Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование организации труда персонала коммерческих банков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в стране идет процесс становления и развития рыночной экономики. В широком смысле слова рыночная экономика это система экономических отношений, складывающаяся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств, для которых характерна свобода в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формирования и использования ресурсных… Читать ещё >

Содержание

  • л
  • Введение
  • Глава 1. Проблемы повышения эффективности банковской деятельности
    • 1. 1. Банки и рыночная экономика
    • 1. 2. Персонал коммерческих банков, содержание его труда
    • 1. 3. Организация труда как функция менеджмента в банковской. системе
  • Глава 2. Исследование системы организации труда персонала коммерческих банков
    • 2. 1. Организационная струвсгура коммерческих банков
    • 2. 2. Особенности организации труда персонала коммерческих банков
    • 2. 3. Оплата и стимулирование труда персонала коммерческих банков
  • Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организации труда персонала коммерческих банков
    • 3. 1. Бюджет рабочего и внерабочего времени служащих коммерческих банков.'
    • I. 3.2. Рационализация трудовых процессов в коммерческих банках
      • 3. 3. Менеджмент как система управления кадрами в коммерческих банках

Совершенствование организации труда персонала коммерческих банков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в стране идет процесс становления и развития рыночной экономики. В широком смысле слова рыночная экономика это система экономических отношений, складывающаяся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств, для которых характерна свобода в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формирования и использования ресурсных источников. Роль государства при этом ограничивается установлением и осуществлением косвенных регулирующих мер, направленных на достижение равновесных макроэкономических пропорций посредством налогообложения доходов, импортных и экспортных таможенных пошлин, бюджетных ассигнований и др. Рыночная экономика предполагает разнообразие форм собственности и путей превращения сбережений в инвестиции, личную и коллективную ответственность и материальную заинтересованность субъектов рынка в результатах труда.

С развитием рыночных отношений все более возрастающее значение приобретает деятельность Центрального и коммерческих банков.

Банк — это экономический институт, осуществляющий аккумуляцию денежных средств, размещающий средства, ведущий денежные расчеты, операции с ценными бумагами, выполняющий посредничество во взаимных платежах и расчетах между государствами, организациями, предприятиями (фирмами) и отдельными лицами. Центральный банк осуществляет также эмиссию денег.

Банк — это достаточно специфическая организация, которая берет деньги взаймы и отдает их в долг от своего имени. В отличие от финансовой компании, оперирующей деньгами клиентов, весь риск по обязательствам ложится на банк.

Повышение роли деятельности банков в условиях дальнейшего развития рыночной экономики увеличило и объем их работы. К январю 1998 г. население России хранило в коммерческих банках более 32 триллионов рублей. Поэтому вполне закономерно, что возросло число коммерческих банков, увеличилось число банковских служащих и на одно из первых мест встала проблема повышения эффективности деятельности персонала банков. Наличный аппарат банков, несмотря на рост его численности, не всегда справляется с многократно возросшим объемом работы. Как писала американская пресса более 20 лет тому назад: возникла задача «укрощения бумажного тигра», в настоящее время такая проблема возникла в банках России. Большим резервом ускорения документооборота служит совмещение различных операций во времени. Процесс конторского труда складывается из ряда простейших элементов: классификации, сортировки, подсчета, суммирования, записи. При ручном труде эти действия осуществляются одно за другим в определенной последовательности, а с применением машин и тем более автоматов, эти операции удалось совместить. Подсчеты и логические действия, осуществляемые в вычислительных машинах на основе электрических импульсов, проходящих по замкнутым схемам, достигли феноменальной, невиданной доселе скорости работы: каждое действие выполняется за ничтожные доли секунды. Не менее важное свойство электронно-вычислительных машин состоит еще и в том, что они могут самостоятельно действовать по заданной логической программе.

В 1997 году практически все Российские банки перешли на новые программные технологии. Сделать такой шаг их заставило введение с 1 января 1998 года Центральным банком России нового «Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях». Этот документ во многом определяет состояние и тенденции рынка банковских программных технологий в 1997 году. Новый двадцатиразрядный план счетов значительно отличается от действующего и приближается к международным стандартам бухгалтерского учета в банках. Отличия касаются многого: увеличения разрядности самих счетов, разделения активно-пассивных счетов на активные и пассивные, изменения логики корреспонденции счетов и т. д. Если перевести новый банковский план счетов на язык программных технологий, то становится ясно, что традиционным для многих банков «дописыванием» модулей сопряжения и конвертов уже не обойтись, поскольку изменения в бухгалтерском учете прямо затрагивают уровень ряда каждой автоматизированной банковской системы.

Для банков становится все более необходимым выбор программных решений, которые рассчитаны на перспективу совершенствования технологий и дают возможность защитить инвестиции в системе автоматизации. Время дешевых программных решений осталось в прошлом, поэтому очень важно задуматься об окупаемости затрат на системы автоматизации, в том числе за счет внедрения и использования передовых финансовых технологий, консолидированных в промышленных решениях.

В 1994 — 1995 годах при общем высоком уровне инфляции и доходности финансового рынка, основные задачи большинства банков сводились к учетным функциям, а аналитике и качеству управления не придавалось большого значения, поскольку решения, принятые «по наитию» если и были оптимальными, то все равно находились в зоне «приемлемой» доходности. Если ранее доходность каких-либо операций находилась на уровне 20−25%, то ошибка в 4−6% не была критической. При доходности операций в 8−12% такая ошибка грозит катастрофическими последствиями.

Развитие рынка технологий банковской автоматизации в РФ происходит в условиях, когда банков становится все меньше, еженедельно Центральный банк отзывает по несколько лицензий. Поэтому известную со второй половины 1995 года формулу состояния рынка банковских технологий и соотношения горизонтального и вертикального сегментов рынка можно сформулировать примерно так: горизонтальный рынок автоматизированных банковских систем в 1998 году будет находиться в состоянии неустойчивого равновесия. ^ Хотя новых банков уже почти не возникает, но всем действующим банкам понадобится замена систем автоматизации в связи с введением нового плана счетов. Одновременно с этим вертикальная составляющая этого рынка продолжит их динамичное развитие. Все большему числу банков необходимы более сложные программно-технологические решения, которые настоятельно требуют совершенствования организации труда работников банка.

Труд персонала банков характеризуется определенной степенью эффективности, на которую большое влияние оказывают многие факторы: это и степень применения новейших достижений науки и техники, и способности персонала и руководителей, их профессиональные знанияприменяемые методы и приемы труда, способы управления, опыт работы и многое другое. 1) Финансовые известия № 13 (364), Известия от 1997 г. 25 февраля.

Важнейшим фактором роста эффективности труда персонала банков является совершенствование организации труда. Однако именно вопросам организации труда банковских служащих до настоящего времени уделяется недостаточно внимания. Впрочем это касается не только организации труда банковских работников, но и в целом организации труда в народном хозяйстве страны. Так по оценкам специалистов^ многие руководители предприятий и органы управления экономикой стали вообще отвергать целесообразность нормирования труда в условиях рынка и приняли решение о ликвидации служб организации труда и заработной платы. Не лучшее положение в области совершенствования организации труда и в банках.

Вопросы совершенствования организации управленческого труда исследованы достаточно полно в работах отечественных ученых, изданных в 20 — 30-е годы (Гастев А.К., Ерманский O.A., Керженцев П. М., Струмилин С. Г. и др.), а также в 60 — 70-е годы (Дубровский Ю.Н., Попов Г. Х., Рофе А. И., Слезингер Г. Э., Терещенко В. И., Трапезников В. А. и др.). Что касается вопросов организации труда банковского персонала, то их специальному исследованию посвящены весьма немногочисленные работы отечественных и зарубежных ученых, интерес к которым проявился в нашей стране в последние годы в условиях бурного развития банковской системы. Среди авторов можно назвать Аганова Ю., Алавердова А., Бора М. З., Буевича И. Ю., Гаврилова М, М., Дэвида Полферин, Филип Фердо, Коробова Ю. И., Кларка Э. И. др.

2) Фильев В. И. Нормирование пгруда на современном предприятии.

М. 1997, стр. 3.

Вместе с тем проблемы совершенствования организации труда банковских работников в нашей стране представляются недостаточно разработанными, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

По нашему мнению можно предположить, что за счет совершенствования организации и стимулирования труда персонала банков можно повысить эффективность труда работников банка, если не в 2 раза, то в первое время после совершенствования организации их трудовой деятельности процентов на 10−15, что повысит качество банковской деятельности и увеличит объем выполняемой работы без увеличения численности персонала.

В печати, особенно в специальных научных журналах, изданных за последнее время, все больше появляется работ, посвященных инфляции, денежной эмиссии, инвестициям, различным вопросам деятельности банков, автоматизации банковских работников. Однако, особый практический и теоретический интерес имеет исследование вопросов, посвященным особенностям организации труда работников банковской системы, рассмотрению условий, в которых мероприятия по совершенствованию организации труда банковского персонала приносят наибольший эффект, а также анализу существующих недостатков в этой области и выявлению их причин.

Многие важные проблемы организации труда банковских работников не только не разрешены, но даже не поставлены. Анализ недостатков в области организации труда банковских служащих и их причин, изучение основных условий рациональной организации труда и факторов повышения его эффективности раскроют способы рационализации деятельности банковских работников, что будет способствовать удешевлению деятельности учреждений банковской системы и поможет решить ряд вопросов совершенствования организации труда банковских служащих.

Положение в экономике страны заставляет по новому осмыслить и переоценить ранее сделанные утверждения и рекомендации по решению проблем, связанных с совершенствованием организации труда служащих банков. Это и определило актуальность выбранной темы, обусловило необходимость исследования направлений, позволяющих наиболее эффективно увязать проблемы совершенствования организации труда работников с деятельностью банков в системе становления и развития рыночных отношений.

Цель настоящей диссертационной работы заключается в рассмотрении и изучении основных проблем совершенствования и повышения эффективности организации труда персонала коммерческих банков.

В соответствии с этим в исследовании поставлены следующие задачи:

— дать оценку существующему уровню организации труда служащих коммерческих банков и выявить причины имеющихся недостатковобосновать необходимость повышения уровня организации и эффективности труда персонала коммерческих банковизучить состояние организации и условий труда работников коммерческих банков;

— определить основные направления совершенствования организации труда и улучшения условий труда персонала коммерческих банков;

— разработать практические рекомендации, реализация которых будет способствовать совершенствованию организации труда персонала коммерческих банков, повышению эффективности его труда.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является организация труда работников коммерческих банков. Объект исследованиядеятельность Воронцовского филиала ОАО МАКБ «Возрождение», и других коммерческих банков.

Теоретической и практической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления персоналом, организации труда служащих, персонала коммерческих банковзаконы Российской Федерации о банках и банковской деятельности и другие нормативные документы. В диссертации использовались материалы Воронцовского филиала ОАО МАКБ «Возрождение», данные проведенных автором социологических опросов работников банка по использованию рабочего и внерабочего времени.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

— уточнено понятие и содержание организации труда банковских служащих, что позволило автору определить пути ее совершенствования;

— определено содержание и особенности трудовых процессов служащих коммерческих банковсистематизирована классификация отдельных видов и операций банковских работ, в целях внедрения автоматизированной технологии их проведения;

— впервые проанализирован бюджет рабочего и внерабочего времени служащих коммерческих банков и разработаны рекомендации по улучшению использования рабочего и внерабочего времени;

— проведен анализ сложившихся организационных структур коммерческих банков, разработана и внедрена оргструктура Воронцовского филиала ОАО МАКБ «Возрождение» — и.

— разработана и внедрена модель рациональной планировки и организации рабочих мест персонала Воронцовского филиала ОАО МАКБ «Возрождение» .

Практическая значимость исследования. Разработанные в диссертации предложения и рекомендации по совершенствованию организации и повышению эффективности труда банковских служащих по Воронцовскому филиалу ОАО МАКБ «Возрождение» могут быть использованы в практической деятельности других коммерческих банков, а также рекомендованы в качестве учебно-методических материалов при изучении дисциплины «Банковский менеджмент» .

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы внедрены в организации труда персонала Воронцовского филиала ОАО МАКБ «Возрождение», использованы в лекциях для студентов финансового факультета Академии труда и социальных отношений и отражены в следующих публикациях:

1. Оптимизация труда персонала коммерческих банков. М. «Универсум». 1997 г. 3,0 п.л.

2. Организация труда служащих, (в соавторстве). М. «Универсум». 1997 г. 1,5 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование основных проблем организации труда банковских служащих подтверждает ее решающую роль в повышении эффективности работы банков.

Банковская система является одной из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. По экспертным оценкам специалистов Всемирного банка, в российском секторе финансовых услуг занято порядка 500 тысяч человек, что для обслуживания 148 миллионов жителей страны явно недостаточно.

