Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рефлексивно-поэтический тренинг как способ развития творческого потенциала будущего профессионала: На материале решения задач на стихосложение

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внедрение результатов исследования. Рефлексивная модель творческого мышления при решении задач на стихосложение и разработанная на ее основе система творческого рефлетренинга (формирующего рефлексивные приемы регуляции творческого мышления) стали теоретической, методологической и дидактической основой учебно-методического пособия для студентов Нижегородского коммерческого института МВТ РФ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Становление концепции и понятия рефлексии в психологии
    • 1. 2. Типология рефлексивных методов развития
  • ГЛАВА 2. РЕФЛЕКСИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕФЛЕКСИВНО-ПОЭТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
    • 2. 1. Сущностная характеристика рефлексивно-поэтического тренинга (феноменология и антология стихотворчества)
    • 2. 2. Концептуальная модель рефлексивно-творческого роста, осуществляемая посредством рефлексивно-поэтического тренинга и двигательного стихотренинга
    • 2. 3. Экспериментальный анализ эффективности метода рефлексивно-поэтического тренинга
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ПОЭТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
    • 3. 1. Использование элементов рефлексивно-поэтического тренинга в экспериментальных фильмах-тренингах
    • 3. 2. Адаптация и внедрение рефлексивно-поэтического тренинга в систему обучения рефлексивным приемам студентов Нижегородского коммерческого института

Рефлексивно-поэтический тренинг как способ развития творческого потенциала будущего профессионала: На материале решения задач на стихосложение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время развитие предпринимательства и бизнеса в России приобретает все большее значение. Условия, в которых протекает это развитие, требуют от человека максимального проявления собственной индивидуальности. Индивидуальный подход в решении конкретных задач крайне важен. Стандартные схемы далеко не всегда оказываются эффективными.

Сама динамика жизни заставляет выходить за рамки установленных когда-то стандартов, вызывая у предпринимателей и бизнесменов различные сомнения по поводу того, как это будет воспринято. В результате страдает дело. Вот почему психологические приемы, работающие на раскрытие самобытной индивидуальности, на наш взгляд, приобретают научный интерес.

Наиболее ярко индивидуальность проявляется в творчестве. Творчество всегда индивидуально. Только в творчестве личность по-настоящему реализует себя, ибо творческий процесс предполагает искренность и самостоятельность. Творчество придает человеку уверенность в собственных силах, а быть уверенным в себе — значит уважать себя. Кроме того, творчество — к какой бы области оно не относилось — поднимает общий уровень культуры и интеллекта. Для людей, занимающихся предпринимательством и бизнесом, это имеет особое значение. Предпринимательство и бизнес насквозь пронизаны межличностными контактами, где общение с другими людьми играет ведущую роль. Общение — процесс, в известной степени, спонтанный, требующий быстрой реакции. Для того, чтобы вызвать интерес к себе, человек не должен выглядеть безликим, серым, таким как все. Только творческая личность в состоянии оказывать влияние на ситуацию, только творческая личность способна добиваться цели, организовывать и вести за собой людей. Шансов на успех всегда больше у того, кому удалось зарекомендовать себя как яркую творческую личность.

Актуальность исследования. Осуществление проводимых в России реформ нуждается в активных, инициативных самостоятельных людях с высокими профессиональными и творческими качествами, какими должны обладать, например, менеджеры и предприниматели. Их профессиональная подготовка в процессе высшего образования предполагает его гуманизацию, преодолевающую технократические штампы в экономическом и бизнес-обучении. Это достигается, в частности, путем психолого-педагогического обеспечения процесса высшего образования и развития творческих возможностей студентов-будущих профессионалов (А.Г. Асмолов, М. Н. Берлава, А. А. Деркач, Ю. М. Забродин, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, И. И. Ильясов, Е. А. Климов, Н. Д. Никандров, А. В. Петровский, Е. С. Романова, И. Н. Семенов, В. Д. Шадриков и др.). Для этого в современном профессиональном образовании (в т.ч. будущих менеджеров и предпренимателей) используется широкий арсенал различных средств и методов раскрытия и активизации творческого потенциала личности. При этом акцент, в основном, ставится на развитии либо его интеллектуальных способностей (как, например, в «мозговом штурме» и в оргдеятельностных играх), либо коммуникативных (как в социально-психологических тренингах), причем, без целенаправленного воздействия на рефлексивные и творческие аспекты. Однако, как показано в исследованиях рефлексивной компетентности менеджеров (О.А.Полищук, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, 1996; И. Н. Семенов, А. В. Лосев, 1996,1997), именно эти аспекты имеют ключевое значение как для личностного роста профессионалов, так и для развития их творческого потенциала (И.В.Байер, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др., 1996,1997).

В связи с этим весьма актуальной является разработка таких психолого-педагогических методов развития творческого потенциала личности, которые были бы направлены на активизацию его рефлексивного аспекта (как регулирующего взаимодействие интеллектуального и коммуникативного аспектов) и имели бы как развивающий, так и личностно-творческий эффект.

Психологическая проблема настоящего исследования состоит в изучении и развитии рефлексивности инновационно-творческого потенциала и в разработке оригинальной методики формирования рефлексивных приемов саморегуляции мышления при решении творческих задач, названной нами рефлексивно-поэтическим тренингом.

В качестве творческих нами использовались координационно-сложные интеллектуальные задачи на составление стихосюжетов, требующие значительных умственных усилий. Это такие задачи, в которых цель субъекта заключается в нахождении (осознании) им в заданных условиях определенного варианта решения, удовлетворяющего требованию задачи. Нами исследуются творческие задачи, в которых нахождение индивидуального варианта решения представляет собой проблему. Поэтому по своей психологической сущности эти задачи и являются творческими. Подобные задачи возникают и составляют основу различных видов профессиональной деятельности будущих специалистов, в том числе педагогов и психологов, а также представителей коммерческих профессий (менеджеров, предпринимателей и т. п.).

