Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль акцентуаций характера личности в спортивной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в прикладной направленности установленных связей типов акцентуаций характера спортсменов с успешностью спортивной деятельности, позволяющих прогнозировать ее в условиях тренировочного процесса и соревнований с учетом личностных особенностей спортсменав определении оптимального уровня выраженности отдельных типов акцентуации, для их учета… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА СПОРТСМЕНОВ
    • 1. 1. Основные подходы к изучению акцентуаций характера
    • 1. 2. Факторы акцентуаций
    • 1. 3. Типы акцентуаций характера
    • 1. 4. Профессиональная адаптация и акцентуации личности
    • 1. 5. Особенности акцентуаций характера спортсменов
    • 1. 6. Формирование и проявление акцентуаций личности в спортивной деятельности
    • 1. 7. Работа с акцентуациями характера в ходе учебно-тренировочной деятельности
  • Резюме
  • ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА СПОРТСМЕНОВ
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
    • 2. 3. Организация и этапы исследования
    • 2. 4. Характеристика выборки испытуемых
  • ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА СПОРТСМЕНОВ
    • 3. 1. Сравнительный анализ типов акцентуаций характера спортсменов и не спортсменов
    • 3. 2. Доминирующие типы акцентуаций характера у представителей разных спортивных специализаций
    • 3. 3. Влияние спортивной специализации на выраженность акцентуированных черт характера спортсменов
    • 3. 4. Специфика взаимосвязи мотивационных характеристики личности и типов акцентуаций характера спортсменов
  • Резюме
  • ГЛАВА 4. ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА С УСПЕШНОСТЬЮ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 4. 1. Связь типов акцентуаций характера с успешностью спортивной деятельности
    • 4. 2. Анализ связей показателей спортивной деятельности с типами акцентуаций характера спортсменов

    4.3. Взаимосвязь показателей удовлетворенностью спортивной деятельностью с типами акцентуаций характера спортсменов с учетом фактора пола и спортивной специализации. 4.4. Особенности взаимосвязи мотивов спортивной деятельности с типами акцентуаций характера.

    Резюме.

    ВЫВОДЫ.

Роль акцентуаций характера личности в спортивной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется следующим: общепризнанным является факт влияния свойств личности спортсмена на процесс и результаты спортивной деятельности (Агеевец В.У., 1980; Волков И. П., 1983; Горбунов Г. Д., 1986; Ильин Е. П., 1987; Курамшин Ю. Ф., 2003; Марищук В. Л., 1982; Найдиффер P.M., 1979; Пуни, А Д., 1969, 1973,1980; Рудик П. А., 1967, 1980; Стамбулова Н. Б., 1999; Серова Л. К., 2007; Черникова О. А., 1961,1971, 1978; и др.). Роль такого психического феномена, как акцентуация характера личности в спортивной деятельности, практически не изучена. Между тем акцентуация характера имеет большое значение, так как является стержневым свойством личности, позволяющим определить характер в комплексе его черт.

Исследования акцентуаций характера личности показывают их роль в профессиональной деятельности (Алешина И.Ш., 2003; Вакарина С. Ф., 2002; Жихарева Е. В., 2006; Фантина С. Г., 2001).

В спортивной деятельности встречаются отдельные исследования акцентуаций характера у таких авторов, как В. Н. Зоткин (2006) — В.И. Мороса-нова (1986) — О. О. Сердюкова (2004).

Исследование акцентуаций характера важно для индивидуализации процесса подготовки спортсменов, повышения успешности в спортивной деятельности, а также для улучшения социальной адаптации спортсмена.

Исследование акцентуации характера спортсменов целесообразно проводить во взаимосвязи с мотивацией личности (ценностные ориентации) и деятельности, так как мотивация личности не находит отражения в характеристиках типов акцентуаций, но существенно влияет на результат. Мотивы деятельности следует изучать, поскольку это открывает возможность для составления программы направленной на коррекцию неблагоприятных проявлений акцентуаций.

Гипотеза исследования: повышение успешности спортивной деятельности и совершенствование подготовки спортсмена обусловлены спецификой акцентуаций характера личности спортсмена и их взаимосвязью с мотивационными характеристиками личности и деятельности.

Цель исследования: выявление специфики акцентуаций характера личности в спорте, анализ акцентуаций характера как спортивно-важных качеств, и определение их влияния на успешность спортивной деятельности посредством мотивационных характеристик личности и деятельности.

Объектом исследования явились типы акцентуаций характера спортсменов различных специализаций, успешность и удовлетворенность спортивной деятельностью, мотивы спортивной деятельности и ценностные ориентации.

Предметом исследования явились особенности акцентуаций характера спортсменов, как спортивно-важные качества, и их влияние на успешность спортивной деятельности.

Задачи исследования:

1. Установить особенности акцентуаций характера спортсменов.

2. Выявить влияние спортивной специализации, спортивного стажа, пола и возраста на развитие акцентуаций характера спортсменов.

3. Оценить влияние типа акцентуации характера на успешность и удовлетворенность спортивной деятельностью.

4. Определить специфику взаимосвязи типов акцентуаций характера личности спортсменов с мотивационными характеристиками личности и деятельности.

Теоретико-методологической основой работы послужили:

1) положения современных педагогических и психолого-педагогических концепций в области физической культуры и спорта (Агеевец В.У., 1980; Волков И. П., 1983; Горбунов Г. Д. 1986; Ильин Е. П., 1987; Курамшин Ю. Ф., 2003; Марищук B.JI. 1982; Николаев А. Н., 1998; Пуни А. Ц., 1980; Стамбулова Н. Б., 1999; Серова Л. К., 2007; и др.);

2) психологические концепции акцентуаций характера (Ганнушкин П.Б., 1998; Кречмер Э., 2003; Кербиков О. В., 1971; Леонгард К., 1968; Личко А. Е., 1983; Jung, G, G, 1998,2002; и др.);

3) положения психологических концепций личности и деятельности (Ананьев Б.Г., 1968; Асмолов А. Г., 2001; Братусь К. С., 1998; Леонтьев Д. А., 1975; Левитов Н. Д., 1962; Рубинштейн С. Л., 1946; Шадриков В. Д., 1997; и др.);

4) принцип единства сознания и деятельности, содержательной и динамической сторон психики, системного изучения личности и деятельности (Абуль-ханова-Славская К.А., 1980; Ананьев Б. Г., 1968; Рубинштейн С. Л., 1946; и др.);

5) принципы развития и детерминизма (Леонтьев А.Н., 1975; и др.).

Методы исследования. Применялся метод теоретического анализа литературы. Изучение личности спортсменов проводилось с помощью психодиагностических опросников: акцентуированные личности (Леонгард К., 2000) — удовлетворенность спортивной деятельностью (Лозовая Г. В., 2001) — «Шкалы интервальной оценки мотивации» (Ловягина А.Е., 1996) — ценностные ориентации (Рокич М., 1992). На заключительных этапах исследования использовались методы математической статистики.

Выборка испытуемых включала в себя 195 человек, из них 160 спортсменов-студентов «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» (77 -женщин и 83 — мужчины), разделенных на четыре группы: циклические виды спорта (лыжные гонки, легкая атлетика, академическая гребля, велосипедный спорт) — 38 человекациклические виды спорта — (фигурное катание, художественная гимнастика, бальные и спортивные танцы) — 47 человекединоборства (бокс, борьба, дзюдо, тхеквандо) — 43 человекаигровые виды спорта (футбол, хоккей, гандбол, баскетбол) — 32 человека- 35 студентов технического вуза — ПГУПС, возраст 18−21 год, не занимающихся и ранее не занимавшихся спортом.

