Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались психологи К. Н. Корнилов, И. Л. Ермаков, А. М. Шуберт, Н. П. Сакулина, Н. С. Карпинская, В. А. Езикеева, И. Л. Дзержинская, Т. Г. Казакова и другие. Преимущество изобразительной деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников заключается, во-первых, в том, что изобразительная деятельность по структуре ближе к игре… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к исследованию развития познавательных способностей личности старших дошкольников
    • 1. 1. Исследование познавательных способностей в общепсихологическом аспекте
      • 1. 1. 1. Психологический анализ сущности способностей в психологии
      • 1. 1. 2. Развитие способностей как многоуровневого образования
      • 1. 1. 3. Факторы, влияющие на развитие познавательных способностей
    • 1. 2. Развитие познавательных способностей старшего дошкольника, как субъекта деятельности, личности
      • 1. 2. 1. Развитие мнемических способностей ребёнка
      • 1. 2. 2. Развитие перцептивных способностей восприятия у дошкольников
      • 1. 2. 3. Особенности мотивационной и эмоциональной сферы, определяющие развитие способностей личности в старшем дошкольном возрасте
    • 1. 3. Изобразительная деятельность как фактор развития познавательных способностей старших дошкольников
      • 1. 3. 1. Изобразительное искусство и его специфические средства
      • 1. 3. 2. Развитие памяти и восприятия средствами изобразительной деятельности через изменение мотивационной и эмоциональной сферы личности
  • Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности
    • 2. 1. Описание выборки и этапы экспериментального исследования
    • 2. 2. Методики исследования
    • 3. Результаты экспериментального исследования развития познавательных способностей старших дошкольников, средствами изобразительной деятельности
      • 3. 1. Показатели способностей субъекта деятельности и способностей личности старших дошкольников до воздействия развивающего фактора
      • 3. 2. Анализ результатов развития познавательных способностей старших дошкольников после экспериментального воздействия
  • Выводы
  • Список используемой литературы

Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение развития познавательных способностей старших дошкольников позволяет реализовать главную задачу педагогической психологии — исследовать условия, факторы и средства совершенствования познавательных психических функций в условиях развивающего воздействия с учётом возрастных особенностей.

Бесспорен факт наличия большого количество исследований способностей. Результаты многих экспериментальных работ имеют несомненную значимость как для развития психолого-педагогической теории, так и для педагогической практики. На сегодняшний день существуют экспериментальные работы, посвященные исследованию развития познавательных способностей детей, в том числе мнемических и перцептивных способностей старших дошкольников и младших школьников (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, A.A.Смирнов, Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, A.B.Запорожец, В. П. Зинченко, З. И. Истомина и другие). Изучался процесс развития познавательных способностей детей и с учётом особенностей личностной регуляции (мотивов, эмоциональных процессов, направленности личности): О. Е. Виноградов, И. А. Васильев, О. К. Тихомиров, Д. Б. Богоявленская, М. И. Кошенова, А. И. Борисова и Л. Д. Двойникова, М. В. Мацкевич и другие. Однако наиболее детально проблема развития способностей освещена в работах В. Д. Шадрикова, согласно системе теоретических положений которого, развитие способностей представляет собой развитие системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов (термин «регулирующие механизмы» введён Л. В. Черемошкиной [212]).

Наше исследование выполнено в русле функционально-генетического подхода В. Д. Шадрикова к рассмотрению способностей как многоуровневого образования, что позволило раскрыть механизмы развития способностей, осуществить развитие и формирование операционных и регулирующих (мотивационных) механизмов способностей, проанализировать связи между структурными компонентами способностей.

Рассматривая мозг как суперсистему, которая формируется из отдельных функциональных систем, В. Д. Шадриков определяет способности «как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [225,С. 12]. Функциональные системы реализуют отдельные психические функцииони специализированы благодаря своему строению и свойствам элементов, составляющих их. Функциональные системы обладают свойствами, благодаря которым у человека развиваются психические функции ощущать, чувствовать, мыслить, действовать, запоминать и т. д. Свойство проявляется в процессе деятельности.

Приняв за единицу анализа способностей психическую функцию, В. Д. Шадриков высказывает определенные положения по структуре познавательных способностей и выделяет в структуре способностей функциональные, операционные и мотивационные механизмы. Развитие познавательных способностей представляет собой развитие системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов. Поэтому изучение процесса развития способностей субъекта деятельности, в который постепенно, по мере развития человека, включаются регулирующие механизмы личности, необходимо осуществлять с опорой на систему теоретических положений к рассмотрению способностей как многоуровневого образования.

Развитие способностей субъекта деятельности идёт, прежде всего, за счёт интеллектуализации основных психических функций. Интеллектуализация способностей проявляется в вовлечении интеллектуальных операций в протекание основных психических функций: памяти, восприятия, воображения, представления [227, С.57]. Итогом развития познавательных способностей становится повышение продуктивности деятельности. Одновременно с развитием системы функциональных и операционных механизмов способностей, появляются регулирующие механизмы. Мотивационная сторона процесса оказывает регулирующее влияние как на те, так и на другие механизмы, обеспечивая необходимый тонус.

Способности субъекта деятельности, определяются их отношением к условиям деятельности, а способности личности — мотивацией и предметом познания и взаимодействия (социальный мир) [214]. Согласно исследованию Л. В. Черемошкиной, «регулирующие механизмы представляют собой систему ориентировочных, принятия решения, планирующих, контролирующих, оценочных, корректирующих, антиципирующих действий, которые находятся в системном взаимодействии с детерминантами когнитивных процессов личностного уровня: мотивами, эмоциями, Я-концепцией, волевыми качествами и другими образованиями [214, С.273].

Таким образом, в процессе жизнедеятельности и деятельности природные способности индивида преобразуются в способности субъекта деятельности и далее обогащаются личностными отношениями и мотивами, становясь личностными. Высший уровень развития способностей, когда появляется единство природных способностей индивида, субъекта деятельности, личности с нравственными и моральными качествами человека — это появление духовных способностей. Данный процесс преобразования способностей, характеризует их развитие [227].

В последнее время, в рамках научной школы В. Д. Шадрикова осуществляется большое количество экспериментальных работ, позволяющих изучить различные аспекты развития способностей: Л. В. Черемошкина, К. В. Макарова, Г. А. Стюхина, О. А. Таллина, Т. М. Хасаева, О. В. Лаврик, Т. Н. Соболева, С. Е. Мухина и другие.

У старших дошкольников развитие познавательных способностей идёт, в первую очередь, за счёт овладения операционными механизмами. Однако ни в одной образовательной программе детского сада не ставится и не раскрывается задача формирования интеллектуальных операций (или операционных механизмов способностей), через которые ребенок должен реализовать свою познавательную активность, совершенствуя свои способности, тем более в совокупности с регулирующими механизмами личности. Часто у педагогов отсутствуют представления о механизмах формирования интеллектуальных операций, а также практические навыки развития познавательных способностей как многоуровневого образования. Данное утверждение свидетельствует сразу о двух актуальных проблемах педагогической психологии.

Во-первых, одним из актуальных направлений изучения способностей дошкольников, является исследование процесса развития способностей как субъекта деятельности, в который постепенно, по мере развития, включаются регулирующие механизмы личности. Несмотря на то, что старшие дошкольники ещё не включены в учебную деятельность, в которой начинается интенсивное формирование операционных механизмов познавательных способностей, активное участие детей в изобразительной деятельности позволяет ставить специальную задачу — развивать способности как субъекта деятельности (интеллектуальные операции) и как личности (мотивационные предпочтения, социальные эмоции). Важно организовать развивающее воздействие, при котором операции развивались бы не стихийно, а целенаправленно и планомерно. «Стихийное формирование интеллектуальных операций не способствует интеллектуальному развитию ребенка, развитию его способностей» [227, С.208]. Во-вторых, профессиональная психолого-педагогическая подготовка и повышение квалификации преподавателей и воспитателей. Каким должен быть современный специалист в области образования, в частности воспитатель? Какими должны быть содержание и формы психолого-педагогической подготовки различных работников сферы образования? Все это составляет немалую проблему [139, С.534].

С учётом недостаточной разработанности проблемы становления личностных способностей, осознаётся необходимость исследования механизмов их развития у старших дошкольников (лишь в исследовании К. В. Макаровой, впервые анализируется развитие высших личностных способностей человека — духовных способностей именно у детей, на примере младших школьников [121]). Поэтому наша работа посвящена изучению интеграции регулирующих механизмов личности в общую структуру познавательных способностей, что приводит к появлению новых системных качеств способностей, повышающих продуктивность деятельности детей. Учитывая, что в дошкольном детстве доминирующей функцией является память, а также происходит интенсивное сенсорное развитие, исследование познавательных способностей осуществлялось на примере развития мнемических и перцептивных способностей.

Одна из приоритетных задач дошкольного образования — познавательное, интеллектуальное развитие детей, в том и числе, и за счёт изобразительной деятельности, компонентом которой является восприятие произведений изобразительного искусства. Понятие «изобразительное искусство», используется как общее название искусств, воплощающих художественные образы на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура, а также архитектура). Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме [99].

Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались психологи К. Н. Корнилов, И. Л. Ермаков, А. М. Шуберт, Н. П. Сакулина, Н. С. Карпинская, В. А. Езикеева, И. Л. Дзержинская, Т. Г. Казакова и другие. Преимущество изобразительной деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников заключается, во-первых, в том, что изобразительная деятельность по структуре ближе к игре, чем учебная деятельность, во-вторых, изобразительная деятельность позволяет развивать в совокупности способности как субъекта деятельности, так и способности личности. А значит, с одной стороны, изобразительная деятельность способствует формированию операционных механизмов способностей, с другой стороны, она активизирует регулирующие механизмы личности. Постепенно регулирующие механизмы личности включаются в процесс развития способностей субъекта деятельности, в итоге способности приобретают личностную окраску. Благодаря формированию личностной регуляции, то есть отношению с определённым смыслом, повышается качество способности, эффективность и продуктивность деятельности. Это свидетельствует о начале развития личностных способностей и даёт основание использовать изобразительную деятельность как средство их развития у детей.

В ситуации специально организованного восприятия картин (а восприятие произведений изобразительного искусства является одним из компонентов изобразительной деятельности), и последующим активном включении ребёнка в разнообразные формы изобразительной деятельности у него возникает определённое эмоциональное переживание, обусловленное влиянием произведения на эмоциональную сферу. По мнению В. Н. Мясшцева [137], психическое состояние, в том числе эмоциональное состояние становится общим функциональным уровнем, на фоне которого происходит повышение эффективности развития познавательных способностей посредством развития в совокупности способностей субъекта деятельности и способностей личности. Я. Рейковский также приходит к заключению, что познавательные процессы под влиянием эмоций подвергаются определённым модификациям [155]. О. К. Тихомиров и Ю. Е. Виноградов доказывают, что эмоции не просто сопровождают мыслительную деятельность, не только активизируют или тормозят её, но и являются важнейшими регулирующими механизмами [196]. Именно определенное личностное отношение детей к деятельности, по утверждению М. И. Кошеновой, повышает качественный уровень способностей [102]. «Вся мыслительная деятельность разворачивается на основе мотивации, делающей задачу актуальной для субъекта» [227, С.137]. В процессе развивающей работы с дошкольниками, активизируется познавательная мотивация, эмоционально-волевая сфера, которые начинают взаимодействовать с когнитивными системами: восприятия, мышления, воображения, памяти детей.

Таким образом, интегрирующая функция эмоций способствует устойчивой взаимосвязи психических процессов и психологических свойств, а также формированию единства психического, его целостности. Вследствие этого образуется соответствующая психологическая структура, включающая свойства — состояние — процессы, необходимые для эффективного функционирования субъекта [150], в том числе и в возрасте 6−7 лет.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети владеют некоторыми операционными механизмами познавательных способностей (повторение, ассоциация). Однако, в процессе целенаправленного развития способностей средствами изобразительной деятельности и при условии появления личностной окрашенности способностей субъекта деятельности, намечается формирование ряда новых операционных механизмов (аналогия, структурирование, достраивание материала), дошкольники способны усвоить приёмы упорядочивания, выделения опознавательных признаков и т. д. Таким образом, происходит развитие познавательных способностей детей, за счёт качественных и количественных изменений в структуре, во-первых, операционных механизмов способностей, и,. во-вторых, регулирующих механизмов (мотивационных предпочтений, развивающихся социальных эмоций). А значит, у 6−7летних детей, возможно, развивать не только способности субъекта деятельности, но и личностные способности, несмотря на то, что в своём развитии они проходят этап первоначального формирования и интеграции в структуру способностей.

Все вышеизложенное определило цель, объект и предмет исследования.

Цель — исследовать развитие познавательных способностей (операционные, регулирующие механизмы) старших дошкольников средствами изобразительной деятельности.

Объект исследования — познавательные способности старших дошкольников.

Предмет исследования — механизмы развития мнемических и перцептивных способностей старших дошкольников в условиях специально организованного воздействия средствами изобразительной деятельности.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что развитие познавательных способностей старших дошкольников в. изобразительной деятельности происходит в результате формирования и интеграции операционных и регулирующих механизмов способностей, что проявляется в повышении продуктивности деятельности и качестве её результата.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть общепсихологические подходы к проблеме развития познавательных способностей, в том числе в русле функционально-генетической теории.

2. Рассмотреть средства изобразительной деятельности как фактор развития познавательных способностей старших дошкольников.

3. Исследовать операционные и регулирующие механизмы как компоненты структуры мнемических и перцептивных способностей старших дошкольников.

4. Изучить проявления мотивационной и эмоциональной сферы старших дошкольников, как регулирующих механизмов развития познавательных способностей.

5. Разработать этапы экспериментального исследования, составить программу развивающего воздействия на познавательные способности старших дошкольников.

6. Экспериментально исследовать формирование операционных механизмов мнемических и перцептивных способностей при изменении мотивационных предпочтений и сформированное&tradeсоциальных эмоций старших дошкольников.

Методы исследования: междисциплинарный теоретический анализ научной литературы, опрос, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, формирующий эксперимент. Поставленные задачи исследования реализованы определёнными методиками: «Диагностика мнемических способностей» (разработана В. Д. Шадриковым и Л.В.Черемошкиной), которая, в свою очередь, включает две взаимодополняющие друг друга методики: «Диагностика продуктивности функциональных механизмов» и «Диагностика уровня развития операционных механизмов" — адаптированный вариант методики «Изучение восприятия картины» (предложена Г. А. Урунтаевой и Ю.А.Афонышной) — «Оценка уровня успешности усвоения ребёнком материала на занятиях» (предложена Л.А.Венгером) — «Изучение осознания мотивационных предпочтений» (предложена Г. А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной) — «Изучение действенности общественного и личного мотивов» (предложена Д.В.Сергеевой) — «Изучение социальных эмоций» (предложена Е. Ф. Рыбалко, Л.А.Головей).

Полученные результаты были подвергнуты обработке методами математической статистики: критерий согласия распределений дгм-квадрат Пирсона, ранговый коэффициент корреляции Спирмена, многофункциональный критерий Фишера ф.

Положения, выносимые на защиту:

1. Включение старших дошкольников в специально организованную изобразительную деятельность способствует развитию: во-первых, операционных механизмов их познавательных способностей, которое осуществляется за счёт совершенствования имеющихся (повторение, ассоциация, опорный пункт, группировка, выделение визуального опорного пункта, перекодирование и другие) и появления новых интеллектуальных операций (аналогия^ структурирование, достраивание материала) — во-вторых, регулирующих механизмов личности (мотивационных предпочтений и социальных эмоций).

2. Специально организованная изобразительная деятельность позволяет интегрировать операционные и регулирующие механизмы способностей старших дошкольников, что способствует развитию целостной структуры познавательных способностей и появлению их новых системных качеств, проявляющихся в повышении продуктивности деятельности и качестве её результатов.

Методологической основой исследования выступают следующие концепции и теории: культурно-историческая концепция Л. С. Выготскогоконцепция развития психических функций Б. Г. Ананьеватеория функциональных систем П. К. Анохинатеория оперативности отражения Д.А.Ошанинафункционально-генетический подход В. Д. Шадрикова к рассмотрению способностей как многоуровневого образования, концепция мнемических способностей Л. В. Черемошкиной, а так же принцип психофизиологического единства в понимании С. Л. Рубинштейнапринцип единства переживания и знания С. Л. Рубинштейна,.

Научная новизна. Проанализированы познавательные способности дошкольников с позиций функционально-генетического подхода, в контексте развития способностей субъекта деятельности (за счёт развития операционных механизмов) и способностей личности (за счёт появления новых мотивационных предпочтений и развивающихся социальных эмоций) в ходе целенаправленного включения детей в специально организованную изобразительную деятельность. Экспериментально доказано развитие познавательных способностей личности в старшем дошкольном возрасте. Установлено, что процесс интеграции операционных механизмов способностей и регулирующих механизмов личности в структуру познавательных способностей, приводит к появлению новых системных качеств способностей, проявляющихся в продуктивности деятельности и качественном своеобразии её результатов именно в старшем дошкольном возрасте.

Показано, что разработанная авторская программа, направленная на развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности, способствует развитию операционных и регулирующих механизмов мнемических и перцептивных способностей.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении психологического понимания механизмов развития познавательных способностей как многоуровневого образованияв расширении представлений о механизмах развития познавательных способностей личности в старшем дошкольном возрастев определении средств, способствующих интеграции операционных механизмов способностей и регулирующих механизмов личности в структуру познавательных способностей.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты позволяют практически осуществлять развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности, и могут быть широко применены в организации дошкольного образовательного процесса. Результаты и выводы экспериментального исследования, а также программа развивающей работы с детьми могут быть использованы в системе дошкольного образования с целью создания условий для раскрытия и развития способностей каждого ребёнка. Кроме того, полученные теоретические и практические материалы могут быть использовать при разработке программ учебных курсов по педагогической психологии и психологии развития, а также практическими психологами, работающими с детьми дошкольного возраста.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась последовательной реализацией выбранной методологии, тщательным анализом имеющихся теоретических источников, соотнесением теоретических положений с результатами экспериментальных исследований, использованием апробированных и надежных методов исследования, адекватных цели, задачам и логике экспериментальной работы, достаточным объемом выборки испытуемых, использованием методов математической статистики и содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Апробация результатов исследования. Материалы и результаты исследования освещались на заседании кафедры педагогической психологии МПСИ (2006;2008гг.) — на Первой Всероссийской научно-практической конференции Казанского государственного университета, посвященной проблеме «Психология психических состояний: теория и практика" — материалы обсуждались на кафедре психологии в Современной гуманитарной академии (СГА) г. Железногорскана методических семинарах и выступлениях различной тематики в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях № 5, № 15, № 31 г. Железногорска Курской области: «Познавательные способности дошкольников», «Развитие когнитивных способностей в условиях детского образовательного учреждения», «Средства развития познавательных способностей старших дошкольников» и других. По теме диссертационного исследования опубликовано 9 печатных работ.

Развивающая программа разрабатывалась и апробировалась в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (МДОУ) № 5, № 15, № 31 г. Железногорска.

Курской области при участии в эксперименте детей в возрасте 6−6,5 лет в количестве 104 человек.

Внедрение в практику результатов исследования осуществлялось в следующих направлениях:

• Результаты экспериментального исследования, а также разработанная развивающая программа используются сотрудниками муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ) г. Железногорска для осуществления занятий, направленных на развитие познавательной сферы старших дошкольников.

• материалы исследования освещаются на педагогических советах и практических семинарах, проводимых в МДОУ г. Железногорска.

Структура и объем работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список используемой литературы, составляющий 250 источников и приложения. Работа представлена на 248 страницах, содержит 43 таблицы, 24 рисунка и 15 приложений.

Выводы:

1. В ходе экспериментального исследования, базирующегося на теоретических положениях функционально-генетического подхода В. Д. Шадрикова, рассматривающего способности как многоуровневое образование, были подтверждены данные, доказывающие развитие способностей субъекта деятельности в совокупности с развитием способностей личности в старшем дошкольном возрасте.

2. Установлено, что изобразительная деятельность, являясь средством познавательного развития детей, позволяет развивать в совокупности, как способности субъекта деятельности, так и способности личности.

3. Исследованы мнемические и перцептивные способности старших дошкольников до развивающего воздействия, в результате было установлено наличие ряда операционных механизмов познавательных способностей (группировка, опорный пункт, ассоциация, повторение, перекодирование и другие).

4. На констатирующем этапе эксперимента у старших дошкольников установлено преобладание мотивов узколичного характера (вещественные, материальные) и средний уровень развития социальных эмоций, что свидетельствует о недостаточном развитии регулирующих механизмов познавательных способностей.

5. Разработана программа, упражнения и задания которой направлены на развитие операционных и регулирующих механизмов мнемических и перцептивных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности.

6. В результате развивающего воздействия установлено:

— появление новых, более сложных операционных механизмов мнемических и перцептивных способностей в экспериментальной группе (аналогия (15% -мнемические способности и 8% - перцептивные способности) — структурирование (6% (мнемические способности), достраивание материала (6% - мнемические способности и 17% - перцептивные способности) и изменение связей между компонентами структуры;

— наличие статистически значимых структурных связей на контрольном этапе эксперимента между продуктивностью развития функциональных, операционных механизмов мнемических способностей и операционных механизмов перцептивных способностей с такими компонентами регулирующих механизмов, как: мотивационные предпочтения «преобразования вещественной окружающей среды» (коэффициенты ранговой корреляции Спирмена: — 0,193 и -0,232, уровень значимости 0,05) — узколичные мотивы (0,217 и 0,197, уровень значимости 0,05) и общественные мотивы (-0,217 и — 0,197, уровень значимости 0,05) — социальные эмоции (0,552 и 0,694, уровень значимости 0,01), свидетельствует об интеграции операционных и регулирующих механизмов в структуру способностей;

— под воздействием средств изобразительной деятельности изменяются мотивационные предпочтения детей, общественные мотивы начинают преобладать над узколичными, активизируются социальные эмоции. Это говорит о том, что мотивационные предпочтения, являясь компонентами регулирующих механизмов личности, интегрируются в общую структуру познавательных способностей;

— повышение продуктивности деятельности детей старшего дошкольного возраста после развивающего воздействия средствами изобразительной деятельности (в экспериментальной группе высокий уровень отмечается у 83%- в контрольной группе у 4%), свидетельствует о более высоком уровне развития познавательных способностей.

7. Специально организованная изобразительная деятельность является интегрирующим средством развития познавательных способностей старших дошкольников через операционные и регулирующие механизмы, что приводит к появлению новых системных качеств способностей и повышению продуктивности деятельности детей. Всё это, свидетельствует о начале развития личностных способностей в данном возрасте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Проверьте свои способности Текст. / Г. Айзенк- пер. с англ. А. Н. Лука и И. С. Хорола- предисл. д-ра мед. наук проф. Ф. Д. Горбунова. М.: Лань Изд-во, 1998. — 158 с. — 20 000 экз. — ISBN 978−5-8114−0025−6.
  2. , Б. Г. Очерки психологии Текст. / Б. Г. Ананьев. — Л.: Лениздат, 1945. 160с. — ISBN [не указан].
  3. , Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера Текст. / Б. Г. Ананьев // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956. — С. 93−97. — ISBN [не указан].
  4. , Б. Г. Психология чувственного познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 2001.-280 с. 600 экз. — ISBN 5−02−13 093−1.
  5. , Б. Г. О соотношении способностей и одарённости Текст. / Проблемы способностей // Под ред. В. Н. Мясищева. М.: АПН РСФСР, 1962. — С. 15−32. — 308 с. — ISBN [не указан].
  6. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с. — 7000 экз. — ISBN 5−27 200 289-Х.
  7. , А., Урбина, С. Психологическое тестирование Текст. / Анна Анастази, Сьюзан Урбина- пер. А. А. Алексеева. 7-изд. — СПб.: Питер, 2007. — 688с. — 3000 экз. — ISBN 978−5-272−106−1.
  8. , А. Дифференциальная психология Текст. / Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -2-е изд. М.: ЧеРо, 2002. — С. 13−19. — 776 с. — 8000 экз. — ISBN 5−88 711−178-X.
  9. , П. К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. / П. К. Анохин. -М.: Медицина, 1975. 477с. — ISBN [не указан].
  10. , Т. И. Методологический аспект проблемы способностей Текст. / Т. И. Артемьева- АН СССР. Институт психологии. М.: Наука, 1977. — 183 с. — экз-ры: ч/з1(1), н/а (1). — ISBN [не указан].
  11. , Е. JI. Особенности эмоциональных состояний креативных детей Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Барышникова Елена Леонидовна. М., 2000. — 340 е.: ил. — 237 819.
  12. , Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук Текст.: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. -Ярославль: Академия развития, 1998. 240 с. — 35 000 экз. — ISBN 5−77 970 031−1.
  13. , М. В. Эстетическое воспитание детей на занятиях изобразительной деятельностью Текст. / Марина Беликова // Дошкольное воспитание. 1981. — № 4. — С.26−28.
  14. , Д. К. Социальное и биологическое в человеке Текст. / Дмитрий Беляев //Политическое самообразование. 1982. — № 2. — С.33−41.
  15. , А. Два источника морали и религии Текст. / Анри Бергсон- пер. с фр., послесл. и примеч. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1994. — 384с. — ISBN 588 373−001−9.
  16. Д. Б. Методологические и методические проблемы исследования целеполагания Текст. / Психологические исследования интеллектуальной деятельности // Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1979. — С.95−105. — ISBN [не указан].
  17. , Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Д: изд-во Рост. ун-та, 1983. — 173 с. — ISBN [не указан].
  18. , З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста Текст. / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. — М.: Просвещение, 1991. 208 с. — 400 000 экз. — ISBN 5−09−3 256−4.
  19. , А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей Текст. / А. А. Бодалёв // Вопросы психологии. 1984. — № 1 -ISBN [не указан].
  20. , А. К. Дидактические игры в детском саду Текст. / А. К. Бондаренко- 2-е изд., доработ. М.: Просвещение, 1991. — 160 с. — ISBN 509−1 629−1.
  21. , А. И., Двойников, JI. Д. Влияние динамики прослушиваемой музыки на энцефалографические показатели детей Текст.: сб. науч. Тр. / Науч. тр. Куйбышевского госпединститута. — Т.135. Куйбышев, 1974. -С.52−53. — ISBN [не указан].
  22. , И. Е. Психология развития ребёнка дошкольного возраста Текст.: учеб. Пособие / И. Е. Валитова. 2-е изд. — Мн.: Университетское, 1999. — 160 с. — ISBN [не указан].
  23. , И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности Текст. / И. А. Васильев //Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. № 4. — с.49−60. — ISSN 0205−9592.
  24. , И. А., Поплужный, В. Л., Тихомиров, О. К. Эмоции и мышление Текст. / И. А. Васильев, В. Л. Поплужный, О. К. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 192 с. — ISSN 0205−9592.
  25. , Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов / Л. М. Веккер // Под ред. А. В. Либина. 2-е изд. — М.: Изд-во Смысл, Per Se, 2000. — 688 с. — 5000 экз. — ISBN 5−89 357−077−4, 5−9292−0014−9.
  26. , Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников Текст. / Л. А. Венгер // Под ред Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1978. 96 с. — ISBN [не указан].
  27. , JI. А. Умственное развитие детей дошкольного возраста Текст. / JI.
  28. A. Венгер. -М.: Просвещение, 1986. 122с. — ISBN не указан.
  29. , Г. И., Матвеева Л. А., Раев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться Текст. / Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеева, А. И. Раев. СПб.: Изд-во РГГТУ им. А.И.Герцена- Изд-во «Союз», 2000. — 159 с. — 10 000 экз. — ISBN 58 064−0218−5, 5−94 033−029−0.
  30. , Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду Текст. / Н. А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1981. — 240 с. — 200 000 экз. — ISBN [не указан].
  31. , В. К. Психология эмоций Текст.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. К. Вилюнас // Авт.-сост. Витис Вилюнас. СПб.: Питер, 2004. — 496 е.: ил. -ISBN 5−94 723−691−5.
  32. , В. К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. /
  33. B. К. Вилюнас. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с. — ISBN 5−211−1 031−0.
  34. , Ю. Е. Влияние аффективных следов на структуру мыслительной деятельности Текст. / Психологические исследования интеллектуальной деятельности // Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1979. — С. 50−55. — ISBN [не указан].
  35. Вовчик-Блакитная, М. В. Подготовка молодёжи к семейной жизни Текст. / М. В. Вовчик-Блакитная. Киев: «Знание» УССР, 1984. — 48 с. — ISBN [не указан].
  36. Воспитание и обучение в детском саду Текст. / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1976. — - ISBN [не указан].
  37. , Л. С. История развития высших психических функций Текст.: собр.соч. в 6 т. // Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — ISBN [не указан].
  38. , Л.С. Проблема развития психики Текст. / Собр. соч. в 6 т. -Т.З. // Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — 368 с. — ISBN [не указан].
  39. , JI. С. Психология искусства Текст. / JI. С. Выготский. М.: Лабиринт, 2008. — 352 с. — 1000 экз. — ISBN 5−87 604−098−3.
  40. , Л. С. Мышление и речь Текст. // Л. С. Выготский. — М.: ACT, 2008. 668 с. — ISBN 978−5-17−50 057−4.
  41. , Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст.: психологический очерк: книга для учителя / Л. С. Выготский. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991. — 96 с. — ISBN 5−09−3 428−1.
  42. , Л. С. Лекции по психологии Текст. / Л. С. Выготский. СПб.: Издательство «Союз», 2006. — 224 с. — 3000 экз. — ISBN 5−87 852−043−5.
  43. , А. С., Корнилова, С. Н., Куликова, С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству Текст. / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Н. Куликова. М.: ТЦ Сфера, 2000. — 80 с. — ISBN 5−89 144−105−5.
  44. , Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников Текст. / Н. Ф. Галызина. М.: Просвещение, 1986. — 19 с. -ISBN [не указан].
  45. , П. Я. Четыре лекции по психологии Текст.: Учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. М.: КДУ, 2000. — 112 с. — 5000 экз. -ISBN 5−8013−0093−7.
  46. , Э. А. Способности и индивидуальность Текст. М.: Прометей, 1993. — 306 с. — ISBN [не указан].
  47. , Р. М. Восприятие и модели памяти Текст. / Р. М. Грановская. -М.: Наука, 1975. 362 с. — 5300 экз. — ISBN [не указан].
  48. , Р. М. Элементы практической психологии Текст.: Практикум / Р. М. Грановская- 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2003. — 655 с. — 4000 экз. — ISBN 5−9268−0184−2.
  49. , Р. М., Березная И.Я, Запоминании и узнавание фигур Текст. / Р. М. Грановская, И. Я. Березная- Ленингр. ун-т им. А. А. Жданова (JL). JI.: ЛГУ, 1974. — 96 с.: ил. — (Из фондов Гос. б-ки им. В.И. Ленина). — ISBN [не указан].
  50. , Г. Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности Текст. / Г. Г. Григорьева. М.: Просвещение, 1995. — 61 е.: цв.ил. — ISBN 5−09−4 640−9.
  51. , К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы Текст. / К. М. Гуревич. М.: Наука, 1970. — 272 с. — ISBN [не указан].
  52. , А. О. соотношении интересов учащихся с особенностями их памяти и мышления Текст. // Новые исследования в психологии. / гл. ред.
  53. B. В. Давыдов. М.: Педагогика. — Вып. 2 (19). — 1978. — 120 с. — ISBN не указан.
  54. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников Текст. / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. -Мн.: Университетское, 1997. — ISBN [не указан].
  55. , Т. Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста Текст. / Т. Н. Доронова. М., Просвещение, 2003. — 64 с. — 10 000 экз. — ISBN: 5−09−12 547−3.
  56. , Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 6 до 7 лет Текст. / Т. Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2006. — 1921. C. ISBN 5−09−14 262−9.
  57. , В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие Текст. / В. Н. Дружинин. М.: ПЕР СЭ- СПб.: ИМАТОН-М, 2001. 224 с. — ISBN 5−9292−0040−8 (ПЕР СЭ) ISBN 5−93 797−008-Х (ИМАТОН-М).
  58. , В. Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин.- 2-е изд.- доп. СПб.: Питер Ком, 2002.- 368 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»). — ISBN 5−314−121−7.
  59. , Н. П. Биологические и социальные факторы в развитии человека Текст. / Николай Дубинин // Вопросы философии. 1977. — № 2. — С. 47−48.- ISBN не указан.
  60. , О. М. Проблема развития способностей: до и после Выготского JI.C. Текст. / Ольга Дьяченко // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — ISSN 0042−8841.
  61. , В. А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества Текст. / Валентина Езикеева. -М.: Просвещение, 1973.- 115 с. -ISBN [не указан].
  62. , М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками Текст. / М. В. Ермолаева. — М.: МПСИ- Воронеж: Издательство НПЛО «МОДЭК», 2007. 192 с. — 3000 экз. — ISBN 978−59 770−0124−3.
  63. Ермолаева-Томина, JI. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов Текст. / JI. Б. Ермолаева-Томина. 2-е изд. — М. :
  64. Академический Проект: Культура, 2005. 304 с. — 3000 экз. — ISBN 5−82 910 543−8, 5−902 767−07−5.
  65. , Н. Д., Ломов, Б. Ф., Пономаренко, В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности Текст. / Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко. -М.: Просвещение, 1986. 175 с. — ISBN [не указан].
  66. , А. В., Венгер, Л. А., Зинченко, В. П., Рузская, А. Г. Восприятие и действие Текст. / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская. -М., 1967. 324 с. — ISBN [не указан].
  67. , А. В. Психическое развитие ребёнка Текст. / Избранные психологические труды: в 2 т. — Т.1. // Сост. Т. И. Геневская, Я. 3. Неверович. М., 1986. — 176 с. — ISBN [не указан].
  68. , А. В. Развитие восприятия и деятельность Текст. / Психология ощущений и восприятия // Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова и М. Б. Михалевской- изд. 2-е, исправл. и дополн. М.: ЧеРо, 1999. — 610 с.-ISBN 5−88 711−079−1.
  69. , В. П. Опознание и кодирование Текст. / Т. П. Зинченко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — 183 с.: ил. — 38, табл. -26. -Библиогр.: с. 173−181. — ISBN [не указан].
  70. , В. П. Образ и деятельность Текст. / В. П. Зинченко. М.: МПСИ- Воронеж: Издательство НПЛО «МОДЭК», 1997. — 608 с. -10 000 экз. -ISBN 5−89 395−032−1.
  71. , В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа: (Исследование деятельности зрительной системы) Текст. / В. П. Зинченко, Н. Ю. Вергилес. -М.: МГУ, 1969. 106 с. — ISBN [не указан].
  72. , Н. М. Дети и изобразительное искусство Текст. / Н. М. Зубарева -М.: Просвещение, 1969. -187 с. ISBN [не указан].
  73. Игры: обучение, тренинг, досуг Текст. / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994. — 368 с. — 100 000 экз. — ISBN 5−7301−0038−8.
  74. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей шестого года жизни Текст. / Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2007. -143 с. — ISBN 978 509 014 913.
  75. Из детства в отрочество: Программа для родителей и педагогов Текст. / Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др. -М.: Просвещение, 2005. — 143 с. — ISBN 5−09−14 473−7.
  76. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей Текст. / Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова и др. М.: Просвещение, 2009. — 143 с. — ISBN 978−5-09−16 179−4.
  77. , Е. П. Одаренность, способности, качества-синонимы или разные понятия? Текст. // Е. П. Ильин // Теория и практика физической культуры. -1981. № 9. — С. 48−51. — ISBN [не указан].
  78. , Е. П. Проблема способностей: два подхода к ее решению Текст. / Евгений Ильин // Психологический журнал 1987. — № 2. — С.37−47. — ISBN [не указан].
  79. , Е. П. Психология индивидуальных различий Текст. / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2004. 701 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»). — ISBN 594 723−805−5.
  80. Е. П., Фещенко Е. К. К вопросу об объективности оценочных суждений о волевых качествах / Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А.
  81. , JI. А. Коростылевой. Вып. 3. — СПб.: Изд-во С-Пб. ун-та, 1999. -С. 113−123. — ISBN не указан.
  82. , Б. В. За мастерство в живописи Текст. / Б. В. Иогансон // Сборник статей и докладов. М.: Изд. Академии художеств СССР, 1952. -С.35.
  83. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом Текст. / Ред.-сост. В. П. Шостаков. М.: Просвещение, 1969. — ISBN [не указан].
  84. , Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников Текст. / Т. Г. Казакова. — М.: Педагогика, 1983. 111 с. -ISBN [не указан].
  85. , Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) Текст.: Пособие для воспитателей дет. Сада / Т. Г. Казакова. -М.: Просвещение, 1985. 192 с. — ISBN [не указан].
  86. , Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения Текст. / Р. Р. Калинина. 2-е изд., доп. и перераб. .— СПб.: Речь, 2005. — 160 с. — 4000 экз. — ISBN 5−9268−0060−9.
  87. , Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду Текст. / Р. Р. Калинина. СПб.: Речь, 2003. — 144 с. — 2500 экз. — ISBN 59 268−0188−5.
  88. , О. С. Игра в коррекции психического развития ребёнка Текст.: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. — 190 с.- ISBN не указан.
  89. , А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии Текст.: Пособие для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. -М.: ВЛАДОС, 2001. 224 с. — 5000 экз. -ISBN 5−691−656−8.
  90. , Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5−7 лет Текст.: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Н. В. Квач. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. 160 с. — 15 000 экз. — ISBN 5−69 100 696−7.
  91. , А. Г. Диагностика способностей в практике работы учителя Текст. / Склонности и способности: сб. статей // А. Г. Ковалёв. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1962. — С. 50−69. — ISBN [не указан].
  92. , А. Г., Мясшцев, В. П. Психические особенности человека Текст.: в 2 т. Т.2. Способности / А. Г. Ковалёв, В. П. Мясищев. Л.: ЛГУ, 1960. -ISBN [не указан].
  93. , Т. С. Обучение детей технике рисования Текст.: учебное пособие / Т. С. Комарова- 3-е изд., перер., доп. М.: Педагогическое общество России, 2007. — 173 с. — 3000 экз. — ISBN: 5−93 134−264−8.
  94. , В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей Текст. Лабораторный практикум / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова. М.: Просвещение, 2002. — 144 с. — ISBN [не указан].
  95. , А. Г. Культура музыкального восприятия Текст. / А. Г. Костюк // Художественное восприятие. Л., 1971. — ISBN [не указан].
  96. , А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольника Текст. / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. -М.: Просвещение, 1985. 176 с. — 20 000 экз. — ISBN 5−7695−1058−7.
  97. , М.И. Влияние внимания на успешность творческого мышления младших школьников Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Кошенова Марина Ивановна. М., 1997. — 176 с. — Библиогр.: с. 140−160. -182 281.
  98. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. -992 с. (серия Мастера психологии) — 5000 экз. — ISBN 5−314−128−4.
  99. , Е. П. психологическое воздействие искусства Текст. / Е.П.Крупник- РАН, Моск. пед. гос. ун-т. Москва: Ин-т психологии РАН, 1999. — 238 с.: ил., ноты. — Библиогр.: с. 167−191. — ISBN 5−201−2 293−6.
  100. , С. Б., Парахонский Б. А., Мейзерский В. М. Эпистемология культуры: Введение в обобщённую теорию познания Текст. / Отв. Ред. М. В. Попович. Киев: Научное знание, 1993. — 216 с. — ISBN [не указан].
  101. Кряжева, Н. JL Развитие эмоционального мира детей Текст.: Практикум / Н. Л. Кряжева. Ярославль: У-Фактория, 2004. — 192 с. — 10 000 экз. — ISBN 5−94 799−368−6, 5−94 799−186−1.
  102. , В. С. Вопросы изобразительного творчества Текст. / В. С. Кузин -М.: Просвещение, 1971.- 154 с. ISBN [не указан].
  103. , О. В. Сравнительное исследование развития познавательных способностей детей и родителей Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Лаврик Оксана Викторовна. М., 1997. — 186 с. — Библиогр.: 132−143.-180 600.
  104. , А. Ф. Классификация личностей Текст. / А. Ф. Лазурский. М.: Государственное издательство, 1922. — 402 с. — 1500 экз. — ISBN [не указан].
  105. , Н. Д. О психических состояниях Текст. — М.: Просвещение, 1964. 342 с. — ISBN [не указан].
  106. Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения Текст. / Ред., перевод, статья и коммент. В. П. Зубова. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1955. — 1207 с. — (Классики науки). — ISBN [не указан].
  107. , А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций Текст. / А. Н. Леонтьев. М.- Л.: Учпедгиз, 1931. — 280 с. — ISBN [не указан].
  108. , А. Н., Гиппенрейтер Ю. Б. Анализ системного строения восприятия Текст.: Сообщение VIII: Влияние родного языка на формирование слуха / А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер // Докл. АПН РСФСР. 1959. — № 2. — ISBN [не указан].
  109. , А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с. — ISBN не указан.
  110. , Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2003. 488 с. — 2000 экз. — ISBN 5−89 357−082−0.
  111. , А. И. Самооценка школьника и его память Текст. / А. И. Липкина //Вопросы психологии. 1981. — № 3. — ISSN 0042−8841.
  112. , Б. Ф., Сурков, Е. Н. Антиципация в структуре деятельности Текст. / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. -М.: Наука, 1980.-280 с. ISBN [не указан].
  113. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 443 с. — 9000 экз. — ISBN [не указан].
  114. , А. Р. Основы нейропсихологии Текст. / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2006. — 384 с. — 20 000 экз. — ISBN 5−7695−3073−1, 5−7695−1013−7.
  115. , К.В. Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) Текст.: дис.. докт. психол. наук: 19.00.07 / Макарова Карина Вячеславовна. М., 2006. — 305 е.: ил. — Библиогр.: 247−276. — 3 318 966.
  116. , Т. В. Психотренинг (коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей с отклонениями в психическом развитии) Текст. / Т. В. Макарова. Смоленск, СОИУУ, 1995. — ISBN [не указан].
  117. , И. Ю., Жемаева, Е.Л., Рыбникова, И. Л., Чакаберия Е. И. Как развить хорошую память и запоминать цифры Текст. / И. Ю. Матюгин, Е.
  118. JI. Жемаева, И. Л. Рыбникова, Е. И. Чакаберия. — М.: Рипол Классик, 2002. 704 с. — 10 000 экз. — ISBN 5−7905−1511−8.
  119. , Е. С., Рапопорт, И. А. Соотношение памяти и волевых качеств личности Текст. / Е. С. Махлах, И. А. Рапопорт // Вопросы психологии. -1980. № 10. — С 125−129. — ISSN 0042−8841.
  120. , М. В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей детский сад» Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Мацкевич Марина Владимировна. — М, 2006. — 204 е.: ил. -Библиогр.: 176−195.-9 278 316.
  121. , Л. И., Мадышева, Е. Е. Развивающие игры. Загадочные истории Текст.: Для занятий с детьми 6−8 лет / Л. И. Машин, Е. Е. Мадышева. — М.: ACT- Харьков: Фолио, 2000. 416 с. — 10 000 экз. — ISBN 5−17−3 256−0, 966−03−1008−0, 966−03−1008−0.
  122. , Э. Лекции по экспериментальной педагогике Текст. / Индивидуальные особенности детей: в 3 т. Т.2 / Эрнест Мейман // Под ред. Н.Д. Виноградова- перев.- 3-е изд. — М.: Мир, 1917. — 327 с. — ISBN [не указан].
  123. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству Текст. / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. СПб.: Питер, 1997. — 167 с. — ISBN [не указан].
  124. , В. С. Свойства личности как способности Текст. / Вольф Мерлин // Проблемы экспериментальной психологии личности. № 6. — 1970. -Пермь. — С. 8−50. — ISBN [не указан].
  125. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию Текст. / Т. С. Комарова, В. А. Езикеева, Е. В. Лебедева // Под ред. Т. С. Комаровой- 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1985. — 271 с. — ISBN [не указан].
  126. Михайлова, 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников Текст. / 3. А. Михайлова. М.: Просвещение, 1990. — 94 с. — 60 000 экз. — ISBN 509−1 638−0.
  127. , Н. Ф. Наследственная обусловленность некоторых индивидуальных особенностей памяти человека Текст. / Н. Ф. Михеев // Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978. — С. 254−262. — ISBN [не указан].
  128. , В. Д. Исследование наследственной детерминации произвольного внимания Текст. / В. Д. Мозговой // Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978. — С. 244−253. -ISBN [не указан].
  129. , В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта Текст. / В. С. Мухина. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.- 25 000 экз. ISBN не указан.
  130. , С. Е. Парциальность познавательных способностей младших школьников Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Мухина СветланаЕруслановна. -М., 2001. 186 е.: ил. -315 541.
  131. , В. Н. Психология отношений Текст. /В. Н. Мясшцев // Под ред А. А. Бодалёва. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2004. — 400с. — 5000 экз. — ISBN 5−89 502−4041/5−89 395−456−4.
  132. , В. Н. Психические состояния и отношения человека Текст. / В. Н. Мясищев // Психические состояния / Сост. и общ. ред. JI. В. Куликова. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 52−59. — 10 000 экз. — ISBN 5−27 200 061−7.
  133. , Б. М. Искусство и просвещение Текст. / Б. М. Немецкий // Дошкольное воспитание. — 1982.- № 9.- С.24−25. ISBN [не указан].
  134. , Р. С. Психодиагностика Текст.: в 3 кн. Кн. З / Р. С. Немов // Психология. — 4-е изд. — М.: Владос, — 2008. — 631 с. — 200 000 экз. — ISBN 5691−112−4, 5−691−1 134−0.
  135. , JI. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы Текст. / Л. Ф. Обухова. 2-е изд., стер. — М.: Тривола, 1995. — 357 с. — Библиогр.: 343−352с.- 5000 экз. ISBN 5−88 415−008−3.
  136. , К. Галактика потребностей. Психология влечений человека Текст. / К. Обуховский СПб.: Речь, 2003. — 296 с. — ISBN 5−9268−0226−1, 83−7150−929−4.
  137. , Д. А. Концепция оперативности в инженерной и общей психологии Текст. / Д. А. Ошанин. М.: Наука. 1977. — С.131−145. — ISBN [не указан].
  138. , Д. А. Предметное действие и оперативный образ Текст. / Д. А. Ошанин. М.: МПСИ- Воронеж: Издательство НПЛО «МОДЭК», 1999. -512 с. — 10 000 экз. — ISBN 5−89 502−065−8, 5−89 395−122−0.
  139. Первые шаги в мире искусства Текст.: Кн. для учителя: Из опыта работы / Н. А. Горяева. М.: Просвещение, 1991. — 159 с.: ил. — 22 см. — ISBN 5−9 000 998−8.
  140. , Ж., Инельдер, Б. Генезис элементарных логических структур Текст. -М.: Эксмо-Пресс, 2002. 416 с. — (серия: Психология: XX век). — ISBN 504−9 004−8.
  141. , К. К. Проблемы способностей Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972. — С.7. — ISBN [не указан].
  142. , Н. М. Цветовой игротренинг Текст. / Н. М. Погосова. СПб: Речь, 2007. — 152 с. — 2500 экз. — ISBN 5−9268−0196−6.
  143. , Я. А. Знание, мышление и умственное развитие Текст. / Я. А. Пономарёв. М.: Просвещение, 1967. — ISBN [не указан].
  144. Проблемы генетической психофизиологии человека Текст. / Под ред. Б. Ф. Ломова, И. В. Равич-Щербо. М.: Наука, 1978. — 264 с. — ISBN [не указан].
  145. , А. О. Психология психических состояний Текст.: Сб-к статей. Вып.4 / Под ред. проф. А. О. Прохорова. Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. — С.6−25. — ISBN [не указан].
  146. , А. О. Системно-функциональная модель регуляции психических состояний Текст. / Психология состояний: Хрестоматия // Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров- под ред.проф. А. О.
  147. Прохорова. M.: Речь ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — С.496−512. — 4000 экз. -ISBN 5−9292−0123−4.
  148. Равич-Щербо, И. В. О природных предпосылках индивидуальности Текст. / И. В. Равич-Щербо // Психодиагностика и школа. Таллин, 1980. — ISBN [не указан].
  149. , Я. Экспериментальная психология эмоций Текст. / Я. Рейковский // Пер. с польск. -М.: Прогресс, 1979. ISBN [не указан].
  150. , Т. А. Психология чувств Текст.: в 2 ч. 4.1. / Т. А Рибо- пер. с франц. — Киев: Южно-русское книгоиздательство Ф. А. Иогансона, 1897. -378+10 с. — ISBN [не указан].
  151. , Е. И. Психология человека Текст. / Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 336 с. — 5000 экз. — ISBN 5−691−471−9.
  152. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека Текст. / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М.: Изд-во «Педагогика», 1988. — С. 327−336. — ISBN [не указан].
  153. , С. Л. Принципы и пути развития психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1959. — С.22−23. — ISBN [не указан].
  154. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2007. 720 с. — 5000 экз. — ISBN 5−314−16−8.
  155. С. Л. Способности Текст. / С. Л. Рубшшггейн // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова- 2-е изд., доп. свед. М.: ЧеРо, 2002. — С.640−654. — 776 с. — 8000 экз. — ISBN 5−88 711−178-Х.
  156. , Е. Ф., Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии Текст. / Под редакцией Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 704 с. -5000 экз. — ISBN 5−9268−0043−9.
  157. , С. Нет подлинного искусства без переживания Текст. / С. Руднева // Дошкольное воспитание. 1967. — № 7. — С.63−66. — ISBN [не указан].
  158. , Н. П. Рисование в дошкольном возрасте Текст. / Н. П. Саккулина. М.: Педагогика, 1965. — ISBN [не указан].
  159. , Н. П., Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду Текст.: Пособие для воспитателей / Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова. -М.: Просвещение, 1982. 208 с. — ISBN [не указан].
  160. , Н. В. Игровые методы в обучении и воспитании Текст. / Н. В. Самоукина. -М.: Новая школа, 1992. 121 с. — ISBN [не указан].
  161. Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционнные программы Текст. / Н. В. Самоукина. М.: Новая школа, 1993. — 135с. — ISBN 5−7301−0018−3.
  162. Сенсорное воспитание в детском саду Текст. / Под ред. Н. П. Сакулиной и Н. Н. Поддьякова — Академия педагогических наук СССР. М.: Просвещение, 1969. — 215 с.: ил. — ISBN [не указан].
  163. Сенсорное воспитание в детском саду Текст.: Пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. 2-е изд., испр., доп. — М.: Просвещение, 1981. — ISBN [не указан].
  164. , Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности Текст. / Д. В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. -96 с. — ISBN [не указан].
  165. , А., Шило, Р. Методическое руководство изобразительной деятельностью детей Текст. / А. Серёгина, Р. Шило // Дошкольное воспитание. 1982. — № 12. — С.29−32. — ISBN [не указан].
  166. , А. Э. Развитие творческого мышления детей Текст. / А. Э. Симановский. — Ярославль: Академия развития, 1996 192 с.: ил. — ISBN 588 723−011−6.
  167. , А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников Текст.: Монография / А. Э. Симановский. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 272 с. — 5000 экз. — ISBN 5−89 502−424−6, 5−89 395−471−8.
  168. , A. JI. Коррекция развития интеллекта дошкольников Текст. / А. Л. Сиротюк. -М.: Сфера, 2002. 48с. — 12 000 экз. — ISBN 5−89 144−181−0.
  169. , Т.Н. Развитие способностей зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Соболева Татьяна Николаевна. 221 е.: ил. -М., 1999. — 248 591.
  170. , Е. Н. Механизм памяти: Опыт экспериментального исследования Текст. /Е. Н. Соколов. -М., 1969. ISBN [не указан].
  171. , Р. Д. Триархическая теория интеллекта Текст. / Р. Д. Стернберг //Иностраннаяпсихология. -№ 6. 1996. — С.54−61.
  172. , Н. С. Воспитание художественного вкуса у старших дошкольников посредством приобщения к архитектуре Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / Стерхова Наталья Сергеевна. Екатеринбург, 1999. — 162 е.: ил. — 256 224.
  173. Субботина, J1. Ю. Развитие воображения детей Текст.: Популярное пособие для родителей и педагогов / JI. Ю. Субботина. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с. — 41 000 экз. — ISBN 5−7797−0021−4.
  174. , К. В. Биологические мотивации Текст. / К. В. Судаков. М.: Медицина, 1971. 304 с. — С.34. — ISBN [не указан].
  175. , В. А. Сердце отдаю детям Текст. / Избранные педагогические сочинения: в 2. — Т.1. // В. А. Сухомлинский. — М.: Прогресс, 1979. ISBN [не указан].
  176. , Д. Влияние коммуникации между сверстниками на их развитие Текст. / Д. Тадж // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — 192 с. — С. 33−43. -ISBN 0042−8841.
  177. , O.A. Развитие музыкальных способностей: на прим. муз. звуковысотного восприятия Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Таллина Ольга Алексеевна. М., 1995. — 166 с. — Библиогр.: 147−166. -164 577.
  178. , Б. М. Проблема одаренности Текст. / Б. М. Теплов // Советская педагогика. -1940. № 4−5. — С. 146−155. — ISBN [не указан].
  179. , Б. М. Психология Текст. / Б. М. Теплов // Под ред. К. И. Корнилова, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1948. — С. 408−427. — ISBN [не указан].
  180. , Б. М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 535 с. — ISBN [не указан].
  181. , Б. М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов // Избранные труды: в 2 т. Т.1. — М.: Педагогика, 1985. — 328 с. -ISBN [не указан].
  182. , Б. M. Способности и одарённость Текст. / Б. М. Теплом // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова- 2-е изд., доп. свед. М.: ЧеРо, 2002. — С.262−263. — 776 с. -8000 экз. — ISBN 5−88 711−178-Х.
  183. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду Текст. / Под ред А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной — Академия педагогических наук РСФСР. -М.: Просвещение, 1965. 188 с. — Библиогр.: с. 187. — ISBN [не указан].
  184. , O.K. Принятие решения как психологическая проблема / O.K. Тихомиров // Проблемы принятия решений. М., 1976. — С. 77−81. — ISBN не указан.
  185. , JI. Ф. Развитие познавательных способностей детей Текст. / JI. Ф. Тихомирова. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с. — 35 000 экз. — ISBN 5−7797−0004−4.
  186. , О. К., Виноградов, Ю. Е. Эмоции в функции эвристик Текст. / Психологические исследования. Вып. 1.- М., 1969. — С.64−90. — ISBN не указан].
  187. , JI. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников Текст. / JI. Ф. Тихомирова. Ярославль: Академия развития, 2002. — 240 с. — 7000 экз. — ISBN 978−5-9285−0277−5.
  188. , JI. Ф., Басов, А. В. Развитие логического мышления детей Текст. / JI. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. 235 с.: ил. — ISBN 5−88 723−011−9: 10−00.
  189. , Г. А. Дошкольная психология Текст. / Г. А. Урунтаева. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 336 с. — 30 000 экз. — ISBN 5−76 950 265−7.
  190. , Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по дошкольной психологии Текст.: Пособие для студ. Высш. и средн. Пед. учебн. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 304 с. — 10 000 экз. — ISBN 5−76 950 282−7.
  191. , В. С. Двигательные способности детей, их развитие и пути изучения Текст. /B.C. Фарфель // Теория и практика физической культуры 1977. — № 12. — С.68−89. — ISBN [не указан].
  192. , Г. Как знакомить дошкольников с изобразительным искусством Текст. / Г. Федорченко // Дошкольное воспитание. 1987. -№ 8. — С.32−42- № 9. — С. 15−23. — ISBN [не указан].
  193. , С. В. Способности зрительного восприятия (у детей 10−12 лет) Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Филина Светлана Владимировна. Ярославль, 1995. — 294 с. — Библиогр.: 219−231. -152 492.
  194. , Е.А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Текст./ Е. А. Флерина // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Е. А. Гребенщикова, А. А. Лебеденко и др. М.: Просвещение, 1980. — С.303−307. — ISBN не указан].
  195. , Т. X. Развитие мнемических способностей у детей младшего школьного возраста Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Хасаева Таус Хасмагомедовна. М., 1997. — 222 с. — Библиогр.: 161−171. -169 662.
  196. , М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности Текст. / М. А. Холодная // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 3. -С.84−93. — ISBN [не указан].
  197. , М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума Текст. / М. А. Холодная. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 384 е.: ил. -(Серия «Мастера психологии»). — ISBN 5−469−128−8.
  198. Художественное творчество в детском саду Текст. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1974. — 425 с. — ISBN [не указан].
  199. H.A. Развитие художественного творчества детей Текст. // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — С.37−50. — ISBN [не указан].
  200. , X., Шеффер, Ч. Практикум по игровой психотерапии Текст.: монография / X. Кэдьюсон, Ч. Шефер. СПб. Питер, 2000. — 416 с.: ил. -(«Практикум по психологии»). — ISBN 5−272−114−1.
  201. Чего на свете не бывает? Текст.: Занимат. игры для детей от 3 до 6 лет / Е. JI. Агаева, В. В. Брофман, А. И. Булычёва и др. // Под ред. О. М. Дьяченко, Е. JI. Агаевой. М.: Просвещение, 1991. — 64 е.: ил. — ISBN [не указан].
  202. , JI. В. Диагностика мнемических способностей школьника 1012 лет Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Черемошкина Любовь Валерьевна. Л., 1988. — с.20.
  203. , Л. В. Развитие памяти детей Текст. / Л. В. Черемошкина. -Ярославль: Академия развития, 2005. 96 с. — ISBN 5−7695−1113−3. — ISBN 5272−114−1.
  204. , Л. В. Психология памяти Текст. / Л. В. Черемошкина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с. — 20 000 экз. — ISBN 5−76 950 924−4.
  205. Психогимнастика Текст.: учебник / М. И. Чистякова — под ред. канд. мед. наук М. И. Буянова. М.: Просвещение, 1990. — 126 е.: ил. — ISBN 5−9 002 823−0.
  206. , Р. М. Ознакомление детей с жанровой живописью Текст. / Р. М. Чумичева // Дошкольное воспитание. 1986. — № 10. — С.21−24. — ISBN [не указан].
  207. , P. M. Восприятие живописи и развитие образной речи Текст. / Р. М. Чумичёва // Дошкольное воспитание. 1987. — № 11. — С.44−47. — ISBN [неуказан.
  208. , Р. М. Дошкольникам о живописи Текст. / Р. М. Чумичёва. М.: Просвещение, 1992. — 122 с. — ISBN 5−09−3 275−0.
  209. , В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. М., 1982. — 186 с. — ISBN [не указан].
  210. , В. Д. Проблемы профессиональных способностей Текст. / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982. — № 5. — 185 с. — ISBN [не указан].
  211. , В. Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» Текст. / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1985. — № 5 — С.38−46. — ISBN [не указан].
  212. , В. Д. Психология деятельности и способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М: Логос, 1996. — 320 с. — ISBN 5−88 439−015−7.
  213. , В. Д. Духовные способности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Магистр, 1996. — 102 с. — ISBN [не указан].
  214. , В. Д. Способности человека Текст. / В. Д. Шадриков // Предисловие Е. М. Борисовой. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 288 с. — 10 000 экз. — ISBN [не указан].
  215. , В. Д. Введение в психологию (способности человека) Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос. — 2002. — 160 с. — 2000 экз. — ISBN 5−94 010−1321.
  216. , В. Д. Ментальное развитие человека Текст. / В. Д. Шадриков. -М.: Аспект Пресс, 2007. 284 с. — 1500 экз. — ISBN 978−5-7567−0466−2.
  217. , В. Д., Черемошкина, Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика Текст. / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. М.: Педагогика, 1990. — 176 с. — ISBN [не указан].
  218. , В. Б. Введение в объективную психологию: Нейрональные основы психики Текст. / В. Б. Швырков. М.: Институт психологии РАН, 1995. — 162 с. — С. 128. — ISBN [не указан].
  219. Шедевры живописи Текст. / гл. ред. М. Аксёнова. М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, сор. 2007. — 183 с.: цв. ил. — (Самые красивые и знаменитые). — Имен, указ.: с. 182. — ISBN 978−5-98 986−112−5 (в твёрдом пер.). — ISBN 978−2-271−17 384−4.
  220. , Ц. Искусство в жизни ребёнка Текст. / Ц. Шейтанова // Дошкольное воспитание. № 1978. — № 8. — С.96−98. — ISBN [не указан].
  221. , М. С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы Текст. / М. С. Шехтер. М.: Педагогика, 1981. — 264 с. — 7000 экз. — ISBN [не указан].
  222. , Г. А., Жадько, Е. Г. Практикум для детского психолога Текст.: коррекционные игры / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. 5-е изд. — Ростов: ФЕНИКС, 2005. — 314 с. — ISBN 5−222−7 773-х.
  223. , Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе Текст.: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1977. — 112 с. — ISBN [не указан].
  224. , В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования Текст. М., 1926. — ISBN [не указан].
  225. Я познаю мир Текст.: Дет. энцикл.: Культура / Авт.- сост. Н. В. Чудакова. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1997. — 448с. — ISBN 5−15−359-х.
  226. , А. Л. Роль движений глаз в процессе зрения Текст. / А. Л. Ярбус. -М.: Наука, 1965. ISBN [не указан].
  227. , R. В. Abilities: Their Structure, Growth, and Action. New York: Houghton Mifflin, 1971.
  228. Forch, F., Plomin, R. Specific cognitive abilities in 5- to 12-year old twins // Behavior Genetics. 1980. — Vol. 10. — P. 507−520.
  229. R. С Twin studies of ability, personality and interests // Homo. 1978. -Vol. 29.-P. 158−173.
  230. Royce J.R. The conceptual framework for a multivariate theory of individuality // Multivariate Analysis in Psychological Theory. L. 1973. — P. 409−463.
  231. Fuller J. L., Thompson W. R. Foundations of Behavior Genetics. Saint Louis, 1978. — P. 359.
  232. Goodenough D. R., Gandini E., Olkin J., Pissamiglio L., Thayer D., Witkin N. A. A study of x-chromosome linkage with field dependence and spatial visualizations // Behavior Genetics. 1977. — № 7. — P. 373−387.
  233. Plomin R. Developmental behavior genetics // Child development. 1983. — Vol 54.-P. 253−259.
  234. Plomin R., DeFries J. С Origins of individual differences in infancy. Orlando: Academic Pr., 1985.
  235. Plomin R., DeFries J. C, Loehlin J. G. Genotype-environment interaction and correlation in the analysis of human behavior // Psychological Bulletin. 1977. Vol. 84. — № 2. — P. 309−322.
  236. Plomin R. Development, genetics and psychology. Hillsdale, NJ- Erlbaum, 1986.
  237. Piaget J. The moral judgement of the child. L.: Routlege and Regan Paul, 1932. -P. 302.
Заполнить форму текущей работой