис.. канд. биол. наук. -М., 1996.
  55. Н.В. Очерки по физиологии кровообращения. Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1974. — 21 с.
  56. А.Г., Земцовский Э. В. Спортивная кардиология. JL, 1989.-464 с.
  57. Н.Б., Копылова В. А. Некоторые адаптационные возможности и функциональное состояние сердечного ритма детей первых классов, обучающихся в школе «полного дня» //Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. -Ижевск, 1996. С. 29−30.
  58. Н.Г. Ударный и минутный объемы крови у спортсменов (реографическое исследование) //Теория и практика физической культуры. 1975. — № 9. — С. 37−39.
  59. А.И. Регуляция функции сердца крысят, развивающихся в условиях гипокинезии и мышечной тренировки: Автореф. дис. .канд. биол. наук. Казань, 1994. — 16 с.
  60. JI.A. Кровообращение и гипокинетический синдром: Автореф. дис. .канд. мед. наук. -М., 1971. 35 с.
  61. А.Т. Сердечная деятельность детей 5−7 лет в условиях физических нагрузок различной мощности: Автореф. дис.. канд. биол. Наук. Казань, 1997. — 21 с.
  62. И.Б. Деятельность сердца детей 8−10 лет в условиях загазованного атмосферного воздуха и физических тренировок: Автореф. дис. канд. биол. наук. Казань, 1991. — 20 с.
  63. P.A. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М., 1973. — 325 с.
  64. P.A. Двигательный режим и здоровье школьника. -М., 1977.-25 с.
  65. P.A. Анализ факторов, определяющих уровень артериального давления у детей и подростков //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1978. — № 1. — С. 28−33.
  66. P.A. Панавене В. В., Преснякова A.M. Адаптационные сдвиги основных функций сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку //Возрастные особенности сердца при физических нагрузках. Ставрополь, 1979. — С. 14−26.
  67. P.A., Панавене В. В., Преснякова A.M. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку //Новые исследования по возрастной физиологии. 1980. — № 1. — С. 33−37.
  68. Карпман B. JL, Хрущев C.B., Борисова Ю. А. Сердце и работоспособность спортсмена. М., 1978. — 119 с.
  69. В.Л., Парин В. В. Сердечный выброс //Физиология кровообращения. Физиология сердца. Л.: Наука, 1980. — С. 225−279.
  70. В.Л., Любина Б. Г. Динамика кровообращения у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 135 с.
  71. Л.Г. Реакция сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой систем школьников 7−16 лет на физическую нагрузку: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Казань, 1990. — 19 с.
  72. В.В. Сравнительное изучение основных гемодинамических и антропометрических показателей у школьников 7−15 лет: Ав-тореф. дис.. канд. мед. наук.-М., 1976. -21 с.
  73. В.И., Фарбер Д. А. Развитие функций сердечнососудистой системы //Физиология развития ребенка. М., 1983. — С. 133−160.
  74. С.М. Особенности ЭКГ у детей 7−12 лет //Педагогика. 1985. — № 7. — С. 15−18.
  75. О.Д. Диагностическое использование ритмограмм у практически здоровых детей //Диагностика и терапия в современной клинике. Краснодар, 1981.
  76. В.Н. Динамика показателей кровообращения и дыхания у мальчиков младшего возраста под влиянием нагрузок разной мощности //Новые исследования по возрастной физиологии. 1980. — № 2. -С. 33−35.
  77. В.Н. Физиологическая работоспособность и гемодинамика у мальчиков пубертатного возраста //Возрастные особенности физиологических систем у детей и подростков. М., 1985. — С. 181−182.
  78. A.B. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой системы у мальчиков 11−16 лет: Дис. .канд. биол. наук. Казань, 1986. — 219 с.
  79. A.B. Изменение частоты сердечных сокращений, УОК и МОК у школьников 11−16 лет в динамике учебного года //Двигательная активность и симпатоадреналовая система в онтогенезе. Казань, 1987. — С. 87−93.
  80. A.B. Адаптивные возможности сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем школьников разного уровня половой зрелости //Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Дубна, 1992. — С. 210.
  81. B.C., Анциферова Л. И. Онтогенез вегетативной нервной системы //Физиология вегетативной нервной системы. Л.: Наука, 1981.-С. 496−510.
  82. Н.Т. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников. Автореф. дис.. докт. мед. наук Минск, 1973. — 20 с.