Анализ развития банковской системы показал, что ранее в СССР в условиях жесткой централизации денежных ресурсов и волевых методов управления полностью устранялись элементы конкуренции, состязательности и риска. В период с 1988 по 1991 г. г. началась реформа банковской системы СССР и России, результатом которой стало создание двухуровневой банковской системы и появление коммерческих банков, готовых обслуживать все виды хозяйственной деятельности.

Если до 1996 года в России происходило явно выраженное экстенсивное развитие банковской системы, то сейчас можно сказать, что в стране завершилось формирование кредитно-финансового сектора, который получил признание за рубежом и российская банковская система стала неотъемлемой частью мирового банковского сообщества. В то же время из 1800 действующих в России банков лишь 2% прошли международный аудит и соответствуют мировым стандартам.

В условиях становления и развития рыночных отношений банковская система выполняет триединую задачу: управляет системой платежей, накапливает сбережения населения, направляет их к фирмам и деловым партнерам, а также регулирует количество денег, находящихся в обращении. Важнейшую роль в реализации этой задачи играет персонал банка.

Персонал банков это работники умственного труда, относящиеся к категории служащих. Предметом и результатом их труда является информация, носителем которой служит документ, обеспечивающий юридическую значимость информации.

Для поддержания высокой конкурентоспособности каждому банку необходима высококачественная информационно-аналитическая служба. Это особенно важно потому, что информационная текучка скрывает истинные результаты, которые могут быть отслежены и определены пути скрупулезной и сложной работы аналитиков. Большинство же банков работает только по балансам и нормативам, вслепую, не зная, что они заложили сегоднябудущую прибыль или убытки.

Исследование показало, что информация, накапливаемая в отделах банка, по характеру группировки неприемлема для аналитика. Отсутствие системности приводит к дублированию в работе различных подразделений банка.

Для успешного менеджмента необходимы интегрированные данные, получаемые на стыке частных показателей подразделений. Например, показатели рентабельности банковских продуктов и услуг, коэффициенты внутренней рентабельности подразделений, различные рейтинги и т. д. Необходимые сведения для их расчета собираются из бухгалтерии, кредитного, валютного, фондового, экономического отделов. В диссертации сделан важный вывод, что только комплексный анализ синтетических показателей в совокупности с традиционным сравнительным анализом активов и пассивов, планируемых и полученных расходов и доходов позволяет успешно управлять ликвидностью банка. Все это свидетельствует о необходимости четкой и рациональной организации труда банковского персонала.

Современный этап развития экономики требует совершенствования организации труда персонала банков на научной основе. Использование накопленных наукой об организации труда данных и ее рекомендаций позволяет сделать многое для повышения эффективности труда банковских служащих.

Диссертационное исследование показало, что сегодня проблемы организации труда банковских работников не только не разрешены, но даже не поставлены. Анализ недостатков в области организации труда банковских служащих и их причин, изучение основных условий рациональной организации банковского труда являются важнейшими факторами повышения его эффективности.

В целях комплексного анализа организационной структуры коммерческих банков, определения особенностей организации, оплаты и стимулирования труда персонала в работе уточнено понятие организации труда банковских служащих. В работе подчеркивается, что это прежде всего процесс подготовки и осуществления мероприятий, направленных на совершенствование трудовых процессов в банках по классификации, сортировке, подсчету, суммированию, записи и анализу соответствующей информации, принятию решения для достижения наибольшего эффекта при выполнении банковской деятельности.

В диссертации разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию форм разделения и кооперации трудапроектированию эффективной трудовой среды, рационализации режимов труда и отдыхаорганизации рабочих мест, компьютерному оснащению зоны трудовых действий, ее рациональной планировке с учетом научно обоснованной технологии банковской деятельности.

В диссертации предлагается создать систему материального стимулирования, которая должна в первую очередь учитывать фактический вклад работников прибылеобразующих подразделений банка. Основой для определения норматива премиальных выплат является текущее финансовое состояние банка. Заработная плата персонала банков должна дифференцироваться в зависимости от занимаемой должности.

Важнейшей приоритетной задачей улучшения организации труда банковских служащих является совершенствование организационной структуры банков. Организационная структура банка как совокупность специализированных, взаимосвязанных подразделений в процессе «выполнения банковских операций определяет основные элементы организации труда — разделение и кооперацию труда.

