Виртуальные предприятия
Каждая уважающая себя компания сейчас уже понимает, что собственная Интернет площадка, сайт или магазин — это еще один, надежный, а главное, массовый, не привязанный к месту или даже региону, канал продаж. Он не всегда является главным, не полностью заменяет прямые продажи «с прилавка», но является прекрасным их дополнением. А также просто отличной рекламой. Потому, что все же не все товары… Читать ещё >
Виртуальные предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Виртуальные предприятия Выполнила студентка III курса Специальность «Менеджмент»
Емельянова Алена Научный руководитель:
Айбазова А.М.
Москва — 2015
Оглавление Введение
1. Виртуальное предприятие: понятие и сущность
1.1 Понятие «виртуального предприятия» и причины его появления
1.2 Особенности и признаки виртуального предприятия. Достоинства и недостатки
1.3 Виды виртуальных организаций и их участники
2. Создание, взаимодействие и функционирование виртуального предприятия
2.1 Этапы создания виртуального предприятия
2.2 Виртуальное взаимодействие сотрудников
2.3 Работа виртуальных офисов
3. Виртуальный бизнес
3.1 Электронной коммерция и ее преимущества
3.2 Виртуальные продажи и реальные доходы
3.3 Электронный рынок в России
Заключение
Литература Введение
«Лет через пять каждая компания превратиться в Internet-компанию (виртуальную компанию) либо прекратит свое существование, перестанет быть компанией вообще».
Председатель совета директоров фирмы Intel Энди Гроув.
Раньше мир окружал организацию более стабильно. Был более предсказуем. Сейчас реальность современного мира совсем иная: то и дело возникают неожиданные сдвиги и изменения, порождающие, с одной стороны, огромные возможности развития для одних организаций (оказавшихся готовыми к возникшим изменениям), а с другой стороны, порождающие фатальные условия для других. Мир стал более хаотичным, и характеристика «предсказуемый» для современных реалий становится всё более призрачной. Объёмы знаний, которыми обладает общество, удваиваются каждые пять лет. Многие рынки достигли перенасыщения, а конкуренция приняла гиперформы, и организации, чтобы выжить, должны реагировать на это соответствующим образом. Меняется картина мира, меняется и наше отношение к вещам, понятиям, ценностям.
Большинство из этих изменений происходит за счёт появления новейших информационных технологий, с помощью которых стала возможна обработка огромных пластов информации, что приводит к глобализации экономики и ускорению изменений в окружении организаций. Изменился и характер деятельности организаций. Пространственные характеристики бизнеса перестают быть одним из определяющих факторов управления.
Новый век требует от менеджера овладения новыми знаниями и технологиями их внедрения. Восприятие менеджером бизнеса должно меняться соответственно изменениям в окружающей среде бизнеса. Вчерашний опыт может быть противоположен тому, что надо делать сейчас.
Возрастающая взаимозависимость современного мира экономики и потребность в немедленном доступе к информации порождают необходимость установления связи с поставщиками, заказчиками и партнерами компании в реальном масштабе времени, а также наличия межсетевого интерфейса связи, информационных услуг и включения в глобальную сеть Internet.
Актуальность выбранной темы — формированием единого мирового информационного пространства на базе сети Internet, проникновением процессов информатизации и компьютерной интеграции во все сферы жизни общества, созданием международного рынка информации и управления в дополнение к традиционным рынкам товаров, труда и капитала.
1. Виртуальное предприятие: понятие и сущность
1.1 Понятие «виртуального предприятия» и причины его появления Еще 5−7 лет назад неоспоримым достоинством процветающих компаний была их устойчивая организационная структура. Сегодня она превратилась в основной недостаток, так как не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований динамичного рынка. Качество, к которому так стремились все предприятия, меняется и становится более субъективным понятием, потому что оно формируется в процессе взаимодействия производителя и потребителя. Основой такого взаимодействия может служить «виртуальный продукт», адаптированный к запросам потребителя. Ярким примером «виртуального продукта» является приобретение компьютера у фирмы-сборщика, когда компьютер собирается по заказу клиента. Раз есть «виртуальный продукт», то должно быть и «виртуальное предприятие».
Одним из первых термин виртуальное предприятие предложил Дж. Хопланд из фирмы DEC, который воспользовался аналогией с понятием виртуальной машины из области компьютерной техники. В виртуальной машине ни один процесс не может монопольно применять какой-либо ресурс, и все системные ресурсы считаются потенциально предназначенными для совместного (коллективного) пользования. Идея такого подхода к географически распределенным ресурсам в интересах общей работы над уникальными проектами или новыми продуктами стала общепризнанной трактовкой виртуальной организации.
Виртуальное предприятие — это сетевая, компьютерно-интегрированная совокупность подразделений реальных предприятий, территориально удаленных друг от друга, но реализующих совместные проекты.
На практике виртуальные организации трактуются как производственные системы, или спроектированные и организованные экономические образования (фирмы), используемые в целях выработки определенных товаров и услуг, а также удовлетворения потребностей потребителей.
Исходные ресурсы для такой виртуальной организации имеют как вещественный характер (технические устройства, программное обеспечение и т. д.), так и информационный (базы данных, графические модели и т. д.). Конечным продуктом таких фирм может стать как сам интернет — сайт, так и конкретная услуга, удовлетворяющая потребности рынка и обеспечивающая планируемый уровень прибыльности виртуального предприятия.
В некоторых работах виртуальные предприятие обозначают и другими терминами: «сетевые предприятия», «безграничные предприятия», «расширенные предприятия». Как правило, речь идет о сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных коллективах и людей), совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции.
Понятие виртуального предприятия является полностью ориентированным на заказчика, так как его основные характеристики — быстрота выполнения заказа (minimal time-to-market) и полнота удовлетворения потребностей клиента. С включением заказчиков и исполнителей в единую открытую организационную структуру границы между взаимодействующими предприятиями становятся довольно нечеткими, прозрачными и подвижными. Уровень партнерских отношений между поставщиками и клиентами возрастает: преуспевание одних есть необходимое условие преуспевания других. Предприятие имеет больше шансов остаться довольными своими поставщиками, если они будут активно участвовать в начальной разработке новых продуктов, услуг и даже стратегий предприятия. Так, в частности, производственная функция может смещаться на более ранние стадии и выполняться одним из поставщиков.
