Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Критика марксистами ФРГ философии «критического рационализма»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили также общие научные принципы анализа историко-философского процесса, выявленные К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным. Эти принципы исследовались в работах советских философов В. У. Бабушкина, Б. В. Богданова, А. С. Богомолова, Г. А. Брутян, М. Т. Иовчука, В.А.Ма-линина, М. Б. Митина, И. С. Нарского, Т. И. Ойзермана и др. К ним относятся… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. КРИТИКА ОВЦЕФИЛОСОФСКИХ ОСНОВ «КРИТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА» МАРКСИСТАМИ ФРГ
    • I. Защита диалектикочнатериалистических принципов анализа научного знания
    • 2. В борьбе за марксистскую концепцию развития научного знания
  • Глава II. КРИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ «КРИТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА» МАРКСИСТАМИ ФРГ
    • I. Защита исторического материализма от фальсификаций «критического рационализма»
    • 2. В борьбе за антимонополистическую демократию и социализм

Критика марксистами ФРГ философии «критического рационализма» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научный анализ и аргументированная критика с позиции марксизма-ленинизма наиболее влиятельных в капиталистических странах течений буржуазной философии имеет сегодня большое идеологическое, теоретическое, методологическое и практическое значение в свете поставленных ХХУТ съездом КПСС и отраженных в ряде партийных и государственных документов задач борьбы против буржуазной идеологии за торжество идеалов коммунизма.

Важный участок этой борьбы сегодня — критика философии «критического рационализма». «Сложившись как логика и методология науки прежде всего в трудах К. Поппера, «критический рационализм» на современной стадии своего развития превращается в некую систему мировоззрения, распространяющегося на сферу социальной жизни, политики, этики и т. д. Он играет существенную роль в идейной и политической жизни ряда ведущих буржуазных и социал-реформистских партий — прежде всего ФРГ, Великобрита 2 нии, Австрии, скандинавских стран.

В этих условиях изучение, обобщение и освоение опыта борьбы марксистов ФРГ против «критического рационализма» становится необходимой предпосылкой успешного выполнения ленинского указания: «Побороть все сопротивление капиталистов, не только во.

1 Материалы ХШ съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с. 146- Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983, с. 29. Федосеев П. Н. Философия и научное познание. М., Наука, 1983, с. 56. енное л политическое, но и идейное, самое глубокое и самое мощное" Учет достижений западногерманских марксистов в этой борьбе является важным условием объединения усилий ученых разных стран в деле защиты марксистско-ленинских основ коммунистического движения против попыток их исказить или подорвать.

Чрезвычайно актуальны сегодня основные цроблемы, по которым марксисты ФРГ полемизируют с «критическим рационализмом»: философские вопросы научного познания, взаимосвязь и взаимовлияние философии и науки, социальная роль философии и др. Выявление наиболее острых в политическом отношении граней этой проблематики в ходе анализа идейной конфронтации между марксизмом и «критическим рационализмом», выявление вклада западногерманских марксистов в постановку и исследование актуальных проблем философского знания призваны содействовать дальнейшему творческому развитию диалектического и исторического материализма.

Тема исследования тесно связана с революционной практикой современности. Выработка активной политической позиции у трудящихся, сплочение сил в борьбе против антикоммунизма не мыслимы сегодня без эффективного противостояния любым попыткам столкнуть рабочее движение в колею реформизма. Обобщение опыта современной борьбы с такой попыткой в ФРГ имеет особую значимость. Западная Германия — наш ближайший капиталистический сосед, одна из ключевых стран Западной Европы. Ее серьезное влияние на политическую жизнь капиталистических стран Европы объясняется не только причинами географического, экономического и военного характера, но и ее идеологическим воздействием на.

Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.41, с. 406. ход беспрецедентно обострившейся борьбы двух мировых социальных систем — социализма и капитализма.

Систематическое и всестороннее изучение современного состояния и основных тенденций развития марксистской философии в зарубежных социалистических и капиталистических странах началось сравнительно недавно. Впервые на настоятельную потребность в такого рода исследованиях, обусловленную значительной активизацией творческой мысли зарубежных ученых-марксистов, резким увеличением количества и ростом качества их научных работ было указано в 1967 г. в Постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» .

За последние годы советскими обществоведами проделана большая работа в этом направлении. В частности, в нашей стране были опубликованы переводы трудов западногерманских философовмарксистов Р. Штайгервальда, Й. Шлайфштайна, В. Гернса, Г. Вайса, р

И.Г. фон Гейзелера и др.. Появились работы, посвященные Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1966;1968). М., 1972, т.9, с. 353.

2 См.: Штайгервальд Р. «Третий путь» Герберта Маркузе. М., 1971; он же: Марксизм, религия, современность. М., 1976; он же: Буржуазная философия и ревизионизм в империалистической Германии. М., 1983; Гернс В., Штайгервальд Р., Вайс Г. Оппортунизм сегодня. М., 1977; Штайгервальд Р., Гейзелер И. Г. фон. Франкфуртская школа в свете марксизма. — Проблемы мира и социализма, 1970, 8- Шлайфштайн Й. Кому служит концепция «качества жизни»? — Проблемы мира и социализма, 1974, В 7. анализу тенденций развития марксистской философской мысли в современной ФРГ. Так, на некоторые тенденции в этом развитии, связанные с борьбой против «критического рационализма», указывают Р. И. Соколова и Я. Г. Фогелер в статье «Марксисты ФРГ в борьбе за материалистическую диалектику» Ряд авторов (Б.Н.Бессонов, А. С. Богомолов, Б. Т. Григорьян, И. С. Нарский, Т. И. Ойзерман, М. Б. Яковлев и др.) рассматривают развитие марксистской мысли в ФРГ в связи с ее борьбой с буржуазной философией. Например, авторы вышедшей в 1981 г. книги «Критический рационализм», «Философия и политика» (И.С.Нарский, Я. Г. Фогелер, М. В. Яковлев и др.) используют некоторые выводы марксистской критики «критического о рационализма» в ФРГ. Проблемы развития марксизма в ФРГ в ходе борьбы с буржуазной идеологией рассматриваются в ряде докторских (Б.Н.Бессонов, Ю. Н. Давыдов, В. П. Иерусалимский и др.) и кандидатских (И.С.Белова, И. И. Петров, Р. И. Соколова и др.) диссертационных исследований.

Итоги этой работы в значительной степени представлены в первом в советской науке обобщающем исследований основных этапов и тенденций развития марксистской философии в европейских социалистических и ряде капиталистических стран Западной Европы и Америки, вышедшем под редакцией А. Г. Мысливченко, Н. П. Коликова,.

1 См.: Соколова Р. И., Фогелер Я. Г. Марксисты ФРГ в борьбе за материалистическую диалектику. — Философские науки, 1982, JH, с. I30-I3I. См.: «Критический рационализм» • Философия и политика. М., Мысль, 1981, с. 26−27, 38, 63, 106−107, 114, 231, 245 и др.

А.Д.Косичева, В. В. Мшвениерадзе и Б. С. Старостина. В четвертой главе второй части этого издания (авторы главы — Я. Г. Фогелер, Р. И. Соколова, И.И.Петров) раскрываются достижения западногерманских философов-марксистов в исследовании вопросов диалектического и исторического материализхма, актуальных проблем современного общественного развития, истории философии, критике буржуазной философии и ревизионизма.

Вместе с тем, творческая работа западногерманских марксистов пока не получила должного освещения в советской научной литературе. Пока не создано обобщающих монографий на данную те^ му, подобных тем, что посвящены, например, анализу развития марксизма во Франции М. Н. Грецким, И. А. Гобозовым, Н. С. Пригодойв США — В. А. Кувакиным, И. И. Черкасовымв Аргентине — В. Ф. Титовым, В публикациях, посвященных марксистской мысли в ФРГ, рассматриваются лишь те или иные аспекты ее развития в этой стране. Некоторые публикации носят обзорно-информационный характер.

Развитие марксистской философии в ФРГ, позитивная, творческая разработка западногерманскими марксистши актуальных проблем философской науки непосредственно связаны с критикой буржуазной философии, ревизионизма и оппортунизма. В первые послевоенные годы в качестве главных направлений буржуазной философии выступали экзистенциализм, неотомизм и неопозитивизм. Но тогда марксисты ФРГ еще не имели достаточно сил для развертывания всесторонней борьбы против «академической» философии. В центре их внимания в тот период находилась критика.

См.: Современная марксистско-ленинская философия в зарубежных странах. М., Наука, 1984, с. 444−475. фашистской и неонацистской идеологии, реваншизма и антикоммунизма.^.

