Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование теоретических знаний по предмету «Физическая культура» у учащихся старших классов с применением программированного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, как показывают результаты исследований (Матвеев А.П., 1997; Герасимова H.A., 2003; Лукьяненко В. П., 2007 и др.) в настоящее время уровень теоретической подготовленности учащихся старших классов остается очень низким. По данным Ф. И. Собянина (2006, 2007) по итогам многолетних исследований, на основе анализа результатов проведения предметной олимпиады школьников на примере… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
    • 1. 1. Понятие о знаниях и закономерностях их формирования
    • 1. 2. Этапы формирования знаний
    • 1. 3. Особенности формирования знаний в области теории физической культуры
    • 1. 4. Содержание знаний о физической культуре в общеобразовательной школе
    • 1. 5. Понятие о программированном обучении
    • 1. 6. Проблема формирования знаний по физической культуре у старшеклассников с применением программированного обучения

Формирование теоретических знаний по предмету «Физическая культура» у учащихся старших классов с применением программированного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Теоретический раздел по физической культуре призван повысить уровень специальной теоретической подготовленности учащихся, способствовать более эффективной практической деятельности в сфере физической культуры, а также формированию потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Особенно это важно для учащихся старших классов, потому что им необходимо сдавать экзамен по физической культуре (практический и теоретический разделы), а некоторым из них необходимо хорошо знать основы теории физической культуры, чтобы успешно выступить на предметной олимпиаде среди старшеклассников и сдать вступительный экзамен на факультет физической культуры.

Вместе с тем, как показывают результаты исследований (Матвеев А.П., 1997; Герасимова H.A., 2003; Лукьяненко В. П., 2007 и др.) в настоящее время уровень теоретической подготовленности учащихся старших классов остается очень низким. По данным Ф. И. Собянина (2006, 2007) по итогам многолетних исследований, на основе анализа результатов проведения предметной олимпиады школьников на примере Белгородской области установлено, что средняя оценка участников этих олимпиад оказывается ниже оценки «удовлетворительно». Особенно плохо знают старшеклассники «Медико-биологические основы физической культуры» и «Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности», причем девушки имеют знания на порядок ниже по уровню, чем юноши. Вместе с тем, исследований, посвященных разработке проблемы формирования знаний у учащихся старших классов очень мало. Так, например, группа авторов (Ф.И. Собянин, В. В. Сокорев, А. Ф. Куликов, И. П. Куликов, 2004) исследовали уровень теоретической подготовленности учащихся старших классов, особенности преподавания теории физической культуры в школе, Курочкин В. А. (2004) исследовал освоение школьниками знаний по физической культуре как средство формирования у них положительной физкультурной мотивации,.

Макаревич E.B. (2000) также рассматривал знания учащихся в сфере физической культуры в связи с их здоровым образом жизни.

Анализ литературы показывает, что в теории и методике преподавания физической культуры в школе еще практически не использован огромный потенциал новых педагогических технологий, в частности, программированного обучения. Оно активно развивается в нашей стране уже с 60−70-х годов по настоящее время (Исаев Л.Н., 1964; Афонский И. Н., 1973; Блюмин М. И., 1973; Анейчик В. В., 1992; Варченко В. И., 1998; Браун Ю. С., 2002; Бостанова JT.K., 2005 и др.). В частности, изучены основы применения программированного обучения (Исаев JI.H., 1964; Ильина Т. А., 1970; Буняев H.A., 1992; Дацюк Г. И., 2001; Зиновьев В. В., 2002 и др.). Анализировался зарубежный опыт применения программированного обучения (Автономова Т.В., 2003 и др.). Рассматривались вопросы профессиональной подготовки студентов, учителей, административного состава общеобразовательных учреждений к осуществлению программированного обучения школьников (Анейчик В.В., 1992; Гварамидзе Н. Л., 1992; Киселев Г. М., 1995 и др.). Проводилось обоснование программированного обучения по разным предметам для начальных классов (Буркова Л.Л., 1993; Васина Ю. М., 2002 и др.), учащихся среднего звена (Васильева Л.Д., 2004 и др.). В последние годы активнее осваиваются компьютерные технологии, программированное обучение в старших классах (Браун Ю.С., Бостанова Л. К., 2005 и др.).

В сфере физкультурного образования, по сравнению с другими областями знания программированное обучение пока мало разработано. Имеется несколько работ, в том числе диссертаций по применению программированного обучения для подготовки физкультурно-педагогических кадров (Кузнецов B.C., 1984; Холодов Ж. К., 1996 и др.). Используются фрагменты программированного обучения в ряде работ, посвященных освоению и совершенствованию техники физических упражнений (Терентьева О.С., 22 005 и др.). Выполнены исследования по методике теоретической подготовки школьников по предмету «Физическая культура», но в этих работах не рассматриваются возможности освоения теоретического раздела данной дисциплины с помощью применения программированного обучения для учащихся старших классов (Герасимова H.A., 2003; Ермолаева Е. В., 2004 и др.).

Таким образом, в настоящее время сложилось противоречие между необходимостью повышения уровня теоретической подготовленности учащихся старших классов по физической культуре, способствующей формированию устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями, повышению уровня физической подготовленности, укреплению здоровья и, с другой стороны, низким качеством учебно-методической работы в школе по теоретическому разделу, его недостаточной научной обоснованностью, отсутствием новых разработок с применением программированного обучения.

Проблема исследования: каковы средства и методы применения программированного обучения в комплексе с другими средствами для повышения уровня теоретической подготовленности старшеклассников в школе по дисциплине «Физическая культура»? Сказанное выше обусловило актуальность данного исследования и формулировку темы диссертационной работы.

Цель исследования — определить средства и методы применения программированного обучения в комплексе с другими средствами для повышения уровня теоретической подготовленности старшеклассников в школе по дисциплине «Физическая культура».

Объект исследования — обучение учащихся старших классов теоретическим знаниям по предмету «Физическая культура».

Предмет исследования — процесс формирования теоретических знаний по предмету «Физическая культура» у учащихся старших классов с применением программированного обучения.

Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, анализ документов, педагогическое наблюдение, опрос, тестирование уровня знаний с помощью опросника, компьютерное тестирование, тестирование уровня физической подготовленности школьников, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Гипотеза: предполагалось, что у учащихся старших классов значительно повысится уровень теоретических знаний по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе, если:

— будет выявлен исходный уровень теоретической подготовленности по дисциплине «Физическая культура» у учащихся старших классов в общеобразовательных школах;

— в содержании занятий со старшеклассниками будет применяться специально разработанный учебный материал в виде линейного варианта программированного обучения;

— для проведения педагогического контроля будет использоваться компьютерное тестирование совместно с устным и письменным опросом;

— будет применяться комплекс занятий, включающий уроки физической культуры, внеклассные занятия с проведением викторин и домашние задания для учащихся старших классов;

— будут разработаны критерии для оценки уровня теоретических знаний у учащихся старших классов по физической культуре.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень теоретической подготовленности по дисциплине «Физическая культура» у учащихся старших классов в общеобразовательных школах.

