Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Детский образ как фактор рекламного воздействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рекламной продукции нередко используются образы детей, которые, по мнению практиков, способствуют привлечению внимания к содержанию рекламного сообщения, облегчают его запоминание, повышают доверие к нему. Образы детей влияют на выбор покупателем рекламируемого товара среди ряда продуктов одной товарной категории. Детский образ заключает в себе безусловный характер воздействия на общественное… Читать ещё >

Содержание

  • Введение стр
  • Глава I. История возникновения рекламы и ее современное состояние
    • 1. Реклама как форма коммуникации СТР
    • 2. Психологический анализ различных моделей рекламных сообщений стр
    • 3. Восприятие телезрителями рекламных сообщений стр
  • Глава II. Образ Детства в ретроспективе
    • 1. Отображение Детства в литературе стр
    • 2. Понимание психологии детского возраста в России стр. г ¦ ¦
  • Глава III. Психологический анализ использования образа ребенка в российской рекламе
    • 1. Психологический анализ рекламы, построенной на детских образах стр
    • 2. Анализ рекламы категории «Товары и услуги для детей» стр
    • 3. Отношение населения к телерекламе с детьми СТр

Детский образ как фактор рекламного воздействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационное исследование посвящено проблеме влияния образа ребенка в телевизионной рекламе на развитие потребительских потребностей взрослого и детского населения.

Актуальность исследования обусловлена практической и теоретической значимостью изучения механизмов и результатов воздействия рекламы на сознание, и потребительское поведение индивида и общества. Реклама по праву считается одним из мощнейших средств воздействия на массовое сознание. С момента возникновения в ней отрабатывались способы воздействия на поведение индивида и групп людей. В условиях изменяющейся реальности, изучение рекламы с точки зрения психологии приобретает все большее значение, т.к. сегодня реклама становится частью нашей повседневной общедоступной культуры, информационной составляющей коммуникационных процессов и является одним из показателей развития общества. В настоящее время можно говорить о существовании такой научной отрасли, как психология рекламы.

В рекламной продукции нередко используются образы детей, которые, по мнению практиков, способствуют привлечению внимания к содержанию рекламного сообщения, облегчают его запоминание, повышают доверие к нему. Образы детей влияют на выбор покупателем рекламируемого товара среди ряда продуктов одной товарной категории. Детский образ заключает в себе безусловный характер воздействия на общественное сознание. Поэтому, самого пристального внимания исследователей-психологов заслуживает реклама, использующая образ ребенка: он вызывает живой интерес, эмоционально окрашенную реакцию не только у детей-телезрителей, но и у взрослых. Детский образ занимает значительное место в работе заказчиков, исполнителей рекламы и рекламодателей. Тем не менее, образ ребенка в рекламе еще не был предметом специального психологического исследования.

В рекламе товаров и услуг, предназначенных непосредственно для детей, появление ребенка, как показывает практика, в большинстве случаев оправдано.

Однако, остаются актуальными проблемы обоснованности этики и эстетики использования естественной детской привлекательности. Мы говорим о тех многочисленных примерах в телерекламе, когда рекламируются товары общего употребления, товары, в отношении к которым дети и подростки составляют лишь незначительную часть потребительской группы. Иногда, дети и вовсе не являются потребителями рекламируемой с их помощью продукции. Закономерно, что в настоящее время Федеральным законом «О рекламе» (ст.20) жестко ограничивается возможность использовать образы несовершеннолетних в рекламировании товаров, непосредственно для них не предназначенных.

Диссертационное исследование является актуальным, так как фактор рекламы, относительно недавно ставшей частью общественной культуры и оказывающей существенное влияние на психическое развитие и даже психическое состояние подрастающего поколения, до настоящего времени остается по суш не проанализированным и, следовательно, его влияние не может быть полноценно отслежено и оценено. Особую актуальность этот вопрос приобретает в связи с обсуждением в настоящее время закона о рекламе, где точка зрения профессиональных психологов практически не представлена.

Цель исследования — выявить и изучить специфические особенности воздействия детского образа в рекламе на сознание и поведение потребителя.

Объект исследования — восприятие телезрителями телевизионной рекламы, использующей образы детей, отношение к ней различных групп потребителей.

Предмет исследования — характерные признаки детского образа как фактора рекламного воздействия.

Гипотеза исследования. Образ ребенка в рекламе обусловливает эффект принятия потенциальным потребителем рекламируемой продукции или услуги как нужной, необходимой. У взрослых проявляется положительное, с признаками активного вербального и невербального компонента отношение-действие, направленное на детей. Ребенок, в восприятии взрослого выступает как самоценность, как интегративное образование, состоящее из репродуктивного инстинкта, потребности в заботе о потомстве, желания иметь социальную предсгавленность в своих детях. Генетически, исторически, культорологически, религиозно обусловлено доброе отношение родителей к детям и к их запросам. Ребенок — рекламный агент в телерекламе товаров для детей является для их родителей катализатором в стремлении приобрести товар.