В 60-е годы актуальной задачей марксистов стала критика влиятельной Франкфуртской школы, философских основ идеологии ультралевых сил, выступивших под именем «новых левых». К моменту формирования легальной ГШ философы-марксисты ФРГ уже внесли определенный вклад в идейную борьбу на этом фронте. Успешной была борьба против идеологии «неомарксизма» и ее философского обоснования в работах Г. Маркузе, М. Хоркхаймера, Т. Адор-но, Э. Фромма и других представителей Франкфуртской школы. В конце 60-х — начале 70-х годов Р. Штайгервальд, Й. Шлайфштайн, Х. Хольцер и другие марксисты ФРГ показали, что идеология «новых левых», философия Франкфуртской школы не имеют ничего общего с подлинным марксизмом-ленинизмом, являются новым вариантом мелкобуржуазной идеологии. Они подвергли острой критике попытки «соединить» фрейдизм с марксизмомфилософские построения Ю. Хабермаса и других представителей «второго поколения» теоретиков Франкфуртской школы.

Плодотворной была марксистская критика философских основ современного социал-реформизма, направленная прежде всего против попыток правого крыла СДПГ оправдать правооппортунистиче.

Современная марксистско-ленинская философия в зарубежных странах. М., 1984, с. 471−473.

2 См. Р.Штайгервальд. «Третий путь» Герберта Маркузе. М., 1971; Браун X. Критика Фрейдо-марксизма. М., 1982. скую политику неокантианскими идеями этического социализма Попытка придать реформистской идеологии аксиологический статус, ранее предпринятая руководством СДПГ, к середине 70-х гг. не оправдала надежд социал-демократических теоретиков на создание своего рода эрзац-мировоззрения, призванного заполнить философский вакуум их идеологии. Способом решения этой проблемы и стала попытка правого крыла СДПГ использовать «критический рационализм» К. Поппера в качестве общефилософского о обоснования социал-реформистской идеологии и политики .

Правые лидеры СДПГ официально отреклись от марксизма в пользу «чистого» реформизма еще в своей Бад-Годесбергской программе (1959 г.). Но до 70-х гг. проблема философского обоснования новой стратегии партии не стояла так остро как после прихода социал-демократов к власти. В новых условиях включение идей К. Поппера в идеологический арсенал правых сил СДПГ призвано было служить теоретическому оправданию их антимарксистских и реформистских позиций. «Правда, — пишет советский исследователь Ю. К. Мельвиль, — в результате острой борьбы различных политических течений внутри социал-демократической партии принятая в Мюнхене в 1975 г. «Программа экономически-политической ориентации на 1975;1985 гг.» не признала идеи Поппера официальной доктриной СДПГ. И все же «критический рационализм» продолжает оставаться философской основой.

См.: Гернс В., Штайгервальд Р., Вайс Г. Оппортунизм сегодня. М., 1977. р

См.: Современная марксистско-ленинская философия в зарубежных странах. М., 1984, с.467−473. взглядов правого крыла социал-демократических партий" .

Помимо правых теоретиков СДНГ «критический рационализм» в современной ФРГ проповедуют и видные теоретики СвДП, такие как Р. Дарендорф, и представители ХДС, в частности, идеолог этой партии В.Деттлинг. Аргументацией и терминологией К. Поп-пера неоднократно пользовался дане нынешний бундесканцлер о.

Г. Коль. Видный философ-марксист, член Правления ПШ Р. Штай-гервальд, отметив то, что в текстах постановлений о запретах на профессию содержатся указания не брать на работу в правительственные учреждения тех служащих, которые не ориентируются на «критический рационализм», справедливо замечает, что «тем самым теория Поппера возводится в ранг некоего тоталь Q ного критерия» .

Прежде всего этим — объясняется сравнительно широкое распространение «критического рационализма» на Западе. Рост его влияния в буржуазной философии выявил, в частности, ХУ1 Всемирный философский конгресс, состоявшийся в 1978 г. в Дюссельдорфе. Некоторые буржуазные ученые связывают с «критическим рационализмом» надежду на выход из тупика, в котором оказалась идеалистическая философия в наше время. Им импонирует то, что Поппер называет себя «реалистом», против2.

Мельвиль Ю. К. Пути буржуазной философии XX века. М., 1983, с. 166−167.

Критический рационализм". Философия и политика. М., 1981, с. 36−37. о.

Штайгервальд Р. Буржуазная философия и ревизионизм в империалистической Германии. М., 1983, с. 357. См.: Урсул АД., Шаталов А. Т., Фогелер Я. Г. Философия, наука, мировоззрение (к итогам работы ХУ1 Всемирного философского конгресса) — Философские науки, 1979, J? 3, с.112−122. ником идеализма, претендует на новое слово в методологии научного познания. Но это не меняет идеалистической сущности его философии, утверждающей агностицизм. Советские ученые Р.И.Косо-лапов и Т. И. Ойзерман подчеркивают, что «критический рационализм» Поппера, выступающий под флагом современнейшей «философии науки», оставил далеко позади себя махистское и неопозитивистское отрицание объективной истины. И махисты и неопозитивисты все-таки признавали какую-то, пусть не объективную, но все же истину. Поппер куда более радикален и поэтому в отличие от своих.

I. I предшественников не затушевывает дшдеистских выводов .

Все это потребовало от западногерманских марксистов обстоятельного критического анализа построений сторонников «критического рационализма» глубоких исследований в области теории познания, диалектического и исторического материализма, направленных на разработку актуальных проблем философского знания, нашедших искаженное отражение в постпозитивизме. В 70-х — начале 80-х гг. в ФРГ появилась целая серия марксистских работ, посвященных данной теме. Эти работы пока недостаточно исследованы в советской научной литературе. Хотя в монографиях Й. Шлайфштайна, К. Байертца, Й. Каля, Г. Зандккшера, работах В. Ха-бердитцля, Р. Штайгервальда и других западногерманских марксистов содержится богатый материал, дополняющий марксистскую критику критического рационализма, предпринятую как у нас в.

Идеология восходящего класса. — Коммунист, 1984, J5 13, с. 50. 2.

Bayertz К., Schleifstein J. Mythologie der «kritischen Ver-nunft». Zur Kritik der Erkenntnisund Geschichtstheorie Karl Poppers. Koln, 1977; Kahl J. Positivisms als Konservatisimis. Eine philosophische Studie zu Struktur und Funktion der posi-tivistischen Denkweise am Beispiel Ernst Topitsch. Koln, 1976; т стране, так и за рубежом, В марксистской историографии практически нет работ, специально посвященных изучению большого влияния конфронтации марксизма с «критическим рационализмом» на дальнейшее’развитие марксистской философской мысли в ФРГ.

Замысел автора, определивший цели и задачи исследования, можно сформулировать следующим образом:

I. Показать некоторые особенности идейно-политической ситуаций в ФРГ в 70-е годы, повлиявшие на выдвижение «критическо.

Sandkiihler H.J. Sozialdemokratische Philosophien. — Marxisti-sche Blatter, 1977, И 2, S.23−30- Sandkiihler H.J. Praxis una GeschichtebewuBtsein. Frankfurt a/M, 1973; Haberditzl W. Sir Karls neue Kleider. Bemerkungen zu Poppers Entwurf einer Theorie der objektiven Erkenntnis. — Das Argument, 1974, H.10−12, S. 845−861- Beyertz K. (Hrsg.) Wissenschaftsgeschich-te und Wissenschaftliche Revolution. Koln, 1981, u.a. Марксистские труды, посвященные критике философии «критического рационализма» в ФРГ отличаются, например, от трудов, посвященных этой теме в Англии (М.Корнфорт, Д. Льюис, Д. Бер-нал и др.) тем, что постановка и исследование актуальных. проблем философского знания в них более тесно связаны с научными дискуссиями, ведущимися сегодня у нас в стране и других социалистических странах. Это обусловлено возможностью, использовать литературу ГДР, где широко издаются труды, отражающие современный уровень марксистских исследований в странах социализма. В отличие от советских философов марксисты ФРГ делают в своих исследованиях больший акцент на анализе социальных истоков и функций «критического рационализма», что обусловлено особенностями идейной конфронтации в стране. го рационализма" на роль мировоззренческой основы политики ряда буржуазно-реформистских и консервативных сил Западной Германии.

2. Выявить вклад марксистов ФРГ в критику общефилософских основ и социальной философии «критического рационализма» .

3. Выделить направления разработки современных проблем философского знания марксистами ФРГ, актуальность которых особенно ярко выявила идейно-теоретическая борьба с «критическим рационализмом» .

4. Оценить направленность и перспективы деятельности марксистов ФРГ по выработке у трудящихся более критического мышления и активной, сознательной идейно-политической позиции в борьбе с правым оппортунизмом, опирающимся в своих теоретических построениях на философию «критического рационализма» .

Задача, поставленная и решаемая в диссертации, предопределила предмет, выбор источников и границы исследования. Основное внимание было уделено марксистским работам, посвященным критическому рассмотрению философии «критического рационализма», опубликованным в ФРГ в 70−80-е годы. В диссертации критически рассматриваются публикации сторонников «критического рационализма», в частности, западногерманских адептов этой философии (Г.Альберт, Э. Топич, Г. Шпиннер, Г. Ленк и др.), ряд работ теоретиков крупнейших буржуазных политических партий, вышедшие в свет за последнее десятилетие (Г.Вайсер, Р. Дарендорф, В. Детлинг и др.).

Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе подвергнуты научному анализу ранее не исследованные в советской литературе труды западногерманских марксистов, посвященные критике философии «критического рационализма», рассматривается ранее не изученное влияние конфронтации марксизма с «критическим рационализмом» на дальнейшее развитие марксистской философской мысли в ФРГ. В диссертации раскрыты некоторые особенности идейно-политической ситуации, повлиявшей на распространение «критического рационализма» в Западной Германиивыявлены определенные достоинства и недостатки марксистской критики «критического рационализма» в ФРГ, направления разработки современных проблем философского знания западногерманскими марксистами, актуальность которых особенно ярко проявилась в ходе идейно-теоретической борьбы с этим течением буржуазной философиипоказана марксистско-ленинская направленность и наступательный характер критики марксистами ФРГ правого оппортунизма, опирающегося в своих теоретических построениях на философию «критического рационализма» .

Методологической основой исследования явились теоретико-методологические положения, содержащиеся в трудах классиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС, материалы международного коммунистического и рабочего движения, публикации Германской коммунистической партии.

Методологическую основу исследования составили также общие научные принципы анализа историко-философского процесса, выявленные К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным. Эти принципы исследовались в работах советских философов В. У. Бабушкина, Б. В. Богданова, А. С. Богомолова, Г. А. Брутян, М. Т. Иовчука, В.А.Ма-линина, М. Б. Митина, И. С. Нарского, Т. И. Ойзермана и др. К ним относятся, в частности, принцип историзма, единство логического Бабушкин В. У. О природе философского знания. М., 1979; Богданов Б. В. История философии как история проблем и их решений. -Философские науки, 1965, № 6, с. 54−61- Он же: Ленинские принципы анализа истории философии. М., 1970; Богомолов А. С. Эни исторического, историко-материалистический подход, проблемно-категориальный анализ, последовательно партийная позиция и др. Особое значение для данного исследования имеют работы советских ученых, посвященные анализу специфики истории марксистско-ленинской философии как части общей истории философии. Эти вопросы рассматриваются в трудах Г. А. Багатурия, В. А. Вазюлина, В. С. Выготского, М. Н. Грецкого, М. Т. Иовчука, А. Д. Косичева, В. А. Кувакина, К. Т. Кузнецова, Н. И. Лапина, А. И. Малыша, Л. С. Мамута, М. И. Михайлова, Т. И. Ойзермана, Е. А. Самарской, Л. Н. Суворова, Б. А. Чагина и ДР.1. гельс и методологические вопросы истории философии. -.В кн.: -" Анти-Дюринг" Ф. Энгельса и современность. М., 1978, с.214−238- Богомолов А. С., 0йзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983; Брутян Г. А. Очерки по анализу философского знания. Ереван, 1979; Иовчук М. Т. История философии как наука, ее предмет, метод и значение. М., I960- он же: марксистско-ленинская концепция истории философии и некоторые ее актуальные проблемы. М., 1971; он же: методологические вопросы и актуальные задачи исследований по истории философии и общественной мысли. — Вестн. АН СССР, 1975, $ 8, с.49−58- Ма-лишш В. А. Теория истории философии: наука и ее проблемы.М., 1976; Митин М. Б. История философии и философия истории. -Философские науки, 1973, $ 2, с.12−17- Нарский И. С. О теоретическом исследовании основной историко-философской противоположности. — Философские науки, 1970, JS 4, с.133−144- Ойзер-ман Т. И. Главные философские направления. М., 1971; он же: Диалектический материализм и история философии. М., 1979; он же: Проблемы историко-философской науки. М., 1982. Багатурия Г. А. Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе. М., 1972; Он же: Первое великое открытие Маркса. Формирование и развитие материалистического понимания истории. — В кн.: Маркс — историк. М., 1968; Багатурия Г. А., Выготский B.C. Экономическое наследие К.Маркса. М., 1976; ВазгалинВ.А. Логика" Кагштала" К. Маркса (логический аспект). М., 1975; Вы.

В процессе исследования автор опирался на труды советских ученых А. С. Богомолова, Б. С. Грязнова, А. В. Гулыги, В.И.Евсевиче-ва, Л. А. Журавлева, Б. А. Куркина, Е. Б. Кузиной, С. А. Лебедева, В. А. Лекторского, Е. А. Мамчур, В. И. Метлова, И. З. Налетова, И.С.Нар-ского, А. Л. Никифорова, Н. Ф. Овчинникова, А. В. Панина, А.И.Раки-това, Г. И. Рузавина, В. Н. Садовского, Ю. Н. Серова, П. Н. Федосеева, Т. М. Хабаровой, В. С. Швырева, Н. С. Юлиной и др., а также труды зарубежных ученых М. Бура, Х. Весселя, Г. Гекдена, Г. Лея, Т. Мш-лера, Й. Шрайтера (ГДР), В. С. Добриянова, Н. Ирибаджакова, М. Янко-ва (НРБ), В. Румля (ЧССР), А. Геде (ВНР), М. Корнфорта (Англия) и готский B.C. Экономическое обоснование теории научного коммунизма. М., 1975; Грецкий М. Н. Предает истории марксистско-ленинской философий. — Философские науки, 1977, J5 3- Иовчук. М. Т. Методологические вопросы истории марксистско-ленинской философии и современность. — Философские науки, 1964, J? 4- Он же: Ленинизм, философские традиции и современность. М., 1970; Косичев А. Д. Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность. М., 1964; Он же: Карл Маркс — основоположник научного коммунизма. М., 1968; Он же: Творческое развитие КПСС теорий научного коммунизма. М., 1978; Кувакин В. А. К истории и логике формирования ленинского теоретического наследия. — Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия, 1977, Is 2- Он. же: Теория истории марксистско-ленинской философии. — Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия, 1980, 2- Кузнецов К. Т. Возникновение научного коммунизма. М., 1968; Лапин Н. И. Молодой Маркс. М., 1976; Малыш А. И. Формирование марксистской политической экономии. М., 1966; Мамут Л. С. Карл Маркс кек теоретик государства. М., 1979; Михайлов М. И. История Союза коммунистов. М., 1968; Он же: У истоков великого двиs жения. М., 1980; Ойзерман Т. Н. Формирование философии марксизма. М., 1974; Самарская Е. А. Понятие практики у К. Маркса и современные дискуссии. М., 1977; Суворов Л. Н. Ленинский, этап в развитии философии марксизма. М., 1976; Чагин Б. А. Создание и развитие К. Марксом и Ф. Энгельсом теории научного коммунизма. М., 1970. других марксистских философов, работы которых посвящены критическому анализу философии «критического рационализма» Богомолов А. С. Английская буржуазная философия XX века. М. 1973; Он же: Диалектика и рациональность. — Вопросы. философии, 1978, is 7- Грязнов B.C. Философия науки К. Р. Поппера.- В кн.: Формальная логика и методология современной науки. М., 1976; Гулыга А. В., Никифоров АД. Философская ситуация в ФРГ сегодня: некоторые аспекты. — Вопросы философии, 1978, № 6- Евсе-вичев В.И., Налетов З. И. Концепция «третьего мира» в гносеологии Карла Поппера. — Вопросы философии, 1974, Is 10- Журавлев В. А. Позитивизм и проблема объективности законов истории. М., 1980; Куркин Б. А. Философские аспекты политологии в ФРГ. — Вопросы философии, 1980, }Ь 2- Кузина Е. Б. Анти-индуктивизм в эпистемологии Карла Поппера. — Философские науки,. 1978, 1Гз 3- Лебедев С. А. Индукция как метод научного познания. М., 1980; Лекторский В. А. Философия, наука, «философия науки». — Вопросы философии, 1973, J5 4- Мамчур Е. А. Проблема выбора теории. М., 1975; Метлов Ё. И. Критический анализ эволюционного подхода к теории познания К.Поппера. — Вопросы философии, 1979, В 2- Нарский И. С. Марксистский ответ Карлу Попперу. — В кн.: Корнфорт М. Открытая философия и открытое. общество. М., 1972; Он же: Философия позднего Карла Поппера. -Философские науки, 1979, Jfc 4- Он же: Современные метаморфозы неопозитивизма. — Философия и современность. М., 1976; Никифоров А. Л. От формальной логики к истории науки. Критиче-. ский анализ, буржуазной методологии науки. М., 1983; Панин А. В. Диалектический материализм и постпозитивизм. М., 1981; Садовский В. Н. Логико-методологическая концепция Карла Поппера (вступительная статья) в кн.: К.Поппер. Логика и рост научного знания. М., 1983; Серов Ю. Н. Концепция «предположительного» знания Карла Поппера. — Позитивизм и наука. М., 1973; Федосеев П. Н. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. — Вопросы философии, 1978, J& 12-.Он же: Философия и научное познание. М., 1983; Хабарова Т. Н. Концепция К. Поппера как переломный пункт в развитии позитивизма. — В кн.: Современная диалектическая гносеология. М., 1968; Швы-рев B.C. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования.

В этих работах содержится критика эпистемологии, философии истории и социальной философии «критического рационализма». Выделены этапы эволюции этого течения буржуазной философии. В первом приближении это период, связанный с разработкой критерия фальсифицируемости, который рассматривается Поппером в качестве средств отграничения науки от философии (метафизики) и средства определения эмпирического содержания науки. И период позднего Поппера, связанный с выдвижением идеи автономизации знания («третьего мира»), идеи фаллибилизма (концепция, утверждающая принципиально гипотетический характер научного знания) и теории роста научного знания («эволюционная эпистемология»).

В нашей литературе дана обстоятельная критическая оценка взглядов, относящихся к первому периоду. В последние годы все большее место занимает критика позднего Поппера. При общем росте количества трудов, посвященных критике философии истории и социальной философии «критического рационализма» эта тема остается недостаточно разработанной. науки. М., 1966; Он же: Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Юлина Н. С. «Эмерджентный реализм» К. Поппера против редукционистского материализма. — Вопросы философии, 1979, JS 8- Гейден Г. Учение о социализме в «Анти-Дюринге» и современный социал-рефорлизм. — Вопросы философии, 1978, Добриянов B.C. Антиисторизм неопозитивиста Карла Поппера. — Критика современной буржуазной философии и социологии. М., 1963; Ирибаджаков Н. Клио перед судом буржуазной, философии. М., 1972; Корнфорт М. Открытая философия и открытое общество. М., 1972; Янков М. Критическият рационализъмедна парадоксална теория на познанието. — Филос. мисъл, София, 1979, г. 35, кн. 7, с. 26−36- кн. 10, с. 34−43;

Исследуя работы западногерманских марксистов, посвященные критике «критического рационализма», автор стремился проследить логику марксисткой аргументации против «критического рационализма» по всем основным направлениям развиваемой постпозитивистами теории. При этом основное внимание было сосредоточено на критике марксистами ФРГ трудов К. Поппера как «классика» этого философского направления. Такой подход оправдывает тот факт, что острие марксистской критики «критического рационализма» в ФРГ направлено прежде всего против основ позитивистских изысканий западногерманских сторонников «критического рационализма» •.

Первая глава диссертации посвящена анализу критики общефилософских основ «критического рационализма» марксистами ФРГ. В первом параграфе этой главы рассматриваются логико-гносеологические и социальные истоки попперовской философии науки. Особое внимание уделено выявлению марксистами ФРГ гносеологических причин несостоятельности фальсификациониз-ма, сопоставлению попперовской и марксистской концепций научного метода, анализу подхода западногерманских марксистов к развитию диалектико-материалистического учения о методах и формах научного познания.

Buhr М., Schreiter J" Erkenntnistheorie-kritischer Ratio-nalismis-Reformismus. Berlin, 1979; Gedo A. Positivisimis und «Postpositivismas». — Deutsche Ztschr. fur Philoso-phie. В., 1979, Jg. 27, N 12, S. 1467−1474- Ley H., Ш1-ler T. Kritischer Vernunft und Revolution. Koln, 1971; Ruml V. Veda jako h. odnota a hodnota vedy. — Piloz. cas., Pr., 1983, voc. 31, Я 2.

Во втором параграфе первой главы рассматриваются философские построения позднего Поппера. Здесь основное внимание сосредоточено на развитии марксистами ФРГ диалектико-матери-алистической концепции развития научного знания в борьбе с попперовской «теорией роста научного знания». В западногерманской марксистской литературе, посвященной анализу науковедческих проблем, во П половине 70-х гг. произошел перенос акцентов на позитивную разработку актуальных проблем марксистской гносеологии. В этот период критическая оценка попперовского варианта постпозитивизма становится аспектом творческой созидательной работы марксистов ФРГ. В этой связи выделяется круг вопросов, актуальность разработки которых особенно ярко выявила конфронтация марксистской философии 6 «критическим рационализмом» .

Вторая глава диссертации посвящена анализу критики западш> германскими марксистами социальной философии «критического рационализма», попыток использовать ее в качестве философского обоснования идеологии и политики реакционных сил в ФРГ. В первом параграфе главы рассматриваются в этой связи по преимуществу общие вопросы теории общественного развития, вопросы методологии социального познания. Во втором — практические следствия марксистского и постпозитивистского подходов к построению общественной науки.

В первом параграфе главы сосредоточено внимание на выявление западногерманскими марксистами социальных и гносеологических причин антиисторизма К. Поппера и его западногерманских последователей, подчеркнут решительный, последовательный характер защиты марксистами ФРГ основополагающих принципов исторического материализма от их извращения в «критическом рационализме». Важнейшим предметом анализа в параграфе является подход западногерманских марксистов к обоснованию марксистских принципов анализа сощальных процессов, требования соединить принцип историзма с всесторонним учетом структуры и функционирования социальных систем. Выделяются важнейшие задачи, которые ставят перед собой сегодня в области социально-исторического познания марксисты ФРГ.

Второй параграф посвящен анализу деятельности марксистов ФРГ в ответ на попытку реакционных сил использовать постпозитивистские построения для наукообразного обоснования их антимарксистской и антикоммунистической позиции. Здесь сосредоточено внимание на демонстрации марксистами ФРГ антинаучной сущности политики и идеологии, построенных на идеях «критического рационализма», марксистской аргументации против политологических концепций сторонников этого направления буржуазной философии. Автор стремился показать роль западногерманских марксистов в борьбе трудящихся ФРГ против антикоммунизма, за антимонополистическую демократию и социализм.

Основному содержанию каждого параграфа предшествует краткая реконструкция понятий критикуемых марксистами ФРГ концепций «критического рационализма». В конце глав даются выводы по поводу исследуемого материала. В Заключении подводятся итоги исследования.

Заключение

.

Председатель Германской компартии Герберт Мис в книге «Поворот вправо? Взгляд в прошлое и будущее после 13 лет правления СДПГ» отмечает определенное полевение общественной жизни в ФРГ, произошедшее за последнее десятилетие. «Улучшение политического климата и подъем движения демократических сил являются наиболее замечательным достижением 70-х годов» , — пишет Г. Мис Развитие данного процесса тесно связано с успехами в бескомпромиссной идейной борьбе западногерманских марксистов с наиболее влиятельными направлениями современной буржуазной философии. Яркой ее страницей войдет в историю развития марксистской философской мысли решительный отпор «критическому рационализму», данный философами-марксистами ФРГ в 70-е — начале 80-х гг. Марксисты раскрыли позитивистскую сущность модного в Западной Германии «критического рационализма», показали актуальность ленинской критики позитивизма для борьбы с этим духовным явлением в идейной жизни современной ФРГ. Р. Штайгервальд, Й. Шлайфштайн, К. Байертц, Й. Каль, Г. Занд-кюлер и др. философы продемонстрировали, что теоретическая деятельность сторонников этого течения буржуазной философий подчинена целенаправленной борьбе против философских основ научного социализма, антимарксизм, антикоммунистичеекая установка наложила отпечаток на все философские построения «критических рационалистов» .

Mies Н. Wende nach rechts? Ruckblick und Ausblick nach 13 jahren SPD-Regierung. Frankfurt a/M., 1983, S. 58.

Западногерманские марксисты выявили глубокие гносеологические корни характерного для всех этапов эволюции «критического рационализма» извращения действительного отношения между познанием и практикой, объективным и субъективным в самом процессе познания показали плодотворность диалектики как подлинно научного метода познания действительности.

К.Байертц в монографическом исследовании общефилософских основ «критического рационализма» убедительно доказал, что постпозитивистская критика логического позитивизма Венского кружка К. Поппером и его последователями не меняет позитивистской сущности теоретических изысканий буржуазных методологов науки. Субъективный идеализм и агностицизм, противопоставление единичного и общего, разрыв теоретического и чувственного знания, отрыв теории от практики, логическая редукция понятия «закон» и другие черты теории познания «критического рационализма», выявленные К. Байертцем, свидетельствуют о том, что эта концепция не выходит за пределы общей линии развития неопозитивизма.

В трудах К. Ъайертца, В. Хабердитцля, Р. Штайгервальда и др. марксистов продемонстрирована внутренняя противоречивость фальсификационизма, подвергнуты критике «фаллибализм» и «гипотетизм» «критического рационализма», раскрыты гносеологические корни несостоятельности этих концепций — отрыв от действительного процесса познания, идеалистическое понимание «опыта», «практики» как источников познания, субъективистская абсолютизация роли гипотезы в познании. Философы-марксисты ФРГ показали бесплодность попыток построения концепции развития научного знания на идеалистической, метафизической основе.

Заслугой западногерманских марксистов является последовательная защита диалектико-материалистических принципов анализа научного знания от нападок буржуазной гносеологии, дальнейшая разработка марксистско-ленинской методологии научного познания. Г. Зандкшер и К. Хольцкамп противопоставили идеализму «критического рационализма» подлито научный анализ значения чувственных компонентов, роли общественно-исторической практики в познании, обоснованный подход к методологии как продукту гносеологического и диалектико-логического анализа реальной практики научного исследования.

