Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Трудности межличностного общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В юношеском возрасте особенно остро стоит проблема затрудненного общения (И.С. Кон, ЛИ. Науменко, J1.A. Поварницына, Е. Г. Сомова и др.). Этот факт обусловлен спецификой социальной ситуации развития в юношеском возрасте (поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации, активный процесс самоопределения), ведущей деятельностью (учебно-профессиональная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема и гипотеза исследования
    • 1. Проблема трудностей межличностного общения в юношеском возрасте
    • 2. Состояние научного знания о феномене социального интеллекта. Проблема исследования
    • 3. Теоретические основания гипотеза исследования
      • 3. 1. Субъектный подход к исследованию трудностей межличностного общения
      • 3. 2. Показатели успешного общения
      • 3. 3. Обоснование гипотезы
  • Глава II. Экспериментальное исследование связи социального интеллекта и трудностей межличностного общения студентов
    • 1. Гипотеза и методы исследования
    • 2. Психологическое исследование трудностей межличностного общения в юношеском возрасте
    • 3. Проблемы межличностного общения студентов с разным уровнем социального интеллекта
    • 4. Развитие социального интеллекта как средство повышения успешности в общении
    • 5. Влияние социально-психологического обучения на развитие социального интеллекта и успешность межличностного общения студентов

Трудности межличностного общения студентов с разным уровнем социального интеллекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Межличностное общение играет важную роль в организации жизнедеятельности индивидов и групп, в процессе социализации, обеспечении благоприятного климата, совместимости и стабильности коллективов. От характера, особенностей, успешности межличностного взаимодействия зависит самочувствие, психическое здоровье, продуктивность учебной и профессиональной деятельности, степень самореализации человека (Т.А. Аржакаева, A.A. Бодалев, Е. В. Залюбовская, И. А. Зимняя, Г. А. Ковалев, В. А. Лабунская, Е. В. Цуканова и.

ДР-).

Способность личности влиять на других людей, социальный потенциал человекане может реализоваться без развитых социальных умений, коммуникативной компетентности и высокого уровня успешности общения партнерски ориентированного человека, но может и блокироваться разнообразными трудностями межличностного общения.

В юношеском возрасте особенно остро стоит проблема затрудненного общения (И.С. Кон, ЛИ. Науменко, J1.A. Поварницына, Е. Г. Сомова и др.). Этот факт обусловлен спецификой социальной ситуации развития в юношеском возрасте (поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации, активный процесс самоопределения), ведущей деятельностью (учебно-профессиональная) и особенностями общения (потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми, установление взаимоотношений с лицами противоположного пола). Поэтому актуальным является изучение трудностей общения, преград на пути молодого человека к самореализации в виде неконтактности, недостаточной коммуникативной совместимости и адаптивности.

Одним из факторов успешного функционирования человека является социальный интеллект — способность правильно понимать и прогнозировать поведение людей, необходимая для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации (Г.П. Геранюшкина, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куницына, Е. С. Михайлова и др.). Однако механизмы влияния социального интеллекта на успешность в общении, в научных исследованиях представлены недостаточно (В.Н. Куницына, В. А. Лабунская, Я. В. Молчанова и др.).

Многие вопросы,! касающиеся трудностей межличностного общения студентов с разным уровнем социального интеллекта, сегодня остаются без ответа. В частности: каковы механизмы взаимосвязи социального интеллекта и успешного межличностного общения, какого рода трудности в межличностном общении возникают у молодых людей с разным уровнем социального интеллекта, возможно ли посредством специально организованного обучения изменить уровень социального интеллекта и благодаря этому повысить успешность общения студентов. Поиск ответов на эти вопросы составляет проблему нашего исследования.

Таким образом, существует противоречие между актуальной потребностью в научном знании для более эффективного преодоления трудностей в общении и возможностями науки удовлетворить эту потребность.

Целью исследования является теоретический и экспериментальный анализ трудностей общения у студентов с разным уровнем социального интеллекта.

Объект исследования: процесс межличностного общения студентов.

Предмет исследования: трудности межличностного общения студентов с разным уровнем социального интеллекта.

Гипотеза исследования.

Трудности межличностного общения, проявляющиеся в низкой контактности, низкой коммуникативной совместимости и низкой адаптивности, характерны для студентов с невысоким уровнем социального интеллекта. Развитие таких компонентов социального интеллекта, как социальная компетентность, проницательность, коммуникативная компетентность и предприимчивость средствами специально организованного социально-психологического обучения, способствует преодолению трудностей межличностного общения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ состояния психологического знания по проблеме трудностей межличностного общения студентов с разным уровнем социального интеллекта;

2. Исследовать трудности межличностного общения в юношеском возрасте;

3. Изучить основные проблемы межличностного общения студентов с разным уровнем социального интеллекта;

4. Разработать, внедрить и проверить эффективность программы развития социального интеллекта студентов как средства повышения успешности в общении.

Методологической основой исследования является научно-методологический подход Б. Ф. Ломова и его сторонников (В.А. Барабанщикова, A.B. Брушлинского, В. Н. Носуленко, В. А. Поликарпова и др.). В соответствии с данным подходом общение выступает как особая самостоятельная форма активности, в процессе которого проявляется и развивается система отношений «субъект — субъект (ы)».

Теоретическую основу исследования составляют труды Ю. Н. Емельянова, В. Н. Куницыной, Д. В. Ушакова, О. Б. Чесноковой по социальному интеллектуA.A. Бодалева, А. Г. Ковалева, В. Н. Куницыной, В. А. Лабунской, Л. А. Поварницыной, Е. Г. Сомовой — по проблеме трудностей межличностного общения в юношеском возрасте;

Методы исследования. Для достижения цели, решения поставленных задач был проведен теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, использован комплекс психодиагностических методик: СУМО (саморегуляция и успешность межличностного общения).

В.Н. Куницыной, «САМООЦЕНКА-25» В.Н. Куницыной), анкетирование, неформализованная беседа, наблюдение, экспертные оценки. Для обработки эмпирического материала использовались методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена, Т — критерий Вилкоксона).

База исследования. Исследование проводилось в период с 2005 по 2008 годы в Сургутском государственном педагогическом университете. В исследовании принимали участие 400 респондентов — студентов в возрасте от 17 до 21 года, обучающихся на первых-четвертых курсах вуза.

Этапы исследования.

Первый этап (2005;2006 гг.): сбор и анализ теоретического материала, составление плана, постановка проблемы, цели, задач и гипотезы исследования.

Второй этап (2006;2007 гг.): определение диагностического инструментария исследования, проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап (2007 — 2008 гг.): разработка и реализация программы развития социального интеллекта как средства развития успешности в общении.

Четвертый этап (2008 г.): обработка экспериментальных данных, их анализ и обобщение, подготовка текста диссертации и автореферата.

Достоверность и надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается исходными методологическими позициямилогическим соответствием цели, задач, гипотезы исследования комплексу научных методов, корректным применением методов математической статистики при обработке эмпирических данных, обеспечением достаточного объема выборки.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Расширено представление о психологических детерминантах затрудненного общения.

2. Выявлены основные трудности межличностного общения в юношеском возрасте.

3. Определены особенности социального интеллекта студентов.

4. Теоретически и экспериментально обоснована связь, существующая между уровнем развития социального интеллекта и трудностями межличностного общения в юношеском возрасте.

5. Доказана возможность повышения уровня успешности в межличностном общении через развитие ведущих компонентов социального интеллекта.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в педагогическую и возрастную психологию, вводя в них знания о связи трудностей межличностного общения студентов и уровня развития социального интеллектав возможности применения полученных результатов исследования в разработке проблем педагогического общения.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами в процессе консультирования студентов, испытывающих трудности межличностного общения.

Разработанная автором программа развития социального интеллекта может найти применение в деятельности психологов вуза.

Материалы разработанного автором спецкурса «Проблемы межличностного общения» могут использоваться в процессе повышения квалификации педагогов и психологов вузов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Трудности межличностного общения студентов обусловлены особенностями развития личности в юношеском возрасте: активностью в поиске общения с окружающими, потребностями в нахождении своей позиции среди людей.

2. Трудности межличностного общения проявляются у студентов в процессе коммуникации, социальной перцепции и интеракции.

3. На наличие проблем в общении указывает преобладание средних показателей (с тенденцией к низким) контактности, коммуникативной совместимости, адаптивности и таких неблагоприятных уровней успешности межличностного общения, как «авторитарно-агрессивный», «жестко-консервативный», «невротического одиночества и застенчивости».

4. Одним из наиболее важных условий успешного межличностного общения студентов является развитый социальный интеллект. Трудности общения наблюдаются у студентов с недостаточно высоким уровнем развития социального интеллекта.

5. У студентов преобладают средние и низкие показатели по таким компонентам социального интеллекта, как социальная компетентность и проницательность.

6. Существует статистически значимая связь между уровнем развития социального интеллекта студентов и успешностью их межличностного общения.

7. Важным условием преодоления трудностей в общении студентов является развитие их социального интеллекта средствами специально организованного социально-психологического обучения, основанного на групповом взаимодействии.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии Сургутского государственного педагогического университета, а также на научно-практических конференциях различного уровня:

— Открытой окружной конференции молодых ученых «Наука и инновации XXI века», СурГУ (г. Сургут, 2005; 2006; 2007);

Четвертой международной научно-практической конференции «Международный, федеральный и региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития» (г. Пенза, 2007);

— Четвертом Паназиатском конгрессе «Психотерапия и консультирование в эпоху перемен» (г. Екатеринбург, 2007);

— Окружных научно-практических конференциях «VI Знаменские чтения», «VII Знаменские чтения», СурГПУ (г. Сургут, 2007; 2008);

— Всероссийской научно-практической конференции «Психологические аспекты социализации личности в условиях современного образования» (г. Ишим, 2008).

Теоретические положения и результаты исследований нашли свое отражение в 12 публикациях автора.

Структура диссертации включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы в количестве 187 источников, в том числе 13 на иностранных языках, приложение. Объем работы — 158 страниц печатного текста, который содержит таблицы и рисунки.

Выводы по главе.

На основании проведенного экспериментального исследования нам представляется возможным сделать следующие общие выводы:

1. Наиболее актуальными для студентов в плане проявления трудностей являются коммуникативная и перцептивная стороны общения. Наибольшие затруднения возникают при общении с преподавателями и другими авторитетными для них людьми, а также с представителями противоположного пола, родителями, пожилыми и незнакомыми людьми.

2. В юношеском возрасте преобладают такие неблагоприятные уровни успешности межличностного общения, как «авторитарно-агрессивный», «жестко-консервативный», «уровень невротического одиночества и застенчивости, что свидетельствует о существовании определенных трудностей во взаимодействии молодых людей.

3. На наличие трудностей в общении молодых людей указывает преобладание средних с тенденцией к низким показателей контактности, коммуникативной совместимости и адаптивности, что указывает на наличие определенных трудностей в общении студентов, которые мешают наладить доверительное межличностное общение.

4. Уровень развития социального интеллекта в юношеском возрасте находится на среднем уровне с тенденцией к низкому. Такое распределение результатов свидетельствует о трудностях анализа студентами социальной обстановки, выделения ее критериев и гибкой ориентировки в ней.

5. У студентов преобладают средние и низкие показатели по таким компонентам социального интеллекта, как проницательность и социальная компетентность, и средних и высоких показателей по таким компонентам, как предприимчивость и коммуникативная компетентность, что указывает на большую зрелость одних свойств и способностей и недостаточное развитие других.

6. Существует значимая корреляционная связь между уровнем развития социального интеллекта студентов и успешностью их межличностного общения (га = 0, 120, при р < 0, 05, п = 400).

7. Студенты с низким уровнем социального интеллекта проявляют трудности в межличностном общении, характерные для таких неблагоприятных уровней успешности в общении, как жестко-консервативный, авторитарно-агрессивный, невротического одиночества и застенчивости.

8. Студентам со средним уровнем социального интеллекта присущи трудности в общении, характерные для авторитарно-агрессивного и жестко-консервативного уровней успешности в общении.

9. Молодые люди с очень высоким уровнем социального интеллекта также имеют определенные трудности в общении, характерные для уровня невротического одиночества и застенчивости.

10. Наиболее успешными в общении являются студенты с высоким уровнем социального интеллекта. Для них характерны: чувствительность к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношенийвысокий уровень владения коммуникативными умениями и навыкамивысокая совместимость, контактность, гибкость, адаптивность и свобода в общении.

11. Важным условием развития социального интеллекта является специально организованное социально-психологическое обучение студентов, основанное на групповом взаимодействии. Выполняя регулирующую функцию, социальный интеллект служит для оптимизации системы межличностных отношений.

Заключение

.

Таким образом, в нашей работе проведено теоретическое и экспериментальное исследование проблемы: «Трудности межличностного общения студентов с разным уровнем социального интеллекта».

В ходе теоретического анализа научной литературы по данной проблеме мы выделили основные понятия, которые изучали в ходе нашего исследования. Ими стали трудности межличностного общения, социальный интеллект, успешность общения, контактность, коммуникативная совместимость и адаптивность.

Социальный интеллект понимается нами как способность к мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия.

Трудности межличностного общения определяются как явления субъективной природы, острые эмоциональные переживания субъекта в ходе общения, сопровождающиеся высоким внутриличностным нервно-психическим напряжением [80].

Успешное общение рассматриваем как процесс, в который равный вклад должны сделать оба партнера, чтобы достигнуть состояния взаимной удовлетворенности, что соотносится с принятыми нами позициями научно-методологического подхода Б. Ф. Ломова и его сторонников. Вслед за В. Н. Куницыной, мы выделяем следующие критерии (показатели) успешного общения: контактность, коммуникативная совместимость, адаптивность в общении.

Результаты проведенного исследования позволили нам сделать следующие выводы.

1. Наиболее актуальными для студентов в плане проявления трудностей являются коммуникативная и перцептивная стороны общения. Наибольшие затруднения возникают при общении с преподавателями и другими авторитетными для них людьми, а также с представителями противоположного пола, родителями, пожилыми и незнакомыми людьми.

2. В юношеском возрасте преобладают такие неблагоприятные уровни успешности межличностного общения, как «авторитарно-агрессивный», «жестко-консервативный», «уровень невротического одиночества и застенчивости, что свидетельствует о существовании определенных трудностей во взаимодействии молодых людей.

3. На наличие трудностей в общении молодых людей указывает преобладание средних с тенденцией к низким показателей контактности, коммуникативной совместимости и адаптивности, что указывает на наличие определенных трудностей в общении студентов, которые мешают наладить доверительное межличностное общение.

4. Уровень развития социального интеллекта в юношеском возрасте находится на среднем уровне с тенденцией к низкому. Такое распределение результатов свидетельствует о трудностях анализа студентами социальной обстановки, выделения ее критериев и гибкой ориентировки в ней.

5. У студентов преобладают средние и низкие показатели по таким компонентам социального интеллекта, как проницательность и социальная компетентность, и средних и высоких показателей по таким компонентам, как предприимчивость и коммуникативная компетентность, что указывает на большую зрелость одних свойств и способностей и недостаточное развитие других.

6. Существует значимая корреляционная связь между уровнем развития социального интеллекта студентов и успешностью их межличностного общения.

7. Студенты с низким уровнем социального интеллекта проявляют трудности в межличностном общении, характерные для таких неблагоприятных уровней успешности в общении, как жестко-консервативный, авторитарно-агрессивный, невротического одиночества и застенчивости.

8. Студентам со средним уровнем социального интеллекта присущи трудности в общении, характерные для авторитарно-агрессивного и жестко-консервативного уровней успешности в общении.

9. Молодые люди с очень высоким уровнем социального интеллекта также имеют определенные трудности в общении, характерные для уровня невротического одиночества и застенчивости.

10. Наиболее успешными в общении являются студенты с высоким уровнем социального интеллекта. Для них характерны: чувствительность к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношенийвысокий уровень владения коммуникативными умениями и навыкамивысокая совместимость, контактность, гибкость, адаптивность и свобода в общении.

И. Важным условием развития социального интеллекта является специально организованное социально-психологическое обучение студентов, основанное на групповом взаимодействии. Выполняя регулирующую функцию, социальный интеллект служит для оптимизации системы межличностных отношений.

