Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические условия развития творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятием одаренность описывается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одной или нескольких сферах деятельности (интеллектуальной, творческого мышления, академических достижений, общения и лидерства, художественной, двигательной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОДАРЕННОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО ПОДРОСТКОВ КАК
  • ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Проблема одаренности и творчества подростков
    • 1. 2. Личность и творческий потенциал
    • 1. 3. Психологические особенности интеллектуально одаренных подростков и их творческого потенциала
    • 1. 4. Психологические условия развития творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков
    • 1. 5. Развитие творчества учащихся средствами иностранного языка 52 1 .б
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ¦ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ И
  • ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ
    • 2. 1. Диагностика интеллектуальной одаренности подростков
    • 2. 2. Сравнительная диагностика творческого потенциала подростков
    • 2. 3. Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В АВТОРСКОЙ ФОРМИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
    • 3. 1. К обоснованию авторской развивающей программы
    • 3. 2. Общая структура формирующей программы
    • 3. 3. Содержание формирующей программы
    • 3. 4. Результаты формирующего эксперимента. Проверка эффективности авторской программы в контрольной диагностике
  • Выводы

Психологические условия развития творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема развития творческих способностей учащихся в теории и практике обучения весьма актуальна, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможностей усвоения как в привычной, так и в нестандартной ситуациях. Изучение особенностей развития интеллектуально одаренных детей вносит существенный вклад в понимание общих закономерностей и условий развития умственных способностей, поскольку позволяет более отчетливо увидеть формы и факторы успеха мыслительного процесса, которые в других случаях не выявляются. Это означает, что изучение и развитие интеллектуальной одаренности актуально как для отдельной личности, так и для общества в целом (Е.С. Белова, 1998; Д. Б. Богоявленская, 1999; А. И. Доровский, 1998; Н. С. Лейтес, 1996 и др.).

Понятием одаренность описывается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одной или нескольких сферах деятельности (интеллектуальной, творческого мышления, академических достижений, общения и лидерства, художественной, двигательной, нравственно-духовной). Соответственно этому понятию выделяются виды одаренности и творчества, общий и специальные виды интеллекта. Интеллектуально одаренные подростки выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (актуальная одаренность) или имеют внутренние, потенциальные предпосылки и психические возможности для таких достижений (потенциальная одаренность) (Д.Б. Богоявленская, 1999; М. Воллах, 1965; X. Гарднер, 1998; X. Грубер, 1998; Дж. Дэвидсон, 1990; Н. Коган, 1965; Н. С. Лейтес, 1996; М. А. Холодная, 1997; Е. Л. Яковлева, 1994).

Проблема интеллектуальной одаренности является комплексной, в ней пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными здесь выступают проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также профессиональной подготовки педагогов для работы с ними. Ситуация с изучением и развитием одаренных детей в нашей стране, когда считалось, что «талант пробьется сам», стала меняться только в последнее время. До этого исследования велись преимущественно в русле проблемы умственных способностей и творчества (Э.А. Голубева, Н. С. Лейтес, К. К. Платонов, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, C. JL Рубинштейн и др.). Оставалась вне поля внимания исследователей их связь с личностными особенностями человека. В настоящее время существует немало отечественных и зарубежных исследований творческих возможностей одаренных детей (Д.Б.Богоявленская, JI.A. Венгер, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, Я. А. Пономарев, А. И. Савенков, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, В. С. Юркевич, Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс, К. Тэйлор, В. Штерн). Исследуется генезис одаренности, определяется ее зависимость от специфики генетической основы, от социальных условий, в которых живет и развивается ребенок. Обращается внимание на вопросы выявления одаренных детей, перспективы развития и реализации их индивидуальности (Л.С.Выготский, Л. А. Венгер, Ю. З Гильбух, Н. С. Лейтес,.

A.М.Матюшкин, Б. М. Теплов, В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич, Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс, В. Штерн и др.).

При этом справедливо подчеркивается, что центральным понятием в определении и развитии одаренности может стать понятие творческого потенциала одаренной личности. (Дж.Гилфорд, М. В .Колосова, A.M. Матюшкин,.

B.Г.Рыцак, Е.Л. Яковлева). Сам термин творческий потенциал используется в литературе реже, чем одаренность или креативность. Однако системный подход к личности и ее деятельности, а также личностный подход к умственной одаренности и креативности выдвигают понятие творческого nomemfua-ла на первый план в качестве наиболее перспективного (Е.С. Белова, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Е.Л. Яковлева).

Понятие потенциала применительно к творческим возможностям интеллектуально одаренного подростка представляется наиболее подходящим. С позиций системного подхода к деятельности и личности способности рассматриваются как выражение усваивающих возможностей психики, имеющих своим результатом умения (навыки, привычки, мастерство), а одаренность и творчество понимаются как потенции созидания в той или иной области, то есть творческие потенциалы. В целом с этих позиций личность рассматривается как система' (В.Г. Афанасьев, 1973, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, 1973; М. С. Каган, 1974, 1988, 1991; В. В. Рыжов, 2001), а понятие потенциала наиболее точно отражает ее сущность как системы возможностей (идей, мыслей, действий, поступков, отношений, мотивов, переживаний).

При всей широте исследований общих проблем одаренности и творчества, вопросов организации творческой деятельности (Г.С. Альтпгуллер, И. М. Верткин, И. Г. Калошина, И. Я. Лернер, И. С. Якиманская и др.), возрастных особенностей этого процесса (В.Й. Андреев, Е. С. Белова, Д. Б. Богоявленская, Л. И. Божович, Н. С. Лейтес, А. Н. Лук и др.), вопросов разработки и реализации программ для развития одаренных детей (А.И. Доровский, Ю.З. Гиль-бух, А. И. Савенков, Е. И. Щебланова, М. А. Холодная, B.C. Юркевич) проблема творческого потенциала и условий его развития у интеллектуально одаренных подростков остается не достаточно раскрытой.

В понятие интеллектуальной одаренности, начинаяс работ Дж. Гилфорда, включаются как интеллектуальные, так и творческие способности. При этом, в одни теоретические модели входят как креативность, так и интеллектуальность (X. Гарднер, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, A.M. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская). В других же моделях интеллектуальность и креативность рассматриваются как независимые факторы (Э.П. Торренс, М. Воллах, X. Грубер, Дж. Дэвидсон, Н. Коган, Я. А. Пономарев, Е. Л. Яковлева и др.). В исследовании взаимосвязи интеллекта и креативности на материале подростков (М. Воллах, Н. Коган, Э.П. Торренс) выявлена сложная и неоднозначная связь этих характеристик, показано, что соотношение уровней креативности и интеллекта влияет на личностные качества и способы адаптации подростков. Условия и механизмы этой взаимосвязи остаются не изученными, хотя и была предложена для ее объяснения теория интеллектуального порога Э. П. Торренса.

Нам представляется, что изучение творческого потенциала, как системного качества, интегрирующего интеллектуальность, креативность и совокупность личностных характеристик подростка (мотивационных, эмоциональных, волевых, рефлексивных и других) может оказаться продуктивным в решении данной проблемы. Это требует дальнейшей разработки психологической структуры творческого потенциала, механизмов, путей и условий его развития у интеллектуально одаренных подростков, анализа общих принципов построения программ творческого развития детей и выявления специфических требований к такого рода программам для интеллектуально одаренных подростков. Решение этих задач представляется весьма актуальным.

Цель исследования — выявить основные психологические условия развития творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков и проверить их в ходе сравнительного экспериментального исследования.

Объект исследования — интеллектуальное и творческое развитие личности подростка.

Предмет исследования — психологические условия и механизмы, определяющие эффективность программы развития творческого потенциала интеллектуально одаренного подростка (на материале иностранного языка).

Гипотезы исследования:

1. Предполагается, что структура творческого потенциала интеллектуально одаренного подростка представляет собой совокупность когнитивных и некогнитивных компонентов, включающих соответственно интеллектуальные (оригинальность, гибкость, адаптивность, беглость и оперативность мышлениялегкость ассоциаций, уровень творческого воображения) и личностные (мотивационные, эмоциональные, волевые, рефлексивные, ценностно-смысловые) характеристики и их взаимосвязи.

2. Предполагается, что развитие творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков определяется совокупностью внешних и внутренних условий, конкретизированных применительно к специфике данной категории учащихся, где под внешними условиями мы понимаем: обогащенную творческую среду, разнообразие и нерегламентированность творческой активности, психологическое сопровождение творческой активности, а под внутренними условиями — высокий интеллектуальный уровень подростка, его открытость новому опыту, осознание ценности и позитивная самооценка личности и творчества, оптимизация личностных характеристик.

3. Эффективное развитие творческого потенциала интеллектуально одаренных учащихся-подростков возможно, если полно учтены и реализованы указанные внешние и внутренние психологические условия. При этом, в качестве специфического условия эффективности формирующей программы на материале иностранного языка выдвигается личностно и творчески ориентированное диалогическое иноязычное общение в учебно-речевой деятельности учащихся.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы интеллектуальной одаренности подростков, их креативности и творческого потенциала в психологической литературе. Проанализировать представления об условиях их развития.

2. Разработать определение и психологическую структуру творческого потенциала интеллектуально одаренного подростка.

3. Осуществить анализ, подходов к разработке программ развития одаренности, креативности и творческого потенциала, исследовать и обобщить принципы, их построения и систему реализуемых в них психологических условий.

4. Разработать, обосновать и апробировать в работе с интеллектуально одаренными школьниками-подростками программу развития их творческого потенциала на материале иностранного языка, проверить эффективность программы в условиях школы путем сравнительного изучения интеллектуально одаренных подростков в экспериментальной и контрольной группах.

Методологическую основу работы составили современные исследования в области психологии умственной одаренности и творчества (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, А. Г. Маслоу, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов, Э. П. Торренс, Е.Л.Яковлева) — положения отечественной психологии о структуре и условиях развития способностей и творчества, специфике их развития в подростковом возрасте (Д.Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, Э.П. Торренс), о культурно-исторической обусловленности развития высших психических функций, способностей и одаренности, единстве личности и деятельности, интегральном характере одаренности и таланта (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов) — положения системного подхода в исследовании личности и деятельности (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, М. С. Каган, Э.Г. Юдин) — положения современной психологии обучения иностранным языкам и лингвопсихологии о развивающих возможностях иностранного языка (В.А. Артемов, Б. В. Беляев, И. А. Зимняя, А.А. Леонтьев).

Методы исследования*. Теоретические: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы, теоретическое моделирование структуры творческого потенциала и системы психологических условий его развитияэмпирические: наблюдение, беседы с учащимися, психологическое тестирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности подростков, экспериментальное моделирование диагностической и формирующей программматематико-статистические: критериально-уровневый анализ, методы вариационной статистики, анализ значимости различийкачественный анализ результатов.

Научная новизна исследования. Новыми являются следующие теоретические и практические результаты исследования:

— на основе изучения имеющихся исследований предложено новое определение творческого потенциала интеллектуально одаренного подростка, понимание его психологической структуры в совокупности когнитивных и некогнитивных компонентов (интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных, волевых, рефлексивных, ценностно-смысловых) и их взаимосвязейвыявлена и конкретизирована совокупность внешних и внутренних психологических условий развития творческого потенциала применительно к интеллектуально одаренным подросткам и развивающей работе на материале иностранного языка;

— с учетом этих условий разработана психологическая модель развития творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков;

— на основе предложенной модели разработана комплексная программа развития творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков на материале обучения иностранным языкам.

Теоретическая значимость исследования, помимо указанных выше положений, определяется также следующим:

— изучены развивающие возможности иностранного языка в формировании творческих возможностей учащихся, представлена релевантная модель развития творческого потенциала;

— определены и описаны важнейшие принципы разработки и реализации программ для развития творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков;

— обоснована необходимость и целесообразность системно-личностного подхода к изучению и развитию творческих возможностей учащихся.

