Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Зависимость способа жизненного самоопределения студентов от особенностей ориентировочной основы принятия решений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые: поставлена проблема изучения влияния особенностей мышления на содержание и структуру решения задач самоопределения в юношеском возрастеразработаны: понятие уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений, методика его диагностикиэкспериментально показано существование значимых различий в психологических механизмах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема и гипотеза исследования
    • 1. Понятие самоопределения. Проблема самоопределения в юношеском возрасте
    • 2. Состояние научного знания о психологических механизмах принятия решений. Проблема исследования
    • 3. Теоретические основания и гипотеза исследования
      • 3. 1. Мышление как способ ориентирования деятельности человека
      • 3. 2. Нормативная модель принятия решений
      • 3. 3. Гипотеза исследования
  • Глава II. Метод и методики экспериментального исследования
    • 1. Общий замысел экспериментального исследования
    • 2. Методики экспериментирования
  • Глава III. Экспериментальное изучение зависимости способа жизненного самоопределения студентов от сформированности ориентировочной основы принятия решений
    • 1. Оценка исходного уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений у испытуемых
    • 2. Связь структуры и содержания решения задачи на самоопределение с уровнем сформированности у субъекта ориентировочной основы принятия решений
    • 3. Изменение ориентировочной основы принятия решений и влияние изменения на структуру и содержание решения задачи на самоопределение

Зависимость способа жизненного самоопределения студентов от особенностей ориентировочной основы принятия решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важнейших задач, решаемых в юношеском возрасте, является выбор жизненного пути, принятие решений относительно своего будущего. В психологической литературе эта проблема получила название жизненного самоопределения.

Специальные исследования показывают, что во многих случаях, определяя жизненную перспективу, молодые люди проявляют неготовность быть полноценными субъектами своей жизнедеятельности (К.А.Абульханова-Славская, Л. И. Бершедова, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Т. В. Драгунова И.В.Дубровина, Е. П. Ильин, А. Т. Колденкова, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, К. Н. Поливанова, Н. Н. Толстых, Е. В. Шелобанова, Э. Эриксон и др.). Часто обостренное чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение. Некоторые юноши и девушки совсем не хотят задумываться о будущем, откладывают все ответственные решения на неопределенный срок. Исследователи говорят о кризисе самоопределения, который начинается в подростковом и продолжается в юношеском возрасте.

Таким образом, существует важная практическая проблема формирования готовности юношей и девушек к выбору жизненного пути. Нужно, чтобы реализуемый молодым человеком способ самоопределения, обеспечивал выбор, соответствующий не только его интересам, но и собственным внутренним возможностям, а также реальным условиям бытия, в которых ему предстоит этот выбор осуществлять.

Всеобщими формами развития психики человека являются обучение и воспитание. При осуществлении этих процессов в подростковом и юношеском возрасте должны создаваться условия для развития способности учащихся решать задачи на самоопределение. Предпринимаемые в этом направлении действия будут эффективными, если будут основываться на соответствующем научном знании.

Жизненное самоопределение — это принятие решений на отдаленную перспективу. Проблема принятия решений рассматривается в разных областях психологической науки. В психологии существуют подходы, определяющие принятие решений как сложный процесс, в котором синтезируются разные психические процессы (интеллектуальные, аффективные и волевые) (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев А.Ц.Пуни, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, О. К. Тихомиров и др.), как механизм выбора (мотивационная парадигма) (А.Маслоу, Э. Локке, В. Врум, X. Хекхаузен и др.). Психологические механизмы выработки стратегических решений в управлении исследованы B.C. Лазаревым, выделившим типы этих механизмов и раскрывшим их принципиальные отличия.

Однако многие вопросы, касающиеся психологических механизмов самоопределения в юношеском возрасте, сегодня остаются без ответа. В частности: существуют ли в этом возрасте значимые различия в способах принятия решений и, если да, то насколько существенно они влияют на структуру, содержание и результаты решения задач на самоопределениеможно ли влиять на развитие механизмов принятия решений в подростковом и юношеском возрасте?

Таким образом, существует противоречие между актуальной потребностью в научном знании для более эффективного формирования готовности молодых людей к решению задач жизненного самоопределения и возможностями науки удовлетворить эту потребность.

Объектом исследования служат процессы решения задач на самоопределение в юношеском возрасте.

Предмет исследования — зависимость способа решения задач на самоопределение от особенностей мышления субъекта и возможность его развития посредством обучения.