Критика постпозитивизма и других направлений буржуазной философии науки теснейшим образом связаны в трудах марксистов ФРГ с позитивной разработкой актуальных проблем философского знания. Исследуя основополагающие принципы марксистской гносеологии, разрабатывая диалектико-материалистическую теорию развития в острой идеологической борьбе с буржуазной идеологией, марксисты ФРГ справедливо подчеркивают необходимость рассмотрения важнейших категорий марксистской теории познания в неразрывной связи с субъектом социальной деятельностипролетариатом.

Идейная конфронтация марксистской философии с «критическим рационализмом» в ФРГ выявила особую важность и актуальность разработки вопроса о диалектике, чрезвычайную мировоззренческую значимость разработки идеи развития как центральной идеи материалистической диалектики, применительно ко всем областям научного знания. Р. Штайгервальд, Г. Зандкшер, М. Хаан и другие марксисты ФРГ раскрыли содержание реальных проблем, нашедших искаженное отражение в философии «критического рационализма», выдвинули на первый план задачу всесторонней разработки материалистической диалектики как методологической основы научно-познавательной деятельности в области общественных и естественных наук, подчеркнули необходимость изучения вопросов социально-культурной детерминации познания. В конце 70-х — начале 80-х годов в ФРГ складывается целое направление, связанное с исследованием этих вопросов.

Марксисты ФРГ дали решительный отпор попыткам «критических рационалистов» извратить основы материалистического понимания истории, подвергли достаточно обстоятельной критике социальную и политическую философию «критического рационализма». Й. Шлайфштайн и Р. Штайгервальд показали, что в социальной теории, развиваемой К. Поппером и его последователями в ФРГ, особенно четко проявляется неопозитивистская сущность «критического рационализма». Эта теория, построенная на отрицании общих, объективных законов развития общества, призвана служить бастионом на пути к научному пониманию движущих сил общественного развития, нацелена против основ исторического материализма.

В трудах Р. Штаигервальда, Й. Шлайфштайна, Й. Каля, Г. Занд-кюлера и других марксистов раскрыты социальные и гносеологические истоки социальной философии «критического рационализма» как буржуазно-либеральной реакции на укрепление позиций социализма в борьбе двух социальных систем. Западногерманские марксисты выявили главный недостаток методологии социального познания К. Поппера — метафизический способ мышления, приводящий постоянно к ложным дилеммам (холизм или индивидуализм, институциональный подход или классовый и т. п.), продемонстрировали несостоятельность социальной философии «критического рационализма» как ложной альтернативы материалистическому пониманию истории, показали, что в работах «критических рационалистов», нацеленных против марксизма, ни в коей мере не рассматривается действительный метод Маркса, нападки на марксистско-ленинскую теорию основываются на фальсификации ее основных идей.

Западногерманские марксисты дали бой попытке реакционных сил, прежде всего правого крыла СДПГ, использовать апологетическую концепцию «критического рационализма» для философского обоснования социал-реформистской практики, мировоззренческой дезориентации трудящихся ФРГ. Х. Хольцер, Й. Каль, Й. Шлайфштайн, Р. Штайгервальд и другие философы выявили псевдорационалистский характер политики государственного управления, построенной на принципе «фаллибилизма», продемонстрировали всю фальшь аппеляции сторонников «критического рационализма» к собственной «критичности». Р. Штайгервальд и другие марксисты ФРГ охарактеризовали политику и идеологию, строящиеся на идеях «критического рационализма» как «государственно-монополистический реформизм», показали реакщонный смысл утверждения абсолютного плюрализма в идеологии и политике.

Идейная конфронтация марксизма с «критическим рационализмом» в ФРГ вновь показала огромную методологическую роль материалистической диалектики в деле познания общественного развития, в деле решения актуальных проблем современности, выявила актуальность творческой разработки философских вопросов социального прогнозирования и философских основ аксиологии.

Эта конфронтация явилась одним из факторов, определивших постановку марксистами ФРГ в области социально-исторического познания в качестве главных задачи исследования общества как целостного системного образования, задачи дальнейшей творческой разработки теории общественно-экономических формаций.

