Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социологический анализ развития акционерного предпринимательства в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предпринимательство — форма выражения и развития личности человека, его способностей и потребностей, Социальные потребности людей определяют их стремление к экономической свободе, при которой выбор способа реализации трудового потенциала и форм деятельности ограничивается лишь их эффективностью. У владельцев капиталов появилась возможность не только приходить в новые страны, но и уходить из своих… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • I. гл. Социальные основы предпринимательства
    • 1. 1. Обзор теорий предпринимательства
    • 1. 2. Человеческий фактор в предпринимательской деятельности и сферы его
  • приложения
    • 1. 3. Процессы приватизации и акционирования в России
  • II. гл. Развитие акционерной формы предпринимательства
    • 2. 1. История развития акционерного предпринимательства
    • 2. 2. Законодательное регулирование деятельности акционерных обществ в РФ и их достоинства
    • 2. 3. Роль миноритарных акционеров в формировании отношений акционерной собственности
  • III. гл. Социально-экономические и правовые способы защиты интересов миноритарных акционеров
    • 3. 1. Экономические интересы миноритарных акционеров
    • 3. 2. Модели корпоративного управления и обеспечения интересов миноритарных акционеров
    • 3. 3. Правовые механизмы защиты интересов миноритарных акционеров

Социологический анализ развития акционерного предпринимательства в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Переход к новым условиям хозяйствования, к рыночным отношениям в нашей стране предполагает необходимость социально-экономических новаций во всех сферах жизнедеятельности общества. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников и главное — формированию у них нового экономического поведения, является развитие предпринимательской деятельности.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без предпринимательства, так как именно оно является тем локомотивом, который движет за собой экономическое и социальное развитие.

Хозяйственная практика в предпринимательской деятельности находится в причинно-следственной зависимости от углубляющейся специализации общественного производства и дифференциации товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает предпринимательство необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

Всевозрастающее значение в развитии российского предпринимательства на современном этапе приобретает акционерное предпринимательство. В результате серии приватизационных мероприятий, организованных правительством РФ в начале 80−90-х годов XX века, сформировалась «распыленная» структура акционерного капитала. Главной задачей проводимой государственной политики было вовлечение широких слоев населения в приватизацию государственных предприятий путем акционирования. Создание акционерных обществ становится наиболее распространенной организационно-правовой формой коллективного предпринимательства. Акционерное общество — одна из надежных форм привлечения финансовых ресурсов, поскольку она представляет собой не только форму вложения свободных ресурсов, но и возможность непосредственного контроля за их использованием.

Распространению акционерной формы предпринимательства способствует то обстоятельства, что она влияет на стабилизацию потребительского рынка, развитие фондового рынка, а также является весьма действенным способом мобилизации капитальных ресурсов. Но в России акционерные предприятия пока еще не стали по-настоящему народными. В этой связи крайне важным становится социологический анализ развития акционерного предпринимательства, который позволит выявить мнение простых акционеров о проблемах развития акционерной формы предпринимательства в России.

Неразвитость правовой базы и отсутствие надлежащего опыта, порождает многие негативы в управлении процессами приватизации. А это ведет к тому, что в России акционерные предприятия все чаще становятся объектом криминальных манипуляций, что приводит к снижению темпов развития акционерного предпринимательства.

Понимая научную и практическую ценность проводимых исследований развития акционерного предпринимательства для подъема экономики страны, автор ставит перед собой скромную задачу обозначения нового исследовательского поля — социально-экономические условия развития акционерной формы предпринимательства, — постановки проблем и подготовки социологического инструментария для изучения, в том числе, социально-правовой базы акционерного предпринимательства.

Степень разработанности темы исследования Предпринимательская деятельность в нашей стране еще только формируется и приобретает тот цивилизованный вид, какой она имеет в развитых странах. В первую очередь это связано с тем, что в современной России происходят структурные социально-экономические преобразования и превращение нашей страны в страну с рыночной экономикой. Поэтому сейчас в России происходит сложный процесс становления предпринимательской деятельности, которая имеет свою специфику.

В настоящее время многие авторы уделяют пристальное внимание данному вопросу. Начало изучения предпринимательства относится к XVIII веку и связано с именами Р. Кантильона, М. Вебера, В.Зомбарта. Именно данные работы, а также книга Й. Шумпетера «Теория экономического развития» заложили основы социологического подхода к анализу предпринимательства. Их идеи были развиты такими учеными, как И. Кирцнер, Ф. Визер, Л. Мизес, Ф. Хайек, П. Друкер, Дж.Шэкль.

Среди современных исследователей проблемы формирования предпринимательской среды следует указать на работы Руткевича М. Н., Левады Ю., Беляевой Л. А., Громовой Р. Г., Тихоновой Н. Е., Ильина В.И.1.

Руткевич М. Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социологические исследования 1998 г. № 6. Трансформация социальной структуры российского общества // Социологические исследования 1997 г.№ 7 Левада Ю. Социальные типы переходного периода: попытка характеристики // Экономические и социальные перемены 1997 г. № 2. Человек.

Формированию отношений акционерной собственности, посвящены работы таких авторов как: Радаев В. В., Гордон JI.A., Голенкова З. Т., Римашевская Н. М., Здравомыслов Г. А.2.

Исследованию прав миноритарных акционеров посвящены работы Долгопятовой Т., Радыгина А. Д., Этнова P.M., Гордия В., Килячкова А., Чалдаевой JI.3.

Однако следует подчеркнуть, что, не смотря на обилие публикаций современных исследователей проблем предпринимательства, практически единичными являются публикации социологического плана по проблемам миноритарных акционеров. В этой связи представляется актуальным изучение как акционерного предпринимательства в целом, так и миноритарного, в частности. Актуальность настоящей проблемы и степени ее разработанности и обусловили выбор темы данного исследования.

Цель диссертационного исследования — провести социологический анализ развития акционерного предпринимательства и на этой основе разработать рекомендации по защите интересов миноритарных акционеров.

В соответствии с поставленной целью в работе выделяются следующие исследовательские задачи:

— изучить теоретические основы развития предпринимательства в Россиив поисках идентичности: проблема социальных критериев // Экономические и социальные перемены 1997 г. № 4 Возвращаясь к проблеме социальной элиты // Экономические и социальные перемены 1998 г. № 1. Средний человек: фикция или реальность? Экономические и социальные перемены 1998 г. № 2. Беляева Л. А. В поисках среднего класса. // Социологические исследования 1999 г. № 7 Громова Р. Г. Предпринимательство как объект и субъект управления: методологические подходы // Социологические исследования 1996 г. № 6 № 4 Тихонова Н. Е. На пути к новой стратификации российского общества // Общественные науки и современность 1998 г. № 3. 2.

Радаев В. И. Шкаратан О.Н. Социальная стратификация М. 1996 г. (Голенкова 3.T., Игитханян Е. Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российкого общества. // Социологические исследования 1999 г. № 9 Голенкова З. Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования 1998 г.№ 10 Здравомыслов Г. А. Российский средний класс — проблема границ и численности // Социологические исследования 2001 г.№ 5 3.

Долгопятова Т. Модели и механизмы корпоративного контроля в российской промышленности (опыт эмпирического исследования)// Воспросы экономики. 2001, № 20. С.40−46 См.: Радыгин А. Д., Этнов P.M. Корпоративное управление и защита прав собственности: эмпирический анализ и актуальные направления реформ. ИЭПП. М., 2001. Гордий В. Хорошее отношение к миноритарным акционерам // Ведомостисайт в интернете: www.rid.ru. Радыгин А. Концентрация собственности и интеграция в корпоративном секторе: особенности 2000 года. Сайт в интернете: www.iet.ru. Радыгин А. О некоторых проблемах корпоративного управления в России. Сайт в интернете: www.iet.ru. Килячков А., Чалдаева Л. Экономическая безопасность акционерного общества (ч.1) // Журнал акционеров. № 3. 1999.

— исследовать акционерные формы предпринимательской деятельности;

— рассмотреть законодательное регулирование деятельности акционерных обществ в Российской Федерации;

— раскрыть роль миноритарных акционеров в формировании отношений акционерной собственности;

— выявить правовые механизмы защиты интересов миноритарных акционеров и на этой основе разработать предложения по их совершенствованию.

Объектом диссертационного исследования выступает акционерная форма предпринимательской деятельности.