Практическая значимость исследования определяется разработанными программами диагностики и развития творческого потенциала в психолого-педагогической работе с подростками по активизации их творческих возможностей средствами иностранного языка. Разработанные и описанные в диссертации методы и средства используются в учебной и внеклассной работе с учащимися школ, в работе со студентами факультета иностранных языков, могут быть использованы на курсах иностранного языка для подростков, при подготовке педагогов, в работе психологической службы школы и вуза.

Положения, выносимые на защиту:

1.Творческий потенциал интеллектуально одаренного подростка, характеризуя его личность в целом, интегрирует систему когнитивных и некогнитивных компонентов, представленных интеллектуальными и личностными характеристиками в их взаимодействии.

2. Наиболее существенными для оптимального развития творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков являются следующие внеги-ние и внутренние условия, создаваемые в формирующей работе:

— внешние — обогащенная творческая среда, разнообразие и нерегламентированность творческой активности учащихся, психологическое сопровождение и поддержка творческой активностивнутренние — высокая интеллектуальная одаренность подростка, его восприимчивость к инновациямосознание подростком ценности и высокая самооценка личности и творчествапоследовательная оптимизация мотива-ционных, эмоциональных, волевых, рефлексивных характеристик подростков.

3. При осуществлении формирующей программы по развитию творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков на материале иностранного языка, важное значение приобретает специфическое условие — личностно и творчески ориентированное диалогическое иноязычное общение в учебно-речевой деятельности учащихся. В условиях такого общения: а) активизируются все компоненты творческого потенциалаб) оптимально реализуются развивающие возможности иностранного языка.

Экспериментальная база исследования. Задачи исследования решались на базе лицеев № 36 и № 40 г. Нижнего Новгорода. Экспериментальные и эмпирические данные были получены в исследовании 300 учащихся 7−8 классов названных образовательных учреждений на протяжении 2004;2005 г. г. Из этого числа учащихся в диагностическом исследовании были выявлены 84 интеллектуально высоко одаренных подростка, из которых были сформированы экспериментальная группа (ЭГ, 42 человека) и контрольная группа (КГ, 42 человека). Занятия с подростками ЭГ по программе развития творческого потенциала проводились в виде факультатива «Занимательный английский» в групповой и в индивидуальной работе.

Апробация результатов исследования. Основные идеи, результаты и выводы исследования представлялись на Ш международной научной конференции «Гуманизм и духовность в образовании» (Нижний Новгород, 2004) — на международной научно-практической конференции «Дни науки-2005» (Днепропетровск, 2005) — на 10-ой Нижегородской сессии молодых ученых «Голубая Ока-2005» (Нижний Новгород, 2005) — на ежегодной межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы науки, образования и производства» (Нижний Новгород, 2005, 2006, 2007) — на межвузовской научно-методической конференции «Иностранный язык как универсальная ценность современного общественного развития» (Нижний Новгород, 2005) — на 11-ой Нижегородской сессии молодых ученых «Татинец» (Нижний Новгород, 2006) — обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии, лаборатории личностно ориентированной профессиональной подготовки в НГЛУ им. Н. А. Добролюбова. Материалы исследования нашли отражение в 14 публикациях автора, в том числе в статье в рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована 16 таблицами, 4 рисунками, 2 диаграммами. Перечень использованной научной литературы включает 248 наименований, в том числе 38 на иностранном языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования психологических условий развития творческого потенциала интеллектуально одаренного подростка свидетельствуют о достижении поставленной в исследовании цели и позволяют сделать следующие основные выводы:

1. Получили подтверждение, развитие и конкретизацию теоретические положения, лежащие в основе исходных гипотез исследования:

— в реализации личностного подхода к исследованию одаренности наибольшее значение приобретает изучение творческого потенциала одаренного подростка и его развитие;

— структура творческого потенциала включает помимо интеллектуальных (когнитивных) систему некогнитивных свойств, представленных моти-вационными, эмоционально-образными, волевыми личностными свойствамиформирующая программа должна ориентироваться на все стороны творческого потенциала интеллектуально одаренного подростка;

— среди психологических условий оптимального развития творческого потенциала интеллектуально одаренного подростка выделяются внешние и внутренние условияэффективное развитие творческого потенциала обеспечивается полнотой учета всех этих условий;

— существенные задачи развития творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков могут быть решены на материале иностранного языка как средства иноязычного творческого общения при условии личност-но-ориентированной, диалогической организации обучения.

2. В теоретическом анализе изучаемой проблемы: 1) выяснено возрастающее значение личностного подхода к проблеме одаренности и творчества и выдвижение на первый план исследований творческого потенциала одаренного подростка, как системной характеристики его личности- 2) определена структура творческого потенциала интеллектуально одаренного подростка- 3) выделена совокупность психологических условий развития творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков и специфических условий для работы с ними на материале иностранного языка- 4) выявлены принципы разработки и реализации развивающих программ для интеллектуально одаренных подростков- 5) выявлены развивающие возможности иностранного языка в формировании творческого потенциала интеллектуально одаренных учащихся.

3. В диагностическом эксперименте, направленном на дифференциацию подростков по уровню интеллектуальной одаренности и выявление высоко одаренных в интеллектуальном плане подростков, получены фактические данные, характеризующие широкий спектр индивидуальных различий. Их анализ позволяет утверждать:

— выявление интеллектуально одаренных подростков возможно и целесообразно осуществлять с учетом свойств и особенностей целостной личности подростка — его мотивации, самооценки, эмоциональной сферы, особенностей семейной ситуации, а не одних только показателей интеллекта;

— интеллектуально одаренные подростки, выявленные по этим критериям, значительно выделяются на общем фоне более высокими показателями творческого потенциала как в когнитивных, так и в личностных его проявлениях;

— высокий исходный уровень развития творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков предъявляет повышенные требования к развивающей программе, которая, исходя из этого, должна обладать мощным формирующим действием и ориентироваться на целостную личность подростка.