Рефлексивная регуляция в решении интеллектуальных, творческих задач рассматривается нами в качестве решающего фактора, оказывающего существенное влияние на продуктивность профессиональной деятельности будущих специалистов.

Роль рефлексивных компонентов в регуляции творческого мышления и эмоциональных переживаний субъекта не сводится только к детерминации продуктивности в ситуации погружения в творческий процесс. Рефлексия ретроспективных (прошедших) и перспективных (потенциально возможных) творческих погружений, анализ потенциальных затруднений и конструктивных способов их преодоления обуславливает повышение уровня рефлексивных способностей, а значит и развитие профессионального мастерства.

Состояние изученности проблемы. Настоящее исследование носит комплексный характер. В психологическом аспекте проблематика работы может быть охарактеризована изученностью: а) рефлексивной организации мышления в целом (Алексеев Н.Г., О. С. Анисимов, Давыдов В. В., Зак А. З., Зарецкий В. К., Кулюткин Ю. Н., Семенов И. Н., Степанов С. Ю., Сухобская Г. С., Щед-ровицкий Г. П., Dorner P., Flavell J.H. и др.) — б) рефлексивных приемов регуляции мышления, включенного непосредственно в решение практических, задач (Кузнецов С.В., Лосев А. В., Семенов И. Н., Советов А.В.) — в) методов формирования приемов рефлексивного решения творческих задач (Гальперин.

П.Я., Зарецкий В. К., Ковалева Н. Б., Палагина И. В., Семенов И. Н., Степанов С.Ю.) — г) рефлетренннговых методов развития инновационно-творческого потенциала (И.В. Байер, В. М. Дюков, С. Н. Маслов, М. И. Найденов, JT.A. Найденова, О. А. Полищук, Г. Ф. Похмелкина, И.Н., Семенов, С. Ю. Степанов и др.).

Таким образом, актуальный гносеологический фон исследования образуют соответственно: разработанные концептуальные представления о рефлексивной организации дискурсивно выраженного мышления в решении типовых и творческих задач, а также метод его категориально-нормативного анализапринципы, методы и методические приемы формирования рефлексивной саморегуляции мышления.

В психолого-педагогическом ракурсе проблематика исследования образуется состоянием изученности роли рефлексии как фактора роста профессионального педагогического мастерства, где творчество имеет ключевое значение (Алексеева J1.H., Анисимов О. С., Бодалев А. А., Давыдов В. В., Давыдова Г. И., Дмитриев С. В., Дубровина И. В., Дюков В. М., Забродин Ю. М., Кларин М. В., Кудрявцев В. Т., Кулюткин Ю. Н., Ладенко И. С., Мищик Л. И., Пономарев Я. А., Подольский А. И., Попов Л. М., Репецкий Ю. А., Романова Е. С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю, Сухобская Г. С. и др.).

В педагогической психологии были разработаны представления о различных видах рефлексии, детерминирующих продуктивность творческой деятельности. Была поставлена проблема целостного их освоения и разработана концепция о том, что их оптимальное взаимодействие обеспечивает достижение личностного, творческого и профессионального роста. Однако, при этом акцент в изучении и формировании делался исключительно на интеллектуальную рефлексию, культивируемую в рационально осязаемых формах. Поэтому для педагогической психологии актуальным является разработка методики формирования рефлексивных приемов саморегуляции мышления, включенного непосредственно в решение творческих задач. Одной из таких методик мог бы стать рефлексивно-поэтический тренинг.

Конструктивные предпосылки и методические возможности для построения подобных творчески развивающих методов содержатся в концепции рефлексивной психологии творчества И. Н. Семенова (1973, 1992). В ней продуктивное мышление моделируется в проблемно-конфликтных ситуациях, изучаются рефлексивные механизмы их творческого разрешения и разрабатываются развивающие методы «игрорефлексики» как системы психотренинго-вых способов культивирования рефлексивно-творческих способностей в интенсивно-игровом профессиональном образовании (Г.И. Давыдова, 1994; Н. Б. Ковалева, 1994; М. И. Найденов, 1989; Г. Ф. Похмелкина, 1993; С. Ю. Степанов, 1996, А. Н. Сухоруков, 1997 и др.), в т. ч. в бизнес-обучении менеджеров и предпринимателей (И.В.Байер, 1997; Е. П. Варламова, 1997; В. М. Дюков, 1995; А. В. Лосев, 1997; С. Н. Маслов, 1993; О. А. Полищук, 1995 и ДР-).

Хотя в общепсихологическом плане игрорефлексика базируется на общепсихологических исследованиях рефлексивной организации дискурсивного мышления (И.Н.Семенов, 1980, 1991) при решении творческих задач.

В.К.Зарецкий, 1984; А. Н. Лавринович, 1986; И. В. Палагина, 1986; С. Ю. Степанов, 1984; А. Б. Холмогорова, 1983 и др.), однако проблемно-конфликтные ситуации в рефлепрактике процедурно преодолевались не путем формирования приемов дискурсивного решения текстовых задач, а в основном, игровыми способами группового взаимодействия со стихийным рефлексивным психологическим эффектом.

В связи с этим возникла проблема построения таких творчески развивающих методов игрорефлексики, которые обеспечили бы развитие личностного потенциала с одной стороны в проблемно-конфликтных ситуациях дискурсивного решения творческих задач, а с другой — рефлетренинговыми способами с психоразвивающим эффектом.

Необходимые предпосылки для разрешения этой концептуальной-методической проблемы уже сложились в рефлексивной психологии творчества (Я.А. Понаморев, И. Н. Семенов, 1983, 1990; И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, 1992) в ряде диссертаций. Так, Е. В. Бодровой (1986) разрабатывались приемы понимания проблемно-конфликтных ситуаций у учащихся дошкольников, Л. В. Григоровской (1988) — приемы решения задач на понимание школьниками музыкальных произведений, Л. Н. Алексеевой (1984), взрослыми — понимание филологических и литературных текстов, Г. Ф. Похмелкиной (1993) обеспечивался личностно-творческий рост школьников рефлексивно-психологическими средствами театрализации.

В этих исследованиях рефлексивно-творческий потенциал учащихся развивался на материале разрешения проблемно конфликтных ситуаций понимания и освоения произведений искусства (литературы, музыки, театра). Помимо этого в диссертациях С. В. Кузнецова (1995), А. В. Лосева (1997), А. В. Советова (1986) формировались способы решения профессионально-творческих задач, а И. В. Байер (1997), Е. П. Варламовой (1997), В. М. Дюкова (1995), Г. И. Катрич (1994), Н, Б, Ковалева (1994), О. А. Полищук (1995), А. Н. Сухорукова (1997) показали эффективность рефлетренинговых приемов игрорефлексики и рефлепрактики (при итерпретации сказочных сюжетов и культурных аналогов) для личностно-творческого роста в профессиональном образовании.

Продолжая эти направления рефлексивно-психологических исследований, целесообразно было обратиться к освоению поэтических произведений в целях развития рефлексивной культуры профессионалов (А.Н. Тремасов, И. Н. Семенов (1994)). Ведь их создание и понимание также происходит в проблемно-конфликтных ситуациях, задаваемых, например, в виде задач на построение стихосюжета (А.Н.Тремасов, 1995). Организовывая дискурсивный поиск решения студентами такого рода творческих задач в условиях игрорефлексики с элементами стихосложения, мы получаем возможность психолого-педагогического построения способа развития творческого потенциала, а именно — методического средства, условно названного нами «стихотерапией» (1994), а позднее разработанного в качестве рефлексивно-поэтического тренинга (1997) с синтетическими функциями, развивающими у студентов образно-интеллектуальный, импровизационно-коммуникативный, эмпатийно-ассоциативный и интегрирующий рефлексивно-личностный потенциал.

Объект исследования — психические процессы учащихся-студентов при решении нестандартных задач на стихосложение.

Предмет исследования — рефлексивная регуляция творческого мышления и развитие инновационно-творческого потенциала в условиях рефлексивно-поэтического тренинга.

Цель исследования заключается в изучении творческого потенциала и в разработке процедур рефлексивно-поэтического тренинга, развивающего творческие способности обучаемых через саморегуляцию мышления при решении творческих задач на стихосложение в проблемно-конфликтных ситуациях.

Гипотеза исследования: Рефлексивно-поэтический тренинг развивает рефлексивные способности испытуемых, учит их мыслить сложнее и быстрее, достигая более эффективного результата в творческом процессе.

Культивирование в процессе решения творческих задач рефлексивных приемов саморегуляции мышления, содействует формированию интеллектуального механизма переосмысления его содержаний, что позволяет активизировать творческий поиск оптимального решения.

Итогом такого культивирования является микроразвитие интеллектуальной рефлексии как творческой способности, сформировавшейся в результате актуалгенеза (имеющим место при решении серии формирующих задач) рефлексивных механизмов мышления и, обеспечивающий оптимизацию творческого мышления в результате рефлексивно-поэтического тренинга.

Задачи исследования:

1) построить концептуальную модель рефлексивной регуляции творческого мышления при решении задач на стихосложение;

2) разработать методические средства (критерии, показатели) исследования рефлексивной организации творческого мышления в проблемно-конфликтных ситуациях рефлексивно-поэтического тренинга;

3) модифицировать метод категориально-нормативного анализа (И.Н. Семенов 1976, 1979) применительно к изучению рефлексии в решении творческих задач на стихосложение;

4) исследовать особенности рефлексивной регуляции творческого мышления, включенного непосредственно в решение специфических задач на стихосложение;

5) разработать процедуры рефлексивно-поэтического тренинга, развивающего творческий потенциал обучаемых.

Методы исследования:

1) стихорефлексивный анализ (А.Н. Тремасов, 1996) творческой деятельности в рамках рефлексивно-поэтического тренинга, реализованный на основе экзистенционально-рефлексивного подхода (И.Н. Семенов, 1994) к психолого-педагогической проблеме развития профессионально-творческого мастерства;

2) категориально-нормативный анализ дискурсивного мышления (И.Н.Семенов, 1974), адаптированный применительно к условиям задач на стихосложение;

3) рефлексивно-поэтическая методика формирования рефлексивных приемов решения творческих задач (А.Н.Тремасов, И. Н. Семенов, 1994);

4) концептуально-методические средства рефлексивно-психологического изучения и формирования практического мышления при решении координационно-сложных задач (С.В.Кузнецов, И. Н. Семенов, 1994, И. Н. Семенов, А. В. Советов, 1996).

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные принципы психологической науки: единство сознания и деятельностиединство внешнего и внутреннего плана деятельностидеятельностного опосредования активностипсихологического детерминизма, системности развития. А также принципы психолого-педагогического исследования: ориентация на исследование творческих способностей, факторов обеспечивающих продуктивность творческой деятельностиизучения человека в процессе его творческого роста, как личности, субъекта труда и индивидуальностиодновременного изучения объектов — человека и его способности творить.

Теоретическую базу исследования образуют концептуальные положения о рефлексивности мышления (Н.Г. Алексеев, О. С. Анисимов, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Ю. Н. Кулюткин, И. Н. Семенов, Г. С. Сухобская, Г. П.Щедровицкий) — психологических особенностях практического мышления (С.В.Дмитриев, Д. Н. Завалишина, Ю. М. Забродин, Ю. К. Корнилов, О. А. Конопкин, Б. Ф. Ломов, В. Н. Пушкин, С. Л. Рубинштей, Б. М. Теплов, O.K. Тихомиров и др.) — о методах формирования творческого и профессионального мышления (П.Я.

Гальперин, В. Л. Данилова, И. А. Кайдановская, В. Т. Кудрявцев, И. И. Ильясов, И. П. Калошина, Н. Н. Костюков, А. И. Подольский, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С.Ю.Степанов), о развитии творческого потенциала личности в профессиональной деятельности (К.А.Абульханова, О. С. Анисимов, И. В. Байер, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Ю. М. Забродин, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Р. С. Немов, Я. А. Пономарев, Е. С. Романова, М. Г. Ярошевский и ДР-).

Этапы исследования. Исследование проводилось в 1993;1998 г. г. в несколько этапов. На первом этапе (1993;1994 г. г.) проводились поисковые опыты и разрабатывались концептуальные представления рефлексивной организации творческого мышления, реализующегося в условиях рефлексивно-поэтического тренинга и методика выделения рефлексивных референтов творческого акта при решении задачи на стихосложение по его внешним (содержательным) признакам. Этот этап завершился разработкой модели рефлексивной организации творческого акта, системы феноменологических признаков рефлексии в творческом акте (гл. 2, § 2) и категориально-нормативной методики стихорефлексивного анализа, адаптированной применительно к стихотворной форме мышления при решении задач на стихосложение (гл. 2, § 3).

На втором этапе (1994;1995 гг.) проводилась основная серия эксперимента с целью выявления психологических факторов продуктивности творческого акта при решении задач рефлексивно-поэтического тренинга (гл. 2, § 3).

На третьем этапе (1995;1996 г. г.) осуществлялся формирующий эксперимент, разрабатывалась система психолого-педагогических воздействий, обеспечивающая формирование рефлексивных приемов регуляции творческого мышления, а также разрабатывались методические рекомендации по развитию рефлексивно-творческого потенциала личности студента посредством рефлексивно-поэтического тренинга (гл. 3 § 2).

На четвертом этапе (1997;1998 г. г.) в процессе профессионального образования студентов-будущих специалистов проводилось экспериментальное обучение с использованием процедур рефлексивно-поэтического тренинга.

Положения, выносимые на защиту:

1) Рефлексивно-поэтический тренинг позволяет глубоко исследовать протекание творческого процесса. Суть подхода заключается в том, чтобы испытуемый (используя заданные экспериментатором пары рифм) постарался решить задачу на составление стихосюжета, проговаривая свои размышления вслух. Благодаря фиксации на диктофон размышлений испытуемого, экспериментатор получает возможность эксплицировать рефлексивные референты творческого акта и определить уровень рефлексивных и творческих способностей испытуемого. Сотворение стихосюжета требует значительных интеллектуальных усилий и мыслительной работы, так как именно в стихотворении содержится наиболее концентрированная информация (в том числе о творческом потенциале испытуемого).

2) Стихоанализ позволяет выявить и охарактеризовать структуру стратегии творчества, т. е. определить каким именно способом выстраивается стихосюжет: спонтанным полетом мысли (т.е. сходу) или, напротив, периодическим возвращением к тому, что уже написано (словно испытуемому необходимо «разогнаться» для дальнейшего продвижения вперед), диагностировать рефлексивные и творческие способности личности.

3) Модифицированный метод категориально-нормативного анализа И. Н. Семенова позволяет эффективно исследовать рефлексивные способности личности при решении специфических задач на стихосложение.

4) Рефлексивно-поэтический тренинг выявляет особенности продуктивной рефлексивной регуляции творческого мышления и может быть использована в дальнейших научных исследованиях рефлексивной психологии и педагогики в целях изучения механизмов развития рефлексивно-творческого потенциала личности.

5) Приемы рефлексивно-поэтического тренинга развивают саморегуляцию мышления при решении нестандартных, творческих (не имеющих однозначно верного ответа) задач, что повышает роль рефлексии в творчестве.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в диссертации впервые:

Концептуальная модель рефлексивной организации творческого мышления (И.Н.Семенов, 1976, 1990) модифицирована нами применительно к проблемно-конфликтным ситуациям творческих задач на стихосложение, реализуемых непосредственно в момент творения (сочинения стихосюжета), когда «верное» решение не известно не только испытуемому, но и экспериментатору (задача на стихосложение решается «здесь и теперь») — проведен теоретический анализ проблематики психологической структуры стратегии творчества и разработаны концептуальные представления о рефлексивной организации мышления, включенного в решение творческой задачи и реализующегося в стихотворной форме.

Системно проанализирована с позиции рефлексив ной психологии феноменология творческого процесса (творения стихосюж jxa) и выделены эмпирические признаки процесса «живого» творчества как его рефлексивнодискурсивной репрезентации.

Разработаны методические средства категориальнс.

— нормативного анализа решения творческих задач на стихосложение, критерии, показатели, характеризующие рефлексивную регуляцию творческого мышления в проблемно-конфликтных ситуациях.

Выявлены особенности продуктивной рефлексивно^ регуляции творческого мышления в проблемно-конфликтных ситуациях Построения стихосю-жета.

Выделены рефлексивные приемы мышления в момент творчества, требующие собственного развития, и на этой основе разработана система психолого-педагогических воздействий, содействующих их формированию.

Разработаны методические средства, активизирующие рефлексивную саморегуляцию мышления при решении специальных творческих задач в процессе рефлексивно-поэтического тренинга.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что рефлексивно-поэтический тренинг, как способ интенсивноигрового развития творческого потенциала учащихся, студентов и слушателей повышения квалификации, может быть перенесен для целей обучения саморегуляции творческого мышления в проблемно-конфликтных ситуациях и разработки соответствующих психолого-педагогических моделей профессионального образования.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими и теоретическими предпосылками исследования на основе системно-психологической модели творческой деятельности, привлечением апробированных экспериментальных, статистических и развивающих методов, достоверной значимостью полученных результатов и их практической апробацией в инновационной педагогической практике гуманизации профессионального образования.

