Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Несовместимые реакции. 
Агрессивность в подростковом возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования роли извинений или оправданий, к которым прибегают люди, показали, что ответ зависит от ряда дополнительных факторов. Если извинения искренни, а приводимые доводы убедительны, то партнер по общению смягчится и гнев улетучится сам собой. Если же, наоборот, извинения кажутся неискренними, а объяснения неубедительными, собеседник будет продолжать сердиться. При этом эффективнее… Читать ещё >

Несовместимые реакции. Агрессивность в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А если методом от противного?

В психологии существует принцип, согласно которому невозможно осуществлять две несовместимые реакции одновременно. Например, трудно решать задачи и одновременно мечтать, читать и сочинять стихи, чувствовать депрессию и выражать восторг. У агрессии тоже есть свои оппозиционные реакции, к числу которых прежде всего относится эмпатия, о которой мы уже говорили. Не совместимыми с чувством гнева и открытой агрессией могут оказаться самые разные реакции, но исследователи обратили особое внимание на одну из них. Мощным врагом агрессии является юмор.

Многим из нас приходилось сталкиваться с ситуацией, когда раздражавший нас человек неожиданно делал или говорил что-то смешное, и наша злость сменялась хорошим настроением. Юмор и вызываемый им смех — это реакция, не совместимая с агрессией. Однако, как всегда в психологии, все не так просто. Если в юмористических сюжетах прослеживаются темы враждебности и агрессии, например один человек унижает другого, то агрессия может даже повышаться. Шутки оскорбительного и неприязненного характера могут вызывать эмоциональные состояния, вполне совместимые с агрессией.

Благоприятный эффект оказывают сюжеты юмористических журналов, шутки и анекдоты, не содержащие в себе враждебности, а основанные на нелепостях, противоречиях и гротеске. Тогда смех действительно становится «лучшим из лекарств» от злости и раздражения. Глупые и нелепые действия без налета враждебности порождают искренний смех, исключающий агрессивность.

Положительные эмоциональные состояния, не совместимые с агрессией, можно вызвать и такими простыми внешними действиями, как традиционные знаки внимания: шоколадные конфеты, сувениры и прочие необязывающие подарки, призванные повысить настроение. Вспомните, как давно вы дарили подростку какой-нибудь пустяк, чтобы просто показать свое расположение. Как правило, подросткам выдается та или иная сумма карманных денег, а в придачу сплошные ограничения в случае той или иной провинности. Если подросток агрессивен (по разным причинам), то у него просто не остается возможности воспользоваться своими привилегиями — он всегда «в минусе». Подумайте, может быть, аванс и кредит доверия создадут ту благоприятную атмосферу, на фоне которой чуть изменится поведение подростка.

Положительные эмоции плохо совмещаются с гневом, индукция хорошего настроения может помочь избежать конфликта. Это отнюдь не означает, что надо закармливать подростка шоколадом и «подкупать» его расположение. Но пара ласковых слов, сказанных вовремя, или авторучка с именем дорогого дитяти может разрядить накаляющуюся атмосферу. Важнейшее условие эффективности — ваша искренность в желании порадовать другого человека, повысить ему настроение.

Важной моделью поведения, препятствующей агрессии, является умение извиниться, которое приносит двойную пользу. Прежде всего извинения констатируют собственное внутреннее состояние человека, его чувства по поводу случившегося. Высказывая извинения вслух, мы снимаем внутреннее напряжение и делаем уверенный шаг в сторону обретения эмоционального равновесия. Одновременно извинения почти всегда блокируют агрессию. Говорить «простите» чрезвычайно полезно.

Многие подростки, правда, считают, что извинения демонстрируют их слабость, — ничуть. Важно объяснить, что только уверенный в себе человек, который стремится сохранить положительные отношения и не боится быть неправым, может вслух признать свою вину. Такой человек имеет возможность контролировать ситуацию (а не идти на поводу у аффекта) и оставляет за собой право менять позицию, если извинения не будут приняты.

Исследования роли извинений или оправданий, к которым прибегают люди, показали, что ответ зависит от ряда дополнительных факторов. Если извинения искренни, а приводимые доводы убедительны, то партнер по общению смягчится и гнев улетучится сам собой. Если же, наоборот, извинения кажутся неискренними, а объяснения неубедительными, собеседник будет продолжать сердиться. При этом эффективнее оказываются ссылки на внешние обстоятельства, неподконтрольные извиняющемуся человеку (транспорт, погода, работа и т. п.), чем ссылки на обстоятельства, которые человек в состоянии контролировать («вылетело из головы»). Информация, которую человек предоставляет, объясняя причины своего вызывающего поведения, может сыграть важную роль при выборе реакции на его действия. Эффективнее всего действуют публичные извинения, направленные на восстановление справедливости в отношении потерпевшей стороны.

Очень важен собственный пример родителей, способных попросить прощение даже у малыша, если они были не правы, опыт самопреодоления в семье — надежный фундамент контроля над агрессивностью. Безусловно, извиняться и убедительно объяснять свои действия — непростое дело, но преимущества подобных действий ощутимы при любых обстоятельствах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой