Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие экологической компетентности школьников при изучении химии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования явились концепции компетентностного и личностно-ориентированного подходов, а так же педагогических технологий в современном образовании (Т.К. Селевко, А. В. Хуторской, И. А. Зимняя, Б. С. Гершунский, С. Н. Глазачев, Е. С. Полат, И.С. Якиманская) — философская и психологическая теория деятельности (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, JI.C. Выгодский, А. Н… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе
    • 1. 2. Состояние проблемы в школьной практике
    • 1. 3. Эколого-ориентированная учебная деятельность в процессе формирования и развития экологической компетентности при изучении химии
  • ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА II. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
    • 2. 1. Проектирование модели процесса формирования и развития экологической компетентности при изучении химии
    • 2. 2. Реализация модели процесса формирования и развития экологической компетентности при изучении химии
    • 2. 3. Диагностика уровня сформированности экологической компетентности при изучении химии и результаты педагогического эксперимента
  • ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II

Формирование и развитие экологической компетентности школьников при изучении химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия в системе «Человек — Природа — Общество» выросли в глобальную экологическую проблему. Как справедливо отметил У. Р. Каттон «.мы не имеем права оставаться в неведении относительно экологических законов, управляющих человеком, природой, историей. В противном случае мы погибнем под обломками собственной цивилизации». А для этого надо постоянно заниматься воспитанием экологической культуры и повышением уровня экологических знаний, начиная с младшего школьного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

В стратегии модернизации общего образования подчёркивается, что «.основным результатом деятельности образовательного учреждения является не система знаний, умений и навыков сама по себе, а их трансформация в набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах». Это позволит выпускникам успешно справляться с любыми проблемами, не забывая при этом об экологическом контексте человеческой жизни, об экологических законах, управляющих человеком, природой, обществом.

Анализ научной и учебно-методической литературы (Д.А. Иванова, К. Г. Митрофанова, А. Г. Каспржак, А. В. Хуторской, С. Н. Глазачев, И. Я. Зимняя, и др.), а так же результаты педагогических исследований (В.М. Назаренко, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина и др.) показывают, что формирование экологической компетентности учащихся при изучении химии остаётся за пределами решаемых на уроках химии методических задач. Эта важная проблема, связанная с необходимостью разработки методических подходов для формирования экологической компетентности учащихся при изучении химии, может быть успешно решена при условии устранения противоречия между:

— потребностью общества в личности, обладающей высокой экологической культурой и недостаточным уровнем проработки этой проблемы в методической науке;

— необходимостью формирования готовности и способности школьников к грамотным действиям в проблемных экологических ситуациях и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих формированию и развитию экологической компетентности школьников.

— востребованностью методики, ориентированной на стимулирование и практическое развитие экологической компетентности учащихся, и недостаточным уровнем её разработки и внедрения в образовательный процесс.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему настоящего исследования, заключающуюся в необходимости разработки модели формирования и развития экологической компетентности учащихся при изучении химии.

Таким образом, актуальность исследования обусловливается:

— тенденциями перехода к компетентностной модели обучения;

— необходимостью совершенствования химико-экологической подготовки школьников.

Актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы исследования «Формирование и развитие экологической компетентности школьников при изучении химии».

Цель исследования — повысить уровень экологической компетентности школьников при изучении химии.

Объект исследования — процесс обучения химии с экологической направленностью.

Предмет исследования — содержание и методика формирования и развития экологической компетентности учащихся при изучении химии на уроках и во внеурочной работе.

Гипотеза исследования — процесс формирования экологической компетентности школьников при изучении химии будет эффективным, если обеспечиваются:

— практико-ориентированный характер конструирования экологической информации;

— взаимосвязь учебной и внеучебной эколого-ориентированной деятельности учащихсяиспользование личностно-ориентированного, информационно-деятельностного методического подхода в качестве основы для проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы необходимо решить следующие задачи:

— провести анализ исследуемой проблемы в педагогической теории и школьной практике;

— рассмотреть возможности реализации компетентностного подхода при обучении химии с эколого-ориентированной направленностью;

— разработать модель процесса формирования экологической компетентности школьников при изучении химии и экспериментально проверить эффективность её реализации.

— выявить и обосновать педагогические условия формирования экологической компетентности школьников при изучении химии;

Методологической основой исследования явились концепции компетентностного и личностно-ориентированного подходов, а так же педагогических технологий в современном образовании (Т.К. Селевко, А. В. Хуторской, И. А. Зимняя, Б. С. Гершунский, С. Н. Глазачев, Е. С. Полат, И.С. Якиманская) — философская и психологическая теория деятельности (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, JI.C. Выгодский, А. Н. Леонтьев,.

C.JI. Рубинштейн) — концептуальные положения экологической психологии и педагогики (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), концептуальные разработки в области экологического образования (А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, С. В. Алексеев, С. Н. Глазачев, В. М. Назаренко, И. П. Пономарева, И.Т. Суравегина).

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:

— теоретические: анализ, обобщение и систематизация данных литературных источников по философии, психологии, дидактике, методике преподавания химии и экологии;

— эмпирические: наблюдение, беседа (индивидуальная и групповая) с учащимися и учителями, анкетирование, тестирование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных;

— методы математической обработки данных (проверка достоверности результатов).

Опытно-экспериментальной базой исследования явился МОУ «Давыдовский лицей». Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2005;2006 гг.) — изучалась и анализировалась научная и научно-методическая литература по заявленной проблемесостояние исследуемой проблемы в школьной практике, проводился констатирующий эксперимент, выявлено содержание понятий «компетенция» и «компетентность». Всё это позволило выделить направление поиска, определить цель, гипотезу и задачи исследования.

На втором этапе (2006;2007 гг.) — проводилась экспериментальная работа, на основе которой уточнялась гипотеза, отрабатывались технологии эколого-ориентированной направленности при изучении химии, способствующие развитию экологической компетентности у учащихся.

На третьем этапе (2007;2009 гг.) — анализировались результаты исследования, проводилась их математическая обработка, формулировались выводы.

Научная новизна исследования:

— разработана модель формирования и развития экологической компетентности учащихся, включающая: цель, принципы отбора и конструирования учебной эколого-ориентированной информации, содержание и структуру, уровни сформированности экологической компетентности (высокий, средний, низкий);

— выявлена структура процесса формирования и развития экологической компетентности при изучении химии, включающая когнитивный, ценностно-мотивационный и деятельностно-практический компоненты;

— предложена методика формирования и развития экологической компетентности школьников на уроках химии и внеурочных занятиях;

Теоретическая значимость:

— осуществлено исследование экологической компетентности в условиях школьного образования при обучении химии;

— определены теоретические особенности формирования и развития экологической компетентности школьников на различных этапах школьного образования;

— содержательно обогащены сущностные характеристики компонентов экологической компетентности учащихся: когнитивный, ценностно-мотивационный, деятельностно-практический;

— экологическая направленность химического образования способствует развитию интереса к химии, укреплению связей с жизнью.

Практическая значимость исследования:

— разработаны рекомендации поэтапного формирования и развития экологической компетентности школьников;

— выделены и рекомендованы для формирования и развития экологической компетентности школьников следующие темы курса неорганической химии: «Вводный урок», «Вода. Растворы. Основания», «Подгруппа кислорода», «Подгруппа азота», «Подгруппа углерода» и др.;

— разработана серия уроков с эколого-ориентированным содержанием, которая может стать основой для создания учебно-методических пособий;

— разработана программа по спецкурсу «Химик-лаборант», которую можно использовать при обучении и экологическом воспитании школьников на внеурочных занятиях.

— подчёркнута необходимость, целесообразность и важность изучения химии для осмысления и понимания глобальных природных процессов, определяющих жизнь на планете Земля.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Успешность формирования и развития экологической компетентности школьников при изучении химии обеспечивается цутём интеграции урочно-внеурочного эколого-ориентированного обучения с применением практических и социальных форм учебной деятельности (экскурсии, экологические экспедиции, беседы, игры, исследования, проекты);

2. Модель, основанная на компетентностном подходе, обеспечивает формирование у учащихся готовности к практико-экологической деятельности;

3. Интерес, мотивация и познавательная активность к изучению химии повышается благодаря приобретаемой учащимися экологической компетентности, которая является связующим звеном химии с жизнью.

Проверка и внедрение результатов исследования.

Достоверность полученных результатов и обоснованность научных выводов обеспечивается длительностью эксперимента, повторяемостью полученных результатов, а также положительной оценкой учителей района, принявших участие в данной работе.

Проверка результатов исследования осуществлялась в Давыдовском лицее Московской области. Основные положения и результаты обсуждались: на заседаниях методического объединения учителей химии Орехово-Зуевского районана заседаниях кафедры основ экологии и кафедры методики преподавания биологии, географии и экологии МГОУна студенческих (МГОУ, 2007 — 2009гг.) конференцияхна межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых по экологическим проблемам (ГОУ МГИУ филиал г. Сергиев-Посад, 2008 г.), на 53-ей — 56-ой Всероссийских научно-практических конференциях химиков-педагогов с международным участием (г. Санкт-Петербург, 2006;2009 гг.) — путем участия в региональном проекте «Охрана окружающей среды Московской области» областной целевой программы «Экология Подмосковья на 2007;2008 г. г.».

Основные положения и результаты исследования отражены в 15 цуб-ликациях.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Объём диссертации составляет 152 страницы, включая 15 таблиц, 4 схемы, 1 диаграмма и список литературы (202 наименования) — приложение содержит таблицы и методические материалы, не вошедшие в основной текст работы.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ П.

1. Процесс формирования экологической компетентности школьников включает три основных компонента: ценностно-мотивационный, когнитивный и деятелъностно-практический.

2. Ключевым аспектом процесса формирования экологической компетентности является практико-ориентированное моделирование химико-экологической информации на основе деятельностного подхода.

3.Разработаны рекомендации поэтапного формирования и развития экологической компетентности школьников. Выделены и рекомендованы для формирования экологической компетентности школьников следующие темы курса неорганической химии: «Вводный урок», «Вода. Растворы. Основания», «Подгруппа кислорода», «Подгруппа азота», «Подгруппа углерода», разработана серия уроков с эколого-ориентированным содержанием. Разработана программа элективного курса для 8 класса «Экологическая химия», программа спецкурса для учащихся профильных классов (8−11).

3. Констатирующий эксперимент доказал необходимость формирования экологической компетентности при изучении химии и выявил причины, по которым учителя не делают этого — недостаток времени, необходимых приборов и оборудования и, прежде всего, отсутствие методики её формирования.

4. Результаты экспериментального педагогического исследования показали эффективность предложенной модели процесса формирования экологической компетентности учащихся при изучении химииповышение у них уровня основ экологической грамотности, умений применять свои знания в любой практической природоохранной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведённого в соответствии с поставленной целью и намеченными задачами исследования подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:

1. Обоснованы методологические подходы формирования экологической компетентности школьников при изучении химии.

2. Разработана модель формирования и развития экологической компетентности учащихся, которая включает цель, принципы отбора и конструирования учебной эколого-ориентированной информации, содержание, процессуально-деятельностный компонент, оценочно-результативный компонент,.

3. Выявлена структура формирования и развития экологической компетентности и этапов её формирования при изучении химии, включающая когнитивный, ценностно-мотивационный и деятельностно-практический блоки.

4. Определены условия формирования экологической компетентности путём интеграции урочно-внеурочного экологического обучения с применением практических и социальных форм учебной деятельности (экскурсии, исследования, проекты).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
  2. Е.А. Формирование приёмов учебной деятельности в классах коррекционно-развивающего обучения на уроках химии.: дис. к.п.н. // МГОУ.-М.: 2003.- 114с.
  3. С.В. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд. Тюмен. ун-та, 1997.- 216с.
  4. А.К., Нифантьев Э. Е. Какие компьютерные программы нужны учителю химии? //Педагогическая информатика.- 1997, № 1.- с.63−70
  5. Н.С., Коробейникова Л. А. Задачи экологического содержания //Химия в школе.- 1986, № 1.- с.41−43.
  6. Т.С. Оптимизация процесса формирования экологической культуры старшеклассников.: автореф. к.п. н. — Казань: 2004.- 14с.
  7. Т.С. Формирование экологической компетентности школьника в системе автоматизированного обучения. //Теория и технология компьютеризированного обучения. Казань: изд. КГТУ, 2001, вып. 5.-с.28−42.
  8. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.- 215с.
  9. В.П. О возможностях системного подхода в педагогике. //Педагогика. -1990, № 7.- с.59−60.
  10. Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. -М.: Педагогика, 1994.- 67с.
  11. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. — 2003, № 10 — с.8−14.
  12. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблематворчества. Ростов: Изд. Рост, ун-та, 1983.- 176с.
  13. П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования //Стандарты и мониторинг в об-разова-нии. -2003,№ 1- с.58−62.
  14. Дж. Процесс обучения. Перев. с англ. Тихомирова O.K.
  15. Под ред. действ, чл. АПН РСФСР проф. Лурия А. Р. М.: 1962.- 84с.
  16. С.В. Формирование природоохранных понятий: дис. к.п.н. -Д.: 1994.- с.12−17.
  17. А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. — 1997, № 6.- с.31−36.
  18. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.-124с.
  19. Возрастные индивидуальные особенности образного мышления учащихся. //Под ред. Якиманской И. С. -М.: Просвещение, 1989.- 221с.
  20. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991
  21. JI.C. Развитие высших психических функций. М.: 1960.-500С,
  22. И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественно-научных дисциплин: автореф. канд. дис. 1995.-16с.
  23. Гагарин А. В. Освоение учащимися эколого-ориентированных ценностей в условиях природоориентированной деятельности
  24. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. //Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — с.239−277.
  25. П.Я., Талызина Н. Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: 1972. — 262с.
  26. П.Я. Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий. //Вопросы психологии. 1960, № 4.- с. 144−147.
  27. .С. Философия образования. Учебное пособие для пед. Вузов./Академ.пед. и соц. наук, Моск. психолого-соц. ин-т М.: Флинта, 1998.- 428с.
  28. С.Г. Экологическое образование теоретические и практические подходы: Учебное пособие. — Уфа: Изд-во Восточный университет, 1999 — 103 с.
  29. Э.В., Широкова И. Ю. Экология и кулыура. — М.: Знание, 1989.- 428с.
  30. С. Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: Современный писатель, 1988.- 32с.
  31. С. Н. Экологическое воспитание подрастающего поколения в системе воспитательной работы в школе. — Волгоград: 1982.- 42с.
  32. С.Н. //Вестник Международной Академии Наук (Русская секция >2008, № 1.- с. 27.
  33. С.Н. Экология и образование: на пути к культуре мира. //Биология в школе.- 1999, № 3 — с.5−10.
  34. Р. М., Раткевич Е. Ю., Юнусов X. Б., Мансуров Г. Н. Основы экологии. М.: Экомир, 2004.- 87с.
  35. Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме ./Н.Л. Гончарова //Сборник научных трудов Сев.Кав. ГТУ., Серия «Гуманитарные науки», 2007, № 5.
  36. Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977.- 136с.
  37. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-351с.
  38. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1977- 424с.
