Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проектирование системы контроля знаний студентов среднего профессионального образования с использованием блочно-модульной технологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этой связи отметим, что в отечественной педагогической литературе контролю обученности учащихся в учебном процессе уделяется значительное внимание. Анализ педагогических работ, посвященных проблеме проектирования систем контроля обученности студентов средних профессиональных отделений вузов, показывает, что актуальность этой проблемы постоянно возрастает. Тем не менее, приходится… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Научно-теоретический анализ контроля и практика его применения в современном учебном процессе
    • 1. 1. Педагогический контроль: предмет, объект и виды контроля
    • 1. 2. Принципы, функции и цели контроля
    • 1. 3. Требования к системе контроля
    • 1. 4. Достижения студентов и способы их формализации
  • Выводы первой главы

2. Разработка, проектирование и применение концептуальной модели и инвариантных компонентов системы контроля знаний студентов среднего профессионального образования с использованием блочно -модульной технологии.

2.1. Дидактические и технологические аспекты проектирования системы контроля.

2.2. Основные этапы проектирования системы контроля знаний и описание их структурных компонентов.

2.3. Стандартизированный контроль обученности студентов как инвариантная часть системы контроля и условие активизации учебной деятельности.

Выводы второй главы.

3. Анализ опытно-экспериментальной проверки проектируемой системы контроля обученности студентов среднего профессионального образования. 119

Выводы третьей главы./

Проектирование системы контроля знаний студентов среднего профессионального образования с использованием блочно-модульной технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования предопределена социальным заказом общества образованию на повышение качества подготовки специалистов, способных самостоятельно добывать знания и уверенно ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, в нарастающем объёме разнообразной информации, в новых технологиях. Такой заказ может быть реализован только при условии совершенствования организации и повышения качества учебно-познавательной деятельности за счёт ее оптимизации на основе полного учета психолого-педагогических закономерностей процесса усвоения знаний. Это отмечают в своих исследованиях многие известные педагоги (B.C. Аванесов, П. Ф. Анисимов, Ю. К. Бабанский, E.JI. Белкин, В. Д. Беспалько, JI.C. Выготский, Н. Г. Дайри, З. Д Жуковская, Ю. А. Конаржевский, Э. П. Комарова, Б. И. Перовский, В. Ф. Талызина, Н. А. Селезнева, В. П. Симонов, И. С. Якиманская и др.). Современная модернизация системы образования и повышение качества подготовки специалистов невозможно без создания иерархической системы качества и ее составной части — системы контроля обученности учащихся.

В этой связи отметим, что в отечественной педагогической литературе контролю обученности учащихся в учебном процессе уделяется значительное внимание. Анализ педагогических работ, посвященных проблеме проектирования систем контроля обученности студентов средних профессиональных отделений вузов, показывает, что актуальность этой проблемы постоянно возрастает. Тем не менее, приходится констатировать, что на сегодняшний день ещё недостаточно полно изучены дидактические основы проектирования, организации и эффективной реализации систем контроля для различных технологий обучения. Авторами описаны основные аспекты и качества, присущие контролювыделены его цели, функции, виды, организационные формыразработаны требования к различным средствам контроля, периодичности контроля в ходе изучения темы, раздела, курса. Но при этом создаваемые системы контроля строятся на основе самых разных исходных положений и подходов и практически не используют такого современного подхода в менеджменте как процессный подход, и нацелены, как правило, на решение только проверочно-оценочных задач в условиях традиционного обучения. В итоге известные модели систем организации контроля, с одной стороны, не обусловливают общеметодического подхода к созданию и организации системы контрольных процедур в целом, с другой стороны, контрольные процедуры плохо адаптированы к современным (в частности блочно-модульным) технологиям обучения.

В последнее время появились работы, в которых предприняты попытки устранить часть отмеченных недостатков, построив обобщённую модель системы контроля, позволяющую уточнить функции системы контроля, построить иерархическое дерево целей контроля, провести синтез структуры системы контроля, выделив два его вида: корректирующий и констатирующий. Выполнен ряд работ по уточнению целей, задач, функций корректирующего и констатирующего контроля и требований к организации соответствующих контрольных процедур.

В то же время ещё нет обобщающих работ по проектированию систем контроля на основе процессного подхода применительно к конкретным технология обучения. Таким образом, проблема усиления всех функций контроля за счет правильного выбора подходов к проектированию и организации его системы, структурированию содержания и организации, как самих образовательных программ, так и контрольных процедур и дидактических материалов, их обеспечивающих, и их роли в целостном учебно-воспитательном процессе пока остается нерешенной.

Все вышесказанное и определило выбор темы исследования и было учтено при формулировании проблемы определение научно-методических основ проектирования системы контроля обученности студентов среднего профессионального отделения вуза на основе процессного подхода в условиях блочно-модульного построения материала, который является органичной частью целостного учебно-воспитательного процесса и будет решать задачи обучения, развития личности, выявления результатов этих процессов.

Решение данной проблемы составляет цель исследования, осуществленного в рамках направления «Проблемы качества подготовки специалистов» .

Цель исследования. Разработка дидактических условий, обеспечивающих проектирование, организацию и эффективную реализацию системы контроля обученности студентов средних профессиональных отделений вузов в условиях блочно-модульного обучения, как промежуточного звена в системе непрерывного образования.

Объект исследования — учебный процесс подготовки специалистов среднего профессионального образования.

Предмет исследования — процессы проектирования системы контроля знаний студентов среднего профессионального образования с использованием блочно — модульной технологии.

Гипотеза исследования. В основу исследования была положена гипотеза о том, что адаптивная система контроля обученности студентов средних профессиональных отделений вузов может быть создана за счет использования методов проектирования, способов и средств, которые способствуют достижению поставленных целей и решению задач конкретных этапов целостного учебно-воспитательного процесса. Такая система контроля будет наиболее эффективна, если она будет базироваться на блочно-модульной технологии и процессном подходе.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования сформулированы задачи исследования:

1) провести теоретический анализ по проблемам проектирования, организации и реализации систем контроля знаний студентов среднего профессионального образования и на его основе определить дидактические условия и пути проектирования и реализации данной системы;

2) разработать применение инновационных (блочно-модульного и процессного) подходов к проектированию и организации системы контроля знаний студентов;

3) создать модель проектирования системы контроля обученности студентов СПО и разработать технологию ее реализации;

4) провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной системы контроля.

