Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальная реальность как объект социально-философского анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но наше представление о социальной реальности, категоризация данного социального феномена не является застывшей. Динамика социальной жизни влечёт за собой и дальнейшую познавательную активность исследователей социальной реальности. На наш взгляд, наиболее перспективным направлением анализа социальной реальности является интегративный подход к ней. В этой связи в диссертационной работе проводится… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социальная реальность как категория социальной философии: история и современный подход
    • 1. 1. Особенности философского подхода к изучению реальности
    • 1. 2. Эволюция представлений о социальной реальности в истории социально-философской мысли
    • 1. 3. Специфика социальной реальности и её типологические особенности
  • Глава 2. Соцналыю-фнлософскпп анализ совершенствования современных методов познания социальной реальности
    • 2. 1. Пределы и возможности познания социальной реальности как объекта социально-философского анализа
    • 2. 2. Синергетика и её методологический потенциал для развития социально-философского знания о социальной реальности
    • 2. 3. Особенности математической репрезентации социальной реальности и развитие социально-философского знания

Социальная реальность как объект социально-философского анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется, прежде всего, особенностями развития социально-философского познания на современном этапе. Понятие социальной реальности обладает колоссальной объясняющей силой, и постоянное обращение к нему философского знания на каждом новом этапе развития вполне закономерно. Современная социальная реальность представляет собой достаточно противоречивое явление, содержащее потенциал не только позитивных, но и негативных перемен. Но в тоже время, социальная реальность представляет собой ещё недостаточно изученный объект исследования, как в теоретическом, так и в практическом плане. Эта категория является одной из базовых в современной социально-философской мысли, так как содержит в себе большой объяснительный и методологический потенциал.

Динамизм и сложность современного мира, наполняющегося виртуальными элементами, предоставляющего невиданные возможности конструирования социальной реальности, управления социальными процессами, открывающего новые горизонты социальных возможностей и социального прогресса, требует глубоких знаний относительно социальной реальности, предстающей перед людьми как результат и цель их социальных действий.

Социальная реальность — достаточно сложный для изучения социальный феномен. Её постижение возможно, прежде всего, при помощи философских методов. Но, учитывая особую специфику социальной реальности, следует подчеркнуть, что наиболее адекватными методами природе социальной реальности являются методы и понятийно-категориальный аппарат социальной философии. Именно она формирует наиболее общие представления о социальной реальности и тем самым выступает в роли общетеоретического основания изучения различных элементов социальной реальности.

В социальных науках, как и в других областях знания, исследования, направленные на изучение любого конкретного социального явления, определяются нормами и методами соответствующей теории. Но здесь теория выполняет совершенно особые функции. Это связано с тем, что человек, исследующий социальные явления, сам является частью изучаемой реальности. А следовательно, социальное познание осуществляет не только когнитивную функцию, но само автоматически становится элементом социальной реальности. Социальное знание движется от уровня философской рефлексии к уровню обыденного здравого смысла, подлежащего рефлексии, и потом к нерефлексируемой повседневности. Вследствие этого, исследование по социальной теории, решает всегда актуальную задачу — анализирует и раскрывает формы движения и опосредования знания, определяющего ценностные и мотивационные установки повседневности. Философская концептуализация определяет основы и теоретические нормативы частных социальных наук, осуществляет рефлексивную работу по осмыслению их предмета и специфики, вырабатывает методологию и категориальную основу исследований. Потом эти элементы включаются в программу изучения для работы с социальными явлениями на уровне эмпирической данности социального.

Социальная философия переживает сегодня момент не только развития новых категорий, но и уточнения прежних понятий, которые ещё не были в полной мере использованы в социально-философском знании. К числу таких категорий можно отнести категорию «социальная реальность». Таким образом, актуальность изучения социальной реальности обусловлена как мировоззренческими, так и гносеологическими, методологическими, аксиологическими и праксеологическими аспектами.

Степепь научной разработанности проблемы. Основные аспекты проблемы социальной реальности многократно становились объектом исследования философской мысли. Прежде всего, следует отметить, что представления о социальной реальности достаточно долго не обретали самостоятельного звучания, а были сопряжены с размышлениями об обществе, общественных отношениях, государстве, социальном бытии и т. п. Социальная реальность воспринималась как нечто само собой разумеющееся, поэтому основные трудности возникли в тот период, когда исследователи попытались эмпирические представления о социальной реальности перевести па уровень рационального, рефлексивного анализа.

В трудах античных и средневековых мыслителей (Сократа, Платона, Аристотеля, Аврелия Августина, Фомы Аквинского и др.) тема социальной реальности не выделена ещё в самостоятельное направление исследования и к тому же несёт явно выраженный след своей эпохи. Но в средневековье появляются уже более чёткие представления о социальной реальности, так как проводится резкая граница между реальностью земной и Божественной.

Отдельные аспекты темы социальной реальности рассматривались Р. Декартом, Б. Спинозой, Т. Гоббсом, Дж. Локком и другими мыслителями Нового времени. Но социальная реальность в их трудах анализировалась, как правило, сквозь призму государственных и политических проблем.

В работах Гегеля, И. Канта, И. Фихте социальная реальность также не выделяется как самодостаточная философская категория, хотя их работы содержат огромный методологический потенциал для анализа этого социального феномена.

Серьёзный анализ общества и общественных отношений, а также возможности их революционных преобразований в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса открыл новые перспективы для изучения социальной реальности. Но, к сожалению, идеологическая составляющая работ Маркса и Энгельса придала несколько односторонний характер их исследованиям социальной реальности.

На рубеже XIX—XX вв.еков новая наука социология начинает активно исследовать социальную реальность. Но так как социология имеет собственный предмет исследования и свои методы, то изучение социальной реальности развивает, прежде всего, систему социологического знания (учения О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля и др.).

Начиная с этого времени, практически все философы и социологи пытались построить адекватные модели общества с самых различных концептуальных позиций. Большой вклад в разработку социальной теории внесли такие мыслители как Ф. Гиддингс, JI. Гумплович, В. Парето, Р. Парк, Т. Парсонс, П. Сорокин. После этого концептуализация социальной реальности во многом опиралась на основы постмодерна, изложенных в учениях М. Бланшо, Ж. Бодрийяра, В. Велыиа, Ж. Делёза, Ж. Деррида, Ж. Лиотара, М. Фуко. В работах основоположников постмодерна формируется новый образ социальной реальности — виртуальный.

Во второй половине XX века вопросы сущности общества, социальной реальности, возможностей создания их структурных моделей ставятся и решаются в работах крупнейших социологов: Р. Арона, П. Бергера, П. Бур-дье, Э. Гидденса, Л. Гольдмана, А. Гоулднера, Г. Лукмана, Н. Лумана, К. Мангейма, Ю. Хабермаса, П. Штомпки, А. Щюца и др.

Фундаментальные исследования, осуществляемые англоязычным научным сообществом и континентальными философами по избранной нами тематике, образуют многообразие нынешних путей осмысления названной темы. Среди них отметим, прежде всего, работы П. Бергера, Б. Вальден-фельса, Э. Гуссерля, Т. Лукмана, Д. Сильвермена, Д. Уолша, М. Филипсона, А. Щюца, в которых была обоснована невозможность решения данной проблемы в рамках традиционного теоретизирования. Позиция данных исследователей во многом обусловила специфику современного понимания роли концептов и концептуальных построений в современном обществоведении.

Русская социально-философская мысль также была обращена к проблемам социальной реальности. При этом её отличало многообразие и методологических и мировоззренческих оснований. Размышления о социальной реальности и отдельных её аспектах имеют место в работах Н. А. Бердяева, А. И. Герцена, Н. Я. Данилевского, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, И. В. Кириевского, C.JI. Франка, А. С. Хомякова. Они стремились преодолеть дихотомию субъективного и объективного, индивидуального и коллективного. В советский период основное внимание отечественные исследователи уделяли анализу общественных отношений. Современное видение отдельных, причём весьма значимых аспектов рассматриваемой проблематики раскрывается в работах B.C. Барулина, И. В. Ватина, П. П. Гайденко, В. А. Горшкова, В. Е. Золотухина, Е.В. Золотухиной-Оболиной, Ю. Л. Качанова, В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова, В. П. Кохановского, В. А. Лекторского, Э. О. Леонтьевой, В. В. Макарова, М. К. Мамардашвили, Л. А. Микешиной, К. Х. Момджяна, В. И. Пржиленского, ЕЯ. Режабека, В. М. Розина, П. И. Симуша, А. Ф. Филиппова, С. С. Фролова, В. В. Шаронова и других.

Социальная реальность стала объектом изучения в диссертационных исследованиях различного уровня, например, А.Е. Иванова1, А.В. Качалки-ной2, В.А.Колчиной3, Э.О. Леонтьевой4, Н.А. Мазровой5, В.И. Пржиленского6, Ю.И. Прохоренко7, Н.Г. Ткачевой8 и других.

Высоко оценивая вклад современных учёных в развитие социально-философской категории «социальная реальность», на наш взгляд, остаётся не вполне разработанным вопрос о влиянии на содержание данной категории использования не только социально-философских методов анализа, но и.

1 Иванов А. Е. Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи. Автореф. дис. к-та филос. наук: 09.00.11. М., 2004.

2 Качалкина А. В. Социальная реальность как объект философского анализа: вероятностный аспект. Автореферат дис. к-та филос. наук. Волгоград, 1999.

3 Колчина В. А. Субъективные основания социальной реальности: пространство смысла. Автореф. дис. к-та филос. паук: 09.00.11. Ижевск, 2004.

4 Леонтьева Э. О. Философские основания концептуализации социальной реальности. Автореф. дис. к-та филос. наук: 09.00.11. Томск, 2000.

5 Мазрова Н. А. Философский смысл игры в моделировании социальной реальности. Автореф. дис. к-та филос. наук: 09.00.11. М&bdquo- 2004.

6 Пржиленский В. И. Онтологический статус социальной реальности. Автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.11. Ставрополь, 1999.

7 Прохоренко Ю. И. Субъекгность в структурах социальной реальности. Автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.11. Екатеринбург, 1999. Ткачёва Н. Г. Проблемы исследования социальной реальности: теоретико-методологический аспект. Автореф. дис. к-та филос. наук: 09.00.11. Иркутск, 2006. других научных методов, которые могут оказывать влияние на мировоззренческие основы знания о социальной реальности, усиливать объективную составляющую социально-философского знания о социальной реальности.

Цель и основные задачи исследования. Цель настоящего исследования — показать специфику социальной реальности как объекта исследования в социальной философии, обозначив современные аспекты данной проблемы.

Для достижения этой цели потребовалось решить ряд задач:

— раскрыть особенности философского подхода к изучению реальности;

— провести анализ представлений о социальной реальности в традициях классической и неклассической социально-философской мысли;

— раскрыть содержание и характерные черты социальной реальности, отличающие её от других видов реальности, а также определить место категории «социальная реальность» в системе категорий социальной философии;

— проанализировать возможности социального познания при анализе социальной реальности;

— исследовать методологический потенциал синергетики в познании социальной реальности;

— обосновать необходимость привлечения современных математических теорий при репрезентации социальной реальности и показать возможные мировоззренческие последствия.

Объект исследования — социальная реальность как неотъемлемое условие и результат человеческой жизнедеятельности.

Предмет исследования — возможности изучения социальной реальности посредством социально-философского анализа.

Теоретнко-мстодологнческую основу исследования составили общефилософские принципы и методы анализа: системный подход, диалектический, сравнительно-исторический, типологический, феноменологический методы.

Системный подход позволил осуществить комплексную реконструкцию социальной реальности, выявить системные взаимосвязи между её элементами. Диалектический метод позволил изучить социальную реальность как развивающийся объект в многообразии его связей. Сравнительно-исторический метод позволил проследить эволюцию становления категории социальная реальность, провести сравнительный анализ историко-философских подходов и рассмотреть этапы становления наших знаний о ней. Типологический анализ позволил выявить характерные черты разных уровней реальности, как сходство, так и различие в каждом из них. Феноменологический метод был использован для того, чтобы изучить социальную реальность с точки зрения социального феномена, выявить имманентно присущие ей свойства, отделив их от привнесённых человеком, в силу неизбежной включенности его в социальную реальность.

Теоретическую основу диссертации составляют классические работы и идеи отечественных и зарубежных мыслителей прошлого, а также монографии, диссертационные исследования, научные статьи современных авторов, имеющие отношение к рассматриваемой теме диссертации.

Научная новизна исследовании определяется совокупностью поставленных в работе целей и задач и заключается в следующем:

— обоснованы особенности философского подхода к исследованию реальности;

— выявлены объективные основания классического и неклассического подходов к социальной реальности в истории социально-философской мысли и доказана их взаимная дополняемость;

— проведено системное исследование социальной реальности, её типологической характеристики, обоснован социально-философский характер категории «социальная реальность»;

— обоснованы пределы и возможности социально-философского познания социальной реальности в границах социально-гуманитарного знания;

— посредством методологического потенциала синергетики раскрыт механизм самоорганизации социальной реальности как системного социального феномена;

— проведен анализ математической репрезентации социальной реальности как способа формализации знаний о ней.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Категория «реальность» отражает такое свойство объектов мира как их действительное существование, либо уже осуществившееся, либо имеющее достоверную возможность стать действительным явлением, воспринимаемым человеческими органами чувств или человеческим сознанием. Следовательно, категория реальность в качестве своего основания имеет эмпирический опыт людей и ограничивается языковыми формами фиксации этого опыта.

2. Классическая парадигма в социально-философском познании социальной реальности основывается на субстанциальном основании, что способствует сохранению объективного основания в интерпретации социальной реальности, но при этом в тени остаются субъективные элементы социума. Неклассические подходы к социальной реальности позволяют восполнить пробелы классического подхода, но они абсолютизируют субъективные элементы социальной реальности, различные интерпретации, порождаемых человеком смыслов деятельности. Односторонность указанных подходов говорит о необходимости использования интегративных методологий в социально-философском познании социальной реальности.

3. Социальная реальность — это категория, которая содержит указание на предельно абстрактную характеристику целостной совокупности социальных явлений, включённых в живую ткань социальных отношений людей. Данное определение отражает как целостный характер социальной реальности, так и ту специфику, что связана с доминантой в социальной реальности отношений, а не вещей.

4. Пределы в социально-философском познании социальной реальности будут всегда, что обусловлено общими закономерностями социально-гуманитарного познания, а также спецификой самой социальной реальности, выступающей как целостность многообразной совокупности динамично изменяющихся социальных явлений. Ограниченность социально-философского знания о социальной реальности объясняется включенностью исследователя в социум, его мировоззренческими предпочтениями, невозможностью охватить человеческим сознанием всю динамику социальной реальности.

5. Социальная реальность должна быть рассмотрена как социальная система, описание которой доступно синергетическому методу, что позволяет акцентировать внимание на целостном и самоорганизующем её начале. Социальная синергетика не может заменить методы социально-философского познания социальной реальности, но гармонично их дополняет.

6. Принцип математической репрезентации социальной реальности заключается в усилении степени формализации знаний о социальной реальности, снижении порога субъективных искажений в её репрезентациях. Это позволяет вносить мировоззренческие коррективы в социально-философские интерпретации социальной реальности, способствует верификации и истинности социально-философского знания о ней.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в уточнении основных понятий темы исследования, раскрытии механизмов социально-философского анализа, совершенствования методов изучения социальной реальности, поиску интегративных форм и методов познания данного объекта познания, а также в выявлении современных тенденций, способствующих этому процессу.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные в ходе диссертационного исследования теоретические результаты, сформулированные положения и выводы могут быть использованы в дальнейших социально-философских исследованиях, посвященных фундаментальным проблемам социальной философии, в процессе преподавания курсов по философии, истории философской мысли, социологии, социальной психологии, а также в преподавании спецкурсов, посвященных актуальным вопросам развития социально-философской мысли.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия и кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России.

Основные положения исследования были изложены и апробированы в материалах учебного пособия по социальной философии, в «Ученых записках» Северо-Кавказского филиала ГОУ ВПО Российская академия правосудия (2006, 2007) и в выступлениях на научно-практических конференциях, в частности на I всероссийской научной читательской конференции молодых учёных «Актуальные социально-политические и правовые проблемы развития российского общества» (Краснодар, 2007), на международной научно-практической конференции «Тенденции развития современного права: теоретические и практические проблемы» (Краснодар, 18 мая 2007 года), на международной научно-практической конференции «Россия в начале XXI века: прошлое, настоящее, будущее» (Армавир, 2006), на межвузовской научно-практической конференции «Научный потенциал вуза производству и образованию» (Армавир, 2003) и т. д.

По теме диссертационного исследования опубликовано 13 работ общим объёмом 5,3 п.л., из них одна статья в журнале, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, включающие шесть параграфов, заключение и список использованной литературы, содержащий 197 источников. Объём работы составляет 152 страницы.

Заключение

.

Обратимся к наиболее важным моментам проведенного нами исследования. Для этого в общем виде реконструируем логику диссертационной работы.

Актуальность анализа социальной реальности в современных условиях достаточно очевидна. Это объясняется усложнением социальных отношений, динамикой общественной жизни, потребностью в эффективном управлении социальной жизнью, теоретико-методологическими задачами развития социально-философского знания и т. д. Принимая во внимание, что в наши дни виртуальный мир и виртуальные возможности в значительной степени оказывают влияние на жизнедеятельность человека и его сознание, а виды реальности всё более дифференцируются, возникает острая интеллектуальная потребность в изучении феномена реальности и особенно реальности социальной. Как верно отмечает В. И. Пржиленский: «Социальная реальность оказывается предельной или первичной реальностью для всех остальных реальностей, в том числе реальностей, связанных с индивидуальным человеческим бытием"1. Однако разработанность категории «социальная реальность» не достигло еще в социально-философском знании парадигмального уровня. Иными словами, несмотря на то, что социальная реальность сегодня ни у кого не вызывает сомнения как эмпирическая данность и очевидность, тем не менее рационализация представлений о ней еще недостаточна.

Несомненно, что социальная реальность представляет интерес для всех, кто исследует особенности социального и формы его проявления. В качестве социально-философской категории «социальная реальность» отражает социально-философский уровень постижения реальности социальных явлений и содержит указание на предельно абстрактную характеристику целостной.

1 Пржиленский В. И. Онтологический статус социальной реальности. Автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.11. Ставрополь, 1999.-С. 14. совокупности социальных явлений, включённых в живую ткань социальных отношений людей.

Однако, для того, чтобы понять сущность и типологические черты социальной реальности, выявить пределы социально-философского анализа в отношении социальной реальности, на наш взгляд, было необходимо обратиться к особенностям философского подхода к изучению реальности как таковой. Обращаясь к историко-философскому наследию по вопросу реальности, можно сказать, что её постижение продвигалось в направлении от непосредственно эмпирической констатации реальности вещей, к пониманию, что реальность может и не иметь вещной формы проявления. Это присутствует уже в работах Сократа, Платона, Аристотеля, средневековых богословов. Но при этом следует отметить, что первоначальные представления античности о реальности в период средневековья трансформировались в теоцентрические представления о реальности, в чётко обозначенную дихотомию земного и Божественного миров. Дальнейшее развитие философии, изменение конкретно-исторических условий оказали влияние и на эволюцию представлений о реальности. В Новое время акцент был сделан на субстанциальном подходе, так как предполагалось, что наибольшей реальностью обладают субстанции. Другой вопрос, что в качестве субстанций могла называться монада, Бог, душа, первичные качества вещей и т. д. В работах субъективных идеалистов Дж. Беркли и Д. Юма реальности материального мира и вовсе отказывали в существовании.

Серьёзные методологические разработки в свою очередь оказывали влияние на понимание реальности, примером тому могут быть работы представителей немецкой классической философии. Например, И. Кант осуществил важное разделение реальности на «эмпирическую реальность» явлений и категориальную реальность как «трансцендентальную материю всех предметов» познания. Диалектический метод Гегеля в свою очередь позволил воспринимать реальность в единстве противоположных тенденций её развития, субъект-объектных оснований. Несомненно, что философские представления о реальности серьёзно эволюционировали вместе с изменением общих философских оснований анализа. Это особенно заметно в философии марксизма, благодаря которой представления о реальности были перенесены на диалектико-материалистическое основание и получили системное выражение в рамках этой парадигмы.

Конечно, современные представления о реальности значительно отличаются от предшествующих, несмотря на то, что характерные особенности реальности как объекта философского анализа не претерпели радикальных изменений. Но сегодня реальность получает такие трактовки, которые прежде либо не анализировались, либо были недостаточно отрефлексированы. Реальность всё чаще начинает связываться с особенностями языковых форм её отражения в человеческом сознании. А это порождает желание гармонизировать реальность и логику при помощи достижения полной прозрачности и однозначной ясности языка, как это, например, имело место в работах JI. Витгеншейна. Кроме того, наши представления о реальности серьёзно изменяются под влиянием новых научных открытий.

Для того, чтобы показать особенности знаний о реальности с точки зрения эволюции научных представлений, в диссертационной работе дана характеристика таких видов реальности как физическая, математическая и правовая. Такой выбор не был случайным. Он был обусловлен объективными особенностями данных видов реальности. Физическая реальность позволяет исследователю выявить реальность природного, вещественного мираматематическая реальность — обнаружить особенности существования математических объектов, соединяющих в себе конкретно-абстрактную природуправовая реальность — выявить существование нормативного, порожденного человеком мира долженствования.

Итак, представление о реальности в философии постоянно развивалось, испытывая воздействие различных факторов (гносеологических, методологических, аксиологических, праксеологических, исторических и т. д.). Представление о социальной реальности также несет на себе отпечаток воздействия названных факторов, но при этом возникает еще и проблема объективности знания о социальной реальности, обусловленная включенностью исследователя в социум.

В диссертационной работе показана эволюция представлений о социальной реальности в истории социально-философской мысли. Для того, чтобы показать историческую специфику методологических оснований анализа социальной реальности, наиболее значимые разработки представлены сквозь призму классического и неклассического социально-философского подхода. Это было необходимо для того, чтобы на контрасте выявить методологические перспективы этих подходов, их взаимодополняемость.

Классический социально-философский подход к социальной реальности имел свои истоки в античной социально-философской мысли. Но античные представления об обществе и социальных основах жизни были неразрывно связаны с понятием государства, что проявлялось в интересе к политико-государственным вопросам. Поэтому социальная реальность еще не выступала в качестве категории, позволяющей рефлексировать окружающий мир.

Гораздо больше внимания социальной реальности было уделено в средневековой философии, но это было связано, прежде всего, с потребностью показать непритягательную сущность земной жизни, которая может иметь порой иллюзорно-притягательные формы. Теоцептрическая заданность взглядов на социальную реальность и их догматический характер несколько тормозили развитие мирских представлений о социальной реальности и делали невозможным их выражение. Многое изменилось в эпоху Ренессанса, т.к. в этот период представления о социальной реальности уже связываются с земной историей и культом творческих возможностей человека.

В качестве значимой вехи в развитии представлений о социальной реальности названы работы философов Нового времени. В этот период социальная реальность рассматривается достаточно разносторонне, и с точки зрения естественного состояния людей и как правовая реальность, а также как социальная среда, являющаяся мощным фактором развития человечества.

Представления о социальной реальности получили значительные импульсы для своего развития в эпоху Просвещения, так как задачи совершенствования общества требовали хорошего знания социальной реальности. Однако ее часто в этот период отождествляли с социальной средой. Не случайно совершенствование социальной реальности у Руссо связан с прогрессом свободы как моральной, так и политической.

Серьёзные шаги в рационализации представлений о социальной реальности были сделаны в немецкой классической философии. В частности у Гегеля поднимается вопрос о диалектике разумного и действительного в социальной жизни, о специфике человеческого постижения социальной реальности и ее пределах. Но наиболее четкие представления о социальной реальности и механизмах ее преобразования появляются в философии марксизма. Социальная реальность в марксизме понимается как сложно структурированная и объективно упорядоченная система отношений, возникающих в обществе. При этом имеет место различение базиса и надстройки, что позволяет говорить о специфике социальной реальности, которая не может не соответствовать сущности социально-экономических, политических, правовых и прочих видов общественных отношений.

В диссертационной работе также содержится анализ социально-философских представлений о социальной реальности в работах русских философов. При этом обращается внимание на многообразие взглядов на социальную реальность и сопряженность представлений о ней с актуальными политическими и историческими задачами.

Большое значение в развитии представлений о социальной реальности уделяется в работах социологов. При этом речь идет о том, что они внесли вклад как в классический подход к социальной реальности, так и в неклассический. Анализ работ О. Конта, Э Дюркгейма, Г. Зиммеля показал, что социологии обращались к социальной реальности через анализ социального взаимодействия, социального переживания, социального структурирования, институциализации жизни людей и т. д. Это давало существенное приращение знаний о социальной реальности, но уводило от понимания социальной реальности как предельной абстракции социально-философского уровня.

Серьезную заявку на изменение представлений о социальной реальности сделали феноменологи. Они обратили внимание на то, что социальная реальность не существует вне человеческого сознания и независимо от него. А знать о социальном — значит последовательно описать те способы, посредством которых сознание конституирует такую целостность, как социум, социальная реальность. Феноменологи показали неразрывную связь' обыденных, повседневных представлений о социальной реальности с научными представлениями о ней. Тем самым был преодолен разрыв между эмпирической очевидностью социальной реальности и рефлексивным уровнем ее отражения в сознании людей.

В диссертационной работе классический и неклассический социально-философские подходы к социальной реальности не противопоставляются друг другу, а рассматриваются как закономерные звенья в исторической цепи развития представлений о социальной реальности.

Обращаясь сегодня к типологическим особенностям социальной реальности, необходимо, на наш взгляд, учитывать не только то, что уже было сделано в истории социально-философской мысли прошлого и современности, но и уровень развития других наук, методы которых могут способствовать углублению наших знаний о социальной реальности. В этой связи социальная реальность понимается как социальный мир, конституируемый смыслом, социальной практикой, социальными отношениями. Социальная реальность понимается нами как категория, которая содержит указание на предельно абстрактную характеристику целостной совокупности социальных явлений, включённых в живую ткань социальных отношений людей. Этим подчёркивается социальная реальность отношений, а не вещей. Социально-философская категории «социальная реальность» позволяет рассматривать многообразие социальных явлений в единстве, обусловленном единой природой социального и непосредственно реализмом социальных явлений.

Но наше представление о социальной реальности, категоризация данного социального феномена не является застывшей. Динамика социальной жизни влечёт за собой и дальнейшую познавательную активность исследователей социальной реальности. На наш взгляд, наиболее перспективным направлением анализа социальной реальности является интегративный подход к ней. В этой связи в диссертационной работе проводится анализ методологического потенциала синергетики и математических методов для развития социально-философских представлений о социальной реальности. Однако не следует думать, что методы социальной философии при анализе социальной реальности могут быть заменены. Они могут быть дополнены теми методами, которые позволят повысить степень объективности социально-философских суждений о социальной реальности, раскрыть креативную вариативность социальной реальности, способствовать гибкости социально-философского мышления. В качестве таких методов в работе предложены синергетика и математика. Однако эта перспективная, на наш взгляд, тема нуждается в дальнейшей разработке, что объясняется постоянно усложняющейся социальной жизнью людей, а также необходимостью преодолеть узко ограниченный взгляд на объект, разнообразие характеристик которого превосходит наше знание о нём.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интер-претативную социологию. СПб.: Алетейя, 1999.
  2. P.JJ. Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  3. Дж. С. Новое теоретическое направление в социологии: одна из интерпретаций // Социология на пороге XXI века. Новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998.
  4. П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа, 1991.
  5. П.В., Панин А. В. Философия. М.: Высшая школа, 2005.
  6. Американская социологическая мысль. М., 1996.
  7. Р. Этапы развития социологической мысли. М: Прогресс Политика, 1992.
  8. Р.А. Две точки зрения на природу физической реальности // Философские науки. 1991. № 6.
  9. Р.А., Терентьев В. В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени? // Вопросы философии. 1988. № 1.
  10. В.Н., Буданов В. Г. Роль синергетики в формировании новой картины мира // Вызов познанию. Стратегии развития науки в современном мире. М., 2004.
  11. В.Ф. Метафизика Аристотеля // Аристотель. Соч. в 4 т. Т 1. М.: Мысль, 1975.
  12. В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Изд. 3-е. М.: Едиториал УРСС, 2004.
  13. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  14. Бауман 3. Наука и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. № 3.
  15. Бауман 3. Философские связи и влечения постмодернистской социологии // Вопросы социологии. 1991. № 2. Т. 1.
  16. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
  17. .В., Эджубов Л. Г. Простое и сложное в социокультурологи-ческих концепциях // Вопросы философии. 1996. № 12.
  18. Ф. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1996.
  19. В.Г. О методологии синергетики //Вопросы философии. 2006. № 5.
  20. БурдьеП. Современная социальная теория. Новосибирск, 1995.
  21. П. Структуры, habitus, практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995.
  22. А.С. Концепции деятельности в социологии К. Маркса и М. Ве-бера. М.: Канон, 2002.
  23. Г. Социология: к вопросу о единстве дисциплины // Теория общества. М.: КАНОН-пресс-Ц- Кучково поле, 1999.
  24. К. Ф. Физика и философия // Вопросы философии. 1993. № 1.
  25. И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М.: Логос, 2003.
  26. И.В., Кохановский В. П. Диалектический метод и социальная реальность. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1990.
  27. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.
  28. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  29. М. Исследования по методологии науки: В 2-х ч. Ч. 1. М.: Прогресс, 1990.
  30. В.И. О науке. Т. 1. Дубна, 1997.
  31. В.И. Размышления натуралиста, кн. 1. Пространство и время в неживой и живой природе. М.: Наука, 1975.
  32. Н. Я математик. М.: Наука, 1967.
  33. JJ. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994.
  34. Г. Х. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. 1992. № 8.
  35. Г. Х. Логико-философские исследования. Избранные труды. М.: Прогресс, 1986.
  36. О.А. Математические методы и модели в социально-правовом исследовании. М.: Наука, 1980.
  37. А.В. Коммуникация и экспансия: Критика методологических основ социологической концепции Ю. Хабермаса Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988.
  38. П.П. Исторические типы рациональности: В 2-х тт. Т. 2. М.: ИФРФН, 1996.
  39. П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991. № 6.
  40. П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  41. Н. Познание в свете онтологии // Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург: Деловая книга, Бишкек: Одиссей, 1997.
  42. Гегель. Сочинения. М.-Л., 1929. Т. 1.
  43. В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1990.
  44. Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003.
  45. В.А. Специфика современного научного процесса // Философские раздумья проблемы настоящего и будущего. Ставрополь: Изд-во СтГТУ, 1997.
  46. А.Б. Существует ли общество? От психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности // Социологические исследования. 2005. № 8.
  47. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Логос, 1999.
  48. Э. Картезианские размышления СПб.: Наука- Ювента, 1998.
  49. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2004.
  50. Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. М.: Ad Маг-ginem, 1996.
  51. Э. Парижские доклады // Логос. 1991. Кн. 2.
  52. Гуц А.К., Фролова Ю. В. Математические методы в социологии. М.: Эди-ториал УРСС, 2007.
  53. А.А. Системная социология. М.: Эдиториал УРСС, 2006.
  54. А.А. Системная социология: введение в анализ динамики социума. М.: Эдиториал УРСС, 2007.
  55. А.А. Системный подход в социологии: новые направления, теории и методы анализа социальных систем. М.: Эдиториал УРСС, 2005.
  56. ИВ. Структуры коллективного бессознательного: кванто-воподобная социальная реальность. Изд. 2. М.: Едиториал УРСС, 2005.
  57. И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности М.: Аванти плюс, 2003.
  58. ДелезЖ. Логика смысла. М.: Академия, 1995.
  59. ДелезЖ. Что такое философия? М.- СПб.: Алетейя, 1998.
  60. . Невоздержанное гегельянство // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994.
  61. . О грамматологии М.: Ad marginem, 2000.
  62. . Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Деррида Ж. Письмо и различие М.: Академический проект, 2000.
  63. И. К. Человек в социокультурной реальности. М.: МПСИ, 2005.
  64. Т. Теоретическая социология: условия фрагментации и единства//Thesis. 1994. Вып.4.
  65. Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.
  66. Д.Г. Если парадигмы несоизмеримы, то почему они все-таки меняются? // Вопросы философии. 2006. № 3.
  67. М.С. Социальная синергетика и катастрофы России в эпоху модерна // Серия «Синергетика в гуманитарных науках». М., 2005.
  68. Х.Й. Репрезентация, или как реальность может быть понята философски // Вопросы философии. 2002. № 9.
  69. А.Г. Теории социальной реальности в российской социологии // Мир России: Социология, этнология. 1999. Том VIII. № 1−2.
  70. Г. Как возможно общество? // Георг Зиммель. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996.
  71. Г. Конфликт современной культуры // Культурология. XX век: Антология. М: Юристь, 1995.
  72. К.А. Парадигмы мышления и границы рациональности // Общественные науки и современность. 2001. № 1.
  73. А.Ф. Социальная философия для юристов. Очерк истории. М.: Волтерс Клувер, 2007.
  74. А.Е. Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи. Автореф. дис. к-та филос. наук: 09.00.11.М., 2004.
  75. В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
  76. И.А. О сущности правосознания. //Ильин И. А. Соч. в 10 т. М.: Русская книга, 1994. Т. 4.
  77. ИЛ. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм М.: Интрада, 1996.
  78. История теоретической социологии. В 4-х т. / Ответ, ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. М.: Канон +, Реабилитация, 2002.
  79. Э. Познание и действительность. СПб.: Шиповник, 1912.
  80. А.В. Социальная реальность как объект философского анализа: вероятностный аспект. Автореферат дис. к-та филос. наук: 09.00.11. Волгоград, 1999.
  81. В.Е. Введение в социальную философию. М., 2001.
  82. В.Е. Грани социальности: постклассический взгляд. Екатеринбург: УралНаука, 1999.
  83. В.Е. Концепция радикальной социальности // Вопросы философии. 1999. № 7.
  84. В.Е. Меняющаяся роль социальной философии и антиредукционистские стратегии // Вопросы философии. 2006. № 2.
  85. М. Математика. Поиск истины. М.: Знание, 1988.
  86. Е.Н. В поисках нового мировидения. М.: Знание, 1991.
  87. В.А. Субъективные основания социальной реальности: пространство смысла. Автореф. дис. к-та филос. наук: 09.00.11. Ижевск, 2004.
  88. Ф. Новые социологии. М., СПб.: Алетейя, 2002.
  89. В.П. Диалектический метод. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1992.
  90. В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  91. Г. П., Лешкевич Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Е. Основы философии науки. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  92. Краткий словарь по социологии. / авт.-сост. П. Д. Павленок. М.: ИН-ФРА-М, 2001.
  93. Е.А. Парадигма деконструктивизма: философско-методологический анализ // Общественные науки и современность. 2006. № 2.
  94. В.П. Тенденции в европейской социологической теории начала XXI века // Социологические исследования. 2001. № 8.
  95. С.П. Закон эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Препринт ИПМ им. М. В. Келдыша АН, 1990. № 45.
  96. С.П., Малинецкий Г. Г. Синергетика теория самоорганизации. М.: Знание, 1983.
  97. Юоэн Ш.-А. В каком состоянии находится социология // Социологические исследования. 2006. № 8.
  98. Н.И. Социальная информатика: основания, методы, перспективы. Изд. 2. М.: Эдиториал УРСС, 2006.101 .Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  99. Э.О. Философские основания концептуализации социальной реальности. Автореф. дис. к-та филос. наук: 09.00.11. Томск, 2000.
  100. Т.Г. Философия науки. М., 2005.
  101. Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики // Вопросы философии. 1995. № 10.
  102. А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989.
  103. , Н. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004.
  104. ЮТ.Мазрова Н. А. Философский смысл игры в моделировании социальной реальности. Автореф. дис. к-та филос. наук: 09.00.11. М., 2004.
  105. Г. К. Единый разум и многообразие рациональностей // Вопросы философии. 1997. № 9.
  106. А.Н. Полипарадигмальный подход и ситуация в российской социологии // Социологические исследования. 2006. № 1.
  107. М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности. Тбилиси: Мциереба, 1984.
  108. М.К. Социальная физика // М. К. Мамардашвили. Необходимость себя / Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Лабиринт, 1996.
  109. Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. К дискуссиям в современной постпозитивистской философии науки. М.: Наука, 1987.
  110. МикеишнаЛ.А. Философия науки. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
  111. Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  112. JI.A., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОСПЭН, 1997.
  113. М.О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность (О природе предмета социологической науки) // Социологические исследования. 2003. № 2.
  114. Н.Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление //Общественные науки и современность. 1993. № 2.
  115. Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. № 4.
  116. Мур Д. Э. Доказательство внешнего мира // Аналитическая философия. Избранные тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  117. В.Т. Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности. М.: Изд-во РГТУ, 2003.
  118. С.П. Социальные формы постижения бытия // Вопросы философии. 1994. № 6.
  119. P.M. Смена базисных парадигм: концепция коммуникативной рациональности // Вопросы философии. 2001. № 1.
  120. Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика. М.: Инфра, 2000.
  121. Основы философии науки /под ред. проф. С. А. Лебедева. М., 2005.
  122. Дж. Л. Избранное. М.: Изд-во МГУ, 1999.
  123. . Мечта Эйнштейна. М.: Мир, 1991.
  124. ПассморДлс. Современные философы. М.: Наука, 2002.
  125. Г. Ступени органического и человек. Ведение в философскую антропологию // Проблемы человека в западной философии. М., 1988.
  126. ЪЪ.Плотинский Ю. М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  127. А.В. Общая теория права. СПб., 2001.
  128. Полякова Н.Л. XX век в социологических теориях общества. М.: Логос, 2004.
  129. ХЪЪ.Прэюиленский В. И. Онтологический статус социальной реальности. Ав-тореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.11. Ставрополь, 1999.
  130. В.И. Плюрализм в методологии от единства к многообразию. Ставрополь: Изд-во СтГТУ, 1996.
  131. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека сприродой. М.: Прогресс, 1986.
  132. И. Кость ещё не брошена // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002.
  133. Ю.И. Субъектность в структурах социальной реальности. Автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.11. Екатеринбург, 1999.
  134. . Человеческое познание. Его сфера и границы. К.: Ника-Центр, 1997.
  135. П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Академия, 1995.141 .Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб.: Наука, 1997.
  136. Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002.
  137. Т. Математика, фундаментализм и герменевтика // Вопросы философии. 1997. № 2.
  138. РолзДж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995.
  139. Н.В. Три подхода к будущему социологии // Социологические исследования. 2005.№ 3.14 В.Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997.
  140. Г. И. Основы философии истории. М., 2001.
  141. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М: Терра Кн. клуб- Канон-пресс, 2000.
  142. А.А. Вычислительный эксперимент и научно-технический прогресс. // Информатика и научно-технический прогресс. М., 1987.
  143. В.А. Философия математики. Основные программы обоснования математики XX столетия. М.: КомКнига, 2006.
  144. Дж. Конструирование социальной реальности. Нью-Йорк: Free Press, 1995.
  145. .С. О феноменологической интерпретации социальной реальности // Социологические исследования. 2001. № 10.
  146. Синергетике 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном. // Вопросы философии. 2000. № 3.
  147. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности /под ред. О. Н. Астафьева. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
  148. Н.М. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы. // Общественные науки и современность. 1995. № 1.
  149. Н.М. Ценностно-смысловая ориентация в методологии социокультурного анализа // История методологии социального познания: конец XIX—XX вв.ек М.: ИФРАН, 2001.
  150. Современная социальная теория Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995.
  151. П. Система социологии. Т. 1. Социальная аналитика. Учение о строении простейшего (родового) социального явления. М.: Наука, 1993.
  152. П.А. Человек. Цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992.
  153. Социальные процессы на рубеже веков: Феноменологическая перспектива / Под общ. ред. С. А. Кравченко. М.: МГИМО, 2000.
  154. Социология на пороге XXI века. Новые направления исследований / иод ред. С. И. Григорьева. М.: Интеллект, 1998.
  155. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В Л. Абушенко, Г. М. Велькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003.
  156. B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8.
  157. B.C. Теоретическое знание. М., 2000.
  158. B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Наука, 1992.
  159. Дж. Куда ведут реформы. Вопросы экономики. 1999. № 7.
  160. Н.Г. Проблемы исследования социальной реальности: теоретико-методологический аспект. Автореф. дис. к-та филос. наук: 09.00.11. Иркутск, 2006.
  161. А.В. Введение в методологию социального познания. Хабаровск, 2004.
  162. В.Г. Социальные знания и социальные изменения М.: ИФ РАН, 2001.
  163. В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
  164. П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.
  165. E.JJ. Эволюция методологии в XX веке // Вопросы философии. 1995. № 7.
  166. А.Ф. Большое пространство: возможности социологическогоизучения // Социологические чтения. № 1. 2005.
  167. А.Ф. Теоретические основания социологии пространства. М.: Аванти плюс, 2003.
  168. Философский энциклопедический словарь. М.: Наука, 1988.
  169. Философский энциклопедический словарь. М.: Гадарики, 2004.
  170. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.: Академия, 1995.
  171. Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник МГУ. Сер. 7. 1993. № 4.
  172. М. Кант и проблема метафизика. М.: Русское феноменологическое общество-Логос, 1997.
  173. М. Пролегомены к истории: понятия времени. Томск: Водолей, 1998.
  174. Г. Синергетика. М., 1980.
  175. К. Рефлексия и саморефлексия метафизики // Вопросы философии. 1993. № 7.
  176. Э.М. Природа научной истины. М., 1977.
  177. P.P. Социальная реальность: Философский анализ понятия. Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11. Уфа, 2001.
  178. Д1тейнгауз Г. О математической строгости // В кн.: Задачи и размышления. М.: Наука, 1974.
  179. ЪЬ.Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.
  180. В.А. Моделирование и философия. М., JL, 1966.1Лютц А. Аспекты социального мира // Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003.
  181. А. Проблема трансцендентальной интерсубъективности у Гуссерля // Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003.
  182. А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003.191 .Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 4. Статьи, рецензии, письма. Эволюция физики. М.: Наука, 1966.
  183. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности М.: Добросвет, Университет, 1998.
  184. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии. 1997. № 1.
  185. К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М., 1994.
  186. Habermas, J. On the logic of the social sciences / J. Habermas. Cambridg: Polity Press, 1988.
  187. Simmel G. Lebensanschauung: Vier mataphysische Kapatel. Munchen, Leipzig, 1918.
  188. Zadeh L. Fuzzy Algorithmic // Information and Control. V. 12, № 2, 1968. -P. 51.
Заполнить форму текущей работой