Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития анклавного региона России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению автора, именно этот принцип должен закладываться в формирование стратегии социально-экономического развития анклавного региона, который обеспечит стабилизацию и последующий рост уровня жизнедеятельности населения. Главной целью стратегии анклавного региона на современном этапе является поддержание функционирования отраслей народного хозяйства, обеспечивающих стабилизацию материального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Стратегия социально-экономического развития анклавного региона как объект исследования
    • 1. 1. Сущность стратегии социально — экономического развития анклавного региона России
    • 1. 2. Цели, критерии и показатели социально — экономического развития анклавного региона
    • 1. 3. Особенности формирования и реализации стратегии социально -экономического развития региона — анклава
  • Глава II. Основные направления формирования и реализации стратегии социально — экономического развития анклавного региона России
    • 2. 1. Обоснование приоритетов в использовании и развитии конкурентных преимуществ анклавного региона
    • 2. 2. Стратегия реструктуризации экономики региона, ее ориентация на усиление интеграции с регионами РФ
    • 2. 3. Совершенствование механизма реализации стратегии социально -экономического развития анклавного региона
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития анклавного региона России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью повышения эффективности стратегического управления социально-экономическим развитием регионов России, функционирующих в особых геополитических условиях. Прежде всего, к таким регионам следует отнести приграничные субъекты РФ и Калининградскую область. Рыночные реформы и либерализация внешнеэкономической деятельности в этих регионах не привели к росту эффективности хозяйствования и росту производства, оказались не в состоянии обеспечить их стабильное социально-экономическое развитие.

Все это диктует необходимость формирования эффективной стратегии, направленной на поддержание целостности народнохозяйственного комплекса страны. Новая региональная политика России требует продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития регионов, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны. В связи с этим важнейшим становится вопрос о реалистичности и принципиальной выполнимости формируемых стратегий. К сожалению, современные теоретические и научно-практические подходы к этой проблеме оставляют за рамками стратегического анализа специфики, движущие силы, а также явные и скрытые цели субъектов хозяйствования, что приводит в конечном итоге к значительным расхождениям между декларируемыми целями стратегического управления социально-экономическим развитием регионов России и их реальным воплощением. Приграничные регионы России и регион-анклав Калининградская область имеют вполне определенную специфику, поэтому исследование проблем формирования и реализации стратегии их развития требует своей конкретизации. Стратегия внутреннего региона сильно отличается от стратегии анклавного региона, по своему геополитическому положению сравнимому с суверенными государствами. В данной работе вопросы формирования стратегии социально-экономического развития исследуются именно с позиций региона — анклава.

Все вышеизложенное определяет актуальность темы исследования, ее теоретическую и народнохозяйственную значимость.

Состояние научной разработанности проблемы. Теоретические концепции проблем стратегического управления исследуются в работах целого ряда зарубежных ученых, таких как Р. Ансофф, У. Кинг, Д. Клиланд, Т. Питере, Т. Санталайнен, А. Томпсон, А. Стрикленд, Р. Уотермен и др.

Анализ общих направлений теоретической мысли по проблемам стратегического управления представлен в работах В. Афанасьева,.

A.Гапоненко, Д. Гвишиани, П. Друкера, Г. Минцберга, Р. Фатхутдинова, Г. Хамела, К. Прахалада и др.

Проблемы, связанные с государственным регулированием социально-экономических процессов рассматривались в трудах Э. Аткинсона,.

B.Леонтьева, Дж. Кейнса, Дж. Стиглица, М. Тодаро и др. Отечественная школа в данном вопросе представлена именами А. Анчишкина, В. Кушлина, Н. Федоренко, Ю. Яременко и др.

В целом весьма значительное число исследований в России посвящено проблемам формирования стратегии управления социально экономическими процессами на федеральном уровне. Здесь особое место занимают работы Л. Абалкина, Р. Белоусова, С. Глазьева, Р. Гринберга, П. Минакира, Д. Львова, Ю. Яковца и др. Однако теоретические аспекты формирования и реализации стратегии управления развитием приграничных и анклавных регионов остаются малоисследованными.

Проблемы стратегического управления развитием регионов и муниципальных образований стали объектом исследования отечественных ученых сравнительно недавно. Это связано с необходимостью поиска новых, более эффективных методов и инструментария регионального управления в современных условиях. В работах Ю. Алексеева, А. Алисова, Р. Белоусова,.

А.Гапоненко, Ю. Дульщикова, С. Мельникова, В. Николаева, В. Орешина, А. Панкрухина, В. Уколова, В. Чалова, Ю. Швыркова и др. рассматриваются теоретические основы регионального управления. Однако практика управления развитием приграничных и анклавного регионов России требует дополнительного теоретического анализа и обобщения. Особо следует отметить возросшую политическую, экономическую и социальную значимость региона — анклава Калининградской области в свете современной международной ситуации, что предопределило выбор темы настоящего исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертации заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения практического опыта, имеющейся литературы и специальных исследований социально-экономической ситуации в Калининградской области обосновать концептуальные основы формирования и реализации стратегии социально-экономического развития анклавного региона.

