Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Корпоративная социальная ответственность в современной России: политологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня в практике крупных российских компаний уже сложились общие контуры социальной политики, разрабатываются формализованные социальные стратегии. В работе выделены три основных подхода к социальной ответственности, сложившиеся в российском бизнес-сообществе. Довольно популярно представление о социальной ответственности как синониме благотворительности. Корпоративная благотворительность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Феномен корпоративной социальной ответственности как предмет политологического исследования
    • 1. 1. Основные концептуальные подходы к проблеме корпоративной социальной ответственности
    • 1. 2. Особенности российской модели корпоративной социальной ответственности: политологический аспект
  • Глава 2. Основные подходы к социальной ответственности российских корпораций в системе взаимоотношений с властью и обществом
    • 2. 1. Благотворительная деятельность российского бизнеса как проявление социальной ответственности
    • 2. 2. «Советский подход» к социальной ответственности
    • 2. 3. Прагматический подход к корпоративной социальной ответственности
  • ГЛАВА 3. Бизнес-ориентированный подход к социальной ответственности: российский опыт
    • 3. 1. Социальная ответственность ОАО «Газпром нефть»
    • 3. 2. Особенности социальной ответственности нефтехимической компании «СИБУР»

Корпоративная социальная ответственность в современной России: политологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) — относительно новое понятие для российской действительности. В последние годы отечественные компании стали одна за другой заявлять о формировании новых социальных стратегий, основная цель которых — не только рост прибыли, но и разработка определенных подходов к взаимодействию с обществом.

С одной стороны, эти процессы лежат в русле общемировых тенденций: реализуя социальные программы, бизнес стремится реабилитировать себя в глазах общества, снизить социальную напряженность, одновременно надеясь улучшить свой имидж, укрепить репутацию брендов, и, естественно, увеличить прибыль. Социальная ответственность, таким образом, является инструментом снижения нефинансовых рисков компании, повышения конкурентоспособности, а также важным фактором сближения приоритетов развития корпораций, общества и государства.

С другой стороны, существует российская специфика данного феномена: отечественный бизнес вступил на путь социальной ответственности под значительным влиянием государства. В рамках социальной ответственности бизнес нацелен на реализацию своих корпоративных интересов, власть же стремится встроить их в более широкие рамки собственной социальной политики, обеспечивая тем самым решение значимых общественных проблем и устойчивость политической системы. Между тем, проблема социальной ответственности корпораций не изучена именно с политологической точки зрения, в плоскости взаимоотношений бизнеса с другими субъектами публичной политики, прежде всего, с органами государственной власти различных уровней.

Не случайно сам термин «корпоративная социальная ответственность» в России получил распространение с приходом к власти президента В.

Путина, сформулировавшего две основные задачи для крупного бизнеса: «работа на благо собственной страны» и «укрепление доверия со стороны населения». Последняя задача весьма актуальна, но трудно выполнима, учитывая негативное отношение российского общества к крупному капиталу. Переход к рыночной экономике и приватизация 1990;х сопровождались в нашей стране высоким уровнем социально-политической напряженности, значительным расслоением в обществе, падением уровня жизни большинства населения1, наряду с появлением огромных состояний «олигархов», разбогатевших при разделе промышленного потенциала государства. Несправедливость эпохи первоначального накопления капитала в России может быть отчасти компенсирована благодаря корпоративной социальной ответственности, которая призвана стать инструментом достижения баланса интересов общества, бизнеса и государства, сформировать климат общественного доверия и социально-политической стабильности. Это особенно важно в современных условиях глобального финансового кризиса, выход из которого можно найти только совместными усилиями государства, общества и корпораций.

Таким образом, политологический анализ проблемы корпоративной социальной ответственности в современной России представляется актуальным и значимым.

Степень разработанности проблемы.

Основы изучения корпоративной социальной ответственности были заложены американскими исследователями в 40-е — 50-е годы XX века. Важную роль в разработке данной концепции сыграли работы экономистов А. Берли и Г. Минза, Г. Боуэна, К. Дэвиса, К. Уолтона, Дж. МакГуира, С.Сети. Американские исследователи полагали, что корпорация в.

1 По данным Федеральной службы государственной статистики, уровень бедности в России в 2007 г. по сравнению с эпохой 1990;х сократился вдвое и составил около 13%.

2 Berle A.A., Means G. The Modern Corporation and Private Property. N.Y. 1934. Davis K. Can business afford to ignore social responsibilities? // California Management Review, 1960.# 2 (3). P. 70−76. Davis K., Blomstrom R. Business and Society: Environment and Responsibility. N.Y., 1975. Walton C. Corporate Social Responsibilities. Belmont, 1967. McGuire J. W. Business and Society. N. Y., 1963. Sethi S. P Dimensions of corporate social performance: An analytical framework. California Management Review, 1975. № 17 (3). P.58−64. 4 современном обществе превратилась в частнопредпринимательский институт, стала социальной силой, которая не может быть свободной от социальной ответственности.

Особое место среди исследований КСО занимают труды экономиста Милгона Фридмана3, в которых последовательно отстаивается либеральный взгляд на социальную ответственность бизнеса. Позиция М. Фридмана состояла в том, что единственной ответственностью бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры. Основы либерального подхода к рассматриваемой проблеме также были заложены в классических трудах Л. фон Мизеса, Ф. Хайека, Й. Шумпетера4.

Важную роль для понимания различных подходов и практик социальной ответственности в развитых странах сыграла работа французского исследователя М. Альбера, в которой были выделены две модели капитализма: англосаксонская и рейнская.5 В рамках данных моделей капитализма развивались и соответствующие формы корпоративной социальной ответственности. Попытка систематизировать представления о социальной ответственности и использовать моделирование в этой области содержится в исследовании А. Керолла.6.

Среди современных трудов зарубежных авторов по проблеме корпоративной социальной ответственности можно выделить работы С.

7 R.

Хилтона, Д. Гиббонса, Ф. Котлера и Н. Ли. Авторы анализируют опыт ведущих западных компаний в этой области, исследуют проблему повышения эффективности социальных и благотворительных проектов компании, вопросы налаживания диалога с заинтересованными группами. Исследователи справедливо подчеркивают, что в понятии «корпоративная.

J Friedman М. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits// The New York Times Magazine, September 13, 1970; Фридман М.'Основы монетаризма. M., 2002; Фридман М. Капитализм и свобода / Пер. с англ. М., 2006.

4 «.

Хайек Ф. Дорога к рабству. М., 2005; Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982.

5 Альбер М. Капитализм против капитализма. Спб., 1998.

6 Carroll А. В. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders. // Business Horizons, 1991. № 34 (4). P. 39−48.

7 Хилтон С., Гиббоне Д. Бизнес во благо. Делаем деньги, делая мир лучше. М., 2003.

8 Kotler Ph., Lee N. Corporate Social Responsibility. Doing the Most Good For Your Company and Your Cause. Hoboken, NJ: Wiley, 2005. социальная ответственность" в равных долях соединены общественные и деловые интересы, а последнее требует продуманного планирования.

Определенный интерес представляют также работы эксперта.

Института социальной и этической отчетности (Accountability) С. Задека9, где анализируются достоинства и недостатки моделей корпоративного гражданства и социальной ответственности.

Говоря о российской политической науке, можно отметить, что интерес отечественных исследователей проблеме социальной ответственности бизнеса появился только в последние несколько лет, что обусловлено относительной новизной данного явления для российской реальности. При этом политологи уделяли определенное внимание изучению корпораций как одного из системообразующих элементов современного общества, проблеме взаимоотношений государства, общества и бизнеса.10.

Наиболее подробно данная тема рассмотрена отечественным политологом С. П. Перегудовым, 11 в работах которого исследуется корпоративный сектор современной России, политический капитал крупного бизнеса и его взаимоотношения с властью. В монографии «Корпоративное.

12 гражданство как новая форма отношений бизнеса, общества и власти" проводится анализ концепции корпоративного гражданства, рассматриваются конкретные формы и методы реализации социальной ответственности бизнеса за рубежом и в России.

9 Zadek S. The Civil Corporation. A New Economy of Corporate Citizenship. L. and Sterling, VA, 2004.

10 Василенко А. Б. Российские нефтяные компании и политика в переходный период. М., 1997. Василенко А. Б. Пиар крупных российских корпораций. М., 2002. Мухин А. А. Бизнес-элита и государственная власть: кто владеет Россией на рубеже веков? М., 2001. Ильичева Л. Е. Лоббизм и интересы предпринимательства. М., 2000; Лапина НЛО. Бизнес и политика в современной России. М., 1998. Мовсесян А., Либман А. Экономика и власть // Общество и экономика. 2002. № 2. С. 98−115- Мовсесян А., Либман А. Роль фактора власти в экономике // Экономист. 2002. № 1. С. 58−64. Паппэ Я. Ш. Олигархи: экономическая хроника 19 922 000. M., 2000. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика. Власть и бизнес. М., 2004.

11 Перегудов С. П. Корпоративный капитал в российской политике // Полис. М., 2000. № 4. С. 72−81- Перегудов С. П. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М., 2003.

12 Перегудов С. П., Семененко И. С. Корпоративное гражданство как новая форма отношений бизнеса, общества и власти. М., 2006.

Ряд отечественных исследователей рассматривают управленческие.

13 аспекты проблемы социальной ответственности бизнеса. Социальная ответственность зарубежных и российских компаний в системе корпоративного управления, основные зарубежные модели социальной ответственности, значение социальной отчетности для корпоративного управления исследуются в работах А. А. Деревянченко, И. Ю. Беляевой и М. А. Эскиндарова.14.

Собственно проблемам социальной практики российских корпораций посвящено несколько работ отечественных авторов15. Одним из первых российских исследований в сфере ЬССО можно назвать работу «Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний», посвященную вопросам взаимодействия бизнеса и власти в рамках социальной политики, инновационным формам КСО отечественного бизнеса. Среди исследований корпоративной социальной политики можно выделить работы экспертов Независимого института социальной политики — Н. В. Зубаревич, Н. Ю. Лапиной, А.Е. Чириковой16. Значительное внимание социальной практике российских и зарубежных корпораций, вопросам спонсорства и благотворительности уделяется в трудах Г. Тульчинского, С. Туркина17. п Благов IO.E. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление. // Российский журнал менеджмента, 2004, № 3. С. 17−34. Шевчук А. В. Социальная роль бизнеса в моделях корпоративного управления // SPERO. Зима 2005, № 2.

14 Деревянченко А. А. Социальная ответственность в системе корпоративного управления. М., 2005. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. / Под общ. ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. Финансовая академия при Правительстве РФ. — М., 2008.

15 Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. / Под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. М., 2003. Социальная роль бизнеса в общественном развитии: корпоративная благотворительность и спонсорство в бизнесе. М., 2002. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний/ С. В. Ивченко, М. И. Либоракина, Т.С. СиваеваПод. ред.: М. И. Либоракиной, М., 2003. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы. Под ред. Н. А. Волгина, В. К. Егорова. М., 2004. Корпорация, социальная ответственность и местные власти. Модели эффективного сотрудничества. М.: Аналитический центр «Эксперт», 2003.

16 Зубаревич Н. В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. М., 2005. Лапина НЛО., Чирикова А. Е., Шилова Л. С., Шишкин С. В. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? М., 2005 Чирикова А. Е. Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики: региональная проекция. М., 2007.

17 Туркин С. Как выгодно быть добрым. Сделайте свой бизнес социально ответственным. М., 2007. Туркин С. Социальные инвестиции в бизнесе. М., 2003. Туркин С., Симпсон С. Социальное измерение в бизнесе. М., 2001.

Среди диссертационных исследований последних лет, посвященных корпоративной социальной ответственности, а также взаимоотношениям власти и бизнеса в социальной сфере, следует выделить работы В. П. Бабкина, Ф. И. Гаинуллиной, Р. И. Гайнутдинова, Е. Р. Ляховецкой, М. Б. Орлова, Б.Л.

1Я.

