Методическое обеспечение стратегического развития туристского комплекса на основе предпринимательства
В соответствии с даннойщелью в диссертации поставленьги решены следующие задачи: исследованы тенденции и процессы, складывающиеся в сфере отечественного' и международного туризмааргументировано доказана социально-экономическая значимость туристской деятельностиобосновано представления туризма, как консолидированной системы, состоящей из предприятий, инфраструктурных и коммуникационных компонентов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И СФЕРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Экономико-организационная сущность и проблемы в развитии туризма. в Российской федерации
- 1. 2. Туризм как непроизводственная сфера предпринимательской деятельности
- 1. 3. Особенности и пути развития российского туристского комплекса
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИСТСКОМ КОМПЛЕКСЕ
- 2. 1. Туристский комплекс как система и объект предпринимательской деятельности
- 2. 2. Концептуальные основы развития туристского комплекса
- 2. 3. Маркетинговое обслуживание предпринимательских структур туристского комплекса
- Выводы по главе 2
- ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- 3. 1. Принципы и условия, обеспечивающие стратегический характер развития предпринимательства в туристском комплексе
- 3. 2. Показатели и критерии оценки стратегического уровня развития туристского комплекса
- 3. 3. Примеры подходов к разработке стратегии развития предпринимательства в туристском комплексе
- Выводы по главе 3
Методическое обеспечение стратегического развития туристского комплекса на основе предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Туризм — многогранное социально-экономическое явление современного мира. В общем виде он рассматривается как деятельность, обеспечивающая сочетание действий, направленных на получение определенного вида эффекта (удовлетворение интересов), как отрасль, объединяющая определенную группу предприятий по производству товаров и услуг (туристского профиля), как общественное движение, защищающее интересы потребителей и представляющее определенную сферу предпринимательской деятельности на основе рыночного регулирования туристских услуг. В развитии туризма принимают участие различные группы населения, выступающие и как производители и как потребители туристских услуг. Туризм принимает участие в формировании валового внутреннего продукта (национального дохода), является продуктом результативности рыночных отношений и государст-'венного бюджетирования туризма как социальной сферы гарантированного повышения уровня жизни населения и сохранения качественного состояния жилой среды.
Основными действующими лицами по организации туристских услуг и их реализации выступают туроператоры и турагенты в качестве физических и юридических лиц государственных, акционерных и частных структур. Туроператоры принимают на себя выполнение:
• комплектующих функций — комплектация туров (наборов услуг), пакетов туров из отдельных услуг различных видов туризма;
• сервисных функций — по обеспечению сервисного обслуживания на маршруте, туристов офисах, местах размещения и др.;
• гарантийных функций — гарантий на предоставление заранее оплаченных туристом услуг (по международному и российскому законодательству полную ответственность за обслуживание туристов несет та организация, которая продала туристский пакет). Развитие туризма подчиняется основным зако4 нам развития общества и его производительных сил:
— обеспечивая жизненное состояние производственных сил, главной составляющей которых был, есть и будет человек;
— используя свободное время индивида, которое является одним из основных факторов «процесса самовозрастания стоимости капитала" — -реализуя свободное время в целях развития и совершенствования состояния каждого индивида как основной составляющей производственных сил.
В высокоразвитых странах туризм занимает одно из ведущих мест в формировании национального дохода (США, Германия, Италия, Испания, Франция и др.), служит одним из определяющих факторов развития национальной экономики (Китай, Япония, Тайвань, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия), выступает ориентиром целевого использования рекреационных ресурсов для решения экономических и социальных проблем. К этим странам можно отнести отсталые страны Африки, Южной Америки, Азии и, к сожалению, большинство стран СНГ.
Мировой уровень развития туризма ориентируется на обслуживание 1,5−2 млрд человек. По убывающему рейтингу первое место к 2020 году займут страны Европы, Восточной Азии, Америки, Африки, Среднего Востока, Южной Азии. Лидерами по приему туристов станут Китай, США, Франция, Испания, Гонконг и т. д., лидерами по выезду туристов станут Германия, Япония, США, Китай, Великобритания, Франция. Девятое место в каждой из групп указанных стран по прогнозу Всемирной туристской организации (ВТО) отводится России. И это место обуславливается не только имеющимся потенциалом туристских ресурсов и возможностью их использования, но и уровнем государственности отношения к развитию межотраслевого комплекса туристских услуг.
По имеющимся оценкам на каждые 10 новых рабочих в развитых странах мира 7 приходится на сферу услуг [126 С. 125]. Реальность такой обстановки можно объяснить тем, что в сфере услуг требуются значительные объемы высококвалифицированного ручного труда (уборка гостиничных комплексов 5 и дворовых территорий, приготовление пищи и организация питания туристов, поддержка санитарно-гигиенического состояния рекреационных зон и т. д.). Персонификация предоставления туристских услуг способствует необходимости сохранения и малых организационных форм по оказанию туристских и сопутствующих туризму услуг.
Выход на ведущие места международного туризма и получение выгоды от внешнеэкономического сотрудничества каждой из участвующих сторон обуславливается действием Закона сравнительного преимущества. Сущность этого закона обуславливается различиями в издержках на производство товаров и услуг вследствие разных условий их производства в разных странах. Минимум таких издержек, скорее всего, будет способствовать более успешному продвижению соответствующих структур (фирм, стран) на международный рынок туристских услуг.
Реализация ведущего принципа абсолютного преимущества и закона сравнительного преимущества осуществляется на внутренних и международных рынках в конкурентной борьбе. Именно предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, способствует развитию специализации и разветвленной кооперации производства, без которых невозможно добиться его высокой эффективности. Во-вторых, предпринимательство создает атмосферу конкуренции в исследовательской сфере, порождает многообразие форм и обладает готовностью оперативно реагировать на изменения, вызываемые динамикой научно-технического прогресса. В-третьих, оно создает ту среду, в которой экономика развивается на принципах личной заинтересованности и инициативы разработчиков и производителей.
Объединение выполнения определенных функций приводят к монополизации деятельности соответствующих структур. Дифференциация обслуживающих структур благоприятствует с одной стороны повышению качества предоставляемых услуг, а с другой стороны — привлечению все новых участников при относительном снижении общественно необходимых затрат.
Таким образом, возникает определенная схема закономерной последовательности: преобразования отдельных потребностей (по закону возвышения потребностей) в отраслевые комплексы, обеспечения удовлетворения в этих потребностяхорганизации производства услуг и сопутствующих товаров, включаемых в систему удовлетворения потребностей, и обеспечивающих коммерческий (рыночный) оборот товаров и услуг через денежный (и иной) эквивалентразвитие сопутствующих видов деятельности, в том числе и производств ключевых секторов экономики (транспорт, коммуникации, строительство и т. д.)" создание страновых и региональных комплексов туристских услуг (туристские и рекреационные зоны, природные ресурсы, города, естественные ландшафты и т. д.).
В основу исследования положены базовые разработки отечественных и зарубежных ученых и практиков в области туристской деятельности. Использован опыт ведущих туристских фирм, разработки Национальной Академии Туризма (Россия), материалы международных форумов и конференций, специализированных выставок.
Проблемы развития предпринимательства нашли широкое освещение в научной литературе. Исследование деятельности предпринимательских структур отражено в работах отечественных ученых Г. Л. Багиева, В.Ф. Бога-чева, A.B. Бусыгина, М. А. Горенбургова., В. С. Кабакова, Г. Б. Клейнера, A.A. Крупанина, Ю. В. Кузнецова, А. Б. Крутика, В. И. Кушлина, A.M. Немчина, П. Д. Половинкина, В. П. Попкова, Ю. В. Сахарнова, А. И. Семененко, В. В. Царева. В зарубежной науке предпринимательству посвящены исследования Р. Акоффа, В. Беренса, П. Друкера, Д. Кларка, Г. Менша, М. Портера, Р. Фостера, Й. Шумпетера и др.
Среди специалистов, внесших значительный вклад в исследование теоретических основ функционирования сферы услуг необходимо отметить зарубежных ученых: Д. Лавлока, Д. Коттса, Р. Коуза, Т. Левитт, Дж. Нейсбита, Д. Аншауэра, Дж. Нофпггеда, Ф. Котлера, Г. Беккера, К. Ланкастера и отечественных исследователей: В. Э. Гордина, Л. С. Демидову, Е.В. ЕгороваE.H. 7.
Жильцова, Т. И: Заславскую, А. Б. Крутика, Ф. Ф. Рыбакова и др.
Наличие большого числа исследований по различным аспектам предпринимательской деятельности, функционирования сферы услуг вызывает необходимость обобщения" теории ипрактики в данных областях знаний: При большой методологической значимости* и научном интересе к проблемам* предпринимательства, остаетсянемало нерешенных, дискуссионных вопросов методологического характера.
Все вышеизложенное и обусловило выбор темы диссертационной работы, цель, задачипредмет и объект исследования.
Объектом исследования выступает туристский комплекс как сфера социально — ориентированной предпринимательской деятельности.
Предмет исследования составляют методические’положения и инструментальные средства, применяемые при формировании и внедрении предпринимательской деятельности на предприятиях и в организациях туристского комплекса.
Целью исследования является разработка теоретических и методических положений, обеспечивающих стратегический характер развития туристского комплекса на основе предпринимательской деятельности.
В соответствии с даннойщелью в диссертации поставленьги решены следующие задачи: исследованы тенденции и процессы, складывающиеся в сфере отечественного' и международного туризмааргументировано доказана социально-экономическая значимость туристской деятельностиобосновано представления туризма, как консолидированной системы, состоящей из предприятий, инфраструктурных и коммуникационных компонентов различных отраслейраскрыты основные удловия эффективного функционирования предпринимательских туристских структуробоснована необходимость развития туристского комплекса в русле консолидации малых, средних и крупных форм предпринимательской ак8 тивностиизучены основные принципы организации и развития туризма как социально-ориентированной сферы предпринимательской деятельностивыявлены особенности отечественного и зарубежного предпринимательства в сфере туризмаопределены основные направления деятельности туризма и специализации его отраслевых комплексов (структур).
Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды классиков экономической науки, результаты фундаментальных и прикладных исследований современных и отечественных специалистов в области предпринимательства, стратегического планирования, сервисного обслуживания, общенаучные принципы и методы познания сложных социально-экономических явлений и процессов, марткетинго-во-управленческий подход, методы диалектики и синергетики, экономико-математического моделирования, предметно-логического, функционального и ситуационного анализа, экономико-статистические методы обработки информации, метод сравнений и аналогийметод табличных группировок признаков, факторов, структурных элементов, показателей.
Информационной базой исследования послужили законы и постановления Правительства Российской Федерации, нормативные и правовые акты федеральных органов управления, субъектов Федерации и муниципальных органов управления, официальные статистические отчеты, справочные материалы органов управления и научно-исследовательских институтов, отечественные и зарубежные публикации, материалы, представленные в монографиях, статьях, тезисах международных, общероссийских и межвузовских научно-практических конференций и семинаров по исследуемой проблематике.
К основным результатам, определяющим научную новизну диссертационного исследования, относятся следующие:
1. Уточнен состав элементов туристского комплекса: основные, 9 вспомогательные и обслуживающие предпринимательские структуры (т.е. туристские предприятия и организации). Выявлены вид и характер объединяющих их связей: краткосрочные, текущие и долгосрочные, что позволяет внедрять в их совместную деятельность принципы предпринимательства.
2. Обоснован состав принципов, обеспечивающих предпринимательский характер развития туристского комплекса: системность, корпоративность, самоуправляемость, инновационность, рискованность, достаточность, учет которых повышает эффективность деятельности всех туристских предприятий.
3. Предложена система стратегического планирования в предпринимательских структурах туристского комплекса, в которой, в отличие от известных, в основу положен «характер» связей, объединяющих компоненты комплекса. Это позволяет обоснованно выбирать необходимый вариант их организации в составе комплекса.
4. Разработан методический подход: принципы, показатели и алгоритм моделирования связей предприятий и организаций, входящих в туристский комплекс. Это повышает конкурентноспособность его функционирования, а также социальную направленность и стратегический характер его развития.
5. Разработана схема финансового обеспечения стратегии развития туристского комплекса на основе предпринимательства, отличающиеся тем, что учитывает политику счета, способ привязывания бюджетов отдельных организаций к центрам финансового учета. В целом это повышает финансовую устойчивость всего туристского комплекса.
Теоретическая значимость исследований состоит в разработке теоретических и методических основ активизации долгосрочного развития российского туристского бизнеса на основе совместного использования ю преимуществ предпринимательского характера деятельности предприятий туристского комплекса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные принципы, показатели и методы нашли применение в решении различных методических и практических задач при внедрении предпринимательского характера деятельности предприятий туристского комплекса.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на конференциях, нашли применение в ряде предпринимательских структур Санкт-Петербурга, а также в учебном процессе ЛГУ им. A.C. Пушкина.
По теме диссертации опубликовано 12 печатных работ общим объемом 19.5 п.л., вклад автора, в которые составляет 9.4 п.л. Данные публикации достаточно полно отражают основное содержание диссертации.
Выводы по главе 3 Стратегические направления развития туризма складываются под воздействием структурных и других составляющих уже функционирующей системы. В этом отношении представляется необходимым четко представить ее вертикальные компоненты. Мы исходим из того, что эти компоненты будут включать все уровни сферы правового и экономического регулирования развития системы:
• государственную, обеспечивающую правовое регулирование развития туризма в соответствии с принятыми федеральными законами и нормативно-правовыми актами;
• частную, развивающуюся в соответствии с общей ориентацией на разгосударствление, приватизацию и усиление частного сектора в экономических структурах России. Эта группа представителей (специализирующихся и принимающих участие в развитии туризма корпораций), в свою очередь должна лицензировать соответствующие виды деятельности по принятым Гостам и сертификатам- • смешанную, обуславливаемую необходимостью корпоративного участия государственных, частных и общественных структур. К представителям от государства мы причисляем и муниципальные органы административного управления на местах.
В работе показано, что каждый из секторов должен иметь свой научно-методический (организационно-хозяйственный) центр, способный выполнять ключевые полномочия по обеспечению разработки и выполнения проектов — программ развития туризма.
К числу общих составляющих разработки концепции развития туризма можно отнести население и рекреацию.
Население — основной блок исходных составляющих для всех отраслей хозяйствования и служб. При любых условиях структурный состав населения остается одним из определяющих факторов пополнения числа путешественников и туристов России и многих стран. Процесс изменения численного и структурного состава населения неравномерен. Уже в 1998 г. в 68 регионах России общая численность населения уменьшилась, а в 21 регионе общая численность населения увеличилась. Это связано не только с условиями депопуляции (естественная убыль), но и стимулирующих составляющих миграционных потоков. Убыль населения по причине миграции свидетельствует об определенном неблагополучии экономической и социальной обстановки в этих регионах страны.