Апробация работы осуществлялась на заседаниях кафедры социально-политических наук Нижегородского коммерческого института и лаборатории психологии практического мышления и рефлетренинговых методов обучения ИРПГиГО, а также в докладах и обсуждениях на ряде международных, всероссийских, республиканских, региональных научно-практических конференциях: «Проблемы преподавания гуманитарных и социальных наук на современном этапе» (Н. Новгород, 1994), «Гуманитарные науки в коммерческом институте» (Н. Новгород, 1994), «Интеллект, культура и образование» (Новосибирск, 1994), 1-ом съезде практических психологов образования России (Москва, 1994), Второй Всероссийской конференции «Рефлексивные процессы и творчество» (Новосибирск, 1995), Третьей Сибирской научной конференции «Интеллект, культура и образование» (Новосибирск 1995), международной научной конференции «Инноватика и рефлексика психолого-педагогического обеспечения гуманизации профессионального и бизнесобразования» (Красноярск, 1995), Первой Всероссийской конференции по психологии «Психология сегодня» (Москва 1996), «Бизнес и ценности культуры» (Н.Новгород, 1996).

Внедрение результатов исследования. Рефлексивная модель творческого мышления при решении задач на стихосложение и разработанная на ее основе система творческого рефлетренинга (формирующего рефлексивные приемы регуляции творческого мышления) стали теоретической, методологической и дидактической основой учебно-методического пособия для студентов Нижегородского коммерческого института МВТ РФ, спецкурса (для названной категории обучаемых) по развитию рефлексивно-творческого мышления и инновационного потенциала личности, а также были использованы при создании четырех учебных фильмов-тренингов «Петля Мебиуса» (1995), «Ссадина» (1996), «Все точки над i» (1996), «Неудавшийся визит» (1998) на базе Нижегородского коммерческого института. Результаты исследования метода рефлексивно-поэтического тренинга были апробированы и использованы при чтении курса «Введение в психологию управления» для студентов Коми филиала Северо-Западной академии государственной службы в 1995/1996 учебном году, спецкурса «Развитие рефлексивно-творческого мышления» на кафедре ак-меологии и психологической профессиональной деятельности Российской академии государственной службы в 1995/1997 учебных годах и проведении игрорефлексики профподготовки в учебном центре ИРПТиГО.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Использовано 188 литературных источника, из них 4 на иностранных языках, диссертация содержит 2 таблицы и 7 диаграмм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

Подводя итоги изложенного в настоящей работе теоретико-экспериментального исследования рефлексивной организации творческого мышления в условиях рефлексивно-поэтического тренинга, можно сделать следующие выводы:

1. Рефлексивные приемы саморегуляции творческого мышления в условиях рефлексивно-поэтического тренинга существенно активизируют творческий поиск оптимального решения.

2. Использование стихоанализа позволяет исследовать структуру стратегии творческого мышления при решении задач на стихосложение.

3. Метод категориально-нормативного анализа И. Н. Семенова модифицирован применительно к изучению рефлексии в условиях рефлексивно-поэтического тренинга.

4. Использование рефлексивных приемов саморегуляции творческого мышления содействует формированию интеллектуального механизма переосмысления его содержания в процессе стихосложения.

5. Выявленные особенности творческого мышления позволили разработать психологические приемы, обеспечивающие продуктивность рефлексивной регуляции творческого мышления учащихся — будущих профессионалов.

6. Представление о рефлексии в регуляции творческого мышления выявляет зависимость умственных компонентов творческой деятельности от личностных факторов субъекта.

7. Разработаны процедуры рефлексивно-поэтического тренинга развивающего творческий потенциал обучаемых.

8. Проведенное исследование роли рефлексии в регуляции творческого мышления указывает на возможность использования рефлексивных навыков в структуре регуляции творческого действия и системы психолого-педагогических воздействий в процессе подготовки будущих профессионалов.