Цветковой, рассматривающие данную проблему преимущественно в контексте корпоративного управления. Политологический анализ социальной деятельности современных российских корпораций на примере компаний «Газпром», РАО «ЕЭС России» и «РУСАЛ» проводится в диссертации Е.В. Марковой19.

В целом, обзор литературы по обозначенной теме свидетельствует о том, что исследователи уделяли определенное внимание изучению роли корпораций как субъектов политики, вопросам взаимодействия бизнеса и власти. Проблема корпоративной социальной ответственности становилась предметом исследования преимущественно в рамках экономики, менеджмента, социологии или сферы связей с общественностью. Таким образом, именно политологический аспект проблемы социальной ответственности российского бизнеса является недостаточно изученным.

Предмет и объект исследования. Объектом настоящего исследования является феномен корпоративной социальной ответственности в России в контексте взаимодействия государства, общества и корпораций. Предмет исследования — политологический аспект российской модели корпоративной социальной ответственности.

Цель и задачи исследования

Цель работы — выявление и изучение особенностей института корпоративной социальной ответственности в.

8 Бабкин В. П. Управление социальным развитием крупной промышленной корпорации. Автореферат дисс.канд. экон. наук. М., 2002. Гаинуллина Ф. И. Становление системы социального партнерства в республике Татарстан (политологический анализ). Автореферат дисс. доктора полит.н. М.,]999. Гайнутдинов Р. И. Роль бизнеса в современном политическом процессе. Автореферат дисс. доктора полит.н. Спб., 2006. Ляховецкая Е. Р. Социальная ответственность бизнеса — функция корпоративного управления. Дис.. канд. экон. наук. М., 2002. Орлов М. Б. Тенденции развития социальных функций предпринимательства в современном российском обществе. Автореферат дисс. .канд. социол. наук. М., 2003. Цветкова Б. Л. Социальная ответственность бизнеса в современных российских условиях. Дис. канд. социол. наук. Н. Новгород, 2004.

19 Маркова Е. В. Социальная ответственность в деятельности современных российских бизнес-корпораций. Автореферат дисс. канд. полит.н. М., 2007. современной России в контексте политических взаимодействий государства, общества и бизнеса.

В процессе достижения обозначенной цели будут решаться следующие задачи:

• Провести политологический анализ концептуальных подходов корпоративной социальной ответственности и основных моделей КСО;

• Уточнить определение понятия «корпоративная социальная ответственность»;

• Исследовать социокультурные традиции и политические аспекты формирования российской модели КСО, ее отличия от зарубежной практики;

• Выделить основные подходы к социальной ответственности российских корпораций в системе взаимоотношений с властью и обществом, дать оценку эффективности данных подходов с точки зрения политических отношений;

• Проанализировать основные особенности бизнес-ориентированного подхода к социальной ответственности и дать оценку его эффективности.

Хронологические рамки исследования охватывают период 2000;2008 гг., поскольку именно в это время в России начинает формироваться феномен социальной ответственности бизнеса. Это произошло с приходом к власти президента В. Путина, который призвал крупный бизнес к ответственности перед обществом, полной уплате налогов и поддержке социальных проектов государства.

Методология исследования. Корпоративная социальная ответственность является междисциплинарным понятием, для исследования которого в работе использован комплекс методологических приемов. Ведущими методами являются системный, компаративный, неоинституциональный и социокультурный.

Особое значение имело применение системного подхода, что способствовало исследованию корпоративной социальной ответственности как комплексного явления, выделению в его содержании политологической составляющей, рассмотрения данной составляющей во взаимосвязи с другими аспектами проблемы (социальными, экономическими, культурными). Использование методологии неоинституционализма дало возможность рассмотреть феномен КСО в качестве формирующегося института, нормы и правила которого в России имеют в основном неформальный характер. Сравнительный анализ теоретико-методологических подходов к проблеме корпоративной социальной ответственности позволил выявить общие проблемы и подходы к данному феномену зарубежных и российских авторов, рассмотреть эволюцию понятия «корпоративной социальной ответственности». В рамках анализа российской политической культуры, особенностей отечественной истории, повлиявших на формирование российской модели КСО, были применены социокультурный и конкретно-исторический методы. Для изучения законов и нормативных актов, касающихся сферы социальной ответственности и благотворительности, применялся комплекс формально-правовых методов.

Эмпирическая база исследования. Основными источниками по теме исследования являются материалы периодической печати и международные стандарты социальной отчетности.20 Социальные отчеты, результаты социальной диагностики предприятий и другие материалы компаний.

01 00 0*3.

СИБУР", «Газпром нефть», «Миллхаус», «Трансаэро» стали значимыми источниками информации по вопросу практики корпоративной социальной ответственности в России. Корпоративные исследования, результаты социальной диагностики предприятий («Социальная диагностика Омского нефтеперерабатывающего завода», «Социальная диагностика.

20 Международные стандарты: Accountability АА 1000 Framework fwww.accountability.org.uk) и Global Reporting Initiative (GRI) www.globalrcporting.org. Рекомендации 1Р1ЕСА/ API по добровольной отчетности в области устойчивого развития для нефтегазовой промышленности (версия 2005 г.) www.oilandgasreporting.com.

21 Быть вместе. Социальный отчет ОАО «СИБУР Холдинг» за 2006 г.- Люди СИБУРа. Социальный отчет компании за 2007 г. www.sibur.ru.

22 «Газпром нефть»: социальные горизонты. Обзор корпоративных социальных программ 2007; «Газпром нефть»: ответственное развитие. Отчет об устойчивом развитии за 2007 г. http://vvww.gazprom-neft.ru/social/ga7prom-neft-2007;rus.pdf.

23 Социальные и благотворительные программы авиакомпании «Трансаэро» 2005;2007 гг.

Ноябрьскнефтегаза", «Социальная диагностика ООО «Тольяттикаучук»), пресс-релизы компаний «СИБУР» и «Газпром нефть» позволили проиллюстрировать российскую практику бизнес-ориентированного подхода к КСО. В рамках анализа благотворительной деятельности российского бизнеса значимыми источниками стали отчеты и материалы некоммерческих организаций «Полюс надежды» и «Фонд «Территория""24, реализующих социальные и благотворительные проекты в Чукотском автономном округе.

В эмпирическую базу исследования также входят результаты социологических исследований и статистические данные, которые помогли дать количественную интерпретацию современному этапу развития КСО в России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Корпоративная социальная ответственность (КСО) — новый формирующийся институт, в рамках которого осуществляется добровольная некоммерческая деятельность компании, служащая долгосрочным интересам как бизнеса, так и общества. КСО призвана уравновешивать стремление бизнеса к повышению прибыли и эффективности со стремлением общества к более справедливому распределению благ, что обеспечивает необходимый политический баланс интересов в социуме. Баланс интересов государства, общества и корпораций в рамках КСО способствует общественной стабильности, повышению качества и уровня жизни граждан, восполняет пробелы государственной социальной политики, снижает нефинансовые риски корпораций.

2. В зарубежной практике сложились две различные модели корпоративной социальной ответственности: англосаксонская (КСО рассматривается как моральная обязанность собственников и руководства корпорации) и континентальная (помимо выполнения требований законодательства компания должна стремиться внести определенный вклад.

24 Развитие территории. Отчет о деятельности некоммерческой организации «Фонд „Территория“» за 2005 г. И в жизнь социума). При этом институт социальной ответственности связан со взаимодействием между корпорациями и обществом в социальной сфере. Государство же практически исключено из сферы КСО в англо-саксонской модели, а в континентальной — выступает в роли «арбитра» в отношениях между бизнесом и социумом.

Российская модель социальной ответственности имеет весомую политическую составляющую, основное взаимодействие в сфере КСО осуществляется по линии «бизнес-власть». Корпоративная социальная ответственность в России базируется на неформальных и зачастую непрозрачных правилах взаимодействия между государством и крупным бизнесом. В условиях переходной экономики социальная ответственность выступает также как один из способов преодоления кризиса легитимности у в отношениях между обществом и бизнесом, возникшего после эпохи «первоначального накопления капитала» и приватизации 1990;х гг. Негативное отношение общества к крупному бизнесу является ресурсом давления на корпорации со стороны государства: в обмен на помощь в социальной сфере власть обещает бизнесменам не пересматривать результаты приватизации. В то же время во взаимодействии власти и бизнеса уже намечается тенденция к институционализации отношений, к переходу от политики «торга» к взаимовыгодному партнерству, пока преимущественно на региональном уровне.

Обобщая опыт российских компаний в сфере социальной ответственности, можно выделить три подхода к КСО: прагматический, «советский» и ориентированный на благотворительность. Довольно популярно понимание социальной ответственности как синонима благотворительности, которая зачастую является неформальным социальным обязательством для российского бизнеса. Корпоративная благотворительность в традиционном варианте (помощь социально незащищенным, учреждениям сферы культуры, РПЦ) в основном преследует имиджевые цели и не предполагает долгосрочной программы действий, соответственно, не может в полной мере способствовать эффективному решению социальных проблем. Традиционная благотворительность не может обеспечить баланс интересов корпораций, общества и власти, поскольку действия благотворителей являются спонтанными, зависят от их субъективных предпочтений, и не являются надежным источником поддержки социальной сферы. «Советский подход» основан на традициях патернализма, высокой степени социальной защиты сотрудников и подразумевает сохранение оставшейся от старой экономики социальной инфраструктуры и системы льгот. Преимуществами использования элементов «советского подхода» являются одобрение такой формы КСО властями и создание позитивного социального климата в регионах присутствия компании. Однако в условиях рынка управление непрофильными объектами социальной инфраструктуры является обременительным для бизнеса, поэтому сегодня компании стремятся постепенно реформировать систему управления социальной сферой в целях повышения конкурентоспособности и рентабельности, оптимизировать пакет социальных услуг. В рамках бизнес-ориентированного (прагматического) подхода социальные программы рассматриваются как бизнес-проекты, направленные на долгосрочное устойчивое развитие компании, создание благоприятной среды для ведения бизнеса и поддержание социальной стабильности в регионах деятельности.

5. Бизнес-ориентированный подход наиболее эффективен в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет бизнесу решать социальные задачи с помощью действенных экономических методов, что отвечает прагматическим интересам корпораций, приоритетам общественного развития и служит дополнительным ресурсом социальной политики государства. Таким образом, применение прагматического подхода в сфере КСО обеспечивает баланс интересов сторон: уравновешивает стремление корпораций к прибыли, общества — к более справедливому распределению благ, государства — к устойчивости политической системы. Анализ опыта российских компаний НК «Газпром нефть» и «СИБУР», реализующих прагматическую стратегию КС О, показывает, что их корпоративная социальная политика увязана с потребностями и ожиданиями общества, направлена на повышение жизненного уровня граждан и способствует созданию комфортной социальной среды в регионах присутствия.

6. В сфере КСО каждая компания находится в поиске собственного баланса между бизнес-интересами, вызовами рынка, ожиданиями общества и запросами государства. Бизнес-ориентированный подход является неким общим трендом в сфере социальной ответственности, в рамках которого выделяются вариации и сочетания социальных стратегий. В условиях переходной экономики в России довольно эффективным является сочетание рыночных и «советских» методов в рамках КСО: наряду с оптимизацией численности персонала, монетизацией социального пакета, во многих компаниях сохраняется патронаж над объектами социальной инфраструктуры (в частности, такова стратегия компании «СИБУР»). В рамках прагматического подхода к КСО компаниями используется также сочетание бизнес-методов и технологий стратегической благотворительности для достижения большего экономического и общественного эффекта, что практикуется компанией «Газпром нефть».

Научная новизна исследования. В данном исследовании впервые предпринята попытка системно проанализировать политологический аспект феномена корпоративной социальной ответственности в России:

• представлено определение корпоративной социальной ответственности как инструмента обеспечения баланса интересов бизнеса, общества и власти;

• определены основные политические характеристики и специфика российской модели корпоративной социальной ответственности;

• проведен анализ основных подходов к социальной ответственности российских корпораций в системе взаимоотношений с властью и обществомвыделены три основных подхода: ориентированный на благотворительность, «советский» и прагматический (бизнес-ориентированный) ;

• выявлена специфика прагматического подхода, позволяющего найти баланс между стремлением бизнеса к максимизации прибыли, запросами властных структур и общественными ожиданиямиобоснован вывод о его эффективности в современных условиях.