Целью исследования является выявление зависимости способа жизненного самоопределения в юношеском возрасте от сформированности понятий, составляющих ориентировочную основу принятия решений.

Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:

1. Провести анализ состояния психологического знания по проблеме самоопределения в юношеском возрасте.

2. Разработать теоретически обоснованную гипотезу исследования.

3. Разработать методику диагностики уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений и обосновать ее валидность и надежность.

4. Провести экспериментальное исследование зависимости структуры и содержания процесса решения задач на самоопределение от уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений у субъекта.

5. Проверить возможность изменения способа самоопределения посредством формирования понятий составляющих ориентировочную основу принятия решений.

Гипотеза исследования:

1. Самоопределение представляет собой частный случай принятия решений стратегического типа, поэтому структура и содержание процесса самоопределения существенно зависят от уровня сформированности понятий, составляющих общую ориентировочную основу принятия решений.

2. В ходе «стихийного» развития психологических механизмов принятия решений посредством накопления эмпирического опыта к юношескому периоду в механизмах принятия решений складываются существенные различия, обусловленные различиями в понятиях, составляющих ориентировочную основу принятия решений.

3. Различия в уровне сформированности ориентировочной основы принятия решений при решении задач на самоопределение будут влиять на структуру, содержание и эффективность процесса самоопределения.

4. За счет целенаправленного формирования в учебном процессе понятий, составляющих ориентировочную основу принятия решений, и переопосредствования благодаря этому формированию процесса самоопределения, можно обеспечивать развитие у учащихся способности решать задачи жизненного самоопределения.

Методологической базой исследования являются концепции и положения современной психологии: культурно-историческая теория развития психики.

Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, и др.);

— деятельностная теория мышления (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин);

— теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);

— психологическая теория стратегических решений (B.C. Лазарев);

— теория принятия рациональных решений (A.M. Айзерман, Ф. Т. Алескеров, Р. Акофф, Л. Г. Евланов, Б. Г. Литвак, О. Моргенштейн, Дж. фон Нейман, и др.).

Методы исследования. Использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературыспециально разработанная диагностическая методика оценки уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент по выявлению зависимости способа жизненного самоопределения студентов от особенностей ориентировочной основы принятия решенийметоды математической статистики.

База исследования: исследование проводилось в период с 2002 по 2005 годы в Сургутском государственном педагогическом институте (с 2005 г. университете), где осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы исследования. Всего за указанный период времени в исследовании приняли 118 испытуемых — студентов 2-х — 4-х курсов.

Этапы исследования.

Первый этап (2002 — 20 003 гг.). На этом этапе проводился сбор и анализ теоретического и экспериментального материала по теме исследования, разрабатывался план исследования, ставилась проблема, цель, задачи и гипотеза исследования.

Второй этап (2003 — 2004 гг.). На этом этапе была разработана методика диагностики уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений и проведена проверка ее на надежность. Проведен констатирующий эксперимент.

Третий этап (2004 — 2005 гг.). На этом этапе проводился формирующий и контрольный эксперименты. Была разработана обучающая программа и реализована на группе испытуемых. После этого был проведен контрольный эксперимент с двумя группами испытуемых, одна из которых прошла обучение, а другая не проходила.

Четвертый этап (2005 г.). На этом этапе проводилась обработка экспериментальных данных, их анализ и обобщение, подготовлены тексты диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые: поставлена проблема изучения влияния особенностей мышления на содержание и структуру решения задач самоопределения в юношеском возрастеразработаны: понятие уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений, методика его диагностикиэкспериментально показано существование значимых различий в психологических механизмах выработки решений, формирующихся к юношескому возрасту посредством накопления эмпирического опытатеоретически и экспериментально обоснована связь между уровнем развития ориентировочной основы принятия решений и характеристиками процесса самоопределения в юношеском возрасте, показана принципиальная возможность развития психологических механизмов решения задач на самоопределение посредством обучения принятию решений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в педагогическую и возрастную психологию, вводя в них знания о существовании значимых различий в психологических механизмах самоопределения, формирующихся в подростковом и юношеском возрасте посредством накопления эмпирического опыта, знания о зависимости характеристик процесса самоопределения от уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений, знания о понятиях, сформированность которых определяет развитость ориентировочной основы принятия решений.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования метода переопосредствования ориентировочной основы принятия решений для разработки программ развития психологических механизмов жизненного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте. Материалы исследования могут быть использованы так же для повышения компетенции преподавателей в вопросах профессиональной подготовки студентов в области педагогической психологии.