Научная новизна исследования. Впервые установлены связи типов акцентуаций характера личности спортсменов с показателем успешности спортивной деятельностиопределены спортивно-важные типы акцентуации для спортсменов разных спортивных специализацийустановлено доминирование у спортсменов таких типов акцентуаций как: гипертимическо-го, циклотимического, экзальтированного и демонстративного типа. Впервые определены преобладающие типы акцентуации характера в группах разной спортивной специализации: в группе художественных видов спорта демонстративный, экзальтированный, эмотивный, в группе спортивных единоборств возбудимый, экзальтированный и демонстративный, в группе представителей игровых видов циклотимический, экзальтированный, у спортсменов циклических видов спорта педантичный тип акцентуации. Установлено отрицательное влияние акцентуаций на удовлетворенность спортивной деятельностью. Определена специфика связи типов акцентуаций характера и мотивационных характеристик личности и деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении научных знаний об акцентуации характера личности, ее факторах, связях с показателем успешности спортивной деятельности и свойствами личности. Определены ведущие мотивы спортивной деятельности и соответствующие смысловые отношения для спортсменов с определенными типами акцентуации. Полученные данные внесут вклад в развитие общей психологии, психологии физической культуры и спорта, валеологии, специальной педагогики. Также эти данные возможно использовать для построения психоспортограмм.

Практическая значимость исследования заключается в прикладной направленности установленных связей типов акцентуаций характера спортсменов с успешностью спортивной деятельности, позволяющих прогнозировать ее в условиях тренировочного процесса и соревнований с учетом личностных особенностей спортсменав определении оптимального уровня выраженности отдельных типов акцентуации, для их учета и коррекции в спортивной деятельности. Диагностика акцентуации характера поможет индивидуализировать подход в процессе психологического сопровождения спортсменов, при проведении спортивного отбора, при обсуждении стабильности результатов в соревнованиях.

Достоверность исследования обеспечивается надежностью применяемых методик. Математическая обработка данных произведена соответствии с установленными требованиями. Выборка испытуемых репрезентативна.

Положения, выносимые на защиту.

1. Повышение успешности спортивной деятельности и индивидуализация процесса подготовки спортсменов обусловлены спецификой типов акцентуаций характера спортсменов. Спортсменов отличает преобладание гипертимического, циклотимического, экзальтированного и демонстративного типов акцентуации, слабее выражены тревожный, дистимический и неуравновешенный типы.

2. В группах разной спортивной специализации ведущими типами акцентуации характера являются: в единоборствах — возбудимый, экзальтированный и демонстративный типыв игровых видах — циклотимический, экзальтированный типыв циклических видах — педантичный тип акцентуации и в группе художественных видов спорта — демонстративный, экзальтированный, эмотивный типы.

3. Черты демонстративного типа акцентуации характера выступают спортивно-важными качествами спортсменов. В зависимости от спортивной специализации для успешности спортивной деятельности проявление типов акцентуаций характера имеет разную степень выраженности.

4. Спортивный стаж, пол, возраст выступают факторами акцентуаций характера личности спортсмена. В тоже время акцентуации характера оказывают влияние на мотивационные характеристики личности, деятельности, а также на удовлетворенность спортивной деятельностью.

Апробация диссертации осуществлена на теоретических семинарах кафедры психологии им. А. Ц. Пуни «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», на научных конференциях и в публикациях автора. Результаты исследований докладывались на секционных заседаниях итоговой научной конференции профессорско-преподавательского состава «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» в 2005;2009 г. г. Полученные данные включены в итоговые годовые отчеты по НИОКР кафедры психологии им. А. Ц. Пуни «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» и в учебный процесс, осуществляемый на кафедре. Результаты внедрены в учебно-тренировочный процесс Федерации тяжелой атлетики Санкт-Петербурга.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 4-х глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. Изложена на 160 страницах и иллюстрирована 22 таблицами, 10 рисунками, 14 приложениями. Библиографический список включает в себя 152 литературных источника, из них 10 на иностранном языке.

3. Результаты исследования свидетельствуют, что в ряде случаев положительные характеристики акцентуации характера могут выступать спортивно важными качествами личности. Для спортсменов в целом это проявление демонстративного типадля представителей спортивных единоборств — демонстративного типадля представителей циклических видов спорта — экзальтированного типа, для представителей игровых видов спортапедантичного и демонстративного типа. В целях повышения спортивной результативности стоит ориентироваться на проявлении этих акцентуаций при отборе спортсменов.