4. Предложенная в диссертации авторская программа развития творческого потенциала, построенная на материале иностранного языка с учетом всей системы выделенных психологических условий и принципов, нацелена на развитие интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-образных, волевых свойств личности подростка, реализована в условиях школы во взаимодействии с родителями и учителями детей. Формирующий эксперимент и результаты контрольной диагностики подтвердили правильность ориентации программы на целостное развитие личности интеллектуально одаренного подростка и важность учета выделенных психологических условий. Эти результаты:

— показали существенное влияние программы на формирование эмоционально-образных, мотивационных, эмоциональных и других личностных характеристик подростков на уровень их интеллектуально-творческого развития;

— подтвердили эффективность использованных технологий авторской программы для активизации интеллектуальной, коммуникативной, речевой, изобразительной, игровой и иных форм творческой деятельности подростков и интенсивного развития их творческого потенциала и позволяют рекомендовать их для практического использования.

5. Целостно оценивая фактические данные, полученные в ходе исследования, мы полагаем, что эти данные пополняют и систематизируют наши представления о личности интеллектуально одаренного подростка, механизмах, путях, средствах и методах развития его творческого потенциала и личности в целом. Эти данные и их обобщение используются в практической работе с одаренными подростками и в профессиональной подготовке педагогов и психологов, учителей иностранного языка, ориентированных на эту работу.