Предметом исследования являются социально-экономические способы защиты интересов миноритарных акционеров.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные труды классиков мировой социологической мысли, среди которых работы Маркса К., Вебера М., Шумпетера Й., Смита А., Маршалла А., Хайека Ф., Кейнса М. Важную роль в формировании концепции диссертационного исследования сыграли труды отечественных экономистов и социологов: Панкратова А. С., Радаева В. В., Рыбкиной Р. В., Заславской Т. И., Халикова М. С., Ядова В. А.

В процессе исследования автором были использованы системный и исторический анализ, методы наблюдения, интервью, моделирования, сравнительный и структурный анализ, а также различные виды анкетных опросов.

Информационную и эмпирическую базу исследований составляют нормативные законодательные акты по предпринимательству (Конституция РФ, Федеральные законы по различным формам предпринимательства, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ) и другие нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность акционерных предприятий, данные Госкомитета РФ, материалы научных конференций и тематических интернет-сайтов. Эмпирическую базу диссертационной работы составили: материалы экспертного интервью, проведенного автором в 2003 году в Московском арбитражном суде по вопросам защиты интересов мелких акционеров, а также материалы вторичного анализа результатов социологического исследования конкурентной способности акционерного предприятия ЗАО «Контакт». Опрос проводился в 2002 году. Использовалась сплошная механическая выборка. Объем выборочной совокупности составил -70 чел.

Научная новизна диссертационного исследования и результаты, полученные лично автором, состоят в том, что:

— получено научное подтверждение социальных основ предпринимательства, в которых показан человеческий фактор, играющий определяющую роль миноритарных отношений акционерной собственности;

— выявлены экономические интересы миноритарных акционеров;

— определены правовые способы защиты интересов миноритарных акционеров;

— введен в научный оборот социологический инструментарий, позволяющий выявить экономические интересы миноритарных акционеров и способы их защиты.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют расширить представление о формах предпринимательской деятельности и показать особенности деятельности миноритарных акционеров. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке соответствующих законодательных актов на федеральном уровне, способствующих развитию акционерных форм предпринимательства, а также при преподавании общего курса по социологии труда и предпринимательства в учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены на научных конференциях МГУ им. М. В. Ломоносова — «Ломоносовские чтения» — 2002;2003 г. г. и отражены в докладах и сообщениях на кафедральных научно-методических семинарах.

По теме диссертационного исследования опубликовано 5 научных статьей общим объемом более 2,0 п.л.

Цель, задачи и логика исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Основная трудность перехода к рыночной экономике связана с перестройкой экономического мышления в поведении людей, развитием их экономической свободы, инициативы, ответственности на основе предпринимательства. Проведенный анализ теорий предпринимательства позволил выявить сущность предпринимательства, которая состоит в деятельности самостоятельных хозяйственных субъектов принимающих на себя финансовый риск по выполнению работ в экономической сфере в целях извлечения прибыли.

Предпринимательство — форма выражения и развития личности человека, его способностей и потребностей, Социальные потребности людей определяют их стремление к экономической свободе, при которой выбор способа реализации трудового потенциала и форм деятельности ограничивается лишь их эффективностью. У владельцев капиталов появилась возможность не только приходить в новые страны, но и уходить из своих стран в случае значительного ухудшения деловой среды в них. Этот процесс совпал с резким возрастанием роли частного сектора в экономическом развитии, признанием правительствами подавляющего большинства стран частного предпринимательства в качестве основной движущей силы экономики. Результатом этого явилось резкое увеличение спроса на инвестиционные ресурсы и усиление конкуренции за их получение различными странами и компаниями. Самой надежной формой привлечения финансовых ресурсов явилась акционерная форма. Так как она представляет собой не только форму вложения свободных ресурсов, но и возможность реального контроля за их использованием.

В ряде европейских стран акционерный капитал в настоящее временя играет более значительную (по сравнению с банковским) роль в финансировании деятельности компаний (например, Франция, Германия, Италия), так как был предпринят комплекс мер по расширению возможностей для доступа внешних инвесторов, повышению степени прозрачности деятельности компаний и усилению позиции акционеров, не владеющих контрольным пакетом акций. Поэтому акционерное общество является наиболее распространенной организационно-правовой формой коллективного предпринимательства. Это также объясняется тем, что правовое регулирование деятельности акционерных обществ совершенствовалось на протяжении нескольких веков.