В то же время для представителей художественных видов спорта неблагоприятными выступают чрезмерные проявления гипертимической, неуравновешенной, экзальтированной, возбудимой акцентуации. Тренеру следует отслеживать данные типы с целью своевременной их диагностики и коррекции.

Для диагностики акцентуаций можно рекомендовать методику К. Jle-онгарда. Рекомендуемая частота исследования — раз в год (так как акцентуации весьма устойчивы).

4. По результатам исследования в группе спортсменов разработаны нормативные шкалы уровней выраженности акцентуаций характера для нее.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В процесс психологического сопровождения спортивной деятельности следует учитывать наличие в характере спортсмена акцентуации. Это укажет на уязвимые места в характере, что позволит предвидеть затруднения в адаптации к профессиональной среде, возникновение межличностных и внутриличностных конфликтов.

2. Тренер-педагог должен создавать условия для формирования оптимального уровня акцентуированных черт характера, через развитие способности личности к сознательному выбору оптимальной формы поведения в соответствии с конкретной ситуацией и индивидуальными особенностями и возможностями. Оптимальный уровень развития акцентуированных черт характера определяется как высокий уровень адаптивных возможностей личности и успешность в деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. , В.У. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных и нравственных качеств и социальной активности личности / В. И. Агеевец, В. М. Выдрин // Спорт в современном обществе: сб. статей. М.: Физкультура и спорт, 1980.-С. 117−118.
  3. , Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю. А. Александровский. М.: Медицина, 2000. — 496 с.
  4. , И.Ш. Уровень притязаний студентов педвуза с различными акцентуациями характера : автореф. дис.. канд. психол. наук / Алешина И. Ш. М., 2003. — 39 с.
  5. , И.А. Опыт психологического анализа спортивной деятельности / И. А. Алешков — Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М.: б.и., 1978. — 135 с.
  6. , Б.Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально дезадаптированных подростков : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Алмазов Б. Н. Екатеринбург, 1997. — 44 с.
  7. , Б.Г. Строение характера // Избр. психол. труды.: в 2 т. Т. 2 /Б.Г. Ананьев — Аккад. Пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1980. С. 63−74.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1986. 339 с.
  9. , А. Психологическое тестирование. Кн. 1, 2 / А. Анастази. М.: Педагогика, 1982. — 512 с.
  10. , Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности.-М.: Наука, 1981.-С. 3−19.
  11. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 2001. — 336 с.
  12. , В.М. Объективная психология / В. М. Бехтерев. М.: Наука, 1991.-475 с.
  13. , Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин.— Д.: Наука, 1988.— 260 с.
  14. , Д.Я. Личностные особенности спортсмена / Д. Я. Богданова — Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л.: б.и., 1974. — 58 с.
  15. , И.В. Пограничная аномальная личность / И. В. Боев. Ставрополь: б.и., 1999. — 362 с.
  16. , Б.С. Аномалия личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1998.-301 с.
  17. , С.Ф. Психологические особенности профессионально обусловленных акцентуаций черт характера педагога : дис.. канд. психол. наук / Вакарина С. Ф. Казань, 2002. — 154 с.
  18. , В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук / Виноградов В. И. М., 1996.-25 с.
  19. , И.П. Социально-психологический тренинг как метод подготовки физкультурных кадров // Теория и практика физической культуры. 1983. — № 3. — С. 35−37.
  20. , И.П. Спортивная психология и акмеология спорта / И. П. Волков — Балт. Пед. акад. СПб.: б.и., 2001.- 187 с.
  21. , В.М. Спортивный отбор / В. М. Волков. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
  22. , Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вяткин. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 135 с.
  23. , Б.А. Темперамент и способности к спортивной деятельности // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: хрестоматия. — СПб.: Питер, 2002. С. 115−128.
  24. Ганнушкин, П. Б. Постановка вопроса о границах душевного здоровья: избранные труды / П. Б. Ганнушкин — под ред. О. В. Кребникова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 416 с.
  25. , А.Д. Психологическая подготовка к соревнованиям : учебное пособие / А. Д. Ганюшкин — Смоленский гос. ин-т физ. культуры. Смоленск: б.и., 1975. — 59 с.
  26. , Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 208 с.
  27. , P.M. Элементы практической психологии / P.M. Грановская. JI.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1988. — 564 с.
  28. , В.А. Системные описания в психологии / Ганзен В. А. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.
  29. , В.П. Тест Личностных акцентуаций / В.П. Двор-щенко. СПб.: Речь, 2002. — 111 с.
  30. , Т.Т. Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений / Т. Т. Джамгаров // Психология и современный спорт. М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 112−128.
  31. , К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка / К. П. Дорожнова. М.: Медицина, 1983. — 213 с.
  32. , С.И. Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцентуации / С. И. Епифанцев. М.: Мысль, 1997. — 196 с.
  33. , М. Психологическая подготовка спортсмена / М. Епуран — пер. Рылова М. — Л.: б.и., 1965. 141 с.
  34. , Л.И. Формирование профессионализма учителей с истероидными чертами личности : автореф. дис.. канд. психол. наук / Ермаченко Л. И. -М., 1997. 16 с.
  35. , Е.В. Влияние типа акцентуации характера на проявление любознательности личности : автореф. дис.. канд. психол. наук / Жихарева Е. В. Барнаул., 2006. — 34 с.
  36. , Э.Ф. Психология профессий : учебное пособие / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2003. — 303 с.
  37. , Б.В. Психология личности: норма и патология / Б. В. Зейгарник — под ред. М. Р. Гинзбурга. М.: Изд-во Ин-та практ. психол., 1998.-352 с.
  38. , В.Н. Медико-биологические основы спортивного отбора футболистов подростков : автореф. дис.. канд. медицинских наук / Зоткин В. Н. М., 2006. — 25 с.
  39. Зуб, И. В. Влияние дзюдо на формирование характера / И. В. Зуб // Вестник Балтийской Педагогической Академии. СПб., 2005. -Вып. 62.-С. 233−236.
  40. , А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности и показателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации / А. Б. Ильин // Теория и практика физ. культуры. 2004. — № 3. — С. 23−25.
  41. , Е.П. Спортивная ориентация и отбор / Е. П. Ильин // Теория и методика физического воспитания. — М.: Просвещение, 1979. -С. 321−323.
  42. , Е.П. Удовлетворенность деятельностью как социально-психологический феномен / Е. П. Ильин // Психофизиология изучения учебной и спортивной деятельности. JI.: Изд-во Ленингр. гос. пед. инта, 1981.-С. 4−13.
  43. , Е.П. Психология физического воспитания : учебное пособие / Е. П. Ильин. — М.: Просвещение, 1987. 287 с.
  44. , Е.П. Стили спортивной деятельности // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. СПб.: Питер, 2002. -С. 128−136.
  45. , Д. Методологические аспекты разработки психограммы видов спорта // Психология и современный спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1982.-С. 21−24.
  46. , Н.Е. Психологические факторы профессионального самоопределения (на примере специалистов физического воспитания): дис.. канд. психол. наук / Касаткина Н. Е. СПб., 2000. — 136 с.
  47. , О.В. Клиническая динамика психопатии и неврозовактовая речь / О. В. Кербиков. М.: б.и., 1971. — 19 с.
  48. , Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности / Ю. Я. Киселев. М.: Знание, 1981.- 63 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт» — № 5).
  49. , Ю.Я. Психодиагностика спортсменов с целью отбора для подготовки и участия в ответственных соревнованиях / Ю. Я. Киселев // Отбор и подготовка квалифицированных спортсменов к ответственным соревнованиям. — Д., 1975. С. 96−106.
  50. , Е.В. О совершенствовании воспитательной работы с юными спортсменами // Теория и практика физ. культуры. 1993. — № 4. -С. 31−32.
