Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гендерная идентичность и самопрезентация в Интернет-коммуникации: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тендерная специфика Интернет-коммуникации связана со следующими чертами: а) она имеет компенсаторный характер, согласно которому «виртуальная личность» может представлять собой реализацию «идеального Я», ориентированную на нормативные, в том числе на тендерные образцы поведенияб) является анонимной, что выражается в приравнивании персонального уровня идентификации к социальному (на уровне… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ИНТЕРНЕТ-СРЕДА: СПЕЦИФИКА ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
    • 1. 1. Интернет-коммуникация: проблемное поле социально-философского иследования
    • 1. 2. Женщина в «киберпространстве»: тендерная «он-лайн» идентичность
    • 1. 3. Понятие тендера: социально-философская экспликация идентичности и самопрезентации
  • Глава 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ И СТЕРЕОТИПЫ ГЕНДЕРНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ
    • 2. 1. Тендерные аспекты коммуникации в Интернет-среде
    • 2. 2. Социокультурные нормы и стереотипы тендерных различий
    • 2. 3. Тендерная коммуникативная самопрезентация в Интернетсреде

Гендерная идентичность и самопрезентация в Интернет-коммуникации: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования связана с тем, что одной из бурно развивающихся областей исследований в гуманитарном знании является изучение особенностей коммуникации при условии ее протекания с помощью новых информационных технологий. Научная рефлексия гуманитарных реалий информационного общества стала сегодня одним из центральных сюжетов всех социальных наук. Наиболее важным вопросом является проблема «человеческой составляющей» нового мира — мира массовых коммуникаций, наукоемких технологий, электронных средств связи.

Изучение особенностей коммуникации в условиях новых информационных технологий является важной исследовательской задачей. В центре внимания не сугубо технологический, а «человеческий» аспект проблемы: каковы новые возможности убеждения и влияния, как меняется восприятие субъектов коммуникации, по каким нормам и правилам строится подобное общение, что происходит при этом с личностными диспозициями коммуникаторов.

Интернет-коммуникация является наиболее предпочтительным объектом анализа среди новых информационных технологий, прежде всего в силу своего глобального характера и темпов развития. Предпочтение для анализа именно исследований Интернета вызвано также и тем, что он максимально воплощает в себе ведущую особенность современных информационных технологий, а именно, их интерактивный характер. Значимое влияние информационной компоненты на социум и на человека стало возможным лишь с момента их качественного изменения, а именно с появлением для пользователей информации возможности активно участвовать в информационных процессах. В силу этого информация как ценность общества нового типа определена не только и не столько своей массовостью или общедоступностью, экономическим или политическим потенциалом, сколько возможностью персонализации, задавая для ее обладателя новые грани самоидентификации. И наиболее полно эта возможность представлена в компьютерно-опосредованной коммуникации посредством сети Интернет.

Интернет-коммуникация максимально воплощает в себе ведущую особенность современных информационных технологий. Значимое влияние информационной компоненты на социум и на человека стало возможным лишь с момента их качественного изменения.

Исследование коммуникации в Интернете позволяет пользователю экспериментировать с собственной идентичностью, создавая «виртуальные субъекты» коммуникации, которые часто отличаются и от персональной идентичности, и от реальной самопрезентации пользователей. Интернет обеспечивает человеку возможность «уйти го собственного тела» — как от внепшего облика, так и от индикаторов статуса во внешнем облике. А следовательно, и от ряда оснований социальной категоризации: пола, возраста, социально-экономического статуса, этнической принадлежности. Соответственно утверждается, что именно возможность максимального самовыражения вплоть до неузнаваемого самоизменения является одной га распространенных мотиваций Интернет-коммуникации у наиболее активных ее участников.

Степень разработанности темы исследования. Теорию информационного социума рассматривали такие авторы, как Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен, М.Кстельс. Об информационной культуре информационного общества пишут С. Андреев Е.Дьякова, А. Трахтенберг, В. Емелин и др. Проблематика изучения Интернет-коммуникации находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей таких, как К. Афанасьев, Ю. Бабаева, О. Баксанский, М. Бергельсон, Л. Землянова, Д. Иванов, Н. Карпинский, Х.-Ю.Крисмански, В. Петрова, Д. Поспелов, А. Ракитов, Д. Репкин, В. Розин, В. Тарасов, Х. Рейнгольд и др. Ресурсы всемирной паутины являются предметом исследовательского интереса таких авторов, как П. Арефьев, С. Водолеев, Г. Копылов, С. Паринов, Р. Патюрель, С. Чесноков, П. Липперт и другие.

Исследование Интернет-комуникаций (М.Бергельсон, И. Кондратьева, В. Петрова и другие) выявило следующие основные вопросы: а) изучение тех или иных видов деятельности человека в Интернет-среде, при этом в качестве основных выделяются познание, общение и играб) изучение следствий этих видов деятельности на уровне личности, в качестве которых выступают особенности мотивации пользователей, специфика ценностных ориентаций, возникновение тех или иных вариантов поведенческой зависимостив) изучение Интернет-коммуникации как нового средства традиционных социальных практик.

Современные исследователи, такие как, например, Ю. Бабаева,.

A.Войскунский, О. Смыслова выделяют следующие основные виды общения в Сети: 1. Общение в режиме реального времени (так называемые чаты): с одним собеседником (выбирается определенный канал для такой коммуникации) — с большим количеством людей одновременно. 2. Общение, при котором сообщения к адресату приходят с отсрочкой: с одним собеседником (электронная почта) — со многими людьми — участниками телеконференции (ньюсгруппы).

Гецдерная специфика информационного взаимодействия в Сети связана с работами Ю. Алешиной, А. Волович, А. Жичкипой, А. Войскунского, И. Сидорскаой, К. Афанасьева, О. Баксанского, Л. Земляновой, Д. Иванова,.