2. Обосновать и экспериментально проверить методику формирования знаний у старшеклассников по физической культуре на основе положений теории программированного обучения.

3. Разработать критерии для оценки уровня теоретических знаний у учащихся старших классов по физической культуре, полученных в результате программированного обучения.

4. Определить эффективность экспериментальной методики программированного обучения по уровню знаний старшеклассниками социокультурных, психолого-педагогических, медико-биологических основ физической культуры, а также знаний по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности.

Методологическая основа исследования — философские положения о теоретическом и эмпирическом познании объективной реальности, о единстве теории и практики, этапах человеческого познания (A.A. Радугин, В.Ф. Шаповалов), о значении теоретического знания (В. Оконь), положения о психических и физиологических механизмах теоретического обучения (P.M. Грановская, Уильям Крейн), общепедагогические принципы обучения (В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов, И.Ф. Харламов), культурологический подход (В.М. Выдрин, Л. И. Лубышева, Ю.М. Николаев).

Теоретическую основу исследования составляют — теория программированного обучения (Б. Скиннер, Н. Кроудер, С. Купесевич), теоретические положения в области физкультурного образования (В.М. Выдрин, Ю. М. Николаев, Ф.И. Собянин), теоретические основы, принципы и методы обучения знаниям в сфере физической культуры (Б.А. Ашмарин, Ю. Ф Курамшин, В. П. Лукьяненко, А. П. Матвеев,), теоретические взгляды на закономерности возрастного развития учащихся старших классов (В.И. Дубровский, В.М. Смирнов).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— получены данные об уровне и особенностях теоретической подготовленности учащихся старших классов по предмету «Физическая культура»;

— разработана методика обучения старшеклассников основам теории физической культуры в школе с применением теории программированного обучения;

— на основе положений теории программированного обучения разработан учебный материал по теории физической культуры для учащихся старших классов в виде линейного варианта программированного обучения, компьютерное тестирование совместно с устным и письменным опросом, комплекс занятий урочной, внеклассной формы и домашние задания;

— определены критерии оценки уровня теоретических знаний у учащихся старших классов по физической культуре, полученных в результате программированного обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные:

— вносят дополнения в изучение дидактических проблем физической культуры, дидактических проблем базового физического воспитания, педагогических технологий в системе физического воспитания;

— расширяют знания об уровне теоретической подготовленности учащихся по теории физической культуры в общеобразовательных учреждениях;

— позволяют развивать положения теории программированного обучения с учащимися старших классов по предмету «Физическая культура»;

— обогащают теорию обучения в сфере неспециального физкультурного образования в общеобразовательных учреждениях;

— развивают представления об уровнях и критериях оценки теоретических знаний учащихся по предмету «Физическая культура».

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработана методика формирования у учащихся старших классов знаний по предмету «Физическая культура» с применением программированного обучения в условиях общеобразовательных учреждений;

— разработаны практические рекомендации по освоению теории физической культуры для школьников в объеме образовательной программы для старших классов;

— подготовлен учебный материал, пригодный для применения на третьем уроке физической культуры.

Полученные данные могут применяться при обучении предмету «Физическая культура» на занятиях в старших классах общеобразовательных учреждений. Кроме того, результаты исследования можно использовать в процессе подготовки специалистов в сфере физической культуры в вузах, а также на курсах переподготовки и повышения квалификации физкультурных кадров. Результаты проведенного исследования успешно внедрены в образовательный процесс по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе № 11 г. Белгорода, в Лицее № 38 г. Белгорода, в Разуменской общеобразовательной школе № 3 Белгородского района Белгородской области.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется анализом и обобщением значительного количества специальной литературы, избранными теоретико-методологическими основами, совокупностью методов исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, адекватностью исходных положений и полученных результатов, выводов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретическая подготовленность учащихся старших классов общеобразовательных школ по основам теории физической культуры находится на низком уровне: средний показатель соответствует у юношей оценке «удовлетворительно», а у девушек оценке «неудовлетворительно», что негативно отражается в целом на формировании физической культуры учащихся.

2. Эффективное обучение старшеклассников в школе теоретическим знаниям по физической культуры должно осуществляться посредством методики с применением программированного обучения, основанной на: а) решении комплекса специально подготовленных заданий разного уровня сложности и степени самостоятельности учащихсяб) последовательном и выполнении шагов программированного обучения, где 1-й шаг — анализ и распределение теоретического материала по физической культуре на разделы, 2-й шаг — распределение учебного материала в разделах на отдельные темы, 3-й шаг — выделение опорных дидактических единиц в разделах, 4-й шаг — разработка заданий по отдельным вопросам, 5-й шагсоздание и реализация целостной модели программированного обученияв) интеграции таких форм обучения, как уроки физической культуры, внеклассные занятия, самостоятельные домашние задания в комплексе с педагогическим контролем в виде компьютерного тестирования, устного и письменного опроса.

3. Критериями оценки (формальными) теоретических знаний у учащихся старших классов при компьютерном тестировании являются: 10 общее количество правильных ответов по предлагаемым вопросам- 2) количество правильных ответов на вопросы по наиболее трудным разделам- 3) общее время выполнения тестирования. В качестве неформальных критериев для оценки учащихся определены: воспроизводимость знаний (через промежутки времени), применяемость знаний (умение применять знания во время рассуждений, отстаивании своего мнения), интегрированность знаний (умение связывать освоенные знания со знаниями из других областей). При устных и письменных ответах на вопросы критериями оценки знаний являются: соответствие ответа поставленному вопросу в задании, полнота ответа на вопрос, ясность, понятность содержания ответа.

4. В результате применения методики программированного обучения по теоретическому разделу предмета «Физическая культура» у учащихся старших классов повышается уровень теоретических знаний в области социокультурных, психолого-педагогических, медико-биологических основ физической культуры, а также по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности, что положительно сказывается на повышении уровня потребностей в сфере физической культуры.

Апробация работы. Основные результаты проведенного исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики физической культуры, заседаниях совета факультета физической культуры ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», а также были апробированы на научной конференции молодых ученых факультета физической культуры НИУ БелГУ «Неделя науки» (Белгород, 2009), на региональном научно-методическом семинаре «Совершенствование занятий по физической культуре на основе индивидуально ориентированного подхода в условиях сельской школы» (с. Новоалександровка Ровеньского района Белгородской области, 2011), всероссийских научно-практических конференциях «Физическая культура и спорт — основа здорового образа жизни» (Тамбов, 2004), «Актуальные проблемы теории и практики физической культуры и спорта» (Ульяновск, 2004), «Теория и практика физической культуры и спорта в условиях модернизации образования» (Ижевск, 2009), IV всероссийской научно-практической конференции по вопросам развития физкультурного образования (Тамбов, 2009), международных научно-практических конференциях «Физическая культура в XXI веке: состояние и перспективы развития» (Белгород, 2004), «Состояние и перспективы развития физкультурного образования на современном этапе» (Белгород, 2007) и Первом международном конгрессе «проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация» (Белгород, 2009). Основные положения и результаты исследования опубликованы в 13 работах, включая 4 статьи в журналах, входящих в список ВАК РФ — в журнале «Теория и практика физической культуры» (2007), в журнале «Культура физическая и здоровье» (2009, 2011), в журнале «Социально-экономические явления и процессы (2012).

