Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация идеи непрерывного образования в комплексе «детский сад-лицей-колледж-вуз»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, осуществляемое без достаточно научной основы стихийное реформирование образовательного процесса в школах на данном переходном этапе, не дало желаемого результата. Изначальная идея отдельных педагогических коллективов о создании благоприятных условий для развития детей путем воссоздания классических форм учебных заведений на базе обычных общеобразовательных школ, становится не просто… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы развития непрерывного образования
    • 1. 1. Становление концепции непрерывного образования
    • 1. 2. Объективная необходимость перехода к непрерывному образованию
  • Выводы
  • Глава II. Разработка проекта и становление экономикотехнического образовательного комплекса
    • II. 1. Концепция образовательного комплекса (детский сад — политехническая школа-лицей — гуманитарно-технический колледж — высший колледж бизнеса и управления)
    • 11. 2. Основные этапы становления экономико-технического образовательного комплекса
    • 11. 3. Последипломное образование, повышение квалификации педагогических кадров
  • Выводы
  • Глава III. Особенности образовательного процесса в экономико-техническом образовательном комплексе
    • III. 1. Содержание образовательного процесса в экономико-техническом образовательном комплексе
    • III. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретации
  • Выводы

Реализация идеи непрерывного образования в комплексе «детский сад-лицей-колледж-вуз» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования В условиях трудного и противоречивого обновления нашего общества, нестабильности во всех сферах жизнедеятельности, когда встает вопрос о выживании системы образования, ей невозможно сохраниться не развиваясь. Об этом свидетельствует бурное развитие инновационных процессов в образовании за последние годы.

В период реформирования фундаментальных основ общества созданы благоприятные условия для развития системы среднего образования республики и поиска путей органического интегрирования в мировое образовательное пространство. Происходящие преобразования в стране, тенденции развития общеобразовательного процесса в мировом сообществе подтверждают стратегическую значимость образования для преодоления кризиса, консолидации общества и, в конечном счете, — для процветания народов и социального прогресса.

Закон Республики Казахстан «Об образовании», подчеркивая необходимость создания «условий для формирования, развития профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики», определил основные принципы государственной политики в области образования. Все это подтверждает огромную общественно-политическую значимость реформирования системы общего среднего и профессионального образования на основе демократических принципов, закрепленных в Конституции Республики Казахстан, а также в законодательстве в области образования. При этом в таком многонациональном государстве как Казахстан, необходимо обеспечить целостное и единое образовательное пространство, приобщить учащихся к духовному наследию своего народа, его традициям и культуре.

В предшествующие периоды истории относительно медленная эволюция общественного производства обусловливала постоянство структуры и содержание образования. Сложился тип «конечного» образования, при котором однажды полученные человеком знания сохраняли свою ценность на протяжении всей его профессиональной деятельности. В условиях научно-технической революции темпы обновления техники и технологии, форм организации труда стали превосходить темпы смены поколений людей. Возникли невиданные прежде подвижность и изменчивость общественного производства, требующего постоянного изменения содержания, характера и направленности профессиональной деятельности. Осложнилось или сделалось практически невозможным эффективное исполнение своих обязанностей представителями целого ряда категорий работников — от рабочих до руководителей.

В условиях «конечного» образования обострились проблемы функциональной неграмотности, технологической безработицы, возник дефицит политических, экономических, правовых, технических, социально-психологических, экологических знаний, усилилось отчуждение человека от труда, природы, общества, человека.

Сложившаяся система образования углубляет также социальные противоречия. Профессиональная некомпетентность, низкая правовая культура, неумение вести политический диалог, социальная безответственность, экономическая и экологическая неграмотность, игнорирование опыта отечественной и мировой истории и культуры затрудняют выбор жизненной позиции для многих членов общества.

Произошло отставание образования от многих реальностей жизни, девальвация его общественной значимости. Сформировалось и все более углубляется противоречие между непрерывно возрастающим объемом необходимых человеку знаний, умений и ориентаций и ограниченными в любых «конечных» образовательных системах условиями для овладения ими. Возможности традиционной образовательной системы оказались практически исчерпанными.

Потребность в постоянном обновлении знаний, поддержании на требуемом уровне готовности выполнять усложняющиеся социальные и профессиональные функции обусловила появление различных видов неформального, продолженного, параллельного образования, инициативных его форм, самообразования, призванных в определенной мере компенсировать недостатки сложившейся системы.

Создались объективные предпосылки перехода к непрерывному образованию, получившие свое воплощение прежде всего в создании системы повышения квалификации рабочих и специалистов, переподготовке кадров, различных форм дополнительного образования взрослых. Однако, остаются неизменными сложившиеся звенья общей и профессиональной подготовки, сохраняется ориентация на «конечность» образования.1.

Стало очевидным, что обучение взрослых — это вершина айсберга, основание которого уходит в общеобразовательную подготовку, в раннее детство. Компенсаторное образование не привело к появлению целостности образовательной системы. Простое дополнение существующих звеньев новыми, без качественного изменения содержания и форм их работы, не внесло в существующую практику образования свойства непрерывности, не разрешило возникших противоречий, привело к перегрузке учащихся.

Необходимо переосмыслить целевые функции образования как системы, задачи ее отдельных ступеней. и звеньев, пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования, его взаимосвязи с другими видами и формами общественной практики, место и роль образования как социального института в жизни человека и общества.

Динамизм современной цивилизации, наращивание ее культурного слоя, усиление социальной роли личности, возрастающие гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии предполагают замену формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».

Значительные изменения общественных ориентиров и связанное с ними выдвижение новой гуманистической парадигмы образования привели к необходимости осмысления места и роли общеобразовательной школы, что нашло отражение в научных разработках и в конкретных делах на практике. Действительно, демократические преобразования в обществе позволили многим педагогическим коллективам проявить творческую инициативу, в результате чего были созданы различные типы школ. Новшества, внедряемые в этих школах, позволили педагогическим коллективам достигнуть определенных успехов. Эти новшества коснулись структуры школы, содержания образования, учебно-методического обеспечения.

Однако, осуществляемое без достаточно научной основы стихийное реформирование образовательного процесса в школах на данном переходном этапе, не дало желаемого результата. Изначальная идея отдельных педагогических коллективов о создании благоприятных условий для развития детей путем воссоздания классических форм учебных заведений на базе обычных общеобразовательных школ, становится не просто модным увлечением, а увлечением нередко опасным для общества. Так, наблюдается тенденция необоснованного увеличения учебной нагрузки, объема учебного материала, что, в основном, приводит к дублированию содержания образования начальной ступени вуза. Наблюдается также увлечение разработками программ отдельных предметов, которые не всегда соответствуют современным научно-методическим требованиям. Анализ учебных планов, ныне действующих в Республике Казахстан некоторых гимназий и лицеев, показывает, что углубленное изучение профилирующих предметов осуществляется за счет других предметов.

Состояние стихийно протекающих инновационных процессов в школе усилили значимость научных поисков по осмыслению цели образования и обновлению содержания образования в ней. За последние 5−8 лет в науке достигнуты определенные результаты в плане выработки концептуальных подходов к реформированию образования в школе и разработке отдельных механизмов его реализации. Из них наиболее значимыми, с точки зрения рассматриваемой нами проблемы, являются следующие аспекты: отработка по этапам образованиявыстраивание единой системы образованияусловия реализации компонентной структуры содержания образования в школе в целом в соответствии с такими требованиями реформирования образовательной системы, как гуманизация, демократизациястандартизация содержания образования по предметам и формы ее представленияизмерение (диагностика) результатов обучения.

Установленная в конце 80-х годов В. С. Ледневым теория сквозных компонентов содержания образования и принципы его структурирования, позволяют определить набор общеобразовательных предметов. К концу 80-х годов группа ученых во главе с В. В. Фирсовым научно обосновали способ сочетания основных замыслов компонентной структуры содержания образования с новыми требованиями к дифференциации обучения в школе.3 На основе «принципиально новой методологии формирования учебных планов» был определен гибкий механизм построения разных вариантов содержания образования, суть которого заключается в выделении инвариантного и вариантного компонентов содержания образования. Таким образом, базисный учебный план, впервые внедренный в педагогическую науку как понятие и как нормативный документ, становится ключевым механизмом воплощения в жизнь идеи вариативного образования.

Базисный учебный план нашей республики, разработанный КазИПО им. И. Алтынсарина и утвержденный МОРК в 1996 году, имеет следующую структуру. Инвариантная часть включает такие образовательные блоки, как словесность, математика, естествознание, обществознание, искусство, физическая и трудовая подготовка. Особенность вариативной части базисного учебного плана связана со стремлением учесть возрастные особенности детей каждой ступени обучения. «В начальной школе вариативная часть состоит из учебного времени, отведенного на дополнительные уроки по 2−3 часа в каждом классе. Их можно использовать для курсов выравнивания, различных занятий, в основном направленных на формирование общекультурных умений. На второй ступени вариативная часть состоит из факультативов по 5−6 часов в каждом классе. Вариативную часть учебной нагрузки старшей ступени школы составляют профилирующие предметы, прикладные курсы, курсы по выбору.

Базисный учебный план, разработанный научным коллективом КазИПО им. А. Алтынсарина, в основном, ориентирован на селективную систему дифференциации обучения. Эта система предполагает разделение на старшей ступени обучения, после окончания единой образовательной ступени (I-II ступеней школы). При этом структура данного базисного учебного плана допускает раннюю дифференциацию, начиная с первой и второй ступеней, по тем и иным направлениям, что дает возможность создания разных типов школ (гимназия, лицей). Следует отметить, что учитывая существование на данном этапе различных вариантов базисных учебных планов, для сопоставления были взяты те из них, которые утверждены Министерством образования.

В результате инновационной деятельности мы получили новый уровень образования, связанный с многообразием типов образовательных учреждений, вариативностью образовательных программ, дифференцированым и индивидуализированным подходами к учащимся. Однако предстоит привести все это многообразие в систему, выстроить структуры непрерывного образования и пожизненного воспитания.

В условиях становления Республики Казахстан, как суверенного государства, огромную политическую значимость приобретает проблема создания такой системы среднего образования, которая позволила бы органически интегрироваться в мировое образовательное пространство. Значимость данной проблемы усиливается еще и тем, что образование является одним из важных элементов социальной инфраструктуры, а школа, как его базовое звено, закладывает основы культурно-образовательного потенциала страны и вносит свой вклад в развитие национальной интеллигенции. Основные направления реформы системы среднего образования, осуществляемые в республике, определяются мировой тенденцией развития НТР и социально-экономического прогресса.

Коллектив КазИПО им. И. Алтыисарина разработал научные основы функционирования и развития школьного образования с учетом происходящих перемен в обществе. Они, как совокупность основных идей и принципов развития общеобразовательной школы, легли в основу ряда разработанных нами концептуально-нормативных документов, которые были утверждены Министерством образования РК (1996 г.). Ими являются «Концепции развития общеобразовательной школы в РК», «Концепция содержания в общеобразовательной школе», «Государственный базисный учебный план общеобразовательной школы РК».

Динамичное время реформирования требует построения школьного образования на единых принципах, обеспечивающих преемственность целей, форм и методов образования, демократические изменения, использование всего того положительного, что накопила история школьного образования.

Среди прогрессивных идей человечества существенное место занимает идея непрерывного образования. Необходимость создания системы непрерывного образования обусловлена особенностями нынешнего информационного этапа цивилизации, характеризующегося быстрым старением знаний (кроме фундаментальных), а также психологическими особенностями развития человека в период взрослости (угасанием отдельных способностей и т. д.).

Построенная на единых принципах (гуманизма, демократизации, региональное&trade-, личностного подхода) преемственная система образования представляется куда более эффективной, чем система состоящая из автономных образовательных учреждений.

Термин «непрерывное образование» появился в мировой практике более 60 лет назад. Основные идеи его в современном виде были высказаны сразу после окончания второй мировой войны. Но единства взглядов и подходов пока еще не сложилось, более того, они в какой-то мере даже противоречивы. В одном случае для решения задачи считается достаточным все ступени образования в стране соединить воедино, устранив противоречия и тупиковые ситуации на стыках, в другом — речь идет о формировании принципиально новой системы, дополняющей существующую государственную и т. п. Ряд авторов рассматривает её, прежде всего, как систему образования взрослых. Здесь, как это обычно и бывает при анализе сложных явлений нашей действительности, наиболее распространенной ошибкой является стремление скорее объявить о создании соответствующей системы, образно говоря, укрепить новую вывеску. Вопреки одному из главных постулатов системного анализа «нет системы без проблемы», слишком часто мы начинаем подыскивать проблему для вновь создаваемой системы. Воистину «нет проблемы без системы». В данном случае поиск ответов должен идти вокруг главной идеи непрерывного образования «образование — через всю жизнь» взамен существующей «образование на всю жизнь».

Обратим внимание еще на одну тенденцию, характерную для организации непрерывного образования, а именно на постоянство изменений на всех «стыках» его подсистем. В каждом случае при переходе с одной ступени на другую изменяются: статус воспитанников, учащихся, студентов, слушателейзадачи, установки, требования к обучению и воспитанию учащихся (слушателей) — учебные планы, содержание, формы и методы учебно-воспитательного процессапрофессиональная квалификация воспитателей, учителей, преподавателей, педагогического коллектива в целомусловия обучения (воспитания, самообразования) и возрастающая степень самостоятельности, требуемая от разных категорий обучаемыхтрудности, возникающие на каждой новой ступени обучения, в особенности при овладении новыми видами деятельности, новыми формами приобщения к профессиикачества личности, необходимые для успешного выполнения функций новой социальной роли.

Указанные обстоятельства и обусловили выбор нами ТЕМЫ исследования «Реализация идеи непрерывного образования в комплексе „детский сад — лицей — колледж — ВУЗ“».

В качестве ОБЪЕКТА исследования рассматривается процесс становления образовательного комплекса экономико-технического профиля, обеспечивающего благоприятные условия для обучения в системе непрерывного образования.

ПРЕДМЕТ исследования — проблемы и тенденции развития образовательного комплексастановление содержания образования в комплексесочетание в нем обязательного и вариативного, нормативных и авторских элементовразработка сквозных учебных программформирование системы отношений, развивающих личность.

На примере экономико-технического образовательного комплекса мы стремились раскрыть сущность системы непрерывного образования, найти пути решения данной проблемы в современном обществе.

ЦЕЛЬ исследования — выявление условий эффективного образовательного, воспитательного и развивающего влияния экономико-технического образовательного комплекса на обновление образовательной системы, развитие и совершенствование учащихся и студентов на протяжении всей их жизни.

ГИПОТЕЗА: Образование может стать средством для достижения безопасного и комфортного существования личности в современном динамичном мире и способствовать ее саморазвитию. Для этого оно должно стать развивающим и непрерывным. Становление образовательного комплекса — процесс длительный, и он будет успешным при условии постоянного обновления и вариативности образовательных программперехода на интегрированные, сквозные, индивидуализированные программы и виды занятийустановления горизонтальных и вертикальных связей между его подразделениями, синхронизация изучения близких предметов, совместного прогнозирования и проектирования развития образовательных учреждений его субъектами.

Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих ЗАДАЧ:

1. Изучить исторический и современный опыт развития системы непрерывного образования, выявить основные тенденции его развития и нерешенные проблемы.

2. Разработать и опробовать структуру, содержание обучения и воспитания в образовательном комплексе экономико-технического профиля.

3. Выявить достаточно эффективные для образовательного комплекса пути включения учащихся и студентов в систему развивающих и воспитывающих отношений.

4. Разработать рекомендации о способах и условиях развития образовательных комплексов как форм непрерывного образования.

Методологическую основу исследования составляют концепции непрерывного образования (П.Лангран, А. Корреа, Р. Дейва, А. М. Новиков, Б. С. Гершунский, М. Цейт) — гуманистические концепции обучения и воспитания (А.С.Макаренко, К. Д. Ушинский, Ш. А. Амонашвили, С.Ю.Черноглазкин) — теоретико-методологические основы построения учебного процесса (С.И.Гессен, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер,.

В.С.Леднев) — теории формирования профессионального самосознания учащихся и студентов (А.М.Новиков, Т.Ю.Ломакина).

В исследовании использовались эмпирические наблюдения, анкетирование, анализ ситуаций, моделирование, педагогическое проектирование, опытно-экспериментальная работа. Исследование проводилось поэтапно — в течение 10 лет и состояло из нескольких этапов.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (1988;1990 гг.) включал в себя ознакомление с теоретическими источниками, изучение состояния проблемы, разработку концепции развития экономико-технического образовательного комплексасистемный анализ результатов деятельности педагогического коллектива политехнического колледжаконструировались варианты индивидуальных учебных плановосуществлялась и совершенствовалась система мер по проведению профессиональной ориентации среди учащихся школ. Основными методами на этом этапе. выступали теоретический анализ, синтез, классификация, изучение и обобщение опыта работы образовательных учреждений в системе непрерывного образования.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП (сентябрь 1991 -сентябрь 1997 гг.) был посвящен опробованию модели экономико-технического образовательного комплекса. В сентябре 1991 года на базе политехнического колледжа была открыта политехническая школа-лицейа в сентябре 1998 года был открыт высший колледж бизнеса и управления на базе гуманитарно-технического колледжа и политехнической школы-лицея. Проверялась эффективность обучения лицеистов в гуманитарно-техническом колледже и в высшем колледже бизнеса и управлениявводились новые учебные планы, обеспечивающие взаимодействие всех компонентов образовательного комплекса.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (1997;1998 гг.) знаменовал собой создание экономико-технического образовательного комплексаон вобрал в себя деятельность по систематизации, обобщению, анализу и интерпретации результатов опытно-экспериментальной работы, формированию выводов и рекомендаций.

ДОСТОВЕРНОСТЬ научных результатов и выводов обеспечивается методологическим и теоретическим обоснованием исходных основ исследования, его длительным характероммониторингом развития учащихся и процессов в пределах экономико-технического образовательного комплексаразносторонностью критериев оценки результатов исследования, их перепроверкой.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА выполненного исследования заключается в том, что в нем нашли дальнейшее развитие положения, составляющие теоретические основы непрерывного образования:

— выявлены и систематизированы проблемы исторического и современного развития непрерывного образованиявыявлены ведущие тенденции и некоторые деформации в его развитии;

— обоснован вариант создания единого образовательного комплекса, выделены его существенные характеристики;

— определены и реализованы исходные основания обновления содержания системы непрерывного образования;

— уточнена структура, углублено содержание, определены условия организации всех компонентов образовательной системы;

— разработана схема повышения квалификации педагогических кадров, подготовки их к работе в условиях единого образовательного комплекса;

— вскрыты особенности управления системой непрерывного образования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ данной работы состоит в разработке и практическом воплощении концепции и исследовательского проекта создания экономико-технического образовательного комплекса (детский сад — лицей — колледж — ВУЗ), единственного в Республике Казахстан, индивидуальных и сквозных учебных планов, образовательных программ, учебно-методических комплексов, которые могут быть использованы на практике. Накоплен опыт работы психологической и социологической служб, художественно-эстетического, спортивного центров. Разработан и внедрен мониторинг, в рамках которого отслеживается динамика изменений в развитии учащихся и студентов, психологическом климате коллектива учащихся и педагогов, их взаимных отношений.

Диссертационное исследование получило АПРОБАЦИЮ. Материалы диссертации отражены в двух монографиях:

1. «Теоретические основы развития непрерывного образования» (Петропавловск, 1997).

2. «Экономико-технический образовательный комплекс: становление и развитие» (Петропавловск, 1998).

Апробированы на научно-практических конференциях:

1. II Международная научно-методическая конференция. «Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт.» (Новосибирск, 1999).

2. Региональная научно-практическая конференция. «Малый бизнес в Северо-Казахстанской области: проблемы и перспективы» (Петропавловск, 1999).

Основные идеи и результаты работы были доложены также в форме лекций, сообщений, индивидуальных и групповых бесед на 23 семинарах и стажировках учителей, руководителей образовательных учреждений всех уровней, через которые прошло более 2500 человек.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ следующие положения:

1. Настоящий этап становления системы непрерывного образования характеризуется четко обозначившимися позитивными тенденциями: от эмоционального переживания идеи непрерывного образования к рационально продуманной и четко спланированной деятельности по ее реализациик разработке индивидуальных, сквозных образовательных программ, учебно-методических комплексов с учетом достижений науки и особенностей нового времениот интуитивной творческой деятельности педагогов — к научному поиску.

2. Экономико-технический образовательный комплексжизнеспособный и полезный вариант образовательного учреждения нового типа. В состав образовательного комплекса входят следующие компоненты: детский сад, политехническая школа-лицей, гуманитарно-технический колледж, высший колледж бизнеса и управления. Система непрерывного образования устойчива и работоспособна, если она строится снизу и имеет вертикальные и горизонтальные связи. Под вертикальными связями мы понимаем реальное существование компонентов экономико-технического образовательного комплекса, которые обеспечивают преемственность всех компонентов образовательной системы. Горизонтальные связи между компонентами образовательного комплекса обеспечивают координацию деятельности структур одного уровня. Подобная структура образовательного комплекса позволяет реализовать принцип непрерывного профессионального обучения.

3. Важнейшими условиями организации функционирования и развития экономико-технического образовательного комплекса являются: целостность педагогического процесса, внутреннее единство образования, его интеграциясинхронизация изучения близких предметов, входящих в содержание учебных дисциплиннеделимость обучения и воспитания, учебной и внеучебной деятельности, гармонизация действий субъектов образовательного процесса.

4. Особенности управления комплексом заключаются также в расширении круга лиц, непосредственно участвующих в управлении компонентами образовательного комплекса, совместном со всеми субъектами образовательного процесса осуществлении прогнозирования развития своего образовательного учреждения.

Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, примечаний, библиографии, приложений.

Выводы по третьей главе.

Создание экономико-технического образовательного комплекса потребовало существенной реконструкции всего образовательного процесса — его содержания, технологий, его организации.

В комплексе разработаны авторские сквозные программы. Набор предметов, вариативной части и авторских программ, предоставляемых учащимся, был предложен для изучения в соответствии с профессиональными намерениями учащихся, позволил удовлетворить образовательные запросы. Практическим руководством отбора содержания образования в экономико-техническом образовательном комплексе стала ориентация на современную педагогическую парадигму и образовательные приоритеты, на особенности учебного учреждения.

Внедрение новых технологий, КСО, индивидуализированного, интегрированного обучения обеспечили дифференциацию образовательного процесса, его ориентацию на личность, индивидуальность и достижение высоких образовательных результатов.

Благодаря тщательно поставленной профориентационной работе, уже на начальной стадии профессионального обучения, учащимся прививается сознательное отношение к будущей профессии, что дает большой эффект как для них, будущих специалистов, так и для общества.

Отличительной особенностью экономико-технического образовательного комплекса является непрерывность образовательного процесса, профессиональная ориентация с самой ранней ступенидетского садаорганизация учебного процесса по авторским сквозным учебным планам (политехническая школа-лицей — гуманитарно-технический колледж — высший колледж бизнеса и управления) — совместное, включая все компоненты комплекса, проведение внеучебных, познавательных и культурно-досуговых мероприятий.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о правильности выбранного пути, о жизнеспособности и полезности организации экономико-технического образовательного комплекса в Республике Казахстан.

Заключение

.

Мы рассмотрели очень актуальную проблему развития непрерывного образования. Эта проблема возникла несколько десятков лет назад. О необходимости ее решения говорили и говорят многие ученые и особенно практики.

Исследование непрерывного образования показывает, что оно не представляет собой ни альтернативу, ни простое дополнение или продолжение существующего образования, ни тем более распространение, «деконцентрацию» традиционного образования на всю продолжительность жизни человека. Непрерывное образование — это не уровень, ступень, вид, форма или тип образования. Это система, имеющая свою специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующаяся на собственных адекватных принципах, приобретшая новые функции и в целом по-новому решающая многие старые задачи.

Система непрерывного образования — это возникающая для удовлетворения потребностей социального и научно-технического прогресса широкоразветвленная «образовательная сеть», осуществляющая процесс систематического, целенаправленного, последовательного образования и всестороннего развития личности на протяжении всей ее жизни и приведения этого развития в оптимальное соответствие с беспрерывно растущими и динамично изменяющимися запросами всех сфер общественной жизнедеятельности — главным образом в учебно-воспитательных учреждениях, системе повышения квалификации и переподготовке кадров. Главной целью экономико-технического образовательного комплекса является удовлетворение потребностей личности в образовании, интеллектуальном, культурном, нравственном совершенствованииформировании разносторонне развитой личности.

Подчиняя свою деятельность этой фундаментальной цели и дробя ее на более частные задачи — функции, система непрерывного образования соответственно строится на универсальных принципах непрерывности, демократизма и всеобщности, которые раскрываются и дополняются целым рядом конкретизирующих их, менее всеобщих принципов. Так, из принципа непрерывности вытекают принципы третьего уровня: принцип целостности, последовательности, возобновляемости. Принцип целостности проявляется в том, что каждый этап образования в экономико-техническом образовательном комплексе рассматривается как звено в общем образовательном процессе, в котором развиваются знания, полученные на предшествующих этапахпринцип последовательности обеспечивает преемственностьпринцип возобновляемости свидетельствует о том, что в комплексе на каждом образовательном этапе возобновляются знания предшествующей подготовки и совершенствуются с учетом избранной специализации. Из принципа демократизма вытекают два принципа третьего уровня: принцип добровольности и принцип всеобщности. В экономико-техническом образовательном комплексе неприемлимо любое принуждениекаждому учащемуся, студенту дано право определиться в специальностивыбрать образовательное учреждение. Принцип всеобщности проявляется в том, что в орбиту образовательной деятельности вовлекаются все: и дети, и взрослые. Из принципа всеохватности вытекают следующие принципы, которые также находят отражение в деятельности экономико-технического образовательного комплекса. Принцип многоуровневости, предполагает многоступенчатость образования. В комплексе имеется начальное профессиональное образование (политехническая школа-лицей) — среднее профессиональное образование (гуманитарно-технический колледж) — высшее профессиональное образование и последипломное образование. Принцип маневренности проявляется в том, что студент может в любое время поменять свою специализациюпринцип координации обеспечивает интеграцию всех компонентов комплексамногообразие образовательных форм говорит о действии принципа вариативности и гибкости. Принципы непрерывного образования находят отражение в функциях, о чем подробно говорилось в диссертации.