Итак, создание виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий. Виртуальное предприятие может рассматриваться как своего рода предприятие над предприятиями, объединяющее цели, ресурсы, традиции и опыт нескольких предприятий при разработке сложных инновационных проектов или при производстве продукции мирового уровня.
1.2 Особенности и признаки виртуального предприятия. Достоинства и недостатки С маркетинговой точки зрения, цель виртуального предприятия — это получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных конкурентов. Очевидно, что данная цель присуща всем ориентированным на рынок предприятиям. Но, во-первых, виртуальные предприятия, как правило, ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого-то сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночных заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных потребителей (заказчиков). И, во-вторых, виртуальное предприятие увеличивает скорость и качество выполнения заказа путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему.
Обычному предприятию, например, для разработки и выведения нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. Выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке.
Ниже приведены главные признаки, раскрывающие содержание понятия «виртуальное предприятие».
Интеграция лучших средств и опыта различных предприятий в рамках стратегически целесообразных объединений и союзов.
Организация по проектам или вокруг ключевых процессов (сквозных деловых процессов предприятия или жизненного цикла продукта).
Образование автономных рабочих групп, обеспечение сотрудничества и координации лиц и коллективов, пространственно удаленных друг от друга.
Временный характер, гибкость, возможность быстрого образования, развития, переструктурирования и расформирования в нужное время.
Сочетание децентрализации и централизации в управлении при преимущественном развитии децентрализованного (распределенного) управления, приоритет координационных связей.
Максимально широкое распределение и гибкое перераспределение полномочий власти, принятие решений на всех уровнях организационной иерархии, сочетание восходящего и нисходящего проектирования.
Организация группового взаимодействия специалистов с помощью ЭВМ, включая «встречу в сети» (meeting on the network) и согласованные потоки работы (workflow), обеспечение свободного обмена идеями внутри и между уровнями организационной иерархии.
Разработка неоднородных компьютерных сред и сетей, использование архитектуры клиент-сервер, применение программных средств обеспечения коллективной деятельности (groupware) различного класса.
Основное достоинство виртуальных форм организаций — возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами. Сильные и слабые стороны виртуального предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1. Основные преимущества и недостатки виртуальных предприятий.
Преимущества | Недостатки | |
Скорость выполнения рыночного заказа | Чрезмерная экономическая зависимость от партнеров | |
Снижение совокупных затрат | Отсутствие социальной и материальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых | |
Более полное удовлетворение потребностей клиентов | Опасность чрезмерного усложнения, обусловленная разнородностью членов предприятия, неясности в отношении членства, открытости сетей, самоорганизации | |
Гибкая адаптация к изменениям окружающей среды | ||
Возможность преодоления препятствий выхода на новые рынки | ||
Интеграция лучших средств и опыта различных предприятий | ||
Организация по проектам или вокруг ключевых процессов | ||
Сочетание принципов децентрализации и централизации в управлении | ||
В итоге, основными чертами виртуальной формы предприятия являются открытая распределенная структура, гибкость, приоритет горизонтальных связей, автономность и узкая специализация членов сети, а также значительная роль информационных средств интеграции.
1.3 Виды виртуальных организаций и их участники Система управления большинства современных традиционных предприятий имеет ярко выраженную функциональную направленность. В основе подобной организации управления лежит принцип разделения и специализации труда.
В нынешних условиях подобная организация становится не очень эффективной:
— нет заинтересованности работающих в конечном результате, поскольку система оценки их деятельности оторвана от результативности работы предприятия в целом;
— их видение происходящего чаще всего не выходит за рамки подразделений, в которых они работают;
— они не ориентированы на целевые задачи предприятия;
— главным потребителем результатов труда работника является его вышестоящий начальник;
— чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями, работающих в рамках одного бизнес-процесса, что приводит к большим накладным расходам.
Одним из главных изменений системы управления является стирание иерархических рамок в структуре корпорации. Вместо должностной иерархии на первое место выходят интеллектуальное сотрудничество и сетевая кооперация менеджеров. Главным фактором, обуславливающим эти изменения, становится переход от капитала к знаниям, интеллектуальным активам как критическим ресурсам организации.
Для иерархической структуры управления характерно то, что каждая новая ситуация выносится на высший уровень рассмотрения, где и принимаются решения. Такой механизм управления становится неработоспособным в современном быстроменяющемся мире. Именно поэтому возникают виртуальные компании с сетевой структурой, где каждый доступен для каждого, а функции руководящих менеджеров ограничиваются организацией совместной работы, подбором персонала, обучением.
Выделяют три вида виртуальных предприятий:
с централизованным типом управления, при котором координирующие функции передаются «головному» предприятию, а знания и ресурсы доступны всем «агентам»;
с распределенным типом управления, где знания и ресурсы распределяются между «агентами», но сохраняется общий орган командного управления, принимающий решения в конфликтных ситуациях;
с децентрализованным типом управления, при котором все управленческие процессы осуществляются только за счет локальных взаимодействий между «агентами».
Децентрализованное виртуальное предприятие, как правило, формируется вокруг сложного, уникального проекта, который ни один из партнеров не может выполнить в одиночку. В такой организации лидерство переменно и может переходить от участника к участнику, в зависимости от его роли на данном этапе. Подобная модель виртуального предприятия опирается на представление о горизонтальной организации, где горизонтальное управление между подразделениями (координация их деятельности) и внешние горизонтальные связи оказываются более важными, чем традиционное вертикальное управление (субординационные связи).