B.Петрова, Д. Репкина, Е. Белинской и др.

Среди авторов, исследовавших понятие тендера, нужно выделить Г. Рабин, А. Скот, С. де Бовуар, М. Виттиг, Р. Лауретис, Л. Иригари, Х. Сису, Ю. Кристеневу, Ф. Джэмисон, О. Воронину, Н. Юдину, А. Кирилину, Н. Римашевскую, П. Шеленберг и др.

Понятие тендерной идентичности в центре внимания таких авторов, как.

C.Баклушинский, Е. Белинская, Н. Антонова, О. Арестова, Л. Бабанин,.

A.Войскунский, Е. Артемьева, Л. Архипова, И. Клецкина, Н. Нечаева, М. Путрова, Н. Радина, С.Агеев.

Среди исследователей социальных и тендерных стереотипов нужно выделить таких отечественных и зарубежных авторов, как О. В. Митину,.

B.Ф.Петренко, Г. Г. Силласте, И. М. Тартаковскую, Б. Банкарта, Дж. Парри, Р. Хаббарта, Э. Томпсона, С.Бриджера. Социальные и тендерные имиджи как объект исследования в центре внимания работ И. Криксуновой, Ф. Кузина, М. Матвеевой, П. Шампань, В. Шепеля, В.Кантора. В работах С. Н. Некрасова, И. В. Возилкина, И. Шевелева, Н. Юлиной и других аторов рассматриваются социальные и тендерные роли. Влияние ментальности на тендерную идентичность исследуется в работах И. В. Герасимова, И. Г. Дубова, Л. В. Пушкарева, И. В. Цхай и других авторов.

В посвященных Интернет-коммуникации трудах представителей гуманитарных наук, таких как О. Арестова, Ц. Короленко, А. Алексеев, А. Войскунский, А. Жичкина, В. Гриффит, М. Платонова, Н. Амяга, Е. Белинская, Е. Блохина, Н. Нечаева, И. Клецкина и др. мировая информационная Сеть представляется в первую очередь как некая «социальная виртуальная реальность», основу которой созидает сообщество пользователей, активно действующих в новой среде. В их работах исследуются явления, связанные с общением и взаимодействием пользователей в Сетипринципы самовыражения и тендерной самопрезентации личности и изменения «сетевой» идентичностизакономерности формирования и характеристики функционирования складывающихся виртуальных общностей.

Целью исследования является исследование личностных и ситуативных особенносте коммуникации в Интернет-среле в их тендерном аспекте.

Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач: рассмотрение специфики межличностной Интернет-коммуникацииэкспликация понятия тендерной идентичностианализ нормативного характера тендерной идентичностиизучение норм и стереотипов, выражающих тендерное неравенство мужчин и женщинвыявление структуры мужских ненормативных ролей как элементов тендерных стереотипованализ специфики тендерной самопрезентации в Интернент коммуникации.

Объект исследования — реально существующий процесс коммуникативного взаимодействия, формы организации и самоорганизации Интернет-среды, выражающиеся в виде межличностного «он-лайн» общения.

Предмет исследования — социально-философская диагностика состояния коммуникативной социальной среды, социальной динамики и репрезентации социальных отношений в виде гедерной идентичности и самопрезентации в межличностной Интернен-коммуникации.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются принципы социальной философии, такие как принцип историзма, объективности, предметности, конкретности, фактуалыюсти. В целях выявления характерологических особенностей и параметрических черт Интернет-коммуникации использованы такие инструментальные методы, как определение, признание, допущение, гипотеза. При анализе характеристик Интернет-общения использованы методы социальной психологии и психологии личности, метод компаративизма, социологические методы символического интеракционализма.

Компаративный метод был применен для выявления особенностей тендерной идентичности в исторических формах проявления. Выявление и систематическая репрезентация факторов тендерной идентичности связаны с применением таких методов, как метод системного и сравнительного анализа, когнитивных методов, социально-аксиологических методов и методов структурно-функционального анализа.

Теоретическую базу диссертационной работы составили труды отечественных и зарубежных авторов в области тендерных исследований, разработок и выводов в сфере феминистских исследований, труды классических философов и социологов, работы антропологов и социальных психологов.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем:

— выявлена специфика Интернет-коммуникации с точки зрения активности субъекта, его места и роли в информационном взаимодействии;

— показано, что тендерная идентичность направлена на идентификацию человека с образом социокультурного существа и выступает как разновидность культурной идентичности, представляя собой совокупность идеальных тендерных представлений;

— выявлена нормативность тендерной идентичности в ее универсальном характере и индивидуальных особенностях;

— рассмотрены коммуникативные стереотипы тендерного неравноправия мужчин и женщин, связанные с личными и социальными нормами;

— проанализирована структура тендерных нормативных ролей;

— выявлены формы тендерной самопрезентации в Интернет-коммуникации.

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Интернет-коммуникация характеризуется следующими особенностями: а) активность/пассивность социального субъекта информационного мираб) «разорванность"/гармоничность социального бытия человека информационного обществав) противоречивость/согласованность содержания социального влияния в информационном мире. В отличие от обычной реальности, Интернет-среда характеризуется гораздо большей социальной неопределенностью и, в силу своей динамики, принципиальной безграничности наличия большего разнообразия возможностей коммуникации. Если бытие человека в социальном мире остается относительно структурированным, то его «виртуальная жизнь», не имея привычных рамок для самокатегоризации, ставит необходимым условием существования решение задачи самоопределения, самопрезентации и поиска идентичности.

2. Тендерная идентичность связана с понятием тендера и направлена на идентификацию человека с образом социокультурного существа. Тендерная идентичность есть разновидность культурной идентичности и представляет собой совокупность идеальных представлений общества о факте полового диморфизма, транслирующих личностному сознанию систему норм поведения, предписаний мышления и чувствования и образцов самовосприятия. Вся эта система норм и образцов является элементами системообразования форм жизнеобеспечения и способов культуросозидания.

3. Нормативность тендерной идентичности задается половой идентичностью и связана с содержанием понятия пола Она характеризуется идентификацией человека с биосоциальным единством, обладающим половозрастными особенностями и воспринимающим их в качестве особенностей его индивидуального существования и имеет символическую природу понятия тендера и его универсальный характер, принимая индивидуальный оттенок внутриличностной организации и, как любой нормативный образ (культурный образец), соотносит свою личностную форму (гендерную идентичность) с индивидуальным характером человеческого тела и его особенностей.

4. Тендерные стереотипы, коренящиеся в российской ментальности, связаны с личными и социальными нормами, выражающими тендерное неравноправие мужчин и женщин, в которых общество фиксирует и демонстрирует различными средствами это неравноправие: через язык (многие названия не имеют женского рода, «удобные» для языка обращения — все в мужском роде) — через общеупотребимые сентенции и поговоркичерез государственные бюрократические проявления в виде устойчивых фразеологизмов и через социальные чувства, характеризующие то, что у женщин как у членов «низкостатусной» группы менее развито чувство идентификации со своей группой, что выражается в особенностях поведения: меньшая согласованностьзаниженная самооценкаболее высокий уровень индивидуальной тревожности, индивидуализма, подозрительности (источник «сплетен», слухов и др.) — выше уровень межличностной конфликтностиженские группы более податливы к требованиям, запрещающим нарушения правил, но одновременно и более конформны к групповому давлению в подобной ситуации.

5. Структура нормативных ролевых норм мужчины складывается из трех факторов. Первый фактор — (норма статуса или норма успешности) — тендерный стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. Второй фактор — (норма твердости) — существует у мужчин в нескольких формах: физической умственной и эмоциональной. Норма физической твердости — это ожидание от мужчины физической силы и мужественности. Норма умственной твердости содержит ожидание того, что мужчина будет выглядеть компетентным и знающим. Норма эмоциональной твердости подразумевает, что мужчина должен быть эмоционально твердым: испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешить свои эмоциональные трудности без помощи со стороны. Третий фактор — это ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности (норма антиженственности). Эта норма побуждает мужчин избегать стереотипно считающихся женскими занятий, деятельности и моделей поведения.

6. Тендерная специфика Интернет-коммуникации связана со следующими чертами: а) она имеет компенсаторный характер, согласно которому «виртуальная личность» может представлять собой реализацию «идеального Я», ориентированную на нормативные, в том числе на тендерные образцы поведенияб) является анонимной, что выражается в приравнивании персонального уровня идентификации к социальному (на уровне поведения это проявляется в повышенном стремлении ориентироваться на групповые нормы, а при отсутствии их явного обозначения — на социальные нормы более высокого уровня общности) — в) общение посредством Интернета является выражением «социально!** виртуальной реальности» (общение имеет место в искусственной среде, лишенной многих атрибутов межличностного общения, а участники общения опираются на редуцированные образы партнеров, которые могут презентировать себя с включением произвольно отобранных, неточных или даже вымышленных элементов) — г) единственная реальность личности в виртуальной среде — суть реальность тендерной самопрезентации, которая является выражением индивидуалъно-лисностного обмена социальными ролями, в результате чего креативность субъекта возрастает в силу актуальной потери социальных ориентиров и реальности обретения конструирования социальных отношений и собственной идентичности.

Научно-практическая значимость работы. Диссертация в целом содержит общие методологические предпосылки анализа социо-коммуникативной системы и коммуникативной культуры в Интернет-среде. Выводы, сделанные в результате исследования качественных и параметрических показателей коммуникативной компетентности, составляющих в совокупности нормы и правила коммуникативной культуры, позволили сформировать коммуникативные технологии репрезентации социальных отношений в формах тендерной специфики межличностной коммуникации. Показано, что тендерная самопрезентация в Интернет-коммуникации выступает важным социально-конституирующим и социально-конструирующим фактором. Это проявляется прежде всего в том, что Интернет-коммуникация выражает собой новый способ сплочения и развития индивидов и формы их творческой самореализации.

Результаты диссертационного исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы для подготовки специалистов в области социальной философии, социальной психологии, социологии, политологии.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования прошли апробацию иа 3 Всероссийском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия», (Ростов-на-Дону, сентябрь 2002), на конференции молодых ученых «Путь в науку» (Ростов-на-Дону, РГУ, апрель, 2003), на межвузовской научно-практической конференции «Социальные технологии: теория и практика» (Санкт-Петербург, июнь, 2003), на методологическом аспирантском семинаре кафедры теоретической социологии факультета социологии и политологии Ростовского государственного университета (октябрь 2002 — апрель 2004 гг). По результатам исследования опубликованы 8 научных работ общим объемом 2,4 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, которые включают в себя 6 параграфов, заключения и списка литературы на русском и иностранных языках. Общий объем диссертации — 196 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование тендерной идентичности и самопрезентации в Интернет-коммуникации позволяет сделать ряд следующих выводов. Пространство Интернет-коммуникации оценивается современными исследователями как социальная среда в силу многих причин. А именно — наличия специфического языка взаимодействия («смайликов», аббревиатур, удвоения глаголов, повышенной вербализации различных аспектов телесного опыта и пр.) — специфических норм взаимодействия (допущения большей раскрепощенности, следовательно, — как большей агрессивности, так и дружелюбия) — избирательной трансляции социальных стандартов (так, например, большая часть «виртуальных персон» наделяется атрибутами физической красоты и силы) — социальной иерархии, в основе которой лежит возможность влияния на ход коммуникации.

