Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

«Медико-педагогические условия совершенствования подготовки специалиста в интернатуре по специальности 04.04.01» «Стоматология» ""

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совершенствование стоматологического образования — процесс динамичный, ориентированный на постоянно изменяющиеся потребности здравоохранения в получении профессионально подготовленных специалистов. В связи с проходящими преобразованиями, требуется новое осмысление всей системы образования, создание новых программ, усиливающих теоретическую и практическую подготовку обучающихся и отражающих… Читать ещё >

Содержание

  • Словарь терминов
  • Глава 1. Системный анализ первичной профессиональной подготовки врачей-стоматологов в интернатуре в условиях реформы высшего медицинского образования
  • Глава 2. Организационно-методические особенности обучения врачей-стоматологов интернов в системе непрерывного медицинского образования
    • 2. 1. Образовательная модель обучения врачей-стоматологов в интернатуре
    • 2. 2. Критерии и условия эффективности функционирования образовательной модели обучения врачей-стоматологов в интернатуре
    • 2. 3. Педагогический мониторинг как метод коррекции образовательного процесса в интернатуре в системе непрерывного медицинского образования
  • Глава 3. Результаты оценки методики современной первичной профессиональной подготовки врачей-стоматологов в интернатуре
    • 3. 1. Определение исходного уровня знаний у обследуемых врачей-стоматологов интернов
    • 3. 2. Определение рубежного уровня знаний у обследуемых врачей-стоматологов интернов
    • 3. 3. Определение итогового уровня знаний у обследуемых врачей-стоматологов интернов. Перспективы развития интернатуры в системе непрерывного последипломного образования
    • 3. 4. Результаты анкетирования пациентов базовых стоматологических поликлиник МГМСУ
  • Выводы

«Медико-педагогические условия совершенствования подготовки специалиста в интернатуре по специальности 04.04.01» «Стоматология» "" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Последнее десятилетие принесло значительные изменения в сферу стоматологического обслуживания населения, которые коснулись экономического и финансового обеспечения, материально-технической базы, подготовки специалистов. Внедрение рыночных отношений в систему здравоохранения стало невозможным без использования новых экономических принципов в образовательной политике, влияющей на качество подготовки стоматологических врачебных кадров (Афанасьев Ю.Н., 1999; Барер Г. М., 2003; Безруков В. М., 1995; Беспалько В. П., 1999; Денисов И. Н., Мовшович Б. Д., 2001; Талызина Н. Ф., 2002; Шестаков В. Г., 1991).

В современном здравоохранении в практике оказания медицинской помощи населению возникла новая ситуация (Аллак Ж., 1993; Афанасьев Ю. Н., 1999; Образцов Ю. Л. 1996). Появилась необходимость комплексного подхода к больному в контексте его жизненных, семейных и социально-психологических ситуаций, ориентирующихся на психологию здоровья и воспитывающих саногенное мышление. Возросла роль практической медицины, переходящей к системе семейных и личных врачей, с возможностью выбора. В высшем стоматологическом образованииподготовке врачей общей практики (Барер Г. М., 2002; Бородина Т. В., 1995; Краснов А. Ф. 1998; Лежнёв А. В., 2002; Кром Л. И., 1986,1998Кудрявцева Т.В., 2000; Леонтьев В. К., 1995; Мовшович Б. Л., 1998; Максимовский Ю. М., 2001; Diagler G.E. et al., 1990; Dunn E.V. et al., 1998).

Одной из актуальных проблем медицинского образования, в первую очередь, высшего, в настоящее время является обеспечение подготовки выпускников к адекватной многофункциональной деятельности современного медицинского работника (Соколов Е.И., 1997). Он одновременно должен быть интеллигентом, валеологом, психологом, педагогом, врачом с системным мышлениемспециалистом в узкой профессиональной области медицины и членом сложной системы сообществ людей. Современный врачеватель — это не только специалист, знающий медицину. Он еще и воспитатель, организовывающий целенаправленное воздействие на персонал медицинского коллектива в целом и отдельных личностей с целью выработки в них определенных качеств, необходимых хорошему врачевателю. Воспитателю нужно знать не только качества личности, но и сущность формирования черт, их особенности и условия, в которых они образуются. Врачеватель, творчески применяющий психологические знания в своей работе, имеет больше возможностей в установлении личных контактов с коллегами, лучше владеет методом индивидуального подхода к больному, имеет больше возможностей в предотвращении конфликтов и напряженности в коллективе (Орлов Ю.М., 1997, 1998).