Напротив, централизованное виртуальное предприятие опирается на идею расширенной организации, где имеется один центральный узел (координатор) и периферические узлы, которым поручается выполнение ряда функций. Подобная структура может возникнуть как воплощение стратегии аутсорсинга — выделения предприятием второстепенных производственных функций и передачи их на подряд внешним организациям. В этом случае лидерство всегда остается за ведущим предприятием, которое выступает в роли заказчика по отношению к остальным. Здесь организационная структура определяется не в процессе взаимодействия, а скорее проектируется ведущим предприятием. В рамках данной виртуальной организации возможно изменение состава подключаемых (периферических) предприятий при сохранении ведущего. Типовой структурой централизованной виртуальной компании выступает «звезда».
Среди важнейших критериев интеграции виртуальных предприятий необходимо выделить объединение хозяйственной деятельности, отраслевую общность и юридическую самостоятельность. Опираясь на эти критерии, можно ввести основные типы виртуальных объединений: от наиболее «слабого» — виртуальной ассоциации до гипотетически самого «сильного» — виртуального треста.
В виртуальной ассоциации партнеры, находящиеся на удалении друг от друга, сотрудничают лишь при выполнении общих операций или функций. Здесь имеются две ключевые структурные характеристики: взаимозависимость между составляющими операциями и распределение ответственности между участниками.
Виртуальный консорциум близок по своим характеристикам к виртуальной ассоциации. Как правило, он создается в интересах реализации крупных программ или выполнения инновационных проектов. В рамках виртуального консорциума могут электронным способом объединяться предприятия разных стран, отраслей и форм собственности. При этом интеграция предполагает в первую очередь совместное выполнение функций и построение распределенной сети бизнес-процессов.
Виртуальный картель — это компьютерно интегрированная форма объединения юридически самостоятельных организаций одной отрасли, имеющих соглашения о ценах, объемах производства, рынках сбыта.
Виртуальный синдикат представляет собой разновидность виртуального картеля, в рамках которого помимо вышеуказанных соглашений существует единый орган сбыта продукции участников виртуального объединения. Цель вступления в виртуальный синдикат — получить выигрыш от централизации сбыта. Синдикаты обычно образуются в отраслях с массовой однородной продукцией.
В свою очередь виртуальный пул означает полученное электронным путем временное объединение разных компаний (возможно разных отраслей), где для вступающих в пул организаций устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли, поступающей в единый фонд, распределяемый по установленной пропорции.
Виртуальный концерн предполагает электронное объединение компаний одной или нескольких отраслей на основе централизации научно-технических и производственных функций, сбыта, финансов, учета и пр. Участники делегируют концерну часть своих функций — тех, которые не могут выполнить сами, но остаются юридически самостоятельными.
Наконец, наиболее сильной формой компьютерной интеграции организаций оказывается виртуальный трест, когда все стороны деятельности входящих в него организаций объединяются, а сами они теряют юридическую и хозяйственную самостоятельность.
Следовательно, основная задача участников виртуальной организации состоит в том, чтобы они или их партнеры быстро нашли друг друга и заключили взаимовыгодное соглашение.
2. Создание, взаимодействие и функционирование виртуального предприятия
2.1 Этапы создания виртуального предприятия Создание виртуальной организации состоит из нескольких этапов.
1 этап. Проектирование процессов.
На первом этапе создания виртуального предприятия определяются и оцениваются все бизнес-процессы. Когда все поддерживающие процессы полностью определены и оценены, под технико-экономическое обоснование планируемого предприятия подводится гораздо более серьезный фундамент, а команда разработчиков получает в свое распоряжение исчерпывающую спецификацию, описывающую, как оно должно функционировать.
Это можно сделать с помощью нового семейства инструментов реинжиниринга бизнес-процессов (BPR — business process reengineering), которые изначально создавались для поддержки реинжиниринга существующих процессов. В данном случае они используются для инжиниринга новых процессов. Располагая этими инструментами, относительно легко описать графически — вплоть до мельчайших деталей — каждую функцию, участвующую в процессе, и каждый документ и поле, которые будут использоваться в качестве входа и выхода.
2 этап. Привязка к ресурсам.
Каждую функцию в каждом процессе необходимо привязать к определенному ресурсу. Например, некоторые функции, требующиеся в цепочке поставок, можно привязать к складу. На этом уровне вопрос о том, какой именно это будет склад и где он располагается, пока не стоит. Цели этого этапа заключаются лишь в том, чтобы определить необходимость склада и выбрать функции, которые он должен выполнять.
По завершении этого этапа в распоряжении разработчиков оказывается список необходимых ресурсов, а для каждого ресурса — список функций, которые он должен будет выполнять, вместе с описанием входа, описанием выхода и спецификациями качества обслуживания.
3 этап. Привлечение ресурсов по контрактам.
Применительно к виртуальному предприятию основной принцип на этом этапе состоит в том, чтобы найти ресурсы вне структуры предприятия. Сюда входит аренда складских, справочных, производственных, сборочных, бухгалтерских услуг, размещение приложений электронной коммерции и т. д.
Идея заключается в том, чтобы, опираясь на сравнение результатов или финансовых обязательств различных поставщиков с эталонными показателями в данной отрасли, выбрать наилучшего поставщика для каждого ресурса с учетом ранее составленных спецификаций функций.
Одним из важнейших преимуществ такой организации является резкое сокращение размера стартового капитала для основания нового дела, поскольку большинство необходимых ресурсов будет привлекаться на контрактной основе и оплачиваться по мере предоставления услуг.
Вторым преимуществом является существенное сокращение времени, необходимого для пуска сервиса в эксплуатацию.
4 этап. Эксплуатация созданного предприятия.
После того как все ресурсы на месте, самым насущным вопросом становится способность руководства предприятия эксплуатировать сложный комплекс ресурсов, подконтрольных множеству различных и независимых организаций. Важнейшую роль играют workflow-инструменты (управления потоками работ) в Интернете. Они позволяют решать эту задачу с помощью механизмов регистрации, которые фиксируют каждое событие с указанием даты, времени и участника (еще их называют агентами).
5 этап. Мониторинг процессов.
Важнейшую часть мониторинга такого комплекса, охватывающего ряд экономических субъектов, составляет контроль: каждый субъект выполнял свои контрактные обязательства по обслуживанию.