Надежность и достоверность результатов, представленных в диссертации, обеспечивается: их опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения, разработанные исследователями в области психологии принятия решений, логическим соответствием цели, гипотезы исследования и комплекса используемых методов, использованием надежных экспериментальных планов, применением специальных методов проверки надежности диагностического инструментария, применением статистических методов верификации гипотез, обеспечением достаточного объема выборки испытуемых для применения этих методов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирующиеся в процессе накопления эмпирического опыта и обучения психологические механизмы самоопределения к юношескому возрасту приобретают качественные различия, проявляющиеся в составе действий, реализуемых при принятии решения, степени учета собственных способностей, степени учета внешних условий и их возможных изменений в будущем.

2. Различия в способах самоопределения в значительной степени определяются различиями в уровне сформированности понятий, составляющих ориентировочную основу принятия решений.

3. В зависимости от полноты и обобщенности ориентировочной основы принятия решений при решении задач на самоопределение изменяются: полнота структуры действий субъектовстепень учета требований, предъявляемых альтернативами выбора к качествам человека, и своего соответствия этим требованиямширота ориентировки в условиях социальной ситуациипрогностичность ориентировки (учет возможных изменений социальной ситуации в будущем).

4. При переопосредствовании ориентировочной основы принятия решений субъектов специальными знаковыми средствами, детерминирующими выполнение сознательных действий выбора, происходят качественные и количественные изменения в структуре и содержании процесса жизненного самоопределения.

Апробация результатов исследования осуществлялась на базе Сургутского государственного педагогического университета.

Материалы исследования были доложены и обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии и кафедры возрастной и педагогической психологии СурГПУ, а также в выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня:

— Всероссийской научно-практической конференции «Психология профессионального образования» (г. Казань, 2004 г.);

— Восьмой отчетной научной конференции преподавателей аспирантов и соискателей СурГПИ (г. Сургут, 2004 г.);

— Девятой отчетной научной конференции преподавателей, аспирантов и соискателей СурГПУ (г. Сургут, 2005 г.).

Структура диссертации включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы в количестве 182 источников, в том числе 19 на иностранном языке, приложение. Объем работы — 141 страница печатного текста, 6 таблиц и 2 рисунка.

Выводы по главе.

1. Структура и содержание процесса решения задачи на самоопределение меняется в зависимости от уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений. Существенная неполнота и необобщенность ООПР определяет эвристический способ жизненного самоопределения, характеризующийся опорой на разрозненные признаки ситуации и интуициюнеполнота и малая обобщенность ООПР определяет эмпирический способ жизненного самоопределения, характеризующийся опорой на прошлый опыт субъектаполнота и обобщенность ООПР определяют аналитический способ жизненного самоопределения, характеризующийся обоснованностью и опорой при выборе профессии на рациональную структуру действий.

2. Переопосредствование ориентировочной основы принятия решений испытуемых специальными знаковыми средствами ведет к качественным изменениям в структуре и содержании процесса решения задач на самоопределение. Структура действий становится полнее и начинает включать в себя формулировку альтернатив выбораоценку сложности реализации альтернативоценку вероятности успешной реализацииопределение и оценку величины полезных и негативных результатов реализацииоценку вероятности получения полезных и негативных результатов реализацииоценку величины требующихся затратинтегральную оценку альтернатив. Выбор начинает обосновываться с учетом самооценки субъекта, особенностей социальной ситуации, возможных изменений ситуации в будущем.

Заключение

.

Данное исследование посвящено проблеме изучения зависимости способа жизненного самоопределения студентов от сформированности ориентировочной основы принятия решений.

При исследовании процесса жизненного самоопределения в юношеском возрасте мы исходили из разработанного в научной школе культурно-исторической психологии учения об опосредствованном характере высших психических функций, опирались на положения деятельностной теории мышления, а также теории принятия рациональных решений.

При разработке темы нас интересовали следующие вопросы:

— Существуют ли в юношеском возрасте значимые различия в психологических механизмах принятия решений?

— Каковы особенности этих механизмов, и как они влияют на процесс и результат решения задач на самоопределение в юношеском возрасте?

— Возможно ли посредством обучения изменять психологические механизмы принятия решений и благодаря этому развивать способы самоопределения учащихся?

Ответы на эти вопросы явились проблемой нашего исследования. Исходя из указанных теоретических позиций и необходимости решения поставленной проблемы, мы сформулировали следующие предположения:

1) структура и содержание процесса самоопределения существенно зависит от уровня сформированности понятий, составляющих общую ориентировочную основу принятия решений;

2) при отсутствии целенаправленного формирования этих понятий в учебно-воспитательном процессе и их формировании эмпирическим путем будут складываться значительные различия в способности принимать обоснованные решения;

3) уровень сформированности ориентировочной основы принятия решений при решении задач на самоопределение будет влиять на структуру, содержание и эффективность процесса самоопределения, проявляясь в полноте состава и структуры умственных действий, степени учета собственных возможностей субъекта, уровне учета внешних условий социальной ситуации, в уровне прогностичности оценок (учете возможных изменений ситуации в будущем).

Мы также предположили, что за счет целенаправленного формирования в учебном процессе понятий, составляющих ориентировочную основу принятия решений, и превращения этих понятий в средства мышления индивида можно обеспечивать качественное изменение его способности решать задачи на самоопределение.

При планировании эксперимента мы исходили из принципиальной идеи Л. С. Выготского о том, что психологический эксперимент должен быть объективирующим. Предложенный Л. С. Выготским и его сотрудниками метод «двойной стимуляции» позволяет объективировать изучаемый процесс, переводя его из интрапсихической формы в интерпсихическую. В нашем эксперименте такой перевод осуществлялся не методом двойной стимуляции, а на основе идеи, предложенной B.C. Лазаревым. Ее суть в том, чтобы не давать испытуемому полной информации, необходимой для решения задачи, а предлагать обращаться за ней к экспериментатору, т. е. вступать в коммуникацию. Обращение или не обращение позволяло судить о содержании мышления испытуемого.

Результаты проведенного исследования позволили нам сделать следующие выводы.

1. Разработанный нами тест оценки уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений обладает содержательной валидностью и надежностью.

2. Различия в приобретаемом в ходе предыдущей жизнедеятельности опыте, а также различия в содержании обучения обусловливают существование в юношеском возрасте значительных различий в уровне сформированности ориентировочной основы принятия решений. Более высокие результаты, показанные «математиками», предположительно, обусловлены тем, что в ходе обучения им приходится строить формализованные модели и работать с ними. Незначительные различия между студентами-гуманитариями 2 и 4 курса, позволяют предположить, что за время обучения в вузе опыт принятия решений несколько обогащается, но эта способность развивается слабо. Однако проверка этого предположения требует специального лонгитюдного исследования.

3. В зависимости от уровня сформированности ориентировочной основы принятия решений и, как следствие, различий в характере опосредствования процесса решения задач на самоопределения существенно меняются характеристики структуры и содержания этого процесса.

При низком уровне сформированности ориентировочной основы принятия решений структура действий испытуемых включает лишь небольшую часть объективно необходимых для эффективного решения задач действий. Осуществляя выбор, молодой человек не учитывает требования, которые та или иная альтернатива предъявляет к его качествам и соответствие своих возможностей этим требованиям, они слабо учитывают и условия социальной ситуации, ориентируясь лишь на ее отдельные элементы. Они не прогнозируют возможных изменений условий ситуации в будущем и не учитывают это, делая свой выбор.

При среднем уровне сформированности ориентировочной основы принятия решений структура действий испытуемых, хотя и более полна, но так же не включает часть объективно необходимых для эффективного решения задач действий. Осуществляя выбор, часть представителей этой группы не учитывает, а часть учитывает частично, требования, которые та или иная альтернатива предъявляет к его качествам, и соответствие своих возможностей этим требованиям. То же самое происходит и в отношении условий социальной ситуации: часть учитывает лишь некоторые из них, а другая часть демонстрирует более широкую ориентировку. Как и представители первой группы, молодые люди со средним уровнем сформированности ориентировочной основы принятия решений не прогнозируют возможных изменений условий ситуации в будущем и не учитывают это, делая свой выбор.

При высоком уровне сформированности ориентировочной основы принятия решений структура действий испытуемых полна, или же они не выполняют некоторые необходимые действия. Осуществляя выбор, они учитывают основные требования, предъявляемые альтернативами к их качествам. Они так же демонстрируют наиболее широкую ориентировку в отношении условий социальной ситуации. Делая выбор, они лучше, чем представители двух предыдущих групп, учитывают возможные изменения социальной ситуации в будущем.

4. За счет целенаправленного формирования в учебном процессе понятий, составляющих ориентировочную основу принятия решений, можно обеспечивать развитие у учащихся психологических механизмов самоопределения.

5. Полученные в результате экспериментального исследования данные не противоречат разработанной нами гипотезе о влиянии уровня сформированности ориентировочной основы принятия решения на структуру и содержание процесса самоопределения и с высокой степенью вероятности позволяют ее принять.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 334 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал, 1994. № 4 С. 39−55.
  3. М.А., Алескеров Ф. Т. Выбор вариантов: основы теории. М.: Наука, 1990. — 379с.
  4. A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение. // Вопросы психологии, 1990. № 4. С. 123−130.
  5. Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982. — 265с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-379 с.
  7. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.-688 с.
  8. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. -324 с.
  9. О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности //Вопросы психологии, 2000. № 4 С. 61 — 68.
  10. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. Воронеж, 1996. — 766с.
  11. Т.Ф. Задатки прогностических способностей в ситуациях формирования стратегии деятельности. // Психологический журнал, Т. 17, № 6, 1996. С. 102−109.
  12. В.А. Принцип системности в психологической концепции Б.Ф.Ломова // Психологический журнал, 1997. № 1. С. З
  13. Н.Б. Анализ непроизвольных компонентов в структуре целеобразования. Дис.канд. психол. наук. М., 1978. -181 с.
  14. Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов. Автореф. дисс. .докт. психол. н. М., 1999.
  15. Т.Г. Целеобразование при различной мотивации. Дис.канд.психол. наук. М., 1978. 143 с.
  16. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1983. 175с.
  17. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: «Речь», 2004. — 440с.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969. — 256с.
  19. И.Б. Социально-психологический анализ группового решения задач. Дис.канд.психол. наук. М., 1998. -167с.
  20. А.В. Культурно-историческая теория мышления. М.: Высшая школа, 1968. 108 с.
  21. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «Модек», 1996. — 392 с.
  22. О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии, 2001. № 2 С.74−80.
  23. Векторная оптимизация систем //Исследование систем —М.: ВИНИТИ, 1971.—Т.8,—С. 106 -114.
  24. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  25. JI.C. Проблема возраста // Собр. Соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  26. Л.С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под.ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981.- С 194.
  27. Галам С, Московиси С. Теория принятия коллективных решений в иерархических и неиерархических группах // Психологический журнал, 1992. № 6. С. 93−104.
  28. П.Я. Психология как объективная наука /Под ред. А. И. Подольского. М.: «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «Модек», 1998. — 480 с.
  29. М.Р. Психическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994. № 3 С.43−52.
  30. Е. И. Кроник А.А. Психологическое время личности. -Киев, 1984.
  31. Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дис. .д-ра наук. СПб., 1996.
  32. Д. С. Практикум по психологическому тестированию. Учеб. Пособие. Самара: «БАХ-РАХ-М», 2000. -248с.
  33. . Что такое психология: В 2-х т. Т. 2. М.: Мир, 1992.-376 с.
  34. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект- Фонд «Мир», 2005. -336с.
  35. Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976. 327 с.
  36. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  37. В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. Пособие для студ. вузов. М.: «Академия», 2004. — 288 с.
  38. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996- 544 с.
  39. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
  40. Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995. — 352 с.
  41. Т. В. Подросток М., 1987. — 250 с.
  42. К. Структура и динамика процессов решения задач (о процессах решения практических проблем // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под.ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — С 258.
  43. Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.-325 с.
  44. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. М.: Флинта, 2004. — 336 с.
  45. В.И. Педагогические проблемы профессионального самоопределения выпускников средней школы. Автореф. дис.. д-ра наук. Л., 1983.
  46. Д. Н. Психологический анализ оперативного мышления М.: Наука, 1985. — 221 с.
  47. о.А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 2000. — 432 с.
  48. А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 648 с.
  49. А.В. Избр. Псих. Труды. М., 1986. Т.1.
  50. Г. М., Магазанник В. Д. Психологические критерии сложности процесса принятия решения человеком-оператором // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. М., 1981. С. 63−78.
  51. В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991. 140 с.
  52. Э.В. Школа должна учить мыслить. Москва-Воронеж, 2002. — 108 с.
  53. Е.П. Дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001.-464с.
  54. Е.П. Мотивация и мотивы СПб: «Питер», 2000. -512с.
  55. Е.П. Психология воли. СПб: «Питер», 2000. — 288 с.
  56. А. В. Проблемы принятия решения в трудовой деятельности // Психологический журнал, 1993. № 3. С. 3—14.
  57. А. В. Психология принятия управленческих решений. М.: Юрист, 1998. 432 с.
  58. А.В. Структурно-функциональная организация процессов принятия групповых решений // Вопросы психологии, 2004. № 1. С.126−136.
  59. .М. Обобщение как логическая операция // Вопросы философии, 1965. № 12. С.49
  60. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: ПРОГРЕСС, 1980. 391 с.
  61. Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М.: Педагогика, 1987. 173 с.
  62. Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. — 227 с.
  63. Когнитивные стили / Под ред. В. Колги Таллинн, 1986. -173 с.
  64. Ю. Психологическая теория решений М.: Прогресс, 1979. — 503 с.
  65. Ю. Человек многомерный Киев: Лыбедь, 1991. — 197 с.
  66. А.Т. Основные параметры измерения профессиональной направленности у студентов технического вуза // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. З.-Л., 1976.
  67. А. П., Булыгина В. Г., Корнилова Т. В. Личностные предпосылки успешности деятельности брокера // Психологический журнал, 1993. № 1. С. 90−99.
  68. Т. В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений // Вопросы психологии, 1994. № 6. С. 99−109.
  69. Т. В. Многомерность фактора субъективного риска (в вербальных ситуациях принятия решений) // Психологический журнал, 1998. № 6. С. 40−51.
  70. Т. В. О функциональной регуляции принятия интеллектуальных решений // Психологический журнал, 1997. № 5.-С. 73—84.
  71. Т. В. Познавательная активность при решении дискурсивной задачи в компьютеризированном эксперименте // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 141−143.
  72. Т. В., Григоренко Е. Л., Кузнецова О. Г. Познавательная активность и индивидуально-стилевые особенностиинтеллектуальной деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1991. № 1.- С. 16−26.
  73. Т. В., Кондратчик A. JI. Интеллектуальные решения при использовании знаний конвенционального типа // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1993. № 3.- С. 12−24.
  74. Т. В., Чудина Т. В. Личностные и ситуационные факторы принятия решений в условиях диалога с ЭВМ // Психологический журнал, 1990. № 4. С. 32−37.
  75. Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. -М.: МГУ- ЧеРо, 2001.- 256с.
  76. Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. / Е. А. Климов. М.: Изд-во Московского университета- «Академия», 2004. — 240с.
  77. Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений // Психологический журнал. Т. 26, № 1. с. 7−17.
  78. М. Психология и безопасность. Таллинн: Валгус, 1989.-447 с.
  79. М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, 1997. 431 с.
  80. В. В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений. М.: Наука, 1993. -141 с.
  81. Д. А. Эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодежи // Психологическая наука и образование, 2003. № 2 С.89−99.
  82. Л.Д. Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности. Л.: Лениздат, 1986. — 160 с.
  83. К. X. Некоторые подходы к восприятию и оценке степени риска // Нормативные и дескриптивные модели принятиярешений (по материалам советско-американского семинара) / Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 1981. С. 51−65.
  84. Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск: Изд-во Университетское, 1988. 205 с.
  85. B.C. К рефлексии психологической теории мышления // Вопросы психологии, 2005. № 6. С 25−36.
  86. B.C. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности // Вопросы психологии, 1999. № 3 С. 18−27.
  87. B.C. Психология стратегических решений.
  88. B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. 304 с.
  89. О. И. Принятие решения. М.: Наука, 1987.- 276 с.
  90. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 303 с.
  91. А. Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. -575 с.
  92. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования. // Вопросы психологии, № 1, 1995. С. 97−110.
  93. Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего II Вопросы психологии, 2001. № 1 С.57−64.
  94. .Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2000.
  95. . Ф. Математика и психология в изучении процессов принятия решений // Нормативные и дескриптивные модели принятия решений / Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 1981. С. 5−20.
  96. Н. Понятие риска //Альманах THESIS. Риск. Неопределенность. Случайность, 1994. № 5. С. 135−160.
  97. А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. — 170 с.
  98. В. Д. Структурирование информации человеком при принятии решений // Психологический журнал, 1997. № 1.- С. 90−102.
  99. М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1981. — 300 с.
  100. М. К. Наука и культура // Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1985. С. 291−310.
  101. М. К. Психологическая топология пути. -СПб.: Изд-во Русск. Христ. гуманитарного ин-та, 1997.- 570 с.
  102. В. Многоуровневые концепции познания в российской и грузинской психологии // Психологический журнал. 1995. № 4. С. 49—59.
  103. A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения // Советская педагогика, 1971, № 7.- С.275
  104. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М. М. Максимцова, проф. М. А. Комарова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-359 с.
  105. М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002.-704 с.
  106. Методы исследования сложных систем. Логика рационального выбора // Техническая кибернетика.—М.: ВИНИТИ, 1977.— Т.8.—С.5 -101.
  107. Методы многокритериальной оценки альтернатив // Многокритериальный выбор при решении слабоструктуризованных задач /Под ред.С. В. Емельянова.—№ 5.М.:ВНИИСИ, 1978.— С. 5 -30.
  108. В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции.-М.: Наука, 1998. 192 с.
  109. Ф. Понятие риска и неопределенности // Альманах THESIS. Риск. Неопределенность. Случайность. 1994. Вып. 5. С. 12—28.
  110. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. -СПб.: Речь, 2004.-392 с.
  111. И.К. Формирование интуитивного опыта при управлении неизвестной системой // Вопросы психологии, 2005. № 3. с. 57−70.
  112. В. Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.207 с.
  113. С. Психология оценки и принятия решений. М.: Филинъ, 1998. — 368 с.
  114. К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: «Академия», 2000.
  115. Г., Жорж К. Мышление в контексте // Иностранная психология, 1966. № 6. С. 28−33.
  116. Проблемы принятия решений. М.: Наука, 1976. 319 с.
  117. Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии, 1996. № 1 С.62−72.
  118. Психодиагностика: теория и практика. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: «Прогресс». — 1986. — 207 с.
  119. Психология риска и принятия решений: Учебное пособие для вузов / Корнилова Т. В. М.: Аспект- Пресс, 2003. — 286 с.
  120. Рабочая книга социолога / Г. В. Осипов, Д. М. Гвишиани и др. -М.: Наука, 1983.
  121. .А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. М.: ИНФРА-М, 2000. — 304 с.
  122. В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 140 с.
  123. . Ф. Ментальная активность.- М.: Ин-т психологии РАН, 1998.- 232 с.
  124. А. Царь Соломон и простолюдин: проблема согласования конфликтных моральных интуиции // Вопросы философии, 1994. № 6. С. 98−110.
  125. С. К. Психология успешного предпринимательства в США // Психологический журнал, 1993. № 5. с. 98—109.
  126. С. JI. О мышлении и путях его исследования.-М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
  127. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. -М.: Педагогика, 1989. 328 с.
  128. C.JI. Проблемы общей психологии. С. 184
  129. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. -М: «Академия», 1998. 176 с.
  130. Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // Альманах THESIS. Мир человека, 1993. № 5. С. 16−37.
  131. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2002. — 350 с.
  132. А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975. 345 с.
  133. .Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии. // Вопросы психологии, 2004. № 3. с.64−70.
  134. С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. — 230 с.
  135. Е. Н. Психофизиология принятия решений // Нормативные и дескриптивные модели принятия решений / Под ред. Б. Ф. Ломова и др.- М.: Наука, 1981. С. 75−83.
  136. Г. Я., Корнилова Т. В. Риск как характеристика действий субъекта. М., 1999. — 79 с.
  137. Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. -598с.
  138. Ю. К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 1999. — 196 с.
  139. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 1999. — 288 с.
  140. Н.Ф. Развитие П.Я.Гальпериным деятельностного подхода в психологии // Вопросы психологии, 2002. № 5 С. 42−49.
  141. .М. Практическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981. С 145.
  142. .М. Ум полководца. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления./ Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.- М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981. С 332.