Исходя из особенностей разделения и кооперации труда банковских служащих в диссертации разработана организационная структура управления Воронцовским филиалом ОАО МАКБ «Возрождение», которая предполагает необходимость оказания полного комплекса банковских услуг и рационализацию разделения труда. В диссертации обосновывается также вывод о том, что в реальной жизни специфика труда работников филиала банка диктует в большей степени необходимость развития и совершенствования кооперации труда. Предложенная и внедренная автором организационная структура филиала банка позволяет выполнять практически все виды банковских операций, определенных Генеральной лицензией банка и Положением о филиале, с оптимальной численностью персонала, обеспечивая при этом высокую рентабельность.

Проведенное исследование и практический опыт работы автора позволили сделать вывод о том, что совершенствование организации труда служащих коммерческих банков необходимо осуществлять, изучив все проблемы, связанные с использованием их рабочего и внерабочего времени.

В процессе работы над диссертацией были изучены бюджеты рабочего и внерабочего времени банковских служащих Москвы (78 человек) и других городов России (67 человек). Всего 145 человек. Из них: руководителей — 29 человек, ответственных исполнителей — 99 человек и технических исполнителей — 17 человек.

На основании полученных данных в диссертации сделаны выводы о необходимости улучшения использования рабочего и внерабочего времени служащих коммерческих банков.

Меняющееся представление о содержании и характере труда в условиях становления и развития рыночной экономики, свободном времени и качестве жизни предъявляют новые требования к кадровой политике коммерческих банков.

Многие коммерческие банки имеют свою службу, которая осуществляет работу с кадрами. Как правило это отделы кадров, выполняющие в основном функции по приему и увольнению работников и повышению их квалификации, что совершенно недостаточно для осуществления эффективной кадровой политики. В диссертации обосновывается предложение о целесообразности создания в банках структурных подразделений по управлению персоналом.

Рассматривая кадровую политику в системе менеджмента, автор исходит из того, что специалисты по управлению персоналом должны выполнять широкий объем функций по определению потребности в различных видах труда, отбору персонала, рациональной организации труда, его мотивам и оплате, планированию карьеры сотрудников, согласованию интересов работников и предпринимателей, исходя из принципов социального партнерства.

Главный практический результат диссертации это разработанная автором и внедренная в Воронцовском филиале ОАО МАКБ «Возрождение» модель рациональной планировки и организации рабочих мест, базирующаяся на разделении и кооперации труда банковских служащих. Эта модель позволила:

— автоматизировать технологию операционного дня;

— сократить бумажный документооборот внутри филиала;

— на условкях разового ввода информации создать возможность пользования ею любому подразделению в пределах разграничения доступа.

Внедрение модели позволило, в конечном итоге, оптимизировать численность персонала филиала банка, повысить уровень и качество предоставляемых банковских услуг, а также достигнуть высокой рентабельности.

Пирамидальная структура банка.

Организационная структура банка. 162.

Прзвгакёязче !РЗ.

Организационная структура банка.