Нам представляется, что введение принципов непрерывного образования является единственным средством достижения и поддержания динамического равновесия, т.к. образование должно быть устремлено в будущее, значительно опережая сегодняшний день.

Основная, центральная идея непрерывного образования заключается в том, что образование (как и развитие человека) не должно иметь пределов, должно в той или иной форме, с той или иной периодичностью сопровождать человека на протяжении всей жизни. В процессе учебной и воспитательной деятельности мы прививаем учащимся и студентам навыки самостоятельной работы, готовим их к самостоятельной деятельности. Мы даем студентам установку на образование через всю жизнь. Экономике нужны грамотные специалисты, постоянно повышающие свой образовательный уровень. Эти задачи успешно решает экономико-технический образовательный комплекс.

Изучив исторический и современный опыт развития системы непрерывного образования, основные тенденции его развития мы разработали концепцию образовательного комплекса, практически внедрили ее в жизнь. Была разработана и опробована структура комплекса, единственного в Республике Казахстан. Обучение в экономико-техническом образовательном комплексе осуществляется на основе государственных стандартов образования, как непрерывное, по соответствующим общеобразовательным и профессиональным программам, так и по разработанным авторским сквозным учебным планам и программам. В исследовании раскрывается содержание учебных планов, начиная с детского сада и заканчивая ВУЗом.

Проделанная в процессе создания образовательного комплекса работа позволила добиться значительных результатов. В работе показаны: динамика роста результативности обучения, творческой активности учащихся и студентов по основным показателям, таким как успеваемость, наличие красных дипломов, участие в олимпиадах, научно-исследовательской работе и т. д. Учащиеся и студенты любят свой комплекс, активно участвуют в его жизни. Об этом говорят результаты постоянно проводимых опросов, анкетирования. В экономико-техническом образовательном комплексе сложилась благоприятная социально-психологическая атмосфера. Комплекс поддерживает отношения со своими выпускниками, отслеживает их дальнейшую жизнь. Наши выпускники — достойная смена, которая продолжает развитие и осуществляет реализацию творческого потенциала личности в процессе профессиональной деятельности. Результаты, которых достиг образовательный комплекс были возможны благодаря профориентационной работе, которой уделяется большое внимание. Лицеисты, получив диплом по специальности в политехнической школе-лицее продолжают, обучение в гуманитарно-техническом колледже или в высшем колледже, а если устраиваются на работу, то в основном по специальностям, обозначенным в дипломе.

Достигнутые положительные результаты в обучении и воспитании связаны также с ростом педагогического мастерства, творчества и профессионализма преподавателей. В комплексе сложился творческий коллектив единомышленников. Преподаватели постоянно повышают свой уровеньдля этого созданы все условия. В пределах своего комплекса можно повысить свою квалификацию.

В процессе исследования была подтверждена гипотеза, решены поставленные задачи. Оно позволило сделать следующие выводы:

1. Экономико-технического образовательного комплекса — одна из эффективных форм перехода к непрерывному образованиюона обеспечивает систему общеобразовательной и профессиональной подготовки, переосмысления целевых функций образования как системы, задач ее отдельных ступеней и звеньев, пересмотра традиционных представлений о социальной сущности образования. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности влияния обучения в комплексе на развитие личности всех учащихся и студентов.

2. Структура экономико-технического образовательного комплекса устойчива и работоспособна, так как она строится снизу, имеет вертикальные и горизонтальные связи, которые обеспечивают преемственность всех компонентов образовательного комплекса.

3. Использование сквозных авторских учебных планов дает возможность осуществить ускоренное обучение студентов в гуманитарно-техническом колледже, высшем колледже бизнеса и управления, воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы на основе интеграции учебных программ и синхронизации их изучения, установку на образование через всю жизнь.