  39. С. В. Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.
  40. Ростов- на-Дону: Изд-во Феникс, 1996.- с. 38.
  41. М. Экологическое воспитание в Германии /ЯТедагогика.-1997, № 5.- с.103−107
  42. В.Н. Психология интеллекта //Педагогика.- 1998, № 2.с.32−34,
  43. В.Н. Психология общих способностей.- СПб.: Питер1. Ком, 1999.- 368 с.
  44. Е.О., Иодко А. Г. Из опыта использования тестовых заданий для организации самоконтроля. //Химия в школе. 1996, № 6.-с.39−44.
  45. .П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроках. //Советская педагогика. 1957, № 8.- с.9−21.
  46. Железнякова Ю. В, Назаренко В. М. Учебно-исследовательские проекты в обучении химии //Химия в школе. 1999, № 3.- с.47−50.
  47. О.А., Самоненко Ю. А. Организация компьютерной поддержки школьного курса химии. //Химия: методика преподавания в школе. 2001, № 2- с.56−64.
  48. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. — М.: 1982, — 236с.
  49. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ).
  50. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: 1968.- 175с.
  51. JI.B. Развитие учащихся в процессе обучения. — М.: Изд.-во АПН РСФСР, 1963. с.
  52. А.Н. На экологической тропе. М.: Педагогика, 1981.-с.21−31.
  53. А.Н. Содержание экологического образования в средней школе.: дис. д-ра пед.наук. М.: 1986.- 389с.
  54. И.Д. Воспитание учения в процессе обучения биологии. -М.: Просвещение, 1984.- 160с.
  55. И.Д. Экология в школьном образовании: новый аспект образования. М.: Знание, 1980 — 96с.
  56. Э.Ф. Психология личности ориентированного профессионального образования .- Екатеринбург: изд. Ур. Гос. проф.- пед. универ., 1998.-с.126.
  57. И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003, № 5
  58. М.В. Развитие учащихся при обучении химии. М.: Просвещение, 1978.- с. 21.
  59. Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. М.: — 101с.
  60. В.Д. Внеклассная деятельность подростков, как фактор формирования экологической культуры. Автореф. дис. канд. пед. наук.-Екатеринбург: 1992.- 16 с.
  61. А.Г. Об использовании методических приемов, повышающих осознанность знаний учащихся. //Химия в школе. 1980, № 1.- с.31−57.
  62. Г. Н. Теоретические основы экологического образования и воспитания школьников— Мн.: 1998.- с.34−41.
  63. Г. Н. Принципы системной дифференциации в экологическом образовании. //Педагогика. — 1998, № 7.- с.31−36.
  64. Г. Н. Экологическое образование и воспитание учащихся. -Мн.: 1993, — С34−41.
  65. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.: Знание, 1981.- с.5−21.
  66. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1968— 261−268с.
  67. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Флинта, 1998.71. Калинина А. А. Программа факультативного курса «Здоровый образ жизни человека в условиях загрязнённой биосферы"// Химия в школе. -1995, № 6.- с.31−33.
  68. Н.Ф. Формирование компетенции старшеклассников в сфере экологического образования.: дис. к.п.н. М.: 2005.- 185с.
  69. З.И. Пути развития продуктивного мышления школьников. //Советская педагогика. 1978, № 3. — с.143−149.
  70. B.C. Моделирование как компонент деятельности учения.: дис. канд. психол. наук. — М.: 1981.- 175с.
  71. У.Р., мл. Конец техноутопии.- Киев: ЭкоПраво, 2006. 255с.
  72. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974 — 328с.
  73. Я.А., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И.Г.: Педагогическое наследие./Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1989.416 с.
  74. В.А. Психология: Учебник для уч-ся пед. училищ. -М.: Просвещение, 1986.-с. 11−18.
  75. Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Рус.яз., 1998. — 848с,
  76. Н.С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971.- 279с.
  77. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е издание. М: Из-воМГУ, 1981.- 584с.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
  79. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185с.
  80. И.Я. Прогностическая концепция целей и содержания образования. М.: Педагогика. 1994 — 132с.
  81. И.Я. Каким должно быть воспитывающее обучение? //Химия в школе. 1995, № 1.- с.15−19.
  82. Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. —33с.
  83. В.Я. Память в процессе развития. М.: МГУ, 1976.- 255с.
  84. Н.М., Суравегина И. Т. Экология: Учеб. пособие для 9−11 классов общеобразоват. ннс. М.: Школа- Пресс, 1996.- 462с.
  85. Н.М. Основания экологического образования // Экологическое образование.- 2001, № 3.- с.4−8.
  86. Н.М., Суравегина И. Т. Технология определения уровня подготовки учащихся по экологии (поиски оснований) //Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. научн. тр. /под ред. С.Н. Глаза-чева. Волгоград: Перемена, 1996.- с.127−138.
  87. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983 — 96с.
  88. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопр. психол. — 1980, № 5.
  89. И.С. Школа и охрана природы.- М.: Знание, 1976.- 64с.
  90. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.-365с.
  91. Е.Е., Корощенко А. С., Зазнобина JI.C., Журин А. А. Методика обучения химии в 8−9 классах.- М.: Школьная Пресса, 2000.-160с.
  92. Е.Е. Обучение приемам определения понятия. //Химия в школе.- 2000, № 2.- с. 19−24.
  93. А.В. Эстетическое и нравственное в экологическом воспитании. Содержание экологического образования будущих учителей. — Казань: 1989.-220с.
  94. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979.- 47с.
  95. Г. И., Новиков Р. А. и др. Глобальная экологическая проблема —JVL: 1988, — с.90 116.
  96. В.М. Активные методы формирования природоохранных знаний // Химия в школе.- 1986, № 1.- с.38−41.
  97. В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей школе (химический аспект образования): дис. д-ра. пед. наук М.: 1994.- 281с.
  98. Н.Д. Психологические особенности организации контроля знаний на уроках химии. //Химия в школе.- 1993, № 1.- с.21−24.
  99. A.JI. Материалы к деловым играм по природоохранной тематике //Химия в школе.- 1988, № 1.- с.32−36.
  100. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004.- 296с.
  101. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М.: 1972.-152с.
  102. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989.-752с.
  103. Особенности познавательной деятельности учащихся. Сборник научных трудов. JL: ЛГПИ, 1979.- 126с.
  104. Пак. М. С. Алгоритмы в обучении химии. М.: Просвещение, 1993.- 63с.
  105. С.В. Концепция реализации личностно-ориентирован-ного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998.- 120с.
  106. А.В., Бругилинский А. В., Зинченко В. П. Общая психология.-М.: 1986.-370с.
  107. В.Е. Педагогика. Ч. З. Технология развивающего обучения. Майкоп: Изд-во АТУ, 1998, — 72с.
  108. Т.Н., Сасова И. А. Коммуникативная компетентность педагога-менеджера // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004, № 3.- с.48−50.
  109. И.Н. Основные направления реализации экологического образования в современной школе. Экологическое образование в России: проблемы и практика.- М.: Экология и образование, 1995.- с. 7.
  110. И.Н. Общая экология. М.: 1975 — 162с.
  111. Н.Ф. Природопользование: Словарь справочник. — М.: Мысль, 1990.- 637 с.
  112. .Е., Римский -Корсаков М. Н. Зоологические экскурсии. -М.: 1948.-473с.
  113. В.Ю. Формирование приёмов учебной работы как средство усовершенствования знаний о природе.: Автореф. кан. дис. пед. наук. — Вильнюс: 1979.- 16с.
  114. B.C., Бондаренко C.M. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989.- 239 с.
  115. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 Т. глав. Ред. В. В. Давыдов. Т 1. Б. Рос. Энциклопедия. 1993. 608с.
  116. C.JI. Основы общей психологии. СПБ. С.-Питер.: ЗАО из-во Питер, 1999.- 720с.
  117. C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1989.- 369с.
  118. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд.-во АПН СССР, 1959.- 324с.
  119. Г. Г. Учебная экскурсия как форма экологической деятельности.: дис. кан. пед. наук. Казань: 2000 — 164с.
  120. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. //Вопросы психологии.- 1975, № 3.- с.62−73.
  121. Г. К. Современные педагогические технологии. — М.: Просвещение, 1999.
  122. Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. — 2004, № 4. с. 138.
  123. И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.- М: АРКТИ, 2003 с.80−161.
  124. Т.Ф. Информационно-категориальный подход.: дис.д.п.н. //РГБ ОД, 71:02−13/271-Х.-М.:2002.-260с.
  125. И.С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности М.: Изд-во Аркти, 2007.130. Сидельский А. П. Человек и природа. — Ставрополь: 1975.- с.41−46.
  126. Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования. — Екатеринбург: 1998. 197с.
  127. Г. П., Швецов А. Г. Философские и методические основы экологической деятельности. Екатеринбург: изд-во УГЛУ, 1996.-96с.
  128. Л.П. Экологическое образование в начальной школе. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000.- CJ8−86.
  129. В.П. Диагностика степени обученности учащихся: Учебно-справочное пособие. М.: Изд-во МПУ, 1999.- 46с.
  130. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. / М. Н. Скаткин //Материалы научн.конф. по дидактике АПН СССР. М.: АПН СССР, 1965.- 48с.
  131. З.И. Воспитание экологической культуры. Тезисы докл. науч. конференц. «Ломоносовские чтения». -Архангельск.: Архангельский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт им. М. В. Ломоносова, 1991. 27−28с.
  132. Современные подходы к содержанию и организации непрерывного экологического образования/ Под ред. Корнер Т. Б.- С-Пб., 1992.- 86с.
  133. С.Л. От интереса к способностям. М.: Знание, 1968.- 93с.
  134. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя (на материале подготовки студентов пед. вузов к воспитательной работе): дисс. д-ра пед. наук. -М.:1980 — с.4
  135. A.M. Тренинговые задания как средство развития мышления учащихся. //Химия в школе, 2001, № 5, с.26−29.
  136. И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе: дис. д-ра пед. наук. -М.: 1986.- с.31−49
  137. И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1984.-159с.
  138. И.Т. Экологическое образование — важнейшее направление работы общеобразовательной школы // Биология в школе. — 1987, № 3. с.20−21.
  139. И.Т. Система экологического образования в школе: концепция и модель. Экология, культура, образование. -М.: МГПИ, 1989-с.204−209.
  140. И.Т., Синкевич В. М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. -М.: Новая школа, 1994—127с.
  141. JI.H. Личностно-ориентированное обучение биологии в старших классах: монография. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999.-206с.
  142. Р.П., Савицкий С. Н., Иванова Р. Г. Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. М.: Просвещение, 1981.-191с.
  143. В.А. Сердце отдаю детям. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1979.- Т1.
  144. О.Г. Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования. — Оренбург: 2006.- 38с.
  145. Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе. //Советская педагогика.- 1989, № 3.- с.11−16.
  146. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М.:Педагогика, 1983.
  147. Э.Д. Факультативный курс по физике как средство экологического образования школьников: дис. канд. пед. наук. Челябинск: 1993. — 144с.
  148. И.М. Педагогическое общение как основа развивающего обучения. //Химия в школе.- 1996, № 5, № б.-c.l 1−18.
  149. Л.Н. Педагогические сочинения.-М.:1989.-с.320−324.
  150. А.С. Моделирование как условие формирования теоретического мышления: дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. -М.: 1986.-207с.
  151. А. В. Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков на уроках физики. -М.: Просвещение, 1988.-111с.
  152. Н.Т. Определение тяжёлых металлов в снеге и поч-ве.//Химия в школе. -2002, № 3.- с.73−76
  153. А.Е. Учебные ошибки и затруднения: как их преодолевать. //Химия в школе.- 2000, № 5.- с.42−45.
  154. Д.П. Прогнозирование и оценкка экологических последствий антропогенного воздействия. -2003, № 3, — с.54−56.
  155. Формирование экологического образования в школе. Практическая экология. / Под ред. В. А. Сковородкина. Архангельск: 1994—180с.
  156. JI.M. Моделирование в психологии и психология моделирования./ Вопр. психол.- 1977, № 2.- с. 15−27.
  157. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991- 288с.
  158. А.Б. Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля. //Химия: методика преподавания в школе.-2001, № 2.- с.65−68.
  159. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования: Часть 2. Среднее (полное) общее образование // Официальные документы в образовании. — 2004, № 26.- с. 1−208.
  160. Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов/ Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин //Высшее образование сегодня. — 2004, № 8.- с. 34−41.
  161. Д. Формирование учебных навыков.- М.:Педагогика, 1986.- 160с.
  162. М.А. Психология интеллекта —М.: 1992.
  163. Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. — М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  164. А.В. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003, № 2, — с.58−65.
  165. А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003, № 5- с.55
  166. Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: док. дис.- М.: 1992 — 202с.
  167. Человек и природа: этика отношений. Развитие целей экологического образования в США и России (сравнительно-исторический анализ) // Учитель. 1998, № 1.- с.84−88.
  168. М.В. Контролировать сформированность информационной компетентности // Школьные технологии. — 2004, № 1 — с. 120−127.
  169. М.А. Дидакическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика.- 1997, № 2.- с.21— 30.
  170. А.В., Стрюков Г. А. Использование приемов развития мышления при обучении химии. //Химия в школе.- 1993, № 6.- с.33−38.
  171. В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. -М.:Просвещение, 1980.—с. 141−203.
  172. Т.И., Перминова Л. М. Мотивация как важнейший фактор управления учебным процессом. //Химия в школе.- 1993, № 2.-с.21−26.
  173. Ю.А. К вопросу о соответствии основных задач и содержания экологического образования школьников / Ю. А. Шаронова // Образование как многоаспектное педагогическое явление: межвузовский сборник научных трудов. -Чебоксары: АПСН, 2005 — с.97−98.
  174. Ю.А. Методы формирования экологического сознания школьников / Ю. А. Шаронова // Образование как многоаспектное педагогическое явление: межвузовский сборник научных трудов — Чебоксары: АПСН, 2005 —с.93−96.
  175. С.Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002, № 2 — с.58−62.
  176. В.А. Роль моделей в познании.-JI.: 1973.- 128с.
  177. В.А. Проблемы методики научного познания. -М.: Высш. шк., 1979.-269с.
  178. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979, 144 с.
  179. A.M. Хотят ли ученики учиться. //Дефектология.-1998, № 5.-С.39−46.
  180. Д.Б. Избранные психологические труды.-М.:Педагоги-ка, 1989.-560с.
  181. Экологический энциклопедический словарь.- М.: Изд. Дом Ноосфера, 1999. -932с.
  182. Экологический вестник. Из опыта работы школ Клинского района Московской области.- Клин: 2000.- с. 5, 11−12.
  183. Экологическое образование. Методические рекомендации учителю биологии, учащимся школы, студентам педвузов, (сост. Захлеб-ный А.Н., Челябинск: 1991.-80с.
  184. Д.Б. Достижения и проблемы дальнейшего развития детской психологии в СССР // Выр. Психологии, 1978, № 1.- с.3−5
  185. Экологический мониторинг./Под ред. Т. Я. Ашихминой. — Киров. Константа, 2006. 407 с.
  186. И.С. Развивающее обучение. М. гПедагогика, 1979. -144с.
  187. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.:Сентябрь, 2000.- 111 с.
  188. Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. -М.: Молодая гвардия, 1997.-78с.
  189. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: 1997.-227с.
  190. Е.В. Подростки в интернете: специфика информационного взаимодействия. //Педагогика, 2001, № 4.- с.55−62.
  191. А.А. Познавательная компетентность школьников // Школьные технологии. —2004, № 2 — с. 43−84.
  192. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966.- 291с.
  193. Е.П. Формирование экологических умений в начальном курсе физической географии: дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. -М.: 2004.- с. 138
  194. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.-М.: 1997−221с.
  195. Edmondson Е.Т. The user of ecology Lake Washington and Bneyond University of Washington Press. Seatle and London 1991.
Заполнить форму текущей работой