Регионы с возрастающей численностью населения обладают более качественными условиями и для предоставления туристских услуг.
Рекреация — совокупность средств и условий, способствующих отдыху и восстановлению здоровья населения. Рекреационные ресурсы — комплекс природных, социально-экономических и культурно-исторических условий.
153 определенных территорией, способствующих организации здорового отдыха с использованием природных ресурсов и различного рода инженерно-технических сооружений и т. д.
Рекреационные возможности туристского региона (зоны) обуславливаются рекреационной емкостью ландшафта, которая измеряется общим количеством посещаемости в человеко/днях .
Основными структурными составляющими концепции развития туризма являются следующие компоненты:
• Постановление (распоряжение) Правительства (администрации) на предмет разработки Концепции с назначением ответственных за разработку Концепции и ее программных документов, определением условий разработки Концепции и ее финансирования, проведением сопутствующих мероприятий по реализации концепции, создание Фонда развития туризма с утверждением положения и процедурных вопросов его формирования. Желательным является определение основных исполнителей по направлениям (культурно-оздоровительный, социальный, детский и т. д.) и обеспечения контроля за выполнением Постановления (распоряжения).
• Анализ современного состояния туризма на уровне страны (региона) с оценкой природно-географических и культурно-исторических условий развития туризма. Анализ включает оценку географического положения и основных достопримечательностей этого положения, исходя из наличия соответствующих рекреационных ресурсов и их возможностей.
Желательна оценка страны (региона) в отношении к международным системам транспорта, связи, туризма. Возможна для этих целей оценка ближних и дальних курортных (туристских) регионов по сходству и взаимодополняющим компонентам.
• Оценка ресурсных возможностей туристской зоны (региона) с точки зрения наличия отраслевых компонентов туристской инфраструктуры: наличие туристских фирм и агентств, наличие мест размещения (гостиниц, отелей, мотелей и т. д.), предприятий питания, объектов культурно-исторической значимости.
Особого внимания заслуживают объекты эксклюзивной значимости и другой притягательной силы.
Важной, на наш взгляд, является разработка вопросов, связанных с определением предположительно обозначенных туристских центров с позиций обустроенности городов и сел, возможностей дополняемости туркомплексов (больших и малых), взаимозаменяемости и эффективности функционирования организационных структур.
• Оценка проблемных составляющих туристских программ. Это направление формируется под воздействием социально-экономической значимости самого туристского комплекса. Даже на одном уровне с разных позиций может рассматриваться туристский комплекс Москвы и Санкт-ПетербургаСвердловска и НовосибирскаСеверных регионов Европейской части России и Камчатки. Важным в этом аспекте является наличие в том или ином регионе туристских доминант. Интерес может вызвать и посещение острова Шпицбергена и лежбища котиков на одном из удаленных островов Курильской гряды. Здесь в качестве определяющего может выступать любой, созданный природой или человеком объект.
• Стратегические составляющие развития туристских услуг. Наряду с уже апробированными стратегическими подходами к развитию туризма (кардинального изменения, сохранения роста, избирательного роста) с позиций концептуальности можно выделить:
— стратегические подходы, обуславливающие развитие отдельных туристских центров или регионов, ослабленных в связи с реформированием и реструктуризацией производственных и социально-бытовых комплексов, например, Валдайской возвышенности, Уральского региона, Дальневосточных окраин и других;
— освоение новых туристских маршрутов, вызывающих не только массовый, но и профессионально-индивидуализированный интерес, например, освоение маршрутов по покорению полюсов Земли, ознакомлению с пустынными и другими ландшафтными регионами;
— отдельные направления развития делового туризма, конгрессного туризма, туризма по интересам и другим. В сферу туристских интересов уже есть основание подключить и космический туризм. В качестве стратегических можно рассматривать и различные виды осваиваемых человечеством сфер (горный туризм, подводный туризм, спелеологический туризм). Эти виды туризма можно рассматривать и в качестве туристских доминант по привлечению массовых туристов. Посещение доминант может быть достигнуто за счет обустройства соответствующих рекреационных комплексов. С чисто прагматических интересов стратегические направления развития туризма могут быть направлены на увеличение доходов, привлечение туристов с целью обеспечения новыми рабочими местами экономически активного населения, привлечения валютных средств в обслуживающие структуры и государственный бюджет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Туризм — это сфера социально-экономической деятельности, направленной на сохранение здоровья населения, удовлетворение его интеллектуальных, социальных и иных потребностей, объем и качество которых определяется общим состоянием культуры.
Конечным продуктом деятельности предприятий является туркомплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и других услуг, оказываемых в зависимости от целей путешествия различным категориям работающих.
Основным потребителем туристского продукта является путешественник-турист. Экономические результаты оказываемых туристских услуг и стоимость основных средств, используемых для оказания туристских услуг, носят собирательный характер и включают компоненты многих отраслевых структур — транспорта, коммуникаций, сферы услуг.
Человеческим ресурсом формирования и развития межотраслевого комплекса туризма является население, представляющее структурные составляющие работающих различных комплексов обслуживания и потребителей туристских услуг.
2. Институциональная структура сферы туризма — собирательный комплекс, состоящий из транспортных и коммуникационных инфраструктурных формированийсредств размещения, включающих гостиничные, санаторно-оздоровительные и другие учрежденияпред приятий питания, культурно-экскурсионного обслуживания и других учреждений для оказания самых эксклюзивных услуг.
Большая часть институциональной структуры сферы туризма относится к системе предпринимательской деятельности с преобладанием частного сектора в области экономического и социального секторов. Регулирующим инструментом развития туризма является рынок туристских услуг.
3. Материально-техническую базу туризма представляют рекреационные ресурсы, представляющие комплекс природных, социально-экономических, культурно-исторических и других элементов определенных территорий, обладающих притягательными свойствами удовлетворения запросов человека и способствующих отдыху и восстановлению здоровья. Существенную роль в этом деле играют при родные, культурно-исторические достопримечательности и доминанты, рукотворные ландшафты, инфраструктурные и иные сооружения, вызывающие эстетический и деловой интерес. Важную часть ресурс ной составляющей представляет наличие курортно-оздоровительных ресурсов: минеральных и гидротермальных вод, соляных копей, других ресурсов, обладающих целебными свойствами.
Предпочтительными в рекреационном отношении остаются береговые зоны морей, океанов, озер тропических, субтропических и умеренных зон. И чем большей комплексностью характеризуется ресурсный потенциал, тем большей притягательностью обладает рекреационный район (зона, территория).
4. Различия в рекреационном обеспечении служат определяю щим условием для формирования географии туризма. География туризмаэто и географическая наука, изучающая территориальную организацию туристского хозяйства в определенных условиях его развития в различных регионах мира (страны), и прагматическое руководство по территориальной организации туризма различной направленности и социальной ориентации. География туризма как средство комплексной оценки условий развития туристских систем имеет свое право на существование и развитие в числе других наук.
5. Научно-методическую основу управления развитием туристского комплекса составляет маркетиногово-менеджменский подход.
Маркетинг в туризме — это система непрерывного выявления конкурентоспособности туристских услуг с услугами, предлагаемыми на рынке в.
158 качестве туров различным составом фирм.
Менеджмент по существу — управление, заведование, организация. Совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей.
Маркетингово-управленческий подход предлагается как комплексный подход управления качеством туристских услуг и их реализации с целью обеспечения конкурентоспособности и социально-экономической эффективности на внутреннем и международном рынке туристских услуг.
Решение сложных проблем маркетинга и менеджмента на рынке туристских услуг обуславливается общим уровнем совершенствования процессов производства и потребления на уровне крупных туристских фирм и изучения опыта различных корпоративных и ассоциативных групп.
6. Регулирование развития туризма — нормируемый и программируемый процесс. Его можно осуществлять на основе нормативных составляющих натурального представления основных параметров экономического и социального развития участвующих структур.
Представительным блоком научно-экономических исследований процессов выступает матричное моделирование связей между производителями и потребителями туристских услуг на основе минимизации затратных характеристик и рисков по оказанию туристских услуг.
7. Важным условием развития туризма как определяющего фактора модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки является участие государства в формировании благоприятной обстановки для развития туризма, патронировании развития базовых отраслей, участии в инвестировании деятельности (социальный аспект) и развитии материально-технической базы.
8. Наиболее представительной частью методологических и прагматических решений уровня и качества развития туризма представляется концептуальный подход. Он позволяет использовать в качестве исходной базы.
159 не только состояние действующей системы предоставления комплекса товаров и туристских услуг, но и задействовать для этих целей имеющийся ресурс — население и рекреационную базу.
9. Конкретным выражением практических возможностей реализации различных идей развития туризма является выполнение программ развития туризма по направлениям и видам спроса на туристские услуги (страновой, круизный, функциональный) на уровне государственных, муниципальных и предпринимательских институциональных структур.
Выполненное исследование позволяет внести и наш вклад в реализацию комплексного подхода развития туризма на уровне государства и региональных субъектов хозяйствования как важнейшей сферы социально ориентированной деятельности в России.
Список литературы
- Абалкин Л.И., Захаров A.B., Маевский В. И., Мильнер Б. З., Симонов В. В., Сорокин Д. Е. и др. Россия 2015: оптимистический сценарий. / Под ред. Л. И. Абалкина. — М.: ММВБ, 1999. — 416 с.
- Азар В.И., Акишин В. Н., Байназаров Ю. К., Биржаков М. Б., Корнеев С. Е., Кузнецов Ю. В., Маринин М. М., Путрик Ю. С., Терещенко A.A. Дополнения к основам к законодательства о туризме. // Туристские фирмы. Вып. 24. СПб.: «Невский Фонд», 2001. -С. 27−37.
- Азар В.И. Методологическое введение в программам регионального туристского развития. // Труды Академии туризма. Вып. 1. -СПб., 1995.-С. 21−30.
- Азар В.И. Экономика и организация туризма. М.: Профиздат, 1983.
- Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. / Учебное пособие. М., 1996.
- Алексеев М. Курорту Российскому быть. // Экономика и жизнь, 2001, № 25.-31.
- Ананьев М.А. Экономика и география международного туризма.-М., 1975.
- Антикризисные меры укрепления системы здравоохранения России. Коллектив авторов: Гаврильчак И. Н. и др. / Под ред. проф. И. В. Полякова и проф. Б. С. Мовчана. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.-192 с.
- Антикризисное управление: Учебник. / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М., 2000. — 432 с.
- Багиев Г. Л., Аренкова H.A. Основы современного маркетинга: Учебное пособие. / ЛФИ им. М. А. Вознесенского. СПб.: СПбЛФЭИ, 1995.
- Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. Опыт систематизации. М.: Наука, 1999.
- Биржаков М.Б. Введение в туризм / Биржаков М.Б.- Нац. Акад. туризма. 9-е изд., перераб. и доп. — М.- СПб.: Нев. Фонд: Герда, 2007.- 576 с.
- Биржаков М.Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма: перевозки. СПб.: Издательский дом «Герда», 2004. — 400 с.
- Богданов Е.И. Управление туристским комплексом Санкт-Петербурга и области. СПб., 1994.
- Божук С.Г., Маслова Т. Д. Маркетинговая деятельность. Субъекты, функции. Виды. Организация: Курс лекций по спец. 61 500 -Маркетинг. СПб.: СПбГИЭА, 1997.
- Богданов Е.И. Туризм и его воздействие на современную социокультурную ситуацию Санкт-Петербурга и области. СПб., 1994.
- Богданов Е.И. Управление туристским комплексом Санкт-Петербурга и области. СПб., 2004.
- Бруй Б.П., Курилина Е. В., Воршавская Н. Е., Чумарина В. Ж. О развитии демографических процессов в Российской Федерации в 1998 году. // Вопросы статистики, 2004. № 10.
- Брунов Ю.Т. Основы туристского маркетинга. М., 2006.
- Бурнин С.А. Желтые страницы. Интернет-98. Путешествия и туризм.-СПб., 2004.
- Власов A.A. Туризм. / Учебно-методическое пособие. М., 2005.
- Власова Т.И., Зорин И. В., Ильина E.H. Основы туристской деятельности. М.: Российский международный институт туризма, 2004.
- Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Ю. Ф. Волков. -2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 348 с.
- Воловода A.B. Тенденции развития рынка туристских услуг Санкт-Петербурга: Препринт / A.B. Воловода- С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 11 с.
- Гаврильчак И.Н., Мовчан Б. С. Туризм как система социально-ориентированной интеграции экономических и общественных структур. // Современное экономическое и социальное развитие стран СНГ на рубеже XXI
- Гаврильчак И.Н. Основные принципы организации и развития международного туризма. Монография. / Под ред. д.э.н., проф. Б. С. Мовчана. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001.- 179 с.
- Гаврильчак И.Н., Синицын М. П. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Основы менеджмента в туристическом бизнесе. / Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001.
- Горенбургов М.А. Организация предпринимательства и бизнес-планирование инвестиционных проектов: Учебное пособие.- СПб.- СБбГИЭУ/М.А.Горенбургов, Ю. В. Хоничев.- СПб, 2004.-80с.
- Гаврильчак И.Н. туризм в России: концептуальные основы стратегических направлений развития. / Под ред. д.э.н., проф. Б. С. Мовчана. СПб.: Изд. центр «Сервис» СПбГИСЭ, 2001. -171 с.
- Гвозденко A.A. Логистика в туризме: Учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / A.A. Гвозденко- Рос. междунар. акад. туризма. -М.: Финансы и статистика, 2004. 271 с.
- Гордин В.Э. Формирование межрегиональных систем управления туристской отраслью // Международная конференция «Регионы и глобализация». 20−22 июня 2002 г.: Тезисы докладов. СПб., 2002. — с. 116−118.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. М.: Амфора, 2007.
- Гостиничный и туристический бизнес. / Под ред. проф. А.Д. Чуд-новского. -М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд-во ЭКМОС, 1998. -352 с.
- Государственный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Общие требования. // Туристские фирмы. Вып. 24. -СПб.: «Невский Фонд», 2001. С. 183−189 (издание неофициальное).
- Грамматчиков А. Летний исход. // «Профиль», 2001. № 25. -С. 48−55.
- Гуденко Н.И. Принципы и методы рационализации организационно-экономического развития туризма. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб.: Российская1 Академия наук. Институт социально-экономических наук, 1999.
- Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. / Учебное пособие. М.: Нелидж, 2004.
- Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В. Г. Гуляев. М.: Финансы и статистика, 2003. — 303с.
- Дегтярь Г. М. Лицензирование и сертификация в туризме: Учеб. пособие по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм» / Г. М. Дегтярь.- М.: Финансы и статистика, 2003. 256 с.
- Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм. // Экономика и жизнь, 2004. № 42.