  143. О. К. Понятия и принципы общей психологии. -М.: МГУ, 1992. 86 с.
  144. О. К. Принятие решения как психологическая проблема // Проблемы принятия решения. М.: Наука, 1976. С. 77— 81.
  145. О. К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. -240 с.
  146. О. К. Структура мыслительной деятельности. -М.: МГУ, 1969. 304 с.
  147. О. К., Корнилова Т. В. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990. -191 с.
  148. Н.Н. Отношение к будущему// Формирование личности в переходный период от подростковому к юношескому возрасту. М., 1987.
  149. Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
  150. И. М., Иванников В. А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. М.: МГУ, 1978. -112 с.
  151. Л. Когнитивный диссонанс.- СПб.: Ювента, 1999. -318 с.
  152. Философские аспекты системных исследований // Некоторые проблемы методологии принятия уникальных решений.— М. :ВНИИСИ, 1980.—С .24 -31.
  153. Фон Нейман Д., Моргенштейн О. Теория игр и экономическое поведение. — М.: Наука, 1970. — 707 с.
  154. А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии, 2004. № 6 С. 72−78.
  155. Н.Е. Сопоставление смысловых характеристик целеполагания у личностей с консервативной и радикальной установками. // Психологический журнал, Т. 15, № 2, 1996. с. 1725.
  156. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т. 1.-406 с.
  157. X. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001. — 240 с.
  158. М. А. Психология интеллекта. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1996. — 392 с.
  159. Е. Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Роспедагентство, 1997. — 281 с.
  160. В. Н. Руководителю — о принятии решений. М.: Инфра-М, 1996. — 272 с.
  161. В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / Вопросы психологии, 2003. № 3 С. З-14.
  162. П. Модель ожидаемой полезности: разновидности, подходы, результаты и пределы возможностей // Альманах THESIS. Риск. Неопределенность. Случайность, 1994. № 5. С. 29—80.
  163. Rabin F. I. Future time perspective and ego strength // The study of time HI New York: Springer Verlas New York Inc., 1987, p. 294−306.
  164. Gigerenzer G. Ecological intelligence: an adoptation for frequencies // The evolution of mind/Cummis D. D., Allen C. (Eds) N.Y.- Oxford: Oxf. Univer. Press, 1998. P. 9−29.
  165. Gigerenzer G. On narrow norms and vague heuristics: A reply to Kahneman and Tversky // Psychological Review. 1996. V. 103. N 3. P. 592−596.
  166. Gigerenzer G., Hug K. Domain-specific reasoning: Social contracts, cheating, and perspective change // Cognition. 1992. V. 43. N 2. P. 127—171.
  167. Gigerenzer G., Regier T. How do we tell an association a rule? Comment on Sloman// Psychological Bulletin. 1996. V. 119. N 1. P. 2326.
  168. Grigorenko E. L, Kornilova Т. V. The resolution of the nature-nurture controversy by Russian psychology: Culturally biased or culturally specific? // Intelligence: Heredity and Environment. Eds. R. J.
  169. Sternberg & E. L. Grigorenko. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1997. P. 393−439.
  170. Janis I. L., Mann L. Decision making: A psychological analysis of conflict, choice and commitment. N.Y.: Free Press, 1977. 312 p.
  171. Kagan J. Reflektion-impulsivity and reading ability in primary grade children// Child Development. 1965. V. 36. P. 609−628.
  172. Kahneman D., Tversky A. On the reality of cognitive illusions // Psychological Review, 1996. V. 103. N 3. P. 582−591.
  173. Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: an analysis of decision under risk// Econometrica, 1979. V. 47. N 2. P. 263−291.
  174. Keeney R., Raifa H. Decisions with multiple objectives: Preferences and value traders.—New York: Wiley, 1976.—600 pp.
  175. Keeney R.L. Energy policy and value trades: Tech.Rep.RM-75−76: HAS A, 1975.
  176. McKenzie С R. M. Taking into account the strength of an alternative hypothesis // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1998. V. 24. N 3. P. 771−792.
  177. Metiers B. A., Schwartz A., Cooke A. D. Judgment and decision making // Ann. Rev. Psychol. 1998. V. 49. P. 447−477.
  178. Simon H., Newell A. Heuristic problem solving: the next advance in operations research //Operations Research .—1958.—Vol.6,no. 1.— Pp.1 -10
  179. Slovic P., Fischho A., Lichtenstein S. Behavioural Decision Theory // Annual Review of Psychology .—1977.—Vol.28.—Pp.1 -39.
  180. Transdorff G. Future orientation and socialization. // International Journal Psychology, 1983,18, p. 381- 406.
  181. Tversky A., Kahneman D. Judgement under uncertainty: heuristics and biases //Science —1974.—no. 185.—Pp.1124−1131.).
  182. Tversky A. Intransitivity of preferences //Psychological Review.—1969.—Vol.76, no. 1.—Pp.31 -48.
  183. Maslow A. H. A Theory of Human Motivation hhtpClassics in the History of Psychology .125
Заполнить форму текущей работой