Развитие марксистской философии в ФРГ свидетельствует о непреходящем значении философской теории для дела классовой борьбы. Раскрытие возрастающей роли рабочего класса в общественном развитии ФРГ, выявление путей достижения союза антимонополистических сил в стране, путей привлечения интеллигенции и студенчества к борьбе за мир, социальный прогресс, демократию и социализм, убедительная критика буржуазной идеологии и другие достижения марксистских исследований являются весомым вкладом в выработку стратегии и тактики Германской компартии в современных условиях. Творчески развивая и применяя учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, марксисты ФРГ вносят сегодня свой вклад ь решение актуальных проблем современности, в борьбу против антикоммунизма за шр и социальный прогресс.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основ оположников маш с и зм а-ле нини зм, а *
  2. К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга I: Процесс производства капитала. Т. 23, с. 5−784.
  3. К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий. Книга Ш: Процесс капиталистического производства, взять в целом. Т.25, ч. П, с. 1−458.
  4. К. К критике гегелевской философии права. Введение. Т. I, с. 414−429.
  5. К. К критике политической экономии. Т.13, с.1−167.
  6. К. Нищета философии. Т.4, с.65−185.
  7. К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. Т.40, с.147−233.
  8. К. Тезисы о Фейербахе. Т. З, с.1−4.
  9. К. Тезисы о Фейербахе (Текст 1845 года). Т.42, с. 261−263.
  10. К. Теория прибавочной стоимости (1У том «Капитала»).- Т.26, ч. П, с. 1−648.
  11. Ю.Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Введение.- Т.46, ч.1, с.17−48.
  12. II.Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года. Т.42, с.41−174.
  13. Цитируется по: Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений, издание 2-е и Ленин В. И. Полное собрание сочинений.
  14. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Т.4, с. 419−459.
  15. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице ее различных пророков. Т. З, с. 7−544.
  16. К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. (Новая публикация I главы «Немецкой идеологии»). Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах, т.1. М., 1979, с.4−76.
  17. К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Т.2, с.3−330.
  18. Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Т.20, с. 16−343.
  19. Ф. Введение к английскому изданию «Развития социализма от утопии к науке». Т.22, с. 294−320.
  20. Ф. Введение к работе К.Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848—1850 гг.». Т.22, с. 529−548.
  21. Ф. Диалектика природы. Т.20, с. 339−626.
  22. Ф. Из подготовительных работ к «Анти-Дюрингу».-Т.20, с.629−654.
  23. Ф. Карл Маркс. «К Критике политической экономии». Т.13, с. 489−499.
  24. Ф. Лвдвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Т.21, с. 269−317.
  25. Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Т.19, с. 185−230.
  26. .И. Аграрная программа русской социал-демократии.-Т.6, с. 303−348.
  27. В.И. Аграрный вопрос и «критики Маркса». Т.5, с.95−268.
  28. В.И. Великий почин. (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников»). Т.39, с.1−29.
  29. В.И. Государство и революция. Т.33, с.1−120.
  30. В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Т. II, с. I-I3I.
  31. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. -Т.41, с.1−104.
  32. В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках т.т.Троцкого и Бухарина. Т.42, о.264−304.
  33. В.И. Задачи союзов молодежи. T.4I, с. 298−318.
  34. В.И. За деревьями не видят леса. Т.34, с.79−85.
  35. В.И. Заметки публициста. Т.19, с.239−304.
  36. В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма.-Т.27, с.299−426.
  37. В.И. Исторические судьбы учения Карла Маркса.- Т.23, с.1−4.
  38. В.И. Карл Маркс. Т.26, с.43−93.
  39. В.И. К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена.- Т.23, с.117−120.
  40. В.И. К лозунгам. Т.34, с.10−17.
  41. В.И. Крах П Интернационала. Т.26, с.209−265.
  42. В.И. Марксизм и ревизионизм. Т.17, с.15−26.
  43. В.И. Марксизм о государстве. Т.33, с.123−307.
  44. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Т.18, с.7−384.
  45. В.И. Наши разногласия. Т.20, с.114−133.
  46. В.И. Наши упразднители. Т.20, с.114−133.
  47. В.И. Некритическая критика. Т. З, с.611−636.
  48. В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Т.17, с.145−426.
  49. В.И. О государстве. Лекция в Свердловском университете II июля 1919 года. Т.39, с.64−84.
  50. В.И. О значении воинствующего материализма. Т.45, с.23−33.
  51. В.И. О некоторых особенностях исторического развития марксизма. Т.20, с.84−89.
  52. В.И. Очередные задачи Советской власти. Т.36, с. 165−208.
  53. В.И. Под чужим флагом. Т.26, с.131−154.
  54. В.И. Положение Бунда в партии. Т.8, с.65−76.
  55. В.И. Против бойкота (Из заметок с.-д.публициста).-T.I6, с.1−36.
  56. В.И. Рабочая партия и крестьянство. Т.4, с.429−437.
  57. В.И. Развитие капитализма в России. Т. З, с. 1−609.
  58. В.И. Разногласия в европейском рабочем движении.-Т.20, с.62−69.
  59. В.И. Революционный авантюризм. Т.6, с.377−398.
  60. В.И. Статистика и социология. Т.30, с.349−356.
  61. В.И. Три источника и трисоставные части марксизма. Т.23, с. 40−48.
  62. В.И. Философские тетради. Т.29, с.1−782.
  63. В.И. Фридрих Энгельс. Т.2, с.1−14.
  64. В.И. Что делать? Т.6, с.1−192.
  65. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? T.I, с. 125−346.
  66. В.И. Шаг вперед, два шага назад. Т.8, с.185−414.
  67. В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г.Струве. T. I, с.347−534.
  68. Официально-документальные материалы
  69. Мис Г. Избранные статьи и речи. I968-I98I гг. М., Политиздат. — 591 с.
  70. .Н. Живое и действенное учение марксизма-ленинизма (ответ критикам). Изд. 3-е, дополн. М., Политиздат, 1981. 367 с.
  71. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ХХП съездом КПСС. М., Политиздат, 1977. — 144 с.
  72. Совершенствование развитогосощализма и идеологическая работа партии в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. Всесоюзная научно-практическая конференция. Правда, II декабря 1984 г., с.2−3.
  73. К.У. Избранные речи и статьи. 2-е изд., дополн. М., Политиздат, 1984. — 672 с.
  74. К.У. Народ и партия едины. Избранные статьи и речи. М., Политиздат, 1984, — 496 с.
  75. Эссенский (1969 г.) и Дюссельдорфский (1971 г.) съезды Германской коммунистической партии. М., Политиздат, 1973. — 366 с. 3. Книги
  76. .В. Ленинские принципы анализа истории философии. М.: Наука, 1970, 239 с. 3. 9. Богомолов А. С. Английская буржуазная философия XX века. М.: Мысль, 1973. 317 с.
  77. А.С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983. 285 с.
  78. Буржуазная философия кануна и начала империализма. Под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. ГЛ.: Высшая школа, 1977. 424 с.
  79. Бур М., Штайгервальд Р. Отречение от прогресса, истории, познания и истины: об основных тенденциях современной буржуазной философии. Пер с нем. М.: Мысль, 1984.133 с.
  80. В.А. Диалектика исторического процесса и методология его исследования. М.: Знание, 1978. 64 с.
  81. В поисках теории развития науки. Отв. ред. чл.-корр.
  82. АН СССР С. Р. Микулинский, В. С. Черняк. М.: Наука, 1982. 294 с.
  83. А. Философия кризиса. Пер. с венг. М.: Прогресс, 1978.- 265 с.
  84. В., Штайгервальд Р., Вайс Г. Оппортунизм сегодня. Пер. с нем. М.: Политиздат, 1977. 215 с.
  85. Гносеология в системе философского мировоззрения. Отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Наука, 1983. 382 с.
  86. С.И. Законы развития и функционирования общества. (Гносеологический и методологический анализ).
  87. М.: Высшая школа, 1977. 144 с.
  88. B.C., Семенкж Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки. (Становление и развитие). М.: Мысль, 1984.- 268 с.
  89. В.Д., Гуревич П. С., Семченко А. Т. В поисках духовной опоры: общеполитические и международные аспекты буржуазных концепций «реидеологизации». М.: Международные отношения, 1981. 207 с.
  90. М.Н. Наука философия — идеология: некоторые актуальные проблемы марксистской философии во Франции. М.: Изд-во М1У, 1978. — 124 с.
  91. А.Я. «Социальная инженерия» на службе современного капитализма. М.: Мысль, 1972. 72 с.
  92. .С. Логика, рациональность, творчество. М.: Наука, 1982. 256 с.
  93. Диалектика научного познания. Очерк диалектической логики. Под ред. Е. К. Войшвилло, Д. П. Горского, И. С. Нарского. М.: Наука, 1978. 479 с.
  94. В.Д. Классовые бои на Рейне. Рабочее движение в Западной Германии. 1945−1973. М.: Мысль, 1973. 413 с.
  95. Л.А. Позитивизм и проблема исторических законов. Под ред. Замошкина Ю. А. М.: Изд-во МГУ, 1980. -300 с.
  96. П.С. Преодоление заблуждения в научном познании. М.: Мысль, 1979. 190 с.
  97. Идеалы и нормы научного исследования. (Ред.-сост. В.С.СтепинХ Минск: Изд-во Белорусского университета, 1981. 432 с.
  98. Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма (размышления над книгой В. И. Ленина «Материализми эмпириокритицизм»). М.: Политиздат, 1980. 176 с.
  99. В.И. Буржуазный плюрализм: истоки и классовый смысл. М.: Мысль, 1983. 199 с.
  100. Л.Ф. Исторический материализм. Проблемы методологии. М.: Наука, 1983. 255 с.
  101. Л.Ф. Философия и научный прогресс. Некоторые методологические проблемы естествознания и обществозна-ния. М., 1977. 318 с.
  102. М.Т. Ленинизм, философские традиции и современность. М., 1970. 334 с.
  103. Исторический материализм как социально-философская теория. (Под ред. В.Н.Разина). М.: Высшая школа, 1982.- 364 с.
  104. Категория исторического материализма. Ред. колл.: Н. И. Дряхлов, В. И. Разин, Э. Лассов, Г. Штилер. М.: Мысль, 1980. '351 с.
  105. .М. Ленин и научные революции. М.: Наука, 1980.- 463 с.
  106. А. Монизм и плюрализм в идеологии и политике. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1976. 303 с.
  107. Н.А. Соотношение социального и научно-технического прогресса в современную эпоху, М.: Изд-во МГУ, 1981. 336 с.
  108. Ф.В. Марксистско-ленинская философия и современность. М.: Наука, 1982. 479 с.
  109. П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль, 1974. 568 с.
  110. М. Открытая философия и открытое общество. Ответ д-ру Карлу Попперу на его опровержение марксизма. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1972. 532 с.
  111. A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979. 216 с.
  112. А.Д. Карл Маркс основоположник научного коммунизма. М.: Знание, 1968. — 62 с.
  113. А.Д. Теоретическое обобщение В.И.Лениным опыта Октябрьской революции и строительства социализма в СССР. М.: Изд-во МГУ, 1974. 314 с. 346. «Критический рационализм»: философия и политика (анализ концепций и тенденций). М.: Мысль, 1981. 309 с.
  114. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 2-е изд. М.: Политиздат, 1980. 312 с.
  115. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. 288 с.
  116. В.И. Детерминизм и вероятность. М.: Политиздат, 1976. 256 с.
  117. Г. А. Эволюция и кризис современного позитивизма. М.: Мысль, 1976. 72 с.
  118. С.А. Индукция как метод научного познания. М.: Изд-во МГУ, 1980. 192 с.
  119. .А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. 360 с.
  120. Е.А. Проблема выбора теории. К анализу переходных ситуаций в развитии физического знания. М.: Наука, 1975. 232 с.
  121. .В. Проблемы обоснования и проверяемости теоретического знания. Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1984. 168 с.
  122. Материалистическая диалектика как общая теория развития. Философские основы теории развития. (Под рук. и общ. ред. аяад.Л.Ф.Ильичева). М.: Наука, 1982. 496 с.
  123. Мельвиль.Ю. К. Пути буржуазной философии XX века. М.: Мысль, 1983. 247 с.
  124. И.П. Метод гипотез в истории познания. М.: Наука, 1984. 188 с.
  125. М.Б. Идеи В.И.Ленина и современность. М.: Наука, 1981. 391 с.
  126. В.В. Современное буржуазное политическое сознание (философский аспект). М.: Наука, 1981. -448 с.
  127. И.С. Новейшие течения буржуазной философии (Критический анализ). М.: Знание, 1982. 64 с.
  128. И.С. Современная буржуазная философия- два ведущих течения начала 80-х годов XX века. М.: Мысль, 1983. 80 с.
  129. И.С. Современный позитивизм. М.: АН СССР, 1961.- 424 с.
  130. А.Н. От формальной логики к истории науки. Критический анализ буржуазной методологии науки. М.: Наука, 1983. 176 с.
  131. Н.М. Германская коммунистическая партия в борьбе за мир и социальный прогресс. М.: Мысль, 1983. -240 с.
  132. Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. (Отв. ред. Б.Т.Григорьян). М.: Наука, 1978. 365 с.
  133. Т.Н. Главные философские направления. Теоретический анализ историко-философского процесса. Изд.2-е, доработанное. М.: Политиздат, 1984. 341 с.
  134. Т.И. Диалектический материализм и история философии. (Историко-философские очерки). М.: Мысль, 1979.-308 с.
  135. Т.И. Проблемы историко-философской науки. Изд. 2-е. М.: Мысль, 1982. 301 с.
  136. .С. СДПГ: идейная борьба вокруг программных установок. I945-I975. М.: Наука, 1980. 336 с.
  137. А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. (Критический анализ некоторых буржуазных концепций науки). М.: Изд-во МГУ, 1981. 240 с.
  138. Позитивизм и наука. Критический очерк. Сб. статей под ред. Горского Д. П" и Грязнова Б. С. М.: Наука, 1975.- 248 с.
  139. К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. Пер. с англ. сост., общая ред. и вступительная статья д.ф.н. В. Н. Садовского. М.:Прогресс, 1983. 605 с.
  140. Проблемы и противоречия буржуазной философии 60−70-х годов XX века. М.: Наука, 1983. 384 с.
  141. Проблемы материалистической диалектики как теории познания. (Очерки теории и истории). М.: Наука, 1979. 357 с.
  142. А.И. Философские проблемы науки: системный подход. М.: Мысль, 1977. 270 с.
  143. Современная буржуазная философия. Под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. М.: Высшая школа, 1978. 564 с.
  144. Современная марксистско-ленинская философия в зарубежных странах, Ред* коллегия А. Г. Мысливченко, Н. П. Коликов, В. В. Мшвениерадзе, Б. С. Старостин. М.: Наука, 1984. 608 с.
  145. Современная философия и социология в ФРГ. М.: Мысль, 1971. 264 с.
  146. Современная идеалистическая гносеология. Критические очерки. Под ред.. Г. А. Курсанова. М.: Мысль, 1968.-536 с.
  147. П.Н. Диалектика современной эпохи. 3-е изд. М.: Наука, 1978. 656 с,
  148. П.Н. Марксизм в XX веке. Маркс, Энгельс, Ленин и современность. Изд. 2-е, доп. М.: Мысль, 1977.638 с.
  149. П.Н. Философия и научное познание. М.: Наука, 1983. 464 с.
  150. Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977, 312 с.
  151. B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984. 132 с.
  152. B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978. 382 с.
  153. А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983. 320 с.
  154. Р. Буржуазная философия и ревизионизм в империалистической Германии. М.: Прогресс, 1983. 446 с.
  155. Р. Введение в марксистскую философию. Пер. с нем. Политиздат, 1982. 144 с.
  156. Р. Марксизм, религия, современность. Пер. с нем. М.: Политиздат, 1976. 190 с.
  157. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.
  158. Н.С. Проблема метафизики в американской философии XX века. Критический очерк эмпирико-позитивистских течений. М.: Наука, 1978. 296 с.3"93″ Acham К. Analytische Geschichtsphilosophie. Eine kriti-sche Einfurung. Freiburg-I.runchen, 1974″ 390 S.
  159. Adomo T.W., Albert H., Dahrendorf R., Habermas J., Pilot H., Popper K.R. Der Psitivismusstreit in der Sozio-logie. Hermann Luchterhand Verlag, 1969. 348 S.
  160. Albert H. Konstruktion und Kritik. Aufsatze zur Philosophic des kritischen Rationalismus. Hoffmann und 0am-pe Verlag, Hamburg, 1972. 400 S.
  161. Albert H. Pladoyer fur kritischen Rationalismus. R. Piper & Co Verlag, Minchen, 1971• 152 S.
  162. З.Ю5. Bliihdorn J., Ritter J. (Hrsg.). Positivisnrus im 19.
  163. Jahrhundert. Beitrage zu seiner geschichtlichen und sys-tematischen Bedeutung. Frankfurt a/M., 1971- 201 S.
  164. Kritik der Philosophie und Soziologie von Horkheimer,
  165. Adorno, Marcuse, Habermas. Hrsg. v. J.H. v. Heiseler,
  166. R.Steigerwald und J.Schleifstein. Verlag Marxistische
  167. Rationalismus und Sozialdemokratie II. Diskussion und
  168. Deutschen Soziologentages. Im Auftrag der Deutschen Ge-sellschaft fur Soziologie herausgegeben von M.R.Lep-sius. Ferdinand Enke Verlag, Stuttgart, 1976. 456 S.4. Статьи
  169. Л.М. Наука и нормы: альтернативы или единство? Вопросы философии, 1979, № 3, с.119−127.
  170. Г. А. О некоторых особенностях развития марксизма как теоретической системы. Вопросы философии, № I, 1983, с.49−59.
  171. Л.Б. Системность как методологический регуля-тив научной теории. Вопросы философии, 1979, Л6, с.81−90.
  172. Г., Вольгаст 3. Аспекты «философии техники» в ФРГ. Вопросы философии, 1984, № 10, с.112−119.
  173. .Н. Вступительная статья в книге: Р.Штайгервальд. Буржуазная философия и ревизионизм в империалистической Германии. М., «Прогресс», 1983, с.5−24.
  174. М.Н. Предмет истории марксистско-ленинской философии. Философские науки, 1977, J6 3, с.67−75.
  175. .Т. «Просвещенный» консерватизм. Вопросы философии, 1979, В 12, с.126−133.
  176. .С. 0 взаимоотношении проблем и теорий. -Природа, 1977, № 4, с.60−64.
  177. .С. О попперовском критерии научного знания. -В кн.: Проблемы логики, методологии и философии науки: Тез. докл. Ереван, 1972, с.36−38.
  178. Г. Й. Коммунизм и наука: из истории становления научного коммунизма. Вопросы философии, 1983, № 12, с.15−25.
  179. Г. Й. Проблема мира и задачи философии. -Вопросы философии, 1982, $ 5, с.94−107.
  180. Г. Н. О понятии социальной технологии. -Философские науки, 1984, В 5, с.21−29.
  181. Г. (ГДР), Фогелер Я.Г. Гегелевская диалектика и ее значение для марксистско-ленинского понимания истории. Философские науки, 1983, В I, с.155−158.
  182. А.Д., Кувакин В. А. К новым рубежам философских исследований. Вестник Московского университета, сер. 7. Философия, 1983, № 6, с. З-П.
  183. Косичев А. Д, Борьба Маркса против оппортунизма, за чистоту ревоюционной теории. Коммунист, 1984, $ 5, с. 14−23.
  184. А.Д. Диалектика революционного развития. Философские науки, 1984, Л 2, с.19−33.
  185. А.Д. Основные направления научных исследований на философском факультете Московского государственного университета: итоги и перспективы. Философские науки, 1981, А^ I, с.50−59.
  186. А.Д., Сачков Ю. В., Степанян Ц. А. Рецензия на книгу: Федосеев П. Н. Философия и научное познание.М., 1983. Вопросы философии, 1984, Л 2, с.167−171.
  187. Р.И. Маркс современен всегда. Коммунист, 1983, Л 7, с. 19−42.
  188. В.А. Социальный аспект функционирования марксистско-ленинской философии. Философские науки, 1983, Л 3, с.3−13.
  189. .Г. Может ли современная наука быть объектом исторического анализа? (статья I). Философские науки, 1982, Л 6, с.70−76- (статья 2) — Философские науки, 1983, Л I, с.46−54.
  190. В.И. Ленинская теория отражения и проблемы методологии науки. Философские науки, 1979, Л 3, с.25−34.
  191. В.Н. Ленинское понимание познания и проблема роста знания. Вопросы философии, 1980, Л 4, с.100-III.
  192. Куркин Б. А, Философские аспекты политологии в ФРГ. Вопросы философии, 1980, № 2, с.134−142.
  193. В.А., Садовский В. Н. Проблема методологии и философии науки. Вопросы философии, 1980, № 3,с.16−29.
  194. В.А., Швырев B.C. Диалектика практики и теории. Вопросы философии, 1981, JS II, с.12−24.
  195. И.П. Подтверждаемость научных теорий и критерий простоты. Вопросы философии, 1977, В 12, с.135−141.
  196. В.И. Критический анализ эколюционного подхода к теории познания К.Поппера. Вопросы философии, 1979, J6 2, с. 75−85.
  197. С.Р., Маркова Л. А. Чем интересна книга Т.Куна «Структура научных революций». Послесловие к книге: Т.Кун. Структура научных революций. М., Прогресс, 1975, с.265−282.
  198. Мне Г. К единству действий в борьбе за мир и труд. -Коммунист, 1982, № 12, с.92−102.
  199. М.Б. Духовное единство развитого социалистического общества и вопросы современной идеологической борьбы.-Вопросы философии, 1982, № 2, о.3−14.
  200. Р. (ГДР). «Критический рационализм» как выражениекапиталистического образа жизни. Философские науки, 1983, $ I, с.115−123.
  201. В.М., Раджабов Ч. А. О критериях фундаментальности научных революций. Философские науки, 1982, № 5, с.77−87.
  202. И.С. Диалектика относительности и абсолютности истины. Философские науки, 1978, № 5, с.27−37.
  203. И.О. Еще раз о проблеме тождества логики, диалектики и теории познания. Философские науки, 1981, Je 5, с.44−55.
  204. И.С. Марксистский ответ Карлу Попперу. В кн.: Корнфорт М. Открытая философия и открытое общество. Ответ д-ру Карлу Попперу на его опровержение марксизма. Пер. с англ. М., Прогресс, 1972, с.5−25.
  205. И.О. Материалистическая диалектика как теория познания. В кн.: «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса и современность. М., 1978, с.120−140.
  206. И.С. Практика как категория диалектического и исторического материализма. Философские науки, 1980, JS I, с. 27−38.
  207. И.О. Проблема универсалий в наши дни и марксизм.' Философские науки, 1980, № 3, с.118−129.
  208. И.С. Противоречия как движущая сила развития научного познания. Философские науки, 1984, № 1,с.60−70.
  209. И.О. Философия позднего К.Поппера. Философские науки, 1979, Jfc 4, с.55−68.
  210. В.А. Идейно-политический кризис социал-реформистской концепции «демократического социализма». -Научный коммунизм, 1980, 5, с.105−113.
  211. С.Н. Проблема «рациональности» современного общества в социальной философии ФРГ. Вопросы философии, 1978, В I, с.141−149.
  212. Н.Ф. Ступени рефлексии: от мифа к науке. -В кн.: На пути к теории научного знания. М.: Наука, 1984, с.25−51.
  213. Т.И. Идеологическая функция новейшей идеалистической философии. Коммунист, 1982, Jfc II, с. III-I20.
  214. Т.И. Историческое как субъект-объектная реальность (к вопросу о природе исторической необходимости).- Философские науки, 1980, 6, с. 14−20.
  215. Т.И. Некоторые проблемы научно-философской теории истины. Статья первая. Вопросы философии, 1982, F7, с.70−84. Статья вторая — Вопросы философии, 1982, № 8, с.17−31.
  216. Т.И. Практика познание, познание — практика.- Вопросы философии, 1984, J? 9, с.60−73.
  217. Т.И. Проблема рациональности и современный философский антиинтеллектуализм. Вопросы философии, 1979, J? 2, с.96−109.
  218. Т.И. Рациональное и иррациональное. Вопросы философии, 1977, № 2, с. 82−95.
  219. Т.И. Учение К.Маркса и вопрос о всеобщности законов диалектики. Вопросы философии, 1983, $ 5, с. 4961.
  220. А.В. Критицизм как направление в западной философии науки. Вопросы философии, 1977, $ 5, с.150
  221. А.А. Антифундаменталистские течения в западной «философии науки». Философские науки, 1984, lh 5, с.74−82.
  222. В.Н. «Научный реализм» и научное знание. Философские науки, 1984, }Ь 6, с.95−103.
  223. .И. Проблема рациональности в англо-американской «философии науки». Вопросы философии, 1978, }? 6, с.135−146.
  224. А.И. Рациональность и теоретическое познание. Вопросы философий, 1982, $ II, с. 68−81.
  225. Г. И. Развитие теоретических форм познания в процессе научного исследования. Вопросы философии, 1980, 3, с.73−84.
  226. М.Н., Аверин А. Н. Эмпирическое и теоретическое в социальном познании: анализ категорий. Философские науки, 1980, № 2, с. 13−22.
  227. В.Н. О философско-методологическом анализе научного прогресса. Философские науки, 1981, 5, с.74−83.
  228. Ю.Н. Концепция «предположительного» знания Карла Поппера. В кн.: Позитивизм и наука. Критический очерк. М., Наука, 1975, с.230−245.
  229. Г. Л. За решительный поворот философских исследований к философской практике. Вопросы философии, 1983, № 9, с.3−9.
  230. Р.И. Идеология социал-демократизма: от «неомарксизма» к «критическому рационализму». В кн.: Критика современного «неомарксизма» (на материалах ФРГ). Сборник статей. Ред. В. А. Подорога. М., ИФ АН СССР, 1981, с.14−36.
  231. Р.И. «Критический рационализм» и идеология СДПГ. Вопросы философии, 1982, Jfe I, с. 125−132.
  232. Р.И. Р.Штайгервальд современный философ-марксист ФРГ. — Философские науки, 1984, № 5, с.134−136.
  233. Р.И. Феномен «ренессансов» сущность и задачи. — Вопросы философии, 1984, № 8, с.131−137.
  234. Р.И., Фогелер Я. Г. Марксисты ФРГ в борьбе за материалистическую диалектику. Философские науки, 1982,1. J6 4, с.126−134.
  235. B.C. Диалектика генезиса и функционирования научной теории. Вопросы философии, 1984, Л 3, с.29−38.
  236. О.Ф., Федоров Б. И. В.Больцано и постнозитивизм-. Философские науки, 1984, J6 4, с.97−106.
  237. Н.В. Несостоятельность неопозитивистской критики марксистской концепции социального прогресса. Науч. докл. высш. школы. Научный коммунизм. М., 1980, Л 3, с.117−124.
  238. А.Д., Шаталов А. Т., Фогелер Я. Г. Философия, наука, мировоззрение (к итогам работы ХУ1 Всемирного философского конгресса). Философские науки, 1979, Л 3, с.112−122.
  239. П.Н. ХХУТ съезд КПСС и актуальные задачи развития общественных наук. Вопросы философии, 1981, Л 8, с. З-20.
  240. П.Н., Ильичев Л. Ф. О некоторых методологических проблемах исторического материализма. Вопросы философии, 1984, Л 6, с.3−22.
  241. Ю.И. Искажение коммунистических идеалов современным социал-реформизмом. Философские науки, 1984, Л I, с.109−116.
  242. И.Т. Жизнь и познание. Вопросы философии, 1979, Л 8, с.16−33.
  243. Т.М. Концепция К.Поппера как переломный пункт в развитии позитивизма. В кн.: Современная идеалистическая гносеология. М., 1968.
  244. B.C. О гносеологических основаниях истории науки.- Вопросы философии, 1980, № 3, с.85−98.
  245. B.C. Идеалы и нормы научного исследования. Вопросы философии, 1983, № I, с.158−160.
  246. А.П. Гносеологические функции диалектики. Философские науки, 1981, Jp 4, с.32−39.
  247. А.П. О сущности Всеобщего. Философские науки, 1984, гё I, с.29−37.
  248. Р. В центре мировоззренческих схваток.- Проблемы мира и социализма, 1983, 8, с.24−29.
  249. Р. Глубокий анализ действительности. Рецензия на кн.: Mies Н. Wende nach Rechts? Riickblick und Ausblick nach 13 Jahren SPD-Regierung. Frankfurt a/M., 1983.
  250. P. Заметки к актуальной проблеме: плюрализм в современной политической жизни стран Запада. Философские науки, 1984, № 5, с.131−134.
  251. Штайгервальд Р."К.Маркс навязывает им темы.". Философские науки, 1983, й 5, о.109−119.
  252. Р. Марксизм и современность: спор вокруг проблемы 1уманизма. Вопросы философии, 1983, JS 10, с.13−25.
  253. Р. Непролетарский протест и марксистское рабочее движение. Проблемы мира и социализма, 1982, JS 6, с.48−53.
  254. .Г. Объяснение и понимание в научном познании. -Вопросы философии, 1980, & I, с.51−63.
  255. Н.С. «Эмержентный реализм» К.Поппера против редукционистского материализма. Вопросы философии, 1979,1. J^ 8, с.96−108.
  256. М. (НРБ). О критических функциях диалектики. К критике антимарксистских интерпретаций. Вопросы философии, 1982, lb 8, с.108−115.
  257. Adamo Н. Sir Popper und das SPD-programm. Marxistische Blatter, 1972, IT.5, S.80−83.
  258. Hrsg.). ITeue Aspekte der Wissenschaftstheorie. Braunschweig, 1971, S.111−128.
  259. Albert H. Probleme der Wissenschaftsiehre in der Sozial-forschung. In- Handbuch der enpirischen Sozialforschung. Hrsg. v. R. Konig, Bd. 1, S.38−63.
  260. В.П. Социально-политическое сознание и поведение рабочего класса ФРГ. Дис.. д-ра истор.наук. М., 1982, 521 л.
  261. С.Н. Критика гносеологических основ социальной философии Франкфуртской школы. Дис.. канд. филос. наук. М., 1979, 179 л.
  262. И.И. Критика некоторых буряуазных интерпретаций теории классов К.Маркса (по материалам ФРГ). Дис.. канд. филос. наук. М., 1970, 201 л.
  263. Р.И. Критика философских основ социал-реформизма в ФРГ. Дис.. канд. филос. наук. М., 1979, 187 л.6. Авторефераты
  264. Н.С. Критика современных социал-реформистских концепций революции и реформы. Автореф. дис.. канд. филос. наук. — М., 1983, 16 с.
  265. А.И. Проблема рациональности в современной немецкой буржуазной социальной философии (критический анализ). Автореф. дис.. канд. филос. наук. — М., 1982, 24 с.
  266. Л.Г. Становление и развитие антипозитивистской ориентации в буржуазной социологии XIX—XX вв.еков. Автореф. дис.. д-ра филос. наук. — М., 1982, 38 с.
  267. И.Т. Критика философских основ «гносеологического анархизма» П.К.Фейерабенда. Автореф. дис.. канд. филос. наук. — М., 1983, 20 с.
  268. Э.М. Проблема вероятности и индукции в философии логического эмпиризма. Автореф. дис.. д-ра филос. наук. — Вильнюс, 1983, 42 с.
Заполнить форму текущей работой