9. Перспектива дальнейшего исследования состоит в разработке новых эффективных способов вовлечения учащихся в творческий процесс на основе использования рефлексивных приемов саморегуляции мышления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин. Творения. ч.2, Киев, 1901−1905, с. 302−303.
  2. С.А., Бежаева З. И., Староверов О. В. Классификация многомерных наблюдений. М., Статистика, 1974.
  3. Н.Г., Юдин Э. Г. О методах психологического изучения творчества //Проблемы научного творчества в современной психологии. М., Наука, 1971.
  4. Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. (1-е изд.) М., 1968- (2-е изд.), М., 1973.
  5. Н.Г. Познавательная деятельность при формировании осознанности решения задач //Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1975.
  6. Н.Г., Зарецкий В. К., Ладенко И. С., Семенов И. Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения. Новосибирск, 1991.
  7. О.С. Основы методологического мышления. М., 1983.
  8. О.С. Рефлексивно-мыслительная культура преподавания в новом учебном процессе. М., В.В.Ц, 1990, 37 с.
  9. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
  10. Е.Ю. Семантические измерения как модели //Вестн. моек, ун-та. сер. 14. Психология, 1991, 1.
  11. П.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  12. А.Г. Психология личности. М., 1984
  13. И.В., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления. М&bdquo- РАГС, 1997.
  14. Г. А. Теория учебных задач. М., Педагогика, 1990.
  15. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии ак тивности. М., Медицина, 1966.
  16. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., Наука, 1973.
  17. А.А. Личность и общение. М., 1983.
  18. А.А. Психология о личности. М., 1987.
  19. А.В. Проблемы психологии развития. М. 1994.
  20. А.В. Психология мышления и кибернетика. М., Мысль, 1970.
  21. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  22. Е.Ф. Психологический анализ преодоления критических ситуаций. Дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук, 1982.
  23. И.А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления //Вопр. психологии. 1991. N3, с. ЮЗ-104.
  24. A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. М., Изд. Моск. ун-та., 1987.
  25. Л.С. Собрание сочинений. Т.4, М., 1984.
  26. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследования мышления в советской пси хологии. М.: Наука, 1966.
  27. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  28. П.Я. Формирование творческого мышления //Деятель ность и психические процессы /Тезисы к У Всесоюзному съезду Общества психологов. М., 1977, с. 54−55.
  29. П.Я., Данилова B.JI. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач //Вопр. психологии, 1980, N1, с. 31−38.
  30. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления //Вопр. психологии. 1982, N5, с. 80−84.
  31. В.А. Личностное знание и научное творчество. Минск: Наука и техника, 1989.
  32. Н.Л. О необходимости взаимодействия историко-научно-го и психологического подходов при исследовании творчества //Междис ци-плинарный подход к исследованию творчества. М., Наука, 1990.
  33. И.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура дейс-твия. М., Изд-во Моск. ун-та., 1982.
  34. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М., 1994.
  35. В.В. Виды обобщения в обучении. М., Педагогика, 1972.
  36. В.В., Андронов В. П. Психологические условия происхождения идеальных действий //Вопросы псих., 1979, 5.
  37. В.В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии //Вопросы психол., 1980, 12.
  38. В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии //Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1983.
  39. Г. И., Дюков В. М., Семенов И. Н. и др. Рефлексивно-психологическая концепция и инновационно-комплексные программы по ир-горефлексике профессионального образования, социальной защиты и адаптации. М&bdquo- ИРПТ и ГО- 1996.
  40. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1983.
  41. Диалектика и теория творчества. М., МГУ, 1987.
  42. С.В. Основы теории решения двигательных задач. Д., 1988.
  43. С.В., Кузнецов С. В. Психолого-педагогические аспекты формирования творческой деятельности при решении двигательных задач //Творчество: теория и практика, Киев, 1991.
  44. С.В., Кузнецов С. В. К вопросу об условиях повышения уровня профессионального мышления педагога //Проблемы физического воспитания учащейся молодежи, Карачаевск, 1991.
  45. С.В., Кузнецов С. В., Семенов И. Н. Рефлексивно-образная регуляция решения двигательных задач и ее изучение методом категориально-нормативного анализа //Рефлексивная психология и педагогика на рынке услуг, Виница, 1991.
  46. С.В., Кузнецов С. В. Дидактические основы проектирования и построения двигательных действий в системе профессиионально-педагогической подготовки студентов //Методическая разработка, Н. Новгород, ГГПИ им М. Горького, 1991.
  47. С.В., Семенов И. Н., Кузнецов С. В. Рефлексивно-образная регуляция праактического мышления //Мышление и общение в практической деятельности, Ярославль: ЯГУ, 1992.
  48. С.В., Семенов И. Н., Кузнецов С. В. Механизмы и закономерности рефлексивно-смысловой регуляции при решении интеллектуальных задач по биомеханике двигательных действий //Психология рефлексивных процессов, Новосибирск, 1992.
  49. С.В., Кузнецов С. В., Семенов И. Н. Психосемантические аспекты проектирования и построения двигательных действий спортсменов. Учебно-методическое пособие, Н. Новгород, 1992.
  50. И.В., Акимова М. К. и др. Рабочая книга школьного психолога. М., 1995.
  51. Д. Психология и педагогика мышления. М., 1916.
  52. Ю.М. Модедь личности в психодиагностике. М., 1994,182 с.
  53. Ю.М. и др. Проблемы формирования профессиональной пригодности специалистов. М., 1985.
  54. Д.Н., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Уровни и этапы принятия решения //Проблемы принятия решения. М., Наука, 1976.
  55. Д.Н. Микроразвитие субъекта в процессе мыслительной деятельности //Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., Наука, 1983, с. 57−66.
  56. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М.: Наука, 1985.
  57. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993.
  58. Зак А. З. Проблемы психологического изучения рефлексии //Исследования рече-мысли и рефлексии. Алма-Ата, КГПИ, 1979.
  59. А.В. Развитие произвольных движений. М., I960.
  60. В.К., Ладенко И. С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная регуляция мышления. Метод, указания. Новосиибирск: НГУ, 1990.
  61. В.К. Динамика уровневой организации мышления при решении творческих задач. Автореф.. канд. психол. наук. М.: ИПАН СССР, 1984.
  62. В.К., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач //Вопр. психологии. 1980, № 5, с. 112−117.
  63. В.П. Проблема «образующего сознания» в деятельност-ной теории психики //Вестник МГУ: серия 14 Психология 1989, 3.
  64. В.П., Мамардашвили М. К. Об объективном методе в психологии //Вопросы философии, 1977, 7.
  65. К. Эмоции человека. М., 1980.
  66. И.И. Эвристические приемы. М., 1992.
  67. И.И., Можаровский И. Л. Рефлексия как условие формирования научно-нормативных способов познавательной деятельности //Проблема рефлексии. Новосибирск: Наука, 1987. с. 113−121.
  68. И.П. Проблемы формирования технического мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1974.
  69. Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1990.
  70. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М&bdquo- 1980.
  71. КоцЯ.М. Организация произвольных движений. М., 1975.
  72. Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения. Ярославль, ЯГУ, 1984.
  73. Ю.К. Мышление в производственной деятельности. Ярославль, ЯГУ, 1984.
  74. .Б. (ред.) Познавательные процессы у спортсменов //Самоконтроль и мастерство в спорте. М.: ВНИИФК, 1976.
  75. С.В. Самонаблюдение. М., 1924.
  76. В.Т. Творческая природа психики человека //Вопросы психологии. 1990, № 3.
  77. С.В. Техноллогия нормативного анализа двигательных задач //Проблемы интеллектуального развития организационных систем, Новосибирск, 1991.
  78. С.В., Дмитриев С. В. Измерительно-вычислительный комплекс для проведения психо-биомеханических исследований //Проблемы био-механники спорта. Пенза, 1991.
  79. С.В., Семенов И. Н. Невербальная рефлексия в микроорганизации практического мышления. //Образование и культура. Ежегодник, Новосибирск: ИИИиПК, 1994, с. 54−75.
  80. С.В., Семенов И. Н. Рефлексивно-акмеологические аспекты развития профессионального мастерства при решении двигательнотворческих задач //Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. Новосибирск: ИННИКОН, 1995.
  81. С.В., Дмитриев С. В. О взаимосвязи теории и практики при решении задач формирования профессиональной культуры преподавателя физической культуры //Физическое воспитание учащейся и студенческой молодежи, Н. Новгород, 1991.
  82. С.В. Механизмы продуктивного мышления при решении двигательных задач //Совершенствование профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры, Н. Новгород, ГГПИ им М. Горького, 1991.
  83. В.П. Системный подход в теории и методологии К.Маркса. М., Мысль, 1976.
  84. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., Педагогика, 1970.
  85. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности учащихся. М., 1971.
  86. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М., Педагогика, 1977.
  87. Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979, с. 22−28.
  88. И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы изучения рефлексии. Новосибирск, ИИФФ СО РАН, 1989.
  89. И.С., Семенов И. Н., Советов А. В. Рефлексивная организация проектировочного мышления. Новосибирск: ИИФФ СО РАН, 1990.
  90. И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Новосибииррск: ИИФФ СО РАН 1990.
  91. А.Н., Семенов И. Н. Психология мышления. Методические указания, Харьков, ХГУ, 1986.
  92. А.Н., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Алгоритм контроля и оценки рефлексивных компонентов мышления. Методические указания, Харьков, ХГУ, 1990.
  93. А.Н. Проблема деятельности в психологии //Вопросы психологии, 1972, 9.
  94. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Поли-тиздат, 1975.
  95. А.Н., Пономарев Я. А., Гиппенрейтер Ю. Б. Опыт экспериментального исследования мышления //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1981.
  96. В.А. О самоорганизующихся и саморефлексивных системах и их исследованиях //Проблемы исследования систем и структур. М., 1965.
  97. В.А. Инженерно-психологические аспекты исследования рефлексивных процессов. Автореф.. дис.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1971.
  98. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  99. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуации в социально-психологическом тренинге. Киров, 1995.
  100. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., Педагогика, 1972.
  101. A.M. (ред.) Псиихолоогия мышления. М.: Прогресс, 1965.
  102. Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М., 1965.
  103. А.А. Рефлексия //Философский энциклопедический словарь. М., 1965.
  104. Модели рефлексии. Новосибирск, 1995.
  105. М.И., Семенов И. Н. Рефлексивная организация группового решения задач //Словарь разработчика систем «человек-машина». М., ИФАП MB СССР, 1987.
  106. М.И. Групповая рефлексия в решении творческих задач при различной степени готовности к интеллектуальному труду: Автореф.. канд. пед. наук. К.: ИП УССР, 1989.
  107. Л.Ф. Формирование системы физических понятий в применении к решению задач //Зависимость обучения от типа ориентировочнойдеятельности /Под. ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968, с. 153−186.
  108. Основы общей и прикладной акмеологии. (под. ред. Деркача А.А.). М.: РАГС, 1995.
  109. И.В., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Роль общения в рефлексивной регуляции мышления //Процессы познания в деятельности личности. Ульяновск: УГПИ, 1988.
  110. И.В., Семенов И. Н. Формирование рефлексивной культуры диалога при решении учащимися творческих задач //Человек в мире диалога. Л.: ЛГПИ, 1990., с. 169−172.
  111. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., Изд-во Моск. ун-та., 1983.
  112. И.Н., Решетова З. А. Самостоятельность учащихся в организации познавательной деятельности при решении профессиональных задач и ее воспитание в процессе обучения. М.: Педагогика, 1988.
  113. . Психология интеллекта //Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1969.
  114. А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения. //Вопросы психологии, 1983, № 5.
  115. Д. Математическое открытие. М., Наука, 1971.
  116. Д. Правдоподобные рассуждения. М., Наука, 1975.
  117. Я.А. Психология творческого мышления. М., АПН РСФСР, 1960.
  118. Я.А. Психика и интуиция. М., Политиздат, 1967.
  119. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976.
  120. Я.А., Семенов И. Н., Зарецкий В. К. и др. Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.
  121. Я.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в развитии творческого мышления //Психол. журнал, Том 7, 1986, 6.
  122. Я.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., Наука, 1990.
  123. Я.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. (ред.). Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. М., 1988.
  124. JI.M. Психология самодеятельного творчества студентов. КГУ, Казань, 1990.
  125. Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987.
  126. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М., Политиздат, 1967.
  127. В.Н. О системном подходе к анализу мышления //Экспериментальное исследование продуктивных творческих процессов мышления., Знание, 1973.
  128. Рефлексия в науке и обучении //Тезисы докладов и сообщений к научно-методической конференции 12−14 ноября 1984 г. Новосибирск, 1984.
  129. М.С. Развитие структурно-уровневого подхода в психологии //Системные исследования, Ежегодник 11 974. — М., Наука, 1974.