- Долженко Т.П.' История туризма в дореволюционной России и в СССР. -Ростов-на-Дону- 2004.
- Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М. А. Жукова.- М.: Финансы и статистика, 2004. 199 с.
- Забаева М.Н. Статистическая оценка эффективности менеджмента туристских организаций (на примере гостиниц Нижнего Новгорода). // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 2. — С. 95−103.
- Зорин И.В., Штюрмер Ю. А. Туризм и охрана окружающей среды. -М.: ЦРИБЦСТЭ, 1986.
- Зубец А. Н Страховой маркетинг в России. М.: «Центр экономики и маркетинга», 1999.
- Иванов В. О странствующих и путешествующих. // «Профиль», 2001. -№ 22.-С.
- Иванова О. Тур для Хейердала. // Эксперт-Вещь, 2000. № 7. -С. 2−7.
- Иванова Т.А. Экономические методы управления хозяйственной деятельностью предприятий и организаций системы иностранного туризма. М., 2005.
- Инвестиции в туризме // Петербургский аналитик. 2000. — N 1.-е. 31−33.
- Исмаев Д. К. Основы стратегии и планирование маркетинга в иностранном туризме. М.: Прагма, 2000.
- Каз Ж. Международный туризм. Мираж или стратегия будущего. М., 2004.
- Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. Москва: Эра, 2004.
- Качанов B.C. Система управления туристско-экскурсионным обслуживанием. /Учебное пособие. М., 2000.
- Кибальчич O.A. Туризм в экономике региона. // Туризм. Сб.93. М.: Изд-во «Мир», 2003.
- Кириллов А.Т., Волкова Т. А. Маркетинг в туризме. М.: Изд-во СПбГУ, 1996.
- Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации. -Туринфо, 1996. -№ 1.
- Конституция Российской Федерации. М.: Изд. группа ИНФРА-М — НОРМА, 2007. — 80 с.
- Космарская Т. Количественные характеристики среднедоходных групп населения России.//Вопросы экономики, 2001.-№ 1 .-С.74−84.
- Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1998. -896 с- Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. / Общая ред. и вступ. статья Е. М. Пеньковой. — М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
- Кузнецов Ю.В. Туризм как социальный феномен конца XX начала XXI веков. // Труды Академии туризма. — СПб, 1997.
- Кулдошина JI.M., Коваленков Ю. В. Особенности организации и планирование иностранного туризма в европейских странах. -М., 2004.
- Крутик А.Б., Решетова М. В., Никольская Е. Г. Инновации и инвестиции в предпринимательстве СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003 — 927 с.
- Крутик А.Б., Бессонова Н. Ю. Модернизационное предпринимательство СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2007 — 160 с.
- Крутик А.Б., Решетова М. В. Основы предпринимательской деятельности М.: Академия, 2007 — 320 с.
- Крутик А.Б., Якубовская H.A. Развитие предпринимательства в туристской сфере.- СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008.- 144 с.
- Купер К., Флетчер Д., Гильберт Д., Ванхилл С, Богданов Е. Экономики туризма: теория и практика. / Учебное пособие, Т. 1. -СПб.: Изд-во «Омега», 1998.
- Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996.
- Лебедев О.Т., Филиппова Т. Ю. Основы маркетинга. / Учебное пособие. Изд. 2-ое, доп. СПб.: Издательский дом «МиМ», 1997.
- Лебедев О.Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента. / Учебное пособие. -СПб.: Издательский дом «М и М», 2000.
- Липсиц И.В. Экономика.- М.: ОМЕГА-Л, 2007.- 656 с.
- Маринин М. Международный туризм. Учтен ли фактор безопасности. / Экономика и жизнь, 1995. № 42.
- Маркетинг. Учебник под ред. А. Н. Романова. М., 1995.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-ое, Т. 23.
- Материалы международного семинара «Технология экотуризма» (Новгород, 18−20 февраля 1997 года).
- Материалы международного семинара «Проблемы развития социального туризма» (Санкт-Петербург, 28−31 мая 1997 года).
- Менделевич СВ. Активный туризм. О ситуации в спортивно-оздоровительном туризме и концепции развития этих видов туризма. // Туристские фирмы. Вып. 24. СПб.: Невский Фонд, 2001.- С. 51−55.
- Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Основы менеджмента в туристическом бизнесе. / Учебное пособие под ред. проф. И.Н. Гав-рильчака и проф. М. П. Синицына. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001. — 224 с.
- Мовчан Б. С, Масалов В. П. Городские службы Ленинграда. Л.: Лениздат, 1980.-120 с.
- Немоляева М.Э. Маркетинг в иностранном туризме. М.: ВКШ и иностранному туризму, 2004.
- Немоляева М.Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. М., 2005.
- Никифоров В.И. Сфера туризма: рыночный механизм и система управления. -СПб.: СПбГУЭФ, 2000.
- Никифоров В.И. Хозяйственный механизм сферы туризма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб.: СПбГУЭФ, 2000.
- Новиков В.С. Государство и туризм. // Туристские фирмы. Вып. 24. СПб.: «Невский Фонд», 2001. — 208 с.
- Основы туристического маркетинга. М., 2000.
- Основы экскурсоведения. / Под ред. Б. В. Емельянова. М.: Просвещение, 1985.
- Стратегическое планирование и управление. / Под ред. проф. А. Н. Петрова. Учебное пособие. 4.1. -СПб.: СПбУЭФ, 1997.
- Отварухина Ю.Ю. Исследование и разработка концепции и методов управления социальной сферой. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб.: СПбГИЭА, 2000.
- Открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям. // Коммерсантъ, 25 февраля 2000. 3 с.
- Отдых без границ. Лето осень 2001. / Официальный каталог -пятая выставка-продажа путевок. — СПб., 19−22 апреля 2001. -80 с.
- Панкратов Р. Г. Коммерческая деятельность. / Учебник. М., 1996.
- Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2005. — 208 с.
- Петров А.Н., Демидова Л. Г., Климов СМ., Ланцов В. А. Перекатов Б.А. Основы стратегического планирования. / Учебно-методическое пособие. СПб.: Знание, 1998.-96 с.
- Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
- Положение о порядке уплаты и размерах сбора за выдачу лицензии на осуществление международной туристической деятельности зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 1994 г.
- Практика туристского бизнеса. / Под ред. д.э.н., проф., вице-президента Академии туризма РФ Г. А. Карповой. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. — 192 с.
- Пузакова Е.П., Честникова В. А. Международный туристический бизнес. М.: «Экспертное бюро — М», 2004. — 176 с.
- Реклама в туризме от, А до Я. Конъюнктура туристического рынка, 1991. -№ 3.
- Реклама туристических маршрутов и услуг. М.: ЦРИБ Турист, 2004.
- Реструктуризация хозяйствующих структур определяющий фактор развития социально-ориентированной экономики. // Коллектив авторов. Под ред. д.э.н., проф. Б. С. Мовчана ВШПП (СПб-филиал). — СПб.: Изд-во Буковского, 2000. -129 с: ил.
- Рывкина Р., Коленникова О. Дисфункции государства и ослабление социальной безопасности населения России. // Вопросы экономики, 2000. № 2. — С. 67−75.
- Сапрунова В. туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: «Ось-89″, 2004. -160 с.
- Сборник инвестиционных предложений развития инфраструктуры туризма в ленинградской области. СПб.: „ХИТ интернешнл“, 2005.-56 с.
