Зависимость способа жизненного самоопределения студентов от особенностей ориентировочной основы принятия решений
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые: поставлена проблема изучения влияния особенностей мышления на содержание и структуру решения задач самоопределения в юношеском возрастеразработаны: понятие уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений, методика его диагностикиэкспериментально показано существование значимых различий в психологических механизмах… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема и гипотеза исследования
- 1. Понятие самоопределения. Проблема самоопределения в юношеском возрасте
- 2. Состояние научного знания о психологических механизмах принятия решений. Проблема исследования
- 3. Теоретические основания и гипотеза исследования
- 3. 1. Мышление как способ ориентирования деятельности человека
- 3. 2. Нормативная модель принятия решений
- 3. 3. Гипотеза исследования
- 1. Общий замысел экспериментального исследования
- 2. Методики экспериментирования
- 1. Оценка исходного уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений у испытуемых
- 2. Связь структуры и содержания решения задачи на самоопределение с уровнем сформированности у субъекта ориентировочной основы принятия решений
- 3. Изменение ориентировочной основы принятия решений и влияние изменения на структуру и содержание решения задачи на самоопределение
Зависимость способа жизненного самоопределения студентов от особенностей ориентировочной основы принятия решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из важнейших задач, решаемых в юношеском возрасте, является выбор жизненного пути, принятие решений относительно своего будущего. В психологической литературе эта проблема получила название жизненного самоопределения.
Специальные исследования показывают, что во многих случаях, определяя жизненную перспективу, молодые люди проявляют неготовность быть полноценными субъектами своей жизнедеятельности (К.А.Абульханова-Славская, Л. И. Бершедова, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Т. В. Драгунова И.В.Дубровина, Е. П. Ильин, А. Т. Колденкова, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, К. Н. Поливанова, Н. Н. Толстых, Е. В. Шелобанова, Э. Эриксон и др.). Часто обостренное чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение. Некоторые юноши и девушки совсем не хотят задумываться о будущем, откладывают все ответственные решения на неопределенный срок. Исследователи говорят о кризисе самоопределения, который начинается в подростковом и продолжается в юношеском возрасте.
Таким образом, существует важная практическая проблема формирования готовности юношей и девушек к выбору жизненного пути. Нужно, чтобы реализуемый молодым человеком способ самоопределения, обеспечивал выбор, соответствующий не только его интересам, но и собственным внутренним возможностям, а также реальным условиям бытия, в которых ему предстоит этот выбор осуществлять.
Всеобщими формами развития психики человека являются обучение и воспитание. При осуществлении этих процессов в подростковом и юношеском возрасте должны создаваться условия для развития способности учащихся решать задачи на самоопределение. Предпринимаемые в этом направлении действия будут эффективными, если будут основываться на соответствующем научном знании.
Жизненное самоопределение — это принятие решений на отдаленную перспективу. Проблема принятия решений рассматривается в разных областях психологической науки. В психологии существуют подходы, определяющие принятие решений как сложный процесс, в котором синтезируются разные психические процессы (интеллектуальные, аффективные и волевые) (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев А.Ц.Пуни, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, О. К. Тихомиров и др.), как механизм выбора (мотивационная парадигма) (А.Маслоу, Э. Локке, В. Врум, X. Хекхаузен и др.). Психологические механизмы выработки стратегических решений в управлении исследованы B.C. Лазаревым, выделившим типы этих механизмов и раскрывшим их принципиальные отличия.
Однако многие вопросы, касающиеся психологических механизмов самоопределения в юношеском возрасте, сегодня остаются без ответа. В частности: существуют ли в этом возрасте значимые различия в способах принятия решений и, если да, то насколько существенно они влияют на структуру, содержание и результаты решения задач на самоопределениеможно ли влиять на развитие механизмов принятия решений в подростковом и юношеском возрасте?
Таким образом, существует противоречие между актуальной потребностью в научном знании для более эффективного формирования готовности молодых людей к решению задач жизненного самоопределения и возможностями науки удовлетворить эту потребность.
Объектом исследования служат процессы решения задач на самоопределение в юношеском возрасте.
Предмет исследования — зависимость способа решения задач на самоопределение от особенностей мышления субъекта и возможность его развития посредством обучения.