6. Перспективными направлениями последующей разработки данной проблемы представляются: 1) изучение и экспериментальная проверка развивающих возможностей других учебных предметов общеобразовательной школы в плане формирования творческого потенциала учащихся- 2) прослеживание динамики развития одаренности и творческого потенциала учащихся в периоды студенческого возраста (на этапе профессионального образования) и в последующие периоды взрослости (на этапе профессиональной деятельности) — 3) обобщенный анализ проблемы на уровне формирования творческой личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Исследования психологии процесса изобретения в области математики: пер. с франц. М.А. Шаталовой- под ред. И. Б. Погребысского / Ж. Адамар. -М.: Советское радио, 1970.
  2. , Г. Ю. Проверьте свои способности / Г. Ю. Айзенк. СПб, 1996. -173 с.
  3. , Э.А. Как учить творчеству / Э. А. Аксенова, М. Н. Скаткин // Педагогика. 2004. -N 8.- С.80−87.
  4. , Б.С. О таланте и способностях / Б. С. Алярковский. М., «Знание».-1971.-с. 70.
  5. , Г. С. О психологии изобретательского творчества / Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро // Вопр. психологии. — 1956. — № 6. — С. 37−49.
  6. , Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. / Ш. А. Амона-швили. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. 544 с.
  7. , Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев // Избр. Психол. Труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 1980
  8. , А. Психологическое тестирование / А. Анастази- под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М., 1982. — 318 с.
  9. , А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. М.: Смысл. — 2007. — 526 с.
  10. Ю.Афанасьев, В.Г. О системном подходе в социальном познании / В. Г. Афанасьев // Вопросы философии. 1973. — № 6. — с. 22.
  11. Е. Двуликий Янус. О природе творческой личности / Е. Басин. -М.: Магистр, 1996. 172с.
  12. , Д.Б. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Д. Б. Белова. М.: Флинта. — 1998.
  13. , Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. — М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
  14. , Н.А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М.: Республика. -1993.-382 с.
  15. , B.C. Мышление как творчество. B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975
  16. , И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М., 1973.
  17. , В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности / В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлячук. Киев, 1978. — 142 с.
  18. , Д.Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М., 1981. -96 с.
  19. , Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества / Д. Б. Богоявленская. // Вопросы психологии, 1999, № 2, с. 35- 41.
  20. , Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал, 1995, № 5. С. 11−14.
  21. А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.: Изд. МГУ, 1988.-87с.
  22. , Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении: пер. с англ. / Э. Боно. М.: Прогресс, 1976. — 143 с.
  23. .С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. -1997.
  24. Братченко C. JL Гуманистические основы личностно ориентированного подхода к воспитанию / C.JI. Братченко // Образование и культура северо-запада России.- СПб., 1996.
  25. А.В. Психология мышления / А. В. Брушлинский. М.: Знание. — 1983.-212 с.
  26. Р.П. Развитие воображения и творческой активности на уроках иностранного языка / Р. П. Буланкина // Иностранные языки в школе. -1999. № 3.-С.15.
  27. , Г. В., Одаренные дети / Г. В. Бурменская, М. Слуцкий. М.: Прогресс, 1991.-380 с.
  28. , П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг. -М., 1990.- 187 с.
  29. , JI.A., Психология / JI.A. Венгер, B.C. Мухина М.: Просвещение, 1988.-336 с.
  30. , М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер М.: Прогресс, 1987.
  31. В. Фантазия как основа искусства / В. Вундт. Спб., М., 1914.
  32. , JI.C. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский — под ред. А. М. Матюшкина. -М.: педагогика, 1991. 367с.
  33. , Л.С. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. -1004с.
  34. , Ф. Наследственность таланта. Ее законы и последствия / Ф. Гальтон. -Спб., 1875.
  35. , Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. -М.: Прогресс, 1959.
  36. , Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. М., 1991. -79 с.
  37. , Ю.З. Умственно одаренный ребенок / Ю. З. Гильбух. // Психология, диагностика, педагогика. Киев, 1992.- 84 с.
  38. , С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники / С. Гиппиус. М, — Л.: Искусство, 1967.
  39. , И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. З. Гликман. // Школьные технологии. 2006. — № 3.- С.91- 96.
  40. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1992.- 496 с.
  41. , Б.И. Рациональное творчество / Б. И. Голдовский, М.И. Вай-нерманн. М., 1990. — 118 с.
  42. , Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. -М., 1993.
  43. А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А. Г. Грецов. СПб. 6 Питер, 2007. — 208 с.
  44. Гуманизм и духовность в образовании: науч. тр. 2-ой международ, науч. конф. Н. Новгород, 2000 — 290 с.
  45. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Интер, 1996.
  46. Доровский, А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся / А. И. Доровский М., 1998.
  47. , В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. М.: ЛатернаВита, 1995-С.150.
  48. , В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В. Н. Дружинин. -М.: ПУРСЭ- СПб.: ИМАТОН., 2001
  49. , О.М. О некоторых особенностях развития воображения / О. М. Дьяченко, A.M. Кириллова // Вопросы психологии, 1980, № 2.
  50. , М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) /М.С. Егорова // Вопросы психологии. -2000. № 1. — С.36−46
  51. , Д.В. Феномен интуиции, или принятие решений в ситуации неопределенности / Д. В. Желателев // Психологическая газета 2002. -№ 1 (76). Январь. — С.22−24.
  52. Ю.М. Проблемы диагностики социально-перцептивной компетентности / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 1983.
  53. , Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти / Е. В. Заика. // Вопросы психологии, 1995, № 5.
  54. , А.В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. -М.: Просвещение, 1986.
  55. , X. Ваш коэффициент интеллекта: пер. с немец. / X. Зиверт. Но-лиж. М., 1997.
  56. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в средней школе
  57. И.А. Зимняя. -М.: Просвещение, 1991. 222 с. 58.3инкевич, Т.Д., Теория и практика сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич, A.M. Михайлова. Санкт-Петербург: Смарт, 1996.
  58. Игры. Обучение. Тренинг / под ред. В. В. Петрусинского.- М.: Новая школа, 1994.
  59. , К. Эмоции человека / К. Изард. СПб.: Питер, 2000. — 342с.
  60. , В.А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: учеб. пособие для учителей средних школ и студентов педагогических институтов / В. А. Ильев. М.: Прогресс, 1993.
  61. , И.А. Собрание сочинений: в 10 т., T. I / И. А. Ильин -М.: Русская книга, 1993 -221 с.