4. Серьезное воспитательное влияние на учащихся и студентов экономико-технического образовательного комплекса оказывает ученическое (политехническая школа-лицей) и студенческое (гуманитарно-технический колледж, высший колледж бизнеса и управления) самоуправление, взаимовлияние и содружество учащихся, студентов и педагогов, оказание обучающимся педагогической поддержки на различных этапах их жизненного и профессионального становления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон об образовании Республики Казахстан
  2. В. Теоретические основы разработки знаний в тестовой форме. М, 1995
  3. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. Тюмень, 1997
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М, 1995
  5. Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М, 1984
  6. Амонашвили Ш. А. В Школу с шести лет! М, 1986
  7. Н.П. Воспитание игрой. М, 1987
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М, 1976
  9. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М, 1981
  10. Ю.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М, 1982
  11. Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе № 76. М, 1981
  12. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). Киев, 1984
  13. А.А. Активные методы обучения. М, Профиздат, 1986
  14. А.А. Гуманизация образования старшеклассников на основе межпредметных связей: Дисс.докт.пед.наук. А, 1996
  15. Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск, 1975
  16. Н. Конструирование деловых игр. «Новые методы и средства обучения», 1989. № 2(6)
  17. JI.А. Педагогика способностей. М, 1973
  18. А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М, 1977
  19. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций /Под ред. Н. В. Горбуновой. М, 1995
  20. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М, 1967
  21. С., Зорин Г. От деловой игры к профессиональному творчеству. Минск, 1989
  22. С.А. Система эстетического воспитания школьников. М, Педагогика, 1983
  23. .С. Компьютеризация в сфере образования. М, Педагогика, 1987
  24. С.А. Творческая индивидуальность учителя. Тюмень, 1995
  25. С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога. Тюмень, 1998
  26. Н.Г. Всестороннее развитие личности и школа //Советская педагогика, 1970, № 1
  27. В.А.- Коханова Л.А. Тенденции и проблемы непрерывного образования. Саратов, 1983
  28. В.В. Виды обобщения в обучении. М, Педагогика, 1972
  29. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /АПН СССР. М, 1986
  30. Н.Г. Основное усвоить на уроке: Кн. Для учителя. М, 1987
  31. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М, 1996
  32. Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М, 1975
  33. ЗЗ.Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М, 1987
  34. В.И.- Гильманов С.А. Школа самореализации личности: шаг за шагом. Тюмень, 1998
  35. И.И. Структура процесса учения. М, 1986
  36. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М, 1974
  37. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс, Грозный, 1976
  38. В.А. Любимые мои ученики. М, Знание, 1987
  39. П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. М, 1984
  40. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающегося обучения. М, Просвещение, 1980
  41. Е.Д. Социально-философские аспекты образования. Вопросы философии, 1984, № 11
  42. И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. М, Просвещение, 1987
  43. Кон И. С. Психология ранней юности. М, Просвещение, 1989
  44. Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. Для учителя. М, 1988
  45. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М, 1990
  46. Г. Н. 16 аксиом делового человека /Пер. с англ.- Ред. С. Е. Гречихо. М, 1992
  47. К.М. Личность педагога: становление и развитие. С, Издательство Саратовского университета, 1991
  48. Е.Ю. Профессиональная подготовка американского специалиста в контексте непрерывного образования. //МГПИИЯ им. М.Тореза сб.науч.трудов, вып. 240, М, 1984
  49. Л.А. Логика педагогического процесса. М, 1980
  50. B.C. Содержание общего среднего образования. М, Педагогика, 1980
  51. B.C. Некоторые вопросы предметной структурысодержания общего среднего образования: «Советская педагогика», 1973, № 3,4.
  52. B.C. О концепции стандарта общего среднего образования и материалы Международной конференции: Стандарты образования: реальность и перспективы. М. 1995, с.198−204.
  53. А.Н. Философия и психология. М, Издательство Московского университета, 1994
  54. И.Я. Качество знаний учащихся. М, 1978
  55. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М, 1980
  56. .Т. Проблема целостности в воспитании // Советская педагогика. 1986. № 5
  57. Ю.Л. Теоретическая лаборатория учителя. М, 1980
  58. С.Н. Когда легко учиться. М, 1981
  59. Д.Ш. Как оптимизировать распределение учебного времени. М, Знание, 1991
  60. М.Д. Проблемы непрерывного образования взрослых. Л, 1979
  61. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М, 1977
  62. Н.А. Психологическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. М, 1987
  63. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М, 1986
  64. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М, Педагогика, 1984
  65. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М, Просвещение, 1986
  66. Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Кн. для учителя о психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути ускорения). М, 1988
  67. Н.Д. О соотношении методов и организационных форм в дидактике //Вестник вашей школы. 1972. № 11
  68. Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М, 1978
  69. A.M. Перспективы создания системы непрерывного профессионального образования// Специалист № 1. М, 1998
  70. Г. К. Психолого-педагогические основы системы ценностного ориентирования личности: Дис. .док.пед.наук. Алматы, 1993
  71. В.Г. Социально-филосовский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван, 1989
  72. Е.И. Некоторые социально-экономические аспекты проблемы непрерывного образования взрослых // Проблемы непрерывного образования взрослых. Л, 1979
  73. В.Г. О создании единой системы непрерывного образования в СССР // Современная высшая школа. 1987, № 3
  74. В.Г. Народные университеты в свете концепции непрерывного образования // Народные университеты в системе непрерывного образования. М, 1984
  75. Я.Г. Решение педагогических ситуаций //Советская педагогика. 1988 № 11
  76. А. Человеческие качества /Пер. с англ. М, 1985
  77. Педагогика. /Под ред., Бабанского. М, 1988
  78. Ф.И. Непрерывное образование // Знание. М, 1991
  79. А.В. Возрастная и педагогическая психология. М, Просвещение, 1979