В России распыление акционерного капитала привело к возникновению большого числа мельчайших акционеров / это как правило акционеры, работники предприятий или иные граждане, приобредшие акции за ваучеры в результате чековой приватизации/.

Большая часть специалистов к «мелким акционерам» (до 25% акций) относят акционеров, не имеющих возможности процедурного давления и с которыми, соответственно, могут не считаться менеджеры и крупные акционеры. В работе дано представление о миноритарных акционерах не только исходя из структуры распределения акционерной собственности, но и также исходя из степени влияния акционера на деятельность акционерного общества.

В результате диссертационного исследования было установлено, что степень влияния акционера на деятельность акционерного общества зависит от количества акций, принадлежащих их владельцу. Аккумулирование определенного пакета акций дает акционеру или группе акционеров определенные права. Эти права оговорены в Федеральном законе «Об акционерных обществах» и могут быть систематизированы, относительно мелких акционеров, в Таблице 1. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» внес поправки в данную систематизацию, которые будут выделены курсивом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991.
  2. Е.М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки // Общественные науки и современность 2002 г. № 1.
  3. B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. / Отв. ред. В. И. Кузнецов. М.: ИМЭМО, 1990.
  4. А.И. Генеология московского купечества XVIII века. М. 1988 г.
  5. О.А. Российский средний класс: идейный контекст становления // Общественные науки и современность 2002 г. № 1.
  6. А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989.
  7. А.П. Риск: сущность, функции, детерминация, разновидности, методы оценки. М., 1990.
  8. В.К. Основы предпринимательской деятельности. М. 1995 г.
  9. Бабаева J1.B., Козлов М. П., Резниченко JI.A., Солодухина Л. Г. Малый бизнес в России: социальные типы и сферф деятельности. М.: Б.и., 1998.
  10. Бабаева J1.B., Нельсон JI. Предпринимательство в оценке предпринимателей. М., 1991
  11. Бабаева J1.B., Нельсон JI. Деловая активность женщин в новых экономических структурах // Социологические исследования, 1995.№ 5.
  12. С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы. // Социологические исследования 1999 г. № 9.
  13. С.Ю. Предприниматели разных «призывов»: проблемы входа на рынок // ЭКО 1999 г. № 12.
  14. С.Ю. Солидарность участников неформальной экономики // Социологические исследования 2002 г. № 4.
  15. М.Н. История делового мира России. М. 1995 г.
  16. С.В. Научные труды. М. 1952 г.
  17. А.В. Очерки социологии предпринимательства Спб. 1999 г.
  18. JI.A. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания. // Социологические исследования 2001 г. № 6.
  19. Л.А. В поисках среднего класса // Социологические исследования 1999 г. № 7
  20. Т.Б., Лямин М. А. Социальные последствия трансформации собственности. // Социологические исследования 2001 г. № 11
  21. А. Роль малого бизнеса в развитии экономики // ЭКО 2000 г. № 8
  22. Н.И. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1990 г.
  23. В.И. Россия накануне великих свершений. М. 1988 г.
  24. Н., Красильникова М. Имущественная дифференциация населения // Экономические и социальные перемены 2001 г. № 3
  25. В.Э. «Серая» экономика: масштабы развития и влияние на массовое сознание. // Социологические исследования 2001 г. № 11.
  26. И. Малое предпринимательство как экономическая категория // Общество и экономика 1999 г. № 9.
  27. Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса 11 Вопросы экономики 2002г. № 7.
  28. Т.М., Родионова И. А. Экономическая география стран СНГ и Балтии М. 1996 г.
  29. П.А. Москва купеческая. М. 1991 г.
  30. А. В. Предпринимательство М. 1997г.
  31. М. Избранные произведения М. 1990 г.
  32. М. История хозяйства: происхождение современного капитализма М. 2001 г.
  33. М. Протестанская этика и дух капитализма / Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  34. Великие реформы в России. М. 1992 г.
  35. В.И. Экономическая социология. М. 1997 г.