Теоретико-методологическую базу исследования составили положения и выводы отечественных и зарубежных исследователей в области педагогики, психологии, менеджмента качества, инновационных технологий о роли контроля знаний в учебном процессе. Это работы, в которых отражены основные проблемы и подходы, а также методологические, концептуальные, теоретические основы контрольной деятельности (B.C. Аванесов, Ш. А. Амонашвили, В. И. Байденко, Б. Ц. Бадмаев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Н. А. Селезнева, В. П. Симонов, А. И. Субетто, Н. Ф. Талызина, М. Б. Челышкова и др.) — психологические аспекты контрольно-оценочной деятельности (А. Анастази, E.JI. Белкин, Л. И. Божович, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Е. Иванов, Н. А. Менчинская, Н. Ю. Скороходова, С. М. Съедин, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др.) — условия осуществления и требования к контролю с позиции необходимости реализации в обучении дидактических принципов (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, И. Т. Огородников, Е. И .Перовский, Г. И. Щукина и др.) — роль контроля, характер контролируемой деятельности, создание и технологизация систем обеспечения качества подготовки специалистов (В.И. Байденко, М. А. Вознюк, З. Д. Жуковская, Е. А. Окороков, Н. А. Селезнева и др.) — инновационные технологии и подходы в образовании, обучении, проектировании (Ю.А. Конаржевскирй, В. М. Лизинский, А. Н. Майоров, В. М. Монахов, Ю. О. Овакимян, В. П. Симонов, П. И. Третьяков и др.) — организация и проведение контрольных процедур (B.C. Аванесов, В. И. Байденко, Е. Л. Белкин, В. П. Беспалько, И. Т. Огородников, Е. И. Перовский, Н. Н. Плитень, Г. И. Щукина и др.) — требования к дидактической направленности контроля и объективизации его результатов (В.В. Аванесов, E.JI. Белкин, Э. П. Комарова, JI.M. Панчешников, М. И. Скаткин, и др.) — вопросы квалиметрии, функции и методы оценки результатов учебно-воспитательного процесса на основе вероятностно-статистических и информационных закономерностей обучения (Г.Г. Азгальдов, Ш. А. Амонашвили, Б. П. Битинас, Р. Ф. Кривошапова, Г. Ю. Ксензова, И. Я. Лернер и др.) — характеристики отдельных этапов процесса контроля, его составных частей и элементов, таких как цели, задачи, методы, функции, средства, формы, периодичность, приёмы (Б.Г. Ананьев, В. П. Битнас, В. В. Краевский, Р. Ф. Кривошапова, А. Н. Майоров, П. И. Третьяков и др.) — управление учением через контроль (С.И. Архангельский, О. Ф. Кабардин, А. Г. Молибог, А. О. Татур, М. Б. Чалышкова, И. С. Якиманская и др.) — применение анализа и математической статистики в педагогических исследованиях и при контроле знаний (С.А. Антипов, Е. Д. Божович, М. И. Грабарь, З. Д. Жуковская, Л. Закс, Ю. А. Конаржевкий и др).

Методы исследования: изучение и теоретический анализ основных научных исследований по теме, директивных и нормативных документов, регулирующих деятельность системы среднего и высшего профессионального образованиясистемный анализмоделированиедиагностические методы: анкетирование, интервьюирование, фронтальная, групповая и индивидуальная беседыпрямое и косвенное наблюдениеконстатирующий и формирующий экспериментстатистические методы обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования возможностей повышения эффективности обучения с помощью проектирования системы контроля обученности студентов на основе блочно-модульной технологии и процессного подхода являлось отделение среднего профессионального образования Воронежского института экономики и социального управления.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 20 022 005 гг. и в своем развитии прошло 3 этапа.

На первом этапе (2002 г.) проводился анализ директивной, научной и методической литературы по теме исследованияизучался существующий опыт создания, организации и функционирования системы контроля обученности студентовформы, методы, методики проведения контроля знаний на учебных занятияхбыли выявлены основные теоретико-методологические понятия, сформирована проблема и гипотеза, определены задачи и программа исследования.

На втором этапе (2003 г.) осуществлялась теоретическая и экспериментальная разработка основ дидактической модели проектирования системы контроля обученности студентов, спроектирована модель системы контроля.

На третьем этапе (2003;2005 гг.) была завершена разработка психолого-педагогических основ дидактической модели контроля, организовано и проведено экспериментальное обучениескорректированы структуры моделиподобраны и уточнены параметры и критерии, характеризующие результаты обученияподобраны методы статистической обработки результатовпроведены наблюдения, фиксация, сбор и обработка результатов экспериментального обучения и качественный анализ появления положительного эффекта в результате реализации системы контроля, подведены итоги теоретических и экспериментальных исследований. Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. разработаны концептуальные основы и дидактические условия, а также пути проектирования и реализации системы контроля обученности студентов среднего профессионального образования с использованием подходов и технологий инновационного менеджмента образования;

2. разработана модель проектирования системы контроля обученности студентов среднего профессионального образования, обеспечивающая повышение эффективности обучения;

3. определен механизм формирования и технология реализации предложенной модели, основанные на применении процессного подхода и блочно-модульной технологии к проектированию и организации системы контроля, структурированию содержания и организации как самих образовательных программ, так и контрольных процедур и дидактических материалов, их обеспечивающих- 4. определено содержание инвариантной части (стандартизированного контроля) дидактической модели системы контроля обученности студентов. Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что с позиции системного и процессного подхода даны обоснованные психолого-дидактические методики проектирования и реализации системы контроля обученности студентов, в которых в ходе разработки контрольных процедур предусматривается как объективизация результатов контроля при решении его специфических задач, так и усиление возможностей функций контроля по решению задач обучения (образовательных, воспитательных, развивающих). При этом за счет адекватного соотнесения целей контроля с целями этапа обучения инвариантная часть модели специально подстраивается под них, что и обеспечивает органичное включение и слияние контроля с обучением.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Концептуальные основы проектирования и реализации системы контроля обученности студентов средних профессиональных заведения с использованием процессного подхода и блочно-модульной технологии.

2. Модель проектирования системы контроля обученности студентов, построенная на основе подходов и технологий инновационного менеджмента образования и механизм ее формирования.

3. Дидактическая модель стандартизированного контроля, как составная инвариантная часть системы контроля обученности.

4. Методика создания программы обучения по дисциплине (на примере дисциплины «Физика»), адекватная проектируемой модели контроля.

Практическая значимость данного исследования состоит в: применении комплексного подхода к построению концептуальной модели проектирования системы контроля обученности студентов отделения среднего профессионального образованиясоздании научно обоснованной конкретной дидактической модели проектирования системы контроля обученности студентов, обеспечивающей объективность и достоверность контрольных процедурразработке методик анализа условий проектирования, реализации и применения системы контроляразработке рекомендаций по формированию инвариантной части создаваемой модели.

Самостоятельное практическое значение имеет дидактическая модель проектирования программы учебной дисциплины, адаптированной к применяемой системе контроля.

Применение разработанной модели проектирования системы контроля обученности студентов средних профессиональных отделений вузов обнаружило достаточно высокую эффективность, которая способствует повышению обученности студентов и, как следствие, повышает их конкурентоспособность на современном рынке труда, поэтому ее целесообразно использовать в работе по совершенствованию педагогического руководства учебно-воспитательной деятельности обучаемых.

Основные выводы и результаты исследования внедрены в практику профессиональной подготовки специалистов на отделении среднего профессионального образования ВИЭСУ, в институте экономики и управления г. Воронежа.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов базируется на общей и специальной методологии исследования и определяется отбором комплексной методики исследования, адекватной природе проводимого исследования, репрезентативным объемом экспериментальной выборки, использованием статистических методов при обработке результатов опытно-экспериментальной работы, сочетанием качественного и количественного анализа.