Организационная структура банка в Росс nii с к о i i Федср, а ц и и.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСО» от 2 декабря 1990 г. № 395−1. С изменениями и дополнениями в соответствии с Законом РСФСР от 13 декабря 1991 г. № 2032−1 и Законом РФ от 24 июня 1992 г. № 3119−1.
  2. Закон РСФСР «О центральном банке РСФСР (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. № 394−1. С изменениями и дополнениями в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 65-ФЗ.
  3. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР» от 25 декабря 1990 г.
  4. Положение об акционерных обществах, принятое Советом Министров РСФСР 25 декабря 1990 г. № 601.
  5. В.А. Делопроизводство. Международный центр финансово-экономического развития. М. 1995.
  6. A.M. Финансовая отчетность банка. М. Менатеп Информ. 1995.
  7. С.А. Банковская система России: либеральные реформы и их последствия // Деньги и кредит. 1997. № 4. С. 40.
  8. Актуальные проблемы организации и нормирования труда при переходе к рынку. Ижевск. 1991.
  9. Адамецкий Кароль. О науке организации. М. «Экономика». 1972.
  10. Ю. Особенности и проблемы формирования персонала российских коммерческих банков //Деньги и кредит. 1995. № 7.
  11. П.Алавердов А. Служба персонала в системе коммерческого банка // Банковское дело. 1995. № 1.12. АИФ. 1990. № 15. C.l.
  12. Банки и банковские операции. Под ред. проф., чп.-корр. «РАЕН» Е. Ф. Жукова. М. «Банки и биржи». «ЮНИТИ». 1997.
  13. Банки Москвы: Справочник потребителя. М. ООО «Интербирж Плюс». 1997.
  14. Банковское дело: Справочное пособие. Под ред. к.э.н. Ю. А. Бабичевой М. «Экономика». 1995.
  15. Банковское дело. Под ред. О. И. Лаврушина. М. Банковский и биржевой научно-консультационный центр. 1994.
  16. Бор М.З., Патянко В. В. Стратегическое управление банковской деятельностью. М. 1995.
  17. И.Ю., Соколова E.H. О стимулировании работников коммерческих банков //Деньги и кредит. 1994. № 11−12. С. 69.
  18. Банковский персонал, подготовка, повышение квалификации и управление. «Международный банковский конгресс» Санкт-Петербург. 6−9июня 1995 г. СПб, 1995. *
  19. Банковская система России // Деньги и кредит. 1993. № 5.
  20. B.C. Организация труда и производительность на предприятиях в рыночных условиях хозяйствования: методический аспект. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. М. 1993.
  21. В.Х. Управление персоналом. Организационные аспекты. Красноярск. 1994.
  22. БСЭ. Второе издание. Том 48. С. 222. Шум.
  23. Э.Н. Регулирование деятельности коммерческого банка. М. Финстатинформ. 1995.
  24. В.Н. Организация производства в условиях рынка. Учеб. пособие. М. 1993.
  25. Всесоюзное совещение по организации труда (26−29 июня 1967 г.) Ред. коллегия Е.и. Капустин и др. м. 1968.
  26. Выявление разработка и внедрение передовых методов труда: Межотраслевые рекомендации. НИИ труда. М. 1980.
  27. А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. 2-е изд. М. «Экономика». 1972.
  28. М.М. Современная технология кадровой работы в банках // Деньги и кредит. 1996. № 3. С. 71.
  29. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы. Госкомэпиднадзор России. М. 1996.
  30. Горизонты науки и техники. Сборник статей. Пер. с англ. Из-во «Мир». М. 1969.
  31. Газета «Труд» от 10 сентября 1997 г. стр. 3.
  32. Дэвид Полферин, Филип Фердо. Основы банковского дела. ИНФРА. М. 1996.
  33. Делопроизводство и основные нормативные требования к документам. Учеб. пособие. М. 1994. С. 4. М. 1997.
  34. Ю.М. Система понятий и категорий научной организации труда. М. «Экономика». 1973.
  35. Ю.М. Система понятий и категорий научной организации труда. 2-е изд., доп. и перераб. М. «Экономика». 1974.
  36. А.П. Организация труда как фактор формирования уровня его содержания. Автореф. дисс. насоиск. уч. ст. канд. экон. наук. Л. 1989.
  37. O.A. Теория и практика организации. 5-е изд. M.-JI. 1993.
  38. С.С. Основные направления автоматизации Сбербанка России // Деньги и кредит. 1995. № 7. С. 20.
  39. B.C. подготовка и повышение квалификации кадров для коммерческих банков // Деньги и кредит. 1997. № 4. С. 26.
  40. В.Ф. «Как укрепить сердце». Из-во «Медицина» М. 1965 г.
  41. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. М. «Экономика». 1989.
  42. Кендэ Гастон. Развитие и совершенствование службы управления. М. 1970.
  43. В.И. Унификация документов управления. М «Экономика». 1979.
  44. Курс для высшего управленческого персонала Сокращенный перевод с англ. м. «Экономика». 1970.
  45. Ю.И. Маркетинг и структура банка // Деньги и кредит. 1995. № 4. С. 49.
  46. П.М. Принципы организации: Избранные произведения. М. «Экономика». 1968.
  47. Э. Сравнительный анализ деятельности российских и западных банков. Маркетинг. 1995. № 6.
  48. С. Научные основы административного управления. М. 1979.
  49. Коммерческие банки России. Справочник. Москва-Нью-Йорк. 1992.
  50. O.A. Центральный Банк и межбанковский рынок // Деньги и кредит. 1997. № 4.
  51. И. Практический менеджмент.
  52. Ланг 3. Руководить без конфликтов. М. «Экономика». 1990.
  53. Ю. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. М. 1997. № 8, 10, 13, 15.
  54. Менеджмент организации. Учебное пособие. М. Из-во ИНФРА-М. 1996.
  55. Методические проблемы экономики труда. Под ред. Е. И. Капустина. НИИ труда. М. 1970. Т. 1.
  56. Методологические проблемы теории организации. Л. «Наука». 1976.
  57. Ар. Оргпроектирование и вопросы организации труда // Организация управления. 1932. № 11−12 (5−6).
  58. А. Формирование стиля современного руководителя. М. 1992.
  59. Мак Нортон и др. Банки на развивающихся рынках в 2 т. Пер. с англ. М. «Финансы и статистика». 1994,
  60. В. Банковская система России: текущая ситуация и проблемы развития. Вопросы экономики № 11. 1995.
  61. В. Современное банковское дело. Опыт организации и функционирования банка США. М. МГУ. 1992.
  62. Новейшие тенденции в организации управления крупными фирмами США. Из-во «Наука». М. 1966.
  63. Обозрение «Финансовых известий». 22 апреля 1997 г. Стр. 3.
  64. Обозрение «Финансовых известий» № 29 от 28 апреля 1997 г. стр. 3.
  65. Общая теория денег и кредита. Под ред Е. Ф. Жукова. М. «Банки и биржи». ЮНИТИ. 1995.
  66. Основы организации труда на предприятии. Учебное пособие. М. «Экономика». 1994.
  67. Основы управления персоналом. Под ред. В. М. Генкина. Высшая школа.
  68. А. Предприимчивость руководителя. М. Политиздат. 1990.
  69. Опыт разработки и внедрения типовых проектов организации труда в промышленности. ВНМЦЕНТР, НИИ труда. М. 1984.
  70. О.А. Банковский менеджмент актуальная проблема. 1997. № 4. С. 26.
  71. Персонал технология: имидж менеджера. Советы руководителю. Л. 1993.
  72. Г. Х. Проблемы теории управления.
  73. Г. Х. Эффективность управления. М. «Экономика». 1985.
  74. А. Зарплата в банках растет быстрее активов. Комерсант. 1995. № 7.
  75. В. Коммуникативные качества руководителя. Спб. 1994.
  76. С., Рустомжи М. Искусство управления М. «Гранд». 1997.
  77. Российские банки. Справочники. М. 1995.
  78. Н.В. Об организации социально-психологической помощи банковским служащим // Деньги и кредит. 1996. № 3. С. 66.
  79. Н.А., Веселое П. В., Галахов В. В. «Организация управленческого труда». М. «Экономика». 1986.
  80. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону. «Феникс». 1995.
  81. С.Г. Проблемы экономики. Госкомиздат. 1957.
  82. Г. Э. Комплексный подход к внедрению научной организации труда залог повышения ее эффективности // Соц. труд. 1982. № 5.
  83. E.JI. Справочное пособие по НОТ. 3-е изд., доп. и перераб. М. «Экономику». 1986.
  84. A.M. Организация труда, производства и управления как единая система // Соц. труда. 1986. № 1.
  85. Травин. В В., Дятлов В. А. «Основы кадрового менеджмента». М. Дело. 1995.
  86. Типовое положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест. Госкомтруд СССР, Госплан СССР, Госснаб СССР, Госстрой СССР, Госстандарт СССР, ЦСУ СССР, ВЦСПС. М. 1986.
  87. Трудовой вклад и зарплата менеджеров. Финансист. 1995. № 40.
  88. В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М. ИПЦ «Вазар Ферро». 1994.
  89. H.A., Веселов П. В., Галахов В. В. «Организация управленческого труда». М. «Экономика». 1986.
  90. Финансовые известия № 13 (364), Известия от 25 февраля 1997 г.
  91. Финансовые институты России Справочник. Москва-Нью-Йорк. 1996.
  92. И.В. Использование автоматизированной системы «БАНК HERE» в банковском менеджменте и маркетинге // Деньги и кредит. 1994. № 7. С. 60.
  93. И.В. Комплексная система автоматизации малых и средних банков //Деньги и кредит. 1994. № 7. С. 63−65.
  94. Е.В. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. 2-е изд. перераб. и доп. М. Финансы и статистика. 1995.
  95. Экономика труда. Учебное пособие. Под ред проф. А. И. Рофе. М. МИК. 1995.
  96. М.М. Некоторые особенности коммерческих банков // Деньги и кредит. 1996. № 10. С. 47.
  97. A.M. и др. Организация труда служащих. М. Универсум. 1997.
Заполнить форму текущей работой