Здесь на сцену опять-таки выходят инструменты workflow, решающие эту задачу при помощи механизмов регистрации, которые фиксируют каждое событие с указанием даты, времени и участника. Такой подробный регистрационный журнал обеспечивает полную прослеживаемость и служит основой для мониторинга и управления качеством услуг, предоставляемых каждым субъектом в цепочке.
Эта возможность является промежуточным результатом автоматизации всех бизнес-процессов на базе workflow и не требует дополнительных затрат. Вероятно, это самый сильный аргумент в пользу технологии workflow как одного из способов, открывающих путь к созданию виртуального предприятия.
6 этап. Управление предприятием.
В рамках виртуального предприятия существует один субъект, который организует и направляет деятельность остальных. Этим субъектом является тот, кто разработал и внедрил данную службу, занимается его эксплуатацией и маркетингом и является его владельцем.
Такое предприятия по необходимости опирается на одного индивидуума или на небольшую группу перспективно мыслящих лидеров, которые изначально разработали сервис и решили его внедрить. Оно должно собрать команду высококомпетентных специалистов для осуществления следующих задач:
· проектирование всех процессов, необходимых для поддержки данной службы;
· прогнозирование рыночных возможностей с целью определения объема необходимых ресурсов и его постоянной корректировки;
· активный маркетинг планируемых услуг и их защита всеми доступными законными средствами;
· заключение контрактов на необходимые ресурсы;
· ревизия предоставляемых услуг с точки зрения качества;
· постоянное сравнение ресурсов, привлекаемых по контракту, с эталонами и привлечение альтернативных ресурсов там, где это целесообразно.
Все эти функции носят более или менее «интеллектуальный» характер и могут эффективно поддерживаться технологиями управления знаниями.
7 этап. Виртуальное предприятие и системы workflow
Образование виртуального предприятия из разнородных предприятий обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Можно объединить достоинства больших предприятий, обладающих сильной инерционностью и медленно реагирующих на изменения рынка, и малых предприятий, испытывающих недостаток в ресурсах, но способных быстро перестраиваться.
Основные требования к системам workflow:
— полнофункциональная маршрутизация — ориентация на аутсорсинг предполагает возможность направлять работу сотрудникам, клиентам и партнерам;
— гибкость (легкая адаптация процесса при помощи графического описания, динамичное связывание процессов «на ходу», новые технологии);
— масштабируемость (базовые функции распределяются между несколькими узлами и при этом хорошо функционируют на небольших серверах).
Следовательно, процесс эволюции к подлинно виртуальному предприятию, по всей вероятности, будет весьма длительным, поскольку он требует многочисленных изменений в нынешней практике, существующей во многих сферах деятельности.
2.2 Виртуальное взаимодействие сотрудников За последние годы в этой в современном обществе произошел качественный скачек. Это связано со стремительным развитием компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. У пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством.
Можно выделить следующие формы общения в Интернет:
ь Телеконференция;
ь чат;
ь MUDs (ролевая игра);
ь ICQ;
ь Форум;
ь гостевая книга;
ь переписка по e-mail.
Почти все российские исследователи Интернет выделяют ряд общих характеристик, присущих всем названным формам общения:
1. Анонимность, невидимость и ощущение безопасности.
Несмотря на то, что в Интернете иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера, и даже фотографию собеседника, они не дают реалистичного представления о собеседнике. Следствием этого является безответственность и безнаказанность в сети, то есть пользователь может проявить большую свободу высказываний (вплоть до оскорблений), передавать ложную информацию, вводить в заблуждение, практически не получая за подобные действия наказания или отрицательной оценки. Предпосылкой анонимности является добровольность. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а так же может прервать их в любой момент, что может привести к существенным различиям конструируемой виртуальной и реальной личностей. Невидимость и возможность утаить реальную информацию приводят к ощущению безопасности — иллюзии, что даже за самое негативное поведение он не понесет наказания.
2. Эффект раскрепощения.
Дж. Сулер выделяет эффект раскрепощения, в рамках которого возможны два варианта: выход отрицательных эмоций и удовлетворение деструктивных потребностей (оскорбление других, взлом сайтов) или реализация возможности быть откровенным и не закрываться в некоторых очень личных аспектах.
3. «Виртуальные личности» .
В Интернете люди создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Создание виртуальной личности, часто абсолютно непохожей на реальную, обусловлено опосредованностью виртуального общения. Виртуальная личность наделяется именем, псевдонимом. Псевдоним называется «nick» (от «nickname» — псевдоним) или «label» — «лейбл», ярлык.
Одновременно с конструированием собственной виртуальной личности человек создает образ собеседника, который почти всегда не соответствует действительности, т.к. недостающую информацию он просто домысливает, ориентируясь на собственные ожидания. При переходе от виртуальных контактов к реальным, бывшие виртуальные собеседники, как правило, испытывают удивление или разочарование от несоответствия их представлений и реальной личности.
4. Ограниченное сенсорное переживание, трудность выражения эмоций, что частично компенсируется специально разработанной знаковой системой передачи эмоций и возможностью задавать тон сообщения в строке вывода сообщения (шепотом, иронично, грустно и пр.). В Интернет теряют свое значение невербальные средства общения, которые в реальном общении являются основными. Надежность речевого общения резко падает, ведь в реальности невербальная коммуникация определяет до 55% результата взаимодействия и взаимовосприятия.
В результате, на сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что сеть Интернет перестала быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации. Она стала новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей.
2.3 Работа виртуальных офисов С распространением Интернета и других сетевых технологий и по ряду других причин, среди которых и стремление сократить расходы фирмы, увеличив при этом прибыль, все чаще организации работают на базе виртуальных офисов.
Виртуальный офис предоставляет возможность сотрудникам организации общаться между собой, а также с клиентами и другими организациями на различных уровнях иерархии по вертикали и горизонтали, можно взаимодействовать с множеством людей: клиентами и коллегами, подчиненными и руководителями. Однако одной из острейших проблем функционирования виртуального офиса остается человеческий фактор. В частности, проблема дисциплинированности нанятых сотрудников и мастерства исполнения ими заказов фирмы и личного профессионализма сотрудников наряду с порядочностью и соблюдением договоренностей о приеме работ и оплате владельцами фирмы-нанимателя. Согласие и взаимопонимание в работе виртуальных команд являются важнейшим фактором их жизнеспособности. И действительно, одну из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться участникам виртуальной команды, исследователи определили как «кризис доверия». Ведь человек оценивает поступающую от собеседника информацию, больше полагаясь на его невербальные «послания» — мимику, жесты, интонацию, чем на непосредственный смысл слов. Виртуальные сотрудники практически лишены такой возможности (даже видеосвязь значительно искажает общее впечатление), и это не позволяет сформировать достаточный уровень доверия друг к другу.
Совместимость в виртуальном деле играет еще более важную роль, чем в обычном коллективе. Поэтому желательно, чтобы участники виртуальной команды хотя бы время от времени могли общаться «в реале». И главное — были единомышленниками. Впрочем, если организация встреч невозможна, так как участники проекта находятся в разных странах, а иногда — континентах, опытные менеджеры советуют позаботиться о создании собственного веб-ресурса, с помощью которого сотрудники могли бы обмениваться идеями и мнениями. Кстати, для того чтобы участникам виртуальной команды было комфортнее общаться друг с другом, в IBM был даже разработан проект виртуального мира с водопадами и подземными пещерами, который позволял сотрудникам совершать совместные прогулки и общаться на темы, не связанные с работой.
Одним из важных факторов, влияющих на результативность работы удаленного сотрудника, нередко оказывается четкость и точность плана, предсказуемость объема работы. Вне офиса личное и рабочее время не разделено. Поэтому любое дополнительное задание, на которое офисный сотрудник отреагировал бы вполне спокойно, для фрилансера становится дополнительным испытанием. «Когда работаешь удаленно, ты сам распоряжаешься своим временем. Но нередко происходит так, что работа поглощает абсолютно все время. И фактически не приходится рассчитывать ни на законные перерывы, ни на ужин, ни на отдых. Особенно это бьет по нервам, когда ты выполнил свой объем, когда абсолютно уверен, что имеешь полное право спокойно лечь спать, и тут „просыпаются“ американские менеджеры и начинают закидывать вопросами или идеями» , — рассказал Виталий Торсенко, ведущий программист AHM Soft. Чтобы изменить этот стереотип, Семен Кродий, НR-консультант, советует выделять для каждого из работников временной промежуток, в течение которого другим сотрудникам запрещено задавать ему вопросы без чрезвычайной необходимости. Кроме того, если речь идет о международной команде, при планировании времени необходимо учесть не только часовые пояса, но также религиозные и государственные праздники.
Но не только проблемы взаимодействия внутри виртуальных коллективов тормозят развитие такой формы работы. Одна из основных причин, по которой виртуальные организации не столь широко распространены, кроется в психологии руководителя. Зачастую он не может отказаться от желания контролировать всех и вся. Для тех, кто доверяет сотрудникам и способен оценивать не процесс, а результаты работы, эти инновации не становятся проблематичными. Однако уже в ближайшем будущем тем, кто не желает отставать от жизни, похоже, придется отказаться от стереотипов.
По мнению ученых, Карен СобелЛоджески и Ричарда Рейли, географические расстояния препятствуют сплочению виртуальных рабочих групп, но не могут считаться главным сдерживающим фактором. В своей книге «Объединение виртуальных коллективов: трансформация лидерства и инноваций в глобальном интегрированном предприятии» они говорят о том, что ключевым фактором при формировании таких коллективов является вопрос доверия: именно доверие объединяет людей и организации в единое целое. Кроме того, в виртуальных коллективах необходимо решать проблемы новаторства и эффективного управления в онлайн проектах.
Другой фактор, который, по мнению авторов, необходимо учитывать в виртуальных коллективах, — это психологическая разобщенность, возникающая при решении повседневных задач в распределенном рабочем пространстве. Чем больше коллектив, тем труднее входящим в него людям чувствовать сплоченность, и в результате у работников снижается чувство ответственности.
Подводя итог, на поведение людей влияют географические факторы, людей разделяют часовые пояса, создающие трудности при составлении общего расписания и графика работы. Иными словами, виртуальная работа и виртуальная компания требуют новых подходов к управлению сотрудниками. При этом необходимо учитывать, что «виртуальная разобщенность», возникающая при взаимодействии удаленных сотрудников. Она чревата целым рядом негативных последствий, например:
— вдвое сокращается количество проектов, выполненных в срок и в рамках согласованного бюджета;
— на 90% сокращается эффективность инноваций;
— на 80% падает удовлетворенность сотрудников своей работой;
— на 83% снижается взаимное доверие;
— на 65% сокращается четкость распределения обязанностей и ясность поставленных целей.
3. Виртуальный бизнес
3.1 Электронной коммерция и ее преимущества Электронная коммерция — это любой вид деловых операций и сделок, предусматривающих использование самых передовых информационных технологий и коммуникационных сред с целью обеспечения более высокой экономической эффективности по сравнению с традиционными видами коммерции.
Сам термин «Электронная Коммерция» возник практически сразу вслед за появлением ЭВМ в 50-е, 60-е годы. Это была эпоха «Mainframe-based» приложений. Одними из первых таких приложений были программы для транспорта — заказ билетов, а также обмен данными между различными службами для подготовки рейсов.
Современные информационные технологии, используемые в системе электронной коммерции, включают в себя специальную инфраструктуру программного и аппаратного обеспечения, общие службы, специальные приложения, а также правовую структуру и соответствующие стандарты и правила.
К основным разновидностям коммуникационных технологий обычно относят:
— электронную почту;
— факс;
— технологию электронного обмена данными (EDI);
— электронные платежи (EFT).
Каждый из перечисленных видов технологий необходим для обеспечения нормального функционирования системы электронной коммерции.
Основу функционирования системы электронной коммерции составляют электронные (виртуальные) магазины. Электронные магазины представляют собой реализованное коммерсантом представительство в сети Интернет на основе создания web-сервера. Главная цель создания такого предприятия заключается в обеспечении продажи товаров и оказании услуг другим пользователям сети Интернет.
Сферы применения системы электронной коммерции достаточно разнообразны. Они включают в себя широкий спектр деловых операций (бизнес-операций) и сделок, в частности:
— установление контакта между потенциальным заказчиком и поставщиком;
— электронный обмен необходимой информацией;
— предпродажную и послепродажную поддержку клиента, купившего товар в электронном магазине (обеспечение подробной информацией о продукте или услуге, передача инструкций по использованию продукта, оперативные ответы на возникающие у покупателя вопросы);
— осуществление непосредственно акта продажи товара или услуги;
— электронную оплату покупки (с использованием электронного перевода денег, кредитных карточек, электронных денег, электронных чеков);
— поставку покупателю продукта, включая как управление доставкой и его отслеживанием для физических товаров, так и непосредственную доставку товаров, которые могут распространяться электронным путем;
— создание виртуального предприятия, представляющего собой группу независимых компаний, которые объединяют свои различные виды ресурсов для получения возможностей предоставления продуктов и услуг, недоступных для самостоятельно функционирующих фирм;
— реализацию самостоятельных бизнес-процессов (совокупность связанных между собой операций, процедур, с помощью которых реализуется конкретная коммерческая цель деятельности компании в рамках определенной организационной структуры), совместно осуществляемых фирмой-производителем и ее торговыми партнерами.
Не менее разнообразны и сферы деятельности, в рамках которых может осуществляться электронная коммерция. К основным сферам деятельности, где может протекать электронная коммерция, относятся:
— электронный маркетинг (Интернет-маркетинг);
— финансирование создания электронных магазинов, а также их страхование;
— коммерческие операции, включающие в себя заказ, получение товара и оплату;
— совместная разработка несколькими компаниями нового продукта или услуги;
— организация распределенного совместного производства продукции;
— администрирование бизнеса (налоги, таможня, разрешения, концессии и т. д.);
— транспортное обслуживание, техника перевозок и способы снабжения;
— ведение бухгалтерского учета;
— разрешение конфликтных ситуаций и спорных вопросов.
Электронная коммерция может осуществляться на разных уровнях:
— национальном;
— интернациональном (международном).
Рассмотрим долю интернет-продаж разных стран за 2013 год на рисунке 1:
Рисунок 1. Доля интернет-продаж в общем объеме розничной торговли за 2013 год.
Основу различия проведения деловых операций на этих уровнях составляют не технико-технологические составляющие (так как электронная коммерция отличается глобальным характером), а законодательные. На интернациональном уровне (по сравнению с внутринациональным) реализация системы электронной коммерции существенно усложняется. Это вызвано такими факторами, как использование разных систем налогообложения, таможенных сборов, принятие индивидуальных и вместе с тем неодинаковых соглашений между разными странами, значительные различия в применяемых правилах осуществления банковских операций.
Функционирование систем электронной коммерции на национальном уровне связано в основном с представительством фирмы в сети, рекламой, а также предпродажной и послепродажной поддержкой. Рассмотрим долю продаж в нашей стране за 2013 г. и статистику лучших интернет-магазинов за 2012 г. на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2. Объем интернет-рынка России по сегментам за 2013 год Рисунок 3. Топ-30 интернет-магазинов Рунета за 2012 год.
В рейтинг ТОП-30 в 2012 году вошли такие интернет магазины, как bonprix.ru, sotmarket.ru vseinstrumenti.ru, dns-shop.ru, e96.ru, enter.ru, delivery-club.ru, 220-volt.ru, vasko.ru. Лидером рынка стал интернет-гипермаркет Ozon.ru. Компания «Утконос», заняла третью позицию. Значительно улучшили свои позиции интернет-магазины wildberries.ru и lamoda.ru, поднявшись в рейтинге, соответственно, на вторую и четвертую позицию по сравнению с прошлым годом.
Преимущества электронной коммерции.
Для компаний
1. Глобальное присутствие. Рамки электронной коммерции определяются не национальными границами, а распространением сети Интернет в мире. Это позволяет даже мелким компаниям заниматься бизнесом в мировом масштабе.
2. Увеличение конкурентоспособности. Компании используют технологии электронной коммерции для «приближения к заказчику». Они предлагают расширенную предпродажную и послепродажную поддержку, быстро могут реагировать на претензии клиентов.
3. Персонализация продаж. С помощью средств электронной коммерции компании могут получать информацию о запросах и требованиях каждого индивидуального заказчика и автоматически предоставлять товары и услуги, соответствующие их требованиям.
4. Быстрая реакция на спрос. Компании приспосабливаются к требованиям потребителей, могут быстро реагировать на их запросы и осуществлять «обратную связь».
5. Снижение издержек.
Заключение
сделки электронным путем уменьшает затраты на обслуживание. Это влечет за собой снижение цен для заказчиков.
Для клиентов (потребителей)
1. Глобальный выбор. Заказчики получают возможность выбора товаров и услуг из всех представленных мировых поставщиков.
2. Возможность быстрого сравнения предложений и обмена информацией с другими пользователями.
3. Удобство осуществления операций. Возможность заказывать товары и осуществлять сделки в удобное для клиентов время.
4. Снижение цен. Потребители могут приобретать товары, услуги, информацию по более низким ценам По нашему мнению, глобальная сеть Интернет сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды «электронных торговцев» и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира, а управление каталогом позволяет создавать такую витрину без сколько-нибудь существенных затрат труда, времени и денежных средств. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта — «виртуальный», почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в on-line режиме.
3.2 Виртуальные продажи и реальные доходы Одним из наиболее современных и оперативных из всех каналов продаж на сегодняшний день, являются продажи через Интернет, так называемые, виртуальные продажи. Чтобы продать собственный товар, его надо умело прорекламировать. Маркетинг всегда являлся мотором всей торговли. По истечении времени, инструменты для рекламы стают более качественными.
