Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Европейский вектор внешней политики Ватикана в 1990-2012 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В создании института военных капелланов в странах Центральной и Восточной Европы и постсоветского пространства, активно продвигаемого командованием НАТО, и внедряющего таким образом в Европе американскую модель взаимодействия церкви и армии, РКЦ была предоставлена одна из ролей идеологического сопровождения. Такая масштабная внешнеполитическая акция как продвижение НАТО на Восток нуждалась… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ВАТИКАНА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
    • 1. Обоснование позиции Ватикана в блоковом противостоянии в послевоенный период
    • 2. Второй Ватиканский Собор и на процесс разрядки в 60−70-е годы прошлого века
  • ГЛАВА II. РАСШИРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В УСЛОВИЯХ БИ- И ПОСТБИПОЛЯРНОГО МИРА
    • 1. Вопросы войны и мира в доктрине и политической деятельности Ватикана
    • 2. Особенности политики католического экуменизма
    • 3. Ватикан и процесс европейской интеграции
  • ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЕЙ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ МИРОВЫМ КАТОЛИЧЕСТВОМ И МИРОВЫМ ПРАВОСЛАВИЕМ
    • 1. Религиозно-идеологическая составляющая разногласий в деятельности богословской комиссии по православно-католическому диалогу
    • 2. Россия и Русская Православная Церковь в картине мира Й. Ратцингера -Бенедикта XVI
    • 3. Совместные выступления представителей Римско-католической и Русской Православной Церквей в защиту традиционных ценностей на площадках международных организаций

Европейский вектор внешней политики Ватикана в 1990-2012 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

определяется возрастающим значением религиозного фактора в сфере международных отношений и его влияния на формирование новой модели мироустройства, объективной потребностью научного осмысления проблем мировоззренческого характера, среди которых вопрос религиозной идентификации занимает особое место. В этой связи исследование политики Ватикана как старейшего европейского государства и транснационального религиозного центра представляет несомненный научный интерес. Во-первых, католическая церковь оказывала и продолжает оказывать влияние на выработку ценностно-смысловых основ западно-христианской цивилизации, и осуществляемой в её рамках международной политики, во-вторых, в современном политическом диалоге мировых религий только западно-христианская имеет жестко структурированный мировой центр и разветвленный аппарат для проведения активной международной политики или «миссии» практически на всех континентах. В-третьих, воссоединение Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ) с Русской Православной Церковью за рубежом в июле 2007 г., явилось фактом огромного исторического значения, превратив РПЦ фактически в церковь вселенскую в геополитическом смысле, так как более половины её приходов находится за рубежом. Данное обстоятельство требует изучения возможностей взаимодействия Церквей в рамках Большой Европы с точки зрения присутствия в ней значительного числа православных приходов и полностью или частично православных государств.

Актуальность обусловлена также возрастанием роли религиозного фактора в международных и общественно-политических процессах последней четверти XX — начала XXI века нередко обозначаемых как религиозный ренессанс стран Центральной и Восточной Европы. Наряду с этим значение религиозной составляющей в духовной культуре современного общества рассматривается в настоящее время как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности.

Особый статус, занимаемый Ватиканом в мировой политике, также актуализирует тему. Будучи религиозным сообществом с присущими ему институтами, и в то же время, являясь признанным международным юридическим субъектом, активно использующим богатый дипломатический арсенал, Римско-католическая Церковь (РКЦ) уже давно превратилась в глобального политического актора. То есть Ватикан имеет реальную возможность влиять на решение вопросов мирового масштаба, порождаемых глобализацией.

Объектом данного исследования является внешняя политика Ватикана во второй половине XX — начале XXI вв.

Предметом настоящего исследования является европейский вектор политики Ватикана, а также международные аспекты взаимодействия РКЦ и Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП).

Хронологические рамки диссертации определяются целью и задачами исследования. Они охватывают 1990;2012 годы, то есть период, когда европейская политика Ватикана формировалась в условиях новой конфигурации сил постбиполярного мира.

Методологической основой исследования явились принципы историзма, научности и объективности. С точки зрения теории научных ценностей диссертация привержена основанному на опыте — и в этом смысле позитивному, эмпирическому знанию. Данная ориентация подразумевает опору на систему международных и социально значимых, подтверждаемых источниками фактов.

В основу исследования был положен ретроспективно-исторический метод, позволивший рассмотреть современные внешнеполитические установки РКЦ с учетом их исторической эволюции. Принципиальное значение при использовании этого метода имели труды Э. Дюркгейма, который считал историю «единственным методом объяснительного анализа», применимого к исследованию современных религий.1.

Другим методом исследования стал сравнительный метод, и концепция идеального типа как основного инструмента сравнения.2 Ориентация на идеальный тип позволила выделить отдельные конфессионально-идеологические конструкты и проследить их отражение в общественно-политической и международной сфере. Существенным дополнением здесь стали разработки в области компаративистики, предпринятые А.Тойнби.3.

Для определения роли изучаемых институтов католической церкви в принятии решений, важных для всего европейского континента, и механизмов их распространения был использован метод институционального анализа. Неоинституциональный подход был применен для рассмотрения формальных и неформальных норм деятельности современной РКЦ на международном поле Европы. Кроме того, в диссертации были применены культурно-цивилизационный, проблемно-хронологический и логический методы, которые обеспечили исследование конкретного материала в соответствии с историческими фактами и реалиями изучаемой проблемы.

Цель исследования. Целью диссертационного исследования является выявление характерных черт европейского вектора внешней политики Ватикана, а также внешнецерковного диалога между РКЦ и РПЦ и степени его влияния на отношения между Россией и европейскими странами в контексте внешнеполитического позиционирования России как одного из центров силы.

Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Социология религии. Реферативный журнал, — ИНИОН РАН, — 1991. № 4.

2 Вебер М. Избранные произведения, — М., 1990, — С. 393.

3 Тойнби А. Постижение истории.- М., 2002, — С.90−95.

Задачи исследования:

— исследовать социальную доктрину католицизма с точки зрения изменения позиции католической церкви по актуальным международным проблемам;

— определить черты традиционной универсалистской и вселенской стратегии РКЦ в её современной политике;

— проанализировать взгляды римских понтификов под углом зрения геополитических задач, стоящих перед Святым Престолом в исследуемый период;

— выявить геополитическое содержание и специфику участия Ватикана в политических процессах на территориях постсоветского пространства;

— проанализировать практическую деятельность РКЦ, направленную на активизацию католических структур в жизни Европы и мирового сообщества;

— оценить роль РКЦ как специфического международного актора, располагающего мощным социальным, политическим и культурным капиталом и использующим его в отношениях с ЕС;

— исследовать взаимодействие РКЦ и РПЦ в международных организациях континента с точки зрения продвижения внешнеполитических приоритетов России;

— проанализировать международный резонанс выступлений представителей РКЦ и РПЦ в защиту традиционный ценностей на площадках международных организаций.

Степень разработанности проблемы. В работе рассмотрены труды отечественных и зарубежных ученых, коллективные публикации научных школ, в которых проанализированы многие аспекты влияния Ватикана и РКЦ на процессы формирования европейского геополитического пространства. Для выполнения задач исследования были изучены работы, посвященные как общим проблемам международных отношений и внешней политики Святого Престола, так и изучению конкретных проблем, близких к теме диссертации монографии, статьи, справочные материалы. Отельную группу представляет периодическая печать, а также интернет-издания.

Важными для раскрытия темы диссертации и понимания анализируемых проблем явились труды авторитетных отечественных специалистов в области международных отношений, таких как Е. П. Бажанов, Ю. А. Борко, И. А. Василенко, А. А. Громыко. Т. В. Зонова, М. М. Лебедева, М. М. Наринский, Г. А. Рудов. А. В. Торкунов, В. В. Штоль и др. При изучении исторических основ папской дипломатии важными оказались публикации И. Р. Григулевича, Ю. Е. Карлова, Н. А. Ковальского, С. Г. Лозинского, М. М. Шейнмана, А. А. Красикова.4.

Особый интерес представляет монография первого посла Российской Федерации в Ватикане Ю. Е. Карлова «Миссия в Ватикан», в которой показана история неофициальных советско-ватиканских контактов накануне восстановления официальных межгосударственных отношений. В ней использованы материалы личного архива и малодоступные для исследователей документы, что серьезно обогащает картину отношений Ватикана с РФ и РПЦ МП.5.

При определении структуры диссертации, задач и результатов исследования соискатель опирался на разработки отечественных ученых, включивших в процесс научного анализа понятие «центр силы», в частности, Е. П. Бажанова, в трудах которого дается обоснование основных тенденций развития международных отношений в XXI веке.6.

Большую помощь в работе над диссертацией оказали труды Т. В. Зоновой.7 Работа этого автора «Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы» является наиболее.

4 Григулевич И. Р. Папство XX века, — М., 1978; Карлов Ю. Е. Дипломатия Москвы и II Ваимканский собор. Взгляд из Москвы, — М., 1997; Красиков A.A. Ватиканский репортаж.-М., 1990; Ковальский H.A. Иванова И. М. Католицизм и международные отношения. — М., 1989; Лозинский С. Г. История папства. — М., 1986; Шейнман М. М. От Пия IX до Павла VI.-М., 1979.

5 Карлов Ю. Е. Миссия в Ватикан, — М., 2004.

6 Бажанов Е. П. Избранные труды в трех томах. — М., 2002; Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Международные отношения в XXI веке. — М., 2011.

7 Зонова Т. В. Дипломатия иностранных государств, — М., 2004; Зонова Т. В. Дипломатическая служба Италии. Исторический очерк.- М., 1995; Зонова Т. В. Дипломатия Ватикана в истории дипломатических отношений.- М., 1998 и др. современным и глубоким исследованием по истории дипломатии Святого Престола от истоков и до конца 90-х годов XX в.8 Рассматривая отношения Ватикана с европейскими государствами в исторической ретроспективе, Т. В. Зонова сформулировала основные факторы, определившие важную роль Святого Престола в формировании европейской политики. Ими явилисьисторическая практика католической церкви, многовековой опыт государственного строительства и богословское осмысление политической жизни. На большом историческом материале автором показаны особенности папской дипломатии, представляющие её и в наши дни во многом в качестве эталона дипломатической деятельности.

Взаимодействие между религиозной сферой и государственно-политическими институтами представлено в исследованиях В. Гараджи, А. Нуруллаева, М. Мчедлова, В. Шведова, И.Лукашука.9 Большой вклад в изучение данной проблематики вносят исследования ученых Института всеобщей истории РАН, прежде всего, работы А. Чубарьяна об истории и практической реализации европейской идеи, исследования Ю. А. Борко, Э. Араб-оглы, а также сборники статей авторских коллективов.10.

Комплексный анализ проблем, связанных с функционированием ватиканской теократии содержится в публикациях руководителя центра по.

8 Зонова Т. В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы, — М., 2004.

9 Гараджа В. И. Политика и религия // Наука и религия.- 1991. № 3, 5- Нуруллаев A.A. Религиозный фактор в межнациональных отношениях // Возрождение культуры России.-СПб, 1996; Мчедлов М. П. Религиозная идентичность о новых проблемах в межрцивилизационных контактах // Социологические исследования, — 2006. № 10- Шведов В. И. Религия и политика // Международная жизнь.- 1994. № 10- Ответы религии на сцене мировой политики // Международная жизнь, — 1994, — № 10.

10 Чубарьян А. О. Эволюция европейской идеи (до конца XIX века) // Вопросы истории.-1981. № 5- Чубарьян А. О. Европейская идея в истории, — М., 1987; Борко Ю. А. От европейской идеи — к единой Европе. Сб. ст.- М., 2003; Араб-Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии, — 1990, — № 8- Европа вчера, сегодня, завтра. Отв., ред. Н. П. Шмелев.- М., 2002; Митрофанова A.B. Религиозный фактор в мировой политике на примере православия. Дис. д-ра полит, наук, — М., 2005; Митрофанова A.B. Политизация «православного мира». — М., 2004; Европейский Союз на пороге XXI века. Выбор стратегии развития. Отв., ред. Ю. А. Борко, — М., 2001; На перекрестке Средиземноморья: «Итальянский сапог» перед вызовами XXI века. Под ред. Т. В. Зоновой.- М., 2011. изучению проблем религии и общества в Европе Института Европы РАН А.Красикова.11.

Среди отечественных исследований, разрабатывающих культурологический подход в науке о международных отношениях, наиболее значимыми для нас являются работы А. В. Митрофановой, 12 в которых впервые предложена концепция общей теории политизации религий. Вывод автора о принципиальном противостоянии лидеров традиционных Церквей и профессионального духовенства по отношению к протагонистам религиозных идеологий, использующих букву религии в политических целях и часто не знакомых с элементарными основами религиозной традиции, от лица которой они выступают, подтверждается и анализом материалов, представленных в настоящей диссертации. Он послужил диссертанту методологической основой при анализе ситуаций религиозного раскола в постсоветских государствах, а именно на Украине и в Эстонии.

Для выявления особенностей внешнеполитической деятельности пап исследуемого периода необходимо было рассмотреть взгляды на наиболее острые международные проблемы, выработанные их предшественниками. В этой связи в работе предпринят анализ внешнеполитической концепции Пия XII. Понтификат этого папы избран стартовой точкой исследования по многим соображениям: во-первых, правление этого понтифика выпало на годы второй мировой войны, итоги которой определили геополитическую карту Европы и мира на многие последующие десятилетияво-вторых, политика нейтралитета, объявленная Пием XII в начале войны, долгое время трактовалась как политика сотрудничества с державами «оси» и поощрения агрессора, в-третьих, вопрос о беатификации (причислении к лику.

11 Красиков A.A. Религиозный фактор в европейской и российской политике (исторический аспект) ДИЕ РАН.-№ 62, — М., 2000; Красиков A.A. Католицизм и проблемы международных отношений. ДИЕ РАН, — № 12. М., 2000.

12 Митрофанова A.B. Религиозный фактор в мировой политике на примере православия. Дисс.. д-ра полит, наук, — М., 2005; Митрофанова A.B. Политизация «православного мира». — М., 2004. блаженных) этого папы, поднимаемый Святым Престолом в наши дни, по-прежнему вызывает бурную и далеко не однозначную реакцию в мире, что свидетельствует о злободневности многих проблем, связанных с этим понтификатом.

Следует отметить, что в последние десятилетия XX века в толковании образа и политики Пия ХП произошли заметные изменения. Здесь необходимо сказать о работе Е. С. Токаревой «Фашизм, церковь и католическое движение Италии» 13. Существенно отличающаяся от прежнего освещения понтификата Пия XII, концепция книги основана на документальном материале, почерпнутом из западных публикаций, а также итальянских и ватиканских архивов. Автор дает характеристику Пия XII как дипломата высокого ранга, государственного деятеля, и богослова, внесшего большой вклад в социальное учение католической церкви.