  51. , М.В. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности / М. В. Клишевская, Г. Н. Солнцева // Вестник МГУ. 1999. — № 4.-С. 61−67.
  52. , А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. — М.: Просвещение, 1965. —391 с.
  53. , А.Г. Характер и закономерности его формирования / А. Г. Ковалев. — JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1954. 103 с.
  54. , С.В. Особенности мотивационно-смысловой сферы личности подростков с акцентуацией характера : автореф.. дис. канд. психол. наук / Колябин С. В. М., 2004. — 43 с.
  55. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко — общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  56. , Б.Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с.
  57. , Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. М.: Педагогика-пресс, 1995. — 607 с.: ил. — (Психология: классические труды).
  58. , А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире / А. А. Крылов // Вестник Балтийской педагогической академии. СПб., 1998. — Вып. 14. — С. 46−49.
  59. , Н.Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1962. — 247 с.
  60. , К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — Киев: Вища школа, 1981. — 387 с.
  61. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1992. 17 с. — (Психологическая серия. Выпуск 5).
  62. , Д.А. Очерки психологии личности / А. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1993.-78 с.
  63. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  64. , П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. Посмерт. изд. — СПб.: Тип. А. Бенке, 1910. — 240 с.
  65. Ли Хюн Чжу. Взаимосвязь соматотипа и особенностей психики спортсменов, специализирующихся в восточных видах единоборств: автореф. дис. канд. психол. наук / Ли Хюн Чжу. СПб., 2004. — 22 с.
  66. , А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Андрей Евгеньевич Личко. 2-е изд., доп. и перераб. — Л.: Медицина. Ле-нингр. отд-ние, 1983. — 255 с.: ил.
  67. , Г. В. Методика изучения удовлетворенности профессиональной деятельностью (МУПД) / Г. В. Лозовая // Психологические основы педагогической деятельности: материалы межвуз. науч. конф. /
  68. С.Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2001. — С. 78−81.
  69. , Г. В. Специфика спорта как вида деятельности / Г. В. Лозовая // Психологические основы педагогической деятельности: материалы 6-й межвузовской научной конференции. СПб., 2003. — С. 10−13.
  70. Малинаускас, Р. К. Особенности характера студентов легкоатлетов и баскетболистов / Р. К. Малинаускас // Теория и практика физ. культуры. — 2001. — № 5. — С. 23−25.
  71. , В.Л. Психодиагностика в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, Л. К. Серова. -М.: Просвещение, 2005. 349 с.
  72. , В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : автореф. дис.. д-ра психол. наук / Марищук В. Л. Л., 1982. — 32 с.
  73. , Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартене. -М.: Физкультура и спорт, 1979. 176 с.
  74. , В. И. Акцентуации характера и стиль саморегуляции студентов / В. И. Моросанова // Вопросы психологии. 1997 — № 6. — С. 31 — 38.
  75. , B.C. Возрастная психология / B.C. Мухина. М: Академия, 2002. — 456 с.
  76. , В.И. Основы общей и медицинской психологи : учебник для медицинских училищ / В. И. Мясищев. Л.: Медицина, 1975.-223 с.
  77. , Р. Психология соревнующегося спортсмена : пер. с англ. / Р. Найдиффер. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 224 с.
  78. Наследственность, среда и спортивный успех // Спорт в школе.-2006.-№ 19.-С. 13−19.
  79. , Р.С. Психология : учебное пособие для институтов и училищ / Р. С. Немов. М.: Просвещение, 1990. — 296 с.
  80. Некоторых особенностях характера студентов педагогического и технологического вузов Текст.: / С. Н. Морозюк, // Подготовка учителя в условиях регионального учебно-научно-педагогического комплекса. -Красноярск, 1997. С. 167−172.
  81. , А.Н. Психология адаптации человека к усложненным условиям деятельности : дис.. канд. психол. наук / Николаев А. Н. -Л., 1998.-202 с.
  82. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.-463 с.