К примеру, появился такой канал для продаж как продажи виртуально через сеть. К несчастью, продажи виртуально все еще не в состоянии вести конкуренцию с продажами прямыми, а это все из-за российского населения, которое все еще отдает предпочтение покупкам через магазин, где можно потрогать продукт, долго выбирать товары посреди еще множества аналогов. Время ярмарок и базаров прошло, но привычка у людей осталась. К тому, что у покупателей очень часто укладываются мысли про то, что они не имеют гарантий по качеству, покупаемой продукции в магазине и гарантий в том, что продукт привезут до дома. Разговор с «живым» продавцом, и покупка «живого» товара дает сегодняшним покупателям высокую степень доверия.
Еще одной причиной пока еще не самого высокого уровня виртуальных продаж в Интернете является то, что основные пользователи глобальной сети, безоговорочно доверяющие ей и покупкам на виртуальных площадках — это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, и в большей своей массе обладающие довольно низкой платежеспособностью. Старшее поколение же поколение прониклось пользой Интернета и доверием к нему далеко еще не на все 100%.
Рисунок 4. Возрастные показатели пользователей в Интернете.
Что же касается юридических организаций, компаний предлагающих свои товары и услуги, то среди них уровень доверия к Интернету гораздо выше.
Каждая уважающая себя компания сейчас уже понимает, что собственная Интернет площадка, сайт или магазин — это еще один, надежный, а главное, массовый, не привязанный к месту или даже региону, канал продаж. Он не всегда является главным, не полностью заменяет прямые продажи «с прилавка», но является прекрасным их дополнением. А также просто отличной рекламой. Потому, что все же не все товары удачно подходят для виртуальной продажи. Например, одежду через сайт купить гораздо сложнее, чем непосредственно в оффлайн магазине, где ее можно тут же примерить или заменить на более подходящий цвет и размер. Однако, каждая крупная торговая фирма, продающая одежду, имеет свой Интернет ресурс неспроста. Ведь все продвинутые пользователи сети, давно оценили возможность, сидя дома с удобством и комфортом для себя просмотреть каталоги, узнать всю необходимую информацию о товаре, о самой фирме, прежде чем пойти и купить ее в реальном магазине. Виртуальный шопинг приводит тысячи покупателей к реальным прилавкам, так как дает в спокойных условиях сделать свой выбор в сети. При грамотном использовании Интернет-магазина, доходы фирмы вырастут в десятки раз. В Интернете посетят тысячи, сотни людей, которые после придут в магазин физически, и при этом, уже зная весь ассортимент и морально уже готовые к покупке. А многие, желая сэкономить свое время, купят уже сразу в Интернете.
Создание — грамотный и верный шаг к развитию всего своего бизнеса и укреплению его на рынке. Всем фирмам, заказывающим создание Интернет-магазина важно знать, что популярность их сайта напрямую будет зависеть от популярности их бренда в реальности. Если человек уже покупал товар или услугу, и остался доволен покупкой, он гораздо вероятнее и быстрее зайдет на виртуальную страницу магазина и с большим доверием совершит покупку. Ведь доставка напрямую к покупателю гораздо удобнее для него, чем самому физически идти в магазин. Тем более что и в качестве товара и в надежности существования самой фирмы он ранее уже убедился. Кроме этого, для некоторого бизнеса подойдет и создание одного лишь виртуального магазина, без создания такого в реальности. Эта торговля подходит для более универсальных товаров, для товаров, не требующих тщательности выбора и личного присутствия покупателя в торговом зале. При этом существенно сэкономите на аренде или покупке помещения, на выплате заработной платы продавцам и менеджерам по продажам, да даже на уборщице. Кроме того, и что немаловажно, такой магазин, в отличие от реального, работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Отсутствие менеджеров, в созданном Интернет-магазине, восполнят грамотно выложенные и подробные описания Ваших товаров и услуг, качественные характеристики продукта и его эффектные фотографии.
Создание своего Интернет-ресурса сразу же выводит Ваш бизнес на новый уровень, открывает перед вами еще один, ничем не ограниченный рынок сбыта, является реальной рекламой Ваших товаров и услуг.
3.3 Электронный рынок в России Интернет проник в Россию значительно позже, чем в развитых европейских странах — в 2003 году было подключено лишь 10% взрослого населения и 20% в 2007 году. Сегодня Россия по-прежнему отстает от большинства других европейских стран с точки зрения использования сети. Однако Россия быстро восполняет свое отставание, в среднем ежегодный рост Интернет-пользователей составлял около 10% за последние несколько лет. В сентябре 2011 года Россия, обогнав Германию по числу уникальных пользователей Интернета, заняла первое место в Европе по данному показателю.
Российский рынок онлайн-торговли стал более развитым и технологичным: люди активно осваивают современные способы доставки и оплаты товаров. Все больше покупателей выбирают безналичные способы расчета.
Словно желая подчеркнуть собственную независимость, Интернет-сообщество изобрело еще и внутренние электронные платежные системы с собственной электронной валютой. Впрочем, ее существование пока не отменяет привычные методы оплаты (по убыванию популярности):
наличными курьеру;
переводом (банковским, почтовым);
с помощью кредитной карты;
с помощью Интернет-банкинга.
Были опрошены 2414 российских пользователей интернет-магазинов в возрасте от 20 до 55 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 тыс. человек в 2014 г. По данным исследования, 48% респондентов когда-либо заказывали товары в российских интернет-магазинах, сразу оплачивая их банковской картой (в 2013 году их было 36%). В момент получения заказа хотя бы раз расплачивались картой 30% респондентов (20% в 2013 году).
Рисунок 5. Способ оплаты, предпочитаемый российскими покупателями.
Однако у электронных платежных систем есть одна особенность — в отличие от перечисленных методов, пусть и имеющих гораздо более широкое распространение, они позволяют работать с электронной наличностью. Так, при оплате живыми деньгами Интернет-площадка выступает лишь в качестве очередного средства привлечения клиентуры. Бесспорно, такой способ взаиморасчетов имеет полное право на существование, и он еще долго будет превалировать в работе российских сетевых магазинов. Однако оплата в руки курьеру или почтовый (банковский) перевод дискредитируют саму идею виртуальности, а в последнем случае каждая операция сопровождается еще и походом на почту (в банк) со всеми вытекающими отсюда «бумажными» процедурами.