Мы предположили, что желание быть адекватно информированными о материальных способах выражения любви к детям провоцирует родителей воспринимать рекламу с детьми как социально-адаптивное признание необходимости покупки ребенку пропагандируемого товара. Детские образы обладают однозначно активным характером воздействия как на взрослого, так и на ребенка. Детский образ в телевизионной рекламе имеет непосредственное отношение к влиянию рекламной информации на развитие мотивационно-потребностной сферы подрастающего поколения.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

— Провести теоретический анализ психологических аспектов рекламы.

— Выявить социо-культурное значение образа Детства, обусловливающее возможность его использования в качестве фактора рекламного воздействия.

— Изучить причины воздействия детского образа в телерекламе на взрослых и детей.

— Определить характер воздействия образа ребенка в рекламе на покупательские действия населения и исследовать возрастные психологические характеристики детского возраста, по отношению к телерекламе, — для обоснования психологически и педагогически грамотного создания рекламы, построенной на образе ребенка.

— Выяснить отношение различных групп населения к рекламе, основанной на детских образах, с целью изучить содержательные характеристики детского образа как фактора рекламного воздействия.

Методологической основой исследования являются научные разработки отечественных психологов, в частности: принцип первичности потребносгномотивационной сферы в развитии личности (ГШ. Блонский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, B.C. Мухина, А. В. Петровский, И. В. Дубровина и др.) — принцип примата эмоционально-волевой сферы на интеллектуальной (Б.Г. АнаньевЛ.И. БожовичJ1.C. ВыготскийН.Д. ЛевитовА.Н. ЛеонтьевС.Л. РубинштейнВ.П. СмирновД.Н. УзнадзеП.М. Якобсон и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: интроспективный методмониторинг видеороликов с субъектом рекламы — ребенкоманкетирование детей и взрослых с целью изучения их отношения к рекламе с детскими образамистандартизированное наблюдение за восприятием и эмоциональными реакциями респондентов при просмотре видеорекламы с детьмиструктурно-типологический метод (выявление закономерностей воздействия рекламных сообщений, структурирование составных элементов воздействия) — контент-анализ высказываний респондентов, относящихся к рекламе с детьмифокус-группа как показатель востребованности телевизионной рекламы, основанной на образе ребенка.

Эмпирическаяая база исследования. В исследовании приняли участие 290 подростков в возрасте от 13 до 16 лет, 250 родителей и 30 педагогов-психологов Городского психолого-медико-социального центра Комитета образования г. Москвы. Также в исследовании были использованы данные российских исследовательских компаний «Комкон-Вектр» и НИСПИ о статистических предпочтениях в выборе детьми различных товаров, информация по мониторингу потребительских пристрастий, о социальной востребованности и эффективности видеорекламы.

Достоверность результатов проведенного исследования и сделанных на их основе выводов достигалась использованием методов качественного анализа данных, методов вариационной статистики, корреляционного анализа, факторного анализа по методу главных компонент.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем рассмотрен детский образ как системообразующая характеристика телевизионной рекламы, составляющая одну из основ ее влияния на эмоциональное отношение потребителей к рекламируемой продукции. В исследовании раскрыты атрибутивные характеристики детского образа.

В исследовании выявлены различия в восприятии рекламной информации у лиц разного возраста и пола. Обнаружена однозначная положительная реакции на детский образ всех категорий населения. Выявлены механизмы воздействия образа ребенка в телевизионной рекламе на покупательские действия взрослых и детей.

В работе, впервые в отечественной психологии, предметом исследования выступил социо-культурный феномен Детства как фактор рекламного воздействия.

Практическая значимость исследования определяется тем, что показанные в нем вопросы непосредственно связаны с совершенствованием отношения к рекламе среди широких слоев населения.

Полученные материалы могут быть использованы при разработке рекламных роликов, для защиты детей от агрессивной информации, для исследования влияния детей — рекламных агентов на потребительский спрос.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке рекламной кампании, поскольку оно содержит в себе большое количество практических рекомендаций по разрабатываемой нами теме. На основе полученных данных разработана программа курса «Психология рекламы».

Результаты исследования используются при преподаваниии дисциплины «Общая психологиия» по теме «Восприятие.» .

Апробация работы. Результаты исследования апробировались в ходе их обсуждения на заседаниях лаборатории Научных основ детской практической психологии Психологического института Российской Академии Образованияна III Всероссийской межрегиональной конференции «Подростки и взрослые: диалог поколений», организованной 29 апреля 1997 года Институтом развития личности Российской Академии Образования и кафедрой Педагогической психологии факультета педагогики и психологии Mill Уна Международной научно-практической конференции «Воспитание и развитие личности», которая была проведена 13−14 мая 1997 года Институтом развития личности РАО.