Эта общая цель конкретизируется путем решения следующих задач:

• уточнить сущность стратегии социально-экономического развития анклавного региона России;

• обосновать стратегические цели, критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития анклавного региона;

• раскрыть особенности и выявить основные проблемы социально-экономического развития Калининградской области;

• определить приоритеты в использовании конкурентных преимуществ социально-экономического развития анклавного региона;

• обосновать стратегию развития экономики анклавного региона России, усиления ее интеграции с экономикой регионов РФ;

• предложить пути совершенствования механизма стратегического управления социально-экономическим развитием анклавного региона.

Объектом исследования является процесс формирования и реализации стратегии социально-экономического развития анклавного региона.

Предметом исследования выступают управленческие и связанные с ними социально-экономические и организационные отношения, складывающиеся в процессе формирования и реализации стратегии социально-экономического развития анклавного региона.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по экономической теории и управлению, а также работы в области стратегического управления на территориальном уровне. В диссертации применялись методы экономического, исторического, системного анализа. Использовались прикладные исследования по данной проблеме: программы, концепции и друге материалы по управлению развитием региона, статистическая отчетность Российской Федерации и Калининградской области.

Новые научные результаты исследования состоят в следующем.

1. Найдены и научно обоснованы пути решения важной народнохозяйственной задачи — дополнены и развиты концептуальные основы формирования и реализации стратегии социально-экономического развития анклавного региона, включающие корректировку целей социально-экономического развития региона и их ориентацию на кардинальное повышение качества жизни населения, перенос акцента региональных органов власти на формирование интеллектуальных и технологических ресурсов развития.

2. Доказано, что развитие человеческого потенциала анклавного региона является главным фактором регионального воспроизводственного процесса, уточнена система показателей человеческого потенциала анклавного региона. Наряду с традиционными показателями предложены новые показатели, в частности показатели, характеризующие равенство возможностей экономически активного населения в развитии малого и среднего бизнеса, обогащение культурной жизни людей.

3. Выявлены критерии, соответствующие тактическим целям развития региона-анклава. Показано, что в качестве тактических целей развития анклавного региона нередко выступают промежуточные задачи, как необходимые условия успешного развития. Среди таких тактических целей развития анклавного региона приоритетное значение имеют: повышение уровня занятости населения регионаприрост рабочих мест, характеризующихся высоким уровнем оплаты труда и требующих высокого уровня квалификаципривлечение новых видов бизнесарасширение существующих предприятийразвитие малого и среднего предпринимательстваукрепление экономических связей с регионами РФ и регионами сопредельных зарубежных стран.

4. Раскрыты особенности, характеризующие основные конкурентные преимущества, а также проблемы социально-экономического развития Калининградской области:

• отсутствие границ с регионами Российской Федерации;

• наличие крупнейших в мире запасов янтаря;

• относительно высокий научный и интеллектуальный потенциал региона;

• доминирование в структуре экономики ОПК;

• наличие моноотраслевых населенных пунктов;

• излишняя сложность административно — территориальной структуры области;

• высокий уровень рисков чрезвычайных ситуаций политического, природного и техногенного характера.

5. Обоснованы пути развития и эффективного использования человеческого потенциала анклавного региона:

• развитие практики управления знаниями в организациях региона;

• формирование мозговых центров;

• непрерывное образование управленческих кадров, подготовка профессионального ядра в местных органах власти;

• широкое использование новых информационных технологий.

6. Предложены формы и методы совершенствования механизма стратегического управления развитием региона:

• позиционирование региона, то есть выявление специфических ниш, в которых регион занимает конкурентоспособные позиции;

• продвижение региона, в том числе с использованием современных интернет — технологий;

• формирование специальных агентств развития;

• использование конкурентного и функционального бенчмаркинга в работе местных органов власти.

7. Выявлены приоритеты в использовании и развитии конкурентных преимуществ социально-экономического развития анклавного региона:

• формирование и развитие собственной ниши на международном и национальном рынках товаров и услуг;

• приоритетное развитие инновационных видов производств;

• развитие экспортного потенциала и более полное вхождение в мирохозяйственные связи, в частности, с регионами ЕС;

• использование пространственных преимуществ региона;

• развитие индустрии туристического бизнеса на основе концентрации и комбинации рекреационного сектора региона;

• адаптивность действий региональных и муниципальных органов власти;

• партнерские отношения с регионами стран Западной и Восточной Европы;

• кооперация местных органов власти и бизнеса.

8. Разработаны механизмы формирования и реализации стратегии социально-экономического развития анклавного региона: нормативно-правовой механизм (антимонопольные меры, введение обязательных экологических, санитарных, социальных и других региональных стандартов) — финансовый механизм (областные займы, дотации и субвенции муниципальным образованиям и отдельным предприятиям региона, субсидирование корпоративных облигационных займов, финансирование социально значимых объектов, экологических, образовательных, научных и др. программ, региональные заказы, госзакупки и др.) — бюджетно-налоговый механизм (региональная система налогообложения, предоставление налоговых льгот, обеспечение минимальных бюджетов на основе региональных минимальных социальных стандартов и др.) — механизм внешнеэкономического регулирования (стимулирование экспорта, поддержка импортозамещающих производств, привлечение или ограничение иностранного капитала, развитие экономической интеграции с регионами сопредельных государств, создание «контактной территории» для представителей малого и среднего предпринимательства России, стран СНГ и ЕС).

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ней результаты доведены до уровня конкретных методик, пригодных для использования в практике работы руководителей местных органов управления. Материалы данного исследования могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки руководящих кадров, при разработке стратегических программ развития приграничных регионов России.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты работы апробированы в Калининградской области, ряд рекомендаций использован в процессе работы администрации области, в частности, при разработке предложений по формированию Федеральной целевой программы социально-экономического развития Калининградской области на период до 2010 года.

Основные положения диссертационной работы докладывались на семинарах и конференциях, в ходе дискуссий на проблемных группах кафедры общего и специального менеджмента Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура и содержание работы определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Выход регионов России на международную политическую и экономическую орбиту в качестве самостоятельных субъектов, внедрение их экономики в мирохозяйственные связи диктуют острую необходимость в радикальном преобразовании системы регионального управления и, прежде всего, необходимость разработки методологии формирования стратегии социально-экономического развития анклавного региона Российской Федерации — Калининградской области.

Рост динамичности внешней среды и степени ее влияния на функционирование и развитие приграничных и анклавного регионов России, определяет возрастание роли стратегии как эффективного инструмента регионального управления в условиях глобализации.

2. Анализ опыта формирования и реализации стратегии управления социально-экономическими процессами анклавного региона показывает, что современная тенденция к установлению нового геоэкономического и геополитического порядка имеет глубокие исторические корни. Эволюция мирового хозяйства явила своим результатом гигантскую систему транснациональных воспроизводственных процессов, охватывающих социально-экономические системы не только национальных образований, но и их приграничных и анклавных регионов. В результате значительно ослабевает уровень государственного воздействия на процессы регионального развития в целом и анклавного региона в особенности. В этих условиях необходим поиск новых эффективных механизмов государственного воздействия на социально-экономические процессы анклавного региона России, в целях сдерживания внешнего давления и предупреждения негативных процессов.

3. В настоящее время в территориальной организации Российской Федерации протекают противоречивые процессы: с одной стороны, происходит укрепление вертикали власти, с другой — рост региональной самостоятельности, особенно приграничных регионов — краев, автономных округов и республик в составе Российской Федерации. В то же время в теории и практике управления таких регионов и региона-анклава, в частности, нет научно обоснованных рекомендаций по формированию стратегии их социально-экономического развития.

В Федеральном Законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации» понятие анклавного региона вообще отсутствует. Речь в Законе ведется о субъекте Федерации безотносительно его геополитического положения, экономического потенциала, роли регионов с особым статусом в социально-экономическом и политическом развитии страны.

4. Проведенное исследование показало, что анклавный регион РоссииКалининградская область представляет собой сложную социально-экономическую систему, от эффективности развития которой в определенной степени зависит социально-экономическая и политическая стабильность государства в целом. Применительно к развитию таких регионов, как социально-экономических комплексов, система управления должна базироваться на строгом учете их особенностей и балансе интересов. В отраслевом развитии предприятий и организаций' анклавного региона пересекается множество интересов: международных, федеральных, отраслевых, региональных, интересов субъектов хозяйствования различных форм собственности, а также отдельных социальных групп. Несовпадение интересов не позволяет достаточно полно предвидеть последствия такого развития и снижает возможности эффективного управления. Отсюда следует, что необходимо вести поиск возможностей эффективного согласования экономических и социальных интересов всех субъектов хозяйствования региона, постепенно расширяя элементы рыночного механизма согласования интересов на взаимовыгодной основе.

По мнению автора, именно этот принцип должен закладываться в формирование стратегии социально-экономического развития анклавного региона, который обеспечит стабилизацию и последующий рост уровня жизнедеятельности населения. Главной целью стратегии анклавного региона на современном этапе является поддержание функционирования отраслей народного хозяйства, обеспечивающих стабилизацию материального обеспечения населения. По мере завершения переходного периода и достижения зрелости рыночных отношений можно ставить задачи по переходу к самодостаточному развитию анклавного региона.

5. Население является основным объектом и субъектом рыночных отношений. Его воспроизводство как наивысшей ценности общества и главной производительной силы должно определять стратегию развития не только региона-анклава, но и особенно приграничных регионов Дальнего Востока РФ. Такая стратегия должна быть напрямую связана с поддержкой материально-вещественной среды жизнедеятельности населения и, в первую очередь, с возведением жилья, объектов социально-культурного и бытового назначения, коммунального хозяйства, то есть всего комплекса объектов социальной инфраструктуры.

Однако решение этих важнейших проблем сдерживается несвоевременным разрешением объективных противоречий, возникающих в процессе становления многоукладного хозяйства региона — анклава и удаленных от центра регионов. И задача науки управления состоит в том, чтобы создать механизмы разрешения этих противоречий и, прежде всего, ликвидировать отставание процесса формирования стратегии развития указанных регионов от процесса реальных социально-экономических преобразований в центральных регионах страны.

6. Мировой опыт свидетельствует, что высокая эффективность производства обеспечивается активной инновационной деятельностью в каждой отрасли социально-экономического комплекса. Инновационные преобразования и инновационное управление должны стать ключевым звеном стратегии социально-экономического развития анклавного региона. Это диктует необходимость углубления теоретических исследований и выработки практических рекомендаций по раскрытию факторов, ограничивающих социально-экономические преобразования в регионе-анклаве.

