Концептуальные представления о человеке в антропологии XX — XXI века
Таким подходом (по мнению диссертанта) может быть некое «интегральное антропологическое знание», которое необходимо рассматривать, с одной стороны, как попытку научной антропологии преодолеть метафизичность философской антропологии, а с другой стороны, как философское обоснование общей антропологии. Философская антропология обогатит, благодаря интегральному подходу, свое видение человека и анализ… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В XX-XXI ВЕКАХ В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА
- 1. 1. Современные естественнонаучные концепции изучения человека
- 1. 2. Представления о человеке в психологической антропологии
- 1. 3. Представления о человеке в социальных теориях современности
- ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ФИЛОСОФСКОМ ЗНАНИИ
- 2. 1. Специфика представлений о человеке в интегральных исследовательских моделях в философской антропологии
- 2. 2. Универсальный образ человека в интегральной антропологии
Концептуальные представления о человеке в антропологии XX — XXI века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В настоящее время научные парадигмы изучения человека своим многообразием и разобщенностью снизили интерес к проблеме человека. Научные антропологические открытия осуществлялись с целью поиска научной истины, утратив при этом междисциплинарное взаимодействие и осмысление полученных результатов. Необходимость разработки данной проблемы в настоящее время возникла вследствие значительной дифференциации процесса познания и углубления специализации в сфере философии и науки. Понимание человека как уникальной биосоциокультурной системы в ее целостном бытии делает необходимым ее философское осмысление.
Новый исторический тип культуры и организации социального бытия человечества в общепланетарном масштабе требует от современников строго научного осознания «места человека в космосе», говоря словами М. Шел ера1, или отношения «человек и мир», как определил это С. Рубинштейн" .
Необходимость исследования концептуальных представлений о человеке в современной антропологии определяется противоречиями, возникающими в процессе построения целостной картины человека и всего человеческого мира: существенным отличием между науками о биологической природе человека и науками духовно-экзистенциального плана, в том числе между биологической антропологией и социокультурной антропологиеймежду философским и естественнонаучным уровнями иознания человека.
Существующие области научного знания о человеке (социология, психология, социальная антропология, культурология и т. д.) сужают предмет изучения, выделяя и постигая только существенные связи одной грани или стороны человеческого мира, что привело к созданию социобиологии, трансперсональной психологии, коэволюционной теории, интегральной.
1 Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. — СПб.: Наука, 1999. — С. 35.
2 Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — М.: Питер, 2003. — С.8. • антропологии. Именно по этой причине в европейских странах еще в середине прошлого века начало формироваться междисциплинарное научное движение за создание интегрированных наук о человеке.
Таким образом, для выделения современных концептуальных представлений о человеке необходимо выявить специфику собственно философско-антропологического знания в современных научных теориях, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета. Степень научной разработанности проблемы.
В 20-х годах XX века возникло самостоятельное философское направление — антропология, представленная такими мыслителями, как М.
1 ^ 3.
Шелер, А. Гелен," Л. Фейербах. Эти философы не только пытались вслед за И. Кантом4 выделить и представить в некой целостности накопленные философией идеи о человеке.
XX век характеризуется значительным разнообразием философско-антропологических направлений, которые, имея разные названия, различную методологию, базируясь на разных идейных позициях, тем не менее, разрабатывали антропологическую проблематику.
Отвергая рациональное познание как несоответствующее тому предмету, с которым имеет дело философия, экзистенциализм выдвигает метод непосредственного, интуитивного постижения реальности и опирается, главным образом, на Э. Гуссерля5 (М. Хайдеггер6, Ж-П. Сартр7), В. Дильтея, 8 К. Ясперса и отчасти на интуитивизм А. Бергсона9.
1 Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. — СПб.: Наука, 1999.
2 Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988.
3 Фейербах Л. История философии. В 3-х т. -М.: Мысль, 1974.
4 Кант И. Критика чистого разума. — М.: Мысль, 1994. Гуссерль Э Картезианские размышления. — СПб.: Наука: Ювента, 1998.
6 Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. — М.: Республика,.
2000. о.
Дильтей В. Типы мировоззрений // Хрестоматия по зарубежной философии конца XIX — начала XX века. — М., 1995.
9 Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Собр. соч., в 2-х.т. — М., 1992.
Параллельно с западной экзистенциальной философией развивалась и отечественная экзистенциально-философская мысль (С.Н. Булгаков, 1 Л. П. Карсавин, 2 Н. О. Лосский, 3 B.C. Соловьев, 4 Ф. А. Степун, 5 Л. Н. Толстой, 6 E.H. Трубецкой), главным отличием которой был значительный упор на религиозно-философскую проблематику.
Персонализм Э. Мунье, 8 H.A. Бердяева, 9 Л. И. Шестова, 10 философия диалога М. Бубера11 в центр своих учений также помещают человека.
Современная отечественная философская антропология представлена такими авторами, как Ю. Г. Волков, 12 П. С. Гуревич, 13 В. Д. Губин, 14 Б. В. Марков, 15 Б. А. Никитюк, 16 B.C. Поликарпов, 17 Ю. М. Федоров, 18 и д.р.
В середине XX века в Западной Европе отмечается некоторое снижение интереса к антропологической проблематике, приобретают первостепенное значение сугубо утилитарные разработки, направленные на действенно-практическое понимание сущности человека. Однако комплексные усилия показали, что предпосылки и выводы различных конкретных дисциплин зачастую несовместимы.
Новым взглядом на изучение человеческой природы в естественнонаучных исследованиях стала этология, выделившаяся как.
I Булгаков С. Н. Соч.: в 2-х. т. — М., 1993.
Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. — М., 1992.
3 Лосский Н. О. Избранное. — М.: Правда, 1991.
4 Соловьев B.C. Сочинения: в 2-х. т. — М., 1988.
5 Бердяев H.A., Букшпан Я. М., Степун Ф. А. Освальд Шпенглер и закат Европы. — М.: 1922.
6 Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. — М., 1928;1958.
7 Трубецкой E.H. Смысл жизни. — М., 1994.
8 Мунье Э. Манифест персонализма. — М.: «Республика», 1999.
9 Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Paris: Seuil, 1939.
10 Шестов Л. И. Начала и концы. — М.: «Издательство гуманитарной литературы», 1991.
II Бубер М. Два образа веры. — М., 1995.
12 Волков Ю. Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. — М., 1998.
13 Гуревич П. С. Философия человека / РАН. Ин-т философии. — М., 1999.
14 Губин В. Д., Некрасова E.H. Философская антропология. — М., 2000.
15 Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. — СПб.: Издательство «Лань», 1997.
16 Никитюк Б. А. Очерки теории интегративной антропологии. — М. — Майкоп, 1995.
17 Волков Ю. Г., Поликарпов B.C. Человек: энциклопедический словарь. — М., 1999.
18 Федоров Ю. М. Сумма антропологии. — Новосибирск, 1996. самостоятельное направление в 20−30 годы XX века. Этология — наука о поведении живых существ. Первоначально в этологии проводились исследования поведения животных в естественных условиях, с упором на врожденные (инстинктивные) формы поведения, подробно исследованные К. Лоренцом, 1 Н. Тинбергеном, 2 К. Фришем и другими классическими этологами. В 90-х годах XX века вышли работы отечественных этологов, в том числе Е. С. Панова, 3 М. В. Бутовской, 4 В. Р. Дольника, 5 утверждающие применимость этологического подхода к поведению человека, включая его политическую деятельность.
В XX веке разработан современный вариант дарвиновской теории.
6 7 эволюции — неодарвинизм (JI.C. Берг, Э. Янч), синтетическая теория эволюции, согласно которой эволюция основана на избирательном сохранении в ряду поколений наиболее приспособленных генотипов (естественный отбор генов). Согласно дарвиновской теории постепенное возникновение нового в эволюции происходит в результате накопления малых изменений (градуализм), современные эволюционисты (например, С. Гулд8) признают и «большие скачки», сразу дающие новые виды живых существ (концепция «прерывистого равновесия»). Ставится также вопрос, происходит ли естественный отбор лишь на индивидуальном уровне или имеет место также групповой отбор — конкуренция между целыми сообществами живых существ (например, концепция «телеономического отбора» П. Корнинга9).
1 Лоренц К. З. Агрессия (так называемое зло). — М.: Прогресс, 1994.
2 Тинберген Н. Социальное поведение животных. — М.: Мир, 1993.
3 Панов Е. В. Эволюция социальной организации // Этология человека на пороге XXI века: новые данные и старые проблемы / Под ред. M.JI. Бутовской. — М.: Старый Сад, 1999.
4 Бутовская M.JI. Дерягина М. А., Этология приматов. — М.: МГУ, 1992.
5 Дольник В. Р. Все мы вышли из природы. — М.: Linka Press, 1996.
6 Берг JI.C. Номогенез или эволюция на основе закономерностей. — П.: Гос. изд-во Петроград, 1922. п.
Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. — М.: Прогресс, 1974. — 592 с.
8 Гулд С. В защиту концепции прерывистого развития // Катастрофы и история Земли. Новый униформизм. — М.: Мир, 1986.
9 Корнинг П. Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире / Под ред. Удумяна Н. К. — М., 2004.
Коэволюционная стратегия во взаимоотношениях человечества и всего многообразия жизни на Земле рассматривается как одна из стрежневых идей при формировании новой научно-философской познавательной модели мира и человека (Карпинская P.C., Лисеев И. К., Огурцов А.П.)1.
В 30−40-е годы XX века возникло самостоятельное научное направление — социобиология, изучающая биологические основы социального поведения у животных и человека. Каждая форма жизни может быть рассмотрена как эволюционный эксперимент, продукт миллионов лет взаимодействия между генами и окружающей средой (Э. Уилсон, Г. Шуберт3, Л. Колдуэлл4).
Современная генетика как наука о наследственности и изменчивости живых организмов охватывает следующие основные исследовательские направления: раскрытие закономерностей наследования и изменения признаков при репродукции живых организмов, решение вопроса о том, как генетические факторы во взаимодействии с факторами окружающей среды определяют онтогенез организма, выяснение роли наследственности и изменчивости в процессе эволюционного развития живого (Ф. Раштон5, Пломин Р.6) — создание концептуальных предпосылок для целенаправленного вмешательства в механизмы наследственности (Бочков Н.П.)7.
Длительную историю имеет проблема исследования человека в психоаналитической антропологии и психологии. Примером служит классический и современный психоанализ, где непременно нужно выделить.
1 Карпинская P.C., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. — М.: Интерпракс, 1995.
2 Wilson Е.О. Biophilia. Cambridge (Mass.): Harvard University Press. 1984.
3 Schubert G., Masters R.D. (Eds.). Primate Politics. N. Y, .L.: Lanham. 1994.
4 Caldwell L.K. Biopolitics: scince, ethics and public policy // Yale Rev. 1964.
5 Rushton J. P. Race, Evolution and Behavior. 1995.
6 Plomin R. Genetics and behavior // The Psychologist. 2001. — V. 14. — № 3. n.
Бочков Н. П. Клиническая генетика. — M.: Медицина, 1997. теорию З. Фрейда1 и его последователей К. Юнга, 2 А. Адлера, К. Хорни, М. Кляйн3 и др.
Бихевиоризм и необихевиоризм со своими представителями И.П.Павловым4, Б. Скиннером5 и др. характеризовал человека как набор условных и безусловных рефлексов.
Гуманистическая психология, где необходимо выделить труды Ф. Перлз, 6 К. Роджерса, 7 А. Маслоу, 8 В. Франкла, 9 которые выступали против психоанализа и бихевиоризма, провозглашая себя «третьей силой». Данное направление тесно связано с экзистенциальной философией, здесь шла речь о восстановлении аутентичности (подлинности) человека. Если во всех предшествующих психологических теориях решающая роль придавалась зависимости психики от прошлого и настоящего, то гуманистическое направление переместило вектор времени жизни в направлении будущего.
В отечественной психологии разработки велись как в рамках так называемого «деятельностного подхода» к пониманию личности (Л.С. Выготский, 10 А. Н. Леонтьев, 11 С. Л. Рубинштейн, 12 К.К. Платонов13), так и в.
I Фрейд 3." Введение в психоанализ. — М.: «Наука», 1995. Юнг К. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. — СПб.: Кентавр&Палантир, 1992.
Кляйн М. Истоки фрейдизма и эволюция психоанализа // Марксистская критика психоанализа. — М.: Прогресс, 1976.
4 Павлов И. П. Поли. Собр. соч. — М. — Л.: АН СССР, 1951.
5 Skinner B.F. Upon further reflection. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. 1987.
6 Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. — М.: Либрис, 1996.
7 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1994.
8 Maslow A. Self-actualizing and Beyond. — In: Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967.
9 Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
10 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956.
II Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
Рубинштейн С.Л. 0 личностном подходе]//Общая психология. — СПб., 1998.
13 Платонов К. К. // Структура и развитие личности. — М., 1986.
1 9 русле «психофизиологического подхода» (B.C. Мерлин, В.Д. Небылицин", Б.М. Теплов3).
Современная западная методология научного исследования, опираясь на религиозный и мистический опыт восточных культур, стремится интегрировать науку и мистицизм, подходы восточной психологии проникают в западную психологию. Это вызвано потребностью обосновать существование трансперсональной (внечеловеческой духовной) реальности, что в условиях постиндустриальной цивилизации свидетельствует о становлении многомерного мира человека, что дало толчок такому направлению, как трансперсональная психология (С.Гроф4).
Большой интерес для раскрытия темы представляют различные социологические теории, которые также затрагивают антропологическую проблематику.
Ф.У.Тейлор5 в США в начале прошлого века создал систему «научной организации труда», которая позволила Э. Мэйо6 выдвинуть «доктрину человеческих отношений», где определяющим на производстве признавался человек с его субъективными потребностями. На ее основе А. Маслоу разработал «иерархическую теорию потребностей». Затем благодаря исследованиям А. Маслоу были выдвинуты «двухфакторная теория.
7 8 мотивации" Ф. Херцберга, теория стилей управления Д. МакГрегора, теория «социального действия» Т. Парсонса, 9 создавшего обобщенную модель.
1 Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика,.
1986. 2.
Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. — М.: Просвещение, 1991.
3 Теплов Б. М. Избранные руды. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1986.
4 Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть, психотерапия. — М.: Издательство трансперсонального института, 1995.
5 Тейлор Ф. У. Научная организация труда. — М., 1925.
6 Mayo Е. The social problems of an industral civilization. L., 1945.
7 Ф. Херцберг, Б. Моснер Мотивация к работе. — М.: «Вершина», 2007. — 240 с.
8 МакГрегор Д. Если никто не говорит о замечательных вещах. — М.: «Гаятри», 2005. -296 с.
9 Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии // Современная западная теоретическая социология. Т. Парсонс. — М.: ИНИОН РАН, 1994. любого действия человека. Также необходимо упомянуть «социологию.
1 О постмодерна" 3. Баумана, «антисоциальную теорию» Ж. Бодрийяра." .
Значительную роль в западных социальных учениях играет о институционализм (С. Липсет). Политическое поведение людей институционалистами изучается в тесной связи с существующей системой социально-нормативных актов и институтов. В России, в первой половине XX века, также разрабатывался ряд социально-философских направлений «субъективной социологии» (П.Л. Лавров, 4 Н. И. Кареев, 5 Л.И. Петражицкий6).
Значительный интерес для данной работы представляют исследования П. А. Сорокина7 и его теория «социокультурной динамики».
Вместе с тем, большинство современных исследований, нацеленных на изучение человека в современной антропологии, зачастую выполнено в рамках одного или нескольких близких по методологии научных направлениях, и практически не встречаются работы, посвященные комплексному философскому исследованию данной проблемы в рамках философской антропологии. Данная проблематика достаточно сложна и многогранна, в ней еще много невыясненных и дискуссионных вопросов.
Объектом исследования выступает человек в контексте концептуальных научных и философско-антропологических учений современности.
Предметом исследования являются представления о человеке в философском и естественнонаучном знании в XX—XXI вв.еке. auman Z. Intimations of Postmodernity. London: Routledge, 1992.
2 Baudrillard J. Selected Writings. Stanford: Stanford University Press.
J Lipset S. American Exceptionalism: A Double-Edged Sword. 1996. Лавров П.JI.Философия и социология. Избранные произведения. В двух томах. — М., 1965.
5 Кареев Н. И. Основы русской социологии. — М.: Изд-тво Ивана Лимбаха, 1996.
6 Петражицкий Л. И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. — М.: Проспект, 1999. п.
Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. — СПб.: ЗХГИ, 2000.
Цель диссертационной работы: анализ концептуальных представлений о человеке с выявлением их потенциала в построении интегральной антропологической модели.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи исследования:
— проанализировать естественнонаучные концепции изучения человека в ХХ-ХХ1 веке;
— выявить эвристический потенциал в представлениях о человеке в современной психологической антропологии;
— эксплицировать и уточнить антропологическую проблематику в современных социальных теориях;
— определить специфику представлений о человеке в интегральных моделях в философской антропологии;
— выявить подходы к построению интегральных моделей изучения универсального образа человека.
Теоретической и методологической основой исследования послужили базовые понятия и концепты, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных мыслителей. Концепция несводимости человека как сущности и явления к другим сущностям положена в основу анализа различных антропологических подходов и их сравнения.
Культурологический, синергетический, герменевтический и системный подходы позволяют глубже раскрыть особенности понимания проблемы человека в современной научной картине мира на основе взаимосвязи различных сциентистских направлений.
Теоретической основой исследования выступают системно-интегральный и структурно-интегральный подходы, предложенные Ю. М. .Резником для анализа современных научных представлений о человеке.
В работе также использован ряд общелогических приемов, среди которых выделяются анализ и синтез, индукция и дедукция, формализация и абстрагир ование.
Научная новизна диссертационного исследования определяется целью и задачами работы и заключается в следующем:
— обосновано, что естественнонаучные концепции изучения человека наряду с биологическими компонентами включают в себя глубинные социокультурные пласты и философско-мировоззренческие идеиотмечено эвристическое содержание научных концепций психологической антропологии, которое заключается в наличии целостной картины внутреннего мира человека;
— раскрыты антропологические аспекты современных социальных теорий, расширяющие представления о человеке и дополняющие его социальную детерминированность системой внутренних духовных характеристик таких, как самотождественность и самотрансценденция;
— определена специфика представлений о человеке в интегральных моделях философской антропологии, проявляющаяся в потенциале перехода от одномерного изучения к его многомерному единству (универсальному образу);
— выявлено, что для создания универсального образа человека необходимо использование системного, системно-интегрального, структурно-интегрального, постмодернистского и феноменологического подходов в изучении целостного представления о человеческой природе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Естественные науки получают свое объективное содержание лишь в рамках всего комплекса знаний, рассмотренного в эволюционном и целостном аспектах. В сферу эволюционной эпистемологии попадает все многообразие биогенетических, психологических и когнитивных аспектов, включающих в себя сущностные свойства человека: духовности, творчества и свободы. Природа человека определяется не только суммой атрибутивных характеристик (физических, психических, социальных, культурно-исторических и других), но и наличием фундаментальных философско-мировоззренческих идей: Космоса, Бога, Абсолюта, Мира, Природы, Бытия.
2. Целостная картина внутреннего мира человека в рамках психологической антропологии основывается на реально существующем классе ультрасознательных надындивидуальных явлений, касающихся проблем дискретности-непрерывности сознания и взаимоотношения, функционирования человеческого мозга и психики. Картина внутреннего мира человека детерминирована условиями новой эпохи, когда происходит рождение нового типа цивилизации, связанной с революцией в психике человека, новыми образами человеческого страха, множественностью «Я» в одном теле, полицентрической моделью «Я» и космическими основами человеческой психики в рамках голографической теории.
3. Современные социальные теории дополняют социальную детерминированность человека системой внутренних духовных характеристик. Наряду с двумя сферами действительности, в которых живет и которыми определяется человек — природой и культурой (социумом), обязательно «вводится» в рассмотрение третья сфера — внутренний мир человека. Именно он отражает специфику человеческого бытия: самотождественность, понимаемую как мир человека, раскрывающего отношение человека к самому себе, и самотрансценденция, выражаемую как постоянное стремление человека преодолеть свои собственные границы и включать себя в различные сферы бытия: в мир предметов, в мир человеческих отношений, в мир Абсолюта.
4. Представления о человеке в проекционной, интервальной, корпускулярно-волновой, голографической моделях задают новый вектор познания человеческой индивидуальности, идущий не от множественности проекций человека к его многомерности и целостности, а, напротив, от многомерного единства человека к ситуациям, где это единство проявляется, актуализируется, где зарождаются новые возможности его бесконечно вариативного представления.
5. Методологический синтез при изучении человека с целью создания его универсального образа дает возможность в определенной мере преодолеть разрыв между организующей идеей человека как интегральной моделью его изучения и результатами конкретных научных исследований как отдельных проекций, которые по мере накопления научных знаний продолжают усложняться.
Теоретическая и научно-практическая значимость. Материалы и выводы диссертации могут служить методологическим основанием в разработке новых направлений исследования проблемы человека в философии, культурологии, политологии, социологии, психологии и других гуманитарных и естественных науках.
Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования материалов исследования для разработки специальных и вариативных учебных курсов.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 -Религиоведение, философская антропология, философия культуры.
Основные положения и выводы диссертации были представлены на одной общероссийской и трех региональных конференциях и семинарах: на I межрегиональной ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (г. Ростов-на-Дону, 2005 год) — на научно-методических конференциях преподавателей, аспирантов и студентов: «Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ» (г. Ставрополь,.
2005 год, 2006 год,), «Этнические проблемы современности» (г. Ставрополь,.
2006 год).
Основные положения диссертационного исследования отражены в девяти публикациях общим объемом 3,1 п.л., в том числе в одной статье, опубликованной в ведущем рецензируемом журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 174 машинописных страницах, библиографический список включает 241 наименование, в том числе 13 на иностранных языках.
ВЫВОДЫ ПО ВТРОЙ ГЛАВЕ.
Таким образом, разработка проекционной, интервальной, корпускулярно-волновой и голографичеекой моделей антропологической целостности позволяют идти не от множественности представлений о человеке к его многомерности и целостности, а напротив, от многомерного единства человека к ситуациям, где это единство проявляется, актуализируется, где зарождаются новые возможности его бесконечно вариативного поведения. Для этого необходимы новые нетрадиционные подходы толкования, постижения, понимания того, как разглядеть человека в его бесконечных проявлениях.
Таким подходом (по мнению диссертанта) может быть некое «интегральное антропологическое знание», которое необходимо рассматривать, с одной стороны, как попытку научной антропологии преодолеть метафизичность философской антропологии, а с другой стороны, как философское обоснование общей антропологии. Философская антропология обогатит, благодаря интегральному подходу, свое видение человека и анализ всеобщих закономерностей его бытия представлениями о родовой сущности человека и социокультурных измерениях его бытия. Общая антропология получит новый импульс развития, используя категориальный аппарат и концептуальные положения «интегрального подхода», в т. ч. представления о «родовом человеке».
Системный, системно-интегральный, структурно-интегральный, постмодернистский и феноменологический подходы являются наиболее адекватным средством познания цельного жизненного опыта человека, представляющего собой единство индивидуальных жизненных практик, применимым для построения интегральных антропологических исследовательских моделей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исследование по теме: «Концептуальные представления о человеке в антропологии ХХ-ХХ1 века» диссертант завершает формулированием следующих выводов.
В силу происходящего цивилизационного сдвига, когда угасает современная западная цивилизация и прорисовываются контуры новой цивилизации, в условиях накопления громадного эмпирического материала и появления новых теоретических подходов традиционный подход к человеку уже устарел. Сейчас наиболее ярко проявилось взаимопереплетение в природе человека рационального и иррационального начал. Не случайно, в истории человеческого мышления тенденции всепоглощающего рационализма противостояла другая тенденция, включающая в себя критицизм Ф. Ницше и экзистенциализм Э. Гуссерля, философскую герменевтику, французский персонализм, трансперсональную психологию, которая находится под сильным влиянием буддистского мировоззрения. В настоящее время плодотворным является использование голографической модели Вселенной и Человека, что позволяет объяснить ряд связанных с индивидом психофизических явлений (телепатия, предвидение будущего) и т. д.
Специфику представлений о современном человеке следует анализировать в контексте бурного развития информационных технологий, дающих ему возможность «погружаться» в виртуальные реальности со всеми вытекающими отсюда социокультурными последствиями. Теперь проявляется многомерная, сложная, нелинейная и многоэтажная природа человека постиндустриальной цивилизации. Ее отдельные стороны отражены в концепции множественности «Я» в одном теле, в полицентрической модели «Я», в семантической теории личности и иных концепциях и моделях человека, представленных в тексте данного исследования.
Человек является объектом междисциплинарного изучения, причем здесь актуализируется весь массив знания, накопленный в традициях культур
Востока и Запада. Природа современного человека с необходимостью требует дальнейших исследований, находящихся на стыке метафизики, естествознания и гуманитарных дисциплин. Особенно насущным является анализ космических оснований человеческой психики.
Междисциплинарный интегральный подход изучения человека, развиваясь на стыке наук, должен обладает рядом характеристик присущих исключительно данному подходу.
Во-первых, он является, прежде всего, универсальным подходом. Универсализм такого подхода состоит в поиске и обосновании всеобщих характеристик бытия человека, получивших название антропологических универсалий.
Во-вторых, он является сравнительным подходом. Предмет его изучения — сравнительное изучение жизни людей, народов, культур и обществ. Отсюда повышенное внимание к проблемам межкультурных контактов и освоения новых культур. С этим связаны также многочисленные попытки антропологов мира выявить на основе изучения разных культур мира культурные универсалии, своеобразные константы человеческой ментальности.
В-третьих, он должен быть типологическим подходом. Типологии, разрабатываемые в рамках интегрального подхода, должны иметь комплексный и синтетический характер, выделяя и описывая разные типы родового человека.
В-четвертых, интегральный подход должен формироваться не только как междисциплинарный, но и как «синтетический». Он может синтезировать философское и научное знание о человеке в единую познавательную картину на основе общенаучных методов.
Исследователям человеческой природы следует рассматривать индивида во всех его космических, биологических, социальных, культурных и психологических измерениях, чтобы выявить его возможности, определить ограничения и слабости.
На основе рассмотрения спектра моделей человека предлагается обобщенная парадигма человеческой экзистенции, связанная с представлением о том, что специфика современных представлений о человеке в антропологии проявляется во взаимопроникновении различных научных концепций, что человеческая личность по своей сути является монадой, т. е. человек — это голограмма Вселенной. В таком подходе Человек и Вселенная (как голографические образования) укладываются в единую клеточно-автоматную модель синергетической реальности. Тогда отсюда вполне естественно вытекает представление о корпускулярно-волновой' природе человека и совершенно необычное объяснение возможного механизма функционирования человеческого мозга, согласно которому основные мыслительные процессы происходят не в нем, а «вовне», в окружающей мозг активной автоматно-клеточной среде. В голографичеекой модели Вселенная предстает в качестве Космического Человека (универсального человека), репрезентируемого более или менее полно эмпирически в человечестве, в каждом отдельном человеке и поэтому каждый человек несет в себе потенциально, виртуально весь мир. Представление о человеке как монаде весьма плодотворно в понимании происходящих социальных процессов. Именно человек как микрокосмос социума выступает движущей силой развития общества, ибо в зависимости от того, создает оно условия для осуществления его творческих физических и духовных потенций или препятствует этому, оно либо находится в динамическом равновесии и движении, либо попадает в режим стагнации, деградирует и саморазрушается. Ведь взаимодействие индивидов, когда человек есть не проявление всеобщего (общественного), а монада, происходит по принципу резонанса. В таком случае именно такой подход дает возможность разрешить целый комплекс проблем экологического, экономического, этического, идеологического, цивилизационного характера.
По нашему мнению, голографическая модель соотношения Вселенной и Человека, когда человек «распространен» по всей Вселенной, позволяет поновому интерпретировать целый ряд таких явлений, как феномен превращений индивида, давший человеку огромную власть над другими существами, значимость страха в поведении индивида и социальных групп, квантовую связь «человек-растение», когда весьма тонкие квантовые процессы, происходящие во внутреннем пространстве информационных молекул, делают возможным динамическое кодирование психических явлений, существование множества «Я» в одном теле и пр. Данная модель позволяет решить острейшую проблему соотношения индивидуализма и коллективизма, а, следовательно, найти выход из кризиса социума и культуры.
Список литературы
- Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов. Выпуск XV. — М.: «Век книги — 3», 2006. — 224с.
- Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов. Выпуск XV. 4.4. М.: «Век книги — 3», 2006. — 199с.
- Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОСПЭН, 2000.-453 с.
- Анри М. Значение бессознательного для познания человека // Современная наука: познание человека. М.: Наука, 1988. — С. 158−180.
- Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001. — 339 с.
- Аристотель Метафизика / Сочинения в 4-х т. Т.1. — М.: Мысль, 1975.-550 с.
- Аристотель О возникновении и уничтожении / Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1993. — 455с.
- Аристотель Топика. / Сочинения в 4-х т. Т. 2. ~ М.: Мысль, 1978.151 с.
- Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность. Екатеринбург-Бишкек: Изд-во «Одиссей», 1997. — 234с.
- З.Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. — М.: Радуга, 1983. -С. 306−349.
- Н.Барт Р. Основы семиологии // Структурализм за и против. М.: Прогресс, 1975.-С. 114−163.
- Бахтин М.М. Автор и герой художественного произведения // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1985. — С. 9−191.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.528 с.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. — 448 с.
- Берг JI.C. Номогенез или эволюция на основе закономерностей. -П.: Гос. изд-во Петроград, 1922. 306 с.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. M.: АСТ, 2006. — 417 с.
- Бердяев Н.А., Букшпан Я. М., Степун Ф. А. и др. Освальд Шпенглер и закат Европы. М.: 1922. — 354с.
- Бланшо М. Внутренний опыт // Ступени. 1994. — № 2. — С. 34−42.
- Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М.: Высшая школа, 1966.— 235с.
- Бочков Н.П. Клиническая генетика. М.: Медицина 2002. 448 с.
- Боэций «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990.-416 с.
- Бурдье П. Мертвый хватает живого // Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. — С. 263−308.
- Бурдье П. Начала. M.: Socio-Logos, 1994. — 324 с.
- Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Начала.-M.: Socio-Logos, 1994.-С. 181−207
- Вальденфельс Б. Границы понимания и слушания (способности слушать) Чужого // Понимание и существование. Минск: Пропилеи, 2000. — С. 5−20.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. — М.: Ист-Вью, 2002. 362 с.
- Волков Ю.Г., Мостовая И. В. Социология. М.: Гардарика, 1998.397 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. — 520 с.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
- Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. -495 с.
- Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. -№ 4-С. 153−158.
- Гегель Г. Наука логики // Энциклопедия философских наук. — Т. 1. -М.: Мысль, 1974.-248 с.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 2. — М.: Мысль, 1974. — 424 с.
- Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988. С. 152−202.
- Гетманн К.Ф. От сознания к действию. Прагматические тенденции в немецкой философии первых десятилетий XX века // Логос. 1999. — № 1. -С. 42−44.
- Глезер Г. Исследование человеческого тела. От Гиппократа до Павлова. М.: Медгиз, 1956. — 357 с.
- Гончаров В.В. Проблема человека в психоанализе // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов. Выпуск XV. — Москва: «Век книги -3», 2006. — С. 60−62.
- Гончаров В.В. Проблема человека в «интегральной социологии» П. Сорокина // Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ. Выпуск 2. Ставрополь: СГУ, 2005. — С. 17−20.
- Гончаров В.В. Проблема происхождения человека в современных эволюционных теориях // Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ. Выпуск 3. Ставрополь: СГУ, 2006. — С. 51 — 53.
- Гончаров В.В. Антропологический поворот и глобализация в современном мире // Этнические проблемы современности. Вып. 11. -Ставрополь, 2006. С. 96 — 100.
- Гордеева Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982.-208 с.
- Гринберг Дж. Антропологическая лингвистика: Вводный курс. — М.: Едиториал УРСС, 2004. 224 с.
- Громов И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб.: Изд-во «Ольга», 1996. — 376 с.
- Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть, психотерапия. М.: Издательство трансперсонального института, 1995. —423 с.
- Гудков Д. Теория межкультурной коммуникации. М.: Гнозис, 2003.-288с.
- Гулд С. В защиту концепции прерывистого развития // Катастрофы и история Земли. Новый униформизм. М.: Мир 1986. — 427 с.
- Гуревич П.С. Философия человека. Ч. 1. — М.: РАН Ин-т философии, 1999.-221 с.
- Гуревич П.С. Философская антропология M.: NOTA BENE, 2001. -456 с.
- Гуссерль Э Картезианские размышления. СПб.: Наука: Ювента, 1998. — 316 с.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. Т. 1. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 336 с.
- Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени / Собрание сочинений -Т. 1. — М.: Гнозис, 1994. 512 с.
- Декарт Р. Описание человеческого тела. Об образовании животного/ Сочинения в 2-х томах. Т. 2. — М.: Мысль, 1989. — 654 с.
- Декарт Р. Ответ на вторые возражения / Сочинения в 2-х т. Т. 2. -М.: Мысль, 1989.-469 с.
- Декарт Р. Ответ на шестые возражения / Сочинения в 2-х т. — Т. 2. -М.: Мысль, 1989.-722 с.
- Декарт Р. Размышления о первоначальной философии. СПб.: Абрис-книга, 1995.- 191 с.
- Декарт Р. Разыскание истины посредством естественного света / Сочинения в 2-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1989. — 654 с.
- Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Сочинения в 2-х томах. Т.1. — М.: Мысль, 1989.-472 с.
- Декарт Р. Собрание сочинений. М.: Мысль, 1989. — 579 с.
- Декарт Р. Страсти души / Сочинения в 2-х томах. Т. 1. — М.: Мысль, 1989.-654 с.
- Декарт Р. Третьи возражения с ответами автора / Сочинения в 2-х т. Т. 2. — М.: Мысль, 1989. — 335 с.
- Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты. М.: Российский Открытый университет, 2003. — 203 с.
- Дерягина М.А., Бутовская М. Л. Этология приматов. М.: МГУ, 1992.- 192 с.
- Дильтей В. Типы мировоззрений // Хрестоматия по зарубежной философии конца XIX начала XX века. — М.: Юрист, 1995. — 216 с.
- Доброхотов A.JI. Учение досократиков о бытии. М.: Изд-во Московского университета, 1989. — 128 с.
- Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. — 318с.
- Дольник В.Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей М.: Linka Press, 1996. — 323 с.
- Дубинин Н.П. Генетика. Кишинев: Штиинца, 1985. — 198 с.
- Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты М.: Мир, 1981.-480с.
- Зорина З.А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. — М.: Аспект-Пресс, 2003. 320с.
- Зуб А. Т. Социобиология: возможности и границы в исследовании природы человека // Проблема человека в философии. М.: Университетский гуманитарный мир, 1998. — С. 64−72.
- Иванов В. Эллинская религия страдающего Бога // Эсхил. Трагедии. -М.: Наука, 1994.-350 с.
- Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб.: Наука, 1994. — 544 с.
- Иноземцев B.JI. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии. 2004. — № 4. — С. 34−38.
- История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. — 451с.
- История теоретической социологии. СПб.: РХГИ, 2000. — 357с.
- Какабадзе В.Л. Теоретические проблемы глубинной психологии / АН СССР Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1982. -184 с.
- Кант И. Критика практического разума. М.: Московский философский фонд, 1997. — 528 с.
- Кант И. Критика способности суждения. — М.: Московский философский фонд, 1997. 512 с.
- Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. — 799 с.
- Кареев Н.И. Основы русской социологии. М.: Изд-тво Ивана Лимбаха, 1996. — 368 с.
- Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. — Т.1. М.: Ренессанс, 1992.-325 с.
- Кассирер Э. Философия символических форм. — М.-СПб.: Гуманитарная академия, 2002. — 272 с.
- Кельнер М.С., Тарасов К. Е. Фрейдо-марксизм о человеке. М.: Мысль, 1989.-285с.
- Клонингер С. Теории личности. СПб.: Питер, 2002. — 456с.
- Кляйн М. Истоки фрейдизма и эволюция психоанализа // Марксистская критика психоанализа. М.: Прогресс, 1976. — 231с.
- Кожев А. Диалектика реального и феноменологический метод у Гегеля. М.: Логос, 208 с.
- Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М.: Прогресс-Традиция, 1998.-208 с.
- Корнинг П. Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире / Под ред. Удумяна Н. К. М., 2004. — 476 с.
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. -М.: Когито-Центр, 1997−401 с.
- Кравченко С. А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения. М.: Экзамен, 2002. — 511 с.
- Лазарев Ф.В. и Брюс А.Л. Многомерный человек. Симферополь, 2001.- 128 с.
- Лакан Ж. Введение к вопросу психозов // «Стадия зеркала» и другие тексты. Париж: EOLIA, 1992. — С. 19−26.
- Лакан Ж. Ниспровержение субъекта и диалектика желания у Фрейда // Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. -М.: Русское феноменологическое общество, 1997. С. 148−183.
- Ламсден Ч., Гуршурст А. Генно-культурная коэволюция: человеческий род в становлении // Человек. 1991. — № 3. — С. 11−18.
- Леви-Стросс Клод Структурная антропология. М.: Эксмо-Пресс, 2001.-512 с.
- Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии / Сочинения в 4-х т. Т. 2. — М.: Мысль, 1983.-612 с.
- Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии. 2004. — № 3. — С. 21−25.
- Леонтьев А.Н. Восприятие и деятельность. М.: Московский университет, 1976. — 320 с.
- Лоренц К.З. Агрессия (так называемое зло). М.: Амфора, 2001.349 с.
- Лосев А. Ф. Философия имени. М.: Правда, 1990. — 272 с.
- Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука М.: Мысль, 1993.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М: Искусство, 1994. — 604 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. — М.: Фолио, 2000. 960 с.
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М.: Мысль, 1993.-959 с.
- Лосский Н.О. Избранное. -М.: Правда, 1991. 430 с.
- Лурия А.Р. Психологическое наследие: Избранные труды по общей психологии. М.: Смысл, 2003. — 352 с.
- Лютер М. О рабстве воли // Протестант. 1990 — № 11. — С. 9−15.
- Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Религии, ценности и пик-переживания. М.: Эксмо, 2002. 356с.
- МакГрегор Д. Если никто не говорит о замечательных вещах. М.: «Гаятри», 2005. — 296с.
- Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Этология и психобиология. М.: Мир, 1988. — 301 с.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
- Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: АГРАФ, 2002. -320 с.
- Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997. — 384 с.
- Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: Высшая школа, 1993.-225 с.
- Мерло-Понти М. Феноменология языка // Логос. 1994. — № 8. — С. 179−193.
- Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс. -1992. № 2.-С. 118−124.
- Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс. — 1992.-№ 3.-С. 105−109.
- Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс. -1992.- № 4.-С. 93−104.
- Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М.: Высшая школа, 1998. — 144 с.
- Молчанов В.И., Понятие трансцендентальной субъективности в феноменологии Э. Гуссерля // Проблемы сознания в современной буржуазной философии. Вильнюс, 1983. — С. 51−67.
- Московичи С. Век толп. Исторический тракт по психологии масс / Пер. Т. П. Емельяновой. М. «Знание», 1998. — С. 60.
- Моторина JI.E. Философская антропология. М.: Высшая школа, 2003.-256 с.
- Мунье. Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. — 599с.
- Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984. — 352 с.
- Научный мир Кавказа. — Ростов-на-Дону: Издательство СевероКавказского научного центра высшей школы, 2006. № 11. — 448 с.
- Ницше Ф. Веселая наука: Философская проза СПб.: Кристалл, 2002. — 288 с.
- Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение / Сочинения в 2-х т. Т. 2. — М.: Мысль, 1990. — 1040 с.
- Ницше Ф. Опыт переоценки всех ценностей М.: Культурная революция, 2005. — 880с.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Прелюдия к философии будущего: Философская проза М.: Мысль, 2002. — 255 с.
- Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов / Сочинения в 2-х томах. Т. 1. — М.: Мысль, 1990. — 371 с.
- Новикова С.С. Социология. История, основы, институционализации в России. Москва — Воронеж, Московский психологический институт- НПО «МОДЭК», 2000. — 306 с.
- Олескин A.B. Биополитика: Политический потенциал современной биологии: философские, политологические и практические аспекты // Учеб.-метод. об-ние ун-тов России, МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2001. — 423с.
- Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. — 1998. -№ 3−4.-С. 78−86.
- Панов Е.В. Эволюция социальной организации // Этология человека на пороге XXI века: новые данные и старые проблемы / Под ред. M.JI. Бутовской. М.: Старый Сад, 1999.- 372с.
- Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Современная западная теоретическая социология. Т. Парсонс. М.: ИНОН РАН, 1994.-С. 104- 109.
- Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект пресс, 1997.-287 с.
- Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии // Современная западная теоретическая социология. Т. Парсонс. М.: ИНИОН РАН, 1994. — 367 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 416 с.
- Пирс. Ч.С. Начала прагматизма. СПб.: Алетейя, 2000. — 352 с.
- Поликарпов B.C., Поликарпова В. А. Феномен человека вчера и завтра. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс» 1996. — 373 с.
- Платон Письма / Собрание сочинений в 3-х т. Т. 3. — Ч. 2. — М.: Мысль, 1972.-528 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Изд-во Института психологии АН СССР, 1986. — 254 с.
- Плюснин Ю.М. Проблема био-социальной эволюции. Теоретико-методологический анализ. Новосибирск: Наука (Сиб. отд.), 1990. — 190 с.
- Попов П.С., Стяжкин Н. И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 397 с.
- Пупырев Е.И. Опыты конструктивной экологии. М.: Прима-Пресс, 1997.-267 с.
- Радугин A.A., Радугин К. А. Социология М.: Центр, 2000. — 244 с.
- Ранк О. Миф о рождении героя. М.: Рефл-бук, 1997. — 249 с.
- Рикер П. Время и рассказ. Интрига и исторический рассказ. — Т. 1.- М.: Университетская книга, 2000. — 314 с.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., Медиум, 1995.-419 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс 1994.-378 с.
- Родин С.Н. Идеи коэволюции. Новосибирск: Наука, 1991. — 268с.
- Рубашкин В.Ш., Лахути Д. Г. Онтология: от натурфилософии к научному мировоззрению и инженерии знаний// Вопросы философии. 2005.- № 1. — С. 64−82.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.-688 с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Питер, 2003. — 512 с.
- Рыбаков Н.С. Методологический аспект идеи цельного человека //Полигнозис. 1999. — № 1. — С. 63−69.
- Рыбчин В.Н. Основы генетической инженерии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.-256 с.
- Самохвалова В.И. Контуры постдействительности // Полигнозис.- 1999. № 2.-С. 32−37.
- Сартр Ж.П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии.- М.: Республика, 2000. 639 с.
- Сартр Ж.П. Проблема метода. — М.: Прогресс, 1994. 240 с.
- Сергеев В.Н., Нолл Э. Х., Заварзин Г. А. Первые три миллиарда жизни: от прокариот к эукариотам // Природа. 1996. — № 6. — С. 54−67.
- Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социс. 1991. — № 8. -С. 121−130.
- Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Институт Социологии РАН, 1993.-352 с.
- Сорокин П.А. Интегрализм моя философия // Социс. — 1992. -№ 10. -С. 134−140.
- Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права иобщественных отношений. СПб.: ЗХГИ, 2000. — 521 с.1
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-419 с.
- Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ. Выпуск 2. — Ставрополь: СГУ, 2005. — 82с.
- Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ. Выпуск 3. — Ставрополь: СГУ, 2006. — 120с.
- Сферы социальной жизни: системность и динамика. Москва — Ставрополь: СГУ, 2006. 152с.
- Тинберген Н. Социальное поведение животных. М.: Мир, 1993. — 152 с.
- Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания / Сочинения. -М.: Мысль, 1994.-525 с.
- Успенский Б.А. Дуалистический характер русской средневековой культуры. Избранные труды. Т. 1. — М., 1994. — 235 с.
- Фейербах JT. История философии. В 3-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1974.-210 с.
- Философия / Под ред. проф. O.A. Митрошенкова. М.: Гадарики, 2002. — 655 с.
- Философская антропология как интегративная форма знания / Под ред. Б. В. Маркова, A.B. Говорунова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербугского университета, 2001. — 304 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001.-304 с.
- Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1993. — С. 357−403.
- Фихте И.Г. Назначение человека / Сочинения в 2-х томах. Т. 1. — СПб, Мифрил, 1993.-781 с.
- Фишер К. История новой философии. Декарт / Сочинения в 4-х томах. Т. 2. — М.: Мысль, 1978. — 492 с.
- Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Т.1. — М.: Мир, 1989.-312 с.
- Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.511 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Фреге Г. Мысль: логическое исследование // Философия, логика, язык. М.: Прогресс, 1974. — С. 18−47.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: ФИРМА СТД, 2003. — 480с.
- Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: ACT, 2005.- 188 с.
- Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М.: Азбука-классика, 2005. — 221 с.
- Фрейд 3. О клиническом психоанализе. М.: Медина, 1991.
- Фромм Э. Величие и ограниченность теории 3. Фрейда. М.: ACT, 2000. — 448 с.
- Фуко М. Археология знания. СПб: Гуманитарная Академия ИЦ, 2004.-414 с.
- Фуко М. Забота об истине. Беседа с Франсуа Эвальдон // Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. — М.: Магистериум Касталь, 1996. С 49−67.
- Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. — 576 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время. M.: Ad Marginem, 1997. — 512 с.
- Хайдеггер М. Ведение в метафизику. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. — 248 с.
- Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. — 284 с.
- Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Время и бытие. М.: Республика, 1993. — С. 187−191.
- Хрисанфова E.H., Перевозчиков И. В. Антропология. М.: МГУ, 1999.-408 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Ком, 1999. — 608 с.
- Чаадаев П.Я. Философические письма. М.: ACT, 2006. — 255 с.
- Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., Изд-во «Лань», 1997.- 192 с.
- Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, 1999. -231 с.
- Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1999. — 607 с.
- Шлегель Ф. Трансендентальная философия / Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 1. -М.: Искусство 1983. — 342 с.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Собрание сочинений. Т. 1. — М.: Московский клуб, 1992. — 354 с.
- Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. Т.1. — М.: Айрис-пресс, 1923. — 528 с.
- Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002.632 с.
- Шпет Г. Мудрость и разум? // Философские этюды. М.: Прогресс, 1994. — С. 222−236.
- Шпет Г. Эстетические фрагменты / Сочинения. М.: Правда, 1989. -С. 345−473.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Симпозиум, 2004. — 544 с.
- Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994. — 144 с.
- Этнические проблемы современности: Материалы 51 научно-методической конференции «Университетская наука — региону». Выпуск 11. — Ставрополь: СГУ, 2006. — 175с.
- Юнг К.Г. «Аналитическая психология и психотерапия. Хрестоматия. С-Пб.: «Питер», 2001. -478 с.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. -СПб.: Кентавр&Палантир, 1992. 454 с.
- Юнг К. Г. Об архетипах аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству / Собрание сочинений в 19 т. Т. 15. — М.: Ренессанс, 1992. — 420 с.
- Юнг. К. Г. Архетип и символ. М., Ренессанс, 1992. — 392с.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Когито-Цент, 2006.352 с.
- Яблоков А.В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). — М.: Высшая школа, 1989. 280 с.
- Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика. М.: Радуга, 1983.-С. 102−107.
- Якобсон Р. Язык и бессознательное. М.: Гнозис, 1996. — 248 с.
- Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1974.-592 с.
- Adler А. (1956). The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation of selections from his writings. H. L. & R.R. Anbacher (Eds.) New York: Basic Books, 1956. — P. 451.
- Bauman Z. Intimations of Postmodernity. London: Routledge, 1992. -P. 532.
- Bauman Z. Intimations of Postmodernity. London: Routledge, 1992. -P. 231.
- Bauman Z. Postmodern Ethics. Oxford: Basil Blackwell, 1993. — P.345.
- Evans R.I. Carl Rogers: The man and his ideas. New York: Dutton, 1975.-P. 425.
- Goble F. The third force: The psychology of Abraham Maslow. New York: Pocket Books, 1970. — P.332.
- Horney K. The neurotic personality of our time. New York: Norton. 1937.-P. 278.
- Krassilov V.A. Ecosystem theory of evolution and social ethics // Biology Forum. 1994. — V.87. — N. 1. — P. 87−104.
- Ritzer G. Postmodern Social Theory. The McGraw-Hill Companies, 1997.-P.156.
- Skinner B.F. Science and human behavior. New York: Macmillan. 1953.-P.287.
- Viktor E. Frankl. Der Nervenarzt 31, 1960. P. 385.
- Wilson E.O. Biophilia. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1984.-P. 297.
- Wilson E.O. Sociobiology: the new synthesis. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1975. P.332.