Результаты исследования прошли апробацию на 7-ой конференции молодых ученых «Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика», проведенной 25−26 мая 1999 года Государственным научно-исследовательским институтом семьи и воспитания Российской Академии Образованияна заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского городского института музыкина заседании кафедры Педагогики и практической психологии факультета психологии Государственной академии славянской культурына психолого-педагогическом факультете Высшей школы «Универсум».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Телереклама, являясь существенной частью информационной телекоммуникации, влияет не только на развитие потребительских потребностей, но и на социализацию людей всех возрастов, на развитие их мотивов, установок, мировоззрения.

2. Воздействие детского образа на общественное сознание заключается в безусловном принятии населением ребенка во всех его проявлениях. Эмоционально люди воспринимают ребенка как самоценность.

3. Детские образы в рекламе обладают активным характером воздействия как на взрослого человека, так и на ребенка, находящегося на любоми возрастном этапе развития, будь то детство, отрочество или юность.

4. Детский образ в рекламе провоцирует взрослых воспринимать рекламируемый товар как материальный способ выражения любви к детям и тем самым обусловливает эффект принятия потенциальным потребителем рекламируемой продукции или услуги как нужной, необходимой.

5. Для подростков телереклама является социально значимой частью информационного пространства. Они рассматривают телерекламу как источник информации о модных товарах, услугах, продуктах, способах проведения досуга.

6. Детский образ в телевизионной рекламе имеет непосредственное отношение к влиянию рекламной информации на развитие мотивационно-потребностной сферы подрастающего поколения. Большинство детей-агентов, рекламирующих товары для детей, — подростки в возрасте 11−14 лет, и дети-телезрители стремятся им подражать.

7. В рекламе ярко выражена доминирующая установка на материальные ценности, на стимуляцию прагматических потребностей, что катализирует стремление детей к наживе любыми средствами и методами. Нередко телереклама представляет собой агрессивную информацию. Вся эта информация ребенку навязывается, — в результате он привыкает воспринимать ее поверхностно, формально, не анализируя, что тормозит развитие личности — нравственное, духовное, интеллектуальное.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения. В диссертации 1 график, 10 диаграмм и 14 таблиц.

— 140 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Данная работа обоснована проблемой изучения рекламы как средства воздействия на потенциальных покупателей.

Наше исследование проведено с учетом тех прав, которые зафиксированы в Международной Конвенции прав ребенка. Основные положения работы соответствуют Закону «О рекламе» Российской Федерации.

Мы изучили психологические особенности влияния образа ребенка на покупательские действия населения. В диссертации представлен психологический анализ способов воздействия телевизионной рекламы с детскими образами на сознание потребителя. Освещены вопросы восприятия рекламы, построенной на образе ребенка, сверстниками детей, выступивших в роли рекламных агентов, и взрослыми. Проведен мониторинг рекламных роликов с субъектом рекламыребенком. Систематизированы данные опросов специалистов (психологов, педагогов, рекламистов), родителей и детей, свидетельствующие об их отношении к телевизионной рекламе, основанной на детских образах. Детский образ, также, рассмотрен в исторической ретроспективе, в психологическом аспекте. Приведен качественный анализ рекламных роликов с ребенком, — субъектом рекламы.

Работа представляет собой психолого-педагогический анализ проблемы психологии рекламы. Мы описали зарубежный опыт построения рекламы с целью воздействия на сознание потребителей (взрослых, детей, подростков). Кроме того, мы проанаанализировали современные рекламные ролики, адресованные детям и подросткам России. Мы утверждаем, что в современных условиях рекламная информация может манипулировать сознанием детей не только в мире потребления вещей, но и в мире духовных потребностей. Мы предлагаем ориентироваться на психологические особенности возраста и права ребенка и заявляем свою гуманистическую позицию.

В нашей работе осуществлена попытка соединить историко-теоретический подход с конкретным психологическим анализом рекламного материала, репрезентующего современное состояние рекламы, построенной на детских образах. В исследовании объяснены психологические и «технические» способы воздействия образов детей в телерекламе на ее эффективность, на запоминание населением рекламных роликов. Мы проанализировали социальные стереотипы восприятия взрослыми ребенка в жизни и на экране. Мы выявили пиететное отношение взрослых к рекламному образу ребенка и ориентацию населения на рекламу с детскими образами при выборе товаров. Мы обозначили критерии восприятия детьми образа сверстника в телерекламе и выяснили влияние этого явления на становление потребительских потребностей подрастающего поколения. Работа построена на анализе научных трудов, дающих представление о развитии психологической науки, об образе ребенка в исторической ретроспективе. Нами использованы и проанализированы данные специальных исследований по психологии и социологии рекламы, а также переработан большой материал, собранный в рекламных агентствах Москвы. Использованы материалы, действующей рекламы, так и для разработки научно обоснованных путей, методов, форм ее дальнейшего развития и совершенствования. Есть основания считать, что проведенное исследование отражает реальную картину рассмотренного явления, имеет практическую ценность.

Исследование рекламы, использующей образ ребенка, непосредственно связано с осуществлением его прав, вытекающих из Конвенции ООН о правах ребенка. Она была принята ООН 20 ноября 1989 года, ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Российская Федерация является правопреемницей СССР. Исследователи детства, выполнявшие свои работы уже после ратификации названной Конвенции в нашей стране, отмечают, что зафиксированные в этом международном документе права ребенка нередко не осуществляются.

Еще в апреле 1997 года в Москве был проведен пятый международный семинар преподавателей курса «Права человека» в школе. В его программе был широко представлен интересный опыт работы с учащимися по воспитанию и развитию их в духе Конвенции ООН о правах ребенка. Но, как исследователи этой проблемы, так и практики, спустя 4 года после этого события, отмечают большое число нарушений прав ребенка, в том числе и в области рекламы. Здесь весьма заметны нарушения права детей на объективную, открытую информацию об их жизни, о возможностях образования, самовоспитания, саморазвития. Заметны нарушения права детей на защиту от необъективной информации, искажающей истинные возможности ребенка, подростка, в достижении заманчивого предмета, образа жизни, который утверждается рекламой. Ущемляются права детей на защиту от массированного наплыва информации агрессивного характера. На сегодняшний день дети не защищены от информации, которая зомбирует сознание, а нередко и предопределяет правонарушительное поведение детей, подростков.

Таким образом, приобретает особое значение все то, что помогает или может помочь направить и расширить диапазон подросткового саморазвития по ориентирам, гармонизирующим растущую личность в процессе ее становления. Вопервых, в рамках, ее индивидуального диапазона когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности и социализации. Во-вторых, в границах ее постоянно растущих связей с окружающей средой, с идеалами, нормами взаимодействия в конкретной социокультурной ситуации. Имеет значение все то, что мы называем социализацией личности. Подросток нуждается в том, чтобы получить гармонично представленную информацию обо всех возможностях его вхождения в этот современный мир личностью активной, достойной самоуважения и уважения окружающих. Подростку необходимо получать информацию обо всех объективных возможностях самореализации: учение, работа, досуг, образ жизни.

Просветительская реклама сможет существенно воздействовать на определение подростком направления развития своей личности. Такая реклама будет интенсифицировать сам процесс гармонизации личности подростка внутри самой себя и во взаимоотношениях со средой, с конкретной современной социокультурной ситуацией.

Эффективной реклама может быть только в том случае, если она создается профессионально. Не случайно, видимо, в США расходы на рекламу составляют 25 миллиардов долларов в год, что составляет 8% объема розничного товарооборота. Большая часть расходов — вложения в научную работу, в частности именно в психологические исследования.

Проводя параллель с реальной, практической работой психолога в школе, — на собственном опыте видящим изменения в психических реакциях детей и подростков, скажем, что наша работа, посвященная психологии воздействия, имеет несомненную ценность для педагогических и социальных работников. Как отмечает И. В. Дубровина в книге «Я работаю психологом»: «В педагогической практике нередко употребляются понятия: «воздействие», «воздействовать» (например, воздействовать на ученика в процессе воспитания, в частности, социального воспитания).

В этой связи вспомним, сколько тратится за рубежом средств на т.н. подростковую, юношескую рекламу, — рекламу, имеющую истинно просветительский характер. В России на рекламу сегодня тоже тратятся большие деньги. Но затраты на психологические исследования ничтожны, как утверждают специалисты и как видно на практике. В октябре 1994 года радио России сообщало, что экономические обороты рекламного бизнеса в нашей стране практически сравнялись с оборотами в сфере торговли нефтью. За прошедшие 6 лет финансовые обороты в сфере нефтеторговли изменились существенно. А в рекламе? Вложение средств в науку в этой области, как и в других областях, не увеличилось. Между тем эффективность отечественной рекламы могла бы быть значительнее, если бы системно применялись здесь именно психологические теоретические и экспериментальные исследования.