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, приложений. Она изложена на 166 страницах.

ВЫВОДЫ.

1. В результате исследования установлено, что у учащихся старших классов теоретические знания по предмету «Физическая культура» находятся на низком уровне. Уровень знаний у девушек ниже, чем у юношей на 5−17% по отдельным разделам и при общей суммарной оценке знаний по физической культуре.

2. Изучение уровня знаний учащихся старших классов общеобразовательных учреждений по отдельным разделам теоретической части предмета «Физическая культура» свидетельствует о неодинаковом соотношении владения знаниями. Учащимся легче даются знания по разделу «Социокультурные основы физической культуры», «Психолого-педагогические основы физической культуры» и гораздо труднее они осваивают знания из разделов «Медико-биологические основы физической культуры» и «Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности».

3. Данные анкетного опроса показали, что учителя физической культуры мало внимания уделяют теоретической подготовке учащихся старших классов. По мнению учителей, важнейшими факторами, препятствующими повышению уровня теоретической подготовленности старшеклассников по физической культуре являются: недостаточное количество специальной методической литературы (100% опрошенных), отсутствие необходимого для решения этой проблемы времени у педагогов (100%), отсутствие специальных учебников для теоретической подготовки учащихся (86%), недостаток научно обоснованных методик для обучения теории физической культуры учащихся (77,4%), нежелание учащихся осваивать теоретический раздел физической культуры (43%).

4. Обоснована методика обучения теоретическим знаниям учащихся старших классов по предмету «Физическая культура» с применением программированного обучения, основанного на выполнении заданий разного уровня сложности и степени самостоятельности учащихся в процессе уроков физической культуры, внеклассных занятий, выполнении самостоятельных домашних заданий в комплексе с педагогическим контролем в виде компьютерного тестирования, устного и письменного опроса. Она представляет собой совокупность принципов, средств, методов, форм проведения занятий и последовательное включение компонентов: анализа содержания теоретической части дисциплины «Физическая культура» для общеобразовательных учреждений в старших классах с последующей дифференциацией материала на разделы и темы, разработки заданий-вопросов по темам на основе дидактических единиц содержания образовательной программы по физической культуре для учащихся старших классов.

5. Определены критерии для оценки уровня теоретических знаний старшеклассников при проведении компьютерного тестирования: 1) общее количество правильных ответов по предлагаемым вопросам- 2) количество правильных ответов на вопросы по наиболее трудным разделам («Медико-биологические основы физической культуры», «Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности») — 3) общее время выполнения тестирования. Кроме того, в качестве неформальных критериев для оценки учащихся применялись: воспроизводимость знаний (показывающая их надежность) через промежутки времени, применяемость знаний (умение применять знания во время рассуждений), интегрированность знаний (умение связывать освоенные знания со знаниями из других наук). Для письменного и устного оценивания уровня знаний применялись критерии: соответствие ответа поставленному вопросу, полнота ответа на вопрос, ясность и понятность ответа.

6. В результате проведенного педагогического эксперимента выявлены достоверные различия (при Р < 0,05, Р < 0,01) по уровню теоретических знаний между экспериментальной и контрольной группами учащихся 10-х классов общеобразовательной школы. Лучше всего учащиеся экспериментального класса, по сравнению с контрольным, овладели социокультурными, медико-биологическими и психолого-педагогическими знаниями. Знания в области базовых видов физкультурно-спортивной деятельности в экспериментальной и контрольной группах давались труднее, чем в других разделах. Уровень теоретической подготовленности достоверно увеличился у юношей и у девушек. У юношей средние показатели теоретической подготовленности после эксперимента выше, чем у девушек, но при этом между ними нет достоверных различий.

7. Теоретическая подготовка учащихся старших классов существенно повлияла на развитие физкультурных потребностей испытуемых. В меньшей степени обучение теории повлияло на физическую подготовленность и состояние здоровья школьников. После эксперимента в контрольной группе уровень физкультурных потребностей несколько увеличился, но остался на уровне «ниже среднего». В экспериментальной группе средний показатель физкультурных потребностей у старшеклассников вырос до «высокого» уровня.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для повышения уровня теоретической подготовленности учащихся старших классов по предмету «Физическая культура» рекомендуется применение методики обучения, основанной на теории программированного обучения, педагогического контроля с применением ЭВМ в процессе уроков физической культуры, внеклассных занятий и выполнения домашних заданий.

2. Основа содержания методики теоретической подготовки учащихся старших классов по физической культуре должна опираться на дифференциацию учебного материала по разделам и темам, разработку специальных заданий-вопросов с представлением вариантов ответов на них, контроль за уровнем теоретической подготовленности старшеклассников с помощью компьютерного тестирования, выполнение учащимися самостоятельной работы с учебным пособием и компьютерным учебником, участие в викторинах и повторное оценивание уровня владения теорией физической культуры.

3. В процессе занятий по теории физической культуры в старших классах особое внимание уделять повышению уровня знаний у девушек, а также акцентировать усилия на освоении учащимися медико-биологических знаний и знаний в области базовых видов физкультурно-спортивной деятельности.

4. При оценивании уровня теоретической подготовленности учащихся старших классов необходимо пользоваться различными способами опроса — устным, письменным и с помощью компьютерного тестирования, прошедшего специальную экспертизу специалистов и разрешение для массового применения в школах.

5. Рекомендуется в процессе обучения старшеклассников применять различные формы обучения в комплексе. Систематически включать освоение знаний на уроках физической культуры, с учетом их благоприятного влияния на физическое совершенство учащихся, во время внеклассных занятий, а также выполнения домашних заданий под контролем родителей и учителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Ю. Исследование влияния социальных факторов на физкультурно-спортивную активность: научные основы управления подготовкой спортсменов: сборник научных трудов. Л.: ЛНИИФК, 1982. С. 5−9.
  2. В.М. Педагогическая система формирования ключевых образовательных компетенций старшеклассников: автореф. дис.. канд.пед.наук. Тамбов, 2007. 23 с.
  3. Т.В. Основные тенденции развития гуманитаризации общего образования (на материалах стран Западной Европы и США): дис. .канд. пед. наук. М., 2003. 176 с.
  4. В.У., Белоусов H.H., Алфимов H.H., Пенков А. Ф. Законопроект «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 3. С. 50.
  5. С.Н. Влияние соотношения различных методов упражнения на процесс формирования интереса школьников к урокам физической культуры: дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 150 с.
  6. М.Н. Моделирование системы педагогического стимулирования самооценки младших школьников: автореф. дис. .канд.пед.наук. Тамбов, 2007. 26 с.
  7. В.В. Повышение профессиональной компетентности руководителей школы по управлению процессом компьютеризации обучения: дис. .канд.пед.наук. СПб., 1992. 220 с.
  8. М.В. Физиолого-гигиенические рекомендации по нормализации учебной нагрузки учащихся 8−10 классов. М.: АПН СССР, 1985.-33 с.
  9. H.B. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: дис. .д-ра пед.наук. М., 1994. 354 с.
  10. М.А. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности // Физическая культура и советский образ жизни: под ред. М. Х. Титма. М.: ФИС, 1982. С. 169−180.
  11. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. 240 с.
  12. C.B. Запросы и потребности населения как базовый фактор планирования развития физической культуры и спорта городского района: автореф. дис.. канд. пед. наук. ВНИИФК. М., 1991. 21 с.
  13. И.А. Принцип доминанты в обосновании системы воспитания и обучения детей школьного и дошкольного возраста// Физиология человека. 1991. Т. 17. № 5. С. 5−16.
  14. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности . М.: Мысль, 1976. 160 с.
  15. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.
  16. B.C. Воспитание устойчивой потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями будущих учителей: дис.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2003. 154 с.
  17. В.Г. Системный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1982. 268с.
  18. И.Н. Исследование вопросов совершенствования с помощью ЦВМ методического содержания программированного контроля и программированного обучения: дис. .канд. техн. наук. М., 1973. 180 с.
  19. A.B. Формирование мотивационно-ценностного отношения школьников к физической культуре: автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 1995. 19 с.
  20. P.A. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. 220 с.
  21. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978. 223 с.
  22. .А., Завьялов Л. К., Курамшин Ю. Ф. Педагогика физической культуры. СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина. 1999. 353 с.
  23. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. 77 с.
  24. Г. Д. Управление формированием профессионального интереса у студентов институтов физической культуры и тренеров по спорту //Теория и практика физической культуры. 1988. № 10. С. 12−14.
  25. В.К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема//Вопросы философии. 1981. № 8. С. 18−22.
  26. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1987. 223 с.
  27. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. 207 с.
  28. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1990. № 1.
  29. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991. № 7. С. 37−41.
  30. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2−4.
  31. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 24−25.
  32. В.А. Отношение младших школьников к физкультурно-спортивной деятельности в различных регионах Республики Беларусь //
  33. Проблемы оздоровления населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях. Минск: Четыре Четверти, 1996. 67 с.
  34. Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1997. 40 с.
  35. С.Д. Формирование потребности в физическом совершенствовании старшеклассников как основа содержания школьной программы: дис.. канд. пед. наук. СПб., 1998. 190 с.
  36. В.Г., Виленский М. Я. Взаимосвязь целей и форм участия студентов в физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1988. № 12. С. 14−16.
  37. В.В. О нравственном воспитании спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1967. № 11. С. 62−65.
  38. Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1993. С. 96−109.
  39. М.Г. Формирование теории физической рекреации в контексте основ её метатеории: дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 1999. 197с.
  40. Е.В. Формирование методологической культуры учителя //Педагогика. 1996. № 4. С. 35.
  41. В. П. Программированное обучение. Дидактич. основы. -М.: Педагогика, 1970. 240 с.
  42. М.И. Комплексное использование технических средств и программированного обучения в учебном процессе средней школы: дис.. канд.пед.наук. М., 1973. 205 с.
  43. С.А. Формирование познавательного интереса у старшеклассников в дидактической компьютерной среде: дис. .канд.пед.наук. Волгоград, 2002. 206 с.
  44. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. 58 с.
  45. Большой энциклопедический словарь. В 2 т., Т. 1,2. М.: Сов. энциклопедия, 1991. 1992. 910 с.
  46. Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников // Сов. педагогика. 1991. № 9. С. 50−54.
  47. Т.И. Формирование интереса старшеклассников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями с отягощениями: дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. 174 с.
  48. М.В. Мотивация самораскрытия личности в юношеском возрасте: дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001. 194 с.
  49. JI.K. Формирование информационной культуры старшеклассников и ее преемственность: дис. .канд.пед.наук. Карачаевск, 2005. 182 с.
  50. Ю.С. Содержание подготовки учащихся старших классов к применению технологии Мультимедиа в учебной деятельности: дис. .канд.пед.наук. М., 2002. 168 с.
  51. Буркова JI. J1. Методические возможности использования компьютеров при обучении шестилетних детей в школе: дис. .канд.пед.наук. М., 1993. 165 с.
  52. М.М. Научно-методические основы проектирования разветвлено-диалоговых обучающих систем: дис. .д-ра пед.наук. М., 1992. 350 с.
  53. B.C. Теория и практика формирования потребности в физическом самовоспитании у школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 1. С. 2−7.
  54. И.М., Лубышева Л. И., Столяров В. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. 1998. № 5. С.11−15.
  55. С.И. Педагогические условия развития творческой деятельности учащихся (на примере изучения предмета технология): автореф. дис. .канд.пед.наук. Нижний Новгород, 2007. 22 с.
  56. В.И. Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе: дис. .канд.пед.наук. Калининград, 1998. 164 с.
  57. Васильев A. JL Физкультурно-спортивная активность студенческой молодежи в свободное время и факторы, её определяющие // Теория и практика физической культуры. 1992. № 5. С. 43−45.
  58. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. 144 с.
  59. Л.Д. Педагогические условия формирования информационно-функциональной компетентности учащихся 5−9 классов сельской общеобразовательной школы: дис. .канд.пед.наук. Уфа, 2004. 213 с.