Полученные в результате экспериментального исследования данные не противоречат разработанной нами гипотезе о том, что трудности межличностного общения, проявляющиеся в низкой контактности, низкой коммуникативной совместимости и низкой адаптивности, характерны для студентов с невысоким уровнем социального интеллектаразвитие таких компонентов социального интеллекта, как социальная компетентность, проницательность, коммуникативная компетентность и предприимчивость средствами специально организованного социально-психологического обучения, способствует преодолению трудностей межличностного общения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , P.A. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане: автореф. дис.канд.психол.наук. -М., 1994. — 22с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения / К.А. Абульханова-Славская // Проблемы общения в психологии. М.: Наука. — 1981.-С. 218−241.
  3. , Л.К. Управление общением: Теория и практикумы для социального работника: Учебное пособие / Л. К. Аверченко. М.: ИНФРА — М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. — 216 с.
  4. , Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995. -№ 1. — С. 111 -131.
  5. , М.А. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). / М. А. Алиева, Т. В. Гришанович, Л. В. Лобанова, Н. Г. Травникова, Е. Г. Трошихина / Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2003.-216с.
  6. , Б. С. Общение и его проблемы / Б. С. Алякринский. М.: «Знание». — № 7. — 1982. — 64 с.
  7. , А.Н. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / А. Н. Аминов, М. В. Молоканов // Психологический журнал. 1992.- № 5.- С.104−109.
  8. , А.Н. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов / А. Н. Аминов, М. В. Молоканов // Вопросы психологии. 1992.- № 1.- С.74−83.
  9. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев / Под ред. A.A. Бодалева М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». — 1996, — 384с.
  10. , Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов Высших учебных заведений / Г. М Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000.-288с.
  11. , Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы / Г. М. Андреева. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО"МОДЭК", 1999.-416с.
  12. , Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л. И. Анцыферова // Психол.журнал. 1980. — № 2. — С. 52−60.
  13. , Т.А. Психологические трудности общения начинающих учителей: дисс. .канд.психол.наук / Т. А. Аржакаева. М., 1995. — 222с.
  14. , Л.С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения: дисс. .канд.психол.наук / Л. С. Архангельская. Ростов н/Д: Ростовский государственный университет. -2004.-222с.
  15. , Н.В. К вопросу о профессиональных способностях психолога / Н. В. Бачманова, H.A. Стафурина // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.5. Л., 1985.-С 151.
  16. , И.Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: дисс. .канд.психол.наук / И. Ф. Баширов. М.: Военный университет. — 2006. -210 с.
  17. , С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения/ С. С. Белова // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования. Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». — 2004. — С. 109−119.
  18. , С.С. Субъективная оценка интеллекта другого человека: эффект вербализаций / С. С. Белова // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования. Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». — 2004. — С. 39−62.
  19. , Е.В. Социальный интеллект и психологические качества личности руководителя (на примере предприятий нефтегазовой отрасли): дисс.канд.психол.наук / Е. В. Беляева. Самара: Самарский государственный педагогический университет. — 2005. — 167 с.
  20. , A.B. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: автореф. дис.канд.психол.наук: защищена 18.04.2003 / A.B. Березина. М.: «МИКОПРИНТ». — 2003. — 24 с.
  21. , A.B. Социальный интеллект как условие операциональной готовности будущих психологов к консультативной деятельности: автореф. дис.канд.психол.наук: защищена 09.04.2007 / A.B. Берклунд.• Сургут. — 2007. — 26 с.
  22. , Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / Н. Р. Битянова. М.: Международная пед. академия, 1995. — 64 с.
  23. , М.И. Социальное развитие личности / М. И. Бобнева // Социальная психология личности. М. — 1979. — С. 344.
  24. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев. М.: Флинта- Наука, 1998.- 168с.
  25. , A.A. Восприятие и понимание человека человеком / A.A. Бодалев. — М.: Издательство Московского университета, 1982. 200с.
  26. , A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  27. , A.A. О взаимосвязи общения и отношения / A.A. Бодалев // Вопросы психологии.- 1994.- № 1.- С. 122−127.
  28. , A.A. Психологические трудности общения и их преодоление / A.A. Бодалев, Г. А. Ковалев // Педагогика. 1992.5.6. С.65−70.
  29. , A.A. Психологические условия оптимизации педагогического общения / A.A. Бодалев // Психология педагогического общения. Кировоград, 1991. — Т. 1. — С. 4−14.
  30. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 1968. — 480 с.
  31. , В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры /
  32. B.Ю. Большаков СПб.: Социально-психологический центр, 1996.-384с.
  33. , О.Р. Особенности самовосприятия и психологические трудности общения будущих учителей / О. Р. Бондаренко // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. -Ростов н/Д. 1990. — С. 61−64.
  34. , H.A. Взаимопонимание и познание / H.A. Бородина. Фрунзе: Илим, 1984.-76 с.
  35. , С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: дисс. .канд.психол.наук / С. Л. Братченко. Л., 1987. -174 с.
  36. , Е.Д. Динамика трудностей общения в процессе социально-психологического тренинга / Е. Д. Бреус // Психологический вестник. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ. — 1997. — Вып.2. — С.230−238.
  37. , A.B. Психология субъекта в изменяющемся обществе / A.B. Брушлинский // Психологический журнал. -1997.- Т.18. № 2.1. C.18−32.
  38. , A.B. Субъект: мышление, учение, воображение / A.B. Брушлинский. М.: «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК». — 1996. — 392 с.
  39. , Т. Могущество социального интеллекта / Т. Бьюзен / Пер. с англ. Е. Г. Гендель. Мн.: ООО «Попурри», 2004. — 208 с.
  40. , И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков. М.: Изд-во «Ось-89», 1999.-176с.
  41. , O.A. Психологические особенности межличностного взаимодействия педагогов с одаренными учащимися: автореф. дис.канд.психол.наук: защищена 26.11.2003 / O.A. Верхозина. -Иркутск.-2003. 20 с.
  42. , B.C. Психология ранней юности: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 96с.
  43. , А.И. Психология общения / А. И. Волкова. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 446 с.
  44. , И.С. Социальный интеллект и адаптация к профессиональной деятельности / И. С. Вотчин, Е. С. Черкасова // Философия образования. -2006.-№ 6.-С. 299−305.
  45. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
  46. JI.C. Собрание сочинений В 6-ти т. Т.4: Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  47. , Г. П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента: дисс.канд.психол.наук / Г. П. Геранюшкина. Иркутск: Иркутская государственная экономическая академия. — 2001. — 194 с.
  48. , Ж.М. Общение и здоровье личности / Ж. М. Глозман. И.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  49. , В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия / В. А. Горянина // Психол.журнал. -1997. Т. 18. — № 6. — С. 73−83.
  50. , В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / В. А. Горянина. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
