Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизм формирования факторов повышения качества в обеспечении конкурентоспособности региона: На примере электротехнических предприятий Чувашской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из инструментов в концепции повышения конкурентоспособности продукции является механизм формирования факторов повышения качества продукции, где участвуют две стороны или системы. С одной стороны — это предприятие, которое в зависимости от наличия собственных ресурсов планирует собственную деятельность в области политики качества, разрабатывает эффективные системы качества, использует… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МНОГОФАКТОРНЫЙ ПОДХОД В ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
    • 1. 1. Теоретические аспекты понятия конкурентоспособности как экономической категории
    • 1. 2. Конкурентоспособность региональной экономической системы Чувашской Республики
    • 1. 3. Место и роль качества продукции в системе формирования конкурентоспособности региона
  • Глава 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
    • 2. 1. Концепция обеспечения конкурентоспособности продукции на основе механизма формирования факторов повышения качества на региональном уровне
    • 2. 2. Моделирование производственной системы качества на региональном уровне
    • 2. 3. Особенности формирования факторов повышения систем качества на предприятии
  • Глава 3. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
    • 3. 1. Механизм формирования факторов повышения качества продукции как приоритетное направление концепции обеспечения конкурентоспособности
    • 3. 2. Механизм формирования факторов повышения качества продукции на примере Чебоксарского завода генераторов «Электром»
    • 3. 3. Развитие региональной политики Чувашской Республики в области качества и конкурентоспособности продукции

Механизм формирования факторов повышения качества в обеспечении конкурентоспособности региона: На примере электротехнических предприятий Чувашской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Последнее десятилетие XX века для России стало периодом весьма противоречивых преобразований. Новые рыночные условия хозяйствования затронули все сферы экономики страны, в том числе и отрасли материального производства, первичным звеном которых являются промышленные комплексы.

Объективная потребность интеграции страны в мировое экономическое пространство, с одной стороны, и все большая несовместимость используемых способов хозяйствования — с другой, привели к существенным и во многих случаях таким неоднозначным последствиям, как:

• наличие всесильного административного аппарата, организованного по отраслевому принципу;

• высокий уровень милитаризации экономики;

• общая дезорганизация экономической жизни вследствие разрыва традиционных хозяйственных связей;

• неуклонное падение промышленного производства;

• раскручивание инфляционной спирали;

• нехватка внутренних источников капиталонакопления;

• резкое падение жизненного уровня населения;

• высокий уровень безработицы;

• повсеместные дефициты в сфере частного и производственного потребления;

• несовершенство законов;

• низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции и т. д.

Такая ситуация отчасти была создана вследствие неправильной приватизации, несовершенства законодательной базы, а также неспособности государства к определению и поддержке приоритетных направлений развития экономики. В результате вокруг сырьевых отраслей стали объединяться различные финансовые структуры, формироваться холдинги и финансово-промышленные группы, и все инвестиции были ориентированы на сырьевые и топливно-энергетические отрасли. Конъюнктурный подъем таких структур проходил на фоне спада производства в машиностроении, легкой и других отраслях промышленности. В практику вошли банкротство предприятий и их арбитражное управление.

На фоне такого развития, когда ожидаемые результаты от внедрения рыночных механизмов хозяйствования не показали позитивных сдвигов в экономической ситуации страны, остро стал вопрос обеспечения конкурентоспособности российских товаров как гаранта эффективного роста экономики и привлечения дополнительных инвестиций.

Как известно, на основе системного подхода в современной управленческой парадигме, региональная экономика должна рассматриваться как подсистема системы экономики государства. В свою очередь региональная экономическая система формируется из подсистем более низкого уровня, включающих в себя экономическое состояние отдельных хозяйствующих субъектов, и в конечном счете — качественным состоянием конкретных видов товаров (работ, услуг), производимых этими субъектами.

Исходя из такого подхода к рассмотрению экономических систем становится очевидным, что конкурентоспособность региональной экономической системы определяется степенью конкурентоспособности товаров (работ, услуг), производимых субъектами рассматриваемого региона.

По проблеме обеспечения и управления конкурентоспособностью имеется значительное количество научных трудов, как отечественных, так и зарубежных авторов [9, 45, 112, 143, 151 и др.], раскрывающих отдельные стороны теоретико-методологического подхода к исследованию данной проблемы, однако, отсутствует единство мнений, что можно объяснить сложностью, неструктурированностью и неизученностью рассматриваемого направления научной мысли и наличием большого числа спорных вопросов.

В настоящее время важнейшим средством и необходимым условием обеспечения конкурентоспособности продукции, как показывает практика, является качество, а активизация деятельности в области управления качеством способствует формированию действенного механизма социально-экономических преобразований в стране. Развитие науки, техники и технологий предоставляет человечеству принципиально новые возможности в достижении высокого уровня качества продукции и услуг, в улучшении на этой основе материальных, социальных и культурных условий жизни человека и человечества. В связи с этим наблюдается четкая взаимосвязь между качеством и конкурентоспособностью, заключающаяся в том, что качество, являясь основным фактором конкурентоспособности, пронизывает все направления деятельности по обеспечению конкурентоспособности.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что обеспечить качество можно только на комплексной основе, позволяющей объединить в систему множество факторов, от которых зависит конечный результат деятельности конкретного предприятия. В настоящее время необходимо руководствоваться вопросами не только обеспечения качества продукции и услуг, но и процессов, персонала, различных видов деятельности, а также качества жизни. Это вызвано тем, что качество пронизывает практически все стороны мироздания и является главным фактором экономического развития, социального устройства, имеет фундаментальное значение для понимания сущности человеческого бытия, для развития духовной культуры общества. Не случайно качество продукции и услуг стало индикатором высокой эффективности труда, источником национального богатства, при* знаком развитой экономики, а качество жизни признано международным сообществом важнейшей характеристикой уровня развития стран и народов. Вопрос обеспечения качества продукции как основного фактора ее конкурентоспособности является особенно актуальным в связи с вхождением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В России проблемы управления качеством стоят особенно остро, т.к. уровень качества отечественной продукции и услуг отстает от зарубежных аналогов, несмотря на то, что в советское время существовали эффективные системы качества, такие как БИП, СБТ, КАНАРСПИ, КСУКП [18]. Исторический опыт передовых промышленных стран показывает, что решение проблем по повышению конкурентоспособности как продукции, предприятия, так и государства в целом связано с вопросами комплексного обеспечения конкурентоспособности и качества, которые • должны стать национальной идеей. Следовательно, России необходимо уделять больше внимания исследованию проблем качества и конкурентоспособности, не только используя зарубежный опыт, но и исходя из собственного накопленного опыта в области теории и практики управления качеством и конкурентоспособностью.

Сложность рассматриваемой задачи, наличие множества нерешенных проблем, объективная необходимость их научного осмысления и анализа требуют активизации научных изысканий по такой чрезвычайно важной и сложной теме экономической теории, как обеспечение конкурентоспособности продукции промышленного комплекса России, и роли и месте качества в этой теории как основного фактора обеспечения конкурентоспособности, особенно в условиях переходного периода к рыночной экономике на региональном уровне.

Целью исследования является механизм формирования факторов повышения качества продукции как основного инструмента в концепции обеспечения конкурентоспособности на региональном уровне.

Для достижения поставленной цели в диссертации были сформулированы следующие основные задачи:

• исследование понятия «конкурентоспособность» как экономической категории, используемой в оценке экономической эффективности региона, и определение приоритетности качества в кортеже конкурентоспособности;

• определение места качества в процессе обеспечения конкурентоспособности продукции и основных факторов повышения качества;

• рассмотрение взаимосвязи производственной и региональной экономических систем качества;

• формирование механизма повышения качества продукции на основе выделенных факторов качества в концепции обеспечения конкурентоспособности региона;

• развитие региональной политики стимулирования предприятий по повышению качества и конкурентоспособности продукции на примере Чувашской Республики.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области теории конкуренции и обеспечения конкурентоспособности на макрои микроуровне (Й. Шумпетер, М. Портер, А. Э. Де-минг, А. Морита, Дж. Харрингтон, А. Юданов, Р. Фатхутдинов, JL Кураков, Р. Нозд-рева, А. Литвиенко, Г. Азгальдов, П. Завьялов и др.).

Объект и предмет исследования. Предметом исследования явились факторы повышения качества в системе обеспечения конкурентоспособности региона. Объектом исследования являются производственная и региональная экономические системы качества как системы формирования региональной системы обеспечения конкурентоспособности, а региональная направленность диссертации определяет Чувашскую Республику в качестве субъекта исследования.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что:

• уточнено понятие «конкурентоспособность», на основе чего выявлены основные следствия, утверждения и закономерности, характеризующие конкурентоспособность как совокупность соответствия продукции потребностям потребителей и уровня ее качестваопределена приоритетность качества в объективной характеристике конкурентоспособности;

• сформированы факторы повышения качества продукции в виде кортежа показателей: фактор соответствия параметров продукции перечню требований потребителейфактор соответствия количественных параметров товара требованиям потребителей, выраженных в конечных цифровых показателяхфактор соответствия цены количественным параметрам товарафактор соответствия рыночной позиции количественным параметрам товарафактор соответствия параметров продукции социумуфактор соответствия параметров продукции параметрам аналогичной продукции лидирующего конкурента (отвечающий современным потребительским запросам);

• предложены принципы формирования системы качества на предприятии, классифицирующиеся по статическим, оценочным, эмерджентным и процессным группам, и ее свойства: неаддитивность отношений, неопределенность данных, мно-гокритериальность, стохастичность, порог предельности, низкочастотная повторяемость проблемных ситуаций, фактор временной ограниченности;

• разработан механизм формирования факторов повышения качества продукции как инструмент обеспечения конкурентоспособности региональных хозяйствующих субъектов (предприятий), характеризующих уровень конкурентоспособности региона;

• определено взаимодействие производственной и региональной систем качества как синтез функционирования механизма формирования факторов повышения качества продукции и методов стимулирования качества на предприятии посредством развития региональной политики Чувашской Республики в области качества и конкурентоспособности, представляющих собой комплекс мер по обеспечению конкурентоспособности региона.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что научные и практические проблемы, рассматриваемые в ней, непосредственно связаны с решением конкретных задач по повышению уровня конкурентоспособности Чувашской Республики, а также повышению качества продукции предприятий региона как инструмента повышения ее конкурентоспособности.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: I и П Всероссийских научно-практических конференциях «Качество и конкурентоспособность в XXI веке» (Чебоксары, 2002 и 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы трансформирующейся экономики» (Чебоксары, 2002), IV Всероссийской научно-технической конференции «Информационные технологии в электротехнике и электроэнергетике» (Чебоксары, 2002).

Материалы диссертации были представлены в конкурсе «Если бы я был Президентом Чувашской Республики», проводимом Администрацией Президента Чувашской Республики и Попечительным советом ЧРОФ «Аталану» среди молодых исследователей, где автор занял 2-е призовое место.

Основные положения диссертации были использованы при совершенствовании систем качества на Чебоксарском заводе генераторов «Электром», на заводе «Электоприбор» с получением актов внедрения.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 169 источников. Она изложена на 150 страницах, содержит 9 таблиц, 27 рисунков и 6 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе диссертационных исследований было выявлено, что важнейшим средством и необходимым условием обеспечения конкурентоспособности продукции является ее качество, а активизация деятельности в области управления качеством способствует формированию действенного механизма социально-экономических преобразований как в стране, так и в регионе.

Анализ отечественного и зарубежного опыта свидетельствует о том, что обеспечить качество можно только на комплексной основе, позволяющей объединить в систему множество факторов, от которых зависит конечный результат деятельности конкретного предприятия. В настоящее время необходимо руководствоваться вопросами не только обеспечения качества продукции и услуг, но и процессов, персонала, различных видов деятельности, а также качества жизни. Это вызвано тем, что качество пронизывает практически все стороны мироздания и является главным фактором экономического развития, социального устройства, имеет фундаментальное значение для понимания сущности человеческого бытия, для развития духовной культуры общества.

Анализ термина «конкурентоспособность» показал, что между качеством и конкурентоспособностью наблюдается четкая взаимосвязь, заключающаяся в том, что качество, являясь основным фактором конкурентоспособности, пронизывает все направления деятельности по обеспечению конкурентоспособности.

Изучая конкурентоспособность как экономическую категорию, было выявлено, что:

1) конкурентоспособность включает в себя три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Третья отражает субъективное отношение потребителя как члена той или иной социальной группы;

2) покупатель, являясь главным оценщиком товара, определяет все элементы конкурентоспособности товара;

3) конкурентоспособность, относящаяся к какому-либо объекту, характеризуется набором частных показателей, свойств, которые в совокупности образуют общее представление объекта;

4) конкурентоспособность может существовать только для определенного объекта в установленный промежуток времени при строго определенных параметрах воздействия;

5) для удовлетворения потребителя, а значит, для изготовления конкурентоспособной продукции, производитель должен стремиться максимально точно прогнозировать потребности потенциального покупателя, выраженные в качественных характеристиках;

6) при проектировании продукции необходимо закладывать такие характеристики, которые обеспечивали бы высокое качество в глазах потребителя;

7) немаловажной причиной, влияющей на конкурентоспособность продукции, является наличие справедливого рынка, что достигается путем соответствующей политики как государства, так и региона;

8) реальная конкурентоспособность возможна лишь в том случае, если производитель способен эффективно проектировать, производить и распределять товары и услуги, то есть обеспечивать конкурентоспособность по всем этапам жизненного цикла продукции.

Таким образом, совокупность факторов конкурентоспособности можно представить в виде следующего кортежа: К = <Р, Q>, где Р — соответствие параметров товара потребностям потребителейQ — уровень качества.

Параметр соответствия потребностям потребителей определяется субъективно воспринимаемым качеством товара потребителями и включает в себя параметры пригодности товара с точки зрения субъективных мотивов потребителей и субъективного восприятия ценности товара при его эксплуатации или потреблении. В свою очередь, уровень качества в данном кортеже в наибольшей степени определяет конкурентоспособность продукции, являясь его объективной характеристикой, и формируется на основе факторов, определяющих его рыночную и производственную стороны:

Q = <КП, КК, КЦ, KM, KS, КС>, где КП — фактор соответствия продукции перечню требований потребителейККфактор соответствия значений параметров товара требованиям потребителейКЦфактор соответствия цены количественным параметрам товараКМ — фактор соответствия рыночной позиции количественным параметрам товараК£ - фактор соответствия параметров продукции социумуКС — фактор соответствия параметров продукции параметрам аналогичной продукции лидирующего конкурента (отвечающей современным потребительским запросам).

Наиболее весомым показателем в кортеже конкурентоспособности является качество, что определяется совокупностью следующих принципов:

1. Принцип первичности качества над маркетингом. Чем выше качество товара, тем меньше маркетинговых усилий необходимо приложить для обеспечения конкурентоспособностичем ниже качество товара, тем больше нужно приложить маркетинговых усилий для продвижения товара и последующего поддержания его конкурентоспособности.

2. Принцип качества и цены. Чем выше качество товара, тем выше его цена. Высокая цена является подтверждением высокого качества товара в глазах потребителя.

3. Принцип влияния качества на удовлетворенность потребителей. Чем выше качество предлагаемой продукции, тем полнее удовлетворяется потребность.

4. Принцип социума. Качественный товар определяет новый уровень жизни общества.

Дальнейший анализ показал, что обеспечение конкурентоспособности носит многоуровневый характер, но фундаментом этой системы является обеспечение конкурентоспособности продукции. Конкурентоспособная продукция поддерживает и повышает эффективность производства, а значит, и предприятия, которое, являясь элементом региональной экономики, повышает ее конкурентоспособность, поэтому выявляется четкая взаимосвязь между конкурентоспособностью соответственно продукции, предприятия и региона.

Одним из инструментов в концепции повышения конкурентоспособности продукции является механизм формирования факторов повышения качества продукции, где участвуют две стороны или системы. С одной стороны — это предприятие, которое в зависимости от наличия собственных ресурсов планирует собственную деятельность в области политики качества, разрабатывает эффективные системы качества, использует передовые инструменты Всеобщего управления качеством (TQM) и т. д. С другой стороны — это механизмы региональной системы поддержки и повышения качества продукции, где особую роль играют органы местной власти и институциональные структуры (правительство, кредитные учреждения, банки и т. д.).

На региональную концепцию формирования качества продукции оказывают влияние элементы (системы), которые можно разбить на три категории:

• поддерживающих элементов;

• вспомогательных элементов;

• ограничивающих элементов.

Категория поддерживающих элементов непосредственно участвует в формировании качества. К ним относятся, например, клиенты, конкуренты, партнеры по бизнесу и т. д.

Категория вспомогательных элементов косвенно участвует в формировании качества, но их отсутствие или неучтенность могут привести к негативным последствиям, связанным со снижением удовлетворенности потребителями в продукции за счет снижения параметров качества. К таким элементам относятся, например, финансово-кредитные учреждения, налоговая система, институциональные структуры, система ценностей и т. д.

Категория ограничивающих элементов притормаживает повышение качества и оказывает негативное действие в деятельности как предприятия, так и других институциональных структур. К ним относятся: природные катаклизмы, народные волнения, криминализация.

Рассмотренные три группы элементов образуют конкурентоспособное качество, которое представляет собой взаимосвязанные и взаимодополняющие факторы, обеспечивающие конкурентоспособность продукции посредством формирования механизма обеспечения качества при участи региональной и производственной систем качества.

Многообразие факторов и условий, оказывающих существенное влияние на качество производимой продукции, сложный и разнообразный характер задач по управлению качеством в регионе предопределяют использование системного подхода и на его основе территориальных систем управления качеством продукции. Региональная система качества — это механизм взаимодействия субъектов региональной системы с элементами систем качества предприятия, функционирующие как единое целое и образующие единую суперсистему.

Особую роль в формировании региональной системы качества играют предприятия, являющиеся ее элементами и характеризующиеся собственными системами качества, которые отражают эффективность их деятельности. Система качества предприятия — это фундамент региональной системы, являющийся в свою очередь показателем ее эффективности.

Однако региональная и производственная системы качества обладают одними и теми же свойствами, признаками и характеристиками, как любые существующие в природе системы, т. е. они характеризуются совокупностью элементов и связей между ними, имеют ограничения, обладают свойствами динамичности и непрерывности и т. д.

Таким образом, на качество продукции, а значит, и на ее конкурентоспособность большое влияние оказывает существующая на предприятии система качества, поэтому одним из важнейших задач в деятельности предприятия является ее оптимизация. По нашему мнению, при создании или оптимизации систем качества необходимо в первую очередь руководствоваться общеэкономическими принципами, которые группируются на:

•статические;

• оценочные;

• эмерджентные;

• процессные.

К статической группе относятся такие принципы, как необходимость, участие и измерение.

В оценочную группу входят принципы оптимальные, эффективности, объективности.

Эмерджентная группа характеризует закономерности развития системы. Сюда относятся следующие принципы: единства, целенаправленности, комплексности, интегративности, связанности.

Наконец, в процессную группу входят следующие принципы: непрерывности, гибкости и динамичности.

Все перечисленные нами принципы являются необходимым условием эффективного функционирования систем качества, и они приемлемы для любой системы, независимо от рода деятельности. Особенностью этих принципов является и то, что они взаимосвязаны между собой, поэтому должны рассматриваться во взаимосвязи друг с другом. Особое заострение на определенную группу принципов при создании или поддержании системы качества может привести к малой эффективности функционирования этой системы, т.к. подход к этим принципам носит системный характер.

Кроме перечисленных принципов любой системе качества предприятия присущи свойства, характеризирующие ее состояние. По нашему мнению, наиболее характерными для систем качества предприятия являются следующие свойства:

• неаддитивность отношений — свойства организационной системы управления в системе качества не есть простая сумма свойств входящих в нее элементов;

• неопределенность данных — фактор, присущий моменту принятия управленческого решения всеми руководителями подразделений предприятия в условиях, когда они не знают точных значений ряда характеристик, важных для решения;

• многокритериальность — состояние, при котором оценка деятельности организационной системы управления осуществляется по нескольким показателям;

• стохастичность — результаты реализации управленческих решений при создании систем качества являются случайными событиями;

• порог предельности — в любой системе одним из элементов ее управления и контроля является человек, который в единицу времени в состоянии решить задачу ограниченной сложности и усвоить ограниченный объем информации;

• низкочастотная повторяемость проблемных ситуаций — внедрение новой системы управления на предприятии ставит под сомнение правомочность применения классической теории вероятностей;

• фактор временной ограниченности — необратимость быстрого старения информации.

Таким образом, на основе рассмотренных принципов, свойств систем качества, нами был предложен механизм взаимоотношения элементов системы качества предприятия с их потребителями, что определяет саму структуру системы и где указан элемент (подсистема управления с окружающей средой), отражающий взаимодействие системы с региональной системой качества.

Общением всей научной работы явилась разработка концепции повышения конкурентоспособности продукции как инструмента формирования конкурентоспособности региона, основанного на механизме формирования факторов повышения качества продукции и на разработке политики Чувашской Республики по стимулированию предприятий по обеспечению качества продукции.

Особенностью концепции повышения конкурентоспособности продукции является то, что она состоит из трех блоков.

I блок определяет формирование целей и задач обеспечения конкурентоспособности продукции, основанное на синтезе взаимодействия региональной и производственной систем качества, т. е. количество и качество формирования целей и задач зависят от комплекса взаимосвязанных факторов, таких как внешняя средаполитика предприятия, которая отражает степень эффективности существующей: системы качестваполитика региона, материализованная в нашем случае в региональную систему качества, а также принципы и научные подходы к управлению конкурентоспособностью.

П блок концепции непосредственно связан вопросами оценки конкурентоспособности продукции, на основе чего определяется степень влияния отдельных элементов конкурентоспособности продукции на ее качество. Такая взаимосвязь необходима для формирования эффективного механизма по повышению качества продукции, который определяет Ш блок концепции.

Оценка конкурентоспособности продукции происходит в несколько этапов:

Этап 1. Разбиение продукции по классам и видам потребности методами кластерного анализа. Широкий ассортимент и номенклатура товаров определяют необходимость ее разбиения в группы по однотипным показателям, позволяя тем самым выявлять основные рынки сбыта, а значит, и основных потребителей. Как показывает практика, эти рынки могут в значительной степени отличаться друг от друга и иметь совершенно противоположные параметры. Учет только тех параметров, действительно необходимых для рынка, в значительной степени сокращает издержки производства и повышают привлекательность продукции.

Этап 2. Формирование экспертной группы. Эксперт, являясь специалистом в определенной области деятельности, может эффективно и с большой долей вероятности правильно определить принадлежность товара к той или другой группе, классу, обеспечивая соответствие товара требованиям потребителей. Кроме того, конструктивная сложность продукции, связанная с быстрым ростом науки и техники, предопределяет необходимость использования методов экспертной оценки, особенно в тех случаях, когда параметры качества продукции или ее конкурентоспособности невозможно оценить при помощи определенных формул, математических выкладок.

Этап 3. Определение степени влияния элементов конкурентоспособности на качество — определение их коэффициентов весомости. Учет корреляции позволяет в последующем эффективно анализировать требования потребителей («голос потребителя») и переводить их в технические характеристики продукции.

Этап 4. Определение допустимых границ конкурентоспособности. Определяются верхняя и нижняя границы конкурентоспособности — зона конкуренции, т. е. параметры, в пределах которых обеспечивается конкурентоспособность.

Этап 5. Определение уровня конкурентоспособности продукции.

Этап 6. Анализ соответствия факторов конкурентоспособности продукции допустимым границам и степень соответствия ее продукции конкурентов.

Ш блок концепции — это механизм формирования факторов повышения качества продукции как основной инструмент обеспечения ее конкурентоспособности.

В качестве примера по обеспечению качества продукции с использованием данного механизма был взят Чебоксарский завод генераторов «Электром». Причина выбора этого предприятия заключалась в том, что в процессе анализа промышленности Чувашской Республики было выявлено, что наиболее приоритетной отраслью в регионе является электроэнергетика с сопровождающим ее электротехническим производством, к которому относится данный завод. Приоритетность этой отрасли заключалось в том, что она наиболее динамично развивалась по сравнению с другими отраслями и является менее ресурсозатратной.

По показателям деятельности в области качества на заводе «Электром» была выявлена негативная динамика по некоторым показателям, поэтому было принято решение об апробации предложенного нами механизма на генераторе Г 700.

В результате внедрения данного механизма по формированию качества Чебоксарским заводом генераторов был получен эффект, который выражен в снижении издержек от брака и рекламаций, а также в заинтересованности потребителей предприятия в генераторах индукторного типа, и, как следствие, произошло повышение конкурентоспособности продукции ООО «Электром» на территории Российской Федерации и стран СНГ, что наглядно подтверждается показателями роста выпуска продукции, а также заключением контрактов с новыми потребителями.

Формирование механизма политики Чувашской Республики в повышении качества продукции основано на целенаправленном стимулировании отдельных предприятий, которые благодаря стараниям работников и эффективному руководству постоянно занимаются вопросами повышения качества продукции. Согласно этому механизму на уровне Правительства Чувашской Республики должен быть создан комитет по вопросам обеспечения конкурентоспособности региональных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию.

Таким образом, одним из приоритетных направлений в обеспечении конкурентоспособности региона является концепция повышения конкурентоспособности продукции на основе формирования механизма повышения ее качества как симбиоз взаимодействия региональной и производственной систем качества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Возлюбите своих поставщиков // Методы менеджмента качества. 2000 — № 1. — С. 23−27- № 2. — С. 22−27- № 3. — С. 13−19.
  2. Г. Г. Конкурентоспособность и квалиметрия// Электронная техника. Сер. экономика и системы управления. 1990. — Вып. 4 (77).
  3. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров. М.: Экономика, 1989.-256 с.
  4. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  5. Р.Л. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.-326 с.
  6. М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1997. 248 с.
  7. В.И. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12. М.: ИНФРА-М, 2000. — 208 с.
  8. Ф.А., Сиськов В. И. и др. Потребительно-стоимостная система социалистического хозяйствования и обеспечения качества продукции. — М.: Изд-во стандартов, 1990. 240 с.
  9. В.Е. Конкурентоспособность региона и методика его оценки// http: //www.aanet.ru/~wwwkl l/Books/intell/glava3l 0. htm
  10. Ю.М., Субетто А. И. Квалиметрия в приборостроении и машиностроении. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. — 216 с.
  11. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
  12. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989. -519 с.
  13. Ю.Р., Яковлев А. Е. Экономическая и социальная география Чувашской Республики: Учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998. -304 с.
  14. Н.И., Кульба В. В., Косяченко С. А., Чанхиева Ф. Ю. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во «ПРИОР», 2002. -384 с.
  15. JI.E., Протасьев В. Б. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2000.-212 с.
  16. С.Ф. Управление качеством на современном этапе// Стандарты и качество. 1997. — № 1. — С. 14−21.
  17. Р., Глинсберг И., Гросс О. Некоторые вопросы математической теории процессов управления. М.: Сов. радио, 1978.
  18. В.Я. Региональная экономика: проблемы качества. М.: АСМС, 2001.-281 с.
  19. Г. В., Быцкевич В. М. Технологии промышленного менеджмента. -М.: Металлургия, 2000. 288 с.
  20. Бир С. Наука управления: Пер. с англ. М.: Энергия, 1971.
  21. В.А., Глущенко B.C. Какое решение лучше? Метод расстановки приоритетов. — Л.: Лениздат, 1982. —160 с.
  22. .В., Крянев Ю. В., Кузнецов М. А., Азаров В. Н., Павлова Т. П., Кря-нев В.Ю. Антология русского качества// Под ред. Б. В. Бойцова, Ю. В. Крянева. М.: РИА «Стандарты и качество». 2000. — 432 с.
  23. М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 400 с.
  24. Д.Р., Тазиев И. В., Тимирясов В. Г. Лизинг: зарубежный опыт и российская практика. Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2000. — 92 с.
  25. В.Г., Сильков В. И., Дубицкий Л. Г. и др. Интеграция производства и управления качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1995. — 320 с.
  26. А.Г. Японский стиль управления и его сравнение с управлением в США и Западной Европе/ МНИИПУ. М., 1990. — Вып. 10.-80 с.
  27. В.Н., Окрепилов В. В. Управление качеством и сертификация в промышленном производстве// Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1992.-165 с.
  28. В.В. Экологическая сертификация узаконена// Стандарты и качество. 2002. — № 6. — С.28−30.
  29. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Пер. с англ. — М.: Дело, 1991.-320 с.
  30. В.П. Проблемы современности: теоретические аспекты и основы экологической проблемы// Экология, социология, философия, право: Контекст, учеб. пособие к циклу «Экологические проблемы человечества». 4.1. Чебоксары, 1997.-148 с.
  31. .М., Конакова Г. А., Кочетков В. И. и др. Основы управления персоналом. М.: Высш. шк., 1997 — 367 с.
  32. В.И. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 256 с.
  33. А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1988. 80 с.
  34. А.В., Рабинович Г. О., Примаков М. И., Синицын М. М. Прикладные вопросы квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1983. — 136 с.
  35. О.П., Горбунов Н. М., Гуров А. И., Зорин Ю. В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/ Под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия -Телеком, 2001. — 600 с.
  36. А. Оценка конкурентоспособности товара и способы его обеспечения// Маркетинг. 1999. — № 2. — С. 56−64.
  37. Г. А., Коровкин И. А., Макаров М. И. Технология оперативной оценки и повышения эффективности и конкурентоспособности продукции (Приоритет-эксперт)// Методы менеджмента качества. — 2000. № 9. — С. 16−19.
  38. Ф.М. Статистические модели интеграции: Монография. — М.: Наука, 1971.-328 с.
  39. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: В 2 т./МНИИПУ. М., 1996. — Т.2. — 720 с.
  40. Н.Н., Крюков Н. А. Новые организационные формы экономического управления: Учеб. пособие М.: МИПК Минхимнефтепрома СССР, 1991. — 36 с.
  41. Е.Т., Говорил А. А. Маркетинг и менеджмент: Терминологический словарь. М.: Изд-во РЭА, 1997.
  42. И.П. Опыт становления интегрированной системы лицензирования и сертификации// Сертификация и лицензирование в энергетике: Материалы П Всерос. семинара. Чебоксары: Волго-Вят. регион, центр «Ассоциация содействия вузам», 1996. — С. 27−34.
  43. И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции: Монография М.: Пресс-сервис, 1997. — 420 с.
  44. И.П., Кадышев Е. Н. Региональные аспекты конкурентоспособности. Многоуровневая система. Деп. ИНИОН РАН, 1997. — 7 с.
  45. И.П., Кураков Л. П. Метрология, стандартизация и сертификация: Науч.-практ. справочник. — Чебоксары: Волго-Вят. регион, центр «Ассоциация содействия вузам», 1996. 168 с.
  46. И.П., Кураков Л. П., Агеносов А. М. Сертификация и лицензирование в энергетике: Материалы П Всерос. семинара. Вып.1. — Чебоксары: Волго-Вят. регион, центр «Ассоциация содействия вузам», 1996. — 104 с.
  47. И.П., Кураков Л. П., Артюшин А. Н., Сергеев А. Ф. Международный опыт стандартизации: Учеб. пособие. Чебоксары: Волго-Вят. регион, центр «Ассоциация содействия вузам», 1996. — 104 с.
  48. И.П., Семенов В. Л. Конкурентоспособность продукции закладывается на этапе проектирования// Региональная экономика: рента, конкурентоспособность, эффективность: Сб. науч. тр. — Вып. I. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.-С. 117−121.
  49. И.П., Семенов В. Л. Системный подход как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятия// Качество и конкурентоспособность в XXI веке: Материалы I Всерос. науч.-практ. конф. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002.-С. 20−25.
  50. И.П., Семенов В. Л. Системы качества предприятия и ее основные черты// Качество и конкурентоспособность в XXI веке: Материалы П Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. — С. 63−67.
  51. И.П., Семенов В. Л. Типовые противоречия при создании систем качества на предприятии// Качество и конкурентоспособность в XXI веке: Материалы П Всерос. науч.-практ. конференции. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. С. 68−72.
  52. Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. — 498 с.
  53. В.В., Барт Т. В. Расчет цены и конкурентоспособности продукции// Методы менеджмента качества. — 2000 № 8. — С. 15−18.
  54. А.М., Белоусов В. Л., Волков Г. М. и др. Менеджмент и маркетинг. Учебник: Под ред. A.M. Жичкина. М.: «Европейский центр по качеству». — 2002. -Т.2.-200 с.
  55. П. В., Кортанов С. А. и др. Технология управления персоналом: Настольная книга менеджера. М.: Экзамен, 1999 — 576 с.
  56. П.С. Конкурентоспособность и маркетинг// Рос. экон. журн. — 1995. -№ 12.
  57. А. Стратегия развития региона// www. idrisovtcbpro-invest. com.
  58. С.Д., Ильенкова Н. Д., Мхитарян B.C. и др. Управление качеством: Учебник для вузов/ Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2000 — 199 с.
  59. К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. — М.: Изд-во «Экономика», 1988.-215 с.
  60. ИСО 8402−2000. Управление качеством и обеспечение качества: Словарь.
  61. ИСО 9000−2000 Системы менеджмента качества: Основные положения и словарь.
  62. ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества: Требования.
  63. Е.Н. Проектирование интегрированной системы управления организацией на региональном уровне. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 210 с.
  64. В.Я., Хвастунов Р. М. Методы квалиметрии в машиностроении// Управление качеством, стандартизация и сертификация: Учебн. пособие. — М., 1999.-211 с.
  65. Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1990.
  66. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. Кн. 2. — М.: Изд-во АОЗТ, 1996. -101 с.
  67. А.М. Перспективное планирование на промышленных предприятиях и в производственных объединениях. М.: Экономика, 1973. — 320 е.
  68. JI.A. Управление качеством продукции в промышленности США. М.: Наука, 1977. — 256 с.
  69. В.В., Краснова В. Б. Реструктуризация управления компанией: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 6. М.: ИНФРА-М, 2000. — 240 с.
  70. Конкуренция и предпринимательство: Сб. нормативных актов/ Сост. JIJI. Ку-раков, JI.H. Толстов, В. П. Иливанов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1996. -180 с.
  71. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.-384 с.
  72. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг: Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24).
  73. Краткий внешнеэкономический словарь/ Под ред. О. С. Богданова. М.: Междунар. отношения, 1984. — 248 с.
  74. Г. Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. М.: ИНФРА-М, 2000. — 256 с.
  75. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. — М.: Изд-во стандартов, 1992. -140 с.
  76. A.M. История возникновения, развития и использования метода развертывания функции качества// Методы менеджмента качества. 2002. -№ 1,2 — С. 4−10.
  77. Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности// Отв.ред. И. О. Фаризов. М.: ОАО НПО «Издательство „Экономика“, 2000.-247 с.
  78. В.JI. Ресурсное обеспечение социальной сферы. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998. — 216 с.
  79. Л.П. Проблемы реформирования российской экономики: Монография. Чебоксары: Волго-Вят. регион, центр „Ассоциация содействия вузам“, 1997. -708 с.
  80. Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы. М.: ЛОГОС, 1998.-576 с.
  81. Л.П., Данилов И. П. Инновации и управление: Словарь-справочник/ Авт.-сост. Л. П. Кураков, И. П. Данилов. М.: Вуз и школа, 2002. — 384 с.
  82. Л.П., Кураков В. Л. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов. М.: Вуз и школа, 2001. — 720 с.
  83. Л.П., Мухетдинова Н. М., Сергеенков В. Н. Инвестиционная политика в современных условиях. М.: Республика, 1996. — 216 с.
  84. В.А. Конфликт TQM с постсоветским менеджментом на типичном российском предприятии. „Болезни“ российского менеджмента // Стандарты и качество. — 2000. № 4.
  85. Н.П. Основы методологии планирования и автоматизации плановых расчетов. М.: Экономика, 1989. — 272 с.
  86. И.Г., Аристов О. В. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. М.: Изд-во стандартов, 1990. — 223 с.
  87. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров „Управление развитием организации“. Модуль 9. — М.: ИНФРА-М, 2000. -287 с.
  88. А.Н., Татьянченко А. М. Методологические вопросы оценки экономических аспектов конкурентоспособности машиностроительной продукции// БИКИ, Приложение. М.: ВНИКИ, 1981. — № 1.
  89. B.C. Методы обеспечения конкурентоспособности продукции// Стандарты и качество. — 1993. — № 8. — С. 23−28.
  90. Е.Н., Лимитовский М. А. Управление финансами: 17-мо дульная программа для менеджеров „Управление развитием организации“. Модуль 14. -М.: ИНФРА-М, 2000. 240 с.
  91. Логистика: Учебник/ Под ред. Б. А. Аникина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001. 352 с.
  92. В.Л. Управление зарубежной промышленной фирмой: Курс лекций. Новосибирск, 1995. — 110 с.
  93. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. М.: Республика, 1993. — 400 с.
  94. А.С., Мухин В. И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. — М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 400 с.
  95. Маркетинг и менеджмент: Словарь-справочник/ Авт.-сост. В. Л. Кураков, С. Р. Хисамутдинов. М.: Вуз и школа, 2001. — 288 с. (Сер. Президентская программа подготовки управленческих кадров).
  96. Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 1984.
  97. Методические рекомендации по определению факторов конкурентоспособности продукции отрасли/ НИИМаш. М., 1986.
  98. Методы менеджмента качества// Госстандарт России, 2001. № 8. — С.42−43.
  99. Э.С., Агеева Н. Г., Аббата Дага А. Управление производством и операциями: 17-модульная программа для менеджеров „Управление развитием организации“. Модуль 15. М.: ИНФРА-М, 2000. — 256 с.
  100. Миттаг Х.-И., Ринне X. Статистические методы обеспечения качества: Пер. с нем. М.: Машиностроение, 1995. — 616 с.
  101. Е.А. Основы бенчмаркинга. М.: Юристъ, 2002. — 110 с.
  102. Н.К., Карпунин М. Г. Основы теории и практики функционально-стоимостного анализа: Учеб. пособие для техн. спец. вузов. М.: Высш. шк., 1988.-192 с.
  103. А. Сделано в Японии: Пер. с англ./ При участии Э. Рейнголда и М. Симомуры- Общ. ред. и вступ. ст. А. Ю. Юданова. М.: Прогресс, 1993. — 413 с.
  104. Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности. М.: Изд-во стандартов, 1990. — 230 с.
  105. Р.Б., Цыгичко А. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991. — 303 с.
  106. В.В. Словарь терминов и определений в области экономики управления качеством. СПб.: Наука, 1999. — 527 с.
  107. В.В. Управление качеством. М.: Экономика, 1998. — 640 с.
  108. А.Ю. Перспективы развития экологического нормирования в Российской Федерации// Экология и промышленность России. — 2000. № 6. — С.34−36.
  109. А.Н., Фомин В. Н. О критериях конкурентоспособности продукции и подходах к ее оценке// Надежность и контроль качества. — 1995. № 2.
  110. А.И. Основы инженерного творчества: Учеб. пособие для студ. вузов. М: Машиностроение, 1988. — 368 с.
  111. Т.М., Адлер Ю. П. Не зная броду, не суйся в воду// Стандарты и качество. -2001.-№ 10.
  112. М. Конкуренция: Пер. с англ.: Учеб. пособие. М.: Издат. дом „Вильяме“, 2000. — 495 с.
  113. М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. и с пре-дисл. В.ДЛЦетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. — 896 с.
  114. Принципы „Шесть сигм“: Сб. ст.: Пер. с англ. 2-е изд., испр. — Н. Новгород: СМЦ „Приоритет“, 2001. — 49 с.
  115. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2-е изд. — М., 1990.
  116. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 2002. — 863 с.
  117. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. Т.1/ Госкомстат России. М., 2001. — 615 с.
  118. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. Т.2/ Госкомстат России. М., 2001. — 827 с.
  119. Н.К. Управление качеством. СПб.: Питер, 2002. — 224 с.
  120. М.З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. Менеджмент качества и обеспечение продукции на основе международных стандартов ИСО. СПб.: Изд-во карт-фабрики ВСЕГЕИ, 1999. — 403 с.
  121. В.Л. Повышение конкурентоспособности продукции на основе сертификации систем качества// Качество и конкурентоспособность в XXI веке: Материалы I Всерос. науч.-практ. конф. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. — С. 41−47.
  122. В.Л. Системно-процессный подход к обеспечению региональной конкурентоспособности// Современные проблемы трансформирующейся экономики: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та. 2002. -С. 291−297.
  123. В.Л. Качество и его весомость в обеспечении конкурентоспособности продукции// Качество и конкурентоспособность в XXI веке: Материалы П Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. — С. 181−183.
  124. В. Л. Понятие конкурентоспособности и ее закономерности// Качество и конкурентоспособность в XXI веке: Материалы П Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. — С. 179−181.
  125. Сиро С» Практическое руководство по управлению качеством. — М.: Машиностроение. 1980.-214 с.
  126. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие/ B.C. Анфилатов, А. А. Емельянов, А.А. Кукушкин- Под ред. А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
  127. В.В. Повышение конкурентоспособности региона в условиях трансформирующейся экономики (на примере Чувашской Республики): Автореф. дисканд. экон. наук. Чебоксары, 2003. — 23 с.
  128. Э.А. Разработка управленческих решений: Учеб. для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 271 с.
  129. В.Г., Мильнер Б. З., Латфуллин Г. Р., Антонов В. Г. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. М.: ИНФРА-М, 2000. — 192 с.
  130. Советский энциклопедический словарь// Гл. ред. А. МЛрохоров- Ред. кол.: А. А. Гусев и др. 4-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1987. — 1600 е., ил.
  131. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.-551 с.
  132. Социальное положение и уровень жизни населения Чувашии: Стат. сб./ Госкомстат Чувашской Республики- Ред. кол.: Ю. К. Марков (пред.) и др. Чебоксары, 2002. — 213 с.
  133. Социально-экономическое положение России: Стат. сб./ Госкомстат Российской Федерации. М., 2002. — 416 с.
  134. Статистический ежегодник Чувашской Республики: Стат. сб./ Госкомстат Чувашской Республики- Ред. кол.: Ю. К. Марков (пред.) и др. Чебоксары, 2002. — -255 с.
  135. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы// Концепция квали-метрии. Система категорий и понятий: Учеб. пособие. Кн. 2. — М., 1991. — 120 с.
  136. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы// Общая квалимет-рия и специальные методы квалиметрии: Учеб. пособие. Кн. 3. — М., 1991. — 169 с.
  137. Е.И., Третьяк О. И., Шипилова Л. Б., Васильева Т. А. Влияние конкурентной среды на функционирование рынка// Проблемы формирования и развития рынка в регионе: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 4.2. — Пенза, 1997.
  138. Р.М. Конкурентоспособность промышленной продукции. — М.: Издательство стандартов, 1985. 176с.
  139. Толковый словарь рыночной экономики// Сост. В. П. Тарасов и др. 2-е. изд., доп. М.: Глория, 1993.
  140. Об учреждении премий Президента Чувашской Республики в области качества: Указ Президента Чувашской Республики от 09.11.1999 г. № 81.
  141. Управление качеством: Т.2. Принципы и методы всеобщего руководства качеством. Основы обеспечения качества/ Под общ. ред. В.Н. Азарова/ МГИЭМ, -М., 2000.-356 с.
  142. Управление качеством: Учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 334 с.
  143. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибано-ва. М.: ИНФРА — М, 1997 — 512 с.
  144. Х.А. Оценка конкурентоспособности новой техники// Маркетинг. -1998. № 6.
  145. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 892 с.
  146. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М. — 2000. -312 с. (Сер. Высшее образование).
  147. Р.А. Система обеспечения конкурентоспособности// Стандарты и качество. -1995. № 1.
  148. Р.А. Стратегический маркетинг. 2-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Питер, 2002. — 448 с. (Сер. Учебники для вузов).
  149. А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ./ Авт. предисл. науч. ред. А. В. Гличев. М.: Экономика, 1986. — 471 с.
  150. Хаизер Д. Р, Клозинг Д. Дом качества// Kvpc на качество. 1992. — № 1. -С. 85−102.
  151. Дж. X. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ./ Авт. вступ. ст. и науч. ред. JI.A. Конарева. М.: Экономика, 1990.-272 с.
  152. А. Опыт методологии для системотехники: Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1975.
  153. А. Высокая цена конкурентоспособности// Экономист. 2003. -№ 1.-С. 31−36.
  154. И.И. Конкурентная борьба предприятий это соревнование систем управления качеством// Стандарты и качество. — 1996. — № 12. — С.55−59.
  155. А.Н., Барвинок В. А., Шалавин В. В. Статистические методы управления качеством. -М.: Машиностроение, 1999. 320 с.
  156. Й. Теория экономического развития: Пер. с нем. М.: Прогресс. 1982.-455 с.
  157. Экономическая безопасность: Производство Финансы — Банки/ Под ред. В. К. Сенчагова. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. — 621 с.
  158. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб. пособие. 2-е изд. -М.: Гном-Пресс, 1998.
  159. Ассортимент и номенклатура продукции
  160. Чебоксарского завода генераторов «Электром»
  161. Тип генератора вольт/ ампер Применяемость
  162. Г 700 14/50 Тракторы MT3−50, 52, ЮМЗ Л6Л/:М, JIT3−55, ЛТЗ-60, двигатели Д50, Д65
  163. Г 700.01 14/50 Тракторы Т4А, ЛТЗ-145 и модификации, двигатели А-01М, А41
  164. Г 700.02 14/50 Тракторы Т28Х4, Т-40, T40M, T50, двигатели Д37Е, Д37ЕС2, Д38ЕС2, Д-144−07, Д144−10, -30, -36, -80
  165. Г 700.04 14/50 Тракторы МТЗ-80, 82, T-70B, T-90C, двигатели Д240,240Л
  166. Г 700.06 14/50 Тракторы Т-25А, T-16M, T30, двигатели Д-21А, Д120
  167. Г 700.08 14/50 Тракторы ТДГ-55, ДТ-175С, ТБ-1, ЛХТ-55, MT3−100, -102, -770B, двигатели СМД
  168. Г 700.09 14/50 Двигатели СМД
  169. Г 700.20 14/50 Тракторы Н80Г2, Н80КХЛ, Н80, T-100M
  170. Г 700А.03 14/50 Автомобили УАЗ
  171. Г 1000.01 14/72 Тракторы ТТ-4
  172. Г 1000.05 14/72 Комбайн «Енисей 1200», корнеуборочные машины РКМ-4, РКМ-6, комбайн КС-6
  173. Г 1000.10 14/72 Тракторы Т-150К и модификации, СМД-62, Комбайн ИСК-6 и модификации
  174. Г 1000.18 14/72 Комбайны «Нива», «Сибиряк», «Колос», двигатели СМД-18, -19, -20, -21, -22, СМД60
  175. Г1000К 14/72 Комбайны «Нива» с дизельными двигателями производства ОАО ' «Алтайдизель», комбайн «ЕНИСЕЙ» с двигателями ЯМЗ
  176. Г 1000 В.01.1 28/36 Тракторы «Казахстанец» и комбайны ДОН-1200, -1500 с двигателями ОАО «Алтайдизель»
  177. Г 1000 В.05.1 28/36 Комбайны ДОН-1200, -1500, двигатели СМД-23, СМД-31
  178. Г 1000 В. 10.1 28/36 Тракторы Т-130М, Т-170 и модификацииг юоовк 28/36 Комбайны «Дон» с дизельными двигателями производства ОАО «Автодизель"г юоовм 28/36 Судовые дизельные двигатели
  179. Г 2000 40.3771.34 28/80 Автомобили MA3−5336, KAMA3−4310 с двигателями ЯМЗ-236, -238, КАМАЗ-740
  180. Г 3000 28/120 Тракторы тягового класса 15−50ТС, дизели серии УЗ 96, В400, В500Д
  181. Г 3000.07 28/120 Двигатели Д-265, автобус «Неоплан»
  182. Г 3000.12.0 28/120 Автобус «Икарус», дизели Д464, Д2156, Д2356
  183. Объемы производства за 1998 2003 гг. laoooo180000 Iноооо120 000 Iо юоооо I80000 1 600 004 000 020 000 I199819992000 2001 Годы20 022 003
  184. Чебоксарском заводе генераторов «Электром»
  185. Генеральный дир ООО «Электром"'1. У.1. Актвнедрения результатов научных исследований Семенова В. Л, посвященных разработке механизма формирования факторов повышения качества продукции на Чебоксарском заводе «Электроприбор»
  186. Начальник отдела маркетинга ОАО «Электроприбор"1. Е.В. Романова
Заполнить форму текущей работой