7. Роль государственных органов управления в процессе социально-экономических преобразований должна оставаться значительной до полного завершения реформ. В основу стратегии социально-экономического развития анклавного региона должны быть положены:

• анализ реального состояния производственного комплекса, обоснование приоритетных направлений и методов социально-экономических преобразований;

• анализ потребностей в ресурсах;

• оценка рынков сбыта и конкурентоспособности производимой продукции;

• разработка прорывных технологий на основе инновационных методов развития и управления;

• активное использование новых факторов социально-экономического развития;

• ускорение развития человеческого потенциала территории;

• внедрение регионального маркетинга;

• расширение сети регионального бенчмаркинга;

• формирование новых организационных структур управления, адаптированных к стратегии развития региона, отделенного от материнской страны иностранными государствами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Калининградской области". Закон Калининградской области от 16 июля 2000 г.
  2. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" Федеральный закон РФ от 20 июня 1995 г. Собрание законодательства РФ, 1995 № 30.
  3. О федеральной программе поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996−1997 гг." постановление правительства Российской Федерации от 18 декабря 1995 г.
  4. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Закон Российской Федерации от 25 сентября 1997 г.
  5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральный закон: Российской Федерации от 6 октября 2003 г.
  6. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 г.
  7. Европейская хартия о местном самоуправлении. Страсбург: Совет Европы, 1990.
  8. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.
  9. Л.И. Выбор за Россией. РАН. Ин-т экономики.-М.: 1998 212с.
  10. Н.Т. и др. Комплексное планирование экономического и социального развития административных районов. Л., 1978-
  11. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегии и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.-207с.• 4. Аитов Н. А. Социальное развитие городов: сущность и перспективы. -М.: Знание, 1979.-64с.
  12. Ю.Л., Алисов А. Н. Территориальная социально-экономическая организация. М., 1999.- 45с.
  13. Ю.П. Регион. Управление. Качество.- М.: Луч, 2000.-159с.
  14. А.Н. Управление развитием социально ориентированной экономики региона. М., РАГС, 2004. — 441с.
  15. А.Н., Воронцов В. К. Управление экономикой региона.- Казань, 1986, — 249с.
  16. А.Н., Грищенко С. Е. Управление развитием малого предпринимательства в регионах России. М., МАКС Пресс, 2003. -175с.
  17. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер. 1999.
  18. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989, с. 519.
  19. Антикризисное управление/ Под ред. Г. П. Иванова.- М.: ЮНИТИ, 1995.-317с.
  20. А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. М.: Экономика, 1973.
  21. Э., Стиглиц Д. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1995 832с.
  22. В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1973.
  23. Ю.А. Малый бизнес в России: концепции поддержки и социально-экономические технологии реализации. М., Самара, 1997.-208с.
  24. Г. В. Муниципальные органы современного государства (США, Великобритания).-М., 1971.
  25. Безопасность крупных городов: материалы конференции./Научн. ред. Норкин К. Б., сост. Терехин А.Д.- М., 1997.- 588с.
  26. Безопасность России правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность и устойчивое развитие крупных городов. М., 1998.- 496с.
  27. Р.А. Основы научного управления социально-экономическими процессами. М.: Мысль, 1988.- 494с.
  28. И.С. Маркетинг и исследования рынков. М.6 1999 416с.
  29. X., Маркварт Э., Исупова С. Муниципальная экономика. М., 1997.- 146с.
  30. О.И. Некоторые аспекты региональной социально-экономической политики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2003, № 2.
  31. М. Экономическая мысль в ретроспективе.- М.: Дело, 1994.-720с.
  32. В.Э., Казаков А. А. Человек в переходный период.// Безопасность, 1994. № 5, с.69−81.
  33. Большой коммерческий словарь/ Под ред. Т. Ф. Рябовой.- М.: Война и мир, 1996.-399с.
  34. Большой энциклопедический словарь/ Под. ред. Прохорова.- М.: «Большая российская энциклопедия», — СПб.: Норинт, 1997.- 1456 с.
  35. A.M. Россия-город- власть.- М.: Контракт PJI, 1996.- 279с.
  36. Е., Главацкая. Макроаспекты экономической безопас-ности: факторы, критерии, показатели// Вопросы экономики, 1994.-№ 12.
  37. И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М.: Логос, 1998.- 167с.
  38. Л.А. Основы городского хозяйства: Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М.: Наука, 1996. — 467с.
  39. Г. С., Вечканова Г. Р., Пуляев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия.- СПб.: Петрополис, 1998.- 508с.
  40. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 2000.
  41. Возрождение и развитие малых городов России: Основные положения федеральной программы и эконом, методов ее практической реализации/ Анищев В. П., Варлаков B.C., Иванов А. П. и др.- редкол.: Лобов О. И. и др.- М.: «Пакос Аэро», 1994.- 319с.
  42. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством.- М.: Дело, 1998.- 127с.
  43. А.А., Головко А. Б., Трутнев Э. К. Проблемы использования городских территорий: методические аспекты межстранового сопоставления// Изв. АН ССР сер. география. М., 1992.- № 5, с.94−101.
  44. A.JI. Новые тенденции экономического развития: Учеб. пособие.- М.: Изд-во РАГС, 1997.- 41с.
  45. A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001.- 223с.
  46. A.JT. Управление экономическим развитием. М., 1997.-73с.
  47. A.JI., Алисов А. Н., Демченко О. В., Казарин В. Н. Стратегия развития города. Современные подходы и технологии. М., 1999.- 160с.
  48. A.JI., Алисов А. Н., Мельников С. Б., Николаев В. А. Управление развитием города.- М.- 135с.
  49. A.JI., Панкрухин А. П. Стратегическое управлении. М.: ОМЕГА-Л, 2004, с. 465.
  50. А.Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления/ Учеб.-метод. пособие.- М.: Изд-во РАГС, 1999.- 129с.
  51. М. Жуковская В., Трофимова М. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, и макроуровневом измерениях. // Росс. экон. жур., 1998. № 3, с.67−77.
  52. М.И., Жуковская В. М. О методах межстранового сопоставления показателей конкурентоспособности// Вопросы статистики, 2000.- № 3, с. 18−24.
  53. Ф. Градостроительство. М., 1959.
  54. А.Г. и др. Муниципальное образование: стратегии и технологии антикризисного развития. М., 1997.- 21с.
  55. А.Г. Развитие местного сообщества: теория, методология, практика.- М.: Граница, 1999.- 384с.
  56. М.В. Производственно-социальные комплексы регионов и управление ими. М-Новгород, 1997.
  57. М.В. Управление социально-экономическим развитием города.- Новосибирск: Наука, 1983.- 192с.
  58. B.JI. Малый город: технология выживания и развития// Свободная мысль, 1993.- № 7, с.9−18.
  59. С.Ю. Экономика и политика. М.: Гнозис, 1994
  60. В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. -М.: МНИИПУ, 1998.- 176с.
  61. Города России. Энциклопедия./ Гл. ред. Лаппо Г. М.- М.: Большая рос. энциклопедия, 1998.- 559с.
  62. Городская система управления: эффективность, кадровое обеспечение, пути оптимизации/ Информационный бюллетень, М.: 1995.- 73с.
  63. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень: Учеб. пособие. A.M. Бабич, В. Н. Бобков, B.C. Буланов и др., под общ. ред. Волгина Н. А., Кушлина В. И., Фоломьева А.Н.- М.: Изд-во РАГС, 1998, — 319с.
  64. Государственно-территориальное устройство России. Под. Ред. А. Г. Гранберга, В. В. Кистанова. М.:ДеКА, 2003, с. 446.
  65. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  66. А.Г. Проблемы и принципы стратегического территориального развития России // Проблемы стратегии территориального развития России. М.: СОПС, 2001.
  67. Н.С., Зенякин В. Е., Крюков В. В. Экономическая безопасность регионов России.- М.: Алгоритм, 2000.- 287с.
  68. А.Н., Обушенков A.JI. Муниципальное управление: Учеб. пособие.- Хабаровск Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 1998.- 148с.
  69. П. Управление, нацеленное на результаты. М.: 1992.
  70. Ю.С. Региональная политика и управление.- М.: Изд-во РАГС, 1998.- 227с.
  71. Европейская хартия местного самоуправления // Социол. исследования. -1997 № 1 -С.90−98.
  72. В.В. Современный мексиканский муниципализм.- М., 1996.
  73. .С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. РАН Ин-т соц.-экон. проблем, СПб, 1995.-137с.
  74. За эффективное местное самоуправление. Информ. издание для городов бывшей ГДР. Серия А. Вып. 1190−136 с. — (Немецкий союз городов).
  75. Зарубежный опыт государственного управления: Учеб. пособие. Терновая JI.O., Гольдин Г. Г., Дорошева Е. Ю. и др./ Редкол.: Терновая Л. О. и др.- М.: Изд-во РАГС, 1999.-176с.
  76. Н.П., Савченко И. В. Современный этап процесса реструктурирования экономики: проблемы и тенденции.// Вестник МГУ, сер.6- Экономика, 1998.-№ 5, с.107−123.
  77. И.А. Экономика городов: региональный аспект развития.- М.: Наука, 1982.-207с.
  78. А.В. Системная безопасность и устойчивое развитие малого города// Безопасность. № 1−2, янв. — фев. 1999, с.201−202.
  79. Интеллектуальный капитал стратегический потенциал организации. Под. Ред. Гапоненко А. Л., Орловой Т. М. -М.: 2005, с. 198.
  80. С.М. Конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке // Проблемы прогнозирования, 1999. № 1, с. 113−127.
  81. П.А. Управление муниципальным хозяйством среднего города.-Владимир: Посад, 1998.- 54с.
  82. Д.М. Общая теория занятости, процента и денег- Заработная плата- Потребление- Занятость- Накопление капитала- Процентные ставки- Ценовые теор. антология экономической классики: 2-х т.: т.2.-М., 1993.- 432с.