  51. , М.Н. Восприятие причин трудностей общения старшеклассниками: автореф. дис. .канд.психол.наук / М. Н. Григорьева. -М., 1989. 18 с.
  52. , Т.Г. Основы конструктивного общения. Хрестоматия / Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета- М.- Совершенство, 1997.- 198с.
  53. , H.A. Соотношение социального и индивидуального в межличностном общении: автореф. дис.канд.филос.наук / H.A. Гулина. Свердловск. — 1983. — 20 с.
  54. , С.Д. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин М.: Смысл, 1996.- 192с.
  55. , О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дис.канд.психол.наук/ О. Б. Долгинова. -СПб.- 1996.- 168 с.
  56. , М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Мн.: «Хэлтон», 1998.- 399с.
  57. , М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Издательство БГУ, 1981. — 260с.
  58. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. JL: Издательство ЛГУ, 1985.-167с.
  59. , Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. .докт.психол.наук / Ю. Н. Емельянов. Л., 1990. — 403 с.
  60. , О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О. Ю. Ермолаев. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 336 с.
  61. , Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как (инструментальное действие / Т. В. Зайцева // Монография. -СПб.: Речь- М.: Смысл, 2002.- 293с.
  62. , Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: дисс.канд.психол.наук /Е.В. Залюбовская. -М., 1984.- 166 с.
  63. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999 — 384с.
  64. , Е.А. Взаимосвязь социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности: автореф. дис.канд. психол. наук / Е. А. Капустина. Барнаул.: Б.п., 2004. — 22 с.
  65. , М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: автореф. дис.канд.психол.наук / М. И. Киломенко. СПб., 1994.- 16 с.
  66. , Г. А. «Активное социально-педагогическое обучение» как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: автореф. дис.. .канд.психол.наук / Г. А. Ковалев. М., 1980. — 20с.
  67. , Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997. — 159с.
  68. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-255с.
  69. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994.-С. 239.
  70. Кон, 'И.С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979.-174с.
  71. , C.B. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками / C.B. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. М.: Генезис, 1999.-192с.
  72. , И.Б. Психологические условия становления социального интеллекта личности (на примере старшеклассников и студентов): автореф. дис.канд.психол.наук: защищена 20.06.2006 / И. Б. Кудинова. Новосибирск. — 2006. — 26с.
  73. , Н.А. Единство интеллекта. Научный отчёт (Грант РФФИ, 1993−1994) / Н. А. Кудрявцева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.-222с.
  74. , Е.В. Трудности педагогического общения, обусловленные невербальным поведением учителя, методы их коррекции / Е. В. Кузнецова // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Ростов н/Д. — 1990. — С. 75−81.
  75. , В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: автореф. дис.канд. психол. Наук/В.Н. Куницына. JI. — 1968.- 20 с.
  76. , В.Н. Межличностное общение/ В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыиа. СПб.: Питер, 2001. — 544с.
  77. , В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения / В. Н. Куницына // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СпбГУ. — 1995. — С. 82−92.
  78. , В.Н. Трудности межличностного общения: дис.докт.психол.наук / В. Н. Куницына. СПб, 1991. — 358с.
  79. , В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении: автореф. дис.докт. психол. наук / В. А. Лабунская. Ростов н/Д. — 1989. — 43 с.
  80. , В.А. Невербальные паттерны ролевого поведения / В. А. Лабунская, М. Т. Ногерова // Психологический вестник. Ростов н/Д: Изд-во РГУ. — 1997. — Вып.2. — С. 467−486.
  81. , В.А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения / В. А. Лабунская // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. -№ 5. -С. 14−22.
  82. , В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288 с.
  83. , В.А. Типы структур психологических трудностей общения / В. А. Лабунская // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Ростов н/Д. — 1990. — С. 10−15.
  84. , A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. — 2-е изд., испр. И доп. -М.: Смысл, 1997. 365 с.
  85. , Е.А. Исследование коммуникативных трудностей у старшеклассников / Е. А. Лещинская // Психологическая наука: проблемы и перспективы. Тез. науч. сообщ. Всесоюз. конф. Киев, 1990. -Ч.1.-С. 104−105.
  86. , А.Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидере. -М.: Академия. 2001.- 256с.
  87. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Материалы к организации и проведению учебных занятий. Часть IV. Хрестоматия / Составитель В. Э. Пахальян М.: ПЕРСЭ, 2003. — 192 с.
  88. , A.A. Методологические и теоретические проблемы психологии / A.A. Ломов. М.: Наука. — 1999. — 350 с.
  89. , A.A. Системность в психологии / A.A. Ломов / Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», -1996. — 384с.
  90. , H.A. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности: дисс.канд.психол.наук / H.A.
  91. Лужбина. Барнаул: Алтайский государственный университет. — 2002. — 192 с.
  92. , Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс./ Я. А. Лупьян. 2-е изд., доп. -Мн.: Высш.шк. — 1988. — 223 с.
  93. , Ю.Н. Эффективность профессиональной деятельности / Ю. Н. Лысенко. Самара: Издательство СамГПУ, 1998. —356с.
  94. , Г. Ю. Основные направления в исследованиях американского студенчества / Г. Ю. Любимова // Вестник Моск. ун-та. -2005. Сер. 14. Психология. — № 2. -С 56−69.
  95. , Д. Социальная психология. Учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов /Д. Майерс / Перевод с английского В. Гаврилов, С. Шпак и др. СПб.: Питер, 1997. — 688с.
  96. , Е. Я ТЫ — МЫ. Психологические возможности улучшения общения / Е. Мелибруда / Пер. с пол. — М.: Прогресс, 1986. — 120с.
  97. , Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного общения / Ю. А. Менджерицкая // Практическая психология. 1999. -№ 4.-С. 54−64.
  98. , Ю.А. Феномен «подтверждения неподтверждения» и развития личности / Ю. А. Менджерицкая // Психологический вестник РГУ — вып. 1. — ч.2. — 1996. — С. 115 — 132.
  99. B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин / Под ред. Е. А. Климова. М.: «Институт практической психологии», «МОДЭК», 1996.-448 с.
  100. , Е.С. Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена. Руководство по использованию / Е. С. Михайлова. СПб.: ГП «Иматон», 1995.-51с.
  101. , Я.В. Представления различных половозрастных групп о причинах трудностей межличностного общения: автореф. дис.канд. психол. н./ Я. В. Молчанова. М., 2003. — 24с.
  102. , А.К. Сощальный штеллект та сощальна компетентшсть / А. К. Мудрик // Практична психолопя та сощальна работа. 2006. — № 3. -С.4−6.
  103. , А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие / А. Д. Наследов. СПб.: «Речь», 2004.-392с.
  104. Юб.Науменко, Л. И. Микрогрупповая дифференциация в свободном общении студентов / Л. И. Науменко // Актуальные проблемы социальной психологии. Тезисы научных сообщений Всесоюзного симпозиума по социальной психологии. Кострома, М.: ИПАН, 1986. — С. 46−50.
  105. , Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников: автореф. дис.канд.психол.наук: защищена 15.04.2005 / Н. В. Недорезова. М. — 2005. — 26 с.
  106. , H.H. Межличностные отношения / H.H. Обозов. Л.: Изд-во ЛГУ. -1979.- 151с.
  107. , A.A. Общая психокоррекция / A.A. Осипова. М.: ТЦ «Сфера», 2000.-512с.