Немаловажным фактом следует считать и признание Церкви в нашей стране полноправным членом гражданского общества, с присущим ему мировоззрением и шкалой ценностей, что расширило область исторического исследования, включив в него критерий религиозного восприятия и оценки событий. В этот период появляется ряд работ, где позиция Пия ХП рассматривается исходя из собственно католических задач сохранения многомиллионной христианской паствы в охваченной войной Европе и поддержания морального престижа Церкви перед агрессией антихристианских сил.14 О настроениях в среде высших сановников Римской курии периода Пия XII в связи с ключевыми международными проблемами и ролью, отводимой Ватиканом христианской демократии в Италии и других европейских странах, повествует польский дипломат и писатель Т.Бреза.15 Его личные впечатления, вынесенные из общения с представителями культурной и политической элиты Италии, передают колорит эпохи 50-х.

13 Токарева Е. С. Фашизм, церковь и католическое движение в Италии. — М., 1999.

14 Смирнова.А. Пий XII и фашизм .Ьйр://рш8хи.ги/?р=418- Величко О. И. Пий XII в отечественной историографии второй половины XX в. Ьир://ршзхп.ги/?р=422.

15 Бреза Т. Бронзовые врата.- М., 1964. годов XX в. и позволяют более полно представить её характерные особенности. Ряд важных источников этого периода вводит в научный оборот в своей работе об «Истории папства» венгерский историк Е. Гергей, 16 в частности, диссертант использовала переписку между президентом США Труменом и Пием XII.

Вместе с тем необходимо отметить, что многие работы отечественных и зарубежных ученых, исследующие вопросы внешней политики Ватикана в Европе, а также двусторонних контактов Святого Престола с другими странами, не затрагивают тему взаимоотношений РКЦ и РПЦ. Рассматривая внешнецерковный аспект взаимоотношений между католичеством и православием на площадках международных организаций, автор настоящего исследования неизбежно должна была учитывать наличие идейного противоборства между либерально-секулярной и традиционно-религиозной системами ценностей. В связи с этим возникла необходимость оценить деятельность СМИ как средство внешнеполитического воздействия. Достаточно конкретно внешнеполитический смысл от эффекта СМИ выразил известный американский ученый Г. Шиллер.17 Им было выдвинуто понятие «американской империи», в которой печать, радио и телевидение выступают в качестве орудия политической и военной экспансии США. В работе акцентируется наличие тесной связи между высшими деловыми кругами, военными, и правительством с одной стороны, и т.н. «манипуляторами умов» («mind managers»), т. е. главами ведущих американских СМИ, с другой.

Понятие «имперскости», по мнению многих исследователей, является основообразующим для внешнеполитических планов как США, так и Ватикана, поэтому область имперских амбиций определяется нередко как сфера возможного партнерства. В книге французского историка Э. Лебека, 18 например, имевшего доступ к архивам Ватикана, высказана мысль, что после.

16 Енё Гергей. История папства, http://www.sedmitza.ru/text/441 704.html.

17 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием, — М., 1980.

18 Lebec Е. Histoire Secrete de ia diplomatie Vaticane.- P., 1997 войны «белый крестовый поход» папы и приближенных к нему политиков заложил основы европейского сообщества.

При анализе восточноевропейской политики Ватикана, как наиболее важной с точки зрения геополитических интересов России, был использован фундаментальный труд немецкого историка Э. Винтера, в котором подробно излагаются мотивы восточной политики католической церкви и роль церковной унии в осуществлении папством своей всемирной миссии. На основании большого фактического материала Э. Винтер показывает, что главной целью восточной политики РКЦ было желание вовлечь Россию и РПЦ в сферу своего влияния. Средством достижения этой цели должна была стать уния, как форма перехода православных церквей под власть папы, и как первая и непременная ступень дальнейшего идеологического и политического подчинения российского государства.19.

Необходимо сказать о наличии обширной научной литературы, освещающей с разных идейных позиций настроения граждан Евросоюза и отношение населения Европы к Римско-католической Церкви, а также влияние современных религиозных течений на международные процессы. Значительная её часть посвящена фигуре понтифика.20 В российской научной литературе эта тематика представлена в работах Е. В. Жосул, О. Н. Четвериковой, А.Журавского.21 Важная роль религиозного сознания в трансформации европейской цивилизации всесторонне обоснована в работах французских историографов, об этом.

19 Винтер Э. Папство и царизм.- М., 1964; Винтер Э. Политика Ватикана в отношении СССР.-М., 1977.

20 Вейгел Дж. Свидетель надежды Иоанн-Павел II.- М., 2008; Kulle St. Papa Benedikt. Die Welt des deutschen Papstes.- GmbH., 2007; Mai Klaus-Rudiger. Benedikt XVI. Joseph Ratzinger: sein Leben — sein Glaube — seine Ziele.- GmbH., 2010; Klenk Christian. Ein deutscher Papst wird Medienstar. Benedikt XVI und der Kolner Weltjugendtag in der Presse. Religion-Medien-Kommunikation. — Berlin, 2008.

21 Жосул E.B. Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе. Дис. канд. полит, наук.- М., 2008; Четверикова О. Н. Религия и политика в современной Европе. -М., 2005; Четверикова О. Н. Измена в Ватикане или заговор пап против христианства.- М., 2011; Журавский А. Религиозная традиция в условиях кризиса секуляризма // Континент, — 2004, — № 120. писали Ж. Ле Гофф, А. Дюпрон, П.Шоню.22 Ценностный фундамент европейской культуры и политического сознания и роль в нем христианства были в центре внимания французского философа М.Фуше.23 К этой же группе исследований примыкает ряд работ С.Аверинцева.24.

Концепцию возрожденной в современных реалиях христианской цивилизации, как «католического града» с опорой на религиозную традицию, предложил французский архиепископ-традиционалист М.Лефевр.25 Нельзя обойти вниманием широко известную теорию «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, который выдвинул взаимодействие между религиями на передний план международных конфликтов26. В отечественной науке о международных отношениях проблемы духовно-идеологического базиса в процессе взаимодействия различных политических субъектов исследовал А. С. Панарин.27.

При выработке основных положений исследования о влиянии религиозного фактора на международные и мирополитические процессы принципиальное значение имели научные концепции классиков социологии религии, выявивших зависимость между религиозными установками и социальным поведением человека, прежде всего: М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля.28 Были привлечены также выводы зарубежных ученых о.

22 Jle Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург, — 2005; Дюпрон А. Единство христиан и единство Европы в период новой истории. -М., 1970; Шоню П. Цивилизация классической Европы.- Екатеринбург, 2005.

23 Фуше М. Европейская республика и географические контуры, — М., 2000.

24 Аверинцев С. С. Несколько соображений о настоящем и будущем христианства в Европе // Нравственные ценности в эпоху перемен. Сб. ст.- М., 1994; Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью // Из истории культуры Средних векоа и Возрождения. Сб. ст.- М., 1976.

25 Лефевр М. архиеп. Они предали Его. От либерализма к отступничеству, — СПб., 2007.

26 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования.- 1994, — № 1.

27 Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование в условиях политической нестабильности, — М., 1999; Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире.-М" 2002.

28 Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества.- М., 1994; Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение.- М., 1995; Зиммель Г. Социология религии // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры, — М., 1995. взаимосвязи между моделями религиозного поведения и политической формой, в частности, о взаимосвязи между протестантизмом и федерализмом, с одной стороны, и католицизмом и имперской, монархической формой правления, с другой.29.

Таким образом, несмотря на обилие источников и обширную историографию тема внешнеполитической (миссионерской) деятельности Ватикана не получила достаточного раскрытия в исторической науке. Особенно заметен недостаток исследований, выполненных с учетом социокультурных установок. Аспект взаимодействия РКЦ и РПЦ в международных организациях континента еще не был предметом специального исследования, что обосновывает целесообразность разработки избранной темы.

Источниковая база исследования. В процессе работы над диссертацией автором были использованы опубликованные источники разных видов, среди которых — публицистические документы, нормативно-законодательные и делопроизводственные документы, статистические данные, периодика, интернет-источники.

Первую группу источников составляют нормативно-законодательные документы Ватикана — церковные конституции, декларации, декреты и другие издаваемые Римской курией в связи с конкретными событиями. Среди них следует выделить в первую очередь документы, принятые II Ватиканским Собором, в которых сформулированы принципиально новые положения о миссионерской (внешнеполитической) деятельности РКЦ, имеющие целью укрепление ее влияния в планетарном масштабе. Это.

29 Хьюеглин Т. Федерализм, субсидиарность и европейская традиция. // Казанский федералист, — 2002. № 4- Шмитт К. Политическая теология, — М., 2000.

Конституция о Церкви в современном мире, 30 дерет об экуменизме31 и декларация «К народам», обосновывающая право католической Церкви ведения проповеди не только среди всех народов, но и среди всех религий.32.

К этой же группе источников относятся документы профильных органов Европейского Союза, представляющие собой правовую основу отношений ЕС с религиозными организациями континента. Среди них важнейшими являются документы, в которых отдельной строкой прописаны права христианских Церквей, а именно: Хартия фундаментальных прав Европейского Союза.33 Декларация № 11 Амстердамского договора34, Конституционный Договор о создании ЕС35, а также заявление Комиссии епископских конференций ЕС в связи с предстоящим вступлением восточноевропейских стран.36.

Анализируя отношения христианских Церквей с Евросоюзом на этапе подготовки Хартии об основных правах, экуменической Хартии и конституционного Договора, автор обращался к документам,.

30 Uber die Kirche in der Welt von heute. Официальный сайт Ватикана. http://www.vatican.va/archive/histcouncils/iivaticancouncil/documents/vatiiconstl 965 1207gaudium-et-spesge.html.

31 Документы II Ватиканского Собора.- М., 2004. С. 170.

32 Документы II Ватиканского Собора.- М., 2004. — С.352−353.

33 Charter of Fundamental Rights of European Union. Официальный сайт Европейского парламента. Article 10 // The European Parliament web site http://www.europarl.europa.eu/charter/pdf/texten.pdf.

34 Declaration No. 11 to the last act of the Treaty of Amsterdam. Официальный сайт Европейского Союза, http://europa.eu.int/eur-lex/en/treaties/selected/livre473.html.

35 Treaty establishing a Constitution for Europe. Article 11−82. Cultural, religious and linguistic diversity // Официальный сайт Европейского Союза. The European Union portal site. http ://www.europa. eu. int/constitution/en/ptoc 1 en. htm#a 1.

36 Hope, Trust and Solidarity. Statement on the accession of new Member States to European Union. 6 December 2002 // COMECE web site. Официальный сайт Комиссии епископских конференций ЕС. http://www.comece.org/upload/pdf/com elarg2021206en/pdf.

Council Directive 2000/78/EC of 27 November 2000. Establishing a general framework for equal treatment in employment and occupation // Официальный сайт Европейской Комиссии. http://ec.europa.eu/employmentsocial/news/2001/jul/directive78ecen.pdfподготовленным католическими организациями и лично папой Римским, с целью включения в текст конституции упоминания о роли христианства.37.

На основании исследования этих документов автор пришел к выводу, что место, отводимое руководством ЕС религиозным организациям континента, выглядит приниженно в сравнении с ожиданиями Церквей, их апелляциями к органам ЕС, и той ролью, которую христианство сыграло в формировании европейской цивилизации.

Вторую грушу источников составляют делопроизводственные документы, прежде всего, европейских религиозных институтов, по которым можно проследить их позицию по различным проблемам европейской повестки дня, а также ноты, издаваемые Римской курией, чтобы привлечь особое внимание к той или иной проблеме. К ним относится, например, резолюция европейского парламента об основных правах в ЕС38 и вероучительная нота «О некоторых аспектах евангелизации», 39 увидевшая свет при Бенедикте XVI. Характерной чертой этого документа является отрицание обвинения католиков в прозелитизме. Информационно насыщенными являются отчеты понтификальных советов Римской курии и католической Комиссии епископских конференций Европейского Союза, самое распространенное название которой известно в соответствии с её.

37 Pope’s proposals for European Charter of Human Rights // Официальный сайт католического агенства новостей «Зенит». http://www.zenit.org/english/archive/0009/ZE000924.html;

Contribution by the СОМЕСЕ to the Draft Charter of fundamental rights of European Union. Text and explanatory memorandum. (08.02.2000). Официальный сайт Комиссии епископских конференций ЕС. http://www.comece.org/site/en/publications/otherpublications/article/3432.html. Churches and Religious Communities of CEC and the COMECE Secretariat. Brussels, 27 September 2002 // Официальный сайт Комиссии епископских конференций ЕС. http://www.comece.org/site/articledetail.siteswift?so=sitearticledetail&do=sitearticledetail &c=download&d=article%3A3339%3A8.

Charta Oecumenica, Strasbourg, 22 April 2001. Официальный сайт Конференции европейских Церквей. http://www.cec-kek.org/English/CarthafinE.htm.

38 European Parliament resolution on the situation concerning basic rights in the European Union (2001) (2001/2014(INI)) Provisional Edition 15/01/2003 // Официальный сайт Европейского Парламента, http://www.europarl.europa.eu/pv2/pv2;

З90фициальный сайт католической информационной службы «Агнуз». http: //catho 1 i с. uz/ readingroom/verouchi tel nay anota. французской аббревиатурой — СОМЕСЕ, заявления и резолюции национальных епископских конференций, а также документы представительства Русской Православной Церкви в Страсбурге. Среди этих источников следует выделить сборник документов и статей, опубликованный в Вашингтоне и демонстрирующий различные подходы современного католического духовенства к проблеме брака и репродуктивных прав, иногда противостоящие официальной позиции Ватикана. На сайте католической Комиссии епископских конференций ЕС автором были почерпнуты материалы, иллюстрирующие проблему трактовки религиозной свободы носителями секулярного и религиозного мировоззрения в диалоге между религиозными организациями и институтами ЕС.40.

Третью группу источников представляют публицистические документы — программные Ватикана, заявления римских понтификов по актуальным вопросам международной политики и участия в ней верующих, энциклики, окружные послания, письма и обращения ко всем верующим или отдельным национальным церквам, монашествующим орденам и объединениям католиков-мирян. В эту же группу источников включены разработки теоретиков католицизма, ученых-теологов, труды которых долгое время в силу объективных причин были закрыты для отечественных исследователей. Именно поэтому автором настоящей работы были.

40 Preserving Power and Privilege. The Vatican’s Agenda in the European Union. Catholics for a Free Choice. Washington. DC, 2003;

Pontifical Council Cor Unum, Annual Report 2001, «Showing Christ’s Love to the Suffering: The Holy Father’s Charitable Acts in 2001 Through the Pontifical Council Cor Unum», July 2002;

Statement by the COMECE Presidium on the current situation in the European Union 14 June 2005 // Официальный сайт Комиссии епископских конференций ЕС. http//www.comece.org.commexecref050614ENpdf;

Religionsfreiheit: Dialogseminar mit der EU Kommission. COMECE Press03/04/2012. Официальный сайт Комиссии епископских конференций ЕС. http://www.comece.org/site/de/presse/pressemitteilungen;

ЕСПЧ должен защитить право христиан носить кресты, считают в РПЦ. Официальный сайт Представительства Русской Православной Церкви в Страсбурге. http://www.strasbourg-reor.org/?topicid=879. рассмотрены энциклики и письма Пия XII (1939;1958)41, вопрос о беатификации которого бурно дебатируется не только среди богословов, но и на страницах светской прессы.

Ряд вышеназванных источников был почерпнут автором в тематических сборниках, а именно, в издании, посвященном II Ватиканскому Собору, и документах, освещающих процесс развития отношений между Римско-католической и Русской Православной Церквами в начале XXI в.42 Принципиально важной для написания работы стала энциклика «Pacem in Terris» (Мир на земле) Иоанна ХХШ, во многом предвосхитившая решения II Ватиканского Собора, и заложившая теоретический фундамент новой политики миротворчества, включающей в свою орбиту и страны социализма. Другим документом, претендующим на планетарное влияние, является энциклика Иоанна-Павла II «Ut unum sint» (Да будут все едино).43 Выдвинутая в ней идея признания примата Римского первосвященника всеми христианскими конфессиями, а в более отдаленной перспективе и другими религиозными сообществами, вызывает вполне понятное неприятие со стороны как протестантов, так и православных. Международно-политический аспект претворения Ватиканом этой идеи в жизнь рассматривается в работе в связи с деятельностью Комиссии по православно-католическому диалогу.

41 Папа Пий XII Humani Generis. О единстве человеческого рода. http://piusxii.ru/?p=365 Папа Пий XII. Послание к немецким католикам. 3 января 1943 г. http://piusxii.ru/?p=373.

42 Документы II Ватиканского Собора.- М., 2004;

Православие и католичество. От конфронтации к диалогу: Хрестоматия. Изд., второе. Ред. А.Юдина. -М, 2001;2005;

Православие и экуменизм. Тексты и документы. 1902;1998, — М., 1999;

Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви. Ш — XX вв.- СПб.,.

2002.

43 Pacem in Terris. Энциклика папы Иоанна ХХШ «Мир на земле» о мире среди всех народов, основанном на истине, справедливости, любви и свободе. 11 апреля 1963 // Roma Locuta (приложение к газете «Свет евангелия») 26 февраля 2003. № 2;

Ut unum sint. «Да Будут Все Едино». Окружное послание папы Иоанна-Павла II об экуменическом долге.-М., 2003; Бог есть любовь. Энциклика Верховного Понтифика Бенедикта XVI о христианской любви. Гатчина, -2006; Акт европейского единства. Сантьяго де Компостела. 9 ноября 1982 г. // Иоанн Павел II. Единство в многообразии. -М., 1993.

Информационно-насыщенным является и такой вид источников, как периодические издания, позволившие автору исследовать различные подходы и позиции российских и западных политиков, независимых экспертов и аналитиков по изучаемой проблематике. Среди периодических изданий следует отметить такие, как Европейский Союз, Известия, Международная жизнь, ИГ Религии, Православие и современность, Der Spiegel, Foreign Policy, II Jiornale, L’Osservatore Romano и др. В работе использованы материалы как печатных, так и электронных СМИ, среди которых материалы информационных агентств ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», Reuters и информационных порталов Lenta.ru, ИноСМИ, Обозреватель, статистические данные44.

Помимо этого, некоторые из вышеперечисленных источников были почерпнуты диссертантом в электронном варианте из интернета и официальных сайтов, таких как сайт Постоянного представительства Российской Федерации при Европейском Союзе 45, сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации46, сайт Правительства Российской Федерации47 и др.

Таким образом, в рамках решения поставленной задачи источниковая база может быть оценена как весьма репрезентативная, что дает возможность комплексного и всестороннего исследования темы.

Научная новизна исследования определяется в первую очередь тем, что данная диссертация является, одной из первых попыток комплексного исследования роли и места политики Ватикана в формировании европейского геополитического пространства в условиях бии.

44 Информационный портал ИноСМИ // http://www.inosmi.ruИнформационный портал Lenta.ru // http://www.lenta.ru/- Информационное агентство Reuters // http://ru.reuters.comИнформационное агентство РИА Новости // http://www.rian.ruИнформационное телеграфное агентство России // http://www.itar-tass.comИнформационный портал Обозреватель // http://obozrevatel.com.

45 Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском Союзе // http://www.russianmission.eu/ru.

46 Министерство иностранных дел Российской Федерации // http://www.mid.ru/.

47Правительство Российской Федерации // http://government.ru/# постбиполярного мира, а также в определении места РКЦ и Ватикана в условиях перестройки международных отношений и позиционирования России как одного из центров силы. С учетом современного состояния исторического знания и привлечения нового корпуса источников и литературы автором впервые осуществлен анализ приоритетных направлений сотрудничества между внешнецерковными структурами РКЦ и РПЦ на международном поле Европы. Этот анализ осуществлялся в контексте вызовов и угроз в адрес Церквей со стороны ориентированных на неолиберальный стандарт политических структур Евросоюза, что является элементом новизны. В работе также выявлены и систематизированы факторы, определяющие политику Евросоюза по отношению к христианским Церквам традиции, и подвергнута анализу политико-правовая база сотрудничества между Церквами и структурами ЕС, что также является элементом новизны.

Научно-практическая значимость исследования. Предложенный в исследовании ракурс анализа внешней политики Ватикана в Европе, как проявление религиозного фактора, развивает гуманитарный научный подход к изучению проблем международных отношений. Применение в диссертации методов, используемых при анализе международных отношений и религиоведческих критериев, обосновывает актуальность междисциплинарного рассмотрения современных международных общественных процессов. Результаты исследования могут быть использованы:

— при разработке проектов государственно-конфессиональной политики России и выстраивании отношений государства с религиозными организациями,.

— при продвижении российскими религиозными организациями собственных внешнеполитических интересов в европейском регионе и развитии межрелигиозного диалога,.

— при дальнейшем изучении внешнеполитической деятельности Ватикана, разработке специальных учебных курсов по политической истории Европы и религиоведению.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты исследования нашли отражение в научных публикациях автора, в том числе в журналах «Вестник» РУДН, «Власть», которые входят в перечень научных изданий, рекомендованных ВАК России. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов, она была одобрена и рекомендована к защите.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка источников и литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Римско-католическая Церковь присутствует почти во всех сферах жизни европейского сообщества, обладает обширной инфраструктурой и в силу этого значительным потенциалом социальной мобилизации. В современной мировой политике Святой Престол выступает в качестве центрального органа РКЦ, наделенного юрисдикцией, суверенитетом и имеющего международное признание. Такой уникальный международный статус Ватикана, ставший возможным, благодаря многовековой исторической практике и особому положению ватиканской дипломатии, делает Святой Престол актором, равным по своему влиянию главным действующим лицам на международной арене. Это обстоятельство делает неизбежной зависимость внешнеполитической позиции Ватикана от мирового соперничества великих держав (центров силы), что в большей или меньшей степени побуждает РКЦ участвовать в международных процессах и конкуренции идеологий. Анализ внешнеполитической деятельности РКЦ, предпринятый в исследовании, развивает это положение. Оставаясь международным религиозным политическим институтом с большим потенциалом собственного, совершенно оригинального социального, политического и культурного воздействия, Ватикан осуществляет свою миссию под влиянием доминирующих в настоящее время в европейском регионе наднациональных структур, какими являются НАТО и ЕС.

Миссионерская деятельность РКЦ во многом соотносится с современной политикой объединенного Запада, когда речь идет о продвижении НАТО на Восток и прозелитизме католической церкви. Данная работа подтверждает сложившуюся в отечественной историографии оценку восточной политики Ватикана, реализуемую в истории по отношению к странам Центральной и Восточной Европы, Российской Империи, СССР и посткоммунистической России как имеющую цель подчинения православного населения этих стран католической церкви. Спецификой исследуемого периода является декларация Святым Престолом целей экуменического и гуманитарного характера, что не отменяет стремления РКЦ повысить свой общественный статус на территориях постсоветского пространства.

В странах Западной Европы внешнеполитическую активность Ватикана следует увязывать с решением таких первостепенных для РКЦ задач как преодоление последствий секуляризации, и внутрицерковного кризиса, проявившегося в дроблении церковного организма и возникновении различно окрашенных оппозиционных течений. На протяжении всего XX в. геополитические усилия Ватикана были направлены на напоминание о забытых христианских корнях европеизма и отстаивании собственной весомой роли в формировании европейской политики. К началу III тысячелетия процесс размежевания государств и конфессиональных структур в Европе практически завершился. Законодательное закрепление в конституциях европейских государств в послевоенный период статуса национальных церквей содействовало проповеди религий, как исторически укоренившихся в тех или иных странах, так и всех прочих, включая новые религиозные движения. Значительное место на конфессиональной карте Европы занял ислам, что вызвало обострение институционального кризиса РКЦ, когда представители этой религии продемонстрировали высокий уровень организации и лоббистские возможности в ходе обсуждения проекта Евроконституции.

Попытки выхода из сложившегося кризиса предпринимались путем активизации католической общественности в направлении политической деятельности. В этом же направлении осуществлялось развитие движения христианской демократии, которое в послевоенный период стало важнейшим каналом влияния Святого престола на политику европейских государств. Католическая церковь стремилась участвовать в европейских политических процессах сообразно содержанию и динамике этих процессов. В послевоенный период ею активно транслируются идеи миротворчества и необходимость консолидации народов Европы на основе христианских идеалов солидарности и взаимопомощи. В своих официальных выступлениях папы послевоенного периода, включая Пия XII, призывали к мирному решению конфликтов, что укрепляло международный авторитет Ватикана. Ориентацию в этот период на американский центр силы можно объяснить рядом факторов. С одной стороны, участие США в решении ряда международных проблем и в процессе послевоенного восстановления Европы вело к усилению влияния этой страны в западноевропейском регионе. С другой стороны, возросший в послевоенные годы авторитет СССР, сыгравшего решающую роль в разгроме фашизма и освобождении стран Восточной Европы, представлял для Ватикана серьезную угрозу в связи с провозглашенной в рамках соцсистемы идеологией атеизма. В этот период католическая церковь продолжает развивать средневековые идеи христианской интеграции через обоснование универсальной, вселенской и наднациональной роли Церкви с учетом тенденций глобализации.

II Ватиканский собор 1962;1965 гг. расширил поле международной деятельности РКЦ, узаконив право католической проповеди не только среди христиан иных конфессий, но и среди представителей других религий. В то же время споры, развернувшиеся на соборе по поводу определения понятий «война» и «мир», и особенно, формулировка, принятая под давлением американских кардиналов, показала достаточно заметную зависимость Святого Престола от атлантистского центра силы. По мере укрепления стран социализма и возникновения угрозы ядерной войны во внешнеполитической деятельности Ватикана все более отчетливо проявляется стремление дистанцироваться от обоих центров силы биполярного мира, встать «над схваткой» и принять на себя роль единственного мирового морального авторитета.

Внешнеполитическая деятельность Ватикана в области борьбы за мир, разрядку и разоружение, включая подписание общеевропейского соглашения в Хельсинки в 1971 г. продемонстрировала наибольшее отклонение от внешнеполитического курса США. Оно объяснимо на фоне массового движения сторонников мира во всех странах, зримых успехов в развитии стран соцсодружества и официального признания ядерного паритета. Благодаря декретам II Ватиканского собора — об экуменизме, о миссионерской деятельности церкви и др., вдохнувшим новую жизнь в доктринальные положения об «универсальном», «вселенском» и «наднациональном» характере католической церкви, наметился подъем внешнеполитической активности, неслыханный размах которого выпал на понтификат Иоанна-Павла II. Этим папой была открыта эра апостольского паломничества, совершаемого лично понтификом, с присущей куриальному протоколу пышностью и соответствующим пиарсопровождением. В результате многочисленных визитов Иоанна-Павла II в разные государства Ватикан стал влиятельным международным актором и установил дипломатические отношения с 172 странами мира. Однако столь впечатляющий внешнеполитический успех не способствовал укреплению внутрицерковной организации. Экуменические моления папы с представителями других религий, были подвергнуты критике со стороны представителей традиционалистского крыла церкви, во главе с М. Лефевром, и стали причиной раскола РКЦ, не преодоленного до сих пор.

К еще более печальным последствиям привела «восточная политика» Иоанна-Павла II, в ходе которой доктринальный тезис о «наднациональности» католической церкви был серьезно поколеблен односторонней поддержкой Святым Престолом католической по своему составу Хорватии в ущерб сербскому и мусульманскому населению разделенной Югославии. Продвижение и защита запрещенной в СССР из-за сотрудничества с нацистским рейхом униатской греко-католической церкви было еще одним актом, заставляющим сомневаться в непредвзятом и исключенном из национального контекста отношении Иоанна-Павла II к христианской общности как таковой. Оценка многими политическими и государственными деятелями определяющей роли понтифика в распаде.

СССР и демонтаже соцлагеря не без оснований рассматривается некоторыми учеными как проявление «польского комплекса» папы. Таким образом, столь важная доктринальная основа миссионерской деятельности РКЦ в истории как идея о наднациональном характере католической церкви была дискредитирована реальными политическими шагами Святого Престола, возглавляемого Иоанном-Павлом II.

Восточная политика, проводимая в понтификат Иоанна-Павла II в странах постсоветского пространства, отличительной чертой которой был агрессивный прозелитизм, на некоторое время обеспечила Ватикану односторонние преимущества на канонической территории православия, выразившиеся в резком увеличении католических приходов и повышении статуса католических диоцезов до уровня епархий. Однако эти действия вызвали активное неприятие российской общественности, православных верующих и РПЦ, потребовав вмешательства МИД РФ и обозначили на несколько лет ухудшение отношений на межконфессиональном и межгосударственном уровне. По существу, деятельность этого понтифика как однозначно триумфалистская подается западными СМИ только в контексте развала соцлагеря и католической экспансии на Восток.

В создании института военных капелланов в странах Центральной и Восточной Европы и постсоветского пространства, активно продвигаемого командованием НАТО, и внедряющего таким образом в Европе американскую модель взаимодействия церкви и армии, РКЦ была предоставлена одна из ролей идеологического сопровождения. Такая масштабная внешнеполитическая акция как продвижение НАТО на Восток нуждалась в освещении авторитетом Церкви или сакрализации, что должны были осуществлять службы капелланов соответствующих конфессий. Определив в качестве основной идеологической задачи церковного санкционирования распространение демократии, командование альянса тем самым провозгласило примат гражданских ценностей над религиозно-конфессиональными. Значительная материальная поддержка, оказанная структурами НАТО странам Центральной и Восточной Европы, а также постсоветского пространства в создании института военных капелланов свидетельствует о признании важности духовной и религиозно-идеологической составляющей в деле освоения альянсом этой геополитической зоны. С другой стороны, опыт учреждения военного ординариата Словении, когда руководство Ватикана даже не было поставлено в известность о создании этой военно-конфессиональной структуры, свидетельствует о том, что церковно-католическая традиция воспринимается руководством альянса скорее как инструмент для осуществления чисто прагматических целей.

В еще большей степени приниженно выглядит позиция христианских церквей в результате дискуссий об упоминании христианства в Евроконституции. Настойчивое нежелание структур Евросоюза удовлетворить требование христианских церквей, свидетельствует о глубоких изменениях в расстановке политических и религиозных сил в европейском регионе. Рассмотренное в работе «дело Лаутси против Италии», затронувшее вопрос о легитимности христианских религиозных символов в публичном пространстве, является показательным сразу с нескольких точек зрения. Прежде всего, оно продемонстрировало пристрастность и ангажированность чиновников ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека), равно как и возможность применения этой организацией двойных стандартов при подходе к вопросу первостепенной важности с точки зрения религиозного сознания. Во-вторых, реакция на решение суда, всколыхнувшая больше половины Большой Европы, продемонстрировала стремление населения христианских стран отстаивать легитимность религиозных ценностей и религиозной символики на любом уровне, косвенно обозначив кризис доверия к этой наднациональной структуре. Втретьих, и политики и деятели клира со стороны Италии подчеркивали важность и решающую роль вмешательства России и РПЦ в этот громкий процесс. Последнее замечание чрезвычайно важно в ракурсе поставленной в данном исследовании задачи.

Оно указывает, с одной стороны, на то, что даже столь влиятельная организация как Римско-католическая Церковь не может в одиночку преодолеть секулярный натиск евробюрократии, а с другой, — что это событие стало своего рода показателем возросшего международного влияния России, с внешней стороны обозначившего Россию как центр силы.

Подводя итоги исследования можно констатировать, что внешнеполитичекая доктрина Ватикана, сложившаяся к настоящему времени, испытала на себе влияние соперничества и противоборства великих держав и выразилась в попытках приспособить церковь к требованиям современности. Вызванные к жизни решениями II Ватиканского собора католические организации мирян рассматриваются в настоящее время как наиболее эффективная и имеющая шансы на дальнейшее развитие форма внешнеполитической активности РКЦ. В качестве основы успеха этих организаций в настоящем и будущем рассматривается сакрализация общественно-политической деятельности мирян, или, другими словами, освещение этой деятельности авторитетом Церкви. Занимающиеся подготовкой и воспитанием элит католические организации орденского типа для мирян, такие как «Опус Деи», «Орден Св. Иоанна» и другие в определенном смысле отражают общую для современных религиозно-политических процессов тенденцию. Она характеризуется вовлечением в сферу религиозного санкционирования политических институтов современного общества, и наиболее ярко проявляет себя в наши дни в деятельности протестантских деноминаций.

Анализ характерных черт миссионерской деятельности РКЦ на территории Большой Европы позволяет утверждать:

— миссионерская деятельность РКЦ, проводимая под знаком политики экуменизма, на Западе и Востоке Европы имеет существенные отличияесли в контактах с европейскими протестантами и превалируют формы богословского диалога, то восточная политика, осуществляемая на территории стран постсоветского пространства методами жесткого прозелитизма, имеет все основания рассматриваться в контексте расширения Запада на Востокэта политика имеет четкий геополитический аспект, поддерживается Константинопольским патриархатом и усиливающейся прозападной ориентацией управленческого ресурса этих стран;

— к наиболее печальным последствиям прозелитическая деятельность привела на Украине и в Эстонии, став причиной возникновения самопровозглашенных автокефалийподдержка Ватиканом деятельности УКГЦ на Украине посредством пропаганды идеи церковной унии стала формой распространения католичества на канонические земли православия и данная ситуация является основным препятствием в деле нормализации отношений между РКЦ и РПЦ;

— наметившееся улучшение атмосферы в контактах между РКЦ и РПЦ связано с избранием главой Святого Престола одного из крупнейших богословов современности — Й. Ратцингерапризнание им совершенно самостоятельной и независимой от Запада исторической судьбы России и православия, способного, по его мнению, обогатить западно-европейское христианство, послужило одной из предпосылок сближения между Церквами;

— важнейшим фактором, побуждающим РКЦ и РПЦ объединять усилия на поле международной деятельности, стала необходимость защиты традиционных ценностей, таких как традиционная семья, сохранение жизни от зачатия и до смерти, право на манифестацию религиозных чувств и символов, биоэтика и др., превратившихся в последние десятилетия в серьезную проблему внутрии межгосударственных отношений в Европевзаимодействие церквей по этим пунктам на международных площадках Европы следует рассматривать как важный фактор стабилизации интеграционного процесса, идущего на континенте;

— осуществляемая религиозными организациями Римско-католической и Русской Православной Церквей последовательная защита традиционных ценностей, выработанных мировыми религиями в ходе всей человеческой истории, является важным резервом внешней политики России, так как опирается на богатый и многолетний опыт мирного сожительства разных народов в рамках Российской Империи, интерес к изучению опыта которой осознается в последние годы видными европейскими учеными;

— положительным результатом взаимодействия Церквей, послужившим причиной взаимодействия на межгосударственном уровне христианских стран Большой Европы, следует оценивать итог резонансного дела «Лаутси против Италии" — анализ этого процесса, предпринятый в работе, позволяет утверждать, что в отношении стран, желающих сохранять свою христианскую идентичность, структурами Евросоюза применяется метод двойных стандартов, дискредитирующий авторитет этой наднациональной организации;

— областью позитивного взаимодействия Церквей на международном поле Европы, способствующей решению внешнеполитических задач России и созданию положительного образа нашей страны, следует считать политику миротворчества, социальную сферу, защиту интересов соотечественников за рубежом, а также диалог со светскими державами по вопросам прав человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники на русском языке
  2. Документы II Ватиканского Собора. М., Паолине, 2004.
  3. Папский совет по содействию христианскому единству. Правило по применению принципов и норм по экуменизму. М., 2006.
  4. Православие и католичество. От конфронтации к диалогу. Хрестоматия. Изд. второе / Ред. А.Юдина. М., ББИ, 2001−2005.
  5. Православие и экуменизм. Тексты и документы. 1902−1998. M., ОВЦС, 1999.
  6. Петрово служение. Диалог католиков и православных / Под редакцией В.Каспера. М., ББИ, 2006.
  7. Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви. III—XX вв. СПб., Издательство св. Петра, 2002.
  8. Акт европейского единства. Сантьяго де Компостела. 9 ноября 1982 г. // Иоанн Павел II. Единство в многообразии., 1993.
  9. Mystici Corporis. «Церковь мистическое Тело Христово». Энциклика папы Пия XII 29 июня 1943 г. http ://piusxii.ru/?p=3 69
  10. Mit brennender Sorge. Энциклика папы Пия 11 «С глубокой тревогой». http://www.papalencyclicals.net/Piusl 1/Р11BRENN.HTM
  11. Orientale lumen. Апостольское послание папы Иоанна-Павла II «Свет Востока». Вопросы философии. 1996. — № 4.
  12. Послание к немецким католикам 3 января 1943 г. папы Пия XII. http://piusxii.ru/?p=373.
  13. Pacem in Terris. Энциклика папы Иоанна ХХШ «Мир на земле» о мире среди всех народов, основанном на истине, справедливости, любви и свободе. 11 апреля 1963 // Roma Locuta (приложение к газете «Свет евангелия»). 26 февраля 2003. № 2.
  14. И. (Бенедикт XVI). Что такое Европа? Основы и перспективы. // Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени. М., ББИ, 2007.
  15. Эре БаМ. Энциклика папы Бенедикта XVI «Ибо мы спасены в надежде». М.: Издательство францисканцев, 2008.16. 8шпгш РопйГюаШБ. Энциклика папы Пия XII «О единстве рода человеческого». 1Шр://рш8хп.ги/?р=40
  16. Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви, http://www.rkcvo/ru/oicumenism/77.htm18. 1Л ипит бЫ. «Да Будут Все Едино». Окружное послание папы Иоанна-Павла II об экуменическом долге 25 мая 1995 г. М., 2003.
  17. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям. //Прот. Максим Козлов. Православие и инославие. М., «Никея», 2010.
  18. Заявление МИД РФ о решении Иоанна-Павла II учредить в России католические епархии. Православная газета. Официальное издание Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви. http://orthodox.etel.ru/2002/09/ioann.htm
  19. Официальная реакция Московского Патриархата на «Белую книгу» по реформированию системы управления Европейского Союза. Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.mospat.ru/archive/nr204093.htm
  20. Приветственное послание председателя ОВЦС Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла // Иоанн ХХШ и современный мир. М., Интердиалект+, 2002.
  21. Вступление Турции в ЕС невозможно без преодоления существующих разногласий между Турцией и соседними европейскими государствами // Официальный сайт Московского Патриархата http://www.mospat.ru/index.php?page=26 770
  22. Федеральный Закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». М., 1999.
  23. Источники на иностранных языках
  24. Dekret Apostolicam Actuositatem. Uber das Laienapostolat. 06 апаостольстве мирян. Официальный сайт Ватикана. http://www.vatican.va/archive/histcouncils/iivaticancouncil/documents/v at-iidecree 1 965 1118apostolicam-actuositatemge.html
  25. Charta Oecumenica, Strasbourg, 22 April 2001. Официальный сайт Конференции европейских Церквей. http://www.cec-kek.org/English/CarthafinE.htm.
  26. Charter of Fundamental Rights of European Union. Article 10 // The European Parliament web site. Официальный сайт Европейского парламента, http://www.europarl.europa.eu/charter/pdf/texten.pdf.
  27. Council Directive 2000/78/ЕС of 27 November 2000. Establishing a general framework for equal treatment in employment and occupation // Официальный сайт Европейской Комиссии http://ec.europa.eu/employmentsocial/news/2001/jul/directive78ecen.pdf
  28. The Churghes' Contribution to a Sustainable Europe. A Call of the ECEN Assembly in Basel. 8 May 2005 // ECEN web site Официальный сайт европейской экологической сети, http://www.ecen.org/cms/index.php
  29. Churches in the Process of European Integration. Brussels, Conference of European Churches (CEC-KEK), May 2001.
  30. Churches and Religious Communities of CEC and the COMECE Secretariat, russels, 27 September 2002 // COMECE web site Официальный сайт Комиссии епископских конференций ЕС. http://www.comece.org/upload/pdf/secrconvlprop020927pdf
  31. Churches and Religions Their Responsibility for Creation Nature, Belgium 3−6 June 2004 // CCEE web site. Официальный сайт европейской экологической сети. http://www.ccee.ch/engiish/fields/cjnclusioni%20inglese.pdf
  32. No. 11 to the last act of the Treaty of Amsterdam. Официальный сайт Европейского Союза. http://europa.eu.int/eur-lex/en/treaties/selected/livre473.html
  33. European Parliament, Parliamentary Questions, Written Questions E-0291/01. Официальный сайт Европейского Парламента, http: www. europar 1. eu. int
  34. European Parliament resolution on the situation concerning basic rights in the European Union (2001) (2001/2014(INI)) Provisional Edition 15/01/2003 // Официальный сайт Европейского Парламента http: //www. europarl. europa. eu/p v2/p v2.
  35. EU-Research Funding and Ethics Plenary, November 2005 // COMECE web site. Официальный сайт Комиссии епископских конференций ЕС. http://comece.org/upload/pdf/decres051118EN.pdf.
  36. The Future EU policy on asylum and immigration. Bryssels, 15 September 1999 // COMECE web site. Официальный сайт Комиссии епископских конференций
  37. EC.http://www.comece.org/upload/pdf/secrmigtamp990915fr/pdf
  38. Ioannes Paulus PP. II. Sollicitudo Rei Socialis. Энциклика Иоанна-Павла II «Забота об общественном». Официальный сайт Ватикана. http://www.vatican.va/holyfather/johnpaulii/encyclicals/documents/hfJp -iienc30121987sollicitudo-rei-socialisen.html.
  39. John Paul II. Encyclical Letter. Redemptor Hominis. Энциклика Иоанна-Павла II «Искупитель человека». Официальный сайт Ватикана. http://www.vatican.va/holyfather/johnpaulii/encyclicals/documents/hfjp -iienc04031979redemptor-hominisen.html
  40. John Paul II. Slavorum Apostoli. Энциклика Иоанна-Павла II «Апостолы славян». Официальный сайт Ватикана. http://www.vatican.va/holyfather/johnpaulii/encyclicals/documents/hfJp -iienc19850602slavorum-apostolien.html
  41. Pius XI. Quas Primas. Encyclical of Pope Pius XI, december 11, 1925. Энциклика папы Пия XI «Христос Вседержитель». Официальный сайт Ватикана. http://www.papalencyclicals.net/Piusl 1/Р11PRIMA.HTM
  42. Pontifical Council Cor Unum, Annual Report 2001, «Showing Christ’s Love to the Suffering: The Holy Father’s Charitable Acts in 2001 Through the Pontifical Council Cor Unum», July 2002.
  43. Pontifical Council for the Family Profile. Папский Совет по делам семьи. Официальный сайт Ватикана. http://www.vatican.va/romancuria/pontificalcouncil/family/documents/rc pcfamilypro2005 1996en.html
  44. Preserving Power and Privilege. The Vatican’s Agenda in the European Union. Catholics for a Free Choice. Washington. DC, 2003.
  45. Pope’s proposals for European Charter of Human Rights // ZENIT news agency. Официальный сайт католического агенства новостей «Зенит». http://www.zenit.org/english/archive/0009/ZE000924.html
  46. Religionsfreiheit: Dialogseminar mit der EU Kommission COMECE Press03/04/2012 Официальный сайт Комиссии епископских конференций EC. http://www.comece.org/site/de/presse/pressemitteilungen.
  47. The Relation of the European Union and Turkey from the Viewpoint of the Christian Churches. Discussion Paper. June 2004 // CEC web site. Официальный сайт Конференции Европейских Церквей http://www.cec-kek.org/pdf/EUandTurkey.pdf.
  48. The Relationship of the EU to Turkey. Public Statement. 5 Oktober 2004 // CEC web site Официальный сайт Конференции Европейских Церквей. http://www.cec-kek.org/pdf/RelationshipofEUto Turkey. pdf
  49. Treaty establishing a Constitution for Europe // The European Union portal site. Официальный сайт Европейского Союза. http://www.europa.eu.int/constitution/en/ptoclen.htm#al.
  50. Treaty establishing a Constitution for Europe. Article 11−82. Cultural, religious and linguistic diversity // The European Union portal site. Официальный сайт Европейского Cora3a. http://www.europa.eu.int/constitution/en/ptoclen.htm#al
  51. Statement by the COMECE Presidium on the current situation in the European Union 14 June 2005 // Официальный сайт Комиссии епископских конференций ЕС. http//www.comece.org.commexecref050614ENpdf
  52. Алексий II приветствовал возвращение католиков к латинской мессе http://www/newsш.com/religy/30aug2007/traditions.html
  53. Алексий Петровский., свящ. Украинская греко-католическая церковь на рубеже ХХ-ХХ1 вв. // http://www.religare.ru/print35304.htm.
  54. С. Символика раннего средневековья (к постановке вопроса).// Семиотика и художественное творчество, сб.ст.- М., 1977.
  55. С.С. Несколько соображений о настоящем и будущем христианства в Европе // Нравственные ценности в эпоху перемен. Сб. ст. М., 1994.
  56. С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Сб. ст. М., — 1976.64.
Заполнить форму текущей работой