  62. Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я. А. Пономарева.-М.: Наука, 1983.
  63. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М.С.1. Каган.-М., 1974,-328 с.
  64. М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М. С. Каган. Л., 1991.
  65. , Б.Р. Способности и склонности. Психофизиологические исследования / Б. Р. Кадыров. Ташкент, 1990 — 105 с.
  66. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. М., 1981 — 200 с.
  67. , И.П. Структура и механизмы творческой деятельности / И. П. Калошина.-М.:МГУ, 1983 -168 с.
  68. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Ни-какндров. М.: Педагогика, 1990.
  69. , О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанов. М., 1997.
  70. М. Тренинг креативности / М. Кипнис.- Ось 89, 2004. 128 с.
  71. И.А. Развитие детского словесного творчества (теоретическийаспект) / И. А. Киршин // Образование. 2001. — № 6. — С. 64−72.
  72. , В.В. Психологические тесты талантов / В. В. Клименко. Харьков: Фолио, 1996.
  73. , М.И. Развитие креативности школьников / М. И. Козлова // Педагогическое обозрение. 2005. — N 3.-С.161−166.
  74. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. -С. 10−191.
  75. Конференция по проблемам одаренности // Вопросы психологии, 2001, № 3
  76. , А.И. Основы арггерапии / А. И. Копыти. Спб., 1999.
  77. В.А. Проблема формирования и развития способностей / В. А. Крутецкий //Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С.3−12.
  78. , Г. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников / Т. Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская.- М.: Знание, 1988. 79 с.
  79. B.C. Основы обучения изобразительному искусству общеобразовательной школе: пособие для учителей / B.C. Кузин. М., 1972. -43 с.
  80. , Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина.- Д.: Знание, 1985. 32 с.
  81. , А.Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский. СПб., 1921, с. 13
  82. , Л.Д. Проблемы одаренности / Л. Д. Лебедева // Вопросы психологии. 2000, № 1, с. 115−118.
  83. , Р. Человеческая индивидуальность: Наследственность и среда / Р. Левонтин. М., 1993.
  84. , Н.С. Возрастная одаренность школьников: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Н. С. Лейтес. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 320 с.
  85. , Н.С. Об умственной одаренности / Н. С. Лейтес.- М., 1960 215 с.
  86. Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н. С. Лейтес. -М.: Academia, 1996. 80 с.
  87. , А.А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. -М.: Знание, 1979.-47с.
  88. , А.А. Внеязыковая обусловленность речевого акта и некоторые способы обучения ИЯ / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1991. — С. 170−180
  89. , И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М., 1974.
  90. Линдсей, К. Халл, Р.Томпсон. Творческое и критическое мышление.-М., 1981.
  91. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н Лук. — АН СССР- сер. «Наука и технический прогресс». — М.: Наука, 1978. — 127 с.
  92. Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н Лук. — М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  93. , В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу / В. Н. Максимова. Л.: 1973.
  94. , С .И. Психогимнастика в тренинге: часть 3. / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. Санкт-петербург, 1997. — 90с.
  95. , О.Г. О развитии творческой активности на уроках иностранного языка / О. Г. Манеева // Иностранные языки в школе. 1994. — № 4.-С. 12.
  96. , В. И. Психологические условия развития творческого потенциала дошкольников: автореф. дисс. канд. психол. наук.: 19.00.07 / В. И. Маслова. Н. Новгород, 2004.
  97. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу. М., 1970.
  98. А.Г. Дальние пределы человеческой психики./ Пер. с англ. Спб.:г1. Евразия, 1997.- 430 с.
  99. , И. Ситуация успеха: Формирование творческой активности учащихся на уроках иностранного языка посредством конкурсных мероприятий / И. Матковская / / Учитель. 2006. — N 2.-С. 68−72
  100. , A.M. Загадки одаренности / A.M. Матюшкин. М.: Школа-пресс, 1993. — 127 с.
  101. , А.М. Концепция творческой одаренности / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989, № 6
  102. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин.-М.: 1972. t
  103. , М.И. Организация проблемного обучения / М. И. Махмутов.. М.: Педагогика, 1977.
  104. , В. Детская одаренность / В. Меде, Г. Пиорковский. М., 1925.
  105. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. М., 1981 — 96 с.
  106. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. М., 1987.
  107. , Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. Книга для учителя: пер. с нем. / Г. Мелнхорн, Х. Г. Мелхорн Х.Г. М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
  108. , Р.П. Проблемные задачи в обучении иностранного языка как средство развития творческого потенциала / Р. П. Меркулова // Иностранные языки в школе. 1991. — № 6.- С. 8.
  109. Методы социальной психологии- под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. -М., 1977 175 с.
  110. Миньяр — Белоручев, Р.К. К вопросу о структуре учебно-речевой деятельности учителя иностранного языка / Р. К. Миньяр Белоручев. — И.Я.Ш.: 1980, N6.
  111. , В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В. А. Моляко // Вопросы психологии. 1994, № 5.
  112. , Р.С. Психология. Т.2. / Р. С. Немов М.: Просвещение-Владос, 1995.-496 с.
  113. , Б.П. Ступеньки к творчеству / Б. П. Никитин.- М.: Просвещение, 1991.
  114. Г. С. Самоконтроль человека / Г. С. Никифоров. Л., 1989.
  115. , О.И. К вопросу о воображении / О. И. Никифорова // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С.67−76.
  116. , Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства: тренинг и муштра / Л. П. Новицкая. М., 1969.
  117. , З.Н. Почему дети фантазируют? / З. Н. Новлянская. М., 1978.
  118. , Л.Ф. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте / Л. Ф. Обухова, С. М. Чурбанова. -М., 1995.
  119. Г. В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности / Г. В. Ожиганова // Психологический журнал. Т.22. -2001.- № 2. — с. 75−85.
  120. Основные современные концепции творчества и одаренности- под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1998.
  121. , В. Великие люди / В. Оствальд. СПб., 1910. — 319 с.
  122. , Е.И., Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев. И.Я.Ш.: 1987, N6.
  123. Петровский, А. В. Способности / А. В. Петровский. // Введение в психологию.-М., 1995.
  124. , Ж. Избранные психол. соч. / Ж. М. Пиаже. 1999. — 256 с.
  125. , А.Н. Психологические условия развития вторичной языковой личности преподавателя-лингвиста: дис.канд.психол.наук / А.Н. Плехов- науч. рук. В. В. Рыжов- Нижегор. гос. лингвистический ун-т. Нижний Новгород, 2007.-210 с.
  126. , Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Просвещение, 1976.
  127. , В.А. Психология духовности профессионала / В.А. Поно-маренко. М., 1997. — 296 с.
  128. , JI.A. Что такое одаренность? / JI.A. Попова // Школа здоровья. -1995, № 1.
  129. Практический интеллект- под ред. Р. Стернберга. Спб.: Питер, 2002. -165 с.
