Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Постнеклассические ориентации в культуре: Методологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Будет справедливым отметить, что первыми тему постнеклассики и ее ведущих тенденций стали разрабатывать искусствоведы и культурологи. Начальные попытки выделения и описания характерных для постмодерна тенденций принадлежат западным историкам и теоретикам искусства: Ч. Дженксу, В. Велыиу, И. Хассану. Так же их произведения, наряду с работами О. Вайнштейна и Ю. Хабермаса имели большое значение для… Читать ещё >

Содержание

  • Введение стр
  • Глава 1. Ориентации постнеклассики
    • 1. Постнеклассические черты современности стр
    • 2. Синергетика: постнеклассические ориентации в науке стр
    • 3. Деконструктивизм: постнеклассика в философии стр
  • Глава 2. Ориентации как «путеводные идеи» теоретико-познавательной деятельности и их- типология
    • 1. Значение и роль ориентаций в культуре стр
    • 2. Ориентации на плюрализм и интеграцию как выражение противоречивости постнеклассики стр
    • 3. Динамизм эпохи и бинарность ориентаций, определяющих отношения «человек — мир» стр

Постнеклассические ориентации в культуре: Методологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современная социокультурная действительность насыщена радикальными преобразованиями. Об их объеме, специфичности и значимости говорит уже один тот факт, что современность получила собственное название — постне-классика. Постнеклассические преобразования затронули буквально все сферы социокультурного бытия: мораль, религию, политику, философию, науку, искусство, педагогику, медицину, быт, и т. д.

Волна постмодерна докатилась и до России. Постмодерн обрушился на нас, заставляя осознать суть и значение тех явлений и ориентаций, которымибыла отмечена вторая половина XX века. Рубеж тысячелетий и вступление общества в эпоху постмодерна должны сопровождаться рефлексией по поводу парадигмы, лежащей в его основе. И чтобы определиться, что несет, чем характеризуется постмодерн важно исследовать его основные направляющие идеи — его ориентации. Именно в них наиболее ярко отразились внутренняя сложность, многообразие и динамичность современной эпохи, ее противоречивый характер.

Анализ проблемы постнеклассических ориентаций вызван необходимостью создания целостного и объемного образа мира в контексте тех радикальных измененияй, которые происходят сегодня в сфере социо-культурного бытия и делают его все более и более парадоксальным. Все ускоряющийся темп появления новых идей, увеличение числа новых теоретических, мировоззренческих проблем, стремительное развитие формообразованийкультуры XX 4 века, вынуждает исследователей обращаться к выяснению специфики и направленности ориентациисовременности.

Философско-методологическое исследование ориента-ций постнеклассики чрезвычайно важно, так как сливается с проблемой открытости исторического процесса, прорабатывает и прогнозирует идеи, значимые для будущего цивилизации.

Актуальность темы

исследования обусловлена также и внутренними теоретико-методологическими обстоятельствами. Постнеклассическая картина мира, воспроизводящая бифуркационность развития, нелинейность и неопределенность, требует пополнения арсенала методологии новыми средствами. Среди них имеющими наибольшее значение оказываются ориентации, понимаемые как нежесткие, вариабельные регуляторы различных видов деятельности, конкурирующие с классическими детерминантами (метод, принцип).

Важность исследования определена также и потребностями личностно-экзистенциального характера. Нашего современника не покидает тревожный вопрос, сможет ли он освоить возрастающий динамизм жизни, хватит ли духовных сил устоять на шатком переплетении двух начал — катастрофическом и ренессансном? Когда радикальные преобразования разрушают привычныйритм жизнедеятельности, нестабильность и неопределенность становятся атрибутами бытия, нации и личности необходимы ориентиры, помогающие определить свое местоположение и указывающие направление дальнейшего пути. Этим обусловливается актуальность нахождения и систематизации постнеклассических ориентаций, исследование их методологической значимости.

Степень разработанности проблемы.

В современной философско-методологической литературе проблема постнеклассических ориентаций относительно нова. Только в последние десятилетия вышел ряд монографий и статей по данной проблеме. Прежде всего следует отметить монографии В. Ильина, И. Ильина, П. Козловски.

В работах В. Аршинова, В. Евстигнеева, В. Иноземцева, Т. Лешкевич, В. Степина проводится сравнительный анализ классической, неклассической и постнеклассиче-ской парадигм, обращается внимание на совокупность новых, постнеклассических,. тенденции в разнообразных областях бытия и культуры. Современные ориентации социального познания помогают выявить работы В. Багирова, Д. Белла, Т. Дридзе, В. Пантина, П. Сорокина, им посвящено совместное исследование-И. Вишневского, А. Ламер и И. Салли. Авторы отмечают сближение естествознания и социо-гуманитарных наук, активное внедрение в социальное познание идей и методов синергетики, возрастание статистически-вероятностных методов.