В этой связи медицинское высшее образование из многоуровневого (по требованию времени) становится функциональным, в первую очередь направленным на формирование врача с высоконравственным интеллектом и модельно-аналитическим системным мышлением (Орлов Ю.М., 1998).

Совершенствование стоматологического образования — процесс динамичный, ориентированный на постоянно изменяющиеся потребности здравоохранения в получении профессионально подготовленных специалистов. В связи с проходящими преобразованиями, требуется новое осмысление всей системы образования, создание новых программ, усиливающих теоретическую и практическую подготовку обучающихся и отражающих последние достижения мировой стоматологии (Гинали В.Н., 1989; Воронин С. В., 1989; Кузнецова Э. В., 1989; Кудрявая Н. В., 1994; Кудрявцева Т. В., 2001; Орехова Л. Ю., 2001; Пастернак Н. А., 1994).

В этом аспекте наименее изучена и в настоящее время очень важна проблема образования стоматологов на этапе первичной профессиональной подготовки в интернатуре. Актуальность проблемы заключается в том, что при существующей новой социально-экономической ситуации обучение стоматологов в интернатуре должно осуществляться с позиций подготовки врача-стоматолога общей практики (Арутюнов С.Д. 1999, 2000, 2001, 2002; Вагнер В. Д., 2001; Галиев Р. Г., 2002; Делендик А. И., 2000; Кирюшенков В. М., 2001; Попова Е. В., 2001;).

Повышение внимания врачей и учёных к проблеме совершенствования оказания стоматологической помощи населению Российской Федерации объясняется, прежде всего, продолжающимся ростом наиболее распространённых стоматологических заболеваний: кариеса зубов, его осложнений и заболеваний пародонта, а также не всегда высоким качеством их лечения.

В целях эффективной борьбы со стоматологическими заболеваниями особое значение приобретают вопросы образования стоматологических кадров в современной социально-экономической ситуации.

Опыт ряда стран показал, что врач-стоматолог общей практики, способный оказать пациентам различные виды стоматологической помощи, действует более эффективно в предупреждении и лечении стоматологических заболеваний (WHO, 1984, 1994, 19 995). Ряд авторов указывают на потребность в расширении круга обязанностей врачей-стоматологов и поэтапного перехода на оказание стоматологической помощи по принципу врача-стоматолога общей практики (Алимский А.В., 1995, 1997; Леонтьев В. К., Леус П. А., 1996,1997; Копейкин В. Н., 1998; Banoezy J., 2000; Conn H.G., Gody R.P., 1999).

Традиционно возможность образования стоматологов-универсалов связывалась с углубленной специализацией их на базе кафедр терапевтической, хирургической, ортопедической, детской стоматологии в течение года по отдельно взятой дисциплине. При таком подходе пациент с несколькими патологиями зубочелюстной системы вынужден был обращаться за помощью не к одному стоматологу-специалисту, что препятствовало восприятию врачом целостной клинической ситуации. Кроме того, временные ресурсы оказания помощи разными специалистами стоматологического профиля могли оказывать дополнительное влияние на качество лечения (Делендик А.И., 2000; Кудрявцева Т. В., 2000; Кирюшенков В. М. 2001; Лежнёв А. Н. 1992, 1997, 2000; Образцов Ю. Л., 1996).

Для обеспечения полной санации полости рта пациента у одного специалиста стоматологу необходимо было иметь несколько сертификатов и затратить на их получение не один год.

Более того, традиционно проводимая для выпускников стоматологических факультетов медицинских ВУЗов — врачей-стоматологов первичная специализация в одногодичной интернатуре на базах медицинских высших учебных заведений и лечебно-профилактических учреждений стоматологического профиля в Российской Федерации экспертами ВОЗ оценена неудовлетворительно (Кузьмина Э.М., 1993).