  83. , А.Л. Спортивная психология : учеб. пособие для физкультурных вузов / А. С. Попов. М.: МПСИ: Флинта, 1998. — 152 с.
  84. , Ю.А. Критерии отбора квалифицированных бегунов-юниоров на длинные дистанции / Ю. А. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. — № 2. — С. 67−69.
  85. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. — 284 с.
  86. Проблемы психологии современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — 160 с.
  87. Психологическая подготовка спортсмена / под ред. П.А. Ру-дика, А. Ц. Пуни. М.: Физическая культура и спорт, 1965. — 176 с.
  88. Психологические технологии в физическом воспитании и спорте: материалы межрегион, симпозиума по спорт, психологии / отв. ред. Г. Д. Бабушкин. — Сибирский гос. ун-т физ. культуры. Омск: [б.и.], 2004. -119 с.
  89. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
  90. Психология: учебник для студентов институтов физической культуры / под ред. П. А. Рудика. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 510 с.
  91. Психология спорта. Современные направления в психологии /под ред. Е. П. Ильина, Ю. Я. Киселёва, В. К. Сафонова. Ленинград, 1989. -184 с.
  92. Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, В. Я. Романова. -М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1982. — 320 с.
  93. Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте: сборник научных трудов / под ред. А. Д. Ганнушкин — Смоленский гос. ин-т физ. Культуры Смоленск, 1979. — 131 с.
  94. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях: словарь-справочник / сост. Е. Н. Сурков — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры. СПб.: б.и., 1996. — 451 с.
  95. Психология спорта высших достижений / под ред. А. В. Родионова. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 144 с.
  96. Психология физического воспитания и спорта / под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 143 с.
  97. , А.Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта // Психология: учеб. пособие / А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1984.-С. 157−161.
  98. , А.Ц. Проблема личности в психологии спорта : лекция / А. Ц. Пуни — Гос. центр, ин-т физ. культуры. М.: б.и., 1980. — 28 с.
  99. , А.С. Проявление акцентуаций характера в процессе занятий спортом / А. С. Рачковский // Сборник научных трудов молодых ученых / Смол. гос. ин-т физ. культуры — под ред. В. В. Ермакова. -Смоленск, 2002. Вып. 9. — С. 27−29.
  100. , А.А. Характерологические особенности подростковделинквентов // Вопросы психологии. 1991. -№ 4. — С. 139−144.
  101. , JI.H. Влияние спорта и установок тренера на личность юного спортсмена : дис.. канд. психол. наук / Рогалев JI.H. М., 1999.- 145 с.
  102. , А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А. В. Родионов. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 112 с.
  103. Розин, Е. Ю. Методика отбора и прогнозирования способностей к занятиям спортивной гимнастикой: учеб. пособие для студентов и слушателей фак. усоверш. / Е. Ю. Розин — Гос. центр, ин-т физ. культуры. -М.: б.и., 1979.-34 с.
  104. , О.В. Изучение ценностных ориентаций студенток-спортсменов в целях профессионально-педагогического консультирования / О. И. Волков, О. В. Романова // Вестник Балтийской Педагогической Академии. Вып. 63. СПб., 2005. — С. 52−55.
  105. , О.В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций в структуре личности спортсмена / О. В. Романова // Научно-теоретический журнал Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2008. — № 1 (35). — С. 83−86.
  106. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  107. , С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Вопросы психологии. 1957. — № 3. — С. 25−30.
  108. Русалов, В. М. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности / В. М. Русалов // Психологический журнал. 2005. — Т. 26. -№ 3.~ С. 65−73.
  109. , Л.А. Наследственность, среда и спортивный успех : фрагмент книги «Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты». // Спорт в школе. — 2006. -№ 19 (1−15 октября).
  110. , О.О. Изучение стилей саморегуляции спортсменов-волейболистов / О. О. Сердюкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 5. — С. 43−46.