Целью исследования является выявление зависимости способа жизненного самоопределения в юношеском возрасте от сформированности понятий, составляющих ориентировочную основу принятия решений.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
1. Провести анализ состояния психологического знания по проблеме самоопределения в юношеском возрасте.
2. Разработать теоретически обоснованную гипотезу исследования.
3. Разработать методику диагностики уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений и обосновать ее валидность и надежность.
4. Провести экспериментальное исследование зависимости структуры и содержания процесса решения задач на самоопределение от уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений у субъекта.
5. Проверить возможность изменения способа самоопределения посредством формирования понятий составляющих ориентировочную основу принятия решений.
Гипотеза исследования:
1. Самоопределение представляет собой частный случай принятия решений стратегического типа, поэтому структура и содержание процесса самоопределения существенно зависят от уровня сформированности понятий, составляющих общую ориентировочную основу принятия решений.
2. В ходе «стихийного» развития психологических механизмов принятия решений посредством накопления эмпирического опыта к юношескому периоду в механизмах принятия решений складываются существенные различия, обусловленные различиями в понятиях, составляющих ориентировочную основу принятия решений.
3. Различия в уровне сформированности ориентировочной основы принятия решений при решении задач на самоопределение будут влиять на структуру, содержание и эффективность процесса самоопределения.
4. За счет целенаправленного формирования в учебном процессе понятий, составляющих ориентировочную основу принятия решений, и переопосредствования благодаря этому формированию процесса самоопределения, можно обеспечивать развитие у учащихся способности решать задачи жизненного самоопределения.
Методологической базой исследования являются концепции и положения современной психологии: культурно-историческая теория развития психики.
Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, и др.);
— деятельностная теория мышления (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин);
— теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);
— психологическая теория стратегических решений (B.C. Лазарев);
— теория принятия рациональных решений (A.M. Айзерман, Ф. Т. Алескеров, Р. Акофф, Л. Г. Евланов, Б. Г. Литвак, О. Моргенштейн, Дж. фон Нейман, и др.).
Методы исследования. Использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературыспециально разработанная диагностическая методика оценки уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент по выявлению зависимости способа жизненного самоопределения студентов от особенностей ориентировочной основы принятия решенийметоды математической статистики.
База исследования: исследование проводилось в период с 2002 по 2005 годы в Сургутском государственном педагогическом институте (с 2005 г. университете), где осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы исследования. Всего за указанный период времени в исследовании приняли 118 испытуемых — студентов 2-х — 4-х курсов.
Этапы исследования.
Первый этап (2002 — 20 003 гг.). На этом этапе проводился сбор и анализ теоретического и экспериментального материала по теме исследования, разрабатывался план исследования, ставилась проблема, цель, задачи и гипотеза исследования.
Второй этап (2003 — 2004 гг.). На этом этапе была разработана методика диагностики уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений и проведена проверка ее на надежность. Проведен констатирующий эксперимент.
Третий этап (2004 — 2005 гг.). На этом этапе проводился формирующий и контрольный эксперименты. Была разработана обучающая программа и реализована на группе испытуемых. После этого был проведен контрольный эксперимент с двумя группами испытуемых, одна из которых прошла обучение, а другая не проходила.
Четвертый этап (2005 г.). На этом этапе проводилась обработка экспериментальных данных, их анализ и обобщение, подготовлены тексты диссертации и автореферата.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые: поставлена проблема изучения влияния особенностей мышления на содержание и структуру решения задач самоопределения в юношеском возрастеразработаны: понятие уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений, методика его диагностикиэкспериментально показано существование значимых различий в психологических механизмах выработки решений, формирующихся к юношескому возрасту посредством накопления эмпирического опытатеоретически и экспериментально обоснована связь между уровнем развития ориентировочной основы принятия решений и характеристиками процесса самоопределения в юношеском возрасте, показана принципиальная возможность развития психологических механизмов решения задач на самоопределение посредством обучения принятию решений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в педагогическую и возрастную психологию, вводя в них знания о существовании значимых различий в психологических механизмах самоопределения, формирующихся в подростковом и юношеском возрасте посредством накопления эмпирического опыта, знания о зависимости характеристик процесса самоопределения от уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений, знания о понятиях, сформированность которых определяет развитость ориентировочной основы принятия решений.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования метода переопосредствования ориентировочной основы принятия решений для разработки программ развития психологических механизмов жизненного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте. Материалы исследования могут быть использованы так же для повышения компетенции преподавателей в вопросах профессиональной подготовки студентов в области педагогической психологии.
Надежность и достоверность результатов, представленных в диссертации, обеспечивается: их опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения, разработанные исследователями в области психологии принятия решений, логическим соответствием цели, гипотезы исследования и комплекса используемых методов, использованием надежных экспериментальных планов, применением специальных методов проверки надежности диагностического инструментария, применением статистических методов верификации гипотез, обеспечением достаточного объема выборки испытуемых для применения этих методов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирующиеся в процессе накопления эмпирического опыта и обучения психологические механизмы самоопределения к юношескому возрасту приобретают качественные различия, проявляющиеся в составе действий, реализуемых при принятии решения, степени учета собственных способностей, степени учета внешних условий и их возможных изменений в будущем.
2. Различия в способах самоопределения в значительной степени определяются различиями в уровне сформированности понятий, составляющих ориентировочную основу принятия решений.
3. В зависимости от полноты и обобщенности ориентировочной основы принятия решений при решении задач на самоопределение изменяются: полнота структуры действий субъектовстепень учета требований, предъявляемых альтернативами выбора к качествам человека, и своего соответствия этим требованиямширота ориентировки в условиях социальной ситуациипрогностичность ориентировки (учет возможных изменений социальной ситуации в будущем).
4. При переопосредствовании ориентировочной основы принятия решений субъектов специальными знаковыми средствами, детерминирующими выполнение сознательных действий выбора, происходят качественные и количественные изменения в структуре и содержании процесса жизненного самоопределения.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе Сургутского государственного педагогического университета.
Материалы исследования были доложены и обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии и кафедры возрастной и педагогической психологии СурГПУ, а также в выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня:
— Всероссийской научно-практической конференции «Психология профессионального образования» (г. Казань, 2004 г.);
— Восьмой отчетной научной конференции преподавателей аспирантов и соискателей СурГПИ (г. Сургут, 2004 г.);
— Девятой отчетной научной конференции преподавателей, аспирантов и соискателей СурГПУ (г. Сургут, 2005 г.).
Структура диссертации включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы в количестве 182 источников, в том числе 19 на иностранном языке, приложение. Объем работы — 141 страница печатного текста, 6 таблиц и 2 рисунка.
Выводы по главе.
1. Структура и содержание процесса решения задачи на самоопределение меняется в зависимости от уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений. Существенная неполнота и необобщенность ООПР определяет эвристический способ жизненного самоопределения, характеризующийся опорой на разрозненные признаки ситуации и интуициюнеполнота и малая обобщенность ООПР определяет эмпирический способ жизненного самоопределения, характеризующийся опорой на прошлый опыт субъектаполнота и обобщенность ООПР определяют аналитический способ жизненного самоопределения, характеризующийся обоснованностью и опорой при выборе профессии на рациональную структуру действий.
2. Переопосредствование ориентировочной основы принятия решений испытуемых специальными знаковыми средствами ведет к качественным изменениям в структуре и содержании процесса решения задач на самоопределение. Структура действий становится полнее и начинает включать в себя формулировку альтернатив выбораоценку сложности реализации альтернативоценку вероятности успешной реализацииопределение и оценку величины полезных и негативных результатов реализацииоценку вероятности получения полезных и негативных результатов реализацииоценку величины требующихся затратинтегральную оценку альтернатив. Выбор начинает обосновываться с учетом самооценки субъекта, особенностей социальной ситуации, возможных изменений ситуации в будущем.
Заключение
.
Данное исследование посвящено проблеме изучения зависимости способа жизненного самоопределения студентов от сформированности ориентировочной основы принятия решений.
При исследовании процесса жизненного самоопределения в юношеском возрасте мы исходили из разработанного в научной школе культурно-исторической психологии учения об опосредствованном характере высших психических функций, опирались на положения деятельностной теории мышления, а также теории принятия рациональных решений.
При разработке темы нас интересовали следующие вопросы:
— Существуют ли в юношеском возрасте значимые различия в психологических механизмах принятия решений?
— Каковы особенности этих механизмов, и как они влияют на процесс и результат решения задач на самоопределение в юношеском возрасте?
— Возможно ли посредством обучения изменять психологические механизмы принятия решений и благодаря этому развивать способы самоопределения учащихся?
Ответы на эти вопросы явились проблемой нашего исследования. Исходя из указанных теоретических позиций и необходимости решения поставленной проблемы, мы сформулировали следующие предположения:
1) структура и содержание процесса самоопределения существенно зависит от уровня сформированности понятий, составляющих общую ориентировочную основу принятия решений;
2) при отсутствии целенаправленного формирования этих понятий в учебно-воспитательном процессе и их формировании эмпирическим путем будут складываться значительные различия в способности принимать обоснованные решения;
3) уровень сформированности ориентировочной основы принятия решений при решении задач на самоопределение будет влиять на структуру, содержание и эффективность процесса самоопределения, проявляясь в полноте состава и структуры умственных действий, степени учета собственных возможностей субъекта, уровне учета внешних условий социальной ситуации, в уровне прогностичности оценок (учете возможных изменений ситуации в будущем).
Мы также предположили, что за счет целенаправленного формирования в учебном процессе понятий, составляющих ориентировочную основу принятия решений, и превращения этих понятий в средства мышления индивида можно обеспечивать качественное изменение его способности решать задачи на самоопределение.
При планировании эксперимента мы исходили из принципиальной идеи Л. С. Выготского о том, что психологический эксперимент должен быть объективирующим. Предложенный Л. С. Выготским и его сотрудниками метод «двойной стимуляции» позволяет объективировать изучаемый процесс, переводя его из интрапсихической формы в интерпсихическую. В нашем эксперименте такой перевод осуществлялся не методом двойной стимуляции, а на основе идеи, предложенной B.C. Лазаревым. Ее суть в том, чтобы не давать испытуемому полной информации, необходимой для решения задачи, а предлагать обращаться за ней к экспериментатору, т. е. вступать в коммуникацию. Обращение или не обращение позволяло судить о содержании мышления испытуемого.
Результаты проведенного исследования позволили нам сделать следующие выводы.
1. Разработанный нами тест оценки уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений обладает содержательной валидностью и надежностью.
2. Различия в приобретаемом в ходе предыдущей жизнедеятельности опыте, а также различия в содержании обучения обусловливают существование в юношеском возрасте значительных различий в уровне сформированности ориентировочной основы принятия решений. Более высокие результаты, показанные «математиками», предположительно, обусловлены тем, что в ходе обучения им приходится строить формализованные модели и работать с ними. Незначительные различия между студентами-гуманитариями 2 и 4 курса, позволяют предположить, что за время обучения в вузе опыт принятия решений несколько обогащается, но эта способность развивается слабо. Однако проверка этого предположения требует специального лонгитюдного исследования.
3. В зависимости от уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений и, как следствие, различий в характере опосредствования процесса решения задач на самоопределения существенно меняются характеристики структуры и содержания этого процесса.
При низком уровне сформированности ориентировочной основы принятия решений структура действий испытуемых включает лишь небольшую часть объективно необходимых для эффективного решения задач действий. Осуществляя выбор, молодой человек не учитывает требования, которые та или иная альтернатива предъявляет к его качествам и соответствие своих возможностей этим требованиям, они слабо учитывают и условия социальной ситуации, ориентируясь лишь на ее отдельные элементы. Они не прогнозируют возможных изменений условий ситуации в будущем и не учитывают это, делая свой выбор.
При среднем уровне сформированности ориентировочной основы принятия решений структура действий испытуемых, хотя и более полна, но так же не включает часть объективно необходимых для эффективного решения задач действий. Осуществляя выбор, часть представителей этой группы не учитывает, а часть учитывает частично, требования, которые та или иная альтернатива предъявляет к его качествам, и соответствие своих возможностей этим требованиям. То же самое происходит и в отношении условий социальной ситуации: часть учитывает лишь некоторые из них, а другая часть демонстрирует более широкую ориентировку. Как и представители первой группы, молодые люди со средним уровнем сформированности ориентировочной основы принятия решений не прогнозируют возможных изменений условий ситуации в будущем и не учитывают это, делая свой выбор.
При высоком уровне сформированности ориентировочной основы принятия решений структура действий испытуемых полна, или же они не выполняют некоторые необходимые действия. Осуществляя выбор, они учитывают основные требования, предъявляемые альтернативами к их качествам. Они так же демонстрируют наиболее широкую ориентировку в отношении условий социальной ситуации. Делая выбор, они лучше, чем представители двух предыдущих групп, учитывают возможные изменения социальной ситуации в будущем.
4. За счет целенаправленного формирования в учебном процессе понятий, составляющих ориентировочную основу принятия решений, можно обеспечивать развитие у учащихся психологических механизмов самоопределения.
5. Полученные в результате экспериментального исследования данные не противоречат разработанной нами гипотезе о влиянии уровня сформированности ориентировочной основы принятия решения на структуру и содержание процесса самоопределения и с высокой степенью вероятности позволяют ее принять.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 334 с.
- Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал, 1994. № 4 С. 39−55.
- Айзерман М.А., Алескеров Ф. Т. Выбор вариантов: основы теории. М.: Наука, 1990. — 379с.
- Айламазьян A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение. // Вопросы психологии, 1990. № 4. С. 123−130.
- Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982. — 265с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-379 с.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.-688 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. -324 с.
- Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности //Вопросы психологии, 2000. № 4 С. 61 — 68.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. Воронеж, 1996. — 766с.
- Базылевич Т.Ф. Задатки прогностических способностей в ситуациях формирования стратегии деятельности. // Психологический журнал, Т. 17, № 6, 1996. С. 102−109.
- Барабанщиков В.А. Принцип системности в психологической концепции Б.Ф.Ломова // Психологический журнал, 1997. № 1. С. З
- Березанская Н.Б. Анализ непроизвольных компонентов в структуре целеобразования. Дис.канд. психол. наук. М., 1978. -181 с.
- Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов. Автореф. дисс. .докт. психол. н. М., 1999.
- Богданова Т.Г. Целеобразование при различной мотивации. Дис.канд.психол. наук. М., 1978. 143 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1983. 175с.
- Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: «Речь», 2004. — 440с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969. — 256с.
- Боровина И.Б. Социально-психологический анализ группового решения задач. Дис.канд.психол. наук. М., 1998. -167с.
- Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М.: Высшая школа, 1968. 108 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «Модек», 1996. — 392 с.
- Васильева О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии, 2001. № 2 С.74−80.
- Векторная оптимизация систем //Исследование систем —М.: ВИНИТИ, 1971.—Т.8,—С. 106 -114.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
- Выготский JI.C. Проблема возраста // Собр. Соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
- Выготский Л.С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под.ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981.- С 194.
- Галам С, Московиси С. Теория принятия коллективных решений в иерархических и неиерархических группах // Психологический журнал, 1992. № 6. С. 93−104.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука /Под ред. А. И. Подольского. М.: «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «Модек», 1998. — 480 с.
- Гинзбург М.Р. Психическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994. № 3 С.43−52.
- Головаха Е. И. Кроник А.А. Психологическое время личности. -Киев, 1984.
- Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дис. .д-ра наук. СПб., 1996.
- Горбатов Д. С. Практикум по психологическому тестированию. Учеб. Пособие. Самара: «БАХ-РАХ-М», 2000. -248с.
- Готфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2. М.: Мир, 1992.-376 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект- Фонд «Мир», 2005. -336с.
- Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976. 327 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. Пособие для студ. вузов. М.: «Академия», 2004. — 288 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996- 544 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
- Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995. — 352 с.
- Драгунова Т. В. Подросток М., 1987. — 250 с.
- Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач (о процессах решения практических проблем // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под.ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — С 258.
- Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.-325 с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. М.: Флинта, 2004. — 336 с.
- Журавлев В.И. Педагогические проблемы профессионального самоопределения выпускников средней школы. Автореф. дис.. д-ра наук. Л., 1983.
- Завалишина Д. Н. Психологический анализ оперативного мышления М.: Наука, 1985. — 221 с.
- Зайцева о.А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 2000. — 432 с.
- Банковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 648 с.
- Запорожец А.В. Избр. Псих. Труды. М., 1986. Т.1.
- Зараковский Г. М., Магазанник В. Д. Психологические критерии сложности процесса принятия решения человеком-оператором // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. М., 1981. С. 63−78.
- Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991. 140 с.
- Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. Москва-Воронеж, 2002. — 108 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001.-464с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб: «Питер», 2000. -512с.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб: «Питер», 2000. — 288 с.
- Карпов А. В. Проблемы принятия решения в трудовой деятельности // Психологический журнал, 1993. № 3. С. 3—14.
- Карпов А. В. Психология принятия управленческих решений. М.: Юрист, 1998. 432 с.
- Карпов А.В. Структурно-функциональная организация процессов принятия групповых решений // Вопросы психологии, 2004. № 1. С.126−136.
- Кедров Б.М. Обобщение как логическая операция // Вопросы философии, 1965. № 12. С.49
- Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: ПРОГРЕСС, 1980. 391 с.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М.: Педагогика, 1987. 173 с.
- Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. — 227 с.
- Когнитивные стили / Под ред. В. Колги Таллинн, 1986. -173 с.
- Козелецкий Ю. Психологическая теория решений М.: Прогресс, 1979. — 503 с.
- Козелецкий Ю. Человек многомерный Киев: Лыбедь, 1991. — 197 с.
- Колденкова А.Т. Основные параметры измерения профессиональной направленности у студентов технического вуза // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. З.-Л., 1976.
- Корнилов А. П., Булыгина В. Г., Корнилова Т. В. Личностные предпосылки успешности деятельности брокера // Психологический журнал, 1993. № 1. С. 90−99.
- Корнилова Т. В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений // Вопросы психологии, 1994. № 6. С. 99−109.
- Корнилова Т. В. Многомерность фактора субъективного риска (в вербальных ситуациях принятия решений) // Психологический журнал, 1998. № 6. С. 40−51.
- Корнилова Т. В. О функциональной регуляции принятия интеллектуальных решений // Психологический журнал, 1997. № 5.-С. 73—84.
- Корнилова Т. В. Познавательная активность при решении дискурсивной задачи в компьютеризированном эксперименте // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 141−143.
- Корнилова Т. В., Григоренко Е. Л., Кузнецова О. Г. Познавательная активность и индивидуально-стилевые особенностиинтеллектуальной деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1991. № 1.- С. 16−26.
- Корнилова Т. В., Кондратчик A. JI. Интеллектуальные решения при использовании знаний конвенционального типа // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1993. № 3.- С. 12−24.
- Корнилова Т. В., Чудина Т. В. Личностные и ситуационные факторы принятия решений в условиях диалога с ЭВМ // Психологический журнал, 1990. № 4. С. 32−37.
- Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. -М.: МГУ- ЧеРо, 2001.- 256с.
- Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. / Е. А. Климов. М.: Изд-во Московского университета- «Академия», 2004. — 240с.
- Корнилова Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений // Психологический журнал. Т. 26, № 1. с. 7−17.
- Котик М. Психология и безопасность. Таллинн: Валгус, 1989.-447 с.
- Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, 1997. 431 с.
- Кочетков В. В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений. М.: Наука, 1993. -141 с.
- Красило Д. А. Эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодежи // Психологическая наука и образование, 2003. № 2 С.89−99.
- Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности. Л.: Лениздат, 1986. — 160 с.
- Кумбс К. X. Некоторые подходы к восприятию и оценке степени риска // Нормативные и дескриптивные модели принятиярешений (по материалам советско-американского семинара) / Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 1981. С. 51−65.
- Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск: Изд-во Университетское, 1988. 205 с.
- Лазарев B.C. К рефлексии психологической теории мышления // Вопросы психологии, 2005. № 6. С 25−36.
- Лазарев B.C. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности // Вопросы психологии, 1999. № 3 С. 18−27.
- Лазарев B.C. Психология стратегических решений.
- Лазарев B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. 304 с.
- Ларичев О. И. Принятие решения. М.: Наука, 1987.- 276 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 303 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. -575 с.
- Леонтьев Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования. // Вопросы психологии, № 1, 1995. С. 97−110.
- Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего II Вопросы психологии, 2001. № 1 С.57−64.
- Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2000.
- Ломов Б. Ф. Математика и психология в изучении процессов принятия решений // Нормативные и дескриптивные модели принятия решений / Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 1981. С. 5−20.
- Луман Н. Понятие риска //Альманах THESIS. Риск. Неопределенность. Случайность, 1994. № 5. С. 135−160.
- Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. — 170 с.
- Магазанник В. Д. Структурирование информации человеком при принятии решений // Психологический журнал, 1997. № 1.- С. 90−102.
- Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1981. — 300 с.
- Мамардашвили М. К. Наука и культура // Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1985. С. 291−310.
- Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. -СПб.: Изд-во Русск. Христ. гуманитарного ин-та, 1997.- 570 с.
- Маттэус В. Многоуровневые концепции познания в российской и грузинской психологии // Психологический журнал. 1995. № 4. С. 49—59.
- Матюшкин A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения // Советская педагогика, 1971, № 7.- С.275
- Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М. М. Максимцова, проф. М. А. Комарова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-359 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002.-704 с.
- Методы исследования сложных систем. Логика рационального выбора // Техническая кибернетика.—М.: ВИНИТИ, 1977.— Т.8.—С.5 -101.
- Методы многокритериальной оценки альтернатив // Многокритериальный выбор при решении слабоструктуризованных задач /Под ред.С. В. Емельянова.—№ 5.М.:ВНИИСИ, 1978.— С. 5 -30.
- Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции.-М.: Наука, 1998. 192 с.
- Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // Альманах THESIS. Риск. Неопределенность. Случайность. 1994. Вып. 5. С. 12—28.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. -СПб.: Речь, 2004.-392 с.
- Орлов И.К. Формирование интуитивного опыта при управлении неизвестной системой // Вопросы психологии, 2005. № 3. с. 57−70.
- Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.207 с.
- Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М.: Филинъ, 1998. — 368 с.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: «Академия», 2000.
- Политцер Г., Жорж К. Мышление в контексте // Иностранная психология, 1966. № 6. С. 28−33.
- Проблемы принятия решений. М.: Наука, 1976. 319 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии, 1996. № 1 С.62−72.
- Психодиагностика: теория и практика. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: «Прогресс». — 1986. — 207 с.
- Психология риска и принятия решений: Учебное пособие для вузов / Корнилова Т. В. М.: Аспект- Пресс, 2003. — 286 с.
- Рабочая книга социолога / Г. В. Осипов, Д. М. Гвишиани и др. -М.: Наука, 1983.
- Райсберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. М.: ИНФРА-М, 2000. — 304 с.
- Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 140 с.
- Ришар Ж. Ф. Ментальная активность.- М.: Ин-т психологии РАН, 1998.- 232 с.
- Рорти А. Царь Соломон и простолюдин: проблема согласования конфликтных моральных интуиции // Вопросы философии, 1994. № 6. С. 98−110.
- Рощин С. К. Психология успешного предпринимательства в США // Психологический журнал, 1993. № 5. с. 98—109.
- Рубинштейн С. JI. О мышлении и путях его исследования.-М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. -М.: Педагогика, 1989. 328 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. С. 184
- Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. -М: «Академия», 1998. 176 с.
- Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // Альманах THESIS. Мир человека, 1993. № 5. С. 16−37.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2002. — 350 с.
- Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975. 345 с.
- Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии. // Вопросы психологии, 2004. № 3. с.64−70.
- Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. — 230 с.
- Соколов Е. Н. Психофизиология принятия решений // Нормативные и дескриптивные модели принятия решений / Под ред. Б. Ф. Ломова и др.- М.: Наука, 1981. С. 75−83.
- Солнцева Г. Я., Корнилова Т. В. Риск как характеристика действий субъекта. М., 1999. — 79 с.
- Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. -598с.
- Стрелков Ю. К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 1999. — 196 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 1999. — 288 с.
- Талызина Н.Ф. Развитие П.Я.Гальпериным деятельностного подхода в психологии // Вопросы психологии, 2002. № 5 С. 42−49.
- Теплов Б.М. Практическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981. С 145.
- Теплов Б.М. Ум полководца. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления./ Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.- М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981. С 332.
- Тихомиров О. К. Понятия и принципы общей психологии. -М.: МГУ, 1992. 86 с.
- Тихомиров О. К. Принятие решения как психологическая проблема // Проблемы принятия решения. М.: Наука, 1976. С. 77— 81.
- Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. -240 с.
- Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности. -М.: МГУ, 1969. 304 с.
- Тихомиров О. К., Корнилова Т. В. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990. -191 с.
- Толстых Н.Н. Отношение к будущему// Формирование личности в переходный период от подростковому к юношескому возрасту. М., 1987.
- Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
- Фейгенберг И. М., Иванников В. А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. М.: МГУ, 1978. -112 с.
- Фестингер Л. Когнитивный диссонанс.- СПб.: Ювента, 1999. -318 с.
- Философские аспекты системных исследований // Некоторые проблемы методологии принятия уникальных решений.— М. :ВНИИСИ, 1980.—С .24 -31.
- Фон Нейман Д., Моргенштейн О. Теория игр и экономическое поведение. — М.: Наука, 1970. — 707 с.
- Фонарев А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии, 2004. № 6 С. 72−78.
- Харламенкова Н.Е. Сопоставление смысловых характеристик целеполагания у личностей с консервативной и радикальной установками. // Психологический журнал, Т. 15, № 2, 1996. с. 1725.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т. 1.-406 с.
- Хекхаузен X. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001. — 240 с.
- Холодная М. А. Психология интеллекта. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1996. — 392 с.
- Хомская Е. Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Роспедагентство, 1997. — 281 с.
- Цыгичко В. Н. Руководителю — о принятии решений. М.: Инфра-М, 1996. — 272 с.
- Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / Вопросы психологии, 2003. № 3 С. З-14.
- Шумейкер П. Модель ожидаемой полезности: разновидности, подходы, результаты и пределы возможностей // Альманах THESIS. Риск. Неопределенность. Случайность, 1994. № 5. С. 29—80.
- Rabin F. I. Future time perspective and ego strength // The study of time HI New York: Springer Verlas New York Inc., 1987, p. 294−306.
- Gigerenzer G. Ecological intelligence: an adoptation for frequencies // The evolution of mind/Cummis D. D., Allen C. (Eds) N.Y.- Oxford: Oxf. Univer. Press, 1998. P. 9−29.
- Gigerenzer G. On narrow norms and vague heuristics: A reply to Kahneman and Tversky // Psychological Review. 1996. V. 103. N 3. P. 592−596.
- Gigerenzer G., Hug K. Domain-specific reasoning: Social contracts, cheating, and perspective change // Cognition. 1992. V. 43. N 2. P. 127—171.
- Gigerenzer G., Regier T. How do we tell an association a rule? Comment on Sloman// Psychological Bulletin. 1996. V. 119. N 1. P. 2326.
- Grigorenko E. L, Kornilova Т. V. The resolution of the nature-nurture controversy by Russian psychology: Culturally biased or culturally specific? // Intelligence: Heredity and Environment. Eds. R. J.
- Sternberg & E. L. Grigorenko. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1997. P. 393−439.
- Janis I. L., Mann L. Decision making: A psychological analysis of conflict, choice and commitment. N.Y.: Free Press, 1977. 312 p.
- Kagan J. Reflektion-impulsivity and reading ability in primary grade children// Child Development. 1965. V. 36. P. 609−628.
- Kahneman D., Tversky A. On the reality of cognitive illusions // Psychological Review, 1996. V. 103. N 3. P. 582−591.
- Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: an analysis of decision under risk// Econometrica, 1979. V. 47. N 2. P. 263−291.
- Keeney R., Raifa H. Decisions with multiple objectives: Preferences and value traders.—New York: Wiley, 1976.—600 pp.
- Keeney R.L. Energy policy and value trades: Tech.Rep.RM-75−76: HAS A, 1975.
- McKenzie С R. M. Taking into account the strength of an alternative hypothesis // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1998. V. 24. N 3. P. 771−792.
- Metiers B. A., Schwartz A., Cooke A. D. Judgment and decision making // Ann. Rev. Psychol. 1998. V. 49. P. 447−477.
- Simon H., Newell A. Heuristic problem solving: the next advance in operations research //Operations Research .—1958.—Vol.6,no. 1.— Pp.1 -10
- Slovic P., Fischho A., Lichtenstein S. Behavioural Decision Theory // Annual Review of Psychology .—1977.—Vol.28.—Pp.1 -39.
- Transdorff G. Future orientation and socialization. // International Journal Psychology, 1983,18, p. 381- 406.
- Tversky A., Kahneman D. Judgement under uncertainty: heuristics and biases //Science —1974.—no. 185.—Pp.1124−1131.).
- Tversky A. Intransitivity of preferences //Psychological Review.—1969.—Vol.76, no. 1.—Pp.31 -48.
- Maslow A. H. A Theory of Human Motivation hhtpClassics in the History of Psychology .125