В отличие от обычной реальности, Интернет-среда характеризуется гораздо большей социальной неопределенностью — и в силу своей динамики, и в силу принципиальной безграничности, и в силу наличия большего разнообразия возможностей коммуникации. Иными словами — если бытие человека в социальном мире остается относительно структурированным, то его «виртуальная жизнь», не имея привычных рамок для самокатегоризации, ставит необходимым условием существования решение задачи самоопределения, поиска идентичности. Однако последнее возможно не только через виртуальную реконструкцию персональной идентичности или создание «виртуальной личности», но и через осмысление человеком мотивационных ориентиров своей деятельности, которые во многом определяются тендерными нормами и стереотипами. С этой точки зрения доказательством субъектности человека информационного мира могут служить, например, следующие эмпирические факты.

В исследовании тендерных самопрезентаций выявляются следующие основные формы: «включение» в персональную идентичность, включение в социальную идентичность и отсутствие влияния каких-либо устойчивых стереотипов. Результаты отечественных исследований Интернет-коммуникации также позволяют подчеркнуть, что активность и, соответственно, субъектность поведения человека во всемирной Паутине связана с определенным характером мотивации. Преимущество в данном случае закономерно отдается познавательной мотивации в противовес собственно коммуникативной и, тем более, игровой.

Следующая особенность Интернет-коммуникации связана с тем, что ее компенсаторным характером. «Виртуальная личность» может представлять собой реализацию «идеального Я»: абсолютно контролируемая и управляемая самопрезентация позволяет воплотить, пусть только в пространстве виртуального общения, все недостижимые в реальности мечты о «себе хорошем». Но эта же «виртуальная личность» может быть и «плохой» — создаваемой с целью реализации свойственных человеку агрессивных тенденций, которые не могут реализоваться в обычном общении в силу их социальной нежелательности. Но и в том, и в другом случае «виртуальное Я» окажется ориентировано на некие нормативные, в том числе на гендерные образцы поведения.

Другая особенность Интернет-коммуникации — ее анонимность. Это часто выражается в приравнивании персонального уровня идентификации к социальному. На уровне поведения это проявляется в повышенном стремлении ориентироваться на групповые нормы, а при отсутствии их явного обозначения — на социальные нормы более высокого уровня общности. Очевидно, что такое конвенциональное взаимодействие значительно ограничивает возможности субъектного самовыражения его участников.

Наконец, важной особенностью Интернет-коммуникации является еще мало изученный феномен Интернет-зависимость. Данной проблеме посвящено, пожалуй, максимальное количество современных прикладных исследований Интернет-коммуникации. Хотя до сих пор не существует однозначно принимаемых критериев Интернет-аддикции, и, соответственно, методик ее выявления, сам факт невозможности самоконтроля за использованием Интернета.

Конструирование виртуальных личностей может носить возрастной характер и быть связана с самоопределением. Многие авторы отмечают существование кризиса идентичности в подростковом возрасте, когда собственное «Я» представляется подростку размытым. При этом виртуальные личности могут выполнять функцию самоверификации. Существует также точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете — отражение изменений структуры идентичности человека (тенденция к множественности идентичности в реальной жизни), которое является отражением социальных изменений.

Тендерные различия в приобретенном опыте, закрепляемые стереотипами образования, определяют дальнейшее отношение к компьютеру. Мальчики и мужчины имеют более позитивные установки, высокую самооценку, уверенность при работе.

Интернет-коммуникация характеризуется следующими особенностями: а) активность/пассивность социального субъекта информационного мираб) «разорванность"/гармоничность социального бытия человека информационного обществав) противоречивость/согласованность содержания социального влияния в информационном мире. В отличие от обычной реальности, Интернет-среда характеризуется гораздо большей социальной неопределенностью — и в силу своей динамики, и в силу принципиальной безграничности, и в силу наличия большего разнообразия возможностей коммуникации. Если бытие человека в социальном мире остается относительно структурированным, то его «виртуальная жизнь», не имея привычных рамок для самокатегоризации, ставит необходимым условием существования решение задачи самоопределения самопрезентации и поиска идентичности.

Тендерная идентичность, связанпя с понятием тендера и направлена на идентификацию человека с образом социокультурного существа. Тендерная идентичность есть разновидность культурной идентичности и представляет собой совокупность идеальных представлений общества о факте полового диморфизма, транслирующих личностному сознанию систему норм поведения, предписаний мышления и чувствования и образцов самовосприятия. Вся эта система норм и образцов является элементами системообразования форм жизнеобеспечения и способов культуросозидания.

Нормативность тендерной идентичности задается половой идентичностью и связана с содержанием понятия пола, характеризуется идентификацией человека с биосоциальным единством, обладающим половозрастными особенностями и воспринимающим их в качестве особенностей его индивидуального существования и имеет символическую природу понятия тендера и его универсальный характер, принимая индивидуальный оттенок внутриличностной организации и, как любой нормативный образ (культурный образец), соотносит свою личностную форму (гендерную идентичность) с индивидуальным характером человеческого тела и его особенностей.

Тендерные стереотипы, коренящиеся в российской ментальности, связаны с личными и социальными нормами, выражающими тендерное неравноправие мужчин и женщин, в которых общество фиксирует и демонстрирует различными средствами это неравноправие: через язык (многие названия не имеют женского рода, «удобные» для языка обращения — все в мужском роде) — через расхожие сентенции и поговоркичерез государственные бюрократические проявления в виде устойчивых фразеологизмов и через социальные чувства, характеризующие то, что у женщин, как у членов «низкостатусной» группы менее развито чувство идентификации со своей группой, что выражается в особенностях поведения: меньшая согласованностьзаниженная самооценкаболее высокий уровень индивидуальной тревожности, индивидуализма, подозрительности (источник сплетен", слухов и др.) — выше уровень межличностной конфлиюгностиженские группы более податливы к требованиям, запрещающим нарушения правил, но одновременно и более конформны к групповому давлению в подобной ситуации.

Тендерная специфика Интернет-коммуникации связана со следующими чертами: а) она имеет компенсаторный характер, согласно которому «виртуальная личность» может представлять собой реализацию «идеального Я», ориентированную на нормативные, в том числе на тендерные образцы поведенияб) является анонимной, что выражается в приравнивании персонального уровня идентификации к социальному (на уровне поведения это проявляется в повышенном стремлении ориентироваться на групповые нормы, а при отсутствии их явного обозначения — на социальные нормы более высокого уровня общности) — в) общение посредством Интернета является выражением «социальной виртуальной реальности» (общение имеет место в искусственной среде, лишенной многих атрибутов межличностного общения, а участники общения опираются на редуцированные образы партнеров, которые могут презентировать себя с включением произвольно отобранных, неточных или даже вымышленных элементов) — г) единственная реальность личности в виртуальной среде — суть реальность гендерной самопрезентации, которая является выражением индивидуально-личностного обмена социальными ролями, в результате чего креативность субъекта возрастает в силу актуальной потери социальных ориентиров и реальности обретения конструирования социальных отношений и собственной идентичности.

К проблемам, которые предполагают дальнейшие исследования, можно отнести проблемы социальной стратификации пользователей Интернета. Этот вопрос может быть исследован, как по демографичческим и тендерным признакам, так и по мере доступа к информационным ресурсам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Психологические и социальные функции половозрастных стереотипов//Вопросы психологии. 1987. N2.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы.- М., 1990.
  3. С. Идейные истоки женского движения в России // «Общественные науки и современность». 1991. N4.
  4. А.Ю. Искусственная личность — информационно-технический подход к проблеме человека // Проблемы человека: мультидисциплинарный подход. М., 1998.
  5. Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1989. N 5.
  6. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред.В. И. Добренькова. М.: МГУ, 1994.
  7. Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. // Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. Сборник обзоров. М. 1991.
  8. С.С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей // Социально-политический журнал, № 2,1998.
  9. Г. М. Психология социального познания. М., 1997. Антология тендерных исследований.- М., 2000.
  10. Н. В. Личная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. N 6.
  11. Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. N 1.
  12. О. Н. Тендерная специфика при работе с Интернетом на современном этапе его развития // Аудиториум. ру: <�ЬИЬ:/Лууу.аи(Шогшт.ги /соп^р81сЬо1/аге81оуа^еп.Ыт>
  13. О., Бабанин Л., Войскунский А. Психологическое исследование мотивации пользователей интернет // Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. — М.: Экопсицентр РОСС, 2000.
  14. О. Н., Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет. Ьйр://ут^ге1ат.гу:8082/соп^со7/10.Ыт1.
  15. О.Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. 1996. Серия XIV. Психология.
  16. О.Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Социальная и демографическая динамика сообщества пользователей компьютерных сетей http://www.relarn.rv:8082/hllшan/dynamics.txt.
  17. О.Н., Шильштейн Е. С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры «Я». // Вестник МГУ, сер. 14, психология, 1998, № 1.
  18. П.Г. Навигатор по телекоммуникационным ресурсам в социологии // Социологический журнал. 1999. № ¾.
  19. И.П. Тендерные исследования в постсоветской России: источники, теоретические парадигмы и пути развития // Аспекты социальной теории и современного общества. М., Институт социологии РАН, 1999.
  20. И.Л. 'Этика полового различия' в концепции Люси Иригари // Антология тендерных исследований. СПб., 2000.
  21. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики,— М.: Наука, 1999, Смысл. С.267−272
  22. Л.В. «Образ женщины в виртуальной реальности» (Ийр://у>тЛ5п.п1)
  23. В.Г. Категории формы и содержания в психологии/Категории материалистической диалектики в психологии. Под ред. Л. И. Анциферовой, -М., 1988.
  24. К. Виртуальная реальность//Нагс1уаге № 12, 1998.
  25. Ю. Одаренные дети и компьютеры // Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы.- Москва, Экопсицентр РОСС, 2000.
  26. Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации//Психологический журнал, 1998, Т. 19.
  27. С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. // Этнос. Идентичность. Образование.- М., 1998.
  28. O.E. Виртуальная реальность и виртуализация реальности // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000. (sociologv.extrim.ru/ cgi bin/ html. plvr bak)
  29. Е.П., Жичкина А. Е. Пространство, населенное Другими http://inter.net.ni/l 6/28.html
  30. Е.П., Жичкина А. Е. «Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь http://www.rik.ru
  31. Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального про гнозирования /Пер. с англ. М.: Academia, 1999.
  32. М. „Языковые аспекты виртуальной коммуникации“, http://www.rik.ru
  33. М. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. 1999. http://www.rik.ru/vculture/seminar/index.html
  34. П.Л. Общество в человеке // Социологический журнал. 1995. № 2. Берн Ш. 'Тендерная психология». — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  35. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности (www.people.nnov.ru/ volkov/ socialpsy cholo, gv/ bergerpluckmannt/ index. html)
  36. Е. «Эмпирическое исследование специфики межличностного общения с виртуальным собеседником». www.flogiston.ru/projects/articles/blohina.shtml
  37. A.A. Восприятие и понимание человека человеком.- M., 1982.
  38. Бок Г. История, женщин, история полов. — «THESIS», 1994, N 6.
  39. А. Понимание и общение. М., 1989.
  40. Ю.П. Очерки ноокоммуникалогии, — М., 1995.
  41. Введение в тендерные исследования. Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной-Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетейя, 2001.
  42. А. «Интернет как диагноз» // http://inter.net.ru/
  43. Э.М. Отчуждение между мужским и женским началом. -Воронеж, 1994.
  44. Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М., 1998.
  45. Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы, под. ред. Носова H.A. М., 1997.
  46. JI. Философские работы (Часть I). М.: Гнозис, 1994.
  47. Водолеев С. MUD // Планета Интернет, N 3(5), 1997.
  48. А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете// Психологический журнал, 1999. т. 20.
  49. А. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде // Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы.- М.: Экопсицентр РОСС, 2000.
  50. А. Психологические исследования феномена интернет-аддикции // Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы.- М.: РОСС, 2000.
  51. Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека.- M., 1998.
  52. Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек. Энциклопедический словарь. -М., 1999.
  53. O.A. Введение в тендерные исследования // Материалы Первой
  54. Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям Ъалдай — 96'. М&bdquo- 1997.
  55. O.A. Категории пол/тендер в философии феминизма. — «философские исследования». 1995. N4.
  56. O.A. Женщина — друг человека? — «Человек». 1990. N5.
  57. Тендерные аспекты социальной трансформации. Серия: Демография и социология, выпуск 15. Ред. М. М. Малышева, М.: ИСЭПН РАН, 1996.
  58. Тендерные аспекты социальной трансформации. Под ред. М. М. Малышевой. М., 1999.
  59. Тендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития.- М., 1996.
  60. Тендерные тетради. Вып.1. СПб., 1997.
  61. Тендерные тетради. Вып.2. СПб., 1999.
  62. В. Виртуальный мир рождает реальные болезни // Финансовые известия. Вып. 54 № 183, 1996.
  63. Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред. А. Е. Войскунского.// -М., 2000.
  64. В., Святец Ю. Реконструкция прошлого в познавательном пространстве «виртуальных реальностей». Document HTML. URL: http://www.ab.rU/~kleio/aik/knjg/3/15.shtm!
  65. .З. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия //
  66. Долныко&а А.А., Чудова Н. В. Психологические особенности суперпрограммистов//Психологический журнал, 1997, т. 18, N 1.
  67. Е.Г., Трахтенберг А. Д. Социальные последствия развития Интернета и миф о величии электричества // Интернет. Общество. Личность.
  68. Тезисы доклад. Межд. Конф. СПб, 1999. WWW document. URL http://iol.spb.osi.ni/IOL1999/SECTE/E22.HTML
  69. В. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии. (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук), (gallup.spb.ru/ news/ congsl. htm).
  70. А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. ht±p://flogiston.m/projects/artides/refinf.shtml
  71. А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет / Психологический Журнал, 2000, том 21, № 2.
  72. А. Е., Белинская Е. П. (1999) Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета (http://flogiston.df.ru/projects/articles/strategy.shtml)
  73. А. Е., Ефимов К. Ю. «Результаты исследования поведения в Интернете» http://fIogiston.ru/projects/articles/oprosrezults.shtml
  74. Е. Сексизм в средствах массовой информации. // Все люди -сестры. Бюллетень N 3, — СПб, 1994.
  75. М.В. Идентичность человека. Ростов-на-Дону, 1999.
  76. П., Спектор М. (1999). Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории // Мир Internet, № 7−8.
  77. Здравомыслова Е, Темкина А. Социальное конструирование тендера как феминистская теория//Женщина. Тендер. Культура.-М., 1999.
  78. Е., Темкина А. Социальное конструирование тендера // Социологический журнал. 1998. N3−4.
  79. Ю. Женское тело: отчуждение и запрет на удовольствие // Исследование сексуальности.- СПб., 2000.
  80. JI.M. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, № 2, 1999.
  81. JI.M. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. M.: Изд-во Московского университета, 1995.
  82. Г. Социальная дифференциация. Социальные и психологические исследования.-М., 1909.
  83. Д.В. Идея информационного общества и Internet (www.soc.pu. ru:8101/ persons/ dvi/ mtemet. html)
  84. Д.В. Постиндустриализм и виртуализация экономики (www.soc.pu. ru:8101/publications/jssa/1998/l/a8. html)
  85. Иноземцев B. J1. «Вечные ценности» в меняющемся мире//Свободная мысль-ХХ1, 2001. № 8.
  86. Интернет-зависимость новый социальный феномен / «Приморские Вести», январь 2000 ('http://www.festu.ru/ pubsite/ рг/ pr. htm).
  87. H. Онтология виртуальной реальности. Document HTML. URL: http://tvfi.narod.ru/virtual.htm
  88. M. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. -М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000.
  89. М. Становление общества сетевых структур // Новая постидустриальная волна на Западе / Под редакцией B.JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999. URL. http://www.postindustrial.ru/titles5.shtml?book=7
  90. КлецинаИ. С. Тендерная социализация. Учебное пособие. СПб, 1998.
  91. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального.- М., 1975.
  92. И. Технология виртуальная, результат — реальный // Computerworld, № 35, Москва, 1997.
  93. Концепция формирования Информационного общества в России http://www.iis.ru/library/riss/riss. ru. html
  94. Г. Сеть как организационный принцип. Кентавр, 1992 № 2. http://www.isn.ru/econ/netorg.doc
  95. Ц.П. Адциктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.
  96. Ц.П. Работоголизм респектабельная форма аддиктивного поведения. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4.
  97. Крисмански Х.-Ю. Виртуальный мир, компьютеры и общество // Soziologishe Revue, № 1, 1999.
  98. И. Создай свой имидж. // Независимая газета. 16 марта 2000.
  99. В.П. Концепция социального обмена в современной социологии // Социологические исследования, 1997. N 5.
  100. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. «Межличностное общение. Учебник для вузов». — СПб.: Питер, 2001. — 544 е.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
  101. В.И. Современная западная социология.- Ростов-н/Д, Феникс, 2001.
  102. В.И. Социальный менеджмент в социальных технологиях // Социальная работа. Ростов-н/Д. Феникс, 1999.