В рамки обозначенной проблемной области включен феномен французского постструктурализма и деконструкти-визма, оказавший значительное влияние на современное философствование и, гуманитарные науки. Представляют постструктурализм, его теорию, практику и критику источники на французском языке и в переводе. Это работы Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, Ж. Дер-рида, Ж.-Ф. Лиотара, М. Фуко. Присущий постнеклассиче6 ской философии плюрализм тем, подходов и тенденций находит отражение в исследованиях А. Ахиезера, Н. Давыдова, Е. Золотухиной-Аболиной, Т. Матяш, Н. Решера, Р. Рорти, Д. Серля, С. Яковленко.

Современные методологические тенденции, проблемное поле и тематика языка постнеклассической науки затрагивается в работах М. Бургина, М. Волькинштейна, А. Гапо-нова-Грехова, Г. Гивишвили, Л. Гиндилиса, Ф. Гиренка, В. Казютинского, В. Кохановского, А. Кравца, В. Кузнецова, М. Рабиновича, Е. Режабека, В. Розина, Т. Рокмо-ра, Е. Файнберга. Имеющие значение в настоящем исследовании принципиально инновационные идеи виртуальности, радикального конструктивизма, микроанализа (кейс стадис) представленны в статьях Л. Марковой, Г. Мельчи-кова, С. Цоколова. Пути и проблемы становления современной. эпистемологии рассматриваются В. Аршиновым, В. Порусом, Я. Свирским, Б. Шулицким.

Существенное влияние на становление современной методологии и эпистемологии оказали ставшие «классическими» работы Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера, П. Фей-ерабенда, К. Хюбнера, • а также исследования отечественных ученых: В. Лекторского, М. Мамардашвили, Л. Микешиной, Н. Моисеева, М. Опенкина, Б. Пружинина, в которых получили разработку концептуальные основы методологии современной науки, проблемы рационализма, нашло отражение изменение подходов к проблеме истинности и научности.

Исследования И. Пригожина, Г. Хакена, а также Н. Климонтовича, Е. Князевой, К. Майнцера, Г. Николиса, В. Паули, А. Самарского, положили начало всестороннему, в 7 том числе и философскому, осмыслению идей синергетики и самоорганизации. Аспект синергетики и нелинейного развития в различных общественных науках рассматривается в работах В. Васильковой, А. Колесникова, Л. Судас. Тема прогнозирования будущего с позиций ориентаций синергетики разрабатывают совместно С. Капица, С. Курдюмов и Г. Малинецкий, а также Э. Ласло, Л. Лесков, А. Назаре-тян.

Идеи нео-науки, возводимой на основе нравственных и экологических ценностей, посредством интеграции различных форм и отраслей знания отражены в работах Д. Бома, С. Грофа, Ф. Капра, А. Мартынова, Н. Налимова, Д. Успенского. Исследование Р. Карпинской, И. Лисеева, А. Огурцова, посвященное коэволюционной стратегии, также работает на создание образа науки будущего.

Непосредственное отношение к диссертационному исследованию имеет. обширный материал, дающий представление о постнеклассике как об особом историческом периоде — это литература и по глобалистике, и по описанию «по-стнеклассического порядка». Нельзя обойти вниманием Круглый стол, состоявшийся в 1989 году под темой «Основные тенденции современного общественного развития» в редакции журнала «-Мировая экономика и международные отношения». Многоаспектный взгляд на проблемы современного мира, включающий и осмысление глобальных проблем, предлагают О. Антипина, А. Арсеньев, Ж. Бодрийяр, В. Иноземцев, В. Кутырев, А. Федотов, М. Чешков.

Постнеклассический социальный порядок описан как известными философами и социологами Запада-: Э. Гидденс, К. Манхейм, А. Тоффлер, Ю. Хабермас, Ф. Фукуяма, А. 8.

Шафф, так и отечественными мыслителями: А. Макарычев и А. Сергунов. Перспективам развития эпохи постнеклассики посвящены работы П. Кеннеди, В. Крауса, М. Куликова, Е. Минарда, Ю. Яковца, К. Ясперса, Е. Яценко. Будущее, XXI век видится неоднозначным и наполненным самыми противоречивыми феноменами.

Будет справедливым отметить, что первыми тему постнеклассики и ее ведущих тенденций стали разрабатывать искусствоведы и культурологи. Начальные попытки выделения и описания характерных для постмодерна тенденций принадлежат западным историкам и теоретикам искусства: Ч. Дженксу, В. Велыиу, И. Хассану. Так же их произведения, наряду с работами О. Вайнштейна и Ю. Хабермаса имели большое значение для истолкования и принятия понятий «постмодерн» и «постнеклассика» как на Западе, так и в российской интеллектуальной среде. Культурологический подход к проблемам постнеклассики наиболее обширен, выделим лишь подходы М. Бахтина, В. Библера, Г. Гачева, Г. Кнабе, Ю. Лотмана, А. Моля, В. Халипова, У. Эко, А. Якимовича. Авторы, рассматривая как современную культуру в целом, так и отдельные ее сферы, предлагают схемы историко-культурной динамики постмодерна .

Вместе с тем, несмотря на наличие большого числа многоаспектных исследований по тематике постмодерна и постнеклассики, проблема целостного анализа ориентаций постнеклассики в качестве самостоятельной не ставилась. Отсутствие целостной концепции постнеклассики в отечественной и зарубежной философско-методологической и культурологической мысли побуждает. использовать разно9 сторонний материал для синтетического подхода в определении постнеклассических ориентаций, их типологии и роли как средства познания.

Цель и задачи исследования

.

Основной целью данного исследования является комплексное описание и методологический анализ ' постнеклассических ориентаций в современной культуре.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач: раскрыть постнеклассические тенденции современностивыделить ориентации, обусловленные становлением пост-неклассической наукивыявить методологический потенциал стратегии деконст-руктивизмаустановить роль и статус постнеклассических ориентаций в культуре и рассмотреть их взаимоотношенияисследовать ориентации на плюрализм и интеграциюрассмотреть направленность ориентаций в сфере отношений «человек — мир» .

Методологические•и теоретические основы исследования.

В исследованиях этапа постнеклассики весьма плодотворным зарекомендовал себя плюралистический подход, позволяющий эффективно использовать методологический арсенал различных парадигм. Он обеспечивает возможность использования многообразных методов и приемов, наиболее результативных в настоящих познавательных обстоятельствах .

Наряду с диалектическими принципами, такими как принцип всесторонности рассмотрения, принцип противоречия, принцип дополнительности, которые чрезвычайно ор

10 ганичны характеру постнеклассики, автор использовал и деконструктивистские познавательные формы, например, предложенные М. Фуко принципы имманентности и непрерывных изменений. Они. нацеливают рассматривать ориентации в неразрывной связи, предполагая их взаимодействие между собой и с широким кругом явлений и требуют отказа от поисков двух фиксированных противоположных полюсов, а также отказа от иерархии в пользу децентрации.

Вспомогательным инструментом для выявления специфики постнеклассических ориентаций послужили дескриптивный (описательный), исторический и компаративистский (сравнительный) подходы.

В ходе исследования автор опирался на теоретические положения о плюрализме форм культуры, идеи эволюции парадигм и методологической инноваторики, изложенные в трудах отечественных исследователей, классических работах философской и естественнонаучной мысли, использовал современную западную литературу, иностранные источники.

Новизна диссертационного исследования связана с обоснованием статуса постнеклассических ориентаций в культуре и описанием их комплексного синтетического взаимодействия, что нашло отражение в следующем: раскрыты постнеклассические тенденции современности, актуализирующиеся в качестве ориентацийвыделены постнеклассические ориентации, инициируемые синергетическим подходомобозначен методологический потенциал стратегии декон-структивизма;

— определена роль и статус ориентаций как регуляторов познания и мироотношения, обозначено их конкретно-историческое содержание;

— рассмотрены взаимоотношения и предложена типология постнеклассических ориентаций;

— зафиксирована равнозначная ¦ актуализация противоречивых ориентаций на плюрализм и на интеграцию;

— рассмотрена бинарная направленность ориентаций в сфере отношений «человек — мир» .

Тезисы, выносимые на защиту.

1.Термин «постнеклассика» принадлежит семантическому полю методологии, он репрезентативен для процессов, фиксируемых как социологией, наукой и эпистемологией, так и философией, культурологией, искусством. Феноме— ны постнеклассики неотделимы от особого умонастроения, выросшего из идеологической установки тотального, разоблачения и принципиального опровержения традиции инновацией. ПостнекласСическое культурное бытийство-вание ориентировано на нарастающее многообразие, снятие ситуации выбора положением «все дозволено», характеризуется отсутствием доминанты.'.

2.Постнеклассические ориентации в науке приобретают статус парадигмального компонента. Генерируемые современными междисциплинарными исследованиями открытых нелинейных систем (синергетикой), ориентации на когерентность, нелинейность, неопределенность, стохас-тичность становятся методологически значимыми для широкого круга явлений. Синергетический подход в перспективе ведет к построению нео-науки.

3. Деконструкция — особая стратегия по отношению к тексту, методологический потенциал которой является одним из слагаемых постнеклассической культуры.

Деконструктивизм руководствуется теми же постнеклас-сическими ориентациями, но воплощает их «разрушительно». Последовательная установка на нелинейность и игру, обоснование множественности и децентрализации, теоретический дезантропоморфизм направлены на разо-блачительство и разрушение•логоцентризма классической культуры.

4. В постнеклассической методологии на место строгих, однозначных, иерархизированных методов, принципов и правил претендуют «нежесткие» направляющие идеи-регуляторы — ориентации. Специфическая совокупность ориентаций создает и сохраняет стилевое единство по-стнеклассики. В. аксиологическом и экзистенциально-смысловом плане ориентации задают современный набор ценностных установок, выполняя роль регуляторов познания и практики.

5.Постнеклассические ориентации, не соподчиняясь иерархически и обладая равноценным статусом, тяготеют к некоторым аттракторам. Это обстоятельство позволяет выделить 4 основных типа ориентаций: 1) ориентации, подчиненные идеям нестационарности и становления- 2) ориентации на плюрализм и 3) ориентации на интеграцию- 4) ориентации, определяющие отношения «человек-мир» .

6.Постнеклассика в своем фундаменте имеет исходное противоречие, заключающиеся в одновременной актуализации нацеленности на плюрализм и интеграцию. Плюрализм.

13 постнеклассики раскрывается в наличии ориентаций на полиэкранность, полицентризм, принципиальную открытость. «Парадигму целостности» оснащают ориентации на нахождение общих принципов и стратегий, холизм, установки на объективность и дополнительность, синтез и микроанализ.

7.Онтологический динамизм постнеклассики имеет слагаемыми ориентации на спонтанность, инновационность, процессуальность, действующие во всех сферах человеческого бытия. Нестабильный жизненный мир питает современные ориентации в сфере отношений «человекмир», распологая их между. полюсами антропологизма и дезантропологизма, создает ситуацию принципиального раздвоения смысложизненных ориентаций.

Научно-практическая значимость исследования.

Результаты диссертационной. работы позволяют углубить теоретические представления в области онтологии, философии науки, культурологии, имеют немаловажное значение для определения тенденций современности, а также дают расширенное представление о методологическом арсенале постнеклассики.

Синтез философско-методблогического и культурологического аспектов в исследовании ориентаций современной культуры делает возможным использовать материалы диссертации в учебных курсах как методологии, эпистемологии, гносеологии, систематической ¦ философии, так и курсов культурологии, методологии культуры и других гуманитарных дисциплин, в лекционной и исследовательской работе.

Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования были представлены на VII региональной научной конференции (г.Ростов-на-Дону, 1998 г.) и на научной конференции аспирантов и соискателей (г.Ростов-на-Дону, 1999 г.) Диссертационная работа дважды обсуждалась на кафедре философии и методологии науки факультета философии и культурологии РГУ в июне 1999 г. и в феврале 2000 г.

По материалам исследования опубликованы следующие научные работы:

1.Гавриленко C.B. Постнеклассические ориентации в культуре // Путь в науку. Молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук. — Ростов-на-Дону, 1995. 0,2 п. л;

2.Гавриленко C.B. «Пост» — характеристика современности // Текст и комментарий: сборник научных трудов. Серия «Философия и культура». Вып. 2. Грани современной культуры. Ростов-на-Дону, 1998. 1 п.л.

3.Гавриленко C.B. Политические технологии в контексте постмодерна // Политические технологии. Тезисы докладов и сообщений ежегодной (VII) региональной научной конференции. Ростов-на-Дону, 1998. 0,2 п.л. 4. Гавриленко C.B. Постнеклассические ориентации в науке // Научная конференция аспирантов и соискателей (тезисы докладов, 1999 г). Ростов-на-Дону, 1999. 0,1п.л.

Структура диссертации.

Текст диссертационной работы (общим объемом 145 стр.) состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения и приложения.

Список литературы

включает 239 наименований, в том числе 8 на иностранных языках.

119 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

За определением «пост-» всегда интуитивно ухватывается присутствие разноликой множественности после чего-то тотального, самостийность, стремление к новизне, ради которой позволяется произвольно использовать достижения предшествующих поколений в качестве исходного материала. Постнеклассика, время в котором мы живем, войдет в историю как высоко технологичный, разнообразный, мозаичный, нестабильный, сметающий ограничения, мир.

Специфический характер постнеклассики отражен не только в произведениях искусства или философских трудах, но и в такой дисциплине как методология. Методология — явление конкретно-историческое, в соответствии с «веяниями» времени, она отказывается от застывших догм, изменяет понятийный аппарат, все большее значение отдает методологическому плюрализму и и, дее развитияжестко регламентирующие процесс познания и действия методологические средства, такие как метод, правило, разделяют регулятивные функции с ориентациями — многочисленными противоречивыми методологическими установками, которые разрешают большую степень свободы, творчества и позволяют быстрее реагировать на сложный динамизм современности. Постнеклассика их предоставляет с избытком, но они еще не занимают господствующего положения, оттесняются пока преобладающими элементами уходящей культуры.

Совокупность теоретических, аксиологических, мировоззренческих и художественно-творческих ориентиров.

120 всесторонне, голографически и ярко представляет распахнутую сцену постнеклассики.

В ходе данного исследования появились идеи и вопросы, не нашедшие своего места на его страницах или упомянутые вскользь. Прежде всего, это проблема расширения и модификации современного методологического арсенала, необходимость выработки адекватных моделей и средств методологического исследования.

Немаловажна проблема переориентации системы нравственных и экзистенциальных, ценностей, проблема раздвоения смысложизненных ориентаций, изменения идентичности. В условиях массовой культуры, сети универсальной коммуникации, бесконечного воспроизводства того же самого, отсутствия безусловно достоверного порядка вещей, смысл жизни и идентичность становятся принципиальными проблемами. Вероятно, в новой ситуации востребуется другой тип личности. Процесс осмысления этих проблем едва поспевает за темпами их нарастания.

По-новому могла бы зазвучать традиционная тема Россия — Восток — Запад при рассмотрении ориентаций культурного и общественного развития. В эпоху перехода к постмодерну именно перед Россией прежде всего и наиболее остро встает проблема изменения самого типа, динамики культурного развития, поскольку стремление России войти в мировое сообщество на цивилизованных началах выдвинула глобальную проблему адаптации культуры и общества к современным реалиям, иным ценностям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.С. Возвращаясь к азам //Вопросы философии. 1993. № 3.
  2. О.Н., Иноземцев В. Л. Постэкономическая рево люция и глобальные проблемы // Общественные-науки и современность. 1998. № 4.
  3. Аристотель. Метафизика. М., 1934.
  4. A.C. Философский аспект экологической проблемы // Культура. Традиции. Образование. Вып. 5−6. М., 1996.
  5. В.И. На пути к квантовой эпистемологии // > Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.
  6. В. И., Савичева Н. Г. Гражданское общество в контексте синергетического подхода // Общественные науки и современность. 1999. № 3.
  7. В.И., Свирский Я. И. Проблемы языка, в. постнеклассической науке // Физика в системе культуры. М., 1996.
  8. Я.У. Постмодернизм в познании общества // Полис. 1992.№ 3.
  9. Ю.Ахиезер A.C. Об особенностях современного философствования // Вопросы философии. 1995.№ 12. И. Багиров В. Социальное познание на пороге постиндуст риального мира // Общественные науки и современность, 1993. № 3.12.Барт Р. S/Z.M., 1994.
  10. Батракова-С.П. Искусство и утопия XX века. М., 1990.130
  11. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  13. Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. Спб., 1995.
  14. Г. Новый рационализм. М., 1987.
  15. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология// Вопросы философии. 1993. № 3.
  16. Д. Попытка разрешить противоречия современности и модернизма // Р.Ж. серия 11. 1993. № 3.
  17. B.C. От наукоучения — к логике культуры: два философских введения в XXI век. М., 1990.
  18. М. От Кафки к Кафке. М., 1998.
  19. . Эстетика иллюзий, эстетика утраты иллюзий // Элементы. Евразийское обозрение. № 9.
  20. . Город и ненависть// Логос. М., 1997. № 9.
  21. . Система вещей. М., 1995.
  22. Д.Бом Наука и духовность // Человек. 1993. № 1.
  23. X.JI. Сочинения в 3-х томах. Рига, 1994.
  24. Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы философии. 1993. № 5.
  25. М. С. Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.
  26. О.Б. Постмодернизм: история или язык? // Вопросы философии. 1993. № 3.131
  27. B.B. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации. Спб., 1999.
  28. В. Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия// Путь. 1992. № 1.
  29. В. Процессы эстетизации: Явления, особенности и перспективы // Р.Ж. серия 3. 1997. № 2.
  30. И.Л., Ламер А. Н., Салли И. В. Энтропия в природе и обществе. М., 1994.
  31. М.В. Современная физика и биология // Вопросы философии. 1990. № 8.
  32. Гапонов-Грехов A.B., Рабинович М. И. Автоструктуры. Хаотическая динамика ансамблей // Нелинейные волны. Структуры и бифуркации.М., 1987.
  33. Г. Д. Наука и национальные культуры. Ростов -на- Дону. 1992.3 9. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1998.
  34. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. т.1. Наука логики. М., 1975.
  35. Г. В. Принцип дополнительности и эволюция природы // Вопросы философии. 1997. № 4.
  36. Э. Последствия современности. Современность и самоидентичность // Р.Ж. серия 11. 1994. № 2.4 3. Гидденс Э. Постмодерн // Философия истории. М., 1994.
  37. Л.М. Анпропный принцип: занимает ли человек исключительное мейто во Вселенной? // Глобальный эволюционизм. М., 1994.
  38. Ф.И. Ускользающее бытие. М., 1994.132
  39. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
  40. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. М., 1991.
  41. Т.П. Синергетика и Восток // Вопросы философии. 1997. № 3.4 9. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М., 1993.
  42. Ю.Н. Бегство от свободы. М., 1978.
  43. . Логика смысла. Фуко М. Т11еа1: гит pb.ilosoph.icum. М., Екатеринбург, 1998.
  44. . Общество контроля (постскриптум) // Элементы. Евразийское обозрение. № 9.
  45. ., Гваттари Ф. Что такое философия? М., СПб., 1998.
  46. . Шпоры: стили Ницше // Философские науки.1991. №№ 2−3.
  47. Р.Г., Данн Б. Д. Границы реальности. М., 1995.
  48. Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985.
  49. Т.М. Экоантропоцентристская парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. № 2.
  50. М. Кризис искусства // Западноевропейская эстетика 20 века. М., 1991.
  51. В.П. Идеи И.Пригожина в экономике. Нелинейность и финансовые системы // Общественные науки и современность. 1998. № 1.
  52. М.В. Идентичность человека. Ростов-на-дону, 1999.133
  53. Золотухина — Аболина Е.В.'Постмодернизм: распад сознания? // Общественные науки и современность. 1997. № 4 .
  54. Е.В. Рациональные и ценностные регулятивы сознания (вопросы теории и истории). Диссертация доктора философских наук. Ростов-на-Дону. 1988.
  55. А.Ф. Существует ли мировая философия? // Вопросы философии. 1997. № 4.
  56. В.В. Постнеклассическое естествознание: каким ему быть? // Социологические исследования. 1992. № 10.
  57. В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии: смена парадигмы? // Социологические исследования. 1996. № 10.
  58. В.В. Теория познания. Эпистемология. М.: МГУ, 1994 .
  59. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.
  60. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1'996.
  61. В.И. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. № 10.
  62. Искусствознание Запада об искусстве XX века. М., 1988 .
  63. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997.
  64. М.С. Философия культуры. Спб., 1996.134
  65. P.C., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия М., 1995.
  66. X. «Выигрыши" — «Преследователь" — «Потоки»: Серия «Классики XX века. Ростов-н/Д, Харьков, 1999.
  67. И.Т., Сокулер З. А. Рациональность в познании и практике: Критический очерк. М., 1989.
  68. Ф. Собрание сочинений: В, 4-х т, Спб., — 1995.
  69. П. Вступая в XXI век. М., 19 97.
  70. Н.Ю. Без формул о синергетике. Минск, 1986.
  71. Г. С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гри-науэя «Брюхо архитектора» // Вопросы философии. 1997. № 5 .
  72. E.H. Одиссея научного разума: синергетиче-ское видение научного прогресса. М., 1995,.
  73. E.H. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. 1998. № 4.135
  74. E.H., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. № 3.8 9. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997 .
  75. П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995. N"10.
  76. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994.
  77. В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д., 1999.
  78. A.C. Методология науки. Воронеж. 1991.
  79. В. На пороге нового тысячелетия //Вопросы философии. 1997. № 5.
  80. Круглый стол: «Остановиться в точке бифуркации и поразмышлять.» // Знание — сила. 1993. № 10.
  81. М.И. Мир на пороге XXI столетия. Н. Новгород, 1995.
  82. Культура на пороге третьего тысячелетия. СПб., 1996.
  83. Кун Т. Структура научной революции. М., 1978.
  84. ЮО.Кутырев В. А. Пост — пред — гипер — контр — модернизм: концы и начала // Вопросы философии. 1998. № 5.
  85. В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996. № 11.
  86. A.B. Субъективный фактор и типология современного детерминизма // Вестник Московского университета. Серия 7. «Философия». № 3.
  87. ЮЗ.Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967.136
  88. И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. М., 1978.
  89. ., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.,. 1996.
  90. Юб.Ласло Э. Век бифуркации // Путь. 1995. № 7.
  91. Э. Основания трансдисциплинарной единой теории // Вопросы философии. 1997. № 3.
  92. Лекторский В.А.•Рациональность, критицизм и принципы либерализма // Вопросы философии. 1995. № 10.
  93. Л.В. Футуросинергетика западной цивилизации // Общественные науки и современность. 1998. № 3.
  94. Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопре-делености. Ростов/Дон, РГУ, 1994.
  95. Д.С. Книга беспокойств: Воспоминания, статьи, беседы. М. 1991.
  96. Логика и теория познания. Л., 1990.
  97. А.Ф. 12 тезисов об античной культуре // Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988.
  98. А.Ф. О специфике эстетического отношения античности к искусству // Эстетика и жизнь. вып.З. М., 1974.
  99. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1996.
  100. Ю.М. Избранные статьи, т.1. Таллинн, 1992.
  101. Ю.М. Избранные статьи, т.3., Таллинн, 1993.137
  102. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  103. С.В. Мейен и A.A. Любищев. Переписка (1968−1972)//Природа.1990.№ 4.
  104. К. Сложность и самоорганизация // Вопросы философии. 1997. № 3.
  105. A.C., Сергунов A.A. Постмодернизм и западная политическая наука // Социально-политический журнал. 1996. № 3.124 .Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси. 1984.
  106. М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности // Необходимость себя. Введение в философию. М., 1996.
  107. М.К. Лекции о Прусте. М., 1995.
  108. М.К., Соловьев Э. Ю., Швырев B.C. Кас-сика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии //Философия в современном мире. Философия и наука. 1995.
  109. К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
  110. Л.А. Общие модели истории науки // Философия и методология науки ч.2. М., 1994. .
  111. A.B. Исповедимый путь. Философские этюды. М., 1989.
  112. Матяш Т.П. XX век: судьба проблемы бытия // Философия. Ростов н/Д., 1995.
  113. Г. П. Виртуальная реальность:понятие, новации, применение. Философские науки. 1998, № 3−4.138
  114. JI.А., Опенкин М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1998.
  115. Е. Эволюция богов: Альтернативное будущее Человека. М., 1996.
  116. Модернизм: анализ и критика основных направлений. М., 1987.
  117. H.H. Современный•рационализм. МГВП КОКС, 1995.
  118. H.H. Человек и ноосфера. М., 1990.
  119. А. Социодинамика культуры. М., 1973.14 0. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Синергетика исторического процесса. М., 1996.
  120. А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность. 1997. № 2.
  121. В.В. В поисках иных смыслов. М., «Прогресс», 1993.
  122. В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке •// Вопросы философии.1996. № 11.
  123. В.В. На грани третьего тысячелетия. М., 1994.
  124. Наука и философия на рубеже тысячелетий: перпективы и горизонты. Курск, 1995.
  125. Наука в зеркале философии XX в. М., 1992.
  126. Э. О синтезе искусств // Вопросы философии. 198 9. № 7.14 8. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1979.139
  127. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  128. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства, Тема нашего времени // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
  129. Основные тенденции и проблемы философии XX века.
  130. Основные тенденции современного общественного развития (круглый стол) // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 2.
  131. В.И. Ритмы общественного развития и переход К постмодернизму // Вопросы философии. 1998. № 7.
  132. Паули.В. Физические очерки. М., 1975.
  133. Г., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М., 1986.
  134. К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
  135. В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции // Вопросы философии. 1997. № 2.
  136. И. Наука, цивилизация и демократия'// Философия и социология науки и техники. Ежегодник 19 881 989 г. М., 1989.
  137. И. От существующего к возникающему. М., 1985.
  138. И. Переоткрыие времени // Вопросы философии. 1989. № 8.
  139. И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.
  140. Принципы самоорганизации. М., 1996.
  141. Н.В. Феномен индивидуальности в постне-классической парадигме (нелинейная методология). Диссертация доктора философских наук. Ростов-н-Д. 1999.140
  142. .И. «Рациональность и историческое единство научного знания (гносеологический аспект)». М. Д986.
  143. Е.Я. Асимметрия философии постмодерна и постнеклассической науки // Философия на рубеже веков. СПб., 1996. .
  144. Н. Американская философия сегодня // Путь. М., 1995. № 8.17 0. Розин В. М. Философия и методология: традиции и современность. Вопросы философии. 1996. № 11.
  145. Т. Математика, фундаментализм и герменевтика // Вопросы философии. 1997. № 2.
  146. Р. Философия без оснований // Логос. 1996. № 8 .
  147. Р. Философия в зеркале природы.17 4. Российско-американские отношения в плюралистичном мире. Совместное политическое заявление от 13−20 апреля 1997 // Международная экономика и международные отношения. 1997. № 9.
  148. Россия: стратегия развития в XXI веке. ч.1. М., 1997.17 6. Рузавин Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. № 8.141
  149. Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993.
  150. Т.Е. Культура конца тысячелетия: Повседневный апокалипсис постмодерна // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып.б.' М., 1995.
  151. A.A. Математическое моделирование нелинейных процессов// Нелинейные явления. М., 1991.
  152. Д. Современная философия в Соединенных Штатах // Путь. 1995. № 8.
  153. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
  154. Современная культура в контексте постмодернизма: Материалы межвузовской научной конференции «Культура. Цивилизация. Личность.» Вып.2. Краснодар. 1998.
  155. Современная философия науки: Хрестоматия. М., 1994.
  156. Современное западное искусство, XX в. Проблемы комплексного изучения. М., 1988.
  157. Современное искусство Запада о классическом искусстве 13 — 17 веков. Очерки под ред. А. Д. Чегодаева. М. 1977.
  158. П. Моя философия — интегрализм // Социс. 1992. № 10.
  159. B.C. Становление идеалов и норм постнеклас-сической науки // Проблемы методологии постнекласси-ческой науки. М., 1992.
  160. B.C. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. № 6.18 9. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996.142
  161. JT.Г. Массовое сознание: в поисках новой пара дигмы. М., 1996.
  162. Танатография Эроса: Ж. Батай и французская мысль середины XX века. М., 1997.
  163. А.В. Грядущая культура: гримасы идентичности // Вопросы философии. 1997. № 2.
  164. А. Эра смещения власти // Философия истории. М., 1994.
  165. О.Э. Современная культура США-. М., 1989.
  166. П.Д. Новая модель Вселенной. Спб., 1993.
  167. Е.Л. Эволюция методологии в XX веке // Вопросы философии. 1995. № 7.
  168. А.П. Введение в глобалистику. Наброски тео рии современного мира. М., 1997.
  169. П.К. Избранные труды по методологии нау ки. М., 1986.
  170. Философский словарь. М., 1991.
  171. Французская философия и эстетика XX века. М., 1995
  172. Французская философия сегодня. Анализ немарксистских концепций. М., 1989.
  173. М. Археология знания. Киев, 1996.
  174. М. Слова и, вещи: Археология гуманитарных наук М., 1977.
  175. М. Жизнь: опыт и наука // Вопросы философии.1993. № 5.
  176. Фуко М. Theatrum philosophicum. Делез Ж. Логика смысла. М., Екатеринбург, 1998.
  177. Ф. Конец истории? // Философия истории. М.1994.143
  178. Ю. Модерн — незавершенный проект .// Вопросы философии. 1992. № 4.
  179. М. Время и бытие. М., 1993.
  180. Г. Синергетика. М., 1985.
  181. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992.
  182. Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. 1996. № 11.
  183. К. Критика научного разума. М., 1994.943
  184. С.А. Радикальный конструктивизм: эпистемология без онтологии? // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 1999. № 2−3.
  185. М.А. Глобалистика: предмет, проблемы и перспективы // Общественные науки и. современность. 1998. № 2.
  186. А. Куда ведет дорога? // Философия истории. М., 1994.
  187. Ю.А. «Осевые века» европейской истории // Вопросы философии. 1995. № 6.
  188. A.M. Феномен труда: Синергетический взгляд // Общественные науки и современность. 1998. № 1.
  189. О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: В 2-х т. Т.1: Гештальт и действительность. М., 1993. ¦ '
  190. .Г. Мадэализм. Концепция мировоззрения III тысячелетия. Минск, 1997.
  191. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. М., 1996.144
  192. Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1992.
  193. А. Магическая Вселенная. М., 1995.22 6. Якимович А. Независимая культура Советского Союза // Искусство: Современные творческие процессы. М., 1993. '
  194. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии. 1997. № 1.22 9. Яковленко С. И. Философия незамкнутости // Вопросы философии. 1996. № 2.
  195. К., Смысл, и назначение истории. М., 1991.
Заполнить форму текущей работой