  108. Ш. Осорина, М. В. Анализ трудных ситуаций общения в малой группе в процессе психологической подготовки / М. В. Осорина, Е. В. Сидоренко // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л., 1990. -С. 226−231.
  109. , А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / А. П. Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
  110. , Б.Д. Анатомия общения: Учебное пособие / Б. Д. Парыгин. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 301 с.
  111. , Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
  112. , JI.A. Компетентность в общении. Социально психологический тренинг / JI.A. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. -216 с.
  113. , В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. М., 1992. — 228 с.
  114. , C.B. Психологический тренинг в многочисленной группе / C.B. Петрушин. М.:Академический Проект. — 2000.- 256с.
  115. , JI.A. Проблемы преодоления трудностей общения у будущих учителей / JI.A. Поварницына // Психологические вопросы формирования личности будущего учителя. М.: Изд-во МГПИ, 1986. -С. 97−106.
  116. , JI.A. Психологический анализ трудностей общения у студентов: автореф.дис.канд.психол.наук / JI.A. Поварицына. М., 1987.-22 с.
  117. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этический и профессиональный аспекты) / Под ред. A.A. Бодалева, Н. В. Васиной. -СПб.: Речь, 2005.-324 с.
  118. Практический интеллект / Р.Дж.Стернберг, Дж. Форсайи, Дж. Хедланд и др.- СПб.: Питер, 2002.-272с.
  119. , A.C. Тренинг коммуникативных умений/ A.C. Прутченков. М.: Новая школа. — 1993.- 49с.
  120. , A.C. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников /
  121. A.C. Прутченков. — M.: Российское педагогическое агентство. — 1996.-174с.
  122. , A.C. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов/ A.C. Прутченков. М.: Российское педагогическое агентство. — 1995.-140с.
  123. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Речь». — Институт Тренинга. -2000.-256с.
  124. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. Дубровиной И.В.- 5-е изд.-Екатеринбург: Деловая книга. 2000.-128с.
  125. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1997. -440с.
  126. Психология человека от рождения до смерти / Под общей ред. A.A. Реана. СПб.: Прайм — Еврознак, 2002. — 656с. — (серия «Психологическая энциклопедия»),
  127. , Е.В. Социально-психологические условия развития диалогического общения подростков в школах-интернатах: автореф. дис.канд.психол.наук: защищена 27.05.2005 / Е. В. Пятницкая. -Саратов.-2005.-22 с.
  128. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Л. Г. Лаптева.- М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001. — 640с.
  129. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Под ред. A.A. Реана. 8-е издание СПб.: Питер Ком, 2000. — 624с.
  130. , С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. Т.2.-М.: Педагогика, 1989.-328с.
  131. , А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одарённости и творчества / А. И. Савенков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005.- Т.5. — № 4.- С.94−101.
  132. , А.И. Эмоциональный интеллект и жизненный успех / А. И. Савенков // Детский сад от, А до Я. № 1. — 2007. — С. 8−24.
  133. , Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н. В. Самоукина. М.: Новая школа, 1995.-144с.
  134. , Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2001.350 е.
  135. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2004.- 392с.
  136. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. — С. 355−358. «
  137. , Г. К. Тренинг прогнозирования поведения. Тренинг сенситивности / Г. К. Смит / Пер. с англ.- СПб: Речь. 2001.-256с.
  138. , Т.В. Старший школьный возраст / Т. В. Снегирева //
  139. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.
  140. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 172 190.
  141. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999. — 687 с.
  142. , Е.Г. Личностный аспект трудностей общения в юношеском возрасте: дис.. канд. психол. наук / Е. Г. Сомова. Краснодар, 1999. -170 с.
  143. Социальный интеллект: теория, измерения, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 176 с. (монография).
  144. , Л.Н. Потребности и трудности общения будущих учителей / Л. Н. Стахеева // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Ростов — н/Д, 1990. — С. 71−75.
  145. , Н.Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе / Н. Д. Творогова // Вопросы психологии. 1981. — № 4. — С. 119−123.
  146. , Б.М. Ум полководца / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1990. -205 с.
  147. , Е.В. Взаимосвязь инструментальных и мотивационных трудностей межличностного общения / Е. В. Улыбина // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. -Ростов н/Д. 1990. — С. 18−21.
  148. Уманский, Л. И. Психология организаторской деятельности школьников
  149. Л.И. Уманский. M.: Просвещение, 1980. -160 с.
  150. , Д.В. Социальный интеллект: Вербальная и невербальная системы / Д. В. Ушаков // Современная психология: состояние и перспективы. Т.1. — Отв. ред. A.B. Брушлинский, А. Л. Журавлев. — М.: ИП РАН. — 2002. — С. 148−150.
  151. , Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория / Д. В. Ушаков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. — 264 с.
  152. , Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта / Д. В. Ушаков // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.-С. 11−29.
  153. , Д.И. Психология взросления: структурно содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды / Д. И. Фельдштейн. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинто.- 1999.-672с.
  154. , Д.И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Издательство «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «МОДЭК». — 1996.-512с.
  155. , Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования / Л. М. Фридман // Завуч. 2000. — № 8. — С. 77−87.
  156. , М.А. Основные направления изучения психологии способностей в институте психологии РАН / М. А. Холодная // Психологический журнал. 2002. — № 3. — С. 13−22.
  157. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  158. , Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Ком, 1999.-608 с.
  159. , Е.В. Психологические особенности затрудненного общения в условиях совместной деятельности: автореф. дис.канд.психол.наук/ Е. В. Цуканова. М. — 1980. — 24 с.
  160. , О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей / О. Б. Чеснокова // Вопросы психологии. 2005. — № 6. — С.35−45.
  161. , О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте / О. Б. Чеснокова // Познание. Общество. Развитие / Сост. и ред. Д. В. Ушаков. М.: РАН Институт психологии. — 1996. — С. 54−75.
  162. , В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция / В. И. Чирков // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 102−111.
  163. , Н.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнере по общению / Н. В. Чудова // Психол.журнал. 1993. — Т.Н. — № 3. — С. 28−37.
  164. , Р.Х. Личностно ориентированная технология педагогического процесса: Учебно-технологическое пособие / Р. Х. Шаймарданов. Сургут: РИО СурГПИ. — 2002. -130 с.
  165. , Р.Х. Теория формирования межличностных отношений / Р. Х. Шакуров // Образование и саморазвитие. Научный журнал. Казань: Центр инновационных технологий, Казанский государственный университет, 2006. — № 1. — С.127−135.
  166. , И.П. Мотивационная основа трудностей общения / И. П. Шкуратова // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Ростов н/Д. — 1990. — С.7−10.