Следовательно, использовавшиеся ранее методики обучения в интернатуре не полностью соответствуют международным требованиям подготовки квалифицированных стоматологов. В связи с этим предпринимались попытки привнести в систему обучения стоматологов изменения и дополнения, повышающие качество подготовки специалистов в качестве первого звена оказания стоматологической помощи (Волков В.Е., 1995; Делендик А. И., 2000; Кирюшенков В. М., 2001; Кудрявцева Т. В., 2000; Лежнев А. Н., 1997, 2000; Образцов Ю. Л., 1996).

Кроме того, необходимость опережающего развития профессионального образования соответствует тенденции модернизации образования в свете требований вхождения России в европейское образовательное пространство на основе требований Болонского процесса.

Таким образом, отсутствие адекватной подготовки стоматологов общей практики диктует необходимость разработки новой модели их первичной профессиональной подготовки с использованием методологических принципов деятельностного подхода, личностно-ориентированной парадигмы образования.

В качестве вероятного способа образования квалифицированных стоматологических кадров согласно требованию времени может быть применена такая методика, как модульно-рейтинговая модель обучения в интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология».

Тема диссертации включена в НИР ГОУ ВПО «МГМСУ» Росздрава по проблеме 30.00 «Научный совет по стоматологии» и входит в план НИР ГОУ ВПО «МГМСУ» Росздрава (№ государственной регистрации 1 200 217 081).

Во время эксперимента определена цель.

Оптимизация подготовки врачей-стоматологов в интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология» путём формирования у выпускника высшего медицинского учебного заведения интегрированного клинического мышления в комплексном подходе к профилактике, диагностике и лечению основных стоматологических заболеваний у взрослых и детей.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.

1. Выявить степень разработанности проблемы профессиональной подготовки врачей-стоматологов в интернатуре.

2. Провести анализ профессиональных функций врачей-стоматологов в интернатуре.

3. Спроектировать медико-педагогические условия оптимизации подготовки врачей-стоматологов в интернатуре.

4. Изучить уровень профессиональной компетентности врачей-стоматологов в интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология».

5. Разработать эффективную концептуальную модель подготовки врачей-стоматологов в интернатуре на основе опытно-экспериментальной деятельности.

6. Определить роль мониторинга обучения в системе непрерывного высшего стоматологического образования на этапе подготовки в интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология».

7. Оценить эффективность разработанной концептуальной модели подготовки врачей-стоматологов в интернатуре, направленной на формирование профессиональной компетентности обучающихся.

Научная новизна полученных результатов.

Научно обоснованы медико-педагогические условия оптимизации подготовки врачей-стоматологов в интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология».

Разработана концептуальная модель учебного процесса с применением для исследования оптимального соотношения между учебными целями и методами их реализации.

Предложены пути оптимизации учебного процесса и использования инновационных педагогических технологий, произведен акцент на результаты мониторинга образовательного процесса.

Разработан программно-целевой подход к созданию первичной профессиональной подготовки врачей-стоматологов в интернатуре.

Создана методика поэтапной оценки соответствующего уровня первичной профессиональной подготовки врача-стоматолога в интернатуре.

Проведенное комплексное исследование позволило выявить условия эффективности формирования профессиональной деятельности в интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология».

Теоретическая значимость.

Состоит в обосновании совокупности педагогических технологий, обеспечивающих эффективность подготовки выпускников стоматологических факультетов медицинских ВУЗов к адекватной самостоятельной профессиональной деятельности после обучения в интернатуре.

Практическая значимость.

Разработанная концептуальная модульно-рейтинговая система первичной профессиональной подготовки врачей-стоматологов в интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология» позволяет выявить срез знаний и практических навыков в динамике на этапах обучения.

Мониторинг образовательного процесса можно использовать для контроля уровня знаний на начальном, срединном и конечном этапе обучения врачей-стоматологов в интернатуре, что позволит оценить их компетентность: степень овладения профессией и готовностью к самостоятельной врачебной деятельности в современных условиях.

Разработанный комплекс оценочных заданий в тестовой форме помогает наиболее точно определить уровень подготовки врачей-стоматологов на различных этапах подготовки в интернатуре.