- Семь нот менеджмента. Авторский коллектив А. Бочкарев, В. Кондратьев, В. Краснова, А. Матвеева, А. Привалов, Н. Хорошавина./Изд. 3-е, доп.-М.: ЗАО1. Журнал Эксперт», 1998.
- Сенин B.C. Введение в туризм. М.: РИПРИКТ, 2004.
- Симагин Ю. Ни себе, ни людям. // Экономика и жизнь, 2001. -№ 18.-С 2−3.
- Синдяшкина Е. Мифический слой общества. // Экономика и жизнь, 1999. -№ 38. -6 с.
- Соболева Е.А., Соболев И. И. Финансово-экономический анализ деятельности туристской фирмы. / Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. — 128 с.
- Соловьев В.Н., Гаврильчак И. Н. Системный анализ в сфере сервиса, прогнозирование и планирование деятельности предприятий. / Учебное пособие. СПб.: Технологический институт сервиса, 1996. — 115 с.
- Соловьев В.Н., Сорин В. Г., Юделевич М. А. Управление государственной, кооперативной и индивидуальной трудовой деятельностью в бытовом обслуживании. М.: Легпромбытиздат, 1990.
- Состав и учет затрат в туризме. М.: Изд-во «Ось-89″, 2000. -208 с.
- Стратегическое планирование развития туризма в России до 2015 года. Методические материалы Ростуризма.- СПб.: МТА, 2008.- 76 с.
- Статистика в экономике. / Интервью с начальником отдела статистики услуг Санкт-петербургского комитета государственной статистики С. П. Соловьевой. // Туризм и экономика, СПбГИСЭ (Факультет туризма и частичного хозяйства), 2001.-№ 11.
- Теория и практика антикризисного управления. Учебник для ВУЗов. / Г. З. Базаров, Л. П. Белых и др.- Под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. — 469 с.
- Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. / Автор-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. М. — Афины: 1994.- 159 с.
- Томилов В.В., Крупанин А. А., Пантелеев В. А. Личностная стратегия предпринимательской деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ-ЭФ, 1999.-144 с.
- Туризм в России: Стат сб. / Госкомитет России. М., 2006. -164с.
- Туризм и гостиничное хозяйство. / Учебник под ред. д.э.н., проф. А. Д. Чудновского. М.: Ассоциация авторов и издателей „ТАНДЕМ“. Изд-во ЭКМОС, 2005.-400 с.
- Туризм как элемент стратегии. // „Эксперт Северо-Запад“, 2001. -№ 10.-С. 20−21.
- Туристская декларация (принята Всемирной конференцией министров по туризму 4 ноября 1994 года). Туринфо, 1994. — № 16.
- Туристские фирмы. / Журнал для профессионалов туристского бизнеса. Вып. 24. СПб.: „Невский Фонд“, 2001. — 208 с.
- Уваров В.Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации. Международные отношения. М., 1990.
- У ил сон П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе. М.: Аудит ЮНИТИ, 1995.
- Указ Президента Российской Федерации „О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации“ от 22 декабря 1995 года.
- Управление хозяйственным механизмом на предприятиях сервиса. / Учебное пособие под ред. проф. В. Н. Соловьева и проф. Д. В. Шопенко. -СПб.: Гид-рометеоиздат, 1995.
- Федеральная целевая программа „Развитие туризма в Российской Федерации“. / Утверждена постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года -Собрание законодательств РФ, 1996.-№ 11.
- Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ 24 ноября 1996 года № 1Э2-ФЗ (с изменениями, внесенными федеральным законом № 12 ФЗ от 5 февраля 2007 г.).
- Федеральный закон „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“ 15 августа 1996 года № 114-ФЗ.
- Федотова Л.Н. Реклама в опросах общественного мнения Всероссийский центр изучения общественного мнения. — М., 1995.
- Хазбиев А. Небесная диалектика. // „Эксперт“, 2000. С. 48−51.
- Харрис Годфри, Кац Кеннет М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2000. — 240 с.
- Хорев Б.С. Территориальная организация общества: (актуальные проблемы регионального управления и планирования в СССР). -М.: Мысль, 1981. -320 с, карт., схем.
- Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. М., 1998.
- Шнееров A.A. Сравнительная статика рыночного равновесия. -Прогнозирование спроса. Л., 1991.
- Экономика современного туризма. Под ред. ГА. Карповой. М. -СПб., 1998.
- Экономика и организация международного туризма. М., 2004.
- Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия). Учебное пособие. / Авторский коллектив: Грязнова А. Г., Чечелева Т. В., Атлас М. С., Бурмен-ко Т.Д. и др. М.: Финансовая Академия при Правительстве РФ, 1997.
- Экономические реформы: проблемы и перспективы. Коллектив авторов: А. Е. Когут, О. П. Литовка, A.A. Румянцев, Е. Б. Костяновская, Л. А. Аносова и др. -СПб.: „Наука“, 1993. 212 с.
- Энциклопедия туризма. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.
- Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программы, методы. Самара, 1995.
- Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1996.
- Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991.
- Яковец Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы. М.: 2006.
- Яковлев А. Почему в России возможен безрисковый уход от налогов? //
- Вопросы экономики. 2000. -№ 11.
- Якубовская H.A. Управление предпринимательскими рисками в туриндуст-рии/ Вестник ИНЖЭКОНа, серия Экономика.- СПб.: СПГИЭУ, вып. 5 (24), 2008.- С.363−367.
- Янченко В.Ф. Управление качеством в сфере услуг. Системно-логистический подход. Монография. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001 .-352 с.
- Afrait, S.N. Mathematical systems in economics. Konigsten, 1979.
- Baumol, W.G. Business Behaviour, Value and Growth. Macmil-lan, New York, Revised edition- Haracourt Brace & World, inc. 1967.
- Chandler A. Strategy and structure. London. — 1962.
- Chesbrough H., Teece D. When is Virtual Virtuous? Organizing for Innovation / Harvard Business Review. 1996. January February.
- David F.R. Fundamentals of Strategic Management. -N.Y., London: Merril Publishing Company, 1986.
- Grundy T. Breakthriugh strategies for growth, -Pitman publishing. 1995.
- Innovation policy in a global economy / Ed. by Archibugi D. -Cambridge: Cambridge univ. press, 1999. XYI, 278p.
- Jorgenson, D.W. and Siebert C.D. Optimal Capital Accumulation and corporate Investment behavior.Univ. of California, Berkley, 1987.
- Koch R. The financial times guide to strategy. -Pitman publishing. -1995.
- Loon P. A dynamic theory of the firm Production, Finance and Investment. Berlin, Springer veri, 1983.
- Lorange P. Corporate planning. Englewood Cliffs (N.J.), 1980.
- Lynch R. Corporate Strategy. -N.Y.: Pitman Publishing, 1997.
- Makridakis S. Pacing up to the Future: In Search of Pragmatism in Management. -Free Press, New York, 1989.