  103. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. Ростов-н/ Д, Феникс, 2001.
  104. В.И. Социальный менеджмент в социальной работе // Социальная работа. Ростов-н/Д, Феникс, 2003.
  105. В.И., Угольницкий Г. А. Математические методы социальных технологий: Учебное пособие. М.: Вузовская книга, 1998.
  106. В.В., Петренко В. Ф., Россохин A.B. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998 (3), с. 70−78.
  107. С.И. Что придет на смену индустрии информационных технологий. Document HTML. URL: http://marketingmix.com.ua/stories/nlp.html
  108. Т. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации и тендера // Антология тендерных исследований.- М., 2000.
  109. Т. де. Американский Фрейд. Тендерные исследования. -Харьков. 1998. № 1.
  110. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник МГУ, сер. 14, 1996, № 4.
  111. Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество//Социология на пороге XXI века. М., 1999.
  112. В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. N2.
  113. М.М. Тендерная идентификация женщин в послевоенной и посткоммунистической России // Судьбы людей, Россия, XX век. ИСРАН, -М., 1996.
  114. Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России) / Под ред. И. Г. Дубова.- М., 1997.
  115. Е.Ю. Институциональный сексизм и стереотипы маскулинности // Тендерные аспекты социальной трансформации. Под ред. М. М. Малышевой. Демография и социология. Выпуск 15. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения. 1996.
  116. Л.А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности -М.: РОССПЭН, 1997.
  117. К. Теория сексуальной политики (предисловие к публикации О.А.Ворониной). — «Вопросы философии», 1994. N 9.
  118. Д. С. О подчинении женщины.- М., 1994.
  119. А. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности http://psynet.by.ru/texts/minakov.htm
  120. Мужественность и женственность / Под ред. А. Г. Хрипковой.- М., 1991.
  121. А., Поздеев В. Основы научных исследований. Киев, Издательство Европейского университета, 2002.
  122. Н. А. Идеал женщины в структуре тендерных картин мира.- М., 2001.
  123. Тендерные тетради. Выпуск второй: Спб. филиал Института социологии РАН.-СПб., 1999.
  124. Г. В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002.
  125. Отчет об опросе участников 6-й Всероссийской конференции RELARN'99http://www.relarn.ru:8082/human/relam99.html
  126. И. Интернет-общение. http://inter.net.rU/6/6.htrnl
  127. С.И. «Онлайновые сообщества»: методы исследования и практическое конструирование: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Ин-т экономики и организации промышленного производства СО РАН. Новосибирск, 2000.
  128. Р. Создание сетевых организационных структур http://www.ptpu.ru/issues/397/15 397.htm
  129. А. 'Тендерные аспекты речевого поведения" / Журнал «Иной Взгляд» 2002, № 2
  130. А. 'Тендерные аспекты речевого поведения" / Журнал «Иной Взгляд» 2002, № 2
  131. Портрет среднестатистического пользователя Интернета претерпел значительные изменения / РосБизнесКонсалтинг Новости, 24.04.2000.
  132. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  133. В. Проблемы моделирования виртуальной реальности. Document HTML. URL: http://ultima.com.ru/main.php3?load=creature/vr. СПб, 1999.
  134. М. Воздействие цвета на человека и его психику. Document HTML URL: http://webclub.ru/materials/colorinfluence/index.html
  135. Пограничное сознание / Составители В. Е. Багно, Т. А. Новичкова. СПб., 1999.
  136. В. Перспективы интеллектуального освоения информационного пространства сети Интернет научным сообществом // Труды международного семинара Диалог'99 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. М, 1999.
  137. Портрет среднестатистического пользователя Интернета претерпел значительные изменения / РосБизнесКонсалтинг Новости, 24.04.2000.
  138. Д.А. Где исчезают виртуальные миры? // Виртуальная реальность М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1998.
  139. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах, 1999.
  140. М. «Интерпретация значения слова: тендерный контекст"/ Материалы 2-й международной междисциплинарной научно-практической конференции «Женщина. Образование. Демократия», 1999 г. (http://envila.iatp.by).
  141. Н. К. К проблеме использования тендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. 1999. N 2.
  142. А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. Результаты опроса пользователей Интернет 1998 г. http://www.relarn.ru:8082/human/polll998.txt
  143. Д. Виртуальная реальность. Document HTML. URL: http://www.virtual.ru/virtualreality.html
  144. В.М. Технологии виртуальной реальности. // Традиционная и современная технология (философско-методологический анализ) / РАН институт философии.-М., 1999.
  145. C.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира.- М. 1957.
  146. Садлер Уильям А., Джонсон Томас Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества.- M., «Прогресс», 1989.
  147. Д. Интернет как среда проведения психологических исследований // Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. — М.: Экопсицентр РОСС, 2000.
  148. В. Реальные деньги виртуального мира // Эксперт № 43 (206), 1999.
  149. И. ««Женская» и «мужская» стратегии анализа проблем коммуникации»/ Материалы 2-й международной междисциплинарной научно-практической конференции «Женщина. Образование. Демократия» 1999 г. http://envila.iatp.by)
  150. Г. Л., Зараковский Г. М., Розин В. М., Войскунский А. Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). М.: ИСА РАН, 1997.
  151. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М. 1998.
  152. Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., МГУ, 1989.
  153. Социальная идентифкация личности. Отв. Ред. В. А. Ядов.- М., 1993.
  154. С.Г. Социальная идентичность человека // Социально-гуманитарные знания. 2000. N 1.
  155. A.B. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
  156. Социальная идентификация личности. Кн. 1,2. М., 1994.
  157. Стоит ли бояться виртуальной реальности? Document HTML. URL: http://www.bsgraphics.ru/magazvvvrr.htm
  158. Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии // под ред А.Е.Войскунского
  159. И.Р. Психология взаимоотношений. Екатеринбург, 1999.
  160. В. Системный подход к описанию и управлению взаимодействиями человека с виртуальной средой. // Тезисы докладов на конференции «Технологии виртуальной реальности», М.: ГосНИИАС, — 1995.
  161. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
  162. Л. М. Золотой век. М.: Прогресс, 1995
  163. O.K., Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Общение, опосредствованное компьютером //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1986.
  164. А. Футурошок: Пер. с англ. СПб.: Лань, 1997.
  165. К., Зиммерман Д. Создание тендера. Тендерные тетради. Выпуск первый: СПб. филиал Института социологии РАН. СПб., 1997.
  166. Феминизм- Восток, Запад, Россия. Под ред. М. Т. Степанянц. М.: Наука, 1993.
  167. Феминизм и тендерные исследования. Тверь, 1999.
  168. Феминизм: перспективы социального знания. Под ред. О. А. Ворониной. М.: ИНИОН-ИФРАН, 1992.
  169. Н., Вилсон П. Можно ли смоделировать реальность? Использование в психологии 3-х мерной среды, генерированной при помощи компьютера // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М., 1998.
  170. Форман Н, Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психологический журнал, том 17, № 2, М., 1996.
  171. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
  172. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975.
  173. Э. Женские исследования в США. Дайджест теоретических материалов информационного листка «Посиделки» 1996−98 г. г. — СПб., 1999.
  174. В. Келер Т. Публичное конструирование «Я» в опосредствованном компьютером общении // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000.
  175. В. Человек в поисках смысло. М., 1990.
  176. С. Духовные основы общества. M., 1993.
  177. Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
  178. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности // Фрейд 3. «Я» и «Оно». Книга 2. Тбилиси: Мерани, 1991.
  179. . «Загадка женственности». Пер. с англ. Вступ.ст. О.Ворониной. М.: Прогресс, 1993.
  180. Э. Иметь или быть? M., 1990.
  181. Фундаментальное интернет-исследование. Часть 1. Интернет в России // НИС «CrpaHa.RU" — Фонд «Общественное мнение». М. — 2000.
  182. Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2.
  183. Ю. Демократия. Разум. Нравственность.- М., 1995.
  184. Хейзинга Й. Homo ludens. M.: Прогресс-Академия., 1992.
  185. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии, 1994. N 10.
  186. К. Женская психология.- СПб., 1993.
  187. Хрестоматия феминистских текстов.- СПб., 2000.
  188. Г. Ф. Человек деятельный // Вопросы антропологии. 1980, вып. 66.
  189. К. Истина мифа. M., 1995.
  190. С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности. 1996. http://horujy.chat.ru/12sta.html
  191. JI., Зиглер Д. Теории личности. М., 1997.
  192. Цели использования Интернета и особенности типов Интернет пользователей // Страна. ги: Интернет в России: Россия в Интернете: Демоверсия http://2001.isras.ru/Publications/Batygin/Internetsociology.htm -ednref8.
  193. С. Аудитория российского Интернета: измерения и реальность // Broadcasting. № 3 (7)/ Май. 2000.
  194. И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  195. А.В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России: обзор исследований аудитории интернета. // Междисциплинарный центр СпбГУ. СПб., 2000.
  196. Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
  197. И.С. «Некоторые психологические особенности общения посредством Интернет», http://flogiston.ru
  198. И.С. «Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении», http//www.auditorium.ru
  199. ., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения. //Иностранная психология. Т. 1. 1993, № 4.
  200. Т. «Социальная психология». Пер с анг. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
  201. А.Г., Рыхлевская Е. И., Ларионов А. Г. Психологические аспекты самопрезентации пользователей Интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
  202. Э.Г., Кулаков С. Л., Чсремисин О. В. Исследование образа «Я» у подростков с аддиктивным поведением.// Психологические исследования и психотерапия в наркологии: бор ник научных трудов, т. 123, -Л., 1989.
  203. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998. http://www.inter.net.ru/10/32.html
  204. Эксперимент по передаче тактильных ощущений через интернет // Компыолента. Document HTML. URL: http://www.compulenta.ru/2002/10/29/35 013/
  205. Энциклопедия. Том 1/Под общ. ред. Юзвишина И. И. М., 1998. — С.6.
  206. Юнг К. Г. «Архетип и символ». «Renaissance». М. 1991.
  207. В.В. Современная психология общения женщины с мужчиной. -Минск, 2000.
  208. А. Философские проблемы виртуальной реальности в творчестве, искусстве и образовании. Правовые аспекты использования виртуальных технологий. Document HTML. URL: http://www.yukhvid.narod.ru/DokladEkaterinburg.htm. Екатеринбург, 1999.
  209. Языковое сознание: формы и функции.- М., 1998.
  210. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности.-М., 1978.
  211. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.
  212. Янг К. С. Диагноз: Интернет-зависимость //Мир internet, .М., 2000, № 2.
  213. К. Современная техника. Новая технократическая волна на Западе.-М., 1986.
  214. J., Whitehouse D. (eds.). An ethical global information society: Culture and democracy revisited. Chapman & Hall & IFIP Publ., 1997.
  215. Lippert P.J. Internet: the new agora? // Interpersonal Computing and Technology: An Electronic Journal for the 21st Century, 1997, Vol. 5(3−4). WWW document. URL http://jan.ucc.nau.edu/~lpct j/1997/n4/lippert.html
  216. Mitchell W. City of bits. The MIT Press, 1995. URL http://mitpress.mit.edu/ebooks/CityofBits/
  217. Ostwald M.J. Virtual urban futures // Virtual Politics. Identity and Community in Cyberspace / D. Holmes (ed.). SAGE Publications, 1997.
  218. Preston J.M. From mediated environments to the development of consciousness // Psychology and the Internet: Intrapersonal, Interpersonal, and Transpersonal Implications / J. Gackenbach (ed.). NY: Academic Press, 1998.
Заполнить форму текущей работой