Научно-практическая значимость работы. Положения диссертационной работы могут быть использованы при дальнейших исследованиях проблематики корпоративной социальной ответственности и корпоративного гражданства. Материалы и выводы диссертации, возможно, будут использованы в практической сфере при разработке социальной политики как государственной, так и корпоративной, — а также при подготовке проектов политических решений.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе, при чтении лекционных курсов по проблемам взаимодействия бизнеса и власти, по связям с общественностью современных корпораций, а также в рамках других дисциплин, затрагивающих проблему корпоративной социальной ответственности.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре государственной политики философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертации отражены в научных публикациях автора.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема корпоративной социальной ответственности является довольно новой для российской практики. Вместе с тем, социальная и филантропическая составляющие деятельности российских предпринимателей сложились уже достаточно давно — в конце XIX — начале XX века. В советское время традиции филантропии и меценатства были утеряны, но утвердилась идея предприятия — «социального гаранта», выполняющего важные общественные функции и обладающего собственной социальной инфраструктурой. С началом рыночных реформ в 1990;х гг. политика предприятий кардинально изменилась: сосредоточившись на финансовых показателях и повышении конкурентоспособности в новых экономических условиях, компании стремились избавляться от социальной инфраструктуры, переводя ее на баланс местных властей.

Переход к рыночной экономике и приватизация 1990;х в России сопровождались высоким уровнем социальной напряженности и одновременно появлением первых огромных состояний. Именно в этот период — эпоху «олигархического капитализма» — сформировался климат недоверия и негативного отношения к крупному бизнесу в обществе. Отсутствие общественного доверия может привести к деструктивным последствиям для социально-политической системы, нарушает баланс интересов в социуме.

Несправедливость эпохи первоначального накопления капитала в России, как и во многих других странах, впоследствии должна быть каким-то образом компенсирована. Один из вариантов компенсации —так называемая «бархатная реприватизация», перераспределение собственности в новые руки, а иногда и возвращение государству. Возможен и вариант постепенного завоевания доверия общества — через развитие экономики, повышение эффективности, создание рабочих мест и внедрение практики социальной ответственности. Таким образом, корпоративная социальная ответственность призвана стать инструментом взаимодействия между обществом, бизнесом и государством, сформировать климат общественного доверия.

Само понятие «социальная ответственность бизнеса» в России появилось в период президентства В. В. Путина. В силу новизны термина «социальная ответственность» его содержание часто является предметом спекуляций со стороны как бизнеса, так и власти. Корпоративная социальная ответственность — это добровольный, выходящий за рамки законодательного минимума вклад компании в развитие общества, включающий ответственность делового партнера, работодателя, гражданина и участника социальных отношений. КСО призвана обеспечить баланс интересов корпораций и общества: уравновесить стремление бизнеса к повышению прибыли и эффективности со стремлением общества к справедливости, что обеспечивает необходимый политический баланс интересов в социуме. Баланс интересов государства, общества и корпораций в рамках КСО способствует устойчивому общественному развитию, повышению качества и уровня жизни граждан, восполняет пробелы государственной социальной политики, снижает нефинансовые риски корпораций.

На практике КСО складывается, как правило, из следующих составляющих: бизнес обеспечивает зарплаты работникам, некоторые обязательные льготы сотрудникам и удовлетворение социальных запросов властей различных уровней. Последняя часть является непрозрачной и неформальной, именно она является специфической составляющей российской модели КСО. Тем не менее на современном этапе уже обозначилась тенденция к институционализации отношений бизнеса и власти в сфере КСО. Как показывает мировой опыт, чем больше степень институционализации взаимоотношений бизнеса и власти в плане гарантий от национализации собственности или её перераспределения, тем выше национальная ориентированность бизнеса на внутренние инвестиции, эффективное управление собственностью, повышение конкурентоспособности.

Среди препятствий на пути внедрения в России практики корпоративной социальной ответственности можно назвать низкую капитализацию большинства российских компаний, отсутствие средств на осуществление социальных программ. Согласно различным данным, 190 более 40% общего объема средств на социальные программы, выделяемых ежегодно российским бизнесом, приходится на 20 крупнейших корпораций, в основном, добывающего сектора. Возможности компаний, производящих потребительские товары, предоставляющих услуги, существенно ограничены. Фактор ограниченности ресурсов приобретает особую актуальность в условиях мирового финансового кризиса, заставляющего компании сокращать непрофильные расходы, в том числе и на социальную деятельность.

Тем не менее, эффективность корпоративной социальной политики определяется не только объемом средств, направленных на социальные программы. Для устойчивого развития корпораций особенно важно проведение сбалансированной социальной политики, учитывающей максимально широкий круг экономических и социальных интересов, потребности общества и государства.

Сегодня в практике крупных российских компаний уже сложились общие контуры социальной политики, разрабатываются формализованные социальные стратегии. В работе выделены три основных подхода к социальной ответственности, сложившиеся в российском бизнес-сообществе. Довольно популярно представление о социальной ответственности как синониме благотворительности. Корпоративная благотворительность в традиционном варианте (помощь социально незащищенным, учреждениям сферы культуры, РПЦ) в основном преследует имиджевые цели и не предполагает долгосрочной программы действий, соответственно, не может в полной мере способствовать эффективному решению социальных проблем. В отличие от мировой практики, где благотворительность (филантропия) является добровольной деятельностью, в России благотворительная деятельность является неформальным социальным обязательством бизнеса, не вполне легитимно получившего собственность в 1990;е годы. Специфика российского варианта благотворительности состоит в том, что благотворительность является скорее проявлением «ответственности бизнеса», нежели филантропией — проявлением любви к людям, к обществу.

Советская модель" социальной ответственности основана на традициях патернализма и высокой степени социальной защиты сотрудников, оставшихся в наследство с советских времен. Данного подхода традиционно придерживались компании, возникшие в результате акционирования советских предприятий и ставшие естественными наследниками обширной социальной инфраструктуры. Однако «советский подход» плохо вписывается в рыночные механизмы экономики, в определенной мере выступая тормозом на пути повышения конкурентоспособности и динамичного развития предприятий. Управление объектами социальной инфраструктуры является обременительным для бизнеса, поэтому на современном этапе компании начинают постепенно реформировать систему корпоративных социальных услуг в соответствии с рыночными условиями, избавляться от непрофильных социальных объектов.

Наиболее востребованным в современных рыночных условиях является прагматический подход, который подразумевает отношение к социальным программам как к бизнес-проектам, делая ставку на экономическую и социальную эффективность, целевое использование средств, повышение конкурентоспособности компании, создание комфортной социальной среды в регионах присутствия. Ресурсы и средства, направленные на решение социальных вопросов, рассматриваются как стратегические инвестиции в устойчивое развитие компании.

Прагматический подход обеспечивает баланс интересов корпораций, общества и государства, поскольку позволяет решать социальные проблемы эффективнее, что одновременно способствует долгосрочному устойчивому развитию компании и поддержанию социально-политической стабильности и благополучия в обществе.

Бизнес-ориентированный подход к КСО в работе проанализирован на материалах компаний «Газпром нефть» и «СИБУР», которые обозначили социальную ответственность как один из принципов своей повседневной практики. Социально ориентированные программы корпораций на современном этапе направлены на поддержание стабильности и благополучия в регионах присутствия и в обществе в целом, что одновременно способствует устойчивому развитию самой компании и снижению нефинансовых рисков. Будучи тесно увязанной с потребностями российского общества, социальная деятельность компаний служит как стратегическим целям развития бизнеса, так и повышению уровня жизни людей, созданию комфортного жизненного пространства.

В рамках бизнес-ориентированного подхода выделяются вариации и сочетания социальных стратегий, которые позволяют каждой компании найти собственный баланс между бизнес-интересами, ожиданиями общества и запросами государства. В условиях переходной экономики довольно эффективным является сочетание рыночных и советских методов в рамках КСО. В частности, такова стратегия холдинга «СИБУР», ставшего фактическим «преемником» нефтехимической промышленности СССР. В рамках прагматического подхода к КСО компаниями используется также сочетание бизнес-методов и технологий стратегической благотворительности для достижения большего экономического и общественного эффекта, что практикуется компанией «Газпром нефть».

В заключение заметим, что российское бизнес-сообщество уже начинает переходить, пусть очень медленно, от либеральной к социально-рыночной модели поведения, а также от политики «торга» к институционализации отношений и сотрудничеству с властью в социальной сфере. Возможно, в перспективе роль гражданского общества и его организаций в России будет более значительной, произойдет сближение интересов государства, бизнеса и общества. Для дальнейшего развития КСО в России необходимо также создание адекватного правового поля, нивелирование теневых и неформальных механизмов реализации корпоративной социальной ответственности.

В условиях мирового финансового кризиса особую актуальность приобретает вопрос о том, как соотнести принципы КСО с необходимостью сокращать расходы компаний в кризисной ситуации. Российские корпорации заявляют, что в случае сокращения социальных программ все будет происходить максимально корректно, с учетом интересов заинтересованных сторон.191 В условиях кризиса как бизнесу, так и власти, возможно, придется поменять акценты в своей социальной политике, исходя из актуальных общественных потребностей (в частности, направить усилия на поддержку безработных, чтобы избежать социальной напряженности). Для обеспечения стабильного общественного развития в современных условиях весьма важно налаживание конструктивного диалога бизнеса, государства и общества, формирование взаимовыгодных отношений сторон на принципах равноправия, поддержки и партнерства. Думается, что только при этом условии идея КСО в России получит дальнейшее развитие.

В свою очередь, перспективы исследования проблематики социальной ответственности могут быть связаны с переходом от концепции КСО к идее корпоративного гражданства, нацеленной на включение бизнеса в системное взаимодействие с социально-политическими институтами в рамках устойчивого развития общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 2002.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
  4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
  5. Федеральный закон от 2007 г. «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»
  6. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г.)11. Монографии и статьи:
  7. О. Корпоративная социальная ответственность в России: взросление в неблагоприятном окружении.// БЕАЬ. Зима 2003.
  8. О. Социальная ответственность компаний опыт Запада и России, http://www.maecenas.ru/doc/2004 3 5. html
  9. В.Ю. Интересы компании и общества совпадают // Нефть России. 2001. Июнь.
  10. И.В. Паблик рилейшенз для менеджеров. М., 2002.
  11. М. Капитализм против капитализма. Спб., 1998
  12. И. Новая корпоративная стратегия. Спб., 1999.
  13. А.А. Вертикальный контракт неустойчив // Отечественные записки, 2004. № 6.
  14. Е. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы.// Экономист. 2005.№ 1.
  15. Дж. Корпорация. М., 2007.
  16. А.В. Деятельность корпораций. М., 1999.
  17. А.В., Дроздов С. А., Кушаков С. Н. Проблемы управления корпоративной собственностью. М., 2000.
  18. В.Л., Гарсиа А. Л. О социальной ответственности бизнеса// Социально-гуманитарные знания. 2004. № 5.
  19. И. Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты. М., 1999.
  20. Н., Попов А. Государства против корпораций // РБК. 2006. № 10.
  21. Р.В. Корпоративные образования в российской политической системе// Актуальные вопросы политики и политологии в России. М., 2000
  22. Ф. Социальная сфера предприятия: современная российская практика в мировом контексте. М., 2002.
  23. А.Б. Пиар крупных российских корпораций. М., 2001.
  24. А.Б. Российские нефтяные компании и политика в переходный период. М. Д997
  25. А.Ф., Тульчинский Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. Н. Новгород, 2002.
  26. Ф.И. Политические аспекты социального партнерства в России. М., 2001
  27. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С. В. Ивченко, М. И. Либоракина, Т.С. Сиваева- Под. ред. М. И. Либоракиной. М., 2003.
  28. М., Лебедев А. Крупный российский бизнес: социальная роль и социальная ответственность. М., 2005.
  29. М. К. Экономические элиты России в восприятии населения / М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова, А. Ю. Чепуренко.- М., 2006
  30. В.Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике //Полис, 2000, № 4−5.
  31. С., Лазарева О., Рачинский А., Цухло С. Корпоративное управление в российской промышленности. М., 2004.
  32. А.А. Социальная ответственность в системе корпоративного управления. М., 2005.
  33. А.А. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика, российские перспективы. М., 2004.
  34. П.Ф. Энциклопедия менеджмента. М., 2004.
  35. Н. Пришел, увидел, победил? (Крупный бизнес и региональная власть)// Pro et Contra. № 7.3има.2002.
  36. Н.В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. М., 2005.
  37. А. Государство и ведущие бизнес-структуры: поиски модели взаимоотношений // Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике России. М., 1997
  38. А. Бизнес и государство при Путине: становление новой системы взаимоотношений. М., 2000.
  39. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. / Под ред. Аузана А. А. М., 2005
  40. Информационная открытость социальной политики российских компаний. М., 2004.
  41. А.А., Ионова О. Б. Социальное партнерство как социокультурный феномен. М., 2002.
  42. В. Зачем Омской области «Сибнефть»?//Сибирская нефть.2006, № 2.
  43. Р. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности // Вопросы экономики, 2000. № 1.
  44. В. Вопросы корпоративной социальной отчетности в России// Государственная служба. № 3.2005.
  45. С.М., Сентер А. X., Брум Г. М. Паблик рилейшенз. Теория и практика. М., 2001.
  46. B.C., Панибратов А. Ю. Основы бизнеса. СПб, 2006.
  47. В. Взаимоотношения крупного капитала и государственной власти (зарубежный опыт)// Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1.
  48. М., Борисов Н. Группа товарищей. Кто сделал Абрамовича самым богатым человеком России // Forbes, май 2007.
  49. М.И., Литовченко С. А. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. М.: Ассоциация менеджеров, 2003.
  50. Л.Н., Корсаков М. И., Якимец В. Н. Управление социальными программами компании. М., 2003.
  51. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: Монография /Под общ.ред. И. Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова- Финансовая академия при Правительстве РФ.- М., 2008.
  52. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика, российские перспективы. М., 2004.
  53. Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность. М., 2004.
  54. Корпорация, социальная ответственность и местные власти//Сборник материалов по результатам исследования аспектов взаимоотношения корпораций, местных властей, а также системы межбюджетных отношений в РФ. М., 2003.
  55. А. В русле мировой тенденции от благотворительности к социальной ответственности // Большой бизнес. 2005. № 3.
  56. Ф., Пферч В. Бренд-менеджмент в В2В-сфере. М., 2007.
  57. Ф., Ли Н. Корпоративная социальная ответственность. Киев, 2005.
  58. Р., Телицына И. Благотворительность. Эффект старения // Forbes, май 2008, № 05 (50).
  59. Н. Социальная ответственность бизнеса: какое будущее для России?// МэиМО. 2006. № 6.
  60. Н., Чирикова А., Перегудов С. Социальная политика бизнеса в российских регионах. М., 2005
  61. С. Корпоративное гражданство эффективный механизм взаимодействия бизнеса и общества// Человек и труд. 2002. № 6.
  62. С. (рук. авт. колл.) Доклад о социальных инвестициях в России. М., 2004
  63. Модели социального развития России: роль бизнеса.// Публичный отчет по результатам международной конференции 12 ноября 2003 г.
  64. Монопрофильные города и градообразующие предприятия. М., 2000.
  65. А.А. Бизнес-элита и государственная власть: кто владеет Россией на рубеже веков? М., 2001.
  66. М., Алберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993.
  67. К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. М., 2003.
  68. Д. Институты и экономический рост: историческое введение // Thesis. 1993. Т.1 Вып.2
  69. Д. Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики, http://www.finansy.ru/publ/north.htm
  70. Я. Ш. Олигархи: экономическая хроника 1992−2000. М., 2000
  71. Я. Ш. Российский крупный бизнес как экономический феномен: особенности становления и современного этапа развития// Проблемы прогнозирования.2002. № 1.
  72. Я., Дементьев В., Макаренко Б., Зудин А. др. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России. М.: Центр политических технологий, 1997.,
  73. С.П., Н. Ю. Лапина, И. С. Семененко. Группы интересов и российское государство. М.: Эдиториал УРСС. 1999.
  74. С.П. Корпоративный капитал и институты власти: кто в доме хозяин// Полис. 2002. № 5.
  75. С.П. Новое социальное партнерство: трудное начало// Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 12.
  76. С.П. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М.: Наука. 2003.
  77. С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2006. № 2.
  78. С. П. Корпоративное гражданство как современная форма социальной инженерии// МэиМО. 2005. № 6
  79. С.П., Семененко PI.C. Корпоративное гражданство как новая форма отношений бизнеса, общества и власти. М., 2006.
  80. С.П., Семененко И. С. Корпоративное гражданство. М., 2008.
  81. Ю.Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса. М.: Дело, 2004.
  82. В.Н. Корпорации в российской промышленности. М., 1999.
  83. А. Русская модель управления. М., 2002.
  84. Е. Бум ответственности//Сибирская нефть. № 8, 2005.
  85. В.Е. Связи с общественностью: история, теория, практика. М. 1997.
  86. И.С. Корпоративное гражданство: западные модели и перспективы для России // Полис, 2005. № 5.
  87. Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия. М.: ЦПТ.1997.
  88. И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии// Вопросы экономики. 2005. № 10.
  89. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы. Под ред. Н. А. Волгина, В. К. Егорова. М., 2004.
  90. Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России: теория и практика: материалы заседания круглого стола / Под общ. ред. B.C. Комаровского, Н. А. Волгина. М., 2005
  91. Социальная стратегия российского бизнеса: условия успеха // Публичный отчет по результатам международной конференции 28 марта 2003 г.
  92. Стандарт социальной ответственности АА 1000. Accountability АА 1000 Framework// ЕРРА. 2004.
  93. Социально ответственный бизнес: глобальные тенденции и опыт стран СНГ/ под ред. М. И. Либоракиной. М., 2003
  94. Социальная ответственность компании: практическая польза для бизнеса/ Ассоциация менеджеров. М.: 2002.
  95. С., Туркин С. Социальное измерение в бизнесе: бизнес, общество, власть. М., 2001.
  96. М. Конвергенция моделей корпоративного управления // Вопросы экономики. 2004. № 1.
  97. Г. Л. Корпоративная социальная ответственность (Социальные инвестиции, партнерство, коммуникации). СПб., 2006.
  98. С. Социальные инвестиции в бизнесе. Пособие для менеджеров. М., 2003.
  99. С. Зачем бизнесу социальная ответственность?// Управление компанией. 2004. № 7.
  100. Р. Губернаторы и олигархи: история отношений // Полития. 2001. № 5.
  101. Факторы формирования социальной ответственности бизнеса в крупных российских городах. М., 2002 .
  102. Л. Модель управления качеством социальной ответственности организации // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 2.
  103. С. Правит ли российская олигархия // Полис. 2002.№ 5.
  104. М. Основы монетаризма. М., 2002.
  105. С., Гиббоне Д. Бизнес во благо. Делаем деньги, делая мир лучше. М., 2003.
  106. Р. Взгляд Европарламента на будущее социальной ответственности/ZSEAL. Зима 2003.
  107. А., Лапина Н., Шилова Л., Шишкин С. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? М., 2005.
  108. А. Е. Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики: региональная проекция. М., 2007
  109. Ф. И. Государство и экономика: власть и бизнес. М., 1999.
  110. Й. Теория экономического развития. М., 1982.
  111. Ю. Многообразие европейских предпринимательских моделей // МэиМО. 2003. № 12.
  112. В. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. М., 2004.
  113. Berle A., Means G. The Modern Corporation and Private Property. N.Y., 1934.
  114. Carroll A.B., Buchholtz A.K. Business and Society: Ethics and Stakeholder Management. 5th ed. Australia: Thomson South-Westem, 2003.
  115. Garriga E., Mele D. Corporate Social Responsibility Theories: Mapping the Territory// Journal of Business Ethics. 2004. № 53. P. 51−71.
  116. Cawson A. Big Firms as Political Actors // Participation and Policy-making in the European Union. Oxford, 1997.
  117. H. (ed.). Business-Government Relations: Concepts and Issues. London-New York, 1997.
  118. Corporate Spin: The Troubled Teenage Years of Corporate Social Reporting. New Economics Foundation, 2000.
  119. Davenport K. Corporate Citizenship: A Stakeholder Approach for Defining Corporate Social Performance and Identifying Measures for Assessing It // Business & Society, 2000. № 39 (2)
  120. Davis K. The Meaning and Scope for Social Responsibility // Contemporary management. Issues and Viewpoints. 1974.
  121. Druclcer P. Frontiers of Management. New York, 1986
  122. Freeman R. Divergent Stakeholder Theory //Academy of Management Review, 1999. № 24 (2).
  123. Friedman M. Capitalism and Freedom. University of Chicago, 1962
  124. Googins B. The Journey towards Corporate Citizenship in the United States. // Journal of Corporate Citizenship. Spring. 2000.
  125. Harvard Business Review on Corporate Responsibility, 2003
  126. Henderson D. Misguided Virtue: False Notions of Corporate Social Responsibility. The Institute of Economic Affairs, 2001
  127. Kotler P., Lee N. Corporate Social Responsibility: Doing the Most Good for Your Company and Your Cause. 2006.
  128. Leadbeater C. The Rise of Social Entrepreneur. Demos.2001.
  129. The Power of Reputation Management// PR Tactics. — March, 1996.
  130. Miles R. H. Managing the Corporate Social Environment A Grounded Theory. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall Inc. 1987.
  131. North D.C. Economic Performance through Time. Lecture to the memory of Alfred Nobel, December 9, 1993http://nobelprize.org/economics/laureates/1993/north-lecture.html-not
  132. Responding to the Leadership Challenge: Findings of a CEO Survey on Global Corporate Citizenship. 2003. Geneva.
  133. Sir John Browne. International Relations: the New Agenda for Business // The Elliott Lecture, St Anthony’s College, Oxford, June 4, 1998
  134. The Unstable Ground. Corporate Social Policy in a Dynamic Society. Los Angeles, 1974.
  135. Values and Value. Communicating the Strategic Importance of Corporate Citizenship to Investors. 2004. Geneva.
  136. Walton C. Corporate Social Responsibilities. Belmont, 1967.
  137. Zadek S. The Civil Corporation. A New Economy of Corporate Citizenship. L. and Sterling, VA, 2004.1. Диссертации:
  138. В.П. Управление социальным развитием крупной промышленной корпорации. Автореферат дисс. .канд. экон. наук. М., 2002
  139. А.Р. Стратегия и тактика реализации корпоративных интересов в системе властно-управленченских отношений современной России. Автореферат дисс. .канд. полит, наук. Уфа, 2007.
  140. В. Б. Социальная ответственность бизнеса и развитие человеческих ресурсов. Автореферат дисс.. .канд. экон. наук М., 2005.
  141. Р.И. Роль бизнеса в современном политическом процессе. Автореферат дисс. доктора полит.наук. Спб., 2006.
  142. Е.Р. Социальная ответственность бизнеса функция корпоративного управления. Дис. канд. экон. наук. М., 2002
  143. Е.В. Социальная ответственность в деятельности современных российских бизнес-корпораций: политологический анализ. Автореферат дисс. .канд. полит, наук. М., 2007.
  144. М.Б. Тенденции развития социальных функций предпринимательства в современном российском обществе. Автореферат дисс. .канд. социол. наук. М., 2003
  145. .Л. Социальная ответственность бизнеса в современных российских условиях. Дис. канд. социол. наук. Н. Новгород, 2004.
  146. Люди СИБУРа // Социальный отчет ОАО «СИБУР Холдинг» за 2007 г.
  147. WWW.rspp.ru официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей156. www.csr.gov.uk сайт правительства Великобритании, посвященный
Заполнить форму текущей работой