  130. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессио-графии. М., МПГУ, 1990. — 183 с.
  131. Руководство по писхиатрии. Ташкент, 1979.
  132. СЛ. Основы общей психологии. (2-е изд.) М.: Госучпедгиз, 1946.
  133. C.JI. Основы психологии. М., 1935.
  134. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Д., 1958.
  135. В.Н. Системный подход в психологии //Деятельность и психические процессы. М., АН СССР, 1977.
  136. И.Н. Душа. В кн.: БСЭ, 3-е изд., 1971. Т.8., с.554- Индивидуальность. В кн.: БСЭ, 3-е изд., 1972, Т. Ю, с. 188.
  137. И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения творческих задач //Методологические проблемы исследования деятельности. М., ВНИИТЭ, 1976, с. 148−188.
  138. И.Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при решении творческих задач //Психологические исследования, Вып.7.М" МГУ, 1977.
  139. И.Н., Сиротина Е. А., Зарецкий В. К. Исследование рефлексивного аспекта принятия решения как фактора оптимитизации мышления //Исследования процессов принятия решения. М., ВНИИТЭ, 1977.
  140. И.Н. Об одном приеме формирования решения творческих задач //Управление познавательной деятельности студентов. Саранск, Морд. ГУ, 1979, 2.
  141. И.Н., Тремасов А. Н. Рефлексивная культура как фактор развития творческой одаренности в процессе гуманизации непрерывного образования//Интеллект, культура, образование. Новосибирск, 1994.
  142. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации мышления и саморазвития личности //Вопросы психологии, 1983. 2, с. 35−42.
  143. И.Н., Степанов С. Ю. Проблемы психологического изучения мышления и творчества //Вопр. психологии. 1983. N5, с. 162−164.
  144. И.Н., Степанов С. Ю. Рекомендации по диагностике практического интеллекта. Фрунзе, 1985.
  145. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач, (монография). М., НИИОПП АПН СССР, 1990.
  146. И.Н. Опыт разработки и внедрения рефлексики в изуче ние и развитие творчества //Рефлексивные процессы и творчество. Методические рекомендации. Новосибирск, НГУ, 1990.
  147. И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления. Автореф. дис.. д. психол.н. М. ПИРАО, 1992.
  148. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье, 1992.
  149. И.Н. Праксеологическая рефлексика развития творчества //Психология рефлексивных процессов, Новосибирск, 1992., с. 25−45.
  150. И.Н., Степанов С. Ю. Школа П.Я. Гальперина и проблема рефлексивности творческого мышления //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1992, N4, с. 34−45.
  151. И.Н., Дмитриев С. В., Кузнецов С. В. Психосемантические механизмы творческого моделирования систем движений человека //Теория, методология и практика научного и технического творчества, Одес-са: ОГ-ПИ, 1993.
  152. И.Н., Гассель Е.М, Исследование рефлексивной организации творческого мышления в ситуации выбора методом категориально-нормативного анализа //Современные проблемы психологии мышления, Бийск, НИЦ БиГПИ, 1994.
  153. И.Н., Кузнецов С. В. Невербальная рефлексия в структуре оперативного мышления при решении двигательно-творческих задач //Современные проблемы психологии мышления, Бийск, НИЦ БиГПИ, 1994.
  154. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
  155. Е.В., Сопиков А. П. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности) //Социальная психология личности. JL, 1973, с. 140−149.
  156. А.В. Профессиональные различия в решении проеектно-творческих задач. Автореф.. дисс. канд. психол. наук. МГУ, 1987.
  157. А.В. Развитие проектного мышления и рефлексивных способностей у инженеров-конструкторов, дизайнеров и эргономистов //Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. М., 1988, с. 199−203.
  158. С.Ю. Организация развивающего проблемно-рефлексивного полилога в процессе группового творчества //Творчество и педагогика. М&bdquo- ИФАН, 1988, Т. 4.
  159. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования//Вопросы психологии, 1985, 3, с. 31−40.
  160. С.Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач. Дисс. канд. психол. наук. М., 1984.
  161. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Изд-во Моск. ун-та. 1975.
  162. O.K. Психология мышления. М., МГУ, 1984.
  163. O.K., Корнилова Т. В. Целеобразование в условиях поэтапного формирования умений решать игровые задачи //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология 1979, N3, с. 3−13.
  164. .М. Ум полководца //Проблемы индивидуальных различий. М., АПН СССР, 1961.
  165. А.Н. Рефлексивно-психологические приемы, активизирующие творческие процессы //Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации., ЭКОР., Новосибирск, 1995, с. 235−241.
  166. А.Н. Стихотерапия как рефлексивная форма стратегии творчества в обучении будущих предпринимателей //Бизнес и ценности культуры., меж. вуз. сб. Н. Новгород, 1996, с. 76−81.
  167. А.Н. Двигательная стихотерапия как элемент осознания творческой самореализации личности //III Всероссийская конференция по биомеханнике., Т 2., Нижний Новгород, 1−4 октября 1996 г.
  168. А.Н. Роль стихотерапии в развитии рефлексивного и творческого мышления //Психология сегодня., ежегодник., Т 2, выпуск 3, М., 1996.
  169. А.Н. Психологический тренинг межличностного взаимодействия //Методическая разработка., НКИ, Н. Новгород 1996.
  170. А.Н. Стихотерапия метод активизирующий творческие процессы //Психологичееский тренинг межличностного взаимодействия. Me тодическая разработка., НКИ, Н. Новгород 1996, с. 14−18.
  171. А.Н., Яшин В. П. Фильм-тренинг новый инструмент в работе практического психолога //Педагогическое обозрение., 1/96, с. 50−53.
  172. А.Н. Фильм-Тренинг (методика изучения эмоций) //Методическая разрабтка., НКИ, Н. Новгород 1997.
  173. А.Б., Зарецкий В. К., Семенов И. Н. Рефлексивно-личностная регуляция целеобразования в норме и патологии //Весгн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, 1981, N3. с. 12−22.
  174. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  175. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: те-еоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., Изд-во. Моск. ун-та., 1983.
  176. Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания //Вопросы философии, 1991, 7, с. 32−41.
  177. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
  178. С.Г., Щедровицкий Г. П. Исследование решения косвенных арифметических задач методом нормативного анализа //Тезисы докла дов III Всесоюзного съезда психологов. Т. 3. М., АПН РСФСР, 1968.
  179. Dorner P. Self-reflection and problem-solving. In: Human and Artificial intelligent Berlin, 1978. p. Ю1−107.
  180. Flavell J.H. Wellman H.M. Metamemory. In: Kail R.V., Hagen J.W. /Eds/: Perspectives 0 the Development of Mem.
  181. Reither F. Selfreflective Cognitive Processes: its cheracte-ristics and Effects. In: XXIInd International Congr.
  182. Piaget J. Recherches gur 1 abstraction reflechissante. PUF. V. 1−2.
Заполнить форму текущей работой