  130. , А.О. Психические состояния и их проявление в учебном процессе / А. О. Прохоров. Казань: Издательство Казанского университета, 1991.- 165 с.
  131. Психологическая диагностика: учеб. пособие- под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997.
  132. Психология одаренности детей и подростков- под ред. Н. С. Лейтеса. -М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.
  133. Психология одаренности: от теории к практике- под ред. Д. В. Ушакова. М.: Персэ, 2000. -298с.
  134. Развитие творческой активности школьников- под ред. А. М. Матюшкина. -М., 1991.-155 с.
  135. Риверс У. Пусть они говорят то, что им хочется сказать / У. Риверс // Методика преподавания иностранных языков за рубежом: сб. статей- сост. Е. В. Синявская и др. Вып. 2 — М., 1976.
  136. , Н.В. Учись! Твори! Развивайся! / Н. В. Рогалева, Б.А. Зельцер-ман. Рига: ПЦ Эксперимент, 1997.
  137. , А.И. Фантазия и творчество / А. И. Розов // Вопросы философии. -№ 9. 1966. — С.27−34.
  138. , Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. -М., 1995.
  139. , Е.И. Эмоции и воля / Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр BJIA-ДОС, 1999, — 156 с.
  140. , Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. 1994.
  141. , C.JI. Способности / C.JI. Рубинштейн // Основы общей психологии. Т. 2. М., 1990.
  142. , В.В. Иноязычные способности: учеб. пособие / В. В. Рыжов. -Н.Новгород: НГЛУ, 2001.-192 с.
  143. , В.В., Горбушин Я. В. Коммуникативное творчество и креативность в обучении иностранным языкам / В. В. Рыжов, Я. В. Горбушин. — Н. Новгород: изд. НГЛУ, 2006.- С.97 107.
  144. , В.В., Сорокоумова Г. В. Психология творческой личности: структура творческой личности: монография /В.В. Рыжов, Г. В. Сорокоумова. Н. Новгород: изд. ВГПТУ, 2006.
  145. В.В., Воронцов М. Л. Профессиональный потенциал личности и условия его развития / В. В. Рыжов, М. Л. Воронцов //Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: сб. научн. трудов под ред. В. В. Рыжова. Вып. 3. — Нижний Новгород, 2003.
  146. , А.И. Одаренные дети: методы диагностики и стратегии обучения / А. И. Савенков // Директор школы. 1998, № 5 с. 55- 63.
  147. , В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. М.: Новая школа, 1992.
  148. , А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Сима-новский. Ярославль: Гринго, 1996.
  149. , М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1980.
  150. Склонности и способности- под ред. В. Н. Мясищева. М., 1962 — 125 с.
  151. , Р.Дж. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж. Б Форсайт, Дж. Хелланд. СПб.: Питер, 2002. — 272с.
  152. , В.А. Психология интеллекта / В. А. Сухарев. Донецк: Сталкер, 1997.- с. 84.
  153. , В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1 / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика. — 1979 — 558 с.
  154. , Б.М. Избранные труды. Т.1 / Б. М. Теплов. М., 1985. 329 с.
  155. , Б.М. Хрестоматия по возрастной психологии / Б. М. Теплов. -М., 1994.
  156. , Н.В. Ролевые игры (проблемной направленности) и дистанционное обучение иностранным языкам: автореф. дисс. канд. пед. наук/Н.В. Титаренко.-М., 2007.
  157. , К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии. 1998, № 4.
  158. , Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: креативные тесты / Е. Е. Торшина. Спб., 1997.
  159. , Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. АНТ ССР. — 1966.
  160. Уроки театра на уроках в школе (Театральное обучение школьников 111 классов): программы, методические рекомендации, сборник упражнений / сост. А. П. Ершова.- М., 1990.
  161. , А.А. Уловить содержание и смысл бытия / А. А. Ухтомский // Психологический журнал, т.15 № 1. -1994, с. 137.
  162. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» (2001−2002 г. г.) // Официальные документы в образовании. 2001, № 3, с. 38−45.
  163. , Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин- В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М., Изд-во Института Психотерапии. — 2002., с. 332−334
  164. , В. Человек в поисках смысла / В. Франки. М., 1990.
  165. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. СПб.: Питер, 2002. — 400с.
  166. , Дж. Ваш умный ребенок / Дж. Фримэн. М., 1996.
  167. , Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. М.: Новая школа, 1990.
  168. , К.А. Лонгитюдное исследование одаренности / К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд // Вопросы психологии. 1991, № 2.
  169. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. Спб.: Питер, 2002.
  170. , Л.В. Исследование взаимосвязи предметного и личностного планов обучения в условиях диалогического общения: дис. канд. пси-хол. наук / Л.В. Чалова- науч. рук. В. В. Рыжов- Нижегор. гос. лингвистический ун-т. Нижний Новгород, 1999. — 184 с.
  171. , В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудновский. М., 1986 — 79 с.
  172. В.Э. Одаренность: дар или испытание / В. Э. Чудновский, B.C. Юркевич. М., 1990.
  173. В.Д. Духовность и творчество / В. Д. Шадриков // Психологическая газета № 1/40, Январь. 1999. — с.17.
  174. , В.Д. Психическая деятельность и способности человека / В. Д. Шадриков. М., 1996.
  175. , В.Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. -М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НТО «Модэк», 1997. с. 228.
  176. , В.Д. Способности, одаренность, талант / В. Д. Шадриков // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.
  177. С.А. Игра и дети / С. А. Шмаков. М.: Знание, 1968. — 64 с.
  178. , Ю.В. Психологические условия развития творческого потенциала одаренного подростка Текст. / Ю. В. Шост // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. — СПб.: Изд-во «Мирт», 2004.- С. 175−180.
  179. Днепропетровск, 2005.- С. 5−6 (50% личного участия).
  180. , Ю.В. Талант и духовность Текст. / Ю. В. Шост // Гуманизм и духовность в образовании: 3-я Междунар. науч. конф. : — Н. Новгород, 2005.-С. 131−132.
  181. , Ю.В. Духовный компонент в структуре творческого потенциала личности Текст. / Ю. В. Шост // Сборник трудов 10-ой Нижегородской сессии молодых ученых «Голубая Ока 2005». Н. Новгород, 2005.- С. 140−142.
  182. , Ю.В. Структура творческого потенциала и методы его диагностики Текст. / Ю. В. Шост // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6.- М.: РАХИ, 2005.- С. 168 173.
  183. , Ю.В. Исследование творческого потенциала одаренных подростков Текст. /Ю.В. Шост // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвуз. сб. науч. тр.- Вып. 7. М.: РАХИ, 2005. — С. 171 177.
  184. Шост, Ю. В, Личностный подход в изучении творческого потенциала личности Текст. / Ю. В. Шост //Актуальные проблемы науки, образования и производства: материалы межвуз. науч. конф. Н. Новгород: НФ УРАО, 2005. — С. 44−48.
  185. , Ю.В. Языковая одаренность Текст. / Ю. В. Шост // Иностранный язык как универсальная ценность современного общественного развития: сб. науч. ст. межвуз. науч.- методич. конф. -Н.Новгород, 2005.- С. 224−226.
  186. , Ю.В. Развитие творческого потенциала одаренных подростков: постановка проблемы Текст. /Ю.В. Шост // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвуз. сб. науч. тр.- Вып. 8.- М.: РАХИ. С. 193−198.