  83. Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников (гигиенические основы физического воспитания). Минск: Нар. асвета, 1979. — 80 с.
  84. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988.-398 с.
  85. А.И. Географический метод определения производительности сердца при массовых исследованиях во врачебно-педагогической практике //Актуальные вопросы спортивной медицины и лечебной физкультуры. Таллинн, 1977. — С. 28−36.
  86. Л.В. Физиологические аспекты адаптации организма школьников к физическим нагрузкам //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. — С. 228.
  87. Л.В. Характеристика двигательных функций энергообеспечения у младших школьников при выполнении физических нагрузок //Особенности развития физиологических систем у школьников. М., 1983. — С. 13−18.
  88. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников //Пособие для учителя. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 272 с.
  89. Ф.З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность. М., Наука, 1975. — С. 263.
  90. Ф.З. Адаптация, деадаптация и недостаточность сердца. М.: Медицина, 1978. — 388 с.
  91. Ф.З., Чащина C.B. Влияние адаптации к физическим нагрузкам на сократительную функцию и массу левого желудочка сердца //Кардиология. 1978. — № 9. — С. 111−118.
  92. Р.Н., Хрущев C.B., Хельбин В. Н. Возрастная кар-диогемодинамика у спортсменов. М.: Медицина, 1989. — 107 с.
  93. B.C. Роль сердечного выброса в кислородно-транспортной функции крови у детей и подростков при физическойнагрузке //Новые исследования по возрастной физиологии. 1974. -№ 2.-С. 11−14.
  94. P.E. Спорт и здоровье подрастающего поколения //Теория и практика физической культуры. 1979. — № 11. — С. 27−29.
  95. O.A. Исследование возрастных особенностей гемодинамики детей методом измерения УОК: интегральная реография тела //Педиатрия. 1976. — № 2. — С. 42.
  96. P.P. Регуляция сердечного выброса крыс, развивающихся в условиях различных двигательных режимов: Автореф. дис.. канд. биол. Наук. Казань, 1991. — 20 с.
  97. P.P. Гемодинамика у спортсменов различной квалификации, возраста и пола //История, опыт работы и перспектива развития естественно-географического факультета: Тез. докл. Казань, 1998.-С. 125−126.
  98. P.P. Насосная функция сердца развивающегося организма и ее регуляция при мышечных тренировках: Автореф. дис.. докт. биол. наук. Казань, 1999. — 40 с.
  99. P.P., Ситдиков Ф. Г., Абзалов P.A. Влияние различных режимов двигательной активности на становление и регуляцию ударного объема крови //Проблемы физиологии двигательного аппарата. Казань, 1992. — С. 115−120.
  100. M.K. Кровообращение у детей в норме и патологии. -М.: Медицина, 1976. 312 с.
  101. М.К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей. М., 1988. — 270 с.
  102. М.К., Вульфсон И. Н. Возрастная динамика основных функциональных показателей системы кровообращения у здоровых детей //Физиология человека. 1978. — № 4. — С. 723−733.
  103. М.К., Красина Г. А. Реография в педиатрии. М., 1980.-110 с.
  104. О.И. Особенности сердечного выброса у спортсменов различной квалификации, специализации и возраста: Дис.. канд. биол. наук. Казань, 1997. — 89 с.
  105. H.A. Зависимость частоты сердечных сокращений от мощности выполнения работы //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1979. — № 1. — С.23−27
  106. В.В. Особенности гемодинамики и варианты развития сердца у современных школьников: Автореф. дис. .канд. мед. наук. -М., 1979.-21 с.
  107. H.A., Филеши П. А. Комплексный подход к изучению возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы школьников //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков.-М., 1981.-115 с.
  108. Н.М. Взаимосвязь сократительной функции миокарда с основными показателями гемодинамики у современных школьников 7−17 лет: Автореф. дисс.. канд. биол. наук. М., 1979. — С. 20.
  109. Ю.Т., Большое В. М., Елизарова H.A. и др. Определение сердечного выброса методом тетраполярной грудной реографии и его метрологические возможности //Кардиология. 1977. — № 7. — С. 85−90.
  110. Ю.Т., Цветков A.A., Хеймец Г. И. Автоматизированное определение минутного объема крови методом реографии //Бюллетень Всесоюзного кардиологического научного центра АМН СССР.- 1980.-№ 1.-С. 45−48.
  111. Ю.Т., Подгорный В. Ф., Хеймец Г. И. и др. Возможности и перспективы развития реографических методов для изучения системы кровообращения //Терапевтический архив. 1986. — № 11. -С. 132−135.
  112. Р.Ф. Динамика сердечно-сосудистой системы. М.: Медицина, 1981.-С. 29−35.
  113. С.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой систем детей младшего школьного возраста в течение учебного года: Автореф. дис. .канд. биол. наук. Казань, 1989.-21 с.
  114. Г. А. Влияние физических нагрузок на сердечнососудистую систему детей и подростков. 1985. — 44 с.
  115. Г. Х. Влияние физической нагрузки большой мощности на состояние сердечно-сосудистой системы школьников: Автореф. дис.. .канд. биол. наук. Казань, 1988. — 46 с.
  116. Н.В. Регуляция хронотропной функции сердца десимпа-тизированных крыс в постэмбриональном онтогенезе: Автореф. дис. канд. биол. наук. Казань, 1997. — 21 с.
  117. Т.И. О типах распределения R-R интервалов у детей 7−8 лет //Биологический возраст и возрастная периодизация. М., 1978. -С. 76−79.
  118. Ф.Г. Изменение ЭКГ-показателей при адаптации на нагрузку длительным симпатическим воздействием //Вопросы физиологии физических упражнений и методик физического воспитания. -Тамбов, 1969.-С. 3−5.
  119. Ф.Г. Механизмы и возрастные особенности адаптации сердца к длительному симпатическому воздействию: Автореф. дис. .докт. биол. наук. Казань, 1974. — 38 с.
  120. Ф.Г. Лекции по возрастной физиологии сердца. Казань, 1981.-92 с.
  121. Ф.Г. Гетерохронность в становлении вегетативных функций и особенности адаптации к физической нагрузке у школьников //Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей.-Дубна, 1992.-С. 241.
  122. Ф.Г., Русинова С. И. Изменение показателей сердечнососудистой и симпато-адреналовой систем у детей младшего школьного возраста в течение учебного года //Физиология человека. 1992. -№ 3. — С. 88−95.
  123. О.В. Особенности реакции сердечно-сосудистой системы на тестовые нагрузки у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1986. 20 с.
  124. H.A. Гемодинамические изменения, обеспечивающие адаптацию организма к мышечной деятельности и их физиологические механизмы: Автореф. дис.. докт. биол. наук. М., 1987. -37 с.
  125. М.Я., Атулаев А. Р. Гипертонические и гипотонические состояния у детей и подростков. М.: Медицина, 1973. — 80 с.
  126. C.B. Физическая работоспособность детей и подростков //Проблемы врачебного контроля и лечебной физкультуры. -Л, 1982.-С. 11−15.
  127. С.Б., Аулик И. В. Определенные методы оценки физической работоспособности детей и подростков //Детская спортивная медицина. М., 1980.
  128. С.Б., Хрущев C.B. Детская спортивная медицина //Руководство для врачей. М., 1991 — 547 с.
  129. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М.: Педагогика, 1986. -85с.
  130. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников: Автореф. дис.. докт. мед. наук. М., 1986. — 43 с.
  131. М.Г. Физиология сердца. М.: Издательство МГУ, 1975.-303 с.
  132. B.C. Дискуссия о критериях тренированности //Теория и практика физкультуры. 1972. — № 1. — С. 69−72.
  133. B.C. Двигательные способности //Теория и практика физической культуры. 1977. — № 2. — С. 27−30.
  134. JI.Т. Особенности функциональных показателей сердца лыжников 15−17 лет в процессе годичного цикла спортивных тренировок: Дис.. канд. биол. наук. Казань, 1998. — 122 с.
  135. Р.И., Майборода С. И., Савиных Т. П. Физическое развитие и состояние здоровья младших школьников в условиях инновационного обучения //Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Ижевск, 1996. — С. 99−100.
  136. Р. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1980.- 149 с.
  137. C.B. Характер мышечной деятельности и объем сердца у спортсменов //Сердце и двигательная активность человека. М., 1971.-С. 11−15.
  138. C.B. Влияние систематических занятий спортом на С-С систему детей и подростков //Детская спортивная медицина. 1980. -С. 66−91.
  139. C.B., Иваницкая И. Н., Поляков С. Д. и др. Морфо-функциональные взаимоотношения сердца у подростков, занимающихся видами спорта, развивающими преимущественно выносливость //Медицинские проблемы физической культуры. — 1974. С. 95−100.
  140. C.B., Поляков С. Д., Хельбин В. Н. Производительность «спортивного сердца» у детей //Педиатрия. 1978. — № 2. — С. 18−21.
  141. И.Г. Концентрация ацетилхолина и активность аце-тилхолинэстеразы сердца растущих гипокинезированных крыс после выполнения физических нагрузок различной мощности: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Казань, 1998. — 21 с.
  142. Г. В. Особенности развития функциональных показателей детей школьного возраста в связи с их двигательной активностью: Дис.. канд. биол. наук. Казань, 1996. — 157 с.
  143. A.C. Особенности регуляции сердца при различных уровнях мышечной активности //Физиол. журн. СССР. 1976. — Т. 62.- № 9. -С. 1393−1395.
  144. A.C. Двигательная активность и сердце. Казань: Издательство КГУ, 1995.- 180 с.
  145. Э.Я. Характеристика гемодинамики в различные возрастные периоды у детей: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Красноярск, 1981.-С. 24.
  146. А.З. Особенности ЭКГ мальчиков 10−12 лет во время бега различной интенсивности //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. — С. 130−131.
  147. P.A. Оценка функциональных возможностей сердечной деятельности юных тяжелоатлетов по результатам исследований частоты сердечных сокращений //Возрастная физиология и физическое воспитание школьников. Свердловск, 1979. — С. 89−109.
  148. P.A. Развитие адаптации организма к статическим напряжениям в онтогенезе //II съезд физиологов Уральского региона. Тезисы докладов. 1990. — С. 92−96.
  149. P.A. Приспособительные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем организма детей среднего школьного возраста мышечной деятельности //Медико-биологические проблемы физического воспитания учащейся молодежи. Челябинск, 1981.-С. 105−107.
  150. И.А. Показатели сердечного выброса у детей и подростков //Педиатрия. 1970. — № 4. — С. 18−20.
  151. Н.И. Особенности биоэлектрической активности мышц и ритма сердца у детей 1,5−6 лет //Всероссийский съезд по ЛФК и спортивной медицине. Тезисы докладов. Свердловск, 1986. — С. 95.
  152. Н.И. Система кровообращения и двигательная активность у детей //Физическое воспитание и школьная гигиена. М., 1991. — С. 283−284.
  153. Н.И., Гуштурова И. В. О гемодинамической неоднородности у детей 6 лет //Научные аспекты физического воспитания и спорта различных возрастных групп. Ижевск, 1987. — С. 118.
  154. М.А., Гришина В. А. Возрастные особенности гемодинамики у здоровых юношей и девушек 15−18 лет //Сборник научных трудов Ленинградского института усовершенствования врачей. -1974.-Вып. 131.-С. 44−45.
  155. Ю.К. Изменение кардиодинамика у юных спортсменов под влиянием систематической тренировки (к вопросу о формировании спортивного сердца у детей) //Кардиология. 1976. — № 9. -С. 56−60.
  156. Benyldis P.O. Prediction of Maximal Uptake in boys 11−13 years of age //Physiol. 1980. — № 43. — P. 213−219.
  157. Boraita Perez A., Serratosa Fernandez L. The athlete’s heart: most common electrocardiographic findings //Rev. Esp. Cardiol. 1998. — V. 51.-N.5.-P. 356−368.
  158. Briedigkeit W., Richter N. Metdische und diagnostische Problem bei der blutdrucmessung in kindesalt //Arstl/Fortbild. 1976. — b. 70. — № 4. -S. 1268−1271.
  159. Brown K.C. Expectations of rewards and costs for exercises //J. A/a. Acad. Scient. 1980. -V. 51. -№ 3. — P. 228.
  160. Busjahn A., Li G.N., Faulhaber H.D. et al. Beta-2 adrenergic receptor gene variations, blood pressure, and heart size in normal twins //Hypertension. 2000. — V. 35. — N 2. — P. 555−560.
  161. Calvan O., Cherebetiu G., Melendez H. At al. Structural and functional changes in the of heart of high-perfomance (canoeing) athletes //Arch. Inst. Cardiol. Mex. 1999. — V. 69. — N 1. — P. 26−34.
  162. Cassimos Ch., Yarlamis C. Blood pressure in children and adolescents //Acta pediat. Scand. 1977. — V. 66. — № 4. — H. 439−443.
  163. Coian S.D. Mechanics of left ventricular systolic and diastolic function in physiologic hypertrophy of the athletes heart //Cardiol. Clin. 1997. -V. 15. — № 3. — P. 355−372/
  164. Conyca W.J. Role of exercise in including increases in sceletal muscle fitber number //J.Appl.Physiol Respir. Environ and Exercise Physiol. -1980. V. 48. — № 3. — P. 421−426.
  165. Feld L.G., Springate J.E., Waz W.R. Special topics in pediatric hypertension //Semin. Nephrol. 1998. — V. 18. -N 3. — P. 295−303.
  166. Fisman T.Z., Embor P., Pines F. et al. Comparison of left ventricular functions using isometric exercise Doppler echocardiodraphy in competli-tive runners and weightlifters versus sedentary individuals //Am. J. Cardiol. 1997. -V. 79-№ 3. -H. 355−359.
  167. Foster C., Gal R.A., Murphy P. et al. Left ventricular function during exercise testing and training //Med. Sci. Sports. Exerc. 1997. — V. 29. -№ 3. — P. 297−305.
  168. Freyschuss M. Elicitation of heart rate and blood pressure increase on muscle contraction // J. Apple. Physiol. 1970. — V. 28. — P. 758−761.
  169. W. Физиология кровообращения. Минутный объем сердца и его регуляция. М.: Медицина, 1969. — 472 с.
  170. George N., Ribist P.M. Maximal oxygen uptake during swimming of young competitive swimmers 9 to 17 years old //Res. Guart, 1979. V. 50.-№ 4.-P. 574−582.
  171. Gotshall R.W., Bauer T.A., Fahrner S.L. Cycling cadence alters ex-ereise hemodynamics //Int. I. Sports. Med. 1996. — № 1- S. 17−21.
  172. Grunenwald B. Sport als Pravention ist Bevegungs magel als Risika-faktor gesichert //Therapiewoch. 1980, Bd.30. — № 32. — S. 5205−5209.
  173. Guillaume M., Lapidus L., Bjorntarp P. et al. Physical activity, obesity, and cardiovascular risk factors in children. The Belgian Luxembourg Child Study II //Obes. Res. 1997. — V. 5. — N. 6. — P.549−556.
  174. Gulmans V.A., de Meer К., Binkhorst R.A. et al. Reference values for maximum work capacity in relation to body composition in healthy Dutch children //Eur. Respir. J. 1997. — V. 10. -N 1. — P. 94−97.
  175. Gurses G., Binjidies P., Gokhan N. The effect of various training methods on oxygen transport system in children 11−13 years of age. Turkish scientific Research Connil TAG. Instambul. — 1978. — 338 p.
  176. Halle V., Huonker M., Hohnloser S.H. et al. QT dispersion in exercise-induced myocardial hypertrophy //Am. Heart J. 1999. — V. 37. — N. 9.-P. 539−547.
  177. Harreil J.S., Gansky S.A., Bradley C.B. et al. Leisure time activities of elementary school children //Ners. Res. 1997. — V. 46. — N. 5. — P. 246−253.
  178. Haykowsky M., Chan S., Bhavblane Y. et al. Effects of combined endurance and strength training on left ventricular morphology in male and female rowers //Can. J. Cardiol. 1998. — V. 14. -N. 3. — P. 387−391.
  179. Heiss H.W., Barmeyer J., Wink К. Durchblutung und Substatumzatztdes gesunden menschlichen Herzens in Abhangigkeit vom Trainingzustand //Verh. Dtsch. Kreisl. 1975. — Bd. 41. — S. 243−252.
  180. Hopkins M.G., Spina R.J., Ehsani A.A. Enhanced? adrenergic -mediated cardiovascular responses in endurance athletis //J. Appl. Physiol. — 1996. — V. 80. — № 2. — P. 516−521.
  181. Horowitz M., Parnes S., Hasin I. Mechanical and metabolic perfo-mance of rat heart: effect of combined stress of heart acclimation and swimming training //J. Basic. Clin. Physiol. Pharmaed. 1993. — № 4. — P. 139−156.
  182. Hurburg R., Schork M.A., Erturt J.C., Schull N.J., Chape C. Stress and blood pressure measurement 22 //Chorn.Dis. 2. 1977. — V. 30. — № 10.-P. 649−658.