Выявленные взаимосвязи результатов исследования дают возможность применять педагогический мониторинг в рамках инновационного обучения.

С учетом вышесказанного, материалы исследования могут быть использованы в организации подготовки специалистов в интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология» в высших медицинских учебных заведениях Российской Федерации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Концептуальная образовательная программа, построенная с учётом закономерности формирования учебной деятельности и современных психолого-педагогических принципов образовательного пространства как условие оптимизации подготовки интернов по специальности 40 401 «Стоматология».

2. Комплексное использование инновационных педагогических технологий (проблемного обучения, модульного обучения, дидактической игры, концентрированного обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, активного (контекстного) обучения) и рейтинговой системы контроля, способствуют повышению качества подготовки врачей-стоматологов в интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология», адекватного современным требованиям практического здравоохранения.

3. Интеграция клинического мышления, врачебных умений и мануальных навыков, опыта составляет профессиональные компетенции, достигаемые посредством инновационной методики преподавания и поэтапного мониторинга.

Результаты работы.

Разработанная методика подготовки врачей по специальности 40 401 «Стоматология» в интернатуре используется при обучении стоматологических кадров на кафедре стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФСМО и кафедре педагогики и психологии ГОУ ВПО «МГМСУ» Росздрава.

Научная эффективность работы определяется повышением знаний об особенностях образования врачей-стоматологов интернов в современных условиях, согласно сложившейся социально-экономической ситуации.

Медицинская эффективность заключается в возможности адекватности обучения стоматологов общей практики на первом этапе последипломного образования — в интернатуре.

Предполагаемая экономическая эффективность состоит в сбережении временных и материальных ресурсов при подготовке качественно нового стоматолога-универсала в интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология».

Реализация результатов исследования и апробация работы.

Материалы исследований, представленные в диссертации, доложены на научно-практической конференции «Перспективы развития последипломного образования специалистов стоматологического профиля» (Москва. 16 декабря 2003 г.).

По теме диссертационной работы опубликовано 6 научных работ:

1. Арутюнов С. Д., Цветкова JI.A., Романенко Н. В., Труфанова Е. И. Интернатура — путь становления врача-стоматолога общей практики. // Научно-практическая конференция «Пути совершенствования последипломного образования специалистов стоматологического профиля. Актуальные проблемы ортопедической стоматологии и ортодонтии». М., 2002. — С. 24−26.

2. Арутюнов С. Д., Труфанова Е. И., Цветкова JI.A., Романенко Н. В. «Ведущая роль мониторинга образовательного процесса на первом этапе постдипломного обучения — в интернатуре». // Сборник научных трудов «Новое в теории и практике стоматологии». Ставрополь, 2003. С. 486−488.

3. Арутюнов С. Д., Цветкова JI.A., Романенко Н. В., Труфанова Е. И. Исходное тестирование как детектор уровня знаний интернов, поступающих на обучение по специальности «Стоматология общей практики». // Сборник материалов научно-практической конференции «Перспективы развития последипломного образования специалистов стоматологического профиля. Актуальные вопросы стоматологии». Посвящается 15-летию образования стоматологического факультета РМАПО. М., 2003. — С. 25−27.

4. Арутюнов С. Д., Подцубный Н. В., Труфанова Е. И. Технологичность педагогической диагностики при обучении интернов по специальности «Стоматология общей практики». // Сборник материалов научно-практической конференции «Перспективы развития последипломного.

15 I Ч образования специалистов стоматологического профиля. Актуальные вопросы стоматологии". Посвящается 15-летию образования стоматологического факультета РМАПО. М., 2003 -С.27−30.

5. Арутюнов С. Д., Кудрявая Н. В., Труфанова Е. И. Горизонтальные и вертикальные связи при подготовке стоматологов общей практики в интернатуре. // Сборник материалов научно-практической конференции «Перспективы развития последипломного образования специалистов стоматологического профиля. Актуальные вопросы стоматологии». Посвящается 15-летию образования стоматологического факультета РМАПО. М., 2003. — С. 30−33.