  36. В.И. Экономические стереотипы в российском фольклоре // Социологические исследования 1998 г.№ 6
  37. В.И., Логинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения И Социологические исследования 1995. № 8
  38. В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа Дисс. докт. Соц. Наук. М. 1999 г.
  39. А. Этапы развития малого бизнеса // Влпросы экономики, 1996 г. № 7
  40. О.М. Стимулирование малого предпринимательства: анализ зарубежного и российского опыта. Дисс. канд. соц наук. М. 2000 г.
  41. Внешняя торговля и предпринимательство России на рубеже XXI века. М. 2000 г.
  42. А.А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей М. 1997 г.
  43. Восстание декабристов: документы. М. 1976 г.
  44. П. Предприниматель: его функция и общественно-политическая ответственность. Минск: Лит.-изд. агенство «Эридан», 1992.
  45. Ю.В. Экономическая социология: история идей. Спб.: СпбГУ, 1995.
  46. Д. Дж. Этика Бизнеса: прошлое и настоящее. Уроки организации бизнеса (под ред. Демина, B.C. Катьбкало). СПб.: Лениздат, 1994.
  47. Г. К. Предприниматель. М.: Посев, 1992.
  48. А. Экономичнская философия российских меценатов // Вопросы экономики 1994 г. № 7
  49. В.И. Предприниматель: книга делового человека М. 1990 г.
  50. А.А. Инфраструктура современного предпринимательства: проблемы теории и практики. М. 1999 г.
  51. З.Т., Игитханян Е. Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества. // Социологические исследования 1999 г. № 9
  52. А., Гражданкин А. Сквозь призму жизненных принципов // Экономические и социальные перемены 2001 г. № 3
  53. В.А. Экономическая и социальная география России и стран НГ М. 1996 г.
  54. Г. Н. Социально-экономические условия подготовки кадров предпринимателей для рыночных институционных структур. Дисс. докт. экон. наук. М. 2000 г.
  55. Л., Дубин Б. Конец 90-х гг.: затухание образцов. // Экономические и социальные перемены 2001 г. № 1
  56. JI., Дубин Б. Общество телезрителей: массы и массовые коммуникации в России конца 90-х гг. // экономические и социальные перемены 2001 г. № 2
  57. А.Н. Становление и развитие отечественного законодательства о предпринимательской деятельности М. 1997 г.
  58. .М., Новикова Л. Г., Лапша И. Н. Социальный портрет предпринимателя // Социологические исследования, 1992. №Ю.
  59. А., Гловацкая Н., Лазуренко С. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики 2002 г. № 7
  60. А.В. Западноевропейское купечество в России в XVII в. М. 1994 г.
  61. Т. А. Внутренняя торговля в дореволюционной России и СССР. М. 1960 г.
  62. А.А. Иностранный капитал в России и СССР. М. 1990 г.
  63. Н.И., Давыденко В. А. Предпринимательство как объект и субъект управления: методологические подходы // Социологические исследования, 1996. № 6.С. 120−126.
  64. И.В. Новые итсочники по истории Древней Руси. Л. 1990 г.
  65. Л.Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей. // Социологические исследования 1999 г. № 7
  66. B.C. Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны Л. 1967 г. Евстигнеева Л. П., Евстигнеев Р.Н.
  67. Рыночная трансформация России: нетрадиционный взгляд // Общественные науки и современность 2002 г. № 1
  68. С.З. Как стать предпринимателем. М.: Новости, 1990.
  69. Ю.А. Государственная поддержка малого бизнеса. Дисс. Канд. экон. наук. М. 1993 г.
  70. Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования, 1995. № 3.
  71. Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства М. 1998 г.
  72. Г. А. Российский средний класс проблема границ и численности // Социологические исследования 2001 г. № 5
  73. В.А. Малый бизнес большая проблема России М. 1994 г.
  74. Н. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, усановки на социальные достижения. // Экономические и социальные перемены 2001 г. № 2
  75. В.В. Специфика маркетинговых исследований в условиях переходного периода современной России. Дисс. канд. соц. наук. М. 2001 г.
  76. JI.E. Лоббизм и интересы предпринимательства М. 2000 г.
  77. М.З. Предпринимательство как сфера и способ деятельности М. 1997 г.
  78. Инвестиционный рейтинг российских регионов 1999—2000 гг. // Эксперт 2000 г.№ 41
  79. Иностранцы о древней Москве. М. 1991 г.80. История Москвы М. 1980 г.
  80. История предпринимательства в России. М. 2000.
  81. История СССР с древнейших времен до наших дней М. 1968.
  82. История экономических учений М. 2001
  83. В.В. О Петре Аркадьевиче Столыпине М. 1991.
  84. А.И. Предпринимательство как объект социологического изучения. Дисс. канд. соц. наук. М. 1996 г.
  85. Д.Г. Многообразие форм собственности в условиях перехода к рыночной экономике. Дисс. канд. экон. наук. М. 1994 г.
  86. Н.М. История государства Российского М. 1991.
  87. Д. Общая теория занятости, процента и денег М. 1991.
  88. Т.М. Хлебная торговля в дореволюционной России. М. 1960 г.
  89. А., Смирнов С., Пухов С., Ибрагимов Д. Экономический рост России: амбиции и реальные перспективы // Вопросы экономики 2002 г. № 8
  90. С.Г., Дунаевский JI.B. Новые предприниматели и старая культура// Социологические исследования, 1993. № 5.
  91. В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М. 1988.
  92. В.О. Сословия России. М. 1989 г.
  93. И.М., Тимофеев JI.M. Теневая Россия: экономико-социологические исследования. М. 2000 г.
  94. Н.В. Некоторые черты личностного образа купца XVIII века // Менталитет и культура предпринимателей России XVII—XIX вв. М. 1996 г.
  95. Компас российского предпринимательства/Под ред. Потемкина В. К. СПб.: Изд. центр «Аура», 1992.
  96. Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики М. 1991.
  97. С. И. Торговое сословие России. М. 1998.
  98. Л.Я., Рывкина Р. В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России // Социологические исследования 2002 г.№ 4
  99. Л.Я. Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики 1998 г. № 4
  100. Н.М. Русская история в жизнеописании ее главных деятелей М. 1974.
  101. С.И. Предпринимательство: сущность, директивы, перспективы. М.: Знание, 1992.
  102. О.В., Хуторянский Ю. В. Элита и возраст: путь наверх // Социологические исследования 2002 г. № 4
  103. А.А. В лабиринтах теневой экономики // Предпринимательство, 1992. № 1−2.
  104. А.Н. Малое и среднее предпринимательство в период структурной перестройки экономики. Дисс. канд. экон. наук. М. 1995 г.
  105. А.Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: очерки истории М. 1995 г.
  106. Культура российского предпринимательства М. 1997 г.
  107. Купечество в России XV 1 половина XIX века М. 1997 г.
  108. А.В. Малый бизнес: социально-экономический механизм становления и развития в условиях России. Дисс. канд. экон. наук. М. 1993 г.
  109. X. Ламперт. Социальная и рыночная экономика. М.: Дело, 1993.
  110. В.Я. Монополистический капитал в текстильной промышленности России в 1900—1917 гг.. М. 1963.
  111. М.Т., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. 1998 г.
  112. М.Т., Поршнев А. Г., Старостин Ю. Л., Скамай Л. Г. Предпринимательство М. 2000г.
  113. Ю. Длинные тени общества «светлого будущего» // Вопросы экономики 2000 г. № 8
  114. Ю. Механизмы и функции общественного доверия // Экономические и социальные перемены 2001 г. № 3
  115. М.И. Социально-социологические аспекты жизни предпринимательства. М. 1993.
  116. Лейшина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 19 001 917гг. М. 1981 г.
  117. B.C. Преобразование отношений собственности в стратегии российских реформ. М. 1998 г.
  118. Малое предпринимательство в кризисном обществе (круглый стол) // Социологические исследования 1999 г. № 7
  119. А. Принципы экономической науки в 3 томах. М. 1993 г.
  120. Т.П. Предпринимательство как фактор эффективности экономики. Дисс. канд. экон. наук. М. 1994 г.
  121. Материалы по истории СССР 4-том Документы по истории монополистического капитала. М. 1959 г.
  122. М. Экономические основы предпринимательства. М. 1999 г.
  123. М.Ц., Овакимян В. О., Саркисян Р. А., Спектор А. И. Состояние и противоречия экономической реформы М. 1998 г.
  124. И.Н., Модель Б. С. Предприниматель: культура богатства. Екатеринбург 1996 г.
  125. А., Игнатьев А., крутин А. малый бизнес: экономика, организация, СПб. 1999 г.
  126. Ф. Понятие риска и неопределенности. М, 1994 г.
  127. И. Теневая экономика: причины, последствия, перспективы // Общество и экономика 1998 г. № 6
  128. А. Перспективы развития малого предпринимательства в России// Вопросы экономики 2002 г. № 7
  129. В.П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики. М. 2001 г.
  130. A.M. Предприимчивость руководителя. М.: Политиздат, 1990.
  131. А. Введение в предпринимательство. М. 1994 г.
  132. Основы предпринимательского дела. М. 1999 г.
  133. Основы предпринимательской деятельности. М. 1994 г.
  134. Р. Нравственные аспекты предпринимательства. М.2000г.
  135. Памятники русского права. М. 1999 г.
  136. А.С. Социальные аспекты трансформации собственности и развитие предпринимательства М. 1999 г.
  137. И. Отношение к работе различных групп населения // Экономические и социальные перемены 2001 г. № 1
  138. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства // Бизнес и политика 1997 г. № 10
  139. С.Д. Пути развития современного предпринимательства. М. 1993 г.
  140. А.П. Торговля в старой России. М. 1958 г.
  141. В.В. Социальные функции предпринимательства. Дисс. канд. соц. наук. М. 1997 г.
  142. И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе. // Социологические исследования 1999 г., № 7
  143. В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет. М. 1996 г.
  144. . М. 2000г.
  145. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века. М. 1997 г.
  146. Предпринимательство. Истоки, проблемы, перспективы / Пож ред. Муравьева А. И. СПб., 1994.
  147. Предпринимательство в конце XX века / Отв.ред. А. А. Дынкин, А. Р. Стерлин. М.: Наука, 1992.
  148. Предпринимательство в промышленно развитых странах / Отв. ред. и сост. И. Г. Минервин. М.: ИНИОН РАН, 1992.
  149. ПреображенскийА.А. Русское купечество XVII века: социальный оклик, самосознание // Купечество в России XV -1 половине XIX века. М. 1997 г.
  150. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
  151. В.В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность // Вопросы экономики, 1996. № 7.
  152. В.В. Экономическая социология. М. 1997 г.
  153. В.В. На изломе социальных структур // Рубеж, 1995.
  154. В.В. Еще раз о предмете экономической социологии // Социологические исследования 2002 г. № 7
  155. П.И. Инновационное предпринимательство в период перехода России к рынку М. 1993 г.
  156. А.В., Шампурин В. И., Шампурина Н. Г. Социально-исторический портрет лидера организации. // Социологические исследования 1999 г. № 10
  157. Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России // Социально-политический журнал 1996 г. № 2
  158. В.В. Понятие и признаки предпринимательства. Иркутск. 1998 г.
  159. И.А. Политическая карта мира. М. 1996 г.
  160. И.А. Экономическая география мира. М. 1996 г.
  161. Российская социологическая энциклопедия. М. 1998 г.
  162. Российское купечество от средних веков к новому времени. М.1993.
  163. Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. М. 2000 г.
  164. С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология // Психологический журнал, 1995.№ 1.
  165. В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997.
  166. В.А. Малый бизнес: история, теория и практика. М. 2000 г.
  167. В. А. Ремесло Древней Руси. М. 1948 г.
  168. Р.В. Советская социология и теория социальной стратификации. М. 1989 г.
  169. Рыночное предпринимательство: теоретические основы и практика регулирования. М. 1994 г.
  170. Р. Культура предпринимательства. М. 1992 г.
  171. В.П. Судьбы русского хозяина Русский колокол 1928г. № 3.
  172. В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Русский хозяин. Статьи об иконе. М. 1994 г.
  173. В.И. Предпринимательская среда в оценках предпринимателей // Социологические исследования 1999 г. № 2
  174. М.В. Психология предпринимательства: зарубежный опыт// Предпринимательство, 1992. № 1−2.
  175. JI. Моральные авторитеты россиян // Экономические и социальные перемены 2001 г.№ 4
  176. JI. Поддержка и оппозиции Путину В. // Экономические и социальные перемены 2001 г. № 3
  177. Н.Н. Неформальная экономика в теории и российской практике // Общественные науки и современность 2002. № 3
  178. А.В. Национально-православные традиции в менталитете купечества в период становления российского предпринимательства // Менталитет и культура предпринимателей России XVII XIX вв. М. 1996 г.
  179. В. Вехи отечественной истории. М. 1991 г.