  80. Л.П. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. М, Педагогика, 1984
  81. Д.И. Избранные педагогические сочинения. М, 1984
  82. И.П. Прогнозирование результатов обучения // Среднее специальное обучение. 1973. № 8
  83. В.М. Оценка знаний школьников. М, 1981
  84. Е.П. Радость познания. М, 1990
  85. М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. М, 1971
  86. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М, 1987
  87. М.М. В поисках оптимального варианта. М, Педагогика, 1988
  88. Прогностическая концепция целей и содержания образования /Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М, 1994
  89. А.С., Райзберг Б. А. Мир рыночной экономики: Сборник деловых игр. М, 1992
  90. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М, 1989
  91. .А. НОТ школьника. Из опыта работы школы. М, 1978
  92. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996
  93. Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М, 1962
  94. Секрет умелого руководителя /Стоставил И. В. Лихсиц. М, 1991
  95. В. Образование: образ культуры. «Социально-философские проблемы образования». 1992
  96. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М, Педагогика, 1987
  97. В.П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. М, 1998
  98. М.Н. О школе будущего. М, 1974
  99. М.Н. Проблемы современной дидактики. М, 1980
  100. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М, 1981
  101. Г. Аттестация преподавателей: подготовка и проведение. Новосибирск, 1993
  102. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6
  103. Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Ярославль, 1974
  104. Л.П. Проблемы целостности личности: (Гносеологический аспект). М, 1987
  105. В.А. Методика воспитания коллектива. М, Просвещение, 1981
  106. Юб.Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М, Просвещение, 1979
  107. В.А. Мудрая власть коллектива. М, 1975
  108. Ю8.Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы програмированного обучения. М, Издательство Московского университета, 1969
  109. Н.Ф. Что значит знать //Советская педагогика № 8, 1980
  110. С.А. Образование на встречу будущему // Курьер ЮНЕСКО.111 .Тихомиров O.K. Психология мышления. М, Издательство Московского университета, 1984
  111. Е.П. Педагогические проблемы непрерывного образования взрослых // Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР ч. II. М, 1981
  112. В.Н. Методологические проблемы развития системы непрерывного образования // Актуальные проблемы непрерывного образования. М, 1983
  113. Г. А. История создания и тенденции развития профессионально-технического образования в Казахстане: Дисс.. докт.пед.наук. Алма-Ата, 1970
  114. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М, Педагогика, 1980
  115. JI.M. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кг. для учителя. М, 1988
  116. Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. Алма-Ата, 1984
  117. С.Ю. К общеметодологическому обеспечению воспитывающего обучения // Специалист № 3. М, 1998
  118. С.Ю. Воспитывающее профессиональное образование // Специалист № 6. М, 1998
  119. С.Ю. Педагогизация профессионального образования // Специалист № 8. М, 1998
  120. Д.В.- Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М, 1986
  121. А.П. Мысленный эксперимент: (опыт психологического исследования). М, 1979
  122. И.С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова. М, Просвещение, 1982
  123. В. Философия образования и образовательные политики.М, 1993
  124. Т.Н. Содержание и формы внутришкольного контроля //Советская педагогика. 1985. № 10
  125. Т.Н., Конаржевский Ю. А. Урок в современной школе. //Советская педагогика. № 10 1985
  126. В.Ф. Педагогическая проза. М, Педагогика, 1980
  127. В.Ф. Точка опоры. М, Педагогика, 1987
  128. В.Ф. Эксперимент продолжается. М, 1989
  129. С.Т. Работа для будущего. М, Просвещение, 1989
  130. Е.А. Мотивация учения //Советская педагогика № 3 1984
  131. Г. И. и др. Педагогика школы. М, 1977
  132. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса //Советская педагогика. 1982. № 8
  133. Г. А. Диалектика части и целого. Алматы, 1985
  134. Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М, 1996
  135. Е.Ш. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы. М, 1997
  136. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М, 1986
  137. Brown G. A Strategy for Lifelong Education // Prospects, 1976, vol. VI, № 2, p. 283.
  138. Correa A. Permanent Education and Adult Education in Brazil.-Rio de Janeiro, 1973.140. Correa A. Op. Cit., p. ll
  139. Dave R. Lifelong Education and School Curriculum.-Hamburg: UIE, 1973, p. 14−25.
  140. D’Hainaut L. Determining the Aims of Education and Policy // Curricula and Lifelong Education, p. 110.
  141. Duke C. Australian Perspectives on Lifelong Education,-Hawthorn: ACER, 1976, p. 78−89.
  142. Durko M. Adult Education and Extramural Cultural Activities. Bp., 1967 (A synopsis in English) // Educational-Acquisitional Process in Adult Educ, Debrecen, 1982. H. 13−17.
  143. Cropley A.S. Lifelong Education: A Psychological Analysis.-Oxford etc.:Pergamon Press, 1978, p. 49.
  144. Elliott W. Schools, Colleres, and Universities // Lifelong Education. Oxford etc., 1969, p. 43.
  145. Filipovic D. Permanent Education and Reform of the Educational System in Yugoslavia // Convergence, 1968, v. 1, № 4, p. 44−45.
  146. Flechsig K.-H. Lifelong Learning and Our Schools // Reflections on Lifelong Education and the School. Hamburg, 1975, p. 15/
  147. Hartung H. Pour une education permanente Paris: Editions Fayards, 1966.
  148. Hesburg Th., Miller P., Wharton C. Patterns for Lifelong Learning.-San Francisco etc.: Jossey-Bass. 1974.
  149. Kidd J. R. The Implications of Continuous Learning. Toronto: Gage, 1966.
  150. Learning to Be. The World of Education Today and Tomorrow.-P.: Unesco: L.: Harrap, 1972, p. 182/
  151. Lengrand P. Introduction a Peducation permanente.-Paris: Unesco, 1970.
  152. Lengrand P. Op, cit., p. 74−75.
  153. Lifelong Learning. A Symposium on Continuing Education / Ed. By
  154. F. Jessup.-Oxford etc.: Pergamon Press, 1969.
  155. Ochs R. The Reform of the Content of Education in the Context of Lifelond Education. // Curricula and Lifelong Education. P. 13−14.
  156. Parkyn G. W. Towards a Conceptual Model of Lifelong Education.-P.: Unesco, 1973.
  157. Pickering G. Prologue: Education for Tomorrow: A Biologist’s View //Lifelong Learning. Oxf. 1969, p. 10−12.
  158. Shukla P. Life-long Education.-New Delhi: Orient Longman, 1971.
Заполнить форму текущей работой