  60. Ю.М. Дидактические условия использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников: дис. .канд.пед.наук. Тула, 2002. 227 с.
  61. Введение в теорию физической культуры: учеб. пособие / Под ред. Л. П. Матвеева. М.: ФиС, 1983. 128 с.
  62. .Ф. Опыт формирования привычки (потребности) к занятиям физической культурой // Сов. педагогика. 1982. № 2. С. 33−35.
  63. К.Н. Структура физкультурно-спортивных потребностей различных социально-демографических групп городского населения: дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 2001. 160 с.
  64. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989. С. 77−173.
  65. H.H. Физическая культура личности (Проблема человеческой деятельности- методологические, социально-философские, педагогические аспекты). Кишинев: Штипица, 1989. 110с.
  66. М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория // Теория и практика физической культуры. 1991. № 11. С. 8−11.
  67. М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. М.: Физкультура и спорт, 1992. 124 с.
  68. П.А., Столов И. И., Душанин A.JI. Физическая культура и спорт в России в преддверии XXI века: (проблемы и опыт). М.: Красноярск, 1999. 292 с.
  69. А.П. Формирование у студентов потребности в физическом самосовершенствовании как задача учебно-тренировочного процесса // Матер. Всесоюз. науч. конф. Львов, 1987. С.2−3.
  70. В.В. Разработка модели формирования состава информационно-компьютерного обеспечения технологии обучения: дис. .канд.экон.наук. М., 1996. 131 с.
  71. A.M. Характер отношения учащихся старших классов к урокам физической культуры и пути воспитания интереса к ним: матер, науч. метод, конф. Прибалтийских республик. Тарту, 1971. С. 11−13.
  72. Л.В. Физическое воспитание учащихся. Киев, 1988. С. 1230.
  73. Г. Г. Мотивы, побуждающие учащихся к занятиям физической культурой и спортом // Новые исследования педагогики. 1970. № 1. С. 66.
  74. .Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, вопросы формирования. Воронеж: ВГУ, 1990. 180 с.
  75. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.480 с.
  76. В.М., Николаев Ю. М. Содержание, объем и структура понятия «физическая культура» // Теория и практика физической культуры. 1974. № 9. С. 8−10.
  77. В.М. Советская физическая культура как феномен культурной революции в СССР: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1980. 41с.
  78. В.М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культуры. 1986. № 5. С. 24−27.
  79. В.М., Пономарев Н. И., Евстафьев Б. В. и др. К вопросу определения понятий в теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1987. № 2. С.23−25.
  80. В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): учеб. пособие. Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988. 45 с.
  81. В.М. Проблема непрофессионального физкультурного образования и пути ее решения // Физическая культура и спорт в современном образовании. Методология и практика: Сб. науч.тр. СПб., 1993.- С. 48−56.
  82. В.М., Курамшин Ю. Ф., Николаев Ю. М. Осмысление интегративной сущности физической культуры магистральный путь ее теории // Теория и практика физической культуры. 1996. № 5. — С. 10−15.
  83. В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры: учебное пособие. СПб., 1997. — 96 с.
  84. В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: учебное пособие. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001. 78 с.
  85. В.М. История и методология науки о физической культуре : монография. С.-Петербург: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2002. 150 с.
  86. В.М. Физическая культура вид культуры личности и общества (опыт историко-методологического анализа проблем): монография. Омск: Изд-во СибАДИ, 2003. 142 с.
  87. Н.Г. Организация деятельности учащихся в процессе проверки результатов обучения на основе амбивалентного подхода: автореф. дис .канд.пед.наук. Тамбов, 2009. 25 с.
  88. Г. П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996. 153 с.
  89. С.М. Личностно-ориентированное взаимодействие участников процесса обучения как фактор развития познавательнойсамостоятельности старшеклассников: автореф. дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 1999. 22 с.
  90. H.JI. Формирование компьютерной грамотности учителей общеобразовательных предметов в процессе методической работы в школе: Дис. .канд.пед.наук. СПб., 1992. 173 с.
  91. Р.Д. Профессиональная социализация школьников на этапе предпрофилыюй подготовки: автореф. дис. .канд.пед.наук. Белгород, 2008. 22 с.
  92. H.A. Интегральная технология обучения в физкультурном образовании школьников: дис. .канд.пед.наук. СПб., 2003 251 с.
  93. И.Г., Зубарев Ю. А., Шамардин А. И. Роль инноваций в спортивной педагогике // Теория и практика физической культуры. 1998. № 4. С. 24−26, 39−42.
  94. Ф.Н. Психология. М.: Просвещение, 1973. 246 с.
  95. Ю.С. Культурологический подход в системе повышения квалификации учителей физической культуры: Матер. Всерос. науч. -практич. конф. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. С. 33−34.
  96. Г. Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1994. 58 с.
  97. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. 35 с.
  98. В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. Киев: Здоровье, 1989. С. 21−79.
  99. P.M. Элементы практической психологии. 2-е изд. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. 560 с.
  100. A.A. Физическая культура в режиме дня учащихся. Минск: Полымя, 1976. 125 с.
  101. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. С. 48−56.
  102. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.-С. 100−105.
  103. В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
  104. Г. И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и компьютерных технологий в учреждениях общего среднего образования: дис.. канд.пед.наук. М., 2001. 235 с.
  105. В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., ВНИИФК, 1975. 21 с.
  106. А.Д. Теоретические основы физической рекреации как составной части физической культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1991. 21с.
  107. В.И., Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВПАДОС-ПРЕСС. 2002. 608 с.
  108. П.К., Лебедева М. П. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 2. С. 50−53.
  109. .В. О некоторых методологических подходах к определению основных понятий в теории физической культуры . Л., 1990. 35 с.
  110. Е.Г. Отношение учащихся разного возраста к учебному предмету и урокам физической культуры в средней школе: автореф. дис.. канд. псих. наук. Л., 1989. 22 с.
  111. Е.С. О формировании самостоятельности учащихся на уроках физической культуры // Физическое воспитание в школе. Саратов, 1971.43 с.
  112. E.B. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса при использовании на уроке компьютера: дис.. канд.пед.наук. Барнаул, 2004. 200 с.
  113. Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: «Академия», 2001. 264 с.
  114. Ю.Д., Минбулатов В. М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 272 с.
  115. В.П. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов-строителей: дис. .д-ра пед. наук. Омск, 2000. 331 с.
  116. В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. Зе изд. М.: Советский спорт, 2009. 200 с.
  117. В.В. Социально-педагогические условия информатизации общего среднего образования в России: дис. .канд.пед.наук. М., 2002. 155 с.
  118. Е.П. Психофизиология физического воспитания: деятельность и состояние. М: Просвещение, 1980. 199 с.
  119. Е.П. Психология физического воспитания: учеб. пос. СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 486 с.
  120. Т.А. Общие основы методики программированного обучения: дис. .д-ра пед.наук. М., 1970. 984 с.
  121. JI.H. Опыт экспериментального изучения эффективности программированного обучения в восьмилетней школе: дис. .канд.пед.наук. М., 1964. 273 с.
  122. Р.Ф. Формирование позитивного отношения студентов к физической культуре средствами ценностных ориентации: дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 129 с.
  123. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Наука, 1974. 328 с.
  124. Е.П. Организационно-управленческие основы непрерывного физкультурного образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1992. 49 с.
  125. К.К. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1990. 47с.
  126. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. 159 с.
  127. В.А. Езда на велосипеде как средство оздоровления отдыхающих среднего возраста на туристских базах в условиях Среднегорья: автореф. дис. .канд. пед. наук. Омск, 1991. 17 с.
  128. В.И., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. М.: Просвещение. 1957. 139 с.
  129. Ю.Г. Психолого-педагогические основы оптимизации физкультурно-спортивных занятий средствами функциональной музыки: автореф. дис.. д-ра пед. наук. МГАИ. М., 1994. 49 с.
  130. Г. М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманитар. Издат. Центр ВЛАДОС, 2003. 352 с.
  131. А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей школьников: Монография. СПб., 2002. 228 с.
  132. Г. Н. Способы реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в условиях программированного обучения (на материале математики старших классов): дис. .канд.пед.наук. Киев, 1970. 306 с.
  133. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской федерации на период до 2005 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г., № 1507-р.
  134. А.И. Социология: учебник для студентов вузов. М.: «Академический Проект», Издательская корпорация «Логос». 1999. С. 6385.
  135. У. Психология развития человека. 25 главных теорий / Под науч. ред. A.A. Алексеева. СПб.: Прайм-Евро-ЗНАК, 2007. 512 с.
  136. Кретти Б.-Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. 224 с.
  137. Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
  138. B.C. Психология / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высш. школа. 1982. 256 с.
  139. B.C. Управление процессом обучения по специальности «легкая атлетика» с применением средств программированного обучения: автореф. дис. .канд.пед.наук: М., 1984. 24 с.
  140. B.C. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Серия «Педагогическое образование». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. 224 с.
  141. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: Монография / Под ред. проф. И. Ф. Исаева. Белгород: Изд-во БГУ, 1999. 151 с.
  142. Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник/ 2-е изд., испр. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.
  143. B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогика, 2002. С. 27−30.
  144. Л. Н. Кибернетика и проблемы программированного обучения. М.: Педагогика, 1970. С. 150.
  145. Л.Н. Проблемы программированного обучения и кибернетика. М.: Педагогика, 1970. С. 28−34.
  146. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  147. П.Ф. Об играх и физическом воспитании в школе // Собрание педагогических сочинений, т.4. М., Государственное издательство «Физкультура и спорт», 1953. С. 265−275.
  148. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  149. В.Ю. Проблема ценностной ориентации учащихся в области физической культуры // Национально-региональное образование по физической культуре и спорту: Материалы 1-й науч. практ. конф. Сургут: СурГПИ, 2000. С. 36−40.
  150. A.B., Воропаев B.C., Мальцев B.C. Формирование потребностей и мотивов в физической культуре (теоретический аспект). Воронеж: СХИ, 1990. 25 с.
  151. A.B., Стеблецов Е. Л. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи. // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 26.
  152. A.B. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: дис.. д-ра пед. наук. Воронеж, 1998. 400 с.
  153. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦИФК, 1992. 119 с.
  154. Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Гос. центр, инст. физкультуры. М., 1992. 58 с.
  155. Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов // Теория и практика физической культуры. 1993, № 3. С. 10−14.
  156. Л.И., Бальсевич В. К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Современные исследования в области спортивной науки: Матер, междунар. конф. СПб.: НИИФК, 1994. С. 23−25.
  157. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 11−17.
  158. Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 1996. № 1. С. 7−11.
  159. В.П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие. 3-е изд., перераб и доп. М.: Советский спорт, 2007. 228 с.
  160. В.П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе: монография. М.: Советский спорт, 2008. 168 с.
  161. В.П. Концептуальное обеспечение формирования культуры здоровья у подрастающего поколения в процессе общего физкультурного образования: научное издание. Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2009. 84 с.
  162. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 5−10.
  163. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. 272 с.
  164. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы тории и методики развития. М.: Терра-спорт, 2000. 253 с.
  165. Лях В. И. Физическая культура. 10−11 классы. М.: Просвещение, 2001. 48 с.
  166. Лях В. И. Физическое воспитание учащихся 8−9 классов: Пособие для учителя. 3-е изд. M.: Просвещение, 2004. 141 с.
  167. Лях В.И., Зданевич A.A. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов: 3-е издание. М.: Просвещение, 2006. 127 с.
  168. A.A. Организационно-педагогические условия формирования у студентов ВУЗов физической культуры готовности к управленческой деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. 162 с.
  169. Э. Основные проблемы педагогики спорта: вводный курс // Пер. с нем. под ред. М. Я. Виленского и О. С. Метлушко. М.: Аспект Пресс, 1995. 317 с.
  170. C.B. Физкультурная деятельность как основа формирования физической культуры: дис.. канд. пед. наук. СПб., 1999. 182 с.
  171. И.В. Формирование мотивов занятий физической культурой // Состояние и пути развития многоуровнего физкультурного образования: Труды Всерос. науч. практ. конф. Тюмень: СибГАФК, 1996. С. 72−74.
  172. Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ): М.: Мысль, 1983. С. 70−71.
  173. А.К. Психология обучения подростка. М.: Знание, 1975. С. 24−28.
  174. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Педагогика, 1983. С. 51−53.
  175. А.К. Предмет, стратегия и методы исследования мотивации и интереса к учению у школьников. Формирование интереса к учению у школьников. М: Педагогика, 1986. С. 30−33.
  176. Р.З. Педагогические условия формирования активного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности: дис. канд. пед. наук. Рига, 1989. 193 с.
  177. А.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов и учащ. пед училищ. М.: Просвещение, 1991. 191 с.
  178. А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: дис. в виде науч. доклада. д-ра пед. наук. РГАФК, М., 1997. 92 с.
  179. А.П. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа (5−9 классы). Средняя (полная) школа (10−11 классы). М.: Просвещение, 2006. 80 с.
  180. В. М. Культура и история . М.: Наука, 1977. С. 74−76.
  181. И.А. Исследование влияния программированного обучения на качество знаний учащихся: дис. .канд.пед.наук. М., 1968. 201 с.
  182. Я., Йохимсталер Ф. Физическая культура в структуре общества и жизнедеятельности (Очерки по теории физической культуры).
  183. M.: Физкультура и спорт, 1984. 245 с.
  184. A.A. Воспитание положительного отношения к физической культуре девушек профессиональных училищ посредством самостоятельных занятий физическими упражнениями: дис.. канд. пед. наук. Каунас, 1992. Л 64 с.
  185. Т.А., Молчанова Ю. С., Зобнин C.B. Особенности физкультурных потребностей школьников 14−15 лет // Теория и практика физической культуры. 2007.- № 9. С.24−26.
  186. Т. А., Артамонова A.A., Собянин Ф. И. Культурологический подход к разработке проблем теории спорта: мат-лы VI Всерос. науч.-практ. конф. / Отв. ред. В. И. Сютина, Е. П. Лисицын. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. С. 37−41.
  187. Т.А., Фазенда Н. П., Бочарова В. И., Быченкова М. Г., Собянин Ф. И. Особенности физической подготовленности учащихся Белгородской области // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: мат-лы 1-го
  188. Международ, конгресса. В 2-х ч., 4.2. / Под ред. В. В. Сокорева. Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. С. 134−137.
  189. Т.А., Быченкова М. Г., Фазенда Н. П., Собянин Ф. И. Особенности физической подготовленности сельских школьников // Культура физическая и здоровье: Научно-методический журнал. Воронеж. 2009. № 3 (22). С. 35−38.
  190. Т.А., Собянин Ф. И. Теоретическая подготовка старшеклассников по предмету «физическая культура» с применением программированного обучения // Культура физическая и здоровье: Научно-методический журнал. Воронеж. 2011. № 6 (36). С. 41−44.
  191. E.H. Формирование готовности старшеклассников к жизненному самоопределению в процессе социальной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук. Белгород, 2008. 18 с.
  192. В.Н. Психология отношений / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭКА». 1955. 356 с.
  193. Ю.М. Физкультурная деятельность как основа формирования физической культуры // Научные исследования и разработки в спорте: вестник аспирантуры. СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. 184 с.
  194. Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. 217 с.
  195. Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1999. 351с.
  196. Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. № 5. С. 17−23.
  197. Ю.М. К проблеме развития физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2001. № 8. С. 2−10.
  198. А.Д. Физическое воспитание (к вопросу о предмете, принципах, средствах, методах и формах организации занятий физическими упражнениями). М.: ФиС. 1949. С. 94−106.
  199. Новые ценности образования. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. М.: НПО «Школа самоопределения», 2005 (24). 183 с.
  200. Нормативно-правовые, программно методические и информационные материалы по физической культуре и спорту. Департамент по физической культуре и спорту Администрации Краснодарского края. Краснодар. 1999. 17с.
  201. . Мотивация // Экспериментальная психология: вып. 5 под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975. С. 10−15.
  202. Образцы задания для проверки достижения требований к уровню подготовленности выпускников средней (полной) школы по физической культуре //Физическая культура в школе. 2002. № 2. С. 7.
  203. С.И. Словарь русского языка: 70 ООО слов / Под ред. НЛО. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. Яз., 1989. С. 235.
  204. В. Введение в общую дидактику /Перевод с польского Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высшая школа, 1990. 382 с.
  205. Ю.В. Формирование потребностей подрастающего поколения в здоровом образе жизни, в регулярных занятиях физическими упражнениями // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. М.: Совет, спорт, 1996. С. 86.
  206. М.Д. Некоторые философские вопросы теории физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1970. № 12. С. 57−60.
  207. Основы теории и методики физической культуры: учебник для техникумов физ. культ. / Под. ред. A.A. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 1986. С. 37−39.
  208. Основы теории физической культуры. 10−11 классы: учеб. пособие / Под общ. ред. Ф. И. Собянина, А. И. Замогильнова. М.: Гуманитарный издат. Центр ВЛАДОС, 2006. 151 с.
  209. Перспективы программированного обучения: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1966. С. 82−95.
  210. A.B., Туровский М. Б. Философская энциклопедия. В 4-х т., Т.4. М: Советская энциклопедия, 1967. С. 242.
  211. P.A. Мотивация спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1981. С. 3−26.
  212. P.A. Основы научно-исследовательской деятельности (на примере физкультурного вуза): учеб. пособие. Малаховка: Изд-во МГАФК, 1997. 66 с.
  213. В.Н., Гурвич С. С. Структура и методология теории спорта: лекция для студентов тренерского ф-та ин-тов ФК. Киев: Киевский ГИФК. 1986. 36 с.
  214. М.И. О развитии физических качеств // Физическая культура в школе. 2002. № 1. С. 18−20.
  215. H.A. Философские основы физической культуры: метод, указания по подготовке к семинарским занятиям. М.: Физическая культура и спорт, 1982. 71 с.
  216. Н.И., Рейзин В. М. Некоторые аспекты формирования положительного отношения человека к физической культуре // Теория и практика физической культуры. 1993. № 9−10. С.8−10.
  217. Н.И., Рейзин В. М. О формировании потребностей человека в физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1988. № 10. С. 2−4.
  218. Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. С. 12.
  219. Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1996. № 5. С. 32.
  220. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. С. 29.
  221. Применение знаний в учебной практике школьников / Под. ред. H.A. Менчинской. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 51−67.
  222. Примерная программа по физической культуре // Физическая культура в школе. 1999. № 3. С.З.
  223. Примерная программа для учащихся X-IX классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / Под ред. А. Т. Паршикова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2002. 92 с.
  224. В.В. Педагогические основы физкультурного образования студентов: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992. 47 с.
  225. О.И. Формирование патриотической позиции старшеклассников в процессе обучения общественным дисциплинам (на примере обществознания): автореф. дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2007. 26 с.
  226. И.В., Шептикин С. А., Шаповалов С. И. Физическая культура, двигательная активность, здоровый образ жизни. Волгоград.: Городские вести, 1999. 71 с.
  227. А.Ц. К психологической теории спортивной деятельности //Теория и практика физической культуры. 1973. № 12. С. 10−14.
  228. A.A. Философия: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр, 1997. 272 с.
  229. В.В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997. С. 45−49.
  230. И.Н., Кобер И. Х. Основы педагогического мастерства учителя физической культуры. Алма-Ата: Руан, 1990. 64 с.
  231. М.П., Евдокимов В. Г., Варламова Н. П., Храмова О. В. Физиология человека. 1992. Т.18. № 5. С. 124−130.
  232. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: «Питер» Т.1. 1999.720с.
  233. П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности // Психология и современный спорт: сборник научных работ. М.: ФиС, 1973. С. 14−39.
  234. Т.А. Формирование гражданской ответственности старшеклассников в процессе волонтерской деятельности: автореф. дис. .канд.пед.наук. Тамбов, 2009. 26 с.
  235. М.Я. Эстетика спорта: лекции для студентов ГЦОЛИФКа .1. М.: ГЦОЛИФК, 1974. 35 с.
  236. Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т., Т.2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
  237. Сен В.Д. Нравственно-волевое воспитание подростков средствами восточного единоборства в системе дополнительного образования (на материале занятий кудо): автореф. дис. .канд. пед. наук. Белгород, 2008. 23 с.
  238. A.A., Прохорова М. В., Синюхин Б. Д. Педагогика: Учеб. для студ., аспир. и тренеров по дисцип. «Физическая культура». М.: «Терра-Спорт», 2000. С. 133.