  187. , Ю.В. Развитие креативности посредством обучения иностранному языку Текст. / Ю. В. Шост // Сборник научных статей по итогам 11ой Нижегородской сессии молодых ученых «Татинец» 15−19 октября 2006.- Н. Новгород, 2006- С. 206−208.
  188. , Ю. В. Развитие творческой личности в обучении иностранному языку Текст. / Ю. В. Шост // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвуз. сб. вып. 9. М: РАХИ, 2006. — С. 202−205.
  189. , Ю.В. Психологические условия развития творческого потенциала одаренных подростков Текст. / Ю. В. Шост // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 2. — 2007. — М.: Изд-во МГОУ. — С. 42−47.
  190. В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста.- Спб.:СоюзД997.
  191. , Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии, 1996, № 3. С.34−43.
  192. А.Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. М.: Высш. школа, 1989. — 120 с.
  193. , Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей одаренности у младших школьников / Е. И. Щебланова // Вопросы психологии. 1998, № 4, с. 111−122.
  194. , Е.И., Аверина И. С. Современные лонгитюдные исследования одаренности / Е. И. Щебланова, И. С. Аверина // Вопросы психологии. 1994, № 6, с. 134−140.
  195. , М.П. Объять необъятное: записки директора школы / М. П. Щетинин. -М.: Просвещение, 1987.
  196. Эдвард де Боно, Латеральное мышление / Эдвард де Боно. Спб. — М. Харьков-Минск, 1997.
  197. , В.М. Проблема школ для одаренных / В. М. Экземплярский. М., 1927.
  198. Эльконин Д. Б .Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Владос, 1999 -359 с.
  199. В.П. Загадка гениальности / В. П. Эфроимсон. М.: Знание, 1991.
  200. B.C. Психолого-педагогический журнал «Магистр» (сентябрь) /B.C. Юркевич. 1992.
  201. И.В. Мир глазами театра: программа, методические рекомендации (1−11 кл.) / И. В. Юстус. Ульяновск, 1997.
  202. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996.
  203. , И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979.
  204. , Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. 1994, № 5.
  205. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997.
  206. Д. В. Особенности социализации современного подростка / Д. В. Ярцев // Вопросы психологии. 1999. — № 6.
  207. Barron, F. Putting creativity to work / F. Barron // R. Sternberg (ed.) The nature of creativity. Cambridge: Cambridge Press, 1998.
  208. Barron, F. Creativity, Intelligence and Personality / F. Barron, D. Harrington // Ann. Rev. Of Psychology. V. 32, 1981.
  209. Davidson J. The role of insight in giftedness / J. Davidson // R. Sternberg (ed.) Conception of giftedness. Cambridge, 1990.
  210. De Bono, E. Six thinking hats / E. De Bono. Boston: Little Brown and Company, 1985- p.153
  211. Feldman, D.N. Creativity: dreams, insights and transformation / D.N. Feldman // R. Sternberg, T. Tardif (eds.) The nature of creativity. -Cambridge: Cambridge Press, 1988. P.271−297.
  212. Feldman, D.N. The development of creativity / D.N. Feldman // Handbook of Creativity/ R. Sternberg (ed.). Cambridge, 1999 -P.169−189.
  213. Gallagher, J. Teaching the Gifted Child / J. Gallagher.- Boston, 1975.
  214. Gardner, H. Creative lives and creative works: a creative scientific approach / H. Gardner // R. Sternberg, T. Tardiff (eds.). The nature of creativity. -Cambridge: Cambridge Press, 1988. P.298−324.i
  215. Gruber, H. Inching our way up Mount Olimpus: the evolving-sistem approch to creative thinking / H. Gruber, S. Devis // R. Sternberg (ed.) The nature of creativity. Cambridge: Cambridge Press, 1988. — P.243−270.
  216. Guilford, J. The Analysis of Intelligence / J. Guilford, R. Hoepfler. New-York, 1971.
  217. Guilford, J. Three faces of intellect / J. Guilford // Amer. Psychol. 1959. N 14.-469−479 p.
  218. Hadfield, Ch. Writing games / Ch. Hadfield, J. Hadfield. Longman, 1990.
  219. Jackson, N.E. Moving into the mainstream? Reflections on the study of giftedness / N.E. Jackson // Gifted Child Quarterly. 1993, 37 (1). — 46 -50 p.
  220. Kaplan, S.N. et al. Differentiated curricula for the gifted / S.N. Kaplan. -Ventura, CA: Ventura County Superinten-dent of Schools Office, 1982.
  221. Ladousse, G. P. Role play / G. P. Ladousse. Oxford University Press. -1987
  222. Mednic, S.A. The associative basis of creative process / S.A. Mednic // Psychol. Prev. 1969, N 2
  223. Monks, F.J. Development of gifted children: the issue of identification and programming / FJ. Monks // Monks (ed.) Talent for the future, Assen, 1992.
  224. Moon, S.M., Feldhusen J.F. The Programme for Academic and Creative Enrichment / S.M. Moon. Norwood, 1994.
  225. Perleth, Ch., Heller K.A. The Munich longitudinal study of giftedness / Ch. Perleth, K.A. Heller // R.F. Subotnik, K.D. Arnold (eds). Norwood, 1994.
  226. Renzulli, J. S. The enrichment triad model / J. S. Renzulli. Mansfield Center: Creative Learning Ass. 1977.
  227. Renzulli, J.S. The National Research Center on the Gifted and Talanted / J. S. Renzulli// Gifted Child Quaterly. Vol. 32(2). 1991.
  228. Renzulli, J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model of creative productivity / J. S. Renzulli // R. J Sternberg, J.E. Davidson (eds.) Conception of giftedness, 1986.
  229. Rogers, C. R. A therapist’s view of personal goals / C. R. Rogers. Pendle Hill Pamflet, 1960.
  230. Rogers, C. R. On Becoming a Person / C. R. Rogers. Boston, 1961.
  231. Rogers, C. Towards a theory of creativity // ETS: A Review of General Semantics. 1954. 11 P. 249 260.
  232. Stein, M.I. Creativity is people // Leadership and Organizational Development Journal. 1991. — Vol. 12. — P.4−10.
  233. Sternberg, R.J. A three-faced model of Creativity / R. J Sternberg // R. Sternberg (ed.) The nature of creativity. Cambridge: Cambridge Press, 1998.
  234. Tardiff, T.Z., Sternberg R.G. What do we know about creativity. The nature of creativity: Contemporal psychological perspectives /. New York: Cambridge Press, 1988. — P.429−220.
  235. Taylor, C.W. Various approches and definitions of creativity / T.Z. Taylor, R.J. Sternberg // R. Sternberg (ed.) The nature of creativity. Cambridge: Cambridge Press, 1998.
  236. Terman, L.M. The Measurement of Intelligence / L.M. Terman. Boston, 1937.
  237. Torrance, E. P. Growing up creatively gifted / E. P. Torrance // Creative Child and Adult Quaterly. V 5. — 1980.
  238. Torrance E, P. Education and Creative Potential / E.P. E.P. Torrance orrance. -Minneapolis. 1963.
  239. Torrance, E.P. The nature of creativity as manifest in its testing / E.P. Torrance // R. Sternerg (eds.), The nature of creativity. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1988.-P. 43−75.
  240. Wallach, M.A. Test tell us little about talent / M. A Wallach //Am. Scien. -1964.
  241. Wallach, M.A. A new look at the creativity-intelligence distinction / M. A Wallach, N.A. Kogan // J. Personality. V.33. — 1965.
  242. Ward, V. Differential Education for the Gifted / V. Ward. -Ventura, 1980.
  243. Wechsler, D. Measurement and appraisal of adult intelligence / D. Wechsler. 1958.
  244. Winner, E. Gifted children: Myths and relatives. New York: Basic Books, 1996.-252 p.
Заполнить форму текущей работой