  183. Jacob R., Kissling G., Ebrecht G. et al. Adaptive and pathological alternations in experimental cardiac hupertrophy //Adan. Myocardiol. -1983.-№ 4.-P. 55.
  184. Jaraba Caballero S., Perez Navero J.L., Ibarra de la Rosa I. et al.
  185. Effects of physical exercise on the cardiorespiratory system in children //An. Esp. Pediatr. 1999. — V. 50. — N. 4. — P. 367−372.
  186. P.D. Периферическое кровообращение. M.: Медицина, 1982.-440 с.
  187. Kelley G. Dinamic resistance exercise and resting blood pressure in adults: a meta-analysis //J. Appl. Physiol. 1997. — V. 82. — N. 5. — P. 1559−1565.
  188. Klimt F., Rannier R., Rauften P. Korperlichex Belastung neun rehniahriger kinder durch einen 200 m //Laufsohweiz Zeitschtrift sport-med. 1971. -№ 3. — P. 21.
  189. Londe S., Goldring D. Hypertension in children //Am. Heart. J. -1972.-V. 84. -№ l.-P. 1−4.
  190. Londe S., Goldring D., Gollub S.W. Blood pressure in black and white children //J.Pediatr. 1977. — V. 90. — № 1. — P. 93−95.
  191. Malergue M.C. Hypertrophic cardiomiopathy and physiologic hypertrophy in athletes: a new diagnostic approach using tissue color Doppler //Arch. Mal. Coeur. Vaiss. 1999. — V. 92. — N. 2. — P. 197−199.
  192. Manetti P., Toncelli L., Vono M.C. et al. The eggects of training on skeletal and cardiac muscle mass in professional soccer players //Ann. Ital. Med. Int.- 1999.-V. 14.-N. 3.-P. 166−171.
  193. Obert P., Stecken F., Courtreix D. et al. Effect of long-term intensive endurance training of left ventricular structure and diastolic function in prepubertal children //Int. J. Sports. Med. 1998. — V. 19. — N. 2. — P. 149−154.
  194. Pelliccia A. Determinants of morphologic cardiac adaptation in elite athletes: the role of athletic training and constitutional factors //Int. J. Sports. Med. 1996. — V. 17. Suppl 3. — S. 157−163.
  195. Pena M. et.al. The influence of physical exercise upon the body composition of obese children //Acta peadiat. Acad.Sci.hung. 1980. — V. 21. — № 1.-P. 9−14.
  196. Perna F.M. et al. Psichological stress, exercises and immunity //Int. J. Sports. Med. 1997. -V. 18. Suppl. 1. — P. 78−83.
  197. RagnarA., Canterin A.A., Targa S. et al. Precursori de arterios-cherost dell infanria studiio di pordenone //G. Ital. Gardiol. 1980. — № 10.-P. 815−820.
  198. Richardson J.R., Ferguson J., Hiscox J. et al. Non-invasive assessment of cardiac output in children //L. Accid. Emerg. Med. 1998. — V. 15. -N. 5. -P. 304−307.
  199. Richter H., Briedig Keit. Methodische und diagnostische Probleme beider Blutdrucmessung in Kindersalt //Arstl. Fordbuild, 1976. b. 70. -№ 4. — S. 1268−1271.
  200. Rosental M., Bush A. Haemodynamics in children during rest and exercise: methods and normal values //Eur. Respir. J. 1998. — V. 11. — N. 4.-P. 854−865.
  201. Rowland T., Goff D., De Luca P. et al. Cardiac effects of a competitive road race in trained child runners //Pediatrics. 1997. — V. 100. — N. 3.-E. 2.
  202. Shannon D.C., Carley D.V., Benson H. Aging of modulation of hears rate //Amer. J. Physiol. 1987. — V.253. — № 4. — P. H874.
  203. Schmidt G.J., Walkuski J.J., Stensel D.J. The Singapore Youth Coronary Risk and Physical Activity Study //Med. Sei. Sports Exere. -1998.-V. 30.-N. l.-P. 105−113.
  204. Veicsteinas A., Gussoni M. Cardiac output and cardiac blood during isometric exercise in man //Dool. 1982. — V. 58. — n. 8. — P. 457−461.
  205. Warner H. Regulation of cardiac output through stroke volume //Circul. Res. 1960. — V. 8. — № 3. — P. 549−552.
Заполнить форму текущей работой