  239. В.А. Физическая культура и мотивы здоровья в среде современных городских школьников // Теория и практика физической культуры. 1990. № 10. С. 10−12.
  240. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 576 с.
  241. K.M. Гипокинезия и образ жизни человека // Двигательная активность человека и гипокинезия. Новосибирск: Наука. 1972. С.3−64.
  242. Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода: Дис.. д-ра пед. наук. СПБ., 2002. 297 с.
  243. Собянин Ф. И, Сокорев В. В., Куликов А. Ф., Куликов ИП. Теоретическая подготовленность школьников по физической культуре // Культура физическая и здоровье. 2004. № 2. С. 46−47.
  244. Ф.И., Лихачев В. А. Диагностика уровня знаний школьников по теории физической культуры: Свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 21 июля 2005 года.
  245. Ф.И. О преподавании в школе основ теории физической культуры // Физическая культура в школе. 2007. № 1. С. 17−19.
  246. Ф.И. Физическая культура. Организация и проведение викторин в общеобразовательном учреждении: методич. пособие. М.: Дрофа, 2007. 61 с.
  247. Ф.И., Лотоненко A.B., Карташев В. П., Куликов И. П. Наукоемкие классы явлений теории физической культуры в системе профессионального физкультурного образования // Культура физическая и здоровье. 2008. № 3(17). С. 52−56.
  248. Современный словарь иностранных слов, около 20 000 слов. М.: Рус. Яз., 1993. С. 100.
  249. И.Ю. Развитие творческих способностей старшеклассников средствами информатики: автореф. дис. .канд.пед.наук. Тамбов, 2008. 23 с.
  250. В.И. К вопросу о теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1985, № 2. С. 24.
  251. В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. М.: ГЦОЛИФК, 1988. 27 с.
  252. Л. М. Обучение с помощью машин: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1965. С. 32.
  253. И.И. Физкультура для всех. Омск: Омск. кн. изд-во. 1989. 80 с.
  254. Н.Ф., Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Педагогика, 1969. С. 14−54.
  255. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд. Мое. Унив., 1975. С. 250−318.
  256. Теория физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под. ред. Г. Д. Харабуги. М.: Физкультура и спорт, 1974. С. 17−78.
  257. Теория и методика физической культуры / Под. ред. В. М. Шияна. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
  258. Теория и методики физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. культ. / Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение. 1990. 287с.
  259. Теория и методика физической культуры: учебник / Под. ред. проф. Курамшина Ю. Ф. 2-е изд., испр. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.
  260. О.С. Формирование двигательного ритма как фактор успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике: автореф. дис.. канд. пед. наук. Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина, Тамбов, 2005. 23 с.
  261. Х.Г. Учитель и культура: проблема подготовки педагогических кадров//Педагогика. 1998. № 3. С. 66−71.
  262. В.И. Физическая культура как объект социально-педагогической диагностики // Физкультурное образование Сибири. Омск, Сиб. ГАФК, 1995. С. 18−24.
  263. К.Д. Человек как предмет воспитания. М. JI. 1950. Т.8. С. 20.
  264. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». М.: Ось-89. 2008. 48 с.
  265. Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы / Под. ред. А. П. Матвеева. М., 1995. С. 10−29.
  266. Физическая культура. Школьные олимпиады. 9−11 классы: Методическое пособие / Авт.-сост. А. П. Матвеев, A.A. Красников, А. Б. Лагутин. 2-е изд. М.: Дрофа, 2003. 64 с.
  267. Физическая культура: 8−9 классы: методическое пособие / Под общ. ред В. И. Ляха. М.: Просвещение, 2007. 112 с.
  268. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: пособие для учителя / Под ред. A.M. Шлемина. М.: Просвещение, 1988. С. 34−42.
  269. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
  270. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под. ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1968. С. 38−56.
  271. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. 192 с.
  272. И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2002. 519 с.
  273. .К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: дис. .д-рапед.наук. М., 1996. 377 с.
  274. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.
  275. , Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993. С. 35.
  276. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. С. 67.
  277. В.Г., Пронина И. В. Новые технологии физического воспитания школьников: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. 128 с.
  278. В.Ф. Основы философии. От классики до современности: учеб. пособие для вузов/ В. Ф. Шаповалов. М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998. С. 33.
  279. В.Г. Исследование влияния внеклассных занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья иработоспособности учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1972. 18 с.
  280. Г. Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания: учебное пособие. СПб., 1997. С. 29.
  281. А.Н. Пропаганде физической культуре научную основу // Теория и практика физической культуры. 1990. № 1. С. 5−3.
  282. Д.В. Педагогические условия преодоления отрицательной направленности личности подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис.канд. пед. наук. Белгород, 2004. 24 с.
  283. Дж.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теория и практика физической культуры. 1993. № 1. С. 46−48.
  284. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: В Зт., Т.1. М.: Физкультура и спорт. 1962. С. 126.
  285. C.B. Развивающее обучение на уроке иностранного языка в школе (на материале иноязычного текста): дис. .канд. пед. наук. М., 1995. 147 с.
  286. В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998. 596 с.
  287. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.144 с.
  288. Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. Ростов н / Д: «Феникс», 2009. 635 с.
  289. Crowder N.A. Automatic training by intrinsic programming // (Eds.) Lumsdaine A.A., Glaser R. Teaching Machines and Programmed Learning. NEA, 1960. P. 20−82.
  290. Crowder N.A. Simple ways to use the student response for program control // (Eds.) Margulies S., Eigen L.D. Applied Programmed Instruction. N.Y.-L., 1962. P. 37.
  291. Th. «Mein Korper-Mein Gesundheit» zur Prasentation der ereten Stufe der deutschen Adaptation des chugesundheitserzuhungprogrammes der American health — Foundation / Th. Hellbrugge, G. Paulis // Sozialpadiatrie.1984. B. 6, № 4. P. 210−212.
  292. Kupisiewicz C. O efektywnosci nauczania problemowego. Z badan nad metodami nauczania przedmiotow matematyczno-przyrodniczych. Warszawa, 1960. P. 57.
  293. Kupisiewicz C. Niepowodzenia dydaktyczne. Przyczyny oraz niektore srodki zaradcze. Warszawa, 1964. P. 28.
  294. Kupisiewicz C. Nauczanie prograowane. Warszawa, 1966. P. 4−81.
  295. Kupisiewicz C. Metody I przyklady programowania dydaktycznego. Warszawa, 1970. P. 120.
  296. Michaund P.-A. L’introduction de L’education pour la sante dans les ecoles vaudoises / | P.-A. Michaund, C. Robert-Tissot // Soc. Pravent. Med.1985. Vol. 30, № 3. P. 140−143.
  297. Rothing P. Sportwissenschaft (Sport science) // Sportwissenschaftliches Lexicon (6, vollig neu beart. Aufflage). Schorndorf: Hofmann, 1992. P.474−476.
  298. Sabisbury Z. T. A public health effort to improve school health education / Z.T. Sabisbury // Int.J.Hlth.Educ. 1985/ Vol. 4, № 2. P. 7−12.
  299. Skinner B.F. Verbal Behavior. New York, 1957. 188 p.
  300. Skinner B.F. Teaching machines // Scientific American. 1961. v.205.-№ 5. P. 30−66.
Заполнить форму текущей работой