- Rogers E.M., Shoemaker F.F. Communication of innovations. N. Y.168. www.russiatourism.ru
- Въезд иностранных граждан в Россию (поездок в 2007 году)
- Гражданство служебная туризм частная ПМЖ транзит обслуга ИТОГО1 2 3 4 5 6 7 8
- Австралия 7607 26 184 3522 17 144 772 38 246
- Австрия 26 064 29 835 5124 56 151 5978 67 208
- Азербайджан 39 932 1475 889 641 252 24 538 38 051 993 889
- Албания 187 776 279 0 29 128 1399
- Алжир 951 204 728 10 23 320 2236
- Ангола 350 26 573 2 55 18 1024
- Аргентина 928 3307 1224 10 140 42 5651
- Армения 49 850 1791 352 498 408 9956 3701 418 204
- Афганистан 3138 89 2075 249 383 260 6194
- Багамы 30 243 8 0 0 25 332 25 613
- Беларусь 19 946 5107 146 573 508 67 958 32 688 272 780
- Бельгия 12 602 22 707 2868 13 214 1046 39 450
- Болгария 12 158 6842 5608 249 556 14 657 40 070
- Босния и Герцеговина» 3490 2472 1686 59 61 1285 9053
- Бразилия 2519 20 526 1428 3 40 217 24 733
- Венгрия 10 584 7591 3543 32 265 1698 23 713
- Венесуэла 1299 1376 443 2 22 29 3171
- Вьетнам 22 668 910 7548 108 2605 4498 38 337
- Гватемала 63 251 81 2 4 3 404
- Германия 161 548 345 708 54 570 440 10 960 40 666 613 892
- Гонконг 161 2568 61 0 33 591 3414
- Греция 4727 21 742 2755 24 122 6336 35 706
- Грузия 6006 563 32 522 406 245 4060 43 802
- Дания 9109 20 640 2345 12 793 2714 35 613
- Египет 2482 1159 1309 38 156 3405 8549
- Израиль 24 281 31 250 8475 151 483 312 64 952
- Индия 15 994 12 868 9214 338 8338 21 292 68 044
- Индонезия 1838 2667 329 0 77 17 390 22 301
- Иордания 625 954 914 25 45 80 2643
- Ирак 535 291 652 19 192 12 1701
- Иран 4493 6744 1661 78 1408 2665 17 049
- Ирландия 4757 6439 1469 2 28 412 13 107
- Исландия 554 1322 265 0 13 39 2193
- Испания 8694 79 497 5747 31 497 2158 96 624
- Италия 48 397 129 950 11 837 128 536 15 799 206 647
- Йемен 230 208 848 2 91 16 1395
- Казахстан 64 371 12 688 2 494 812 1997 150 944 170 937 2 895 749
- Камбоджа 93 13 133 0 0 1554 1793
- Камерун 194 90 305 0 10 26 625
- Канада 13 786 26 660 4478 30 574 1032 46 560
- Кения 123 83 396 1 27 223 8531 2 3 4 5 6 7 8
- Китай 183 799 129 749 337 559 366 11 354 102 293 765 120
- КНДР 7511 1324 5109 16 606 5376 19 942
- Колумбия 638 997 394 16 14 124 2183
- Конго 140 33 273 5 17 10 478
- Корея, Республика 14 447 48 825 19 586 233 25 715 15 979 124 785
- Коста-Рика 54 190 68 1 4 2 319
- Куба 1872 759 1059 53 487 839 5069
- Латвия 142 140 64 280 136 922 640 3705 51 036 398 723
- Ливан 1171 1224 1096 83 147 508 4229
- Ливия 441 67 211 2 0 118 839
- Литва 208 249 47 253 423 536 2450 10 010 51 002 742 500
- Лихтенштейн 120 202 29 0 6 6 363
- Люксембург 798 1068 206 1 5 1041 3119
- Македония 2116 651 1092 9 48 1495 5411
- Малайзия 2580 3091 4270 0 83 1059 11 083
- Мальта 400 610 198 0 2 19 773 20 983
- Марокко 534 420 1464 22 10 260 2710
- Мексика 898 8587 703 7 16 81 10 292
- Молдова, Респ. 23 148 2082 959 929 52 10 403 47 228 1 042 842
- Монголия 15 019 10 783 71 342 418 15 887 31 483 144 932
- Непал 683 126 326 12 162 115 1424
- Нигерия 496 128 816 12 78 2 1532
- Нидерланды 30 500 33 659 5814 61 246 9471 79 751
- Новая Зеландия 1690 3420 556 0 46 199 5911
- Норвегия 11 497 26 136 3445 6 436 5564 47 084
- ОАЭ 245 937 252 0 34 187 1655
- Пакистан 2152 522 750 26 383 502 4335
- Палестинская терр. 368 69 299 0 19 3 758
- Панама 86 135 133 2 5 21 337 21 698
- Перу 374 471 320 13 18 37 1233
- Польша 99 562 42 932 763 896 278 11 658 39 129 957 455
- Португалия 2052 7264 638 9 19 2267 12 249
- Румыния 3821 2937 2036 10 165 4199 13 168
- Рыбный промысел 5881 6055 7487 0 3830 3029 26 282
- Саудовская Аравия 614 268 241 0 16 59 1198
- Сербия 27 156 7338 9609 257 636 2056 47 052
- Сингапур 1233 2412 315 0 36 2437 6433
- Сирия 2728 1665 2815 130 470 6333 14 141
- Словакия 10 696 3441 2916 23 488 4755 22 319
- Словения 4491 3918 1529 28 53 2222 12 241
- Соединенное Королевство 80 125 130 608 14 118 69 606 13 018 238 544
- Соединенные Штаты 76 651 172 356 32 133 313 1435 10 633 293 521
- Судан 299 43 371 4 28 59 8041 2 3 4 5 6 7 8
- Таджикистан 250 006 1205 463 835 86 8988 13 416 737 536
- Таиланд 2317 7181 874 2 108 5373 15 855
- Тайвань (Китай) 1484 7656 812 3 67 262 10 284
- Тунис 393 339 815 13 3 132 1695
- Туркмения 4670 12 798 7766 13 1714 159 27 120
- Турция 110 259 49 479 16 000 490 1457 59 431 237 116
- Узбекистан 241 451 2424 879 776 295 20 137 40 680 1 184 763
- Украина 235 954 49 131 5 608 557 1534 81 062 445 567 6 421 805
- Уругвай 697 217 599 0 141 44 1698
- Филиппины 5263 6404 516 3 573 67 145 79 904
- Финляндия 486 866 153 139 242 718 778 666 91 398 975 565
- Франция 56 674 112 762 18 852 154 893 12 106 201 441
- Хорватия 4067 3133 1713 31 121 3965 13 030
- Черногория 647 256 658 1 21 47 1630
- Чешская Республика 19 973 14 585 5222 52 514 1172 41 518
- Чили 311 1157 170 2 7 51 1698
- Швейцария 12 898 27 134 3120 17 174 7857 51 200
- Швеция 23 673 26 000 6839 40 588 3896 61 036
- Шри-Ланка 317 85 745 12 322 229 1710
- Эквадор 170 403 306 9 10 32 930
- Эстония 121 506 46 602 183 091 672 5169 33 592 390 632
- Южная Африка 2699 2971 745 2 31 637 7085
- Япония 26 311 45 083 7051 59 1443 3674 83 621
- Всего:(*) 3 270 312 2 213 597 15 104 668 16 247 530 808 1 772 993 22 908 625
- Общие данные по всем странам, включая страны, из которых в Российскую Федерацию въехало менее ста граждан
- Источник: www.russiatourism.ru
- Выезд граждан Российской Федерации за рубеж (поездки в 2007 году)