  83. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика. М.: Прогресс, 1982.
  84. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2002, с. 581.
  85. Ф.Н., Кушникова И. А., Чернова JI.C. Макроэкономическая оценка ресурсного потенциала субъектов России// Проблемы прогнозирования, 1999. № 2, с.49−63.
  86. Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000,-240с.81. КоломиецИ.Н.
  87. И.Н. Особенности развития административного центра анклавного региона. В кн.: Российский Север: стратегическое качество управления. -М.:РАГС, 2003, -0,7 п.л.
  88. И.Н., Суслов К. В. Тенденции и проблемы социально-экономического развития Калининградской области. В кн.: Новое в управлении. -М.: МАКС Пресс, 2003 0,6 п. л (авторских 0,3 пл.).
  89. Комплексное планирование экономического и социального развития городов и районов/ В. Н. Мелес, Е. Г. Панченко, В. И. Сенченко.- М.: Мысль, 1978.-220с.
  90. Конституционное (государственное право) зарубежных стран. В 2 т. /Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1995.
  91. Ф. Основа маркетинга. М.: Прогресс, 1990.
  92. Д.Б. Инвестиционная политика российских регионов// Проблемы прогнозирования, 1999. № 1, с.77−87.
  93. Г. Факторы микрохозяйственной конкурентоспособности японской экономики//Рос. экон. жур., 1998. № 1, с.77−81.
  94. Л.П., Кураков В. Л. Словарь-справочник по экономике,— М.: Пресс-сервис, 1998.- 388с.
  95. Курс переходной экономики/ редкол.: Абалкин Л. И. (гл. ред.) и др.- сост. Савченко П.В.- М.: Финстатинформ, 1997.- 637с.
  96. A.M., Сурнин B.C. Реформирование экономики: региональные аспекты —Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994.
  97. .Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996 589с.
  98. Г. М. География городов: Учеб. пособие.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-480с.
  99. В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия.- М.: Наука, 2000.-472с.
  100. В.Н., Швецов А. Н. Новые проблемы российских городов.-М.:УРСС, 1999.-255с.
  101. В. Экономическое эссе. М.: Политиздат, 1990
  102. В. Маркетинг в государственном управлении // Проблемы теории и практики управления, 1994. № 4.
  103. Д.С. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2001 318с.
  104. В. Малые города: как включить их в процесс обновления // Нар. депутат, 1993.- № 6.- с.30−32.
  105. В.Я., Мусатов Б. В. Регион в системе рыночных отношений. Трудный поворот к рынку.- М.: Экономика, 1990.- 253с.
  106. В.Ф. О критериях минимального уровня жизни населения// Общество и экономика, 1994.- № 5−6, с. 121−126.
  107. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Учеб. Пер. с анл. Т.1- 13-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2000,-484с.
  108. Малая энциклопедия городов. Сост. Золотько А.К.- Харьков: Торсинг, 2000.-511с.
  109. О.И. Функционирование конкурентного рынка. Спрос и предложение.- М.: Изд-во РАГС, 1998.- 25с.
  110. Маркетинг. Учеб. пособие /под ред. Романова А.Н.- М.: ЮНИТИ, 1995.-558с.
  111. А. Принципы Экономической науки: Пер. с англ. Т.З.- М.: Прогресс-Универс, 1993.-415с.
  112. С.Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями России в условиях кризиса.- М., 1996.-190с.
  113. М., Хедоури Э. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.
  114. Местное самоуправление /Пер.с нем. О. Н. Рыбковская.- Мюнхен, 1995.210 с.
  115. Местное самоуправление в зарубежных странах: Информ. обзор / И. JT. Медведев и др. М.: Юрид.лит., 1997. — 80 с.
  116. Местное самоуправление: Опыт Дании. М., 1995.- 414 с.
  117. Местное самоуправление: Теория и практика /Сост. и пер. с нем. Г. Люхтерханд. М, 1997.- 172 с.
  118. Местные органы власти: социально-экономические аспекты деятельности. Сборник обзоров РАН ИНИОН.- М.: ИНИОН, 1993.-143с.
  119. Методология социально-экономического планирования города / (А.В. Дмитриев, М. Н. Межевич, М. В. Борщевский и др.) Под ред. В. А. Воротилова, Г. Н. Черкасова.- Л.: Наука. Ленинградское отд-ние, 1980.-183с.
  120. Г., Альтрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000.
  121. О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М.: Издательство «Познавательная книга плюс», 1999.- 592с.,
  122. Муниципальный финансовый менеджмент. Опыт построения отечественной модели: (по результатам «Программы международного сотрудничества и партнерства г. Новгород и Хартфорд»).- М.: ТИКОМ, 1999.- 132с.
  123. Научно-методические основы комплексного планирования экономического и социального развития региона (Обл., р-н, город)/ (Чумаченко Е.Г., Емельянов А. С., Мушкетис Л. М. и др.) Под общ.ред. Н. Г. Чумаченко, А. С. Емельянова.- Киев: Наук, думка, 1980.-343с.
  124. В.А. Институциональные основы корпоративного развития экономики муниципальных образований. Ульяновск, 2003.