Проникновение Интернета в России по-прежнему носит неравномерный характер. В доле пользователей сети среди населения наблюдается разница почти в два раза между столицами (Москвой и Санкт-Петербургом), в которых распространение интернета составляет более чем 75%, и такими регионами, как Дагестан (45%) или Мордовия (42%).
Среди ключевых факторов, объясняющих эти региональные отличия — разница в уровне жизни, покупательской способности и развитии широкополосного и беспроводного доступа в Интернет, а также в компьютерной и интернет-грамотности. Еще более глубокими между регионами являются различия в интенсивности использования сети. Распространение Интернета и интенсивность его использования взаимосвязаны: чем выше процент интернет-пользователей, чем выше уровень интернет активности и наоборот. (См. рисунок 6.)
Рисунок 6. Региональная структура России интернет-заказов, 2013 г.
Также растет роль социальных сетей в интернет-торговле. Среди всех россиян, которые делали покупки в интернете, 22% хотя бы раз за последний год заказывали материальные (а не виртуальные, как игры или приложения) товары в соцсетях (в 2013 году — 17%). Основной активностью покупателей в социальных сетях является просмотр описания товаров, предложенный на рисунке 7.
Рисунок 7. Структура просмотра описания товара перед совершением покупки.
Основным устройством для покупок в интернете по-прежнему остается компьютер, а не мобильник или планшет. По словам респондентов, в 90% случаев при выборе и заказе товаров они использовали настольный компьютер или ноутбук.
Рисунок 8. Структура используемой техники при интернет-заказе в 2013 г.
Все больше россиян заказывают товары в иностранных интернет-магазинах. По данным исследования, 50% онлайн-покупателей хотя бы раз за последний год делали заказы за границей (годом ранее — 36%). Услугами российских магазинов по-прежнему пользуются больше 90% опрошенных.
Рисунок 9. Доля совершенных покупок на территории России и за границей за 2014 год.
Среди главных причин покупки на иностранных сайтах — широкий ассортимент, дешевизна и высокое качество товаров. Отказываются от покупок россияне за рубежом в основном из-за отсутствия такой необходимости, долгих сроков доставки и опасения стать жертвой мошенников.
Рисунок 10. Недостатки покупок в Интернете для покупателей.
В России большинство людей заказывают мелкую бытовую технику, одежду и обувь, мобильные телефоны и планшеты, за рубежом — одежду и обувь, детские товары, мобильные телефоны и планшеты, косметику и парфюмерию. В китайских магазинах чаще покупают мобильные устройства, в англоязычных магазинах других стран — косметику.
Рисунок 11. Категории приобретенных товаров россиянами за 2014 год.
Аналитики банка Morgan Stanley подсчитали, что интернет-сегмент российской розницы к 2015 году увеличится втрое. А к 2020 году, как прогнозируют в PricewaterhouseCoopers (PwC), займет четвертое место в мире.
Проникновение интернет-торговли в России может стать больше, чем в развитых странах, потому что обычные магазины не предоставляют достаточного выбора. Но для этого нужны масштабные инвестиции в логистику.
Заключение
Сегодня Интернет совместно с новейшими информационными технологиями (такими, как workflow, управление знаниями и т. п.) фактически являются мощными средствами, которые не только делают возможным функционирование виртуальных предприятий, но делают виртуальный бизнес прибыльным (причем эта прибыль отнюдь не виртуальна). Виртуальные предприятия представляют собой группы людей, совместно занимающихся общим делом, независимо от их физического местонахождения, пересекая границы предприятий и стран, в реальном времени (синхронно) или в отсроченном режиме (асинхронно). Они (и предприятия, и люди) могут быстро реагировать на изменения рынка при критически низких затратах с точки зрения традиционного бизнеса.
По нашему мнению, такие виртуальные предприятия могут и будут постоянно перестраивать свою конфигурацию и архитектуру процессов, чтобы сохранять максимальную эффективность в условиях динамичного рынка. Благодаря своей способности создавать и эксплуатировать наиболее новаторские и целенаправленные службы при меньших капиталовложениях, в более сжатые сроки и со значительно меньшим финансовым риском, они составят серьезную конкуренцию крупным традиционным корпорациям.
Виртуальное предприятие создается путем отбора требующихся человеческих, организационно-методических и технологических ресурсов, различных предприятий и их компьютерной интеграции. Приводит к формированию гибкой, динамичной организационной структуры. Приспосабливает для скорого выпуска новой продукции и оперативной поставки ее на рынок. В таком предприятии осуществляется интенсивное взаимодействие специалистов и подразделений различных предприятий с помощью новейших информационных и коммуникационных технологий. Это взаимодействие призвано повысить уровень кооперации и координации партнеров, а в конечном итоге, конкурентоспособность производимой ими продукции.
Для электронного бизнеса ключевым является четкое определение бизнес-процессов. Системы workflow жизненно необходимы для виртуальных предприятий, потому что они нацелены на автоматизацию процессов, «умея» интегрировать различные приложения, а также «умея» связываться между собой.
Некоторые динамично развивающиеся компании, обслуживающие традиционные предприятия, уже являются виртуальными организациями и тем самым подталкивают своих клиентов к перестройке собственной деятельности. Если они будут выполнять свои контракты по обслуживанию, это новое направление приобретет очень большое сходство с виртуальным предприятием, с тем отличием, что подразделения будут иметь большую автономию.
виртуальный сотрудник офис коммерция Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М., 2010, 22.09.
2. Катаев А. В. Виртуальные предприятия — новая ступень в организации НИОКР//Стратегические аспекты управления НИОКР в условиях глобальной конкуренции: Отчет по НИР № 01.2.100 692. Таганрог: ТРТУ, 2001.
3. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур//Проблемы теории и практики управления, № 3, 1997.
4.. Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций//Проблемы теории и практики управления, № 1, 1997.
5. Козье Д. Электронная коммерция: Пер. с англ. — Москва: Издательско — торговый дом «Русская редакция», 1999.
6. Балабанов И. Т. Электронная коммерция. — СПб: Питер, 2001.
7. Статистические данные Insale.ru