  111. , Л.К. Профессиональные психологические качества спортсменов различных видов спорта : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / А. С. Мартынов, Л. К. Серова СПб.: Изд-во СПб ГАУ, 2007. — 146 с.
  112. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов / сост. И. П. Волков, Н. С. Цикунова. СПб.: Питер, 2005. — 284 с.
  113. , Н.Б. О формировании спортивно важных психических свойств спортсмена // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: хрестоматия. СПб.: Питер, 2002. —384 с.
  114. , Н.Б. Психология спортивной карьеры : автореф. дис.. д-ра психол. наук / Стамбулова Н. Б. — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. — 40 с.
  115. , Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. В 2 томах. Том 2. / Г. Е. Сухарева.- Издательство Медгиз., 1959. 408 с.
  116. Диагностика нейродинамических особенностей: учебное пособие / под ред. В. К. Сафонов, Г. Б. Суврова, В. Б. Чеснокова. СПб. :Изд-во СПбГУ, 1997.-234 с.
  117. Теория и методика физической культуры: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю. Ф. Курамшина. М.: Сов. спорт, 2003. — 463 с.: ил.
  118. , М.С. Характерологические и социально-психологические условия формирования помехоустойчивости спортсменовдис.. канд. психол. наук / Ткачева М. С. Саратов, 2003. — 180 с.
  119. , С.Г. Психологические особенности формирования акцентуированных черт личности у сотрудников таможенной службы / С. Г. Фантина — Гос. тамож. ком. Рос. Федерации. Сев.-Зап. тамож. Упр. -СПб.: б.и., 2001.-30 с.
  120. , Ф.Р. Психология / Ф.Р. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 446 с.
  121. Фрейд, 3. В ведение в психоанализ: лекции / 3. Фрейд. М.: Наука, 1989.-456 с.
  122. , Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М.: Республика, 1994. — 447 с.
  123. , Т. Тренировка женщин-баскетболисток / Т. Хуцин-ский // Вестник Балтийской Педагогической Академии. Вып. 78. СПб., 2008.-С. 49−57.
  124. , О.А. Вопросы психологии в спорте / О. А. Черникова. М.: Физкультура и спорт, 1955. — 138 с.
  125. , О.М. Психологические особенности спортивной деятельности и личности спортсмена : учебное пособие для училищ Олимпийского резерва / О. М. Чикова. Минск: ИПП Госэкономплана РБ, 1993.-76 с.
  126. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Издательство корпорация «Лотос», 1994. — 320 с.
  127. Основы психодиагностики / под ред. Шмелева А.Г.— М.: Феникс, 1996.-554 с.
  128. Эмоционально-волевая подготовка спортсменов / под ред. А. Т. Филатова. Киев: Здоровье, 1982. — 296 с.
  129. , Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов / Е. Р. Яхонтов — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. — СПб.: б.и., 2000. 58 с.
  130. Alexander, F. The neurotic character / F. Alexander. New-York: Int. J. Psychoanal. II, 1930. — 311 p.
  131. Birch, A. Individual differences / Anna Birch, Sheila Hayward. -Houndmills, L.: Macmillan, 1994. 254 p.
  132. Churyumov, S.I. Socionic Accentuations // Socionics, mentjdology and personaliti psychology. — 2006. № 6. — P. 15−19.
  133. Maslow, A.H. Motivation and personality / A.H. Maslow. New-York: Harper & Brothers, 1954. — 426 p.
  134. Maslow, A.H. Toward a psychology of Being / A.H. Maslow 2-nd ed. -New-York: VanNostrand, 1968.-160 p.
  135. Psychology of sport: Issues and insights / Ed. with text by A. Craig Fisher. Palx Alto (Calif.): Meylfield, 1976. — 132 p.
  136. Jeanneret, PJ. A study of job characteristics and job dimensions as based on the position analysis questionnaires / P.J. Jeanneret // Journal of Applied Psychology. 1972. -N36. — P. 347−348.
  137. , C.G. (1921/1971). Psychological types // Collected works of C.G. Jung. Vol. 6. Princeton, N J: Princeton University Press, 1998. — P. 79 -143.
  138. , C.G. (1909/1973). The psychological diagnosis of evidence // Collected works of C.G. Jung. Vol. 2. Princeton, N J: Princeton University Press, 2002.-P. 152−176.
  139. Meged, V.V. Complex Behavioral and Visual Characteristics of Type Accentuation Representatives // Socionics, mentjdology and personaliti psychology. -2006.-№ 6.-P. 24−30.
Заполнить форму текущей работой