- Страна служебная туризм частная пмж обслуга в/служ ащие Итого1 2 3 4 5 6 7 8
- Австралия 36 34 78 2 14 0 164
- Австрия 25 943 76 972 38 221 661 8843 1 150 641
- Азербайджан 10 034 13 290 665 859 109 24 606 0 7 138 981. Албания 0 0 2 0 438 0 440
- Алжир 697 126 438 3 262 0 1526
- Ангола 1036 240 246 0 477 0 1999
- Армения 8813 13 875 152 533 94 24 378 389 200 082
- Афганистан 314 60 579 2 137 0 10 921. Багамы 0 96 8 0 91 0 195
- Беларусь 45 7 1728 3 153 0 1936
- Бельгия 13 142 11 572 10 070 242 7914 0 42 940
- Болгария 6574 173 101 21 157 146 16 606 0 217 584
- Бразилия 45 38 26 0 173 0 282
- Венгрия 8541 21 978 10 000 270 5258 0 46 047
- Вьетнам 2439 25 691 2035 12 5564 0 35 741
- Германия 184 881 231 318 357 891 8743 79 438 34 862 305
- Гонконг 1 43 15 0 62 0 121
- Греция 6317 243 958 30 218 355 25 445 1 306 294
- Грузия 1951 25 3 309 142 10 4104 2317 3 317 549
- Дания 14 529 15 494 13 685 123 5407 0 49 238
- Доминика 93 8626 138 0 454 0 9311
- Доминиканская Респ. 43 3853 125 0 212 0 4233
- Египет 6543 1 255 399 71 604 230 75 783 2 1 409 561
- Израиль 7104 45 314 83 992 4200 11 198 1 151 809
- Индия 7556 53 251 4045 13 10 816 0 75 681
- Индонезия 54 4915 84 0 434 0 5487
- Иордания 1424 9874 8957 28 1372 2 216 571. Ирак 18 2 7 0 76 0 103
- Иран 3278 1499 1367 2 22 799 0 28 945
- Ирландия 458 8 99 0 1098 0 1663
- Исландия 320 743 93 0 304 0 1460
- Испания 16 036 318 639 39 271 799 24 294 4 399 043
- Италия 46 388 334 113 .65 410 495 35 685 10 482 101
- Казахстан 99 886 21 187 2 533 437 1737 176 789 3270 2 836 306
- Канада 2553 4318 9883 209 3346 0 20 309
- Катар 2171 26 712 7135 13 311 0 363 421. Кения 30 105 3 0 54 0 192
- Кипр 5267 150 520 18 441 83. 9539 1 183 851
- Киргизия 8124 5719 70 358 61 14 645 19 98 926
- Китай 500 497 1 651 715 537 957 18 190 619 0 2 880 806
- КНДР 146 301 789 0 1473 0 2709
- Колумбия 6 2 0 0 155 0 1631 2 3 4 5 6 7 8
- Корея, Республика 21 072 32 573 28 068 626 37 256 0 119 595
- Куба 1266 15 726 1477 3 1903 0 20 375
- Латвия 37 144 31 951 108 079 87 19 128 12 196 401
- Либерия 180 1 28 0 311 0 520
- Ливан 640 1019 2430 9 1481 0 55 791. Ливия 91 0 11 0 360 0 462
- Литва 41 302 63 769 719 224 1957 50 563 833 877 648
- Люксембург 408 1377 861 17 779 0 3442
- Малайзия 45 2234 213 3 400 0 28 951. Мали 4 547 50 0 67 0 668
- Мальдивская Респ 100 18 415 558 1 1285 0 20 359
- Мальта 413 17 725 3344 30 614 0 22 126
- Марокко 56 4320 502 0 749 0 5627
- Молдова, 27 387 2819 260 772 173 1378 249 ' 292 778
- Монголия 11 160 2353 70 385 761 16 868 0 101 527
- Намибия 360 2 10 0 0 0 372
- Нидерланды 27 702 32 965 21 892 157 14 614 2 97 332
- Норвегия 18 854 18 912 21 615 2671 14 641 0 76 693
- ОАЭ 15 691 207 205 30 507 188 17 498 1 2 710 901. Оман 8 580 57 0 140 0 785
- Пакистан 351 2317 542 0 96 0 3306
- Панама 13 597 4 0 99 0 713
- Польша 17 969 109 046 567 499 789 42 621 5 737 929
- Португалия 716 9268 911 38 1732 0 12 665
- Румыния 1730 3430 4383 1 5243 0 14 787
- Рыбный промысел 3502 304 636 0 78 939 0 83 381
- Саудовская Аравия 255 32 6408 0 672 0 7367
- Сейшелы 4 693 63 0 92 0 852
- Сербия 6327 55 254 18 064 17 10 142 0 89 804
- Сингапур 890 20 641 2005 27 1008 0 24 571
- Сирия 3611 3658 10 252 6 2426 1 19 954
- Словакия 335 3690 358 4 555 0 4942
- Словения 3079 9105 1966 2 182 0 14 334
- Соединенное Королевство 57 733 79 231 82 353 956 17 889 2 238 164
- Соединенные Штаты Америки 31 277 32 800 63 675 1133 10 763 0 1 396 481. Судан 16 0 50 0 158 0 224
- Таджикистан 12 234 2432 45 820 259 24 210 11 84 966
- Таиланд 8133 232 247 8175 41 14 830 0 263 426
- Тай- вань (Китай) 0 0 0 0 902 0 902
- Тунис 690 129 749 4191 4 5586 0 140 220
- Туркмения 6223 8147 25 431 2139 5945 0 47 885
- Турция 71 765 1 923 363 244 539 264 154 928 123 2 394 982
- Узбекистан 14 444 11 651 75 546 277 23 353 15 1 252 861 2 3 4 5 6 7 8
- Украина 260 795 249 051 7 021 178 8275 287 858 1715 7 828 872
- Фарерские острова 8 0 0 0 537 0 545
- Филиппины 56 576 8 0 612 0 1252
- Финляндия 279 799 657 138 1 266 217 15 851 578 929 0 2 797 934
- Франция 58 391 170 665 54 397 425 25 059 18 308 955
- Хорватия 2584 100 051 5752 6 7972 0 116 365
- Чад 16 1478 93 0 27 0 1614
- Черногория 477 66 454 2522 4 5114 0 74 571
- Чешская Республика 23 047 177 955 31 130 134 12 436 1 244 703
- Швейцария 34 000 57 639 47 535 722 7155 1 147 052
- Швеция 12 321 14 563 12 999 201 9293 2 49 379
- Шпицберген и Ян-Майен 65 4 12 0 24 0 105
- Шри-Ланка 9 2036 124 0 191 0 23 601. Эквадор 5 0 1 0 763 0 769
- Эстония 32 523 27 002 1 276 279 23 42 457 0 1 378 284
- Япония 19 213 25 294 13 533 42 102 982 0 161 064
- Всего:(*) 2 162 305 9 368 968 20 232 192 56 986 2 455 972 9042 342 854 651. Всего стран
- В списке отсутствуют страны, в которые въехало не больше ста граждан Российской Федерации
- Источник: www.russiatourism.ru
- Самые популярные у российских туристов страны в 2007 годустрана Численность туристов в 2007 г. Итого по целям поездки в 2007 г. Численность туристов в 2006 г Итого по целям поездки в 2006
- Турция 1 923 363 2 394 982 1 475 558 1 830 251
- Китай 1 651 715 2 880 806 1 307 009 2 351 978
- Египет 1 255 399 1 409 561 902 753 1 002 460
- Финляндия 657 138 2 797 934 562 615 2 341 093
- Италия 334 ИЗ 482 101 254 821 364 512
- Испания 318 639 399 043 246 112 309 096
- Украина 249 051 7 828 872 511 735 6 461 234
- Греция 243 958 306 294 198 783 256 798
- Таиланд 232 247 263 426 144 799 163 051
- Германия 231 318 862 305 225 741 753 499