  125. В.А. Экономика муниципального образования: сущность, проблемы развития и технологии решения.- М., 1998.- 125с.
  126. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, пред. и науч. ред. Б. З. Мильнера.- М.: Начала, 1997.- 189с.
  127. Общий и специальный менеджмент/ Под ред. Гапоненко А.Д.- М.: Изд-во РАГС, 2002.- 358с.
  128. В. Основные принципы экономической политики. Пер. с нем. Козлова JI.A. и Куколева Ю.М.- общ. ред. Л. И. Цедилина и Херрманн-Пиллата К.- Вступ. Ст. Лациса О.Р.- М.: Прогресс-Универс, 1995.-496с.
  129. В. Основы национальной экономики. Пер. с нем. Под общ. Ред. B.C. Автономова.-М.: Экономика, 1996.-351с.
  130. П.А. Муниципальный менеджмент.- М., 1999.- 117с.
  131. В.П., Потапов Л. В. Управление региональной экономикой.- М.: Изд-во ТЕИС, 2003, с. 328.
  132. Т.М. Маркетинговые коммуникации в России: Основы и практика. Учебное пособие для изучающих курс «Паблик рилейшнз». -М.: ИМПЭ, 1999.- 84с.
  133. Т.М. Управление развитием города: Методические рекомендации местным администрациям по продвижению городов. М.: ТИКОМ, 2001.
  134. Л.И. Город: модели и реальность.- М.: Стройиздат, 1994, — 312с.
  135. А.П. Маркетинг/ Учеб. пособие .- М.: ИМПЭ, 1999.- 398с.
  136. А.П. Маркетинг: основы теории, стратегии и технологии. Становление в России. Особенности в различных сферах деятельности/ Учеб. пособие.- М.: Изд-во РАГС, 1997.- 441с.
  137. М. Города-предприниматели и местное финансирование// Евроград.-1998.- № 10.- с. 15−23.
  138. М., Хардинг А. Города Европы в 2000 году: новая эра предпринимательства?// Городское управление.- 1998.- № 10.- с.59−60.
  139. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Опыт образцовых американских корпораций. М., 1992.- 62с.
  140. А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства//Безопасность, 1994. № 5, май, с.29−39.
  141. А.Е. Проблемы структурной перестройки промышленности крупного города: методологический аспект/ РАН, Ин-т соц.- экон. пробл.- СПб., 1999, — 223с.
  142. М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильяме», 2000.- 495с.
  143. М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран/ Под. ред. В. Д. Щетинина.- М.: Междунар. отношения, 1993.-896с.
  144. Правила рынка: иностранные инвестиции, внешняя торговля, трудовая миграция, дипломатия, помощь/ Щетинин В. Д. (отв. ред.).- М.: Междунар. отношения, 1994.-352с.
  145. Практика организации местного самоуправления в зарубежных странах. -М., 1990.
  146. Проблемы социального управления: методология, теория и практика. Материалы Всерос. науч. конф. Редкол.: Шулындин Б. П. и др.- Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 1998.- 215с.
  147. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. Кн. подгот. коллективом авт. под. рук. Львова Д.С.- М.: Экономика, 1999.-793с.
  148. С.В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона. Владивосток: Дальнаука, 2000.-213с.
  149. .А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых.- М.: Нефтехиминвест, 1995.- 687с.
  150. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.- М.: ИНФРА-М, 1997.- 496 с.
  151. Регион: к новому качеству управления// Алексеев Ю. П., Дулыциков Ю. С., Прокошин В. А. и др. Под науч. ред. Алексеева Ю. П., Падучина А.Н.- М.: Луч, 2000.-319с.
  152. Регион: Ресурсы местного саморазвития// Алексеев Ю. П., Шпилев Б. Е., Гапоненко А. Л. и др. Под. науч. ред. Алексеева Ю. П., Шпилева Б. Е., -М.: Изд. БСТ, 1999.- 199с.
  153. Регион: теория и практика устойчивого развития// Алексеев Ю. П., Шпилев В. Е., Игнатов В. Г. и др.- науч. ред. Ю. П. Алексеев, Б. Е. Шпилев.- М.: Изд. БСТ, 1998.- 148с.
  154. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза/ рук. авт. коллектива и отв. ред. Гранберг А.Г.- М.: Изд-во Экономика, 2000.-439с.
  155. Региональные стратегии и технологии экономического развития. Под. ред. Игнатова Т. В. Ростов-на-Дону.: Изд-во СКАГС, 1999.- 254с.
  156. Н.П. Барьеры выхода на отраслевых рынках// Проблемы прогнозирования, 1999. № 4, 109−113.
  157. Россия: объединяющая идея, выход из кризиса, повышение качества жизни каждого. Иванов В. Н., Мельников С. Б., Могилевский Л. М., Сильвестров С. Н. М.: Славянский диалог, 1997.- 95с.
  158. Россия-2015: Оптимистический сценарий/ Отв. ред. Л. И. Абалкин.- М.: ММВБ, 1999.-416с.
  159. Л.С. Социальное самочувствие населения малых городов в период кризиса в контексте безопасности// Безопасность.- № 1−2, янв.-февр, 1999, с.203−210.
  160. Ю.Б., Шустов В. В. Конкуренция: реалии и перспективы, — М.: Знание, 1990.-64 с.
  161. Ю.Б., Шустов В. В. Конкуренция: реалии и перспективы.- М.: Знание, 1990.- 64 с.
  162. Рыночная экономика: Словарь/ Составитель Г. Т. Щепкина.- М.: Стройиздат, 1997.- 64с.
  163. Рыночная экономика: Словарь/Под. ред. Г. Я. Кипермана.- М.: Республика, 1995.- 495 с.
  164. В. Конкурентоспособность 180 стран мира// Управление персоналом, 1999. -№ 10, с.58−63.
  165. В. Характеристика платежеспособности стран// Менеджмент в России и за рубежом, 1999. № 5, с.122−137.
  166. М.С. Человеческое измерение безопасности России// Безопасность, 1994. № 5, май, с.64−68.
  167. Т. и др. Управление по результатам. М.: Прогресс 1988
  168. В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России// Вопросы экономики, 1995.- № 1.
  169. В.П. Местное управление и самоуправление во Франции -Минск, 1981.
  170. Словарь современной экономической теории Микмиллана.- М.: ИНФРА-М, 1997.- 607с.
  171. Современный менеджмент в России: Сб. ст. Под общ.ред. Омарова A.M. ч.1.- М.: Изд-во РАГС, 1997.-219с.
  172. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России/ Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 1997.-170с.
  173. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. Под. Ред. Д. С. Львова и А. Г. Гранборга. М.: Экономика, 2004, с. 602.
  174. Стратегическое управление: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М.- 2000.-311с.
  175. М.М. Малый бизнес как определяющий фактор развития конкуренции, 1999.-41с.
  176. МЛ. Практика региональной экономической политики.- Н. Новгород, 1999.- 197с.
  177. Теория управления. М., РАГС, 2003. — 558с.
  178. М. Экономическое развитие.- М.: ЮНИТИ, 1997.- 666с.
  179. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. М.: Банки и биржи. 1998.
  180. Тор Ю. Экономическое развитие на базе местного сообщества// Россия и современный мир, 1995. № 4.
  181. К.Ю. Антимонопольное право России. Проблемы формирования открытого общества в России.- М.: Магистр, 1997.- 48с.
  182. К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования. Учебное пособие М.: Юристь, 1996.- 261с.
  183. К.Ю. Правовые издержки конкуренции в РФ// Государство и право, 1997. № 12, с.37−42.
  184. В.Ф. и др. Народ, государство, регионы: стабильность развития. М.: 2001.
  185. В.Ф. Механизмы управления развитием региона. — М., 2002.
  186. Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. Общ. ред. Рысина В.Т.- М.: Прогресс, 1998.- 363 с.
  187. Управление развитием города Под ред. Николаева В. А. М.: 1999.- 135с.
  188. Управление социально экономическим развитием города: современные подходы и технологии. Гапоненко A. JL, Алисов А. Н., Мельников С. Б. и др. Под ред. Николаева В.А.- М.: МДС, 1999.- 135 с.
  189. А.Д. Переход России на модель устойчивого развития// Безопасность, 1994. № 5, май, с.56−63.
  190. Э.А. и др. Инновационный менеджмент. М.: Аколис, 1996.
  191. Р.А. Стратегический менеджмент М.: Дело, 2001.
  192. Н.П. Вопросы экономической теории. М.: Наука, 1994 -224с.
  193. Финансово-экономический словарь/ Под. ред. Назарова М.Г.- М.: Финстатинформ, 1995.- 224с.
  194. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Общ. ред. и предисл. Г. Г. Сакова.- М.: Дело, 1993.- 829с.
  195. Р. Новый американский город// США: экономика, политика, идеология, 1993.-№ 2.-с.72−78.
  196. Н.Е. Государственный антимонопольный комитет по защите конкуренции// Законодательство и экономика, 1998.- № 5, с.4−8.
  197. У. Методологические основы разработки городской концепции, евроград.- 1998.-№ 10.- с.48−53.
  198. .С. Территориальная организация общества.- М.: Мысль, 1981.-320с.
  199. Ф.И. Государство и экономика: Власть и бизнес.- М.: Экономика, 1999.-414с.
  200. Ю.М., Каширин А. И. Концепция стратегического планирования для России начала XXI века. М., Диалог — МГУ, 2000.
  201. Р.И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект./ Отв. ред. В. В. Кулешов. Новосибирск: Наука, 1993.-431с.
  202. А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции. М.: Изд-во Магистр, 1997.- 56 с.
  203. Экономика и право: Экономический словарь Габлера/ Под общ. ред.
  204. A.П. Горкина и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.- 431 с.
  205. Экономика и управление. Проблемы и пути выхода из кризиса. ч. З/Под общ. ред. Пирогова С. В., Александрова Г. И.- М.: Изд-во РАГС, 2000.-168с.
  206. Экономика региона: технологии деловой активности./ Редкол.: Кушлин
  207. B.И., Пономаренко Б. Т. и др.- М.: Универсум Паблишинг, 1999.- 422с.
  208. Экономика, основанная на знаниях. М.: РАГС, 2006, с. 349.
  209. Экономическая энциклопедия/ Александрова Е. И., Аникин А. В., Архипов А. И. и др., гл.ред. Абалкин Л.И.- М.: Экономика, 1999.- 1055с.
  210. Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления/ редкол. Игнатов В. Г. и др.- Майкоп, Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС.- 736с.
  211. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие./ Ассоц. авт. и изд. «Тандем».- М.: ГНОМ- ПРЕСС, 1998.- 381с.
  212. Д.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2001 346с.
  213. Ю.В. Приоритеты структурной политики и опыт реформ. Редкол.: В. В. Ивантер и др. М.: Наука, 1999 -414с.
  214. Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. Редкол.: В. В. Ивантер и др. М.: Наука, 1997 399с.
Заполнить форму текущей работой