Четкая постановка проблемы, задач и предмета исследования, последовательная реализация его методологических и теоретических основ, адекватность комплекса методов исследования поставленным целям и задачам, а также опытная проверка обеспечили обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов.

Апробация исследования (полученных результатов). Этапные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались в период 20 022 005 гг. на научных семинарах кафедры математических и естественно-научных дисциплин ВИЭСУ, кафедры общей физики ВГТУ методических сборах факультета СПО и ежегодных научных конференциях Воронежского института экономики и социального управления. Основные положения и научные результаты диссертации докладывались и обсуждались на: Ш межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы государственного и муниципального управления и кадровое обеспечение: региональный аспект» (Воронеж, 2002) — межвузовской научно-методической конференции «Качество профессиональной подготовки специалистов: опыт и проблемы вузовского образования» (Воронеж, 2003) — студенческой научной конференции «Новое поколение о проблемах власти, государства, образования» (Воронеж, 2003) — Ш Международной научно-практической конференции «Образование — 21 век» (Воронеж, 2003) — межвузовской научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетенции управленческих кадров: научный и образовательный аспекты» (Воронеж, 2004) — Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы» (Воронеж, 2004) — Международной научно-практической конференции «Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении» (Воронеж, 2004).

Публикации. Основные результаты диссертационной работы опубликованы в 16 печатных работах, из них 9 работ без соавторов. В 7 работах, опубликованных в соавторстве, лично соискателем сформулированы основные подходы к моделированию системы контроля знаний студентов [2, 9, 11−13, 15−16], проанализированы социологический и компетентностный аспекты проблемы [5,8], описаны основные аспекты моделирования [1,3−4], разработаны дидактические основы и технологии проектирования системы контроля и контрольных процедур, их критерии и показатели эффективности [6−8,10,14].

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 245 наименований, 17 приложений. Работа изложена на 200 страницах и содержит 13 рисунков и 17 таблиц.

Выводы третьей главы:

1. Подготовлены и применены тесты в бланковой и компьютерной форме.

2. Выполнено опытно-экспериментальное исследование. В ходе него подготовлен дидактический материал, сформированы контрольная и экспериментальная группы студентов, произведено сравнение успеваемости в этих группах перед началом и по заключении эксперимента. Основная.

часть эксперимента проводилась в учебное время. В экспериментальной группе была полностью внедрена разработанная модель с использованием стандартизированного контроля (тестов успешности), в контрольной группе — по традиционной методике (устный опрос, контрольная работа и т. д.). Обучение в обеих группах велось с использованием блочно-модульной технологии. Сравнение результатов успеваемости показало повышение успеваемости в экспериментальной группе. Для оценки достоверности использовались методы математической статистики. Показано, что повышение успеваемости носит не случайный характер, а обусловлено изменением методики обучения — применением разработанной дидактической модели контроля по учебной дисциплине.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проводимые в Российской Федерации социально-экономические реформы создали важнейшие предпосылки для реформирования и развития системы среднего профессионального образования (СПО). В новой образовательной политике управленческих и научно-исследовательских структур РФ провозглашен ориентир на качество образования, обозначена стратегическая линия на создание системы качества образования, создать которую невозможно без создания иерархической системы контроля обученности студентов. Процесс создания таких систем, как нам представляется, предполагает не просто систематизацию повсеместно возникающих и нередко спонтанно происходящих процессов создания новых систем контроля обученности студентов на уровне учебных заведений, но и современное теоретическое осмысление принципиальных основ целостного их построения, определение общеметодических подходов и технологий.

Качество является одним из приоритетных направлений реформирования современного российского общества и государства. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработку стратегии учебного заведенияорганизацию и результативность обученияконтроль образования в целом и контроль обученности студентов, как составной его частимаркетинговую деятельность учебного заведения и т. д.

Одним из главных критериев эффективности и качества образовательного процесса в учебном заведении выступает достигнутый уровень обученности. Поэтому проблемы контроля обученности студентов выходят на первый план по актуальности. Системный и процессный подходы в области проектирования систем контроля обученности студентов отделений среднего профессионального образования способствуют расширению пространства педагогической мысли. Здесь возникает множество проблем: методические и дидактические основания проектов инноваций в области контроля обученностиготовность преподавательского состава ссуза к инновациямповышение «проектировочной культуры» ППС через овладение ими методиками проектировочной деятельности подобных системисследования условий, требований, содержания образования как в целом по образовательной программе, так и по конкретной дисциплинеразработка и внедрение программ конкретных дисциплин и на их базе разработка систем стандартизированного контроля обученности студентов, создание полных УМКДидр.

Анализ показал, что система контроля студентов СПО должна строиться с учетом национально-региональной ориентации развития и управления системы СПО (непрерывности, блочно-модульности профессионального образования) — потребностей потребителей результатов контроля, интеграции системы контроля обученности студентов СПО в региональную и федеральную системысоздания единого научно-методического механизма системы контроля.

Подводя итог нашего диссертационного исследования, следует отметить, что в ходе его проведения нами изучен большой пласт научно-методической и специальной литературы, освещающий разные аспекты проектировочной контрольной деятельности педагогапроанализированы подходы к проектированию подобных систем, существующие в педагогике и обобщен опыт их созданияв процессе работы произошло овладение новыми исследовательскими методами (например, синергетическим). Изучение существующего опыта по проектированию контроля привело нас к отказу от привычных схем и использованию новых подходов, инновационных технологий и методик (например, SWOT — анализа). Таким образом, тематическое поле не только достаточно хорошо нами изучено и освоено, но и сделаны проблемные разработки по созданию системы контроля обученности студентов отделений среднего профессионального образования.

Методологический пласт исследований затрагивал изучение регионально-национальной системы образованияосновных факторов, обусловливающих стандарты профессионального образованиятенденций проектирования систем контроляпроцессы развития контрольных процедур, а также проблему обоснования методологических процедур вариативного проектирования инновационных систем контроля обученности студентов.

Исследования показали, что современная парадигма образования, представленная триадой «глобальное — национальное — региональное», характеризуется блочно-модульной технологией построения, а также двумя подходами (системным и процессным (элементами)) в построении и управлении, определяющими основные направления развития систем образования: гуманизирующее и модернизирующее.

В их контексте описан механизм проектирования системы контроля, предложена методика использования инструментов менеджмента. Выявлены и изучены особенности различных видов контроля как основы для проектирования. Изучение проблемы контроля с точки зрения перспектив проектирования позволило выделить цели, принципы и функции контроля и возможность их использования при построении дидактической модели контроля обученности.

Создание системы контроля обученности студентов — процесс, сопровождающийся многими трудностями. Одной из них является слабая восприимчивость преподавателей к инновациям, уровни которой могут быть разными. Это и стратегический уровень, на котором причины неинновационности определяются, прежде всего, особенностями механизма управления учебно-воспитательным процессом (безраздельная централизация, реформирование «сверху» и т. д.), следствием которого является полная незаинтересованность в нововведениях «на местах», несформированность базы саморазвития. Это и уровень образовательного учреждения. Здесь причинами неинновационности являются, прежде всего, отсутствие у практических педагогических работников, в том числе руководителей образовательных учреждений, психологической готовности к нововведениям.

В современных условиях это — одна из главных причин невостребованности многих научных идей по проектированию систем контроля обученности студентов в практике.

Анализ показал, что основой создания системы контроля на уровне преподавателя является образовательная программа и программа по дисциплине, которые должны строиться с учетом непрерывности, блочно-модульности, учете потребностей потребителей результатов обучения. В ходе исследования нами разработана процедура создания и детализации элементов как образовательной программы, так и программы по конкретной дисциплине, как основы для проектирования системы контроля, с учетом ее интеграции в региональную и федеральную системысоздание единого научно-методического механизма системы контроля выполнения стандарта с акцентом на диагностику уровня достижения. На этой основе построена дидактическая модель контроля обученности студентов, инвариантной частью которой является модель стандартизированного контроля, разработанного нами в процессе исследования. Выделены критерии и организационные условия стандартизированного контроля.

Анализ вскрыл, что динамизация образования, определяемая управлением стратегическими и тактическими параметрами процесса обучения, зависит от двух функций, носящих векторный характер функции потребностей (динамика потребности общества и его требования к образованию) и функции развития (динамика уровня развития науки, образования и производства). В связи с этим, был разработан, внедрен и функционирует на базе ВИЭСУ инновационный механизм формирования и контроля профессиональных навыков студентов — СКГ (студенческая консалтинговая группа). Социологические исследования, проведенные в рамках диссертации позволили создать портрет студента отделения СПО, являющегося как объектом так и субъектом контрольных процедур.

Изучение механизма стандартизации компонентов содержания подготовки студентов СПО, позволило установить, что он предполагает выделение базового набора унифицированных «первичных» элементов, задание стандартизированной системы правил их структурирования, выбор номенклатуры обязательных содержательных структур, определение типовых методов унификации и структурирования содержания учебного материала, выделение вариативной и инвариантной частей. Это легло в основу рекомендаций по созданию учебной программы по дисциплине и системы контроля обученности студентов.

Научно-методический пласт исследований вылился в разработку целостной системы контроля обученности студентов СПО на основе процессного подхода с использованием блочно-модульной технологии. Разработан алгоритм реализации каждого из блоков модели.

Ядром дидактической модели контроля и ее инвариантной частью является стандартизированный контроль. Описаны варианты применяемые при его построении тестов, даны рекомендации по подготовке и проведению процедуры тестирования. Проведено опытное обучение и подведены итоги стандартизированного контроля в рамках внедренной модели контроля.

Доказано положение о том, что адаптивная система контроля обученности студентов средних профессиональных отделений вузов может быть создана за счет использования методов проектирования, способов и средств, которые способствуют достижению поставленных целей и V решению задач конкретных этапов целостного учебно-воспитательного процесса. Конкурентноспособность этой модели обусловлена блочно-модульной технологией построения, системным и процессным подходами.

Основными структурными компонентами предложенной системы являются: целевой, содержательный (содержание системы во многом зависит от динамичности и быстроты реагирования на те процессы, реформы, которые происходят), управленческий.

Таким образом, подводя итоги, мы можем сказать, что в результате проведенного диссертационного исследования:

1. Дан анализ теории и практики системы контроля знаний студентов СПО, выделены аспекты процесса контроля.

2. Раскрыта сущность целей, задач, функций и видов контроля.

3. Разработаны концептуальные основы проектирования и реализации системы контроля обученности студентов средних профессиональных заведения с использованием подходов и технологий инновационного менеджмента образования.

4. Разработана дидактическая модель проектирования системы контроля обученности студентов, обеспечивающая повышение эффективности обучения и объективности оценки его результатов, за счет использования процессного подхода и блочно-модульной технологии к проектированию и организации его системы, структурированию содержания и организации как самих образовательных программ, так и контрольных процедур и дидактических материалов, их обеспечивающих.

5. Определен механизм формирования дидактической модели проектирования системы контроля обученности студентов.

6. Разработана дидактическая модель стандартизированного контроля как составная часть системы контроля обученности.

7. Определено содержание инвариантной части системыстандартизированного контроля и дана его психолого-педагогическая характеристика как средства объективности оценочных процедур, способствующего проведению констатирующего и корректирующего контроля обученности студентов.

8. Выявлены дидактические условия и пути эффективной реализации разработанной модели, позволяющие целенаправленно актуализировать у обучаемых мотивацию к учебной деятельности.

9. Разработана методика создания программы обучения по дисциплине, адекватная спроектированной модели контроля.

10. Опытно-экспериментальная работа показала эффективность применения разработанной дидактической модели системы контроля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний: Учеб. пособие / В. С. Аванесов. М., 1994. — 135 с.
  2. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: учебное пособие для слушателей Учебного центра / В. С. Аванесов. М., 1989. — 107 с.
  3. B.C. Форма тестовых заданий / В. С. Аванесов. — М.: МИСиС, 1991.-74 с.
  4. B.C. Композиция тестовых заданий / B.C. Аванесов. М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996. — 68 с.
  5. В.В. Вопросы объективизации оценки результатов обучения /В. В. Аванесов. М.: НИИ Проблем высшей школы, 1976. — 85 с.
  6. В. С. Научные проблемы тестового контроля знаний /
  7. В. С. Аванесов. М.: Учебный центр при исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 76 с.
  8. Г. Г. О квалиметрии / Г. Г. Азгальдов, Э. П. Райхман. -М.: Изд-во стандартов, 1973. 120 с.
  9. Г. Н. Актуальные вопросы управления познавательной деятельностью студентов (элементы системного подхода) /Т.Н. Александров // Новое в теории и практике обучения.-Вып.2. М.:3нание, 1981.- С. 46 — 76.
  10. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников /Ш.А. Амонашвили.-М.: Педагогика, 1984 -121с.
  11. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  12. .Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — С. 128 — 267.
  13. А. Психологическое тестирование / А. Анастази. — М., • 1992. Кн. 1−318 е.- Кн. 2−295 с.
  14. П.Ф. Об итогах приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования в 2000 году и задачах на 2001 год. Письмо Минобразования России от 23.04.2001 г. № 18−52−484 ин/18−15.
  15. С.А. Интеграционная система обеспечения качества подготовки специалистов на базе среднего профессионального образования: Монография / С. А. Антипов, С. В. Сафонов. Воронеж: ВОИПЕРО, 2003. -57 с.
  16. С.А. Социальный портрет абитуриента Естественно -технического колледжа / С. А. Антипов, С. В. Сафонов // Управление в социальных и экономических системах: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 2002.-С. 21−26.
  17. Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Апатова. -М., 1994.-354 с.
  18. С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству / С. И. Архангельский. М., 1982. -235 с.
  19. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и требования: Учеб. мет. пособие / С. И. Архангельский. -М.: Высш. шк., 1980. 366 с.
  20. Т.А. Проблема целей обучения в высшей школе / Т. А. Арташкина. М., 1985.- 198 с.
  21. Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения в вузе / Д. Т. Аялахвердиева // Высшее образование в России. 1993. — № 2. — С. 102 — 104.
  22. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  23. .Ц. Психолого-педагогические проблемы повышения эффективности обучения воинов-специалистов / Б. Ц. Бадмаев, С. М. Съедин, А. Е. Иванов. — М., 1974. 320 с.
  24. В.И. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса (Подход, ориентированный на цели): доклад 2 / В. И. Байденко // Офис проекта Делфи. М., 2001. — 190 с.
  25. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. -296 с.
  26. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 249 с.
  27. С.Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев. М., 1997.-258 с.
  28. Бек X. Оценки и отметки / X. Бек // Организация урока в вопросах и ответах: пер. с нем. -М.: Просвещение, 1984. С. 63 — 126.
  29. E.JI. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения /
  30. Е. JI. Белкин. Ярославль, 1982. — 107 с.
  31. E.JI. Условия эффективной реализации на практике дидактических факторов, определяющих качество учебного процесса /
  32. E.J1. Белкин, А. И. Иванов // Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения- М.: ИПР СПО Минобразования России, 2003., Вып. 1.-23 с.
  33. Е.Л., Иванов А. И. Определение качества учебного процесса / Е. Л. Белкин, А. И. Иванов // Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения М.: ИПР СПО Минобразования России, 2003., Вып. 7−25 с.
  34. Ю. А. О методах определения действенности и надежности тестов в зарубежной педагогике / Ю. А. Белый, И. А. Рапопорт // Сов. педагогика. 1968.
  35. М.С. К методике составления и проверки тестов / М. С. Бернштейн // Вопросы психологии. 1968. — № 1. — С. 51 — 66.
  36. В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. Воронеж: ВГУ, 1977. — 305 с.
  37. В. П. Программированное обучение: дидактические основы / В. П. Беспалько. М.: Высш. шк., 1970. — 300 с.
  38. В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалко. М., 1989.
  39. В. П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний / В. П. Беспалько // Сов. педагогика. 1968. — № 4. -С. 52−69.
  40. В. П. Слагаемые педагогической технологии /
  41. В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  42. В. П. Теория учебника: Дидактический аспект /
  43. B. П. Беспалко. М.: Изд-во Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 352 с.
  44. В. П. Теория учебника: Дидактический аспект / В. П. Беспалко. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  45. В. П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / В. П. Битинас, JI. И. Катаева // М.: Педагогика, 1993. № 2.1. C. 10 — 15.
  46. В.М. Эффективность обучения. (Методологический анализ определения этой категории в дидактике).- М.: Педагогика, 1976.-185с.
  47. И.И. Учет школьной работы. На путях к новой школе /
  48. И. И. Блонский.// М.: 1988. — Сов. педагогика № 7. — С. 40 — 51.
  49. Г. А. Тематический зачет как одна из форм ориентации учебного процесса на конечный результат / Г. А. Богданова // М.: Русский язык в школе 1994. — № 6. — С. 35 — 38.
  50. Л.Н. О подходах к разработке требований к обязательному уровню подготовки выпускников основной школы /
  51. Л.Н. Боголюбов, Ю. И. Дик, Е. О. Иванова и др. // Перспективы развития общего среднего образования: сб. науч. тр. М.: ИОСО РАО, 1998. — 140 с.
  52. Е. Д. Негативные стереотипы учебного опыта и возможности их преодоления / Е. Д. Божович // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников / Под ред. Е. Д. Божович. М., 1995. -С. 50 — 74.
  53. Е. Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы / Е. Д. Божович // М.: Педагогика. 1997. — № 2. -С. 14−20.
  54. Е. Д. Психологические проблемы методов обучения в средней общеобразовательной школе / Е. Д. Божович // Школа здоровья. -М., 1995.-С. 5−20.
  55. Е. Д. Индивидуальный опрос на уроке / Е. Д. Божович, Ю. Э. Ефремова // Сов. педагогика. 1986. — № 7. — С. 57−61.
  56. В. И. Программно-педагогические тесты (система методологических правил) / В. И. Васильев, Н. Г. Малышев, Т. Н. Тягунова. -М.: МГУ ГА, 1999.-96 с.
  57. Н. JI. Моделирование в автоматизированных обучающих системах / Н. JI. Васильева, Е. А. Окороков, Т. Б. Протасова, Н. Я. Ривес // Средства обучения в высшей и средней специальной школе. 1986. — Вып.7. -С. 44.
  58. JI. А. Диагностика умственного развития дошкольника / JI.A. Венгер, В. В. Холмская: под ред. В. В. Холмской. М., 1978. — 240 с.
  59. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  60. С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  61. С.И. Об использовании метода тестов при учете успеваемости школьников / С. И. Воскерчьян // Сов. педагогика. 1983. -№ 10.-С. 28−37.
  62. Всероссийская конференция «Измерения в педагогике»: материалы / Под ред. А. Н. Майорова. СПб., Ч. 1−4., 1994. -345с.
  63. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  64. В. К., Психологическое тестирование / В. К. Гайда, В. П. Захаров. Л., 1982.-162 с.
  65. П.Я. «Метод срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии., 1966. № 4.- С. 128 — 138.
  66. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследованиямышления в советской психологии: Сб. ст., отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1966.-С. 236−278.
  67. Ф.Б. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989. — 90с.
  68. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласе, Дж. Стенли: Пер. с англ. JI. И. Хайрусовой. М.: Прогресс, 1976. 345 с.
  69. З.В. О критериях школьной оценки по истории /
  70. З.В. Голышева // Психологические критерии качества знаний школьников / Под ред. И. С. Якиманской. М., 1990. — С. 114 — 129.
  71. Д.И. Экзамены в средней школе: Книга для учителя / Д. И. Гордон. — М., 1986.
  72. Т. Лидерство и управление: группоцентрированный подход / Т. Гордон // Клиенто-центрированная терапия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997.
  73. Государственный образовательный стандарт / Шадринов В. Д., зам. председателя Госкомвуза России. М.: ВШ, 1995.
  74. М.И., Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. — М.: Педагогика, 1977. 134 с.
  75. М. Б. Квалиметрия качества подготовки специалистов вузов / М. Б. Гузаиров // Квалиметрия человека и образования: методология и практика: Сб. науч. тр. IV симпозиума. М., 1995. — Кн.З.- С. 57 — 59.
  76. К. М. Умственное развитие школьников: критерии и ф нормативы / К. М. Гуревич, Е. Н. Горбачева. М.: Знание, 1982. — 80 с.
  77. К. М. Методы тестирования в дидактических исследованиях / К. М. Гуревич // Методы педагогических исследований. -М&bdquo- 1979. -С. 139- 158.
  78. В. В. Психологические проблемы учебной деятельности / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1977. — 309 с.
  79. Н. Г. Результативность обучения. Как ее выявлять? / Н. Г. Дайри // Народное образование. 1982. — № 9. — С. 41−45.
  80. М. А. Дидактика средней школы / М. А. Данилов, М. И. Скаткин. М.: Просвещение, 1975. — 302 с.
  81. И. Внутришкольный контроль за качеством знаний учащихся / И. Дашкевич // Народное образование., 1992. № 5/6. — С. 37 — 42.
  82. Д. Все о качестве: Зарубежный опыт / Д. Джуран // Выпуск 2. Высший уровень руководства и качество. М., 1993. — С. 56 — 98.
  83. Диагностика психического развития/Под ред. И. Шванцара.— Прага, 1978. —388 с.
  84. А. А. Активизация познавательной деятельности учащихся средствами новых информационных технологий (на примере информатики): Дис. канд. пед. наук / А. А. Дикая. Челябинск, 1998. — 190 с.
  85. Г. М. Оценка знаний как средство активизации учебной деятельности учащихся: автореферат Дисс. канд. пед. наук / Г. М. Дюдина. -Алма-Ата, 1972. 24 с.
  86. М. М. Проверка знаний, умений и навыков учащихся техникумов: Учеб. пособие / М. М. Ерецкий, 3. С. Пороцкий. М.: Высшая школа, 1978.- 175с.
  87. В.Н. Дидактические основы построения системы контроля на аудиторных занятиях в вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. Н. Ефимов. -М: 1984.- 13 с.
  88. В.Н. Основы построения системы контроля на аудиторных занятиях в вузе: методические указания / В. Н. Ефимов. М.: Изд. Московского технологического института пищевой промышленности, 1982. -48 с.
  89. А. В. Альтернативный выпускной экзамен по математике / А. В. Ефремов, С. А. Загиддулина // Математика в школе. 1994. — № 6. — С. 54 — 56.
  90. З.Д. Методика ценностного подхода к конструированию учебной информации на всех этапах обучения будущего специалиста / 3. Д. Жуковская // Вопросы совершенствования подготовки специалистов в вузе. -Волгоград: ВПИ, 1984. 140 с.
  91. З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / 3. Д. Жуковская. -СПб., 1994.-35 с.
  92. З.Д. Управление качеством фундаментальной подготовки инженера в вузе / З. Д. Жуковская // Оптимизация учебного процесса в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. Горький, 1988. — С. 61 — 70.
  93. З.Д. Разработка образовательной программы высшего профессионального образования на базе среднего профессионального образования (по результатам теоретико-практических исследований) /
  94. З.Д. Жуковская, В. Р. Петренко, Р. Н. Лепендина, С. В. Сафонов // Проблемы качества образования: Тр. Всерос. конф. Уфа- М., 2002. — С. 81−86.
  95. В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Звягинский. М., 1981. — 96 с.
  96. Зак А. 3. Как определить уровень развития мышления школьника / А. З. Зак. М., 1982.-98 с.
  97. Л. Статистическое оценивание / Л. Закс. М., 1976. — 142 с.
  98. Г. Е. Формирование приемов научной оценки явлений как путь изучения научного мировоззрения школьников / Г. Е. Залесский. — М.: Просвещение, 1968. С. 152 — 205.
  99. Измерение знаний при проведении массовых обследований: Метод, рекомендации. М., 1984. — 86 с.
  100. К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  101. История среднего профессионального образования в России /Под ред. В. М. Жураковского. М.: Нова, 2000. — 700 с.
  102. О. Ф. Тестирование знаний и умений учащихся (школ) / О. Ф. Кабардин, А.Н. Землякова//Советская педагогика.-1991.-№ 12.-С.27- 33.
  103. З.И. К проблеме диагностики умственного развития школьников / 3. И. Калмыкова//Вопросы психологии-1982.- № 2.-С.74−79.
  104. В. В. Методический анализ качества технологий обучения / В. В. Карпов // Квалиметрия человека и образования: Тез. докл. V симпозиума. М., 1996. — С. 10 — 28.
  105. В. В. Новые технологии обучения / В. В. Карпов,
  106. В. А. Громов. М.: Исслед. центр пробл. качества подготовки специалистов, 1990.-39 с.
  107. В. В. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе / В. В. Карпов,
  108. М. Н. Катханов. М.: МИСиС, 1992. — 142 с.
  109. Р.Я. Рейтинговый контроль в вузе / Р. Я. Касимов,
  110. В. Я. Зинченко, И. И. Гринберг // Высшее образование в России. 1994. — № 2. -С. 83 -92.
  111. Л.П. Тестовая проверка уровня усвоения знаний / Л. П. Квашко // Математика в школе. 1994. — № 4. — С. 49 — 52.
  112. ПО.Клайн П. Введение в психометрическое программирование: Справочное руководство по конструированию тестов / П. Клайн. Киев: ПАН-ЛТД, 1994.-210 с.
  113. Ш. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М., 1994. — 125 с.
  114. Д. Системный анализ и целевое управление / Клиланд, В.Кинг.-М., 1974.-198 с.
  115. А. Практика тестирования / А Клименко. М., 1991. -189с.
  116. Э.П. Некоторые аспекты системы образования в кризисный период / Э. П. Комарова, Н. В. Постникова, Б. Н. Прасолов // Высокие технологии в технике, медицине и образовании: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 1999. 4.1. — С. 109 — 113
  117. Э.П. Система контроля знаний по учебной дисциплине/ Э. П. Комарова, П. А. Сидельников // Межвузовский сборник научно-методических трудов «Совершенствование наземного обеспечения полетов» Воронеж: Воронежский ВАИИ, 2001.-Ч.1 — С. 54 — 57.
  118. Ю.А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 367 с.
  119. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 224 с.
  120. Концепция оценки достижения учащимися требований общеобразовательного стандарта / Колл. авторов под рук. В. С. Леднева. М.: Изд-во РАО, 1993.- 157 с.
  121. Э. Н. Система комплексной оценки качества образования специалистов / Э. Н. Коротков // Высшее образование в России. 1995.2. С. 72 — 78.
  122. В. В. Умения и навыки как компоненты содержания общего и среднего образования / В. В. Краевский, С. И. Высоцкая,
  123. В. С. Шубинский // Советская педагогика. 1981. — № 10. — С 32 — 54.
  124. Р.А. Функции проверки и оценки в учебномпроцессе / Р. А. Кривошапова, О. Ф. Селютина И Сов. педагогика. 1980. -№ 11-С. 60−65.
  125. Р.Ф. Повышение объективности проверок результатов обучения / Р. Ф. Кривошапова // Советская педагогика. 1979.-№ 7. — С. 86−92.
  126. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. — М.: Педагогическое общество России, 2002.- 128 с.
  127. М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе / М. Р. Кудаев // Проблемы и методы построения и реализации его системы. -Майкоп, 1997.- 195 с.
  128. М.Р. Опыт использования образных, знаковых и мысленных моделей на учебных занятиях / М. Р. Кудаев // Проблемы дошкольной, школьной и I вузовской педагогики. Майкоп, 1996. — 152 с.
  129. Ф.И. Периодическая аттестация студентов в вузе: Учеб. пособие / Ф. И. Кукоз, Н. М. Кравцова.- Новочеркасск, 1973. 231с
  130. И. И. Дидактический анализ качества знаний учащихся / И. И. Кулибаба, Э. А. Красновский, Т. JI. Коган // Проблемы и методы исследования качественных и количественных характеристик знаний, умений и навыков учащихся. М., 1976. — 98 с.
  131. М.И. Проверке комплексный подход / М. И. Куровец // Вестник высшей школы. — 1981. — № 6. — С. 29−30.
  132. А. А. Методы исследований в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллин, 1980. — 132 с.
  133. В.А. Звезды качества / В. А. Лапидус // Стандарты и качество, 1996. № 7. — С. 26 — 42.
  134. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981.- 234 с.
  135. П. Экзамен на основе рейтинга в вузе / П. Лернер // Народное образование. 1993. — № 4. — С. 77−80.
  136. В. М. Идеи к проектам и практика управления школой /
  137. B. М. Лизинский. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999- 160 с.
  138. А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А. И. Лилкин, Л. Н. Рыбак. — М., 1988.- 145 с.
  139. И. Н. Дидактические условия эффективности применения различных типов контрольных заданий в учебном процессе вуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук/И. Н. Лукина. Казань, 1988. — 16с.
  140. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А. Ф. Кудрявцева. — Петрозаводск, 1992. 318 с.
  141. В.А. Психологические проблемы контроля и оценки знаний школьников / В. А. Львовский, В. В. Рубцов // Математика в школе. -1989. -№ 3.- С. 81−86.
  142. А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование / А. Н. Майоров. СПб.: Образование и культура, 1996.-242 с.
  143. А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А. Н. Майоров. М., — 2000. — 352 с.
  144. Международное исследование по проблеме проверки и оценки знаний учащихся (проект МИССП). М.: Советская педагогика. — 1980. — № 2. 1. C. 153 155.
  145. Методика комплексного технико-экономического анализа деятельности всех звеньев управления отрасли: ч. 1. Комплексный анализ деятельности отрасли. М., 1985. — 196 с.
  146. Г. Г. Характеристика основных критериев качества знаний учащихся / Г. Г. Микылмна // Сб. психологии учебной деятельности школьников.: тез. докл. II Всесоюзной конференция по педагогической психологии Тула- М., 1982. — С. 165−166.
  147. М.М. Построение и экспериментальная проверка системы заданий для контроля знаний с помощью ЭВМ: Автореф. дисс. канд. пед. наук / М. М. Мирошникова. М., 1973. — 34 с.
  148. В.М. Технологическая основа проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. СПб., 1995. — 198 с.
  149. Т.Б. Профессиональная педагогика / Т. Б. Назарова,
  150. Е.С. Полат. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.-512 с.
  151. В. И. Надежность измерений и оценки знаний учащихся на основе элективных заданий / В. И. Огорелков //Сов. педагогика. 1970. -№ 7.-С. 75−94,
  152. В.И. Проблемы измерения и оценки качества знаний учащихся / В. И. Огорелков // Сов. педагогика. 1975. — № 12. — С. 23−30.
  153. В.И. Проверка знаний учащихся на основе заданий с выбором ответа: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. И. Огорелков. М., 1970. -27 с.
  154. В. Введение в общую дидактику / В. Оконь: Пер. с польского. М., Высшая школа, 1990. — 382 с.
  155. Н. А. Формирование контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ / Н. А. Омельченко, В. Я. Ляудис. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1982. — 86 с.
  156. В.А. Экспертные системы для диагностики обученности в математике / В. А. Онегов, И. А. Заболотская // Математика в школе. 1994. -№ 4.-С. 22−25.
  157. Организационно-методические рекомендации по контролю успеваемости и качества подготовки курсантов / Под ред. В. М. Коровина. -Воронеж: ВИРЭ, 2000. 35 с.
  158. Организация учебного процесса в высших военных учебных заведениях: Курс лекций / Под ред. М. А. Вознюка.- СПб.: ВАС, 1996 218 с.
  159. Основы дидактики / Ред. Б. П. Есипов. М.: Просвещение 1967. -472с.
  160. И.А. Дифференцированный подход к учащимся на зачетах и экзаменах по физике / И. А. Пархатский // Физика в школе. 1993. -№ 2.-С. 37−38.
  161. Педагогика: учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  162. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. -Минск. 1987.-223 с.
  163. .И. Проверка знаний учащихся в средней школе. М.: АПН РСФСР, 1960. — 512 с.
  164. Письмо Минобразования РФ от 31 января 2000 г. № 15−55−4ин/ 1511 «О практике применения Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации».
  165. Н.М. Дидактика социального образования: особенности обучения социальной работе / Н. М. Платонова. СПб.: Изд-во СПУ, 2001. -168 с.
  166. Н.Н. Использование дидактических тестов для итогового контроля по русскому языку / Н. Н. Плитинь // Начальная школа. 1994. — № 2.-С. 26−28.
  167. JI. М. Задания в тестовой форме для автоматизированного контроля знаний студентов / JI. М. Поддубная,
  168. А. О. Татур, М. Б. Челышкова. М.: МИФИ, 1995.-167 с.
  169. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации (утв. постановлением Госкомвуза РФ от 25 мая 1994 г. № 3).
  170. В.М. Оценка знаний школьников / В. М. Полонский. -М.: Знание, 1981.-36 с.
  171. Проверка знаний и умений учащихся по географии: Пособие для учителей / Под ред. J1.M. Панчешникова. М.: Просвещение, 1978. — 143 с.
  172. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СНО, 1999. — 538 с.
  173. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / Под ред. Е. Д. Божович / Учеб. метод, пособие. Московский психолого-социальный институт, 1999. — 224 с.
  174. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М., 1981. — 97 с.
  175. Психологические критерии качества знаний школьников (Под рук. И. С. Якиманской. М., 1990. — 95 с.
  176. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под рук. Н. А. Менчинской. -М., 1971.-№ 8.-С. 120−130.
  177. . У. Стандарты и тесты в образовании / Б. У. Радионов, А. О. Татур. — М.: МИФИ, 1995. 243 с.
  178. Д. Производственные системы: планирование, анализ, контроль / Д. Риггс. М.: Прогресс. 1972. — 269 с.
  179. Н.М. Измерения в дидактике / Н. М. Розенберг. Киев, 1985.- 138 с.
  180. А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования / А. Н. Романов, В. С. Торопцов, Д. Б. Григорович. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 303 с.
  181. Рысс В. J1. Контроль знаний учащихся / B.JT. Рысс. М.: Педагогика, 1982. — 80 с.
  182. Рысс B. J1. К вопросу объективности проверки и оценки знаний и умений учащихся / B.JI. Рысс, Н. Я. Лядунова // Сов. педагогика. 1974. -№ 9. — С. 53 — 59.
  183. ИВ. Когда оценка воспитывает / И. В. Селезнев. -Кишинев: Лучина, 1982. — 95 с.
  184. Н. А. Проблема качества образования: актуальные аспекты пути решения / Н. А. Селезнева, В. И. Байденко // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. ст. М.: ИЦ, 1998.-С. 99- 116.
  185. И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков. -М., 1999.-487 с
  186. В.П. К вопросу о проверке и оценке знаний учащихся / В. П. Симонов // Сов. педагогика. 1978. — № 8. — С. 91 — 96.
  187. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: учеб. пособие / В. П. Симонов. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 164 — 176.
  188. В.П. К оценке эффективности обучения / В. П. Симонов // Сов. педагогик. 1983. — № 3. — С. 56 — 78.
  189. В.П. Качество образования: что в основе? Как его определить? / В.П. Симонов// Стандарты и качество-1994. № 2.-С. 22 — 45.
  190. В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутришкольного управления: Учеб. пособие / В. П. Симонов. — М.: МОПИ, 1991.-С. 89−114.
  191. В.П. Методика и технология выявления качественных и количественных характеристик образовательного процесса / В. П. Симонов // Сб.: Актуальные проблемы стандартизации образования: в соавт. с
  192. Е.Г. Черненко. Пенза: ИИКи ПРО, 1997. — 123 с.
  193. В.П. На что опереться образовательному стандарту? / В. П. Симонов // Народное образование. 1997. — № 6. — С. 25−45.
  194. В.П. Образовательный минимум: измерение, достоверность, надежность / В. П. Симонов, Е. Г. Черненко // Педагогика. -1994.-№ 4. С. 25 -36.
  195. В.П. Образовательный стандарт: что в основе / В. П. Симонов // Специалист. 1993. — № 11−12. — С. 42 — 56.
  196. В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учеб. пособие / В. П. Симонов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педобщество РФ, 1999,. С. 238 — 262.1. ГОСТ 7.184.
  197. В.П. Проверка и оценка степени обученности учащихся /
  198. B.П. Симонов // Сб.: Совершенствование образовательного процесса и управления им- в соавт. с Е. Г. Черненко. — М.: Междунар. педагогическая академия, 1997. С. 22 — 38.
  199. Н.Ю. Психология ведения урока / Н. Ю. Скороходова. СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 148 с.
  200. Н.А. Дидактика: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Н. А. Сорокин. М.: Просвещение, 1974. — 222 с.
  201. В.И. Вопросы управления в обучении: Педагогическое тестирование /В.И. Сосновский, В.И. Тесленко-Красноярск, 1995., 4.1−90 с.
  202. Состояние учебно-методического обеспечения многоуровневого образовательного процесса в условиях интеграции образования /
  203. Статистические методы повышения качества/ Под ред. Хитоси Кумэ. М.: Финансы и статистика, 1990. — 342 с.
  204. Г. А. О единстве критериального и нормативного подходов к оцениванию знаний учащихся / Г. А. Строков // Психологический журнал. -1995. -№ 2.-С. 120−127.
  205. С.Ф. Пути рационализации проверки и учета успеваемости учащихся в средней школе. Автореф. дис. канд. пед. наук / С. Ф. Сухорский. М., 1966.-21 с.
  206. Н.Ф. Методика составления обучающих программ в свете современных требований к модели специалиста: вып. II / Н. Ф. Талызина. -М.: Знание, 1981. С. 3 — 45.
  207. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе / Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1983.-365 с.
  208. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы) / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344 с.
  209. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. М., 1983. -146 с.
  210. Н.В. Проверка и оценка знаний учащихся: метод, пособие / Н. В. Тельтевская. Саратов: СГУ, 1984. — 32 с.
  211. Теория статистики: учебник / Под ред. проф. Г. Л. Громыко. М.: ИНФРА-М, 2000. — 414 с.
  212. П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 1998. -288 с.
  213. К. Д. Собр. соч.: в 9 т. / К. Д. Ушинский. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949.
  214. И.М. Проблемные задачи в обучении и контроле / И. М. Фейгенберг // Проблемные задачи и их место в учебном процессе, М.: Знание. 1989.-С. 3−9.
  215. А.Н. Разработка и исследование системы контроля и диагностики знаний как основы для управления успеваемостью студентов младших курсов вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Н. Фомичева. М., 1974.- 16 с.
  216. Т.Р. Математическая модель оптимизации учебного процесса на базе современных информационных технологий: дис.. канд. пед. наук / Т. Р. Харыбина. СПб., 1994. — 182 с.
  217. X. Мотивация и деятельность: В 2 т.: Пер. с нем. М.: Просвещение, 1986. — 397 с.
  218. .И. Психологические условия повышения эффективности усвоения правовых знаний. Тезисы доклада на научно-методической конференции / Б. И. Хозиев. — М., 1977. 78 с.
  219. К.А. Программированный опрос по основам технической механики / К. А. Цицюра // Среднее специальное образование. 1969.-№ 1.1. С. 21 -23.
  220. Г. А, Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дис. д-р психол. наук /
  221. Г. А. Цуекрман. — М. 1992. 39 с.
  222. Н.Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников: Дис. канд. пед. наук /
  223. Н.Г. Чанилова. Саратов, 1997. — 185 с.
  224. М. Б. Вопросы организации адаптивного тестового контроля знаний студентов / М. Б. Челышкова // Тез. докл. участников школы-семинара «Научные проблемы тестового контроля знаний». М.: ИЦ, 1994. -С. 96−118.
  225. М. Б. и др. Критерии эффективности учебного процесса в высшей школе / М. Б. Челышкова. Киев: КПИ, 1989. — 213 с.
  226. М. Б. Организация контроля учебной деятельности студентов в условиях педагогического сотрудничества: Дис. канд. пед. наук / М. Б. Челышкова. Киев, 1990. — 156 с.
  227. М. Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей / М. Б. Челышкова. М.: МИСИС, 1995. — 143 с.
  228. М. Б. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе / М. Б. Челышкова, Б. А. Савельев. М.: ИЦ, 1995. — 65 с.
  229. М. Б. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых / М. Б. Челышкова, В. А. Хлебников // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. ст. М.: ИЦ, 1999.
  230. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие / М. Б. Челышкова. М.: Логос, 2002. 432 с.
  231. Эхо Ю. Письменные работы в вузах: Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации / Ю. Эхо. М.: ИНФРА-М, 2000. — 127 с.
  232. Эхо Ю. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации: успех без лишних проблем / Ю. Эхо. М.: Металлургия, 1996. — 112 с.
  233. О.Я. Моделирование / О. Я. Юдина // Применение кибернетики. 1986. — С. 56- 66.
  234. Л.А. Теория и практика модульного обучения / Л. А. Юцявичене. Каунас, 1988. — 168 с.
  235. И. С. О разработке школьной документации, w отражающей личностное развитие ученика / И. С. Якиманская // Школаздоровья. 1996.
  236. И. С. Принцип активности в педагогической психологии / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 74 -96.
  237. Н.М. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю / Н. М. Яковлев, A.M. Сохор. 3-е изд., перераб., и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  238. В.А. Педагогическая психология: учебное пособие / В.А.
  239. Якунин. СПб., 1998. — 285 с.
Заполнить форму текущей работой