6. Труфанова Е. И., Арутюнов С. Д., Кудрявая Н. В. Образовательная модель обучения врачей-стоматологов в интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология». «Неврология длиною в жизнь». Журнал научных статей. М., МГМСУ, 2005. — с. 114−123.

Внедрение.

Основные положения диссертации внедрены в учебный процесс кафедры стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФСМО и кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «МГМСУ» Росздрава.

Выводы.

1. Подготовка врачей-стоматологов в интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология» направлена на реализацию главной цели медицинского образования — улучшения здоровья населения.

2. Результатом подготовки врачей-стоматологов в интернатуре является получение первичной профессиональной подготовки, включающей знания и понимание базисных клинических, поведенческих и социальных наук, в объеме, необходимом для осуществления профессиональной квалифицированной амбулаторной стоматологической помощи.

3. На основе опытно-экспериментальной деятельности разработана эффективная концептуальная модель подготовки выпускников стоматологических факультетов медицинских ВУЗов в интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология», позволяющая значительно повысить качество профессиональной подготовки обучающихся.

4. Выработаны критерии и определена методика оценки качества профессиональной подготовки врачей-стоматологов в интернатуре, выявляющей не только степень овладения профессиональными знаниями, умениями и мануальными навыками, но и сформированности интегрированного клинического мышления, о чем свидетельствует высокий процент прироста знаний на каждом последующем этапе контроля.

5. Определены роль и основные показатели мониторинга успешности обучения в системе непрерывного высшего стоматологического образования на этапе полготовки в интернатуре. Ступенчатость контроля образовательного процесса обеспечивает возможность контроля и самоконтроля уровня подготовки.

6. Экспериментально подтверждена гипотеза исследования, заключающаяся во взаимосвязи эффективности применения инновационных педагогических технологий и разработанной системы контроля знаний в повышении качества подготовки врача-стоматолога в интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология».

7. Установлено, что многоуровневый поэтапный контроль способствует пониманию смысла и содержания профессиональной деятельности, приданию познавательной деятельности обучающихся активно осознанного характера.

Практические рекомендации.

1. Профессиональные знания врача-стоматолога после окончания интернатуры должны включать:

— клинические навыки (постановка диагноза на основе интегрированного клинического мышления, осуществление практических процедур профилактики, диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний), мероприятия по укреплению здоровья и медицинской реабилитации у взрослых и детей, в рамках квалификационной характеристики врача-стоматолога по специальности 40 401 «Стоматология»;

— знания вопросов общественного здравоохранения, популяционной медицины и медицинской этики;

— навыки общения, решения социальных и организационных проблем;

— способность к постижению всего нового, прогрессивного в стоматологии и самостоятельному повышению профессиональной квалификации на протяжении всей жизни.

2. При подготовке стоматологов общей практики в системе непрерывного медицинского образования рекомендуется использовать составляющие инновационного обучения (личностно-ориентированный, компетентностный, операционально-деятельностный подходы), способствующие повышению качества подготовки специалиста.

3. Задания в тестовой форме возрастающей сложности являются эффективным контролем среза знаний на этапе выявления их исходного уровня, переходном этапе и как составляющие тестового контроля итоговой государственной аттестации, наряду с экзаменом по мануальным навыкам и собеседованием.

4. Традиционное обучение врачей-стоматологов интернов на клинических базах городских ЛПУ стоматологического профиля основное внимание уделяет мануальным навыкам и недооценивает необходимость лекций, отражающих современное состояние медицины и стоматологии на фундаментальных и смежных кафедрах, тренинга на занятиях с фантомами, подготовки по фундаментальным и смежным дисциплинам, профессиональной педагогической подготовки кураторов — врачей-стоматологов практического здравоохранения.

5. Широкое внедрение занятий на фантомах в обучающий процесс врачей-стоматологов в интернатуре способствует профилактике нередких необратимых осложнений, возникающих на приеме пациентов, и формированию устойчивых клинических навыков, являющихся основой профессиональной компетентности.

6. Ступенчатый мониторинг образовательного процесса в интернатуре по специальности 40 401 «Стоматология» рекомендуется использовать для контроля эффективности применяемых методик обучения. В зависимости от результатов контроля рекомендуется корректировать выявленные недочеты.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой