Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала крупного акционерного общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. В современных условиях рыночной экономики успешность деятельности любой организационной структуры обеспечивается не только профессиональной квалификацией ее сотрудников, но и тем, насколько персонал предан своей организации, насколько он мотивирован на добросовестный труд и располагает возможностями для наиболее полной самореализации в профессиональной деятельности. Важнейшая роль… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Пснхолого-акмеологнческне аспекты исследования процесса развития персонала крупного акцно-мерного общества
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования в науке. j ^
    • 1. 2. Психолого-акмеологическая характеристика содержания процесса развития персонала крупного акционерного общества
    • 1. 3. Акмсологические критерии и показатели оценки эффективности психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала К АО
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Оптимизация процесса развития персонала 37 крупного акционерного общества
  • ПЛ. Разработка программного обеспечения психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала
    • 11. 2. Разработка проектной модели психолого-акмеологической службы КАО
  • И.З. Условия и факторы оптимизации психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО
  • Выводы по второй главе. j^j

Психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала крупного акционерного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях рыночной экономики успешность деятельности любой организационной структуры обеспечивается не только профессиональной квалификацией ее сотрудников, но и тем, насколько персонал предан своей организации, насколько он мотивирован на добросовестный труд и располагает возможностями для наиболее полной самореализации в профессиональной деятельности. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит самому участнику профессиональной деятельности, от целенаправленной включенности которого в процесс саморазвития, самосовершенствования себя как личности и как субъекта деятельности в единой ипостаси зависит общий успех деятельности организации. Достичь высокого уровня субъект-ности в процессе профессиональной деятельности, реализовывать традиционную психологическую работу по управлению персоналом на уровне психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала позволяет акмеологический подход к процессу развития персонала в организации.

Актуальность исследования психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала обусловлена необходимостью разрешения сложившихся в современных условиях ведения крупного бизнеса противоречий между: задачей повышения уровня субъектности персонала, проявляющейся в направленности на саморазвитие, самосовершенствование, и отсутствием целенаправленной, специально организованной работы по реализации такой направленностипониманием руководством организации необходимости повышения эффективности работы с персоналом и игнорированием психолого-акмеологической составляющей такой работыготовностью самой системы управления персоналом к введению в нее психолого-акмеологической составляющей и неготовностью управленцев и сотрудников в сфере персонала к квалифицированному выполнению подобной работы.

Состояние разработанности проблемы исследования.

Разработка проблемы психолого-акмеологического сопровождения развития персонала крупного акционерного общества опиралась на исследования, касающиеся вопросов психологического и психолого-акмеологического обеспечения управления персоналом, кадровой работы в целом и отдельных ее направлений (Деркач А.А., Базаров Т. 10., Еремин Б. Л., Виноградов В. И., Дьячкова Е. В., Жидаев С. С., Забродин Ю. М., Зазыкин В. Г., Кабаченко Т. С., Катаева Л. И., Кириченко А. В., Кузьмина Н. В., Маркин В. Н., Маркова А. К., Носов Н. А., Носс И. Н., Носс Н. В., Си-нягин Ю.В., Ситник С. Н., Филиппова С. В. Яблокова Е.А.) — методов и технологий такого процесса (Деркач А.А., Иванова Е. М., Князев В. Н., Конюхов Н. И., Костенко Е. П., Курбатова М. Б., Магура М. И., Шухостанов М. А. и др.), психолого-акмеологического обеспечения управления работы с кадрами, условий и факторов оптимизации управленческой деятельности и развития самого управленца в этом процессе (Блинов А.В., Богачев В. Ф., Бодров В. А., Войченко Е. Г., Грачев М. В., Деркач А. А., Дроздов И. Н., Дуракова И. Б., Егоршин А. П., Жидаев С. С., Зазыкин В. Г., Кабаков B.C., Кабаченко Т. С., Кордюков В. Ф., Ситник С. Н., Смирнов С. А., Старовойтова Я. С., Чередник С.ГТ. и др.), создания психолого-акмеологических служб и служб управления персоналом (Анаев М.А., Бойдаченко П. Г., Га-гин Е.А., Катаева Л. И., Каменский A.M., Синягин Ю. В. и др.). Существенное значение для анализа исследуемой проблемы имели работы, затрагивающие общие вопросы управления персоналом и технологии такого управления (Веснин В.Р., Голенко В. П., Двинин А. П., Десслер Г., Дроздов И. Н., Дятлов В. А., А. П. Егоршин, Журавлев П. В., Иванцевич Дж., Карташов С. А., Кибанов А. Я., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Лобанов А.А., Травин В. В., Турчинов А. И., Цветаев В. М. Чернышев В.Н. и др.).

Цель исследования: обосновать психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала крупного акционерного общества (КАО), условия и факторы его оптимизации.

Объект исследовании: персонал крупного акционерного общества в условиях целенаправленной работы по его развитию.

Предмет исследования: содержание, формы и технологии психо-лого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала крупного акционерного общества в направлении его оптимизации.

Гипотеза исследования.

Принципиально важное значение для развития персонала имеет введение психолого-акмеологической составляющей в управление персоналом, которая должна реализовываться во всех традиционных и инновационных направлениях работы на уровне психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала.

Психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала будет способствовать эффективности деятельности КАО, если оно будет носить системный характер и, в свою очередь, являться базисф ным компонентом системы управления персоналом КАО.

Системный характер психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала обеспечивается психолого-акмеологической службой, которая может быть представлена в виде проектной модели (оптимального конструкта эффективной организации) психолого-акмео-логического сопровождения процесса развития персонала КАО.

Условия и факторы оптимизации психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО лежат в пространствах развития субъектности персонала и акмеологизации персонал-развивающей среды.

Задачи исследовании.

1. Обобщить состояние проблемы исследования в науке.

2. Выявить особенности современного состояния процесса развития персонала КАО в аспекте его психолого-акмеологического анализа.

3. Определить соотношение содержательной и процессуальной составляющих работы КАО по развитию персоналавыявить компоненты системы психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО.

4. Разработать и обосновать критерии и показатели эффективности системы психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО.

5. Определить векторы взаимодействия специалистов-кадровиков и психологов-акмеологов в направлении оптимизации процесса развития персонала КАО.

6. Разработать проектную модель организации психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО.

7. Определить условия и факторы оптимизации психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО.

Теоретико-методологическую базу исследования определили: системно-деятелыюстный подход, позволивший рассматривать психо-лого-акмеологические основания управления персоналом как системообразующий фактор такой работысубъектный, давший возможность включить в систему управления персоналом позицию самого субъекта деятельности как ее активного началаиндивидуально-личностный, определяющий меру взаимосвязи общего, особенного и единичного в развертывании активности субъекта профессиональной деятельностиак-меологический, интегрирующий выше перечисленные подходы и отражающий ценностное теоретическое и технологическое отношение автора исследования к построению проектной модели организации психологоакмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО на основе активизации процессов саморазвития, самосовершенствования и самореализации коллективного и индивидуального субъектов профессиональной деятельности.

Теоретическую базу исследования составили концептуальные положения системного анализа психолого-акмеологических процессов в управлении (О.С. Анисимов, А. А. Деркач, Е. М. Иванова, Ю. В. Синягин и др.), развития коллективного и индивидуального субъекта в условиях целенаправленного сопровождения такого развития (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский, А. А. Деркач, Л. И. Катаева, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, В. Н. Маркин, В. А. Марков, А. К. Маркова, Э. В. Сайко, В. Д. Шадриков, Е. А. Яблокова и др.), моделирования социальных объектов (О.С. Анисимов, О. И. Генисаретский, Б. А. Глинский, И. В. Дубровина, Л. И. Катаева, Э. А. Смирнов, Г. П. Щед-ровицкий и др.).

Методы исследования. В целях исследования поставленных задач использовался комплекс методов, включающих теоретический анализ, интерпретацию и обобщение научных данных по теме исследования, анализ документации по психологическому сопровождению процесса управления персоналом КАО, экспертные опросы, беседы и интервью с руководящим составом КАО, включенными в процесс управления персоналом, опросник по выявлению уровня субъектности персонала (авторская методика), проектное моделирование конструкта психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО.

В качестве основных методов математической обработки использовались: метод хи-квадрат (/2) с выделением коэффициентов значимости и контингенции, факторный анализ, составление корреляционных матриц.

Эмпирическая база исследовании.

Исследование проводились на базе крупного акционерного общества, включающего свыше 20 дочерних компаний и имеющего в наличии более 200 тыс. человек персонала.

Достоверность н обоснованность положении и выводов основывается на проработанности теоретико-методологической базы исследования, репрезентативности выборки для сбора эмпирического материала, соответствии исследовательских методик задачам исследования, природе изучаемых явлений, применении лонгитюдного метода исследования, позволившего многократно проверить и откорректировать получаемые в исследовании результаты, использовании статистических математических методов исследования.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

• Выявлено, что в научной литературе процесс развития персонала рассматривается в рамках процесса управления персоналом не как цель и результат функционирования такой системы, а как одно из направлений такой системы наряду с планированием работы с персоналом, расстановкой и использованием, оценкой персонала, его движением в системе управления. При этом персоналу отводится роль объекта управления, а сам процесс управления персонала по своим функциональным параметрам в известной мере отчужден от персонала как активного, саморазвивающегося субъекта деятельности в организации.

• Представлена характеристика современного состояния процесса развития персонала КАО в аспекте его психолого-акмеологического анализа. Обосновано, что работа по развитию персонала в КАО осуществляется в основном на уровне традиционного психологического сопровождения профессиональной деятельности его сотрудников в рамках кадровых подразделений. Вместе с тем практика управления человеческими ресурсами ориентирована на введение психолого-акмеологической составляющей в процесс работы по развитию персонала, однако лишь в определенной степени оказывается готовой к реальному осуществлению работы в этом направлении.

• Определено соотношение содержательной и процессуальной составляющих работы КАО по развитию персонала. Выявлены компоненты системы психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО: планирование человеческих ресурсовадаптация персоналарезервирование персоналаинституциализация наставничестваобучение персоналаконтроллинг персонала, в числе которых резервирование персонала и институциализация наставничества отнесены к базисным. Процессуальная характеристика системы психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала представлена в виде вектора ее направленности, проявляющегося в ориентации системы па повышение уровня субъектности персонала и акмеологи-зацию персонал-развивающей среды.

• Разработаны акмеологические критерии и показатели оценки эффективности психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО. Теоретически обосновано и экспериментально проверено, что акмеологическими критериями оценки эффективности являются повышение уровня субъектности персонала, выраженное в показателях направленности персонала на саморазвитие, самосовершенствованиепродуктивности изменения мотивации к деятельности в компании, и акмеологизация персонал-развивающей среды организации, показателями которой являются: наличие установки руководящего состава КАО на психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала, характер отношений руководства с персоналом, системность психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала организации.

• Определены векторы взаимодействия кадровиков и психологов-акмеологов при сохранении различий в понятийном аппарате и восприятии должностных ролей, выраженные в совместной деятельности специалистов по: подбору, отбору, расстановке, аттестации кадроворганизации «обратных связей" — формированию баз данных о личностно-профессиональном развитии сотрудниковразработке программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадроворганизации различных форм обучения самих психологов и кадровиковусилению социально-психологического и акмеконсультационного направленийреализации индивидуального подхода к сотрудникам.

• Разработана проектная модель психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персоналом КАО, представленная в форме психолого-акмеологической службы. В развернутом варианте такой службы выделены подразделения: информационно-аналитическоепси-хо-акме-диагностическое, коррекционных и развивающих психои акме-технологийоргаиизационно-методическое. Обосновано, что разработка и внедрение в процесс управления персоналом КАО психолого-акмеологической службы создает качественно иной, соответствующий требованию времени, стиль работы подразделений по управлению персоналом, обусловливающий системность деятельности службы и реализацию PR-функции.

• Обосновано, что фактором оптимизации психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО является выделение в качестве базисных его компонентов — резервирования персонала и институциализации наставничества. Условием оптимизации является создание психолого-акмеологической службы, деятельность которой направлена на обеспечение с помощью психологических и ак-меологических средств эффективности экономической и социальной составляющих организации в целом и успешности деятельности кадрового состава системы за счет повышения уровня субъектности персонала в единстве с акмеологизацией персонал-развивающей среды.

Практическая значимость результатов исследования. Разработанные на основе исследования рекомендации могут быть использованы в любой кадровой системе, в подразделениях по психологической работе с персоналом, в теории и практике организации процесса подготовки психологов, акмеологов кадровой работы, других специалистов по кадровой работе к психолого-акмеологическому сопровождению процесса развития персонала. Представленный в исследовании проект организации пси-холого-акмеологической службы может служить основой для создания подобных служб в организациях самого различного профиля, в том числе в системе государственной службы РФ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на первой научно-практической конференции психологов КАО (Светлогорск, 2003 г.), конференции по управлению персоналом в г. Волгограде (октябрь 2006 г.), отраслевых семинарах-совещаниях работников служб по управлению персоналом (2004, 2005, 2006, 2007гг.) — семинарах по психолого-акмеологической подготовке кадровых работников КАО к профессиональной деятельности (январь 2006 г., апрель 2006 г., ноябрь 2006 г.), на научных конференциях: «Личностно-профессиональная компетентность государственных служащих» (Москва, 2004 г.), «Проблемы современного общества в исследованиях молодых ученых» (Москва, 2005 г.) — заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, на проблемных группах, психолого-акмеологических чтениях (апрель 2006, февраль 2007 г.), проводимых кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Положения, выносимые па защиту.

Процесс развития персонала современных акционерных обществ, также как и соответствующий процесс в системе государственной службы, осуществляется последними в рамках управления персоналом и страдает недостатком системности в своей организации, акцентом на формальных или частных ее аспектах, ощущением «второстепенности» решаемых задач. При этом понятие «развитие персонала» в лучшем случае лишь декларируется в соответствующих документах по управлению персоналом, мероприятиях по реализации основных документальных положений в практике управления персоналом. Показателями невысокой эффективности развития персонала КАО являются отсутствие установки руководящего состава организации на введение в систему управления персоналом психолого-акмеологического сопровождения, признание его в качестве фактора эффективности деятельности организации в целом и недостаточный уровень субъектности персонала, выраженный в невысокой мотивационной готовности всех категорий сотрудников к успешной профессиональной деятельности в КАО.

Психолого-акмеологическое сопровождение развития персонала КАО должно рассматриваться как относительно самостоятельная система, направленная на обеспечение успешности профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития сотрудников организации, входящая в качестве базисного компонента (подсистемы) в более широкую систему управления персоналом в целом. Связующим звеном этой системы с системой управления персоналом является мотива-ционная готовность персонала к успешной профессиональной деятельности.

Психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала КАО базируется на принципах системности, корпоративности, обоснованности, доступности и открытости для работников КАОгибкости, преемственности, экономичности, личностно-субъектной ориентированности, индивидуализированное&trade-.

Системность психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО обеспечивается особой взаимосвязью компоцентов, к числу которых относятся: планирование человеческих ресурсовадаптация персоналарезервирование персоналаинституциализация наставничестваобучение персоналаконтроллинг персонала. Базисными компонентами системы являются резервирование персонала и институциализация наставничества. Вектор направленности системы на развитие персонала связан с пространством субъектности персонала и акмеологи-зацией персонал-развивающей среды. Последняя проявляется в мотива-ционной готовности персонала к успешной реализации своих наличных и потенциальных ресурсов в компании. Акмеологическая сущность такой готовности состоит в приоритетности таких смыслообразующих деятельность групп мотивов, как саморазвитие, самосовершенствование, корпоративная и собственно-профессиональная.

Акмеологическими критериями оценки эффективности психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО являются: повышение уровня субъектности персонала, к показателям проявленности которого относятся направленность персонала на саморазвитие, самосовершенствование, продуктивность изменения мотивации к деятельности в компании, и акмеологизация персонал-развивающей среды организации, показатели которой выражены наличием установки руководящего состава КАО па психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала, характером отношений руководства с персоналом, системностью психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала организации.

Психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала предполагает тесное взаимодействие кадровых работников и специалистов акмеологического профиля подготовки, выраженное в их совместной деятельности по: подбору, отбору, расстановке, аттестации кадроворганизации «обратных связей" — формированию баз данных о личностно-профессиональном развитии сотрудниковразработке программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадроворганизации различных форм обучения самих психологов и кадровиковусилению социально-психологического и акмеконсультационпого направленийреализации индивидуального подхода к личности профессионала.

Выделение в системе психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО в качестве базисных компонентов резервирования персонала и институциализации наставничества, а, соответственно, акцентирование таких направлений работы по развитию персонала, как формирование и развитие кадрового резерва и поддержка молодых специалистов, может быть рассмотрено как фактор оптимизации психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО.

Условием оптимизации психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО является создание психолого-акмеологической службы, представляющей собой структуру, обеспечивающую за счет психологических и акмеологических средств сбалансированность профессиональной среды и самого коллективного субъекта профессиональной деятельности — персонала и создающую последнему благоприятные условия для повышения уровня субъектности.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

Результаты исследования психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала подтверждают выдвинутые гипотезы, свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных в исследо-ч вании задач и позволяют сформулировать следующие выводы.

В научной литературе процесс развития персонала рассматривается в рамках процесса управления персоналом, основными направлениями которого являются определение концептуальных основ управления персоналом, стратегии и тактики работы с последним.- анализ состояния 4 рынка труда, управление занятостью, определение потребности в кадрахотбор и адаптация персоналапоиск эффективных форм оценки, аттестации персоналапланирование карьеры, определение и развитие кадрового резерваобеспечение оптимальных условий труда в целях развития персоналаразработка систем мотивации эффективной деятельности персоналаорганизация различных форм эффективности деятельности персоналаразработка теоретических и прикладных основ социальной политики организации. Процесс развития персонала рассматривается в рамках процесса управления не как цель и результат функционирования ^ такой системы, а как одно из направлений наряду с планированием работы с персоналомрасстановкой и использованиемоценкой персонала, его движением в системе управлениямотивацией и стимулированием персонала, созданием благоприятных условий для успешной деятельности. При этом персоналу отводится роль объекта управления, а сам процесс управления персонала по своим функциональным параметрам в известной мере отчужден от персонала как активного, саморазвивающегося субъекта деятельности в организации.

В исследованиях по управлению персоналом (экономическое направление исследований) достаточное внимание уделяется вопросам психологической работы с персоналом. Психологическое содержание исследования управления персоналом придается таким аспектам как подбор работников в качестве руководителя и специалистакомплектование кадровоценка и аттестация кадроворганизация и претворение в жизнь различных нововведений в деятельность предприятия (фирмы) — уменьшение количества нештатных ситуацийобеспечение дисциплиныформирование удовлетворенности трудом и позитивной мотивации к труду, формирование кадрового резерва, работа с молодыми специалистами и др.

Психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала КАО реализуется в рамках общей системы управления персоналом, страдает отсутствием системности в своей организации, акцентом на формальных или частных ее аспектах. Понятие «развитие персонала» чаще всего лишь декларируется, а сам персонал рассматривается как объект управления.

В большинстве крупных акционерных обществ направление работы с персоналом в качестве своей цели ставит достижение и поддержание оптимального соответствия возможностей работников требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью, сохранение высокого уровня работоспособности, физического и психического здоровья персонала. Однако такая работа не рассматривается как системообразующая компонента системы управления персоналом в целом, как ее самостоятельное направление. Отсутствует достаточное число квалифицированных кадров для реализации такого направления.

Исследование практики управления персоналом КАО в целом показывает отсутствие целевой установки на введение акмеологического аспекта в процесс психологического сопровождения управления персоналом, признание его в качестве фактора эффективности деятельности организации в целом и недостаточный уровень субъектности персонала, выраженный в невысокой мотивационной готовности всех категорий сотрудников к успешной профессиональной деятельности.

Оптимизация процесса развития персонала крупного акционерного общества связана с разработкой программного обеспечения психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала, проектированием модели психолого-акмеологической службы как формы эффективного сопровождения процесса развития персонала, выявлением условий и факторов эффективности развития персонала КАО. Программное обеспечение психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала основывается на интегративной программе управления персоналом КАО и включает в качестве базисных подпрограмм последней программу, определяющую стратегические основы развития персонала КАО, программу комплексной реализация процесса развития персонала КАО. Такое программное обеспечение основывается на принципах системности, корпоративности, обоснованности, доступности и открытости для работников КАОгибкости, преемственности, экономичности, личностно-субъектной ориентированности, индивидуализированное&tradeи должно быть направлено на разрешение существующих в настоящее время в системе КАО противоречий.

Системность психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО обеспечивается особой взаимосвязью компонентов, к числу которых относятся: планирование человеческих ресурсовадаптация персоналарезервирование персоналаинституциализация наставничестваобучение персоналаконтроллинг персоналаакмеологи-зация персонал-развивающей среды. Базисными компонентами системы психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО являются резервирование персонала и институциализация наставничества. Вектор направленности системы на развитие персонала связан с пространством субъектности персонала, проявляющейся в моти-вационной готовности персонала к успешной реализации своих наличных и потенциальных ресурсов в деятельности.

Психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала, осуществляемое на основе разработанного программного обеспечения, позволяет осуществить в этом процессе «сдвиг мотива на цель» и способствует изменению приоритетности в группах смыслообра-зующих деятельность персонала мотивов в направлении акмеологическо-го вектора.

Акме-уровнем развития персонала в процессе психолого-акмеологического сопровождения является существование последнего на уровне саморазвивающейся системы, что означает присвоение персоналом системы корпоративных ценностей, наличие вовлеченности в процесс эффективных преобразований организации, преобразование в системе смыслообразующих деятельность мотивов.

Оценка эффективности системы психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала может быть осуществлена на основе акмеологических критериев, к числу которых относятся повышение уровня субъектности персонала (направленность персонала на саморазвитие, самосовершенствованиепродуктивность изменения мотивации к деятельности в компании), и акмеологизация персонал-развивающей среды организации (наличие у руководящего состава организации установки на целесообразность и необходимость внедрения в практику работы психолого-акмеологического сопровождения развития персонала, характер отношений руководства с подчиненными, системный характер психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала).

Условиями акмеологизации персонал-развивающей среды являются: обеспечение в коллективе климата взаимного доверия, уважения и поддержкистимулирование интереса к работе за счет корректировки восприятия и отношения к рутинной работепостановка четких целей и задач перед персоналом, предусматривающих реализацию стратегических направлений развития КАОоценивание вклада персонала в результаты деятельности КАО на основе установления на индивидном его уровне постоянной обратной связипредоставление возможности для наиболее полного раскрытия потенциала сотрудников, их саморазвития, самосовершенствованияпредоставление равных возможностей при отборе и продвижении по службе на основе диагностики готовности сотрудника к профессиональной деятельностикомпенсирование затрат усилий сотрудников посредством повышения уровня материального и социального обеспечениясоздание здоровьесберегающей среды, развитие здоровья персонала.

Психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала предполагает тесное взаимодействие кадровых работников и специалистов акмеологического профиля подготовки, выраженное в совместной деятельности по подбору, отбору, расстановке, аттестации кадров, организации «обратных связей», формированию баз данных о лич-ностно-профессионалыюм развитии сотрудниковразработке программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, организации различных форм обучения самих психологов и кадровиковусилению социально-психологического и консультационного направленийреализации индивидуального подхода к личности профессионала.

Условием оптимизации психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала и его эффективной формой является психолого-акмеологическая служба, которая создается на уровне структурного подразделения организации и обеспечивается квалифицированными кадрами, подготовленными для выполнения работ психологического и акмеологического содержания. В связи с этим в КАО целесообразно осуществлять подготовку специалистов по программе «Акмеолог кадровой работы».

Проведенное исследование позволило разработать следующие практические рекомендации по развитию персонала КАО:

• Управление персоналом КАО должно включать акмеологическую составляющую, содержание которой отражается в базисной подпрограмме интегративной программы управления персоналом КАО. При этом персонал компании должен рассматриваться в качестве одного из главных стратегических ресурсов, обеспечивающих успешность ее деятельности и конкурентоспособность, на уровне субъекта, активно и творчески реализующего себя в процессе деятельности в организации.

• Подпрограмма психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала КАО должна рассматриваться как относительно ч самостоятельная программа, реализуемая в пяти направлениях работы с персоналом, обозначенных в общей программе управления персоналом КАО: подбор, оценка и использование персоналаобучение и развитиемотивация и вознаграждениесоциальная политикакорпоративные коммуникации.

• Процессуальный подход к психолого-акмеологическому сопровождению работы с персоналом КАО должен основываться на выделении следующих направлений: отбор и прием (найм), расстановка персоналаработа с молодыми специалистамиработа с резервом кадров для выдвижения на руководящие должностисопровождение процедур оценки и аттестации персоналапсихолого-акмеологическое сопровождение процесса обучения специалистов КАОработа с увольняющимися людьмипсихолого-акмеологическое сопровождение деятельности специалистов КАО в особых и чрезвычайных условияхсопровождение деятельности управленческого состава КАОпланирование развития карьеры руководителей и специалистовсопровождение процесса акмеологизации персонал-развивающей среды.

• Разработка проектной модели психолого-акмеологической службы и определение инструментария реализации ее деятельности предполагает определение целей и задач психолого-акмеологической службы КАОправовых основ деятельности службысодержания, видов и форм деятельности ПАСразработку структуры службыподготовку обоснования создания службыразработку примерного Положения о работе ПАСсоставление плана развертывания психолого-акмеологической службы. В структуре службы целесообразно выделение иформационно-аналитическогопсихо-акмедиагностикикоррекционных и развивающих психо-акметехиологийорганизационно-методической работы с персоналом подразделений.

• В целях эффективной организации деятельности психолого-акмеологической службы в КАО целесообразно осуществлять подготовку специалистов, но программе «Акмеолог кадровой работы».

• Психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала в направлении акмеологизации персонал-развивающей среды должно включать работу по обеспечению в коллективе климата взаимного доверия, уважения и поддержкиформированию готовности управленческого персонала к введению и реализации психолого-акмеологической составляющей в практику управления персоналомстимулированию интереса к работе за счет корректировки восприятия и отношения к рутинной работепостановке четких целей и задач перед персоналом, предусматривающих реализацию стратегических направлений развития КАОоцениванию вклада персонала в результаты деятельности КАО на основе установления на индивидном его уровне постоянной обратной связипредоставлению возможности для наиболее полного раскрытия творческого потенциала сотрудников, их саморазвития, самосовершенствованияпредоставлению равных возможностей при отборе и продвижении по службе на основе психои акмедиагностики готовности сотрудника к профессиональной деятельностикомпенсированию затрат усилий сотрудников посредством повышения уровня материального и социального обеспечениясозданию здоровьесберегающей среды, развитию здоровья персонала. При этом оценка уровня акмеологизации персоналразвивающей среды может проводиться по показателям наличия у руководящего состава организации позитивной установки на создание и успешную реализацию психолого-акмеологического сопровождения работы с персоналомхарактер отношений руководителей и подчиненныхсистемность психолого-акмеологического сопровождения процесса развития персонала.

Перспективы дальнейших исследований связаны с поиском условий для создания и организации в КАО психолого-акмеологических служб, повышения уровня эффективности их работы по психолого-v акмеологическому сопровождению развития персоналаопределением содержания, форм и методов работы психолого-акмеологической службы в направлении акмеологизации персонал-развивающей среды, повышения уровня субъектности персоналаразработкой теоретических и прикладных основ подготовки квалифицированных специалистов службы, акмео-логов кадровой работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акмеолог кадровой работы: учеб. пособие / Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 308 с.
  2. Акмеологическое исследование потенциала, резервов и ресурсов человека: сборник статей. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 338 с.
  3. Акмеология: учебник. / Общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2003.-681 с.
  4. Антикризисное управление / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИН-ФРА-М, 2001.-350 с.
  5. , Г. Н. Изучение личности в организации (технологический подход) / Г. Н. Аринина, A.M. Князев. М.: Изд-во РАГС, 2006. -280 с.
  6. , М. Основы менеджмента / М. Альберт, М. Х. Мескон, Ф. Хедоурн. М.: Дело, 1992. — 385 с.
  7. , М. А. Опыт организации психолого-акмеологической службы для реабилитации людей, переживших стресс : автореф. дис. канд. исихол. наук: 19.00.13 / Анаев М. А. СПб, 2002. — 24 с.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.- 251 с.
  9. , О.С. Основы общей и управленческой акмеологии : учеб. пособие / О. С. Анисимов, А. А. Деркач. М.- Новгород: СЕГ, 1995.-272 с.
  10. , Л.М. Философская теория ценности / Л. М. Архангельский. М.: Политиздат, 1977. — 78 с.
  11. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  12. , В. В. Стратегии акмеологического взаимодействия в системе управленческой деятельности : автореф. дис. канд. пси-хол. наук: 19.00.13. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 23 с.
  13. Н.Базаров, Т. Ю. Практика работы с персоналом в организациях // Введение в практическую социальную психологию М: Смысл, 1999. С.47−68.
  14. , Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации / Т. Ю. Базаров. М.: ИПК госслужбы, 1996. — 70 с.
  15. , Т.Ю. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур / Т. Ю. Базаров, Х. А. Веков, Е. А. Аксенова. М.: ИПК госслужбы, 1995.- 87 с.
  16. , К. Миссия возможного, или как стать компанией мирового класса / К. Бланчард, Т. Вегхорн. Челябинск: Урал LTD, 1998.- 221 с.
  17. , А. В. Искусство управления персоналом : учеб. пособие / А. В. Блинов, О. В. Василевская. М., 2001. — 145 с.
  18. , Е.Н. Прикладная психодиагностика для руководителей и специалистов кадровых служб / Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. -Калуга: МО КГПУ 2003. 85 с.
  19. Бодалев, А. А Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. М.: Флипта-наука, 1998.- 166 с.
  20. , В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы / В. А. Бодров. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 623 с. (Серия «Достижения в психологии»).
  21. , В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов, «-е изд. / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2006. -511 с. — (Современное образование).
  22. Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович.- М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1995. 352 с.
  23. , П.Г. Служба управления персоналом предприятия П.Г. Бойдаченко. М.: Дело, 1996. — 307 с.
  24. , Е.А. Оценка и аттестация персонала / Е. А. Борисова. -СПб.: Питер, 2003. 2003. — 288 е.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  25. , А.В. Проблемы психологии субъекта /А.В. Бруш-линский. М.: ИПРАН, 1994. — 109 с.
  26. , У. Менеджмент в организации / У. Брэддик. М.: Инфра-М, 1997.-344 с.
  27. , М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер. Сост., общ. ред. Ю. Н. Давыдова. М: Прогресс, 1990.- 804 с.
  28. , В.Н. Психология прибыли / В. Н. Верхоглазенко, А. А. Звезденков, М. В. Хлюнева. М.: ПРИОР, 2005. — 176 с.
  29. , В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами: учебно-практическое пособие / В. Р. Веснин. М.: ТД «Элит-2000», 2002. — 592 с.
  30. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека /
  31. B.К. Вилюнас. М.: МГУ, 1990. — 230 с.
  32. , В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Виноградов В. И. М.: Изд-во РАГС, 1996. — 26 с.
  33. , М. Предпринимательские инициативы по активизации трудового потенциала / М. Винтер.- Ростов на / Д: РГУ, 1991.- 112с.
  34. , О.С. Стратегический менеджмент / О. С. Виханский. -М.: Гардарики, 2000, 352 с.
  35. , А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. (Опыт ФРГ) / А. П. Волгин, В. Н. Матирко, А. А. Модин М.: «Дело», 1992.- 178 с.
  36. , Н.А. Мотивационный механизм эффективного труда руководителя //Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации. М.: Изд-во РАГС, 1996. С. 24−37.
  37. , А. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда / Володин А., Назарук М. // Банковские технологии. 2002. № 10.1. C. 29−31
  38. , Д.А. Деформации профессиональной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Волков Д. А. М., 2004. -23 с.
  39. , М. Раскрепощенный менеджер: пер. с англ. / Вудкок М., Френсис Д. М. М.: Дело, 1991.- 320 с.
  40. , О.И. Опыт методологического конструирования моделей общественных систем. //Моделирование социальных процессов. М.: Политиздат, 1970. — 270 с.
  41. , В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия / В. П. Голенко. СПб.: Слово-П, 1994. — 148 с.
  42. , В.В. Руководство для высшего управленческого персонала : в 2 т. Т. 1. / В. В. Гончаров. М.: МНИИПУ, 1998. — 816 с.
  43. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Общ. ред. С. В. Пи-рогова. М.: Изд-во РАГС, 1996. — 252 с.
  44. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / Общ. ред. В. П. Иванова. М.: Известия, 2003. -410 с.
  45. Государственная служба: сб. нормат. док. для рук. и организаторов обучения, работников кадровых служб гос. органов и образовав учреждений / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Феч дерации. М.: Дело, 2001. — 495 с.
  46. , М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации / М. В. Грачев. М.: Дело, 1993. — 203 с.
  47. , В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4-х т. / В. Даль. М.: Русский язык, 1989. — Т. 2.- 780 с.
  48. , А.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности кадров государственной службы / А. А. Деркач и др.. М.: Изд-во РАГС, 1997. — 44 с.
  49. , А.А. Профессиограмма государственного служащего/ А. А. Деркач, А. К. Маркова. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 38 с.
  50. , А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: в 5 кн. / А. А. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 1999 -2001.-Кн. 1−5.
  51. , А.А. Формирование мотивации акмеологической компетентности кадров управления / А. А. Деркач, А. К. Маркова, Ю. С. Артемов // Личностно-профессиональное развитие персонала. М: Изд-во РАГС, 2002. — С. 8−27.
  52. , А.А. Акмеология: познание и развитие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб.: ПИТЕР, 2003. — 252 с.
  53. А.А. Мониторинг личностно-профессиональпого развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, 10.В. Синягин. М.: Изд-во РАГС, 1999.- 141 с.
  54. , А.А. Методические рекомендации по психолого-акмеологическому обеспечению кадровой работы федеральных и региональных систем управления / А. А. Деркач, Л. И. Катаева. М.: Изд-во РАГС, 1997.- 32 с.
  55. , А.А. Профессиограмма специалиста кадровой службы (федеральных и региональных органов исполнительной власти): учебч но-методическое пособие / А. А. Деркач, А. К. Маркова. М.: Издво РАГС, 2001. 25 с.
  56. , А.А. Эффективность деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях / А. А. Деркач, А. В. Щербина. М.: МПАКЦ, 1998.-99 с.
  57. , Г. Управление персоналом / Г. Десслер. М.: Бином, 1997. ч — 432 с.
  58. , О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 М.: Изд-во РАГС, 1997. — 25 с.
  59. Е. А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала // Банковские технологии.-2002. № 3.-С. 41−44.
  60. , П. Управление, нацеленное на результаты / П. Драккер. -М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. 192 с.
  61. , И.Н. Психологические аспекты управления кадрами И.Н. Дроздов и др. Владивосток: ПИППККГС, 1997. — 56 с.
  62. , И.Н. Развитие психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 М.: Изд-во РАГС, 1998. — 25 с.
  63. , У. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте / У. Дж. Дункан. М.: Дело, 1996. — 269 с.
  64. И.Б. Управление персоналом: отбор и найм: исследование зарубежного опыта / И. Б. Дуракова. М.: Центр, 1998. — 160 с.
  65. , Е.В. Психолого-акмеологический подход в раскрытии предпринимательского потенциала / Е. В. Дьячкова. Иваново: ИФ СЗАГС, 2003.-51 с.
  66. , Е.В. Психолого-акмеологические основы управления кадровой работой / Е. В. Дьячкова, В. Г. Зазыкин. Иваново: Филиал СЗАГС в г. Иваново, 2006. — 126 с.
  67. , В.А. Актуальные вопросы управления персоналом : Монография / В. А. Дятлов. М.: ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефтии газа им. И. М. Губкина, 2000. 578 с.
  68. , А.П. Управление персоналом / А. П. Егоршин. -Н.Новгород: НИМБ, 1997. 607 с.
  69. , С.С. Психолого-акмеологические аспекты управления кадровой работой /С.С. Жидаев. М.: МААН, 2003. — 44 с.
  70. , С.С. Психолого-акмеологическое обеспечение управления кадровой работой : автореф. дис. канд психол. наук: 19.00.13 /Жидаев С.С. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 25 с.
  71. , С.С. Система психолого-акмеологического обеспечения управления кадровой работой / С. С. Жидаев. М.: МААН, 2004. -22 с.
  72. С.С. Эмпирические исследования психолого-акмеологи-ческих особенностей управления кадровой работой / С. С. Жидаев. -М. :МААН, 2004.-41 с.
  73. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме.//Психологические проблемы регуляции поведения. М.: Наука, 1976. С.45−64.
  74. , АЛ. Психологические особенности коллективного субъекта //Проблема субъекта в психологической наук. М., 2000. -С.8−24.
  75. Журавлев П. В Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера / П. В. Журавлев и др. М.: ЭКЗАМЕН, 1999. — 576с.
  76. , П.В. Мировой опыт в управлении персоналом: Обзор зарубежных источников П. В. Журавлев, М. М. Кулапов, С. А. Сухарев. М.: Изд-во Рос. эконом, акад.- Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-232 с.
  77. , Е.М. Психологическая системная профессиография / Е. М. Иванова. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 208 с.
  78. , Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности: учеб.-метод. Пособие / Е. М. Иванова.- М.: Изд-во МГУ, 1992.-94 с.
  79. , С.В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управ-4 ления персоналом, которые реально работают на практике / С.В.
  80. Иванова. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 80 с.
  81. Ивановская, J1.B. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии JI.B. Ивановская, В. М. Свистунов. М.: ГА У, 1995. — 187 с.
  82. , Д. Человеческие ресурсы управления: основы управ-ч ления персоналом Д. Иванцевич, А. Лобанов. М.: Дело. 1993.304 с.
  83. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. -512с.
  84. А.Н. Кадры управления в корпорациях США / А.Н. Исаен-ко. М.: Наука, 1988.- 144 с.
  85. Истоки российского менеджмента /Под ред Э. М. Коротова. М.: Луч, 1991.- 171 с.
  86. Т.С. Психология управления : учебное пособие / Т. С. Кабаченко. М.: Пед. об-во России, 2000.- 383 с,
  87. , С.Б. Мотивация труда С.Б, Каверин.- М.: Ин-т психологии РАН, 1998.-224 с. 4 95. Кадровый контроль в системе государственной службы / Под ред.
  88. А.И.Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 176 с.
  89. Кадровый маркетинг: технология набора и отбора кадров для государственной службы. Методические рекомендации. Новосибирск: СКЦ, 1996, — 117 с.
  90. Кадровый потенциал государственной службы: оценка и аттестация /Общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 80 с.
  91. , А.К. Практический менеджмент: в деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах / А. К. Казанцев, В. И. Подлесных, Л. С. Серова. М.: ИНФРА-М, 200L. — 367с.
  92. , И.В. Стратегия подбора кадров как стилевая характеристика управленческой деятельности руководителя : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Калинин И. В. М.: Изд-во РАГС, 1996. — 25 с.
  93. , Е.Б. Динамика кадрового потенциала ОАО «Газпром» // Корпоративный и экологический менеджментТекст.: учеб. пособие /Г.К. Лобачева, А. Ф. Биленко, Б. И. Кузьмин, Е. Б. Касьян (и др.). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. С.69−91.
  94. , Е.Б. Ресурсно-факторная модель руководителей и специалистов ОАО «Газпром» // Корпоративный и экологический меч неджментТекст.: учеб. пособие /Г.К. Лобачева, А. Ф. Биленко, Б.И.
  95. , Е.Б. Касьян (и др.). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. С.92−127.
  96. , Е.Б. Цели, задачи и перспективы корпоративного образования в XXI веке // Корпоративный и экологический менедж-ментТекст.: учеб. пособие /Г.К. Лобачева, А. Ф. Биленко, Б. И. Кузьмин, Е. Б. Касьян (и др.). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. v С.127−159.
  97. , Е.Б. Теоретические подходы к исследованию психолого-акмеологических оснований управления персоналом крупного акционерного общества // Акмеология, 2007, № 4. С. 113.
  98. , Е.Б. Особенности современного состояния и пути оптимизации процесса развития персонала крупного акционерного общества: акмеологический профиль анализа проблемы // Мир психологии, 2007 № 2. С. 233−240.
  99. , Л.И. Акмеология субъекта профессиональной деятельности.: учеб.-метод. пособие / Л. И. Катаева. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 88 с.
  100. , Л.И. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессиональпого развития человека акмеологической службой // Акмеология. Учебник /Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002.-С.631−639.
  101. , Л.И. Госслужащий как субъект профессиональной деятельности. Структура личностно-профессиональных качеств //
  102. Психология профессиональной деятельности. М.: Изд-во РАГС, 2004. — С.20−34.
  103. , Л.И. Психолого-акмеологическая служба в системе федерального и регионального управления : учеб.-метод. пособие / Л. И. Катаева. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 32 с.
  104. , Л.И. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества / Л. И. Катаева, Т. А. Полозова //Мир психологии, № 1 (41), 2005. С. 147−156.
  105. ИЗ. Катаева, Л. И. Психологическая подготовка руководителей социальной сферы к работе с персоналом. Методическое пособие / Л. И. Катаева, Е. А. Яблокова. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 232 с.
  106. , А.Я. Основы управления персоналом : Учебник / А.Я. Киба-нов. — 2-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА, 2007. — 447 с. — (Высшее образование).
  107. , А. В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технология: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.0013.- М.: Изд-во РАГС, 1999. 48 с.
  108. , А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технология / А. В. Кириченко. -М.: Соль, 1998.- 198 с.
  109. , Е.А. Пути в профессионализм / Е. А. Климов. М.: Флинта, 2003.-318 с.
  110. Книга работника кадровой службы / Общ. ред. Е. В. Охотского и В. М. Анисимова: Учебно-справочное пособие. М.: Экономика, 1998.-494 с.
  111. , В.Н. Психологические основы ситуационного подхода в оценке персонала / В. Н. Князев. М.: ГАУ, 1998. — 154 с.
  112. , М. А. Оптимизация индивидуальной работы с персоналом в государственной службе : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Ковалева М. А. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 24 с.
  113. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации. М., 2001. — 38 с.
  114. Концепция государственной кадровой политики в системе федеральных органов исполнительной власти. М., 2001, — 35 с.
  115. , В.Ф. Дифференциально-акмеологические особенности развития кадров управления : автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.13 / Кордюков В. Ф. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 25 с.
  116. , Э.Б. Научный менеджмент: российская история / Э. Б. Корицкий, Г. В. Нипциева, В. Х. Шетов. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.- 384 с.
  117. , В.И. Управление формированием и развитием коллектива / В. И. Корниенко. М.: Изд-во РАГС, 1996.- 89 с.
  118. , Ю.Д. Управление поведением персонала в фирме / Ю. Д. Красовский. М.: Дело, 1997. — 267 с.
  119. , Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р. Л. Кричевский. — М.: Дело, 1996.-384 с.
  120. , Г. Дж. Зарубежный опыт управления персоналом / Г. Дж. Круден, А. У. Шерман Пер. с англ. — М.: ИПК госслужбы, 2001.800 с.
  121. , М.В. Влияние особенностей процессов внутренней интеграции на формирование корпоративной культуры. Ежегодник Российского психологического общества. В 2 т. М.: Эслан, 2004, Т. 2.
  122. , М.В. Ключевые факторы психологии управления: организационное познание, образ организации, организационное поведение. // Мир психологии. 2006. № 3. С. 168−184.
  123. , И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент / И. А. Кузьмин. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. — 190 с.
  124. , Н.В. Акмеологическая теория повышения качества специалистов образования / Н. В. Кузьмина. М.: ИЦ, 2001. — 143 с.
  125. , Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. М.: Высшая школа, 1993. — 121 с.
  126. , Н.В. Методы акмеологического исследования / Н. В. Кузьмина -М.: ИЦ 2002.-194 с.
  127. , Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г. Кунц, С. О. Доннел М.: Прогресс, 1981. -Т.2.
  128. , И.Д. Практический менеджмент / И. Д. Ладанов. М., 1995.-442 с.
  129. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. /
  130. A.А.Семенюк, И. Л. Городецкая и др.- М.: Русск.яз., 1994.- С. 313.
  131. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  132. , Д. А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. М: Смысл, 1997.- 63 с.
  133. Личностно-профессиональное развитие персонала / Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 219 с.
  134. , Т.Н. Технология формирования корпоративного сознания персонала организаций // Акмеология, 1996. № 2 С.27−40.
  135. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984.- 448 с.
  136. , Б.Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода // Инженерная психология / Под ред. Б. Ф. Ломова и В. Ф. Рубахина. М.: Наука, 1977. — С.31−55.
  137. В.В. Русский толковый словарь. 3-е изд., испр. и доп. /
  138. B.В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.: Русск. яз., 1994. — 657 с.
  139. , И.П. Психолого-акмеологические основы профессиональной карьеры государственных служащих И.П. Лотова. Изд. 2-е, пе-рераб. и доп. — М.- Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2003. — 231 с.
  140. , Л.Ю. Взаимосвязь управленческого имиджа и культуры организации / Лукьянова Л. Ю., Кудряшов А. В. // Акмеология. 2003. № 2. — С.68−75.
  141. , М.И. Поиск и отбор персонала. Практическое пособие для руководителей и специалистов кадровых служб М. И. Магура М.: Бизнес- школа, 1997 — 80 с.
  142. , М.И. Современные персонал-технологии / М. И. Магура, М. Б. Курбатова. М.: Интел-Синтез, 2001. — 105 с.
  143. , Г. И. Психолог в организации : советы профессионалов / Г. И. Марасанов (редактор-составитель). М.: «Когито-центр», 2002. -86 с.
  144. , В.Н. Мотивационный менеджмент : учеб. пособие / В. Н. Маркин.- М.: Изд-во РАГС, 2005. 88 с.
  145. , В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка В.Н. Марков. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 264 с.
  146. , В.Н. Проблемы профессиональной самореализации кадров управления: монография / В. Н. Марков. М.: Изд-во РАГС, 2004. -106 с.
  147. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Межд. гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
  148. , А. Мотивация и личность / А.Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.-479 с.
  149. , О.Т. Фокус группы в социально-психологическом исследовании: методология и техники: авто-реф. дис. докт. психол. наук: 19.00.05 / О. Т. Мельникова М.: 2003. -45 с.
  150. Менеджеру о менеджменте: наука и искусство эффективного управления / Под ред. Л. Г. Лаптева.- М.: Квант, 1997. 307 с.
  151. , М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1995. — 704 с.
  152. , Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Г. Минцберг. СПб.: ПИТЕР, 2002. — 512 с.
  153. , А.А. Психолого-акмеологические условия эффективного регионального управления:: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / А. А. Мироедов М.: Изд-во РАГС, 1995.- 26 с.
  154. , А.А. Управление: взгляд на проблему кадров // Российская Федерация. 1995. № 6. С. 41- 49.
  155. , Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы / Ф. Б. Михайлов.- Казань: Изд-во КФЭИ, 1994.- 136 с.
  156. В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. Москва-Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 356 с.
  157. , М. Оценка личностных качеств работников на капиталистических предприятиях // Социал. труд. 1968. № 3. С. 117−132.
  158. Ш. А. О формировании и смене социальных установок в личности // Вопросы философии. 1978. № 3.
  159. , В. Д. Проблемы психологии индивидуальности / В. Д. Небылицын. М. — Воронеж, 2000. — 682 с.
  160. , А. Особенности кадровой политики российского холдинга//Персонал МИКС. 2002. № 4. с.21−23.
  161. Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур / Под ред. И. М. Макарова. М.: Наука, 1996. — 263 с.
  162. , И.Н. Психология управления персоналом предприятия. Профессиологический аспект / И. Н. Носс, Н. В. Носс. М.: «КСП+», 2002, — 240 с.
  163. Общая и прикладная акмеология. / Общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2001. -209 с. — 275 с. Часть 1 — 2.
  164. Общая теория управления / Под ред. Беляева А. А., Варламова К. И., Пищулина Н. П. М.: РАУ, 1994. — 300 с.
  165. , А. С. Теоретические основы психологии субъектогенеза / А. С. Огнев. Воронеж: Изд-во ВФ РАГС, 1997.- 121 с.
  166. , А.С. Рабочая книга организационного психолога / А. С. Огнев, Ю. Н. Гончаров. Воронеж: ВГУ, 2000. — 297 с.
  167. , Ю.Г. Управление персоналом / Ю. Г. Одегов, П. В. Журавлев. М.: Финстатинформ, 1997. — 878 с.
  168. , Ю.Г. Эффективность системы управления персоналом / Ю. Г. Одегов, Н. К. Маусов, М. М. Кулапов. М.: Б.и., 1993. — 90 с.
  169. , С.М. Словарь русского языка / С. М. Ожегов. М.: Русский язык, 1990.-921с.
  170. Основные направления и принципы работы с персоналом в государственном аппарате: учебно-методическое пособие / Общ. ред. Е. Д. Катульского. М.: ИТ МТ и CP, 1997. — 136 с.
  171. , И.В. Оптимизация организаторской деятельности кадров управления в особых условиях : автореф. дис. канд. пси-хол. наук: 19.00.13 / И. В. Перминова. М.: Изд-во РАГС, 1997.22 с.
  172. Персонал: Словарь-справочник / Автор-сост. Одегов Ю. Г. и др. -М. :РЭА, 1994.-406 с.
  173. , Т. В поисках эффективного управления / Т. Питере,, Р.Уотермен. М.: Прогресс. 1986. — 312 с.
  174. Практикум по дисциплине «Управление персоналом» / Отв. ред. М. Н. Кулапов. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000. — 88 с. — Ч. 2.
  175. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1998- 672 с.
  176. В. Особенности трудовой мотивации работников железнодорожного транспорта / Предыбайлов В. и др. // Российский экономический журнал. 1999. № 5/6. С. 58−63
  177. , В.А. Управление персоналом в Японии / В.А. Прон-ников, И. Д. Ладанов. М.: Наука, 1989.- 205 с.
  178. Профессиональное самоопределение субъектов: акмеологический подход: учебное пособие / А. А. Деркач (отв. ред.), В. Г. Зазыкин, В. Н. Марков, В. А. Толочек. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 122 с.
  179. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 576 с.
  180. Психологические проблемы профессиональной деятельности / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Н. Занковский. М.: Наука, 1991. — 166 с.
  181. Психологические аспекты подбора и проверки персонала /Сост. Н. А. Литвинцева. М.: Бизнес школа «Интел-синтез», 1997. — 400 с.
  182. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности государственных служащих: учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 110 с.
  183. Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы / Общ. ред. А. А. Деркача М: Изд-во РАГС, 1999.-286 с.
  184. Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб.: Питер, 2000. 480 с.
  185. Психология менеджмента: учебник / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., Питер, 2002. — 424 с.
  186. Психология профессиональной деятельности: Лекции «в помощь преподавателю» / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 342 с.
  187. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. В. Батаршева, А. О. Лукьянова. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. — 624 е.: ил.
  188. Психолого-акмеологическая служба в системе федерального и регионального управления. Лекции к изучению курсов по специальности «Психология» / Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004.- Выпуск 1. — 62 с.
  189. Психолого-акмеологическая служба. Настольная книга практического психолога. Методическое пособие. / Под ред. Е. А. Яблоковой. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 256 с.
  190. , В.П. Руководство персоналом в организации. Учебник
  191. B.П. Пугачев. М.: Аспект Пресс, 1998. — 331 с.
  192. Н.Ф. Практикум по кадровому менеджменту : учебное пособие / Н. Ф. Пушкарев, Е. В. Троицкий, Н. Н. Пушкарев. -М., Аспект Пресс, 2002. 342 с.
  193. , В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления В.А. Пызин. М.: Дружба народов, 1996. — 142 с.
  194. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача и Л. Г. Лаптева. М.: ИП, 2001.- 628с.
  195. Региональная акмеологическая служба в системе управления. -СПб, 1991.-73 с.
  196. Н. Методика «Ценностные ориентации». //Тесты по психодиагностике. Самара: БАХРАХ-М, 1998.
  197. , В.Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления /, В. Ф. Рубахин, А. В. Филиппов. М. Знание, 1973, — 99 с.
  198. , Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального /Э.В. Сайко. М.: Издательство Московского психолого-социалыюго института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.- 424 с.
  199. , Г. Менеджемент в организациях / Г. Саймон, Д. Смит-бург, В. Томпсон. М: Экономика, 1995. — 335 с.
  200. , С. И. Управление персоналом / С. И. Самыгин и др. / Под ред. С. И. Самыгина. Ростов н/Д., 1997. — 509 с.
  201. , Н.П. Психологические основы продуктивных отношений в управленческой деятельности : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 /Н.П. Сащенко. М.: РАУ, 1993.- 24 с.
  202. , Е.В. Личностно-профессиональное самосовершенствование государственных служащих / Е. В Селезнева, Л. В. Маркелова. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 85 с.
  203. Синергетика: человек, общество / Под ред. B.C. Егорова. М.: Изд-во РАГС, 2000. 342 с.
  204. , Ю.В. Руководитель организации и его команда / Ю. В. Синягин. М.: Изд-во РАГС, 1996, — 111 с.
  205. , С.Н. Акмеологические условия и факторы продуктивной профессиональной деятельности руководителя кадрового подразделения : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 /
  206. C.Н. Ситник. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 25 с.
  207. , С.Н. Продуктивность профессиональной деятельности субъекта кадровой работы // Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы /
  208. Общ. ред. А. А. Деркача М: РАГС, 1999. — С.89 — 116. — 286 с.
  209. , Н. Японский феномен менеджмента // Риск. 1993. № 1.-С. 12−19.
  210. И.А., Ефремов 0.10. Управление персоналом. -СПб., Питер, 2000. 287 с.
  211. Словарь иностранных слов / Науч. ред. А. Г. Спиркин.. М.: Русский язык, 1990. — 624 с. (Компетентность с. 241.)
  212. Словарь русского языка: В 4-хт./ АН СССР, Ин-т русс яз. Под ред А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1982. — 736 с. — Т.2. К-О.
  213. , В.В. Русский толковый словарь / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Рус. яз. 1994. — С.357−358.
  214. , Г. В. Управление социальным развитием персонала предприятия / Г. В. Слуцкий. М.: ГАУ, 1994. — 112 с.
  215. , С.А. Продуктивность экспертной оценки управленческого персонала организации : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 /С.А. Смирнов. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 25 с.
  216. , Л.Н. Введение в психологию индивидуальности / Л. Н. Собчик. М.: ИПП- ИСП, 2000. — 512 с.
  217. Современный кадровый менеджмент / Под ред. Базарова Т. Ю. -М.: ИПК госслужбы, 1997 148 с. — Вып.1.
  218. , И.О. Акмеологические особенности оптимизации управленческих решений: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / И. О. Соловьев. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 25 с.
  219. , Н.В. Акмеологические закономерности в интегра-тивной системе развития профессионализма кадров управления : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Н. В. Сотникова. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 24 с.
  220. , Э.Е. Как управлять персоналом / Э.Е. Старобин-ский. М.: АО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1995. — 240 с.
  221. , Я.С. Акмеологическое обеспечение профессионализма кадров управления : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Я. С. Старовойтова. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 26 с.
  222. , А.А. Акмеологическая диагностика в системе подбора кадров госслужбы : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / А. А. Суворова. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 24 с.
  223. , В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров / В. К. Тарасов. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1989.-367 с.
  224. Теория управления / Под общ. ред. A. J1. Ганоненко и А. П. Панч крухина. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 558 с.
  225. , В.Н. Творчество в профессиональном управленческом труде // Прикладная психология и психоанализ. 1998. № 3. С. 37−41.
  226. , В.А. Современная психология труда : учеб. пособие / В. А. Толочек. СПб.: Питер, 2005. — 479 е.: ил. — (Серия «Учебноеч пособие»).
  227. , В.В. Основы кадрового менеджмента / В. В. Травин, В. А. Дятлов. М.: Дело, 1995. — 336 с.
  228. , В.П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 87 с.
  229. , А.И. Профессионализация и кадровая политика : проблемы развития теории и практики / А. И. Турчинов. М.: Флинта, 1998.-271 с.
  230. , Д.Н. Психологические исследования Д.Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966.-348 с.
  231. Управление персоналом в системе государственной службы: учеб. пособие / Е. А. Аксенова и др. М.: ИПК госслужбы, 1997.- 223 с. к
  232. Управление персоналом государственной службы: уч.-метод. пособие. М.: Изд-во РАГС, 1997. — 536 с. (С. 440−460).
  233. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорпера. СПб.: Питер, 2002. — 205 с.
  234. Управление персоналом / Под ред. В. И. Задоркина, В. Ф. Склярова М.: Союз, 1995. — 376 с.
  235. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. проф. Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997.-468 с.
  236. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1997. — 512 с.
  237. Управление персоналом / Под ред. Б. Ю. Сербиновского и С. И. Самыгина. М.: ПРИОР, 1999. — 348 с.
  238. Управление персоналом: учебник / Общ. ред. Т. Ю. Базарова и Еремина Б. Л. М.: Юнити, 1998. — 276 с.
  239. Управление персоналом: учебник. / Общ. ред. А. И. Турчинова. -М.: Изд-во РАГС, 2002. 488 с.
  240. Управление человеческими ресурсами (деятельность кадровых служб США и ФРГ) // Кадры. 1993. № 5. С. 12−18.
  241. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы / Под ред. д.п.н. Ю. М. Забродина и д.п.н. НА. Носова. М.: Изд-во «Магистр», 1996. — 216 с.
  242. Управление человеческими ресурсами. / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб.: Питер, 2002.-456 с.
  243. Е.В. Акмеологическое воздействие в работе руководителя с персоналом : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Е. В. Фадеева. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 23 с.
  244. , P.M. Энциклопедия современного управления /P.M. Фалмер. М.: ВИПКэнерго. 1992. — 184 с. — Т. 3.
  245. , Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М.: МПЭ, 1995.- С. 300−309.
  246. , С.В. Психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионального самосознания молодых специалистов : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 /С.В. Филиппова. -М.: Изд-во РАГС, 2003. 20 с.
  247. , X. Мотивация и деятельность : в 2 т.: пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1 — 2.
  248. , В.Н. Японские «секреты» управления персоналом / В. Н. Хлынов. М.: Изд-во РАН, 1995. — 104 с.
  249. , П. Курс предпринимательства / П. Хоскинс. М.: Международные отношения, 1993.-392 с.
  250. , В. М. Управление персоналом : учеб. пособие / В. М. Цветаев. М, 2000. — 242 с.
  251. , С.П. Развитие управленческих способностей в процессе формирования кадрового резерва : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / СЛ. Чередник. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 23 с.
  252. , В.Н. Человек и персонал в управлении / В. Н. Чернышев, А. П. Двинин. СПб.: Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отд-ие, 1997. — 568 е.: ил.
  253. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 342 с.
  254. , С.В. Управление персоналом в современной организации / С. В. Шекшня. М.: Интел-синтез, 1998. — 343 с.
  255. , П.Н. Современная социальная психология в США / П. Н. Шихирев. М.: Знание, 1995. — 154 с.
  256. , В.И. Настольная книга менеджера по кадрам / В. И. Шкатулла. М.: Норма-Инфра М, 1998.- 527 с.
  257. Шогенов. 10.3. Акмеологические особенности деформации личностно-профессионального развития руководителей: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / 10.3. Шогенов. М.: Изд-во РАГС, 2005. -25 с.
  258. , М.А. Акмеологические особенности управленческих способностей личности руководителя : автореф. дис. канд. психол. наук / М. А. Шухостанов. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 25 с.
  259. Щур, Д. Л. Кадры предприятия: 60 образцов положений об отделах и службах / Д. Л. Щур, Л. В. Труханович. М.: Дело и Сервис, 2000.-416 с.
  260. , В.А. Стратегии социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. М.: Институт социологии РАН, «Добросвет», 2003. — 305 с.
  261. Янг, С. Системное управление организацией / С. Янг. М: Советское радио, 1972. — 455 с-
  262. Beaumont Н. The psychology of personnel. New York, 1946, p. 86.
  263. Fein M. Improshare: An alternative to traditional managing. USA, California, San Francisco, Jossey-Bass Inc., 1983 — 121p.
  264. Kilmann R.H., Saxton M.J. The Kilmann-Saxton Culture-Gap Survey. Pittsburgh, PA: Organizational Design Consultants, 1983, p. 56.
  265. Macan Т.Н., Dipboy R.L. The relationship of interviewers preinter-view impressions to selections and recruitment outcomes // Personal psychology, 1990-V.43, n. 4, p. 745−768.1. ПОЛОЖЕНИЕ
  266. О ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ КАО1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  267. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
  268. Работа с молодыми специалистами.• психолого-акмеологическая и социальная адаптация-• профессиональная ориентация-• психолого-акмеологическое сопровождение процесса становления и развития молодого специалиста.
  269. Должность специалиста по работе с персоналом (психолого-акмеологического профиля) (далее психолог) включается в штат управления персоналом или в иное структурное подразделение организации.
  270. На должность психолога назначаются лица, имеющие высшее психологическое образование. Назначение и увольнение с должности психолога производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  271. Рабочее место психолога размещается в отдельном помещениии, в зависимости от задач, стоящих перед психологом, оснащается трсбуемой аппаратурой, документацией и т. д. (Примерный перечень этого оснащения приводится в Приложении).
  272. Конкретное содержание психолого-акмеологической работы, проводимой с персоналом, определяется актуальностью стоящих перед организацией проблем, а также квалификацией и практическим опытом работы психолога.
  273. Психолог песет ответственность за полноту, качество н объективность выводов и заключении по результатам проводимой работы, за соблюдение этических норм и требований.
  274. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА НСИХОЛОГО-ЛКМЕО- ЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
  275. Психолого-акмеологическая работа с персоналом проводится в различных формах: — индивидуальной-- групповой (для малых групп)-- коллективной.
  276. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ
  277. Итоги работы по психолого-акмеологическому сопровождению в организации ежегодно включаются в аналитическую записку о работе с персоналом и представляются в Департамент по управлению персоналом в установленном порядке.
  278. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  279. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ
  280. С ПЕРСОНАЛОМ (акмеологнчсский профиль подготовки)
  281. Высокая Средняя Низкая Нет затруднений
  282. Определение стратегии кадровой политики организации
  283. Разработка нормативной базы деятельности кадрового подразделения.3. Подбор, отбор персонала.
  284. Прием на работу, сопровождение испытательного срока.
  285. Введение в должность и контроль за исполнением должностных полномочий.
  286. Организация вертикальных и горизонтальных перемещений сотрудников внутри и вне организации.
  287. Высвобождение кадров, увольнение, взыскания.
  288. Участие в подготовке и проведении квалификационных экзаменов и профессиональной аттестации кадров.
  289. Подготовка и представление сотрудников к более высоким должностям и награждениям.
  290. Участие в планировании деловой карьеры кадров, определение перспектив роста.
  291. Работа с кадровым резервом.
  292. Работа с молодыми специалистами.
  293. Социо-психолого-педагогическая работа с персоналом.
  294. Укрепление трудовой дисциплины исокращение текучести кадров.
  295. Организация профессионального обучения кадров.
  296. Социальная защита персонала организации.
  297. Методическое руководство работой региональных подразделений по кадровым вопросам.
  298. Составление и обновление должностных инструкций.
  299. Ведение трудовой документации.
  300. Профессиональное самообразование.
  301. Руководство текущей работой кадрового подразделения: отделом кадров, др. отделами.
  302. Координация деятельности кадрового подразделения с руководителем и другими подразделениями организации.
  303. Другие направления, не указанные в данном опроснике:1.
Заполнить форму текущей работой