  180. А.Э. Развитие малого предпринимательства в российской экономике. М. 2000 г.
  181. А. Исследование о природе и причинах богатства народов М. 1993 г.
  182. Соборное уложение 1969 г. JI. 1987 г. Судебники XV—XVI вв. М. 1952 г.
  183. Современное отечественное предпринимательство. М. 1996 г.
  184. Г. С., Харченко Н. И. Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательных школ // Социологические исследования 2001 г. № 9
  185. Ю.А. Становление среднего класса России в условиях трансформации социально-экономических отношений. Дисс. канд. соц. наук. М. 2001 г.
  186. Серван-Шребер Ж.-Р. Ремесло предпринимателя. М.: международные отношения, 1993.
  187. В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности// Социологические исследования, 1994. № 2.
  188. В.Г., Левитан М. И. Предприимчивость и риск: опыт, проблемы // Социально-политический журнал, 1993. № 7.
  189. С.М. Чтения и рассказы по истории России М. 1990 г.
  190. С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М. 1984 г.
  191. A.M. Промышленная революция в России в XIX веке. М 1990 г.
  192. Социологический энциклопедический словарь. М. 1998 г.
  193. А. Очерк экономической истории русской буржуазии. М. 1986 г.
  194. Средний класс в России: количественные и качественные оценки. М. 2000
  195. А.В., Гончаров Ю. М. История предпринимательства в Сибири. Барнаул. 1999 г.
  196. В.Е. Гости-сурожане. М. 1935 г.
  197. Сэй Ж. Б. Трактат по политической экономике. М. 2000 г.198. 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. М. 1995 г.
  198. П.А. Об основных условиях возрождения нашего народного хозяйства// Социологические исследования, 1994. № 2.
  199. Социальный статус и защита предпринимательства в России / Материалы сессии Академии социальных наук. М., 1995.
  200. М. Самые быстрорастущие компании США. Взгляд изнутри. М., 1999 г.
  201. Съезд надежд (по материалам II Всероссийского съезда представителей малых предприятий) // Российский экономический журнал 2000 г. № 1
  202. К. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. М.: СП «Московский бизнес», 1990.
  203. И.Г. Изолированное государство. М. 1936.
  204. Э.Н., Яковлев И. Т. О социальных аспектах предпринимательства (концептуальное введение в проблему) // Социологические исследования, 1993. № 1
  205. В.Ю. Малое предпринимательство в Российской Федерации. М. 2000
  206. Формы предпринимательства в переходной экономике Российской Федерации. М. 1998 г.
  207. Ф. Пагубная самонадеянность М. 1992 г.
  208. Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М. 2000 г.
  209. В.Ф., Лисинекнко И. В. Социология предпринимательства. М. 1996.
  210. Л. Динамика отношений к рыночной экономике // Экономические и социальные перемены 2001 г. № 1
  211. Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. М. 1998 г.
  212. П.А. Экономическая история СССР. М. 1988 г.
  213. Ю. Государственная поддержка предпринимателей //Предпринимательство, 1994. № 1−2.
  214. Р., Питере М. Предпринимательство или завести свое дело и добиться успеха. М.: Прогресс-Универс, 1992. Т1.
  215. А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993.
  216. А.Е. Человек больше богатства (этическое измерение лидеров российского предпринимательства) // Социологические исследования, 1997. № 11.
  217. А.Е. Женщина во главе фирмы. М. 1998 г.
  218. Г. Н. История предпринимательства и коммерции в России. Волгоград. 1996.
  219. М. Феномен предпринимателя. М. 1993 г.
  220. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  221. Штайльман Новая философия бизнеса. М. 1998.
  222. Экономика и организация рыночного хозяйства. М. 2000.
  223. Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Документы и материалы ч.1. M-JI. 1957 г.
  224. Экономическая география. М. 1999.
  225. Экономическая энциклопедия под редакцией Абалкина Л. И. М. 1999 г.
  226. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. 1998 г.
  227. Hoffman W/ Michael & Moore Jennifer Mills Business ethics: Reading and Cases in Corporate Morality. McGraw Hill, 1984.
  228. Martinelli A. Enterpreneurship and Management / Smelser N., Swedberg R. (eds.). The Handbook of Economics Sociology-Priceton: Priceton University Press, 1994.
Заполнить форму текущей работой