  167. , Т.М. Формирование профессиональной направленности студентов посредством оптимизации в группе структуры лидерства / Т. М. Щеглова // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 144−147.
  168. , Т.В. Психологические и психофизиологические характеристики участников затрудненного делового взаимодействия: дис. .канд.психол.наук/Т.В. Эксакусто. Ростов н/Д. — 1997. — 148 с.
  169. , A.JT. К проблеме диагностики социального интеллекта / А. Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии.- Саратов: Издательство Саратовского университета. 1984.- С. 84−87.
  170. , А.Л. Типы затруднений в общении у лиц с низким уровнем когнитивной сложности /А.Л. Южанинова // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. — Ростов н/Д. 1990. — С. 21 — 23.
  171. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь. — 2000. — 112 с.
  172. Allport, G.W. Personality: A psychological interpretation. N.Y., 1937, р.513−516.
  173. , N. & Kihlstrom J.F. Personality and social intelligence. Prentice-Hall, 1987.-200 p.
  174. , M.E. & Tisak, M.S. A Further seach for social intelligence // Journal of Educational Psychology. 1983. — 75 (2). — p. 196−206.
  175. Galbo, J.J. An exploration of the effects of relationships of adolescents and adults on learning in secondary schools // The high school journal. — Chapel Hill/ 1988. — vol. 71 — № 2. — p. 97−102.
  176. Gilford, J.P. The nature of human intelligence. N. Y., 1967.
  177. Guillford, J.P. The Nature of Human Intelligence. NY., 1967.
  178. Selman, R.L. The growth of interpersonal understanding: Developmental and clinical analyses. N.Y., 1980. P.233.
  179. Sternberg, R. Implicit theories of intelligence // Journ. Of Personality and Social Psychology. 1985. № 49. P.607−627.
  180. Sternberg, R.J. Successful Intelligence. A Plume Book N. Y. 1997. P.387.
  181. Thorndike, E.L. Factor analysis of social and abstract intelligence // Journal of
  182. Educational Psychology. 1936, № 27, p. 231−233. 187. Thorndike, E.L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. — 1920, № 140, p. 227−235.
  183. ОПРОСНИК СУМО (САМОРЕГУЛЯЦИЯ И УСПЕШНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ) Куницыной В.Н.
  184. Инструкция: Мы изучаем особенности общения людей друг с другом. Вспомните, пожалуйста, как протекают обычно Ваши контакты со знакомыми и мало знакомыми людьми, отношения с которыми Вас удовлетворяют и к которым Вы не испытываете неприязненных чувств.
  185. Оцените собственные умения и особенности общения. Против номера вопроса поставьте нужный балл:3 балла да я такой- характерно для меня- я так думаю- 2 балла — иногда бывает-1 балл совсем не характерно для меня- я так не думаю- я не такой.
  186. Легйо нахожу общий язык с людьми.
  187. Не владею в разговоре своими чувствами, долго не могу успокоиться.
  188. Как в детстве я только с матерью чувствую (чувствовал) себя спокойно и легко.
  189. Умею переменить тему разговора, найти для спорящих общую позицию.
  190. Иногда лицо не подчиняется мне, выражая не то, что мне хочется.
  191. По отношению ко мне люди часто были неблагодарны.
  192. Обычно я легко вступаю в разговор, который уже идет.
  193. Не сразу подбираю слова, когда в беседе оказываюсь в центре внимания.
  194. Иногда чувствую себя угнетенным, часто даже не знаю почему.
  195. Мне не трудно познакомиться с человеком.
  196. Я не слишком застенчив, этого у меня нет.
  197. Если на меня кто-нибудь накричит из сверстников, я тоже накричу в ответ.
  198. Люди, чрезмерно и открыто выражающие свои чувства, в разговоре меня раздражают.
  199. Я стесняюсь обнаружить свои слабости перед друзьями.
  200. Случается, что я обещаю сделать то, что вряд ли удается выполнить.
  201. В разговоре я стараюсь меньше двигаться, приняв какую-либо позу, уже не меняю ее.
  202. Встречая на улице своих школьных друзей или знакомых, с которыми ядавно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они не заговорят первыми.
  203. На мои просьбы люди легко откликаются и выполняют их.
  204. Мне трудно довериться другому человеку.
  205. Когда люди пытаются мною командовать, я поступаю как раз наоборот.
  206. Нередко я чувствую, что бессилен что-либо изменить.
  207. Могу склонить другого человека поступить определенным образом, даже если он категорически отказывается.
  208. Когда прерывается беседа, не пытаюсь ее оживить рассказом о своих текущих делах.
  209. Я всегда говорю то, что думаю, даже если это может настроить собеседника против меня.
  210. Мне трудно примириться с моими ошибками.
  211. Я никогда не выхожу из себя и не злюсь.
  212. Если мне не задают вопросов, я считаю, что меня не поняли.
  213. Считаю: за поступки надо наказывать так, чтобы другим неповадно было.
  214. Мне бы хотелось, чтобы с моими предложениями больше считались.
  215. Для поддержания беседы рассказываю о своих текущих заботах.
  216. Думаю, что очень многие преувеличивают свои неприятности и беды, чтобы им посочувствовали и помогли.
  217. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится прилагать усилия.
  218. Мой девиз: не доверяй чужим.
  219. Я скорее могу понять другого человека (умом), чем почувствовать его состояние (буквально кожей).
  220. Часто чувствую себя в разговоре скованно, напряженно.
  221. Могу в разгар ссоры остановиться, призвать к благоразумию.
  222. По возможности стараюсь избегать большого скопления людей.
  223. В ходе беседы перехватываю инициативу.
  224. Я охотно использую жесты, чтобы пояснить свою мысль.
  225. У меня тяга к перемене мест, я счастлив лишь тогда, когда брожу где-нибудь или путешествую.
  226. У меня есть влияние на людей.
  227. Когда мне бывает трудно, я обычно ищу полного уединения.
  228. Часто чувствую себя как бочка с порохом перед взрывом.
  229. Меня легко заражает чужая тревога.
  230. Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты, хвалят меня.
  231. В разговоре я часто не знаю, куда деть руки.
  232. Нередко, даже находясь в обществе, я чувствую себя одиноко.
  233. Мне, как правило, удается с помощью аргументов убедить несогласного сделать то, что требуется.
  234. Не рассказываю о своих неудачах, даже если трудно как-либо иначе расположить к себе собеседника.
  235. Чтобы я мог похвалить человека, он должен этого заслужить.
  236. Если я не согласен с собеседником, всегда скажу ему об этом, не боясь обидеть его.
  237. Я очень упрямый, мне очень трудно изменить свое мнение.
  238. Последнее время мне часто кажется, что меня никто не понимает.
  239. Беседа для меня, как правило, мучительное занятие.
  240. В ходе разговора могу преодолеть раздражение, поднять свое настроение.
  241. Я чаще молчу, когда нахожусь в компании.
  242. Часто не начинаю разговор только потому, что не знаю как обратиться.
  243. Мне достаточно мимики, выражения лица, чтобы показать без слов, как я отношусь к событию или человеку.
  244. Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.
  245. Бывает, что я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь.
  246. Считаю, что излишнее доверие осложняет общение.
  247. Когда собеседник меня не понимает, я злюсь.
  248. Мне кажется, что близкие мне люди могли бы быть более внимательны ко мне.64. Бывает ложь во спасение.
  249. Когда обещаю прийти к определенному часу, всегда сдерживаю обещание.
  250. С легкостью нахожу интересные темы для разговора.
  251. Когда хочу, могу быть очень вредным.
  252. В ходе беседы при необходимости прекрасно умею скрыть правду.
  253. Я чувствую, что общаюсь свободнее, чем большинство людей.
  254. Я вспыльчив, меня легко втянуть в ссору.
  255. Плохо переношу, когда смотрят мне прямо в глаза.
  256. Когда говорю, внимательно слежу, как меня слушают, делая все возможное, чтобы не отвлекались.