Именно сегодня важно учитывать, что практика создания рекламы не только цель и средства в сфере конкретных задач данной деятельности, но и показатель того, как общество ориентирует развитие личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Страницы хрупкие влиятельных газет.: (Реклама в газетах 100 лет тому назад) // Рекламный мир. — 1997.- № 4. С. 19.
  2. М. Менеджмент рекламы. М.: Интел Тех, 1993.
  3. Н.В. Рекламное дело. Саратов, 1997.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: Издательство МГУ, 1980.
  5. К.В., Баженов Ю. К. Паблик Рилейшнз для коммерсантов, М.: Дашков и К, 2000.
  6. А. Живое искусство. М., Изд-во «ГИТИС», 1993.
  7. Ф. Средние века. Быт, нравы и обычаи. М.: Мысль, 1974.
  8. И.З., Теплицкий А. А. Реклама качества и качество рекламы. // Стандарты и качество. 1998. — № 1, № 8.
  9. Н. Тринадцатый нож в спину российской рекламе и public relations. -М.: Топ-Медиа, 1997.
  10. Ю.Архангельский В. А. Индивидуальное сознание и моральные ценности/ Вопросы философии. 1968. N 7.
  11. Е.Н., Асеев П. В. Организация рекламной кампании. / Эксперт. Бюро «Strix». М.: ПРИОР, 1997.
  12. Е.Н., Асеев П. В. Рекламная кампания. -М.: ПРИОР, 1997.
  13. О. М. Истина и ценность/Вопросы философии. 1966. N 7
  14. В.В. Словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз. М., ИИКЦ «Эльф-М», 1995.
  15. В.В., Музыкант В. Л. Реклама и маркетинг. М: ПАИМС, 1994.
  16. М.С. Психологическое исследование моделей рекламного сообщения. Под ред. Петровского В. А. М.: МГУ, 1998.
  17. Д. В., Самуилов В. П. Реклама: ее функции, цели и методы создания. Киев: Реклама, 1974.
  18. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. Общ. ред. М. С. Мацковского. Спб: Лениздат, 1992.
  19. Э. Трансактный анализ в группе. М., изд-во «Лабиринт», 1994.
  20. Э. Трансактный анализ и психотерапия. Санкт-Петербург, изд-во «Братство», 1994.
  21. В.Ф. Как добиться успеха в жизни. М., «Интер-эксперт», 1992.
  22. Е.А. Паблик рилейшнз. Учебное пособие. М., «Има-пресс», 1994.
  23. У. Стихи. М.: Прогресс, 1982.
  24. П. П. Возрастная педагогика. М.: Знание, 1930.
  25. С. РЛ: международная практика. М.: Довгань, 1997.
  26. С. Паблик рилейшнз: что это такое? М., «Модино пресс», 1998.
  27. В. А. О категориях ценности и оценки // Вопросы философии. 1966. N8.
  28. Л., Арене Ф. Современная реклама. Тольятти, Изд-во Дом Довгань, 1995.
  29. С. Маркетинговые исследования рынка информационных услуг. // Маркетинг. 1995. — № 2.
  30. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  31. А. А. Понимание и общение. И.: Знание, 1989.
  32. М.Д. Азы древнейшего ремесла, или Тринадцать бесед о рекламе и маркетинге. М.: Нива XX! Век, 1994.
  33. Н. К. О роли категорий, сущность и явление в познании. М.: Издательство АН СССР, 1963.
  34. В. Н. Экономическое поведение как предмет социологического анализа^Социологические исследования. 1994. N 10.
  35. С. Формирование рынка рекламы в России в первой половине 90-х годов. // Маркетинг. 1995. — № 1.
  36. И. Л. Приемы рекламы. Новосибирск: ЦЭРИС, 1993.- 14 738. Викентьев И. Л. Приемы рекламы и PUBLIC RELATIONS.- СПб.: Бизнес1. Пресса, 1999.
  37. Н. Регулирование рекламной деятельности (западноевропейский опыт) // Проблемы теории и практики социализма. 1993. — № 2.
  38. Витале Джо Малый бизнес: Реклама. М.: Довгань, 1998.
  39. О., Горшунова С. Анализ эффективности затрат на рекламу, или копейка рубль бережет. // Бизнес. 1998. — № 2.
  40. В.В. Образ в информационной рекламе. //Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, — 1994. № 2.
  41. В.В. Дизайн рекламы,— М.: Университет, 1999.
  42. Л. С. Проблема возраста. Собр. соч., Т.4.- М., Педагогика, 1984.
  43. Л. Ю. Эффективная реклама в России. М.: Руспартнер. ЛТД, 1994.
  44. Э.М. Становление и развитие рекламной графики в России: (Торгово-промышленный плакат и товарный знак в конце 19 -начале 20 вв.): Автореф на соиск. учен, степени. СПб., 1995.
  45. И.А. Тоталитарное искусство. М., Галарт, 1994.
  46. И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. М.: Гелла-принт, 1995.
  47. И.А. Реклама плюс. Реклама минус. М.: Гелла-принт, 2000.
  48. A.A. Реклама и психология. // Байкал, 1965, № 5.51. 99 лучших чеклистов для вашей рекламы. М.: Интерэксперт, 2000.
  49. А. Реклама. М.: Прогресс, 1993.
  50. А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. М: Прогресс, 1994.
  51. Д., Линда Т. Учебник по рекламе: Как стать известным, не тратя денег на рекламу. Минск, 1996.
  52. В. Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. М.: Экономика. 1984.
  53. С.А., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения. М., Изд-во «Смысл». 1996.
  54. М. Джонгвард. Рожденные выигрывать. М., 1993.
  55. Д., Уайт Г. Основы рекламного дела. Самара: Федоров, 1996.
  56. Ч. Собр. соч. в 30-ти т. М.: Гослитиздат, 1957.
  57. А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979.
  58. А. И. Психологическое единство коллектива. М.: МГУ, 1982.
  59. Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 т. JL: Наука, 1972.
  60. П. Реклама активная составляющая маркетинга. // Маркетинг. -1995.-№ 1.
  61. П. Реклама в системе маркетинга. // Маркетинг. 1996. — № 1.
  62. К.Е. Новейшие тенденции в развитии американской телерекламы. М., 1995.
  63. В. Г. Психология в рекламе.- М.: Датастром, 1992.
  64. JI.M. Реклама в период гиперсигнификации. // Вестник Моск. унта. Сер. 10.-1995. -№ 3.
  65. И. А. Смысловое восприятие речевых сообщений. /Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. М.: Наука, 1976.
  66. А. Правильный выбор программ залог успеха рекламы. //Рынок ценных бумаг. — 1994. — № 20.
  67. В.Я. Творческий подход к рекламе. // ЭКО. 1995. — № 9.
  68. Искусство рекламы: теория и практика современной рекламы. Казань: КазГУ, 1992.
  69. O.A. Текст и коммуникация. М., 1991.
  70. Г. Эффективная реклама. М.: Прогресс, 1991.
  71. Г. Эффективная реклама. Путеводитель для малого бизнеса. М.:2000.
  72. Т. Психология рекламы, ее современное состояние и практическое значение. М., 1925.
  73. Т. Реклама и плакат как оружие пропаганды. J1., 1925.
  74. М. С. Жить по совести. М.: Политиздат, 1988.- 14 979. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. М., ВТО, 1964.
  75. Коллектив, личность, общение. Словарь социально-психологических понятий. Ленинград, «Лениздат», 1987. Под редакцией Кузьмина Е. С., Семенова B.C.
  76. С. Стихи / Пер. с англ. М.: Наука, 1974.
  77. В.Г. Основы паблик рилейшнз. М.: Рефл-бук, 2000.
  78. Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс, 1990.
  79. Л. Бове, Уилльям Ф. Арене Современная реклама. Тольятти: Довгань, 1995.
  80. В. 3. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука, 1981.
  81. И.А. Реклама на российском телевидении динамика содержания. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. — 1996. — № 4.
  82. Л.М. Человек оркестр: микроструктура общения. М., «Класс», 1993.
  83. И.В. Теория и практика рекламы в России. М.: Центр, 1996.
  84. И.В. Пещерное искусство XX века. // Рекламные технологии. -1997. № 1. -С.2−3.
  85. Ю.В. Развитие рынка рекламы в России. // Вестник С.-Петерб. Унта. Сер 5. Вып. 4.
  86. Р. 1001 способ успешного маркетинга. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  87. И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М., «Технологическая школа бизнеса», 1992.
  88. В.И. Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995.
  89. О. Реклама в России: взлеты, падение, стабилизация? // Бизнес. -1996. № 7.
  90. Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.
  91. А. Н., Боковиков А. К. Экспериментальная психология в российской рекламе.- М.: Издательский центр «Академия», 1995.
  92. А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
  93. А. Н. Человек и культура // Проблемы развития психики. М., 1972.- 15 099. Леонтьев А. Н. О путях исследования восприятия. // Восприятие идеятельность. М., 1976.
  94. А.Н. Психология образа. // Вестник Московского университета. -М., 1979. № 2.
  95. А. Н. и современная психология. М.: МГУ, 1983.
  96. Д. А. Психологические контексты и смысловая структура сообщения. // Социально-психологические проблемы ускорения социального развития общества. М.: МГУ, 1987.
  97. Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей. // Психологический журнал, 1992, № 9.
  98. E.H. Рынок рекламы в России. // Экономика и коммерция. -1996. -№ 3.
  99. .А. В Россию с рекламой. // Деловые люди. — 1994. — № 3.
  100. С. Двигатель, работающий с перебоями, или Взгляд со стороны на современную рекламу. // Бизнес. 1995. — № 1.
  101. Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллин, «Александра», 1994.
  102. И.А. Рекламная графика. Автореферат. М., 1970.
  103. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Изд-во «Петроком», 1992.
  104. К. Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии: Моногр. М.: Высш. Школа, 1981.
  105. М. Сигналы личности. Воронеж, 1993.
  106. Т. Собр. Соч. В 10-ти т./Пер. С нем. М.: Гос. Политиздат, 1959.
  107. М. А. Психология рекламы. М.: Гостех. Изд-во, 1925.
  108. М.И., Розин М. В. Формирование позитивного образа предпринимателя в общественном сознании. // Вопросы психологии, 1993, № 1.
  109. Р.И. Психология рекламы. М.: ИНФРА-М, 2000.
  110. В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. -М., 1981.
  111. Ф. Романы, М.: Прогресс, 1971.
  112. С. Политическая реклама: Пособие для начинающих политиков. -Екатеринбург: УрО РАН, 1994.
  113. В.Л. Реклама: Международный опыт и российские традиции. -М.: Право и закон, 1996.
  114. В.Л. Реклама: функции, цели, каналы распространения. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996.
  115. В. С. Детская психология. М.: Издательский центр «Академия», 1997.
  116. А.Н. Эффективная продажа рекламы. Технология получения заказа на покупку рекламных площадей, эфира, пространства. М.: Дело, 2000.
  117. Наймушин А. Д, Основы организации рекламы. М: Внепггоргиздат, 1992.
  118. И. С. Ценность и полезность: Научные доклады высшей школы. // Философские науки. М., 1969.
  119. А.М. Аниматограф и его анима. М., «ИМПЭТО», 1995.
  120. Т.М. «Паблик рилейшнз» и реклама в системе маркетинга. // Маркетинг в России и за рубежом. М., 1997.
  121. Огилви Дэвид. Откровения рекламного агента. М: АО Финстатинформ, 1994.
  122. Огилви Дэвид. Тайны рекламного двора. М: АО Финстатинформ, 1994.
  123. П. Словарь театра. М., Прогресс, 1991.
  124. Ф.Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность. М.: Маркетинг, 2000.
  125. Ш. Панченко Н. В. Эффективность рекламы: почему она низка и как ее повысить. // ЭКО. 1994. — №>9.
  126. В.А. (отв. редактор). Психология воспитания. М., изд-во «Аспект-пресс», 1995.
  127. Т. Д. Единство мысли, чувства, действия. М.: Знание, 1978.
  128. A.B., Лукашев A.B. «Черный PR» как способ овладения властью или Бомба для имиджмейкера. СПб. .-Третье тысячелетие, 2000.
  129. Г. Г. СПИНДОКТОР, который умеет «лечить» события. М.: РИП-Холдинг, 1999.- 152 136. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. СПб.: Алетейа, 2000.
  130. Психология развития личности // Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
  131. П. Рекламодатель всегда прав? К чему приводит повышенный уровень дилетантства. // Деловые люди. 1995. — № 58 (июль-август).
  132. Э.С. Формирование и развитие рекламно-издательского рынка в Санкт-Петербурге. Автореф. дис. на соиск. учен, степени. СПб., 1996.
  133. Реклама: Экономика, политика, искусство. Сост. Климова В. В., Мещеркина О. М. M., 1997.
  134. Рекламный менеджмент: телевидение и радиовещание. М., 1994. ,
  135. М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
  136. ИЛ. Международное рекламное дело. -М.: ЮНИТИ, 1994.
  137. ИЛ. Реклама как средство коммуникации. // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 4.
  138. ИЛ. Реклама: планка для профи: (Реклама в условиях рынка 90-х). М.: Юрайт, 1997.
  139. ИЛ. Цивилизованная реклама насущная необходимость цивилизованного рынка. // Маркетинг. — 1995. — № 3.
  140. Ю. На кухне ТВ-рейтингов: Экран реклама — телезритель: троица, где нет лишнего. // Журналист. — 1998. — № 9/10.
  141. Д. Э., Кохтев И. Н. Язык рекламных текстов. М.: Высшая школа, 1981.
  142. Т., Розов С. Мониторинг рекламы на телевидении // Маркетинг. -1996.-№ 2.
  143. A.A., Черепанова И. Ю., Ходырев A.A. Тайны рекламы. Тверь: Гере, 1997.
  144. РоматЕ.В. Реклама: учебное пособие. Киев, «Студцентр», 1996.
  145. Е.В. Реклама. Маркетинг. Харьков: Студцентр, 1999.
  146. Рубинштейн С. JL Бытие и сознание. М., 1957.
  147. С. JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  148. Е. M. Детство в России: реальности и проблемы, М., 1996.
  149. Е. Рынок рекламных услуг. // Деловой мир. 1995. — № 11
  150. Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  151. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.АЛдова. Л., 1979.