  257. Мне часто говорят, что я умею хорошо слушать.
  258. Думаю, что деловой критикой можно большего добиться от человека, чем похвалой и даже лестью.
  259. Считаю, что люди больше страдают от неудач по работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
  260. Мне трудно вовремя закончить разговор.
  261. Могу в момент беседы перестать нервничать, преодолеть смущение.
  262. Не люблю, когда ко мне обращаются за советом.
  263. Во время выступления смотрю на слушателей, чтобы не сбиться с мысли.
  264. Я непринужденно меняю позы во время беседы.
  265. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими мне кажутся другие.
  266. В дискуссии отказываюсь от своих предложений, если партнер против.
  267. Ради взаимного доверия, поддерживаю разговор на сугубо личные темы даже с малознакомыми людьми.
  268. Чтобы склонить к послушанию, иногда нужно показать свою силу.
  269. Если я остаюсь один, то плохо это переношу.
  270. Если кто-нибудь поступает со мной несправедливо, я в ответ мысленно желаю ему неприятностей.
  271. У меня тоже навертываются слезы, когда я вижу плачущего человека.
  272. Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность.
  273. Люблю советовать людям, когда вижу их заботы.
  274. Поддержка и помощь, по-моему, не самое главное ради чего люди общаются с друзьями.
  275. Если в общении назревает конфликт, я стою на своем.
  276. Думаю, что никогда не следует рассчитывать на поддержку других.
  277. Когда мне не удается заставить другого человека что-либо выполнить, тогда я отступаю.
  278. Иногда я специально рассказываю собеседнику о своих промахах и сомнениях, чтобы вызвать его на разговор, расположить к себе.
  279. В некоторых случаях я считаю необходимым дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.
  280. Я иногда бываю застенчивым.
  281. У меня вскипает кровь, когда меня принимают за дурака.
  282. Меня мало задевают чужие переживания, они мне не передаются.
  283. Для меня важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.
  284. Работающие радио и телевизор мешают мне при разговоре.
  285. Умею отказать так вежливо, что не обижу своих партнеров.
  286. Люблю разговаривать с малышами.
  287. Перечень самооценочных и диагностических шкалопросника СУМО:
  288. Л легкость, свобода, раскованность в общении-
  289. Са саморегуляция, владение эмоциями, нервами-
  290. На навыки, умения общения-
  291. Э экспрессия, владение мимикой, жестами-
  292. В влияние, воздействие на людей-
  293. Р раскрытие, открытость в беседе-
  294. Лс легкость суммарная: субъективное представление о своих возможностях в сфере общения-
  295. Эм эмпатия, способность к сопереживанию-
  296. Су самоуважение, самоценность, самопринятие-
  297. Мо «мои ошибки»: самокритичность-
  298. Аг — агрессивность в словах, действиях, возбудимость-
  299. Нк-некоммуникативность вследствие нерешенных личных проблем-
  300. От — отчужденность, чувство отъединенности от людей-
  301. Ау аутистичность, замкнутость, уход от контактов-15 3 застенчивость, скованность, напряженность в общении, боязнь и трудность новых знакомств-
  302. И интроверсия, ориентация на свой внутренний мир-
  303. МА — манипулятивный стиль общения-
  304. ПА — партнерский стиль общения-
  305. АВ авторитарный стиль общения-
  306. Уд удовлетворенность общением в близком кругу-
  307. Не невротизация, повышенная возбудимость и тревожность-
  308. Од — одиночество, чувство несчастливости и непонимания со стороны людей-
  309. Се сензитивность, чувствительность в общении-
  310. Д доверие, открытость, отсутствие подозрительности-
  311. Ф фрустрация, неспособность владеть чувствами, раздражительность-
  312. К потенциальная конфликтность.
  313. Личностные свойства, способствующие контакту, измеряют следующие шкалы: 7 Лс, 8 Эм, 9 Су, 10 Мо, 24 Д.
  314. Личностные свойства, затрудняющие контакт, измеряют следующее шкалы: 11Аг, 13 От, 14 Ау, 15 3, 16 И, 26 К.
  315. Личностные, характеристики и состояния, отражающие ситуации возрастного или личностного кризиса, измеряют следующие шкалы: 12Нк, 20 Уд, 21 Не, 22 Од, 25 Ф.1281. Обобщенные индексы:
  316. На основе полученных по различным шкалам баллам подсчитываются обобщенные индексы:
  317. Р + 7 Лс + 8 Эм + 9 Су + 18 Па + 24 Д Индекс контактности (К) =
  318. От +14Ау +15 3 + 16И +19АВ +22Од
  319. Лс + 9 Су + 17 Ма + 18 Па + 20 Уд + 24 Д1. Индекс коммуникативной =совместимости (КС)
  320. Аг+12Нк+19АВ + 21Не + 25Ф + 26К
  321. Са + 7 Лс + 17 Ма Индекс адаптивности (А) =12 Нк+ 13 От+ 21 Не
  322. Интегральный индекс успешности общения (У) = К + КС +А31. АНКЕТА
  323. Просим Вас помочь в проведении психологического исследования, направленного на выявление трудностей общения в юношеском возрасте.
  324. О трудностях общения говорят тогда, когда человек не удовлетворен своим общением с людьми и чувствует себя в общении неуютно, напряженно (либо потому, что не знает как себя вести, что делать, либо потому, что чувствует смущение, страх и т. д.).
  325. Просим Вас отвечать на вопросы так, как вы думаете. Здесь нет ответов правильных или неправильных.
  326. Ситуации общения, в которых у вас возникают трудности:
  327. Общение в больших группах людей.
  328. Общение в малых группах людей, выполняющих совместную деятельность.
  329. Общение один на один с представителем своего пола.
  330. Общение один на один с представителем другого пола.
  331. Ситуации, в которых Вы уязвимы (например, просите о помощи).
  332. Ситуации, в которых Вы занимаете приниженное положение по сравнению с другими (например, когда обращаетесь к человеку старше Вас по статусу).
  333. Ситуации, требующие отстаивания своих прав.
  334. Ситуации, когда Вы находитесь в центре внимания.
  335. Ситуации, когда Вас оценивают или сравнивают с другими.
  336. Любые новые социальные контакты.1. Ситуации, когда нужно первым сделать шаг к знакомству.
  337. Ситуации, когда приходится пойти навстречу желанию другого человека познакомиться с Вами.
  338. Ситуации, в которых приходится говорить о себе, о своих проблемах и чувствах.
  339. Ситуации, когда нужно расспросить человека о его проблемах и выразить ему сочувствие.
  340. Ситуации, когда нужно выразить человеку симпатию и благодарность.
  341. Ситуации, когда необходимо признать свою ошибку.1. Люди, в общении с которыми у Вас возникают трудности:
  342. Родители- 8. Пожилые люди-2. Сестры и братья- 9. Дети-
  343. Родственники- 10. Группа представителей другого пола-
  344. Друзья- 11. Группа представителей своего пола-
  345. Незнакомые люди- 12. Представитель другого пола-
  346. Преподаватели- 13. Представитель своего пола.7. Авторитетные люди-1. В чем обычно у Вас выражаются трудности общения?
  347. Вы не знаете, как себя вести-
  348. Вы не можете понять партнера по общению-
  349. Вас не понимает партнер по общению-
  350. Вы испытываете неуверенность в себе, смущение и т. п.-
  351. Вы испытываете неудовлетворенность общением-
  352. Вы не можете найти нужных слов для передачи информации.1. Какие физиологические реакции характерны для Вас в ситуациях затрудненного общения?1. Покраснение лица-2. Учащение сердцебиение-3. Дрожание рук-4. Слабость-5. Звон в ушах.
  353. V. В каких внешних действиях проявляются Ваши трудности в общении?1. Избегаете людей-
  354. Не способны смотреть в глаза-3. Не можете говорить-4. Заикаетесь-5. Болтаете чепуху-
  355. Избегаете что-либо делать.1. Спасибо за ответы!1. САМООЦЕНКА-25 Форма 2
  356. Инструкция: заштрихуйте клетку в каждом столбике на уровне, который соответствует развитию у Вас данного качества.1 2 3 4 5 6 7 8 0 10 П 12 13 14 1516 17 1 В 19 20 21 22 2Н 24 2512
Заполнить форму текущей работой