  152. O.A., Груздева O.A., Красовский Г. В. Конспект рекламиста. -М.: Центр промыш. Маркетинга и рекламы МГТУ Станкин, 1999.
  153. . П. Тошнота // Сартр Ж. П. Избр. произв. Пер. с фр. — М.: Республика, 1994.
  154. Н.В. Культура массовая культура — реклама: (мифологический аспект). // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. — 1998. — № 2.
  155. Т.А. Агрессия рекламы. // Дон, 1982, № 7.
  156. Ю. Качество рекламы ее правдивость. // Стандарты и качество. — 1994.-№ 3.
  157. Н. Социология / под ред. В. Я. Ядова. М.: Феникс, 1994.
  158. А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1965.
  159. М.М. Реклама как инструмент информационного менеджмента. // Экономика и коммерция. 1996. — № 1.
  160. Современная реклама. Под ред. проф. Феофановой, Тольятти: Издательский дом Довгань, 1995.
  161. Е. П. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
  162. Станет ли российский рынок рекламы цивилизованным? // Деловой мир. -1995.-№ 17.
  163. Э.Е. Сервис и реклама. // Управление персоналом. 1997.
  164. Э.Е. Самоучитель по рекламе. М.: Бизнес-школа, 1999.-154 174. Староверова О. В. Влияние рекламы на реализацию продукции. //
  165. Социологические исследования. 1994. — № 8/9.
  166. Э. О стиле радиорекламы. // Реклама, 1981, № 5.
  167. Э. Текстовые факторы эффективности радиорекламного воздействия. Автореф. дис. на соиск. учен, степени. Киев, 1984.
  168. США глазами американских социологов. М., Наука, 1988.
  169. Н. Г., Фрайнбургер В., Ротцолл К. Реклама. Теория и практика. -М.: Прогресс, 1989.
  170. М.И. Все о рекламе. Умей продавать! М., 1995.
  171. А.Б. Реклама. СПб., 1996
  172. JI. Н. Собр. Соч.: В 22-х т. М.: худож. лит., 1978.
  173. Торговая реклама и упаковка в России XIX XX вв.: Из фондов Гос. Ист. музея. -М.:ГИМ, 1993.
  174. Увлекательный мир московской рекламы XIX начала XX века: Альбом. -М., 1996.
  175. Э.А., Кочеткова А. И. Рекламное дело. М.: ЭКМОС, 1999.
  176. К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1,2. Под. Ред. А. И. Пискунова, М.: Педагогика, 1974.
  177. В. В. Старых Н.В. История рекламы: детство и отрочество. М.: Смысл, 1994.
  178. В.В. С чуго это начиналось? : Проблема генезиса рекламной деятельности. // Вестник Моск. ун-та. Сер 10. -1995. № 5
  179. В.В., Шомова С. А., Гринберг Т. Э. и др. Реклама: палитра жанров. М.: РИП-Холдинг, 2000.
  180. У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. -СПб. Литер, 2000.
  181. Федеральный закон о рекламе. М.: Ось-89, 2000.
  182. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности. // Вопросы психологии. 1985, № 6, С. 26−37.
  183. О. А. Реклама система психопрограммирования общества. // США: экономика, политика, идеология. 1972, № 10.
  184. О. А. Буржуазная политическая реклама в США. Автореферат. М&bdquo- 1973.
  185. О. А. США: реклама и общество. М.: Мысль, 1974.
  186. Н. Дикая реклама дикого рынка. // Деловые люди. 1994. — № 45.
  187. Т. Я О-Кей и Ты О-Кей. М., Изд-во «Смысл», 1997.
  188. Д. О тенденциях развития радиорекламы. М.: 1993.
  189. Р. Все о Public Relations. Как добиться успеха в бизнесе, используя связи с общественностью. М.:БИНОМ, 1999.
  190. Хрестоматия по социальной психологии. М., Международная Педагогическая Академия, 1994.
  191. Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. М., Наука, 1996.
  192. Н.Г. Нетрадиционная рекламная деятельность: история, теория, семантика. Новокузнецк: ЗАО «Фактор Сибири», 1997.
  193. С.И. История и теория рекламы. М.: МЭГУ, 1992.
  194. С.И. От зазывалы до конторы объявлений: Рекламное дело в России. // Бизнес. 1995. — № 1.
  195. Г. И. Основные тенденции развития мировой рекламной индустрии в 90-е годы. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. 1995. — № 6.
  196. ., Лансестр А. Методы продажи. М., «Прогресс», 1993.
  197. В. Грядущая реклама. М.: Интерэксперт, 1999.
  198. Ч. Браун Р. Реклама в розничной торговле США. Киев «PRENTICE HALLING». 1992.
  199. Д. Б. Детская психология. М., 1960.
  200. Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  201. А. Влияние на потребителей с помощью непрямой рекламы. // Маркетинг. 1998. — № 6.
  202. A. R. Goulding. Changing. Lives through Redecision Therapy. NY. 1979.
Заполнить форму текущей работой